Вопрос 53. Держава Селевкидов в III-I вв. до н.э. Взаимоотношения с Римом
Государство Селевкидов — эллинистическая монархия, образовавшаяся при распаде империи Александра Македонского. В державе Селевкидов не было такой коренной территории, где проживал бы народ-завоеватель.
Ядром государства был Ближний Восток, на вершине своего могущества включало часть Малой Азии, Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Иран, части Средней Азии и нынешнего Пакистана. Начав свою экспансию в Грецию, империя столкнулась с армией Римской республики, которая нанесла ей ряд поражений.
В итоге восточная часть страны к середине II века до н. э. была захвачена парфянами под руководством Митридата I. Селевкиды продолжали править в Сиро-Финикии, до завоевания страны армянским царем Тиграном II. После чего, Селевкидское государство как самостоятельный субъект было ликвидировано. В 63 году до н.
э. бывшая западная часть территории государства Селевкидов обращена в римскую провинцию.
Официальной датой образования государства Селевкидов считается 312 г до н.э., когда один из диадохов, Cелевк I Никатор, утвердился в Вавилоне и стал правителем Месопотамии.
Конечной датой существования государства является 63 г до н.э., когда римляне захватили Сирию, центральную часть царства, и превратили в провинцию.
За время существования (почти 250 лет) Селевкидское государство пережило несколько основных периодов:
1) 312-250 гг до н.э. – время наивысшего могущества и территориального расширения государства, когда его пределы простирались от Эгейского моря до Индии. Наиболее выдающиеся представители династии в это время – Селевк I Никатор (312 – 281 гг. до н.э.) и его сын Антиох I Сотер (281 – 261 гг. до н.э.).
2) 250 – 187 гг. – начало распада державы, отделение восточных владения, где на месте селевкидских сатрапий были образованы Парфия и Греко-Бактрийское царство. В конце этого периода Селевкиды потерпели сокрушительное поражение от римлян в битве при Магнезии (190 г до н э). Крупнейший представитель династии в этот период – Антиох III Великий (223 – 187 гг до н.э.).
3) 187 – 129 гг. до н.э. – попытки селевкидских царей предотвратить дальнейший распад державы, безуспешная борьба с Римом на западе и усиливающейся Парфией на Востоке, отделение Иудеи, захват парфянами Мидии и Вавилонии. Здесь выделяются Антиох IV Эпифан (175 – 164 гг до н э) и Антиох VII Сидет (138 – 129 гг до н э).
4) 129 – 63 гг до н.э. – в это время Сирия становится «марионеткой» римских политиков. За этот период на троне побывало 12 правителей, которые уже ничем не управляли и все погибли насильственной смертью.
Можно выделить следующие направления политики селевкидов:
· Активное основание городов полисного типа, куда поселялись колонисты из греческих и македонских городов;
· Создание преданного династии военного сословия, укомплектованного из греков и македонцев;
· Организация централизованного управления завоеванным населением и установление жесткого контроля над ним.
Царский род был македонского происхождения. В руках царя была сосредоточена неограниченная власть. Как восточные владыки селевкидские цари обожествлялись, почитались в храмах, в их честь совершали жертвоприношения.
Территориальная структура Селевкидского государства была очень сложной: ее составными частями были области, различные по природным, геополитическим и историческим условиям; в государстве Селевкидов проживало множество народностей, племенных и этнических групп, имевших различные традиции.
Империя была разделена на 72 сатрапии (селевкидский сатрап совмещал военную и гражданскую власть), из которых самой значительной была так называемая Селевкида, в которую входили юго-восточная Киликия, южная часть Коммагены и Верхняя Сирия. Сатрапии делились на эпархи во главе с эпархом, а эпархи, в свою очередь, на гипппархи во главе с гиппархом.
Селевкиды основали около 70 городов полисного типа (большая их часть называлась Антиохия, Селевкия, Стратоника, Апамея.. в честь правителей и их жен). Греко-македонские колонисты, заселявшие новые города, получали большие участки земли и имели налоговые привилегии, имели самоуправление – сами избирали должностных лиц. Из граждан этиъ городов Селевкиды комплектовали свою армию.
Наряду с городами полисного типа организовывались военные поселения – катойкии. Там проживали прибывшие из Греции и Македонии войны и их потомки. Они получали также большие земельные участки и освобождались от налогов. Их задача была нести военную службу. Военные поселения строились на стратегически важных дорогах, в неспокойных регионах.
