Подробный курс истории ссср

История СССР

История Союза Советских Социалистических Республик — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии.

Союз ССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории, которую ранее занимала Российская империя без Финляндии, части Польского Царства и некоторых других территорий, но с Галицией, Закарпатьем, частью Пруссии, Северной Буковиной, Южным Сахалином и Курилами.

Предыстория

Февральская революция

«Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения.

Нельзя даже сказать, что Февральская революция свергла монархию в России, монархия сама пала, её никто не защищал… Большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла довершить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое» (Николай Бердяев).

Октябрьская революция

После Февральской революции 1917 года новое революционное Временное правительство не смогло восстановить порядок в стране, что привело к нарастанию политического хаоса, в результате которого власть в России захватила партия большевиков под руководством Владимира Ленина, в союзе с левыми эсерами и анархистами (Октябрьская революция 1917). Верховным органом власти были провозглашены Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Исполнительную власть осуществляли народные комиссары. Реформы советского правительства заключались, главным образом, в прекращении войны (Декрет о мире) и передачи помещичьих земель крестьянам (Декрет о земле).

Гражданская война

Разгон Учредительного собрания и раскол в революционном движении привели к гражданской войне, в которой противники большевиков («белые») сражались против их сторонников («красных») в течение 1918—1922 годов. Не получив широкой поддержки, белое движение проиграло войну. В стране была установлена политическая власть РКП(б), постепенно слившейся с централизованным государственным аппаратом.

Во время революции и гражданской войны территории Западной Украины и Западной Белоруссии были завоёваны восстановившей свою независимость Польшей. Бессарабия была аннексирована Румынией. Область Карса была завоёвана Турцией.

На территориях ранее входивших в состав России княжества Финляндского, Ковенской, Виленской, Сувалкской, Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерний были образованы независимые государства (Финляндия, Латвия, Литва, Эстония).

Ссср в 1922—1953

Образование СССР

30 декабря 1922 года РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Борьба за власть в партии

Все органы государственной власти в СССР контролировались коммунистической партией (до 1925 г. она называлась РКП(б), в 1925—1952 годах — ВКП(б), с 1952 г. — КПСС). Высшим органом партии был Центральный комитет (ЦК).

Постоянно действующими органами ЦК были Политбюро (с 1952 г. — Президиум ЦК КПСС), Оргбюро (существовало до 1952 г.) и Секретариат. Наиболее важным из них было Политбюро.

Его решения воспринимались как обязательные для исполнения всеми как партийными, так и государственными органами.

Обратите внимание

В связи с этим вопрос о власти в стране сводился к вопросу о контроле над Политбюро. Все члены Политбюро были формально равны, но до 1924 года наиболее авторитетным из них был В. И. Ленин, который председательствовал на заседаниях Политбюро. Однако в период с 1922 года до своей смерти в 1924 году Ленин тяжело болел и, как правило, не мог принимать участия в работе Политбюро.

В конце 1922 года Политбюро ЦК РКП (б), если не учитывать больного В. И. Ленина, состояло из 6 человек — И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, А. И. Рыкова и М. П. Томского. C 1922 года до декабря 1925 года на заседаниях Политбюро обычно председательствовал Л. Б. Каменев.

Сталин, Зиновьев и Каменев организовали «тройку», основанную на противодействии Троцкому, к которому они относились отрицательно со времён гражданской войны (трения между Троцким и Сталиным начались по поводу обороны Царицына и между Троцким и Зиновьевым по поводу обороны Петрограда, Каменев практически во всем поддерживал Зиновьева). Томский, будучи лидером профсоюзов отрицательно относился к Троцкому со времён т. н. «дискуссии о профсоюзах».

Троцкий стал сопротивляться. В октябре 1923 г. он направил письмо в ЦК и ЦКК (Центральную контрольную комиссию) с требованием усиления демократии в партии. Тогда же его сторонники направили в Политбюро т. н. «Заявление 46-ти».

