История России
Человек периода неолита. Приуралье. Шигирская культура. Реконструкция М. М. Герасимова.
Во многом близкими путями шла история лесных племён Урала и европейской части СССР.
Древнее население Урала III—II тысячелетий до н. э. оставило нам стоянки и святилища по берегам озёр.
Многие из этих озёр скоро превратились в торфяники; Благодаря этому здесь сохранилось множество вещей из дерева — рукоятки топоров, вёсла и большое число предметов художественной резьбы в виде фигурок и голов животных, украшающих сосуды и другие изделия. Особенно много находок сделано на Шигирском торфянике, давшем имя этой поздненеолитической культуре уральских племён.
Одним из важнейших центров расселения неолитических племён в этих лесных областях Восточной Европы был Волго-Окский район, изобилующий поселениями различных этапов неолита.
Наиболее ранние обитатели Волго-Окского района, стоянки которых исследованы археологами, находились ещё в значительной мере на уровне мезолитической культуры. Однако применительно к III тысячелетию до н. э.
и здесь можно с уверенностью говорить о неолите; как уже упоминалось, есть основания даже предполагать его более раннее начало.
К числу наиболее ранних из обнаруженных памятников неолитической культуры относится Льяловская стоянка, расположенная на берегу реки Клязьмы, в 40 км к северу от Москвы.
Древние люди поселились здесь на берегу широкого пресноводного бассейна, скорее всего — большого озера, соединяющегося с рекой протоками. Их окружали заросли камыша и осоки. Поблизости росли широколиственные леса, характерные для Центральной России в начале III тысячелетия до н. э.
Предметы из неолитических поселений. Льяловская культура. III тысячелетие до н. э. 1 — костяной гарпун; 2, 4— кремнёвые резцы; 3, 8— кремёвые наконечники стрел; 6,10 и 11—кремнёвые скребки 6, 9 — кремнёвые «пики»; 7 — обломок глиняного сосуда.
Первое место в каменном инвентаре льяловцев принадлежит изделиям нового типа — грубо оббитым крупным орудиям в виде мотыг, резаков и колунов. Обыкновенно они имеют вид овальных или миндалевидных клинков, оббитых с обеих сторон широкими сколами.
Такими орудиями можно было копать землю, рубить дерево, дробить кости животных и вообще выполнять различные работы, где требовалось острое и массивное лезвие.
Вместе с этими предшественниками шлифованных топоров и тёсел здесь обнаружены также и чисто неолитические наконечники дротиков, а также наконечники стрел, сменившие более древние пластинчатые наконечники мезолитических форм.
Появилась и керамика. Употреблявшиеся жителями Льяловской стоянки глиняные горшки были круглодонными или остродонными, вылепленными от руки. Самой яркой чертой льяловских горшков был их орнамент.
Он состоял из простых круглых ямок, чередовавшихся с зубчатыми полосками, образованными как бы оттисками гребёнки с небольшими, тесно расположенными зубцами.
Так в Волго-Окском районе зарождается эта характерная «ямочно-гребенчатая» или иваче «ямочно-зубчатая» орнаментация, в поздненеолитическое время распространив-шаяся на обширных пространствах лесной полосы Восточной Европы у населявших её различных племён.
Неолитические общины Волго-Окского района в это время попрежнему охотились на лосей и других лесных животных, добывали лесную и водоплавающую птицу, а также с успехом ловили рыбу в своём озере и соседних с ним водоёмах.
Основными орудиями рыболовства, как и в мезолите, служил, по-видимому, гарпун из кости рога.
Большое значение в пище обитателей Льяловского поселения имели моллюски, раковины которых в большом количестве встречаются в культурном слое.
Все эти черты образа жизви, хозяйства и культуры древних льяловцев унаследованы были от них последующими обитателями Волго-Окского района, которые развили дальше это наследство и создали своеобразную поздненеолитическую культуру, сыгравшую, как мы увидим дальше, весьма важную роль в истории не только этого района, во и других, значительно более отдалённых областей европейского Севера.
Источник: http://www.history-at-russia.ru/do-ne/neoliticheskie-plemena-lesnoj-polosy-vostochnoj-evropy.html
Бронзовый век России
Бронзовый век – эпоха человеческой истории, выделяемая на основе данных археологии. Каменный век сменила эпоха раннего металла, первой фазой которой был медный век. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла и характеризуется использованием бронзы в качестве основного материала для производства орудий труда и оружия.
Наступление бронзового века было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронза – это сплав меди с оловом, а также другими металлами (мышьяк, свинец). Бронза отличается от меди большей прочностью и более низкой температурой плавления (700-900 °С), что обусловило ее распространение в первобытном обществе.
Для отдельных регионов датировки бронзового века существенно различаются, многие страны его вообще не знали.
Принято ограничивать бронзовый век хронологическими рамками с конца 3 тысячелетия до н.э. до начала первого тысячелетия до н.э. В бронзовый век появились поливное земледелие и кочевое скотоводство, письменность, рабовладение (Китай, Ближний Восток, Южная Америка). В данной статье бронзовый век рассматривается как часть истории России. В свою очередь бронзовый век сменился железным веком.
Бронзовый век в степной зоне Восточной Европы
В начале второго тысячелетия до н.э. в степной зоне Восточной Европы жили племена катакомбной культуры, занимавшиеся земледелием, пастушеским скотоводством, литьем бронзы. Наряду с ними обитали племена ямной культуры. Своё название ямная культура получила от характерного для всей её территории обряда погребения умерших в ямах, над которыми возводились курганы.
В середине второго тысячелетия до н.э. развитие приуральского металлургического очага привело к появлению на базе ямной культуры срубной культуры в Заволжье. Племена срубной культуры были вооружены бронзовыми «вислообушными» топорами, кинжалами, копьями, имели коней и освоили навыки верховой езды.
Представители срубной культуры расселились в степи по обоим берегам Волги, а на восток – до реки Урал. Племенам срубной культуры принадлежат клады бронзовых изделий, литейных форм, полуфабрикатов, изделий из драгоценных металлов. Они были ассимилированы в первой половине первого тысячелетия до н.э.
родственными им скифами.
Бронзовый век в средней части Восточной Европы
В бронзовом веке в средней части Восточной Европы жили племена, оставившие несколько археологических культур. Среди них основными были фатьяновская и абашевская. В эпоху бронзы в этом регионе получило распространение оседлое скотоводство, земледелие, а в ряде мест – бронзолитейное производство.
Развитие его в лесной зоне было связано с влиянием племен, расселившихся на Урале и Кавказе. Следует отметить, что на протяжении всей эпохи бронзы и даже вплоть до I тысячелетия до н. э.
