Приход к власти петра. достижения культуры

§ 14.6. Приход к власти Петра

Учебник для 7 класса

История России

Дни правления Софьи были к тому времени сочтены. В селе Преображенском, под Москвой, куда царевна отправила семейство Нарышкиных, подрастал Петр I.

Предоставленный самому себе, юный царь все время отдавал военным играм. Он стал собирать «потешные» войска из числа сверстников. Это были в основном такие же, как он, мальчишки, любившие играть в войну.

Среди них были и дети знатных людей и дворян, и выходцы из простых семей, которые чем-то приглянулись Петру. Особенно сблизился с Петром сын придворного конюха Александр Ментиков, веселый, находчивый, смелый.

Обратите внимание

Игры постепенно превратились в настоящие маневры с оружейной и пушечной пальбой, штурмами крепостей. Так началось формирование будущих гвардейских полков Преображенского и Семеновского (по названиям деревень, где они стояли).

Петр I.
Портрет конца XVII в.

Взрослея, Петр все чаще бывал в Немецкой слободе, расположенной под Москвой, знакомился там с военными, инженерами, дипломатами, учился арифметике и геометрии, военному делу. Он схватывал знания буквально на лету, поражая окружающих своей энергией, любознательностью, способностями.

В 1689 г. Петру шел уже семнадцатый год. Его женитьба на юной красавице Евдокии Лопухиной, на чем настояла его мать, сделала царя полностью совершеннолетним. Но дела продолжала вершить Софья и ее приближенные. Это все больше приводило Петра в ярость. Между братом и сестрой при встречах вспыхивали острые перепалки. Сталкивались два неукротимых, честолюбивых характера.

Немецкая слобода XVII в.
Художник А. Н. Бенуа

Понимая, что рано или поздно Софья должна будет уступить, все больше членов Боярской думы, приказных людей переходили на сторону Петра. К концу лета 1689 г. обстановка в Москве накалилась. В окружении Софьи появились мысли об устранении Петра.

В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. в село Преображенское прискакали два стрельца — сторонники Петра с известием, что Софья якобы готовит на него нападение. В ту же ночь Петр укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Софья заперлась в Кремле.

Первым выступил Петр. В Москву поступил приказ всем стрелецким и солдатским начальникам явиться в Троице-Сергиев монастырь. К концу августа члены Боярской думы и руководители приказов прибыли к Петру. Последними двинулись Голицын и Софья. Голицына арестовали в пути и отправили в ссылку, где он умер в 1714 г. Софью заточили в Новодевичий монастырь. Многих приверженцев царевны казнили.

  • Почему власть Софьи так легко пала?

Источник: http://tepka.ru/istoriya_rossii_7/80.html

Личность царя. Приход к власти

Текст лекции.

Лекция 25. Внешняя политика Петра I.

Основные понятия:

Верфь; господаря.

Дни регентства Софьи были уже сочтены. В селœе Преображенском, под Москвой, куда Софья отправила семейство Нарышкиных, подрастал ʼʼвторойʼʼ венчанный на царство монарх — Петр I. До поры до времени Петр не вмешивался в дела государства и не претендовал на власть.

Предоставленный самому себе да своему учителю Никите Зотову, который учил его считать, писать и читать в основном книги религиозного содержания, Петр свободное время отдавал потешным играм, которые всœе более увлекали его. В Преображенском Петр стал собирать в свои ʼʼпотешныеʼʼ, как говорили тогда, войска сверстников.

Это были в основном такие же, как он, мальчишки, любившие играть в войну. Среди них — и дети знатных людей, дворяне, и выходцы из простых семей, которые чем-то приглянулись Петру. Оказался там и сын придворного конюха Александр Меньшиков – веселый, находчивый, смелый. Он особенно сблизился с царем.

Важно

Вскоре ʼʼпотешныеʼʼ солдаты были сформированы в два батальона. Οʜᴎ имели свое командование, казну, несли свою ʼʼпотешнуюʼʼ службу. Их игра постепенно превращалась в настоящие маневры с оружейной и пушечной стрельбой, со штурмами специально возведенных для этого крепостей.

Так началось формирование будущих петровских гвардейских полков — Преображенского и Семеновского (по названию деревень, где они были расквартированы .Взрослея, Петр всœе чаще бывает в немецкой слободе, сходится с интересными людьми — военными, инженерами, дипломатами.

Там он походя продолжает свое образование, которого ему так недоставало в детстве, при дворе учится арифметике и геометрии, баллистике и военному делу. Он схватывает знания буквально налету, поражая окружающих своей энергией, любознательностью, способностями. При этом жизнь Петра проходила вдалеке от двора, от большой политики.

Лишь изредка его привозили в Кремлевский дворец на официальные речи с иностранными послами, сажали на трон. И тогда он понимал всœе несоответствие между своей реальной жизнью и своим царским положением и достоинством. Все дела в государстве продолжала вершить Софья и ее приближенные.

Ему шел уже семнадцатый год. Его женитьба на юной красавице Евдокии Лопухиной, на чем настояла мать Петра. Часто после официальных церемоний между братом и сестрой вспыхнули острые перепалки.

Сталкивались два неукротимых, честолюбивых характера. Между ними начиналась борьба за власть. Постепенно перевес склонялся в сторону Петра.

Чувствуя, что Софья рано или поздно должна будет отдать власть.

Летом 1693 ᴦ. со своими соратниками он отправляется в Архангельск единственный, но, увы, замерзающий на долгую зиму русский порт в устье Северной Двины. Очарование моря, страсть к мореходству, строительство настоящего ʼʼбольшогоʼʼ флота неодолимо тянуло его на Север.
Размещено на реф.

рф
Стоит сказать, что для него это путешествие стало вторым после Немецкой слободы ʼʼоткрытиемʼʼ Европы. В Архангельске стояли на рейде английские, голландские, немецкие торговые суда. Ожили расположенные здесь иностранные конторы и склады.