«Тройка» тогда показала свою мощь, главным образом используя ресурс аппарата ЦК, руководимого Сталиным (аппарат ЦК мог влиять на подбор кандидатов в делегаты на партийные съезды и конференции). На XIII конференции РКП(б) сторонники Троцкого были осуждены.

Влияние Сталина сильно возросло.

21 января 1924 года Ленин умер. «Тройка» объединилась с Бухариным, А. И. Рыковым, Томским и В. В. Куйбышевым, составив в Политбюро (куда включили членом Рыкова и кандидатом в члены Куйбышева) т. н. «семёрку». Позднее, на августовском пленуме 1924 г. эта «семёрка» стала даже официальным органом, хотя секретным и внеуставным.

Источник: https://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=186

Шестаков А.В. (ред.). Краткий курс истории СССР. 3-4 классы [DJVU]

Под ред. проф. А.В. Шестакова.
Учебник. — М.: Учпедгиз, 1937. — 225 с.: ил., карты.Введение.Наша родина.

Наша родина в далеком прошлом.

Как люди жили в далеком прошлом.От рода к государству.Древнейшие государства в нашей стране.Славяне.

Киевское государство.

Образование Киевского княжества.Княгиня Ольга и князь Святослав.Киевские князья вводят новую веру и законы.Стихийные народные восстания в Киевском княжестве.Новгородская земля.Суздальская Русь.

Восточная Европа под властью монгольских завоевателей.

Монголы-завоеватели и татаро-монгольское иго.Москва и первые московские князья.Тамерлан и упадок Золотой Орды.

Создание русского национального государства.

Важно

Расширение Московского государства при Иване III и конец татаро-монгольского ига.Как угнетали крестьян в Московском государство в XV веке.

Расширение русского государства.

Иван IV и разгром поволжских татар.Расправа с боярами и войны Ивана IV.

Крестьянские войны и восстания угнетенных народов в XVII веке.

Первая крестьянская война в русском государстве.Борьба с польскими захватчиками.Восстания горожан и угнетенных народов в XVII веке.Борьба Украины с польским владычеством и присоединение ее к России.

Война Разина с боярами и помещиками.Подчинение народов Восточной Сибири.Хозяйство и управление государством в России в конце XVII века.Культура в России в XVII веке.

Россия XVIII века — империя помещиков и купцов.

Войны Петра I и народные восстания.Войны Петра I со Швецией и восточными странами.Реформы Петра I.Дворянская империя в XVIII веке.Крестьянская война под руководством Пугачева.Захваты новых земель и порабощение народов Екатериной II.

Царская Россия — жандарм Европы.

Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I.Царь Александр I. Война 1812 года.Декабристы.В царстве жандармов и чиновников.Завоевание Кавказа.Революция 1848 года в Европе. Карл Маркс и Фридрих Энгельс.Царская Россия перед реформой 1861 года.

Читайте также:  Начало реформ петра i (ранние петровские реформы)
Рост капитализма в царской России.

Отмена крепостного права в России.Борьба поляков за независимость. Войны Александра II.Первый Интернационал и Парижская Коммуна.Капитализм в России.Рабочее движение 70—90-х годов. В. И. Ленин.

Первая буржуазная революция в России.

Накануне революции.Революция началась.Подготовка вооруженного восстания.Декабрьское вооруженное восстание.Поражение революции.Новый революционный подъем.

Вторая буржуазная революция в России.

Мировая империалистская война.Свержение царизма в феврале 1917 года.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России.

Большевики подготовляют социалистическую революцию.Социалистическая революция победила.

Военная интервенция. Гражданская война.

Совет

Борьба Советов за мир. Захват Украины немцами.Республика Советов в кольце интервенции и контрреволюции.Революция в Западной Европе.Разгром Колчака, Деникина, Юденича.Война с польскими панами. Разгром Врангеля.

Переход на мирную работу по восстановлению хозяйства страны.

