Правящий класс в османской империи

История.ру

Начавшееся с середины XIV в. наступление турок на Европу коренным образом изменило судьбу балканских и других народов Юго-Восточной Европы.

К началу XVI в. в состав Османской империи вошли все континентальные области Греции, Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания.

В вассальные от Турции государства были превращены Молдавия и Валахия.

Лишь узкая полоса Адриатического побережья и населённые греками острова Эгейского и Ионического морей остались под властью Венеции.

Обратите внимание

В результате упорной борьбы за эти земли, которая шла между Турцией и Венецией в течение XVI-XVII вв., почти все острова и часть побережья Адриатического моря перешли под власть государства османов.

Турецкое господство задержало историческое развитие балканских народов в привело к консервации у них феодальных отношении.

Результатом турецкого завоевания было значительное разрушение производительных сил в покорённых областях.

Города и сёла, которые оказывали сопротивление турецким войскам, разграблялись и сжигались; жителей массами истребляли или угоняли в рабство.

Спасаясь от турецкой неволи, множество людей переселялось в другие страны.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

Население Балканского полуострова сократилось, многие некогда цветущие области опустели, значительное количество участков земли было заброшено.

Крупные города превращались захватчиками в крепости ив центры турецкого управления. Из таких городов коренное торгово-ремесленное население нередко изгонялось.

Непрерывные войны тяжело отразились на торговле Балканского полуострова.

Экономическим результатом турецких завоеваний было расстройство торговли по Средиземному и Чёрному морям и значительное сокращение торговых связей между Европой и странами Востока.

Отдаление мировых путей торговли от Балканского полуострова в результате великих географических открытий затрудняло развитие торговли в захваченных Турцией государствах Юго-Восточной Европы.

Турецкое иго привело в покорённых странах и к упадку культуры.

Важно

Однако результаты завоевания были неодинаковыми для отдельных слоёв населения покорённых стран.

Часть балканских феодалов, приняв ислам, влилась в господствующий класс Османской империи.

В первое время турецкого господства были оставлены в неприкосновенности и владения феодалов-христиан, подчинившихся власти завоевателей.

Основная тяжесть турецкого ига выпала на долю народных масс.

Покорённое христианское население в Османском государстве не имело никаких политических прав и подчинялось ряду унизительных правил.

Запрещение носить оружие, ездить верхом, богато одеваться, строить красивые дома должно было, по расчётам турецких поработителей, воспитать подчинённые народы в духе рабской покорности завоевателям и лишить их возможности бороться за своё освобождение.

Городские жители страдали от поборов и насилий турецких властей.

Особенно тяжёлым в Османской империи было положение крестьянства порабощённых народов.

Государство и феодалы взимали с крестьян многочисленные налоги и поборы. Нередко происходили массовые уводы мирных жителей в рабство. В XVI— XVII вв. в рабов обращались несостоятельные должники, участники восстаний. Во время карательных экспедиций в различные области Балкан захватывались в плен юноши, красивые девушки, дети.

Рабы использовались турецким правительством на общественных работах, в качестве гребцов на галерах, домашних слуг.

Турецкие захватчики проводили политику религиозных притеснений.

Совет

Все дела православной церкви были переданы в ведение послушного турецким властям Константинопольского патриаршества, которое собирало в свою пользу особые налоги, пользовалось правом юрисдикции в гражданских делах православных подданных Турции и другими привилегиями.

Таким образом, политическое и социальное угнетение со стороны турецкого правительства и местных феодалов дополнялось гнётом высшего греческого духовенства.

Одним из средств ассимиляторской политики был продолжавшийся с XV в. принудительный набор христианских мальчиков и юношей для пополнения янычарского корпуса (так называемая система девширме).

Их обращали в Ислам, обучали военному делу и воспитывали в духе непримиримого мусульманского фанатизма. Принятие ислама давало возможность рабам-христианам получить свободу и было поэтому среди них распространенным явлением.

Из числа перешедших в мусульманство рабов и янычар нередко выходили государственные деятели Турции, везиры, военачальники, придворные сановники.

Однако результаты ассимиляторской политики турок оказались незначительными.

Подавляющая масса покорённых народов оказывала ассимиляторам упорное сопротивление и оставалась верной своим обычаям, языку и религии.

Источник: http://www.istoriia.ru/xv-v-seredina-xvii-v/balkanskie-narody-pod-vlastyu-osmanskoj-imperii.html

Вопрос 27. Превращение Османской империи в полуколонию

После Берлинского конгресса значительно ускорился процесс экономического закабаления Турции. Возросло значение Османской империи как рынка сбыта и поставщика сырья для капиталистических стран. С 1880 по 1890 гг. турецкий экспорт в Европу увеличился более чем в 1,5 раза, причем теперь уже весь ее экспорт состоял из сырья.

Завершилось финансовое закабаление империи. Берлинский трактат обязывал Турцию выплатить контрибуцию в сумме 800 млн. франков. В 1879 г. султанское правительство объявило об очередном банкротстве.

