Продолжение политики реформ. земское и городское самоуправление, судебная, военная и другие реформы

Реформы Александра II – кратко – Русская историческая библиотека

Датой крестьянской реформы Александра II обычно считается 19 февраля 1861, когда был издан знаменитый манифест о ней. Однако это не совсем точно. Манифестом 19 февраля были освобождены лишь частновладельческие (дворянские) крепостные – около 55% крестьянства России.

Ещё 45% составляли крестьяне удельные (принадлежавшие лично царю) и государственные. Для первой из этих двух категорий реформа была проведена в июне 1863 года, для второй в 1866 году – на условиях, схожих с освобождением крестьян помещичьих, но при лучшем земельном наделении.

Всеми этими мероприятиями крепостное право было отменено навсегда. Крестьяне не только освобождались от него, но и получали от помещиков и государства земельные наделы. Общая площадь этих наделов по стране примерно равнялась той, которой крестьянство пользовалось в крепостном состоянии.

Обратите внимание

В черноземных губерниях освобождаемые получили несколько меньше, там часто практиковались отрезки у них; но в северных, нечернозёмных губерниях, где земля была гораздо дешевле, её крестьянам часто даже прирезали. В целом по стране отрезки и прирезки приблизительно компенсировали друг друга.

К рубежу XIX-XX веков средний размер участка крестьянской семьи равнялся 7 десятинам (около 7,7 га) – гораздо больше, чем в большинстве западноевропейских стран.

Теоретически договор об уступке земли помещиками в пользу крестьян должен был заключаться путём добровольного соглашения сторон при участии назначаемых из образованного слоя мировых посредников.

Но фактически размеры участков были предусмотрены государственными Положениями о реформе, и помещик мог торговаться лишь о том, где именно будут проведены границы между его и крестьянскими угодьями.

Реформа 1861 года отдала крестьянам около половины всех удобных земель России (не считая тундры, тайги, засушливых степей и т. п.). Земля же тогда (при ещё сравнительно слабом развитии промышленности) составляла львиную долю национального производительного капитала.

Для сравнения: по «ваучерной» реформе «либералов» Чубайса и Гайдара начала 1990-х годов в руки народа, по подсчётам авторитетных экономистов, перешло лишь 0,05% общенациональной собственности.

Полученные наделы крестьянам надо было выкупать. До выработки соглашения с помещиками крестьяне считались временнобязанными – т. е. перестав находиться в личной зависимость от дворян, продолжали исполнять большую часть прежних оброков и работ на них.

После соглашения стоимость земли за крестьян сразу вносила казна. Вслед за этим крестьянин обретал свободу уже окончательно, а полученную ссуду возвращал в казну с рассрочкой на 49 лет (выкупные платежи).

Важно

Не все крестьяне затем уплатили выкупные платежи целиком: недоплаченный их остаток был «прощён» государством в эпоху реформ Столыпина.

Крестьянская реформа 1861 в корне переустроила социальный уклад России. Александр II получил за неё почётное имя Царя-Освободителя.

Памятник царю-освободителю Александру II в Москве у храма Христа Спасителя

Автор изображения – Ketrin.sv

Земская реформа Александра II

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было опубликовано 1 января 1864 года. Оно реформировало местное самоуправление России, заменив прежние сословные учреждения Екатерины II внесословными.

Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие определенным имущественным цензом, а также (коллективно) крестьянские общества получили право избирать (на три года) представителей («гласных») в уездные земские собрания.

Эти собрания собирались в полном составе лишь время от времени, но имели и свой постоянный орган – избираемую ими из собственной среды уездную земскую управу. Земства создавались в пределах не только уездов, но и губерний.

Губернское земство избиралось уже не прямо населением, а съездом депутатов уездных земских собраний. Этот съезд формировал губернское земское собрание, чьим постоянным органом являлась губернская земская управа.

Земства получили в своё ведение довольно широкий круг дел. К нему относились: народное образование, попечение о здравоохранении граждан, о продовольствии, содержании дорог, ветеринарии. Всё это требовало немалых средств – и земские учреждения получили право облагать население сборами и повинностями на местные нужды.

До земской реформы Александра II самоуправление в городах и уездах находилось в руках одного дворянского сословия, теперь же оно стало общегражданским.

