Народ во время смуты

«Роль Смуты в русской истории и культуре» (доклад насельника Пафнутиево-Боровского монастыря Георгия Грачёва) — Московский Театр Русской Драмы

Георгий Грачёв

Роль Смуты в русской истории и культуре

Среди значений слова «смута», приводимых В.И. Далем, мы встречаем «восстанье, мятеж… общее неповиновение, раздор меж народом и властью». В прилагательном «смутный» ощущается иное значение – неясный.

И в самом деле, это время непонятных перемен, и люди не успевает за сменой царей, не понимает смысл происходящих событий. Движения быстры и неопределенны и не имеют чёткости. Кто был вчера союзником, сегодня враждуют, а вчерашние враги действуют сообща.

Тогда было возможно из монахов попасть в цари, из холопов в предводители дворянства, в мутной воде добыть богатство и звание. Любое время самозванцев – это время подмен и имитаций. Суть происходящего в смутное время хорошо определяется как «воровство».

Обратите внимание

Это не только присвоение чужого имущества. Это обман, самозванство, – это присвоение чужого достоинства, это измена, и в конечном определении – это неправда.

Исторические исследования определяют смутное время как глубокий духовный, династический, экономический, социальный кризис. Признаки: самозванство, гражданская война, интервенция. Это время «шаткости», «нестроения», «смущения умов» –  помрачения национального духа. Что это несчастное стечение обстоятельств или происки внешних врагов-поляков?

Есть справедливое мнение, что Смутное время происходит от предыдущего XVI века. Уже при Иоанне Грозном началась модернизация страны в попытке реализовать идеи симфонии духовной и светской власти и своего видения образа православного царя. Опричнина во многом являлась инструментом воплощения этих идей.

Следствием её, а также локальных войн при Иоанне IV явилось разорение экономики, социальная напряженность, страх и духовная отчужденность. То, что мы сейчас называем гражданским обществом, было подавлено. Предметом разделений стала земля – главный капитал страны.

Можно говорить о множестве социальных, политических или психологических факторов, каждый из которых приближал катастрофу государственности. Но главное, Смута происходила в умах.

Началась она явлением совсем случайным – пресечением династии, и в дальнейшем представляет собой много труднообъяснимого.

Например – поляки и литовцы, вместе с немцами и шведами против русских вместе с татарами и башкирами при поддержке венгров, шведов, англичан и поляков. При этом интервенции как таковой нет – всех позвали в разное время на помощь.

Да и поляки и литовцы кто? Та удалая шляхта, рыцари, в действительности часто оказываются представителями русских дворянских родов, при этом ещё и православными. Ведь Литва была второй половиной Руси. Во многом это были искатели приключений и легкой наживы.

Важно

Во время «семибоярщины» непримиримые соперники, поляки и шведы проявили единодушие в деле разграбления русских земель, норовя отхватить у России кусок пожирнее, пользуясь удобным случаем.

Движущая сила Смуты, скорее всего в казачестве.

Именно казачество составило ударный отряд войск Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; именно казачество было главной силой первого ополчения, но оно его и развалило; оно поддерживало ополчение Минина и Пожарского, казачество сказало решающее слово в избрании Земским собором новым царем Московским Михаила Романова; но и оно же продолжало Смуту и после воцарения Михаила, без казачества не было бы Смуты. «Казаки – люди различных племен, из земли московской, татарской, турецкой, польской, литовской, карельской и немецкой… говорят преимущественно по-московски». Кроме холопов и беглых крестьян там есть и аристократы. Свободно относились казаки ко всем без исключения «самодержцам» – России, Польши и Турции и чувствовали себя независимыми настолько, насколько каждый из монархов в данный момент мог быть им полезен. В тогдашней реальности казачество определялось как: ворьё, сегодня сказали бы ОПГ. Никому до конца не подчиняются, переметываются на ту или на эту сторону в зависимости от выгоды, промышляют разбоем и грабежом тех, кто еще продолжал работать и добывал хлеб насущный. Поляки уточняют: битвы Смутного времени — это в конечном счете «баталии казаков с казаками же». Неспроста опасался Дмитрий Пожарский ездить к казакам: убийства, удары в спину, непредсказуемая агрессия — это всё русская Смута. И казаки — лишь ее передовой отряд. К ним присоединились не только бояре с их корыстными интересами, но и простой народ.

После смерти царя Феодора, не оставившего после себя наследника, земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова – первого в русской истории выборного монарха. Его выборность уже была сомнительна для очень многих русских людей.

Помимо того, царствование Годунова было омрачено страшным голодом 1601-1604 годов, который не обрушивается случайно, когда 3 года земля ничего не родила – будто и природа наказывает. Люди стали покидать боярские вотчины. Страна беднела.

Если сейчас главное сокровище – природные богатства, то тогда это были человеческие руки.

Кроме того, в  этот период Россия находится на острие некого проекта глобализации.

Западная цивилизация в конце ХVI века добивается определенных очевидных успехов: создание мощной католической империи – Речи Посполитой, включающей в себя Польшу, Литву, Украину и Белоруссию и возникла угроза включения в эту империю и Московское Царство.

Стремясь превратить Русское государство в зависимую страну, а также найти применение массе обедневшей шляхты, польское правительство поддержало Лжедмитриев, а в 1609 г. король Сигизмунд III начал прямую интервенцию в Россию, поскольку ему самому очень нужен был большой успех.

Добавилось и то, что в конце XVI – начале XVII в. набрала силу католическая реакция, называемая Контрреформацией против движения протестантов – Реформации. И на Русь вытеснялись протестанты, воины одного из польских воевод – Лисовского были в значительной части протестантами.

Совет

Русская элита того времени во многом не сопротивлялась интегрированию в общеевропейское пространство, принятию новые западных ценностей, новой династии и даже новых религиозных ценностей – и в какие-то моменты это реализуется – на Лжедмитрии I.

В это время «элита» фактически предала Россию, впустив в Москву интервентов, стремясь реализовать переход России на европейский путь развития, используя польскую династию и войска. Ни один из самозванцев не посмел бы посягнуть на престол без поддержки боярских группировок. Лжедмитрий I нужен был боярам для свержения Годунова.

А когда боярский заговор окончательно созрел на престол вступил князь Василий Шуйский. Во время Шуйского, смута из дворцовой, боярской, принимает характер смуты народной.