В результате продолжительных переговоров со странами кредиторами было достигнуто новое соглашение. Кредиторы согласились снизить номинальную сумму османского долга с 5,3 млрд. до 2,4 млрд. франков.

Обратите внимание

В обмен на эту уступку турецкое правительство согласилось на установление фактического иностранного контроля над финансами страны.

Мухарремский декрет 1881 г. санкционировал создание кредиторами Управления османского госдолга, которое получили исключительные права и привилегии. В его ведение переходили доходы от табачной и соляной монополии, налог на рыболовство в Мраморном море и Босфоре, ашар (десятина) с шелка в Стамбуле, Адрианополе, Бурсе и другие.

Все это ухудшило финансовое положение Турции, которая после 1890 г. вынуждена была брать новые кабальные займы.

Пользуясь финансовой зависимостью Турции, иностранные державы получили выгодные концессии на строительство железных дорог.

Французы владели железными дорогами в Сирии, англичанам и французам принадлежали железные дороги в районе Смирны. Самую крупную концессию на строительство Багдадскрй железной дороги получила Германия.

Вопрос 28. Османская империя в правление Абдул-Хамида II. Режим “зулюма”.

Абдул-Хамид II установил самодержавный деспотический режим, оставшийся в памяти народа как “эпоха тирании” (зулюма). Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств страна была отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола. Поощрялись доносы, которые ежедневно читал сам султан.

В это время уделялось внимание борьбе со всяким свободомыслием. Все учебные заведения, особенно военные училища, были поставлены под строжайший контроль. Из школьных программ изымались география и история, зато появились уроки богословия. Образованность госчиновника рассматривалась как признак его политической неблагонадежности.

В армии предпочтение отдавалось не офицерам, окончившим военные училища, а выслужившиеся из унтеров невежественным службистам. В печати запрещалось употреблять такие слова, как “свобода”, “равенство”, “республика”, “конституция”, “тирания”. Султанские цензоры запрещали публикацию произведений Руссо, Вольтера, Шиллера, Гюго, Золя, Толстого.

Султанское правительство постоянно разжигало национальную и религиозную вражду.

Натравливая турок на нетурок, мусульман на немусульман, Абдул-Хамид стремился отвлечь внимание народа от истинных виновников тяжелого положения страны, засилья иностранного капитала, пытался погасить огонь национально-освободительной борьбы. В 90-х гг. организовал погром армян в Сасуне и других районах Восточной Анатолии, а также в столице.

В основу своей внешней политики Абдул-Хамид II положил реакционную доктрину панисламизма, призванную объединить всех мусульман, в том числе и зарубежных, под эгидой турецкого султана-халифа. Панисламистская пропаганда активно поддерживалась Германией, пытавшейся использовать ее для своего проникновения в Азию.

Вопрос 29. Младотурецкое движение.

Первые организации младотурок возникли в 1889 г. В Стамбуле это была ячейка среди курсантов военно-медицинского училища, построенная по принципу организаций карбонариев и ставившая целью избавление страны от деспотизма, возврат к конституционным нормам.

Важно

По ее образцу вскоре были созданы аналогичные ячейки и в других учебных заведениях. Одновременно с этим в Париже, в эмиграции, А. Ризабей создал общество борцов против тирании. Первая листовка от имени организации «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс») стала распространяться в Стамбуле в 1894 г.

, после чего начались гонения на иттихадистов‑младотурок.

Значительная часть их бежала в Париж, где в 1895 г. Ризабей начал издавать газету, излагавшую программу организации: борьба за свободу, справедливость, равенство при единстве прав и интересов всех подданных империи; сохранение империи с учетом необходимых реформ; прогресс и развитие страны в условиях конституционного строя и при невмешательстве иностранцев в ее дела.

Вся образованная часть населения империи, равно как и многие другие слои, в том числе немусульманские народы, со вниманием следили за развитием событий и сочувствовали иттихадистам. Были даже сделаны попытки государственного переворота (1896), на что султан ответил репрессиями. Однако, несмотря на репрессии, количество ячеек иттихадистов быстро росло.

В 1902 г. в Париже состоялся первый съезд младотурок, в котором приняли участие несколько десятков делегатов; среди них произошел раскол, в основном по вопросу о том, стоит ли опираться на помощь держав в борьбе за достижение целей младотурок.

Но, несмотря на раскол, отделения иттихадистов по-прежнему действовали весьма активно, временами изменяя название своих организаций. В условиях революционного подъема в мире в начале XX в. радикализм стремлений и требований младотурок все нарастал.

Второй конгресс их, тоже состоявшийся в Париже (1907), завершился принятием Декларации, которая призвала страну к восстанию против режима Абдул‑Хамида. Резко усилилась пропаганда младотурок в армии, особенно среди молодых офицеров.

Были также налажены контакты с оппозиционными партиями и организациями нетурецких народов империи. Назревали решающие события. Центром их оказалась расположенная к северу от Стамбула Македония.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/5871.html

Османская империя при Сулеймане Великолепном

В начале XVI в. Османская империя пре­вратилась в могущественное государство с боль­шой территорией. После взятия в 1453 г. Кон­стантинополя турки-османы вышли за пределы Азии и покорили Балканский полуостров.

