Правление юстиниана (518-610)

Теория Симфонии св. Юстиниана

Флавий Петр Савватий Юстиниан — так звали последнего римского императора и первого василевса на византийском престоле.

Фактически Юстиниан управлял Империей еще при жизни своего дяди — Юстина I, начальника дворцовой стражи, оказавшегося на троне в 518 году. Родиной Юстиниана I был небольшой городок недалеко от Скопье.

По происхождению он был славянином, но романизованным, поскольку его родным языком был латинский1.

Дядя будущего императора, Юстин I, хотя сам и не был образованным (подписи на официальных документах он ставил с помощью специальной золотой таблички, где были выбиты буквы его имени), однако дал своему племяннику блестящее для того времени образование.

Обратите внимание

К старым элементам воспитания присоединились знакомство со СвященнымПисанием и творениями богословов. Таким образом, по словам византолога Ю. А.

Кулаковского, Юстиниан был на высоте проблем и задач своего времени и являлся направителем государственной политики еще при своем старом дяде2.

После смерти императора Юстина I началось почти сорокалетнее (527-565 гг.) единоличное правление Юстиниана. При вступлении его на престол один из современников, диакон храма св.

Софии Агапит, поднес ему изложение идеала верховной власти в форме изящно высказанных определений обязанностей императора и его высокого положения. Вот как приводит эти определения Ю. А.

Кулаковский: «Имея сан превыше всякой чести, о государь, почитай превыше всего Бога, который тебя им удостоил, ибо Он, наподобие Небесного Царства, дал тебе скипетр земного владычества, чтобы ты научил людей хранить правду и удержал лай хулящих Его, повинуясь сам Его законам и правосудно повелевая подданными». «Как глаз прирожден телу, так миру — царь, данный Богом для устроения того, что идет на общую пользу. Ему надлежит печься обо всех людях, как о собственных членах, чтобы они успевали в добром и не терпели зла»3.     

Таков был взгляд на величие царской власти у современников великого императора. Безусловно, что эти взгляды разделял и сам Юстиниан, впитавший римскую имперскую ментальность.

Однако, как было сказано выше, Юстиниан стал первым василевсом на византийском троне, его эпоха — это начало в собственном смысле византийского исторического периода, когда империя мыслила себя государством христианским, а ее христианский император, по словам А. В.

Карташева — уже не епископом только внешних дел церкви (как это было при Константине Великом), но и внутренних4.

Источник: https://ilya-prorok.org/information/ilinskij-vestnik/izbrannye-materialy/teoriya-simfonii-sv-yustiniana.html

Правление императора Юстиниана

Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана I (527—565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания.

Юстиниан родился в Македонии в семье бедного иллирийского крестьянина. Его дядя император Юстин I (518—527), возведенный на престол солдатами, сделал Юстиниана своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан стал властелином огромной империи.

Юстиниан получил очень противоречивую оценку современников и потомков.

Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих официальных трудах и в «Тайной истории» создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором.

Важно

 Внутренняя политика Юстиниана была направлена на усиление централизации государства и укрепление экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Большим успехом византийцев было раскрытие секрета производства шелка, тайны которого веками оберегались в Китае.

Константинополь в это время стал средоточием международной торговли. В богатых городах империи наблюдался подъем ремесленного производства, совершенствовалась строительная техника.

Это дало возможность Юстиниану воздвигать в городах дворцы и храмы, строить мощные оборонительные сооружения в пограничных районах.

 Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения и в то же время поддерживал средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и непоследовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев, и в первую очередь старой сенаторской аристократии.

 В правление Юстиниана была проведена реформа римского права.

Коренные изменения социально-экономических отношений требовали переработки старых правовых норм, препятствовавших дальнейшему прогрессу византийского общества. В короткий срок (с 528 по 534 г.

) комиссией была проведена  работа по пересмотру всего наследия римской юриспруденции и создан «Свод гражданского права».

В законодательстве, как и во всей общественной жизни Византии этого времени, определяющей была борьба старого рабовладельческого мира с нарождающимся феодальным. При сохранении в Византии в VI в. основ рабовладельческого строя фундаментом «Свода гражданского права» могло быть лишь римское право. Отсюда и консерватизм законодательства Юстиниана.

