Практическое занятие №9(2) :: Советский этап Отечественной истории (1920–1985 гг.)
Победа СССР и стран антигитлеровской коалиции над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне имела всемирно-историческое значение.
Главными итогами Второй мировой войны для СССР были:
- рост его международного авторитета;
- создание мировой системы социализма;
- превращение СССР в мировую державу.
Борьба с фашизмом привела к оформлению союза между СССР, США и Великобританией.
Решения, принятые на Тегеранской, Крымской и Потсдамской конференциях, носили общедемократический характер и заложили основы послевоенного мирного урегулирования. В апреле 1945 г.
в Сан-Франциско (США) открылась учредительная конференция Организации Объединенных Наций (ООН), где был принят Устав, зафиксировавший важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов, невмешательство во внутренние дела других государств, разрешение международных споров мирными средствами. К сожалению, уникальный шанс строительства прочного мира и интеграции СССР в мировое сообщество по объективным и субъективным причинам был упущен.
В результате поражения Германии и ее союзников геополитическая структура мира изменилась, превратившись в биполярную. В расстановке сил Запад–Восток главная роль принадлежала теперь США и СССР. Западные державы вынуждены были признать доминирующее влияние СССР в Восточной Европе. Используя монополию на ядерное оружие, США и его союзники стремились «отбросить коммунизм», создав «санитарный пояс» вокруг советских границ и границ стран социалистического содружества из военных баз и боевых частей; вынашивались планы нанесения ядерных ударов по СССР и его союзникам. Период сотрудничества между государствами антигитлеровской коалиции сменился периодом «холодной войны» – конфронтации, гонки вооружения, жесткого политического, экономического, идеологического противостояния двух систем, «балансирования на гране войны»:
В сложившейся ситуации были созданы военно-политические блоки, направленные против СССР: в 1949 г.
— НАТО (Североатлантический блок), в него вошло 10 западноевропейских государств, США и Канада (в том же году, нарушая все послевоенные соглашения, произошло объединение английской, американской и французской зон оккупации Германии в единое государство – ФРГ, которая также вошла в НАТО); в 1954 г. — СЕАТО; в 1955 г. — СЕНТО.
СССР предпринял в ответ аналогичные действия. Ценой невероятных усилий в 1949 г. была создана советская атомная бомба. В 1955 г. сформировался Варшавский военно-политический договор, объединивший СССР и соцстраны Восточной Европы.
Так произошел раскол мира на два лагеря: социалистический и капиталистический, что определило на десятилетия всю мировую политику. Началась так называемая «холодная война».
Раскол мира сказался и на экономических связях. Соединенные Штаты, стремясь упрочить свои ведущие позиции в Западной Европе, предложили «план Маршалла», сутью которого являлось восстановление разрушенной экономики европейских стран.
Предоставлялись крупные кредиты и займы на покупку американских товаров, вырученные деньги не вывозились из стран, а вкладывались в строительство новых и восстановление старых предприятий.
Политическим условием реконструкции экономики Европы под контролем США было удаление из правительств западноевропейских государств представителей коммунистических партий, авторитет которых сильно возрос за годы второй мировой войны.
«План Маршалла» предусматривал также отрыв восточноевропейских стран от СССР при помощи экономических рычагов. Реакция СССР на это последовала незамедлительно: был образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) (1949 г.) Фактически сложились два мировых рынка, изолированных друг от друга.
Определенная модернизация советского внешнеполитического курса наступила в период хрущевской «оттепели». Ослабление международной напряженности выразилось в расширении контактов СССР с другими странами, в т.ч.
и капиталистическими, на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Используя трибуну ООН, советские представители выступили с инициативами, касавшимися сокращения обычных вооружений и запрещения ядерного оружия. СССР в начале 60-х гг.
уменьшил свои военные расходы и численность вооруженных сил, ввел мораторий на испытания ядерного и водородного оружия.
Однако реальный отказ от политики «холодной войны» начал осуществляться лишь в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в., когда огромные запасы оружия массового поражения создали реальную угрозу безопасности всему человечеству, и дальнейшая гонка вооружений потеряла смысл.
70-е гг.
