Правительственная политика в области образования и цензуры

III. Политика в области просвещения. Цензура

Усиление сословности. Школьный Устав 1828 г.

Заботясь о сохранении в обществе и народе верноподданных взглядов, власть постоянно ужесточала школьные уставы. Основными принципами правительственной политики в этой области были сословность и государственный контроль за содержанием образования.

Было категорически запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Для каждого сословия предназначался определенный тип учебных заведений.

Университетский устав.

В том же 1835г. был принят новый университетский устав, согласно которому права университетов были урезаны. Все должности теперь не выбирались, а назначались.

Обратите внимание

Государство, стремясь сделать систему учебных заведений единообразной, выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные гимназии и училища.

Цензура.

Политика в области цензуры была ужесточена. Цензурный устав, принятый в 1826г.былпрозван «чугунным». Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления или православной религии.

Запрещались естественнонаучные и философские книги, противоречившие православному вероучению. При этом фактически было несколько уровней цензуры: предварительный (на стадии рукописного текста) и окончательный. Право цензуры было распространено практически на все государственные ведомства.

IV. Крестьянский вопрос.

Отношение к крепостному праву.

Николай I, как и многие в его окружении, понимал необходимость отмены крепостного права. Еще в 1826 г. по его указанию был создан секретный крестьянский комитет для разработки реформы (всего за годы правления Николая I таких комитетов будет 10). Однако пойти не решительный шаг — лишить помещиков земли с крестьянами — он так и не решился.

Реформа государственной деревни.

Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство в 1837—1841гг. осуществило реформу государственной деревни. Нередко ее называют реформой Киселева — по имени министра государственных имуществ П.Д. Киселева, по чьему проекту и под руководством которого она была проведена.

Было изменено управление государственной деревней: государственные крестьяне получили право избирать своих старост (сельских и волостных), суд (сельский и волостной). Но органы крестьянского самоуправления были поставлены под контроль чиновников созданного Министерства государственных имуществ.

В конечном итоге деятельность Николая I в этом вопросе свелась к изданию «Положения об обязанных крестьянах» 1842 г., во многом повторявшему указ о вольных хлебопашцах. Только теперь помещику не требовалось согласия властей, чтобы дать крестьянам вольную.

VI. «Мрачное семилетие» (1848 -1855 гг.)

Революции 1848-1849гг. вызвали страх и растерянность правительства Николая I. Император выступил с воинственными заявлениями по адресу революционных событий и направил армейский корпус в западные губернии в качества полицейского кордона от проникновения революции.

Важно

Новые репрессивные меры принимались и против литературы. В 1848г. был создан секретный временный комитет для надзора за журналами и действиями самой цензуры. Вскоре он был заменен постоянным комитетом, в обязанности которого вменялось рассматривать изданные сочинения и карать авторов, редакторов и цензоров за уже напечатанные произведения.

Преследованиям подверглись и русские университеты. Прием в университеты был резко сокращен, плата за обучение была повышена, сам император всерьез подумывал о закрытии университетов. Министр Уваров попытался было заступиться за университеты, но получил замечание императора и был отправлен в отставку.

Внешняя политика России во второй четверти XIXв. Крымская война.

I. Основные направления внешней политики.

Во второй четверти XIX в. перед русским правительством в сфере внешней политики стояли две основные проблемы: борьба с европейскими революциями и «восточный вопрос».

Возникновение понятия «восточный вопрос» относится к концу XVIIIв., хотя сам этот термин был введен в дипломатическую практику в 30-е годы XIXв.

Достижение наиболее выгодного режима черноморских проливов, поддержка национально-освободительного движения народов Балканского полуострова, расширение черноморской торговли, укрепление влияния в Константинополе — таковы задачи, которые стремилась решать в рамках «восточного вопроса» русская дипломатия.

Главная цель русской внешней политики в Европе сводилась к борьбе против распространения там революционного движения, что заставляло Николая I стремиться к объединению всех контрреволюционных европейских сил.

Также важной задачей являлось продвижение России вглубь Кавказа, укрепление ее позиций в Закавказье.