у жителей Крайнего Севера – побережья Белого моря, бассейна Печоры и Северной Двины – сохранялся старый неолитический уклад жизни и хозяйство, традиционное для неолита: охота на морского зверя и рыболовство.
Фатьяновская культура
В результате вторжения в начале II тысячелетия до н. э. с юго-запада нового населения на Оке и Верхней Волге складывается фатьяновская культура. Своё название культура получила по открытому в конце XIX века могильнику у села Фатьяново близ Ярославля.
Фатьяновские племена расселились почти на всей центральной части европейской территории России: на востоке граница доходила до Камы и Вятки, на западе – до Псковского озера, на юго-западе – до Десны и верховьев Оки, на юго-востоке проходила по Суре и Средней Волге.
В ходе изучения результатов раскопок выделено существование нескольких районов культуры: московско-ярославский, ярославско-калининский, чувашский и днепро-деснинский. Каждый район имеет свои характерные черты и особенности. Основными памятниками являются грунтовые могильники.
На Средней Волге в конце фатьяновской культуры появляются курганные погребения; хорошо изучены Фатьяновский, Воронковский, Волосово-Даниловский, Протаговский, Вацловский, Никулинский и другие могильники. Покойников хоронили на спине или на боку в скорченном положении, с сильно согнутыми в коленях ногами.
Могилы овальные, некоторые укреплены срубом.
Существование фатьяновской культуры большинство исследователей относит к первой половине – середине II тысячелетия до н. э. (1700-1300 гг. до н. э.).
В период формирования культуры наблюдалась некоторая подвижность населения. Племена фатьяновской культуры занимались скотоводством.
Во время расцвета культуры на памятниках этого периода отражена прочная оседлость, развитие огневого земледелия и свиноводства.
Для фатьяновской культуры характерными являются выпуклодонные бомбовидные сосуды в форме шара, чашки и так называемые реповидные сосуды (в форме репы). Они украшены орнаментом из различных геометрических
элементов: треугольников, ромбов, косой штриховки.
В хозяйственном инвентаре присутствовали клиновидные кремневые топоры с полированным лезвием, каменные сверленые топоры-молотки, боевые ладьевидные топоры с отверстием для ручки (в профиль похожи на ладью), особые булавы, шлифованные долота, прекрасно отретушированные наконечники стрел и копий, полированные плиты, терочники, костяные острия и проколки.
Обилие на стоянках «фатьяновцев» находок боевого оружия говорит о большой роли, которую в их жизни играла война.
Изделия из камня преобладают среди находок, но встречаются костяные, медные и бронзовые предметы.
Известны костяные шилья, украшения, мотыги, металлические копья, топоры, ножи, обоюдоострые шилья, браслеты, бусы и спиральные кольца.
Абашевская культура
Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. обширную лесную территорию на восток до Урала заселяли скотоводческо-земледельческие племена абашевской культуры, названной по одноименному могильнику в Чувашии. Исследовано много могильников абашевской культуры.
Это земляные курганы, под насыпями которых расположены могильные ямы. Дно некоторых могил выстлано берестой, сами могилы укреплены деревом. Погребенных клали на спину с подогнутыми ногами. В могилах найдены медные украшения, сосуды, кремневые скребки, ножи, рыболовные крючки и кости принесенных в жертву животных.
По остаткам костей установлено, что «абашевцы» разводили лошадей, коров и свиней.
Сложный и богато украшенный костюм абашевских женщин является особенностью абашевской культуры. Головной убор состоял из ряда горизонтальных бронзовых пронизок, перемежающихся с медными спиралями, полушарными бляшками, очкообразными привесками и розетками. К числу украшений относятся спиральные перстни и желобчатые браслеты.
Из орудий труда и оружия известны копья с ввернутой длинной втулкой, плоские бронзовые топоры, обоюдоострые и односторонние ножи, ретушированные длинные кремневые наконечники стрел и костяные проколки.
Своеобразна глиняная посуда. Сосуды плоскодонные и выпуклодонные похожие по форме на перевернутый колокол, очень простые баночной формы украшены прочерченными или оттиснутыми гребенкой волнистыми горизонтальными или наклонными линиями и вдавлениями.
На разных территориях огромного абашевского мира выявляются различия в форме посуды, орнаменте, наборе инвентаря. Распространено мнение, что абашевские племена были финно-угроязычными.
Андроновская культура
С середины II тысячелетия до н. э. в степной зоне Сибири появились памятники так называемой андроновской культуры, представители которой проживали на территории от Урала до Енисея и от тайги до Тянь-Шаня.
У них господствовало скотоводческое хозяйство. Шла интенсивная разработка рудных месторождений, находившихся на этой территории.
В их жизненном обиходе широко использовались металлические изделия: орудия труда, оружие, предметы быта.
На смену андроновской позднее пришли другие культуры, сходные с ней по основному хозяйственному типу. Однако, в лесной зоне Сибири сохранялось сложившееся здесь ранее охотничье- рыболовецкое хозяйство, в котором продолжали преобладать каменные орудия.
Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/stravizi-istorii-rossii/1018-bronzovii-vek.html
Исторический словарь — значение слова Неолитические Племена Лесной Полосы Восточной Европы
Во многом близкими путями шла история лесных племён Урала и европейской части СССР. Древнее население Урала III—II тысячелетий до н. э. оставило нам стоянки и святилища по берегам озёр. Многие из этих озёр скоро превратились в торфяники.
Благодаря этому здесь сохранилось множество вещей из дерева—рукоятки топоров, вёсла и большое число предметов художественной резьбы в виде фигурок и голов животных, украшающих сосуды и другие изделия. Особенно много находок сделано на Шигарском торфянике, давшем имя этой доздненеолитической культуре уральских племён.
Одним из важнейших центров расселения неолитических племён в этих лесных областях Восточной Европы был Волго-Окский район, изобилующий поселениями различных этапов неолита. Наиболее ранние обитатели Волго-Окского района, стоянки которых исследованы археологами, находились ещё в значительной мере на уровне мезолитической культуры.
Однако применительно к III тысячелетию до н. э. и здесь можно с уверенностью говорить о неолите; как уже упоминалось, есть основания даже предполагать его более раннее начало. К числу наиболее ранних из обнаруженных памятников неолитической культуры относится Льяловская стоянка, расположенная на берегу реки Клязьмы, в 40 км к северу от Москвы.
Древние люди поселились здесь на берегу широкого пресноводного бассейна, скорее всего — большого озера, соединяющегося с рекой протоками. Их окружали заросли камыша и осоки. Поблизости росли широколиственные леса, характерные для Центральной России в начале III тысячелетия до н. э.
Первое место в каменном инвентаре льяловцев принадлежит изделиям нового типа — грубо оббитым крупным орудиям в виде мотыг, резаков и колунов. Обыкновенно они имеют вид овальных или миндалевидных клинков, оббитых с обеих сторон широкими сколами.
