Литература начала века

Литература начала 20 века: особенности, течения

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны.

Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия.

Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн…

В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М.

Обратите внимание

Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С.

Мережковский сделал доклад “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”. В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как “постижение мира иными, не рассудочными путями”.

В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности.

С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева.

Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина).

Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира.

Важно

Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей.

Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала.

Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.

) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию.

Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным.

Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась.

Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/literatura_nachala_20_veka_osobennosti_techenija/89-1-0-1019

Русская литература XX века: общая характеристика

 /  21 сентября 2006 года  /  Литература  /  Светлана Кабанова

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору).

Совет

В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили.

Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем.

Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис”.

Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: “материя исчезла”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников.

Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей.

Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

Обратите внимание

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н.

Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”. Пройдет несколько десятилетий и А.

Ахматова напишет “…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”.

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год.

По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н.

Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Представители литературных направлений

  • Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
    • Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
    • Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
  • Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
  • Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
  • Кубофутуристы (поэты “Гилеи”): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
  • Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
  • Группа “Мезонин поэзии”: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
  • Объединение “Центрифуга”: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г.

Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью.

Важно

Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева).

Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Читайте также:  Монгольское нашествие на русь 1236-1242 годов

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы — сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы.

Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает.

Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с “года великого перелома”, когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д.

Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов.

В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Совет

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е.

Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946—1953 гг.); “оттепели” (1953—1965 гг.

); застоя (1965—1985 гг.), перестройки (1985—1991 гг.); современных реформ (1991—1998 гг.

) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

 · 2903 · 331  Светлана Кабанова 71

Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!

Источник: http://www.habit.ru/20/94.html

Русская литература XX века (“Серебряный век”. Проза. Поэзия)

Русская
литература
XX века — наследница традиции золотого века русской классической литературы.
Ее художественный уро­вень вполне сопоставим с нашей классикой.

На
протяжении всего столетия возникает в обществе и в литера­туре острый интерес к
художественному наследию и духовному по­тенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и
Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и
оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от
творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традици­ей носит
сложный характер: это не только развитие, но и отталкива­ние, преодоление,
переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые
художественные системы — модер­низм, авангардизм, социалистический реализм.
Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понима­ние
задач искусства, свое отношение к традиции, языку художест­венной литературы,
жанровым формам, стилю. Свое понимание лич­ности, ее места и роли в истории и
национальной жизни.

Литературный
процесс в России XX века во многом определялся воз­действием на художника,
культуру в целом различных философских сис­тем и политики. С одной стороны,
несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX
начала XX века (труды Н. Фе­дорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.

),
с другой — марксист­ской философии и большевистской практики.

Марксистская
идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат,
изго­няя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго рег­ламентированными
идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно
утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом
съезде советских писателей в 1934 году.

Начиная
с 1920-х годов, наша литература перестает существо­вать как единая национальная
литература. Она вынужденно разде­ляется на три потока: советская; литература
русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри
страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображени­ям.

Эти
потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не
имел возможности представить целостную кар­тину развития национальной
литературы. Это трагическое обстоя­тельство составляет одну из особенностей
литературного процес­са.

Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие
твор­чества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В
настоящее время активная публикация произведений писате­лей-эмигрантов всех
трех волн, произведений, долгие годы проле­жавших в писательских архивах,
позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы.

Появилась
возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутрен­ние
закономерности ее развития как особой, собственно художе­ственной области
общеисторического процесса.

Обратите внимание

В изучении
русской литературы и ее периодизации преодолевают­ся принципы исключительной и
прямой обусловленности литератур­ного развития социально-политическими
причинами. Конечно, лите­ратура реагировала на важнейшие политические события
времени, но в основном в плане тематики и проблематики.

По своим художест­венным
принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духов­ной жизни общества.

Традиционно выделяются следующие периоды:

1) конец XIX века — первые
десятилетия XX века;

2) 1920—1930-е годы;

3) 1940-е — середина 1950-х годов;

4)
середина 1950-х—1990-е годы.