Положение местных городов и храмовых общин в государстве Селевкидов было различным, но в целом они не имели таких привилегий, как города греческого типа. Из всех местных городов особенно благоприятная политика проводилась по отношению к древним и богатым финикийским городам.
Самодержавный царь управлял посредством подчиненного ему бюрократического аппарата, подразделявшегося на высшие, средние и низшие звенья. В состав высших сановников включалось ближайшее окружение царя, носившее титулы «родственников» и «друзей». Все высшее руководство состояло только из греков и македонцев.
Первой важнейшей особенностью экономики государства Селевкидов было сосуществование разных хозяйственных структур – от финикийских городов с высокотоварной экономикой до кочевых племен с примитивным скотоводством.
Одной из важнейших отраслей торговли стала международная торговля. Государство Селевкидов оказалось в центре пересечения важнейших торговых путей.
Империя Селевкидов существовала за счёт различных налогов:
· Форос — выплаты зависимых от царя политических элементов. Этот налог был введён Дарием I, и в дальнейшем использовался Селевкидами. Он взымался не с отдельных лиц, а с общин (города, селения, народы, племена) и распределялся между ними, его сумма оставалась неизменной. От выплат можно было освободиться, получив царскую привилегию.
Форос выплачивали греческие города Малой Азии, народы Палестины, правители Верхней Азии и эллинистические общины как в виде талантов, так и натурой. Сбор налога осуществлялся местными должностными лицами, тем самым центральная администрация не вмешивалась в финансовые дела плательщиков
· Подушный налог. Взыскивался с каждого жителя государства.
· Венечный налог. Выплачивался подчинёнными городами и правителями во время приезда правителя. Однако к III веку до н. э. превратился в прямой налог, дополнявший обязательные дары золотых венков
· Соляной налог: им облагались Вавилония и Палестина.
· Налоги за отправление культа. Его выплачивали храмы различных конфессий, существовавших на территории империи.
· Таможенные пошлины. Они налагались на каждую провинцию отдельно, взымаясь за ввоз и вывоз товаров. Также существовали дополнительные пошлины: за право навигации по Ефрату, портовая, на верблюдов, на эскорт в пустыне и другие
· Плата при переходе собственности от одного хозяина к другому. Включала в себя налог на куплю-продажу и сбор за торговлю рабами
· Муниципальные налоги. Города империи для поддержания своего финансового положения ввели налоги на имущество и землю.
Помимо налогов, казна Империи Селевкидов пополнялась за счет торговли зерном, которое в большом изобилии произрастало на плодородных полях Сирии и Месопатамии, а также за счет доходов от малоазиатских серебряных рудников.
Как и другие элинистические государи, Селевкиды имели профессиональную армию, основа которой была разработана Александром Македонским. Войска были рассеяны по всем провинциям империи, так как их не хватило бы для охраны границ такого большого государства.
Греко-македонские завоеватели и их потомки составили особую категорию населения селевкидского государства.
· В структурном отношении господствующий класс разделялся на две прослойки: греки и македонцы и местная аристократия, включая многочисленное жречество. Вторые, в отличие от первых, как правило, не были допущены к рычагам государственного управления, однако, часть местной аристократии усваивала греческие обычаи (т.е. эллинизировалась) и могла пробиться в ряды правящей элиты.
· Средний класс достаточно многочисленный. По структуре он также разделялся на две основные прослойки: колонисты-греки и македонцы и местное население (состоятельные жители восточных городов, торговцы и ростовщики, низшее жречество).
· Основные производители, рабы и царские люди составляли самый многочисленный класс селевкидского общества. Опять же 2 основные прослойки: рабы греческого типа и так называемые «лаой» или «царские люди». Царские люди считались юридически свободными и владели некоторым имуществом, однако, царь и чиновники могли дарить их вместе с землями своим вельможам.
Определенное социальное неравноправие местных элементов на всех уровнях социальной структуры порождало социальную напряженность, которая в кризисные периоды выливалась в разные формы социального протеста (например, события в Иудее 160 – 140 гг.).