Восстановление народного хозяйства и создание СССР.Ленин умер, но дело его живет.

СССР есть страна победившего социализма.

Социалистическая промышленность. Коллективные хозяйства в земледелии (колхозы).СССР — страна социализма.Наши враги и наши друзья за пределами СССР.Новая Конституция СССР.

Хронологическая таблица.

Источник: https://www.twirpx.com/file/2322397/

Краткий курс экономической истории СССР

    Данную статью, охватывающую период
двадцатого века от семнадцатого года да начала восьмидесятых, следует
рассматривать, как составную часть статьи «В который уж раз про экономические реформы».

         1917 год…

         Малочисленная группа эмигрировавших из
России граждан, в немалой степени еврейского происхождения, через Александра
Парвуса пообещала германскому генеральному штабу взять в России власть и
вывести ее из войны. Только бабло гоните…

         На полученные деньги создавались
вооруженные отряды из наиболее люмпенизированных слоев населения:
красногвардейцев и анархиствующих матросов.

Касаемо квалифицированных рабочих
заводов Петрограда, то они не сильно стремились присесть на одном болоте с
партией большевиков.

Пятого января 1918 года эти рабочие вместе со служащими и
интеллигенцией вышли на демонстрацию в поддержку Учредительного собрания.
Демонстрацию большевики расстреляли.

            Успеху большевиков в немалой
степени способствовала слабость и нерешительность Временного правительства, что
князя Львова, что Керенского. Только приказ №1, фактически передавший власть в
армии в руки солдатских комитетов чего стоил…

          Благодаря деньгам германского
генштаба и слабости правительства большевики почти бескровно взяли власть в
Петрограде, по всей России захват ее в пользу большевиков обеспечили
разбежавшиеся с германского фронта вооруженные «бумбараши».

Обратите внимание

          Упорное сопротивление большевикам
оказала Москва, в частности, взявшие в руки оружие юнкеры, студенты и
школьники…

          Как читали большевики Карла Маркса и
читали ли вообще, но первые шаги в экономической сфере основывались на принципе
«взять все да поделить» (С). Вся продукция всех товаропроизводителей изымалась
государством и перераспределялась им. Так называемый «военный коммунизм»…

          Безусловно, при этом торжествовал
принцип «социальной справедливости». В полном соответствии с которым комиссар
революционных матросов Лариса Рейснер, прототип героини пьесы Вс.Вишневского и
фильма на ее основе «Оптимистическая трагедия» с М.Володиной в главной роли, в
1919 году принимала ванны из шампанского.

           А классово чуждая старушенция Мария
Александровна Гартунг в том же году приходила к считавшемуся наиболее интеллигентным
наркому Луначарскому, который, говорят, даже плакал, когда во время октябрьских
боев в Москве палили из пушек по Кремлю. Талоны на питание бабушка приходила
просить. Ей, как дворянке по происхождению, не полагалось.

          Талонов Анатолий Васильевич не дал, и
старушка тихо умерла. Да… В девичестве она носила фамилию Пушкина…

          Большевики запретили всякую частную
торговлю, за нее расстреливали на месте. См. рассказ «Соль» Исаака Бабеля.
Жители городов ехали к деревенским родственникам за едой (как я в декабре 1991-го).

На перронах вокзалов по возвращении их встречали красногвардейские патрули и
расстреливали… Еду, ясен перец, изымали и перераспределяли в соответствии с
принципами «социальной справедливости», см.

выше…

          Военный коммунизм мгновенно привел к
остановке производства в России всего и вся. Поскольку, в связи с начавшейся
Гражданской войной требовалось оружие и боеприпасы, деятельность военных
заводов обеспечивалась путем мобилизации рабочих.

          В Гражданской войне большевики
(красные) победили…

Важно

          Почему?.. См. М.Веллер, А.Буровский,
«Гражданская история безумной войны»,  Если кратко:

           -Безусловный организаторский талант
создателя Красной армии Л.Д.Бронштейна (Троцкого), путем взятия в заложники
семей обеспечившего призыв бОльшего числа царских офицеров, чем их было в Белой
армии.

