Нации в османской империи

Османская империя накануне Великой войны

В конце XIX — начале ХХ столетия Османская империя потерпела ряд серьёзных военных поражений, что обернулось потерей обширных территорий. В разных концах империи набирал силу сепаратизм, а сами турки всё больше склонялись к пантюркизму, крайнему национализму и реваншизму.

После прихода к власти в начале 1914 года у политического движения младотурок осталось меньше года на подготовку страны к новой большой войне.

Целями Турции в новом конфликте был возврат утраченных территорий, восстановление внешнеполитического влияния и, по возможности, формирование на трупе России Великого Турана.

«Больной человек Европы»

К началу ХХ столетия в Европе намечались грандиозные перемены: окрепшая Германская империя, обладая мощным потенциалом и серьёзными потребностями, не могла более сосуществовать в мире с Францией, Великобританией и Россией на старых условиях.

В надвигавшейся буре Османская империя, которая фактически разваливалась изнутри, собиралась принять непосредственное участие и даже извлечь из всего этого определённые выгоды.

Перед началом Первой мировой войны в стране произошёл ряд событий, которые в значительной мере повлияли на неё изнутри, с одной стороны подорвав её силы, а с другой — поставив на рельсы подготовки к Первой мировой войне.

Карта Османской империи перед Первой мировой войной

Обратите внимание

В XIX веке Османская империя столкнулась с глубоким кризисом, который в итоге привёл к её полному краху.

Внутри государства регулярно вспыхивали восстания, в войнах с соседями оно почти всегда терпело поражения и уступало территории.

Судьба империи решалась европейскими странами на различных конгрессах и конференциях, результаты которых постоянно унижали не способное им противостоять государство. Из-за внутреннего гниения ещё со времён Крымской войны Османская империя была прозвана «Больным человеком Европы».

Русско-турецкие войны потрепали Османскую империю особенно. В 1812 году была потеряна Бессарабия, а в 1829-м — территорию современных Армении и южной Грузии.

Незначительные успехи в Крымской войне были перечёркнуты тяжелейшим поражением в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, по результатам которой Болгария, Румыния и Черногория получали независимость, Босния занималась австрийскими войсками, а Россия аннексировала Карс.

Регулярные поражения Османской армии на Балканах значительно усилили антитурецкий балканский национализм и желание нетурецких народов отделиться от Османской империи.

С 1882 года Британская империя заняла Египет, который с того времени находился под номинально властью Османской империи, а фактически контролировался Великобританией через оккупационное правительство.

Для турок это было огромной утратой, с которой они так и не смогли смириться — сформированная непосредственно перед Первой мировой войной 4-я армия даже в официальных документах именовалась «Армией освобождения Египта».

Важно

Помимо захвата Египта, Великобритания вела посредством переговоров с саудитами и хашимитами подрывную деятельность на Ближнем Востоке, подготавливая арабское восстание против османского владычества.

В 1908 году, после череды регулярных унижений Османской империи на международной арене, младотурки впервые получают власть в ходе революции и добиваются созыва парламента и принятия конституции. В 1909 году сторонники султана Абдула Хамида подняли мятеж, чтоб восстановить абсолютную власть султана, но мятеж был подавлен. Абдул Хамид был низложен, и парламент избрал нового, более лояльного султана — Мехмеда V. Новый султан был номинальной фигурой, на самом деле вся власть в стране теперь принадлежала младотурецкой партии «Единение и прогресс».

Младотурецкая революция. Митинг в Стамбуле после восстановления конституции 1876 году.

Июль 1908

Изначально младотурки пытались проводить либеральные реформы и говорили о достигнутом в ходе революции равенстве всех народов Османской империи, которое должно увенчаться созданием единой османской нации.

Но в это же время, пользуясь слабостью империи, Австро-Венгрия окончательно аннексировала Боснию, Италия заняла остатки османских владений на севере Африки и часть островов в Эгейском море, а балканские народы в ходе Первой Балканской войны почти полностью «выдавили» империю из Европы.

Идея формирования единой османской нации, только появившись, утратила актуальность, так как национальный состав населения империи из-за территориальных потерь становился всё более однородным.

Государство нуждалось в новой идеологии, и накануне Первой мировой войны такой идеологией становится пантюркизм – идея объединения всех тюркских народов в рамках единой страны с лозунгом «Турция – для турок!». Поскольку подавляющим большинством среди населения империи теперь были мусульмане, популярным был и панисламизм, который должен был сплотить исламские народы Османской империи под властью султана и одновременно халифа правоверных Мехмеда V.

Прямая дорога к большой войне

Когда в 1911 году Королевство Италия вторглось в турецкие владения на севере Африки, Османская империя не смогла дать адекватный отпор итальянскому экспансионизму.

Лидеры младотурок Кемаль-паша и Энвер-бей пытались организовать оборону, чтобы остановить продвижение итальянской армии вглубь страны и предотвратить оккупацию Ливии, но в целом для Порты война оказалась провальной.

Страна потеряла свои земли в Северной Африке и продемонстрировала всему миру военную слабость, что только сильнее разожгло балканский национализм и подогрело сепаратистские настроения внутри страны.

Совет

25 сентября 1912 года началась Первая Балканская война, к которой Османская империя после поражения в Ливии не успела подготовиться. Турки не успели даже провести мобилизацию, когда армии Балканского союза уже начали наносить им серьёзные поражения.

«Причины наших неудач можно искать в плохом устройстве наших войск…» – писал генерал Махмуд Мухтар-Паша своему отцу, великому визирю Ахмеду.

Когда зимой того же года, понимая бесперспективность продолжения войны, османское правительство захотело пойти на мир, вмешался Энвер-паша и отправил кабинет министров в отставку с такими словами:

«Так как вы стоите за постыдный мир с уступкой Эдирне и почти всех европейских владений, а готовая идти на смерть нация требует войны, то от имени всей страны и армии предлагаю кабинету немедленно подать в отставку».

