Ольвия и тира

Ольвия

Опубликовано: Ноябрь 6, 2014
В начале VI в. до н. э. на правом берегу Бугского лимана выходцами из Милета был основан город Ольвия. Сейчас на этом месте расположено с. Парутино.

Город был удачно расположен на берегу Буга и недалеко от устья Днепра, которые связывали его с внутренними степными районами, населенными скифами-земледельцами. Ольвия начала расти от берега Буга, где находи­лась гавань и источники питьевой воды. Город делился на ниж­ний и верхний, расположенный на вершинах холмов.

Раскопки показали, что значительная часть верхнего города была застроена жилыми домами и ремесленными мастерскими. Здания возводи­лись из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте. Ольвия имела правильную планировку, территория ее была разбита на кварталы, улицы пересекались под прямым углом.

В центральной части верхнего города находилась площадь, от которой отходила главная городская магистраль.

Раскопки показали, что территория Ольвии значительно расширилась в IV в. до н.э.. Тогда город был обнесен, крепостной стеной с башнями, в северной его части находились главные городские ворота.

В центре города был возведен храм и поста­мент для вывешивания вырезанных на мраморных плитах декре­тов. На площади располагались торговые ряды. Недалеко от площади (агоры) под открытым небом находился греческий театр.

Обратите внимание

В результате раскопок в Ольвии были открыты подвалы и специальные склады для зерна. Хлеб был основным продуктом, поступаюим в закрома города от скифов в обмен на ремесленные изделия.

О торговле Ольвии с другими народами мы узнаем по находкам монет и черепкам от глиняных сосудов с клеймами. Жители Ольвии вели оживленную торговлю с Милетом, с остро­вами Родосом и Самосом. Из городов, расположенных на мате­рике, больше других с Ольвией торговал Коринф. В V в. до н. э. картина торговли меняется. В это время среди археологических материалов резко возрастает количество изделий, привезенных из Аттики. Вместе с керамической посудой в Ольвию ввозились вино и оливковое масло, ткани и прочие изделия греческого ремесла, Ольвия поставляла в греческие города хлеб, скот, рыбу и рабов.В Ольвии постоянно жили торговцы, закупавшие товары. Жителя» городов, с которыми Ольвия вела постоянную торговлю, предоставлялись определенные привилегии. На одной каменной плите найденной во время раскопок в центре города, написано о льготах, которые предоставлялись жителям Афин, приезжавшим с торговыми целями в Ольвию.В VI в. до н. э. Ольвия стала крупным ремесленным центром Особенно большого развития здесь достигло металлобрабатывающее и керамическое производство. Очень высоко ценились ольвийские предметы вооружения и ювелирного производства. Многие украшения делались для продажи скифам или выполнялись по заказам знатных скифов. Значительного развития достигло керамическое производство и прежде всего изготовление глиняной

посуды и тары под продукты, которые широко использовались как греками, так и скифами. В бывшей ольвийской гавани археологами открыты остатки мастерских для ремонта судов и нескольких складов для товаров, развалины гончарных и ювелирных мастерских.

В III в. до н. э. в Ольвии было закончено сооружение крепостной стены и городского водопровода. Вода подавалась в город по гончарным трубам. Раскопки показали, что улицы были мощены плоскими плитами, вдоль домов устраивались специальные стоки для дождевой воды. В результате раскопок жилых домов раскры­та картина имущественного неравенства жителей города. В III в. в Ольвии появились богатые дома со сложной планировкой. В верхней части города открыты остатки большого дома, в кото­ром главный, внутренний двор был окружен колоннами и имел красивую мозаичную вымостку из разноцветной речной гальки. В это время многие горожане жили в двухэтажных домах.

Здесь существовала республиканская, демократическая форма правления, так называемая рабовладельческая демократия. Все дошедшие до нас законы, изданные в Ольвии и начертанные на мраморных плитах, исходили от имени совета и народного собра­ния жителей города.

Улица в Ольвии, ведущая к Северным воротам. Реконструкция С.Д.Крыжицкого

В конце IV в. до н. э. Ольвия была осаждена одним из полко­водцев Александра Македонского — Зопирионом. Однако ему не удалось взять хорошо укрепленный город, и он снял осаду. Но у города была другая опасность: его часто беспокоили скифы. В конце III в. до н. э. отношения Ольвии с соседями-скифами обостряются.

Эти отношения стали еще более напряженными в результате продвижения в Причерноморье сарматских племен. О тревожном положении, в котором оказался город, говорит один эпиграфический памятник — почетная надпись в честь ольвийского гражданина Протогена.

Богатый рабовладелец Протоген был удостоен почетного декрета за неоднократную помощь род­ному городу. Из текста следует, что он давал городу большие суммы денег и восстановил за свой счет городские укрепления.

Этот документ свидетельствует не только о затруднительном военном и экономическом положении города, но и выделении чрезвычайно богатых граждан, которые могли покрывать часть городских расходов из своих личных средств. Город фактически находился в экономической и политической зависимости от знати.

Во II веке до н. э.

в Ольвии распространяются монеты с изображением скифского царя Скилура. Появление их не случайно: город попал в зависимость от скифского государства. Несколько позже Ольвия испытала разрушительное нападение со стороны фракийских племен — гетов, которые, захватив город, подвергли его страшному разорению.

Важно

После этого Ольвия уже не смогла оправиться от поражения. Постоянная опасность разорения, воен­ные столкновения привели к тому, что значительная часть торго­вого населения покинула его пределы, многие погибли во время войны с гетами. Город был разрушен.

Статер из Ольвии, 4 век до н.э.

Однако раскопки показали, что поражение не привело к пол­ному исчезновению города. Ольвия опять отстраивается. Но восстановленный город был не похож на прежнюю цветущую Ольвию.

Новый город занимал не более трети прежней его тер­ритории, причем теперь в нем жили не столько греки, сколько скифы. Восстанавливалась Ольвия в основном соседними скиф­скими племенами, заинтересованными в греческой торговле.

Город первых веков нашей эры так и не смог вернуть себе былую славу.

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР

 

От: TrofimovA,  

Скрыть комментарии (0)

  • Древняя Москва (Археология Москвы)

Источник: http://www.barabass.ru/articles/p2_articleid/650

Ольвия: античный город на берегу Днепро-Бугского лимана

Древнегреческая колония Ольвия в Николаевской области является одним из самых популярных туристических объектов. Раскопки под открытым небом, музей и красивые степные пейзажи на берегу Днепро-Бугского лимана привлекают любителей истории.

«Счастливая» древнегреческая колония 

Древний город Ольвия располагался на землях Причерноморья с шестого по четвертый век до нашей эры.

Колонию основали выходцы из Милета, переплывшие на кораблях Понт Эвксинский (так греки называли Черное море). Слово «Ольвия» переводится как счастливая.