Они овладели также Малой Азией и Крымским хан­ством, чувствовали себя хозяевами Черного моря. У арабов турки захватили Сирию и часть Аравии вместе со священными для мусульман городами Меккой и Мединой.

С завоеванием Египта в состав Османского государства вошли земли на севере Африки и контроль над важными торго­выми центрами Средиземноморья. Султан (такой титул носили правители в мусульманских стра­нах) Османской империи недаром мог считать себя правителем мира.

Читайте также:  Правление юстиниана (518-610)

Покорение чужих земель и постоянное расширение границ империи обе­спечивали мощные армия и флот, а военная добыча была главным источником пополнения государственной казны.

Вершины своего могущества Османская импе­рия при правлении султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно так за многочисленные победы и роскошь двора называли его европейцы.

Совет

Подданные же именовали своего правителя Кануни (Законодатель) за издание свода законов. Главная особенность этого законодательства заключалась в разделе населения империи на мусульман и нему­сульман, которые соответственно имели разные обя­занности и права.

Суд находился в руках мусуль­манского духовенства и все дела решал на основе заповедей ислама.

Стамбул. XVI в.

Эпоху правления Сулеймана Великолепного в истории Турции называют «золотым веком». Султан проводил удачную завоевательную политику, лично участвовал в 13 военных кампаниях, причем 10 из них провел в Европе. Там главным противником Сулеймана был император Карл V Габсбург.

Их соперничество разворачивалось на землях Венгрии, Австрии и в Средиземноморье. Сначала огромная турецкая эскадра осадила остров Родос.

Он принадлежал рыцарям-крестоносцам ордена иоаннитов, которые держа­ли под контролем восточное Средизем­номорье и мешали контактам Стамбула с османскими владениями в Аравии и Егип­те. В ходе затяжной осады защитники острова героически оборонялись. Но осма­ны все же вынудили крепость капитули­ровать.

Сулейман, уважая храбрость ры­царей, отпустил их из плена. Иоанниты перебрались на Мальту, где их орден полу­чил новое название — Мальтийский. Спу­стя некоторое время Сулейман попытался захватить Мальту, но безуспешно.

Далее османское войско перешло Дунай и в битве у Мохача наголову раз­било венгров. В 1529 г. армия Сулеймана взяла в осаду столицу Габсбургов — Вену.

Город выстоял, но с этого момента и в течение двух последующих столетий граница между Священной Римской и Османской империями проходила всего в нескольких десятках километров от него.

Отряды турецкой конницы постоянно налетали на мирные поселения, сея на своем пути смерть и разруху.

Сулейман Великолепный
Битва у Мохача. XVI в.

Могущество Османской империи дер­жалось на огромной армии. За верную службу воины получали от султана на­следственные земельные владения и опре­деленную часть военной добычи.

При­вилегированной частью и ударной силой турецкого войска были янычары — уро­женцы покоренных османами областей (преимущественно балканских). По дав­нему обычаю их еще мальчиками отби­рали у родителей и воспитывали в фана­тичной преданности исламу.

Повзрослев, они превращались в суровых и беспо­щадных воинов, которые уже не помнили своего происхождения и воевали против собственной родины, даже не подозревая об этом.

XVI в. Из письма Сулеймана Великолепного к французскому королю Франциску I. Франциск… вы обратились с письмом… вы довели до нашего сведения, что неприятель овладел вашей страной и что вы сами находитесь… в плену, и вы обратились сюда за помощью… для вашего освобождения.

Обратите внимание

Нет ничего удивительно­го в том, что императоры терпят поражения и попадают в плен. Итак, мужайтесь и не падайте духом. Наши славные предки… никогда не прекращали войн для того, чтобы отразить врага и покорить новые земли. И мы также следовали их примеру. Мы непрестанно завоевывали провинции и сильные неприступные крепости.

Днем и ночью наш конь стоит оседланный, и мы опоясаны саблей.

Турки-османы познавали мир не только благодаря военным походам и завоеваниям. Территория империи стала пересечением огромного количества торговых путей, ее рынки изобиловали товарами из самых отдаленных уголков Европы и Востока. Своего расцвета достигло искус­ство, архитектура и литература. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Дорожная фляга. XVI в.
Лампа из мечети. XVI в.
Османский круглый щит. XVI в.

Покоренные народы имели право заниматься ремесленничеством, тор­говлей и сельским хозяйством. Турки же занимали высокие должности в войске или работали чиновниками, дипломатами, священниками.

После успешных завоеваний и присоединений огромных территорий Османская империя превратилась в многонациональное государство. Подданные султана, проживавшие в Европе, Азии и Африке, относи­лись к разным народам и религиям. Так, под турецкое владычество до конца XVI в. попали почти все южнославянские земли (Сербия, Черного­рия, Босния и Герцеговина, часть Хорватии).