ЛИТЕРАТУРА
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

Конец
XIX века были переломным ис­торическим
периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время
характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых
выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания.

Че­ловеческая
личность осознается как единство многих начал — со­циального и природного,
нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются
исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом.

Появляются разные,
порой полярные, способы отражения реальности.

Впоследствии
поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным ве­ком» русской литературы.
Современный исследователь М.

Пьяных так определяет этот этап отечественной
культуры: «Серебрянный век» — в сравнении с «золотым», пушкинским, — принято
назы­вать в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия.
Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.

) и
эпилог (годы Февральской и Октябрь­ской революций и гражданской войны), то
началом его можно счи­тать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а
концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну
гармонии» — Пушкину.

С именами Пушкина и Достоевского свя­заны две основные,
активно взаимодействующие между собой тен­денции в русской литературе как
«серебряного века», так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная».

Тема судьбы России,
ее духовно-нравственной сущности и историче­ских перспектив становится
центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений.
Обостряется интерес к проблеме на­ционального характера, специфике национальной
жизни, природы че­ловека.

Важно

В творчестве писателей разных художественных методов
они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами,
последователями и продолжателями традиций критическо­го реализма XIX века.
Реалистическое направление представляли А. Се­рафимович, В. Вересаев, А. Куприн,
Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И.

Бунин и др. В метафизическом плане, с
использованием элементов ус­ловности, фантастики, уходя от принципов
жизнеподобия — писателя­ми-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым,
экспрессиони­стом Л. Андреевым и др.

Рождается и новый герой, «непрерывно расту­щий»
человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой
М. Горького, герой социалистического реализма.

Литература начала
XX века
— литература философской пробле­матики по преимуществу. Любые
социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский
смысл.

Определяющие черты
литературы этого периода:

интерес
к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка
национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и
природа;

интенсивный
поиск новых художественных средств вырази­тельности;

появление
нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма
(футуризм);

тенденции
к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление
традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.

Проза

Борьба
двух основных художественных систем — реализма и модернизма — определила
развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и
«конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в
творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.

Молодые
писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский,
Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве
товарищества «Знание», руково­димом М.

Совет

Горьким, они публиковали свои
произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции
демо­кратической литературы 60—70-х годов, с ее особым вниманием к личности
человека из народа, его духовным исканиям.

Продолжа­лась чеховская традиция.

Проблемы
исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности
поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции
(роман «Мать»).

Необходимость
и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и
осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин,
А. Ремизов и др.

Особое место
занимает в литературном процессе проза симво­листов. Философское осмысление
истории характерно для трило­гии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю
и стили­зацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В
романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф.

Сологуба фор­мируется поэтика
модернистского романа, с его новым осмысле­нием классических традиций. А. Белый
в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические
воз­можности языка, литературные и исторические реминисценции для создания
романа нового типа.

Поэзия

Особенно
интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии.
Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных
течениях.

В
середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова тео­ретически
обосновывался русский символизм. Большое влияние на
символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также
творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рем­бо.

Символисты
провозгласили как основу своего творчества мисти­ческое содержание и символ —
основное средство его воплощения. Красота — единственная ценность и главный
критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф.

Обратите внимание

Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано
на передачу мимолетных, озарений поэта.

В
начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из симво­лизма выделяется
новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым,
А. Белым, А. Блоком, С. Со­ловьевым, Ю. Балтрушайтисом.

На младосимволистов
огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они
разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была ха­рактерна
трактовка событий современности и истории России как столкновения
метафизических сил.

Читайте также:  Формирование промышленного пролетариата

В то же время для творчества младосимволистов характерно
обращение к социальным вопросам.

