Общество и устройство власти на руси xvi – xvii веках

Россия в XVII в. Общественно-политическое устройство

  1. Общественно-политическое устройство (самодержавие, сословная структура общества). 
  2. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права. 

 Общественно-политическое устройство (самодержавие, сословная структура общества). 

Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от самодержавца с Боярской Думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Абсолютизм (абсолютная монархия) — форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху, который издает законы.

Абсолютизм отличается наивысшей степенью централизации, развитым, полностью зависимым от монарха бюрократическим аппаратом; сильнойармией и органами охраны порядка; ликвидацией представительных органов; системой контроля за выполнением законов; развитой дипломатией; зависимостью церкви от государства.

Окончательно абсолютизм сложился в первой четверти XVIII в. при Петре I.

Сословно-представительная монархия во второй половине XVII в.

Царь Алексей Михайлович Тишайший

Сословная структура российского общества в 17 в.

Привилегированные сословия:

  • Чины думные – аристократия (бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки)
  • Чины дворцовые (конюшне, дворецкие, оружейничие, казначеи, ловчие, сокольничие, кравчие( служили царю за столом, в их ведении были стольники), постельничие.
  • Чины московские ( дворяне московские, жильцы – придворная служба в Москве)
  • Чины городовые (провинциальные дворяне: дети боярские – служилые люди (мелкие землевладельцы на военной службе у царя, бояр, церкви), однодворцы (помещики, которые сами или при помощи холопов обрабатывали земли и не имели крепостных крестьян)
  • Духовенство — белое: патриаршего и архирейских домов, настоятели соборов и церквей;   черное : монашество.

Зависимые сословия (служилые люди «по прибору» —мелкие землевладельцы на военной службе у царя, князей, бояр, церкви:

  • Стрельцыпостояное войско, вооруженное огнестрельным оружием, получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землёй, жили слободами и имели семи, занимались также ремеслом и торговлей
  • Пушкари – категорія служилих людей, обслуживавших артиллерию селились в городах особами слободами, получали денежное и хлебное довольствие, занимались ремеслом и торговлей
  • Казаки – военные люди, работающие по найму,  несшые службу в приграничных районах

«Тяглые люди» (категория населения страны, обязанные платить тягло – подати (денежные, натуральные) государству.

 – черносошные ( — категории лично свободного населения, жившего на «черных», государственных землях и несшие государственные повинности

—   Частновладельческие – зависимые крестьяне, несшые повинности в пользу землевладельца

—    Дворцовые – зависимые крестьяне, жившие на землях цар ской семи и несшие повинности в пользу цар ской семи

  • Посадские люди: купцы (Гостиная и Суконная сотня), ремесленники, мелкие торговцы, городские низы
  • Холопы – категория людей, которые несли обязанности только перед своим господином

—      Полные холопы – в 17 в. ликвидированы

—   Кабальные холопы – личная зависимость от господина за долги, которые отрабатываются в хозяйстве – в 17 в. сближаются с крестьянами

Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права. 

—  Регламентация прав и обязанностей всех сословий

—  Прикрепление посадских людей к посадам и слободам

—  Дворяне могут передавать поместье по наследству, если   их сыновья продолжают отцовскую службу

Становление  крепостного права в России

Крепостное право — наиболее тяжелая форма зависимости крестьянина от землевладельцев, власть которых распространилась на личность, труд и имущество принадлежащих им крестьян

Причины закрепощения крестьян:

  • Необходимость содержать поместное войско — ядро вооруженных сил Московского царства
  • Заинтересованность государства, чтобы землевладельцы осуществляли административное управлениями крестьянами и гарантировали уплату ими налогов в государственную казну
  • Спрос на сельскохозяйственную продукцию в Европе, где быстро росли города и промышленность.

Россия в ХVII вв. Правление Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 г. 

 Правомерно говорить о всеобщем закрепощении сословий государства в XVI — XVII вв. (даже дворянство в конце XVII в. оказалось в крепостной зависимости от государства и не было свободным сословием), не только о закрепощении частновладельческих крестьян. 

Запись опубликована в рубрике Россия в XVII веке. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: https://i100rik.com.ua/rossiya-v-xvii-v-obshhestvenno-politicheskoe-ustroystvo/

Социально-политическое развитие Руси в XVII веке. Видеоурок. История России 10 Класс

На рубеже XVI–XVII веков в России сменилась правящая династия. К власти пришла новая династия Романовых. Смутное время привело к политической нестабильности, расшатыванию системы управления в центре и на местах, экономическому краху. Новый царский род в этих условиях стремился закрепиться у власти.

Однако смена династии и даже такое сильное потрясение, как Смута, всё же не привели к необходимости строить государство заново. Система государственного управления, существовавшая до Смуты, продолжала развиваться. Основы централизации были заложены ещё в эпоху Ивана Грозного.

Сословное представительство во власти, начало оформления крепостного права, ограничение местничества – все эти изменения, начавшиеся ещё в XVI веке, получили своё развитие в XVII веке.

События

Центральное управление

  • Земский собор – сословно-представительный орган.

1653 г. – последний Земский собор, решивший вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Россией.

В первые годы правления Михаила Фёдоровича, когда новая династия ещё не имела достаточного приоритета, земские соборы заседали почти непрерывно. Впоследствии они собираются всё реже и реже, и собор 1653 года стал последним Земским собором в истории России.