           -Патологическая честность
руководителей белых, никому ничего не обещавших. Ни земли крестьянам, ни
автономии национальным окраинам, ни демократической республики интеллигенции.

              Пообещай они независимость той же
Финляндии, Манергейм взял бы Питер на счет раз, поляки не отвели бы
демонстративно войска во время наступления Деникина на Москву в восемнадцатом,
а эстонцы не задержали бы на своей территории эшелоны с боеприпасами и
продовольствием для идущего на Петроград Юденича в девятнадцатом.

           -И не верьте сказочкам про
интервенцию и помощь Антанты. Англичане и французы высадились в нескольких
портах для защиты своих складов от немцев и воевать категорически ни с кем не
желали. Военные поставки белым только за золото. Которого у тех было не шибко и
много.

            А западная интеллигенция, Дж.Б.Шоу
и прочие вопили: «Руки прочь от Советской России». За безоговорочную поддержку
белых высказывался только старенький Редьярд Киплинг и не старенький еще
военно- морской министр Уинстон Черчилль…

            Еще на закончилась гражданская,
весной двадцать первого, взбунтовались моряки Кронштадта, казалось бы надежная
опора большевиков. Военный коммунизм за..ал уже всех. Восстание подавили,
однако экономическую политику решили срочно менять.

            В деревне заменили продразверстку,
при которой зерно у крестьянина выгребали подчистую, продналогом, разрешили
частное мелкотоварное производство и концессии иностранных фирм на территории
РСФСР, провели денежную реформу, сделав рубль конвертируемым. А дальше…

             Народ внимательно следил за теми,
кто наверху:

«Сидит Ленин на дубу,

ветка к низу клонится,

снизу Сталин наблюдает

когда Ленин ##нется»

и

«Камень на камень, кирпич на кирпич,

Умер наш Ленин, Владимир Ильич»

              Борьба за власть в партии в
двадцатые, изменение ее классового состава. Если на момент октябрьского
переворота ВКП(б) малочисленна, состоит преимущественно из интеллигенции и
«примкнувших к ним» евреев, с Гражданской войны в нее вливаются малограмотные
люмпены из революционных матросов, городских низов.

              Квалифицированные рабочие не
очень спешат к большевикам. Во время Гражданской рабочие ижевских и воткинских
оружейных заводов под красными флагами (они тоже сторонники социалистической
идеи) сражаются против наступающей Красной армии.

             В итоге, во второй половине
двадцатых классовый и, что немаловажно, образовательный уровень среднего
партийца резко падает, классово чуждые интеллигенты оттесняются от власти,
главным в партии и стране становится недоучка духовной семинарии. В 1929 году
он объявляет о сворачивании нэпа и «великом переломе», означающем курс на
коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию страны.

Совет

            В годы нэпа уровень жизни населения
реально рос, но не происходило развития тяжелой промышленности, в результате
перелома пошел обратный процесс.

Читайте также:  Внутриполитическая деятельность владимира мономаха

            Сторонники «лучшего друга детей и
физкультурников» говорят, что без индустриализации не могло быть победы в
Великой Отечественной войне. И это, безусловно, так. Другой вопрос, могла ли
быть сама война без ее разжигания советской агентурой в Германии.

            Германию колбасило с восемнадцатого
года. Карл Либкнехт, Роза Люксембург, потом троцкистка Рут Фишер, сталинист
Эрнст Тельман… Постоянное провоцирование беспорядков, вплоть до вооруженных
выступлений против правящих в Веймарской республике социал-демократов. А те
решительных мер не принимают.