Сулейману Великолепному удалось покорить венгров, которые на 150 лет попали под турецкий гнет. Только силой оружия османам удава­лось держать в повиновении покорен­ные народы, возмущенные произволом властей и чуждыми мусульманскими традициями.

На Балканском полуост­рове турецкая власть стремилась к все большему распространению ислама, нередко — и принудительно, ведь хри­стиане лишались фактически всех прав. Именно среди местных народов хранился «налог кровью» — отбор хри­стианских мальчиков, которых прев­ращали в янычаров.

Христианская церковь потеряла все свои земельные владения, немусульман принудительно переселяли на отдаленные зем­ли или даже продавали в рабство. Славянские города заселялись турка­ми. Подобная политика вызывала частые антитурецкие восстания.

Вопросы по этому материалу:

Источник: http://WorldOfSchool.ru/istoriya/novaya/stati/rannee/osmanskaya-imperiya-v-16-17-vekah/osmanskaya-imperiya-pri-sulejmane-velikolepnom

Османская империя в XIX веке. Младотурецкая революция. Видеоурок. Всеобщая история 8 Класс

На данном уроке вы узнаете об Османской империи, государстве, существовавшем на протяжении чуть более 6 веков на границе Европы и Азии. Это государство сыграло большую роль в истории Европы и всего мира.

После своего появления Османская империя создала большое количество угроз сначала странам юго-западной, а позже центральной Европы. Момент ее территориального расцвета – середина XVII века.

В это время Османское государство подчиняло себе огромные территории: современную Грецию, Албанию, Сербию, Черногорию, Боснию, Болгарию, Румынию и Венгрию.

Важно

Османская империя распространяла свое влияние на всю Переднюю Азию и Месопотамию, контролировала Закавказье, а в Африке владела побережьем от Марокко до Сомали.

Но во второй половине XVII века Османская империя вступила в полосу упадка. Пиком ее могущества с точки зрения территориальных приобретений была осада Вены в 1683 году (рис. 1). Тогда османские войска добрались почти до самого центра Европы.

Рис. 1. Осада Вены в 1683 году (Источник)

Огромные османские территории и мощь заставили европейские страны объединиться против турок. Деятельность, направленную на оборону от турок, а затем и наступление, предпринимала и Россия.

В ходе Прутского похода Петра I, а затем в ходе русско-турецких войн эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II Россия справилась с турецкой агрессией.

Более того, России удалось захватить территорию Крымского ханства.

Турецкие власти не могли не понимать того, что Османской империи необходимы реформы. Нужно было построить армию по новому образцу.

Султан Селим III (рис. 2), правивший Османской империей с 1789 по 1808 год, призвал иностранных военных инструкторов. В качестве образца он выбрал Францию. Это немудрено, ведь в это время активно велись наполеоновские войны, и французские военные советники казались султану наиболее квалифицированными и качественными.

Рис. 2. Султан Селим III (Источник)

Однако одной перестройки армии было недостаточно. Но Селим III не стал проводить перестройку всей страны по европейскому образцу.

В это же время начинается активное экономическое развитие Османской империи по европейской модели. Так, Селим III запретил цехи (цеховое устройство в Европе существовало в Средние века) и начал строительство мануфактур. Но этого было недостаточно.

Совет

XIX век оказался для Османской империи тяжелым. Именно в это время начинает пробуждаться самосознание балканских народов. Этносы, находившиеся в течение многих веков под турецким господством, стали бороться за независимость. Первой страной, добившейся независимости от Османской империи, стала Греция.

Это произошло в 1829 году. Греческий успех воодушевил остальные балканские народы, и они стали переходить в активное наступление с требованием сначала автономии, а затем полной независимости.

Так, в 1833 году широкую автономию в рамках Османской империи получила Сербия.

Пик борьбы балканских народов приходится на 1870-е годы. В 1876 году активное восстание на Балканах привело к тому, что в поддержку этого восстания выступила Россия.

Она сначала оказывала дипломатическую помощь восставшим народам, а затем направила в этот регион свои войска. В ходе русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

многие балканские народы создали свои национальные государства: независимая Сербия, Черногория, Румыния, Болгария. Все это способствовало тому, чтобы Османская империя снова вступила в полосу упадка.

С 1865 по 1867 год в Османской империи существовало общество младоосманов. Члены этой организации понимали, что нельзя удержать вместе настолько большие территории без серьезных политических преобразований.

Руководствуясь идеями французского просвещения, младоосманы настаивали на том, чтобы в стране проводились реформы либерального или даже демократического характера. Одним из их требований было устранить неравенство между мусульманами и немусульманами.

Но на такие кардинальные преобразования турецкие власти пойти не могли. Организация младоосманов была запрещена, а ее лидерам удалось эмигрировать.

В 1875 году Османская империя столкнулась с серьезным экономическим кризисом. Фактически было объявлено о банкротстве государства.

Такая мощная военная держава, как Османская империя, нуждалась в постоянных деньгах на поддержание армии, но Османская империя не вела захватнических войн на протяжении 2 веков.

