Послевоенный мир: запад и восток, север и юг

Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг История России, 11 класс, базовый уровень. Учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 15 г. Балашова. — презентация

1 Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг История России, 11 класс, базовый уровень. Учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 15 г. Балашова Саратовской области Г.И. Непершина

2 Парижская мирная конференция 1946 года международная конференция, созванная для рассмотрения проектов мирных договоров между государствами антигитлеровской коалиции, одержавшими победу во 2-й мировой войне гг., и бывшими союзниками фашистской коалиции в Европе Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией;международная конференция, созванная для рассмотрения проектов мирных договоров между государствами антигитлеровской коалиции, одержавшими победу во 2-й мировой войне гг., и бывшими союзниками фашистской коалиции в Европе Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией; проходила с 29 июля по 15 октября в Париже.проходила с 29 июля по 15 октября в Париже.

3 Парижские мирные договоры 1947 года Подготовлены при активном участии Советского Союза, сохранили независимое существование освобожденных государств.Подготовлены при активном участии Советского Союза, сохранили независимое существование освобожденных государств. Содействовали свободному развитию государств Центральной и Юго-Восточной Европы, народы которых, совершив социалистические революции, взяли власть в свои руки и приступили к строительству социализма. Содействовали свободному развитию государств Центральной и Юго-Восточной Европы, народы которых, совершив социалистические революции, взяли власть в свои руки и приступили к строительству социализма. Подписаны 10 февраля 1947 года.Подписаны 10 февраля 1947 года.

Обратите внимание

4 Парижские мирные договоры 1947 года Изменение границ:Изменение границ: Граница между Германией и Польшей устанавливалась по рекам Одеру и Нейсе. К СССР отошла часть Восточной Пруссии с Кёнигсбергом (Калининград с 1946 г.). В составе СССР остались территории Латвии, Литвы, Эстонии, Молдавии.

5

6

7 Организация Объединённых Наций (ООН) Флаг ООН Международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года. Устав ООН был утверждён на Сан- Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

8 Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы После войны в странах Восточной Европы были проведены демократические преобразования, аграрные реформы, конфискована собственность пособников фашизма. Позиция коммунистов была гораздо сильнее из-за многих факторов, главным из которых был – присутствие советских войск, всемерная поддержка и давление со стороны СССР.После войны в странах Восточной Европы были проведены демократические преобразования, аграрные реформы, конфискована собственность пособников фашизма. Позиция коммунистов была гораздо сильнее из-за многих факторов, главным из которых был – присутствие советских войск, всемерная поддержка и давление со стороны СССР. Принимается курс на установление сталинской модели социализма.Принимается курс на установление сталинской модели социализма.

9 Возникновение и подъём мировой системы социализма В результате мощного подъёма освободительной борьбы народов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии, а также борьбы корейского и вьетнамского народов в гг. победили народно- демократические и социалистические революции.В результате мощного подъёма освободительной борьбы народов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии, а также борьбы корейского и вьетнамского народов в гг. победили народно- демократические и социалистические революции.

10 Возникновение и подъём мировой системы социализма С этого времени социализм вышел за пределы одной страны и начался всемирно-исторический процесс его превращения в мировую экономическую и политическую систему. В 1949 году на путь социализма вступила ГДР, победила революция в Китае. На рубеже 5060-х гг. XX века в мировую систему социализма вошла первая социалистическая страна Западного полушария Куба.С этого времени социализм вышел за пределы одной страны и начался всемирно-исторический процесс его превращения в мировую экономическую и политическую систему. В 1949 году на путь социализма вступила ГДР, победила революция в Китае. На рубеже 5060-х гг. XX века в мировую систему социализма вошла первая социалистическая страна Западного полушария Куба.

11 Двухполюсный мир 5 марта 1946 года, Фултон В речи Уинстона Черчилля был представлен образ Европы, разделённый «железным занавесом» на две части. разделённый «железным занавесом» на две части.

12 Холодная война К концу 40-х гг. противоречия между западными державами и СССР переросли в противостояние и соперничество.К концу 40-х гг. противоречия между западными державами и СССР переросли в противостояние и соперничество. «История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой». Герберт Уэлс

13 Холодная война Страшный период в мировой истории — период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Биполярный мир, противоборствующими сторонами в котором были приверженцы диаметрально противоположных взглядов, сделал историю того периода чередой конференций и споров, интриг и уступок. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств в дипломатических переговорах, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.Страшный период в мировой истории — период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Биполярный мир, противоборствующими сторонами в котором были приверженцы диаметрально противоположных взглядов, сделал историю того периода чередой конференций и споров, интриг и уступок. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств в дипломатических переговорах, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность. «История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой». Герберт Уэлс

Важно

14 Испытания ядерного оружия Первый ядерный взрыв СССР был проведен Первый ядерный взрыв СССР был проведен 29 августа 1949 года на Семипалатинском испытательном полигоне. 29 августа 1949 года на Семипалатинском испытательном полигоне. «История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой». Герберт Уэлс Первая советская атомная бомба РДС-1

15 Испытания ядерного оружия Программа ядерных испытаний США В период гг. США провели 1056 ядерных испытаний и ядерных взрывов в мирных целях (в том числе 24 испытания в Неваде совместно с Великобританией).В период гг. США провели 1056 ядерных испытаний и ядерных взрывов в мирных целях (в том числе 24 испытания в Неваде совместно с Великобританией). Программа ядерных испытаний СССР Продолжалась с 29 августа 1949 года по 24 октября 1990 года — 41 год 1 месяц 26 дней.Продолжалась с 29 августа 1949 года по 24 октября 1990 года — 41 год 1 месяц 26 дней. За это время было произведено 715 ядерных взрывов, как мирного назначения так и боевых. За это время было произведено 715 ядерных взрывов, как мирного назначения так и боевых.