Источник: https://studopedia.net/4_14982_III-politika-v-oblasti-prosveshcheniya-tsenzura.html

Политика правительства Николая I в области образования и цензуры

Рассматривая события 14 декабря 1825 ᴦ., Николай I пришел к выводу, что они явились следствием неправильной системы образования и воспи­тания. По этой причине в 1826 ᴦ. он отдал распоряжение министру народного про­свещения А.С.Шишкову подготовить комплексный проект реформирова­ния учебных заведений, а 19 августа 1826 ᴦ.

императору был передан рескрипт о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян. Усилился и надзор за многими частными учебными заведения­ми, в которых обучались декабристы. В 1828 ᴦ.был издан новый Устав учебных заведений.

Согласно этому документу всœе начальное и среднее об­разование в Российской империи подразделялось на три категории:

1) длядетей низших сословий;

2) для детей средних сословий;

3) для детей привилегированных сословий.

Стоит сказать, что для низших сословий предназначались одноклассные приходские учи­лища, где изучались основы арифметики, чтения, письма и Закон Божий. Важно заметить, что для средних сословий — детей мещан и купцов — вводились трехкласс­ные училища с более широкой программой обучения — изучались геогра­фия, начала геометрии, история.

Совет

Для высших сословий учреждались гим­назии, окончание которых давало право для поступления в университеты. В 1835 ᴦ.был принят новый университетский устав,существенно ограни­чивающий их автономию.

Устанавливался строгий полицейский надзор за студентами, вводилась должность инспектора и его помощников, испол­нявших административно-полицейские функции. Выбранных на универ­ситетских советах ректоров и профессоров утверждал министр народного просвещения.

С другой стороны данный устав поднимал престиж универси­тетов, в них увеличивался срок обучения с трех до четырех лет, вводилась заграничная стажировка молодых специалистов за границей. Согласно этому уставу в университетах вновь вводилось преподавание философии, упраздненное в 1821 ᴦ.

Стала вводиться и специализация: в Московском университете большое место занимало изучение исторических наук и рос­сийского законодательства, в Петербургском — восточных языков и исто­рии стран этого региона, Казанском — физики и математики.

Правительство Николая I не могло оставить в стороне и контроль за прессой. В 1826 ᴦ.был издан новый цензурный устав,получивший у совре­менников название ʼʼчугунныйʼʼ.

Согласно этому уставу запрещалось про­пускать в печать произведения, в которых порицалась монархическая форма правления, говорилось о конституции, о крайне важно сти преобра­зований. На цензуру возлагалась также обязанность следить за литератур­ным слогом произведения. Один за другим сыпались запреты на издатель­скую деятельность. В 1831 ᴦ.

была закрыта ʼʼЛитературная газетаʼʼ А.А.Дельвига, в 1832 ᴦ. журнал ʼʼЕвропеецʼʼ, в 1834 ᴦ. запрещен ʼʼМосков­ский телœеграфʼʼ Н.А.Полевого.

Революционные события в Европе в 1848-1849 гᴦ. повлияли на дальней­шее ужесточение цензуры. С целью более эффективного контроля за пе­чатью в феврале 1848 ᴦ. был образован ʼʼвременныйʼʼ секретный комитет под председательством А.С.

Обратите внимание

Меншикова, замененный вскоре постоянным ʼʼкомитетом для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведенийʼʼ под председательством Д.П.Бутурлина.

Этот коми­тет был призван осуществлять контроль за всœеми материалами, уже про­шедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Наступи­ла эпоха ʼʼцензурного террораʼʼ, когда гонениям подверглась даже такая благонамеренная газета͵ как ʼʼСеверная пчелаʼʼ, издаваемая Н.И.

Гречем и Ф.В.Булганиным. Многие из известных литераторов, такие, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, были отправлены в ссылку, подверглись аресту И.С. Аксаков и Ю.Ф.Самарин.

Еще больше был усилен контроль за университетами. Сократилось чис­ло студентов, уволены ʼʼнеблагонадежныеʼʼ профессора, было отменено преподавание некоторых предметов, таких как государственное право и философия. Об этом времени историк С.М.Соловьев писал:

ʼʼПо воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступ­лением в глазах правительства; университеты подвергались опале; Россия предана была в жертву преторианцам; военный человек как палка, как привыкший не рас­суждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался самым способным начальником везде; имел ли он какие-нибудь способно­сти, знания, опытность в делах — на это не обращалось никакого вниманияʼʼ.

