Презентация «Культура в эпоху дворцовых переворотов»
Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления
1слайд XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика.
Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы. В живописи на первый план выдвигается портрет. В архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского зодчества.
Я расскажу преимущественно о достижениях дворянской культуры.
Образование
Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось число солдатских гарнизонных школ.
Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. – Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в.
входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов.
Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России потребность в системе образования ощущалась все более остро. По инициативе императрицы разработка проектов школьного образования была поручена одному из ярких общественных деятелей того времени – 2 слайд И. И. Бецкому. Он был инициатором и женского образования.
Но деятельность И. И. Бецкого и реализация его плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образования. Для решения этого вопроса в 1782 г. организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие 4-классных и 2-классных народных училищ в Петербургской губернии.
3 слайд Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек.
Одним из главных событий середины XVIII в. было открытие первого высшего гражданского учебного заведения – Московского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломоносов.
Он разработал проект организации университета, добивался того, чтобы университет был бессословным и светским (так как в нем не преподавалось богословие). Он принял активное участие и в создании учебников.
Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев.
Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки.
Наука
4 Слайд Значительного уровня развития достигла в XVIII в. русская наука. М. В. Ломоносов (1711–1768) был выдающимся ученым XVIII в., интересы которого охватывали различные области наук. Главная его заслуга состояла в основании и открытии Московского университета (1755 г.).
5 слайд В XVIII в. растет интерес российского общества к своему историческому прошлому, появляются историографические труды. Первый русский историк В. Н. Татищев (1686–1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен». Вслед за Татищевым появляются исторические труды:
1) М. В. Ломоносова;
2) М. М. Щербатова;
3) И. Н. Болтина;
4) И. И. Голикова;
5) Г. Ф. Миллера и др.
В 70—80-е гг. XVIII в. на страницах периодической печати публикуются исторические документы.
6 слайд Ряд интереснейших достижений характеризует развитие технической мысли в России. Но в большинстве случаев технические новшества не находили применения. Одним из известнейших изобретателей того времени был И. П. Кулибин (1735–1810).
7 слайд Широкое развитие получили физико-географические исследования и естествознание. В 1724 г. по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Итоги этой экспедиций грандиозны: описаны богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по географии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п.
8 слайд Литература и общественная мысль. Театр
В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов.
Наиболее ярко это проявилось в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции, а также у раннего представителя классицизма XVIII в. – А. Д. Кантемира.
Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта В. К Тредиаковского (1703–1769). 9 слайд Отстаивая чистоту русского литературного языка, М. В. Ломоносов создает учение о трех литературных «штилях».
Крупнейшим русским поэтом конца XVIII в. был Г. Р. Державин (1743–1816).
10 слайд На исходе XVIII в. наблюдается отход от классицизма, преодоление сентиментализма и формирование реалистических тенденций. Раньше всего это проявилось в творчестве Д. И. Фонвизина (1745–1792) – создателя социальной комедии.
Основоположником русского сентиментализма считается писатель, историк, носивший прозвище «Колумб русской истории», автор «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин (1766–1826).
11 слайд Крупнейшей фигурой русской общественной мысли является А. Н. Радищев (1749–1802).
Занимая пост военного прокурора, в годы пугачевского восстания он познакомился с делами беглых рекрутов, в которых как в зеркале, отразились порядки крепостной России. Это подвело Радищева к мысли о необходимости крестьянской революции в России.
В своем литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он осуществил переход от литературного жанра сентиментализма к критическому реализму.
12 слайд Во второй половине XVIII столетия в России происходит развитие журналистики. С конца 1750-х гг. появляются первые частные журналы. Среди них «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова.
В основном это были дворянско-сословные издания. В период правления Екатерины II развернулась деятельность просветителя Н. И.
Новикова (издатель сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», издатель словарей, детских, женских журналов).
13 слайд В XVIII столетии в России довольно широкое развитие получило театральное искусство. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П. Б. Шереметьева и Н. П. Шереметьева. В труппе Шереметева блистала знаменитая крепостная актриса и певица П. И. Ковалева-Жемчугова (1768–1803).
Интересную эволюцию в XVIII в. претерпевает музыкальное творчество. В дворянской среде широко распространяется русская народная песня, а также стилизация под народный склад песни.
14 слайд Живопись
Характерная черта живописи XVIII в. – освобождение от культовой тематики. Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Реализм начинает проявляться в портретах Л. П. Антропова (1716–1795). Успешно работал в жанре портрета крепостной художник Шереметева И. П. Аргунов (1729–1802).
