Либеральные реформы 60-70-х годов xix века

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Либеральные реформы, которые проводились в 60-70-х годах 19 века, были логическим продолжением отмены крепостной зависимости. Новая социальная структура требовала изменений в административном управлении и государственно строе.

Курс модернизации государства был подкреплен городской, земской, военной и судебной реформами. Благодаря таким преобразованиям, русское самодержавие приспособилось к стремительному развитию капитализма в государстве.

Судебная реформа

В 1864 году в Российской империи была введена новая система судопроизводства, которая регулировалась законом «О новых судебных уставах». Суд становился демократической инстанцией в его состав входили представители всех сословий общества, процесс становился гласным, додерживалась процедура обязательного судебного состязания.

Компетенция судов строго разграничивалась гражданские иски рассматривались в мировом суде, уголовные преступления в окружном. Наивысшей судебной инстанцией был Сенат.

Для рассмотрения политических преступлений, в том числе направленных против самодержавия, были организованы особые суды, в процессе заседания которых исключался принцип гласности. 

Военная реформа

Сокрушительное поражение русских войск в Крымской войне показало то, что армия, основанная на рекрутстве малоэффективная и во многом проигрывает европейским вооруженным силам. Император Александр II инициировал создание новой армии с запасом личного состава.

С 1874 года, все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, обязывались проходить всеобщую военную подготовку, которая длилась 6 лет.

Граждане Российской Империи, имевшие высшее образование, часто освобождались от службы в армии.

Обратите внимание

К концу 70-х годов была полностью обновлена материально техническая база армии – гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы.

Также в этот период активно развивался паровой флот. В государстве открывались учебные заведения, в которых проводилась подготовка военных специалистов. Благодаря тому, что Российская Империя не учувствовала в военных противостояниях, имперскую армию удалось значительно укрепить и поднять боеспособность. 

Земская реформа

После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы.

Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами.

Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия. 

Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Крестьянская реформа 1861 года: разработка, внедрение, итоги
Следующая тема:   Национальная политка Александра II: польский и еврейский вопрос

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/liberalnye-reformy-60-70

Презентация к уроку по истории (8 класс) по теме: Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века

Слайд 1

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

План Причины проведения реформ Земская реформа Городская реформа Судебная реформа Военная реформа Реформа в области народного образования Значение реформ

Слайд 3

Причины проведения реформ 1.После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами 2.Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств 3.

Важно

Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами 5.

Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму 4.

Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден 6.Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения.

Слайд 4

Земская реформа Председатель Председатель Губернское земское собрание Губернская земская управа Председатель Уездное земское собрание Председатель Уездная земская управа Избирательные курии I курия: землевладельцы имевшие не менее 200 десятин земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. II курия: собственники неземельных имуществ Купцы трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. руб. III курия: крестьяне не имела имущественного ценза . От каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания.

Слайд 5

Земская реформа В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий. Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз.

А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К.

А. Трутовского.

Слайд 6

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Дворяне Крестьяне Купцы Духовенство Прочие Уездное земское собрание 42% 38% 10% 6,5% 3% Уездных земских управах 55,5% 31% 13,6% губернских земских учреждениях 74% 10,6% 15% Сословный состав земских собраний

Слайд 7

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – учителей, врачей, агрономов – земские служащие Земства вводились на уровне уездов и губерний Земства решают не только местные хозяйственные дела, но и активно включаются в политическую борьбу

Слайд 8

Совет

Судебная реформа – 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Принципы судопроизводства Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого Выборность – мирового судьи и присяжных Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

Слайд 9

Совет

Судебная реформа – 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Судебная система по реформе 1864 Сенат – высшая судебная инстанция Правительство назначени е Судьи Окружной суд – сложные дела 12 присяжных заседателей (ценз) Прокурор Адвокат Мировой судья Мировой суд – мелкие уголовные и гражданские дела Городские думы Земства избрание избрание на 3 года на 3 года

Слайд 10

Совет

Судебная реформа – 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Недостатки судебной реформы Сохранение сословных судов Волостные суды, рассматриваемые мелкие споры между крестьянами Дворянские суды – в компетенции, которых входило решение сословных вопросов Ограничение в праве быть присяжным заседателем Имущественный ценз Занимать государственную или общественную должность Не могли быть присяжными священники, монахи, военнослужащие, рабочие

Слайд 11

Классические Реформа в области народного образования Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Изменения в системе образования Университетский устав 1863 г. Школьный устав 1864 г.

