Общие черты экономических мер хрущева и брежнева

Советская экономика в эпоху Леонида Брежнева

Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.

Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета.

За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы.

Обратите внимание

В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.

Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %.

В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки. Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной — на 171%.

К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.

Еще одна попытка оживления советской экономики была осуществлена в 1979 году. Тогда было принято постановление ЦК КПСС «О совершенствовании планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ».

Однако оно не оказало существенного воздействия на происходившее в экономике.

За 1970-е годы структура экономики существенно изменилась, она стала абсолютно зависимой от нефтяных доходов, с одной стороны, и поставок продовольствия, ширпотреба и машиностроения из развитых стран, с другой.

В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.

Важно

Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития. Доля топливно сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн тонн продовольствия ежегодно.

В конце 1970-х — начале 1980 годов в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в 8-й пятилетке его среднегодовой прирост составлял 7,8 % и в 9-й — 5,7 %, то в 10-й он снизился до 4,3 %, а в 11-й составил около 3,6 %.

Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году — уже более 80%.

В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд кв.

метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода.

Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2006 году, 61% опрошенных считают годы правления Леонида Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% — неблагополучным.

Совет

Среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дали 75% респондентов, среди тех, кто старше — 74% (негативную — соответственно 14% и 18%).

Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затруднялись дать оценку временам Брежнева, но и они гораздо чаще признавали их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Источник: https://ria.ru/20101108/293796130.html

Брежневский период экономики СССР

 В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС обсуждались проблемы управления промышленностью, совершенствования планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства. Был принят ряд принципиальных решений по реформированию экономики. В области планирования вместо 100 обязательных показателей предприятиям доводилось 8.

Главным стал не вал, а объем реализованной продукции, который, по мнению А. Косыгина, должен поставить производство в зависимость от потребителя. Вводился хозрасчет. Предприятиям разрешалось создавать денежные фонды для развития производства и материального стимулирования. Была изменена система управления промышленностью.

Ликвидированы Совнархозы, восстановлены министерства.

 Осуществление реформ дало положительный результат. Восьмая пятилетка (1966-1970) стала одним из самых динамичных периодов экономического развития СССР.

В этот период в Беларуси были введены в строй крупные промышленные предприятия (Брестский электроламповый завод, Борисовский мясокомбинат, фабрика верхнего трикотажа в Бресте и др.

), была практически ликвидирована убыточность колхозов, осуществлена специализация и концентрация сельскохозяйственного производства. Валовой сбор зерна, картофеля, производство мяса, молока были лучшими за все годы советской истории.

 В конце 60-х — начале 70-х годов административно-командные методы управления в очередной раз вытеснили экономические рычаги. Советский Союз был втянут в гонку вооружений с США, в разы превосходившими СССР по основным экономическим показателям. Военные расходы забирали 20 % валового национального продукта.

Структура народного хозяйства приобретала все более нерациональный характер, она имела весьма опосредованный выход на потребности человека. Экстенсивные методы развития требовали все новых финансовых средств и людских ресурсов. СССР резко увеличил топливно-сырьевой экспорт.

Получив миллиарды нефтедолларов, правительство не могло устранить нарастания кризисных явлений в экономике, социальной сфере.

 Что касается БССР, то в 70-е годы республика развивалась достаточно устойчиво. В 1976 г. в Беларуси был достигнут среднесоюзный уровень по выпуску промышленной продукции на душу населения, а по производству сельскохозяйственной продукции общесоюзный показатель превышен в 1,5 раза.

Обратите внимание

 К середине 80-х годов в республике был создан мощный машиностроительный радиоэлектронный , химический комплекс, который насчитывал 1500 предприятий.

 В 70 – 80-е годы в Беларуси были достигнуты значительные успехи в развитии образования, науки, культуры. Осуществлено всеобщее среднее образование, создана система профессионально-технического образования.

Численность средних специальных учебных заведений увеличилась в 1985 г. до 139, а учащихся – до 160 тыс. человек. Численность студентов высших учебных заведений увеличилась с 32 тыс. в 1950 г. до 182 тыс. в 1985 г.

Крупнейшими учебными и научными центрами стали Белорусский государственный университет и Белорусский политехнический институт.

 Успешно развивалась белорусская, наука. Были созданы крупные научные центры в области оптики, математики, спектроскопии полупроводников, ядерной энергетики, квантовой электроники, технической кибернетики.

 В 60-80-е годы в Беларуси появилась целая плеяда ученых, писателей, поэтов, драматургов, художников, режиссеров, актеров, музыкантов. Звания Героев Социалистического Труда удостоены М. Александров, П.

Ольсмик, Т. Бирич, Н. Борисевич, Т. Кулаковская, В. Купревич, Н. Мухин, А. Савченко, Б. Степанов, Ф. Федоров, Б. Шапошник, В. Яругин. Лауреатами Ленинской премии стали П. Бровка, И. Мележ, М. Танк, В. Быков.

 Вместе с тем в 80-е годы снижаются основные экономические показатели. Хозяйственный механизм становится все более затратным. Рост цен на средства производства значительно опережал рост производительности труда. Возник дефицит трудовых ресурсов. Эти годы правления Л.И. Брежнева называют застойными.

Важно

На партийных съездах славили Генерального секретаря, упражняясь в комплиментарности. Брежневу было присвоено звание маршала Советского Союза, он стал четырежды Героем Советского Союза и Героем Социалистического Труда. «Герой без подвигов» вызывал смех и анекдоты в народе.