Русское портретное искусство этого времени имеет мировое значение, особенно выделяются три мастера:
1) Дмитрий Левицкий;
2) Владимир Боровиковский;
3) Федор Рокотов.
Наряду с пышным парадным портретом в творчестве Ф. С. Рокотова (1736–1808) появляется портрет неофициальный, интимный, все внимание в котором обращено не на пышные одежды, а на лицо человека.
15 слайд Многообразно и широко представлено творчество Д. Г. Левицкого (1735–1822). Парадные портреты Левицкого, восхищающие великолепием одежд, передают богатство предметной фактуры.
Примеры тому – портрет богатейшего заводчика П. А. Демидова; серия портретов благородных воспитанниц Смольного института – подростков-девочек в образе светских дам (Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и др.). Д. Г.
Левицкий писал портреты Дидро, Екатерины П.
16 слайд Продолжателем традиций Левицкого был В. Л. Боровиковский (1757–1825), в портретах которого искусство психологизма достигло вершины совершенства.
Мастер близок к сентиментализму (портреты мечтательной и томной М. И.
Лопухиной – один из лучших образцов этого жанра; царицы Екатерины II, гуляющей в саду в простой одежде, без всяких атрибутов ее царственного положения, за который Боровиковскому присудили звание академика).
1,слайд Архитектура, скульптура
В 1-й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины, скульптур, колонн. Во 2-й половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм.
18 слайд Наиболее яркой фигурой середины XVIII столетия был В. В. Растрелли (1700–1771). Его основными архитектурными шедеврами являются:
1) дворец в Петергофе;
2) дворцовый ансамбль в Царском Селе;
3) Смольный монастырь под Петербургом.
Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комплексы и т. п. В 1754–1762 гг. Растрелли возвел новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I.
19 слайд Во 2-й половине XVIII в. появляется ряд крупнейших талантливых русских зодчих. В их деятельности русский классицизм обрел свои основные черты. В. И. Баженов (1737–1799) – великий русский зодчий, один из первых представителей русского классицизма. Его постигла трагическая судьба: проект грандиозного дворца в Московском Кремле был одобрен, но не осуществлен.
Вторая его работа – проектирование и строительство царского загородного дворца в селе Царицыно под Москвой – была доведена до окончания постройки, но, по приказу Екатерины II, разрушена за близость Баженова к Новикову. Долгие годы В. И. Баженов выполнял заказы частных лиц, и только в 90-е гг. XVIII в. создал проект Михайловского замка, построенного для Павла I в 1797–1800 гг.
архитектором Бренна.
Наряду с дворцово-парковой архитектурой в XVIII столетии все большее значение приобретает строительство зданий общественного назначения. Одной из первых построек подобного типа является знаменитое Адмиралтейство в Петербурге работы русского архитектора И. К Коробова (1700–1747).
20 слайд В строительство крупных общественных сооружений в Москве большой вклад нес великий русский зодчий М. Ф. Казаков (1738–1812). Будучи одним из учеников и почитателей В. И. Баженова, он продолжил совершенствование особенностей русского классицизма, сделал его еще более строгим и простым. Замечательный пример творчества Казакова – Сенатское здание в Московском Кремле.
Одновременно с русскими зодчими в России успешно работали и иностранцы. Среди них наиболее талантливыми были шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги.
21 слайд Одним из первых образцов классицизма стало огромное здание Академии художеств, возводившееся на протяжении четверти века (1763–1788 гг.).
Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекторы, то есть своего рода центр искусств, задумал еще Петр I.
Этот замысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствования – в 1757 г. в Петербурге.
22 слайд Архитектор И. Е. Старов (1745–1808) также придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение – Таврический дворец князя Г. А. Потемкина-Таврического в Петербурге (1783–1789).
Им построен и собор Александре-Невской лавры.
Именно Старов создал классический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками), вынесенными вперед (эта схема очень понравилась русским помещикам).
23 слайд Наконец, нельзя не упомянуть о великолепных достижениях русских скульпторов XVIII столетия. В числе первых стоит знаменитый Ф. И. Шубин (1740–1805).
Тенденции реализма, острая портретная характеристика выражены в его творчестве четко, рельефно. Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр.
Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает скульптуре особую живость и выразительность.
В области декоративной скульптуры в эту эпоху работала целая плеяда выдающихся мастеров:
1) Ф. Г. Гордеев;
2) М. И. Козловский;
3) И. П. Прокофьев;
4) Ф. Ф. Щедрин;
5) И. П. Мартос.