Источник: http://v-razdolbaeff.blogspot.com/2014/04/blog-post_28.html

Как создавался первый учебник по истории СССР. | Back in the USSR

Двадцатые и тридцатые годы считаются золотыми в истории советской педагогики. До сих пор у всех нас на слуху имя великого педагога тех времён Антона Семёновича Макаренко. Это было время смелых экспериментов и необычных методик. Многие из них давно изучены и переосмыслены.

И лишь один эпизод до недавнего времени оставался в тени – создание первого учебника по истории СССР. Мало кто знает в нашей стране, что такой учебник впервые появился в советских школах только спустя двадцать лет после Октябрьской революции. Создан он был просто в уникальных условиях.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)

3 марта 1936 года

СТРОГО СЕКРЕТНО

Объявить конкурс на составление лучшего учебника для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории.

В конкурсе могут принимать участие все желающие, без всяких ограничений, как отдельные лица, так и коллективы.

Внешне всё выглядело вполне демократично. На самом же деле вряд ли где-либо проходил подобный конкурс, в котором авторы-участники получали столь жёсткие установочные предписания. За видимой ширмой политкорректности шла тонкая игра – история страны был не тот предмет, который власть собиралась отдавать в руки специалистам. И в результате, участники конкурса оказались в сложнейшей ситуации.

Проект извещения о конкурсе

21 января 1936 г.

Осью всей книги является образование и развитие «государства российского» как некоего целого, как «тюрьмы народов», революционно преобразованной в социалистический союз.

Подобного рода жёсткие установки по поводу исторических формулировок к весне 1936 года уже никого не удивляли. Ещё в конце 20-х в разгар борьбы за власть Сталин начал контролировать всё, что касалось осмысления первых советских лет.

Прежде всего, это было связано с тем, что будущий вождь решил подкорректировать собственный имидж. Его оппоненты по внутрипартийной борьбе постоянно ссылались на свой собственный вклад в дело революции, а сам Сталин был в те годы далеко не на первых ролях.

Более того, всем было известно, что он мог ослушаться прямого приказа Ленина. Такое поведение не увязывалось с создаваемым образом отца народов.

В связи с этим незадолго до объявления конкурса на лучший учебник, Сталин начал настоящее наступление на гуманитарные науки. Ведь именно они отвечают за мировоззрение граждан.

Обратите внимание

Поэтому представителей гуманитарных наук вызывают в ЦК и дают им понять, что наша страна в данный момент живёт в такое время, в котором разброд и шатания в обществе не нужны. Нам нужна общая консолидированная позиция. А авторитетным человеком, представляющим эту позицию, является только один – Сталин.

Аналогичные внушения были сделаны и экономистам. А те, кто продолжал критиковать коллективизацию и индустриализацию, Сталин назвал «кулацкими агентами в науке». В 30-е годы такие слова часто звучали, как приговор.

Историки были под особым контролем. Ссылки на речи Сталина в своих работах для них стали обязательным правилом. Ведь именно в них звучит аксиома, которая не нуждается в доказательствах Мало того, эта тенденция ссылок во всех работах учёных на лидера партии, продержалась до самого конца существования советской власти.

Власти сделали всё, чтобы отрезать историков от их главного источника – архивных документов, которые были переданы в ведение НКВД. Все партийные и правительственные документы автоматически получали гриф секретности. В библиотеках появились так называемые спецхраны, в которые поступали труды неугодных авторов. Многие историки были репрессированы, а исторические факультеты закрыты.

Все эти меры привели к тому, что писать учебник истории было просто некому. Николай Бухарин даже предлагал Сталину параллельно с конкурсом заказать учебник истории пяти различным коллективам – для подстраховки. Для этого пришлось прибегнуть к беспрецедентным мерам.

Тов. Сталину

Февраль 1936 г.

Мы просим вернуть Томсинского (бывший директор Комиссии АН, член партии, не исключённый, очень знающий и добросовестный, имевший в прошлом очень небольшие грешки (не правые) и в порядке профилактики переведённый в Алма-Ату) и освободить от всякой другой работы.