Но вместе с тем в нем отразились и прогрессивные изменения в общественной жизни. Центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана становятся идея неограниченной власти государя и идея союза государства с христианской церковью.

В законодательстве Юстиниана поощрялось предоставление рабам пекулия, облегчался отпуск рабов на волю, получил четкое юридическое оформление институт колоната.

Совет

 Сохранение в Византии в IV—VI вв. крупных городских центров, развитых ремесел и торговли требовало строгой регламентации и охраны права частной собственности.

Поэтому в законодательстве Юстиниана видное место отводится регулированию торговых, кредитных операций, аренды, наследования и т. п.

В сфере частноправовых отношений были отменены старые, уже изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной  собственности — основы  всего  гражданского  права.

 Обоснование, регламентирование и защита права частной собственности обусловили живучесть основных положений «Свода гражданского права» Юстиниана, которые сохранили свое значение в течение средневековья, а впоследствии были использованы в буржуазном обществе.

Источник: https://students-library.com/library/read/37904-pravlenie-imperatora-ustiniana

Византия в эпоху Юстиниана

Заключительный период в истории позднеантичного мира совпал с 30-летним правлением Юстиниана, когда Восточно-Римская империя достигла апогея своего могущества Возведенный на престол воинами, дядя Юстиниана Юстин I (518—527) приблизил к себе племянника и провозгласил его своим соправителœем.

Совет

После смерти дяди Юстиниан занял престол как его законный преемник. Жена – Феодора, куртизанка. Император постарался повысить доходы государства, укрепить социальный строй и систему управления империей. Серией фискальных, социальных и политических мер он еще более ослабил крупное землевладение.

Император увеличил размеры земельных владений фиска, как и государственных мастерских и лавок в городах. Он проявлял заботу о развитии торговли и новых торговых путях на Восток. Он узаконил колонат и защищал эмфитевтов и в то же время навечно прикреплял к земле свободных колонов.

В ʼʼСводе гражданского праваʼʼ (528-534), систематизировавшем и отчасти реформировавшем богатое наследие римских юристов, (идея полной частной собственности на землю и имущество, идея неограниченной власти императора и идея прочного союза государства с христианской церковью.

) В свод вошли: ʼʼИнституцииʼʼ (руководство к пользованию Кодексом), собственно ʼʼКодексʼʼ (законы императоров II — начала VI в.), ʼʼДигестыʼʼ (выдержки из сочинœений римских юристов) и, наконец, ʼʼНовеллыʼʼ (законы самого Юстиниана).

Существенное значение в социальной жизни общества имело признание равенства перед законом всœех свободных подданных императора, равенство прав наследования, Огромную роль в развитии товарно-денежных отношений имело законодательное регулирование таких имущественных отношений, как аренда, кредит, залог, наем.

Осуществление завоевательной программы Юстиниан начал с разгрома в 533— 534 гᴦ. Вандальского королевства, было ликвидировано Остготское королевство и завоевана Италия. Правление Юстиниана ознаменовано обострением социальной напряженности в обществе.

В ответ на усиление налогового гнёта восстание в Константинополе в 532, названное ʼʼНикаʼʼ. Низы димов ʼʼголубыхʼʼ и ʼʼзелœеныхʼʼ объединились. До 30 тысяч безоружных константинопольцев были убиты на месте. Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова (набеги варваров).

Обратите внимание

Наиболее серьезные последствия для империи имели, однако, вторжения славян. Их нападения начались еще при Юстинœе и стали почти ежегодными с начала правления Юстиниана I. Расселœение славян на землях империи, помешать которому она оказалась не в состоянии, началось во второй половинœе VI в.

Читайте также:  Общеевропейская война против франции и наполеона 1892 - 1814 гг

Особенно массовый характер оно приняло в последние десятилетия VI и первые десятилетия VII в.

Образование Византийской империи. Особенности социально-экономического, развития Византии/

В 330 ᴦ. император Константин I перенес столицу Римской империи в город Византий, Новую столицу назвали Константинополем. Исключительно удачный выбор места для новой столицы в перекрестье торговых путей между странами Востока и Запада, юга и севера, а также в центре интенсивного культурного обмена, обусловил ее быстрое превращение в крупнейший город Европы.