16 Противостояние двух военно- политических блоков

17 Противостояние двух экономических систем Сопоставьте даты и определите приоритетные направления внешней политики стран биполярного мира.

18 Крушение мировой колониальной системы К середине XX в. экономическая несостоятельность колониальной системы выявилась окончательно.К середине XX в. экономическая несостоятельность колониальной системы выявилась окончательно. Крушение колониальной системы стало одним из крупнейших событий послевоенного времени и XX века в целом. Уже в начале XX века система прямого колониального подчинения исчерпала свои возможности. В межвоенный период и в годы второй мировой войны ряд государств Востока добились отмены неравноправных соглашений и признания их независимости (Афганистан, Иран, Турция, Китай).Крушение колониальной системы стало одним из крупнейших событий послевоенного времени и XX века в целом. Уже в начале XX века система прямого колониального подчинения исчерпала свои возможности. В межвоенный период и в годы второй мировой войны ряд государств Востока добились отмены неравноправных соглашений и признания их независимости (Афганистан, Иран, Турция, Китай).

19 Крушение мировой колониальной системы После войны распад колониальной системы резко ускорился. Первоначально он охватил Азию и Северную Африку. Здесь к концу 50-х годов образовалось 14 независимых государств. С 1960 года центром освободительного движения стала Африка, к середине 80-х годов здесь обрели независимость 50 стран.После войны распад колониальной системы резко ускорился. Первоначально он охватил Азию и Северную Африку. Здесь к концу 50-х годов образовалось 14 независимых государств. С 1960 года центром освободительного движения стала Африка, к середине 80-х годов здесь обрели независимость 50 стран. В 1990 году получила независимость Намибия, в 1997 году под юрисдикцию Китая вернулся Гонконг. Колониальные империи ушли в прошлое.В 1990 году получила независимость Намибия, в 1997 году под юрисдикцию Китая вернулся Гонконг. Колониальные империи ушли в прошлое.

20 Домашнее задание § 40, вопросы и задания стр. 279 – 280. Интернет – ресурсы: html %E9_%EC%E8%F0

Источник: http://www.myshared.ru/slide/990323/

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу

Конкурс педагогических идей

Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг»

(предмет – история, 11класс, базовый уровень)

Работу выполнил:Лапшина Виктория Николаевна,учитель историиМОУ « Киришская средняя общеобразовательная школа№3» г.КиришиЛенинградской области.

г.Кириши.

2012г.

Урок: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг.»

(проведен 16.02.2012г.)Эпиграф: «Истребляя друг друга в войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему иному не можем прийти , как только к уничтожению друг друга»(Л.Н.Толстой)Цель: систематизировать знания о причинах и начальном этапе холодной войны на примере «разделенных стран» — Германии и Кореи.Задачи: образовательная – раскрыть понятие «холодная война», определить ее причины и особенности, ход событий, последствияразвивающая — развитие навыка работы с документами, составления таблиц, установления причинно-следственных связей событийвоспитательная – воспитание уважения к истории разделенных холодной войной стран.Тип урока: комбинированныйХод урока: 1. Организационный момент2. Опрос3. Информационная частьА) перемены в послевоенном миреБ) начало «холодной войны», двухполюсный мир (на примере Германии и Кореи)В) крушение колониальной системы 4.Закрепление (тест)Итог: 1.Обобщение2. Домашнее задание3. Оценки

Оборудование урока: 1.Политическая карта мира2.Компьютер, экран, проектор3.Эпиграф урока – на листе формата А-44.Изображение флагов ФРГ и ГДР, КНДР и Республики Корея прикрепить на политическую карту

Литература для учащихся:

1.Учебник «Россия и мир в ХХ – начале ХХI века» (авторы А.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г. Косулина . М.,Просвещение, 2010г.) параграф 402. Учебник «Обществознание. Глобальный мир в ХХIвеке» (под ред.Л.В.Полякова. М.,Просвещение,2009г.), стр88 -89

Читайте также:  Реформы л.и. брежнева

Литература для учителя:

1. Богданов В.Н. Корея в огне войны. М., Москва — Жуковский, 2005г.2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. Кирилл и Мефодий., 2004г.3. ДаниловА.А., УткинА.И., Филиппов А.В. История России 1945 – 2008 . М.,Просвещение, 2008г.4.Орлов А.С., Гаврилов В.А. Тайны Корейской войны. М, 2003г.5. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М, Владос,2001г.6.Ресурсы Интернет: Википедия. Корейская война.

Дополнительная подготовка к уроку: учащиеся подбирают из разных источников материал о международных конференциях 2м.в.

, 4 ученика готовят сообщения – создание ООН(3мин), Фултонская речь(3мин), Германия после войны(5мин), Корейская война ( презентация,10мин)

Основные понятия, имена: «холодная война», берлинский кризис, «забытая война», Черчилль, Трумэн, Маршалл, Сталин, Ким Ир Сен, Ли Сын Ман

^

1. Организационный момент

2.Актуализация. Опрос

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся определить особенности послевоенного устройства мира, причины и последствия периода «холодной войны» для разных стран.

Эпиграфом к уроку я предлагаю вам высказывание Л.Н.Толстого «Истребляя друг друга в войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему другому не можем прийти, только к уничтожению друг друга».

Пагубность войн понимал не только великий русский писатель, но и люди, прошедшие войну и руководители государств – участников 2 мировой войны.