Доступ к земским выборам не был равным для всех, он основывался на размерах имущества, но всё же был очень широк (крестьянство участвовало в выборах почти целиком, хотя и не в «равной численной пропорции» с более состоятельными людьми).

Недостатками земской реформы 1864 некоторые исследователи считают узость права обложения, не дававшую местным органам крупных средств, а также отсутствие наряду с губернским и уездным – общероссийского земства.

Городская реформа Александра II

Являлась продолжением земской реформы. «Городовое положение» 18 июня 1870 года распространило местное самоуправление кроме уездов и губерний ещё и на города.

Все горожане, платящие городские повинности со своей земли, торга или промысла, получили право избирать (на четыре года) гласных в городскую думу, которая должна была ведать городское хозяйство так же, как земства ведали хозяйство уездное и губернское. Избирательное право и в городах было неравным.

По реформе 1870, оно основывалось на прусской системе трёх курий. Из списка всех плательщиков городских налогов сперва отсчитывались те, кто платил наивысшие налоги, пока не составлялась треть общей суммы – эти лица составляли первую курию.

Совет

Плательщики следующей трети налогов (уже гораздо большие в числе) составляли вторую курию, а все остальные – третью. Каждая курия выбирала равное число гласных думы. Такой порядок выборов давал преобладание более образованным и подготовленным к общественной деятельности слоям.

Дума избирала из своей среды городского голову и членов постоянно действующего органа – городской управы. Подобно земствам, городские думы, имели право облагать городских жителей налогами и сборами на местные нужды. Они были подчинены не местной администрации, а прямо Сенату; губернаторы же лишь следили за законностью их постановлений.

Судебная реформа Александра II

20 ноября 1864 были изданы «Судебные уставы», изменившие старые формы российского судопроизводства. Вместо сословных судов Екатерины II был учрежден суд бессословный.

Он стал теперь открытым и гласным, с участием сторон – тогда как прежние суды решали дела за закрытыми дверями, в отсутствие истца и ответчика. И по гражданским, и по уголовным делам судебная реформа 1864 вводила состязательный процесс, с прокурором и адвокатом.

Назначаемые по очереди из обычных граждан присяжные должны были, выслушав судебные материалы, по совести ответить на вопрос: виновен ли подсудимый? На основании вердикта присяжных суд постановлял либо о применении нужной карательной статьи, либо об освобождении оправданного подсудимого.

(Компетенция суда присяжных, правда, не распространялась на дела о государственных и некоторых служебных преступлениях, а также на дела о печати.) Судьи получили несменяемость и независимость от администрации.

Военная реформа Александра II

1 января 1874 был обнародован «Устав о всеобщей воинской повинности», разработанный под руководством военного министра Д. Милютина. Вместо прежних рекрутских наборов армия стала пополняться ежегодным призывом юношей 21-летнего возраста.

Из них в войска отправлялись далеко не все. Правительство определяло каждый год нужное число новобранцев и брало из всех призывных только это число. Взятые в службу числились в ней 15 лет: 6 лет в строю и 9 в запасе.

Льгота первого разряда предоставлялась единственному сыну у родителей, единственному внуку у бабки и деда, и единственному брату-кормильцу при малолетних сиротах – братьях и сестрах. Льгота второго разряда давалась тем, у кого были лишь братья моложе 18-лет.

Льгота третьего разряда предоставлялась лицам, непосредственно следующим за братом, уже взятым в военную службу, хотя бы в семье были и другие способные к труду братья.

Не имевшие никаких льгот зачислялись в число новобранцев в порядке вынутых номеров жребия, пока они не давали количества, установленного правительством на этот год.

Если одних безльготных не хватало, то призывались, опять-таки по жребию, те, кто имел льготу третьего, а затем и второго разряда; но имевшие льготу первого разряда могли быть призваны лишь по высочайшему повелению. Были и льготы по образованию. Для лиц с высшим образованием шестилетний срок службы сокращался до полугода; для лиц со средним образованием, – до двух лет. Для кончивших городское или уездное училище служба был трехлетней, а для кончивших начальные училища – четырехлетней.

Вместо суровой солдатской муштровки, основанной на взысканиях и наказаниях, Милютин ввёл разумное и гуманное воспитание солдата, который теперь выполнял не тяжкую сословную повинность, а священный гражданский долг защиты отечества.