Прекращение функционирования земских соборов указывает на усиление царской власти в XVII веке.

  • Боярская дума – совещательный орган при царе. Члены думы назначались царём. В течение XVII века численность думы росла, но при этом часть дел решалась в обход думы.
  • Приказы – органы центрального управления. Увеличивается их число (до 80) и значимость в системе управления. Возрастает и численность приказных людей.

Местное управление

  • Воеводы – назначаемые представители центральной власти на местах.
  • Губные избы – учреждения судебной власти на местах, во главе с выборным губным старостой.
  • Земские избы – исполнительные финансовые учреждения на местах во главе с выборным земским старостой.

Сословная структура общества

  • Служилые люди по отечеству (бояре, окольничие, думные дьяки, дворяне, дети боярские)
  • Служилые люди по прибору (стрельцы, казаки, пушкари и т.д.)
  • Духовенство
  • Торговые люди (купцы)
  • Посадские люди
  • Стрельцы
  • Служилые иноземцы
  • Казаки
  • Крестьяне: государственные, поместно-вотчинные, церковные
  • Холопы

1648 г. – Соляной бунт в Москве.

1649 г. – принятие Соборного уложения.

Юридически оформлено крепостное право: отменены урочные лета и установлен бессрочный сыск беглых крестьян.

1650 г. – Псковское восстание.

1654 г. – Церковный раскол.

1662 г. – Медный бунт в Москве.

1670–1671 гг. – Восстание под предводительством Степана Разина.

1682 г. – отмена местничества. Это преобразование давало возможность занимать высокие посты независимо от знатности происхождения.

Участники

Михаил Фёдорович – русский царь, первый представитель династии Романовых на русском престоле.

Алексей Михайлович – русский царь, сын Михаила Фёдоровича.

Фёдор Алексеевич – русский царь, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.

Степан Разин – донской казак, предводитель восстания 1670–1671 гг.

Заключение

В XVII веке Россия окончательно стала крепостнической страной. Общество оставалось традиционным, его сословная структура была юридически закреплена Соборным уложением. При Алексее Михайловиче ослабляется сословное представительство, укрепляется единоличная царская власть.

Параллели

В Западной Европе в XVII веке развивается международная торговля, создаются банки и биржи – развивается рыночное хозяйство. Приток золота и серебра из колониальных владений увеличивает спрос на ремесленную продукцию, появляется возможность вкладывать большие деньги в развитие и укрупнение производства.

Эти экономические процессы предопределили и существенную разницу в социально-политическом строе стран Западной Европы по сравнению с Россией: изменения в экономике вызвали появление и усиление новых социальных групп: буржуазии и наёмных рабочих, а следовательно, и рост их политического влияния.

В России подобных социально-политических явлений не наблюдалось вследствие отсутствия экономических предпосылок бурного развития частного капитала.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/smutnoe-vremya-rossiya-v-kontse-xvi-nachale-xvii-vv/sotsialno-politicheskoe-razvitie-rusi-v-xvii-veke

ЕГЭ. История. Теория. Органы власти.17 век

Органы власти в России в 17 веке

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.

Картина художника А.Васнецова, 1922

17 век в истории России – это сложное время.

Начался он со Смуты, принёсшей разорение, упадок во всех сферах общественной жизни. Но именно в этом веке начинает править династия Романовых с 1613 года.

Первым Романовым – Михаилу Фёдоровичу и Алексею Михайловичу – выпала задача восстановить страну после Смуты, поднять  авторитет России  в мире, укрепить экономику. Заканчивается век правлением Петра 1– одного из выдающихся правителей государства.

Такое количество важнейших событий и потрясений не могло не сказаться на системе государственного управления, которая менялась, совершенствовалась.

Система государственного управления 17 веке.

 

Особенности государственного управления в 17 веке:

  • Возрождение государственности после Смуты происходило на основе двуединства светской и духовной власти, которые оставались автономными, но в равной степени способствовали укреплению государства.
  • Восстановление православного начала в управлении облегчалось тем, что патриархом в период правления первого Романова был Филарет- отец царя Михаила Романова, влиятельный человек того времени.
  • Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь»
  • В период правления первых Романовых окончательно укрепилось в России самодержавие – власть «государя всея Руси»

Высшие органы власти в период правления первых Романовых

 

  • Неограниченная власть принадлежала царю.
  • Большие полномочия имел патриарх.
  • Боярская дума – важнейший орган государственной власти., верховный орган в вопросах  законодательства, управления и суда, За 17 век состав думы удвоился: увеличилось количество окольничих (возглавляли приказы), думных дворян( стояли во главе приказов) и дьяков( начальники канцелярии, письмоводители) . Иерархия: боярин-  окольничий- думный дворянин. Именно с Боярской думой прежде всего советовался царь. Члены Боярской думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией
  • К концу 17 века Боярская бума становится совещательным органом приказных судей.
  • При Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума( высший совет, состоявший из аристократии), доверенные лица царя) и личная канцелярия – Тайный приказ (примерно 1653 г.).
  • Возросла роль Земских соборов. Они собирались : в 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1620 – 1622, 1632 – 1634, 1636 – 1637, годах. Так в 1642 соборы решали вопрос об Азове – азовское сидение казаков, в 1649- принимал собор Соборное уложение и т.д. Решение Земских соборов – соборные акты – подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в их поддержке .
  • В 17 веке действовал приказная система. Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:Общегосударственные :

– Посольский ( внешняя политика)

– Разрядный ( дела о службе, войске)

– Поместный( вотчинные и поместные дела,

действовал с 1680х г.