Балканский Союз. Открытка 1912 года

Война продолжилась, однако ненадолго. Болгары взяли Эдирне, за которым был уже Стамбул, и в 1913 году Османская империя была вынуждена подписать мир «на вечные времена».

Уже достаточно опытный в государственных переворотах Энвер-паша сумел извлечь выгоду и из поражения Османской империи: в стране был совершён очередной переворот.

Теперь вся полнота власти была сосредоточена в руках младотурецкого триумвирата, который состоял из Энвера, Талаата и Джемаля.

Энвер-паша

Энвер сумел вернуть Эдирне обратно в состав Османской империи в ходе Второй Балканской войны. И получил в управление государство, которое изнутри раздиралось межнациональными конфликтами, ростом национализма и сепаратизма нетурецких народов, имело хроническую нехватку финансов, низкий уровень промышленного развития — и серьёзные внешнеполитические претензии.

Амбиции Турции включали в себя желание вернуть влияние на Балканах, возвратить в состав страны потерянные земли в Северной Африке – Египет и Ливию, расшириться на Кавказ и Крым и, по возможности, построить Великий Туран – тюркскую империю, политическую мечту младотурков. Реваншистские настроения среди турок, желание отомстить за все унижения их государства в XIX и в начале XX столетий были серьёзными мотивами и для правительства, и для народа принять участие в надвигающейся войне.

Понимая неизбежность войны, младотурецкий триумвират пытался подготовить к ней страну. Поскольку османская армия показала себя весьма плохо в годы итало-турецкой и балканских войн, было очевидным, что нужны серьёзные военные реформы.

Обратите внимание

Проведение реформ требовало средств, а для участия в войне нужны были союзники. Решением и первого, и второго вопросов могла стать Германия, к которой склонялся триумвират.

С немецкой помощью можно было попробовать вернуть утраченные владения.

Четверной союз — Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Османская империя

Военные реформы действительно начались, и весьма серьёзную роль в их проведении сыграли германские инструкторы.

Армия была организована по германскому образцу, улучшилось её техническое оснащение, большое внимание уделялось подготовке офицерского состава; в стране появились компетентные иностранные военные специалисты.

Германская империя вложила немалые средства в развитие Османской империи, были улучшены старые и построены новые железные дороги, построены различные стратегически важные объекты для османской армии.

Планы

Определившись с тем, на какой стороне предстоит сражаться в будущем конфликте, Османская империя встала перед необходимостью разработки плана военных действий. Первый такой план был подготовлен германским полковником Фридрихом Бронзартом фон Шеллендорфом.

Согласно этому плану, турецкие войска должны были сконцентрироваться на защите границ и укрепиться у Стамбула. 3-я армия по возможности должна была наступать в Восточной Анатолии, а 4-я армия — атаковать Египет.

Предполагалось, что турки смогут отбить атаку на столицу и попытки высадки в Анатолии и успешно наступать на Кавказе, получая поддержку от местного мусульманского населения и пользуясь тем, что российская армия будет отвлечена на европейском фронте.

А тем временем 4-я армия Освобождения Египта торжественно войдёт в Каир, так как Великобритания будет отвлечена войной с Германией.

Османская кавалерия

Помимо этого, существовал также альтернативный план 2-го заместителя начальника Генерального штаба Хафыза Хаккы, который предусматривал агрессивное наступление всеми силами на Кавказе и в Персии.

Помимо этого, у Энвера-паши был и собственный план ведения войны, согласно которому он планировал совершить ошеломительную победу на Кавказе, поднять восстание мусульманских народов в России и продвигаться до Средней Азии, тем самым силой турецкого оружия создавая Великий Туран.

Однако у Османской империи не было средств и сил на осуществление таких грандиозных наступательных планов, потому османский генштаб воспользовался планом фон Шеллендорфа.

Важно

2 августа 1914 года был подписан секретный германо-турецкий договор. Вложенных Германией капиталов не хватило, чтобы в короткие сроки подготовить Турцию к большой войне. После череды войн перед началом Первой мировой у младотурков не осталось времени на проведение более глубоких реформ и модернизацию экономики.

У Османской империи не хватало живой силы, и при этом (при нехватке солдат!) были серьёзные проблемы с обеспечением армии.

Сомнения германского генерала и военного советника в Османской империи Лимана фон Сандерса по поводу вступления Турции в Первую мировую войну были оправданы, как и оправдан был германский оборонительный план для Османской империи, который, возможно, и предотвратил её преждевременное поражение.

Лиман фон Сандерс

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Османская империя начала мобилизацию войск, хотя изначально заявляла о нейтралитете. Но уже 29 и 30 октября 1914 года османские ВМС подвергли бомбардировке Севастополь и Одессу, а османское духовенство призвало к джихаду против Антанты.

Османские войска в Алеппо, 1914 год

Османская империя была не готова к этой войне, и её правящие элиты об этом прекрасно знали. Однако, чувствуя ветер перемен в Европе, Османская империя не могла проигнорировать будущую войну, оценивая её как реальную возможность вернуть себе былое величие.

Литература:

Источник: https://warspot.ru/3931-osmanskaya-imperiya-nakanune-velikoy-voyny

Статус личности подданных Османской империи

Подданные султана

Османская империя в период расцвета являет собой антипод государству-нации: речь идет об империи, состоящей из разнородных элементов. Территории отличаются большим разнообразием природных условий.

Читайте также:  Крестьянская реформа – освобождение или грабёж?

Население состоит из множества этносов: турки, татары, арабы, персы, курды, цыгане, берберы, копты, греки, армяне, славяне, албанцы, венгры… Многочисленные религии живут здесь бок о бок: преобладает ислам суннитского толка, но шиизм и различные неортодоксальные верования присутствуют также.

Христианство тоже представлено в разных формах: греческое православное, армянское, католическое… К иудаизму принадлежат романиоты, караиты, сефарды, ашкенази.