И, действительно, в городе мирно уживались эллины и скифы, процветали ремесла, торговля, культура. Расцвет колонии пришелся на пятый век до н. э.

Древняя Ольвия была не единственной греческой колонией на причерноморских землях. До нашего времени сохранились остатки поселений в Белгород-Днестровском (Тира), Севастополе (Херсонес Таврический), Евпатории (Керкинитида), Черноморском (Калос-Лимен), Керчи (Пантикапей). Сейчас это популярные туристические объекты.

История Ольвии заинтересовала ученых, получивших в свое распоряжение дошедшие до нас древности. Они частично восстановили быт древних греков, рассказав о жизни полиса. Раскопки Ольвии начались в двадцатых годах прошлого века. Археологи изучали руины древнегреческого города, обнаруженные возле села Парутино на берегу Днепро-Бугского лимана.

Раскопки Ольвии

Основная часть построек была раскопана на прилегающих к лиману землях, часть находок поднята с речного дна. И сейчас, купаясь в лимане или прогуливаясь по берегу, можно обнаружить глиняные ручки от амфор и сосудов, расписанные черепки и прочую старинную мелочь.

Совет

Как было заведено у древних греков, город делился на верхний, средний и нижний (имел форму неправильного треугольника). Археологи нашли сердце греческого полиса — агору. Были обнаружены Западный и Восточный теменосы (места поклонения божествам). Ученые раскопали остатки башен и стен, окружавших Ольвию, двойные ворота закрывавшие вход в город.

Часть нижнего города затоплена водами лимана и пока недоступна для исследований. Предполагается, что именно там находится амфитеатр Ольвии, его все еще не нашли.

До наших дней сохранились руины храмов, посвященных Зевсу, Аполлону и Асклепию, этих богов больше всего почитали ольвиополиты. Перед храмом Аполлона находился небольшой алтарь, он хорошо сохранился. В наше время его символично поливают вином.

На большой территории разбросаны фундаменты домов горожан, общественных построек и мастерских. Частично сохранился даже городской некрополь. Все это можно увидеть во время экскурсии по Ольвии.

Культурные ценности, предметы быта (амфоры, килики и прочую утварь) можно увидеть в небольшом музее Ольвии. Там же хранятся древние статуи, барельефы, надгробные плиты. Самые большие объекты выставлены под открытым небом (возле маяка, построенного в 19 веке). Самые ценные находки и золотые украшения хранятся в музеях Украины и России.

На территории поселения был создан историко-археологический заповедник Ольвия. Раскопки продолжают по сей день. Для экскурсионных групп доступна законсервированная часть раскопок, в том числе и подземные сооружения. К сожалению, на раскопках активно работают и «черные археологи» вывозящие из страны исторические ценности. Так что территория заповедника находится под вооруженной охраной.

Заповедник Ольвия и остров Березань

Вход в заповедник Ольвия платный. Приобрести билеты и заказать экскурсию можно в кассе. Самое лучше время для посещения заповедника с начала мая и до середины октября.

В мае перед туристами предстает цветущая Ольвия, экскурсии проходят по раскопкам утопающим в маках и зеленой траве. Основные объекты экспозиции снабжены указателями с наименованиями и датами.

Обратите внимание

Подробнее о достопримечательностях и истории и Ольвии можно узнать от экскурсоводов.

На территории заповедника есть уникальная фисташковая роща. А на берегу лимана, в тени деревьев, есть родник с питьевой водой, возле него можно поставить палатку и провести выходные на природе. Таким образом совместив поездку в древнегреческий город Ольвия и отдых на берегу лимана.

В состав заповедника Ольвия входит расположенный неподалеку остров Березань, на нем также проводились археологические раскопки. Ученым удалось обнаружить еще одно греческое поселение, основанное жителями Милета.

Оно появилось раньше Ольвии и получило имя Борисфинида – по названию реки Борисфен (древнегреческое название Южного Буга). Самыми интересными находками стали святилище Афродиты, богини любви, и Ахилла Понтараха. Кроме того, на острове нашли следы пребывания древних шведов. Предполагается, что через Березань проходил путь из варяг в греки. Если есть возможность, следует посетить остров.

Много лет подряд на территории заповедника проходил фестиваль авторской песни, греческой культуры и туристического отдыха «Ольвия».

Двухдневная программа включала соревнования музыкантов, певцов и бардов из разных стран, парусную регату по Южному Бугу и конкурс красоты «Ольвийская Афродита». Фестиваль проходил в конце августе.

С наступлением темноты над Ольвией был виден Млечный путь, можно было наблюдать за падающими звездами и загадывать желания.

Как добраться в Ольвию из Николаева или Одессы

Основным видом транспорта, проезжающего по улицам Парутино, являются туристические автобусы. Автобусные экскурсии в Ольвию из Николаева очень популярны, их предлагают практически все городские турагенства. Такие же предложения можно найти на сайтах туристических бюро Одессы. Причина такой популярности – географическая близость и популярность Ольвии.

Важно

Из Николаева можно доехать на автомобиле по Одесскому шоссе, свернуть на Очаковскую улицу (район Варваровка). Дальше трасса идет через Большую Корениху, Старую Богдановку до села Парутино. К заповеднику ведет поворот с Ольвийской улицы (ехать в сторону реки).

Из Николаева до Парутино можно добраться на рейсовом автобусе с автостанции «Дачная». Автобус идет несколько раз в сутки (в интернете можно найти расписание, узнать стоимость и приобрести билет).

Источник: http://world-of-adventures.ru/nimrali/olviya-antichnyj-gorod-na-beregu-dnepro-bugskogo-limana/

Древняя Ольвия – шанс заглянуть в античность

Николаевщина, кроме природных заповедников и рекреационных зон, манит туристов еще и своими археологическими объектами и древностями: именно здесь сохранились остатки древнегреческого города, просуществовавшего тысячу лет — со второй четверти VI века до нашей эры до 70-х годов IV века нашей эры. Поэтому сегодняшний наш рассказ — о древнем государстве античной эпохи — Ольвии. Уже много десятилетий она притягивает к себе многочисленных любителей истории и заслуженно считается жемчужиной Николаевщины и всей Украины.

МЕСТО, КОТОРОЕ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ

Ольвия — самый интересный и самый крупный археологический объект на Украине, настоящий рай для любителей старины. Огромный полис Античной Греции на краю Ойкумены, за пределами которой, в представлении древних греков, были только вечная темнота и царство хаоса. Сейчас, после оккупации Россией Крыма, на территории Украины античных полисов осталось только два – Ольвия и Тира.

Ольвия как город-государство просуществовало около тысячи лет. Его основали выходцы из древнегреческого города Милет (остатки которого сейчас находятся на территории Турции). Им понравилась местность возле современного Южного Буга, который они называли Гипанисом. Эта территория была хорошо защищена: с одной стороны – река, с других – глубокие балки.