Автономия Гимназии Реальные Готовили к поступлению в университете Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Создан совет университета, Решавший все внутренние вопросы Избрание ректора и преподавателей Сняты ограничения для студентов (их проступки рассматривал студенческий суд)

Слайд 12

Реформа в области народного образования Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Женское образование В 60-70 е годы в России появилось женское высшее образование Курсистка.

Николай Ярошенко В 1869 годы были открыты высшие женские курсы.

Наибольшую популярность приобрели курсы открытые в Москве в 1872 году (словесно-исторический отделение) и Петербурге в 1878 году ( математическое отделение).

Слайд 13

Обратите внимание

Военная реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. В 1864 г . вместо корпусной системы вводится военно-окружная система, создаются 15 военных округов, получивших определенную самостоятельность.

Военного министерства, которое теперь осуществляло лишь общее руководство и контроль в войсках. Командующий войсками округа сосредоточивал в своих руках всю полноту как военной, так и гражданской власти в округе, а в случае войны становился командующим армией, развертывающейся на территории округа.

В середине 1860-х гг. проводится реорганизация военно-учебных заведений: вместо кадетских корпусов создаются военные училища и военные гимназии. Кроме того, в 1864 г. были образованы юнкерские училища. Всего к 1876 г.

действовало 17 военных училищ, которые ежегодно выпускали около 1500 офицеров, что было достаточно для армии. Военный Министр России (1861-1881 гг.). Автор военных реформ второй половины XIX столетия.

Слайд 14

Военная реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. 1874 Принят Устав о Воинской повинности Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный манифест о нем.

Вместо существующих со времен Петра I рекрутских наборов в России вводится всеобщая воинская повинность К военной службе привлекалось мужское население по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны.

Устав определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7), в запасе 9 лет (на флоте 3 года).

Слайд 15

Военная реформа(льготы) Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Отсрочки по семейному положению и другие. Освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах.

От военной службы полностью освобождались духовенство, врачи и преподаватели В военное время все войска пополнялись призывниками и отпускниками (резервистами) так, чтобы 75 % комплектования проводилось уроженцами внутренних губерний, т.е.

русскими, и только четвертая часть пополнялась жителями пограничных областей.

Слайд 16

Городская реформа 1870 год Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Плательщики городских сборов Городская дума – представительный орган городского самоуправления, избиравшиеся на 4 года Городская управа – исполнительный орган городского самоуправления Городская управа Мелкие Средние Крупные Из Городового положения (1870 год) « 1.

Важно

Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству представляется городскому общественному правлению, а надзор за законным сего исполнением – Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения» « 9.

Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно » « 10. Лица, избранные на должность Городского Головы, а также назначенных для временного замещения сей должности… утверждается в сих званиях: в губернских городах – Министром внутренних дел, а в прочих городах – губернатором»

Читайте также:  Болгария в первой мировой войне – нейинский мир

Слайд 17

Значение реформ Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями , а преобразованиями сверху, мирным путем

Слайд 18

Источники Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. http:// nilsky-nikolay.livejournal.com/474691.html http:// bibliotekar.ru/istoriya/218.htm http://bibliotekar.ru/rusKluch/86.htm История царствования императора Александра II (в картинах). – Санкт-Петербург, 1882

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/12/30/liberalnye-reformy-60-70-kh-gg-xix-veka

Презентация на тему: Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Презентация на тему: Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века Афроськина Елена Васильевна

№ слайда 2

Описание слайда:

Задачи урока Узнать содержание и особенности буржуазных либеральных реформ 60-70-х годов XIX века, последствия и значения реформ для развития индустриального общества в России Уметь анализировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи в ходе исторических процессов, интерпретировать текстовую информацию в схемы и таблицы, формулировать обобщающие выводы, давать оценку событиям и процессам

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные понятия и термины Апелляция – обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра Вольнослушатель – человек, слушающий лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты Гражданское общество – общество, где власть государства поставлена под контроль общества и осуществляется на основе закона Конституционное правление – управление государством в строгом соответствии с номами конституции Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей Правовое государство – государство, в котором власть осуществляется на основе справедливых законов Террор – устрашение мирного населения и не только, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения

№ слайда 4

Описание слайда:

Отмена крепостного права – 1861г. Судебная реформа 1864г. Реформа просвещения 1863-1864г. Земская и Городская реформы 1864,1870г. Военная Реформа 1861,1874г. Основное направление внутренней политики Александра II – осуществление реформ

№ слайда 5

Описание слайда:

Реформа местного самоуправления – 1864г Необходимость: расстройство в хозяйственной жизни, здравоохранении и просвещении на местах Цели: Создание в уездах и губерниях органов местного самоуправления – земств – всесословных, негосударственных, выборных органов с хозяйственно-финансовой самостоятельностью Сохранить за дворянством власть на местах Отвлечь наиболее активную часть населения от политики, заставить заниматься полезным делом 1 января 1864г. – «Положение о губернских, уездных земских учреждениях»

№ слайда 6

Описание слайда:

Структура земств – земское самоуправление Губернское земское собрание Уездное земское собрание председатель председатель Губернская земская управа Уездная земская управа председатель председатель

№ слайда 7

Описание слайда:

Избирательное право в земства – органы самоуправления Губернское земское собрание Уездное земское собрание Распорядительные органы Уездная земская управа Губернская земская управа Исполнительные органы Курия землевладельцев Городская курия Крестьянская курия Выборы гласных в уездные и губернские земские собрания Крупные и средние землевладельцы, промышленные и торговые собственники Крупные и средние собственники, купцы, владельцы предприятий и торговых заведений Выборщики Волостные сходы Сельские сходы Избирательное право – не всеобщее, не равное, не прямое

№ слайда 8

Описание слайда:

Деятельность земств Строительство местных путей сообщения Сооружение и содержание школ, больниц Развитие местной промышленности и торговли Статистическое изучение местного народного хозяйства Средства земств – специальный налог на недвижимость

№ слайда 9

Описание слайда:

Совет

Городская реформа – 1870г. Сущность реформы: сформированы всесословные выборные городские думы и городские управы Мужчины с 25 лет, платившие налоги Избирательный закон Крупные налогоплательщики – 1/3 налогов Мелкие налогоплательщики – 1/3 налогов Все остальные налогоплательщики Избирали гласных в городскую думу

№ слайда 10

Описание слайда:

Городская реформа – 1870г. Городская дума Городская управа Городской голова Функции городского самоуправления: благоустройство города, развитие промышленности и торговли, здравоохранение, образование, содержание полиции и тюрем

№ слайда 11

Описание слайда:

Выводы на основе характеристики реформы местного самоуправления Реформы местного самоуправления имела недостатки: выборы не носили всесословного характера, круг вопросов, решаемых земским и городским самоуправлением, был ограничен, органы местного самоуправления находились под контролем государства Реформа местного самоуправления была предпосылкой формирования в России гражданского общества и правового государства, т.к. к деятельности были привлечены наиболее активные слои населения страны

№ слайда 12

Описание слайда:

Работа по группам I группа Прочитать текст учебника, стр.149-150 и определить основные принципы судебной реформы IIгруппа Прочитать текст учебника, стр.151-152 и определить достоинства и недостатки реформы образования III группа Прочитать текст учебника, стр.150-151 и дать характеристику военной реформы

№ слайда 13

Описание слайда:

Судебная реформа 1864г. 1864г. – Новые судебные уставы Суд всесословный, гласный, открытый, независимый Суд состязательный: присяжный поверенный (адвокат) – защита прокурор – обвинение Две системы судов: мировые и общие Присяжные заседатели

№ слайда 14

Описание слайда:

Высшие судебные органы Сенат Судебная палата Окружной суд Присяжные (12) Министерство юстиции Император

№ слайда 15

Описание слайда:

Местные судебные органы Мировой судья Уездное земское собрание и городские думы Рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела Мировые судьи

№ слайда 16

Описание слайда:

Военная реформа Цели военной формы: укрепление боеспособности армии преодоление отставания в военной области сокращение военных расходов 1861г. – срок службы был сокращен с 25 до 16 лет 1863г. – в армии были отменены телесные наказания 1863-1864гг. – реформирование военно-учебных заведений Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) – военный министр (1861-1881)

№ слайда 17

Описание слайда:

Военная реформа – 1874г.