Основными направлениями внешней политики Селевкидов в III – I вв. до н.э. стали:
1) Птолемеевский Египет;
2) Македония и Пергам;
Племена и греческие города в Средней Азии и Бактрии.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s43714t1.html
Государство селевкидов
Государство Селевкидов было третьей крупной греко-эллинистической державой, с которой пришлось считаться Риму. Эпоха расцвета монархии Селевкидов относится к первой половине III столетия, ко времени Антиоха I и отчасти Антиоха II. Из всех государств диадохов монархия Селевка была самым обширным и многоплеменным государством.
На огромном пространстве от Эгейского моря до Инда жила масса племен различных национальностей, говоривших на самых различных языках — греческом, ликийском, арамейском, вавилонском, персидском и т. д. Не меньшим разнообразием отличалась держава Селевкидов и в социально-политическом отношении.
Наряду с примитивными пастушеским и земледельческим хозяйствами на территории Селевкидов, в особенности в западных частях, существовали садово-огородные плантации, многочисленные мастерские и развитая торговля. Эллинизация Азии началась еще задолго до великого македонского похода, являвшегося продолжением греческой колонизации на Восток.
Первые Селев- киды (Селевк I, Антиох I, Антиох II) в этом отношении являлись рьяными продолжателями Александра.
Эллинизация в руках македонских завоевателей являлась средством укрепления их господства над массой распыленного туземного населения.
Одним из важнейших средств закрепления диктатуры эллинистических царей служил город как средоточие военных, экономических и культурных сил.
Излучая свое влияние во всех направлениях, эллинистический город разрушал старые связи, втягивал туземное население в новые отношения и таким путем подчинял их своему влиянию.
Ожило также и малоазиатское побережье, где сложилось независимое от Селевкидов Иергамское царство, одно из самых блестящих эллинистических государств. И тем не менее царство Селевкидов не превратилось в единое устойчивое государство. Центробежные силы, оказавшиеся сильнее центростремительных, в конце концов разорвали Сирийскую монархию на ее составные части.
При существовании развитой внешней (Индия, Китай) и внутренней торговли каждый город, каждая местность жили собственной жизнью. Эллинизация скользнула лишь по поверхности.
В течение всей своей истории Сирийская держава Селевкидов представляла пеструю картину всевозможных больших и мелких социально-экономических образований — провинций (сатрапий), городов, храмов, поместий и деревень. Прочных связей между этими социально-экономическими телами не существовало.
Каждая область, каждый город, каждый храм и каждое поместье жили своей самостоятельной жизнью. Интересы населения главным образом сосредоточивались около мелких повседневных забот материального порядка.
Политическая жизнь была привилегией небольшого круга влиятельных людей — местных крупных землевладельцев, военных чиновников, купцов и богатых ремесленников, причем все эти состояния часто совмещались с одном лице. Землевладелец был одновременно воином, купцом и владельцем мастерской.
Большая часть территории находилась в руках аристократов, городов, храмов и царя. Масса населения сидела на этих землях в качестве арендаторов, уплачивавших собственнику земли оброк натурой или деньгами. Каково было соотношение в эти столетия между рабским и другими категориями труда, ответить невозможно.
Несомненно одно, что между отдельными странами в этом отношении существовали большие различия.
Отношение туземного населения, в особенности низших классов, к маке- донцам-завоевателям, в руках которых сосредоточивались большая часть земель, торговля и ремесла, составлявшим городское население, было резко отрицательным.
История эллинистических обществ полна всякого рода восстаний, протестов и бунтов, которые в отдельные моменты приобретали своеобразный религиозно-национальный отпечаток. Нередко эти восстания (особенно в эллинистическом Египте) охватывали целые области.
Во главе этих движений чаще всего стояли храмовые жрецы и туземные князья (династы). Чем дальше, тем все больше греческий элемент вытеснялся туземным, восточным элементом.
После короткого периода эллинизации при ближайших преемниках Александра прилив поселенцев уменьшился, и эллинистический Восток вновь стал возвращаться к догреческим формам жизни.
Ближайшим толчком к распаду государства Се- левкидов послужили междоусобные войны между различными претендентами на трон, набеги соседних племен (галатов, скифов, парфян) и неудачные войны с другими эллинистическими государствами. Ослабление Селевкидов вызвало наружу все центробежные силы государства.
Поднялись туземные князья, примеру которых последовали поставленные царями наместники (стратеги, сатрапы), храмы (иерусалимский храм, храм Ваала в Эмессе) и города. Раньше других отпали восточные провинции Бактрия (Bactria) и Парфия (Parthia), слабее всего связанные с греко-македонской культурой.