Н. Бухарин

Отношение к историкам резко меняется. Показателен эпизод с бывшим академиком Тарле. Его тоже вернули из Алма-Аты, но после беспощадной критики, обрушившейся на него после написания книги «Наполеон», судьба учёного вновь повисла на волоске.

Травля историка прекратилась только после того, как Сталин написал ему письмо, в котором, указав на несколько ошибок в его книге, попросил их исправить.

Травля учёного не только прекратилась, но его даже восстановили в партии, поручив включиться в работу над созданием учебника по истории СССР.

Перед авторами учебника была поставлена непростая задача. Нужно было с нуля создать историю первых двадцати лет советской власти (и это нужно было делать в то время, когда живы были миллионы свидетелей её становления!) При этом они не могли использовать не только исторические архивы, но и предшествующий опыт преподавания истории.

Важно

Преподавание истории в 20-х годах носило своеобразный характер. Такой предмет, как история, был на несколько лет даже исключён из учебных планов. В те времена отказывались не только от различных учебных планов, но даже и от учебников по различным предметам. Их заменяли отдельные брошюры по различным темам. Была создана так называемая школа труда.

Но очень быстро выяснилось, что такая школа не даёт систематизированных знаний. Именно поэтому в начале 30-х годов было решено вновь вернуться к классно-урочной системе, учебным планам и учебникам.

Правда, первый опыт оказался довольно неудачным. Не удалось создать по различным предметам стабильные, издаваемые из года в год учебники.

Судите сами, только за 1933-35 годы по русскому языку, литературе, арифметике и географии было издано СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ различных учебников!

Товарищу Сталину

И всю эту халтуру, всё это бескультурье, безграмотность и невежество приходится издавать в этом году в сотнях тысяч экз.!

Но как можно долго всё это терпеть!

Б. Волин

Именно в это время власти начинают уделять особое внимание истории. Вышло даже специальное постановление Политбюро от 15 мая 1934 года о преподавании гражданской истории в школах СССР.

Согласно этому постановлению предлагалось срочно, к июню 1935 года, подготовить пять учебников по истории для средней школы: по истории древнего мира, средних веков, новой истории, истории СССР и новой истории зависимых и колониальных стран.

Правда, дело по созданию этих учебников пошло не так быстро и просто.

Для создания каждого из учебников был создан авторский коллектив. Над учебником по истории СССР работала группа профессора Николая Ванага. В эту группу, как и во все остальные, вошли только историки. К работе над учебниками по истории не привлекли ни учителей, ни психологов.

Совет

Это была первая, но не единственная ошибка советских властей. Сам срок в один год, данный на создание учебников, говорил о том, что представители власти были далеки от истории и педагогической науки. Это был очень маленький срок для создания полноценных учебников.

Результат был закономерен – созданный через год конспект по истории СССР не удовлетворил ни Политбюро, ни лично Сталина. Вот тогда то и возникла сама идея по объявлению конкурса на создание лучшего учебника по истории СССР.

Критику и замечания к учебнику профессора Ванага предлагалось использовать как ориентиры для будущих участников конкурса:

Замечания по поводу конспекта учебника по «Истории СССР»

Авторы слепо копируют затасканные и совершенно не научные определения всякого рода буржуазных историков, забывая о том, что они обязаны преподать нашей молодёжи марксистское, научно-обоснованное определение.

8 августа 1934 года.

И. Сталин, А. Жданов, С. Киров

По меткам и исправлениям в замечаниях видно, что активное участие в создании принимали два человека – Сталин и Жданов, но последнее слово всегда оставалось за Сталиным.

Замечания по поводу конспекта учебника по «Истории СССР»

Нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР, это во-первых, и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и вообще мировой истории, это во-вторых.

8 августа 1834 г.

И. Сталин, А. Жданов, С. Киров

Созданные штампы в этих замечаниях продержались всё время существования советской власти, немного смягчаясь с каждым новым партийным лидером. А такие штампы, как Россия это «тюрьма народов», Россия – «жандарм Европы» и миф об абсолютной отсталости царской России прекрасно здравствуют и поныне.