Совет

Но, пожалуй, больше, чем по этнической и религиозной принадлежности, подданные различаются скорее по правовой и идеологической, чем по социологической шкале, делясь на две категории: аскеры и реайя.

• Аскеры: «солдаты» в широком смысле слова; сюда включаются не только собственно солдаты, но и, более широко, все служивое население государства (солдаты, чиновники, придворные чины), которые за свою службу освобождаются от налогов в обмен на их службу.

Султан обладает всей полнотой власти над своим служивым населением и их имуществом.

Хотя большинство из них сохраняло свои чины до своей естественной смерти и оставляло наследство согласно правилам Корана (по шариату), конфискация собственности, которая сопровождалась разжалованием, ссылкой, а то и смертной казнью, была часто применявшейся мерой наказания.

•   Реайя (в ед. ч. райя): буквально «пасомые», означает stricto sensu сельские подданные (мусульмане или немусульмане), указанные в списках переписей как земледельцы. Это определение, хотя и верное, но не совсем точное, поскольку исключает горожан.

Но есть более широкое определение, defacto, применявшееся в документации: «все производители «подданные султана», которые поддерживают государство уплатой налогов за свою работу». Эта категория включает в себя, таким образом, крестьян, горожан, кочевников, как мусульман, так и не мусульман; но не рабов.

Она представляет собой политическую, а неэкономическую категорию, что объясняет сильное неравенство. В XV в. большинство богатых торговцев Бурсы относятся к реайя, так же, как и купцы из Алеппо и Каира в XV—XVII вв. Между тем в большинстве своем реайя состоят из крестьян со скромными доходами, если судить по описи их имущества.

В от ношении своей личности, имущества, наследства они пользуются защитой просто по своему фискаль ному статусу (налогоплательщиков. — Прим. ред.).

Помимо налогов и трудовой повинности, реайя обязаны оказывать государству содействие в военном отношении, которое может иметь разные формы: служба гребцами на султанских галерах, поставка продовольствия, чрезвычайные денежные взносы.

Султан может своими указами полностью или частично освобождать их от уплаты налогов в обмен на оказанные услуги (охрана опасных переходов, ремонт мостов, работа в шахтах и т.д.).

Обратите внимание

Подданные, пожалованные таким указом, занимают промежуточное положение между аскерами и простыми реайя и называютя муаф ее мюслим реайя, т.е. реайя, «свободные и избавленные».

Для того чтобы турок мусульманин из реайя был принят на постоянную военную службу, необходимо, чтобы он доказал свою храбрость в походах и военных кампаниях, участвуя в них на добровольной основе (гепюллю), и получил тимар по имперскому указу.

Таким образом, можно отметить, что в Османской империи общественное положение подданных зависит от конкретно выполняемой службы и от возложенных функций в рамках государства.

Согласно османской концепции государства, мир и согласие в обществе могут быть достигнуты, если каждый человек занимает свое место в той группе общества, к которой принадлежит. Отметим, что категория реайя была официально упразднена лишь в 1839 г.

(по Гюль-ханейскому хатт- и шерифу). С тех пор все османские подданные получили равные права.

Немусульманское население

Османская империя, по определению, сложилась в результате объединения разнородных элементов; серьезные противоречия здесь (такова была эпоха) проявляются на религиозной основе при полном игнорировании культурных, языковых и, главное, этнических особенностей. Со второй половины XV в. османская администрация делила подданных немусульман на три больших религиозных группы:

– православные христиане, называемые рум, т.е. ромеи — имя, которое они давали сами себе и которое потом используют греки. В эту группу входили как рассеянные по империи грекоязычные народы, так и балканские славяне, православные арабы — сохраняющие до наших дней, между прочим, чисто религиозное название от греческих ортодоксов — валахи, грузины и т.д.

– восточные христиане, в целом называемые эрмеии, т.е. армяне. Эта группа включает в себя анатолийских монофизитов, в том числе и, несомненно, пришедших в XI—XIII вв. последователей восточно-христианского вероучения, за исключением, возможно, местных древних групп, которые смогли обособиться (сириаки на юго-западе империи, марониты и т.д.).

– иудеи, яхуди, которые делились на многочисленные религиозные сообщества:

– романиоты, состоящие из потомков византийских евреев;

– караиты, также поселившиеся здесь со времен Византии, но соблюдающие другие обряды;

– сефарды, состоящие в основном из евреев, изгнанных из Испании и Португалии в конце XV в., к которым затем присоединились евреи, перебравшиеся из Италии;

– ашкенази, потомки выходцев из Германии и Центральной Европы, часть которых поселилась в Империи после изгнания евреев из Баварии по велению Людовика X в 1470 г.

Статус христиан и иудеев определялся исламским каноническим законом, шариатом: он признает за этими людьми, зимми, право проживать в государстве, свободно исповедовать свою религию, но он ставит их в подчиненное положение подданных второго сорта по отношению к «правоверным». Османская власть принуждает их к уплате подушной подати, называемой джизья, или харадж, подчеркивая их зависимость от мусульманского господства.

Немусульманское население является объектом различных дискриминационных мер, отражающих их неполноценность. Османы в этом смысле верны, впрочем, традициям исламских государств. Зато не мусульмане пользуются некоторой административной и правовой автономией.

В принципе, зимми не имеют права ездить верхом и носить оружие (исключение было сделано для некоторых христианских военизированных отрядов).

Важно

Они должны были носить отличающую их от мусульман по цвету и покрою одежду, поскольку некоторые детали платья и некоторые цвета (синий, например), разрешенные мусульманам, для них были запрещены. Иными словами, они принуждены воздерживаться от роскошных и ярких одеяний.

В том же духе исламский закон запрещал, чтобы их гражданские или культовые постройки были выше, чем у правоверных. В Стамбуле, например, они не могут строить или занимать помещение вблизи от мусульманских культовых мест, и по положению 1725 г.