ХХ столетия вошли в историю как время разрядки международной напряженности: были подписаны крупномасштабные соглашения между СССР и США по вопросам ограничения вооружений – договоры о противоракетной обороне и ограничении стратегических вооружений; соглашение о предотвращении ядерной войны; договор об ограничении подземных испытаний ядерного вооружения. В 1974 г. активизировались контакты советского руководства с лидерами западноевропейских государств и США.
Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В 1970 г.
состоялось подписание договоров между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией о признании незыблемости послевоенных границ. В 1971 г.
было заключено четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину, тем самым был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы, тлевший в течение 25 лет.
В августе 1975 г. в Хельсинки, на Совещании глав правительств 33 европейских государств, США и Канады был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами, что явилось кульминацией разрядки.
Новое резкое обострение международной обстановки и возвращение к политике «холодной войны» связано с введением советских войск в Афганистан в 1979 г. Не только западные, но и другие страны мира восприняли такое решение как отказ от принципов разрядки и мирного сосуществования.
В действиях СССР усмотрели угрозу своим интересам Китай, Иран, Пакистан. СССР оказался в международной изоляции. Президент США Р. Рейган выдвинул доктрину «ограниченной ядерной войны против СССР». Лидеры США заявили о необходимости создания системы космической противоракетной обороны (СОИ).
Гонка вооружений набирала новый виток и грозила принять непредсказуемые масштабы.
Внешнеполитические действия СССР, переживавшего в начале 80-х гг. глубокий кризис советской системы, часто оказывались малоэффективными, что свидетельствовало о падении международного авторитета страны.
При изучении третьего вопроса изложите конкретные факты, которые привели к обострению отношений между СССР и США, социалистическим и капиталистическим лагерями после окончания Второй мировой войны.
Назовите причины, приведшие к конфронтации. Дайте определение понятию «холодная война». Часть материала для ответов на вопросы Вы найдете в приложениях. (см. приложение 22, приложение 23).
Подумайте над такими проблемами:
- какое значение для послевоенного устройства мира имело образование в 1945 г. ООН? (см. приложение 24)
- что означало для СССР признание за ним территориальных приобретений в Европе, на Дальнем Востоке, а также советское военное присутствие в этих регионах?
- что явилось причиной расхождения интересов государств антигитлеровской коалиции?
- что такое «план Маршалла» и «доктрина Трумэна»?
- что произошло в мире с созданием таких блоков как НАТО и Варшавский договор?
- в чем выразилось военное, политическое, экономическое и идеологическое противостояние капиталистических и социалистических государств?
Обратите внимание на то, как и почему изменился внешнеполитический курс СССР в середине 50-х гг. (см. приложение 25) Изучая основные направления внешней политики СССР, подумайте над следующими проблемами:
- каковы причины и последствия либерализации внешнеполитического курса СССР на рубеже 50-х–60-х гг.?
- как влияли на международную обстановку такие события, как ввод советских войск в Венгрию (1956 г.), Карибский кризис (1962 г.)?
- что представляла собой политика «ограничения суверенитета» в отношении социалистических государств?
- какова была роль Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора?
- какую политику проводил Советский Союз в отношении развивающихся стран социалистической ориентации?
- как складывались отношения между СССР и капиталистическими странами?
- каково содержание и последствия проведения политики «разрядки»?
- какое значение имело Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки) для разработки новых принципов международных отношений? (см. приложение 26)
- почему процесс «разрядки» оказался недолговечным? Как ввод советских войск в Афганистан повлиял на международную обстановку и положение СССР в мире? Какие последствия имела афганская война для внутриполитического состояния советского общества?
- что послужило причиной нового витка гонки вооружений в начале 80-х г.?
При подготовке ответа используйте материал Приложения к вопросу 3.
Источник: http://dot.mpei.ru/do/eres/hist/data/lesson_9_2_final/data/firefox/vpr3.html
Внешняя политика СССР в 1930 годах
СССР на международной арене в начале 1930-х годов
С конца 20-х годов на обстановке в мире и внешней политике СССР во многом сказывалось воздействие мирового экономического кризиса, приобретшего наиболее выраженный характер в 1929—1933 гг.