Обратите внимание

Закон об отмене рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности с 20-летнего возраста Срок службы в сухопутных войсках – 6 лет, во флоте – 7 лет, затем запас: в сухопутных войсках – 9 лет, во флоте – 3 года Деление России на 15 воинских округов Организация военных учебных заведений «Дело защиты отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного»

№ слайда 18

Описание слайда:

Перевооружение армии Нарезные ружья Стальные артиллерийские орудия Берданки XIX в.

№ слайда 19

Описание слайда:

Военные учебные заведения Общее образование Специальное образование Военные гимназии Военные училища

№ слайда 20

Описание слайда:

Военные учебные заведения 1867г. – Военно-юридическая академия 1877г. – Морская академия

№ слайда 21

Описание слайда:

Выводы на основе характеристики военной реформы новая система комплектования армии позволяет сократить военные расходы, в военное время иметь многочисленную боеспособную армию благодаря делению русской армии на 15 военных округов повышалась боеспособность армии и мобильность в выполнении боевых задач изменения военного образования должны привести к возрастанию профессионализма и боеспособности армии

№ слайда 22

Описание слайда:

Реформа в области просвещения – 1863-1864гг. 1864г. – Положение о народных училищах Начальная школа открывается общественными учреждениями и частными лицами Созданы государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы – 3 года обучения

№ слайда 23

Описание слайда:

Реформа в области просвещения – 1863-1864 Обучение для всех сословий «без различия звания и вероисповедания», но платное Средний тип учебных заведений Классические гимназии – 7-8 лет Реальные гимназии – 7 лет

№ слайда 24

Описание слайда:

Реформа в области просвещения – 1863-1864 1864г. – Университетский устав: автономия университетов руководство университета – совет профессоров: избирает ректора и деканов утверждает учебный план решает финансовые и кадровые вопросы Русские студенты в XIX в.

№ слайда 25

Описание слайда:

Претворение либеральных реформ в жизнь П.А. Валуев – министр внутренних дел, консерватор Главная задача – «строгое и точное введение в действие положений 19 февраля, но в примирительном духе» Н.А. Милютин С.С. Ланской Активные участники подготовки реформ

№ слайда 26

Описание слайда:

Важно

Претворение либеральных реформ в жизнь Назначение на государственные должности представителей консервативных сил Д.А.Толстой – министр просвещения П.А.Шувалов – шеф жандармов Ф.Ф.Трепов – градоначальник Петербурга

№ слайда 27

Описание слайда:

Покушения на Александра II 1866г. – террориста Д.Каракозова у Летнего сада 1867г. – террориста А.Березовского во Франции 1879г. – трагедия свитского поезда Александра II, возвращавшегося из Крыма 1879г. – террориста А.Соловьева в Петербурге 1880г. – террориста С.Халтурина в Зимнем дворце

№ слайда 28

Описание слайда:

Чрезвычайные меры с целью укрепления безопасности Временные генерал-губернаторы с чрезвычайными полномочиями И.В.Гурко – генерал-губернатор Харькова Э.И.Тотлебен – генерал-губернатор Одессы М.Т.Лорис-Меликова – генерал-губернатор Санкт -Петербурга

№ слайда 29

Описание слайда:

Деятельность М.Т. Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии Министерство внутренних дел Министр внутренних дел, шеф жандармов III отделение собственной Его Императорского В Величества канцелярии Охранные органы Итог: успешная борьба с терроризмом

№ слайда 30

Описание слайда:

Источник: https://ppt4web.ru/istorija/liberalnye-reformy-kh-godov-i-veka2.html

«Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века».docx – «Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века»