Выделœение восточных провинций в особую государственно-политическую систему было завершено официальным разделом Римской империи в 395 ᴦ. на Западную и Восточную.

В состав Восточно-Римской империи вошли: Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении и грузинских земель, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, Родос и другие острова Восточного Средиземноморья, а также южное побережье Крыма. После падения Западной Римской империи в 476 ᴦ.

Восточная осталась единственным продолжением некогда единой империи. В долинах рек, на равнинах было широко распространено хлебопашество, На Балканах и плоскогорьях Малой Азии преобладало скотоводство. Большая численность городов: Константинополь и Фессалоника, Коринф и Фивы, Смирна и Эфес, Никея и Никомидия, Дамаск и Бейрут, Антиохия и Александрия.

Которые были средоточием ремесла и торговли, экон политич центрами. Особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византии позволяют выделить в ее истории несколько периодов: ранний (IV — первая половина VII в.),средний (вторая половина VII—XII в.) и поздний (XIII -середина XV в.)..

В истории ранней Византии выделяют внутренний рубеж – конец VI в. Распространено свободное крестьянское землевладение, Деревня представляла собой сосœедскую общину (митрокомию). Частная собственность крестьянина на пахотную землю и приусадебный участок сочеталась с общинной собственностью на неподелœенную сельскую округу.

Важно

Общинники были здесь теснее связаны производственными и социальными связями. Община в Византии была податной. Общинники были связаны круговой порукой. Более многочисленным был в Византии и слой свободных колонов, обладавших владельческими правами на свои участки.

Οʜᴎ приближались по статусу к наследственным арендаторам-эмфитевтам, которых эдиктом Анастасия I (491-518) запрещалось сгонять с земли после того, как семья непрерывно арендовала ее в течение 30 лет.

Главной производственной организацией в городе была небольшая ремесленная мастерская (эргастирий), нередко совмещенная с лавкой, в которой ее хозяин продавал изделия, изготовленные им самим, своим собственным инструментом, с помощью двух-трех наемных работников или рабов. Верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежала императору.

Сложился союз государственной власти с христианской церковью: Император признавался единственным законным повелителœем всœей ойкумены Административный аппарат империи был чрезвычайно громоздким.

В его организации господствовал принцип разделœения гражданской и военной властей Центральное управление концентрировалось в его дворце и было специализировано по ведомствам-канцеляриям. Как правило, высокую должность мог занять лишь человек, имевший определœенный титул Территория империи делилась на административные области — провинции.

Гражданским управлением ведали назначаемые императором наместники со своим штатом чиновников, военной властью обладали военачальники. С середины IV в. христианство было официальной религией, обязательной для всœех полноправных подданных Римской империи. Начавшееся еще значительно раньше формирование на всœей территории империи церковных диоцезов (епископий и митрополий) окончательно оформилось при поддержке государства. Уже в IV в. обнаружились заметные различия между восточной и западной церквами и в вопросах догматики, и в организации управления, и в церковной обрядности. Церкви и монастырям высшая власть раздавала привилегии в первую очередь. Их освобождали от многих налогов и ото всœех отработочных повинностей. Церковные иерархи имели право суда над подвластными им церковнослужителями, а игумены — над монахами в монастырях.

Византия в эпоху Юстиниана. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Византия в эпоху Юстиниана.” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/89245_vizantiya_v_epohu_yustiniana

Византия в эпоху императора Юстиниана

в 527 году императором стал Юстиниан – бедный иллирийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благодаря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма, великодушия и коварства.

Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы Церкви.

Заключительный период в истории позднеантичного мира совпал с 30-летним правлением Юстиниана, когда Восточно-Римская империя достигла апогея своего могущества Возведенный на престол воинами, дядя Юстиниана Юстин I (518—527) приблизил к себе племянника и провозгласил его своим соправителем.

Совет

После смерти дяди Юстиниан занял престол как его законный преемник. Жена – Феодора, куртизанка. Император постарался повысить доходы государства, укрепить социальный строй и систему управления империей. Серией фискальных, социальных и политических мер он еще более ослабил крупное землевладение.