)

-Большой приход( сбор налогов)

– Большая казна( сборы с городских промыслов)

– Стрелецкий ( дела армии, войска)

– Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)

– Иноземный ( дела служащих в России иностранцев)

Читайте также:  Догоняющая индустриализация россии начала xx века

– Оружейная палата ( изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)

-Пушкарский ( изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)

– Печатный ( пошлины за скрепление актов государевой  печатью)

– Ямской ( отвечал за почтовые перевозки)

Областные:

– Сибирский ( дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)

-Казанского дворца ( дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)

– Малороссийский (дела Украины)

– Смоленского княжества

Дворцовые:

– Большого дворца ( облагал налогом царские земли)

-Казённый ( производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)

– Конюшенный ( ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)

-Сокольничий( ведал придворной соколиной охотой)

– Царская мастерская палата ( изготовление одеяния для царя)

– Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)

– Судный ( с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.

Патриаршие:

– Патриарший казённый( налогообложение церковных и монастырских земель)

– Патриарший дворцовый

– приказ Духовных дел ,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.

Временные приказы:

– Тайный( Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)

-Счётный ( 1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.

– Монастырский( ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)

Дополнение:

  • Налги, кроме перечисленных выше приказов, собирали ещё и Стрелецкий, Посольский и Ямской приказы. Поэтому финансовая система была очень сложной и запутанной.
  • Были созданы одновременно для фискальной деятельности четвертные приказы- осуществляли финансовые и судебно-административные функции к определённым территориям страны ( Новая четверть в 1619г., приказ Большой казны, 1621.)и созданы новые постоянные и временные приказы.
  • По Соборному уложению 1649г. изменилась форма правления, произошло усиление абсолютизма.
  • Со второй половины 60-х годов 17 появляются временные комиссии по поиску беглых крестьян.
  • К 1698 году насчитывалось 26 приказов.

Государственные должности в приказах:

 

  • Во главе приказа – начальник, судья, окольничий, член Боярской думы. Некоторые бояре возглавляли сразу несколько приказов: боярин Б.Морозов при Алексее Михайловиче возглавлял 5 приказов(Стрелецкий, Большой казны, Новой четверти, Иноземский, Аптекарский); А. Л. Ордин-Нащокин – Посольский и Малороссийский приказы и три четверти – Новгородскую, Владимирскую и Галицку)
  • Помощники начальников- судей- дьяки(из дворянства или духовенства).Они вершили дела, выносили приговоры. За службу получали поместный оклад (до 600 четвертей земли) и денежный (до 240 рублей в год).
  • Дьякам подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей- подьячие, получали оклад.
  • Вывод: приказная система была разветвлённой, постоянно увеличивался бюрократический аппарат, это приводило к злоупотреблениям и взяточничеству.

Местное управление

Особенности:

  • Процесс централизации и унификации органов местного управления
  • Основная административная единица – уезды, они делились на станы и волости.
  • Вытеснение «земского начала» приказно- воеводским управлением.
  • Воеводы осуществляли военное управление + дьяки и подьячие, которые осуществляли финансовое управление. Цель назначения воевод- осуществление управления в интересах царя¸ а не ради кормления, хотя не были воспрещены добровольные приносы « в почесть», так что воеводы брали и без грамот царя.
  • Местное приказное учреждение – съезжая или приказная изба
  • Губное и земское самоуправление.
  • Воеводы контролировали губные и земские избы

Роль церкви:

  • Роль церкви в делах государства усиливалась.
  • С1589- утверждено патриаршество, закрепилась автокефальность, то есть самостоятельность церкви от Византии.
  • Первый московский патриарх– Иов( 1589-1605)
  • Патриарху Филарету удалось приблизиться к его идеалу- двуединства церкви и государства.
  • Во главе церкви- патриарх в единении с собором высших церковных иерархов.
  • 1620-1626- проведена Филаретом реформа управления церковью, созданы приказы.
  • На определённых территориях создавались церковные приходы. Во главе- епископ, священнослужители (поп, дьякон) и церковнослужители (пономари, сторожа, певчие) полностью завесили от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграждение.
  • После церковного раскола, вызванного реформой Никона ( 1653-1656), значении церкви начинает падать, церковь начинает попадать в полную зависимость от царя.

Общие выводы:

  • В 17 веке происходит усиление самодержавия
  • Двуединство духовной и светской власти- особенность управления в России.
  • Постепенное снижение роли Земских соборов и отмирание их Последним Земским собором , созванном в полном составе, стал собор 1653г.В 1683-1684 созван действительно последний Земский собор( по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой).
  • Бюрократизация государственного аппарата, его расширение.
  • Значительное ограничение местного самоуправления.

                  Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/105-istoriya-ege-teoriya/935-ege-istoriya-teoriya-organy-vlasti-17-vek

Политический строй Древней Руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Обратите внимание

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/politicheskiy-stroy-drevney-rusi

Конфликт между властью и обществом в России XVI—XVIII веков

Концептуал СМИ
Почему был невозможен политический диалог «верхов» и «низов»?

