Курс на стабилизацию советского общества

Ссср 1965 -1984 гг 1 курс на стабилизацию

СССР 1965 -1984 гг. 1. Курс на стабилизацию советского общества 2. Противоречия экономического развития

Курс на стабилизацию советского общества • Смена политического курса. – Октябрь 1964 г. – отставка Н. С. Хрущева. Первым секретарем (с 1966 г. – Генеральным секретарем) стал Л. И. Брежнев. Главой правительства А. Н. Косыгин – Поворот от реформаторства к умеренноконсервативному курсу в политике и идеологии – Идейная основа этого курса – концепция «развитого социализма»

Две тенденции в развитии Демократическая и антидемократическая a) Расширились полномочия местных Советов b) Росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях (организации народного контроля, технического творчества, днд) c) КПСС в начале 1980 -х гг. – 19 млн. человек. Съезды КПСС (XXIV-XXVI-1970, 1975, 1980 гг. ) d) Чрезмерная централизация и бюрократизация

Обратите внимание

Конституция 1977 г. В основе – концепция «развитого социализма» • Принцип полновластия народа • Основа государства – Советы народных депутатов • Ядро политической системы – КПСС (ст. 6 Конституции) • Основа экономической системы – социалистическая собственность (формы – государственная и кооперативно-колхозная)

Диссидентское движение • Представители: Р. Медведев, А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров • Формы деятельности: демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции. 1968 г. – демонстрация протеста в связи с вводом войск в Чехословакию • Издания: «Вече» , «Память» «Хроника текущих событий»

2 в. ) Противоречия экономического развития • Экономические реформы 1965 г. • В сельском хозяйстве: – Уменьшение плана обязательных поставок зерна – Установление твердого плана закупок продукции на 5 лет – Повышение закупочных цен – Введение надбавок к ценам на сверхплановую продукцию – Введение гарантированной оплаты труда колхозников – Отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств – Укрепление мтб с/х

Реформа 1965 г. в промышленности • Переход от территориального принципа управления к отраслевому • Совершенствование планирования (объем реализованной продукции) и повышение самостоятельности предприятий • Усиление экономического стимулирования и повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов. Создавались специальные фонды.

Итоги восьмой пятилетки (1966 -1970 гг. ) • Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50% • Возведено 1900 промышленных предприятий (1 очередь ВАЗа, ЗСМЗ, газопровод Средняя Азия-Центр – 2750 км)

Индустриальное развитие 1970 -1980 -х гг. • Высокими темпами развивались энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная, оборонная промышленность • Политика формирования единого народнохозяйственного комплекса. • Общесоюзное разделение труда • Формирование территориальнопроизводственных комплексов.

Аграрная сфера • Создание агропромышленных объединений, комбинатов, агрофирм. В середине 1980 -х гг. в экономике действовало 4, 8 тыс. межхозяйственных предприятий. • 1982 г. – принятие Продовольственной программы. АПК.

Социальная сфера • К началу 1970 -х гг. почти 80% семей имели отдельные квартиры • Рост з. п. • Рост городского населения. По данным переписей 1959 и 1979 г. численность горожан выросла со 100 млн. до 163, 3 млн. (62% в составе населения страны) • Номенклатура

Источник: https://present5.com/sssr-1965-1984-gg-1-kurs-na-stabilizaciyu/

Курс на стабилизацию советской системы (октябрь 1964-1970 г.)

Причины смещения Н. Хрущева. Октябрьский 1964 г. пленум ЦК КПСС. Необходимость выработки нового курса и новые лидеры. Задача стабилизации экономики и повышения международного престижа страны. Усиление роли центральной бюрократии в управлении.

Пленумы ЦК КПСС 1965 г. и основные направления реформы в промышленности и сельском хозяйстве. Характер преобразований и их результаты.

Основные направления социальной политики.

Разработка и принятие Конституции 1977 г. Роль КПСС в политиче­ской системе. Кризис высшего руководства СССР: Л.Брежнев, Ю.Андропов, К.Черненко. Рост коррупции, резкое усиление влияния региональных кланов.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-1980 гг.

Важно

Промышленность за 25 лет. Ее место в советской экономике, темпы развития и уровень производства. «Застой». Причины спада производства в конце 70-начале 80-х гг. Теневая экономика и криминализация советского общества.