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
×

Тема: «Либеральные р еформы 60­70­х годов XIX века» Цели: образовательная: знакомство с основными положениями земской,городской, военной, судебной реформ, преобразований в областипросвещения и печати; работа над формированием понятий «земство»,«управа», «присяжный заседатель».воспитательная: на основе выявления исторических параллелей междуположением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением,показ важности изучения данной темы для становления современногоправового государства.развивающая: формирование умения самостоятельной работы систорическими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработкаумений сравнивать исторические явления, способности делать выводы.Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы«Система земских органов самоуправления», «Структура городскогосамоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.».Тип урока: комбинированный.Деятельность учителяи учащихся1. Опрос домашнего задания (13 минут).Фронтально.Индивидуально.Фронтально.Индивидуально (письменно, удоски). Фронтально.Подведение итогов опроса.Приемы и средства обученияОпределите значение понятий: «уставная1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом уроке?2. К какой главе относится эта тема?3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш взгляд, внесла личность Александра II?4. Определите важнейшие причины отменыкрепостного права.5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская реформа являлась реформой «сверху»? Почему?6. Каковы основные положения реформы?7.грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне», «отрезки»?8.крестьян при годовом оброке 12 рублей?9.составлена уставная грамота; крестьяне переводились в положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬ли выплачивать ссуду государству?10.Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления.В течение какого срока: должна была быть Рассчитайте сумму выкупного платежа

В чем состояло значение реформы?

2. Запись темы урока на доске и в тетрадях. Доведение целевой установки урока до сведения учащихся.Изучение нового материала (25 минут). Работа с документом. Постановка проблемного задания.Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково основное содержание реформаторских преобразований Александра II.

«Реформы 60­70­х годов XIX века».План изучения нового материала:Земская (1864) и городская (1870) реформа.I.Судебная реформа (1864).II.Военная реформа (1874).III.IV.Преобразования в области просвещения и цензуры.I. Первой из назревших реформ стало учреждение органовместного самоуправления. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г.

, определил структуруземских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Ими были землевладельцы, собственники неземельных недвижимых имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям осуществлялись на основе имущественного ценза.

Читайте также:  Формирование промышленного пролетариата

Губернские собрания избирались на заседании уездных из числа гласных (выбранных населением уездов депутатов).Прочитайте документ на странице 157 учебника и укажите круг полномочий земств.ДОКУМЕНТЗаведывание имуществами и земельными сборами Устройство и содержание принадлежащих земству Попечение о развитии местной торговлиМеры обеспечения народного продовольствия.

Заведование земскими благотворительными Дела, подлежащие ведению земских учреждений…1.земств.2.зданий, других сооружений и путей сообщения.3.4.заведениями… способы прекращения нищеты.5.и промышленности.6. Участие… в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах.

Земские органы первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти российских губерний, где было сильным влияние дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что земства не могли работать в полную силу: бюджет удовлетворял реальные потребности земств только на 80%.

Однако вопреки ожиданиям правительства, земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основойлиберального движения в России.На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была

проведена городская реформа. Обратимся к схеме.

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯГородской главаАктивизация класса. Работа сосхемой.Городская управаГородская дума Мелкие Средние Крупные Плательщики городских сборовПредставительными органами городского самоуправлениябыли городские думы, избиравшиеся на четыре года изчисла городских собственников ­ плательщиков городскихналогов.

Избиратели заносились в список по порядкууменьшения суммы налога, который они платят. Затемсписок делился на три равные части, от каждой изкоторых избиралась треть депутатов (гласных) вгородскую думу. Городская дума избирала членовгородской управы и городского голову (исполнительныеорганы городского самоуправления).

Совет

В компетенцииорганов городского самоуправления были вопросыблагоустройства, заведование школьным, медицинским иблаготворительным делом.Прослушайте выдержки из документа и определите,каким образом органы городского самоуправлениязависели от царской администрации.ДОКУМЕНТИз городового положения (1870 г.)Активизация класса. Работа с документом.

Постановка проблемного задания.Городское общественное управление,«Попечение и распоряжение по городскому1.хозяйству и благоустройству предоставляетсягородскому общественному правлению, а надзор зазаконным егоисполнением ­ Губернатору, на точном основании правилнастоящего Положения.2.

впостановлениях и распоряжениях своих не можетвыходить из круга указанных ему дел. Всякоепостановление его, в противность сегосостоявшееся, недействительно.3.Лица, избранные на должность Городского Главы, атакже назначенные для временного замещения сейдолжности,…

утверждаются в сих званиях: в губернскихгородах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах­ Губернатором».В целом органы городского самоуправления не принимали

участия в общественном движении из­за политической

Запись на доске и в тетрадях.Бессословность.Гласность.Состязательность.Выборность судей.инертности купечества.II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. понастоянию общественности правительство провелосудебную реформу. Реформа вводила новые принципысудопроизводства. Принципы судопроизводства:1.2.3.4.5. Независимость судей от администрации.