Такими орудиями можно было копать землю, рубить дерево, дробить кости животных и вообще выполнять различные работы, где требовалось острое и массивное лезвие.
Вместе с этими предшественниками шлифованных топоров и тёсел здесь обнаружены также и чисто неолитические наконечники дротиков, а также наконечники стрел, сменившие более древние пластинчатые наконечники мезолитических форм. Появилась и керамика.
Употреблявшиеся жителями Льяловской стоянки глиняные горшки были круглодонными или остродонными, вылепленными от руки. Самой яркой чертой льяловских горшков был их орнамент. Он состоял из простых круглых ямок, чередовавшихся с зубчатыми полосками, образованными как бы оттисками гребёнки с небольшими, тесно расположенными зубцами.
Так в Волго-Окском районе зарождается эта характерная «ямочно-гребенчатая» или иначе «ямочно-зубчатая» орнаментация, в поздненеолитическое время распространившаяся на обширных пространствах лесной полосы Восточной Европы у населявших её различных племён.
Неолитические общины Волго-Окского района в это время попрежнему охотились на лосой и других лесных животных, добывали лесную и водоплавающую пти цу, а также с успехом ловили рыбу в своём озере и соседних с ним водоёмах. Основными орудиями рыболовства, как и в мезолите, служил, повидимому, гарпун из кости рога. Большое значение в пище обитателей Льяловского поселения имели моллюски, раковины которых в большом количестве встречаются в культурном слое. Все эти черты образа жизни, хозяйства и культуры древних льяловцев унаследованы были от них последующими обитателями Волго-Окского района, которые развили дальше это наследство и создали своеобразную поздненеолитическую культуру, сыгравшую, как мы увидим дальше, весьма важную роль в истории не только этого района, но и других, значительно более отдалённых областей европейского Севера.
Смотреть значение Неолитические Племена Лесной Полосы Восточной Европы в других словарях
Лесной — лесная, лесное. 1. Прил. к лес. участок. экспорт. сторож. фонд. Лесные насаждения. пожар. Лесное хозяйство. || Находящийся в лесу. Лесная дача. санаторий. 2. Прил., по знач………
Толковый словарь Ушакова
Лесной Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: лес (1,3), связанный с ним. 2. Свойственный лесу (1,3), характерный для него. 3. Находящийся, расположенный в лесу (1). // Обитающий, растущий в лесу………
Толковый словарь Ефремовой
Ассоциация Государств Юго-восточной Азии (association Of South East Asian Nations — Asean) — — региональная межправительственная политико-экономическая организация. В российской политической лексике принято употреблять аббревиатуру АСЕАН. Создана в 1967 на……..
Политический словарь
Совет Европы — (Council of Europe) — европейская межправительственная организация. Устав СЕ был подписан и ратифицирован в 1949. Целями СЕ являются: обеспечение все более тесных связей между……..
Политический словарь
Лесной — -ая, -ое.1. к Лес (1 зн.). Л-ая чаща. Л-ые богатства. // Находящийся, расположенный в лесу. Л-ая тропа. // Растущий, живущий в лесу. Л-ая земляника. Л-ые птицы. Л-ые звери. // Покрытый……..
Толковый словарь Кузнецова
Ассоциация Государств Юго-восточной Азии (асеан) — — региональная межправительственная политико-экономическая организация. Создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации совещания министров иностранных дел Индонезии,……..
Экономический словарь
Ассоциация Стран Юго-восточной Азии (асеан) — — интеграционная группировка, возникшая в 1967 г. Объединяет Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Мьянму, Вьетнам, Лаос
Экономический словарь
Билет Лесной — — в Р.Ф. документ, удостоверяющий право лесопользователя (частное лицо, акционерное общество, организация) на побочное пользование лесом: сенокошение,……..
Экономический словарь
Водорегулирующие Лесные Полосы — (снегораспределительные лесные полосы) — лесные насаждения в виде лент на склонах более 1о, создаваемые для защиты почвы от водной эрозии. Один из видов защитных лесных……..
Экономический словарь
Главный Лесной Комитет (главлеском) — — орган, наряду с ЦУЛ, организованный в декабре 1918 г. Советским правительством для руководства лесной промышленностью, в т.ч. для заготовки древесного топлива.
Экономический словарь
Защитные Противопожарные Полосы — — создание преград распространению устойчивых низовых пожаров. Они также могут служить в качестве опорных линий для пуска отжигов при тушении пожаров. По способам устройства……..
Экономический словарь
Кадастр Лесной — систематизированный свод сведений о лесных ресурсах. Ведется для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты лесов, планирования……..
Экономический словарь
Квартал Лесной — — отграниченная на местности часть лесного массива, постоянная учетная и хозяйственная единица в лесу. При первичном лесоустройстве территорию лесного предприятия……..
Экономический словарь
Леса, Не Входящие В Лесной Фонд — — леса, расположенные на землях обороны, а также на землях городских поселений (городские леса).
Экономический словарь
Лесной Аукцион — — форма проведения торгов по результатам которого победителю предоставляется право краткосрочного пользования участками лесного фонда. Для его проведения создается……..
Экономический словарь
Лесной Билет — — документ, предоставляющий лесопользователю право на осуществление побочных лесопользований, пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего……..
Экономический словарь
Лесной Департамент — — специальный орган управления лесами, созданный согласно Указу императора Павла 1 от 12.03.1798 г. «О лесном управлении». Данным Указом было положено начало государственному……..
Экономический словарь
Лесной Доход — — поступающие в федеральный бюджет денежные средства, выручаемые в результате пользования лесами. В состав лесного дохода входят следующие виды поступлений: лесная……..
Экономический словарь
Лесной Кодекс Российской Федерации — — документ, устанавливаю- щий правовые основы ведения лесного хозяйства. Первый Лесной Кодекс РСФС был принят и введен в действие в 1923 г. Он впервые ввел в……..
Экономический словарь
Лесной Комплекс — — совокупность ресурсов, отраслей и производств, объединенных одним происхождением предметов труда (лес) и последовательностью производственных процессов по их использованию……..
Экономический словарь
Лесной Конкурс — — форма проведения торгов, по результатам которых победитель получает право на заключение договора аренды или договора концессии участка лесного фонда.
Экономический словарь
Лесной Мониторинг — — в РФ — система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства,……..
Экономический словарь
Лесной Обход — — участок леса, закрепленный за лесником, в котором он обеспечивает охрану леса и контроль за выполнением лесохозяйственных мероприятий.
Экономический словарь
Лесной Пожар — — неуправляемое (стихийное) распространение огня (горения) в лесу и на лесной площади. Пожары бывают низовые, верховые, подземные, а также: — крупные — площадью более……..