Политика правительства Николая I в области образования и цензуры. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Политика правительства Николая I в области образования и цензуры.» 2017, 2018.

  • — Режимы работы двигателя GDI

    Всего предусмотрено три режима работы двигателя: · Режим сгорания сверхбедной смеси (впрыск топлива на такте сжатия). · Мощностной режим (впрыск на такте впуска).

    · Двухстадийный режим (впрыск на тактах впуска и сжатия) (применяется на евромодификациях). Режим сгорания… [читать подробнее].

  • — III. Радиорелейные средства связи

    II. Беспроводные средства связи I. Проводные средства связи Ø Городскую телефонную связь Ø Прямая телефонная связь (селекторная)Ø Радиотелефонная связь («Алтай») Ø Индуктивная связь (ЭКВ связь «Дистон», «Нальмэс») Ø… [читать подробнее].

  • — Расход материалов на 1 км дороги с асфальтобетоном покрытием IV типа

    Таблица 15 Таблица 14 Таблица 13 Таблица 12 Таблица 11 Дороги Движения по сложным процентам в различные годы эксплуатации Величины коэффициентов m, K0, K0m при росте интенсивности Таблица… [читать подробнее].

  • — III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. «____»… [читать подробнее].

  • — Определение Zmin и Xmin из условия отсутствия подрезания

    Рис.5.9. О подрезании зубьев колёс. Рассмотрим, как связан коэффициент сдвига x рейки с числом зубьев, которое может быть нарезано рейкой на колесе. Пусть рейка установлена в положении 1(рис.5.9.). В этом случае прямая головок рейки пересечёт линию зацепления N-N в т. и… [читать подробнее].

  • — Verbos que terminan en –ить, -еть

    Los verbos irregulares   Идти — ir Есть — comer Спать — dormir Хотеть — querer Я Иду Ем Сплю Хочу Ты Идёшь Ешь Спишь Хочешь Он, она Идёт Ест Спит Хочет Мы Идём Едим Спим Хотим Вы Идёте Едите Спите Хотите Они Идут … [читать подробнее].

  • — Verbos que terminan en –ать, -ять

                      Hacer — делать Leer — читать Trabajar — работать Caminar -гулять Я Делаю     Гуляю Ты   Читаешь Работаешь   Он, она Делает     Гуляет Мы   Читаем Работаем   Вы … [читать подробнее].

  • — III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,… [читать подробнее].

    Читайте также:  Развитие русской науки и техники
  • — PROFIBUS

    Задачи в области промышленной связи часто требуют разных ре­шений. В одном случае необходим обмен сложными, длинными сооб­щениями со средней скоростью. В другом – требуется быстрый обмен короткими сообщениями с использованием упрощенного протокола обмена, например, с… [читать подробнее].

  • — II. Холодильник емкость «А».

      1. 2. ; СА – теплоемкость [воды + металла] первой части холодильника 3. Линеаризация. переводится в Уравнение динамики емкости «А». Уравнение к конечном виде: в относительном виде. II. Уравнение объекта управления, управление которым производится еще и… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/568715_politika_pravitel_stva_nikolaya_i_v_oblasti_obrazovaniya_i_cenzury

    Политика в области просвещения и печати

    Реакционная политика самодержавия в первую очередь проявилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как полагал Николай I, таилась главная опасность «вольнодумства». Вместе с тем просвещение и печать рассматривались императором как важнейшие средства идеологического и нравственного воздействия на все слои населения страны. При вступлении Николай I на престол отдал министру народного просвещения А. С. Шишкову распоряжение о пересмотре уставов учебных заведений. С этой целью в мае 1826 г. был создан «Комитет по устройству учебных заведений», в обязанность которого входило проверить все их уставы и выработать новые принципы школьного образования, определить дисциплины, которые должны были преподаваться на каждой ступени обучения. 19 августа 1827 г. последовал рескрипт царя Шишкову о запрещении принимать в гимназии, и тем более в университеты, крепостных крестьян. В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в 28 утвержденном 8 декабря 1828 г. «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских». Согласно этому уставу начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой (чтение, письмо, четыре правилаарифметики и Закон Божий); 2) для детей купцов и мещан предназначались трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история); 3) для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, подготавливавшие учащихся к поступлению в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями образования. Таким образом, уровень образования должен был строго соответствовать социальному положению учащегося. Кредитный кооператив nn-ks.ru. Выдача займов под материнский капитал оформить в короткие сроки.