Кризис
символизма обусловил появление нового течения, про­тивостоящего ему, — акмеизма. Акмеизм сформировался в
круж­ке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ах­матова,
О. Мандельштам, Г. Иванов и др.

Они пытались реформиро­вать эстетическую систему
символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали
установку на «вещное» воспри­ятие мира, «вещную» ясность образа.

Для поэзии
акмеистов харак­терна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей,
жи­вописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В
1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии — футуризм. Футуризм неоднороден:
внутри него выделяются не­сколько групп. Наибольший след в нашей культуре
оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Камен­ский).
Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции.

Важно

Им
свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках
(«Пощечина обще­ственному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так
на­зываемому общественному вкусу и здравому смыслу».

Футуристы разрушали
сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка
разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со
словом.

Литературный
футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все
поэты-футуристы были профес­сиональными художниками.

Свое особое место в литературном процессе начала века
зани­мала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культу­ру (Н. Клюев,
С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/815-russkaya-literatura-xx-veka-serebryanyy-vek-proza-poeziya.html

Литература начала XX века

Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли в их творчестве.

Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения.

И неудивительно, что эти искания обрели невиданную доселе напряженность, ведь события проносились с фантастической скоростью и фатальными последствиями: гибли миллионы людей, разрушались империи, образовывались новые государства…

На фоне этих страшных и невероятных событий тема отдельной личности кажется по крайней мере мелочной. Или ругательно-идиалистической, направленной на развенчание образа роли личности в истории, созданного Толстым. Но, нет!

Такого не было. Просто пытались понять писатели-поэты-философы, как воспринимает личность эти потрясения, как реагирует и т. д. Ведь личность личностью, но “зеркало жизни” демонстрирует нам собирательные образы. Таким способом и пытались понять – по реакции образов как будут развиваться события.

Мы с вами знаем, что, сколько людей, столько и мнений.

Поэтому подобно тому, как у трех главных рек Руси есть множество притоков, так и у трех главных творческих течений: символизм, акмеизм, футуризм существует множество последователей с различными устремлениями и точками зрения. Вот, например, в символизме; течение наблюдалось в 1870-1910 годах. Художественное выражение происходило посредством символа.

Символ – многозначно-иносказательный, логически непроницаемый образ. Выражал символизм неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов. Целью литературного символизма было с помощью философии и прикладными ей науками дойти до цитирую “скрытой реальности”, “идеальной сущности мира”, “идеальной красоты”.

В общем, и целом к вечному идеалу. Приверженцами течения были А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ф. Сологуб. Далее рассмотрим акмеизм, в смысле как он отразился на литературе. Течение 1910-х годов.

Совет

Его приверженцы не ставили перед собой какой-то глобальной цели, оно было преимущественно направленным на очищение поэзии от символистских порывов, от многозначности, текучести и сложности метафорического слога, то есть в противовес всему этому акмеизм культивировал точное значение слова, его естественность.

Этому течению когда-то следовали А. Ахматова, А. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузьмин. Футуризм – последнее течение, о котором я вам расскажу. Приверженцы течения творили в 1910-1920-х годах. Они, своим искусством старались создать “искусство будущего”.

Для достижения этой благой цели они отрицали традиционную культуру, культивировали урбанизацию . Для него характерно переплетение документального материала с фантастикой. Футуризм допускал для достижения благой цели даже разрушение естества языка.