Финансовые реформы Александра II

Необходимость финансовых реформ особенно ясно ощущалась после разорительной Крымской войны. Этими реформами при Александре II был установлен точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам.

Общая государственная роспись доходов и расходов стала ежегодно публиковаться во всеобщее сведение. Было введено «единство кассы», подчинявшее все казённые расходы контролю министра финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само управляло ими.

За правильностью исполнения смет должен был следить заново преобразованный государственный контроль.

Обратите внимание

Реформе подверглась и налоговая система. Одним из важнейших новшеств в этой сфере была отмена винных откупов (1863). Налоги с продажи спиртного всегда составляли в России заметную часть бюджета.

С 1826 правительство, по предложению тогдашнего минфина, Канкрина (сына раввина), стало сдавать право виноторговли в той или иной местности на откуп узким группам предпринимателей, но с 1863 вино могло продавать всякое частное лицо при условии платежа акциза в казну.

Улучшить состояние финансов помогли также пошедшая в необычайно широких масштабах прокладка железных дорог и быстрый рост банковской деятельности.

Реформы Александра II в области печати

Едва вступив на трон, Александр II смягчил цензуру печатных изданий, которая в последние годы его отца была очень строгой. Затем, 6 апреля 1865, были обнародованы «Временные правила о печати». По этому закону цензура сохранилась лишь для брошюр и небольших сочинений.

Толстые книги (свыше 160 страниц оригинальные, свыше 320 страниц переводные), а также журналы и газеты могли выходить в свет без предварительной цензуры, хотя издатели и редактора отвечали перед судом, если в книгах и прессе потом нашли бы что-либо противозаконное.

За резкие антиобщественные выходки журналам и газетам объявлялись «предостережения». После третьего предостережения издание запрещалось.

Реформы Александра II в области образования

В области образования при Александре II был опубликован университетский устав 1863, предоставлявший самоуправление профессорской корпорации. В 1871 реформа министра народного просвещения Д.

Толстого внедрила в гуманитарных гимназиях классическую систему обучения, а технические гимназии заменила реальными училищами. Эпоха Александра II ознаменовалась быстрым развитием женского образования, в том числе и высшего. Под руководством профессора К. Н.

Бестужева-Рюмина в Петербурге были открыты (1878) знаменитые «высшие женские курсы» («бестужевские»). Заметные успехи были достигнуты и в сфере низшего, народного, образования. Кроме церковно-приходских школ появился новый тип светской начальной школы.

До конца царствования этих новых школ были открыты десятки тысяч. Подробнее обо всём этом – см. в отдельной статье Реформы Александра II в области образования – кратко.

Читайте также:  Сталинградская наступательная операция 1943 года (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.)

Реформы Лорис-Меликова

Ряд покушений на царскую семью, особенно взрыв Халтурина в Зимнем дворце (1880), свидетельствовали о значительном росте революционного движения, с которым стало соединяться и либеральное.

Признав незавершённость некоторых своих прежних преобразований, Александр II решил поручить дальнейшую их разработку генералу Лорис-Меликову. Тот выдвинул планы целого ряда реформ касательно положения крестьян, податной системы, свободы прессы, упразднил III-е отделение (политическую полицию).

Лорис-Меликов собирался даже привлечь выборных народных представителей к предварительному обсуждению важнейших законопроектов, что внесло бы в российскую государственность элементы конституционализма.

Важно

О программе этого министра можно прочесть в статьях нашего сайта: Лорис-Меликов и его проекты, Реформы Лорис-Меликова – кратко, «Конституция» Лорис-Меликова – кратко. Правительство отказалось от этих проектов после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881.

Читайте также статью Итоги реформ Александра II.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Источник: http://rushist.com/index.php/russia/3634-reformy-aleksandra-ii-kratko

История России

Похороны крестьянина. В. Г. Перов. 1865 год.

После отмены в 1861 г. крепостного права назрела острая необходимость приспособить политический строй царской России к новым, капиталистическим отношениям. Чтобы удержаться у власти, помещики-дворяне вынуждены были пойти до некоторой степени навстречу требованиям дальнейших преобразований. К решению этих задач и сводились буржуазные реформы, осуществленные в период 1864-1874 гг.

Земская реформа 1864 г. состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания и другие поручались новым выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам.

Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание господствующим классам, прежде всего землевладельцам-дворянам.

Гласные из крестьян на эпизодически созывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство, а в числе членов постоянно действовавших управ крестьяне насчитывались единицами.

Всеми делами в земстве, касавшимися прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики. Они ограничивали инициативу и нередко самоотверженную деятельность демократически настроенных земских деятелей — учителей, врачей, статистиков. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам.

Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского

Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.

Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих узкоклассовых интересов; они заботились главным образом о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.

Совет

Органы городского управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Новые судебные уставы 1864 г. вводили единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения.

Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчеты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны для защиты в суде своих интересов могли нанимать присяжных поверенных — адвокатов, которые имели юридическое образование и не состояли на казенной службе.

Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития страны, но на нем сказывалось влияние пережитков крепостничества; правительство и в данном случае допустило ряд важных отступлений от общих принципов буржуазных реформ.

Для крестьян были созданы особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания; по политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии; политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д.

Вместе с тем должностные преступления чиновников объявлялись неподсудными общим судебным инстанциям. Суд в царской России продолжал оставаться зависимым от самодержавной власти.

Реформы 60-х годов коснулись также образования. Была создана сеть начальных народных училищ. Наряду с классическими гимназиями открывались реальные гимназии (училища), в которых главное внимание обращалось на преподавание математики и естественных наук.

Устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректора и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г.

Обратите внимание

в Москве были открыты первые в России Высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Несколько облегчено было положение печати. По уставу 1865 г. от предварительной цензуры освобождались книги объемом свыше 10 авторских листов, а по особому ходатайству также некоторые столичные периодические издания. За первое нарушение правил цензуры издатели получали «предостережение», при повторном нарушении издание приостанавливалось на шесть месяцев и при третьем запрещалось.

Все эти реформы в действительности носили весьма ограниченный характер. Как учебные заведения, так и печать по-прежнему продолжали находиться под постоянным надзором царских властей и церкви.

В 60-х годах были изменены некоторые порядки военной службы: сокращен срок службы, отменены телесные наказания, переработаны воинские уставы и т. д. Но завершение военных реформ относится только к 1874 г.

, когда была введена всеобщая воинская повинность. По новому положению принудительная отдача в рекруты помещиками (с 1861 г. — по решению сельских сходов) заменялась призывом в армию всех мужчин, достигших 20 лет.

Срок военной службы сокращался до 6—7 лет с последующим увольнением в запас.

Осуществление новой системы организации вооруженных сил, применявшейся тогда в Пруссии и в других странах, оказалось возможным только с середины 70-х годов, когда была построена сеть железных дорог, допускавшая относительно быструю мобилизацию военнообязанных, находившихся в запасе.

Однако, провозгласив новый принцип комплектования армии, правительство узаконило особые льготы и привилегии для господствующих классов. В частности, командный состав в царской армии по-прежнему пополнялся в основном за счет дворянской молодежи, что вело к кастовой замкнутости офицерства и к приниженному положению солдатской массы.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xix-vek/zemskaya-gorodskaya-sudebnaya-i-drugie-reformy.html

Реформы александра ii. — местное самоуправление. — губернское,

Освобождение крепостных произвело столь глубокое изменение в социальном строе России, что дальнейшее сохранение старой системы местного управления, по которой одно лишь дворянское сословие должно было участвовать с правительством в ведении местных дел и разрешении гражданских и уголовных процессов, стало невозможным. С того момента, как все классы были оди­наково допущены к приобретению земли, всякая разница между так называемыми населенными и ненаселенными имениями — т.е. занятыми крепостными и не имеющими таковых исчезла, и об­разовалось новое социальное подразделение — земельных соб­ственников. Составленный из самых разнородных элементов — из прежних помещиков, освобожденных крепостных, удержавших землю в частном или общинном владении, капиталистов, купцов или ремесленников, купивших какие-нибудь поместья, этот класс под влиянием идей, распространившихся в Европе со времени физиократов, был признан заинтересованным в хорошем управ­лении провинциальными делами и в силу этого призван к почти исключительному участию в вопросах экономического самоу­правления. Нет надобности критиковать здесь недавно господ­ствовавшую теорию, будто классы людей, не владеющих землею, индифферентны к местным интересам. Эта теория была, к сча­стью, более или менее оставлена в последней четверти xix столе­тия, хотя в отношении состава местных выборных учреждений она еще удержалась в некоторых странах Европы. Нечего удив­ляться, что в России в годы, следовавшие за освобождением, эта теория считалась трюизмом и мнения делились лишь по вопросу о том, как следовало ее применить, чтобы крестьянам так же, как и дворянам, досталось отличное и неравное участие в местном са­моуправлении.