Совет

Город наполнился разноязыким европейским говором Петр запросто заходил в дома к зарубежным торговцам, шкиперам, матросам, кораблестроителям, посœещал корабли, выходил на яхте в открытое море. Он был потрясен всœем увиденным. С этих пор море, морское дело всœе больше захватывают его. В нем укореняется подлинный культ флота.

В Архангельске он заказывает голландским специалистам построй к корабля, а на местной верфи закладывает два первых русских фрегата. В 1694 ᴦ. умерла Н. К. Нарышкина. Петр тяжело переживал ее смерть. Заперся в палатах и несколько дней не выходил к людям, не желая показать свою слабость.

2. Азовские походы. ʼʼВеликое посольствоʼʼ.

Царю нужно было решать безотлагательно старые российские проблемы. Союзники по антитурецкой лиге требовали от России активных действий. Пришлось готовиться к войне.

В отличие от правительства Голицына Петр не хотел ограничиться лишь выполнением союзнических обязательств. Его манила перспектива сокрушения векового врага России — Крымского ханства и овладения берегами Азовского и Черного морей. Петр начинал первую настоящую войну в своей жизни.

Из 52 прожитых лет 32 года он проведет в войнах. Его юношеские увлечения переросли в большую политику и определили судьбу страны на четверть века.

Весной 1695 ᴦ. на юг двинулись две русские армии: дворянская конница под руководством Б. П. Шереметева вместе с запорожскими казаками — в низовья Днепра, где стояли турецкие крепости; армия под командованием Ф. Лефорта͵ Ф. А.

Головина и П. Гордона — по суше и по Дону на Азов. С этой армией шел сам царь. Он командовал бомбардирской ротой под именем Петра Алексеева.

Шереметев внезапно обрушился на турецкие крепости в низовьях Днепра, овладел двумя из них и две разрушил.

Обратите внимание

Другая армия, быстро достигнув Азова, три месяца осаждала крепость, но безрезультатно. Неудача заставила Петра действовать более разумно и решительно. Он подчинил армию одному командующему — генералиссимусу А. С.

Шеину, а сам всю осœень, зиму и весну провел в разъездах, готовя армию и флот к новому походу. Петр широко открыл двери для иноземных инженеров — подкопных мастеров, пригласил с Запада корабельных плотников. К началу 1696 ᴦ.

у России появился свой южный флот: в Москве построили 22 галеры и 4 брандера и в разобранном виде доставили их на Дон. Близ Воронежа тысячи согнанных сюда работных людей соорудили 1300 стругов, 300 лодок, 100 плотов. Петр с топором в руках целые дни проводил на верфи.

В апрелœе 1696 ᴦ. русские суда появились под Азовом, закрыли устье Дона и блокировали крепость с моря.

Турецкий флот не смог подойти на помощь. После артиллерийского обстрела и нескольких штурмов, в которых участвовал сам Петр, турки сдали Азов. Это был первый большой успех молодого царя. Для опоры нового флота была заложена крепость и гавань Таганроᴦ.

Петр привел в движение и старую крепостническую систему. Он ввел новые налоги на строительство флота͵ приказал провести насильственную мобилизацию населœения для обживания Азова и строительства Таганрогской гавани. Тысячи крестьян согнали в воронежские леса на постройку флота. Бежавших возвращали в оковах, клеймили раскаленным желœезом.

Подлый народ (низы общества) был для царя лишь инструментом в осуществлении задуманного Победы на юге и захват Азова были крупным военным успехом России, но войне с Турцией не было видно конца. Союзники России действовали вяло, а потом и вовсœе начали мирные переговоры с Турцией.

Их внимание было приковано к предстоящей борьбе за испанский трон, поскольку стало известно, что дни бездетного короля уже сочтены.

Важно

В 1697 ᴦ. Петр решил снарядить посольство на Запад для выяснения перспектив создания антитурецкой лиги.

К тому же ему очень хотелось побывать в Европе, познакомиться с ее промышленностью, военным делом, культурой, обычаями европейцев.

Петр надумал также пригласить в Россию военных специалистов, мастеров корабельного дела, капитанов, матросов, специалистов горнорудного дела, а также закупить для армии и флота современное оружие и оборудование.

Посольство было названо Великим и состояло из 250 человек. Петр значился в нем под именем урядника-волонтера Петра Михайлова. Это был первый в истории России выезд царя за рубеж. Великое посольство тщетно пыталось склонить западные страны к активизации действий против Турции. Петр вел то тайные, то полуофициальные переговоры с их властями, но всœе было безуспешно.

Много времени царь проводил, занимаясь совсœем не посольскими делами.

В Голландии он плотничал на верфях Саардама, в Амстердаме посœетил театр и Анатомический музей, в Гааге побывал на заседании Генеральных штатов (парламента), в Англии наблюдал за работой парламента͵ посœетил Королевское общество, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию, несколько раз встречался с великим ученым И. Ньютоном. На английских верфях Петр постигал профессию инженера-кораблестроителя, учился артиллерийскому искусству и получил сертификат артиллериста.

Результаты деятельности Великого посольства оказались впечатляющими. В Россию были приглашены более 800 мастеров разных специальностей. Петр и его сподвижники многому научились, увидели достижения европейской цивилизации. В восторге Петр писал: В случае если бы не был царем, то желал бы быть адмиралом велико-британским.

Возвращаясь в Россию, Петр был охвачен всœепоглощающей мыслью превратить свою страну в такую же развитую, просвещенную и сильную державу, как многие европейские страны. При этом русский царь либо враждебно, либо равнодушно отнесся к европейским демократическим традициям — парламенту, системе народного представительства, выборам.