Ответьте на вопрос: « На каких международных конференциях и как решался вопрос о послевоенном устройстве мира?»

Ученики: отвечают на вопрос

3.Информационная часть.

3.А) Перемены в послевоенном мире

Учитель: О событиях послевоенной истории вы имеете представление из курса 9класса. Вспомните, когда и где впервые американцы применили атомное оружие? Каковы были цели и последствия этого события? Какой была реакция СССР? Попробуйте дать определение понятию «холодная война».

Ученики: (отвечают )

Учитель: Вы правильно в ответах отмечаете сущность этого понятия – глобальное соперничество США и СССР во всех регионах и во всех видах оружия. Основными последствиями «холодной войны» стали – раскол мира на две системы, создание военных блоков, региональные конфликты.

Совет

Сегодня вам предстоит заполнить таблицу на основе той исторической информации, которую вы получите на уроке. Основные события начала «холодной войны»
Учитель: Завершение 2м.в. повлекло за собой больше, чем пересмотр границ, оно привело к качественным переменам в общественном развитии.

Основные ценности и задачи международного сообщества были сформулированы в учредительных документах Организации Объединенных Наций, созданной в 1945г. Сообщение о создании ООН подготовил ученик__.

Ученик: (сообщение — конференция в Сан – Франциско, учредительные документы, структура ООН)

Учитель:

3.б) Начало «холодной войны». Двухполюсный мир

Учитель: С завершением войны определилась новая расстановка сил в мире — вчерашние союзники превратились в соперников. Разногласия возникли уже в 1945 г., когда США и Англия потребовали сформировать некоммунистическое правительство в Болгарии и Румынии, отказавшись в противном случае заключать с ними мирные договоры. СССР счел эти требования Запада антисоветскими.

Серьезные противоречия возникли из-за стремления СССР в 1946-1947 гг. добиться от Турции совместной охраны черноморских проливов. Это означало бы появление советских войск на Босфоре и в Дарданеллах.СССР поддерживал оппозиционные Тегерану автономии в иранском Азербайджане и Курдистане.

На Западе полагали, что СССР стремиться расчленить Иран, чтобы утвердить на нефтеносном Среднем Востоке. США даже угрожали применить ядерное оружие, если СССР не откажется от поддержки иранских сепаратистов. В 1946 г. советские войска были выведены из Ирана.Во время иранского кризиса У.

Черчиль, выступая в американском городе Фултоне, обвинил СССР в разделении Европы «железным занавесом». Он призывал противопоставить советской угрозе сотрудничество США и Англии, а затем и общеевропейское общество (включая Германию). В СССР У.Черчиля восприняли как призыв к войне.

Многие отечественные историки называют ее началом «холодной войны». Сообщение о «Фултонской речи» подготовил ученик__

Ученик: (сообщение – речь Черчилля в Фултоне)

Учитель : Предлагаю поработать с документом – выдержкой из речи У.Черчилля. откройте учебник «Глобальный мир» стр.88 – 89 и подготовьте ответы по документу

Ученики: читают и отвечают на вопросы

Учитель:На Западе советскую внешнюю политику оценивали как экспансионистскую. Весной 1947 г. президент США Г.Трумен провозгласил доктрину «сдерживания коммунизма». Холодная война стала свершившимся фактом.

Осенью 1947 г. Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь европейским странам, пострадавшим от войны. Причиной отказа стало нежелание предоставлять данные о состоянии своей экономики и расходовании получаемых средств.

СССР обвинил США в использовании плана Маршалла для подчинения Европы американскому экономическому диктату. Под давлением СССР от участия в плане Маршалла отказались восточноевропейские государства. Это стало еще одним шагом к расколу Европы на два враждебных лагеря.

Обратите внимание

В странах Восточной Европы, освобожденных с помощью Красной Армии , были сформированы правительства с участием коммунистов. С 1947 – 1948г. коммунисты получают твердое большинство в парламентах этих стран, т.к. большинство некоммунистических лидеров были арестованы или стали эмигрантами. В сентябре 1947г.

было создано Информационное бюро Коммунистических партий (Коминформ) как единый центр руководства коммунистическим движением.С1947г. началось ухудшение отношений между СССР и Югославией из-за самостоятельной политики И.Б.Тито на Балканах. В 1948г. КПЮ была исключена из Коминформа, в 1949г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. И.В.

Сталин не решился на интервенцию опасаясь партизанской войны и поддержки Запада. Советско – югославский конфликт был частично улажен после смерти И.В.Сталина.В 1948г. Произошел Берлинский кризис. О нем подготовил сообщение ученик____

Ученик: (сообщение –Германия после войны, Берлинский кризис, ГДР и ФРГ)

На примере Германии мы рассмотрели как отражалось противостояние СССР и США в направлении «Запад – Восток». Для Германии «холодная война» закончилась объединением страны в 90 –е г.Противостояние по направлению «Север – Юг» мы рассмотрим на примере Кореи. О войне, которую в ряде источников называют «забытой» расскажет ученик_____

Ученик: (сообщение с презентацией о корейской войне)

Учитель: Для ФРГ и ГДР «холодная война» закончилась в 1989г. (учитель убирает с политической карты флаг ГДР), а когда закончилась она для Кореи?

Ученики: (отвечают, что война для Кореи не закончена , так как подписано только перемирие и страна разделена на 2 государства)

Учитель: Вот какие строки посвятил этим событиям поэт А.Т.Твардовский в поэме «За далью – даль»:

И день войны, нещадный день,Вступает в горы и долины,Где городов и деревеньДымятся вновь и вновь руины.И длится вновь бессонный труд,Страда защитников Кореи.С утра усталые ревут Береговые батареи.Идут бои, горит земля.