    Правительственную политику в области просвещения последовательно проводил возглавлявший с 1833 по 1849 гг. Министерство народного просвещения граф С. С. Уваров. Одновременно он был президентом Императорской Академии наук, в его подчинении находились многие научные и культурные учреждения. Он был талантливым и широко образованным человеком, поражавшим современников обширными познаниями, свободным владением древних и ряда новых европейских языков. В молодости Уваров слыл «либералом», являлся одним из основателей известного литературного кружка «Арзамас», объединявшего лучшие литературные силы. Уваров много путешествовал по России и странам Западной Европы. В Германии он близко познакомился с Гете и известным немецким реформатором бароном Штейном. Он занимался научными изысканиями в области греко-римской филологии и был почетным членом многих европейских академий наук и научных обществ. Современники, отдавая должное «высокому и просвещенному уму» Уварова, вместе с тем указывали на его неблаговидные личные качества — беспринципность, расчетливость, стремление «пустить пыль в глаза». Это был ловкий царедворец и, по словам хорошо знавшего его С. М. Соловьева, «умный, хитрый холоп». В царствование Николая I Уваров занял откровенно реакционно-охранительные позиции. Именно он сформулировал основные принципы «теории официальной народности» — «православие, самодержавие, народность», названные современниками «уваровской троицей», — идейной основы николаевской политики. В области образования были приняты и другие меры. Развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства требовало людей, обладавших специальными знаниями. Правительство нуждалось в образованных кадрах для аппарата управления, специалистах в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим учреждается ряд специальных учебных заведений. В 1828 г. был открыт Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище). В 1835 г. в Москве был основан Межевой институт. В том же году по инициативе М. М. Сперанского было учреждено Императорское училище правоведения, превратившееся в высшее юридическое учебное заведение, из которого впоследствии вышли многие знаменитые русские юристы. В 1842 г. в Белоруссии было создано Горы-горецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт. В университетах расширяются или вновь создаются медицинские факультеты, готовившие кадры главным образом для нужд военных госпиталей. В Петербурге был возобновлен Главный педагогический институт для подготовки преподавателей средних учебных заведений. Расширялось военное образование: была учреждена Военно-морская академия в Петербурге, открыты новые кадетские корпуса.[4, c.24]. Особое внимание правительство обратило на печать. 10 июня 1826 г. утвержден «Устав о цензуре» с такими жесткими правилами, что современники назвали его «чугунным». Еще в 1824г. по поручению тогдашнего министра народного просвещения А. С. Шишкова проект этого устава был разработан его помощником М. Л. Магницким, но в то время его не решились ввести в действие. Учреждался Главный цензурный комитет, входивший в структуру Министерства народного просвещения. Он координировал деятельность цензурных комитетов, учрежденных в Петербурге, Москве, Вильно и Дерпте. На цензуру возлагалась обязанность следить не только за политическим направлением печати, но даже за литературными вкусами. Наибольшее беспокойство правительства вызывали периодическая печать и массовая литература. Журналистика при Николае I переживала нелегкие времена. Каждый новый журнал мог быть основан только с личного разрешения императора, а издатель его должен был представить подробную программу содержания и направления журнала

    Социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике
    В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества[6]. Первое послед …

    Важно

    Проникновение английского и русского капитала в Иран в 40-60-х гг. XIX века
    До 1840 г., как отмечал Ф. Энгельс, Россия занимала выгодные позиции в среднеазиатской торговле: «Русские товары проникали вплоть до самого Инда и в некоторых случаях даже пользовались предпочтением перед английскими» [41, с.12]. Англия практически не вела торговли со Средней Азией. Однако дальнейшее развитие английской промыш …

    Вася Коробко
    Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина сел …

    Источник: http://www.nationshistory.ru/nhistorys-853-1.html

    ПРАВ�ТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОЛ�Т�КА В ОБЛАСТ� ОБРАЗОВАН�Я � ЦЕНЗУРЫ

    В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой.