Научно-технический прогресс и проблема реализации его ос­новных достижений в производстве. Состояние основных фондов к сере­дине 80-х гт. и их использование. Соотношение темпов развития тяжелой и легкой промышленности.

ВПК и его место в национальной экономике.

Сельское хозяйство страны: формы организации производства, ос­новные фонды, энерговооруженность труда, программы мелиорации. При­чины снижения эффективности и темпов роста аграрного производства.

Внешнеэкономическая деятельность правительства: формы и разме­ры международного экономического партнерства. Объем и структура внешней торговли.

Внешняя политика СССР в 1965-1982 гг. Проблемы отношений СССР и США. Достижение ядерного паритета и новая ступень военно-политического противостояния. Глобальные интересы двух стран. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Договоры по ПРО и ОСВ-1. Договор ОСВ-2 1974 г. и проблема его ратификации.

Окончательное решение вопроса о послевоенном урегулировании в Европе. Соглашение 1971 г. по Западному Берлину. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и «хельсинкский процесс».

СССР и соцстраны: экономические и политические связи, поли­тическая конфронтация СССР и КНР и ее влияние на международные по­зиции Советского Союза. Чехословакский кризис 1968 г. Кризис начала 80-х гг. в Польше и дейст­вия советского руководства. Потеря контроля над значительной частью ев­ропейского коммунистического движения.

Советский Союз и страны «третьего мира»: Индокитай, Ближний Восток, Африка. Поддержка стран «социалистической ориентации» (Ирак, Сирия, Ал­жир, Ангола и др.).

Ввод войск в Афганистан. Влияние этой акции на международные позиции Советского Союза, обстановку внутри страны.

Раздел VI. Перестройка и демонтаж советской власти» (1985-1991).

Политические противоречия внутри страны, и кризис власти.

Совет

Группировки в советском истеблишменте и борьба за власть. Экономическая и внутриполитическая ситуация в стране в начале 80-х гг. Начало чистки в партийно-государственном аппарате и выработка нового курса политики. М. Горбачев.

Выработка концепции перестройки в 1985-1986 гг., ее социальный, политический и экономический аспекты. Эволюция представлений о состоянии общества и изменения в политической программе. Курс на совершенствование социализма. Расширение гласности. XIX партконференция и ее основные решения.

Политический плюрализм и начало пересмотра исторического пути страны за годы советской власти. Концепция «демократического социализма». Создание многопартийной системы. Коммунистическая партия РСФСР. Оформление оппозиции политике КПСС.

Неформальные общественные объединения.Выборы народных депутатов и созыв Съездов народных депутатов. Введение института президента в СССР. Усиление сепаратистских тенденций в союзных республиках. Начало разрушения федеративного государства.

Декларация о суверенитете России. Б. Ельцин. Переговоры с республиканскими лидерами в Ново-Огарево. Углубление кризиса власти и события августа 1991 г. Беловежское соглашение. Последние страницы истории СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

Экономические проблемы периода перестройки. Курс на ускорениесоциально-экономического развития. Концепция «хозрасчетного социализма». Основные формы предприятий. Тенденции и формы развития кооперации. Снижение объемов промышленного производства. Проблема конверсии и ее результаты в промышленности.

Место СССР в мировом хозяйстве к началу 90-х гг. Формы внешнеэкономической деятельности. Объем и структура внешней торговли РСФСР и стран содружества, экспортная политика.

Внешняя политика Советского государства в 80-е-начале 90-х гг. Резкое ухудшение советско-американских отношений в начале 80-х гг. Отставание СССР в военно-экономическом соперничестве. Сужение сферы влияния и утрата СССР способности к проведению активной внешней политики.

Внешнеполитическая концепция «нового мышления». Советско-американские встречи на высшем уровне в Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне, Москве, на Мальте. Договор о ракетах средней и малой дальности 1987 г. Советско-американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) 1991 г.

Дезинтеграция стран Восточной Европы в 1989 г. и развал «социалистического содружества», его влияние на события в СССР. Ликвидация ОВД. Вывод войск из Восточной Европы. Объединение Германии и проблема сохранения политического равновесия и целостности государств в Европе. Вывод войск из Афганистана . Нормализация отношений с Китаем.

Советская культура и наука в послевоенный период. Возобновление жесткого контроля над культурой после войны. Бесконфликтность и лакировка советской действительности в послевоенной литературе и искусстве. Усиление тенденции к монументальности и помпезности в архитектуре и скульптуре. «Лениниана». «Сталиниана».