24 слайд Они дали замечательные образцы декоративной и монументальной скульптуры. Особо следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716–1791). 25 слайд В целом в конце XVIII—начале XIX вв.
публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Поэтому очень популярным был М. И.
Козловский (1753–1802), так как в своем творчестве он обращался в основном к античной мифологии и библейским преданиям.
Источник: https://edupres.ru/prezentatsii-po-istorii/10-klass/file/21852-kultura-v-epokhu-dvortsovykh-perevorotov
Эпоха дворцовых переворотов | История культуры
Перенапряжение сил страны в годы петровских преобразований, нарушение традиций, насильственные методы реформирования вызывали неоднозначное отношение кругов русского общества к петровскому наследию и создавали условия для политической нестабильности.
С 1725 года — после смерти Петра I — и до прихода к власти в 1762 Екатерины II сменилось 6 монархов и множество политических сил, стоящих за ними. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем.
И именно поэтому данный период с легкой руки историка Ключевского был назван эпохой дворцовых переворотов.
Основная причина, которая легла в основу дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. Было бы весьма упрощенно считать, что раскол произошел по линии принятия и непринятия реформ.
И так называемое новое дворянство, которое выдвинулось в годы Петра благодаря своему служебному рвению, и аристократическая партия пытались смягчить курс реформ, надеялись в той или иной форме дать передышку обществу и, конечно, в первую очередь себе.
Но каждая из этих групп отстаивала свои интересы и привилегии, что и создавало питательную почву для внутриполитической борьбы. Дворцовые перевороты были порождены острой борьбой различных группировок, борьбой за власть.
Как правило, эта борьба сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол.
Активную роль в политической жизни страны в этот период стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную опору самодержавию.
Гвардия к тому же взяла на себя право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее возлюбленный император. Следует заметить, что немаловажную роль сыграла отчужденность народных масс от политики.
Пассивность этих народных масс служила благоприятной почвой дворцовых интриг и переворотов.
В значительной степени дворцовые перевороты были спровоцированы так же нерешенностью проблемы престолонаследия в связи с принятием указа 1722 года. Этот указ сломал традиционный механизм передачи власти и отныне каждый родственник, имевший так или иначе отношение к династии Романовых, мог претендовать на престол, заручившись поддержкой гвардии.
Шесть государей и государынь, которые правили в эпоху дворцовых переворотов, были лицами разных возрастов, несхожих характеров и вкусов. Однако имели и много общего.
Прежде всего, никто из них не отличался высоким интеллектом. Большинство оказались на троне вообще волей случая. И еще одно объединяло их.
В годы их правления абсолютная власть монарха была использована не во благо нации и государства, а для удовлетворения личных прихотей.
Петр I считал себя слугой государства. Он считал, что цель служения – достижение общего блага. Вся жизнь Петра Великого и кипучая деятельность была подчинена этой цели. В противовес этому приемники Петра, хотя изредка и говорили об общем благе, в итоге делали это по инерции или в силу внешнего подражания.
Личное же участие в управлении государством не простиралась далее того, что относилось к нарядам и развлечениям, жизни двора и капризам фаворитов.
Никто из них, подобно Петру Великому, не занимался законодательством, не вел дипломатических переговоров, не водил войска на поле сражения, не составлял регламентов, а также личным примером не воодушевлял подданных на подвиги в труде и ратном деле.
На первый взгляд, в эти оценки деятельности преемников Петра I не укладываются такие меры, как ограничение срока службы дворян, отмена внутренних таможенных пошлин, основание московского университета. Но какое отношение ко всем этим акциям имели те же Анна Иоанновна, Елизавета Петровна или Петр III?
Далее — Вельможи и фавориты
Источник: http://www.CulturHistory.ru/epoxa-dvorcovyx-perevorotov
Россия в период дворцовых переворотов
«Эпоха дворцовых переворотов» — принятое в российской исторической науке название периода с 1725 г. (смерть Петра І Великого) по 1762 г. (воцарение Екатерина ІІ Великой), когда в Российской империи смена власти происходила главным образом путём дворцовых переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков
Предпосылки дворцовых переворотов:
- Дело царевича Алексея – сына Петра І
- 5 февраля 1722 г. – указ Петра І о наследии престола – право монарха назначить себе наследника
Последствия указа:
- Нарушение сложившегося порядка наследования престола по старшинству
- Увеличение числа претендентов на престол
- Придание захвату верховной власти видимости законности
Екатерина І (1725 – 1727 гг.)
(Екатерина I (Марта Самуиловна Скавронская, в браке Крузе; после принятия православия Екатерина Алексеевна Михайлова;) — российская императрица с 1721 года как супруга царствующего императора, с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.