Большинство деятелей Смуты прошло через горнило царствования Ивана Грозного. Тогда были посеяны семена, давшие затем страшную поросль: отступничество, клятвопреступления, жестокость, насилие.

Единожды вступив на скользкий путь предательства, остановиться трудно, и вот доходит дело до открытой измены, тайно, ночью, впускают в Москву интервентов.

Как ни развиваются события Смуты – все время присутствует тема измены и предательства.

С каждым нарушением клятвы что-то уходит, и прежде всего уходит правда.

Со смертью Бориса Годунова, который получил царские полномочия от Земского Собора, народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола Федора, попустил его злодейское убийство и присягнул самозванцу Лжедмитрию.

Клятвопреступление стало фактом. Далее лукавство продолжилось. Князья Шуйские и Голицыны договариваются свергнуть самозванца. По всем юридическим нормам того времени они совершают государственную измену. Что бы ни было в прошлом, на данный момент Лжедмитрий – законный, легитимный государь, венчанный на царство.

Обратите внимание

На импровизированном Земском соборе царем был избран князь Василий Иванович Шуйский. Исследователи не щадят этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, – таков был «лукавый царедворец» (Пушкин), вступивший в 1606 г. на престол.

Трудно было поверить в искренность того, кто недавно уверял в смерти царевича Димитрия, затем в истинности Лжедмитрия, а спустя лишь месяцы объявившим его лгуном и изменником. Между тем, по мере разрастания Смуты, появились и первые признаки духовного прозрения, осознания ее причин, раскаяния в совершившемся клятвопреступлении.

Немногим более чем через полгода после канонизации царевича Димитрия в 1607 года, царь Василий Шуйский призвал патриарха Ермогена и патриарха Иова – просить, чтобы тот разрешил «всех православных в их преступлении крестного целования и во многих клятвах». Патриарх Иов прибыл в Москву.

16 февраля 1607 года в Москве состоялся представительный церковный Собор о преступлении всеми православными христианами крестного целования на верность царю Борису Годунову, а затем царю Федору II Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении.

Таким образом, Годуновы еще в 1607 году были, так сказать, «реабилитированы», народ покаялся в своих грехах, ставших причиной Смутного времени.

Но Смута на этом не прекратилась. В 1610 в Москве мятежники свели с престола царя Василия. Напрасно патриарх Гермоген изъяснял народу, что, что измена царю есть богоборчество, что новое клятвопреступление не избавит, но лишь глубже погрузит Россию в пучину безначалия.

Забылось в народе недавнее соборное раскаяние, в боярах проснулись междоусобицы, и общество продолжало пребывать во власти произвола, властолюбия, лицемерия и вражды. После свержения Шуйского и нескольких месяцев «семибоярщины» претензии на московский престол перешли к иностранцам.

В августе 1610 года бояре «организовали» присягу польскому королевичу Владиславу, который после этого еще 24 года считал себя «законным московским государем», хотя не выполнил главного условия – не принял православия.

Важно

О подобных временах, с тяжелым чувством пережитого, через 300 лет, накануне февральской революции, св. царь-мученик Николай II скажет: «Кругом измена, трусость и обман». «Прямых людей» мало, но они есть и влияют на настроение всей земли. Патр.

Гермоген и Пожарский всегда поддерживают хотя бы минимально-лигитимную власть «…против врагов стоял крепко и мужественно и многую службу показал…и  на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шатости..».

Героическая страница истории Смуты – подвиг князя Михаила Волконского, защищавшего Пафнутьев-Боровский монастырь от «Тушинского вора». После предательски открытых ворот, со словами: «Умру у гроба Пафнутия чудотворца», воевода стал у раки и бился с врагами до тех пор, пока не пал, изрубленный.

Волконский – один из немногих, верных присяге служилых людей, не запятнавших себя изменой Отечеству.

Именно под влиянием святых – святителя Гермогена и преподобного Иринарха Затворника формируется народное ополчение. Патриарх Московский Гермоген по всей стране рассылал свои послания с призывом к восстанию и изгнанию интервентов.

Видя непреклонность патриарха, поляки арестовали его и уморили голодом. Однако перехватить инициативу они не смогли: многочисленные послания достигли цели.

Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах.

Ополчение явилось вновь созданным гражданским обществом, объединенным идеей необходимости единства и прекращения смуты. Собираются люди, которые не перемётываются, не присягают «ворам», с твердыми убеждениями  Это стало первым чудом.

Совет

Русские люди поняли, что их слабость, неспособность восстановить отечество – не в силе врага, а в их собственном разделении,  вражде, желании своекорыстных выгод, в измене, а не жертвенном служении высокой цели освобождения России.

Второе чудо – в понимании, что только Господь творит чудо единства, а вражда – это не следствие внешней интервенции, а глубокие внутренние пороки человеческой природы, вызванные, собственными страстями. Люди, по рождению христиане,  осознали, что им надо быть христианами не по букве только, но и по духу, т. е.

покаяться в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин и стать одно со Христом и едиными друг с другом во Христе. Все это и было сделано. Это было единство, осознанное и достигнутое во Христе, нравственно-религиозное, а не только военно-политическое.

Избрание царем Михаила Романова стало свидетельством, что большинство высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями – традициям общинности и сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться.

Согласие самого юного Михаила было получено не сразу. Особенно противилась мать будущего царя – инокиня Марфа – не было в те годы более опасного занятия, чем царское служение.

«Московского государства всяких чинов люди по грехом измалодушествовались, – говорила инокиня Марфа, – дав свои души прежним государям, не прямо служили».

Заново переосмысленные в Смутное время традиции, составляли внутренний смысл русской цивилизации и были укоренены в православии. Поляки на фресках изображены как грешники, нужно было показать явное разделение добра и зла. В Речи Посполитой мировосприятие все более освобождалось от религиозных элементов.

Менялся стиль жизни и склад мышления людей: стало цениться и точно измеряться время; культура стала ориентироваться не столько на прошлое и освященные им образцы поведения, сколько на будущее; рационалистические критерии и индивидуализм значили все больше и больше. Стала больше цениться красота в повседневном быту.