Обратите внимание

Политические установки деятелям изобразительного искусства в период «оттепели» и унификация стилей. Преобладание романтизма и агитационности в живописи. Рост разнообразия тем и индивидуализации творчества нового поколения авторов 70-х гг. Кризис архитектуры. Стирание индивидуальных черт, господство упрощенной геометрической формы.

Музыка и музыкальная культура после войны.

Развитие сети научных учреждений в 50-70-е гг. и проблемы развития науки в СССР. Курс на полномасштабное вступление в НТР. Создание и освоение атомных электростанций. Наука и военно-промышленный комплекс. Советская космическая программа. Направления научных исследований. Отставание СССР в области внедрения достижений НТР в производство.

Раздел VII. Становление новой Российской государственности.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s166103t5.html

Курс на стабилизацию советского общества

В 1965-1984 гг.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР

Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества.

Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене.

Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Смена политического курса. С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л.И.

Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н.

Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему.

В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М. А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата.

Важно

Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии.

Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма».

В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни.

Концепция не подвергла сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем, эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма – этапа «развитого социализма».

Читайте также:  Непостоянство власти в период с февральской по октябрьскую революцию

Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В.

Андропов и преемник последнего — К.У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г.

состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура.

Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.

Совет

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было.

Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций.

Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая.

Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами.

На рубеже 60-70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов.

Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения.

Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам.

В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС).

В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Отдельные обязанности, выполнявшиеся прежде государственными управленческими структурами, были переданы общественности.

Обратите внимание

К примеру, широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах.

Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами.

Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн. человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества, но и претворяла ее в жизнь через партийные и общественные организации на местах.

Принципиальные вопросы внешней политики, развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток).

Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работало около 18 млн. чиновников.

Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа.

Важно

Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа.

Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства — Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.

Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития.

В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия.

Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики.

Подтверждалась основа экономической системы — социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.

Совет

Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях Союза ССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве.

В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Диссидентское движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое распространение движения диссидентства.

На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее — на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров.

Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции -художники, писатели, музыканты — обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу.

В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью.

Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий».

В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные».

Обратите внимание

Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын).

Источник: https://studopedia.su/7_9863_kurs-na-stabilizatsiyu-sovetskogo-obshchestva.html

Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)

К власти снова пришло коллективное руководство. Первым секретарём ЦК стал Л. И. Брежнев, Председателем Правительства — А. Н. Косыгин.

Другие организаторы отстранения Хрущёва, претендовавшие на лидерство в партии и рассматривавшие Брежнева как переходную фигуру, были постепенно отстранены от реальной власти. Период правления Л. И.

 Брежнева получил впоследствии наименование «застой», так как характеризовался отсутствием видимых социально-политических перемен после 1965 года.

Руководители советской экономики во главе с А. Н. Косыгиным пытались повысить гибкость и эффективность хозяйствования.

Пленум ЦК 27–29 сентября 1965 года отменил хрущёвскую реформу управления, восстановив полновластные министерства. Руководители предприятий получили широкую самостоятельность, вводился хозрасчёт (хозяйственный расчёт).

Первоначально реформа придала импульс экономическому развитию. В 8-й пятилетке рост производительности труда достиг 6,8 %, но затем стал снижаться от пятилетки к пятилетке — 4,4 % в 9-й пятилетке и 3,8 % в 10-й.

К концу 1960-х годов реформа зашла в тупик. Несмотря на то что хозрасчёт формально сохранялся, главными оставались привычные плановые показатели по объёмам производимой продукции, почти не зависящие от её качества.

Важно

В 1970-х годах бюрократизированная экономика СССР постепенно втягивалась в состояние кризиса.

Он характеризовался падением темпов роста производства в результате отсутствия заинтересованности в эффективном труде, старения оборудования, неспособности перейти к новым технологиям и успешно завершить НТР, нехватки расточительно расходуемых ресурсов, неспособности обеспечить запросы населения, растущие и усложняющиеся по мере роста уровня культуры. Все труднее было обеспечивать и решение внешнеполитических задач. Господство консервативной бюрократии препятствовало началу назревших перемен.

Однако в 1970-х годах нарастающий кризис смягчался выгодами, получаемыми от роста цен на энергоносители на мировом рынке.