В её честь Петром I учреждён орден Св. Екатерины (в 1713 году) и назван город Екатеринбург на Урале (в 1723 году). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (выстроенный при её дочери Елизавете).
После смерти Петра I А. Д.
Меньшиков способствовал воцарению Екатерины I, стал фактическим правителем России (1725—1727): «первый сенатор», «первый член Верховного тайного совета» (1726), при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск (12 мая 1727). В сентябре 1727 года подвергся опале, лишён имущества, званий, наград и сослан с семьёй в Сибирь, где через два года умер.
1725 г. – открытие Академии наук
Экспедиции В. Беринга на северо-восточную оконечность Азии
8 февраля 1726 г. – создатель Верховного тайного совета как совещательного органа при монархе (А.Д. Меньшиков, герцог Карл Фридрих, Ф.М. Апраксин, Д.М. Голицын, Г.И. Головкин, А.И. Остерман, П.А. Толстой)
1726 г – запрет ухода крестьян на промыслы без разрешения помещика
Продолжение политики Петра І
Пётр ІІ (1727 – 1730 гг.)
(Пётр II Алексеевич — российский император, сменивший на престоле Екатерину I.
Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. Пётр не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил.
Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения — Долгоруковы.)
1728 г. – прекращение строительства линейных кораблей и фрегатов для флота
1726 г – перенос столицы из Санкт-Петербурга в Москву
Анна Иоанновна (1730 – 1740 гг.)
Анна Иоанновна (Анна Ивановна) — российская императрица из династии Романовых.
Четвертая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 2,5 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии.
После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет.
Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.
Изменения в управлении:
1730 г. – упразднение Верховного тайного совета
1731 г – создание Кабинета министров (Г.И. Головкин, А.М. Черкасский, А.И. Остерман)
1732 г. – возвращение столицы в Санкт-Петербург
Социальная поддержка дворянстваи расширение их привилегий:
1731 г. – отмена петровского указа о единонаследии. Имения дворян – их полная собственность
— передача функции сбора подушной подати помещикам
1736 г. – сокращение срока службы дворян до 25 лет
— определение наказания за побег крестьян помещиком
Военная реформа:
1731 г. – создание Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для подготовки офицеров из дворян
1732 г. – учреждение Измайловского и Конного гвардейских полков
Усиление роли Тайной розыскных дел канцелярии. Борьба с оппозицией
- Расправа с верховниками, казнь многих из родов Голицыных и Долгоруких, отправление других в ссылку
1740 г. – казнь А.П. Волынского, П.М. Еропкина, А.Ф. Хрущева и ссылка других участников «заговора» Волынского (А. П. Волынский с 1738 года кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны. Противник «бироновщины». Во главе кружка дворян составлял проекты государственного переустройства. Казнён).
Внешняя политика:
1733 – 1735 гг. – русско-польская война. Польский престол занял Август ІІІ, что отвечало желаниям России и укрепило её позиции а Речи Посполитой
1735 – 1739 гг. – русско-турецкая война. Белградский договор России и Турции (1739 г.):
- Россия возвращала Турции Очаков и Кинбурн
- Азов оставался в нейтральной зоне, его укрепления предписывалось разрушить
- Росси запрещалось иметь корабли на Чёрном и Азовском морях.
Россия добилась частичной отмены Прутского мира, но по-прежнему не получила доступа к Черному морю
1731 г. – начало присоединения Казахстана к России. (принятия Младшего жуза)
Иван VI Антонович (1740 – 1741 гг.)
Иван VI Антонович (1740—1764) — император (1740—1741), правнук Ивана V, сын Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоанновны, и герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. По завещанию Анны Иоанновны за младенца правил Э. Бирон, а с его свержением — Анна Леопольдовна.
После переворота Елизаветы Петровны (1741) свергнут с престола и содержался в Холмогорах Архангелогородской губернии. В 1756 г. тайно переведен в Шлиссельбургскую крепость как неизвестный узник. В 1764 г. был убит стражей при попытке поручика В. Я.
Мировича освободить его из заключения и провозгласить законным императором вместо захватившей престол Екатерины II.
- Амнистия ряда категорий арестованных, возвращение из тюрем и ссылок представителей семей Голицыных, Долгоруких и др.
- Разрешение всем строить каменные дома во всех городах империи
Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.)
Елизавета Петровна — российская императрица, дочь Петра I и Екатерины I. Возведена на престол гвардией. В ее царствование были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры России и во внешней политике, чему способствовала деятельность Михаила Ломоносова, П. И. и И. И. Шуваловых, А. П. Бестужева-Рюмина и др.