Основным звеном судебной системы являлся окружнойсуд с присяжными заседателями. 12 присяжныхзаседателей избирались по жребию на каждый судебныйпроцесс. Кандидаты на должность присяжного должныбыли удовлетворять ряду требований, одно из которых ­имущественный ценз. На основании вердикта присяжных(«виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживаетснисхождения») суд выносил приговор.

Высшей судебнойинстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкиеуголовные и гражданские дела. Он состоял из одногосудьи, избираемого на три года городскими думами иземскими собраниями. В течение этого срока судья не могбыть смещен. Администрация не могла вмешиваться всудопроизводство.

Несмотря на прогрессивностьосновных положений судебной реформы, она осталасьнезавершенной: были сохранены сословные суды;существовали ограничения вправе быть присяжнымзаседателем. Структуру органов суда рассмотрим посхеме.СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г.Активизация класса. Работа сосхемой.

Обратите внимание

СенатСудьиПрокурор 12 присяжных Адвокат (имущественный ценз)Мировой судьяГородские думы Мировой суд ЗемстваIII. Вспомните причины поражения России в Крымскойвойне и подумайте, проведение каких мер в армии былонеобходимо.Одно из важнейших преобразований александровского

Активизация класса.

Запись в тетрадях.Запись в тетрадях.Закрепление (5минут)царствования ­ военная реформа, которая проводилась с1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведениемреформы военный министр Дмитрий АлексеевичМилютин. Содержание реформы сводится к следующему:1. отмена рекрутской системы комплектования армии;2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет нафлоте;3.

изменение тактических приемов; принимаются новыевоинские уставы;4. улучшение руководства вооруженными силами,Россия делится на военные округа;5. перевооружение армии;6. пополнение офицерского состава квалифицированнымикадрами.Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов.Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкаявойна 1877­1878 гг.

показало высокий уровень боевойподготовки армии. Проведение реформ требовало подготовкиIV.квалифицированных специалистов, поэтому передправительством Александра II встала задача коренногореформирования народного образования. Изменение в системе просвещения можно свести кследующему:1. введение новых университетского (1863) и школьного(1864) уставов;2.

восстановление автономии университетов;3. выборность ректора, деканов, преподавателей;4. создание совета, решавшего все внутренниедела университета;5. значительное увеличение числа начальных и среднихучебных заведений, в том числе для детей измалообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты«Временные правила» о цензуре, согласно которымотменялась предварительная цензура рукописей.

Но вцелом цензурная реформа оказалась самой робкой из всехпреобразований 60­70­х гг.●последовательный характер?●продуманной системой?●Чем вы можете объяснить большую или меньшуюглубину реформ в разных сферах жизни тогдашнейРоссии?●капитализм, а что тормозило его развитие?Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг.«великими».

И действительно, были созданы новые,современные органы самоуправления и суда, реформыКакие реформы, на ваш взгляд, имели наиболееЯвляются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой

Что в реформах давало возможность развивать

Подведение итогов. способствовали росту производительных сил страны, ееобороноспособности,гражданскогоразвитиюсамосознания среди населения, распространениюпросвещения, улучшению качества жизни.

Важно

Россияподключалась к общеевропейскому процессу созданияпередовых, цивилизованных форм государственности.

Нореформы имели половинчатый характер: в местномуправлении были сильны пережитки крепостничества,оставались нетронутыми многие дворянские привилегии, Объяснение домашнего задания (2 минуты).реформы не затронули верхних этажей власти.

Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение реформ».Ответить на вопросы на стр.167 учебника.(При подготовке домашнего задания обратите внимание на документы, помещенные на полях и в конце параграфа)Запомнить даты, исторические понятия, персоналии

темы.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/liberalnye_reformy_60_70_h_godov_xix_veka-146641/169350

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века

1864 г. – земская реформа

1870 г. – городская реформа

1864 г. – судебная реформа

1863-1874 гг. – военные реформы

1864-1865 гг. – реформы просвещения и печати

Шитова О. Г.

МОУ «Лицей № 86»

г. Ярославль

Либеральные реформы 60 -70-х гг. XIX века

История России

8 класс

Урок 1

Дворянское или Благородное собрание — орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы.