Более консервативный курс советского руководства выразился и в подавлении реформ в ЧССР («Пражская весна») путём военной интервенции ОВД в августе 1968 года.

В центре политической системы СССР по-прежнему находилась КПСС. Задачи партии значительно изменились по сравнению с первой половиной XX века. Теперь партийные структуры должны были не мобилизовывать массы на революционные изменения общества, а поддерживать равновесие, разрешать конфликты между социальными слоями и группами, «местническими» и «ведомственными» интересами.

Руководящая роль партии была закреплена в 6-й статье Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 года. Это была конституция «развитого социализма», то есть устойчивого общества государственного «социализма».

Указание на «развитость» означало отказ от ускоренного движения к коммунизму, за который выступал Хрущёв. Позиция Брежнева и идеолога партии Суслова была более реалистична, но лишала советское общество осязаемых перспектив.

Советские люди теперь заботились прежде всего о своих частных интересах и все меньше интересовались официальными заявлениями и лозунгами.

Совет

При Брежневе смена руководителей шла очень медленно. Выражая интересы бюрократического класса («номенклатуры», как его называли по наименованию системы отбора и учёта чиновников в СССР), руководители признавали право чиновника на его место почти независимо от эффективности его деятельности. Смена кадров происходила, как правило, по мере старения бюрократов.

Должность превращалась в своего рода «собственность» члена «номенклатуры» — партийно-государственного или хозяйственного чиновника.

«Номенклатурные работники» в большинстве своём предпочитали не проявлять инициативу, а лишь выполнять указания сверху и жить в своё удовольствие, пользуясь номенклатурными привилегиями, которые полагались им в зависимости от должности.

На стабилизацию был направлен и внешнеполитический курс СССР. В 1970-х годах проводится политика «разрядки международной напряжённости», кардинального улучшения советско-американских отношений.

В 1975 году был подписан Хельсинкский акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Только в 1979–1980 годах, после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, конфликта с НАТО из-за ракет средней дальности в Европе и рабочих волнений в Польше, политика «разрядки» снова сменяется обострением холодной войны.

Несмотря на все попытки экономической и социальной унификации СССР, он по-прежнему представлял собою разнородное образование, в котором сосуществовали и индустриальная цивилизация в европейской и североазиатской частях страны, и среднеазиатские общества, выходящие из доиндустриального состояния. Разные стадии развития проходили народы Кавказа.

Читайте также:  Оценка положения в ссср западными державами

В период «застоя» продолжилось дальнейшее развитие идейных течений общественных движений в СССР. Помимо строго официальной точки зрения, которую в этих спорах отстаивали ортодоксальные коммунисты, выделялись такие основные позиции, как «почвенничество», «демократический социализм» и «либерализм».

Полемика идейных течений, в значительной степени воспроизводившая позиции идеологов XIX века, оказывала воздействие на партийную элиту. Во многом споры 1970 — начала 1980-х годов предвосхитили реформы 1980–1990-х годов.

Обратите внимание

Массовый характер приняли движение дружин охраны природы, объединения педагогов-коммунаров и новаторов, движение клубов самодеятельной песни, рок-движение. Неформальные движения периода «застоя» находились в диалоге с властью, но сохраняли высокую степень автономии, действовали по собственной инициативе.

Постепенно наиболее радикальная часть критически настроенной интеллигенции пришла к выводу о необходимости ненасильственного сопротивления произволу коммунистической бюрократии. В декабре 1965 года группа инакомыслящих провела митинг с требованием гласности в судебном процессе над А. Д. Синявским и Ю. М.

 Даниэлем — писателями, осуждёнными за публикацию критических произведений за рубежом. Возникло движение диссидентов (инакомыслящих). Первоначально диссиденты выступали за постепенную демократизацию и соблюдение властью её собственных законов.

Диссиденты не стремились к захвату власти, а отстаивали свободу личности от произвола власти.

В условиях нового обострения холодной войны и роста диссидентского движения после подписания Хельсинкского акта (возникновение Хельсинкских групп) было принято решение подавить оппозицию.

22 января 1980 года один из лидеров диссидентского движения академик А. Д. Сахаров без суда был выслан из Москвы в Горький, где был изолирован от общественности. Начались массовые аресты диссидентов.

К 1984 году всё открыто действовавшие диссиденты были арестованы или прекратили свою оппозиционную деятельность.

