Лидеры движения славянофилов и их идеология

Билет 17. Славянофилы и западники. Их роль в истории России

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В.

Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.

Обратите внимание

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

Славянофилы отстаивалиисторическую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения.

Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность.

Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”.

При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость.

С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.

Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти.

Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путьрешения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли.

Важно

Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы.

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее.

Билет 18. Основные течения общественно-политической мысли в России в конце XIX – начале XX вв. Особенности развития Российского капитализма.

Радикалы:

Программа образована в 1903г. Тут же произошло разделение на большевиков и меньшевиков.

Программа-минимум декларировала задачи буржуазно-демократической революции, которая признавалась необходимой ступенью на пути к социализму (введение республики, всеобщие выборы, право наций на самоопределение, 8-ми часовой рабочий день, возвращение крестьянам земель, отрезанных у них в 1861 году, отмена выкупных платежей за землю).

Программа-максимумпредполагала установление социалистического строя и диктатуры пролетариата.

Меньшевики ориентировались на союз с либералами. Они считали, что после демократической революции в России наступит длительный этап буржуазного развития, в процессе которого отсталая Россия преобразуется в капиталистическую страну.

Ленин и его сторонники, большевики, на первый план выдвигали конечную цель – социалистический переворот, стремились максимально приблизить его. Главный союзник пролетариата – крестьянство.

Большевики выступали за национализацию земли (передачу ее в общенародную собственность).

Меньшевики – власть после революции перейдет к буржуазному правительству, которое будет находиться “под давлением” социальных партий.

Эсеры (Чернов)

Громкой известностью были окружены эсеровские “экспроприации” (похищение казенных денег на нужды партии) и террор, жертвой которой стало не мало чиновников и полицейских. В аграрном вопросе эсеры выдвигали идею социализации земли (передачу земли в пользование крестьянских общин с запретом ее купли-продажи).

Установление широкой демократии: республиканского строя со всеобщими выборами, с широкой автономией народов, областей и общин. 8-ми часовой день.

Введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее “народной милиции”. Тактика борьбы: пропаганда и агитация, организация стачек, восстаний. Террор – “крайнее” средство.

Либералы

Кадеты(1905) -> позднее “партия народной свободы”. В ней состояли преподаватели, врачи, инженеры, адвокаты, деятели искусства и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, некоторые рабочие и крестьяне.

Лидер: Милюков, Корнилов, Вернадский.

Главная цель – введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна быть заменена парламентарным демократическим строем.

Совет

Они выступают за разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение “гражданских политических прав личности”, за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе, 8-ми часовой рабочий день на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда.

Аграрный вопрос: частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, но по “справедливой оценке” ( т.е. по рыночным ценам), они противники обобществления частной собственности.

Октябристы (Гучков)

Цель: “оказать содействие прав-ву, идущему по пути спасительных реформ”. Они за конст. монархию с Гос. Думой. Считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству.

Главные требования – свобода пром-ти, торговли, приобретение собственности и охрана ее законом, свобода печати, собраний, союзов, вероисповедания, признание законности стачек как средства защиты интересов рабочих, но только с экон.

требованиями и на предприятиях, “не имеющих гос. значения”, страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Они выст.

за единую и неделимую Россию, допуская лишь некоторую автономию для Финляндии, но отвергая ее для Польши.

Аграрный вопрос: разрушение общины, возвращение крестьянам отрезков и в исключительных случаях отчуждение помещичьих земель (за вознаграждение из казны), регулирование аренды земли и перенаселение малоземельных и безземельных крестьян на “свободные земли”.

Прогрессисты (между кадетами и октябристами) (Коновалов, Рябушинские)

Выступали за конституционную монархию, за выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/38566.html

Основные идеи и мировоззрение славянофилов. Ярчайшие представители течения

Фото с сайта: krest-sobor.ru

Как ни крути, а одной из самых спорных, а также устойчиво-интеллектуальных традиций России, является бескомпромиссное и откровенное постижение собственной истории.

На самом деле, всех, без исключения древних историков, а также и их последователей сегодня чрезвычайно сильно волновал вопрос особенностей исконно русского исторического пути, что в корне отличается от любого иного.

Именно подобные вопросы стояли ярче всего перед людьми науки середины девятнадцатого века, причем немалый вклад в освещение вопроса внесли так называемые славянофилы, основные идеи которых мы и попытаемся сегодня разобрать и разложить по полочкам для лучшего понимания всего российского исторического процесса, как чего-то совершенно особенного и необычного.

Кем же были славянофилы: определение и краткая история течения

На самом деле, весь тайный смысл кроется в самом слове, значение которого понятно даже человеку, совершенно неимеющему исторических знаний относительно данного периода времени.

Однако стоит все же дать определение, причем так, чтобы сразу стало понятно, какие же идеи выдвигали знаменитые философы-славянофилы, какие идеи поддерживали и на чем базировали собственные взгляды.

Причем нужно обязательно знать, что главными идейными оппонентами славянофилов были западники, которые придерживались кардинально диаметрально противоположных взглядов на развитие державы Российской.