Государственные преобразования в России XVI—XVIII веков (стержнем которых было усиление самодержавия, крепостничества и военные реформы) в конечном счёте отвечали интересам всего общества. Власть, желающая сохранить саму себя, не могла не заботиться о социуме, в котором существовала.

Но проблема в том, что власть не могла ждать, пока общество само осознает необходимость изменений. Соответственно, мероприятия «сверху» не могли не рождать сильнейшего сопротивления им «снизу». Протест против усиления гнёта был объективно обусловлен и закономерен.

Таким образом, конфликт власти и общества был неизбежен.

Но возможно ли было не допустить обострения этого процесса? Предположим, что «благоразумное» правительство попыталось объяснить народу необходимость преобразования, обрисовать перспективы развития общества, наладить диалог «верхов» и «низов». Но не нужно фантазировать. В России XVI—XVIII веков подобный диалог был невозможен в принципе.

Политическое сознание того времени признавало субъектом власти только монарха, его окружение и в определённом смысле привилегированные слои общества. В сознании «верхов» обладание властью понималось исключительно как право на «самовластье», народу же (крестьянам, посадским людям) оставлялась лишь обязанность выполнять распоряжения сверху.

Сам же народ смотрел на власть иначе.

Русские люди в XVI—XVIII веках признавали над собой лишь «законную» власть, совпадающую с их представлениями о справедливом и допустимом. При этом подразумевалось, что у всякой власти есть границы, выходить за которые не дозволено никому.

Важно

Даже монарх должен был следовать «Божьей правде», а следовательно, и защищать народные интересы. В народном сознании постоянно присутствовала мысль о законности выступления против тех, кто злоупотребляет своими полномочиями.

Приведём выдержку из «подмётного письма» начала XVIII века: «Аще которая мирскаго могущества власть начнёт возносить свою бровь, на Божий закон из преданного ей предела правды выступать, и таковую власть всевышний Господь Бог смиряет и гордыне ея той Сам удобно противится…»

Итак, конфликт «верхов» и «низов» в русском обществе XVI— XVIII веков усугубило взаимное непонимание, «сшибка» двух типов общественного сознания — культурный конфликт, рождённый переходом России от средневековья к Новому времени. Камнем преткновения были представления о царе и царской власти, а также оценка исторической ситуации в России, её своеобразия и смысла.

Ко времени первого венчания на царство (1547) правители России уже около ста лет величались царским титулом.

В народном сознании успел сложиться идеальный образ «праведного царя», образ, мало чем отличный от представления «верхов».

«Праведным» в глазах народа выглядел монарх, который правил «по справедливости» (не поддаваясь человеческим слабостям и без излишних притеснений) и был «благочестивым» (строго следовал предписаниям православия, обычаям царского двора, национальным традициям и т. д.).

При этом в массовом сознании традиционный параллелизм монарха и Бога уступал место тождеству, поскольку само слово «царь» в русских религиозных текстах являлось эпитетом Всевышнего.

Введение церковного обряда венчания на царство и миропомазания усложнило народные представления о царе.

«Праведным» теперь считался государь, который был не только «справедливым» и «благочестивым», но и «законным». Последнее же качество определялось Богоизбранностью — наличием личной харизмы и т. н. «царских знаков» на теле. Венчание на царство лишь оформляло предназначение свыше

Со второй половины XVI века царистские представления «верхов» и «низов» стали всё больше расходиться.

Совет

Проблему «законности» царя «верхи» свели к чисто формальным (обряд венчания) моментам. Это и позволило занять престол Б. Годунову, а затем В. Шуйскому (по традиционным представлениям они не имели на него никаких прав). Но для народа они остались «незаконными». Нет ничего удивительного, что оба Лжедмитрия получили широкую поддержку в народе.

Читайте также:  Крестьянское движение в ответ на реформу 1861 года

Избрание Михаила Романова на царство можно расценить как последний компромисс двух идеологий. «Верхи» пошли на уступки, допустив на Земский собор 1613 года казаков, посадских людей и черносошных крестьян. «Законность» воцарения Михаила народные массы усматривали и в его Богоизбранности: он был сыном патриарха — заместителя Бога в делах церкви.

В сознании «верхов» с середины XVI века изменились и представления о воле монарха, её пределах. Уже Иван IV был уверен, что он, как помазанник Божий, не связан никакими законами и свободен в своих поступках. Точно так же и Пётр I усматривал в своём священном статусе возможность для произвола.

Не случайно в поведении обоих правителей много общего: шутовство на троне, игра с царским титулом и саном, пренебрежение придворными обычаями, свободное обращение с религиозными предписаниями и пр. Оба монарха оставили глубокий след в народном сознании.

При Иване Грозном, доказавшем свою «неправедность», началось формирование народной легенды о «царе-избавителе», который, однажды явившись, накажет угнетателей и восстановит «справедливость» . Именно эта легенда на протяжении двух столетий толкала народные массы к поддержке самозванцев, выдававших себя за «истинных государей».