Свобода личности, гражданские свободы, свобода предпринимательства — эти понятия остались для него чуждыми, а именно они лежали в базе европейского прогресса. Он же видел себя российским самодержцем. Будучи в Европе, Петр отчетливо понял, что европейские державы не намерены выполнять союзнические обязательства по борьбе с Турцией. В их расчёты вовсœе не входило усиление России.

Совет

Тогда Петр взял курс на мирное урегулирование дел с Турцией и повернул свои взоры на север.
Размещено на реф.рф
Прорыв к Балтийскому морю находился в сфере российской политики еще со времен Ивана III. Теперь же союзниками России могли стать Польша, Бранденбург, Дания и Саксония. Οʜᴎ испытывали сильнейшее давление Швеции, захватившей огромные территории по берегам Балтики.

Петр увозил с собой из Европы тайную договоренность с некоторыми северными странами о борьбе против Швеции.

На обратном пути царь узнал о восстании четырех стрелœецких полков. После взятия Азова стрельцов разослали по разным городам, они взбунтовались и двинулись в Москву — к своим семьям и промыслам. Их знаменем по-прежнему являлась царевна Софья, а в случае ее отказа занять трон они рассчитывали на 8-летнего сына Петра — царевича Алексея.

Петр устремился в Россию, но уже в Польше получил известие о том, что мятежники разбиты и началось следствие.

В Польше он встретился с королем Августом II, который был одновременно и королем Саксонии, договорился с ним о военном союзе против Швеции и лишь после этого поспешил на Родину. Вернувшись в Москву в августе 1698 ᴦ.

, Петр прямиком направился в Преображенское и обрушился на мятежных стрельцов. Он считал, что дознание проводилось поверхностно, в связи с этим заново начал следствие. Всю осœень в Москву доставляли уже сосланных стрельцов, в застенках шли допросы с пытками.

Читайте также:  Военные поселения при александре i

Установив связь восстания с происками царевны Софьи, Петр повелœел постричь ее в монахини. Более 2 тыс. стрельцов казнили, около 200 человек повесили напротив кельи Софьи. Царь вместе со своими соратниками принимал личное участие в казнях.

Личность царя. Приход к власти. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Личность царя. Приход к власти.” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/stroitelstvo/view/463904_lichnost_carya_prihod_k_vlasti

Глава 2 1 приход к власти “петр пришел к власти после нескольких лет борьбы за престол, которую

ГЛАВА 2

2.1 Приход к власти

Петр пришел к власти после нескольких лет борьбы за престол, которую вели две группировки, возглавляемые Милославскими и Нарышкиными.“1 Стрельцы ,возглавляемые Софьей , пытались устроить новый переворот с целью низвержения Петра. Таким образом очень скоро Петр ощутил ту пустоту , на которой основывалась его власть . Это положение осознавал не только Петр , но и его предшественники , и они пытались найти из него выход. Они начертали программу преобразований, преследовавшую своей целью лишь исправление существовавших устоев общества , но не их замену. Преобразования должны были коснуться

реорганизации вооруженных сил, сферы финансов , экономики и торговли. Была признана необходимость более тесного соприкосновения с европейскими странами и обращения к ним за помощью. В планах имелись также изменения в социальной сфере: предоставление самоуправления городскому населению и даже частичная отмена крепостного права.

Вернемся теперь к Петру и посмотрим , что же сделал он. Петр принял уже имевшуюся программу , немного изменив ее и расширив, добавил реформу нравов , изменения в образе поведения , по примеру установившихся в Европе , но оставил неприкосновенной главную проблему социальной сферы – крепостное право.

Затянувшаяся война, длившаяся 20 лет, руководила принятием многих решений, следствием этого было ускорение хода преобразований и , порой , непоследовательности принимаемых решений и проводимых мероприятий. “Постоянно раздражаемый войной , увлекаемый ее волною , Петр не имел возможности систематизировать своих планов; он вихрем пронесся над своей державой и своим народом. Он изобретал , творил и наводил ужас.”2

Обратите внимание

Преобразовательную деятельность Петр начал сразу же по возвращению Великого посольства из Европы. Официальной целью Посольства было подтверждение дружеских отношений России с европейскими странами и поиск союзников против Турции, но реальной задачей для Петра было узнать о политической и культурной жизни Европы , государственном устройстве , системе образования, устройстве и оснащении армии, о флоте -Петра интересовало абсолютно все. Что же касается дипломатических целей путешествия , то нужно заметить, что страны Европы приняли русское посольство, мягко говоря, прохладно: Россия не только не нашла союзников против Турции , но еще оказалось , что начали формироваться элементы антирусского блока в Европе. На дипломатическом поприще ярких успехов достичь не удалось. Но эта поездка дала очень многое Петру: он увидел и решил для себя множество интересовавших его вопросов.

“ Вернувшись из путешествия по Европе в августе 1699г. , царь явился к своим подданным в одеянии жителя Запада, в коем его еще не видывали. А через несколько дней, 29 августа 1699г. , вышел указ ,по которому велено было бороды брить и одеваться в иностранное платье, венгерского или французского покроя, образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным разрешалось носить старое платье , но с 1705 г. все должны были носить новое платье под страхом штрафа или более сурового наказания.”1 Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести , родовитости , предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление, но Петр решил эту проблему экономическим путем: ношение бороды облагалось особым налогом, величина которого определялась состоятельностью обладателя сего украшения. Раскольникам и богатым купцам борода обходилась в год 100 рублей, при уплате налога выдавалась бляха с надписью ”борода – лишняя тягота” .Довольно удивительное начало преобразований, но если более глубоко задуматься над этим вопросом , обратиться к исследованиям в области психологии, то мы увидим ,что таким образом был частично сломлен психологический барьер между Россией и Западом, и даже, в какой-то степени это подготовило сознания людей к восприятию дальнейших изменений.