На самом деле, все достаточно просто, а философия славянофилов, кратко говоря, полностью оформившееся уже приблизительно к сороковым годам девятнадцатого века, имела целевую ориентацию именно на самобытный исторический путь России, ее заметных отличиях от западного образца развития. Считалось, что именно российские славянофилы способны донести до разложившегося и погрязшего в ереси Запада настоящую православную, исконную истину, вылечив его (запад) от скверны.

Итак, на самом деле ничего сложного в этом нет, мировоззрение славянофилов основывалось на том, что именно из России должно прийти спасение в западные регионы, которые отошли от истинной веры, погрязли в атеизме, разврате, и алчут лишь обогащения материальными благами. Простая и доступная идеология славянофилов прочила православию победу над скверной, однако только исключительно путем истинного православия, которое только и считалось единственно верным путем к возрождению.

Фото с сайта: aqua-rists.ru

В то же время, стоит сказать, что на то, какие идеи высказывали славянофилы, окончательно повлияла война 1812 года.

Именно тогда национальный дух, идентичность, а также чувство патриотизма достигло пиковых показателей, на что никак не могли согласиться противники данного течения западники-либералы.

Обратите внимание

Они также имели спорное отношение и к свершениям Петра I в развитии той самой, российской государственности, хотя роль великого деятеля они вовсе не умаляют.

Причем можно сказать, что славянофилы считали основаниями русской цивилизации две основные идеи, которые, как ни странно, пришли к нам именно с Запада. Речь идет, как многие уже поняли, про идеалистические учения Шеллинга, а также романтические творения Гегеля.

Причем стоит понимать, что в основной своей массе, славянофилов можно отнести к консервативному направлению, в особенности, тех, кто изначально считал, что их философские суждения и убеждения основаны исключительно на самобытности русских-славян, имеющая в свою очередь, под собой надежный фундамент из православного вероисповедания.

Отношение славянофилов к самодержавию и не только к нему: исторические завихрения

Фото с сайта: klin-demianovo.ru

В то время, как западники полностью поддерживали политику Петра, считая, что именно он вернул Россию в лоно стран Европы, славянофилы думали несколько иначе.

При этом, славянофилы отношение к самодержавию выказывали положительное, причем выступали за усиление самодержавной власти в государстве.

Да и отношение славянофилов к крепостному праву было двойственным и не всем до конца понятным, хотя вклад их в развитие страны был немалый. Так какие из перечисленных положений, характеризуют взгляды славянофилов:

  • Самобытность исторического процесса России, относительно других стран.
  • Отношение к крепостному праву славянофилы выказывали отрицательное, однако требовали сохранения общинности, считая, что без нее все развалится и полетит в тартарары.
  • Принятие Россией собственной Конституции, а также самых разнообразных вольностей и свобод.
  • Отдельное развитие России по мировым законам, а не следование собственным путем.
  • Утверждение в стране буржуазного образца порядков.
Читайте также:  Правление юстиниана (518-610)

Фото с сайта: klin-demianovo.ru

Путем нехитрых умозаключений, можно даже навскидку определить, какое из перечисленных положений характеризует взгляды славянофилов наилучшим образом, а какие совершенно не подходят для мировоззрения тех, кто считает православие основой развития, а славянские ценности основополагающими. Замечательно, что по поводу свержения и отмены крепостного права, славянофилы-представители были полностью согласны с западниками, считая его злом. Однако они выступали за поддержание деревенской общинности, которая по их мнению и являлась основой всего русского мира.

Причем, позиция славянофилов относительно крепостного права хоть и совпадала с теми же идеями западников, однако пути развития, а также решение проблем они видели совершенно отличные друг от друга.

Славянофилы считали, что разложившаяся развратная Европа уже полностью исчерпала все свои ресурсы, и только православная идея способна поставить мир на ноги, спасти его, привести к процветанию и росту.

Относительно самодержавия же, как уже и говорилось, славянофилы резко расходились во мнениях с западниками, которые смело критиковали власть и крепостничество.

«Изобретение» литератора Хомякова: идейный вождь славянофилов?

Фото с сайта: polit.ru

Понятно, что раз существовало подобное течение, что отдавало именно России мессианскую роль по спасению всего мира, то были и его последователи, ярчайшие представители из которых яростно отстаивали собственную точку зрения. Они думали, что у России действительно имеется самобытный и ни на что не похожий путь и имели право на это.

Настоящим идейным главой славянофилов являлся знаменитый литератор своего времени Алексей Степанович Хомяков, великий художник, поэт, публицист, философ, а также богослов, что вовсе немаловажно. Кроме всего прочего, именно Хомяков был членом-корреспондентом Академии Наук в Петербурге с 1856 года.

Замечательно, что в свое время Алексей Хомяков был рожден вовсе не в деревне, а в Москве на Ордынке, получил хорошее домашнее образование от отца, а также ученую степень по математике, пока дошел до выкладки основных теоретических положений нового учения – славянолюбства или же славянофильства, как его более часто принято называть.

Важно

Фото с сайта: mnogo-otvetov.ru

Однако, идеи Хомякова не остались в тени, у него сразу же появились приверженцы и адепты. К примеру, одними из первых течение славянофилов поддержали братья-критики Иван и Константин Аксаковы, известный публицист Юрий Самарин, философ, критик и вообще идеалист Иван Кириевский, общественный деятель и крупный промышленник Федор Чижов и многие другие.