В начале XVIII века царевич Алексей Петрович противопоставлялся отцу как «истинный» государь «подменному» . Ходили слухи, что Петра «подменили» во время его заграничного путешествия и что на троне сидит «немчин». Эта версия исчерпывающе объясняла непонятное для народа поведение Петра, его любовь ко всему иноземному, позволяя в то же время не подчиняться монарху.

«Наивный монархизм» народа не раз играл роль детонатора в тех взрывах, что сотрясали Российское государство. И очень часто «землетрясение» вызывали сами «верхи», не допускавшие мысли о возможности какой-либо другой оценки их деятельности, отличной от той, что выносили они сами себе.

С середины XVI века активно шла поляризация русского общественного сознания, усиливалась культурная оппозиция «верхов» и «низов». Этот процесс ещё более ускорился начиная со второй половины XVII века. В сознании правящей элиты происходила ломка средневековых представлений, рождалось новое отношение к миру, характерное для Нового времени.

При дворе Петра I уже господствовала культура барокко и сформировался новый тип царедворца, государственного деятеля.

Обратите внимание

Логическим завершением культурного раскола общества стала самоизоляция от всего русского дворянской знати в конце XVIII — начале XIX века.

Потомки русских родовитых фамилий часто не знали родного языка, устраивали свой быт на западный манер и по сути стали иностранцами в собственной стране. Наибольшую роль в культурном расколе русского общества сыграли церковная реформа Алексея Михайловича и петровские преобразования.

Однако здесь нужно различать влияние самих реформ и трагическое стечение обстоятельств, не зависящих от воли реформаторов. Последних, конечно, можно упрекнуть: Алексея Михайловича — за преследования «староверов», Петра — за чрезмерную увлечённость реформаторством и нетерпеливость.

И всё же противодействие их преобразованиям не было бы таким сильным и упорным, если бы не уникальная ситуация, в которой оказалось русское общественное сознание в XVII веке. Этот век прошёл под знаком эсхатологических ожиданий масс (подготовки к пришествию Антихриста и «концу света»).

Подобные идеи, присутствующие в русском религиозном сознании со времен Киевской Руси, впервые стали актуальными во второй половине XV века. Флорентийская уния (1439) и падение Константинополя (1453) были расценены как переход Запада в «царство Антихриста», и на Руси стали готовиться к наступлению конца. «Конец света» намечался на 1492 год (7000-й от сотворения мира).

Тревожные ожидания не сбылись, но и не забылись.

В XVII веке с позиции «конца света» пробовали объяснять всё происходящее в природе и обществе. Так, в Брестской церковной унии (1596) увидели переход украинцев и белорусов под власть Антихриста и дурной знак для самой России. Подобными «знамениями» оказались и природные бедствия: трёхлетний неурожай и голод 1601—1603 годов.

Апокалиптические ожидания подстегнула комета 1604 года, которую связали с появлением Лжедмитрия I и началом «Смуты». В польско-шведской интервенции русские люди увидели нашествие «антихристовой рати». Кроме того, событиям «Смутного времени» (кризису власти, обилию самозванцев, похождениям Марины Мнишек, избранию на царство М.

Романова) нашлась аналогия в книжном предсказании, согласно которому до Антихриста будет эпоха «беззаконных царствований». В частности, упоминалось о правлении «жены-блудницы», с которой расправится архистратиг Михаил, посланный Богом.

Окончание «Смуты» лишь ненадолго пригасило ожидание «конца света».

Важно

Некоторые печатные книги 40-х годов XVII века доказывали, что Антихрист воцарится в России в 1666 году, а в 1669-м наступит «конец света». В это время появилось движение «капитонов», основатель которого — монах Капитон — призывал спасаться от Антихриста бегством в леса и скиты, вести там аскетический образ жизни, готовя свою душу к скорому Страшному суду.

Тысячи людей, в основном крестьян, последовали призывам Капитона. И вот в такой наэлектризованной обстановке патриарх Никон и царь Алексей начали проводить реформы. Но они не приняли в расчёт то, что для большинства русского населения изменение обрядов и религиозных текстов означало покушение на самую суть православной веры, настоящее святотатство.

Церковные реформы середины XVII века народным сознанием были вписаны в схему поэтапного воцарения Антихриста, воплощением которого объявлялся Никон. Не обошлось и без трагического стечения обстоятельств. В мае 1654 года патриарх Никон приказал собрать по Москве и соскоблить иконы, написанные в западной реалистической манере.

Это вызвало волну недовольства в народе, не воспринимавшего такого отношения к «образу Божьему». В июле началась эпидемия чумы, а 2 августа произошло солнечное затмение, что было воспринято как гнев Божий за действия патриарха. Реформы Никона только-только начинались, однако общество уже было готово встретить их в штыки.

Зарождению оппозиции способствовали голод 1655–1656 годов и очередная комета («хвостатая звезда и кровавые столпы») .

Накануне 1669 года среди «капитонов» начались массовые самоуморения и самосожжения. Таким путём люди стремились очиститься от «скверны Антихристовой» и приготовиться к Страшному суду. Осенью 1668 года тысячи людей ложились в могилы и гробы, ожидая второго пришествия Христа.

Впрочем, не все вели себя пассивно. Многие представляли Страшный суд как расправу со своими мучителями. Так мыслил, например, протопоп Аввакум: «Я ещё даст бог прежде суда тово Христова взявше Никона разобью ему рыло. Блядин сын, собака, смутил нашу землю. Да и глаза те ему выколупаю, да и ткну ево взашей: ну во тьму пойди, не подобает тебе явится Христу моему свету.