их жилище не должно превышать 9 зира в высоту (около 7 метров), дом не должен строиться из камня и иметь баню. Они должны просить официальное разрешение на ремонт культовых сооружений и не могут, без такового, строить новых. Вообще, их богослужения и религиозные отправления должны проходить тихо и скромно.

Согласно предписаниям Корана, закон не дозволяет мусульманке выйти замуж за немусульманина. Отступничество (возвращение обращенного в ислам к своей родной религии) карается смертью. И, наконец, свидетельские показания зимми на суде по весомости уступают показаниям мусульманина.

Но если мусульмане и пытались помешать «неверным» проживать в своих собственных «кварталах» (махалле), то контакты между ними все равно были неизбежны. Они все время соприкасались на улицах и в профессиональной деятельности, особенно в рамках торгово-производственных отношений.

Именно немусульмане играли важную роль в ремесленничестве, а в некоторых областях они на голову выше других.

Стамбульские греки, например, этс»— мелкие торговцы или лавочники, специалисты-ремесленники, трактирщики, они же занимаются, что важно, морским делом: матросы, лодочники, перевозчики, рыбаки, плотники, столяры, конопатчики, а на высшем уровне — капитаны судов, купцы.

Армяне контролируют торговлю шелком между османской столицей и Персией. Что касается евреев, то они представлены в самых различных отраслях: выплавка металлов, бижутерия, работа по золоту и с драгоценными камнями и очень активны в торговом и ростовщическом секторах как денежные менялы (сараф), ростовщики-банкиры.

Совет

Иногда представители немусульманского населения достигали высокого положения в обществе: некоторые из них — сборщики налогов, врачи, особенно среди евреев, менялы и банкиры, особенно среди христиан. Они, таким образом, были представлены во всех сферах профессиональной деятельности, несмотря на то, что в некоторых районах остаются в своей массе людьми, занятыми в основном в аграрном секторе.

Рабы

Раб, называемый абд или келе, это одновременно и вещь, и человек. Как вещь, он существует бессильно и бесправно, кем бы он ни был.

Он подчинен праву собственности и может быть объектом различных сделок, в то время как его хозяин должен заботиться о его содержании.

Раб не может иметь имущества, кроме незначительных сбережений, участвовать стороной в сделках, иметь собственность или наследовать.

Его статус, как личности, остается таким же, как и у свободного по определению мусульманина. Он, однако, исключен из сферы религиозной деятельности, а также из любой другой, предполагающей юридические права над кем-то.

Он может вступать в брак, с разрешения своего господина, но не может содержать сожительницу, поскольку не может ничем обладать.

Хозяин рабыни имеет право сделать ее своей сожительницей, но та, став «матерью ребенка», становится свободной только после смерти своего хозяина.

Что касается уголовной сферы, раб имеет особый статус, позволяющий рассматривать его в качестве индивидуума низшего порядка. Так, мусульманин не может быть приговорен к смертной казни за убийство раба. Наказание, предписанное законом в случае совращения, между тем менее сурово для раба.

Обратите внимание

В целом положение раба в османском обществе несравненно лучше, чем греческого или римского, благодаря предписаниям Корана. Например, хозяин должен оказывать рабу медицинскую помощь, давать ему подходящую пищу и обеспечивать уход в старости.

Если хозяин пренебрегал этими обязанностями, судья, или кади, мог его принудить выполнять их, продать раба или освободить его. К тому же хозяин не должен перетруждать раба, а если он это делает из жестокости, он может быть подвергнут санкциям.

Рабы играют самую разную роль в османском обществе. Они необходимы в домашней жизни.

В городах они часто служат доверенными лицами, экономами и хозяйственниками во дворцах, сторожами в мечетях и мавзолеях; евнухи несут охрану и следят за порядком в гаремах.

Женщины-рабыни в основном становятся служанками и наложницами. В сельской местности рабы используются в аграрном секторе и на разных работах. Используются они и в армии.

Рабская часть населения происходит из двух источников: пленение в результате сухопутных набегов или морского пиратства и покупка. Последний имеет куда большее значение. Рабов покупали на границах исламских территорий, затем перевозили в центральные города и перепродавали на невольничьих рынках, откуда они и расходились по всей стране.

Освобождение от рабства не только возможно, но и рекомендовано Кораном. Оно с большим предпочтением предоставляется рабам, обращенным в ислам и носящим имя, производное от слова абд, означающее «раб» или «служитель», как, например, Абдулла, «сын служителя Господа».

Существовали и другие способы освобождения рабов. Самый простой — «вольная» или формальное заявление хозяина, изложенное в грамоте, выдаваемой освобожденному рабу.

Хозяин может также заявить, что раб будет освобожден после его смерти согласно акту, называемому тадбир; в таком случае раб становится свободным в момент кончины хозяина.

Важно

Случается, что раб покупает собственную свободу, выплачивая в рассрочку фиксированную сумму, на что заключался договор (мукатаба). К тому же дети рабынь, легально сожительствовавших с мусульманами, рождались свободными.

Читайте также:  Общие черты экономических мер хрущева и брежнева

На практике, фактически по праву, подданным немусульманам разрешалось иметь рабов. Однако они — по крайней мере в теории — не имели права иметь рабов-мусульман; и если раб какого-нибудь зим-ми обращался в ислам, его владелец по закону обязан освободить или продать его. Естественно, нарушений здесь было множество.



Источник: http://biofile.ru/his/31368.html

Геноцид армян греков и других народов в Османской Империи – Византийское наследство

· Редакционный совет и издатели
» Аналитические материалы

Работы Торчинова о религии

Статьи Цымбурского В.Л

Мануэль Саркисянц.