10 ноября 1982 года Л. И. Брежнев скончался. Генеральным секретарём стал Ю. В. Андропов (в недавнем прошлом — председатель КГБ).

Важно

Андропов считал, что необходимо обеспечить ускорение социально-экономического развития СССР, преимущественно путём наведения дисциплины на каждом рабочем месте, борьбы с коррупцией. «Наведение порядка» коснулось каждого советского человека.

Теперь начальство тщательно следило за выполнением каждой инструкции, даже самой абсурдной. Милиция устраивала облавы в магазинах, кинотеатрах и парикмахерских, задерживая всех, кто не мог объяснить, почему находится здесь в рабочее время. Все советские люди должны были трудиться каждый час рабочего дня.

Начались массовые аресты по обвинениям в хозяйственных преступлениях.

Но Андропов понимал, что таким образом можно лишь на короткое время мобилизовать трудовую активность работников. Для более продолжительного ускорения нужно было как-то заинтересовать трудящихся и в то же время не выпустить из-под контроля рыночную стихию.

Для того чтобы разработать программу реформ, Андропов начал экономические эксперименты, по итогам которых позднее будет формироваться экономическая программа перестройки.

9 февраля 1984 года Ю. В. Андропов скончался. Политбюро выдвинуло на пост Генерального секретаря К. У.

 Черненко, состояние здоровья которого не оставляло надежд на его долгое правление. Это была переходная фигура, необходимая претендентам на высшую власть в стране, чтобы выиграть время для укрепления своих позиций. После смерти К. У.

 Черненко Генеральным секретарём ЦК КПСС 11 марта 1985 года был избран М. С. Горбачёв.

←   Назад  |   Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)   |   Вперёд   →

Источник: http://hyno.ru/tom1/1386.html

Учебная программа курса «История России: ХХ век» (Содержание дисциплины. Планы семинарских занятий), страница 15

Капитуляция
Германии. Потсдамская конференция. Историческое значение победы советского
народа в Великой Отечественной Войне. Вступление СССР в войну с Японией.
Разгром Квантунской армии. СССР во второй мировой войне: итоги действий на
различных этапах войны.  Цена победы.

ТЕМА XV. СССР В ПЕРВОМ ПОСЛЕВОЕННОМ
ДЕСЯТИЛЕТИИ /1945-1956 ГГ. /.

Внешняя политика
сталинского Советского Союза в условиях начавшейся ''холодной войны»:
насаждение коммунистических режимов в европейских странах, находящихся в
советской зоне оккупации,
поддержка прокоммунистических режимов в Юго-Восточной Азии, советско-китайское
сотрудничество, новые формы контроля за мировым коммунистическим движением и
конфликт с Югославией. СССР и проблема «двух Германий»,
ближневосточная политика Советов. Ликвидация ядерной монополии США и включение
СССР в Гонку ядерных вооружений.

Внутреннее
положение страны после окончания войны. Ужесточение тоталитарного режима.
Причины, направленность и размах послевоенные репрессий. Героическое
восстановление разрушенного хозяйства. Перекосы экономической и социальной
политики.XIX съезд КПСС.

Совет

Страна накануне нового витка «большого
террора». Смерть Сталина. Возможные варианты послесталинского развития.
Изменения в политическом руководстве.  Поиск новых подходов к проблемам
народного хозяйства.

Начало частичной реабилитации жертв сталинских репрессий.

ТЕМА ХVI. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х —
CЕРЕДИНЕ 60-Х
ГОДОВ. «ХРУЩЕВСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ».

Внутренняя
политика. Исторический поворот весны 1956 г. Н.С. Хрущев. Начало процесса
десталинизации советского общества и препятствия на пути этого процесса.

Сохранение основ политической и экономической систем тоталитаризма. Дискуссии
по проблемам частичного реформирования командно-административной, планово-распределительной
системы.  Г.М. Маленков и причины его смещения.

Кризис власти в 1957 г. и
укрепление позиций Н.С. Хрущева.

Достижения
советской науки и техники. Реорганизация системы управления экономикой. Попытки
частичного реформирования социально-экономической сферы советского общества:
промышленность и жилищное строительство, сельское хозяйство и пенсионная система,
сокращение армии и изменения в культурной жизни общества.

Внешняя политика
СССР. XX съезд КПСС и концепция внешней политики. СССР и страны
«социалистического лагеря». Создание Организации Варшавского
Договора. Отношения с Югославией. Кризис 1955 г. в Польше и Венгрии. Военные
акции СССР.