Более богатым, сложным и утонченным стал наряд представителей зажиточных слоев шляхты, горожан и даже крестьян. В домах шляхты появились зеркала, постельное белье, стены, обитые обоями, картины, книги, музыкальные инструменты, изящная мебель. Идеалы аскетизма уступали место восхвалению радости жизни.

Русь столкнулась скорее не с попыткой окатоличивания военной силой, а с соблазнительным вольным образом жизни шляхты. Как вообще относится к новому? Народ выдержал эту культурную интервенцию. Был дан ответ на вызов западной цивилизации. Идеей народа осталась святость, которую не смогли показать интервенты.

Базовыми ценностями остались: совесть – главное мерило поступков в обществе. Это и отношение к правде – как высшему основанию; и культура – как правда; и справедливость – как существование с правдой. И конечно вера, идея спасения души, понимание греха и покаяние. Это было наследие наших предков.

Результатом преодоления смуты явилось создание Московского государства, задел которого – вера, как неделимый остаток, сохранялся до 1917г.

Осталась ли верность присяге после этого? Патриарх Алексий II произнес очень значительные слова: “Грех цареубийства, происшедший при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян – до канонизации царя Николая II и его семьи. Продолжает ли этот грех лежать тяжелейшим грузом на душе народа?

Источник: https://rus-drama.ru/chtenia/502-rol-smuty-v-russkoj-istorii-i-kulture.html

Смутное время на Руси и его причины — Записки историка

Начало XVII столетия в отечественной истории ознаменовалось событиями, которые современники именовали «великой разрухой Московского государства», а историки, воспользовавшись удачным выражением Григория Котошихина, стали называть Смутным временем, или просто Смутой.

Смутное время — одна из самых сложных тем русской истории. События, действия исторических лиц порой плохо поддаются логическому объяснению. В них много иррационального, много темных страстей и эмоциональных порывов, природу которых трудно понять современному человеку.

Средневековье является здесь во всем драматизме своей отваги и своего безрассудства.

Важно

Вот уже 200 лет историки изучают события Смуты, пытаясь разглядеть в этом хаосе, в обломках рухнувшего от «социального землетрясения» здания Российского государства логику катастрофы.

Смута относится к числу тех сюжетов русской истории, которые периодически приобретают не только научный, но и актуальный, жизненный интерес.

Тогда в ситуациях прошлого угадывается развитие текущих событий, а в образах героев минувших времен видятся портреты современников. Судьба самих историков порой напоминает биографии деятелей начала XVII столетия.

Крупнейший историк Смуты академик С. Ф. Платонов, пройдя тюрьмы, допросы и неправедный суд, умер в ссылке в начале 1930-х годов.

«Наука изъяснения причин есть самая увлекательная из наук», — говорил английский философ Д. Юм. Историками найдены четыре основные причины Смуты. Первая причина — резкое ухудшение положения крестьян в конце XVI столетия в связи с отменой Юрьева дня и усилением налогового бремени.

Все слои русского общества — но прежде всего земледельцы — имели основания для недовольства. Значительная часть крестьян бежала на окраины государства, пыталась укрыться в «Диком поле». Вотчины и поместья пустели, а на юге страны скапливались массы недовольных людей. Корни всех этих явлений уходят в эпоху Ивана Грозного.

Своими безрассудными предприятиями он «загнал» страну, подобно тому, как азартный ямщик загоняет обессиленных лошадей. Наследники трона и власти не нашли других средств для выхода из тяжелого положения, кроме тех, которые еще больше усугубили его, вызвали всеобщее недовольство и усилили рознь сословий.

В итоге костер был сложен. Оставалось только высечь искру.

Вторая причина — та самая «искра», которая воспламенила костер, — династический кризис. Началом брожения стала бездетная кончина царя Федора Иоанновича в январе 1598 года.

К этому времени в живых не осталось уже ни братьев Федора (11-летний отрок Дмитрий погиб или же был убит в 1591 году), ни представителей боковых линий потомства Ивана Калиты.

Оборвалась правившая страной несколько веков династия Рюриковичей, точнее — ее державная ветвь.

Совет

Монархическое сознание людей той эпохи воспринимало государя не только как живое воплощение государства, но и как его хозяина, «собственника». Со смертью последнего Рюриковича Россия осталась без хозяина, исполняя волю которого все сословия безропотно несли тяжкое бремя «государевой службы». По образному выражению В. О. Ключевского, династия «служила венцом в своде государственного здания».

В борьбу за наследство Федора вступили «сильные люди», которых объединяло только то, что никто из них не имел безусловных наследственных прав на трон. В этих условиях наиболее серьезной причиной для нового государя могло стать избрание его Земским собором. Однако для народа любой «избранный царь» — это полный абсурд.

Борис Годунов был избран наследником царя Федора Земским собором. Это был один из умнейших и опытнейших деятелей своего времени. Борис понимал шаткость своего положения и действовал осмотрительно.

Постепенно, разными путями он устранял своих недругов и конкурентов из числа аристократии. Вероятно, он надеялся на великую силу привычки, которая рано или поздно сделает его и его потомков в глазах народа и знати «настоящими царями».

И расчет этот, в принципе, был верным.

Но тут вступила в силу третья причина Смуты — борьба за власть боярских кланов, их корпоративный эгоизм, стремление любой ценой провести на трон своего ставленника.

Ненавидевшие Годунова бояре использовали его «ахиллесову пяту» — отсутствие царского происхождения.

За неимением реальных царевичей Борису был противопоставлен самозванец — отважный авантюрист Григорий Отрепьев, который объявил себя долго скрывавшимся сыном Ивана Грозного.

Военно-политическую и финансовую помощь объявившемуся в Литве (1603) «царевичу Дмитрию» оказали польские магнаты и римская католическая церковь.

Обратите внимание

По существу, это была скрытая интервенция, которая со временем переросла в прямую интервенцию, ставшую четвертой причиной Смуты. Однако третья и четвертая причины неразрывно связаны между собой.

По меткому слову Ключевского, самозванец «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

К этому можно добавить общую предпосылку — неустойчивость, незрелость социальной структуры русского общества, относительно недавно вышедшего из «удельного периода». Процесс государственной централизации не был завершен.