В нем творили, как вы уже наверное догадались В. Маяковский, может быть менее известный вам В. Хлебников и многие другие.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Литература начала XX века

Другие сочинения по теме:

  1. Модернистская литература начала века ХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов…
  2. Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное…
  3. Андре Жид (1869-1951). Испанская литература начала ХХ века Андре Жид (лауреат Нобелевской премии 1947 года) искал ответы на многие нравственные вопросы времени, мечтал о справедливом мире без насилия,…
  4. Модернизм как литературное течение начала 20 века Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX век. Свое название это…
  5. Новые литературные направления начала ХХ века Несмотря на большую разницу между двумя партиями интеллигентов-радикалов (старыми народниками и новыми марксистами), у них были и некоторые общие незыблемые…
  6. Поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков начала ХХ века Своеобразно развивается в 20-е годы поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков. Здесь можно выделить три основных направления. Первое из…
  7. Русская литературно-публицистическая критика начала XX века Объективный смысл этих устремлений Блока как критика и публициста ясен, В конечном счете он заключался в том, чтобы, оставаясь на…
  8. Буржуазно-демократическая литературная оппозиция Австрии начала ХХ века Буржуазно-демократическая литературная оппозиция также была разобщена. Карл Краус остался Кассандрой Австрии на ниве критики. Его моральное влияние распространялось на всю…
  9. Живейший интерес к русской литературе начала ХХ века Характерный тому пример – эволюция французского писателя Поля Бурже, который еще в 80-е годы приобрел известность даже за пределами Франции…
  10. Революционная поэзия в Германии начала ХХ века В 1919 году вышла в свет поэтическая антология “Товарищи человечества”, изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером (1891-1920). Эта антология преследовала…
  11. Размышления Блока о критической литературе начала XX века Сложное и зыбкое отношение Блока к символизму, растущее в нем сознание независимости от идейно-эстетических регламентации школы, сдержанное отношение к отвлеченным…
  12. Русская литература серебряного века, как блестящее созвездие ярких индивидуальностей Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере…
  13. Поэзия Испании начала ХХ века Возрождение испанской поэзии в XX в., ставшей одним из самых ярких явлений мировой культуры нашего столетия. связано прежде всего с…
  14. Каковы же эти характерные черты литературы начала XVIII века? Прежде всего, для произведений данного периода типичен интерес к некоторым новым жанрам, лишь частично использованным в литературном творчестве XVII столетия….
  15. Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм. “О разграничении романтизмов” – именно так, романтизмов во множественном…
  16. Модернизм и европейская культура начала XX века Первая мировая война (1914-1918) – водораздел между двумя культурными вехами. Кризисные умонастроения в Европе в начале XX века. Переоценка гуманистических…
  17. Природа – храм: символизм конца XIX – начала XX века Если символом эпохи Барокко мог бы стать “мыслящий тростник”, “человек – не что иное, как слабейший в природе тростник”, трепещущий…
  18. Джордж Бернард Шоу – крупнейший английский драматург конца XIX – начала XX века Джордж Бернард Шоу родился в Дублине в семье торгового служащего. Семью в основном содержала мать, учительница музыки и талантливая певица….
  19. Русская литература 60-х годов ХІХ века В русской литературе 60-х годов произошли существенные изменения. В новых условиях литература и литературная критика стали одним из мощных факторов…
  20. Томас Гарди один из крупнейших английских писателей конца начала XX века Т. Гарди родился в небольшом Селении Хайер Бокэмптон, неподалеку от Дорчестера. Дорсет и близлежащие области, названные условно “Уэссчжсом”., составляющие юго-запад…

Источник: https://ege-russian.ru/literatura-nachala-xx-veka/

Русская литература 20 века Серебряного века

Литература Серебряного века является достойной продолжательницей века Золотого, его классических направлений и традиций. Она также открывает множество новых литературных течений, художественных приемов, но самое главное – она дала возможность талантливым писателям и поэтам показать свои возможности, проявить свой дар.

Смена одной эпохи другой предполагает не только наследование прежних достижений, но и в некоторой степени отрицание старого, его переосмысление. XX порождает абсолютно новые литературные направления, к которым, в частности, относятся: авангардизм, социалистический реализм и модернизм.

Прежние художественные  системы – как-то реализм и романтизм – все также оставались популярными и востребованными среди читателей.