Обратите внимание

Власти попытались обвинить в происходящем христиан, в результате чего во многих регионах страны возникли волнения и даже были убиты германский и французский консулы в Салониках. Естественно, что беспорядки и негодования по поводу христиан не смогли спасти турецкую экономику от упадка.

В итоге в столице возник заговор и, воспользовавшись беспорядками в Стамбуле, группа министров низложила правившего в тот момент султана Абдул-Азиза (рис. 3) и объявила о его самоубийстве. Новым султаном стал Абдул-Хамид II (рис. 4), правивший страной до начала XX века.

Читайте также:  Российская экономика в начале xx века

Рис. 3. Султан Абдул-Азиз (Источник)

Рис. 4. Султан Абдул-Хамид II (Источник)

Во время выступлений часть требований младоосманов была выполнена. В 1876 году в Османской империи была принята Конституция (рис. 5). Она была написана по европейскому образцу, но до начала XX века оставалась актом декларативного характера.

Рис. 5. Провозглашение конституции в Стамбуле, 1876 год (Источник)

В 1877 году в Стамбуле открылось заседание первого турецкого парламента (рис. 6) Однако просуществовал он недолго. В следующий раз он был созван только в 1908 году в ходе младотурецкой революции. Все эти нововведения мало ограничивали власть султана и лишь внешне приближали Османскую империю к европейским образцам.

Рис. 6. Открытие первого турецкого парламента, 1877 год (Источник)

В начале XX века младоосманов сменила другая радикальная организация – младотурки. Восстание, устроенное ими, вошло в историю под названием Младотурецкая революция 1908 года.

В июле 1908 года в городе Салоники вспыхнуло очередное восстание. Младотурки требовали принятия радикальных мер по ограничению власти султана. Абдул-Хамиду II пришлось пойти на эти уступки и восстановить действие Конституции и созвать в Стамбуле парламент.

В апреле 1909 года в Стамбуле вспыхнул новый мятеж. Его устроили феодалы, не хотевшие мириться с тем, что Османская империя в корне меняет представление о монархической власти. Восставшие выступали за устои прежней Турции, без Конституции и парламента.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/8-klass/traditsionnye-obschestva-v-xix-nachale-xx-veka/osmanskaya-imperiya-v-xix-veke-mladoturetskaya-revolyutsiya

Османская империя. Восточная элита качества :

Портал «Институт геополитики» — 6 млн. визитов из 120 стран мира

Обсудить статью в дискуссионном клубе

Османская империя. Восточная элита качества

Владимир Дергачев

На Востоке раньше, чем в  Западной Европе появилась  меритократия или элита качества, что обеспечило в значительной мере   расцвет 600-летней Османской империи.  Эта уникальная космополитичная  цивилизации в  смысле этнонационального и этноконфессионального объединения была создана  в пределах одного века. Османская империя  позаимствовала римскую традицию  предоставления гражданства иностранцам, их натурализации для собственной  выгоды, так и для выгоды империи.  Подданным султана христианского происхождения   была  предоставлена   наравне с мусульманами от рождения  возможность достигать  высших  официальных постов в государстве.

В 1456 году султан Мехмед начал строительство  в Стамбуле нового  дворца, Великого Сераля, или  Дворца Пушечных ворот. Для него была выбрана территория на мысе, господствующем  над местом слияния  трех «морей» — Мраморного, Босфора и Золотого Рога, где  в прошлом размещался  византийский Акрополь.

  Дворец был разделен  на внешний и внутренний двор, где находился тронный зал  и апартаменты султана  с помещениями для евнухов и  пажей.  Позже сюда переместился и  «Дом Блаженств», включающий гарем.

Жан Огюст Доминик Энгр  Большая одалиска (1814). Так на Западе называли  всех наложниц гарема (в переводе с турецкого — служанка).  Ниже так же картина Энгра Турецкая баня.

Важно

Сообщение между  султанским  Сералем и  внешним миром регулировал  ага или начальник белых евнухов. Параллельно действовала служба черных евнухов, контролирующих гарем. Традиция использования  евнухов в управлении государством была заимствована  османами у Византии и Востока. Османы импортировали  евнухов при посредничестве  еврейских купцов  преимущественно из  христианских стран.

 
Персонал дворца султана  состоял из нескольких сотен христиан, ими были и  все гражданские  и большинство военных  чиновников  турецкой державы от великого визиря до провинциальных губернаторов  и сборщиков налогов. Все они были  членами султанского «Домовладения рабов» или Сераля  — личные и пожизненные  рабы своего господина.

Сила этого государственного управления основывалась не на наследственной, потомственной аристократии и знати,  а на принципах  заслуги. Если на  средневековом Западе   господствовала   аристократия, то в Османской  империи  было впервые на континенте   создано государство  меритократии (элиты качества).


Христианские дети, принимая  ислам,  становились духовными врагами своих родственников. У них оставалась только одна привилегия — служить султану, который щедро  вознаграждал за преданность. Таким образом,   исключалось  политическое соперничество и крупномасштабное  казнокрадство потомственной османской аристократии.