Все это свидетельствовало о нарастании кризисных явлений.

Источник: http://ussrvopros.ru/ekosnomika-sssr/period-zastoya/475-brezhnevskij-period-ekonomiki-sssr

В чем суть экономических реформ 1965г., каковы их результаты? почему реформы н. с. хрущева и л. и брежнева завершились неудачей

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по курсу

 «Отечественная 
История»

на тему:

«В чем суть экономических реформ 1965г., каковы их результаты? почему реформы н. с. хрущева и л. и брежнева завершились неудачей?»

Выполнил

 студент группы 
ФВ-1107

Михальченков М.А.

 В чём же заключались основные преобразования, составлявшие экономическую реформу 1965г ? Их можно объединить в три, направления: первое — принципиальное изменение организационной структуры управления народным хозяйством; второе — совершенствование системы планирования; третье — усиление экономического стимулирования.

Изменение организационной 
структуры управления народным хозяйством.

Возврат к отраслевому 
управлению промышленностью, создание союзных и союзно-республиканских министерств усилили централизацию руководства народным хозяйством. В то же время в отдельных отраслях экономики, в системе министерств начался процесс значительной децентрализации.

Расширение самостоятельности 
предприятий на основе единого государственного плана и переход к новым более гибким методам планирования и оценки работы предприятия, «реабилитация» товарно-денежных отношений способствовали сдвигам в сторону хозрасчетной экономики, выявлению производственных резервов, улучшению ассортимента и качества продукции.

Причиной  многих  неудач  Н.С.Хрущёва,  действительно,  была спешка  и  его взрывной характер.

Однако во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша  страна  была первой. И она действительно была первой.

Без Советского Союза отныне  не  решался  ни один важный международный вопрос. Гегемония США была ликвидирована, и они вынуждены были считаться со  взглядами СССР.

Существует несколько 
версий или теорий, почему реформы 
Косыгина — Брежнева провалились в 60-70-е годы. Первая теория, «партийная», объясняет их неудачу косной системой советского управления и монополии аппарата КПСС, который сопротивлялся любым нововведениям, так как успех реформ означал уменьшение власти бюрократии, прежде всего партийной.

Совет

 
Вторая версия, «личностная», сводит все к особенностям личностей Брежнева и Косыгина, соперничеству между ними, ревности генсека к настоящему автору реформ — умнице и интеллектуалу Косыгину. Вот свидетельство помощника Косыгина Н. Байбакова: «Между Брежневым и Косыгиным отношения были сложные. А.Н. Косыгин реальнее других представлял истинное положение дел…

Мне же нравились трезвомыслие и осмотрительность, с какими Косыгин подходил к решению народнохозяйственных задач, острота и твердость мыслей, высказанных на заседании Политбюро. Может быть, поэтому Брежнев относился к нему настороженно. По мере того как участие Брежнева в рассмотрении планов снижалось, обострялись и взаимоотношения между ним и Косыгиным.

Внешне это никак не проявлялось, но по существу раздор был». 

И наконец, третья версия — «чехословацкая».

Как утверждают знающие люди, на 1968 год был запланирован пленум ЦК по научно-техническому развитию, который должен был придать резкий импульс технологическому развитию СССР по всем направлениям; при этом параллельно должна была произойти либерализация общественной жизни и экономической деятельности, в общем, все то, что позднее назовут «перестройкой».

Однако пражская весна и события 1968 года в Чехословакии чрезвычайно напугали консерваторов в Политбюро и самого Брежнева и поставили крест на реформах в СССР на двадцать лет, пока к власти не пришел М. Горбачев, которому сама жизнь не оставила выбора между стагнацией и реформированием того, что реформироваться уже не могло.

Источник: http://student.zoomru.ru/history/v-chem-sut-jekonomicheskih-reform/254952.2163431.s1.html

Период Брежневского застоя

Период застоя (эпоха застоя) – период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.

Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.

Понятие периода застоя

Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления.

С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие.

По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти.

Читайте также:  Борьба с агрессией шведских и немецких феодалов

В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

Характеристика периода застоя

Консервация политического режима. За практически двадцать лет периода застоя изменений в административно-управленческом аппарате практически не произошло.

Это было следствием того, что во времена Хрущева реформы и перестановки в партии происходили слишком часто, поэтому обозначенный Брежневым курс на стабильность был воспринят буквально и с радостью.

В результате не только не произошла реорганизация политической структуры страны, все должности в партии стали почти пожизненными. Это привело к тому, что средний возраст руководителей страны был 60-70 лет, за что СССР называли страной с самыми старыми руководителями.

Обратите внимание

Подобная ситуация привела еще и к тому, что значительно усилился контроль партии над всеми сферами жизни, многие государственные предприятия, даже самые мелкие, полностью подчинялись решению партии. В этот же период возросла внешнеполитическая и внутриполитическая роль КГБ.

Рост важности военной промышленности. В эпоху застоя СССР находился в состоянии холодной войны с США, поэтому было крайне важно наращивать свою военную мощь.

Резко возросло число военных предприятий, стало в огромных количествах производиться оружие, в том числе ядерное и ракетное.

Велись разработки новейших боевых систем и промышленность снова, как в годы войны, была направлена на военную сферу.

Прекращение развития экономики и упадок аграрной сферы. Экономика остановилась в своем развитии практически полностью и требовала срочных реформ, однако попытки провести их не увенчались успехом.