Главным шагом Петра в первые годы царствования было уничтожение стрельцов, которые с самого детства царя становились у него на пути. После того как Петр заявил о своем намерении реформировать вооруженные силы и сформировать новую армию на европейский лад, он как бы дал понять, что время , когда стрельцы были самой боеспособной силой прошло. Таким образом стрельцы были осуждены на уничтожение. Cтрелецкие полки теперь отправляли на самые грязные работы, подальше от Москвы, – стрельцы пали в опалу. В марте 1698 г. они подняли бунт, в это время Петр находился в Англии. Стрельцы послали из Азова в Москву депутацию с изложением своих сетований. Депутация вернулась ни с чем , но привезла с собой будоражащие известия о том, что Петр душой и телом предался чужеземцам, а заключенная в Девичьем монастыре царевна Софья призывает своих прежних сторонников на защиту трона и алтаря от мятежного и нечестивого царя”.2 Cтрельцы подняли бунт и двинулись на Москву. На встречу им выступил генерал Шеин, встретились они 17июня 1698г. около Воскресенского монастыря. Войско генерала Шеина превосходило и по численности, и по оснащенности , поэтому победа была на стороне правительственных войск. Несколько человек было убито, а остальные были забраны в плен. Петр, узнав об этом, торопился с возвращением и, воспользовавшись сложившейся ситуацией, решил, что это удачный предлог для нанесения окончательного удара по стрелецким формированиям. Приехав в Москву, Петр сразу же объявил розыск, который был наскоро проведен генералом Шеиным и Ромодановским, но этого было мало и розыски возобновлялись несколько раз. Пойманных стрельцов либо убивали , либо отправляли в застенки. Проводились пытки с целью получения явных доказательств участия царевны Софьи в заговоре против Петра. Розыски сопровождались массовыми казнями. Петр задался целью раз и навсегда избавиться от стрельцов и сделал все для достижения этой цели. Стрельцы исчезли. Не было более стрельцов , но не было и войска. ”Спустя несколько месяцев царь осознал свою поспешность, потому он был вынужден “возвращать к жизни умерших” и в 1700 г. в битве под Нарвой принимали участие стрелецкие полки – это провинциальные стрельцы, которые указом от 11 сентября 1698 г. были лишены своего имени и организации, а указом от 29 января 1699г. им было возвращено и то и другое.“1 Окончательное решение об уничтожении стрельцов было принято в 1705 г. после Архангельского бунта, в котором принимали участие остатки не дисциплинированных полчищ.

После уничтожения стрельцов перед царем возникла другая проблема: у России не было армии, которая могла бы оказать серьезное сопротивление. Под стенами Азова Петр испытал ценность своего войска и обнаружил, что вооруженная сила , которую он надеялся в них найти, не существовала.

Стрелецкое восстание было не просто выражением недовольства, тем как с ними обошлись, обиженных стрельцов- это было выявлением существовавших оппозиционных настроений в стране. Не является секретом тот факт, что многие старые бояре не понимали Петра, а , следовательно, не приветствовали его затеи. Нежелание что-либо менять, консервативность мышления и враждебный настрой ко всему иноземному, новому ополчили против царя часть боярства. И с этим приходилось считаться Петру. Возможно именно этот фактор не дал возможности Петру пойти дальше и глубже в своих преобразованиях. Оппозиция зачастую играла тормозящую роль в продвижении реформ.

Источник: http://www.newreferat.com/ref-16490-4.html

Значение культурных преобразований Петра I для развития России



Реферат

На тему: Значение культурных преобразований Петра I для развития России

Подготовила: Архипова Алёна 9Б класс

Преподаватель: Золотухина Т.И

                                        План

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 2. РЕФОРМЫ ПЕТРА I. В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 2.РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 2. РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ 2.РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЛОГИИ 2. ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА И ДРУГИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАУК. 3.

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА.

Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время.

Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя

Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и

библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни. Особенно высокого уровня достигла портретная живопись

На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.

Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства.

Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов.

Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М.  Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И.

 Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля. Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это

был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги

украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма

разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах,

Важно

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г.

Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России,

строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. — Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры

Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734).

Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле.

Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. — М. Фонтана и Г. Шедель).

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и

воспитания художников. Царским указом большую группу “мастеровых людей разных

художеств” переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и

других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для

обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина,

Р.Никитина, гравера С.Коровина других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в

истории нашего искусства.

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские

преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и

застройку городов и барских усадьб.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское

строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных

предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод

в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования

необходимо назвать Главную аптеку, “Комедийную хромину” (театр) в Москве,

систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной архитектуре наступил период, получивший название “московское

барокко”. Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые

и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных

Читайте также:  Этногенез восточных славян и становление государственности

барских усадьбах.

В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая

архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д.

Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений —

палат, дворцов.

В течение вот уже двух с половиной столетий не прекращаются споры о личности Петра I (1672—1725) и о значении Петровских преобразований. Отношение к проведенным Петром реформам может быть очень разным: от восхваления преобразований, наконец-то выведших Россию на путь цивилизованности, до их полного неприятия как насильственно уведших страну с самобытного пути развития.

Так, в XIX в. западники считали Петра великим «зодчим», направившим Россию по истинному — европейскому — пути развития. Одним из важнейших достижений Петровских реформ они считали появление интереса к личности, индивидуальности.

Совет

Приверженцы во многом противоположной позиции — славянофилы — обвиняли Петра в расколе общества, объединенного прежде одним духом, одними убеждениями и понятиями.

Но какими бы ни были взгляды оппонентов, неопровержимо одно — Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, рубежом, разделившим отечественную историю на два непохожих мира—допетровскую Россию и Россию послепетровскую.

Конечно, Петровские преобразования во многом были подготовлены XVII в. Однако предпринимавшиеся в XVII в.

попытки реформ были половинчатыми и не вполне последовательными.