Это привело к значительному сокращению промышленного производства в развитых капиталистических странах: в США оно уменьшилось на 46, в Германии — 40, во Франции — 31, в Англии — 16%.
Кризис был следствием усиления процессов концентрации и цикличности производства в условиях научно-технической революции, развернувшейся с конца XIX в [2, с.144].
Монополистические объединения, быстро развивавшиеся в годы Первой мировой войны и после нее, во многом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств.
Борьба монополий за прибыль приводила к еще большему нагнетанию противоречий в отношениях между государствами — участниками этой войны.
Отношения между ними были и без того обострены неравноправной Версальской системой договоров, принятых в результате поражения в ней Германии [3, с.386].
Изучение особенностей внешней политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать вне контекста событий, произошедших в мире в конце 20-х гг. ХХ столетия [6, с.307].
Здесь, прежде всего, следует сказать, что в первой половине 20- х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920г.
, после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность [19, с.270].
С 1921г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик.
Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней.
Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции [12, с.261].
В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы.
К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии — Япония, Китай, в Латинской Америке — Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг.
Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г.
были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. — с Японией [3, с.390].
России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами [6, с.312].
Советская внешнеполитическая концепция в конце 1920-х – начале 1930-х годов строилась в соответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарской революции и установление мирных отношений с капиталистическими государствами [5, с.446].
Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала. СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции.
Однако решение этой задачи затруднялось рядом факторов таких, как неприятие советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты; претензии к России по царским долгам и недовольство капиталистических держав монополией внешней торговли; а также курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах [19, с.274].
С конца 20-х — 30-е гг. советская внешняя политика осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке.
Ее определял главный внешнеполитический принцип о враждебности империалистических держав к СССР и необходимости использования их взаимных противоречий.
Подобная политика баланса сил подтолкнула СССР сначала к созданию союза с Германией против британской угрозы, а затем заставила советскую дипломатию стремиться к сотрудничеству с Англией и Францией против гораздо более опасного третьего рейха [7, с.368].
В 1929 г. капиталистический мир был потрясен разразившимся экономическим кризисом. На Западе началось катастрофическое падение производства, заработной платы и занятости населения, общего уровня жизни. Число официально зарегистрированных безработных во всем мире превысило 30 млн. человек.
В Советском Союзе многие предполагали, что «великая депрессия» откроет новый тур пролетарских революций и приведет к подъему национально-освободительного движения. В то же время деятельность советской дипломатии в годы экономического кризиса была весьма сдержанной и осторожной.
На посту наркома иностранных дел все большую известность приобретал М. М. Литвинов, сменивший в 1930 г. Г. В. Чичерина.
В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг.
годах резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости.
По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе [4, с.217].
В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы.
К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту.
Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером [14, с.334].
Одновременно с этим Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств [2, с.150]. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР.
В эти страны увеличились поставки французского оружия. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г.
состоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследования религии и христиан в СССР [8, с.404].
В это время тревожные известия пришли и с дальневосточных рубежей СССР.
В 1929 г. Советская страна впервые после окончания Гражданской войны подверглась серьезной военной провокации [4, с.221].
10 июля отряды маньчжурских войск и белогвардейцев разгромили советское консульство в Харбине; захватили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), находившуюся с 1924-го в совместном советско-китайском управлении; арестовали советскую администрацию дороги (более 200 человек). Одновременно маньчжурские войска начали обстреливать Советские пограничные заставы и населенные пункты.
Попытки советского правительства разрешить конфликт мирными средствами были сорваны. 16 августа ЦИК и СНК приняли постановление о разрыве дипломатических отношений с Китаем. Советское правительство создало Особую дальневосточную армию под командованием В. К. Блюхера (18,5 тыс.
бойцов и командиров), которая в октябре-ноябре 1929-го изгнала интервентов из советских районов Приморья и Забайкалья [10, с.101]. 22 декабря 1929 г. подписано советско-китайское соглашение, по которому на КВЖД восстанавливалось прежнее положение. Однако полномасштабное восстановление дипломатических отношений между двумя странами произошло лишь в 1932 г [5, с.446].