Экономический словарь
Лесной Потенциал — — совокупность всех функций, выполняемых лесами в экономической, социальной и биологической сферах.
Экономический словарь
Лесной Прейскурант — — специальный сборник, содержащий цены и тарифы на определенную группу лесных товаров (услуг) или ряд групп однородной лесной продукции.
Экономический словарь
Лесной Саженец — — молодое древесное или кустарниковое растение, выращенное в питомнике пересадкой лесного сеянца, посадкой черенка или другими способами и используемое как посадочный материал.
Экономический словарь
Лесной Сеянец — — молодое древесное или кустарниковое растение, выращенное из семени в открытом или закрытом грунте посевного отделения питомника (без пересадки) и используемое как посадочный материал.
Экономический словарь
Лесной Устав — — первый лесной Устав России принят в 1802 году. После длительного перерыва, в 1905 г. принят второй лесной Устав. В 1913 г. принят последний в истории России, третий лесной Устав………
Экономический словарь
Лесной Фонд — — все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли не покрытые лесами, но предназначенные для ведения лесного……..
Экономический словарь
Посмотреть в Wikipedia статью для Неолитические Племена Лесной Полосы Восточной Европы
Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/28188
Учебно-методичсекий комплекс
Культура племен Волго-Окского и Камского бассейнов. Дьяковская культура. Городища дьяковского типа. Глиняная посуда, железные топоры-кельты, ножи, серпы, ручные жернова. Земледелие и скотоводство. Культуры раннего железного века Прибалтики. Укрепленные поселения, могильники.
Ананьинская культура. Территория распространения памятников. Поселения, могильники, жертвенники. Культурные связи населения ананьинской культуры с другими племенами.
Культура племен лесной и лесостепной полосы Сибири. Памятники лесного Приобья раннего железного века. Большереченская культура. Поселения, могильники, обряд погребения, инвентарь. Кулайская культура Западной Сибири. Своеобразие памятников и инвентаря кулайской культуры.
Культура племен Дальнего Востока в 1 тысячелетии до н.э. Распространение железа на Дальнем Востоке. Янковская культура Приморья. Поселение на полуострове Песчаном; другие памятники и их характер. Жилища. Инвентарь: керамика, каменные и костяные орудия, мотыги. Комплексный характер хозяйства.
Культура чапигоу. Поселения и жилища, изделия из керамики, камня и железа. Традиционный самостоятельный характер хозяйственного и культурно-исторического развития племен советского Дальнего Востока.
АРХЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙШИХ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ И ФЕОДАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Археология Урарту. Ранний железный век Кавказа
Изучение археологических памятников Урарту. Раскопки урартских крепостей. Исследование развалин крепости Эребуки. Комплекс сооружений крепости Тейшебаини на холме Кармир-Блур. Клинописные тексты. Развалины храмов и дворцов, подвалы-хранилища. Предметы урартского ремесла. Связь урартского искусства с ассиро-вавилонским, Археологические данные о падении Урарту.
Памятники Армении VI в. до н.э. — V в. н.э. Раскопки города-крепости Гарни. Крепостные сооружения и античные постройки. Могильники. Греческое и римское культурное влияние в Закавказье. Археологические памятники Иберии.
Армазис-Цихе, Самтаврский могильник, усыпальницы иберийской знати и общинников. Ахалгорийский клад. Археологические памятники Албании V в. до н. э.— IV в. н.э. Культура племен Колхиды в первом тысячелетии до н.э. Погребения и поселения колхов. Влияние греков на культуру колхов.
Крепость Апсари, погребения римской эпохи в Колхиде. Раскопки Орен-Кала.
Археология античных городов Северного Причерноморья
Три важнейших района греческой колонизации в Северном Причерноморье — Ольвия, города Боспора и Херсонес. Некоторые общие черты их планировки и развития. Гражданские и общественные строения. Сельское хозяйство и ремесленное производство. Античная керамика, типы сосудов.
Этнографические памятники, нумизматика.
Ольвия. Возникновение и развитие античного города. Раскопки в Ольвии. Планировка города, дома, оборонительная стена с башнями, городские строения, водопровод. Некрополь. Сельские поселения. Ольвийские погреба, хранилища хлеба. Ремесленное производство.
Монеты, торговля.
Города Боспора. Исследования Пантикапея. Архитектурные сооружения. Агора—центр древнего города. Укрепления города. Некрополь. Другие города Боспора: Фанагория, Тиритака, Мирмекий. Предметы ремесленного производства, боспорская керамика. Орудия земледелия, хлеботорговля. Пантикапейские монеты.
Херсонес Таврический. Исследование города. Система укреплений, планировка, городские постройки, театр. Сельскохозяйственные усадьбы на Гераклейском полуострове. Винодельни.
Торговля Херсонеса по археологическим данным. Изготовление пифосов, черепицы, кухонной и столовой посуды, светильников, терракотовых статуэток. Производство и обработка сельскохозяйственных продуктов.
Херсонесская присяга и общественный строй.
Римское культурно-историческое влияние в Северном Причерноморье. Начало римской эпохи в Северном Причерноморье. Римские монеты, оружие. Провинциально-римская культура.
Земледелие, усовершенствованный плуг. Ремесло: стеклоделие, краснолаковая керамика. Ольвия, Херсонес и города Боспора в римскую эпоху. Крепости римского времени. Харакс.
Римские бани, водопровод, распространение мыла.
и ранних феодальных государств на территории азиатской части России
Южная Сибирь, Центральная Азия и Дальний Восток. Тюркский каганат. Древнетюркские курганы Алтая, Тувы, Тянь-Шаня. Могильники тюркского времени. Предметы вооружения, конской сбруи. Антропологический тип населения. Хозяйство, общественный строй.
Древнехакасское государство. Археологические памятники древних хакасов: могильники, поселения, укрепления. Развитие ремесла и хозяйство. Культура и письменность. Классовая дифференциация общества.
Племена Дальнего Востока в I тысячелетии н.э. Поселения и могильники мохэ. Михайловское городище, прямоугольные жилища. Троицкий могильник. Обряд погребения, инвентарь. Культурно-исторические связи племен мохэ.
Археологические памятники периода Бохайского государства на Дальнем Востоке. Памятники чжурчженского времени в Приморье. Гибель государства чжурчженей под натиском монголов.
Кочевники Восточной Европы. Племенные союзы аланов и готов в начале I тысячелетия н.э. Погребения воинов и аланской знати. Римское культурное влияние. Поселения Северного Кавказа. Вторжение в степи гуннов в IV в. н.э. Болгары и авары. Хазарский каганат—федерация различных племен.
Памятники салтово-маяцкой культуры. Поселение-крепость Чир-Юрт; Салтовское, Архангельское, Дмитровское, Цимлянское и другие городища. Города: Саркел, Итиль, Семиндер. Погребения салтово-маяцкой культуры, Салтовский могильник. Инвентарь: орудия труда и предметы быта кочевников, земледельцев, ремесленников.