Сегодня «Ольвия» — это историко-археологический заповедник Национальной академии наук Украины, основанный еще в 1926 году. За это время в результате научных исследований было раскопано около пяти гектаров его территории.

Читайте также:  Оценка положения в ссср западными державами

Археологам посчастливилось открыть два теменоса – священные участки с остатками храмов и алтарей, центральную площадь города – агору с окружающими сооружениями. А еще здание суда, жилые кварталы и оборонительные стены. Заповедник ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Здесь есть музей, фондохранилище, научная библиотека.

Из собственных наблюдений могу сказать, что Ольвия — одно из тех мест, куда тебя тянет какая-то непреодолимая сила.

Если попал сюда, то получаешь невероятный душевный подъем уже от того, что стоишь среди этих величественных руин, которые удивительно сочетаются с цветущей всеми цветами радуги степью и омываются ласковыми водами Бугского лимана.

Видимо, недаром название Ольвия означает “счастливая”. Основатели города верили, что она принесет им счастье, достаток и защиту от варваров.

«Уцелевших зданий в Ольвии практически не существует, хотя древние греки строили достаточно прочные постройки. Но то, что осталось после набегов кочевников, разобрали их потомки. Из ольвийских каменных плит был построен Очаков, остров Майский и многое другое.

300 лет назад турки вывозили «ольвийские» материалы на кораблях.

Совет

Кроме того, в соседнем селе Парутино чуть ли не в каждом дворе есть несколько здешних камней», — рассказывает руководитель региональной Черноморской сети общественных организаций, член совета Национального экологического центра Украины, Заслуженный природоохранник Украины Олег Деркач.

Поэтому сейчас туристы могут увидеть лишь то, что за последнее столетие раскопали археологи. А они поработали на славу.

Взору посетителей открываются остатки римской цитадели, нижний город, фрагменты водопровода и оборонительная стена, которая в некоторых местах достигает 5-метровой толщины. Кроме того, достаточно неплохо сохранилась и часть некрополя.

Следует отметить, что практически все соседнее село Парутино построено на территории древнего греческого некрополя. Причем, если сама Ольвия занимала площадь 50 гектаров, то территория некрополя в десять раз больше.

Археологи утверждают, что Ольвия среди других объектов уникальна тем, что это единственная исключительно античная достопримечательность, на территории которой не найдено следов других исторических периодов.

Это дает возможность проследить и подробно Здесь добыли такое количество артефактов, с которым не может сравниться ни одна другая местность в Украине. Причем, они в очень хорошем состоянии, хорошо сохранились.

Но, к сожалению, подавляющее большинство их сегодня радует посетителей Британского музея, Эрмитажа, Киевского, Одесского и других музеев Украины и мира.

Но несмотря на это, заповедник «Ольвия» имеет собственный музей, фонды археологических материалов (более пятидесяти тысяч единиц хранения), научную библиотеку, экспозицию архитектурно-строительных остатков античного времени. Здесь экспонируются остатки жилых кварталов, Западного и Центрального теменосов, погребальных склепов и тому подобное.

Обратите внимание

В местном музее также собраны интересные экспозиции. Это монеты, как круглые, так и в форме дельфинчиков, культовые фигурки, украшения. Особенно много разнообразной посуды. Дело в том, что в Ольвии посуда была показателем благосостояния и нею определялся социальным статусом его владельца.

В те времена существовала традиция: ольвиополиты ходили в гости со своей посудой для вина.

Древние греки даже придумали замысловатое устройство для одновременного наполнения вином трех чаш. В то время посуда, привезенная из Греции, стоила дорого. Поэтому когда она билась, ее скрепляли свинцовыми скобками.

Греки много торговали, поэтому у них важное место отводилось амфорам. Современники этот сосуд считают неудобным, но тогда он был универсальным, а пользовались ним три тысячи лет. Амфоры служили своеобразными холодильниками.

Наполненные питьем или едой сосуды закапывали в землю и так хранили. Их также удобно перевозить в трюмах судов.

«К сожалению, в местном музее посетители не увидят ни драгоценных металлов, ни более-менее ценных изделий из керамики. Все они давно вывезены. Зато туристы, гуляя по территории заповедника, могут сами найти фрагменты древней керамики, а если повезет, то и монеты той эпохи», — говорит Деркач.

В свое время Ольвия была богатым городом. Но это, как и выгодное ее расположение, привлекало захватчиков. От некоторых удавалось отбиться. Как, например, от одного из полководцев Александра Македонского – Зопириона. С другими, например, со скифами, удавалось договориться и вести взаимовыгодную торговлю. Но с течением столетий окружающая обстановка становилось все более враждебной.

В какое-то время Ольвия становится римской провинцией. И римляне для защиты города присылают свой гарнизон. Но впоследствии он покинул город и для Ольвии наступили тяжелые времена. Город был разрушен варварскими кочевыми племенами.

В государство Ольвия, кроме самого города, входили и его сельскохозяйственные окрестности – хоры. Пешеходные прогулки по этим живописным местам и сегодня привлекают невероятными пейзажами: глиняные обрывы, курганы, остатки скал, дикие маленькие пляжи, террасы, осыпи…

«Ольвийская хора», с точки зрения исторической, культурной и археологической, не менее ценная, чем сам заповедник. Меня всегда вдохновляют эти невероятные берега лимана, которые растянулись на много километров, с восхитительной неповторимой природой. Одно только цветение ирисов чего стоит.

Важно

Только здесь, в этом месте, их насчитывается 12 цветов, такого больше нигде нет. Это очень красиво. Но в последние годы сюда, как магнитом, тянет черных археологов. Они копают всюду, все поля перерыты. Время от времени здесь можно наткнуться на остатки разбитой посуды, керамики…

», — рассказывает Олег Михайлович.

О ВДОХНОВЕНИИ И ФЕСТИВАЛЕ КАРАСЯ

Ольвия вдохновляет и творческих людей: сюда на пленэры приезжают художники, здесь пишут свои стихи поэты. Скажем, в свое время украинский писатель Валентин Чемерис написал про это место исторический приключенческий роман «Ольвия».

В нем описывается война между скифами и могучим войском персидского царя Дария, которая шла в конце VI века до н.е.

На фоне войны разворачивается история трагической жизни юной гречанки Ольвии, которую по воле отца выдали замуж за правителя скифов Тапура.

Известные николаевские художники – Татьяна и Владимир Бахтовы — так влюбились в эти места, что уехали из шумного города и поселились в селе Парутино – в непосредственной близости к Ольвии. Они на протяжении многих лет собирают книги, публикации об Ольвии, пишут картины.

Владимир Бахтов не только известный график, мастер лэнд-арта и исторической реконструкции с помощью гелиографити (рисование огнем), а еще и знаток Ольвийской истории. Его еще называют «художником пространства».

«Ольвия для нас — это огромная мастерская, которая не перестает вдохновлять», — утверждает художник.