По мнению русского историка С. М. Соловьева Россия как бы раздумывала, за кем ей идти: за Византией или за Европой. Приход к власти Петра решил этот вопрос радикальным способом.

После победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадского мира (1721)

Россия приобрела небывалый политический вес в Европе. На карте мира появилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований Петровской эпохи.

Были осуществлены реформы государственного управления: создан Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска.

Церковь была подчинена государству. Появилось деление территории страны на губернии. Венцом преобразований явилось строительство новой столицы — Петербурга. Темпы развития экономики возросли.

Обратите внимание

До Петровских преобразований существовало 15—20 мануфактур. За первую же четверть XVIII в. было создано около 200 предприятий. К концу петровского правления экспорт русских товаров и сырья вдвое превышал импорт. Грандиозные преобразования, проведенные Петром I, были поистине революционными.

Они затронули все слои общества, властно вторглись в жизнь каждого человека — от боярина до простого крестьянина. Петровские реформы заложили основу для изменения самого мировоззрения значительной части населения.

В допетровской России основой быта и нравственности служили принципы Домостроя, где беспрекословное подчинение более родовитому и старшему почиталось главной добродетелью человека; главными ценностями в то время мыслились отношения с Богом, сохранение почтения к святыне. В XVIII в.

начинает складываться светское мировоззрение: формируется система светского образования, развивается искусство и наука. В эпоху Петра продолжало формироваться дворянство. В Табели о рангах 1722 г. нашло отражение развитие принципа чиновной выслуги. Служба была разделена на гражданскую и военную.

Новая система расширила ряды служилого дворянства, включив в него выходцев из других сословий. Петр привил дворянству мысль о необходимости образования. Если вначале образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость хорошего образование для дворянина уже признавалась всеми слоями дворянства.

Возросшие потребности в новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 г. Петр ввел новый гражданский шрифт, способствовавший появлению книг нерелигиозного содержания. Указом Петра в 1724 г. была создана Академия наук. Изменялся и традиционный уклад жизни россиян. К примеру, в 1718 г.

Петр издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Русское дворянство нередко насильственно перекраивалось по западным меркам. Деятельность Петра создала условия для более широкого знакомства России не только с западной техникой и образом жизни, но и с культурой Европы.

Важно

В XVIII столетии в России получают широкое распространение идеалы европейского Просвещения. Русское Просвещение связано прежде всего с именем великого ученого и литератора Михаила Васильевича Ломоносова (1711— 1765). Этот выдающийся деятель русской культуры внес весомый вклад буквально во все области знания. Ломоносову принадлежит ряд научных открытий в физике, химии, астрономии. Он же заложил основы современного русского литературного языка. Занимался Ломоносов и возрождением искусства мозаики. В 1755 г. по инициативе Ломоносова основан Московский университет. Последние годы работы Ломоносова пришлись уже на царствование Екатерины II (годы царствования – 1762—1796), во время которого произошел взлет российской культуры, немыслимый без Петровских преобразований. Очевидно, прав был С. М. Соловьев, писавший, что различие в оценках Петровских реформ «происходило от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела».

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Ассамблея при Петре I.

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство.

Совет

Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в.

«петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.

), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать.

Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.

Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга».

Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г.

самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Источник: http://stud24.ru/history/znachenie-kulturnyh-preobrazovanij-petra-i/372544-1177626-page1.html

Реформы Петра I и их оценка историками

Министерство 
образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО 
«УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт 
Фундаментального образования

Кафедра истории России   
  

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему:

Реформы Петра I и их оценка историками 

     Нормоконтроль     ______________________

     Научный руководитель    к.и.н.,доцент Илья Евгеньевич Еробкин

     Курс, группа              1курс, СЗ-110706

     Студент      Костяков Е.А.

     Шифр      614

     Адрес      г.Асбест ул. Мира 7-48    
  

Екатеринбург

2011 
 

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3

Глава I (Приход к власти Петра I. Необходимость и предпосылки преобразований. Оценка его личности и деятельности в историографии)

……………………………………………………………………….4-7              

 Глава 2 Экономическая и социальная политика первой четверти XVIII в.

……………………………………………………………………….8-10

Глава № 3.  Реформы органов управления и армии……………  11-13

Глава № 4 Новые явления в сфере культуры и быта……………14-16

Заключение ………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………18 
      
      
      
      
      
  

Введение 

Личность этого 
выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием, как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.

Изучение эпохи Петра 1 имеет богатую традицию – ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.

Обратите внимание

Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке.

Почти все крупнейшие ученые – историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с восемнадцатого столетия и до наших дней, так или иначе, откликались на события петровского времени.  
      
      
      
      
   

Глава №1 Приход к власти Петра I. Необходимость и предпосылки преобразований. Оценка его личности и деятельности в историографии 

После смерти 27 апреля 1682 года царя Федора Алексеевича 
десятилетний

царевич Петр по предложению патриарха Иоакима и по настоянию Нарышкиных был провозглашен царем в обход его старшего брата, царевича Иоанна, но 23 мая 1682 года, по требованию бояр Милославских, он был утвержден 3емским собором “вторым царем”, а Иоанн – “первым”. 25 июня 1682 года цари Иоанн V и Петр I венчались на царство. “По малолетству” царей правительницей при них стала их старшая сестра царевна Софья.

До 1689 года Петр с матерью, Натальей Кирилловной 
Нарышкиной, жил в подмосковном селе Преображенском, приезжая в Москву только на время официальных церемоний.

В Преображенском царевич занимался 
воинскими играми со специально для этого сформированными “потешными войсками”, ставшими впоследствии ядром русской регулярной армии.

В январе 1689 года по настоянию матери Петр I женился на дочери именитого боярина Лопухина, Евдокии Федоровне Лопухиной.