В конечном итоге, на конкурс были представлены ни много ни мало, СОРОК ШЕСТЬ учебников по истории СССР. На каждый из этих учебников каждый из членов жюри составлял подробнейшие замечания по исправлению текста.

В фаворитах оказались шесть учебников. Особенно члены жюри выделяли работу группу Анны Понкратовой, но несмотря на это, в одной только из рецензий было указано 99 замечаний. Каждое из замечаний выглядело примерно так:

Замечания члена жюри к некоторым главам учебника

29 октября 1936 г.

Неправильно говорить о том, что будто бы после 7 ноября крестьяне стали «забирать» помещичьи земли.

В соответствии с исторической действительностью надо рассказать о том, что Советская власть во исполнение закона от 8 ноября 1917 года передавала крестьянам помещичьи земли.

В конце концов, итоги конкурса были озвучены. Итоги оказались неожиданными для всех участников, так как первой премии жюри решило не присуждать. Вторую же премию получила группа профессора А.В. Шестакова. Это был не самый известный историк в то время, но его учебник понравился лично Сталину.

Обратите внимание

Нужно отдать должное профессору Шестакову. Потрудился он на славу. В каждом предложении, в каждом абзаце использовались сталинские словечки и выражения.: «двурушничество», «фашистские наймиты», «шпионы», «презренные агенты» и т.д. Учебник был на 100% выдержан в подаче информации и оценки событий в сталинском духе.

Учебник Шестакова был одобрен правительством и рекомендован для школ. Однако и после всего этого его продолжали перечитывать и править. Тут уж не обошлось без идиотских перегибов. Так, например, Постышев из-за плохого зрения изучал текст с лупой в руках. И вот он «обнаружил» на портретах Пушкина и Сталина «значки», напоминающие свастику.

О таком «вражеском выпаде» Постышев немедленно сообщил Жданову, а тот – Мехлису. Мехлис оказался умнее:

Тов. Жданову

25 ноября 1937 г.

Смотрел с помощью увеличительного стекла значки, о которых пишет т. Постышев. Не вижу никакой свастики. Постышев не там ищет врагов, где они имеются.

Л. Мехлис

Эта трагикомическая переписка говорит о той атмосфере, которая бытовала в то время. Интересно, а что было, если бы Мехлис дал ход «находке» Постышева?

Учебник Шестакова был издан колоссальным тиражом и вскоре поступил во все школы страны. И, несмотря на методические недостатки учебника, политический заказ авторами был выполнен:

Из учебника «Краткий курс истории СССР»

Защита отечества от всех и всяких врагов СССР – высший долг гражданина СССР. Если кто-нибудь перейдёт на сторону врага, выдаст врагу военные тайны СССР – тот изменит своей Родине, своему народу и будет наказан как враг СССР.

Кстати, врагам народа в учебнике был посвящён специальный параграф №64, который назывался «Наши враги и наши друзья за пределами СССР».

Учебник был издан, но классовая борьба продолжалась. И вскоре в учебнике по истории СССР стали появляться такие страницы.

Уникальность конкурса на лучший учебник по истории состоит в том, что абсолютное большинство из членов жюри не дожило до окончательного подведения итогов. Если при объявлении конкурса были перечислены все фамилии членов жюри, то при его оглашении было написано просто – «члены жюри».

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)

27 августа 1937 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподование краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3 и 4, но и в 5, 6 и 7 классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории.

Важно

Новый учебник по истории СССР появился только перед войной. А учебник Шестакова продолжал издаваться вплоть до 1955 года.

Прошло много лет. Прекратил своё существование СССР. А вопрос о создании учебника по истории теперь уже России остро стоит до сих пор… От кого теперь лично будет зависеть каким он станет?

Источник: http://maxpark.com/community/129/content/2819147

Ссылка на основную публикацию