Ненаследственный  правящий класс из христиан  с равными  для всех  возможностями  формировался исключительно по  принципу заслуги. Дети пастухов, совершившие восхождение во власть, не стыдились своего происхождения. Они считали, что «элита»  это  сочетание дара небесного с  результатами образования,  труда и усидчивости.

  Таким образом, туркам удалось на протяжении нескольких веков оставаться правящей нацией и постоянно расширять свои границы.  Общественный раб  занимал  ключевые посты в государственном правлении, куда не допускалась мусульманская  турецкая аристократия, обремененная клановыми и родственными связями. Первые трещины этой системы появились позже.

Когда  рабы  султана  захотели повторить  свою судьбу в своих детях, а местная мусульманская знать вошла во власть.

Для создания института власти требовалось соответствующее  воспитание,  образование и интеллект. И этому  султаны уделяли  особое первостепенное  внимание.  В Великом Серале размещалась  школа  подготовки правящей элиты из христианских подданных султана.

Последующая история Османской империи свидетельствует, что пока султаны, зачастую обладающие высоким  интеллектом и единственной привилегией — заботиться о своих подданных,  отдавали первостепенное внимание  воспитанию и образованию  правящей элиты  — держава процветала. Конечно, и самые выдающиеся султаны не были святыми.

Но когда  жесткая власть, воля, ум  и сладострастие были в соответствующей  пропорции,  можно было спать спокойно за будущее державы.
Дворцовые школы  на протяжении пятисот лет  создавали  фундамент управленческой элиты империи. Система воспитания  кадров включала  два уровня подготовительных школ и  два-три  уровня профессиональных школ.

Совет

  Процесс  отбора учеников начинался по интеллектуальным и физическим данным с  семи-восьми лет, и  обучение продолжалось четырнадцать лет. Большинство учеников получало назначение  на   младшие военные и правительственные посты, и только наиболее одаренные становились личными  слугами султана.

В школах  много внимание уделялось  индивидуальным  способностям  учеников,  выявляющих их  инициативу и лидерство.  Хотя идеологической основой было обучение на Коране,   в школы   были привлечены  ученые и писатели, обучающие по  греческой и латинской модели. Качество преподавания было так высоко, что турецкую державу   современники сравнивали с Республикой Платона.

Образование предусматривало изучение  турецкого,  арабского и персидского языков, историю, математики и геометрию. Особое внимание уделялось выявлению  призвания и наклонностей учеников к науке, ремеслам и искусству. Физическая подготовка включала все виды спорта, поддерживающие  отличное здоровье,  силу и ловкость.

Самый  драгоценный плод османской системы  воспитания и образования — расцвет Блистательной Порты. Поданные империи отличались не только беспрекословным повиновением, но и самоотверженной готовностью служить и пожертвовать собой ради державы.

Османская империя в период  наивысшего могущества располагалась  на землях  трех континентов и берегах многочисленных, преимущественно средиземных и окраинных морей  бассейнов  Атлантического и  Индийского океанов. Черное, Азовское, Мраморное и Эгейское моря стали внутренними морями  державы.

Численность населения Османской империи в период своего могущества  при султане Сулеймане (1520—1566)  достигла 20—25 млн. человек, в том числе в азиатских провинциях проживало  около 40 %, немногим больше — в европейских провинциях, а в Египте и  других североафриканских  владениях султана — примерно 15 %  населения.


Через империю проходили  важнейшие евразийские  коммуникации, образующие на рубежах  Востока и Запада мировой торговый перекресток. Можно сказать, что могущество империи прирастало  не новыми землями, а  историческими коммуникациями. Географические контуры  империи в период наивысшего расцвета свидетельствовали  об уникальном  коммуникационном каркасе державы, открытом к внешнему миру. Здесь  не только эффективно использовались исторические  сухопутные  торговые пути, но и предпринимались попытки создать новые. В XVI веке при великом визире Мехмеде  Соколлу (выходце  из боснийских славян),  реально правившем при султане Селиме II турки планировали построить канал Дон — Волга. Он должен был соединить  внутреннее Турецкое озеро (Черное море)  с Каспийским и возродить  Великий шелковый путь  на участке между Центральной Азией и Крымом. Таким образом, предпринималась попытка  возродить проект Селивка Никатора,  военачальника  Александра Македонского. Канал был прорыт на одну треть, однако ограниченные технические возможности не позволили  полностью реализовать проект.  Не удалось  реализовать и другой  проект «века» —  строительство канала  на Суэцком перешейке, соединяющем Средиземное и Красное моря.

В политико-административном  отношении Османская империя была поделена  на области Анатолия и Румелия под контролем генерал-губернаторов и далее на провинции и  феодальные владения, которые жаловались  кавалеристам  турецкого происхождения. Эти кавалеристы (сипахи) возглавляли  местные отряды  воинов, составляющих костяк  вооруженных сил империи.