Не в самом лучшем состоянии находилось народное хозяйство – это было связано с аграрной реформой, которая вводила известные всем «поездки на картошку», когда студентов отправляли на сбор урожая.

Это практически лишило работы крестьян, кроме того, процент испорченного урожая при сборе стал неуклонно расти.

Многие колхозы и совхозы приносили лишь убытки, народ стал постепенно переезжать в крупные города, а в стране нарастал дефицит продовольствия, что очень сильно стало заметно уже после ухода Брежнева. Особенно сильно такая ситуация в экономике затронула регионы СССР, такие как Украина, Казахстан и другие, которые жили сельским хозяйством и добывающей промышленностью.

Важно

Социальная жизнь. Несмотря на все негативные явления, рост благосостояния граждан продолжался. Очень многие жители городов имели возможность улучшить свои жилищные условия, многие теперь могли купить хороший автомобиль и другие качественные и дорогие вещи.

Вместе с этим росло и число бедных, однако это было не так заметно благодаря низким ценам на продовольственные продукты. В целом, жизнь обычного гражданина была хорошей, обеспеченной и стабильной, что было важнее всего.

Жители СССР верили в светлое будущее и были полностью уверены в завтрашнем дне, так как все двадцать лет экономика, обеспеченная нефтью, поддерживала хороший уровень жизни по сравнению с послевоенным периодом.

Значение и итоги периода застоя

К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем.

С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами.

Началась тяжелая эпоха перестройки.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/period-brezhnevskogo-zastoya

Сравнительные характеристики политики хрущёва и брежнева

Кто истинно любит, тот не ревнует. Главная сущность любви — доверие. Отнимите у любви доверие — вы отнимите у нее сознание собственной ее силы и продолжительности, всю ее светлую сторону, следовательно — все ее величие.

Хрущев Никита Сергеевич был рожден в середине апреля 1894 г. в деревне Калиновка. Его отец, Сергей Никанорович, работал шахтером — передовиком. Семья жила небогато, отчего летом Никита во время каникул подрабатывал в селе пастухом.

В четырнадцатилетнем возрасте Хрущев вынужден переехать с семьей на рудник Юзовки. Впоследствии, Никита Сергеевич, осваивает навыки ученика слесаря, а после учебы работает на шахте по специальности. Сравнение политики Хрущева и брежнева Из-за специфики работы Хрущев не попал на фронт (1914 год).

1918 год является знаковым для Никиты Сергеевича, так как он присоединяется к партии большевиков. Он возглавляет отряд «красных» в Рутченково, становится комиссаром второго батальона на Царицынском фронте, после чего служит в политотделе на Кубани.

Семейная жизнь Никиты Сергеевича была весьма трагичной. Первая его супруга, Писарева Ефросинья, скончалась в 1920 году. От этого брака у Никиты Сергеевича остались сын Леонид, летчик, и дочь Юлия, которая выйдет замуж за директора оперного театра в Киеве.

2-я жена Хрущева, Кухарчук Нина Петровна, была моложе Хрущева на 6 лет. И хотя свадьбу сыграли в 1924 году, расписались они только в шестидесятые годы.

В конце двадцатых годов Хрущев сдает экзамены в Промышленную академию, где успешно учится. В 1938 году Никиту Сергеевича избирают секретарем ЦК КП.

Хрущев прошел войну и закончил генерал-лейтенантом. С декабря (1949 год) он является секретарём Московского обкома.

Совет

Похоронив Сталина (в 1953 году.), Никита Сергеевич становится главным инициатором ареста и смещения со всех постов Берии. На 20-м съезде Хрущев выступает с докладом о репрессиях Сталина.

В 1958 году Никиту Сергеевича избирают председателем Совета Министров.

Сравнение политики Хрущева и брежнева Имея практически безграничную власть, Хрущев принимает «Косыгинскую реформу», стараясь внедрить в соцэкономику различные элементы рыночной экономики.

В 1958 году Хрущев проводит политику против подсобных хозяйств, которые были в личном использовании людей. Людям было запрещено держать скот, личная скотина выкупалась государством. Из-за сложившейся ситуации резко уменьшилось поголовье птицы и домашнего скота, ухудшилось материальное положение крестьян.

Находясь на пенсии, Никита Сергеевич Хрущев, записывал многотомные мемуары на магнитофон. Не стало Хрущева в 1971 году 11 сентября. После отставки Хрущева около 20 лет имя Никиты Сергеевича преданно забвению, а в энциклопедии ему отвели лишь маленький абзац с краткой характеристикой.

Однако после смерти Хрущева в некоторых советских журналах опубликовались его «Воспоминания», написанные на пенсии. Сравнение политики Хрущева и брежнева 

Жизнь была бы намного счастливее, если бы мы рождались в возрасте 80 лет и постепенно достигали 18 лет.

Оцени ответ

Источник: http://shkolniku.com/istoriya/task271394.html

Экономическая политика Н.С. Хрущева

  1. Сельское хозяйство 2. Промышленность 3. Социальная политика

Обеспечить подъем сельского хозяйства Хрущев предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрого расширения посевных площадей. Он выдвинул идею освоения целинных и залежных земель.

Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущева – на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй – экстенсивным.

По инициативе Хрущева был провозглашен и начал внедряться принцип планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий.

Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства. За 1953–1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Таких темпов развития село не знало со времен нэпа.