На развитие литературы XX столетия значительное влияние оказала политическая ситуация в стране, сложившаяся культура, а также различные философские направления – с одной стороны, это были идеи русской религиозной философии, с другой – труды марксистской идеологии в тесной взаимосвязи с большевистской политикой.

Новое политическое устройство и заложенная в нем идея марксизма обусловила жесткую цензуру во всех сферах культурной жизни, в том числе и в литературе. В этой связи она перестает быть единым целым и разделяется на несколько потоков: советская литература, эмигрантская, запрещенная.

Читатель того времени не мог и вообразить всех масштабов национальной литературы, направления которой были полностью изолированы друг от друга.

К счастью, на сегодняшний день появилась возможность ознакомиться и досконально изучить все богатство и великое разнообразие русской литературы XX столетия.

Обратите внимание

В процессе становления и развития литературы Серебряного века принято выделять следующие четыре периода:

  1. конец XIX в. – начало XX в.
  2. 20-30-ые годы XX века
  3. 1940-ые гг. – середина 1950-х гг.
  4. середина 50-ых гг. – 1990-ые годы.

Одной из центральных тем литературных произведений того времени является тема Родины, судьбы России, оказавшейся на пересеченье эпох. Особый интерес возникает к проблеме природы человека, вопросу о национальной жизни и национальной характере.

Решения данных проблем представляются писателями разных направлений по-разному. Реалисты придерживаются социальных аспектов, а также активно используют конкретно-исторический прием для изучения интересующего их предмета. Данного подхода придерживались такие известные деятели как И.

Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и другие.

Писатели-модернисты решали проблему иначе – применяя для этого философские законы, элементы фантастики, тем самым отдаляясь как можно дальше от реалий простой жизни. Символисты в лице Ф. Сологуба и А.Белого также предлагали свои собственные ответы на поставленные в литературе XX века вопросы. Тем же были заняты и представители экспрессионизма в лице Л. Андреева и других известных авторов.

В молодом и бурлящем потоке художественных образов и гениальных идей писательской мысли рождается абсолютно новый герой  «непрерывно расту­щий» человек, вынужденный бороться и побеждать в непрекращающейся войне с угнетающей и подавляющей его окружающей средой. Это и есть тот самый классический персонаж Максима Горького – герой социалистического реализма.

XX век ознаменовал собой пик восхождения социальной литературы, в которой чуть ли не каждый аспект социальной жизни имеет глубокий философский смысл и несет глобальный духовный характер. 

Читайте также:  Деятельность д. и. писарева. полемика между русским словом и современником.

Основными характерными чертами литературы Серебряного века являются следующие:

– обращение к вечным вопросам: рассуждения о смысле жизни, о месте каждого человека в социуме и всего человечества в целом; сущность национального характера; религия; отношения человека и природы.

– поиск и открытие новых художественных средств и приемов;

– возникновение новых литературных течений, далеких от реализма: модернизм, авангардизм;

– движение к максимальному сближению литературных родов, переосмысление классических видов жанра, придание им нового смысла и содержания.

11 класс

Источник: http://sochinite.ru/otvety/literatura/russkaya-literatura-serebryanogo-veka-20-veka

Литература начала XX века: 11 класс

Литература в ХХ веке претерпела множество изменений. Некоторые из них стали для будущих поколений уроком, другие – так и остались частью незаписанной истории.

Вопросы и задания

1. Каков смысл определения «Серебряный век»?

Серебряный век – это эпоха развития русской литературы с 1890 по 1910-е годы. Она ознаменовалась трагическими социальными и культурными событиями. Большая часть интеллигенции уехала за границу, а политически настроенные поэты, писатели и художники продолжали работать на родине. Они стремились к творческому и духовному преображению мира.

В это время были написаны одни из лучших произведений великих гениев литературы:

  • Толстой – «Живой труп», «Хаджи Мурат» и др.;
  • Чехов – «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» и др.;
  • кроме того, в это время еще были живы такие литераторы, как А.А. Фет, Я.П. Полонский, К.М. Фофанов.