А царя Алексея велю Христу на суде поставить. Тово мне надобно шелепами медными попарить».

Совет

Однако в 1669 году всё обошлось. Тогда, недолго думая, сделали поправку на возраст Христа и «конец света» перенесли на 1702 год, а воцарение Антихриста — на 1699 год. Но в конце XVII века начался новый акт трагедии: Алексея Михайловича заменил его сын — Пётр.

Уже его отъезд за границу вызвал брожение умов. Этот поступок ломал не только традиции царского двора, но и народные представления о монархе, который не должен покидать своей страны. Ожидания Антихриста (1699) совпали с возвращением Петра из-за границы (это случилось 25 августа 1698 года за 5 дней до Нового года) и казнями стрельцов.

С этого времени в народном сознании появляется тенденция к отождествлению Петра и Антихриста.

«Староверы», говоря о воплощении Антихриста в образе Петра I, ссылались на то, что он «мучает православных христиан», вводит брадобритие и «латинскую веру» (иноземные обычаи и одежду), кутит и устраивает фейерверки («чудеса прелестные»), «изменяет времена и лета» («календарь»).

Кощунством выглядели и такие мероприятия Петра, как ревизия («описание народное») и введение подушной подати, принятие императорского титула («Император из Рима изыде, да к нам в Россию прииде») и учреждение Синода. Последнее означало, что Петр «восхитил власть святительскую» и «приял на себя титлу патриаршескую». «Раскол церкви» перерастал в раскол общества.

Екатерина II оказалась в более выгодной ситуации по сравнению с её предшественниками-реформаторами. От неё уже не требовалось кардинальных преобразований, а ожидания «конца света» ко времени её правления значительно ослабели.

XVIII век — это время зарождения и бурного развития сектантства. Вступление в секту аллегорически означало очищение от «скверны» и достижение личной праведности.

Обряды и песни сект символически изображали Страшный суд и помогали его «пережить». Соответственно, сектанты вполне довольствовались простым осуждением «греховного мира». Однако примирения власти и общества не произошло.

После смерти Петра I наступила эпоха дворцовых переворотов. Их участники знали, что народу всё равно, кто окажется на троне.

В XVIII веке дворянство стало более расчётливо относиться к монарху и вопросу о престолонаследии, ощущая себя единственным источником власти. На престол начали возводить иноземцев и женщин. Положение самодержца, призванного «со стороны», во многом зависело от отношения к нему дворянства. В этих условиях монарх не мог не идти на расширение дворянских привилегий за счёт других слоёв общества. Екатерина II, не желая оказаться жертвой очередного дворцового переворота, сделала всё для укрепления власти дворян. Крепостные крестьяне фактически превратились в рабов. Они потеряли право жаловаться на помещика, который мог отправить их на каторгу без суда и следствия, они должны были содержать воинские команды, присланные для их же усмирения. Властный «беспредел» стал нормой. Нормой стала и взаимная отчуждённость «верхов» и «низов». Лишь Отечественная война 1812 года объединила на время власть и общество, показав принципиальную преодолимость конфликта.

Обратите внимание

Итак, большинство реформ в России XVI—XVIII веков отторгалось традиционным (соответственно, и народным) сознанием. Отсюда и огромная роль насилия в их проведении, а также «верхушечный» характер многих нововведений, не затронувших широкие слои общества. Противников реформ часто обвиняли в косности и узости мышления, в культурной ограниченности. Но такой же упрёк вполне можно предъявить и реформаторам.

Каждая культура, каждый тип сознания в чём-то ограничены, поскольку «держат» индивида в определённых рамках, в определённой системе координат. Как правило, человек не свободен в выборе своей «картины мира», посылок своего мышления, он их получает с рождением и воспитанием, и его личность — продукт совершенно определённой культуры.

Исходя из этого, нужно быть очень осторожным, оценивая действия людей в ситуациях культурного конфликта, где сталкиваются носители различных типов сознания. А именно такое положение сложилось в России XVI—XVIII веков. Взаимоотношения власти и общества тогда напоминали скорее античную трагедию, где властвует рок, нежели современную драму, строящуюся на уверенности, что «человек сам хозяин своей судьбы»…

Читайте также:  Правление юстиниана (518-610)

=================================================================================

Рекомендуем:

Антискрепа, Кричевский Н.А.

Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года, Пыжиков А.В.

=================================================================================

Комсомольская площадь
107140
Россия, Москва
+7 (495) 755 44 13

Источник: http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/konflikt-mezhdu-vlastyu-i-obschestvom-v-rossii-xvi-xviii-vekov

Русь глазами французов – Московия в XVI-XVII веках

Невежество, отсутствие интереса к наукам, содомия, пьянство, рабское самосознание — вот неполный перечень характеристик московитов XVI-XVII века, данное им французскими путешественниками. Из положительных характеристик французы отмечают силу державы, «спасающей Европу от орд азиатов», изобилие рыбы и дичи.

О том, как французы описывали Русь, начиная с XIII и по начало XVII века, рассказывает историк Максим Колпаков в статье ««Московия» французских интеллектуалов и «Россия» французских путешественников: трансформация образа русских на рубеже XVI-XVII вв» (журнал «Метаморфозы истории», №6, 2015).