Советское военно-экономическое сотруднииество
со странами «третьего мира». Ближний
Восток и советское влияние. Углубление противоречий с Китаем.

Военно-политическое
противостояние СССР и США: новое соотношение сил.  Мирные инициативы и силовые
действия Н. Хрущева. Берлинский кризис. Карибский
кризис. Нарастание кризиса политики Н. Хрущева. Причины смещения Хрущева.

Итоги
«Хрущевского десятилетия». Тупики частичного реформирования системы.

ТЕМА ХУ11. СССР С
СЕРЕДИНЫ 60-Х ДО СЕРЕДИНЫ 80-Х ГОДОВ: от попыток экономических реформ – к
стагнации и «застою»

Новое
политическое руководство и курс на стабилизацию тоталитарной системы. Причины
неудач реформаторских начинаний А. Косыгина. Изменение системы управления
экономикой. Усиление роли центральной бюрократии. Сырьевая направленность
экономического развития.

Обратите внимание

Проблема стимулирования труда. Причины кризиса сельскохозяйственного
и промышленного производства к началу 80-х гг. Изменение соотношения социальных
групп в стране. Конституция 1977 г.: декларация и реальность. Проблема прав
человека в СССР.

Диссидентское движение.

Внешняя
политика. Достижение ядерного паритета и разрядка 7о-х годов.

СССР и страны
«социалистического лагеря»: экономические и политические связи.
Конфронтация СССР и КНР. Кризис 1968 г. в Чехословакии. Доктрина
«ограниченного суверенитета» соцстран. Кризис начала 80-х гг.  в
Польше и действия советского руководства.

Источник: https://vunivere.ru/work53482/page15

Курс на социалистическую индустриализацию

БОРЬБА ЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ

(1926- 1929)

 Укрепление международного положения СССР

 После дли­тельного послевоенного революционного кризиса мировой капи­тализм вступил в полосу временной, частичной стабилизации (от слова «стабильный» — устойчивый).  Поражение революционного движения в 1923 г.

в Германии, Болгарии и других странах при­вело к сильнейшему усилению реакции. Наступил временный отлив революции в Западной Европе и частичное укрепление по­зиций капитализма.

Частичная стабилизация капитализма при­вела к обострению противоречий между отдельными капиталисти­ческими странами, а также между рабочими и капиталистами каждой страны. В пролетарских массах капиталистических стран возросла тяга к созданию единого фронта против наступления капитала.

В СССР потянулись иностранные рабочие делегации. 

 Успехи рабочего класса СССР на хозяйственном фронте укре­пили и упрочили международное положение Советского государ­ства. В 1924 и в начале 1925 г. Советский Союз был признан Англией, Францией, Италией, Японией и многими другими буржуазными государствами.

Летом 1924 г. был подписан «генераль­ный договор между Великобританией и СССР», но английская реакционная буржуазия подняла против него кампанию, заяв­ляя о «капитуляции Англии перед большевизмом». 

Программа построения социализма в СССР

 Восстановление народного хозяйства СССР приближалось к концу В 1925—1926 гг. сельское хозяйство СССР достигло довоенного уровня, дав 103% довоенной продукции.

Промышленность по количеству продукции также подошла к довоенному уровню. Но Стране Советов, стране строящегося социализма, недостаточно было про­стого восстановления хозяйства, простого достижения довоенного уровня.

Ведь это был уровень отсталой, нищей страны. Надо было двигаться дальше. 

XIV партийная конференция, происходившая в конце апреля 1925 г.

, на основе указаний Ленина о возможности победы социа­лизма в одной стране, приняла решение, что партия «должна прилагать все усилия к тому, чтобы строить социалистическое общество в уверенности, что эТо строительство может быть и на­верняка будет победоносным, если удастся отстоять страну от всяких попьток реставрации».

Обосновывая и развивая учение Ленина о возможности победы социализма в нашей стране, товарищ Сталин указывал на то, что следует различать две стороны этого вопроса: внутреннюю и меж­дународную.

Важно

Внутренняя сторона вопроса — это вопрос о взаимоотноше­ниях классов внутри страны. У нас есть всё необходимое, чтобы построить в нашей стране полное социалистическое общество.