Успехи вселили в Хрущева уверенность в силу административных решений. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у него опасение в возможном их «перерождении» в кулачество. Да и усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в административном вмешательстве в дела селян. Это во многом объясняет тот факт, что с конца 50-х гг.

экономические стимулы начинают вытесняться административным принуждением. В 1959 г. началась реорганизация машинно-тракторных станций (МТС). Колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать ее в течение лишь одного года, причем за высокую цену.

Обратите внимание

Государство таким путем сумело за один год компенсировать почти все расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Отрицательным последствием данного мероприятия была также потеря кадров механизаторов, до этого сосредоточенных в МТС. Вместо того чтобы переходить в колхозы, многие находили работу в районных центрах, городах.

В этом же году был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. По существу, началось новое наступление на подсобные хозяйства.

Государственным органам поручили за 2–3 года скупить скот у рабочих совхозов, аналогичные меры рекомендовали осуществить колхозам.

Результатом явилось обострение продовольственной проблемы в СССР.
Попытки решить ее с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г.

площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое, порой за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962–1963 гг.

, связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим позже постоянными и еще более значительными. В июне 1962 г.

решением правительства были «временно» повышены на 30% цены на мясо и на 25% цены на масло. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска, танки, имелись многочисленные жертвы. Средства массовой информации хранили об этом полное молчание, однако эхо новочеркасских событий прокатилось по всей стране. Авторитет Хрущева у простых людей стал падать.

Семилетний план (1959–1965) развития по сельскому хозяйству был провален.

Развитие промышленности.

Отказ от курса Маленкова привел к тому, что в начале 60-х гг. производство средств производства в общем объеме промышленной продукции составляло уже не 70% (как в 1953 г.), а 75%. Крен в развитии народного хозяйства достиг опасных пределов.

Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950–1965 гг. объемы их производств выросли почти в 5 раз). Предприятия группы «Б» развивались значительно медленнее (за эти же годы объемы производства здесь удвоились).

В целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10 %. Эти показатели вселили в руководство КПСС уверенность в том, что достигнутые темпы будут не только сохранены, но и увеличены.

Прогнозы же западных специалистов были иными: по их мнению, по мере роста экономической мощи СССР, как и других стран, темпы развития экономики будут «затухать».
Одним из рычагов ускорения развития промышленности власти считали научно-технический прогресс.

Важно

Наиболее зримых результатов в его использовании удалось добиться лишь в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. Важнейшим итогом научно-технического развития страны в эти годы стало создание первых в мире ракетно-космических комплексов. В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г.

Ю. А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа. Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами.

Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути: не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий.
Не менее важным направлением в своей экономической политике Хрущев считал реформу управления народным хозяйством.

Стремясь сломать ведомственные барьеры, мешавшие развитию производства, он в 1957 г. вместо центральных отраслевых министерств начал создавать территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Свыше 3,5 тыс.

предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности.

Эти меры, с одной стороны, укрепили экономические права местных властей, но с другой – больно ударили по единой технической и технологической политике, а в итоге – по планам внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

Очень скоро оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведет к нарушению связей между ними. Выход из этого положения был найден в создании новых управленческих структур – республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Это сопровождалось значительным увеличением армии управленцев. Но темпы экономического развития неуклонно снижались. Если в 1951–1955 гг. промышленность выросла на 85 %, а сельское хозяйство – на 20,5 % , то в 1956–1960 гг. соответствующие показатели составили 64,3% и 30%. В 1961–1965 гг. рост составил 51 % по промышленности и 11% по сельскому хозяйству.
Тем не менее взятые в целом показатели экономического развития страны в конце 50-х – начале 60-х гг. позволяют сделать вывод о завершении к этому времени построения в СССР основ индустриального общества. Переход к последующей стадии развития при сохранении старого хозяйственного механизма был невозможен.

Читайте также:  Декабристы: 14 декабря 1825 г.

Социальная политика.

Экономическая политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на улучшение жизни населения. Регулярно повышались оклады в промышленности (только за 1961–1965 гг. на 19%). Росли доходы колхозников, с 1964 г. им стали выплачивать пенсии.

Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Были отменены все виды платы за обучение, с 48 до 46 ч была сокращена продолжительность рабочей недели.

Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкого жилищного строительства. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. увеличился на 80 %. Это дало возможность справить новоселье 54 млн человек (каждому четвертому жителю СССР).

При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, пусть и небольшие, квартиры.

Пример планировки однокомнатной квартиры

Совет

Укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Радиовещание впервые охватило всю страну. С 1953 по 1958 г.

число телевизоров увеличилось с 200 тыс. до 3 млн. В то же время на рубеже 50–60-х гг. по мере ухудшения экономической ситуации все более отчетливой становилась тенденция решать возникающие проблемы за счет трудящихся.

Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а цены на продукты повседневного спроса выросли на 25–30%.
В руководстве страной все отчетливее становилось понимание необходимости более радикального реформирования экономики с использованием методов экономического стимулирования.

Вопросы и задания:

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:cherenova.ts@yandex.ru

Источник: http://www.cherenova.ru/html/history2/history2_19.htm

Реформы Хрущева в экономике и их результаты

Уже осенью 1953 г.  была разработана  программа реформирования  народного хозяйства, ориентированная на подъем  производства  предметов потребления и изменение отношений с крестьянством.  В связи с этим предполагалось увеличить финансирование сельского хозяйства, снизить налоги, значительно повысить оптовые заготовительные цены,  снять ограничения с личных подсобных хозяйств.