Россия и мессианизм

Ереванская цивилизация

· Самюэль Филлип Хантингтон

Этногенез советского народа

Химера русской власти

Теория этногенеза Гумилёва как разновидность теории цивилизаций

Сравнение социологии Зиновьева с теорий пассионарности

Простая модель элиты

Элитология и теория этногенеза

Экономика и этногенез

Источники развития общества Модерна

Восстановление общества после крайних потрясений

Коммунизм как Традиция. Истмат в свете теории информации

Политэкономия информационного общества

Истмат как естественнонаучная дисциплина

Наука как традиционный инструмент глобализации

«Первая кровь» холодной войны

Самодержавие и народность

А.Дугин “Логос и Мифос”

Византийское наследство-1

Содержание номера

Византийское содружество наций

Пять столетий борьбы за византийское наследство.


Иран против Турана

Россия и Туран:контуры противостояния

Восточнохристианский мир – альтернативная цивилизация

Турция между Востоком и Западом

Эндшпиль американского жизненного пространства

Евразийство

Пограничные этюды

Шарль Диль и армянские мотивы в истории Византии

ОБРАЩЕНИЕ

Византийское наследство-2

Содержание номера 2

Притяжение большого меридиана

Золотое Руно

Терроризм как инструмент глобального управления

Ось Москва-Тегеран проходит через Ереван

Пограничные этюды

Из Армяно-Арабской истории

Рыцарь византизма

Геополитика пантуранизма

Киликийская Армения и современная геополитика

Византийское наследство-3

Содержание номера 3

Освобождённая Византия

Механика межнационального конфликта

Обращение к армянам России

Стратегические последствия геноцида армян

Данилевский о глобализации

Третий Рим между Москвой и Киевом

Турецкий поход Юденича

Из истории Армяно-Византийских отношений

Армяне на византийском престоле

Византийское наследство-4

Содержание номера 4

Византийское содружество наций

Надеюсь, что закончилась эра злобы и насилия

Обстоятельства нового времени

45

Тайоц ашхар

В поисках имперской перспективы

Вашингтом меняет приоритеты

Иконное пространство и особый свет

Пустынные храмы Каппадокии

Путь духовного возрождения

Из истории Армяно-Византийских отношений

Византийское наследство-5

Содержание номера 5

Письмо президенту Армении

Конституция и отношения Родина–Спюрк

Самозащита – вот наша религия

Духовные и этнические истоки армянской государстве

Прореченное царство в ожидании цесаря

Призрак бродит по Европе, призрак Византии

Интеграция и многообразие

Предел американского могущества

Новый социализм

Если арабы владеют нефтью, то турки владеют водой

Турецкий марш на просторах СНГ

Византийское наследство-6

Содержание номера 6

Геноцид армян,греков и других народов в Османской империи

Вопрос признания геноцида армян в турецко-армянско

Новая цивилизационная парадигма

Войны нового типа

Алеет восток ?

В Европу с диаспорой и восточнохристианским миром

Непреходящая Византия

Падение Константинополя

Утопическое понимание истории

Погром греческого и армянского населения Стамбула

Византийское наследство-7

Содержание номера 7

Византийское содружество наций – футуристический п

Цивилизационный фактор и проблемы информационной безопасности

Мы – имперская нация

Освобождённая Византия

Атлантическое кольцо Евразии

К изучению следов пребывания армян на Балканах в средние века

Поминки по просвещению: взрыв этничности

Византийское наследство-8

Совет

Содержание номера 8

Шесть византийских портретов

Византийские экзархаты и роль армян в их управлени

Катехон и революция

Россия–США: новый этап отношений

Мифотворчество как инструмент международной политики

Советско-турецкие территориальные проблемы на Потсдамской конференции

Ось Москва-Тегеран

Дорога к древним храмам

Андраникизм как Византийская идея

Византийское наследство-9

Содержание номера 9

Суверенитет и глобализация

Армянские этно-топонимы на Балканах

Геополическая стратегия и развитие “Армянской ойкумены” в XXI веке

Как осуществить революцию

Антропологическая модель России и Запада

Шестьдесят лет холодной войны с продолжением

Иранский контекст на суше и на море

Секрет богатства золотого миллиарда

Выступление Эдуарда Полатова в Цицернакаберде 19 мая 2007

Византийское наследство-10

Содержание номера 10

Многополярная и асимметричная Холодная война

Альтернативная Европа И Американский Миф об Иране

России нечего стесняться того, что она признала геноцид армян”

В Средиземноморье!

Сплетение судеб

Кесабцы

Об организации западного армянства и сопутствующих вопросах

Америка теряет контроль над Турцией ?

О чувстве неполноценности и “технологической системе”

Европа между Христианством и Исламом

К вопросу об иноверующих армянах

Символ русской веры

Византийское наследство-11,12

Содержание номеров 11,12

Обращение к президенту

Сетецентрическая организация армянства

Вопросы демографии и репатриации в “диаспоральных” странах

Культурологические аспекты армяно-византийских связей

Исламизированные греки Турции

Геополитическая дилемма Турции

Гибель империи. Византийский урок

Византия была культурной метрополией мира

Исчезнувшая империя

Византийский набат

Путь к мировой державе

Византийское наследство-13,14

Содержание номеров 13,14

Особенности военного конфликта

Пришёл,увидел,умиротворил

Южной Осетии требуется защита

Искусство психологической войны

Памяти патриарха Алексия II

Паломническая поездка

Армения и диаспора:проблемы и перспективы

Спасительная мечта о бомбе

Азербаджанские “горе-ученные”

Византийское наследство-15,16

Содержание номеров 15,16

Разноверкторная глобализация

Глобализация как идеология

Россия и Европа в новой геополитической реальности

Перспективы геостратегии России на Кавказе

Метц Ехерн армян в Османской Турции

Кризис-творение современной культуры

Илья Дмитриев

Поиски корней у потомков исламизированных армян

Единый народ

Политика как жизненная функция

Нация

Византийское наследство-17,18

Содержание номеров 17,18

РА-Турция: Контекст отношений

Новое это хорошо забытое старое ?

Мифы и реальности армяно-турецких отношений

Турецко-армянский протокол – инициатива США?