Этот проект находился в сильном противоречии с идеей мест­ного представительства, основанного на принципе земельной соб­ственности. Ничего нет удивительного, что некоторые лица, счи­тавшие себя либералами, восстали против идеи учреждения спе­циальных делегатов для каждого из исторически сложившихся сословий. Но практические соображения заставляли опасаться, чтобы в общем собрании землевладельцев один из двух классов — бывших господ и бывших крепостных не был принесен в жертву чувству материальной зависимости или злобе за незабываемые обиды. Совершенно неверно, будто творцы закона 1864 года, ко­торому Россия обязана уездными и губернскими земствами, были плохо инспирированы, создав рядом с избирательным корпусом частных землевладельцев таковые же — членов сельских обществ и собственников домов и земель в городских округах. Большинство в Государственном совете высказалось за подобное разделение. Его польза могла быть допущена постольку, поскольку дело освобожде­ния не было удачно выполнено. Одного того факта, что некоторые крестьяне, пользуясь законом 19 февраля, продолжали обрабаты­вать земли их прежних господ, чтобы этим путем приобрести по ис­течении известного количества лет право собственности на их уча­сток земли, одного такого факта достаточно, чтобы показать труд­ность объединения обеих партий в одном и том же избирательном собрании. Но в настоящий момент, когда переходный к свободе пе­риод уже пройден, когда дворянин, по крайней мере отчасти, заме­щен каким-то пришельцем извне, купившим его имения, и когда в рядах крестьян процесс общественной дифференциации создал и частных собственников и пролетариев, не вправе ли мы думать, что пришел час перестройки системы местного представительства на основе социального равенства?

Очевидно, что подобная реформа не может быть осуществлена до создания политической общины (коммуны) или волости, в ко­торой бы принимали участие все жители без различия сословий. Одна лишь такая коммуна может установить земельную единицу для выборов в уездные и губернские земства. Пока на низшей сту­пени лестницы мы будем иметь только сословное самоуправление, а именно — крестьянское, до тех пор наши крупные землевладельцы будут вынуждены собираться отдельно для производства выборов своих представителей в уездные и губернские земства.

Важно

Хотя общественное мнение, поскольку оно выражается в прессе и в ходатайствах, составлявшихся нашими провинциальными пред­ставительными учреждениями, все более и более высказывается в пользу этой двойной реформы, правительство со времени царство­вания Александра iii старается вернуться к прежним классовым де­лениям. Таким образом, по закону 1890 года — личные и потомствен­ные дворяне образуют особое собрание и назначают своих соб­ственных делегатов. То же самое приходится сказать и о городских избирателях. Что же касается крестьян, то они выбирают своих депутатов на волостных сходах. В силу нового закона, который во многом противоречит предначертаниям закона 1864 года, избира­тельным цензом для дворян является владение определенным ко­личеством земли, которая может разниться по своим размерам в зависимости от той или иной области и плотности ее населения, но должна стоить не менее пятнадцати тысяч рублей. Недвижимая собственность может заключаться в земле или же в промышленных заведениях, оцененных не ниже пятнадцати тысяч рублей. Землев­ладельцы, имеющие лишь десятую часть требуемого законом недви­жимого имущества, пользуются правом назначения числа избирате­лей в десять раз менее их собственного числа. Список кандидатов, избранных крестьянами в двойном против делегатов числе, предо­ставляется губернатору, который из двух выбранных тою же воло­стью кандидатов назначает одного.

Источник: https://lawbook.online/gosudarstva-prava/reformyi-aleksandra-mestnoe-samoupravlenie-39314.html

Реформы 60-70 г 19 в в области местного самоуправления, судебная, военная культурная, образовательная

ID: 87996

Название работы: Реформы 60-70 г 19 в в области местного самоуправления, судебная, военная культурная, образовательная

Читайте также:  Военная реформа ссср

Категория: Доклад

Предметная область: История и СИД

Описание: Опереться в своих первых реформах Александр II мог только на представителей высшей бюрократии слывших сторонниками преобразований.