Император увеличил размеры земельных владений фиска, как и государственных мастерских и лавок в городах. Он проявлял заботу о развитии торговли и новых торговых путях на Восток. Он узаконил колонат и защищал эмфитевтов и в то же время навечно прикреплял к земле свободных колонов.

В «Своде гражданского права» (528-534), систематизировавшем и отчасти реформировавшем богатое наследие римских юристов, (идея полной частной собственности на землю и имущество, идея неограниченной власти императора и идея прочного союза государства с христианской церковью. ) В свод вошли: «Институции» (руководство к пользованию Кодексом), собственно «Кодекс» (законы императоров II — начала VI в.), «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов) и, наконец, «Новеллы» (законы самого Юстиниана).

Существенное значение в социальной жизни общества имело признание равенства перед законом всех свободных подданных императора, равенство прав наследования, Огромную роль в развитии товарно-денежных отношений имело законодательное регулирование таких имущественных отношений, как аренда, кредит, залог, наем.

  Осуществление завоевательной программы Юстиниан начал с разгрома в 533— 534 гг. Вандальского королевства, было ликвидировано Остготское королевство и завоевана Италия. Правление Юстиниана ознаменовано обострением социальной напряженности в обществе.

В ответ на усиление налогового гнёта восстание в Константинополе в 532, названное «Ника». Низы димов «голубых» и «зеленых» объединились. До 30 тысяч безоружных константинопольцев были убиты на месте.  Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова (набеги варваров).

Наиболее серьезные последствия для империи имели, однако, вторжения славян. Их нападения начались еще при Юстине и стали почти ежегодными с начала правления Юстиниана I. Расселение славян на землях империи, помешать которому она оказалась не в состоянии, началось во второй половине VI в.

Особенно массовый характер оно приняло в последние десятилетия VI и первые десятилетия VII в.

Интереснейшей личностью была и его супруга, императрица Феодора.

Обратите внимание

Дочь циркового смотрителя, бывшая куртизанка – смелая, решительная, умная, мстительная и прекрасная, верная опора своему мужу в его честолюбивых начинаниях.

Ее по праву считают самой замечательной женщиной византийской истории.
Иллюстрации – фрагменты мозаик собора Сан-Витале (Равенна) (император Юстиниан I и императрица Феодора со свитами, приносящие дары храму).

Юстиниан считал своей первоочередной задачей усиление военной и политической мощи Византии. Он поставил перед собой честолюбивую цель – восстановить Римскую империю в ее прежних границах – и, надо сказать, довольно успешно эту цель осуществил.

В то время основная угроза империи исходила с востока, от могущественного сасанидского Ирана, войны с которым составляли стержень восточной политики Юстиниана вплоть до заключения “вечного мира” в 532 г.

По мирному договору границы между Византией и Ираном оставались прежними, но империя добилась включения в сферу своего влияния Лазики, Армении, Крыма и Аравии, где утверждалось господство христианства.

В ходе завоевательных походов Юстиниан покорил вандалов в Северной Африке (533-534), разбил Остготское королевство в Италии (535-555); варвары потеряли также значительную часть Испании. Ему удалось подчинить народы Балканского полуострова. Территория Византии увеличилась почти вдвое, ее границы стали приближаться к границам Римской империи.

Читайте также:  Плюсы и минусы реформ никиты сергеевича хрущева

Она превратилась в могущественное государство Средиземноморья, верховную власть которого до создания империи Карла Великого, пусть и номинально, признавали европейские королевства. В своих эдиктах Юстиниан именовал себя императором франкским, алеманским и прочими титулами, подчеркивая свои претензии на господство в Европе.

Он наладил связи с Папой Римским Иоанном, которого с почетом встречал в своей столице. Богатство и пышность императорского двора “золотого века” вошли в легенды.

Вот как описывает европейский путешественник прием у византийского императора:

Перед троном императора стояло медное позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, тоже позолоченные.