Он был одним из тех, кто выдвинул идею создать рядом с заповедником городок, где можно было бы расположить площадки для музыкантов, ремесленников, проводить мастер–классы.

Посетитель мог бы пожить некоторое время в таком поселении, переодевшись в соответствующую одежду, отведать блюд, увидеть, как делаются вещи, подобные тем, которые есть сейчас в музее, и попробовать их изготовить собственноручно.

Подобную реконструкцию археологического поселения он видел в Европе.

Совет

В Украине уже есть несколько таких реконструкций, но они связаны с эпохой средневековья и более поздними периодами. Эпоха античности в них, к сожалению, пока не представлена.

О том, что мы еще недостаточно умеем привлекать частный бизнес в туристическую сферу, говорит и Деркач, он приводит такой пример: «В свое время мне пришлось побывать в Стоунхендже (кромлех, то есть каменный круг, состоящий из нескольких колец из огромных камней, расположенный в Англии на холмистой пустоши возле города Солсбери — авт).

Хочу отметить, что это сравнительно небольшая площадь и ничего слишком особенного в ней нет. Но она манит туристов, как магнитом. Вход туда относительно недорогой, но там есть магазин с огромным количеством различных сувениров, купить которые можно только здесь и нигде больше. Пройти мимо и не купить что-то на память просто невозможно. Они на этом хорошо зарабатывают.

Например, мы за вход заплатили по 2,5 фунта стерлингов, и еще по 30 – за сувениры».

Кроме древней Ольвии, в этой местности есть и достижения современности, которыми можно развлечь туристов. Здесь расположено полтора десятка ветряков «Очаковской ВЭС». Многим нравится фотографироваться здесь, интересоваться устройством огромных машин.

Более того, по словам начальника управления по вопросам молодежи и туризма Николаевской ОГА Александра Максименко, сейчас продолжаются переговоры с компанией «Ветряные парки Украины», чтобы позволить туристам подниматься на верхушку ветряков.

Ведь там внутри уже есть специальные лифты, и если на них подняться наверх, на смотровую площадку, то перед глазами откроется невероятный вид на степь, лиман и древнюю Ольвию.

Кроме того, на соседней Волошской косе расположена база отдыха, где можно покупаться, позагорать и порыбачить.

Обратите внимание

Кстати, о рыбе. Этим летом неподалеку от Ольвии, в селе Ивановка состоялся Фестиваль карася. Это очень интересное мероприятие. Местные жители позиционируют эту рыбу как «крутую гастрономическую фишку».

Они много ее ловят, готовят из нее большое количество блюд, которыми и поделились на фестивале с гостями.

Сельская община даже планирует установить памятник карасю, чтобы привлекать большее количество туристов в свое село.

Словом, эти места поражают неповторимой красотой, таинственностью, богатым прошлым. Побывать здесь — значит пополнить свою эрудицию, познать историческое прошлое, набраться сил и вдохновения для дальнейшей работы.

Следующий рассказ проекта “Семь дней в регионе” — о курортной зоне Николаевщины – море и пляжах, где можно хорошо провести отпуск, отдохнуть и оздоровиться.

Алла Мирошниченко, Николаев

Фото Александра Кремко

Источник: https://www.ukrinform.ru/rubric-regions/2315425-drevnaa-olvia-sans-zaglanut-v-anticnost.html

Ольвия — античный город в Николаевской области

?

travel9life (travel9life) wrote,
2015-12-28 15:35:00 travel9life
travel9life
2015-12-28 15:35:00 Categories:

  • история
  • природа
  • общество
  • Cancel

В переводе с древнегреческого Ольвия переводится как «счастливая, богатая». Население древнегреческого города составляло 15 тысяч человек. Ольвия была одним из четырех крупных античных полисов Северного Причерноморья. Она просуществовала с 6 века до нашей эры по 4 век нашей эры. Ольвия была основана переселенцами из Милета – сейчас этот город находится на территории Турции. До греков здесь жили скифы, и против такого соседства последние возражать не стали. Легенда гласит, что им очень понравилось вино, которое привезли с собой переселенцы.

Через некоторое время после высадки милетяне обратились к оракулу, который и выбрал такое название городу, назвав его счастливым городом. Правда, в это время уже были известны природные богатства выбранного для колонии края, и оракул знал, о чем говорил.В 1 веке нашей эры Ольвия стала римским городом, который был уничтожен гуннами.

Оставшиеся в живых покинули эти места. Город несколько раз восстанавливался, но прежнего расцвета больше не достигал. Ольвия упоминалась в трудах Геродота, Страбона, Плиния старшего. Она торговала с Грецией, входила в Афинский союз. Население занималось ремеслами, рыбалкой и земледелием.

Ольвия была центром поставок вина, оливкового масла, тканей, украшений, посуды и предметов роскоши.

Важно

В 1926 году Ольвию объявили государственным заповедником. На территории по сей день проводятся раскопки.

Сохранился главный алтарь, центральная площадь, фундаменты храмов и жилых домов, остатки рынка, склепы, элементы оборонительных сооружений, дорог и многое другое.

Продолжаются поиски театра, но он может быть затоплен лиманом, как и около трети территории древнегреческого города. По словам археологов, раскопано не больше 1/80 Ольвии.

На территории заповедника работает музей, который находится в небольшом здании старого маяка. Можно посмотреть на находки времен существования Ольвии – амфоры, детские захоронения в амфорах, терракоты и многое другое.

Остатки жилого квартала. После того, как греки освоились на новом месте, они начали строить дома по классической греческой схеме. Все внутренние помещения находились по двум, трем или четырем сторонам прямоугольного или квадратного внутреннего двора. В богатых домах присутствовали портики с колоннами, жители с более скромным доходом делали колонны из дерева, а дома бедных не имели колонн и портиков.Окна и двери выходили только во внутренний двор, кроме одной входной двери. На улицах жилых кварталов можно было увидеть только глухие стены и заборы. Дома тесно примыкали друг к другу, улицы были тесными — около 2-3 м. Городские власти следили за тем, чтобы входные двери домов открывались только внутрь, чтобы не мешать проходу или проезду по тесным улочкам жилых кварталов.