Часть «империи Тартаров»

Возникновение интереса к Руси связано с событиями середины XIII века, когда римский папа Иннокентий IV и французский король Людовик IX Святой предпринимали попытки установления дипломатических контактов с монгольской державой.

Именно в середине XIII века «Руссия» для французов обрела чёткую географическую локализацию — страна, покрытая лесами, тянется от Польши и Венгрии на западе до реки Танаида (Дона) на востоке, на севере граничит с Пруссией. Мех — основное богатство Русской земли.

Начинается и формирование образа Руси как края суровых зим.

Русское государство перестаёт восприниматься французами как серьёзный военный противник. Это — слабая страна, завоёванная и разграбленная татарами. Русские князья подчинены ханам и постоянно вынуждены отправляться ко двору великого хана для решения разнообразных вопросов. Теперь Русь — часть «империи Тартаров».

В XIII-XV веках окончательно сформировался образ «русских варваров», народа родственного с вандалами, гуннами и татарами: они дурно одетые, порочные (обжоры и пьяницы) дикари, покупающие и продающие себе женщин на рынках «за кусок или два серебра» (Ghillebert de Lannoy).

Могущественная деспотия

В раннее Новое время в странах Западной Европы отмечается повышенный интерес к Московской Руси. Тем не менее, во Франции до конца XVI века этот образ складывался не на основе сведений французских путешественников, а под влиянием старых стереотипов и иностранных сочинений.

Маршалл По в монографии «Народ, рождённый для рабства: Россия в этнографии раннего Нового времени» сформулировал представление о России как о стране, основой и оправданием существования которой является авторитарная государственность.

Важно

Стефан Мунд, автор фундаментального исследования «Orbis Russiarum: возникновение и развитие представлений о «русском мире» на Западе эпохи Возрождения», констатировал, что европейцы, люди иной культуры, попадая на Русь, поражались царству дикой природы, царской тирании, богатству непросвещённой церкви, отсутствию учебных заведений, незнанию древних языков, невоспитанности и порочности простого люда.

Первым французским интеллектуалом XVI века, изложившим некоторые сведения о «Московии», был Гильом Постель, профессор восточных языков (с 1537 года) в College de France.

В написанном им в 1540-е трёхтомном труде «De la republique des Turcs» он несколько раз упоминает «московитов» и «татар», утверждая, что «христианское государство московитов вот уже больше двухсот лет не даёт этим татарам сделать набег на Европу».

Первая из основных черт образа Московской Руси во французской историко-политической и этнографической литературе 1560-90-х годов — деспотия.

В 1570 году известный переводчик, историк Франсуа де Бельфорэ издал «Всеобщую историю мира», в которой была глава о Московии.

Автор критично относился к политическим порядкам московитов, полагая, что они ничем не отличаются от таковых у турок: подданные раболепно и беспрекословно подчиняются своему всевластному правителю.

Французский гуманист Луи Ле Руа (1510-1577) включал московитов в число «первых и самых славных народов мира» по признаку «могущества». Московия — одна из сильнейших и крупнейших современных держав, заставившая соседей себя опасаться, и яркий образец деспотического правления, основанного на сакрализации личности монарха и бесправии подданных.

В 1576 году философ и политик Жан Боден  издал фундаментальный труд по вопросам политической теории «Шесть книг о государстве». Он оценивает Московское государство не как тиранию, а как образец «сеньориальной» монархии или деспотии (по Аристотелю), — законной формы правления, наиболее древней и естественной из всех.

Совет

Королевский историограф и космограф Андрэ Тевэ (1516-1592) в одном из своих трудов рассказывает о Московии и даёт биографию Василия III. Он пишет, что московиты находятся под властью «тиранов», схожих с тиранами Африки и Эфиопии.

«Герцоги» Московии, будь то Василий III или Иван IV, пользуются «абсолютной властью, как над епископами, так и над другими, распоряжаясь имуществом и жизнью каждого по своей прихоти».

При этом «московиты столь любят и почитают своих герцогов, что утверждают, что воля их государя есть воля Божья, и всё, что он совершает, исходит от Бога, и поэтому они называют его постельничим Бога и вершителем его правосудия и воли». Подданные русского правителя, «как бы велики они ни были, называют себя холопами, то есть рабами, герцога».

Моральный облик московитов

В деспотичной Московии, по мысли французских интеллектуалов XVI века, живут самые настоящие варвары. Именно дикость и варварство «московитов» можно назвать второй ведущей составляющей чертой образа Московской Руси.

Составные части морального облика русских у Ф. де Бельфорэ весьма неприглядны: воинственные дикари, пьяницы, развратники, обманщики, взяточники, дурно относящиеся к женщинам, плохо образованные, приверженцы рабского состояния, заблуждающиеся христиане.

Андре Тевэ «снимает» с московитов обвинения в пьянстве, но дополняет моральный облик русских новыми штрихами: склонные к содомии, ортодоксы.

Автор, повествуя о первой русской типографии, утверждает, что «по примеру греческих сектантов, некоторые из них путём тонкого коварства и подставных лиц нашли возможность сжечь их шрифты из страха, что печатные книги могут принести какие-либо изменения в их убеждения и религию».