Россия еще не преодолела резких различий в системе управления и социально-экономическом развитии отдельных областей. Сравнительно зажиточные служилые люди центральных и северо-западных уездов относились к правительству более лояльно, чем бедные, а потому вечно склонные к мятежу и анархии дворяне южных областей.

Богатые торговые города Верхневолжья жили совершенно иной жизнью, чем выжженные солнцем или заметенные снегом города-крепости вдоль границы с «Диким полем». Однако обездоленных и озлобленных людей было много везде.

И все они, стремясь улучшить свое положение, мечтали о царской милости — пожалованиях, льготах, привилегиях. Отсюда — желание каждой области, каждой социальной группы возвести на трон «своего царя».

Каждая из перечисленных причин, так или иначе, работала на разрушение государственных и общественных связей. Далее возникает вопрос о соотношении этих причин, об их «весомости» в общем ходе событий. Он породил огромную литературу. Одни историки делают акцент на иностранном вмешательстве, другие — на социальных противоречиях.

В советской историографии существовала точка зрения, согласно которой Смута — это не что иное, как огромная «крестьянская война», апогеем которой стало движение под руководством Ивана Болотникова. Новейшие исследования ставят под сомнение это утверждение, как и тезис об «иностранном вмешательстве» на раннем этапе Смуты.

Важно

Помимо общих проблем изучается роль различных слоев населения в событиях Смутного времени, межсословные противоречия, региональная специфика процессов. Дискуссия продолжается и едва ли когда-нибудь будет окончена. История Смуты напоминает движение маятника. Поначалу идет «падение», неуклонное нарастание разрушительных процессов. В Смуту втягиваются одно за другим все сословия государства.

Но, пройдя нижнюю точку, маятник входит в фазу подъема. Начинается постепенная консолидация общества, преодоление хаоса и восстановление государства.

Ни попытки спасти положение путем обретения «истинного наследника-Рюриковича» (роль которого брали на себя все более откровенные авантюристы), ни попытки основать новую династию путем избрания на трон кого-либо из бояр Земским собором не могли иметь успеха до тех пор, пока русское общество было в состоянии «войны всех против всех». Однако такое положение не могло продолжаться вечно. Крах государства, оккупация Москвы чужеземцами, унижение церкви — все это больно задевало национальные и религиозные чувства русских людей. Патриотический подъем стал одним из факторов начавшегося процесса консолидации общества. Одним, но не единственным. За полтора десятилетия Смуты все устали от войны и крови, от хаоса и неопределенности будущего. Общество созрело, наконец, для восстановления порядка. И первое ополчение Ляпунова и Трубецкого (1611), и второе ополчение Минина и Пожарского (1611—1612) питались не только патриотическими чувствами или всеобщей усталостью от анархии. Смута больно ударила по имущественным отношениям и собственническим правам. Торговцы разорились, а помещичьи крестьяне разбежались. Общее положение господствующего класса пошатнулось. Его корыстные интересы требовали восстановления государства и наведения порядка.

«Время слуг своих поставляет», — учил паству много повидавший на своем веку киевский митрополит Фотий. Прошло время разрушителей — пришло время созидателей. Из глубин русского общества являются борцы с хаосом, строители нового порядка — троицкий келарь А. Палицын и купец К. Минин, воевода Д. Пожарский.

Осенью 1612 г. ополчение Минина и Пожарского при поддержке казаков Трубецкого и Заруцкого освободило Москву от иноземцев. В начале 1613 г.

Земский собор избирает на российский трон — 16-летнего Михаила Романова. Это событие условно считается завершением Смуты.

Однако преодоление ее тяжких последствий заняло еще много лет, а вызванные ею изменения в общественных отношениях сказались на дальнейшем развитии России.

Источник: https://histnote.ru/smutnoe-vremya-na-rusi-i-ego-prichiny/

Смутное время в России и польская интервенция

Период смуты на Руси сыграл большую роль для закалки характера русского народа. Её истоки начали зарождаться еще в конце 16 в. в годы правления правлении Ивана Грозного и кончилось в начале следующего века. В этот период российское государство находилось в очень тяжелом положении.

Тяжкими для страны были последние годы правления Ивана Грозного и производимая им жестокая опричнина.
В 1584 году Иван Грозный умер и не оставил твёрдого, надёжного наследника. На престол встурил его старший сын Федор I, которого в народе прозвали блаженным.

Страной он фактически не управлял, так как был не пригоден к государственной деятельности. Он был женат на сестре Бориса Годунова, который благодаря этому очень возвысился. В 1591 г. младший сын Ивана Грозного и будущий наследник престола Дмитрий умер или был убит в Угличе. В 1598 году умер царь Федор I, наследника он не оставил.

Совет

Таким образом род Рюриковичей прекратился. Новым царём стал Борис Годунов. Многие жители России плохо к нему относились, не любили его. К тому же в один из годов его правления случилась беда — очень плохой урожай. В связи с этим начался голод. Население Руси сильно сократилось. Во всём обвинили Бориса.

Смутное время набирало обороты.

В начале 17 в. на русскую землю вступил с польским отрядом якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий (Лжедмитрий). Многие жители охотно присягали ему, вероятно они поверили ему или были слишком недовольны правлением Бориса. Борис Годунов вступил в войну против Лжедмитрия, но в 1605 г. он умер.

В Москве отказались поддерживать семью Годунова и впустили поляков. Сын Бориса и его жена были убиты. На московский трон поставили Лжедмитрия I. Он в свою очередь опирался на поляков, которые хозяйничали в Москве и многим это не нравилось. В один прекрасный момент терпение русского народа кончилось и начались погромы поляков.

В связи с этим бояре во главе с Василием Шуйским устроили заговор против царя. Пока русский народ громил поляков в Москве, они убили Лжедмитрия. Новым царём стал боярин Василий Шуйский.

Польская интервенция в России — разгар смуты

Поляки в то время очень часто воевали с Россией. Они просто не могли не заметить ту слабость в которой последняя находилась. В 1606 г. произошло восстание Болотникова, которого поддержал юг России. В 1607 на Русь из Польши двинулась армия якобы вновь спасшегося царевича Дмитрия (Лжедмитрия II). С трудом в 1608 г.

войска Шуйского разбили Болотникова, казнив его. Сложнее дело обстояло с Лжедмитрием II, кторого прозвали Тушинским вором. Он стоял во главе 30-тысячной польской армии, к тому же к нему присоединялись казаки и простые люди не признававшие Шуйского или просто желавшие нажиться грабежами. Они покорили много городов к западу от Москвы.