Кроме того, в это время, воспользовавшись тем, что страны Западной Европы и США, а также Советский Союз были в значительной степени заняты своими экономическими проблемами, Япония 18 сентября 1931 г. ввела свои войска на территорию Маньчжурии.
Японская пропаганда объясняла агрессию необходимостью противостоять «большевистской опасности» в Китае [4, с.222].
Перед этой угрозой СССР оказался одинок, и поэтому его политика состояла из ряда дипломатических протестов, военных контрмер (передвижений войск к границе) и одновременно примирительных акций, целью которых было лишить Японию предлога для нападения [7, с.369].
Советский Союз, приступивший к модернизации своей экономики в условиях враждебного окружения, фактически был вынужден вести борьбу за выживание. В наиболее отчетливой форме такая стратегия выражена И. В. Сталиным в феврале 1931 г.
на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Внешняя политика на период форсированной модернизации страны имела целью обеспечить безопасность для проведения реконструкции народного хозяйства страны и создания надежных Вооруженных сил, способных оградить страну от внешней угрозы [16, с.311].
По Конституции страны самыми высокими полномочиями в области внешних сношений обладал Верховный Совет СССР. Общее руководство сношениями возлагалось на правительство. В действительности непосредственно руководили внешней политикой Политбюро и его глава.
Повседневную внешнеполитическую деятельность осуществляли Наркомат (министерство) иностранных дел, возглавлявшийся Г. В. Чичериным (1923-1930), М. М. Литвиновым (1930-1939), В. М. Молотовым (1939—1949). Внешнеэкономическую в 1926—1930 гг. возглавляли Наркомат внешней и внутренней торговли (нарком А. И.
Микоян), позднее — Наркомат внешней торговли (А. П. Розенгольц в 1930— 1937; Е. Д. Чвялевв1938;А. И. Микояне 1938-1949) [14, с.335].
В начале первой пятилетки внешнюю политику СССР пришлось вести в условиях усиления интервенционистских настроений в империалистических странах.
Стремясь к мирному сосуществованию государств с различными социально-политическими системами, Советский Союз присоединился к подписанному в Париже девятью державами в августе 1928 г.
«пакту Бриана—Келлога» (инициаторы — министр иностранных дел Франции и госсекретарь США) об отказе от войны как средства внешней политики и первым ввел его в действие [6, с.316].
Таким образом, на внешнюю политику СССР со странами Западной Европы, США, Японией и Китаем в начале 1930-х годов заметное влияние оказал мировой экономический кризис, причиной которого многие страны склонны были считать демпинговую политику СССР во внешней торговле. Как следствие – последовали многочисленные разрывы экономических отношений западноевропейских стран и США с Советским Союзом [2, с.151].
В свою очередь, начало мирового экономического кризиса поначалу расценивалось в СССР, и особенно в Коминтерне, как предвестие нового этапа долгожданной мировой пролетарской революцию.
Однако капитализм в очередной раз продемонстрировал свою живучесть: кризис был преодолен.
Во многом — благодаря усилению государственного вмешательства в экономическую и общественную жизнь и перекачке ресурсов из колониальных и зависимых стран.
Общим следствием такой противоречивой политики СССР и стран Запада стало обострение внешнеполитических отношений между ними. Иными словами, основным дестабилизирующим фактором в мире была непримиримость капитализма и социализма, которая обострилась в период мирового экономического кризиса.
В задачу ведущих капиталистических государств входило сохранение своих господствующих позиций в мире, удовлетворение претензий «ущемленных» соперников в основном за счет Советского Союза.
СССР, в свою очередь, ставил перед собой цель, используя капиталистические противоречия, как можно дольше оттянуть войну, как можно лучше к ней подготовиться.
Укрепление международного положения СССР в середине 1930-х годов. Создание системы коллективной безопасности
На рубеже 20-30-х гг. начинается пересмотр отношений между СССР и США. В Советский Союз приезжают как представительные делегации американских сенаторов, так и отдельные инженеры.
С помощью последних в стране ведется крупное строительство. Так, X. Купер, принимавший участие в сооружении Днепрогэса, был награжден орденом Ленина.