Европейское славянофильство, удивившее мир

Стоит также рассказать о том, что одновременно с развитием данного философского и религиозного течения в России, некий поляк, по имени Эван Романовский услышал идеи славянофилов, начинает поддерживать и продвигать их идеи в Европе, что вызвало немалые волнения в среде западной буржуазии. Он начинает собирать вокруг себя сторонников, которые в конечном итоге организовывают общество, под названием «Европейское Общество Истории Происхождения Народов» (ЕОИПН).

Европейское общество, организованное Эваном Романовским, на самом деле полностью поддерживало идеи русских славянофилов. Причем основной своей задачей данное общество считало полное упразднение и забвение идеологии масонства, уничтожение его на корню и до основания.

Замечательно, что в один из периодов своей жизни, к течению славянофилов примкнул даже российский историк и замечательный правовед Константин Кавелин.

Правда, его не хватило надолго, позже он примкнул к противникам философии.

Причем главными идейными оппонентами славянофилов были МТИ-западники, к которым не преминул примкнуть Кавелин, однако со временем он покинул и их ряды, разочаровавшись в продвигаемых ими идеях.

Стоит отметить, что основной акцент все славянофилы делали именно на русское крестьянство, которое по их мнению должно было спасти погрязшую в разврате Европу, ведь именно оно – ключ национального существования, и именно в нем и содержится разгадка всех тайн мироустройства. Чаще всего, собрания групп проводились в московских салонах, литературной направленности, где всегда было шумно, но идеи славянского единства, а также русского величия было не заглушить ничем.

Фото с сайта: rusnardom.ru

Именно славянофилы, образовавшись после насильственного внедрения западного образа жизни Петром, доказывали, что такие ценности западного образца попросту не смогут прижиться на славяно-российской почве, будут выкорчеваны и сожжены на корню.

Правда, свой вклад в историю нашей державы они внесли, причем немалый, пробуждая интерес интеллигенции к простому мужику из глубинки.

Совет

Однако исконно русским течение славянофильства прославленные историки современности, к примеру, академик Анджей Валицкий, считают, что это был попросту обособленный вариант общеевропейского романтизма и консерватизма.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/osnovnyie-idei-i-mirovozzrenie-slavyanofilov-yarchayshie-predstaviteli-techeniya.html

Кто такие славянофилы?

Славянофилы — кратко

Славянофилы — представители славянофильства — общественно-политического движения русской интеллигенции ХIX века, провозглашающего особый, несходный со странами Запада, путь развития Руси; православия, как истинной религии в противовес католичеству, существования некой исключительной русской цивилизации, отличающейся особенною духовностью

История славянофилов

Википедия относит начало славянофильства к концу XV — середине XVI веков, когда на Руси в религиозных кругах развернулась дискуссия между двумя лагерями: «иосифлянами» и заволжскими старцами. Но то «славянофильство» не преодолело границ церковного сообщества и не привлекло внимание общественности (если таковая вообще имелась в те времена на Руси).

«Классическое» славянофильство — продукт развития общественных процессов первой трети XIX века.

Походы русских армий в Европу во время наполеоновских войн позволили многим русским, до того Европейской действительности не знавших, увидеть и оценить её воочую.

Образованные русские офицеры обнаружили, что в плане комфорта, порядка, цивилизованности, приятности жизни Европа опережала Россию. Значительное влияние на передовых русских людей оказали лозунги Великой Французской революции, идеи энциклопедистов, парламентаризма. Восстание декабристов — итог этих наблюдений, размышлений, споров.

При том декабристы были не какой-то замкнутой сектой, малочисленной группой, а являлись представителями значительной части русской дворянской интеллигенции, что не могло не испугать власть.

В тот же период, по окончании Наполеоновских войн, Европу захлестнула волна национализма.

Народы, особенно те, что, либо находились под гнетом иных, не собственных монархий: греки, чехи, поляки, венгры, либо раздробленные между множеством маленьких государств: немцы, итальянцы — «вдруг» осознали свою исключительность, неповторимость, отличность от других, обрели чувство национального достоинства, обнаружили общность исторической судьбы, языка, традиций. Европейские веяния не обошли и Россию. Проявлением русского национализма стало распространившееся среди части интеллектуалов мнение о том, что причиной отсталости и ведомости Руси

«Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и большая способность усвоения и пластицизма делают их по преимуществу народом, нуждающимся в других народах, они не вполне довлеют себе» (А. Герцен)

является деятельность Петра Первого, пытавшегося установить в России европейские порядки, то есть тлетворное влияние Запада. Самодержавие негласно такие суждения поддерживало, хотя критика великого предка Романовыми была неприятна, да и среди высших сановников Империи было достаточно немцев.