Не нов, не нов жестокий опыт:Он в эти горы и поляпернесен от стен Европы…Пронзительно о последствиях корейской войны как незаживающей раны в душах корейцев пишет Хан Мён-Хи, директор Академии корейской культуры и музыки «Имиси»:«Это было прошлой весной в районе Имчжингак, в западной зоне ДМЗ.

Седоволосый старик с лицом, испещренным глубокими морщинами, стоял у проволочного ограждения , схватившись рукой за железную сетку, и неизбавной тоской в глазах смотрел на северную сторону. Лучи весеннего солнца , отражаясь яркими бликами в седых волосах старика, казалось, просвечивали его, подобно рентгеновским лучам, насквозь, проявляя спрятанную боль.

Которая все это время , будто хроническая болезнь, затаившись, жила в душе этого пожилого человека, разлученного войной со своими близкими.

Для меня этот образ был квинтэссенцией Корейской войны и тех шестидесяти лет, что прошли после нее, срезом истории страны, символом трагедии, которую испытало большинство корейце и отголоски которой продолжают звучать в их душах и в наши дни…»Обращаясь вновь к эпиграфу нашего урока я предлагаю вам выступить в роли политологов и ответить на вопросы «Каким вы видите будущее Кореи? Можно ли провести аналогию с событиями в Германии?» (на политической карте мира между флагами КНДР и РК ставится знак вопроса)

Ученики: дают свои ответы

Учитель: Проверим, как вам удалось систематизировать информацию, полученную в ходе урока в таблицу.

Ученики: прочитывают записи.

3.в).Крушение колониальной системы

Учитель: предлагает ученикам закончить таблицу самостоятельно, работая с 3 пунктом параграфа 40(стр277 – 279)

4. Закрепление. (ученики выполняют тест)

Тест к уроку «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг»

  1. США впервые использовали атомные бомбы

А) 6 и 9 августа 1945г.Б) 1 и 2 сентября 1945г.В) 6 июля 1944г.Г) 25июля 1953г.2. Атомная бомба в СССр была испытана в…годуА) 1949Б)1950В)1951Г) 19553. План Маршалла – этоА) план урегулирования международных отношений после 2м.в.Б) план оказания помощи США странам Западной Европы после 2м.в.В) план атомной бомбардировки городов ЯпонииГ) план объединения Германии4. В ходе «холодной войны» эти страны были разделены на 2 государства:А) Германия, КореяБ) Германия, ЧехословакияВ) Корея, ЯпонияГ)Корея, Китай5. Установите соответствие между событиями и годами:1. создание ООН А)19462. «фултонская речь» Черчилля Б)19453. образование ГДР В)19494. начало корейской войны Г)1950Буквы запишите в таблице под цифрами Ключ к тесту: 1.А, 2.А, 3.Б, 4б, 5БАВГ

Итог урока:

Обобщение: Анализируя события , которые связаны с началом «холодной войны», мы старались понять историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.Домашнее задание: параграф40, вопросы. Оценки учащимся

Фамилия, имя, отчество Лапшина Виктория Николаевна
Регион, Населённый пункт Г. Кириши, Ленинградской области пр. Ленина д. 1
Название учреждения МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа № 3»
Ваша должность Учитель истории
Е-mail для обратной связи school@3kir.lokos.net

Источник: http://shkolnie.ru/voennoe/15512/index.html

Методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме: Урок «Восток и Запад». Обществознание 11 кл

Восток и Запад: настоящее и будущее мировых

мегасистем (урок обществознания в ХI кл.)

3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества.

По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы, как работа в группах, составление коллажа, минидискуссия, ролевая игра, работа с отрывками стихотворений, с текстом учебника.

Итоговое обсуждение посвящено перспективам создания глобальной цивилизации, учащиеся должны составить собственное мнение о том, является ли создание глобальной цивилизации далеким, туманным, почти нереальным будущим или интеграционные процессы изменят мир уже в ближайшее время.

Тип урока-  повторительно- обощающий.

Цели .

  • — определить особенности двух мегасистем — Востока и Запада — и интеграционные процессы, сближающие мегасистемы;
  • — сделать вывод о возможности и целесообразности создания в будущем единой цивилизации.

Задачи урока

В ходе занятия учащиеся должны:

О

— объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация,

Читайте также:  Плюсы и минусы реформ никиты сергеевича хрущева

— выделить, в чем состоят особенности мегасистем Восток и Запад;

— определить общие задачи и проблемы, решение которых зависит и от Запада, и от Востока;

— сделать вывод об общемировом значении культур Запада и Востока;

— составить и проанализировать коллаж;

— обсудить вопрос о возможности создания глобальной цивилизации;

Р

— преобразовывать текст и делать выводы на основе предложенного текста;

— развивать навыки работы в группе,

участия в дискуссии, составления и объяснения коллажа, работы с текстом.

В

— интерес к сокровищницам мировой культуры Востока и Запада, формировать чувство толерантности через знакомство с правилами сотрудничества в группе.

Методическое оснащение базовый учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова «Человек и общество», Поляков «Глобальный мир в 21 веке»

 коллаж «Восток, коллаж «Запад» (возможны различные варианты:

можно использовать готовые коллажи, можно изготовить их в процессе занятия).

Оборудование: 2 ноутбука, мультимедиапроектор, доска, магниты, колонки, 2 листа ватмана, картинки «Восток и Запад», маркеры, указки, раздаточные материалы, бэйджи.

Количество необходимого времени — 2 учебных часа.