В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель: в оборот было введено 42 миллиона гектаров пашни, где уже к концу 50-х годов выращивалось до 40%  всех зерновых,  что позволило отсрочить зерновой кризис, однако привело к необратимым экологическим процессам и отставанию зернового производства в других земледельческих регионах страны.

В конце 50-х годов продолжались крупные экономические реформы. Так, в мае     1957 г.

было ликвидировано отраслевое управление народным хозяйством (министерства), и организовано территориальное — через  Советы  народного  хозяйства (совнархозы).

  Целями этой реформы были децентрализация управления,  контроль за деятельностью хозяйственных органов снизу, повышение самостоятельности  субъектов  производства, которые и обеспечили обеспечившие ее успех на начальной стадии. 

Проводились также неотложные меры по подъему сельского хозяйства: во много раз были увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора,  укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал.

Однако в  целом преобразования в народном хозяйстве не дали того эффекта, на который рассчитывали реформаторы, так как не вводили действенные  экономические  рычаги:  полную хозяйственную самостоятельность предприятий,  заинтересованность производителей, совершенно не изменялись формы распоряжения собственностью. В свою очередь крупномасштабная перестройка управления народным хозяйством,  предпринятая без предварительных проверок, экспериментов,  со временем стала отрицательно сказываться на эффективности экономики.

Обратите внимание

В середине 50-х — начале 60-х гг. особенно динамичным были развитие машиностроения и химической промышленности, добыча нефти и газа, электроэнергетика. Именно к этому времени относится начало научно-технической революции в СССР.

Освоение космоса, самолетостроение химизация народного хозяйства,  развитие электроники, атомной энергетики, производство вычислительной техники, многие другие важные научно-технические направления подкреплялись  крупными  государственными  программами, тем самым была заложена основа для достижения в будущем  военно-стратегического паритета  с США.

В то же время рост легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства был незначительным. Именно здесь особенно ярко проявились импульсивность,  непродуманность и даже авантюрность  инициатив Н.С.  Хрущева.

  Позитивное  содержание мер,  направленных на подъем сельского хозяйства, подрывалось такими акциями, как ломка сложившейся структуры посевных площадей, ограничение приусадебных хозяйств колхозников,  ликвидация МТС и передача техники в  собственность  колхозов и т.п.

,  а также проведением административных кампаний, приносивших мало положительных результатов («кукурузная лихорадка»,  «догнать и перегнать Америку» по производству мяса и молока и пр.

) Стимулы  для интенсивного труда у крестьян были уже подорваны и, хотя уровень жизни колхозников значительно вырос,  они как не были так и не стали хозяевами земли  и  результатов  своего  труда.  В сельском хозяйстве резко понизились  темпы производства:  в 1953 — 1958 гг.  в среднем за год они составляли 7,6%,  в 1959 — 1964 гг. — только 1,5%. Все это в совокупности привело к  аграрному  кризису конца 50-х — начала 60-х годов.

Кризис хрущевских реформ. Конец 50-х — начало 60-х гг.  стал тем рубежом, когда в СССР была решена задача построения индустриального  общества. Своеобразное  отражение это нашло в документах той поры.

Так, ХХI съезд КПСС    (1959 г.) сделал вывод, что социализм в СССР «одержал полную  и  окончательную  победу»,  а на  XXII съезде (1961 г.

) была принята программа построения коммунизма в обозримо короткие сроки (к началу 80-х годов).

Построение в СССР индустриального общества объективно потребовало замены как прежнего хозяйственного механизма,  так и устаревшей политической системы, радикального обновления социальных отношений  для  нового витка общественного прогресса.

Понимал ли это Хрущев, был ли готов осуществить реформы? В любом случае вероятность окончательного слома системы вызывала опасения у партийной номенклатуры. К тому же началось падение авторитета Хрущева в обществе, при этом именно в 1962-1963 гг.

разворачивается идеологическая кампания по неумеренному его восхвалению. В апреле 1964 г.

Важно

было  пышно отмечено его 70-летие с присвоением очередного звания Героя Советского Союза, а уже в октябре этого же года Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря и члена Президиума. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев.

По форме  подготовка  Пленума носила характер политического заговора, отражая переходное состояние политического  режима  от авторитарности Сталина к авторитарности “нового типа”.

Успеху противников Хрущева в немалой мере способствовала усталость общества  от  многочисленных новаций этого политического деятеля.

Недостаточная глубина преобразований  и  слабость  демократизации общества  и экономики стали основой последовавшего вскоре свертывания реформ.

Источник: https://students-library.com/library/read/17605-reformy-hruseva-v-ekonomike-i-ih-rezultaty

Культура при Хрущёве и Брежневе

y»>ухудшения международного климата в конце 60-х годов в том, что эти

лидеры 
по разным причинам сошли с политической арены.

Имя Никиты Сергеевича Хрущева навсегда связано 
с историческим

подвигом 
разоблачения культа личности Сталина, с началом ликвида-

ции последствий его репрессивного режима, с освобождением из тюрем

и лагерей 
сотен тысяч безвинных людей 
и восстановлении их граждан-

ских прав и доброго имени. Мощный, хотя и не во всех отношениях

эффективный и умелый, удар был нанесен по сверхцентрализму, бюро-

кратизму и чиновному чванству.