Единственным исключением среди русских Тевэ называет жителей Новгорода Великого, который до недавнего времени был «свободным городом». Но и нравы новгородцев уже стали портиться под влиянием московских властей: «Народ самый честный и учтивый, однако благодаря постоянным контактам они начинают облачаться в дикую природу тех, кто ими повелевает».

Русь глазами французов-путешественников

Новый этап эволюции образа России и русских во французском общественном сознании связан с появлением свидетельств путешественников.

Рассказ капитана Жана Соважа из Дьеппа о посещении Архангельска в 1586 году повторяет две уже известные характеристики: суровость климата и чрезмерное потребление спиртных напитков. Примерно в это же время вместо «Московия» французы начинают произносить «Россия».

К главным признакам России и русских первые французские путешественники относят: отличную от французской русскую народную музыкальную культуру, отсутствие большого интереса к наукам, более простую торговую специализацию, большую зависимость экономической деятельности и образа жизни от суровых природных условий, наличие пространств нецивилизованной, дикой природы, животных, рыбы, преобладание деревянной архитектуры, традицию употреблять алкоголь в больших количествах.

Обратите внимание

Любопытно, что несколько статей подразумевает общение между путешественниками и их торговыми партнёрами на темы античной истории, хорошо известные русской читающей аудитории — об «Александре Великом», «Цезаре», «Помпее», «Ганнибале и городе Карфагене», «воеводе Сципионе Лафриканском».

Сочинение «Состояние Российской империи» (1607) капитана Жана Маржерета, служившего Борису Годунову и Лжедмитрию I, содержит невиданный до этого французским читателем объём сведений о России и русских (с 1590-го по сентябрь 1606 года).

В «Предуведомлении к читателю» Маржерет объясняет, что правильное название страны — «Россия», а население России называется не московиты, а русские; московитами можно назвать лишь жителей столицы.

Описывая географическое местоположение страны, её природу и народы, автор указывает стереотипные черты — большие пространства, но пригодные для земледелия; давление лесов и болот; изобилие дичи и рыбы; весьма суровый климат (зима местами длится шесть месяцев) в самых населённых частях «Империи» (Северной и Западной); «греческое» христианство (впрочем, свобода вероисповедания дарована «императорами» всем, за исключением «римских католиков и евреев»).

Капитан последовательно развенчивает миф о военной слабости русских и называет Россию «надёжнейшим редутом христианского мира», хорошо вооружённым и защищённым против «скифов и иных магометанских народов». При освещении политического устройства России и морального облика русских мы встречаем традиционные характеристики — деспотизм власти, дикость и невежество народа.

Маржерет утверждает, что «абсолютная власть государя в своём государстве внушает страх и почтение подданным, а внутри страны хороший порядок и управление защищают её от постоянных варварских набегов». Тайный Совет при государе состоит из ближайших родственников.

На его заседания приглашают иерархов церкви, но мнение духовенства спрашивается для формы. «У них нет иного закона или совета, кроме воли Императора, будь она хороша или дурна — всё придать огню и мечу, правых и виноватых».

Все жители страны, благородные и неблагородные, даже братья правителя именуют себя холопами Государя, т. е. рабами Императора.

Важно

Моральный облик русского человека весьма нелицеприятен: «Если принять во внимание их нравы и образ жизни, так они грубы и необразованны, без всякой учтивости, народ лживый, без веры, без закона, без совести, содомиты и запятнаны другими пороками и грубостью».

Вдобавок ко всему, «это самая мнительная и недоверчивая нация на свете». В этой несвободной закрытой стране только некоторые правители (Борис Фёдорович Годунов и Лжедмитрий), ненавидящие пороки подданных, пытались эти пороки исправлять, но мало в том преуспели.

Самые ужасающие пороки русских — пьянство и невежество. Француз отмечает разнообразие спиртных напитков. Пороку пьянства предаются все (без гендерных и возрастных различий). Простолюдины пьют только по праздникам, до тех пор, пока не закончится выпивка, а «дворяне вольны делать любую выпивку и пить, когда захотят».

Невежество особо пестуется в России, поскольку оно — «мать их благочестия». «Они ненавидят учение и, в особенности, латинский язык. У них нет ни одной школы, ни университета. Только священники обучают молодёжь читать и писать, что мало кого привлекает».

   Источник .

По теме:

Карл Маркс о России

Россия крепостная, история народного рабства
Нравы и обычаи московитов на территории Московии с XV по XVII века
Русская деревня конца XIX века: скудный рацион питания и отсутствие бани
Крепостные гаремы российских дворян
Свободная любовь в русской деревне начала ХХ века
Инцест и проституция в Российской империи
Страна врущая во всем – 15 мифов российской истории
Как Московия украла историю Киевской Руси

Выдуманная «Древняя Русь» – А был ли мальчик?
Историческая правда о Руси и России – Губа, раскатанная на пол мира
Золотая Орда – Подлинная история России
Этого нет в учебниках истории России. Россия – тюрьма народов
Московия до Петра I считала себя частью исламского мира
«Длинная телеграмма» Джорджа Кеннана о невозможности сотрудничества США с СССРАвтор-составитель ©Chaslau List

Назад   →   История Россиии

Источник: https://czeslaw-list.livejournal.com/278430.html

Ссылка на основную публикацию