Виды на лиман и ту часть заповедника, в которой сейчас идут раскопки.Остатки оборонных сооруженийКурган Зевса. В склепе под ним были похоронены знатные жители Ольвии.Храмы Зевса и АполлонаАлтарь в священном месте Теменос. Теменос — участок, который отводится для служения божеству. Считалось, что находясь в таком месте, человек может ощутить присутствие божества.Водопровод. Канализация тоже была во всем городе.Гимнасий. Здесь обучали наукам и искусствам, а также занимались физической подготовкой учеников и проводили соревнования. Воспитательно-образовательное учреждение из Древней Греции. Кстати, с греческого слово gymnos переводится как «обнаженный» — физическими упражнениями здесь занимались без одежды. Для взрослых жителей гимнасий был чем-то вроде клуба, где можно было послушать выступления философов, обменяться новостями и т.д. В гимнасии был бассейн, комнаты для натирания маслом, умывания и т.п.Покровителями гимнасиев считали Геракла и Гермеса. Кстати, если верить греческой мифологии, Геракл был в низовьях Борисфена, возможно, побывал и в Ольвии.Агора — рыночная площадь, центр деловой и общественной жизни города. Она имела и торговые функции, и административные. Кстати, практически везде, куда ни глянь, на земле лежат черепки. Практически в любых кустах лежат куски древнегреческих амфор, и возле агоры их больше всего. Нам посчастливилось найти верхнюю и нижнюю часть амфор, и до этого впечатляющего события мы еще сомневались — ну не могут же старинные черепки вот так валяться прямо на тропинках. Оказалось, что могут, и такие находки можно брать на память — столько негодных осколков музею не нужно, на выходе даже подарили еще несколько осколков с остатками рисунков.

Читайте также:  Исаврийская и аморийская династии. иконоборчество (717-867)

Землянка самых первых поселенцев ОльвииКурган Еврисии и Ареты, под ним тоже находится склеп.
Игра света в правом нижнем углу очень похожа на привидение)Заповедник Ольвия находится в пос. Парутино, около 40 км от Николаева.Ольвия работает с 9:00 до 19:00, без выходных, в зимнее время график работы может меняться.

Цена билета около 15-25 гривен.

Источник: https://travel9life.livejournal.com/11122.html

Ольвия. Город счастья на берегу лимана

Белоснежные каменные стены над водой. Блеск шлемов часовых. Крики торговцев с агоры. Галдеж чаек. Плеск волн. Скрип корабельных канатов. Такую картину застал бы путешественник, случись ему побывать на берегу Бугского лимана в период с 4 века до н. э. по 4 столетие н. э.

Он бы увидел самый Счастливый город в Причерноморье. Ольвию. С тех пор прошло не одно столетие. Давно разрушен прекрасный город. Но мы все равно можем увидеть кусочек его красоты. Благодаря археологам – людям, вернувшим древнюю историю.

История Ольвии

«Ольбия» (прямой перевод с греческого – «Счастливая») была основана выходцами из Милета (Малая Азия) в первой половине 6 века до н. э., во время Большой Греческой колонизации. Сперва на острове Березань возникла Борисфенида, а через столетие пришла пора и нашей героини.

Основатели знали, где ставить город. Высокие холмы, полноводные Днепр и Южный Буг, наличие естественных преград – балок и оврагов, преграждающих путь степнякам, уйма рыбы, плодородная земля, мало аборигенов.

Две террасы, Верхний и Нижний город. Крепкая стена. Цитадель. Водопровод.

И для торговли место было – лучше не придумаешь. Ольвиополиты оседлали один из самых удобных путей из Греции в Европу. И воспользовались этими преимуществами с умом.

Со временем, на пике своего могущества, население Ольвии достигает 20 тысяч человек, живущих на территории около 50–55 га. Не забываем и о множестве сельских поселений, обеспечивающих город зерном и выращивающих его на продажу.

Затем произошла куча событий, включая визит Отца Истории, осаду македонским полководцем Зопирионом, скифский протекторат, подчинение Митиридату Понтийскому, разгром войсками гето-даков, включение в состав Римской империи, разорительное нашествие готов.

В третьей четверти 4 века, просуществовав почти тысячу лет, жизнь в Ольвии угасает.

И лишь в конце 18 века потомки находят месторасположение города, оказавшего немалое культурное влияние на судьбу региона. А в середине следующего столетия здесь состоялись первые археологические раскопки, вошедшие в систему в начале 20 века и продолжающиеся до наших дней.

До сих пор открыта лишь треть древней Ольвии. Работы, как говорят археологи, еще минимум лет на 200.

К сожалению, несмотря на присвоение еще в 2002 году Историко-археологическому заповеднику «Ольвия» статуса Национального, его финансирование никогда нельзя было назвать щедрым. Что уж говорить об археологической экспедиции, сердце и крови Ольвии, обеспечивающей нас волшебными древностями. В последние годы государственные дотации на ее деятельность и вовсе устремились к нулю.

Совет

Выручали волонтеры и студенты, приезжающие на практику. Плюс не забываем о существовании «черных археологов», стремящихся опередить своих официальных коллег, перехватив у них все достойные внимания артефакты для продажи в частные коллекции. Пришлось даже нанимать вооруженную охрану. Как видим, проблем у заповедника выше крыши.

Но все же на сегодняшний день мы можем познакомиться с плодами усилий энтузиастов, увидев хотя бы кусочек древнего города.

Что можно увидеть в заповеднике «Ольвия»

Ольвийский заповедник находится в селе Парутино Очаковского района Николаевской области в 40 км от Николаева и в 30 км от Очакова.

Добраться можно либо рейсовым автобусом из этих городов, либо с организованной группой, собирающейся на турбазах или санаториях все тех же Очакова/Николаева/ Рыбаковки.

Экскурсия по Ольвии занимает около двух часов и стоит 20 грн. Это если в группе не меньше 10 человек. Услуги экскурсовода для одного человека выльются в полторы сотни усердно худеющих украинских денег. Будем честными, весьма по божески. Взамен вы посетите музеи с весьма интересными археологическими находками.

А также познакомитесь с фундаментами, подвалами, остатками стен жилых домов, террас Верхнего города, агоры, святилища-теменоса, гидросистемы, гимнасия, оборонительной стены, гончарных мастерских, суда-дикастерия.

И в качестве изюминки, с натуральными античными склепами «Евресивия и Ареты» – редкий случай, когда сохранились реальные имена тех, для кого строился склеп, – и «Зевсов курган».

Но самое главное – почувствуете неповторимую атмосферу древнего поселения, его улиц, попеременно овеваемых то степным, то морским ветром. Зданий, дававших приют философам и виноделам. Святилищ, помнящих дыхание греческих богов. Площадей, видевших товары со всего света. Стен, закрывающих путь вражеским воителям.

Атмосферу полиса, соединившего Античность и Степь. И, посетив Счастливый Город, возможно, сами станете чуточку счастливее.

В статье использованы фотографии Юрия Перебаева.

  • Исторические факты
  • Море
  • Зеленый туризм

Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/article/448_olyvija-gorod-schastyja.htm

Ольвия Понтийская: Город счастья и печали — dag.com.ua

Русяева А.С., Русяева М.В — 2004

В настоящей книге прослеживаются основные вехи исторического и культурного развития Ольвии Понтийской одного из крупнейших древнегреческих городов-полисов Причерноморья в VI в. до н. э.  — IV в. н. э.