Для самостоятельной работы учащиеся делятся на 4 группы. Так как тема касается Востока, то для этого можно использовать «Восточный гороскоп».

Важно

Раздайте карточки, на которых написаны названия знаков зодиака, на столах разложите названия стихий, к которым относятся эти знаки.

Учащиеся должны сопоставить названия знаков зодиака с соответствующей этому знаку стихией, таким образом, каждый найдет свою группу.

Так как это необязательные знания для запоминания, а лишь способ быстро разделиться на группы, то можно каждую карточку с названием знака зодиака дополнить символом стихии, это поможет разделиться на группы быстрее.

№1

«Огонь»: Овен, Лев, Стрелец.

№2

«Земля»: Телец, Дева, Козерог.

№3

«Воздух»: Близнецы, Весы, Водолей.

№4

«Вода»: Рак, Скорпион, Рыбы.

План занятия.

  • 1.  Приветствие.
  • Душевный настрой. ( Упражнение «полёт пера»)
  • 2. Целеполагание, определение ожидаемых результатов.
  • З. Предоставление информации. (раздаточные материалы: стихотворение, понятия, высказывания)
  • 4. «Мудрые мысли» (работа с тезисами), «Через страны, через расстоянья…»
  • 5. Работа в группах на основе ролевой игры «Непутевые заметки: Восток, Запад». Презентация подготовленных коллажей.
  • 6. Глобалисты
  • 7. Мини-дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?»
  • 8. Рефлексия.

1 этап. Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Джозефа Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,

Не Встретиться им никогда.

Лишь у подножия престола Божия

В день Страшного суда…

Раздаточный материал №1.

Вопросы к ученикам: о каких мегацивилизациях, мегасистемах идет речь в этом стихотворении?

План урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.  Приветствие Сл. 1
2. Организация работы в группах Раздайте карточки, на которых написаны названия знаков зодиака, на столах разложите названия стихий, к которым относятся эти знаки. Учащиеся должны сопоставить названия знаков зодиака с соответствующей этому знаку стихией, таким образом, каждый найдет свою группу. Сл. 2 учащиеся делятся на 4 группы
Душевный настрой. Применение здоровьесберегающих технологий.  Музыкальное соповождение. Упражнение индийских йогов «полёт пера»
3. Целеполагание, определение ожидаемых результатов. Слайд 7. Записать главный проблемный вопрос ( на доске)«Восток и Запад – вместе или врозь?»
4. . Предоставление информации о плане урока. Продемонстрировать план урока. Дать необходимые инструкции по правилам сотрудничества в группе и работе с рейтинговой таблицей. Слайд 3., 4 Ознакомиться с раздаточными материалами
5. Общие задания для всех группОбсуждение стихотворения, понятия, высказывания. Слайд 5, 6 Интерпретировать текст стихотворения Киплинга и на выбор объяснить смысл одного  высказывания.  Дать определения понятиям.
6. «Мудрые мысли» (работа с тезисами группы №3,4), «Через страны, через расстоянья…» ( работа с картинками группы №1,2) Слайд 8,9Проконсультировать.Задавать дополнительные и уточняющие вопросы. Выбирают тезисы, которые,  характеризуют особенности Востока (группа №1) и Запада (группа № 2)Отбирают картинки, которые отражают особенности Востока       ( группа №3) или Запада ( группа №4).Проводят презентацию своей работы.
7. Работа в группах на основе ролевой игры «Непутевые заметки: Восток, Запад». Презентация подготовленных коллажей. Слайд 10, 11Провести консультацию по работе с программой Fast Stone Image

  • Сделайте интерактивный коллаж: «Моё представление о Востоке- непутевые заметки» ( гр. №1); «Моё представление о Западе- непутевые заметки» ( гр. №2).
Выполняют работу по составлению коллажа в программе Fast Stone Image  и презентации.
8. Глобалисты
  • Группе №З предлагается нарисовать схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, способствующие глобальной интеграции.
  • Группе №4 предлагается вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем глобальными, изобразить их в виде схемы и подумать, можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы.
Рисуют схемы на листах ватмана и готовят презентацию.
9. Мини-дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?» Выступает один человек от группы.
10. Рефлексия. Итоги Предлагают своё продолжение стихотворения Киплинга, подсчитывают баллы, выставляют оценки.

1 этап.

Объявление ожидаемых результатов занятия:

— определить особенности двух мегасистем — Востока и Запада — и интеграционные процессы, сближающие мегасистемы;

— сделать вывод о возможности и целесообразности создания в будущем единой цивилизации.

2 этап.  Информационный. Дать необходимые инструкции по правилам работы на уроке. Обеспечить группы раздаточным материалом.

3 этап.

— организация самостоятельной работы учащихся.

Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Джозефа Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,

Не Встретиться им никогда.

Лишь у подножия престола Божия

В день Страшного суда…

Раздаточный материал №1.

Вопросы к ученикам: о каких мегацивилизациях, мегасистемах идет речь в этом стихотворении?

 Какова точка зрения автора на возможность создания единой цивилизации?

Объясните понятие цивилизация.

Цивилизация-

Высшая стадия человеческого развития в противоположность дикости и варварству. В 20 веке.

Устойчивое территориальное объединение различных народов, которые внесли свой особенный вклад в экономическое, политическое, художественное развитие человечества.

Можно также познакомить учащихся с различными высказываниями мыслителей по проблеме Востока и Запада и кратко обсудить их.

(Задания для групп представлены в приложениях 1—2.)

4 этап. Интерактивное упражнение с использованием ролевой игры  Непутевые заметки: Восток, Запад».