Взгляды славянофилов

  • Идеально государство — допетровская Русь
  • Идеальное общественное устройство — крестьянская община
  • Русский народ — богоносец
  • Православие — единственная верная в христианстве религия
  • Европа — средоточение разврата, революций, религиозных ересей

Суть идей славянофилов, славянофильства — утверждение существования особой русской цивилизации, отличающейся законами развития от прочих христианских стран и народов

«Государственная жизнь допетровской России была уродлива, бедна, дика»
«(Славянофилы) полагали, что делить предрассудки народа — значит быть с ним в единстве, что жертвовать своим разумом, вместо того чтоб развивать разум в народе, — великий акт смирения»
«Возвратиться к селу, к артели работников, к мирской сходке, к казачеству — другое дело; но возвратиться не для того, чтоб их закрепить в неподвижных азиатских кристаллизациях, а для того, чтоб развить, освободить начала, на которых они основаны, очистить от всего наносного, искажающего, от дикого мяса, которым они обросли»
«Ошибка славян состояла в том, что им кажется, что Россия имела когда-то свойственное ей развитие, затемненное разными событиями и, наконец, петербургским периодом. Россия никогда не имела этого развития и не могла иметь»
«Идея народности — идея консервативная — выгораживание своих прав, противуположение себя другому; в ней есть и юдаическое понятие о превосходстве племени, и аристократические притязания на чистоту крови и на майорат. Народность, как знамя, как боевой крик, только тогда окружается революционной ореолой, когда народ борется за независимость, когда свергает иноземное иго»
«Одна мощная мысль Запада … в состоянии оплодотворить зародыши, дремлющие в патриархальном быту славянском. Артель и сельская община, раздел прибытка и раздел полей, мирская сходка и соединение сел в волости, управляющиеся сами собой, — все это краеугольные камни, на которых созиждется храмина нашего будущего свободно-общинного быта. Но эти краеугольные камни — все же камни… и без западной мысли наш будущий собор остался бы при одном фундаменте»

Представители славянофилов

  • И. С. Аксаков (1823-1886) — публицист, поэт
  • К. С. Аксаков (1817-1860) — публицист, историк, писатель
  • С. П. Шевырев (1806-1864) — историк, литературный критик, журналист, профессор Московского университета
  • А. С. Хомяков (1804-1860) — поэт
  • П. В. Киреевский (1808-1856) — фольклорист, писатель
  • М. П. Погодин (1800-1848) — историк, журналист, публицист
  • Ю. Ф. Самарин (1819-1876) — публицист
  • Ф. В. Чижов (1811—1877) — промышленник, общественный деятель, учёный
  • В. И. Даль (1801-1872) — учёный, писатель и лексикограф

Печатный орган славянофилов — «Москвитятнин»

Журнал «Москвитянин»

Журнал «Москвитятнин», в котором славянофилы излагали свои идеи, издавался с 1841 по 1856 годы. До 1849 выходил раз в месяц,затем дважды в месяц. Издавал «Москвитятнин» М. П. Погодин, он же его редактировал. Главными сотрудниками «Москвитянина» были С. П. Шевырев, Ф. Н. Глинка, М. А. Дмитриев, И. И. Давыдов. В 1850 году «Москвитятнин» начала выпускать так называемая «молодая редакция» — А. Островский, А. григорьев, Е. Эдельсон, Б. Алмазов. С журналом сотрудничали А. И. Артемьев, А. Ф. Вельтман, П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка, Н. В. Гоголь (сцены из «Ревизора», «Рим»), В. И. Даль, В. А. Жуковский, М. Н. Загоскин, Н. М. Языков…
В 1849 году журнал печатал статьи по литературе и истории, многочисленные литературные произведения: проза и поэзия. Стандартным разделом являются критические заметкие, различные новостные рубрики.
В 1850 — статьи, посвященные обзорам отечественной и зарубежной истории и литературы, стихотворения и проза, различные критические заметки, статьи по искусствоведению, новости из мира политики и науки, эпистолярное творчество и т.д.
В 1851 — биографические описания, рассказы, повести и стихотворения, заметки по истории России, новости европейские и отечественные, данные по этнографии.
В 1852 — в журнале имелись проза и поэзия, иностранная словесность, науки (статьи по истории), исторические материалы, критика и библиография, журналистика, иностранные книги, современные известия, известия Москвы и различные статьи.
В 1853 — различные литературные произведения: стихотворения и рассказы, различные критические заметки, современные новости о жизни европейских стран, исторические статьи, сведения по иностранной литературе.
В 1854 — литературные произведения, критические заметки, сведения по истории России, современные заметки, различные географические данные, опыты биографических характеристик.
В 1855 — статьи по географии, литературе, искусствоведению, истории России, религии, истории православной церкви, различные литературные произведения – стихи, повести и рассказы, работы по истории точных наук.
В 1856 — материалы по истории России, литературоведению и филологии, философии, современной политике европейских государств, материалах для биографии Суворова, различные письма и заметки, новости Москвы и Российской Империи в целом, известия о праздниках и многое другое.

Читайте также:  Правящий класс в османской империи

Идеи славянофилов сегодня

Идеи славянофилов были популярны в период царствования Николая Первого, но с приходом к власти его сына либерального царя-освободителя Александра Второго утратили свое очарование.

Ведь при Александре Россия твердо и уверенно встала на дорогу капиталистического развития, которой двигались страны Европы, и шла по ней так успешно, что взгляды славянофилов о каком-то особом пути России выглядели анахронизмом.