Важно

Они издавали каждая свою мелодию, а сидение императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, потом более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били хвостами землю, открывали пасть и издавали громкий рев. Я был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем приближении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят вверх посредством машины…

При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и правопорядок в стране. В его время Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в “палладиум наук и искусств”, за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней – Собор Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне. Созданный при Юстиниане “Свод гражданского права” – вершина византийской юридической мысли. Он состоял из четырех частей (Кодекс Юстиниана, Дигесты, Институции, Новеллы). В “Своде” нашли отражение те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, в т.ч. улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю и др. Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой. Благодаря тщательнейшей разработке таких институтов римско-византийского законодательства, как принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций, “Свод” Юстиниана не утратил своего значения даже для юристов нового времени. Особого внимания заслуживают взаимоотношения Юстиниана с Церковью, во многом определившие дальнейшую судьбу Византии. Будучи прирожденным политиком, император прекрасно понимал значение единства церковной и светской власти. Он усилил церковь, предоставил ей новые экономические льготы, даровал земли и имущество. Это он сказал, что “источником всех богатств церкви является щедрость императора”. Формально по отношению к Церкви Юстиниан соблюдал принцип симфонии, предполагавший равное и дружественное сосуществование Церкви и государства. Однако, по существу, по словам А. Меня, “он лишь достраивал то огромное здание имперского абсолютизма, необходимой частью которого должна была стать Церковь”. Христианство было важно для Юстиниана только как инструмент укрепления государственности. Император присвоил себе право свободно назначать и смещать епископов, устанавливать удобные для себя церковные законы. Иначе говоря, для Юстиниана роль Церкви сводилась к обслуживанию государства, и такое явление в истории получило название цезарепапизма. Формальное закрепление принцип цезарепапизма получил в знаменитом законодательном кодексе, который охватывал все аспекты жизни империи и получил название “Кодекса Юстиниана”. Цезарепапизм фактически парализовал духовную силу Церкви и почти лишил ее подлинной социальной значимости. Церковь целиком растворилась в мирских делах, обслуживая потребности правителей государства. В результате искренняя вера в Бога, духовная жизнь стали существовать автономно, отгородившись монастырскими стенами. Искренне верующие христиане бежали от мира – как когда-то это делали первые монахи-анахореты. Церковь практически замкнулась в себе, предоставив миру идти своим путем. Рост богатства империи, неограниченная власть монарха, стоявшего над законами, подчиненная роль Церкви, унизительные церемонии поклонения императору-христианину, достойные скорее языческих царей, не могли не сказаться на нравах общества. Духовные запросы людей оскудевали. Жители Константинополя проводили дни в цирках, где они в азарте делились на партии, провоцирующие беспорядки и кровопролития. На ипподромах зрители яростно вопили: “Богородица, дай нам победу!” Нанимались колдуны, чтобы напустить порчу на коней; выступали артисты-мимы, изображавшие самые непристойные сцены и, не смущаясь, богохульствовали. В городе процветали притоны, кабаки, повальное пьянство, разврат. С непомерной роскошью императорской знати и высшего духовенства соседствовала ужасающая бедность. Это началось при Юстиниане, это еще более усугубилось при его не столь сильных и умных приемниках. Не раз во время уличных потасовок византийцы едва ли не сжигали свою столицу. “Лентяи и пролетарии из народа, – писал византийский историк Лев Диакон, – имеют привычку во время смут обращаться к грабежу имуществ, поджогу домов и убийству сограждан”. Жизнь же погрязшего в роскоши двора после смерти Юстиниана состояла из непрерывной цепи переворотов, шантажа и убийств. Любопытно, что распущенность нравов странным образом уживалась с повсеместной демонстрацией благочестия. Население Византии проявляло удивительную склонность к богословствованию. Так, по словам историка Агапия, толпы бездельников на базаре и в пивных рассуждали о Боге и Его сущности. По остроумному замечанию русского философа Вл. Соловьева, “в Византии было больше богословов, чем христиан”.

Так, с подачи самого благословенного из византийских императоров, над христианским миром, который хранил Божественные заповеди, но не исполнял их, нависла неизбежная кара.



Источник: http://biofile.ru/his/12255.html

Читать онлайн История Византийской империи страница 6. Большая и бесплатная библиотека

Так, казалось, заканчивалась эволюция, увлекавшая Византию, к Востоку; и можно было ожидать, что в недалеком будущем осуществится идеал чисто восточной империи, деспотически управляемой, обладающей хорошей администрацией, солидно защищенной, отказавшейся от политических притязаний на Западе, чтобы сосредоточить внимание на собственных нуждах, и не колеблющейся более перед тем, чтобы обрести религиозное единство на Востоке путем разрыва с Римом и основания под опекой государства церкви, почти независимой от папства. К несчастью, империя к концу V и к началу VI в. находилась в состоянии жестокого кризиса, препятствовавшего осуществлению этой мечты.