Кратко рассмотрены вопросы формирования полиса и города, его высочайший расцвет, кризисные ситуации, гибель, возрождение и конец существования. Большое внимание уделено деятельности выдающихся политических лидеров в период демократической формы правления.

В книге освещены взаимоотношения Ольвии с эллинами, римлянами, скифами и сарматами. Особое место занимает характеристика духовной жизни ольвиополитов.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой античного мира.

Всем, кто оставил следы гуманного отношения
к памятникам Олъвии прекрасного города эллинской цивилизации на нашей земле.

ПРОЛОГ

Сама земля для эллинов союзница,
Ее оплот и сила граждан мужество.

Эсхил

Обратите внимание

На всех побережьях Черного моря в период Великой греческой колонизации в VIII-VI вв. до н. э. эллины основали множество городов. Однако не все они достигли столь высокого политического и культурного развития, как Ольвия.

Не застроенная в средневековое и новое время ольвийская земля, на территории которой сейчас находится Национальный историко-археологический заповедник «Ольвия», несмотря на прошедшие столетия и значительные разрушения как в древние, так и новые времена, все же сохранила многочисленные археологические и эпиграфические памятники.

Именно они помогают осветить ее многогранную материальную и духовную культуру, политическое и религиозное мировоззрение ее населения, дают представление о разных этапах ее исторического развития с VI в. до н. э. до IV в. н. э.

Этот многовековой промежуток времени в истории Ольвии принято делить на два главных периода: догетский, завершившийся почти полным ее разрушением гетами и бегством жителей около 55 г. до н. э.

, и послегетский, или греко-римский, связанный с возрождением, новым расцветом и окончательной гибелью от постоянных набегов варваров.

В свою очередь, наиболее заметные изменения в ее политической, социально-экономической и культурной жизни в определенной мере совпадают с главными этапами истории и культуры Древней Греции: архаическим, классическим, эллинистическим и римским, что свидетельствует о ее неразрывности и постоянной взаимосвязи с античным миром. Для Ольвии характерно длительное сохранение не только автономии, но и полисных традиций в совокупности с классической демократией афинского типа, ставшей образцом для создания современной демократии.

Ни в одном из древнегреческих городов Причерноморья еще не открыто такого большого количества разнообразных архитектурных и строительных остатков.

Воображение исследователей и экскурсантов поражают оригинальностью и декором два теменоса с храмами и алтарями, агора с торговыми рядами, стоя, гимнасий, многочисленные жилые кварталы с подвалами, оборонительные сооружения, благоустроенные улицы, водостоки, колодцы и природные источники, действующие до настоящего времени. При раскопках Ольвии найдены уникальные надписи и памятники разных видов искусства, в том числе и выдающихся мастеров Эллады.

Несмотря на то, что в сочинениях древних авторов Ольвия нередко упоминалась, ее точное местоположение было установлено лишь в конце XVIII в. После включения в состав Российской империи южных земель к расположенным там остаткам античных городов и некрополей резко возрос интерес ученых и любителей классических древностей.

Они совершили много путешествий в эти края с различными, в том числе и археологическими, целями. Благодаря находкам надписей, монет, остатков развалин и различных предметов греческой культуры, П.Сумароков и П.С.Паллас впервые локализовали Ольвию непосредственно к югу от с. Ильинское (современное с. Парутино Очаковского района Николаевской области) на правом берегу Бугского лимана.

Важно

В отличие от многих древних городищ, которые находятся на территории современных городов и сел или же под толщами средневековых культурных напластований, Ольвии посчастливилось. Основатели села заняли северную часть ее огромного по площади некрополя.

И хотя впоследствии жители упомянутого села в разное время в значительной мере разграбили городище и могилы, однако не смогли окончательно разрушить его культурные слои и лежащие под землей строительные остатки.

В первой половине XIX в., несмотря на то, что ольвийское городище посетили император Александр I и великий князь Николай Павлович будущий император Николай I, целенаправленные исследования его проведены не были. Интерес к Ольвии также проявляли хорошо известные личности: государственный канцлер граф Н.П.Румянцев, поэт К.Н.

Батюшков, митрополит Евгений и др. Исследовательница архивных материалов того времени И.В.Тункина недавно опубликовала множество интересных сведений. Из них приведем отрывок из письма Румянцева киевскому митрополиту Евгению за 1822 г.

: «Вам, конечно, известно, что славная Ольвия есть ныне одна из деревень графа Кушелева-Безбородки и поныне продолжает быть неисчерпаемым дном самых редких древностей.

Кажется с год тому назад сей молодой помещик, возвращаясь из нее в Петербург, заехал ко мне в Гомель отобедать и велел, удовлетворяя мое любопытство, вынуть из кареты большой мешок, единственно наполненный самыми древнейшими медалями», то есть монетами.

В ответном письме митрополит сообщал ему: «Много списков с монет, найденных в Ольвии, видел я и у Кёппена, который пишет огромное историческое разыскание о сем бывшем городе. А граф Кушелев-Безбородко напечатал уже и план сих развалин, который и у меня есть». Печально однако, что в поместье Стольном этот граф устроил грот, в котором находилось множество ольвийских памятников.

Сейчас поражает то обстоятельство, что при огромном интересе, проявляемом к Ольвии в то время, не была организована специальная археологическая экспедиция для проведения стационарных раскопок хотя бы в тех местах, где на поверхности городища прослеживались еще каменные остатки различных сооружений и лежали обломки архитектурных деталей. Известные для того времени исследователи: И.П.Бларамберг, И.А.Стемпковский, П.И.Кёппен, Е.Е.Кёлер и А.С.Уваров занимались преимущественно визуальным обследованием и сбором находок, составлением планов, описанием и публикацией монет, а также эпиграфических памятников.

Источник: http://dag.com.ua/?page_id=2269&page=61

Великая греческая колонизация. Ольвия.Боспор

См. герметизация деревянных домов www.nostradomus.ru .
nostradomus.ru

С середины 8 века до н.э. греки начинают расселяться по всем берегам Средиземного и Черного морей. На корабли люди грузили домашних животных, припасы и отправлялись в путь.

По подсчетам ученых, греки основали тогда за морем несколько сот городов. Эти переселения сейчас называют великой греческой колонизацией, а новые города — колониями. Великой ее называют из-за огромного размаха колонизации. Продолжалась она примерно 300 лет.
Греческая колонизация имела три основных направления.

Самым значительным было западное направление — в сторону острова Сицилия, Южной Италии, Южной Франции и даже Испании. На юг греки плавали к северным берегам Африки. Но здесь они встретили сопротивление египетских фараонов. Поэтому на территории Египта был основан только город Навкратис.

Совет

На северовосток путь шел в сторону проливов, соединявших Средиземное море с Черным морем, и далее к его берегам.
1. Причины колонизации. Основание новых городов было вызвано различными причинами Например, в одном государстве условия жизни были очень хорошими и поэтому через некоторое время население настолько увеличилось, что прокормиться на имеющейся земле уже не могло.