 для выполнения интерактивного упражнения можно использовать те же группы, на которые был разделен класс.

Задания для групп  в  приложениях 3—4.

Презентацию коллажей и подведение итогов работы групп можно провести :

— работу представляют и дают объяснения сами участники групп;

Совет

Презентацию работы групп № 3—4 следует сделать обязательно после презентации групп № 1—2.

 Главным итогом работы групп должно быть определение особенностей каждой мегасистемы и интеграционных процессов, сближающих мегасистемы «Восток» и «Запад.

Участники групп будут выступать в роли «глобалистов.

 Группе №З предлагается нарисовать схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, способствующие глобальной интеграции. Группе №4 предлагается вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем глобальными, изобразить их в виде схемы и подумать, можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы.

Презентация работы групп

5 этап. Познакомьте учащихся с определением термина глобализация

 Из учебника О.С. Сороко-Цюпы «Мир в ХХ веке»:

 «Глобализация — это комплексное, системное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения обострившихся мировых проблем (экологическая, проблема терроризма, преодоление экономической и культурной отсталости, освоение околоземного пространства, решение мировых энергетического, сырьевого, продовольственного и других кризисов), а также и других проблем, включая соблюдение социальных, экономических и личных прав и свобод личности».

Анекдот

«Одного известного либерального экономиста пригласили прочесть лекцию о глобализации мировой экономики перед рабочей аудиторией.

— Как же проще объяснить сущность этого процесса? – задумчиво начал лектор. – Вот представьте себе, что в нашей стране производятся глиняные свистки, которые поставляются в Монголию для местных чабанов. Чабаны разводят баранов, шкуры которых поставляются…

-Нам?- раздался голос с места.

-Нет. В том-то и смысл глобализации, что монголы поставляют эти шкуры в Грецию, где их соответствующим образом

выделывают, получают превосходный мех и поставляют его…

— Нам?- раздался голос с места.

-Нет. Меха поставляют во Францию, где лучшие парижские модельеры шьют из них великолепные шубы и поставляют их..

— Нам?- раздался голос с места?

— Ну что вы всё нам да нам, — рассердился либерал. – Нет у вас глобального мышления. Шубы поставляют в США и продают в магазинах Нью- Йорка.

— А нам?

— А нам из Болгарии поставляют глину, из которой мы делаем свистки для монгольских чабанов.

( Вопрос к анекдоту.) Назовите характерные черты глобализации.

Дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?»

Задайте вопросы:

— Возможно ли создание глобальной цивилизации, учитывая особенности каждой цивилизации или мегасистемы и интеграционные процессы, набирающие силу во всем мире?

— Необходимо ли, на ваш взгляд, создание глобальной цивилизации? Какие плюсы и минусы есть у такого проекта?

— в качестве вывода принимается мнение той группы, которая сможет убедить большее количество колеблющихся;

— оставьте возможность для отдельных учеников отстоять свое собственное мнение и не согласиться с общим выводом.

6 этап. Рефлексия. Возможны два варианта.

для дополнительного чтения можно порекомендовать книги

 В. Овчинникова «Ветка сакуры» и «Корни дуба».

 предложите продолжить часть стихотворения Р. Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:

Но нет Востока и Запада нет,

Нет наций, различий, границ,

Если………

После того как различные варианты будут прочитаны, предложите авторский вариант:

Если сильный с сильным,

Лицом к лицу у края земли встаёт.

№ 2

двое мужчин,

 Рожденных  в разных концах Земли,

Станут друг к другу лицом.

№ 3

Чужим остался Запад,

Восток – не  мой Восток

А за спиною запах пылающих сапог. 1996.

Азия увлечена европейской культурой, Европа – азиатской. Это увлечение иногда рождает новые формы развития того или иного искусства.

Удивительная особенность нашей российской цивилизации органично объединять

множество народов, национальностей и все основные религии мира.

Россия уникальна своим расположением, своей исторической, культурной традицией. А Оренбурге есть стела, обозначающая границу Европы и Азии. Стоя около этой стелы, ты одной ногой оказываешься в Европе, другой – в Азии. И понимаешь, как едино пространство и время, как условно любое деление.

Система оценки презентаций.

  • Качество и форма представленного материала.
  • Соответствие формы подачи материала задачам устной его презентации
  • Форма устной презентации ( чтение или творческий подход)
  • Умение объяснить материал одноклассникам.
  • Ответы на вопросы одноклассников и учителя.
Задания «Хранитель времени» «3» «4» «5» Количество баллов
Объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация. 5 минут 3 4 5
Обсуждение стихотворения 2 минуты 3 4 5
Обсуждение высказываний 2 минуты 3 4 5
Мудрые мысли.Выделить особенности Востока и Запада используя тезисы. Презентация 5 минут2 минуты 5 8 10
Ролевая игра «Непутевые заметки»Составить коллаж «Моё представление о Востоке- непутевые заметки» (№1)«Моё представление о Западе- непутевые заметки» (№2)Презентация 7 минут2 минуты 5 8 10
Вместе или врозь? Дискуссия 5 минут 3 4 5
Продолжить стихотворение Киплинга 5 минут 5 8 10
Читайте также:  Внешняя политика царизма в 1815 - 1825 гг. священный союз реакционных монархий. конгрессы

Группа №1-2

№1

«Огонь»: Овен, Лев, Стрелец.

№2

«Земля»: Телец, Дева, Козерог.