Большинство из которых сдавались без проблем, серьёзные проблемы их нашли при штурме Троице-Сергеевой лавры. Защитники которой стояли на смерть. Василий Шуйский обратился за помощью к Шведам, они согласились за деньги помочь русским. Вероятно, это спровоцировало Польшу уже открыто напасть на Русь, т.к. Польша со Швецией были врагами тогда.

В 1609 войска польского короля Сигизмунда III приступили к штурму Смоленска. И всё же русские войска во главе с талантливым полководцем Скопиным-Шуйским разбили Тушинского вора. Но в мае 1610 г. этот замечательный воевода умер, вероятно его отравили бояре.

Поляки постепенно побеждали русские войска, ко всему прочему Шведы перестали нам помогать и даже захватили русский город Новгород.
В июне 1610 г. в результате заговора бояр Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи. Москвой стали править совет бояр (Семибоярщина).

Читайте также:  Кризис династии рюриковичей. борис годунов

Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава и впустили поляков в Москву. Россия находилась в очень тяжелом положении, многие русские люди просто организовывались в банды и занимались грабежами, так себя вели и южные казаки. Это был апогей смутного времени в России.

Русское сопротивление

Но нашлись на Руси люди готовые пойти на всё ради спасения родного государства. Патриарх Гермоген пользовался большим авторитетом по всей Руси. Он разослал большое число записок, призывающих русских людей объединяться, вооружаться и биться с поляками. Поляки заметили это и арестовали его.

Они хотели, чтобы он при помощи своего авторитета призывал русских принимать католичество и чтобы сам это сделал. Патриарх Гермоген решительно отказался и поляки его за это насмерть заморили голодом. Однако, труды этого замечательного патриота своей родины и доблестного защитника своей веры не были напрасны.

Записки патриарха произвели большое впечатление на русский народ. Они дали людям большой заряд нравственных, моральных сил для борьбы с захватчиками. Первое русское ополчение во главе с Ляпуновым быстро рассеялось. Центром создания нового ополчения стал Нижний Новгород.

Обратите внимание

Набором войска занимались Купец Козьма Минин и опытный воевода Пожарский, они призывали отдать всё ради победы.

Народное ополчение Минина и Пожарского на огромной волне патриотизма двинулось к столице. В его рядах были истинные патриоты своей родины. В 1612 г.

под Москвой состоялась битва между русским народным ополчением Минина и Пожарского и польско-литовским войском. Противостояние их было очень напряженным. За битвой следили казаки Заруцкого, они занимались грабежами и не вмешивались.

Инициатива в сражении постепенно переходила к более опытным в военном искусстве полякам, но вдруг на помощь ополченцам прискакали казаки Заруцкого. Вместе они разбили поляков и освободили от них Москву. Польская интервенция провалилась. «Ляхи» были изгнаны из России, Новгород тоже вернули.

Смута на Руси закончилась. Наше государство по итогам мирного договора с Польшей потеряло свои западные земли (Смоленск, Чернигов). В 1613 г. на престол взошёл Михаил Романов. Наше государство отстояло свою независимость.

Смутное время в России для нашего народа послужило хорошим уроком.

Династия Романовых на русском престоле просуществовала ещё более 300 лет. Роль Минина и Пожарского в освобождении родины от иноземцев велика, если не сказать больше. За их заслуги им поставили памятник.

Они, патриарх Гермоген и остальные русские бившиеся против поляков за свободу своей земли – настоящие герои государства российского.

Источник: http://www.historbook.ru/Smuta1.html

Издательство Родная Ладога

\ История и современность

Перевезенцев С. В. (Москва)

Вера и народ. Уроки Смуты

Вообще, история — это не только факты, и далеко не только факты. Наверное, самое главное, история — это уроки для потомков. Собственно, здесь и происходит соединение истории и современности. Для чего мы и изучаем историю — чтобы извлечь какие-то уроки и понять, как же нам двигаться в будущем.

Смутное время дало нам разнообразные уроки: и о причинах Смуты, и о людях — о поступках людей, как себя вести в Смуту. Главные, важнейшие, на мой взгляд, уроки — это уроки выхода из Смуты, т. е. как Россия смогла преодолеть Смуту, что помогло России выйти из этого страшного периода.

Когда казалось, что все потеряно. Когда на престоле почти воцарился польский королевич.

Важно

Когда поляки отказались подписывать с русским тогдашним правительством договор о сохранении Православия в России (о том, что польский королевич должен принять Православие и жениться только на русской православной царевне) и фактически начали войну, чтобы превратить Россию в католическое государство и изринуть Православие из России. Казалось, потеряно все. Пик этого состояния — 1610–1611 гг. И вдруг через год все поворачивается в другую сторону, и Россия спасается. До этого 10 лет страшной Смуты, начиная с голода 1601–1603 гг.

Итак, урок первый. Прежде всего Смута воспринималась народом русским как Божие наказание за грехи — это прослеживается абсолютно по всем документам Смуты.

Следовательно, когда искали выхода из Смуты, то главными способами спасения России от разорения считали два: 1) возвращение в сердца людей страха Божия; 2) всеобщее покаяние.

Два главных способа, которыми народ русский мыслил себе спасение России. Но не только мыслил, но и делал.

В начале Смуты, при Лжедмитрии, был свергнут с престола первый русский Патриарх Иов и заточен в Спасском Угличском монастыре. Есть версия, что после того, как Василий Шуйский уже воцарился на царском престоле, Иову было предложено вернуться на патриарший престол, но он отказался, поскольку был болен (через год он умрет).

И был избран Гермоген. Так вот, зимой 1607 г. Патриарх Гермоген призвал престарелого первого Патриарха Иова и они вместе в Москве провели службу «о прощении всех грехов России и русского народа».

Это был очень серьезный акт — первый церковно-государственный акт начала того самого всеобщего покаяния, которое рассматривалось как главный способ выхода из Смуты.

Но дело в том, что народ русский сам, без «приказа» или «распоряжения сверху», начал стремиться к духовному очищению. Особенно ярко проявился этот процесс в практике видения знамений — небывалое по своей массовости явление, которое произошло в Смутное время.