Владения не были наследственными и, если  сипахи не  мог собрать воинов, он лишался  прав собирать налоги с крестьян. В целях содержания большой армии на  основе средневековой экономики  была создана система «фрагментарного владения», когда  государство,  сипахи и крестьянин делили  права и обязанности в отношении земли.

Землей владело государство, сипахи был  его уполномоченным собирать  определенные  оговоренные доходы  с крестьян в обмен на  военную службу. Крестьянин обрабатывал и пользовался  плодами  земли, переходившей по наследству его сыновьям.

Основные доходы империи поступали от  различных государственных учреждений и  предприятий (таможен, портовых сборов, монопольной торговли  солью, мылом и воском для свечей, рудников по добыче  серебра, меди и свинца).

Обратите внимание

Доходы  государства  поступали  от  подушевой  подати,  выплачиваемой только покоренными немусульманами, составляющими  большинством  крестьянского и городского населения. Турки и другие мусульмане  не платили данный налог,  но в случае  ведения  военных действий выплачивали  десятину со своего  имущества.

Налоговые источники  империи включали дань, выплачиваемую  государствами-вассалами. В целях пополнения казны  для поддержания  высокой боевой готовности вооруженных сил  использовалась  девальвация денег за счет чеканки новых серебряных монет. Однако важнейшим  источником доходов  государства и финансирования армии  была стратегия торгово-экономического развития.

В период нависшего расцвета под контролем империи оказались  важнейшие торговые пути между Востоком и Западом. Пролив Босфор не только соединял средиземные моря, но и являлся  морскими воротами для  транзитной торговли.

Читайте также:  Оценка положения в ссср западными державами

В наиболее узком месте пролива, где  его ширина  составляет 700 метров, турецкие султаны  в период завершающей борьбы с Византией воздвигли  крепости Румели Хисар (на европейском берегу)  и Анадолу Хисар (на азиатском берегу). Все торговые суда обязаны были  платить пошлину за право прохода и в случае отказа топились мощной артиллерией.

Таким образом,  Константинополь был отрезан от ввоза  жизненно важного для византийской столицы  хлеба  из Северного Причерноморья, что ускорило гибель Византии.  В Блистательную Порту из Индии и Аравии через Дамаск  доставлялись пряности,  из Северного Причерноморья и Египта поступал хлеб, из Персии шли шелковые караваны.

Железная руда  и другие товары экспортировались из Анатолии  в Египет, европейские  шерстяные и другие изделия отправлялись на Восток. Османы еще в  последние годы существования  Византийской империи отменили  беспошлинную торговлю европейцев  через Босфор, наложив  десятипроцентный налог  от стоимости товаров. Султан Мехмед  удвоил налог, но объем  европейской торговли… увеличился.

  Гарантия политической стабильности и безопасности   коммуникаций  оказались более привлекательными, чем  преференции (льготы)  в торговле. Главную силу  армии  составляли янычары, численность  которых  возросла до  десяти тысяч  человек.  Это ядро пехоты состояло  из безземельных, христианского происхождения рабов.

  Янычары были вооружены современным  огнестрельным оружием и получали высокое денежное содержание. Равным по силе  янычарам не было противника не в одной стране Запада. Янычары стояли  гарнизоном  в столице, являясь противовесом  любой оппозиции султана, гарантом  против  независимой феодальной  аристократии, типичной для  средневековой Европы.

Такая  государственная феодальная организация была  создана  при правлении  султана Мехмеда Завоевателя (1445—1481), лично обладавшим  высоким качеством  культуры и образования. Он свободно  владел  шестью языками — турецким, греческим, арабским, латинским, персидским  и еврейским,  изучал философию, исламскую и греческую литературы.

Однако это не мешало ему для  укрепления института абсолютной власти  султана, назначенного Богом,  узаконить  практику  братоубийства ради благополучия государства.
Институт миритократии  неоднократно  компенсировал ту или иную ущербность самого  султана. Об этом, например, свидетельствует  история захвата  Османской империей  Кипра.

Важно

С геополитических позиций  военная операция  была закономерна,  так как  турки контролировали  большую часть Восточного Средиземноморья. Но на принятие решения султана оказало влияние и пристрастие  Селима II к вину. Влиятельный  фаворит-еврей  напомнил  Селиму, что Кипр обладает не только  богатством хлопка и сахара, но и  превосходным вином.

Султанский двор разработал безупречный план захвата.  Кипр  являлся «дальневосточным» владением  Венеции и местные православные  крестьяне-греки находились в крепостной зависимости от западных католиков. Турки  высадились на остров, где не встретили особого сопротивления местных жителей.

После осады венецианских крепостей Никосии и Фамагусты  Кипр был присоединен к Турции, упразднившей  латинскую  систему крепостничества и восстановившей привилегии греческой православной  церкви. 

Как в природе  рассвет  чередуется с закатом, так и  здоровый социальный организм не может существовать вечно.

Настало время, когда  держава  осман превратилась в «больного человека Азии» и … обратила свои взоры к европейской модели  государственного устройства. Последствия оказались роковыми.