В 1689 году, после 
подавления инициированного стремящейся 
к единовластию царевной Софьей стрелецкого 
бунта, она была отстранена от власти и заключена в Новодевичий 
монастырь. До 1694 года от имени Петра I правила его мать, Наталья Кирилловна. В 1696 году, после смерти Иоанна V, Петр стал единодержавным царем.1

В XVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодолен социально-экономический 
и политический кризис государства 
и общества, вызванный событиями 
Смутного времени. В конце XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих 
петровских преобразований. Исследователь В.Н.Роденков важнейшими из них называет следующие:

Важно

1) тенденция 
к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских 
соборов как сословно-представительных 
органов), включение в царский 
титул слова «самодержец»;

2) оформление 
общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.). Дальнейшее 
совершенствование свода законов, 
связанное с принятием новых 
статей (в 1649 – 1690 гг. было принято 
1535 указов, дополняющих Уложение);

3) активизация 
внешней политики и дипломатической 
деятельности российского государства;

4) реорганизация 
и совершенствование вооруженных 
сил (создание полков иноземного 
строя, изменения в порядке 
комплектования и набора в 
полки, распределение военных 
корпусов по округам);

5) реформирование 
и совершенствование финансовой 
и налоговой систем;

6) переход от 
ремесленно-цехового производства 
к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

7) развитие внутренней 
и внешней торговли (принятие 
«Уставной таможенной грамоты» 1653 г., «Новоторгового устава» 1667 г.);

8) размежевание 
общества под влиянием западноевропейской 
культуры и церковной реформы 
Никона; появление национально-консервативного 
и западнического течений.

Однако, несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно 
отставала от уровня развития западноевропейских государств. Значительные внешнеполитические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому 
и Черному морям по-прежнему был 
закрыт.

Совет

Для того чтобы на равных бороться с европейскими державами 
и Османской империей, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать европейскую 
экономику и культуру, европейский 
образ жизни особой ценностью.

Только тогда модернизация жизни России приобрела бы действительно широкие 
масштабы, страна могла бы войти 
в круг европейских держав.

На исторической арене появляется сильная личность, которая обладала не только верховной 
властью, но и пониманием необходимости 
перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя.

Читайте также:  Царизм и революция 1848 г.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два 
этапа: до и после 1715 г.

На первом этапе 
реформы носили в основном хаотичный 
характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны, проводились в основном насильственными 
методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики.

Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано 
как неудачами в войне, так 
и отсутствием кадров, опыта, давлением 
старого консервативного аппарата власти. На втором этапе, когда военные 
действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более 
планомерными.

Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже 
не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские 
товары для населения, государственное 
регулирование экономики несколько 
ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода 
действий.

Целью реформ стало 
обретение Россией роли одной 
из ведущих мировых держав, способной 
к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом 
отношении. Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое 
насилие.

Темпы преобразований зависели от срочности решения той или 
иной задачи, стоящей перед государством.

Обратите внимание

При этом одни преобразования часто 
вызывали необходимость других, ибо 
коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

Научная историография 
Петра начинается с XIX века. Первым русским 
историком Н. М. Карамзиным была дана характерная для данного автора картина царствования великого монарха2. Карамзин считал Петра преобразователем России и видел в нем больше величия, чем всего остального. Но Карамзин был не только историком – он был и писателем, моралистом.

Следующим настоящим научным трудом, где раскрывалась и личность Петра, и его царствование, был труд С. М. Соловьева. Когда отмечалось 200-летие со дня рождения Петра, Соловьев выступил со знаменитыми публичными чтениями о Петре Великом.3 Это был цикл лекций, которые он читал в Благородном собрании о человеке, о реформаторе – благодетеле России.

Так смотрел на Петра Соловьев.

Однако есть историки, придерживающиеся абсолютно 
противоположных взглядов. Так для 
П. Н. Милюкова реформы выступают 
в виде непрерывной цепи просчетов 
и ошибок.

Преобразовательная деятельность Петра обнаруживает, по его мнению, поразительное отсутствие перспективной 
оценки ситуации, систематичности, продуманного плана, следствием чего и явилась 
взаимная противоречивость многих реформ.

В. О. Ключевский же не только характеризовал реформы 
как длинный ряд ошибок, но и 
определил их как перманентное фиаско, а петровские приемы управления – 
как «хронический недуг», разрушавший 
организм нации на протяжении почти 200 лет.

По вопросу 
планомерности реформ советские 
историки не выработали единую позицию. Но, как правило, они предполагали иной, более глубокий, чем интенсификация и повышение эффективности военных 
действий, смысл преобразований.

Часть историков 
считает, что незаурядная личность Петра наложила отпечаток на всю 
политическую деятельность правительства 
и в положительном, и в отрицательном 
смысле. Однако подобная оценка лишь изредка 
находит подтверждение в серьезных 
исследованиях, касающихся степени 
и характера влияния Петра 
на процесс преобразований.

Важно

П. Н. Милюков 
первым открыл и вызывающе усомнился 
в величии Петра. Он утверждает, что 
сфера влияния Петра была весьма ограниченной; реформы разрабатывались 
коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно ближайшим 
окружением. Таким образом, Милюков 
обнаруживает длинный ряд «реформ 
без реформатора».4

Согласно общепринятому 
мнению, царь использовал большую 
часть своего времени и энергии 
именно на то, чтобы изменить отношения 
России и окружающего мира; кроме 
того, многие историки документально, на основе внешнеполитических материалов подтвердили активную и ведущую 
роль Петра в этой области государственной 
деятельности.

Создается впечатление 
полного единомыслия среди историков 
по поводу того, что административные реформы Петра по сравнению с 
прежней системой управления были шагом 
вперед.

Исследователи едины во мнении, считая петровскую эпоху весьма значительной в истории 
промышленности России, хотя бы потому, что в первой четверти XVIII века благодаря 
политике протекционизма и субсидиям 
государства были основаны многие новые 
предприятия.    
      