    С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую сословную систему образования, оставить его привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и административных кадрах требовала расширить возможность получения образования выходцами из разных сословий. Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием.

    В начале XIX в.

    либеральная линия правительственной политики в области образования выразилась в создании Министерства народного просвещения, в открытии ряда новых учебных заведений (университетов, институтов и лицеев), в издании Устава 1804 г. для университетов, допускавшего их самоуправление.. Однако эта линия постепенно сменялась консервативной и даже реакционной. В 1817 г. Министерство просвещения было реорганизовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Оно было призвано развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казанского, Московского, Петербургского и других университетов вылились в их «чистку» и разгром. Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве, уволили и отдали под суд. Реакционная политика в области образования при Александре I была одним из проявлений аракчеевщины.

    Подобная линия продолжалась и при Николае I. В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений.

    Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий.

    Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования.

    Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г.

    Совет

    Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий составляли сущность созданной системы образования. Это был один из рычагов сохранения господства дворян и удержания народа в покорности.

    Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых, тем не менее, была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов.

    Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей.

    Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов.

    Программы преподавания пересматривались, из них изымались философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения.

    Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина.

    За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.

    В начале XIX в.

    либеральный курс Александра I отразился и на цензурной политике. В 1804 г. был издан Устав о цензуре. При уни­верситетах из профессоров и магистров были созданы цензурные ко­митеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

    Обратите внимание

    У издателей появились широкие возможности публикации философ­ских, политических и литературных произведений, содержавших прогрессивные (в том числе антикрепостнические) идеи. Это позво­лило продолжить издание сочинений западноевропейских просвети­телей, запрещенных в конце XVIII в.

    В последующие годы (при Александре I и особенно Николае I) цензурная политика ужесточилась. В 1826 г.

    Читайте также:  Александр колчак: жизнь верховного правителя российского государства

    был издан новый цен­зурный Устав, названный современниками «чугунным».

    Был учреж­ден Главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции.

    Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. С особым рвением искоренялась любая критика самодержавно-кре­постнической системы и ортодоксальных устоев православия.

    «Мрачное семилетие». Во внутренней политике последних лет правления Николая I (1848-1855) реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась.

    Это объяснялось внутренними (рост антикрепостнических настроений) и внешними факторами. Особо сильное влияние на Николая I оказали революции 1848-1849 гг. в Европе.

    Ему не удалось организовать совместный поход европейских монархов для подавления революции во Франции, но в разгроме венгерской революции российский император сыграл значительную роль. Летом 1849 г.

    царские войска помогли императору Францу �осифу восстановить власть австрийских Габсбургов в Венгрии. Сама Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства.

    Важно

    Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и III-го отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ.

    Правительство Николая не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны.

    Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась «колоссом на глиняных ногах». Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. и вызвало реформы 60-х годов.

    Дата добавления: 2015-11-14; просмотров: 57 | Нарушение авторских прав

    РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТР� РҐVIII РІ. | Глава 15. Дворянская империя РІРѕ второй четверти — середине XVIII РІ. Дворцовые перевороты. | РЎРћР¦Р�АЛЬНО-Р­РљРћРќРћРњР�ЧЕСКОЕ Р РђР—Р’Р�РўР�Р•. ВНУТРЕННЯЯ РџРћР›Р�РўР�РљРђ | КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773-1775 РіРі. РџРћР” ПРЕДВОДР�ТЕЛЬСТВОМ Р•.Р�. ПУГАЧЕВА | РЕФОРМЫ ЕКАТЕРР�РќР« II. ВОЦАРЕНР�Р• ПАВЛА I | ВНЕШНЯЯ РџРћР›Р�РўР�РљРђ | Глава 17. Русская культура XVIII РІ. | Глава 18. Р­РєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё социальный строй Р РѕСЃСЃРёРё РІ первой половине XIX РІ. | Глава 19. Внутренняя политика Р РѕСЃСЃРёРё РІ первой половине XIX РІ. | РЎР�СТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНР�РЇ |

    mybiblioteka.su — 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)

    Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/10-27565.html

    Император Николай I (1825—1855)

    Император Николай I (1825—1855).Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в.

    оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Николая не готовили к управлению Россией. Его интересовало главным образом военное дело, особенно внешняя сторона — парады, маневры и муштра. А. И.

    Герцен называл его солдатом «по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать

    способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения.

    Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока…

    я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.

    Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углублявшегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран.

    Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции.

    Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах — все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора.

    Совет

    Поэтому в Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.

    При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал- и флигель-адъютанты.

    Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией.

    Она разделялась на несколько отделений, ведавших политическими, общественными и духовными делами страны. Особое место занимало III отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. корпус жандармов.

    К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. III отделение имело свою сеть агентов и в России, и за ее пределами.

    В годы правления Николая I армия чиновников выросла до 70 тыс. человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).

    Структура и функции Собственной Его Императорского Величества канцелярии

    Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

    Как и его предшественники, Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия.

    Обратите внимание

    При нем было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. был введен институт «почетных граждан».

    Правительство стремилось все служебные посты в центральных и, местных органах власти предоставлять исключительно дворянам.

    Кодификация законов.

    Кодификация законов.Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства.

    Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей.

    Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране.

    Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.

    В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX в.

    КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

    В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне. Большинство принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств.

    Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Уже во второй половине XVIII в.

    стала очевидной назревшая необходимость изменения существующего положения.

    Однако большинство помещиков и слышать не хотело об уменьшении своих привилегий. Будучи господствующим сословием и опорой самодержавия, дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде. Поэтому правительство в начале XIX в. попыталось хотя бы прикрыть его наиболее уродливые и порицаемые обществом формы.

    Важно

    Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Дворянство умело обходило этот указ, давая объявления о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп.

    Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, так как за первую четверть XIX в. было освобождено лишь 0,5% частновладельческих крестьян. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки (что широко практиковали «щедрая» Екатерина II и Павел I). Многие государственные деятели (М. М. Сперанский, А. А.

    Аракчеев, П. Д. Киселев и др.) разрабатывали по поручению Александра I проекты освобождения крестьян. Однако практического воплощения они не получили.

    При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Крестьяне также выражали свое недовольство. Понимая это, шеф жандармов А. X.

    Бенкендорф отмечал, что «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Однако правительство опасалось гласности при обсуждении крестьянского вопроса.

    Для изыскания средств к улучшению положения крестьян несколько раз

    создавались Секретные комитеты, деятельность которых свелась к бесплодным дискуссиям.

    Общее направление политики на консервацию старых порядков мешало освобождению крестьян. Как и в первой, так и во второй четверти XIX в. правительство предпринимало меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г.

    принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. Так было покончено с самыми уродливыми формами крепостничества, когда разрушались крестьянские семьи, а их члены использовались как домашние рабы. В 1842 г.

    Совет

    был издан указ «Об обязанных крестьянах». Он продолжил линию, намеченную указом 1803 г. Новый указ сохранил рекомендательный характер. Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование.

    За данный надел крестьяне обязаны были выполнять прежние повинности, т. е. работать на барщине или платить оброк. Правительство также пыталось вмешаться во взаимоотношения помещиков и крестьян.

    В западных губерниях вводились инвентари, регламентировавшие размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян. Однако все это были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в деревне.

    В 1837—1841 гг. под руководством графа П. Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий — реформа управления государственными крестьянами. Они составляли более трети сельского населения, платившего подати, и находились в ведении Министерства финансов.

    Цель реформы — поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление государственными крестьянами было передано специально созданному Министерству государственных имуществ.

    Оно заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян, проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных, создавало семенной фонд и продовольственные магазины (склады) на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные школы и больницы.