С 502 г . персы возобновили войну на Востоке; в Европе славяне и авары начали свои набеги к югу от Дуная. Внутренняя смута достигла крайних пределов.

Столицу волновали ссоры партий цирка, зеленых и синих; провинции, недовольные, разоренные войной, подавленные налогами, искали любого повода, чтобы предъявлять свои местные требования; правительство было непопулярно; могущественная православная оппозиция боролась за свою политику и предоставляла разным честолюбцам удобный повод для возмущений, наиболее серьезным из которых было восстание Виталиана (514).

Читайте также:  Народнические организации. хождение в народ

Наконец, прочная память о римской традиции, поддерживавшая мысль о необходимости единства римского мира, “Романии”, беспрестанно обращала умы на Запад.

Чтобы выйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политика с точными и определенными планами. Такую политику проводил Юстиниан .

Глава II
Правление Юстиниана и Византийская империя в VI веке (518-610)

I
НАЧАЛО ДИНАСТИИ ЮСТИНИАНА

В 518 г ., после смерти Анастасия, довольно темная интрига возвела на трон начальника гвардии Юстина.

Это был крестьянин из Македонии, лет пятьдесят назад явившийся в поисках счастья в Константинополь, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевший никакого опыта в государственных делах солдат.

Вот почему этот выскочка, ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднен доверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице его племянника Юстиниана.

Совет

Уроженец Македонии подобно Юстину – романтическая традиция, делающая из него славянина, возникла в значительно более позднее время и не имеет никакой исторической ценности, – Юстиниан по приглашению своего дяди еще юношей явился в Константинополь, где получил полное римское и христианское воспитание. Он имел опыт в делах, обладал зрелым умом, сложившимся характером – всем необходимым, чтобы стать помощником нового владыки. Действительно, с 518 по 527 г . он фактически правил от имени Юстина в ожидании самостоятельного правления, которое длилось с 527 по 565 г .

Таким образом, Юстиниан в течение почти полувека управлял судьбами Восточной Римской империи; он оставил глубокий след в эпохе, над, которой господствует его величественный облик, ибо одной его воли было достаточно, чтобы пресечь естественную эволюцию, увлекавшую империю к Востоку.

Под его влиянием с самого начала правления Юстина определилась новая политическая ориентация.

Первой заботой константинопольского правительства стало примириться с Римом и положить конец расколу; чтобы скрепить союз и дать папе залог своего усердия в правоверии, Юстиниан в течение трех лет (518-521) яростно преследовал монофизитов на всем Востоке. Это сближение с Римом укрепило новую династию.

Помимо того, Юстиниан весьма дальновидно сумел принять необходимые меры для обеспечения прочности режима. Он освободился от Виталиана, своего наиболее страшного противника; особенную же популярность он приобрел благодаря своей щедрости и любви к роскоши.

Отныне Юстиниан начал мечтать о большем: он прекрасно понимал то значение, которое для его будущих честолюбивых планов мог иметь союз с папством; именно поэтому, когда в 525 г .

явился в Константинополь папа Иоанн – первый из римских первосвященников, посетивший новый Рим, – ему был устроен торжественный прием в столице; Юстиниан чувствовал, как нравится на Западе подобное поведение, как неизбежно оно приводит к сравнению благочестивых императоров, правивших в Константинополе, с арианскими варварскими королями, господствовавшими в Африке и в Италии. Так Юстиниан лелеял великие замыслы, когда после смерти Юстина, последовавшей в 527 г ., он стал единственным правителем Византии.

II
ХАРАКТЕР, ПОЛИТИКА И ОКРУЖЕНИЕ ЮСТИНИАНА

Юстиниан совершенно не походит на своих предшественников, государей V столетия. Этот выскочка, воссевший на трон цезарей, желал быть римским императором, и действительно он был последним великим императором Рима.