Из выделившихся из государства Селевкидов династов наибольшее значение получили пер- гамские династы, из династов-васса- лов «великого царя» превратившиеся в настоящих самостоятельных царей. При Аттале I (241 — 197 гг.), Эвмене II (197—158 гг.) Пергам сделался рассадником эллинской цивилизации, науки и искусства.
В отношении красоты и изящества памятники пергамского искусства — храм Афины-Полиас, алтарь Зевса и многие другие — приобрели мировую известность. Широко известна также и знаменитая пергамская библиотека, организованная по образцу александрийской библиотеки.
Примеру Пергама последовали Каппадокия и Вифиния, образовавшие самостоятельные княжества.
Вмешательство римлян в дела греко-эллинистических государств не только не ослабило, но, по крайней мере на первых порах, еще более запутало и обострило социальные противоречия. Согласно своей традиционной политике, римляне всегда держали сторону состоятельных классов, земельной и денежной аристократии.
Обратно — к антиримской партии наряду с военными группами и жречеством примыкали также и малосостоятельные элементы и рабы. Все это вело к тому, что в греко-эллинистических государствах завязывался чрезвычайно сложный клубок всевозможных противоречий, которые пришлось разрешить Риму.
Недовольство римской политикой как политикой «западных варваров» началось с первого же дня появления римлян на Востоке. Этим воспользовались вожди антиримской партии —- македонский царь Филипп V, сирийский царь Антиох III и затем сын Филиппа Персей.
С целью увеличения числа своих сторонников они объявили себя борцами за национальную свободу, защитниками угнетенных (мессиями), долженствующими освободить страждущие массы от гнета и страданий.
После сокрушения Филиппа во главе антиримского движения стал сирийский царь Антиох III Великий (223—187 гг.). Антиох поставил себе целью восстановление царства Селевкидов во всем его прежнем размере с включением отпавших при его предшественниках частей: Вифинии, Каппадокии, Понта, Пергама и др.
Осуществление этой грандиозной цели Антиох ставил в зависимость от очищения греко-эллинистических государств от «западных варваров», т.е. римлян. Таким путем Антиох становился во главе всеобщего антиримского движения.
В необходимости сокрушения Рима сирийского царя более, всего убеждал Ганнибал, бежавший из Карфагена еще в 195 г. и проживавший в то время в государстве Антиоха.
В сознании Ганнибала вырастал фантастический план новой войны с Римом, в которой должны были принять участие все государства средиземноморского мира; и прежде всего, конечно, Карфаген. Собственно сирийские дела мало интересовали неутомимого карфагенского вождя, заклятого врага Рима.
План Ганнибала сам по себе был эффектен, но при данных условиях невыполним. Слабую сторону греко-эллинистических держав, как было сказано и как это подтвердили ближайшие события, составляли глубокие внешние и внутренние противоречия, раздиравшие и ослаблявшие эллинистические общества.
Основной противник Рима после поражения Филиппа V сирийский царь Антиох III за время македонской войны колоссально расширил свои владения.
Он окончательно захватил Южную Сирию, завладел египетскими землями на южном берегу Малой Азии, занял Эфес, Абидос, перешел Геллеспонт и завладел фракийскими приморскими городами, раньше принадлежавшими Египту, а потом захваченными Филиппом.
Фактически эти захваты означали чрезвычайно опасный, на взгляд римского сената, рост сирийского могущества (хотя, по-видимому, Антиох вовсе не собирался вмешиваться в европейские дела, стремясь только восстановить монархию Селевкидов в ее прежнем объеме), формально же они противоречили принципам, положенным в основу мирного договора 197/196 г.
Осенью 196 г. римское посольство явилось к Антиоху, который находился тогда во Фракии. Непосредственным поводом к этому были жалобы некоторых вольных городов Малой Азии 1.
Послы указали Антиоху, что Рим никак не может признать его захватнической политики: «Смешно, в самом деле, говорил Люций 2, что Антиох явился после войны, которую вели римляне против Филиппа, и присвоил себе плоды победы.
Он убеждал также царя оставить неприкосновенными вольные города, а в заключение сказал, что не понимает, с какими целями царь совершил переправу в Европу во главе столь многочисленных сухопутных и морских сил. Сообразительному человеку остается единственная догадка, что царь собирается напасть на римлян».