Новые проявления шовинизма в Турции

Формирование будущего

Проблемы армянских католических общин в Грузии

Американцы и израильтяне в Талыше

Слабость американской модели даёт шанс России

Перекрёсток планетарного развития

Византийское наследство-19,20

Содержание номеров 19,20

Время ультиматумов прошло

Распад “Системы”.

Некоторые причины и следствия

Опаснее внешних угроз

Активность Турции на современном этапе

Переговоры Ереван-Анкара:Производные процессы

Сценарии разрушения глобальной финансово-экономической системы

Армения может занять уникальное место

Об актуальных проблемах армянской общины Стамбула

Искусство предательства

Национальная идеология:российские искания

Большая восточная игра

Приказ Народного комиссара обороны СССР 227

Я приехал туда, где должен был родиться

Я приехал туда, где должен был родиться(греч.)

Византийское наследство-21,22

Обратите внимание

Содержание номеров 21,22

Открытое письмо

Армянская протестантская община Турции

Армяне протестанты

Армянской интеллигенции

Стратегия развития

Национальные государства в современных условиях

Предстоит урегулирование российско-армянских отношений

Сценарии региональной безопасности

Поколение верообращённых армян в Европе

Турецкие агенты влияния и США

Разве США не признали геноцид ?

Арменоцид:Исторический прецендент столкновения цивилизаций

Константинопольская армянская община

Византийское наследство 23,24

Содержание номера 23,24

Памяти Р.Акопяна

Речь Президента С.

Саргсяна на Кипре

Россия ищет союзников

Цивилизационное союзничество

Роль элиты в переломные моменты истории

Постдемократический мир корпораций

Революции оптом

«Дни гнева» – сетевые революции нового типа

Организованная преступность как основа геополитики

Любопытная оппозиция Каддафи

Турция: О вопросе этнической идентичности

Эсхатологическое царство и католический ад

Доминанта денег – ловушка для человечества!

«Я вам скажу по-американски»

Сопредседателям Минской группы

Византийское наследство 25,26

Содержание номера 25,26

Конспект номера

Российско-армянское сотрудничество и турецкий фактор

Нет союзников – есть только партнеры

Об армянах-католиках Турции

IT-сообщество

Церковь и государство в византийском представлении

Толкование теории симфонии

Политическая философия русского византизма

Византинизм и эволюция русской государственной идеи

Симфонические отношения Церкви и государства

Византийское наследство 27,28

Содержание номера 27,28

Конспект номера

Турецкая ядерная угроза

Ядерная Турция

Мистическое соучастие и божественное социальное

Два национализма

Гражданская нация или традиционная империя

Панацея в отсутствие гарантий

Теория многополярного мира

Праздник для сторонников континентальной империи

Будущее за странами восточно-христианской цивилизации

Различия между людьми разных цивилизаций

Восточно-христианская антропология как предпосылка новой социальности

Антропологическая модель Запада и России

Респектабельность или борьба?

Геноцид понтийского Эллинизма (1916-1923)

Греки Армении: статистика не утешает

Источник: http://vizantarm.am/page.php?65

Раздел Османской империи (1918–1922). История — Путеводитель по Израилю

Раздел Османской империи был запланирован с первых дней вступления этого государства в войну , хотя противники Османской империи — Союзники, имели множество противоречий в своих послевоенных целях на территории Османской империи и заключили несколько двойных и тройных договоров.

После оккупации Стамбула английскими и французскими войсками в ноябре 1918 г. правительство Османской империи окончательно рухнуло и подписало Севрский мирный договор в 1920 г.

Однако Война за независимость Турции заставила бывших союзников вернуться за стол переговоров до того, как договор был ратифицирован.

Союзники и Великое национальное собрание Турции подписали и ратифицировали новый Лозаннский мирный договор в 1923 г. взамен Севрского договора, закрепившего большинство территориальных вопросов.

Один нерешённый вопрос — Мосульский конфликт позже был решён при участии Лиги Наций.

Раздел Османской империи привёл к созданию современного арабского мира и Турецкой республики.

Важно

Лига Наций предоставила Франции мандаты на Сирию и Ливан, а Великобритании — мандаты на Месопотамию и Палестину (которая впоследствии была разделена на две области: Палестина и Трансиордания).

Владения Османской империи на Аравийском полуострове стали частью того, что на сегодняшний день является Саудовской Аравией и Йеменом.

Обзор

Османская империя была ведущим исламским государством начала XX в. в геополитическом, культурном и идеологическом плане.

Раздел Османской империи привёл к появлению на Ближнем Востоке владений западных держав, таких как Великобритания и Франция.

Самое раннее сопротивление влиянию этих сил исходило от турецкого национального движения и получило более широкое распространение на «постосманском» Ближнем Востоке после Второй мировой войны.

Раздел был запланирован западными державами посредством заключения в ходе Первой мировой войны Союзниками нескольких соглашений, касающихся Османской империи.

Англичане и французы разделили восточную часть Ближнего Востока (также называемая «Великая Сирия»), между собой, заключив соглашение Сайкса-Пико.

Другое секретное соглашение было заключено между Италией и Россией.

Декларация Бальфура призывала международное сионистское движение добиться создания еврейского государства в регионе Палестины, который был местом существования древнего Израильского царства и в в котором в то время проживало еврейское национальное меньшинство, численность которого была значительно меньше численности преобладающего арабо-мусульманского населения.

Власти царской России также заключили ряд военных соглашений с Антантой о разделе Османской империи, но после русской революции Россия не принимала участия в разделах Турции.

Севрский договор

Севрский договор официально признал мандат недавно созданной Лиги Наций на Ближнем Востоке, независимость Йемена, а также британский суверенитет над Кипром.

Французский мандат

Сирия и Ливан стали французскими протекторатами (замаскированными под мандаты Лиги Наций).