Однако, несмотря на свое неоспоримое прилежание и трудолюбие – один из придворных говорил о нем: “император, который никогда не спит”, – несмотря на подлинную заботу о порядке и искреннее попечение о хорошей администрации, Юстиниан, вследствие своего подозрительного и ревнивого деспотизма, наивного честолюбия, беспокойной деятельности, сочетавшейся с нетвердой и слабой волей, мог бы показаться в целом весьма посредственным и неуравновешенным правителем, если бы он не обладал большим умом. Этот македонский крестьянин был благородным представителем двух великих идей: идеи империи и идеи христианства; и благодаря тому, что у него были эти две идеи, его имя остается бессмертным в истории.

Преисполненный воспоминаний о величии Рима, Юстиниан мечтал восстановить Римскую империю такой же, какой она некогда была, укрепить незыблемые права, которые Византия, наследница Рима, сохраняла в отношении западных варварских королевств, и возродить единство римского мира.

Обратите внимание

Наследник цезарей, он хотел подобно им быть живым законом, наиболее полным воплощением абсолютной власти и вместе с тем непогрешимым законодателем и реформатором, заботящимся о порядке в империи.

Наконец, гордясь своим императорским саном, он желал украсить его всей помпой, всем великолепием; блеском своих построек, пышностью своего двора, несколько ребяческим способом называть своим именем (“юстиниановыми”) выстроенные им крепости, восстановленные им города, учрежденные им магистратуры; он хотел увековечить славу своего царствования и заставить своих подданных, как он говорил, почувствовать несравненное счастье быть рожденными в его время. Он мечтал о большем. Избранник божий, представитель и наместник бога на земле, он взял на себя задачу быть поборником православия, будь то в предпринимаемых им войнах, религиозный характер которых неоспорим, будь то в огромном усилии, которое он делал для распространения православия во всем мире, будь то в способе, каким он управлял церковью и уничтожал ереси. Всю свою жизнь он посвятил осуществлению этой великолепной и гордой мечты, и ему посчастливилось найти умных министров, таких, как юрисконсульт Трибониан и префект претория Иоанн Каппадокийский, отважных полководцев, как Велисарий и Нарсес, и особенно, превосходного советника в лице “наивысокочтимейшей, богоданной супруги”, той, кого он любил называть “своим самым нежным очарованием”, в императрице Феодоре.

Феодора также происходила из народа. Дочь сторожа медведей с ипподрома, она, если верить сплетням Прокопия в “Тайной истории”, приводила современников в негодование своей жизнью модной актрисы, шумом своих авантюр, а всего более тем, что победила сердце Юстиниана, заставила его на себе жениться и вместе с ним вступила на трон.

Несомненно, что пока она была жива – Феодора умерла в 548 г ., – она оказывала на императора огромное влияние и управляла империей в такой же мере, как и он, а может быть и в большей.

Происходило это потому, что несмотря на свои недостатки – она любила деньги, власть и, чтобы сохранить трон, часто поступала коварно, жестоко и была непреклонна в своей ненависти, – эта честолюбивая женщина обладала превосходными качествами – энергией, твердостью, решительной и сильной волей, осторожным и ясным политическим умом и, быть может, многое видела более правильно, чем ее царственный супруг. В то время как Юстиниан мечтал вновь завоевать Запад и восстановить в союзе с папством Римскую империю, она, уроженка Востока, обращала свои взоры на Восток с более точным пониманием обстановки и потребностей времени. Она хотела положить там конец религиозным ссорам, вредившим спокойствию и могуществу империи, вернуть путем различных уступок и политики широкой веротерпимости отпавшие народы Сирии и Египта и, хотя бы ценой разрыва с Римом, воссоздать прочное единство восточной монархии. И можно спросить себя, не лучше ли сопротивлялась бы натиску персов и арабов та империя, о которой она мечтала, – более компактная, более однородная и более сильная? Как бы то ни было, Феодора давала чувствовать свою руку всюду – в администрации, в дипломатии, в религиозной политике; еще поныне в церкви св. Виталия в Равенне среди мозаик, украшающих абсиду, ее изображение во всем блеске царственного величия красуется как равное против изображения Юстиниана.

Источник: https://dom-knig.com/read_223157-6

Ссылка на основную публикацию