Антиох в ответ сказал, что, во-первых, ему непонятно, на чем, собственно, основываются притязания римлян на города Малой Азии.
Он думает, что прав на эти города у них меньше, чем у какого-нибудь другого народа: во-вторых, он просит римлян не вмешиваться вдела Азии, как он не вмешивается в дела Италии.
Что же касается его появления в Европе с военными силами, то он переправился туда только затем, чтобы вернуть себе владения своих предков: Херсонес 1 и города фракийского побережья.
Переговоры прервались, не дав никаких результатов, кроме взаимного отчуждения. Это была первая серьезная трещина в отношениях между Антиохом и Римом. Скоро эта трещина превратилась в пропасть. В 197 г.
умер Аттал I Пергамский, старый друг Антиоха и союзник римлян, который своим личным влиянием сглаживал многие шероховатости. Преемником Аттала явился его сын Эвмен II.
Не связанный личными отношениями с Антиохом, он с тем большей тревогой смотрел на неуклонный рост его державы, грозившей в конце концов поглотить и Пергам. Поэтому Эвмен еще теснее сблизился с римлянами и стал горячим пропагандистом их войны с Сирией.
В 195 г. при дворе Антиоха появился Ганнибал. За год до этого он был избран на пост су фета народным движением, вызванным преступным хозяйничаньем карфагенской олигархии в послевоенные годы. Со свойственной ему энергией и ясным пониманием дела Ганнибал провел ряд важных реформ, имеющих целью оздоровить прогнивший государственный строй Карфагена.
Так, им был реорганизован «Совет 104» на принципе ежегодной выборности и проведена широкая финансовая реформа. Эти меры встретили бешеное сопротивление карфагенской олигархии, терявшей почву под ногами.
Не надеясь справиться с Ганнибалом собственными силами, антибаркидская партия донесла своим друзьям в Рим, что Ганнибал находится в сношениях с Антиохом и подготавливает новую войну против Рима.
Для сената это было желанным предлогом отделаться от своего врага. В 195 г. в Карфаген прибыли три римских посла. Официальной целью их приезда было урегулирование отношений между Карфагеном и Масиниссой. Но Ганнибал хорошо знал, что дело идет о его выдаче.
Он не надеялся спастись, оставаясь в Карфагене. Ночью Ганнибал тайно бежал из города в сопровождении двух адъютантов, сел на корабль и прибыл в Тир, а оттуда — в Эфес, где и встретился с Антиохом. Сирийский царь принял прославленного полководца с большим почетом.
Этот факт, казалось, подтвердил все самые худшие опасения Рима.
Таким образом, международная обстановка снова стала напряженной. Однако ни римляне, ни Антиох не торопились форсировать события.
Антиох хорошо понимал, с каким противником ему придется иметь дело, а римляне были заняты в это время подавлением восстания в Испании, поэтому дело ограничивалось пока только дипломатическими переговорами. Основное требование римлян сводилось к тому, чтобы Антиох ушел из Европы.
Под этим условием они готовы были даже предоставить ему свободу действий в Азии. Но Антиох не желал на это пойти. Война неотвратимо надвигалась.
Источник: https://magref.ru/gosudarstvo-selevkidov/
История.ру
Восстание в Иудее и последовавшая после смерти Антиоха IV ожесточённая династическая борьба между членами царской семьи, временщиками и узурпаторами были ярким проявлением начавшегося политического кризиса царства Селевкидов.
Причиной этого кризиса было прогрессировавшее разложение экономической и социальной опоры правящей династии.
Сокращение владений Селевкидов сопровождалось сокращением их материальных ресурсов, упадком государственного хозяйства.
Рабовладельческая знать крупнейших торговых центров перестаёт поддерживать царскую власть, так как экономическая и политическая структура царства Селевкидов ограничивала возможности дальнейшего развития рабовладельческих отношений и хозяйственной жизни этих городов.
Городская аристократия участвовала в династической борьбе лишь в той мере, в какой это давало ей возможность получать новые льготы.
Эллинистические города всё более расширяли права внутреннего самоуправления, добивались от царей азильного права (права убежища, защищавшего от насилия царской администрации), объявления города «священным», т. е. неприкосновенным во время военных действий, наконец, получали право элевтерии (свободы), т. е. независимости во внутренних делах и самостоятельности во внешних сношениях.
style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>
style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>
Армия становилась всё более неустойчивой, изменился её состав: большую часть армии составляли теперь наёмники, вербовавшиеся из представителей азиатских народов — арабов, иудеев, киликийцев и др.