Было учреждено в 1785 году Жалованной грамотой дворянству Екатерины II.

Участниками собрания являлись представители дворянского общества определенной территории (губерния, уезд). Глава дворянского собрания имел звание предводителя (выборная должность ).

Дворянские собрания занимались решением локальных общественных вопросов, при этом им запрещалось обсуждение вопросов государственного устройства.

Дворянское собрание во времена Екатерины

  • После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами
  • Государство не могло осуществлять всё местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств
  • Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

Земская реформа 1864 г.

Разработчики проекта реформы – комиссия

во главе с Н.А. Милютиным

Суть: создание в уездах и губерниях выборных

органов местного самоуправления ( земств )

Принципы:

Отделение от

Хозяйственно-

Выборность,

административной

всесословность

финансовая

власти

самостоятельность

Земские органы

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

Вопросы местного

хозяйственного значения:

– строительство школ, больниц, дорог

  • развитие местной промышленности

и др.

Губернская земская управа

Губернское земское собрания

Уездная земская управа

Уездное земское собрания

Уездный съезд

выборщиков

Курия

землевладельцев

Курия городских

избирателей

Волостные сходы

6 тыс. руб .

Сельские сходы

Курия выборных от

крестьянских обществ

ИЗБИРАТЕЛИ

Недостатки реформы

  • Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.
  • Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство
  • Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Городская реформа 187 0 г.

Функции

  • Благоустройство города
  • Попечение о местной торговле и

промышленности

  • Здравоохранение
  • Образование
  • Санитарные и противопожарные

меры

Городской голова

Городская управа

Городская дума – 4 года

Крупные

Средние

Мелкие

налогоплательщики

налогоплательщики

налогоплательщики

Имущественный ценз

Домашнее задание

Параграф 21-22 (Стр. 144-147)

Вопросы 1-2 – устно

Задания к документам 1 – письменно

Судебная реформа 1864 г.

Сенат

ОБЩИЙ СУД

Судебная палата

МИРОВОЙ СУД

– мелкие уголовные и

апелляция

гражданские дела

Окружной суд

Суд присяжных,

прокурор, адвокат

Мировой судья

(образовательный и

имущественный ценз,

3 года)

Сложные уголовные и

гражданские дела

Наиболее последовательная и прогрессивная

Судебная реформа 1864 г.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные).
  • Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Институт следователей
  • Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников).

Военная реформа 1863 – 1874 гг.

Д.А. Милютин – военный министр

1863-1864 гг.

  • реформирование военно-учебных заведений

(военные гимназии, военные училища, юнкерские училища, Военно-юридическая академия (1867), Морская академия (1877)),

  • образование военных округов

1874 г. – «Устав о воинской повинности»

  • введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет
  • сокращение срока службы:

сухопутные 15 лет (6+9), флот 10 лет (7+3)

  • Отмена телесных наказаний
  • Улучшение быта
  • Перевооружение армии
  • Изменена система боевой подготовки

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

Среднее

Высшее

образование

образование

Начальное

образование

«Университетский

устав» 1863 г.

«Положение гимназий и

прогимназий»

1864 г.

«Положение о начальных

народных училищах»

1864 г.

Прогимназии

Учебные заведения

(4 года обучения)

могли открывать земства,

общественные организации,

частные лица

Автономия

(выборность ректоров,

проректоров, деканов,

профессоров;

создание советов

университетов)

Гимназии

Реальные

Готовили к поступлению

в высшие технические

учебные заведения

Классические

Готовили к поступлению

в университет

+

женские

гимназии

Образование стало более доступным для представителей различных сословий

Домашнее задание

Параграф 21-22

Вопросы – устно

Задания к документу 2-4 – письменно

Источник: https://intolimp.org/publication/libieral-nyie-rieformy-60-70-kh-ghgh-xix-vieka.html

Либеральные реформы в России 60—70- х годов XIX века

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния.

Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство.

Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г . был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес.

земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных.

Читайте также:  Российская экономика в начале xx века

Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

Совет

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками.

Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился «третий элемент», как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу.

Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния «третьего элемента».

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики.

Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения.

А представители «третьего элемента» испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли.

На аналогичных основаниях в 1870 г . была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков).

Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства.

Обратите внимание

Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

Одновременно с земской реформой, в 1864 г ., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий.

Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен» или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор. Русское общеуголовное законодательство в те времена не знало такой меры наказания, как смертная казнь.

Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смерти.

Разбором мелких дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года.

Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивал их независимость от администрации.

Судебная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 60—70-х годов.

И все же судебная реформа 1864 г . осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со «Сводом законов» часто был бы бессилен рассудить крестьян.

Важно

Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям.

Это позорное явление существовало в России до 1904 г.

В 1861 г . военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816—1912). Учитывая уроки Крымской войны, он провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени.

На завершающем этапе этих реформ, в 1874 г ., был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте — в 7 лет.

Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования.

Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60—70-х годов — крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни.

Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии.

Реформы 60—70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

Actionteaser.ru – тизерная реклама 11.03.2019 Admin ← Основные положения реформы об отмене крепостного права в России Промышленность и транспорт в пореформенной России →

Источник: https://alpan365.ru/liberalnye-reformy-60-70-x-godov/

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века. Цели урока: 1.познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения; 2. оценить. – презентация

1 Либеральные реформы х гг. XIX века

2 Цели урока: 1.познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения; 2. оценить историческое значение реформ х гг. XIX в.

3 Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения ( гг.)

4 *Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). * Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П. Волобуев).

Совет

5 РеформыИх значениеИх недостатки Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения ( гг.)

6 РеформыИх значениеИх недостатки Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки). Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.

7 1) ПРИНЦИПЫ НОВОГО СУДА 2) МИРОВЫЕ СУДЫ 3) ОБЩИЕ СУДЫ: А) ОКРУЖНЫЕ СУДЫ Б) СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ 4) РОЛЬ СЕНАТА 5) ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ 6) НЕДОСТАТКИ РЕФОРМЫ Судебная реформа 1864 г.

8 Принципы нового суда: *равенство всех сословий перед законом *гласность суда *независимость судей *состязательность обвинения и защиты *выборность некоторых судебных органов

9 Судебная система России по реформе 1864 г. Император Сенат Особые суды Волостной для крестьян Для духовенства Для высших сановников Для военных Особые суды Волостной для крестьян Для духовенства Для высших сановников Для военных Окружной суд Судебная палата Мировой суд Съезд мировых судей

10 Судебная реформа 1864 г. Значение реформы: создана самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Недостатки реформы: сохраняла ряд пережитков прошлого: особые суды.

11 Военная реформа 1874 г. Милютин Дмитрий Алексеевич военный министр в гг., руководил проведением реформы

12 1) Численность русской армии составляла в 1864 г. – 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек.

Обратите внимание

13 2) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской академии (1877 г.)

14 3) Отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности для мужчин с 20 лет.

15 4) Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота.

16 5) По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания.

17 Военная реформа 1874 г. Значение реформы: создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Недостатки реформы: просчеты в системе организации и вооружения войска.

18 Реформы в области просвещения ( гг.) 1)Начальное образование: Положение о начальных народных училищах (1864 г.) 2) Среднее образование: Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.). 3) Высшее образование: Университетский устав ( 1863 г.)

19 Положение о начальных народных училищах (1864 г.) 1. Какие учебные заведения создавались данным Положением? 2. Что изучалось в народных училищах? 3. Кто принимался в народные училища? 4. Как решался вопрос об оплате за обучение?

20 Устав гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) 1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались? 2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях? 3. Было ли обучение в гимназиях доступным для всех?

Важно

21 Университетский устав 1863 г. 1.Кто осуществлял управление университетом? 2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета? 3.Как формировался Университетский суд? Каковы его функции? 4.Кто мог стать студентом университета? 5.Каковы преимущества университетов?

22 Реформы в области просвещения ( гг.) Значение реформ: расширение и совершенствование образования всех уровней. Недостатки реформ: недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

23 РеформыИх значениеИх недостатки Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки). Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков: особые суды. Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска. В области просвещения ( гг.) Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

24 Домашнее задание: *подготовиться к самостоятельной работе, *повторить содержание и значение реформ Александра II по п.20, стр Проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте:

Источник: http://www.myshared.ru/slide/579264/

Ссылка на основную публикацию