Салтово-маяцкая посуда. Предметы вооружения.
Печенеги и половцы в южносибирских степях. Археологические памятники печенегов и половцев.
Волжская Болгария. Города, ремесленные мастерские, жилища. Развитие ремесла. Земледелие. Погребения олжских болгар. Танкеевский могильник. Генезис волжских болгар.
Источник: http://dereksiz.org/uchebno-metodichsekij-kompleks.html?page=5
Исторические процессы на территории России до «Великого переселения народов»
Исторические процессы на территории современной России берут своё начало в первобытнообщинном строе. Согласно археологической периодизации первобытный строй делится на периоды:
— каменный век — 2,5 млн. лет — конец III-го тысячелетия до н.э.; каменный век подразделяется на: палеолит— древний каменный век (в свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний)), мезолит— средний каменный век, неолит— новый каменный век;
— бронзовый век—конец III -го тысячелетия до н.э.— I тысячелетие до н.э.;
— ранний железный век (с I-го тысячелетия до н.э.).
В раннем палеолите идет процесс антропогенеза — эволюции человека. В конце раннего палеолита, более 100 тыс. лет тому назад, появился неандерталец, названный так по первой находке в Германии.
Неандертальцы — палеоантропы (древние люди), предпоследняя стадия эволюции человека.
Стоянки неандертальцев на территории СНГ обнаружены возле Волгограда, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона.
В позднем палеолите, 40-35 тысяч лет назад, происходит переход от неандертальца к человеку современного типа (кроманьонский человек). В этот период появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты.
Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись (Каповая пещера в Башкирии). Происходит переход от первобытного человеческого стада к родовому строю.
Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община.
В мезолите (среднекаменном веке) VIII-VI тысяч лет до н.э. происходит таяние ледника, начинается продвижение людей в центральные и северные районы Европы. Люди жили материнскими родами.
Род — группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя.
Важнейшим изобретением этого периода были лук и стрелы. Это привело к возможности индивидуальной охоты.
В неолите (V-III тысяч лет до н.э.) происходит переход к производящему хозяйству, что превратило человека из существа, которое довольствовалось тем, что давала дикая природа, в субъекта, активно её преобразующего в своих интересах.
Это является одной из основ развития человечества до наших дней. Поэтому переход от присваивающих форм хозяйства к производящим, получил название «неолитической революции».
Стоит отметить, что неолитическая революция происходила неравномерно: чем дальше на север, тем больше времени требовалось для перехода к производящему хозяйству.
Практически до прихода индоевропейцев основная масса археологических культур, располагавшихся в лесной полосе Восточной Европы, вела преимущественно присваивающее хозяйство, скотоводство и особенно земледелие здесь в лучшем случае имели зачаточный характер.
В неолите расширяется и усовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, появляются и принципиально новые материалы (например, освоено изготовление лепной керамики, ткачество), изобретена лодка. Родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития— создаются крупные объединения родов— племена, появляются межплеменной обмен и межплеменные связи.
Ещё в эпоху верхнего палеолита начинают складываться определенные этнокультурные области, начинаются процессы этногенеза. Этногенез – процесс зарождения и развития того или иного этноса.
Этнос — исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме). Этнос в своём формировании и развитии проходит через следующие исторические формы: племя, народность, нация, которые соответствуют степени консолидации и устойчивости этнической общности. Кроме того, можно констатировать, что этнические процессы идут постоянно и стадия нации не гарантирует этносу вечного существования.
Племя — этническая общность, характерная для первобытнообщинного строя и периода его разложения, характеризуется основными признаками этноса, но ведущую роль в консолидации играет осознание своего родства в сакральном смысле (общее происхождение от мифологического предка) и признание своей подчинённости санкционированной обществом власти. В данном случае принцип экономического и «политического» единства способствует созданию более крупных общностей — союзов племён, куда могут входить племена, относящиеся к различным языковым группам, но на протяжении столетий сплавляющихся в более устойчивую общность, характерную для государственного периода — народность.
Изучая этнические процессы глубокой древности стоит, иметь в виду, что многочисленные миграции, смешения, ассимиляции препятствуют точной реконструкции этнических процессов.
Расселяясь на определённой территории, вступая в культурные, хозяйственные, политические и брачные контакты с другими народами, этническая периферия, не потерявшая языковую связь с другими этническими группами, вышедшими из одного «протонарода», составляет с ними «языковую семью».
Одной из самых древних этнических общностей на территории современной России являются народы уральской семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта.
Между нижним течением Оби и верхним течением Печоры данную этническую общность можно локализировать уже в VI-V тысячелетии до н.э. Это население принадлежало к древнейшим формам уральской малой расы (зоны контакта между европеоидами и монголоидами).
В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские.
В V-IV тысячелетии до н.э. монголоидные черты проявляются в западной части восточно-европейской лесной полосы, что свидетельствовало о миграции финно-угров. К III тысячелетию до н.э. они освоили территории вплоть до Финского залива, Подвинья, устья Нёмана, белорусского поозерья.
Преобладание монголоидных черт было характерно для Северной Европы и Эстонии, в Латвии прослеживалось сочетание европеоидных и монголоидных черт. На территории Литвы и Беларуси преобладало европеоидное «дофинно-угорское» население. Территории Северной и Центрально-европейской части России были полностью освоены уральской семьёй.
Дальнейшему прогрессу человечества способствовало освоение изготовления бронзы (бронзовый век). Появление бронзовых орудий привело к росту производительности труда, активизировало обмен между племенами. Однако в районах, удалённых от месторождений меди и олова (составляющих бронзу), наблюдается широкое использование каменных орудий труда.
С бронзовым веком связаны существенные изменения в этническом облике Евразии. В III тысячелетии до н.э. в восточно-европейскую лесную зону с юга проникают племена скотоводов, которые относились к индоевропейской семье.
Владея бронзовым оружием, скотоводством (в первую очередь) и земледелием, имея более жёсткую социальную структуру, индоевропейцы смогли занять территории, заселённые «дофинно-угорским» населением, а также продвинуться в ареал расселения племён уральской семьи.
Это привело к усилению европеоидных черт у прибалтийских финнов и предков мордвы. В наши дни наиболее архаические антропологические формы, характерные для финно-угров, зафиксированы только у манси и хантов.
Индоевропейцы способствовали распространению в Восточной Европе земледелия и патриархата.
Актуальным является вопрос о прародине индоевропейцев.