В эпоху серебряного века не произошло серьезных художественных прорывов, однако отчетливо сформировались некоторые философские и политические течения.

2. Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?

Сперва стоит определиться, что такое золотой век. Это период жизни и творчества великих гениев русского слова, таких как Пушкин, Толстой, Достоевский (19 век). Серебряный век, как уже упоминалось, был «стиснут» всего в 3 десятилетия.

Сходства «золотого» и «серебряного» века:

  1. В произведениях 2 эпох было отчетливо заметно «чувство особой, трагичной ответственности за общую судьбу».

Различия Золотого и Серебряного века:

  1. Если в эпоху золотого века творческие люди были движимы «смелым провидением», то для серебряного характерно сознательное стремление изменить существующие миропорядок, создать гармоничные отношения между человеком и обществом.
  2. Серебряный век стал кризисным периодом не только для литературы и культуры в целом, но также не лучшим образом сказался на нравственном и моральном облике личности русского человека. Все больше господствовали идеи насилия и буржуазного практицизма.
  3. По И. Анненскому «Старые мастера» (деятели культуры Золотого века) были едины с природой, созерцали ее красоту в чистом виде, а его современники (писатели, поэты, художники серебряного века) мучились бессмысленностью собственного существования, были тяготимы собственным одиночеством.
  4. Для золотого века больше характерно творческое возрождение личности, а для серебряного – духовное.

Такие сходства и отличия наглядно демонстрируют суть происходивших событий.

3. Что сближало искания религиозных мыслителей рубежа веков?

Прежде всего, всех религиозных мыслителей сближала болезненная реакция на ожесточенную социальную борьбу. Они проповедовали идеи Добра, Красоты и Любви.

Кроме того, все неохристианские мыслители стремились объединить общество, воссоединиться связи между поколениями.

Общим для литературы рубежа веков стало равнение на творческую способность, которая способна за внешней реальностью найти глубокий внутренний смысл.

*4. Каковы истоки связей и различий между русской литературной классикой и художественной словесностью начала века?

Связь

Важно

Связь художественной словесности и классической литературы начала века определялась катастрофичным положением общества: основной его массы – крестьян, рабочих. Сторонниками революции поднимались вопросы свободы, тяжелого положения трудящихся масс, разоблачения «хозяев жизни».

В классической литературе в это время также обращается внимание на «измельчение жизни», потерю высоких духовных идеалов. Большинство литераторов и художников понимают необходимость творческого преображения мира. Вместе они: как творцы художественной словесности, так и классики стремились воссоздать утраченную связь между поколениями.

Различия

Различия художественной словесности и классической литературы кроются в различных целях этих направлений искусства. Классики стремились найти и воспеть истинную красоту вещей, природы и человека, духовно преобразить личность.

Деятели художественной словесности же пытались поднять на всеобщее обозрение проблемы простого народа, они не стремились открывать новые грани литературного искусства. Также их идеи отличались приобщением к религиозным идеям.

*5. Как сочетались трагические и оптимистические мотивы в литературе начала века?

Трагизм событий начала века для интеллигенции заключался в утрате дворянской культуры, в погружении в однообразное существование, в нравственном упадке общества. Это объяснялось необходимостью проявлять насилие, всеобщими человеческими страданиями.

Некоторые авторы узрели и оптимистичные события, происходивших в начале века. К примеру, Анненский говорит о появлении «тяги к творящему духу», которая появляется в результате страданий и размышлений.

Задание для самостоятельной работы

Прочитайте статьи И. Анненского «Бальмонт-лирик», «Три социальные драмы», подумайте, как в них раскрыта душа человека и своеобразие литературы начала века.