Но «оттепель» середины 50-х годов не стала обновляющей 
весной,

не способен и не готов был Хрущев — при 
всех его благих помыслах

— к такому 
решительному шагу. Он сам в 
этом признавался: «Шли на

оттепель 
в руководстве, и в том числе 
и я в этом коллективе, и шли

сознательно, и сознательно побаивались этой оттепели, потому что

как бы из этой оттепели не наступило половодбе, которое, бы захле-

стнуло и с которой бы было трудно справиться. А это возможно во

всяком политическом деле. Поэтому мы как бы сдерживали эту отте

пель, с тем чтобы эта оттепель не вызвала бы половодье и не за-

хлестнула.»*

Отвечая на вопрос, почему в 60-х годах реформы 
потерпели пора-

жение, можно было бы сказать и так: консервативные силы смогли

взять верх над реформаторами потому, что 
аппарат управления да и

все общество были еще не готовы к радикальным 
переменам. В чем же

состояли 
основные ошибки?

Первая 
ошибка состояла в том, что поиск 
концепции реформ и

путей их осуществления был основан 
на традиционных административ-

ных и даже бюрократических методах. Хрущев обычно давал поручения

о «проработке» тех или иных проблем — экономических, культурных,

политических — министерствам, ведомствам, то есть тому самому ап-

парату управления, который должен был сам ограничить свою власть.

Аппарат же всегда находил способ прямыми, косвенными, двусмыслен-

ными решениями уберечь себя от контроля.

Второе — «народ безмолствовал». Теперь, опираясь на опыт гла-

сности, мы особенно ясно видим, как мало было сделано, чтобы про-

информировать людей о прошлом, о реальных проблемах, о намечаемых

решениях, не говоря уж о том, чтобы включить самые широкие обще-

ственные слои в борьбу за реформы. Неоднократно можно было слышать

в ту пору: «А чем Хрущев лучше Сталина? При Сталине хоть порядок

был, бюрократов сажали и цены снижались.» Не случайно в момент

октябрьского 
Пленума ЦК КПСС в 1964 году едва ли не большинство

во всем обществе вздохнуло с облегчением, и с надеждой ожидало

благоприятных перемен. Но «Кабинет» Л.И.Брежнева не только не реа-

лизовал возможности хозяйственных реформ 1965 года, не только не

повел страну по пути демократического обновления, но, напротив,

вверг ее в болото застоя, поставил на грань 
кризисной ситуации.

Хозяйственные перестройки, инициатором которых 
был Хрущев, так

или иначе 
сводились не к развитию непосредственно 
производства че-

рез совершенствование 
экономических условий и отношений, а лишь к

реорганизации руководства производством, управленческого 
аппарата,

то есть не выходили за рамки административно-командной 
системы с

ее бюрократическим 
централизмом.

И последний 
урок. Он касается самого Хрущева.

Этот 
человек острого природного политического 
ума, смелый и дея-

тельный, не устоял перед соблазном воспеванием собственной лично-

сти. «Наш Никита Сергеевич!» Не с этого ли началось грехопадение

признанного борца с культом? Прилипалы топили его в море лести и

восхвалений, получая за это высокие посты, высшие награды, премии,

звания. И не случайно, чем хуже шли дела, тем громче и восторжен-

нее звучал хор прилипал и льстецов об успехах «великого десятиле-

тия».

Древние говорили: «Судьба человека — это 
нрав его». Никита

Сергеевич Хрущев стал жертвой собственного нрава, а не только

жертвой среды. Торопливость, скоропалительность, эмоциональность

были 
непреодолимыми его чертами.

Интересно сравнить реформы, проведенные Н.С.Хрущевым в 50-е —

— 60-е 
годы и реформы, начатые М.С.Горбачевым 
в 1985 году.

О реформах М.С.Горбачева, начатой им «перестройке» существует

много различных мнений, подчас совершенно противоположных. Однако

имеются некоторые общие моменты в 
оценке реформ, начатых в 1985г.,

по которым 
можно провести сравнение их с «оттепелью» Н.С.Хрущева.

Подробное же освещение результатов «перестройки» Горбачева не вхо-

дит в рамки настоящего реферата.

Сначала рассмотрим сходство этих реформ.

Во-первых, общее для них — и те и другие реформы по сути дела не

дали 
желаемого результата, не принесли благоденствия народу страны

и закончились 
всеобщим разочарованием. Временный 
экономический

подъем 
в конце 50-х годов, полученный в 
результате начатых Хруще-

вым реформ, довольно быстро закончился и к концу правления Хрущева

ухудшилось 
положение как в промышленности, так и в сельском хозяй-

стве. В общем виде можно сказать, что реформы потерпели поражение,

так как 
консервативные силы смогли взять верх над реформаторскими

потому, что аппарат управления, да и все 
общество еще не готовы к

радикальным переменам.

Начатые Горбачевым реформы также не привели 
к положительным

результатам и в стране в период 1985-1991 годы надлюдалось ухуд-

шение по всем направлениям — в промышленности, в сельском хозяй-

стве, в благосостоянии народа, в культуре, в образовании, в армии.

В стране усилилась криминогенная обстановка. Причем это ухудшение

с годами  усугублялось.