Оценка

«5»- 50баллов

«4»- 40 баллов

«3»- 27 баллов

Группа № 3-4

Задания «Хранитель времени» «3» «4» «5» Количество баллов
1 Объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация 5 минут 3 4 5
2 Обсуждение стихотворения 2 минуты 3 4 5
3 Обсуждение высказываний 2 минуты 3 4 5
4 Через страны, через расстоянья….Выделить особенности Востока и Запада используя картинки.Презентация 5 минут2 минуты 5 8 10
5 Глобалисты.Нарисовать схему, которая будет отражать технические, экономические, политические процессы способствующие  глобализации. (№3)Нарисовать схему глобальных проблем человечества. Можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы.Презентация 7 минут2 минуты 5 8 10
6 Вместе или врозь?  Дискуссия. 5 минут 3 4 5
7 Продолжить стихотворение Киплинга 5 минут 5 8 10

№3

«Воздух»: Близнецы, Весы, Водолей.

№4

«Вода»: Рак, Скорпион, Рыбы.

Оценка

«5»- 50баллов

«4»- 40 баллов

«3»- 27 баллов

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2011/04/03/urok-vostok-i-zapad-obshchestvoznanie-11-kl

Восток и Запад

Восток и Запад – традиционное евроцентрическое
(западное) разделение мира на «мы» и «они».

В данной
системе координат категория «Запад» предназначена для нашей,
«лучшей, более цивилизованной и развитой» цивилизации, в то время как
«Восток» обозначает «нижний мир» других, остальных, с
которыми мы не хотим иметь ничего общего.

Этот водораздел восходит к ощущению
греками и римлянами «внешнего мира», в пределах которого они
противопоставляли себя всем другим народам, презрительно называемым «варварами».

Обратите внимание

В позднем Средневековье и раннем Новом времени эта ценностная категоризация
повторилась в образе «цивилизованной Европы», противопоставленной
«варварским Азии и Африке», что иногда маскировалось менее жестким
противопоставлением Оксидента и Ориента. Но категория «ориентального»,
предназначенная для Других, имеющих письменную традицию, исключала большую
часть Африки.

Колониализм и последующее распространение власти
Европы на весь мир, казалось, подтверждали стереотип европейского
превосходства. Интересно, что в XVIII и XIX вв. понятие «Запада» было расширено вплоть
до включения британских колоний, где большинство населения состояло из белых
переселенцев (Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия).

Таким образом, за
гранью оказались бывшие испанские и португальские колонии в Латинской Америке,
завоевавшие независимость в начале XIX века.

Их креольское население
(то есть смесь европейцев, негров и индейцев) преодолело идеологический порог
«расовой чистоты», который столь ревниво охранялся в британских
колониях, где видимый цвет кожи определял положение человека в обществе.
Очевидно, что самый верхний ярус предназначался исключительно для белых
европейцев.

Это вытолкнуло Российскую империю за границы Запада, хотя русский
империализм явно стремился к западной колониальной модели. Во-первых, не было
согласия относительно того, является ли Россия частью Европы (Оксидента) или
Азии (Ориента). Во-вторых, идеологи расизма в XIX в.
определяли русских как «нечистую смесь» славян и азиатских монголов.

Принадлежность к «чистым» славянам не особенно помогала, так как
из-за ложного этимологического сходства самоназвания этого этноса со словом
«slave» (раб), на Западе считали, что славяне – потомки
рабов и потому неполноценны.

В терминах европейской геополитики до XVIII
в. более значимой была противоположность Севера и Юга. Например, война
1700-1721 гг.

, в которой, помимо прочих, участвовали Московия (Россия), Дания,
Швеция, Речь Посполитая, Бранденбург-Пруссия и Саксония, стала известной как
«Великая Северная война», а не «Восточная» или
«Восточно-Западная».

С этой точки зрения успешные в военном и
экономическом отношении государства Скандинавии и Центральной Европы, наравне с
Великобританией и Францией, принадлежали к «высшему Северу»,
противопоставленному «низшему Югу», отождествлявшемуся с Испанией,
Португалией, южной частью Апеннинского полуострова и Османской империей.
Россия, которая только входила в европейскую политику, не была включена в эту
схему и по-прежнему трактовалась как неевропейский Ориент.

Важно

Российская империя «сдвинулась» в Европу
посредством радикального расширения на запад в результате разделения Речи
Посполитой в конце XVIII в. Затем, в 1813-1815 гг., русские армии, в союзе с
западноевропейскими врагами Наполеона, продвинулись на запад до самого Парижа и
покорили имперскую Францию.

После наполеоновских войн ось Восток-Запад сменила
в европейской геополитике ось Восток-Запад сменила в европейской геополитике
ось Север-Юг. После этого категория «Востока» совпала с категорией
«Ориента», отождествленного с Россией, а также с Османской империей и
пришедшими ей на смену балканскими государствами.

Восточная половина
Австро-Венгрии также подпала под эту категорию. По аналогии после Первой
мировой войны национальные государства, возникшие в зоне от Балкан до
Балтийского моря между Германией и Россией, обычно воспринимались как часть
Востока.

Другие системы категорий определяют их как отдельную общность
Центральной Европы или же как некую дефектную часть (Западной) Европы, что
отразилось в презрительном обозначении этого региона как «Новой
Европы».

Когда большевистская Россия трансформировалась в СССР,
уничижительный ярлык «Востока» прилип к ней, а Центральная Европа и
Балканы стали аномалией или буферной зоной между Западом и Востоком.

Вторая мировая война переродилась в холодную, мир
разделился между Западом во главе с США и Востоком во главе с СССР. Уже в
1950-е гг.

французские государственные деятели и ученые не соглашались с
биполярным видением мира и предложили тримондиальную схему, в которой Запад был
«первым миром», советский блок и другие коммунистические государства
Европы и Азии – «вторым миром», а колонии и постколониальые
государства были объединены в «третий мир».