Еще до воцарения у Елизаветы Петровны начался роман с украински певчим А. Г. Разумовским, с которым, как считается, императрица тайно венчалась в 1742. Разумовский получил графский титул, ордена, звания и крупные пожалования, однако в государственных делах участия почти не принимал. Позднее фаворитом Елизаветы стал И. И.
Шувалов, который покровительствовал просвещению. По его инициативе в 1755 был основан Московский университет, а в 1760 — Академия художеств. Правление Елизаветы было временем расцвета русской культуры и науки.
В целом царствование Елизаветы Петровны было временем политической стабильности, укрепления государственной власти и ее институтов, окончательного закрепления в русском обществе результатов петровских реформ
Императрица Елизавета Петровна провозгласила, что продолжает политику своего отца — Петра Великого.
Изменения некоторых структур государственного управления:
- Ликвидация Кабинета министров и восстановление роли Сената как высшего органа исполнительной и судебной власти
- Создание личной императорской Канцелярии (управляющим её делами был назначен барон И. А. Черкасов.
Замена смертной казни каторгой, наказанием кнутом, клеймением, пожизненным заковыванием в кандалы
1744 – 1747 г. – проведение переписи податного населения. Упорядочение системы налогообложения
1753 г. – учреждение первых в России государственных заёмных банков – Дворянского и Купеческого
1754 г. – отмена внутренних таможенных пошлин
1754 г. – начало Генерального межевания помещичьих владений
Усиление крепостничества:
1742 г. – запрет крепостным крестьянам по собственной воле поступать на военную службу
1747 г. – разрешение дворянам продавать своих крестьян в рекруты
1760 г. – предоставление помещикам ссыласть неугодных крестьян в Сибирь
Внешняя политика:
1741 – 1743 гг – русско-шведская война. Абоский договор (1743 г.) – сохранение Россией своих позиций на Балтике, подтверждение условий Ништадтского мира
1740 – 1743 гг. – продолжение добровольного вхождения Казахстана в состав России (вхождение Среднего жуза)
1756 – 1763 гг. -участие России в Семилетней войне ( война коалиции Австрии, России, Франции, Саксонии, Швеции и Испании против Пруссии и Великобритании)
- Разгром русскими войсками прусской армии Фридриха ІІ Великого:
1757 г. – у деревни Гросс-Егерсдорф.
1758 г. – у Цорндорфа
1759 г. – при деревне Кунерсдорф
- Взятие русскими войскам Берлина (1760 г.)
- Взятие русскими войскам Кельберга (1761 г.)
Присоединение к России Восточной Пруссии (г. Кёнигсберг и окрестности)
Пётр ІІІ (1761 – 1762 гг.)
Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Пе́тер У́льрих, — российский император в 1762, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле.
C 1745 года — владетельный герцог Гольштейн-Готторпа.
После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, Екатерину II, и вскоре лишился жизни.
Личность и деятельность Петра III долгое время расценивались историками единодушно отрицательно, однако затем появился и более взвешенный подход, отмечающий ряд государственных заслуг императора, который продолжал политику Петра I по укреплению самодержавной власти.
Во времена правления Екатерины за Петра Фёдоровича выдавали себя многие самозванцы (зафиксировано около сорока случаев), самыми известными из которых были Емельян Пугачёв и Степан Малый в Черногории.
Внешняя политика:
- Выход из Семилетней войны. Возврат завоёванных территорий, переход от конфронтации к союзу с Пруссией,
- Начало подготовки к войне со Швецией (в интересах Пруссии)
Изменения в управлении:
Январь 1762 г. – роспуск Конференции при Высочайшем дворе и передача вопросов, которыми она ведала Сенату
21 февраля 1762 г. – уничтожение Тайной канцелярии, ведавшей политическим сыском
- Амнистия Миниху, Бирону и другим осуждённым политическим деятелям
- Амнистия по отношению к старообрядцам
- Уравнение в правах протестантской церкви с православной
16 февраля 1761 г – секуляризация (передача в государственную собственность) церковных земель
18 февраля 1762 г. – Манифест о вольности дворянской. Освобождение дворян от обязательной государственной службы
28 марта 1762 г. – указ о свободе внешней торговли, расширении экспорта хлеба и сельскохозяйственной продукции. Запрещение ввоза товаров, производство которых могло быть развито в России
Россия в период дворцовых переворотов
Источник: https://i100rik.com.ua/rossiya-v-period-dvortsovyih-perevorotov/