«Бальмонт-лирик»

В статье «Бальмонт-лирик» Анненский говорит о …

Чтобы ознакомиться с рассуждениями по статьям Анненского, перейдите, пожалуйста, по ссылке: http://decadenz.ru/publ/studentu/po_statjam_annenskogo_balmont_lirik_i_tri_socialnye_dramy/2-1-0-172

Источник: http://decadenz.ru/publ/shkolniku/literatura/literatura_nachala_xx_veka_11_klass/8-1-0-167

Презентация “Русская литература начала 20 века”

Слайд 1

Русская литература начала 20 века

Слайд 2

Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам. Серебряный век

Слайд 3

В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.

Модернизм- общее название разных направлений в искусстве конца 19-начала 20 века, провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Все модернистские направления очень разные , имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

Слайд 4

Символизм

Слайд 5

Совет

От гр. symbolon – знак, символ. Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности. Связь с мировой культурой. Интерес к отечественной классике. Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса. Особая роль творчества. Появился в России в 80-90 гг. Х IX в. Стал значительным фактором русско й культурной и духовной жизни. Символизм

Слайд 6

Представители в литературе: В.Я. Брюсов К.Д. Бальмонт А.Белый Ф.К. Сологуб И.Ф. Анненский

Слайд 7

Повышенное внимание к истории, проблеме личности и ее внутреннему миру. Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков. Сочетание противоречивых тенденций .

Открытия в поэтике: обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония. Идеи самоценности искусства (независимость от всего) Уход от социальных задач, искусство – чисто художественно е явление.

Особенности русского символизма

Слайд 8

Акмеизм

Слайд 9

От гр. а kme – высшая степень чего-либо. Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Проповедует точность , ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения. Человек должен найти лад с собой и с миром. Связь с мировой культурой и русской классикой. Акмеизм

Слайд 10

Н.С.Гумилёв С.М.Городецкий А.А.Ахматова О.Э.Мандельштам Представители в литературе:

Слайд 11

Футуризм

Слайд 12

От лат. futurum – будущее. Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира. Творчество как продолжение природы. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров. Разрабатывается тонический стих. Неограниченное словотворчество. Сложная композиционная структура. Футуризм

Слайд 13

Борис Пастернак (1890-1960) Поэт , переводчик , прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов(«Близнецы в тучах»1914; «Поверх барьеров»1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов- «Центрифуга» «Центрифуга»

Слайд 14

Обратите внимание

Николай Асеев ( 1889-1963) Русский поэт . Родился 28 июня(10 июля)1889 в Лыгове Курской губ. Сын страхового агента .

Окончил Курское реальное училище (1907),учился в Московском коммерческом институте (1908-1910),был вольнослушателем Московского университета.1914г.

-Асеев – один из организаторов литературной группы « Лирень » По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество»

Слайд 15

Владимир Маяковский (1893-1930) Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в Московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы.

Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает «делать социалистическое искусство» « Я прервал партийную работу. Я сел учиться». В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества . К 1912 г.

относятся первые поэтические опыты , связанные с теорией и практикой группы Кубофутуристов . Кубофутуризм

Слайд 16

Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич)1887-1941 Родился в Петербурге в семье офицера(по материнской линии – потомок Карамазина и дальний родственник Фета).

Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале « для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело» Фактически он остался единственным из эгофутуристов , вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г.

назвал себя футуристом , прибавив к этому слову другое- «Эго»( Я –будущее или я в будущем) Эгофутуризм

Слайд 17

Важно

В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ( Левый Фронт Искусств- литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами.

Слайд 18

От англ. и фр. Image- образ. Провозглашал самоценность поэтического образа как такового. Поедание образом смысла. Против политизации искусства. Используется свободный стих. Имажинизм

Слайд 19

С .А.Есенин В.Г. Шершневич А.Б.Мариенгоф Представители в литературе

Слайд 20

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору).

В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени .

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Вывод:

Слайд 21

Антошина Татьяна Фомина Наталья 11 «Б» Работу выполнили:

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/09/25/prezentatsiya-russkaya-literatura-nachala-20-veka

Ссылка на основную публикацию