Во-вторых, общим для «оттепели» Хрущева 
и «перестройки» Гор-

бачева является эклектичность начатых преобразований, отсутствие

четкого плана действий и в том и 
в другом случае. В конце правле-

ния Хрущева в стране сказывалась усталость от непредсказуемых но-

вых перемен.

Начатые Горбачевым преобразования в экономике 
также не имели

четкого плана и многочисленные вводимые непроверенные системы

хозрасчета 
из года в год ухудшали состояние 
промышленности.

Можно сказать, что реформы Горбачева 
были реформами для правящей

«номенклатуры» и не затрагивали интересы 
основной массы народа.

В третьих, общим для обоих деятелей, начавших реформы, явля-

ется отстранение их от власти, причем без проведения репрессий.

Хотя 
в отличие от Хрущева, который 
закончил свою жизнь в полной

политической 
изоляции, Горбачев не потерял политической активно-

сти и в настоящее время зарегистрировался как кандидат в прези-

денты России.

Гораздо больше можно найти различий в 
реформах, проведенных

Н.С.Хрущевым и М.С.Горбачевым.

Во-первых, имеется различие в демократичности 
проведения ре-

форм. В 
своей реформаторской деятельности Хрущев был единоличным

хозяином, «народ безмолвствовал». Хрущевым было очень мало сде-

лано, чтобы проинформировать людей о реальных проблемах и наме-

чаемых 
решениях, не говоря уже о том, чтобы 
включить самые широ-

кие общественные слои в борьбу за реформы. Реформы же Горбачева

широко 
освещались в средствах массовой информации и к обсуждению

реформ 
были привлечены многие люди. Безусловно, реформы Горбачева

были 
более демократичными, чем реформы 
Хрущева, и все основные

события в стране широко обсуждались, причем оценки выражались

самые различные, а иногда и диаметрально противоположные.

Во-вторых, отличие состоит в контролируемости проводимых ре-

форм. Хрущев до самого отстранения от власти контролировал 
про-

ведение реформ. У Горбачева же начатые реформы и широко начатая

демократизация 
общества вышли из-под его контроля и привели в

конце его политической деятельности к развалу страны, чего он

явно 
не хотел.

В-третьих, отношение обоих реформаторов к 
изменению общест-

венного строя и экономической основы страны. Реформы Хрущева не

затрагивали сути существующего строя, он не посягал 
на изменение

роли 
партии в жизни страны, а основой 
для экономической жизни

страны 
по-прежнему оставался государственный 
план.

Начатая же Горбачевым компания как совершенствование 
социа-

листической системы в дальнейшем трансформировалась в дискриди-

тацию политических и моральных ценностей «реального социализма».

Общим для всех слоев народа идля самой правящей «номенклатуры»

стало падение морали, разочарование в 
достигнутых результатах

и неготовность нести жертвы ради коммунизма и мировой 
революции.

Моральный спад общества и экономическое ухудшение 
благосостояния

народа 
привело к подъему национализма на «окраинах» страны и ре-

гиональному сепаратизму, на фоне которого последним толчком к

Источник: http://freepapers.ru/7/kultura-pri-hrushhjove-i-brezhneve/39203.250860.list4.html

Политика Брежнева

Политический курс

Л.И. Брежнева

Советская система, несмотря на проведенные в 50 — 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности.

В политической сфере: монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике: тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной: регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В.

Подгорный ) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле.

Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.

· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление «субъективизма и волюнтаризма» в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;

· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД «Пражской весны» в 1968 г.) реформы практически заглохли;

· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.

Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой». Эти годы стали пиком военно-политической мощи Советского государства и одновре­менно все нарастающего социально-экономического и полити­ческого кризиса, проявляющегося в постепенном застое эко­номики, оскудении духовной сферы, нарастающей коррупции и других деформаций общественной жизни.

Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека: 1. Л.И. Брежнев — Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР; 2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в ок­тябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов); 3. М.А. Суслов, в веде­нии которого находилась идеологическая работа.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиально­сти руководства, частую смену кадров с трибуны был выдви­нут лозунг «стабильности».

Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал: — отказ от радикальных пере­мен (прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики «культа личности» Сталина и пр.

); — укрепление существующей общественно-политической системы (тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя – в данном случае Брежнева); — «тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма (практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.). Таким образом, новое руководство утвердило консервативный традиционалистский курс.

Совет

Уже в конце 1964 г. было отменено деление партийных органов на сельские и промышленные. На XXIII съезде КПСС (1966 г.) были восстановлены традиционные названия высших партий­ных органов: Политбюро ЦК, Генеральный секретарь ЦК. Из Устава было исключено положение об ограничении пребыва­ния на партийных постах конкретными сроками (по существу, этот срок стано­вился пожизненным).

Руководители областей и республик нередко находились на одном месте по 15-20 лет. Это неизбежно в рамках существовавшей системы вело к старению кадров, повышению роли личных связей, усиливало определенную независимость местных элит от центра в решении частных проблем.

Формой отстранения от руководства в случае каких-то конфликтов, неудовольствия высшего руководства, слишком грубого нарушения законов стали перевод на дипломатическую, профсоюзную работу, уход на пенсию. Партийно-государственная элита – номенклатура. значительно укрепила свою власть.

Партийный аппарат подменял собой выборные партийные и советские органы и руководил всеми политическими организациями. Этот аппарат при ЦК насчитывал более 4-х тыс. человек, работавших в более чем в 20-ти отделах. Функционировало около 100 министерств и ведомств. Всего управленческим трудом занималось 18 млн. человек.