Крестьянская реформа 1861 19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни.

Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более чем крестьян.

Язык: Русский

Дата добавления: 2015-04-25

Размер файла: 34.85 KB

Работу скачали: 4 чел.

Реформы 60-70 г 19 в в области местного самоуправления, судебная, военная культурная, образовательная

Царствование Александра II (1855-1881) началось в самый неудачный период Крымской войны. Несмотря на героизм войск и патриотическое воодушевление общества, Россия потерпела поражение и подписала унизительный Парижский договор. Предстояла длительная дипломатическая борьба за пересмотр тяжелых условий Парижского мира.

Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали от правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен, но разные слои населения неодинаково представляли себе их цели и смысл. В 1856-1857 гг.

наступило удивительное время, время самых дерзновенных надежд. В стране начиналась эпоха гласности, в которой так нуждалось общество. Был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I. Разрешалась свободная выдача заграничных паспортов. Была объявлена амнистия политзаключенным (декабристам, участникам польского восстания 1831 г.), 9 тыс.

человек были освобождены от политического надзора.Опереться в своих первых реформах Александр II мог только на представителей высшей бюрократии, слывших сторонниками преобразований.

Совет

Виднейшую роль в подготовке реформ играли младший брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Николай Милютин (товарищ министра внутренних дел), Дмитрий Милютин (военный министр), тетка царя великая княгиня Елена Павловна.

Крестьянская реформа 1861 19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины.

Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов.

Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли.

Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки” крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг.

При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами.

В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян.

Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5); рождается народничество (защита народа от царя); крестьяне не становились полноправными членами общества. Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.

Обратите внимание

Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения.

Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата. .

 Земская реформа 1864. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавались. три избирательных съезда.

В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных.

Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции.

Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками.   Судебная реформа:1864 – обнародованы новые судебные уставы. Положения:

ликвидировалась сословная система судов; было объявлено равенство всех перед законом;была введена гласность судопроизводства;состязательность судопроизводства; презумпция невиновности; несменяемость судей; единая система судопроизводства

Важно

Создан суд двух видов: 1. Мировые суды – рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2.

Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.    

Городская реформа 1870 г. 0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги.

Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов.

Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии. Городское общественное самоуправление ведало решением хоз.

вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы.

Совет

Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства .

Военная реформа: 1874 – Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года.

Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения.

В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Значение реформ :

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Школьная реформа 1864 демократизировала сферу начального и среднего образования, расширялась сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические силы. Реформа печати (1865). Была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати.

Печать получила широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=87996

Земская реформа 1864 года

Земская реформа

После крестьянской реформы 1861 г. в экономической структуре России произошли связанные с этим изменения. Невозможно было приспособить старую политическую систему к новым условиям. Областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям.

История

Земская реформа 1864 г. имеет историю, уходящую к правлению Александра I, когда он заказал Сперанскому проект системы самоуправления. Сперанский справился с задачей: он создал проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения.

Схематично  это выглядело так: внизу — волостные думы. Избиратели отбираются не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На собраниях избираются делегаты в уездную думу.

Уездные думы выбирают делегатов в губернию; губернские — делегатов в Государственную думу.

Обратите внимание

Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения: например, не было волостных дум, где должно было преобладать крестьянство, не было и Государственной думы – земство кончалось на уровне губернии и, таким образом, не было преемственности, хотя именно это подразумевалось: главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.

Г. Мясоедов “Земство обедает”

Но власть не хотела  делиться властью и ограничивала земство только определенными  задачами, о чем мы скажем ниже. Общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания при нарушении этой установки.

Читайте также:  Общеевропейская война против франции и наполеона 1892 - 1814 гг

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Задачи организации местного самоуправления должны были решить земская и городская реформы. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. в уездах и губерниях создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — выборные, на началах бессословности.

Схема выборов в земства

Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Курия — особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному, расовому и другим признакам в дореволюционной России при выборах.

Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 десятин земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб.

в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии.

Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб.

(в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах).

Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

Как видим, формально земские учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. Создавались также исполнительные органы – губернские и уездные земские управы.

Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, они решали в основном хозяйственные вопросы: содержание путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; наем врачей и фельдшеров; устройство курсов для обучения населения и устройство санитарной части в городах и деревнях; «попечение» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечение народного продовольствия, забота о скотоводстве и птицеводстве; взимание налогов на местные нужды и т. п. Но и в этих пределах они контролировались губернаторами и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Гравюра по рисунку К. Трутовского «Земское собрание в провинции»

Важно

Вводились земства постепенно и не во всех районах империи.  К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского, где в 1882 г. были ликвидированы. Позже земские органы появились в Ставропольской,  Астраханской, Оренбургской губерниях.

Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 г. Их компетенция все более и более ограничивалась правительством.

Несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.). Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.

При этом земство было системой внебюджетной, но обладало правом самообложения. Поэтому на земских собраниях было два актуальных вопроса: что конкретно строить (делать) и где брать на это деньги. Естественно, давать их никто не хотел, поэтому – налогообложение, поборы…

Существует обширная литература о земских учителях, врачах – этих идеалистах, с энтузиазмом бросившихся в народ: Глеб Успенский, Чехов, М. Булгаков рассказывают о них в своих произведениях.

В результате реформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах — представители крупной буржуазии, а на земства чиновники взвалили самые неприятные обязанности: содержание мест заключения, например; а наиболее консервативные помещики вообще добивались отмены земств или хотя бы «выдавливания» наиболее активных деятелей, чтобы заполнить эти места. Закон о земстве постоянно ограничивался, а к самим земцам отношение становилось пренебрежительным, с одной стороны, а с другой – подозрительным, их запросто могли сослать в Сибирь в результате доноса или клеветы, особенно после убийства Александра II.

Нельзя при этом не отметить, что создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция.

За годы своего существования земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна.

Основные положения земской реформы

Заключение

Земская реформа была актуальной для России. Но она не была достаточно продумана: проект Сперанского был искажен, а нового ничего предложено не было. Вступив в силу, земская система самоуправления добилась определенных положительных результатов, но, не поддерживаемая и сильно ограничиваемая правительством, она постепенно вырождалась, теряя популярность и актуальность.

О земстве снова вспомнили в начале 90-х из-за голода 1891-1892 годов. Комитеты помощи голодающим при Александре III действовали вместе с земствами. Но земства уже не возродились. Окончательно уничтожили всю земскую систему самоуправления большевики, заменив ее системой советов.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами.

Источник: https://www.rosimperija.info/post/2067

2.1 Реформы местного самоуправления

После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований.

Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления — земств.

К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность.

Совет

Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения.

В то же время, учреждая земства, правительство не могло не считаться с настроениями дворянства, значительная часть которого была недовольна отменой крепостного права. “Дворянство,– писал К.Д.

Кавелин,– не может примириться с мыслью, что правительство освободило крестьян, как ему хотелось, а не как хотели дворяне, что дворянство даже не было порядочно выслушано. Роль первого сословия империи в деле такой важности вышла жалкая и унизительная”.

Поэтому одной из причин проведения реформы местного самоуправления было желание возместить для дворян — хотя бы частично — утрату прежней власти.

Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось также на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества “от политических мечтаний”, заставит заниматься конкретными полезными делами.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления — земств (в волостях земства не создавались).

Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских крестьянских обществ.

Быть избирателями по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс.

Обратите внимание

рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали лишь своих уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных).

Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных земских собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные — земские собрания — состояли из представителей всех сословий в лице избранных гласных (депутатов). Гласные как в уезде, так и в губерниях избирались на три года.

Земские собрания выбирали исполнительные органы — земские управы, которые также работали три года. Председателем земского собрания был предводитель дворянства.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительством путей сообщения, сооружением и содержанием школ, больниц, развитием местной торговли и промышленности и т. д. За законностью действий земств следил губернатор.

Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Земства не были введены в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии — там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там помещики не были русскими.

Важно

Земская реформа имела недостатки. Прежде всего, был непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы фактически строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен.

Тем не менее, создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция.

За годы своего существования земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна.

Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов делились на три курии.

Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев домов, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков.

При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Совет

Городское общественное самоуправление ведало решением хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т. д.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие.

При всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления. Она, как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/23580

Ссылка на основную публикацию