Никогда такого раньше не было в истории России. По подсчетам современного исследователя Бориса Кузнецова, с конца XVI по начало XVII в. в различных источниках зафиксированы сообщения о 80 знамениях и 45 эпизодах, содержащих 78 оригинальных рассказов о видениях.

Это, подчеркиваю, письменно зафиксированные знамения и видения.

Совет

При этом видения, несомненно, играли стабилизирующую роль в обществе (это очень важный момент), ибо чаще всего Высшие Силы, являющиеся тем или иным людям, хотя и требовали от народа покаяния, но и обещали свою поддержку в спасении России. И интересно, что видения начинаются с 1606 г. и продолжаются по 1613 г. — в самые тяжелые, Смутные времена.

Исследователи делят видения (с рациональной точки зрения) на видения, так сказать, местного и общегосударственного значения. Но, в самом деле, было несколько видений, которые сыграли огромную роль.

Причем они охватывали собой все самые значимые события Смуты: и осаду Москвы Болотниковым, и осаду Москвы Тушинским вором — Лжедмитрием, и осадное сидение в Троице-Сергиевом монастыре, и польскую интервенцию, и ополчение, и освобождение Москвы.

И все они были зафиксированы в литературных памятниках.

Из наиболее ярких произведений, зафиксировавших видения, стали «Повесть о видении некоему мужу духовному» (это в Москве было видение, после чего по распоряжению Церкви и царя Шуйского был установлен всеобщий пост всероссийский), «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» с примыкающим к нему «Владимирским видением» и, наконец, цикл видений в Троице-Сергиевом монастыре. Этот цикл нашел отражение в «Сказании» Авраамия Палицына, где насчитывается 18 рассказов об оригинальных видениях.

Вот один, может быть, наиболее важный эпизод. Это «нижегородское видение». Оно было явлено благочестивому человеку, Григорию. Ночью, пребывая в храме в тонком сне, Григорий узрел, как купол храма вдруг раскрылся на 4 стороны и с небес, озаренный великим светом, в человеческом образе сошел Господь, сопровождаемый неким человеком в белых ризах.

Расположившись на груди (в источнике написано, «на персех») Григория, Спаситель произнес свои заповедания. Прежде всего Господь заповедал установить во всем российском государстве строжайший трехдневный пост, причем умерших во время поста Он обещал принять в Царство Небесное, даже детей. Следующее заповедание — это построение храма в Москве.

Кроме того, в этот храм нужно было перенести из Владимира икону Владимирской Божией Матери, поставить перед иконой незажженную свечу и положить «неписанный», т. е. чистый лист бумаги.

Согласно видению Спаситель утверждал, что в нужный день свеча возгорится от огня Небесного, и на бумаге чудесным образом появится имя будущего русского царя, угодного Богу (как в источнике сказано: «по сердцу Моему»). Если же воля Божия не будет исполнена, то все российское государство будет жестоко наказано.

Столь же жестоко будут наказаны нижегородцы, если они не сообщат о заповеданиях Господа, данных Григорию, по всей России («воздвигну бурю и волны из реки Волги, и потоплю суда с хлебом и солью, и поломаю деревья и храмы…», так было сказано в видении).

Если проанализировать текст, то видно, что видение носит яркий оптимистический характер: Господь дарует Свои знамения для того, чтобы укрепить в русских людях веру и показать им Свою милость.

Обратите внимание

Важно и то, что «нижегородскому видению» волей Господа придается общерусское значение, причем в данном случае Господь обращается напрямую к русскому народу, а не к правителям.

И по сути дела, «нижегородское видение» свидетельствует о том, что русский народ волею Самого Господа призывался к подвигу самоустроения: очистившись от грехов, русский народ должен был освободить Москву и избрать себе царя, имя которого будет названо Господом.

И Россия услышала этот призыв. Уже летом 1611 г. видение записывается, появляется «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде», и затем, осенью 1611 — зимой 1612 г., грамоты с текстом «Повести» рассылаются по всей стране.

Списки грамоты уже точно найдены, известны в Перми, Вологде, Устюге, Ярославле, Ростове, а также в городах Сибири, вплоть до Тобольска (до которого, кстати, Смута не дошла — поляков там не было).

Появился текст «Повести» и в войсках, стоявших под Москвой, в частности в полках 1-го ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. И «нижегородское видение» стало прямым катализатором активных народных действий. Везде, где о нем получали известия, устанавливался строжайший трехдневный пост.

Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо властей.

Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакцией на «нижегородское видение». И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси.

Именно всеобщее и искреннее покаяние рассматривалось в начале XVII в. как главный способ спасения России от разорения. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению. И таких примеров было очень много.

Итак, народ стремился сам духовно очиститься. Это очень важно.

Важно

Урок второй. Кто мог возглавить народ в Смуту? Авторитет имевшихся царей и многообразных претендентов на престол к началу XVII в. очень упал.

Никто из них, ни Борис Годунов, ни Василий Шуйский, не говоря уже о Лжедмитрии I, не отвечал русскому православному представлению о царе — каким должен быть царь. Между прочим, в то, что Лжедмитрий — это воскресший царевич, верили, искренне верили.

Больно последние годы правления Годунова были страшными, и, вообще, главной причиной Смуты считалось убиение царевича, т. е. Господь наложил за это убиение наказание на народ русский в виде Смуты.

Лжедмитрия обвиняли в том, что он деньги на поляков тратил; огромные деньги отсылал в Польшу.

Правительство Шуйского опубликовало его переписку с папой римским, с королем Польским, но наибольшее отрицательное воздействие на русский народ Лжедмитрий произвел всего лишь одним деянием: он женился на полячке Марине Мнишек.

Марина отказалась принять Православие, и они отказались после свадьбы от Причастия. Вот это стало самым главным катализатором свержения Лжедмитрия (8 мая состоялась свадьба, а 17 мая Лжедмитрия уже свергли). Авторитет царский падал, а в 1610 г.

, казалось, уже полное падение — междуцарствие. Польскому королевичу была принесена присяга и послан договор. Поляки отказались подписывать этот договор, и вот в этих условиях единственным авторитетом осталась Церковь — единственным во всей стране. И прежде всего, конечно же, Патриарх Гермоген.