К числу индоевропейских относятся индийские, иранские, италийские, кельтские, германские, балтийские, славянские, а также армянский, греческий, албанский и некоторые мертвые языки: хетто-лувийские, тохарские, фригийский, фракийский, иллирийский и венетский. Сейчас индоевропейцы заселяют все континенты и являются одним из крупнейших народов мира.
На основе анализа языков индоевропейских народов было установлено, что все они имели общую основу. Выявление общих черт в индоевропейских языках позволило отнести время существования праиндоевропейской общности к V-IV тысячелетию до н.э. Около 3000 г. до н.э. в результате расселения, начинается процесс распада праиндоевропейского языка на языки-потомки.
Обратим внимание на концепции прародины индоевропейцев.
1. Пангерманская концепция (19 в). Согласно данной теории прародиной индоевропейцев является Северная Германия и Южная Скандинавия, но индоевропейцы—скотоводы, а скотоводство в Европе распространялось с юга на север. На Балканах скотоводство и земледелие появились раньше, чем Северной Германии, что доказывает продвижение индоевропейцев с юга на север а не наоборот.
2. Балканская концепция (конец ХIХ начало XX вв). Действительно, это самый древний очаг расселения индоевропейцев на территории Европы, но в 20в. найдены более древние ареалы расселения индоевропейцев (Малая Азия). Однако в современной европейской науке ещё есть сторонники балканской концепции прародины индоевропейцев.
3. Южные степи Восточной Европы от Дона и Северного Кавказа до Дуная, или территория от Урала до Каспийского моря. Но это слишком большой регион для первоначальной локализации этнической общности, кроме того, лингвистические данные не свидетельствуют в пользу этого региона, поэтому можно говорить о заселении этой территории индоевропейцами, но не о формировании их в данном ареале.
4. Восточно-анатолийская прародина (Передняя Азия).
Тщательный анализ лингвистических материалов, следов общих мифов, сохранившихся у индоевропейских народов, и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволили определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озер Ван и Урмия.
В праиндоевропейском языке имеются также заимствования из древних семитских языков (предки арабов, древних евреев, ассирийцев), которые могли иметь место не позже IIIтыс. до н.э. и картвельских языков (предки грузин). Установлено, что именно из Восточной Анатолии происходят самые ранние образцы письменности на индоевропейском языке.
Расселение индоевропейцев по Европе и Азии происходило в IV-III тысячелетии до н.э. Скотоводство надежно обеспечивало человека как продуктами питания, так и тягловой силой. Это привело к сокращению детской смертности и увеличению продолжительности жизни, росту численности и плотности населения, что потребовало новых территорий и пастбищ, а это вызвало расселение индоевропейцев.
Миграция индоевропейцев была направлена как на восток, так и на запад. На западе индоевропейцы через Малую Азию вышли к Эгейскому морю и на Балканы (IV тысячелетие до н.э.). Обогнув Черное море и пройдя через территорию современных Болгарии и Румынии, проникли в Молдавию и Правобережную Украину (трипольская археологическая культура — IV-III тысячелетие до н.э.).
Другая волна индоевропейцев прошла через Кавказ. На Северном Кавказе, как и в Закавказье, выявлены археологические культуры индоевропейцев. Часть индоевропейцев через Иранское плоскогорье, дошла до современной китайской провинции Синьцзян и Индийского полуострова.
Ещё одна группа индоевропейцев от Ирана повернула к северу в Среднюю Азию и дальше, пройдя между Каспийским и Аральским морями, вышла в приволжские степи, а потом к Днепру (древнеямная культура).
Таким образом, в южных степях Восточной Европы был создан мощный культурный очаг, из которого, вероятнее всего, происходило расселение индоевропейцев в более северные регионы Восточной и Западной Европы.
Приблизительно в середине III тысячелетия до н.э.
в области Среднего Поднепровья часть индоевропейских племён начала смешиваться с племенами местной неолитической (днепродонецкой) культуры, в результате чего возникла среднеднепровская археологическая культура ранней бронзы с господством в ней индоевропейских черт.
Около полтысячи лет она пребывала в Среднем Поднепровье, но на рубеже III и II тысячелетий племена среднеднепровской культуры начали расселяться на север. С этого момента начинается новый этап в этнической истории Восточной Европы — индоевропейский.
Стоит отметить пребывание на территории данного региона различных групп индоевропейцев. Например, с середины II тысячелетия до н.э. на территории южно-русских степей, нижнего течения Днепра, Поволжья, Северной части Средней Азии, Южном Урале, на Юге Западной Сибири утверждаются иранские племена индоевропейской семьи народов.
В I тысячелетия до н.э. на территории Восточной Европы появились археологические культуры железного века.
Освоение технологий получения железа из болотной руды и его обработки привели к появлению железных орудий труда и оружия, которые полностью вытесняют из этой сферы кремний, что способствует существенному росту производительности труда и появлению излишков.
Это вело к формированию социальной иерархии, имущественного неравенства и разложению первобытнообщинного строя, возникновению государства. Подобные процессы в Двуречье, Средиземноморье, Китае прошли ещё в бронзовом веке.
В раннем железном веке на территории России обитали народы разных языковых семей: индоевропейской, финно-угорской, алтайской, кавказской.
Особые сложности возникают в изучении происхождения кавказских языков. В пределах современной России к ним относятся дагестанские, адыгские, нахские и абазинский языки.
Известно, что в III тысячелетии до н.э. на них говорили на большей части Малой Азии (современная Турция), а также в западном Иране, в Прикубаньи.
Доказано, что отдалённым родственником современных вейнахских (чеченского и ингушского) языков были урартский и родственный ему хурритский. Урартский язык исчез на протяжении I тысячелетия до н.э.
Большинство учёных склоняется к мнению о происхождении языков урартов и вейнахов от общего предка. Абхазы и адыги некогда составляли единую этноязыковую общность.
Наиболее развитые культуры раннего железного века известны в причерноморских степях— они оставлены киммерийцами, таврами (автохтонным населением Крыма), скифами, сарматами.
Наши знания об этих народах довольно обширны не только благодаря археологическим раскопкам, но и письменным сведениям древних греков. Кроме того уже во второй половине VII в. до н.э.
на территории Северного Причерноморья появились греческие поселения-колонии, которые основывались выходцами из полисов материковой Греции. Вблизи Днепро-Бугского лимана возникает Ольвия (основана выходцами из Милета).
На месте нынешнего Севастополя находился Херсонес Таврический, на месте Керчи — Пантикапей. Греческие колонии находилось и на черноморском побережье Кавказа.
Население северного Причерноморья периодически менялось вследствие мощных миграционных волн, приходивших, преимущественно, с востока. Так киммерийцев со временем вытеснили скифы. Греческий историк Геродот выделял у скифов, принадлежавших к иранцам, ряд племенных группировок.
Скифы в тот период имели довольно развитые социальные отношения, их племенной союз сумел даже отразить попытку персидского царя Дария завоевать Причерноморье. С III в. до н. э.