Мандат в Ливане

Территория, созданная Францией на Ближнем Востоке, получила название Великий Ливан. Она была предшественником современного Ливана. Эта территория существовала с 1 сентября 1920 года по 23 мая 1926 г.

Франция отделила эту территорию от левантийских суши (являвшейся мандатом Лиги Наций) в целях создания «тихой гавани» для маронитского христианского населения. Марониты получили самоуправление и обеспечили впоследствии свои сильные позиции в независимом Ливане в 1943 г.

Французская интервенция, прикрываемая защитой маронитов, началась со времён так называемых «капитуляций» Османской империи — договорённостей, достигнутых в период с XVI по XIX в.

Читайте также:  Биография михаила михайловича сперанского

В 1866 г., когда Юсуф Карам, маронитский вождь, восстал в Горном Ливане, на помощь ему прибыли военно-морские силы под руководством французов, подав жалобу в адрес губернатора, Дауд Паши, султану, а затем обеспечив бегство Карама в безопасный район.

Мандат в Сирии

Соглашение Сайкса-Пико позволило Франции занять Сирию. В 1923 г. французская власть там была окончательно утверждена, и Франция официально управляла Сирией до 1943 г.

Британский мандат

Ирак и Палестина стали британскими подмандатными территориями, при этом один из сыновей шерифа Хусейна, Фейсал, был сделан ими королём Ирака.

Палестина была разделена на две части:

Восточная часть стала Трансиорданией, обеспечив вскоре троном другого сына Хусейна — Абдаллу.

Совет

Западная часть Палестины находилась под прямым управлением британской администрации, и еврейское население сначала получило возможность увеличивать свою численность под британской защитой.

Большая часть Аравийского полуострова оказалась под контролем другого британского союзника — Ибн Сауда, который создал королевство Саудовская Аравия в 1932 г.

Мандат в Месопотамии

Месопотамия (территория современного Ирака) находилась под управлением Великобритании и мандатом Лиги Наций до 1932 г., когда была провозглашена независимость государства.

Мосульский вопрос

Великобритания и Турция оспаривали контроль над бывшей османской провинцией Мосул в 1920 году.

В 1923 г. Лозаннский договор передал Мосул под действие британского мандата в Месопотамии, но власти новой Турецкой республики утверждали, что эта область является частью их исторического «сердца».

Комиссия Лиги Наций в составе трёх человек отправились в этот регион в 1924 г. для изучения дела и в 1925 г. по-прежнему рекомендовала передать регион в состав Ирака, а также что Великобритания должна продлить мандат ещё на 25 лет — для обеспечения прав на автономию курдского населения.

Турция отвергла это решение. Тем не менее, Великобритания, Ирак и Турция заключили договор 5 июня 1926 г., который в основном совпадал с решением Совета Лиги.

Мосул находился в составе британского мандата Месопотамия до получения Ираком независимости в 1932 г. по настоянию короля Фейсала, хотя и с сохранением британских военных баз и права для англичан перемещать свои силы по территории страны.

Мандат в Палестине

Во время войны Великобритания дала три противоречивых обещания о дальнейшей судьбе Палестины:

  • Британия обещала через британского разведчика Лоуренса (он же Лоуренс Аравийский) создание независимого объединённого арабского государства, охватывающего большую часть арабского Ближнего Востока, в обмен на поддержку арабами англичан во время войны.
  • Британия также пообещала создать и развивать еврейское национальное государство в Декларации Бальфура 1917 г.
  • Наконец, британцы обещали посредством переписки Хусейна-МакМэхона, что Хашимитская семья будет иметь власть над большей частью земли в регионе в обмен на их поддержку Великого арабского восстания.

Арабское восстание, которое было частично организовано Лоуренсом, позволило британским войскам под командованием генерала Алленби победить османские войска в 1917 г. и занять территории Палестины и Сирии. Эти земли оставались в ведении британцев до конца войны.

Великобритания получила контроль над Палестиной по результатам Версальской мирной конференции, на которой была создана Лига Наций в 1919 г.

Герберт Самуэль, бывший Генеральный почтмейстер в британском кабинете, который сыграл важную роль в подготовке Декларации Бальфура, был назначен первым Верховным комиссаром в Палестине.

Обратите внимание

В 1920 г. на конференции в Сан-Ремо, в Италии, мандат Лиги Наций на Палестину был направлен в Великобританию.

В 1923 году Великобритания передала часть Голанских высот французскому мандату в Сирии в обмен на регион Метула.

Движение за независимость

После ухода турок арабы провозгласили создание независимого государства в Дамаске, но они были слишком слабы в военном и экономическом отношении, чтобы противостоять европейским державам долгое время, и Англия и Франция вскоре восстановили контроль над их землями.

В 1920-е и 1930-е Ирак, Сирия и Египет стали фактически независимыми, хотя британцы и французы формально не покидали регион до окончания Второй мировой войны.

Но в Палестине конфликтующие силы арабского национализма и сионизма создали ситуацию, которая не давала англичанам возможности оставить эту территорию.

Приход к власти Адольфа Гитлера в Германии создал новую актуальность в сионистском стремлении как можно скорее создать еврейское государство в Палестине.

Источник: https://guide-israel.ru/history/37815-razdel-osmanskoj-imperii-1918-1922/

Начало Османской империи: от племенного района до евразийского государства

В исторической науке принято вести отсчёт истории Османской империи с 1299 года и заканчивать его 1922 годом, когда монархический строй на территории современной Турции завершил своё существование.

Формально так и есть, империя турков-османов просуществовала 623 года. Однако на первом этапе существования и развития это государство, конечно, нельзя было назвать империей. Начало Османской империи не было одномоментным событием.

Это явление, растянувшееся во времени и занявшее периоды нахождения у власти трёх первых правителей государства.