В США постепенно происходит признание успехов страны Советов [3, с.391].
Источник: http://biofile.ru/his/33001.html
Отношения СССР с западноевропейскими державами
После прихода к власти в Лондоне в 1924 г. правительства консерваторов отношения между Великобританией и Советским Союзом стали хуже.
К обычным трениям добавились противоречия из-за антибританской агитации, которую представители Коминтерна вели на Востоке — в Китае, Афганистане и Иране.
Детонатором взрыва оказалось распространение деятельности Коминтерна непосредственно на Британские острова.
В мае 1926 г. в Великобритании началась всеобщая забастовка горняков. В СССР развернулось поощряемое сверху движение за оказание помощи забастовщикам. Федерации горняков Великобритании были переданы деньги, собранные советскими профсоюзами, принявшими решение об отчислении в фонд помощи забастовщикам 1% своей зарплаты.
Британское правительство обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела Великобритании. Но нота протеста была отклонена под тем предлогом, что официально советское правительство не имело отношения к отправке денег. В Лондоне сочли советские объяснения неудовлетворительными, и 26 мая 1926 г.
последовало расторжение британской стороной советско-британского торгового договора.
Из архивных материалов известно, что после начала всеобщей забастовки Политбюро ЦК ВКП(б) 4 мая 1926 г.
в самом деле обсуждало ситуацию в Британии и рекомендовало британской компартии «начать переводить стачку на политические рельсы», выдвинув в подходящее время лозунги свержения правительства консерваторов и установления подлинно рабочего правительства.
Решением Политбюро была образована на время забастовки специальная комиссия, в которую входили Сталин и председатель исполкома Коминтерна Зиновьев.
В октябре 1926 г. конференция консервативной партии приняла резолюцию о разрыве советско-британских отношений, закрытии в Великобритании советских учреждений и высылке их служащих.
Отношения еще более обострились в связи с событиями в Китае, где местная полиция в связи с революционной деятельностью представителей Коминтерна среди местного населения совершила налеты на советское полпредство в Пекине и консульства в Шанхае и Тяньцзине (апрель 1927 г.
), то есть в городах, где располагались британские сеттльменты в Китае. В ходе этих операций были получены материалы, компрометирующие Коминтерн и подтверждающие обоснованность подозрений Лондона в отношении подрывной работы коминтерновцев в сфере британских интересов. В мае 1927 г.
нападению и обыску британской полиции подверглось советское торговое представительство в Лондоне и представительство советско-британской компании АРКОС. Всюду шли поиски документов в подтверждение обвинений граждан СССР в антибританской деятельности.
Разрыв дипломатических отношений произошел 27 мая 1927 г. Министр иностранных дел Великобритании О.Чемберлен охарактеризовал это решение как вынужденную меру.
Последовавшая антисоветская кампания в западной прессе была оценена Чичериным как создание «морального единого фронта против Советской России». Исполком Коминтерна в постановлении назвал британское решение о разрыве отношений «злодейскими актами, провоцирующими войну».
В документах ХV съезда ВКП(б) в декабре 1927 г. международная обстановка была вообще расценена сталинским руководством как канун вооруженного нападения на СССР. Однако такие тревожные оценки отражали не реальное положение дела, а желание Сталина создать в СССР атмосферу «осажденной крепости».
На самом деле военной угрозы для Советского Союза со стороны Великобритании не было. Демарш Лондона не был поддержан ни в Париже, ни в Берлине, ни в Риме.
Тем не менее, отношения были прерваны на два года. Вопрос об их восстановлении стал актуальным только в мае 1929 г. после победы на парламентских выборах лейбористской партии. Новое правительство Макдональда сразу же начало подготовку к переговорам с СССР.
При этом оно стремилось совместить возобновление дипломатических отношений с решением вопросов, остававшихся нерешенными со времен революции (национализированная британская собственности, долги и т.д.). В июле 1929 г. в Лондоне начались обсуждения условий нормализации.
Позиции сторон сильно разнились: британская сторона предлагала начать с обсуждения спорных вопросов, советская — настаивала прежде всего на установлении дипломатических отношений. Переговоры были прерваны. Они возобновились только в сентябре, и 1 октября 1929 г.