Советский депутатский корпус всех уровней формировался исключительно партийными органами. Советская власть выполняла функцию «ширмы» для всевластия аппарата партия — государства. При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур: военно-промышленного ком­плекса, КГБ, национальных республик и т.д.

В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни (1976 г.) проявлял каче­ства лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, «беспощадным человеком со стальными ку­лаками, хотя и в бархатных перчатках».

В результате тонкой закулисной борьбы Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах (Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.). В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.

«Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске («днепропетровская мафия» — А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков – министр МВД; Д. Кунаев – 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.). Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС.

Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции. Естественными спутниками этих процессов явились: Невиданных размеров коррупция. Теневая экономика.

Обратите внимание

Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры – формирование организованной преступности – мафии (особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве).

Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля «снизу», чувствовали себя полновластными хозяевами «своих» республик, регионов, заводов и пр. Рост преступности (особенно взяточничества и хищения). Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.

Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре. Падение престижа власти. Распространения пьянства. Интриги, чинопочитание, угодничество. Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами.

Совместные постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР (будучи подзаконными актами) официально ставились наравне с законодательными, включались в Свод законов СССР. Законы попирались и неофициальными решениями, устными указаниями номенклатуры – так называемым «телефонным правом».

Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами. Усилились консервативные, догматические тенденции в идеологии. Жизнь требовала определенной модернизации идеологических установок, провозглашенных в новой Программе партии (XXII съезд КПСС) согласно которой СССР должен был: — в 1970 г.

обогнать развитые страны мира по производству продукции на душу населения; — в 1980 г. – построить материально-техническую базу коммунизма. К тому же разоблачение культа личности в период «оттепели» способствовало зарождению критичности в отношении властных структур.

Идеологи КПСС вынуждены были искать ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от предшествующего, столь неспокойного для системы периода («оттепели»). В результате была сконструирована концепция «развитого социализма», которая объявила существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса.

Концепция «развитого социализма»: — позволяла констатировать «большие успехи», достигнутые в СССР под руководством партии; — снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению; — представляла собой теоретическую базу для увековечивания тоталитарной системы; — была призвана отвлечь от решения реальных экономических проблем. Ужесточение внутренней политики, преследование инакомыслия получили идеологическое обоснование в виде принятого тезиса об обострении идеологической борьбы 2-х систем в условиях мирного сосуществования (своеобразная модификация сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму). В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. «Юбилейные вахты», «Ударные трудовые недели», ме­сячники «дружбы» и «культуры обслуживания» и т.п. непрерывно сменяли друг друга, завершаясь раздачей , званий, премий. Партийные съезды проходили под знаком парадности и помпезности. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благо­получия. Выс­тупавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству. Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доста­вались Л.И. Брежневу: «великий революционер-ленинец», «вы­дающийся политический и государственный деятель современ­ности», «выдающийся писатель». Происходило как бы возрождение культа личности, но уже в виде фарса. Выпускались тома его сочинений, отливались бюсты, писались портреты, снимались биографические картины. Особый размах приобрели награждения высшими орденами и медалями, почетными званиями, премиями, золотым именным оружием. За эти годы Л. И. Брежнев получил 5-ть звезд Героя, 16 орденов, 18 медалей, одну маршальскую звезду, 70-сят зарубежных , стал лауреатом двух Ленинских премий (борьбы за мир и по литературе) и т.п. Все это стало предметом огромного количества анекдотов в народе. В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция – «Конституция развитого социализма». Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов, что означало наступление социальной однородности советско­го общества. Одновременно 6-я статья Конституции юриди­чески оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической систе­мы». Такой статьи не было даже в сталинской Конституции (1936). КПСС в соответствии с решениями XXV съезда опреде­лялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей при­роде якобы партией рабочего класса. Этот логически некорректный тезис все больше контрастировал с реальными социальными процессами, когда партийный аппарат обрастал все новыми привилегиями и разрыв в уровне жизни рабочих и управленцев все более увеличивался. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании «новой исторической общности — советского народа». Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией. В обществе шел процесс легализации двойной морали — официальной и реальной (примеры подавала партийная элита и сам Брежнев). Власть теряла авторитет в глазах миллионов простых граждан, падал престиж представляемого ею общественного строя («развитого социализма»), что вызывало социальную апатию, распространение пьянства. Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев (ноябрь 1982 – февраль 1983). Как сторонник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер (которые часто выходили за рамки конституционных мер): — произвел серьезные кадровые перестановки (по опубликованным данным было сменено 18 союзных министров и 37 первых секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик); — сократил личный аппарат генсека; — стимулировал расследования ряда уголовных дел (которые были свернуты по личному указанию Брежнева и его руководства); — начал широкомасштабную кампанию по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины (на практике это оборачивалось частыми курьезами: организация облав среди праздно гуляющих людей, в парикмахерских, кинотеатрах, самолетах и поездах и пр.); — преследование инакомыслящих. Однако заслугой Андропова как руководителя партии и государства является то, что он впервые за многие годы в статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР»: а) поставил под сомнение догматическое понимание марксизма-ленинизма; б) внес элемент сомнения в оценку достигнутого страной (предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма»); в) признал наличие противоречий и трудностей в социалистическом обществе. Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.

В феврале 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.



Источник: http://biofile.ru/his/12114.html

Ссылка на основную публикацию