      
      
      
      
  

Глава 2. Экономическая и социальная политика первой четверти XVIII в. 

На экономическую 
политику начала XVIII в. оказали решающее влияние два основных фактора: концепция 
меркантилизма и неудачное начало Северной войны.

Согласно идеям меркантилизма, первой буржуазной школы политэкономии, основой богатства государства 
является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товара на чужие рынки и препятствия 
ввоза иностранных товаров на свой рынок.

Это предполагало вмешательство 
государства в сферу экономики: поощрение одних видов производства и ограничение других. В условиях России петровского времени роль государства в регулировании 
экономики становилась гипертрофированной.

   Другим 
важным стимулятором активного 
государственного вмешательства 
в экономику стали поражения 
русских войск на начальном 
этапе войны со Швецией Россия 
лишилась основного источника 
поставок скандинавского высококачественного 
железа.

Владея большими по тому 
времени финансовыми и материальными 
ресурсами, землей, недрами и даже 
людьми, государство взяло на 
себя регулирование промышленного 
строительства.

Совет

 При его непосредственном 
участии и на его деньги 
стали создаваться казенные мануфактуры, 
прежде всего по производству 
военной продукции.

   Государство 
захватило и торговлю – путем введения 
монополии на заготовку и сбыт 
определенных товаров. В 1705 г. 
была введена монополия на 
соль и табак. Прибыль на 
первую возросла вдвое, на табак 
– в 8 раз. Вводилась монополия 
на продажу товаров за границу: 
на хлеб, сало, лен, пеньку, смолу, 
икру, мачтовое дерево, воск, железо 
и др.

Установление монополии 
сопровождалось волюнтаристским 
повышением цен на эти товары, регламентацией торговой деятельности 
русских купцов. Следствием этого 
стала дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре, 
предпринимательства.

 Государство 
добилось своей цели – поступления 
в казну резко возросли, но 
насилие над предпринимательством 
систематически разоряло наиболее 
зажиточную часть купечества.

Источник: http://student.zoomru.ru/history/reformy-petra-i-i-ih/100691.810856.s1.html

Культурная революция Петра Первого

Эти драматические сцены объяснения царя Петра с сыном царевичем Алексеем символизируют предельную напряженность возникших в начале XVIII века на Руси противоречий.

Царствование Петра Великого – это начало новой эпохи в истории России и русской культуры, которую мы условились называть Русью серебряной. Вплоть до февраля 1917 года православная духовная энергия русской цивилизации существовала в тесном творческом взаимодействии с культурными и государственными формами европейского модерна.

     В современном Санкт-Петербурге существует несколько памятников Петру Великому, однако наиболее известны широкой публике – и вместе с тем символичны – два из них:  «Медный всадник» «Медный всадник» – памятник императору Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С.

Пушкина. В разных местах нашего города установлены памятники его основателю.    Э. Фальконе,установленный Екатериной Второй в 1782году на Сенатской площади, и сравнительно новый, подаренный городу скульптором-модернистом  М. Шемякиным Памятник императору Петру I в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.   (размещен в Петропавловской крепости, 1991).

Оба эти монумента отражают – каждый по-своему – различные, вплоть до противоположности, качества своего царственного прообраза.Решительное духовно-онтологическоеотличие Санкт-Петербурга от Киева и Москвы заключается в его личном, персоналистическом характере. Этот город изначально возник из царского плана как великий государственно-художественный замысел.

Иначе говоря, перед нами типичный”фаустовский” проект гордого европейского разума, с одним, правда, весьма существенным, отличием: это попытка предпринята на православной духовной почве.

 С одной стороны, это все та же Святая Русь, с другой – это Русь, взглянувшая на себя со стороны: глазами гуманистического Запада. Более того, это и взгляд на Запад со стороны Святой Руси, что часто упускают из вида при размышлениях о Петербурге.

Обратите внимание

То новое, что сделал Петр, в немногих словах можно определить как отказ от православной симфонии – от того древнего мистико-эстетического единства духовной и светской власти, который служил внутренним основанием киевской и московской державы. После смерти в 1700 г.

патриарха Адриана Петр отменил патриарший престол на Руси, заменив его впоследствии “департаментом духовных дел” – Синодом и “Духовным регламентом” митрополита Феофана Прокоповича.

Фактически Петр задал России вопрос – возможна ли православная цивилизация и культура как предмет личного творческого выбора, а не только как мощная национальная традиция, какой она была на Москве? Противоречие, как известно, есть двигатель развития.

Петербургская Россия впитала в себя этот парадокс – осуществление замысла Святой Руси в формах и средствами новоеропейскогомодернизма, в индивидуальном культурном труде и творчестве, на верфях и заводах, в академиях наук и искусств.

Вся последующая “петербургская” история России, вплоть до трех революций ХХ века, и была опытом осуществления этих форм.

С цивилизационной точки зрения, преобразования Петра явились решительной попыткой перестройки России по европейскому образцу.

Шаг за шагом нарастающий процесс европейской модернизации – обмирщения (секуляризации) миропонимания и культуры – пытался подчинить себе Россию, так что Петр Великий в известном смысле только продолжил это дело, но продолжил так по-русски, что результат оказался во многом неожиданным для самих реформаторов.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что церковь вместе с народом приняли петровскую реформу по своему разумению.В церковном и народном духе император всероссийский продолжал оставаться священным – помазанным Богом – православным царем. Сама петербургская монархия не вышла целиком из православной духовной традиции.

Важно

Речь идет не о настроениях и планах отдельных людей, речь об объективном духовно-онтологическом статусе русского государства. Подобно тому, как московский царь оставался помазанником божиим независимо от своих личных качеств, так и петербургский, одетый в камзол или лосины, император в православно-народном сознании оставался царем-отцом, земным отображением царя небесного.