Всё это приводит к тому, что в междоусобной борьбе претенденты на царский престол опирались не столько на внутренние силы государства, сколько на наёмную армию и поддержку более могущественных соседей.
Немалую роль в разложении царства Селевкидов играла политика римского сената.
Искусно вызывая распри в царском доме, поддерживая в ходе борьбы слабую сторону, добиваясь расположения городской знати, оказывая косвенную поддержку внешним врагам, римляне способствовали всё большему ослаблению своего некогда могущественного соперника в Восточном Средиземноморье.
При преемниках Антиоха IV отпали западные районы Ирана.
Государство Селевкидов было уже не в состоянии не только вести активную внешнюю политику, но даже сдерживать напор новых рабовладельческих государств, возникших на окраинах державы,— Парфии, Армении, Иудеи.
Последнюю попытку восстановить державу Селевкидов сделал Антиох VII Сядет (139/38 — 129).
Вновь подчинив Иудею, добившуюся самостоятельности при его предшественниках, Антиох Сидет предпринял поход в Парфию, окончившийся его гибелью и полным поражением сирийского войска.
Это поражение привело к окончательному отпадению Вавилонии, Персии и Мидии, перешедших под власть Парфии или самостоятельных династов.
Территория государства Селевкидов суживается до пределов собственно Сирии, Келесирии, Финикии и части Киликии.
Но и на этой территории из-за ожесточённой династической борьбы деятельность центрального государственного аппарата была почти полностью парализована.
Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/politicheskij-krizis-gosudarstva-selevkidov.html
Основные события политической истории
Государство Селевкидов основано одним из диадохов Александра Македонского Селевком I Никатором, который в 312-311, воспользовавшись серьезным ослаблением своего основного соперника Антигона после поражения при Газе, захватил Вавилонию, а затем Мидию, Сузиану, Персиду и другие «верхние сатрапии» (310-308).
В 305-303 совершил поход на Восток, чтобы окончательно закрепить за собою территории, расположенные к северу от Гиндукуша. С основателем индийской империи Маурьев Чандрагуптой I (317-293) заключил мирный договор, по которому признал Гандхару, Паропамисады и Арахосию индийскими владениями, получив взамен 500 боевых слонов.
После окончательного поражения Антигона в битве при Ипсе (Фригия) Селевку достались Сирия и восточная часть Малой Азии (301).
Сосредоточив в своих руках большинство сатрапий, некогда входивших в состав державы Александра Македонского, Селевк предпринял меры для укрепления их внутреннего единства.
Он основывает многочисленные греческие города, видя в них главную силу своего государства. В их числе были западная и восточная столицы Селевкидов: Антиохия (Сирия) и Селевкия-на-Тигре, оттеснившая Вавилон на второй план.
Бикерман Э. Государство Селевкидов. — М.,1985. — с.228
В конце 80-х 3 в. до н. э. Селевк стал претендовать на все наследство Александра Македонского, что привело его к столкновению с царем Македонии и Фракии Лисимахом (281). В битве при Курупедии (Лидия) Селевк одержал победу и захватил все владения Лисимаха в Малой Азии.
Однако попытка овладеть и европейскими землями завершилась для него собственной гибелью.
Наследник Селевка I Антиох I Сотер (280-261) попал в крайне тяжелое положение: против него выступили Вифиния и Понт, в 280 о своей независимости от Селевкидов объявил наместник Пергама Филетер, а в 279 царь Египта Птолемей II Филадельф (285-246) овладел Милетом. Вслед за этим в центральные районы Малой Азии вторглись галаты (кельты).
С огромным напряжением сил Антиоху удалось разбить варваров и оттеснить их на север (278-277). Противоречия между Селевкидами и Лагидами в Малой Азии и Келесирии стали причиной т. н. Сирийских войн, продолжавшихся целый век.
В ходе первой Сирийской войны (274-271) Антиоху удалось отразить вторжение египетских войск в Сирию, однако южное побережье Малой Азии, Финикия и часть Келесирии остались за Египтом.
Попытка же царя в 263-262 вновь подчинить Пергам потерпела полную неудачу.