Первая мировая война остановила победное шествие России к капитализму, а Февральская и Октябрьская революции 1917 года и вовсе обратили страну вспять. Попытка вернуться на столбовую дорогу развития человечества, предпринятая в 90-х годах прошлого века, не удалась.

И тут идеи Аксакова и компании очень пригодились.

Обратите внимание

Ведь славянофилы, сегодня они зовутся патриотами в противовес западникам — либералам, доходчиво и главное, льстя самолюбию народа, провозглашают, что не получается у него быть равноправным и уважаемым членом западного сообщества потому, что оно, это сообщество лживо, развратно, слабо, трусливо, лицемерно и двулично, в отличие от российского — смелого, мудрого, гордого, мужественного, прямого и честного; что у России особый путь развития, особенная история, традиции, духовность

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/kto-takie-slavyanofily.html

Идеология славянофилов

Русские славянофилы 19 века – философски-религиозное и литературное течение. Основные положения теории славянофилов основывались на самобытности России и ее отличиях от западной культуры.

Оппоненты славянофилов – западники – имели основные идеи и взгляды, прямо противоположные первым, т.е. преобладания роли западной культуры над исконно славянской.

Сходства и различия западников и славянофилов в России, их исторический философский спор определили развитие культуры и общественного мировоззрения в 19-20 веках.

Суть учения

Учение славянофилов заключалось в концепции оздоровления не только российского, но всего европейского общества посредством воздействия православной религии на впавших в атеизм и ересь западных народов. Философия западников и либералов по-разному оценивала роль Петра I в развитии российской государственности.

Основные идеи славянофилов и западников окончательно сформировались под воздействием войны 1812 года, обострившей чувство патриотизма в среде русского народа. Исторические и политические взгляды славянофилов имеют 2 источника – влияние немецкого идеализма Шеллинга и романтизма Гегеля.

С другой стороны, славянофилы-консерваторы (ранние славянофилы) считали, что их философия сформировалась, как изначальная самобытность русских славян, основанная на православном вероисповедании.

Окончательное определение позиции славянофилов произошло благодаря воззрениям их лидеров

В кружок славянофилов входили известные писатели, поэты, просветители, мыслители. Основными теоретиками славянофилов были Киреевский, Грановский, Соловьев, Чаадаев, Хомяков. Славянофилы в литературе – это писатели Герцен, Островский, Аксаков, Достоевский. Из поздних славянофилов (славянофилов-либералов) выделяются Данилевский, Самарин, Уваров, Кавелин.

Важно

Общественное движение славянофилов, как мощное интеллектуальное течение, оказало влияние на культуру многих поколений во всем мире. Полемика западников и славянофилов началась, по сути, еще в петровскую эпоху в виде реакции на внедрение в российскую культуру западных ценностей.

Философы-славянофилы и «почвенники» отстаивали идеи о том, что западное мировоззрение не может прижиться на российской почве без некоторого изменения и адаптации.

Сравнение западников и славянофилов, а также их борьба показали взгляды представителей этих течений, как идеи, находившихся на двух разных полюсах общественной мысли.

Отношение славянофилов к крепостному праву и самодержавию, крестьянской общине и капитализму, их этика и программа были близки традиционализму и консерватизму. Именно на этом была основана критика их идеологии – резкое неприятие всего нового воспринималось многими, как нежелание меняться в соответствии с веяниями времени.

Славянофилы полагали, что строгое следование традициям поможет сохранить самобытность культуры и жизненного уклада. Современные славянофилы, в целом, придерживаются тех же взглядов антиглобалистической направленности.

Но критики и историки, признавая все достоинства их философии, все же указывают на некоторую узость и отсутствие гибкости во взглядах представителей этого общественного движения.

Источник: http://ir.spb.ru/revolutscii/prochee/ideologiya-slavyanofilov.html

Славянофилы и западники

Политическая мысль России в 19 — нач. 20 вв.

Становление самобытной русской философско-политической мысли начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 30-х — 40-х гᴦ. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, должна быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на данный вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всœей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую школу или единое философское направление: их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций.

Совет

Лидеры славянофильства — Алексей Степанович Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817— 1860), Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — выступили с обоснованием самобытного пути развития России.

Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторической процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как ʼʼединственный и постоянный действовательʼʼ в истории.

Но что определяет бытие народов и их историческую деятельность? Экономика? Политика? Государственное устройство? Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором — верою, предопределяющей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.

Развитие духовной жизни и культуры Европы определялось тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственным путем, причем в форме насаждения ʼʼлатинстваʼʼ, т. е. христианства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, по определœению А.

Хомякова, выражало лишь внешнее единство всœех христиан.

Это внешнее единство утверждалось борьбой католической церкви во главе с папой за государственную власть над всœей Европой, организацией военно-монашеских орденов, крестовыми походами, единым дипломатическом и церковным языком — латинским и т.д.

Только православие восприняло и сохранило, по мысли славянофилов, вечную истину раннего христианства во всœей ее полноте, а именно идею тождества единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе).

Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское своеобразие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вошло в содержание ʼʼрусской идеиʼʼ. Это понятие — ʼʼсоборностьʼʼ, выражающее свободную общность людей.

Соборность понималась славянофилами прежде всœего как церковная соборность — свободное единство верующих в делœе совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению.

Обратите внимание

Свободное единство православных верующих должно основываться на бескорыстной любви к Христу как носителю совершенной истины и праведности. Единство в свободе на базе любви — вот сущность соборности как явления русского духа: ʼʼВнутренняя задача Российской земли есть проявление общества христианского, православного, скрепленного в своей вершинœе законом живого единстваʼʼ.

Православие в концепции славянофилов выступало как духовная основа всœей русской жизни: ʼʼ… проникая во всœе умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал, никогда не мешая его развитиюʼʼ.

В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью. В результате этого оформился ʼʼдух народаʼʼ, благодаря которому народ становится подлинным субъектом исторического процесса.

ʼʼРусский дух создал самую русскую землю в бесконечном ее объёме, ибо это дело не плоти, а духа; он выработал в народе всœе его несокрушимые силы, веру в святую истину, терпение несокрушимое и полное смирениеʼʼ.

Итак, исследовав и сопоставив западноевропейскую и русскую историю, особенности религиозной веры, системы духовных ценностей, славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны, что означало неприемлемость европейских форм жизни для России.

Западничество как идейное течение общественной не было единым и однородным.

Среди западников, к которым относятся Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812—1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855), Николай Владимирович Станкевич (1813-1840) и др.

, были мыслители самых разных убеждений, в т.ч. либералы, радикалы, консерваторы. При этом их всœех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

Одним из первых русских мыслителœей-западников был П. Я. Чаадаев. В ʼʼФилософических письмахʼʼ, написанных в 1829—1830 гᴦ., П.Я. Чаадаев изложил свои взгляды на мировой исторический процесс и место в нем России.

В 1831 ᴦ. в стенах Московского университета возник философский кружок, ставший значительной вехой в формировании либерального западничества. Главная цель кружка, лидером которого был Н. В. Станкевич, — изучение немецкой философии, прежде всœего философской системы Гегеля. В кружок входили К. С.

Важно

Аксаков, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, М. Н. Катков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.
Размещено на реф.

рф
Из этого кружка вышли деятели самых различных направлений, так как, признавая приоритет Европы, они разошлись в понимании того, что именно в Западной Европе выступает вершиной прогресса и цивилизации: буржуазная ли парламентская республика или идеи социализма. В.Г. Белинский, к примеру, как и А.И.

Герцен, уверовал в социализм, идея которго, по его собственным словам, стала для него идеей идей, бытием бытия, вопросом вопросов. Для Т.Н. Грановского и К.Д. Кавелина такой вершиной стали идеи европейского либерализма.

Т.Н. Грановский (1813-1855) и К.Д. Кавелин (1818-1885) как представители либерального направления в русской философии выступали за рациональное реформирование общества. Οʜᴎ были противниками ʼʼкрайних мерʼʼ, отвергали революционные методы борьбы, хотя и констатировали их неизбежность в историческом процессе.

ʼʼК нам революционные теории не только неприложимы, — писал К.Д. Кавелин в письме к А. И. Герцену, — они противны всœем нашим убеждениям и возмущают в нас нравственное чувствоʼʼ.

Их идеалом было установление ʼʼсамодержавной республикиʼʼ. Свои взгляды на исторический процесс Т.Н. Грановский изложил в цикле лекций по истории средневековой Европы, прочитанных им в Московском университете.

В них он утверждал, что исторический процесс носит закономерный характер, он ʼʼсовершается независимо от случая и произвола, по определœенным, внутренним законам. Исполнение закона неизбежно, но срок его исполнения не определœен, ʼʼдесять лет или десять веков, всœе равноʼʼ.

Закон, по его мнению, стоит ʼʼкак цельʼʼ, к которой неудержимо стремится человечество. При этом закону безразлично, ʼʼкакою дорогоюʼʼ пойдет человечество и сколько потратит ʼʼвремени в путиʼʼ.

Читайте также:  Сша и страны латинской америки в первой мировой войне

Именно здесь, т. е. в вопросœе о том, каким образом будет осуществлен исторический закон, Т.Н. Грановский рассматривает роль личности в истории. Он считает, что при реализации исторического закона вступает ʼʼво всœе свои праваʼʼ отдельная личность, принимая при этом на себя ʼʼответственность за целые ряды им вызванных или задержанных событийʼʼ.

Совет

Отсюда исходит их убеждение в том, что смысл русской истории состоит в становлении и укреплении ʼʼначала личностиʼʼ, что должно было в конечном итоге привести к подлинному сближению России с Западной Европой и постепенному упадку патриархального (феодального) строя в России. Исторический прогресс вне нравственного развития личности, обладающей свободной волей, был для них неприемлем.

Умеренная либеральная позиция была довольно распространенной в 40-х — начале 60-х гᴦ. XIX в., но наибольшее распространение и влияние среди русской интеллигенции получают более радикальные доктрины о способах приобщения России к западноевропейской цивилизации.

Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формирующейся в рамках западничества, были хорошо известные мыслители и общественные деятели: В. Г. Белинский(1811—1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877).

В отличие от либерального западничества они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности не только на базе просвещения и развития науки, но и революционными методами. Οʜᴎ ждали от философии, по образному выражению Г. В.

Плеханова, ʼʼуказания пути к человеческому счастьюʼʼ и прошли путь от увлечения классической немецкой философией, особенно диалектикой Гегеля (ʼʼкак алгебры революцииʼʼ), до критического отношения к ней в сторону материалистического мировоззрения Л.

Фейербаха и создания своих концепций революционного переустройства общества на началах социальной справедливости и гуманизма.

Определяя социальную обусловленность своих воззрений и деятельности, А.И. Герцен указывал: ʼʼГлавным камнем на дороге лежало чудовищное крепостное право… Против крепостнического права и были устремлены всœе наши удары, всœе усилия; устранению его мы подчинили всœе интересыʼʼ.

Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноценного развития они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной точки зрения рассматривался как идеал справедливого общества.

Обратите внимание

Под влиянием философии Гегеля они стали логически его обосновывать как идеал наиболее разумного общества.

Далее подкрепили свои социалистические убеждения идеями антропологического материализма, ссылаясь на присущие человеческой природе стремления к свободе и социальному равенству.

Стоит сказать, что для них становится потребностью открыть в самой русской действительности такие общественные силы и закономерности, опираясь на которые стало бы возможным идею социализма превратить в действительность. В.Г. Белинский, к примеру, считал, что переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народной революцией.

Говоря о том, каким образом должна быть установлен справедливый строй, он писал: ʼʼпо-маратовскиʼʼ — путем насильственного переворота͵ ибо ʼʼ… смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без на­сильственных переворотов, без кровиʼʼ. При этом в отличие от А. И.

Герцена он не возлагал особых надежд на общину, не верил в социалистические инстинкты русского крестьянина.

А. И. Герцен, пережив душевную драму после революции 1848 ᴦ. во Франции и разочаровавшись в возможности реализации идей социализма на Западе, обращает свой взор на Россию. В работах ʼʼО развитии революционных идей в Россииʼʼ, ʼʼКрещеная собственностьʼʼ, ʼʼРусский народ и социализмʼʼ А. И. Герцен разрабатывает так называемую концепцию ʼʼрусского социализмаʼʼ.

За основу его он берет русскую общину, которая, по его мнению, содержит всœе зародыши будущего социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда и мирского управления. В общинœе, считает А. И.

Герцен, свобода и гражданские права каждого отдельного человека не должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в достижении социализма.

Важно

Вместе с тем А. И. Герцен, так же как и В. Г. Белинский, считал, что социализм должен быть только средством освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущего.

Важно заметить, что для социального созидания нужны конструктивные идеи и развитое народное сознание.

Герцен писал, что ни одна теория, сколь возвышенной и прекрасной она ни была, не может даже приблизительно охватить полноты жизненного многообразия, что полезней учиться у жизни, чем пытаться переделать ее в соответствии со своими проектами.

Одним из наиболее радикальных представителœей западничества в России был Михаил Александрович Бакунин (1814—1876), проповедовавший идею безгосударственного социализма, названную им анархизмом.

Анархия, утверждал Бакунин, — ʼʼэто стихийное, огромное, полное страсти и энергии, анархическое, разрушительное и дикое восстание народных массʼʼ. ʼʼПолное и всœеобщее разрушениеʼʼ путем анархической революции стало программной установкой Бакунина при обосновании неизбежности социалистической революции.

Идеал социализма Бакунин видел в том, что на развалинах государств обоснуется общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций. Таков был революционный романтизм М. А. Бакунина.

Его труды, прежде всœего работа ʼʼГосударственность и анархияʼʼ, аналогично тому, как и труды А. И. Герцена, В. Г. Белинского, имели большое влияние на сознание российской интеллигенции.

Теоретические работы этих мыслителœей, по существу, легли в основу идеологии революционного народничества.

Совет

Основателœем охранительного либерализма был профессор права Б.Н. Чичерин (1828—1904). Активно развивая либеральную идею правового государства, он выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть.

При этом он не разделял идею о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их утверждение может привести к анархии. Он полагал, что права даются государством.

Его политическим идеалом была конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и политических институтов на Западе.

Профессор Московского университета П.И.

Новгородцев (1866—1924) развивал идею социального государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ гарантирует каждому гражданину право на достойное человеческое существование.

По мнению профессора, свобода возможна лишь при наличии необходимых материальных условий. П.И. Новгородцев был одним из основателœей Конституционно-демократической партии России (партии кадетов).

Славянофилы и западники — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Славянофилы и западники» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/258639_slavyanofily_i_zapadniki

Славянофильство – кратко — Русская историческая библиотека

Читайте также статьи Философия славянофилов, Славянофилы и западники при Николае I, Славянофильство в начале правления Александра II, Славянофилы о судьбе России

Теория «официальной народности» внушала русскому обществу веру в неподвижные идеалы старины; это была вера чисто консервативная. Первые славянофилы проповедовали свободное развитие идеалов старины; они были патриоты-прогрессисты.