    Читайте также:  Русская культура на рубеже xix-xx веков

    Реформа улучшила также правовое положение государственных крестьян. Впервые в России вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости (6 тыс. жителей мужского пола) и села (1500 душ крестьян). Для разбора мелких мирских тяжб избирались сельские и волостные суды. В целом крестьянский вопрос в течение первой половины XIX в.

    сохранял свою социально-политическую остроту, а крепостное право оставалось незыблемым. Однако к середине века в правительственных кругах был накоплен некоторый опыт его решения, на который могли опереться государственные деятели в 50—60-х годах.

    ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕНЗУРЫ

    Обратите внимание

    В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, оставить образование привилегией господствующего класса.

    С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и административных кадрах требовала расширить возможность получения образования выходцами из разных сословий.

    Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием.

    В начале XIX в. либеральная линия правительственной политики в области образования выразилась в создании в 1802 г. Министерства народного просвещения, в открытии ряда новых учебных заведений (университетов, институтов и лицеев), в издании Устава 1804 г.

    для университетов, допускавшего их самоуправление. Однако эта линия постепенно сменялась консервативной и даже реакционной. В 1817 г. Министерство просвещения было реорганизовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

    Оно было призвано развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казанского, Петербургского и других университетов вылились в их «чистку» и разгром.

    Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве, уволили и отдали под суд. Реакционная политика в области образования при Александре I была одним из проявлений аракчеевщины.

    Подобная линия продолжалась и при Николае I. В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования.

    Важно

    Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий составляли сущность созданной при Николае I системы образования.

    Это был один из рычагов сохранения господства дворян и удержания народа в покорности.

    Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых тем не менее была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов. Устав 1835 г.

    фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов.

    Программы преподавания пересматрива-

    лись, из них изымались философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина.

    За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России.

    К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.

    В начале XIX в. либеральный курс Александра I отразился и на цензурной политике. В 1804 г. был издан Устав о цензуре. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

    Совет

    У издателей появились широкие возможности публикации философских, политических и литературных произведений, содержавших прогрессивные (в том числе антикрепостнические) идеи.

    Это позволило продолжить издание сочинений западно-европейских просветителей, запрещенных в конце XVIII в.

    В последующие годы (при Александре I и особенно Николае I) цензурная политика ужесточилась. В 1826 г. был издан новый цензурный Устав, названный современниками «чугунным».

    Был учрежден Главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс.

    С особым рвением искоренялась любая критика самодержавно-крепостнической системы и ортодоксальных устоев православия.

    «Мрачное семилетие».

    «Мрачное семилетие».Во внутренней политике последних лет правления Николая I (1848—1855) реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Это объяснялось внутренними (рост антикрепостнических настроений) и внешними факторами. Особо сильное влияние на Николая I оказали революции 1848—1849 гг.

    в Европе. Ему не удалось организовать совместный поход европейских монархов для подавления революции во Франции, но в разгроме венгерской революции российский император сыграл значительную роль. Летом 1849 г. царские войска помогли императору Францу Иосифу восстановить власть австрийских Габсбургов в Венгрии.

    Сама Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и III отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ.

    Правительство Николая не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась «колоссом на глиняных ногах».

    Обратите внимание

    Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853—1856 гг. и вызвало реформы 60-х годов.


    

    Источник: https://infopedia.su/10xbdcc.html

    Реформы в образовании и в области печати (1865 г.)

    Испытывая необходимость в образованных людях, власть решилась и на реформы в области образования. Еще в начале своего правления Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений.

    Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей как мужчин, так и женщин, число студентов в первые пореформенные годы резко увеличилось. Такая тяга к просвещению напугала власть, но еще больше напугали студенческие беспорядки 1861 г., именно после них свободу университетов ограничили и для них ввели устав.

    Университетский устав 1863 г., подготовленный либеральным министром А.В. Головниным, предоставлял автономию университетам. Ученому совету возвращались права, отнятые в 1835 г. Он получил право самостоятельно решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Функции попечителя сводились к контролю.

    Вводились выборные должности: ректора, деканов, профессоров. Профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты не получили права влиять на порядок в университете, что стало поводом для новых студенческих беспорядков. Стремление ограничить возможности образования, вернуть ему сословный характер лежит в основе учебной реформы 1871 г.