дипломатические отношения были восстановлены.
Архивные документы показывают, что трудности на переговорах были связаны с жесткой линией, которую предписывал советской дипломатии Сталин. В конце августа 1929 г.
он требовал «разоблачать» лейбористское правительство, апеллируя «к лучшим элементам рабочего класса всего мира», провоцируя «революционную» критику к адрес Макдональда, которая, по мнению Сталина, должна была служить средством политического воспитания рабочих всех стран «в духе антиреформизма».
Источник: https://diphis.ru/otnosheniya_sssr_s_zapadnoevropeyskimi_derjav-a1058.html
Trojden | Начало «холодной войны»
Общая проблема. Приобретения и потери завершающих лет сталинской эпохи.
Проблема. Что изменилось в мире после войны? Какую роль в этих изменениях сыграл СССР?
Вспомните значение понятий: «холодная война», «план Маршалла», НАТО, социалистический лагерь, СЭВ.
Ответьте на вопросы. 1. Чем характеризуются понятия «страны Запада» и «страны Востока» применительно к периоду «холодной войны»? 2. Что такое «железный занавес»? 3. Какие международные организации, возникшие в 1940—1950-е гг., вы знаете?
Отношения с бывшими союзниками. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро исчезать.
В выступлении бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля в американском городе Фултоне (март 1946 г.), в послании к Конгрессу президента США Г. Трумэна (февраль 1947 г.), а также в ряде секретных документов были сформулированы две стратегические цели Запада по отношению к СССР.
Первоочередная: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма»), Перспективная: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться её ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»).
При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства.
ИЗ АРХИВА
Из речи У. Черчилля в Фултоне (1946)
Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин… Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость.
Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…
Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил.
Как определяет У. Черчилль внешнеполитические цели СССР и стран Запада? Можно ли считать подобный подход обоснованным?
СССР, в свою очередь, стремился как можно быстрее укрепить влияние на освобождённые Советской армией страны. При этом И. В.
Сталин питал надежду, что в условиях, когда на конференциях «большой тройки» был де-факто признан новый раздел мира на сферы интересов великих держав, ему удастся добиться своей цели без ухудшения отношений с западными партнёрами, сохранив с ними взаимовыгодное сотрудничество.
По мере того как эти надежды исчезали, формировалась ещё одна внешнеполитическая установка. Стареющий кремлёвский диктатор вынашивал мысль мобилизовать военно-экономическую мощь советского блока для распространения его влияния на новые регионы мира. Так, на секретном совещании в Кремле в январе 1951 г.
И. В. Сталин заявил, что существует возможность «установить социализм по всей Европе» в течение «ближайших четырёх лет» и что этой цели должна быть подчинена политика возглавляемых коммунистами стран.
До сих пор среди российских и западных историков нет единого мнения о виновниках «холодной войны». Проанализировав действия противостоявших сторон, дайте свой ответ на вопрос: насколько каждая из них ответственна за новый раскол мира?
Реализация намеченных бывшими союзниками внешнеполитических курсов за короткий срок до предела осложнила международную обстановку, ввергла мир в состояние «холодной войны» и гонки вооружений.
Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-11-class-base-level-levandovsky-2013/29
Пособие по истории Отечества
Совещание по безопасности и сотрудничеству вЕвропе
В сфере международных отношений 1970-е гг. прошли под знаком растущего авторитета ивлияния СССР.
Важнейшим событием международной жизни 1970-x гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной Республикой в 1964 г. В 1966 г.
ее поддержал XXIII съезд КПСС, поручив советскому руководству добиться ее претворения в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены Варшавского Договора. В 1969 г.
идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы.
Серьезное препятствие мешало этому: нежелание ФРГ признать послевоенные границы в Европе. В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы. Федеральным канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт.
Новое западногерманское правительство пересмотрело «восточную политику», приняв во внимание послевоенные реальности. Крупным шагом на этом пути стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г.
, обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. ФРГ навсегда отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области. В обмен Вилли Брандт добился от ЛИ.
Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия. Подобные договоры были заключены ФРГ с ПНР, ЧССР, ГДР.
В 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией.
Четыре государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ, и последняя должна свернуть в этом городе политическую деятельность. Путь к совещанию был расчищен. Оно проходило в 1973-1975 гг. и завершилось в Хельсинки встречей руководителей 35 государств Европы, США и Канады.
Главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях.
Таких принципов было десять: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться «Хельсинкским процессом» или движением СБСЕ (с 1990 г. — ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Советское руководство расценило Хельсинское совещание как свою крупную победу. Хельсинки-7 5 стали логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны и, прежде всего, США признали рост сферы влияния СССР на Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока.
Отношения между СССР и США
Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг.
американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг.
вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.
В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.).
Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору.
В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний — Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г.
о подземных ядерных взрывах в мирных целях.
Отношения СССР с социалистическими странами
В 1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества» (cтраны, вошедшие в СЭВ и ОВД). Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира.
Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г.
в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.
На фоне расширения сотрудничества со странами содружества резким диссонансом выглядели советско-китайские отношения, которые прежде определяли мощь социалистической системы. Из недружественных они стали враждебными. В конце 1960-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и монгольско-китайской границе значительные силы.
Это было вызвано вооруженными нападениями Китая на советскую территорию весной 1969 г. (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам.
Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не изменилась. В начале 1980-х гг. новый лидер Китая Дэн Сяопин сформулировал очередные «препятствия» на пути нормализации отношений между КНР и СССР.
Их было три: 1) советские войска в МНР и на советско-китайской границе; 2) поддержка Советским Союзом вьетнамского военного вмешательства в Кампучию; 3) советские войска в Афганистане. Подход к решению этих проблем намечался во второй половине 1980-х гг.
Во второй половине 1960-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А.Дубчеком. Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А.
Дубчек стал инициатором строительства новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом». На практике это привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из «социалистического содружества». Ведущей стала ориентация на Запад.
(Во многом это напоминало попытку венгерского правительства И.Надя в 1956 г. начать построение системы демократического, рыночного социализма). По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран.
Новое руководство во главе с Г.Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР.
Острый кризис системы содружества разыгрался также в конце 1970-х гг. в Польше. Рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ.
Советский Союз принял политическое участие в разрешении кризиса. В 1981-1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.
Тем не менее, польский кризис явился началом распада социалистической системы в Европе.
Международная напряженность на рубеже 1970-1980-х гг.
На рубеже 1970-1980-х гг. международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). В 1979-1980 гг. США развернули широкую кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия.
Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада. Тогда новое руководство США во главе с президентом Р.Рейганом приняло решение разместить в Западной Европе крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзников. Ракеты были размещены в 1983-1984 гг.
на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия руководства этих стран.
В свою очередь и СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силой. В конце 1979 — начале 1980 гг. руководство СССР откликнулось на неоднократные просьбы руководителей Демократической республики Афганистан оказать военную помощь в проведении «революционных» преобразований в обществе и защите страны от возможной интервенции.
СССР оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА. Введя войска в Афганистан, Советский Союз оказался в международной изоляции, как США во время «вьетнамской войны». Абсолютное большинство стран — членов ООН решительно осудили советский метод решения «афганского вопроса».
Широкомасштабная военная помощь оппозиции со стороны США и их союзников стала приносить СССР ощутимые человеческие и материальные потери.
В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (на Западе их называли «СС-20»). Предпринятые сверхдержавами шаги сломали европейскую разрядку, нарушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте.
Почти все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный по инициативе США в 1949 г.
, который и прежде жестко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий.
СССР, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запада по стратегическим поставкам.
В конце 1970-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую кампанию, втягивая в нее неполитические общественные силы. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве, не прислав на нее своих представителей.
В ответ по инициативе ЧССР социалистические государства в знак протеста против размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа бойкотировали XXIII Олимпийские игры 1984 г. в США. Антисоветские кампании в мире усилились осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом.
Тон ей задал президент США Р.Рейган, назвавший Советский Союз «империей зла». Льды «холодной войны» сомкнулись.
Источник: http://redstory.ru/education/posobie/123.html