Так как логика холодной
войны была глобальной, у стран третьего мира не было другого выбора, кроме как
присоединиться к коммунистическому или капиталистическому блоку. В 1960-е гг.
возникло Движение неприсоединения, которое некоторым образом утвердило отдельное
существование третьего мира.

Совет

Однако понятия «первый и второй мир»
никогда широко не употреблялись. Вместо них для обозначения американского и
советского блоков употреблялись категории «Запад» и
«Восток». Следовательно, после 1945 г. традиционное евроцентричное
разделение между Востоком и Западом было спроецировано на весь мир.

В последние
два десятилетия холодной войны понятие «третьего мира» также стерлось
и стало синонимом категории «развивающиеся и слаборазвитые страны».
Прочный политический союз с США и/или быстро растущее процветание превратили в
часть Запада Японию, Южную Корею, Южную Африку, Сингапур и Гонконг.

После распада советского блока и окончания холодной
войны были предложены новые глобальные схемы классификации. Сначала, когда в
былых европейских сателлитах СССР началась системная трансформация, казавшаяся
продолжением волны демократизации, развернувшейся в Латинской Америке 1980-х
гг.

, существовала тенденция разделять государства мира на демократические и
недемократические. В 1993 г. американский политолог Сэмюэл П. Хантингтон
предположил, что мир состоит из десяти различных цивилизаций, формирующихся на
основе религии, этничности, истории, географии или близости.

По-прежнему
находясь в рамках биполярного мира, он пришел к заключению, что «мы»
– Запад – все еще против «них» – остальных. Этот диагноз
материализовался в начале XXI в.

, когда Запад во главе с США, похоже, нашел вместо
исчезнувшего СССР нового врага в виде аморфного (и, следовательно, более
непредсказуемого и опасного) исламского мира.

В разговорах об экономическом развитии после окончания
холодной войны доминирует риторика глобализации. Однако, за несколькими
исключениями, этот процесс, похоже, приносит выгоду богатому Западу, а бедные
страны ставит в еще худшее положение.

Критики говорят, что термин
«глобализация» – новый эвфемизм для «экономической колонизации»,
когда отношения между былыми колонизаторами и колонизируемыми сменяются
подобными отношениями между глобализаторами и глобализируемыми.

Это подсказало
ООН новые категории развития – «Богатый Север» и «Бедный
Юг», которые определяются не географически, а в зависимости от общего
уровня процветания в государстве.

Помимо этого старое противопоставление Запада
и Востока по-прежнему появляется в западном интеллектуальном дискурсе как
краткое политическое обозначение для обозначения «нас» (богатого
Севера) и «остальных» (бедного Юга).

Обратите внимание

Восток и Запад – это проблема, вытекающая из
сложившегося в истории, политике и культуре традиционного разделения мировой
цивилизации на два самостоятельных, хотя и взаимодействующих мира, истоки и
черты каждого из которых определяются различным географическим положением,
различной истории и различными культурно-историческими типами (локальными
цивилизациями). Западный и восточный миры никогда не были разделены пропастью,
но, напротив, тесно и плодотворно взаимодействовали, хотя нередко и воевали. Связи
Востока и Запада уходят в глубокую древность. В становящейся Европе издавна был
осознан глубокий интерес к Египту, Финикии, Карфагену, Персии, позже к Индии,
Китаю, Японии. Многие культурные импульсы для своего развития Европа получила
как раз оттуда, с Востока. Прежде всего это относится к иудео-христианскому
учению. «Явилось с Востока христианство и покорило Запад и свою священную
«Книгу» – Библию – дало этому Западу» (Ольденбург). Походы
Александра Македонского в Персию и Индию, нашествие на Европу гуннов, монголов,
Тамерлана, арабов в Испанию многократно соединяли Восток и Запад в военном,
культурном, торговом и биологическом (генетическом) отношении. Торговые пути и
сношения по своей эффективности нисколько не уступали военно-завоевательским
свершениям, а во многом и превосходили их. Великий шелковый путь, торговля
пряностями, опоясывающие землю морские путешествия – вот неполный перечень
связей Запада и Востока.

Арабы и евреи помогли Европе сохранить и развить
греческое научное наследие, которое в соединении с христианской идеологией дало
Европе ее духовную форму, способствовало Возрождению, Просвещению,
научно-техническому и политическому (становление и укрепление демократии)
прогрессу.

Вместе с экспансионистской (и колонизаторской) политикой Запада
(начало которой положено еще крестовыми походами) на Восток устремились новые
культурные и научно-технические импульсы, но также и новые политические идеи.
Экономический и научно-технический эффект этого воздействия к концу XX в.

оказался столь заметным (Япония, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Индия, ряд
стран исламского мира), что ныне уже нет оснований говорить о традиционной
отсталости Востока. Речь может идти уже только культурной самобытности, которая
по-прежнему заметно и ярко отличает лицо Востока.

И, возможно, прав был Нильс
Бор, когда для оценки извечного историко-географического соотношения применил
свой методологический принцип дополнительности: Запад и Восток не отменяют и не
поглощают, но лишь дополняют друг друга.

В современной глобализирующемся мире
проблему Восток-Запад можно рассматривать и под углом зрения, предложенным
немецким писателей Германом Гессе: «В мудрости Востока и Запада мы видим
уже не враждебные, борющиеся силы, но полюса, между которыми раскачивается
жизнь».

Источник: http://xn—-ptblgjed.xn--p1ai/node/933

Ссылка на основную публикацию