    Проект ее был подготовлен министром просвещения Д.А. Толстым при участии издателя «Московских ведомостей» М.Н. Каткова. Суть реформы – во введении в гимназиях классической системы образования. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, где при сокращении общеобразовательных дисциплин особое внимание уделялось техническим знаниям.

    Классическое образование сосредоточивалось на изучении древних языков: латыни и древнегреческого, а также математики, при сокращенном преподавании словесности, истории и естествознания.

    Высокая плата за обучение, трудность и протяженность учебного процесса становились своеобразным регулятором социального состава учащихся. Число недоучившихся гимназистов стало расти, пополняя полуобразованные слои общества. Попасть в университет можно было только окончив классическую гимназию. Учебная реформа 1871 г. по сути была первой контрреформой.

    Важно

    Она пересмотрела устав гимназий 1864 г., открывавший возможности для образования представителям всех сословий и вероисповеданий. Односторонность классической программы, ее оторванность от современных запросов вызывали недовольство как общественности, так и научного сообщества. Удивляло пренебрежение к естественным наукам, столь перспективным в современном мире.

    Но на пересмотр учебной реформы власти не пошли.

    В 60–70-е гг. были учреждены гимназии для девушек всех сословий и высшие женские курсы, положившие начало высшему образованию для женщин. В 70-е гг. была разветвлена сеть школ: частные, земские, церковно-приходские, воскресные – все они составили основу народного образования. Это стало возможным после принятия «Положения о народных училищах» в 1864 г.

    Это «Положение» предоставляло организациям и частным лицам право с соответствующего разрешения открытия школ. В учебном курсе предусматривались как обязательные, кроме арифметики и грамматики, Закон Божий и церковное пение. Начальные училища поступали в ведомство губернских и уездных училищных советов, куда входили представители земств. В 1869 г.

    были учреждены должности инспекторов народных училищ. В 1874 г. в ведении училищных советов были оставлены лишь хозяйственные вопросы, а руководство учебной частью – целиком сосредоточено в Министерстве просвещения. Правительство прибирало к рукам школы, в том числе открытые на средства земств, где работали земские учителя.

    Несмотря на все усилия правительства народная грамотность в эпоху реформ стояла на низком уровне.

    1raz9elite2

    Изменения в делах печати лишь условно можно назвать реформой, но влияние этих изменений на общественное самосознание глубоко и благотворно. Сначала правительственной практикой, а затем «Временными правилами» о печати, изданными в 1865 г., была смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати.

    Последняя получила возможность обсуждать политические и социальные вопросы, которой она никогда не имела прежде и которую она использовала теперь в полной мере. Духовными вождями возросшей количественно разночинной русской интеллигенции в 60-х гг. становятся два журнала: «Современник» Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова и «Русское слово» Д.И.

    Писарева. Первый сосредоточивал свое внимание на вопросах политических и особенно социальных и проповедовал переустройство общества на социалистических началах. В «Русском слове» «нигилисты» (или, как они называли себя, «мыслящие реалисты») во главе с Д.И.

    Совет

    Писаревым проповедовали полное освобождение личности от всяких авторитетов, традиций и «предрассудков», причем в понятие «предрассудков» включались не только религиозные верования и моральные принципы, но и семейные «путы» и даже поэзия Пушкина.

    Проповедь «Современника» и «Русского слова» находила горячий отклик в массе разночинного студенчества, которое заполнило русские университеты после снятия ограничений доступа в высшую школу, установленных в последние годы царствования Николая I.

    После 1866 г. выходит несколько указов, которые пересматривают Временные правила. Дела о печати передаются на рассмотрение в судебные палаты, до 1866 г. их рассматривали окружные суды.

    Министру внутренних дел предоставлялось право запрещать розничную продажу газет и передавать дела о печати не в суд, а в Комитет министров. В 1879 г.

    Временными правилами генерал-губернаторам разрешалось приостанавливать и прекращать издание газет и журналов.

    Источник: http://ayp.ru/library/ot-burzhuaznykh-reform-1860-1870-kh-gg-k-kontrreformam-80-kh-gg-xix-v/7296

    Ссылка на основную публикацию