В другом полисе начиналась ожесточенная борьба между гражданами. Тогда народное собрание принимало решение выселить часть населения, чтобы другие жили спокойно. Или побежденные в борьбе покидали родной полис. Были и другие причины для колонизации.
Греческие колонии основывали в местах, удобных для жизни, с плодородными землями.

Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. Города строили там, где греки уже бывали раньше по торговым делам.
Прибыв на место, переселенцы делили на равные участки землю и внутри города, и вокруг него, на полях и лугах. Они окружали город стенами, возводили храмы богам, строили жилища.

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика правителей xviii века

Новые города были совершенно независимы от того города, из которого приплыли колонисты (этот город назывался метрополией — городом-матерью). Самым прославленным из метрополий был Милет в Малой Азии. Выходцы из Милета основали несколько десятков колоний.
2. Результаты колонизации. Великая греческая колонизация оказала огромное влияние на развитие всего древнегреческого мира.

Она расширила знания греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии, культуре.
Колонизация способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Колонисты нуждались во многих вещах, которые первоначально не могли производить сами и вынуждены были покупать в Греции.

Из Эллады в колонии везли изделия кузнецов и других ремесленников, оливковое масло, вино. Из колонии в обмен везли зерно, рабов, металлы. Новые городa росли и богатели.
3. Колонии на северных берегах Черного моря. Много колоний греки основали на северных берегах Черного моря, на территории современных России и Украины.

Самое мощное государство, которое возникло здесь, — Боспорское царство. Боспорское царство владело обширными плодородными землями и было богато хлебом.
На окраине Севастополя находятся развалины греческого города Херсонес. Сейчас здесь заповедник, и можно пройти по раскопанным археологами древним улицам и увидеть остатки различных зданий.

Еще одним греческим городом была Ольвия (что значит «Счастливая»). Этот город во время своего путешествия посетил «отец истории» Геродот. Он собирал здесь сведения о скифах.
4. Скифы. Скифы были ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье.

Обратите внимание

По словам Геродота, «скифы вовсе ничего не cеют и не пашут», «у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища — в кибитках». Несмотря на примитивность жизни скифов, им удалось создать мощное государство. Скифам подчинялись многие народы, жившие по соседству с ними.

В 512 году до н. э. скифы даже отразили поход мощной армии персидского царя Дария I.
5. Курганы скифов. Если вы окажетесь в степях, которые протянулись вдоль северных берегов Черного моря, то обязательно увидите один или несколько курганов. Курганом называли холм, насыпанный над могилой. Археологи раскопали некоторые из курганов скифских царей.

В могилах царей нашли останки людей и лошадей, которые были убиты и похоронены вместе с царем. Здесь же лежали различные вещи, которые сопровождали царя в загробный мир. Среди них много великолепных изделий из золота и серебра. Это украшения, кувшины, чаши, гребни и другие предметы.

Делали их греческие мастера, но они старались, чтобы их изделия нравились скифам, поэтому украшали эти предметы изображениями, близкими и понятными для скифов. Например, на одной вазе изображены сцены из скифских сказаний.
6. Греки и варвары. В результате колонизации греки познакомились со многими народами, которых они раньше не знали.

Греки видели, что эти народы отличаются от них по языку, обычаям, культуре. Благодаря этому греки начали осознавать себя единым народом — эллинами. Все другие народы они называли варварами. Слово «варвар» возникло как звукоподражание. Когда греки хотели изобразить неэллинскую речь, они бормотали «вар-вар». Варварами греки считали и жителей Вавилонии, Персии и Египта — стран с многовековой историей и культурой. Варварами для них были и отсталые племена: фракийцы, иллирийцы, скифы.

Сначала слово «варвар» означало прости «чужак», «не эллин». Но постепенно отношение греков к чужеземцам меняется. Эллины стали думать, что они во всем превосходят варваров. Поэтому всех людей, живущих по своим обычаям, они считали людьми отсталыми, рожденными для рабства.

Процесс социально-экономического, политического и культурного развития греческого общества VIII-VI вв. до н. э. породил такое интересное явление в древнегреческой истории, как Великая колонизация, т. е.

выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии (по-гречески «апойкии»), расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1,5-2 млн. человек.

Каковы были причины этого мощного колонизационного движения? Можно назвать несколько основных.

Интенсификация греческой экономики, развитие ремесел и торговли в рождающихся полисах требовали расширения поля деятельности: нужны были новые земли для теряющих свои наделы граждан, нужны были источники сырья, рынки сбыта для продукции ремесленных мастерских — и все это можно было найти в колониях, основанных в удобных и богатых областях Средиземноморья и Причерноморья, в окружающих их территориях, занятых местными племенами.

Другой важной причиной вывода колоний был процесс классообразования и социальной дифференциации греческого общества, протекавший в VIII-VI вв. до н. э.

Важно

Потерявшие свою землю бедняки, попавшие в цепкие лапы ростовщиков, закабаляемые знатью сородичи, потерпевшие поражение в социальной борьбе представители разных борющихся группировок искали удачи и благосостояния на чужбине, во вновь основанных колониях.

Аристократия не мешала такому переселению, ведь в колонию уходили недовольные, опасные для господства знати элементы, политические противники.

Вместе с тем правящим кругам городов-метрополий было выгодно иметь свои колонии, с которыми устанавливались взаимовыгодные связи, откуда получали ценное сырье, куда можно было сбывать продукцию поместий и ремесленных мастерских, с помощью которых метрополии расширяли свое политическое влияние.

Выведение многочисленного населения в колонии было бы невозможно без общего возрастания численности греческого населения. Греция VIII-VI вв. до н. э.

переживала своего рода демографический взрыв, вызванный целым рядом причин, до конца еще не исследованных, но, бесспорно, одной из главных было бурное развитие греческой экономики, создающей излишки продукции, требующей сбыта, достаточного количества сырья, рабочей силы, обеспечивающей определенный материальный достаток.
В Великой греческой колонизации можно выделить три разных направления. Наиболее мощным было западное направление. Первой колонией, основанной греками на Западе, было поселение на острове Питекуссы и город Кумы (в Кампании), выведенные около середины VIII в. до н. э. Вскоре были основаны города, превратившиеся затем в крупнейшие и процветающие западногреческие полисы: Сиракузы (733 г. до н. э.), Занкла (730 г. до н. э.), позднее переименованная в Мессану, Регий (720 г. до н. э.), Тарент (706 г. до н. э.), Сибарис, Кротон, Гела, Селинунт, Акрагант и др. Сицилия и Южная Италия были так густо усеяны сетью греческих колоний и поселений, греческие колонисты настолько основательно освоили эти территории, что Южная Италия и Сицилия стали называться характерным термином «Великая Греция».