Нечасто правитель даёт своё имя целому народу и государству

Османской империи и самого этнически-политического понятия «турки-османы» не было бы без Османа I Гази, главы одного из тюркских племён, расположившихся к XIII веку в Анатолии, на восточных землях Византийской империи. Именно он не только заложил основы будущей империи, но и дал название государству (Османская империя) и системообразующему этносу (турки-османы).

Важно

Осман был сыном правителя одного из тюркских племён, которые в XIII веке во множестве существовали в Малой Азии на осколках империи турков-сельджуков, к тому времени находившихся в вассальном подчинении у монголов.

В 1281 году, в возрасте 24 лет, Осман Гази унаследовал власть над своим племенем – и уже через 18 лет объявил о создании собственного суверенного государства.

Такому успеху способствовали как минимум три благоприятных обстоятельства.

  • Во-первых, родовые земли Османа находились в весьма выгодном стратегическом районе. Они были достаточно удалены от сферы непосредственных действий монголов на Востоке и находились в соприкосновении с землями находящейся в упадке Византийской империи на Западе.
  • Во-вторых, это способствовало концентрации здесь активных исламских элементов, охотно откликавшихся на призывы к «священной войне». Вести войну с монголами они не имели возможности, враг был, безусловно, сильнее, воевать на восточном направлении было самоубийством. А вот западное направление было весьма благоприятным: противник был не в лучшем состоянии, а количество боеспособных воинов возрастало.
  • В-третьих, сам Осман Гази оказался талантливым полководцем и блестящим организатором. К моменту своей смерти в 1326 году, к окончанию 45-летнего правления, Осман посредством военных действий против других тюркских племён и в пограничных районах Византии увеличил территорию своего государства, расположившегося у юго-восточного «угла» Мраморного моря, примерно в 10 раз.

Сын оказался достоин отца

Сын и наследник первого правителя, Орхан I, первым своим масштабным мероприятием осуществил переезд столицы из родового центра Сёгют в только что захваченную византийскую крепость Бурсу, обладавшую лучшим стратегическим положением.

Орхан был младшим сыном Османа I , однако занял престол благодаря своим выдающимся государственным способностям, ставшим очевидными ещё при жизни отца. На следующий год после прихода к власти Орхан сделал следующий шаг по развитию государственной системы – он начал чеканить собственную серебряную монету получившую название акче.

Кроме того, именно этот правитель заложил фундамент будущих блестящих военных побед и масштабных завоеваний Османской империи.

Фактически Орхан провёл военную реформу, результатом которой стало появление регулярной армии.

До этого момента османы вели военные действия почти исключительно средствами конного тюркского ополчения, состоявшего как из дружин правителя и знати, так и из присоединившихся ревностных мусульман, стремившихся участвовать в священной войне. Ни пехоты, ни инженерно-сапёрных войск практически не было.

Именно поэтому, например, османы в течение почти десяти лет штурмовали Бурсу – имея в наличии лишь конницу, сложно захватить укреплённую по всем правилам военной науки крепость.

Орхан создал регулярный пехотный корпус, подчинявшийся непосредственно правителю и набиравшийся из всех желающих, в первую очередь из населения покорённых районов. Единственным условием было принятия этими воинами ислама. Данный корпус при преемниках Орхана был преобразован в корпус янычар и стал отборной военной силой империи.

Совет

Орхан I увеличил территорию государства примерно впятеро, причём действовал не только военными, но и политико-дипломатическими средствами.

Он блестяще воспользовался резким ослаблением позиций Византии, в которой началась гражданская война, и захватил северное и северо-западное побережье Малой Азии. Более того – впервые османы получили владения на европейской территории, заняв полуостров Галлиполи.

Помимо этого, Орхан I вышел на широкую международную арену, став участником борьбы за влияние в Средиземноморском бассейне. В ходе развернувшегося противостояния за морскую торговую и военную гегемонию между Венецией и Генуей он наладил с последней тесные союзнические связи.

К 1359 году, моменту смерти Орхана I, он превратил полуплеменное образование, доставшееся от отца, в полноценное, динамично развивающееся государство, от которого уже в немалой степени зависела Византия.

Начало Османской империи: есть султан – есть и империя

При следующем правителе государства, Мураде I, темпы расширения территории Османской империи замедлились. Так, при нём площадь государства выросла «всего лишь» втрое, тогда как отец увеличил владения в пять раз, дед – в десять.

Но, во-первых, не будем забывать об изменении масштабов – увеличивать в разы территорию микроскопической племенной территории и крупного государства это совершенно разные по сложности задачи. Во-вторых, при Мураде I государство впервые стало испытывать внутриполитические сложности, тормозившие внешнюю экспансию.

Так, в течение первых нескольких лет после смерти Орхана I между его сыновьями шла борьба за власть, в которой в итоге и победил Мурад I.

После этого он принялся за активные завоевательные походы как на Востоке (были присоединены обширные территории на юго-западе Малой Азии, создавшие своеобразные коридор к морскому побережью), так и на Западе.

Обратите внимание

На данном направлении увеличивалась зависимость Византии от османов. Византийские императоры подписали договор, по которому фактически превращались в вассалов Османского государства.

Затем Мурад I обратил свой взор на Балканы и Южную Европу, где против него как главной угрозы сформировался межгосударственный союз.

Мурад разбил противников в 1371 году, тем самым открыв себе дорогу в Македонию и Болгарию. Почти на десятилетия активное продвижение на Запад прекратилось, так как началась ещё одна внутриосманская смута, против султана восстал собственный сын.

Когда в 1380-х годах с внутренней угрозой было покончено, Мурад I уже принял титул султана, став первым султаном в истории государства и тем самым официально придав ему статус империи. Он снова двинулся на Запад и Север, захватив обширные македонские, болгарские и сербские земли.

В 1389 году накануне битвы на Косовом поле, где решалась судьба всей Сербии, Мурад I был убит, однако это не спасло сербов от поражения и не остановило бурный рост Османской империи.

Александр Бабицкий

Источник: http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/1450.html

Ссылка на основную публикацию