Антиох II Теос (261-246), мобилизовав ресурсы восточных сатрапий и заключив союз с Македонией, возобновил борьбу с Египтом (258-253). Воспользовавшись поражением египетского флота при Косе (258) Антиох II овладел Милетом, а затем выбил египтян из Киликии и Памфилии. Войска Антиоха II также заняли всю Финикию к северу от Сидона.
Птолемею II пришлось признать потерю этих территорий и заключить с селевкидским правителем мир, скрепив его династическим браком. Антиох II развелся со своей первой женой Лаодикой и вступил в новый брак с дочерью Птолемея Береникой.
Однако через несколько лет Лаодика сумела добиться своего возвращения ко двору, отравила бывшего мужа и возвела на престол Селевка II Каллиника (246-226), но Береника и ее малолетний сын были убиты. Птолемей III Эвергет (246-222/221) использовал смерть своей сестры как повод для начала третьей Сирийской войны (245-243) Бенгтсон Г.
Правители эпохи эллинизма. — М., 1982. — с. 147. Египетские войска захватили всю Сирию с Антиохией и Верхнюю Месопотамию, вынудив Селевка II бежать в Малую Азию. Наместник Бактрии Диодот, уже давно стремившийся к независимости, провозгласил себя царем. Казалось, что государство Селевкидов находится на пороге гибели.
Однако успехи Птолемея III были крайне непрочны. Из-за восстаний в Египте ему пришлось вернуться домой, и Селевк II вновь овладел Сирией и Месопотамией (244). В результате третьей Сирийской войны Селевкиды вновь потеряли Милет и все свои предыдущие завоевания в Финикии.
После завершения войны с Египтом против Селевка II выступил его родной брат Антиох Гиеракс, захвативший все селевкидские владения в Малой Азии. Попытка Селевка II вернуть эти земли закончилась неудачей: он был разбит в битве при Анкире (Анкара) в 238. Поражение Селевка II послужило сигналом для вторжения кочевников-парнов во главе с Аршаком в Парфиену.
В 230-227 Селевк II совершил поход на Восток, разбил Аршака и вынудил последнего признать вассальную зависимость от Селевкидов. Однако встревоженный ростом влияния пергамского царя Аттала I (241-197) в Малой Азии Селевк II был вынужден, не успев восстановить свою власть над Бактрией, вернуться домой.
Попытку восстановить государство Селевкидов в полном обьеме предпринял Антиох III Великий, но она завершилась катастрофическим поражением от римлян при Магнезии (190). Селевкиды утратили все свои владения к северу от гор Тавра и ранг великой державы.
Однако наследники Антиоха III смирились с этим не сразу. Антиох IV Эпифан (175-163) дважды (171, 168) вторгался в Египет и лишь под давлением Рима отвел войска в Палестину. В конце жизни он двинулся на Восток, собираясь вновь овладеть «верхними сатрапиями», но успел лишь захватить Армению. Бенгтсон Г.
Правители эпохи эллинизма. — М., 1982. — с. 156
После смерти Антиоха IV распад государства Селевкидов возобновился с новой силой: с востока наступали парфяне, отнявшие у Селевкидов Парфиену, Гирканию и Мидию, независимыми государствами стали Персида, Армения и Иудея, внутри государства усиливается борьба претендентов на трон. Бикерман Э.
Государство Селевкидов. — М.,1985. — с.239 За последние сто лет существования государства Селевкидов в ней сменилось девятнадцать царей, причем никто из них не умер естественной смертью.
После поражения и гибели Антиоха VII Сидета (138-129) в бою с парфянами Селевкиды окончательно потеряли все свои владения к востоку от Евфрата.
К концу 2 в. до н. э. в руках Селевкидов оставались лишь Финикия, Сирия и Киликия. В 83 армянский царь Тигран II захватил Сирию и сделал Антиохию одной из своих столиц.
После поражения Тиграна II в войне с Римом (69), римский полководец Луций Лициний Лукулл провозгласил царем Сирии Антиоха XIII (69-64).
Однако преемник Лукулла на посту главнокомандующего Гней Помпей обьявил Сирию римской провинцией и тем самым поставил точку в 250-летней истории державы Селевкидов. Бикерман Э. Государство Селевкидов. — М.,1985. — с.257
Источник: https://studwood.ru/976831/istoriya/osnovnye_sobytiya_politicheskoy_istorii