Именно Патриарх разрешил русский народ от присяги польскому королевичу. Из Москвы были разосланы специальные грамоты об этом. Это очень важный момент. То есть это как бы давало законные основания для восстания против поляков. Именно Святейший Патриарх Гермоген, когда поляки подходили к городу (входили в город), благословил ополчение, благословил на то, чтобы народ поднялся.

Для русского человека благословение означает самое важное, т. е. это Божие благословение «на труды своя». Были и знаменитые записки, письма, грамотки Гермогена, которые рассылались по России. Правда, грамоты 1-го ополчения не найдены, но интересно, что в отрядах, когда приговоры делались по сбору народа на ополчение, то везде в первую очередь говорили: «по благословению Патриарха».

Читайте также:  Карта: российское государство в начале xvii века. смутное время

Это было очень важно.

Совет

Но более того. Дело в том, что в этот момент Церковь, именно Церковь и только Церковь стала идейным и организационным центром по собиранию народа на подвиг самоустроения. Церковь помогала средствами.

А местные иерархи — это первые адресаты в посланиях из отрядов ополчений. То есть именно к ним обращались как к главным руководителям государства.

И, конечно же, благословение на ратный подвиг преподобного Иринарха русскому воинству из 2-го ополчения.

 Урок третий. Укрепившись духовно и церковно, русский народ сам поднялся на спасение Всей Земли. И 1-е, и 2-е ополчения — результат народного творчества. Не случайно в 1611–1612 гг.

, по сути, главным государственным органом становятся Советы Всей Земли. Это было и в 1-м ополчении, и во 2-м. Народ управлял собой сам и сам себя спасал в отсутствие государственной власти.

Именно народ выдвинул из своих рядов народных героев: Прокопия Ляпунова, Кузьму Минина. Народ нашел князя Димитрия Пожарского.

Итак, главный вывод из уроков Смуты. Укрепившийся духовно, предавшись покаянию, под водительством Церкви, русский народ сам поднялся на подвиг самоустроения и спас Россию. Наши предки сделать это смогли. Сможем ли мы?

Источник: http://rodnayaladoga.ru/index.php/istoriya-i-sovremennost/483-vera-i-narod-uroki-smuty

Предпосылки, этапы, последствия Смуты. Основные события Смутного времени

«Смута» — это тяжелейший политический и социально-экономический кризис, разразившийся в России в начале XVII века. По мнению ряда историков, Смута была первой гражданской войной в истории нашей страны.

Хронологические рамки Смуты: — начало — прекращение династии Рюриковичей в 1598 г., окончание — избрание царем Михаила Романова в 1613 г.

Причины Смутного времени:

  • внутриполитические — династический кризис, связанный с прекращением «законной» династий Рюриковичей и недостаточной авторитетностью новой династии Годуновых. В этот период наследственная самодержавная монархия была превращена в монархию выборную.
  • внешнеполитические — стремления римской католической церкви подчинить себе православие; интриги польского правительства, желавшего ослабить Россию. Эти силы поддерживали самозванцев политически и материально, предоставляли военные отряды. Польская интервенция придала смуте тяжелый характер и продолжительность. Существовала реальная угроза утраты Россией государственной самостоятельности и раздела ее территории между западными странами.   
  • экономические — тяжелейший экономический кризис, связанный с неурожаями и голодом 1601 – 1603 гг., привел к резкому росту цен на продовольствие и недовольству широких масс населения. Правительство Годунова, несмотря на ряд принятых мер, с ситуацией не справилось.
  • социальные — антикрепостнические настроения среди крестьян, стремление вернуть старые порядки, существовавшие до 1603 г.; чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Социальные низы впервые принимают участие в борьбе за верховную власть.   
  • нравственные — падение в русском обществе нравственных начал.

          Все эти причины действовали в совокупности и привели к дестабилизации обстановки в стране.

Этапы Смуты:

1-й этап  (1598 – 1606гг.)— борьба за московский престол.

В январе 1598 г. после смерти царя Федора не осталось законных наследников престола. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, однако положение нового царя было непрочным, бояре плели против него интриги.

Являясь первым в русской истории выборным монархом, Годунов зарекомендовал себя не столько самодержцем, сколько популистом-временщиком, не уверенным в себе и боящимся открытых действий.

Обратите внимание

Годунов добивался расположения дворянства, раздаривая незаслуженные привилегии и давая громкие обещания, в то же время упорно укрепляясь у власти за счет тайного надзора и доносительства, а также неафишируемых репрессий, то есть за счет тех же беззаконий, что были присущи опричнине.

          В правление Бориса Годунова происходит постепенное прикрепление крестьян к земле, запрет крестьянского выхода.

Одной из причин этого было стремление предотвратить запустение центра страны вследствие расширяющейся колонизации и оттока населения на окраины.

С другой стороны, запрет был проявлением сословной политики, охранявшей интересы помещиков и не считавшейся с интересами крестьян. В целом, введение крепостного права,  усилило социальное напряжение в стране.

          Отношение многих современников и позднейших историков к личности Годунова отрицательно. Он считался «заказчиком» убийства в 1891 г. в Угличе младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, который был наследником престола. Однако существует версия и в пользу непричастности Годунова к этому преступлению.

В этом случае личность царя Бориса предстает как одна  из трагичных и незаслуженно скомпрометированных в русской  истории.

          Правительство Годунова отрицало убийство царевича Дмитрия и признала его смерть нечаянным самоубийством, однако в обществе  распространился слух, будто царевичу удалось спасти и он жив.

Ключевые даты:

1598 – 1605 гг. – правление Бориса Годунова.

Июнь 1605  г. – Боярская Дума переходит на сторону Лжедмитрия I, гибель сына Бориса Федора Годунова и его матери; торжественный въезд в Москву    Лжедмитрия I.

Июнь 1605 – май 1606 гг. — правление Лжедмитрия I.

Важно

17 мая 1606 г.— свержение Лжедмитрия I. Он был нужен боярам для свержения Годунова, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Когда самозванец сделал свое дело, он стал не нужен и был убит. На престол вступил князь Василий Шуйский.

2-й этап  (1606–1610 гг.) – разрушение государственного порядка.

Характеризуется существованием в стране двух альтернативных центров власти: Василий Шуйский в Москве и Лжедмитрий II в Тушине, началом открытой польско-шведской интервенции; полной анархией в стране.