на скифов начинают наступать родственные ираноязычные племена савроматов (сарматов), имевшие преимущество в вооружении— длинные железные мечи, позволявшие рубить прямо с коня. Во II-I вв. до н.э. сарматы завоевали значительную часть территории Северного Причерноморья.
В руках скифов остался степной Крым, где возникает новое царство— Неаполь Скифский, во главе с эллинизированной скифской верхушкой.
Таким образом, мы видим, что до «Великого переселения народов» территория России была не только заселена человеком, но включена в зону антропогенеза и прошла практически все археологические эпохи, с характерными для них изменениями в хозяйственном и социальном развитии.
В этот период происходит расселение племён уральской семьи, которые стали основой этногенеза не только некоторых народов России, но и сыграли определяющую роль в этногенезе финнов, эстонцев и венгров.
В этот же период происходит формирование предков современных кавказских и тюркских народов, происходит индоевропейская колонизация Восточной Европы, в результате чего создаются условия для начала этногенеза славяно-балтской общности, причём славяне не являлись господствующим этносом Восточной Европы.
К I тысячелетию до н.э. относится и создание первых государственных образований, которые появились в южных районах Восточной Европы в дославянский период.
Источник: https://megaobuchalka.ru/10/29366.html
Лесные племена на Иртыше в 1-2 тыс. н.э
В I тыс. н. э. в степях Евразии и соседних с ними лесостепных областях происходят события огромного размаха. Началом этих событий послужило движение гуннских орд на запад из Центральной Азии в Среднюю Азию, а затем на Волгу и оттуда — в Западную Европу.
Так началась эпоха великого переселения народов, всколыхнувшая старый античный мир и положившая начало феодальной Европе. Отзвуком того далекого времени явилась столь же неожиданная, как и поразительная по богатству находка в карьере Тугозвоновского кирпичного завода вблизи с. Белоглазово на Оби. Здесь был где-то в промежутке времени между II—IV вв. н.
э. захоронен вождь древнего кочевого племени, сопровождавшийся варварским по великолепию воинским убранством. Пояс его был украшен золотыми и серебряными бляхами. На шее висели обручи-гривны, золотая и серебряная, позолоченная, концы которых заканчивались головками хищников.
При нем находились лук, колчан, полный стрел, нож, кинжал и богато украшенный золотом и серебром прямой меч — палаш. Золотые украшения были щедро расцвечены сердоликом и кроваво-красными альмандинами.
Так украшали свое оружие владыки степных сарматских племен Восточной Европы, на которых работали в своих мастерских ювелиры далекого Боспора у Черного моря. Оттуда, должно быть, происходят и сокровища Тугозвоновского погребения. А сам прежний их владелец был одним из вождей тех племен, которые тогда господствовали в степях Евразии.
Об этом свидетельствует искусственно деформированный череп, длинный, как огурец, со сплющенным лбом. Этот обычай существовал у сарматов и аланов, а также у западных гуннов. Может быть, это был один из тех, кого в то время называли «савирами», или «сабирами», — племя, по которому, как полагают впоследствии, получила свое название Сибирь.98
В то время когда в степях происходили передвижения кочевников, в соседней лесостепи и в лесах Западной Сибири, в лесном Прииртышье и Нижнем Приобье, продолжали устойчиво жить коренные местные племена — автохтоны.
Политические бури первой половины I тыс. н. э. проносились мимо них. Сохранение старых присваивающих форм хозяйства и давление суровых природных условий севера способствовали консервации древнего бытового уклада.
Поэтому здесь в развитии материальной и духовной культуры наблюдается поразительная консервативность, веками живут почти неизменно одни и те же формы сосудов и орнаментики, один и тот же «звериный стиль», а вместе с ними и верования.
Однако в I тыс. н. э. в зоне контакта лесных и лесостепных племен происходят важные события. Под давлением гуннов часть племен Северного Казахстана и Западно-Сибирской лесостепи двинулась на запад и северо-запад. В конце II—начале III в.
н. э. они проникают в Башкирию и Верхнее Прикамье, где оставляют памятники бахмутинского, кушнаренковского и харинского типов. Часть их оседает вдоль южной кромки лесной полосы Западной Сибири, где смешивается с местным лесным населением.
98 А. У майский. Современник грозного Аттилы. «Алтай», Барнаул, 1963, № 4, стр. 79—93.
Материал Козловского могильника III—V вв.
(близ Тюмени), характеризующийся сочетанием черт культуры лесных и лесостепных племен, иллюстрирует смешение различных групп населения, в результате которого победили традиции культурных лесных племен, ассимилировавших степных пришельцев.
Об этом свидетельствует преобладание глиняной посуды, типичной для лесных племен, а также орнаментация посуды степных форм специфичными для лесной зоны фигурными штампами, имитирующими следы зверей.
Проникновение лесостепного населения привело к широкому распространению среди племен южной части лесной полосы вещей так называемого сарматского типа — пряжек с хоботовидным язычком, браслетов, обвитых проволокой, бус. Наряду с ними употреблялись типичные для угров предметы быта и украшения — ножи с металлическими обкладками, пронизки с рубчатой насечкой, подвески в виде стилизованных фигурок медведей и птиц.
Проникновение лесостепных племен на север способствовало и увеличению роли скотоводства, особенно коневодства, о чем свидетельствуют иаходки в погребениях Козловского могильника костей лошади, мясо которой было положено в качестве заупокойной пищи.
Наметившиеся в конце I тыс. до н. з. культурно-этнические группы четко оформляются в VI—IX вв. В бассейне рек Туры и Тавды расселяются племена, для культуры которых типична посуда, украшенная оттисками шнура и зубчатого штампа. В. Н. Чернецов считает их древне-мансийскими.100 По-видимому, в сложении древнемансийских племен активно участвовали продвинувшиеся в V—VI вв.
на восток горноуральские племена, у которых украшение посуды шнуром применялось непрерывно с эпохи раннего железа. Общим для всех древних хантов и манси было широкое распространение литых бронзовых зоо- и антропоморфных изображений.
Обширную территорию таежного Прииртышья и Нижнего Приобья занимали древнехантыйские племена, имевшие глиняную посуду, украшенную оттисками гребенчатого и фигурного штампов.
Южные группы манси и хантов, населявшие бассейны Туры и Среднего Иртыша, отличались от северных тем, что у них существовали довольно развитое скотоводство, земледелие, прядение и ткачество. Согласно обычаям южных хантов и манси захоронения умерших частично производились под курганными насыпями в отличие от грунтовых погребений на севере.
В VI—IX вв. в Западно-Сибирскую лесостепь из районов Алтая и Центрального Казахстана проникают значительные массы тюрок.