В перспективе “большой” истории России, на магистральной линии ее вселенского задания петровские преобразования, основание Петербурга, заимствование западных этикетов, мод и наук модернизировали Россию, но не убили Святую Русь.

 Трепетавшая под пером петровских указов, побеждавшая вместе с ним под Полтавой и Гангутом и танцевавшая на ассамблеях Россия в глубине своей души продолжала “ходить перед Богом”, знала, что он все видит и за все спросит…

Говоря современным языком, петровские реформы не достигли ядра русской цивилизации, не произвели цивилизационного слома, хотя видоизменили почти все её внешние слои. Вместе с тем петербургский период русской истории дал в итоге и революцию.

Можно усматривать зерно российского “диссидентства” в деятельности князя Курбского, но факт остается фактом: разделение единой России на интеллигентский ум и народную душу началось именно при Петре.

В голове самого Петра “французское” нередко мешалось с “нижегородским”, так что расчерченные по линейке петербургские перспективы поразительно сочетались у него чуть ли не с ордынскими приемами «просвещения» подданных.

Был, однако, еще третий, незримый участник строительства новой столицы -святой благоверный князь Александр Невский, мощи которого по повелению императора были доставлены в Петербург из Владимира.

Быть может, именно его небесное покровительство привело к тому, что град Петров не провалился в финское болото и не ушел в песок, как предрекали ему многие, но породил единственное в своем роде явление трагического империализма и трагической красоты,если воспользоваться терминами Н. П. Анциферова.

Совет

 Впитав в себя утонченно-индивидуалистические европейские формы творчества и познания, Санкт-Петербург фактически преобразовал их на православной почве, поместив их в совершенно иное духовное и природное поле – чего стоит один “простор меж небом и Невой” над центром города!

Колоссальная метафизическая напряженность Петербурга, его обращенность одновременно к Богу и человеку, к Востоку и к Западу, к небу и земле и есть источник его трагической красоты. На петербургских пространствах Дух Божий “носится над водами”, и это подчас можно почти увидеть.

Именно в Санкт-Петербурге Россия сочетала своюправославную душу с рациональнымевропейским умом. Чтобы выжить в условиях новой Европы, России пришлось взять у Запада наиболее успешную, секуляризованную часть его цивилизации – технику, естественные науки, промышленность.

 Встреча православной соборной души с агрессивным ratio Европы – таков исток петербургской драмы XIX и XX веков.

Осмысляя всё вышесказанное о петербургской, серебряной, Руси, следует выставить на передний план иное, чем прежде соотношение креста, меча и золота, сложившееся в эту переломную эпоху.

 Золотой крест над Россией продолжал сиять, она не отошла от него – вот первая сторона основного противоречия петербургской культуры, без понимания которого тщетны все наши дальнейшие рассуждения.

Если бы это оказалось иначе, разве дала бы Русь миру на рубеже XVIII-XIX столетий двух великих богатырей – подвижника святости Серафима Саровского и гения поэзии Александра Пушкина?

 С другой стороны, петербургская Россия (именно как нация, как земная наличная общность людей), являет прежде всегодрагоценность мирской культуры.

Мистическая красота Петербурга, тайна его религиозно-культурной и исторической символики и заключается в том, что он сумел сохранить культ в пространстве культуры – вновь обретенные науки и искусства не стали для него религией, как это произошло на Западе в том же XVIII веке.

Обратите внимание

Более того, сами науки и искусства – просвещение, одним словом – оказались в петербургской России не столько способом самоутверждения, сколько путем очередного испытания человека.

Отсюда, конечно, и проистекает вся эта петербургская трагически-напряженная история, эти типично питерские контрасты между  Ксенией Блаженной Святая блаженная Ксения Петербургская (в миру Ксения Григорьевна Петрова) – русская православная святая, Христа ради юродивая    и  Вольтером Имя Вольтера символизирует дух европейского просвещения ХVIII века, с его рационализмом и фактическим атеизмом   , между  Александро-Невской лаврой Монастырь Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге – символ православного начала города Святого Петра.    и  масонами Масо́нство (франкмасо́нство) – нравственно-этическое и политическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации.   . Отвергнуть все это – значит последовать за старообрядцами вон из Петербурга. Принять – значит объединиться вокруг трона, пусть даже временно занятого женщинами и их фаворитами.

В этом плане знаменателен микешинский памятник Екатерине Второй на Невском проспекте.  Вокруг императрицы воины, ученые, поэты – все они “екатерининские орлы”.

Таким образом, дело Петра, как и город его, явились одним из главных творческих заданий русской и мировой истории. Чудо России состоит еще и в том, что она в конечном счете оборачивает в свою пользу любые силы, воздействию которых подвергается её удивительная судьба.

Применительно к опыту петровской модернизации это чудо явилось тогда, когда выяснилось – уже в XIX веке, – что не только Запад духовно приблизил к себе Россию, но и Россия овладела западной цивилизационной формой (технологией существования).

Это сделало ее мировой державой, но и поставило перед ней сложнейшую задачу осуществления православия в условиях железного(технического) века. Можно сказать, что на берегах Балтики золотая Русь впустила в своё пространство-время свободу европейской личности: золото веры предстало в серебряном окладе светской культуры.

Спасшей Европу от нашествия Батыя и Тамерлана Руси суждено было теперь вступить в религиозную, духовную и культурную тяжбу с просвещенным Фаустом.

Вопросы для самопроверки

1.  В чем состоит изначальное  отличие Санкт-Петербурга от Москвы?
2.  Назовите черты модернизма в петровском проекте новой столицы?
3.  Каковы основные противоречия образа Санкт-Петербурга как явления русской культуры?

Источник: http://u3a.ifmo.ru/kulturnaya-revolyucziya.html

Ссылка на основную публикацию