***

В отличие от Блистательной Порты  христианская Европа придет к институту меритократии только через несколько столетий, но с важным отличием.

  В современных  государствах Запада  граждане, обладающие экономическим достоинством, могут позволить  государственную модель  управления по классической формуле «демократия — власть посредственности». Как это не парадоксально, но османскую модель  формирования  государственной элиты  использовала советская власть.

Коммунистическая партия  стремилась к тому, чтобы  элита всегда состояла  из интеллигенции первого поколения, которая меньше рассуждает  и  более преданно служит  партии и державе. Однако, обеспечив количество, партия не смогла  дать качество элиты.

В большинстве постсоветских стран  демократические институты  стали имитацией западноевропейской модели при отсутствии граждан, обладающих экономическим достоинством. Здесь создана  государственная модель, напоминающая бледную  тень восточных средневековых деспотий, основанных на  холопской лояльности  «султану». На смену коммунистической номенклатуры  вместо меритократии (элиты качества) пришла политическая «элита» с низким общеобразовательным уровнем,  отсутствием стратегического видения  и с непреодолимым стремлением к казнокрадству. Власть,  имитируя  экономические реформы, раздает  разрешения на «бизнес» на государственных ресурсах,  включая  свободные зоны преференций (налоговые и таможенные льготы)  местным   корпоративным группам, получая с этого политический капитал —  холопскую лояльность. 

Чем больше в постсоветском пространстве политические элиты рассуждают о европейском выборе, тем отчетливее  просматриваются на горизонте другие контуры. Многие новые независимые государства все больше напоминают  не возжеланный Запад, а Османскую империю  периода упадка.  Растет внешняя зависимость, богатеет «элита в законе», а население становится еще беднее.
Современные султаны (президенты) раздают преференции за  лояльность отдельным корпоративным группировкам за счет государственного бюджета и за безмерную преданность разрешают подворовывать и взаимовыгодно приватизировать народное добро.

Литература

Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм {XV-XVIII вв.), том 3. – М.: Прогресс, 1992.
Дергачев В.А. Расцвет и гибель империй. Блистательная Порта. – В кн. Цивилизационая геополитика (Геофилософия). – Киев: ВИРА-Р, 2004.

   Кинросс Лорд  Расцвет и упадок Османской империи/Перевод с английского М.Пальникова. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.

Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке. — Иностранная литература, 1999, № 3.

Римская империя
Китайская империя
Византийская империя
Монгольская империя
Османская империя.

Воспоминания о Блистательной Порте Восточная элита качества

Гибель империи

Генуэзская «империя»
Венецианская «империя»
Испанская колониальная империя
Португальская колониальная империя
Японская империя
Британская империя
Российская империя
Австро-венгерская империя
Советский Союз

«Геополитика сверхдержав»

Источник: http://dergachev.ru/Landscapes-of-life/Imperial-geopolitics/07.html

Жестокие обычаи Османской империи – как жили братья султанов

Vkontakte

Odnoklassniki

Facebook

Twitter

Начнем с маленькой предыстории. Все мы помним как в сериале «Великолепный век» Хюррем отчаянно бороться с Махимдевран и ее сыном. В 3 сезоне Хюррем всё-таки удастся избавиться от Мустафы навсегда, его казнят. Многие осуждают коварную Хюррем, но каждая мать поступила бы точно также. Прочтя эту статью до конца вы поймете почему.

Трон после смерти султана передавался старшему сыну падишаха или старшему мужчине члену семьи, а остальных наследников сразу же казнили.

Совет

Хюррем знала, что по закону Мехмеда Завоевателя трон должен был перейти старшему сыну Сулеймана и тот, дабы обеспечить своему сыну престол, должен будет избавиться от всех остальных братьев, кто бы они ни были.

Так что принц Мустафа с самого начала был для ее детей мужского пола смертным приговором.

Жестокие обычаи Османов

Почти все законы, по которым жили Османы много веков были созданы Мехмедом Завоевателем.  Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своих родных, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска.

Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по нравоучению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.

«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце.

Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок… Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов», пишет посол Г.Д.

Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).

 Как жили братья султанов.

В 1666 году Селим II своим указом смягчил столь суровые законы. По новому указу остальным наследникам разрешалось жить жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.

С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Kafesas

Kafesas дословно переводится как клетка, называли это помещение еще как «Холотая клетка». Принцы жили в роскоши, но не могли даже выйти оттуда. Часто потенциальные наследники, живущие в кафесе, начинали  сходить сума взаперти и заканчивали жизнь самоубийством.

Жизнь в золотой клетке.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка.

Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны.

Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.

Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей.

Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана.

Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы.

Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

Каждая резиденция в «Золотой клетки» состояла из двх-трех комнат. Принцам запрещалось выходить из них, у каждого были отдельные слуги.

Источник: http://velikolepnyj.ru/istorija/zhestokie-obyichai-osmanskoj-imperii-kak-zhili-bratya-sultanov/

Ссылка на основную публикацию