Немногочисленная группа лесостепных племен, оставшаяся после ухода гуннов в IV в. на запад, частично сохранила специфику своей культуры, частично восприняла культуру лесного населения в северных районах и элементы культуры тюркских племен в южных.
Это были лесостепные угры VI—VIII вв., их следы известны в Северо-Восточном Казахстане, в Павлодарском Прииртышье, а также в районе Тюмени, где лесостепное население сосуществовало с лесным.
Есть основания полагать, что угры лесостепи Западной Сибири относились к древним мадьярам.
99 В настоящее время для Западного Приобья I тыс. н. э. выделяются четыре хронологических этапа, последовательно сменяющие друг друга: ярсалинский — II в., -III—V вв., оронтурский — VI—IX вв. и кинтусовский — IX—XIII вв.
Последний, кинтусовский, этап перерастает в культуру обских угров XIV—XVI вв., которую наблюдали русские в эпоху первоначального освоения Сибири.
Названия этапов даны В. Н. Чернецовым по названиям наиболее характерных памятников каждого этапа (см.: В. Н. Чернецов. Нижнее Приобье в I тысячелетии н.э. «Материалы и исследования по археологии СССл, № 58, 1957).
100 В.Н. Чернецов. Нижнее Приобье в I тысячелетии н. э., стр. 180.
Древние манси и ханты в IX—XIII вв. жили на городищах и в неукрепленных селищах, часть которых примыкала к городищам. Городища устраивались, как правило, на высоких мысах коренных берегов рек, крутые склоны которых служили естественной защитой.
С напольной стороны насыпались один или реже несколько земляных валов, имеющих иногда наугольные выступы для флангового обстрела. Для увеличения крутизны более отлогой стрелки мыса устраивался уступ высотой до 4 м, существенно увеличивающий обороноспособность городища, особенно при наличии частокола.
В южной части лесного Прииртышья городища максимально приближались к расширениям поймы. Это диктовалось стремлением обеспечить быстрейшее укрытие на городищах пасущихся в пойме стад.
На укрепленной площадке тесно располагались жилища в виде небольших, слегка углубленных в землю полуземлянок, соединенных между собой переходами, с очагом, находившимся обычно в центральной части.
Хозяйство на юге лесной полосы базировалось на сочетании скотоводства, земледелия, охоты и рыболовства. На севере ведущими были охота и рыболовство. В состав стада входили лошади, мелкий и крупный рогатый скот. Предпочтение отдавалось разведению лошадей мелкой породы. Охота на крупных животных — лося и косулю — давала около половины мясной пищи.
Шкурки пушных зверей — бобра, соболя — шли на обмен. Во всей лесной полосе была велика роль рыболовства. Рыбу ловили как в реках, так и в озерах. Основными промысловыми видами рыбы являлись язь, стерлядь, окунь, щука. Из домашних производств были развиты обработка кости и рога, лепка глиняной посуды, варка клея, а на юге лесной полосы, кроме того, — прядение и ткачество.
Местная металлургия бронзы и железа хотя и не удовлетворяла всех потребностей, но стояла на довольно высоком уровне. Угорским племенам были известны цементация железа и даже получение узорчатой стали. Из бронзы отливались украшения и антропоморфные и зооморфные изображения. Увеличение притока импортных металлических изделий привело во второй четверти II тыс. н. э.
к исчезновению туземной металлургии.
Направление внешних связей угорских племен не оставалось, однако, неизменным. Если в конце I тыс. н. э. преобладали контакты с южными лесостепными племенами, то в начале II тыс. н. э. возобладали связи с Прикамьем и Русью. Среди орудий труда и украшений хантов этого времени распространяются вещи, изготовленные в Прикамье, Волжской Болгарии, Среднем Поволжье и в древнерусских городах.
К ним относятся славянские топоры, серебряные височные кольца, лунницы, грушевидные и шаровидные бубенчики, прикамские и мерянские шумящие подвески, гривны, болгарские витые браслеты, серебряные бусины с зернью, замки и некоторые другие предметы.
Походы новгородцев на югру и распространение новгородских владений до Печоры создали благоприятную обстановку для дальнейшего проникновения русских на Урал.
Что касается этнических процессов, имевших место во II тыс. н. э. к приходу русских, то в XIII в. происходят коренные изменения этнического состава южной части лесной полосы Прииртышья.
В это время сюда вторгаются тюрки-кыпчаки, часть которых была вытеснена из степи в результате походов татаро-монголов начала XIII в. Местное угорское население было вынуждено уйти в более северные районы Нижнего Прииртышья и Нарымского края, оттеснив селькупов Приобья.
Оставшиеся группы угров постепенно были ассимилированы пришельцами. Так, к XV—XVI вв. возникла новая этническая группа — тюркоязычные «татары» Западной Сибири.
Письменные источники этого времени четко отделяют тюрок сибирских от соседних с ними остяков. Смешанное угорско-тюркское проис-
хождение этих сибирских татар отразилось и в их культуре, и в их физическом типе. Одновременно происходят важные события и в жизни древних соседей угров — самоедов (ненцев), предки которых были носителями кулойской и большереченской культур.
Единство типов керамики, погребального ритуала и украшений показывает, что на Томи и в верховьях Оби в то время уже сложилось ядро самоедских племен. Под давлением тюрок к VI-VII вв. они были частично тюркизированы, а часть их отступила на север или в глухие места Алтае-Саянского нагорья.
Самоедские племена этого нагорья явились родоначальниками южной группы небольших самоедских народов — маторов, карагасов (тофаларов), койбалов, котов, сохранивших свой язык и до сравнительно недавнего прошлого.
В IX-X вв. тюрки Алтая и степных районов левобережья Оби проникают на север, где в начале II тыс. н. э. образуется смешанное самоедско-тюркское население. Просачивание тюрок Алтая «и степного левобережья Оби в эти северные районы Западной Сибири в X—XIII вв.
, связанное, очевидно, с повышением внешнеполитической активности государства енисейских кыргызов, а затем и с татаро-монгольскими походами, привело постепенно в XIV—XV вв. к полной ассимиляции тюрками местного самоедского населения.
Селькупские племена сохраняют свою культуру в Нижнем Причулымье и нарымском Приобье.
Часть самоедов, отступившая под давлением тюрок на север, в конце I—начале II тыс. н. э. достигает побережья Ледовитого океана.
Движение самоедов на север по Обь-Енисейскому междуречью привело к расселению самоедских народов: селькупов — в Среднем Приобье, энцев — на р. Таз, нганасан и ненцев — в приполярной тундре.
При своем движении на север самоеды утратили навыки, связанные со скотоводством и земледелием, они сохранили только оленеводство, зародившееся в области Алтае-Саянского нагорья.
Источник: http://www.protown.ru/information/hide/6534.html