1606 – 1610 гг. — правление Василия Шуйского. Выполняя волю бояр, Шуйский принес присягу и обязался править по закону, а не по царской прихоти. Независимо от личных качеств нового правителя, это был первый в России договор царя и общества.

Однако новые политические идеи не успели одержать верх в условиях разгулявшейся народной стихии. Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, «без воли всея земли», народное сознание отказалось признать его царем.

Воцарение Шуйского стало поворотным пунктом в истории Смуты, поскольку с этого времени из Смуты в высших слоях московского общества она принимает характер Смуты народной.

Ключевые даты:

Июль 1606 – сентябрь 1607 гг. — восстание И. Болотникова. Он призывал истребить бояр и овладеть «женами их, и вотчинами, и поместьями».

Июнь 1608 г. — Лжедмитрий II захватывает Тушино, формируется второй центр власти со своей Боярской Думой, армией и патриархом.

17 июля 1610 г. — свержение Василия Шуйского, начало правления Семибоярщины, полная анархия в стране. Поляки предъявили открытые претензии на московский престол. В августе 1610 г.

Совет

одна из боярских группировок «организовала» присягу польскому королевичу Владиславу, который потом еще 24 года считал себя «законным Московским государем», хотя не выполнил главного условия бояр — не принял православия.

3-й этап (1610–1613 гг.) – восстановление государственности в России. Характеризуется открытой иностранной интервенцией, возникновением угрозы национальной независимости России, антинациональной политикой Семибоярщины, деятельностью I и II народного ополчения, выборами нового царя на Земском Соборе. К концу 1611 г.

Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство, управляющее страной от имени «государя, царя Владислава Жигимонтовича всея Руси», было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком.

Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Постепенно становилось ясно, что решение проблем невозможно только в местных рамках, зрело понимание необходимости общерусского движения.

Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание национального единства не исчезло — напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь.

В этом отношении выдающуюся роль  сыграл патриарх Гермоген.

Ключевые даты:

Март – июль 1611 г. — I народное ополчение, во главе которого стояли  Трубецкой,  Заруцкий, Ляпунов. Оно состояло в основном из казаков и дворян; взять Москву они не смогли.

Осень 1611 г. — организация II народного ополчения (Минин и Пожарский). Призыв Козьмы Минина — не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело — имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному и гражданскому началу.

Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что историк С.М.

Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения».

Обратите внимание

Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно — не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела.

26 октября 1612 г. — капитуляция польского гарнизона после длительной осады.

21 февраля 1613 года государственная власть в стране восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку новый царь и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу.

Последствия Смуты:

  •  политические — временное ослабление центральной власти, рост влияния Земских Соборов, но в долгосрочной перспективе неизбежно было развитие страны по пути усиления центральной власти, так как большинство населения устало от безвластия и жаждало «твердого порядка», пусть и в ущерб их правам;
  •  экономические — тяжелейший кризис, разруха, потеря 1/3 национального богатства и 1/4 населения, восстановительный период длился до 50-х гг. XVII века.
  •  социальные — временное приостановление закрепощения, восстановление Юрьева дня.
  •  международные – падение престижа России, существенные территориальные потери. Швеции отошли побережье Финского залива и Карелия, к Польше — Смоленская, Черниговская и Новгород-Северская земли. Польский королевич Владислав продолжал претендовать  на русский престол.

Важный итог Смуты состоит в том, что она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. Был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, православие как идеология.

Понятия:

Войсковой круг —  общевойсковое собрание у донских казаков (у украинских — Сечевая Рада). Решал вопросы войны и мира, организации военных походов, дележа военной добычи, выбора атаманов и других должностных лиц. Являлся высшим органом власти и высшей судебной инстанцией. Возник в XV в. и существовал до XVII в. как демократический институт казачьего управления.

Дикое поле —  историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в XVI – XVII  вв. казачеством, а также беглыми крестьянами и холопами.

Дуван – у казаков — военная добыча. С момента зарождения казачества походы «за зипунами» являлись одним из главных источников существования казачьих сообществ. Все захваченное добро и трофеи складывались в общий котел и передавались на хранение в войсковую казну. По окончании похода казаки собирались вместе «дуван дуванить» — производить дележ.

Доля каждого зависела от отличия и степени личного участия в боях, учитывалось также пребывание на выборных войсковых должностях во время похода. Часть добычи жертвовалась православным монастырям и церквям; туда же на переплавку на колокола отдавались разбитые трофейные пушки. Существовало нерушимое правило: «Без атамана дуван не дуванят».

 

Казаки – особая социальная и  историческая общность людей, которая несла военную службу на границах России. В XVI-XVII вв. казаки были вольными, они имели свою автономию и свою особую политическую организацию. Центрами вольного казачества являлись реки Днепр, Дон, Яик (Урал) с прилегающими степными просторами.

Война играла исключительное значение в жизни казаков.

Самозванцы – те, ктоприсвоил чужое имя, звание. Появлялись и имели наибольшее значение в русской истории XVII и XVIII вв. Причиной их  появления было неудовольствие, господствовавшее в то время преимущественно в низшем, прикрепленном к земле населении.

Неудовольствие, выражавшееся в мятежах, начиналось на окраинах и проявлялось только тогда, когда среди недовольных появлялась вооруженная сила в лице казачества, призывавшая их к действию под знаменем ложного царя.

Казачество, бывшее сборищем людей, недовольных существующим строем, бежавших или изгнанных из государства, не хотело добровольно лишиться свободы, когда окрепшая центральная власть захотела их подчинить. В борьбе с государством казачество выставляет самозванцев и волнует мирное, невооруженное население страны.

Лишь те самозванцы имеют успех, которые являлись среди казаков или опирались на них.

«Семибоярщина» —  боярское правительство (7 человек) в России в 1610-1612 гг. Передало фактическую власть полякам; ликвидировано Вторым ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.

     

«Тушинский вор»– Лжедмитрий  II (? — 1610)  самозванец неизвестного происхождения. С 1607 г. выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608-09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.

Источник: https://students-library.com/library/read/16853-predposylki-etapy-posledstvia-smuty-osnovnye-sobytia-smutnogo-vremeni

Ссылка на основную публикацию