На южном побережье Франции была основана Массалия (ок. 600 г. до н. э.), впоследствии ставшая многонаселенным полисом, через который по реке Родану греческие товары направлялись во внутренние области Галлии, вплоть до современного Парижа.

На испанском берегу была основана крупная колония Эмпорион.

Особой активностью в западной колонизации отличался город Коринф, один из крупнейших торгово-ремесленных центров Балканской Греции, для которого характерно раннее становление полисного строя и новой экономики.

Большой мощностью отличалось и колонизационное движение в северо-восточном направлении. Здесь ведущую роль играл Милет, также один из крупнейших и богатых греческих городов. По преданию, Милет вывел до 100 различных поселений и колоний. Крупными греческими колониями Пропонтиды стали города Кизик (756 г. до н. э.), Халкедон (685 г. до н. э.

), Византии (667 г. до н. э.). Города Синопа (756 г. до н. э.) и Гераклея Понтийская (560 г. до н. э.) были наиболее могущественными на южном берегу Черного моря. Самыми значительными греческими колониями на Западном Причерноморье считались Истрия (657 г. до н. э.), Аполлония Понтийская, Одессос, Томы, Каллатия. В VI в. до н. э.

колонизационная волна достигла Северного Причерноморья.

Древнейшее греческое поселение было основано на островке Березань на рубеже VII-VI вв. до н. э., но вскоре Березанское поселение вошло в состав более крупной колонии Ольвии, основанной в первой половине VI в. до н. э. в устье Днепро-Бугского лимана.

Совет

Целый ряд греческих колоний возник в древней Таврике (совр. Крым). В VI в. до н. э. около десятка разных поселений и городков появились на обеих сторонах Керченского пролива, наиболее крупными из них стали Пантикапей (рубеж VII-VI вв. до н. э.) на месте современной Керчи и Фанагория (547 г. до н. э.) на азиатской стороне Керченского пролива.

В начале V в. до н. э. греческие колонии Керченского пролива объединились под властью сильного города Пантикапея, и это объединение стало называться Боспорским государством (или Боспором). Из других греческих колоний Северного Причерноморья заметную роль играли Тира (совр.

Белгород-Днестровский) в устье реки Днестр, Феодосия в Восточном Крыму (совр. Феодосия), Херсонес (совр. Севастополь), Горгиппия (совр. Анапа).

Наиболее крупными греческими колониями Кавказского побережья были города Питиунт (совр. Пицунда), Диоскуриада (совр. Сухуми), Фасис (совр. Поти).

Значительно слабее представлена греческая колонизация в юго-восточном и южном направлениях, т. е. на финикийском ‘побережье, приморских районах Египта и Ливии.

В этих областях греческие колонисты встретили сильное сопротивление финикийских торговцев и стоящих за ними могущественных ассирийских, нововавилонских царей и египетских фараонов.

Вот почему здесь было основано лишь несколько поселений, которые к тому же играли роль торговых факторий, подчиненных местным правителям. Это поселения Аль-Мина в Сирии, Сукас в Финикии, Навкратис и Дафны в Египте. Лишь Кирена, основанная в 630 г. до н. э.

в плодородной местности в нескольких километрах от моря, мало доступная как египетским фараонам, так и финикийским или карфагенским мореходам, стала процветающим греческим полисом, установившим тесные контакты с городами Балканской Греции.

Обратите внимание

Греческие колонии выводились на территории, достаточно удобные для жительства, снабженные питьевой водой, с плодородными землями, расположенными, как правило, на морском побережье и располагающими хорошими гаванями в местах, укрепленных природой. Прежде чем вывести поселение, производилась предварительная разведка местности. Довольно часто поселение или город основывались на местах древних корабельных стоянок или временных факторий.

Как только устанавливалось место будущей колонии, в городе-метрополии объявлялась запись желающих выехать на новое поселение, а власти города назначали специальное должностное лицо, так называемого ойкиста.

Ойкист официально возглавлял партию колонистов, он должен был окончательно определить место будущего поселения и окружающей сельской территории, провести религиозные обряды в честь основания города, линию городских стен, если они намечались, определить место главного храма, центральной площади-агоры, портового района, жилых кварталов.

В состав колонистов записывались граждане данного города, как правило, обедневшие люди, младшие сыновья семейств, не имеющие прав на наследование отцовского участка, побежденные в политической борьбе, искатели приключений, но в партию колонистов могли записаться и жители других городов, так или иначе связанных с данным полисом — метрополией.

Так, например, активная колонизационная деятельность Милета может быть объяснена лишь тем, что в составе колонистов было множество не только милетских граждан, но и жителей других греческих городов, считавших для себя выгодным участвовать в основании милетских колоний.

Первые колонии были немноголюдны. Колонизационные партии насчитывали, как правило, несколько сотен человек.

Колонисты должны были вступить в определенные отношения с местными племенами, Обычно (но далеко не всегда) такие отношения носили мирный характер: колонистов было слишком мало, чтобы проводить агрессивную политику, а вожди местных племен были заинтересованы в контактах с более цивилизованными греками, которые привозили им вина, оливковое масло, предметы роскоши. Имелись и случаи враждебных отношений колонистов с местными племенами, например в Южной Италии и в Северном Причерноморье. Оказавшиеся на чужбине первые поселенцы поддерживали тесные связи с метрополией и опирались на ее всестороннюю поддержку и помощь. Однако, несмотря на эти тесные связи и близкое родство (в метрополии к тому же оставались ближайшие родственники и близкие), колония основывалась как самостоятельный полис.

В зависимости от состава колонистов, местных условий, отношений с метрополией новая колония становилась или богатым земледельческим центром, или выступала преимущественно как посредник в торговле метрополии с местными племенами.

В колониях значительно слабее ощущался груз старых родовых традиций, и потому экономика, социальные процессы, новые органы государственной власти, культура развивалась свободнее и быстрее, чем в метрополии.

^Многие греческие колонии, первоначально небольшие и бедные поселения, превращаются в процветающие многолюдные, богатые города с развитой экономикой, активной социально-политической и культурной жизнью. Быстрый рост колоний оказывал стимулирующее воздействие на развитие греческого общества в целом, на установление зрелых форм полисного строя.

Важно

Великая греческая колонизация VIII- VI вв. до н, э., вызванная глубинными процессами общественного развития Балканской Греции, сама стала мощным фактором социально-экономического и культурного развития всего греческого мира.

Знакомство колонистов с новыми странами, новыми племенами расширяло культурный кругозор греков.

Необходимость строить новые города, осваивать новые территории давала мощный толчок для развития градостроительства и архитектуры, изобразительных искусств.

Взаимные контакты как со странами древней восточной культуры, так и с племенным миром Средиземноморья обогащали греческую культуру новыми идеями, новыми знаниями, послужили стимулом в развитии греческой философии и литературы.

Posted in Археология

Источник: http://fragmet.ru/blog/98

Ссылка на основную публикацию