Главным средством для достижения цели у «официальной народности» была «опека» над обществом и борьба с протестом, славянофилы же стояли за свободу мысли и слова. Но по существу идеалов обе теории во многих пунктах соприкасались.

Возникновение славянофильства

Славянофильство возникло как результат:

1) романтизма, пробудившего националистические стремления у многих народов Европы,

2) наполеоновских войн, которые подняли патриотизм во всех странах Европы и сменили идеалы французского космополитизма стремлением к национальному самоопределению (особенно резко это проявилось восстаниями в Ирландии, Бельгии, Венгрии, Польше),

3) философии Шеллинга и особенно Гегеля, с их широкими представлениями о величественном ходе развития мировой истории. Особенно плодотворна была мысль Гегеля относительно того, что каждая историческая нация является носительницей какой-нибудь «идеи». Гегель остановился на греках, римлянах и германцах. Славянофилы обратились к «славянам»,

Обратите внимание

4) Кроме того, славянофилов потянуло к родной старине и народу под влиянием того чувства разочарования, которое многими овладело при виде того, какое крушение потерпели в России западнические идеалы Александра I,

5) наконец, для патриотических симпатий было основание и в родной литературе: в поэзии Пушкина, Жуковского, позднее Лермонтова, уже сказались национально-патриотические настроения; в их творениях уже определилось искание родной культуры, выяснялись идеалы народа семейные, государственные и религиозные. 

Главные представители славянофильства

Школа славянофилов сложилась около второй половины 1830-х годов: братья Киреевские (Иван и Петр), Хомяков, Дм.

Валуев, Аксаковы (Константин и Иван), Юрий Самарин – вот самые видные деятели славянофильства, разработавшие это учение в философском, религиозном и политическом отношениях.

Сперва они дружили с «западниками», но потом разошлись с ними: философические письма Чаадаева разорвали последние связи.

В поисках самостоятельного типа русской культуры славянофильство приобрело демократический характер, наклонность к идеализации старины и тяготение к панславизму (мечте о соединении всех славян под русской державой). Славянофилы, в некоторых отношениях, близко подходили к либеральной части русского общества (демократизм), но в других – к консервативной (идеализация старины).

Первые славянофилы были люди прекрасно образованные, воодушевленные горячей верой в свое учение, независимые и потому смелые. Они верили в великое будущее России, преклонялись перед «Святой Русью», говорили о том, что Москва – «третий Рим», что эта новая цивилизация сменит все устаревшие культуры Запада и спасет сам «гниющий Запад».

С их точки зрения, Петр I совершил грех, задержав самостоятельное развитие русского народа. Славянофилы изложили теорию о существовании «двух миров»: восточного, греко-славянского – и западного. Они указывали, что западная культура основывается на римской церкви, древнеримской образованности, а её государственная жизнь основана на завоевании.

Совсем иной порядок вещей видели они в восточном греко-славянском мире, главным представителем которого является русский народ. Восточное христианство есть православие, отличительная черта которого – неизменное хранение вселенского предания. Православие есть поэтому единственное истинное христианство.

Важно

Наша образованность византийского происхождения; если она уступала западной во внешнем развитии разума, то превышала ее глубоким чувством живой христианской истины. В государственном устройстве видна такая же разница: начало русского государства отличается от начала западных государств тем, что у нас не было завоевания, а было добровольное призвание правителей.

Этот основной факт отражается и на всем дальнейшем развитии общественных отношений: у нас не было насилия, соединенного с завоеванием, а потому не было феодализма в европейском его виде, не было той внутренней борьбы, которая постоянно делила западное общество; не было сословий. Земля не была личной собственностью феодальной аристократии, но принадлежала общине.

Этой «общиной» славянофилы особенно гордились. Они говорили, что Запад только в самое последнее время дошел до идеи создать «общину» (сенсимонизм), институт которой уже веками существует в русской деревне.

Таким образом, до Петра Великого, по мнению славянофилов, развитие у нас шло естественно. Религиозное сознание было основной нравственной силой и руководством в жизни; народный быт отличался единством понятия и единством нравов.

Государство было обширной общиной; власть принадлежала царю, представлявшему общую волю; тесная связь членов этой великой общины выражалась земскими соборами, всенародным представительством, сменившим древние веча.

С такой либеральной идеализацией старины (вече, соборы) связывалось самое восторженное преклонение перед простым русским народом-«богоносцем»; в его жизни славянофилы видели воплощение всех христианских добродетелей (любовь к ближним, смирение, отсутствие эгоизма, благочестие, идеальные семейные отношения).

Поэтому лозунгом славянофильства сделалась видоизменённая формула официальной идеологии эпохи Николая I: самодержавие (ограниченное у славянофилов земскими соборами), православие (с духовными собраниями и полномочиями прихода) и народность (с общиной, соборами и свободой развития).

Стоя на такой точке зрения, славянофилы часто являлись строгими критиками русской современности, и потому если не все, то многие из них, должны быть отнесены к оппозиционным деятелям тогдашнего времени.

Источник: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/3454-slavyanofilstvo-kratko

Ссылка на основную публикацию