Рабочий класс, установивший свою политическую диктатуру, превративший землю, фабрики, заводы, банки, пути сообщения в общенародную собственность, мог теперь развернуть строитель­ство социалистического хозяйства и, опираясь на союз с крестьян­ством, экономически добить капитализм внутри страны.

Но в вопросе о победе социализма есть ещё и международная сторона.

Она заключается в том, что СССР — пока единственная страна социализма. Вокруг СССР продолжает существовать капиталистическое окружение, и оно порождает опасность капи­талистической интервенции. Полную гарантию от интервенции может дать лишь победа социализма в международном масштабе.

Значит, окончательная победа социализма в смысле гарантии от интервенции возможна лишь при победе пролетарской революции в нескольких странах.

При задержке мировой революции проле­тариат СССР может преодолеть экономическую и техническую отсталость и обеспечить независимость нашей страны только соб­ственными внутренними силами и ресурсами, обеспечив создание индустриальной базы-социализма и осуществив социалистическую реконструкцю народного хозяйства.

Ленин и Сталин учат, что крупная промышленность служит материальной основой социализма, экономической базой дикта­туры рабочего класса. Рост промышленности приводит к увеличе­нию численности рабочего класса и повышению его удельного веса в обществе.

Развитие крупной машинной индустрии обеспечивает достижение более высокой, чем при капитализме, производительности общественного труда. Развитие крупной тяжёлой индустрии, в особенности машиностроения, является ключом к социалисти­ческой переделке сельского хозяйства и вооружает все отрасли народного хозяйства современной передовой техникой.

XIV партийная конференция решительно осудила троцкист­скую теорию о невозможности победы социализма в СССР и при­звала рабочий класс напряжённо работать для обеспечения этой победы.

В мае 1925 г.

Совет

товарищ Сталин в своём докладе об итогах конференции обосновал и развил ленинское учение о возможности победы социализма и сформулировал программу построения

социализма в следующих немногих словах:

«Нам нужно миллио­нов 15—20 индустриальных пролетариев, электрификация основ­ных районов нашей страны, кооперированное сельское хозяйство и высоко развитая металлическая промышленность. И тогда нам не страшны никакие опасности. И тогда мы победим в междуна­родном масштабе» (Сталин, Соч., т. 7, стр. 132).

Решения XIV партконференции легли в основу работ III Все­союзного съезда Советов, открывшегося 13 мая 1925 г. Съезд обсудил доклады: о положении промышленности, о мероприятиях по поднятию и укреплению крестьянского хозяйства, о сельскохо­зяйственной кооперации, о советском строительстве и о Красной Армии. Съезд наметил ряд мероприятий по улучшению работы Советов. Съезд вынес решение о принятии в состав СССР двух новых союзных республик — Туркменской ССР и Узбекской ССР.

«Вхождение названных республик в Союз ССР,— говорится в решении съезда,— является новым доказательством того, что Союз ССР действительно является добровольным объединением равноправных народов и верным оплотом угнетённых ранее на­родов» («Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях», стр. 78).

Читайте также:  Русская православная церковь. к.п. победоносцев

Особое внимание съезд уделил вопросу укрепления оборо­носпособности страны и Красной Армии. Подчеркнув общее ук­репление международного положения СССР, III съезд Советов в резолюции по докладу М. В. Фрунзе записал:

«…III Съезд Сове­тов Союза ССР считает необходимым заявить трудящимся Совет­ского Союза и всего мира, что, несмотря на усилия рабоче-кре­стьянского правительства, несмотря на заключённые уже до­говоры и соглашения с целым рядом государств, Советский Союз всё же не гарантирован от попыток мирового капитала нарушить мирный труд рабочих и крестьян» («Съезды Советов СССР в по­становлениях и резолюциях», стр. 82). 

Съезд одобрил проводимую Народным комиссариатом воен­ных и морских дел реформу вооружённых сил Союза, которая способствовала дальнейшему повышению боеспособности Крас­ной Армии и Красного Флота.

В постановлении по докладу М. В. Фрунзе правительству предлагалось добиться укрепления оборонной мощи страны.

Это решение сыграло большую роль в дальнейшем росте обороноспо­собности Союза ССР. Но М. В. Фрунзе не удалось самому дове­сти намеченные планы военного строительства до конца. 31 ок­тября 1925 г. он умер. Партия и советский народ понесли тяжё­лую утрату. После смерти М. В.

Фрунзе на пост народного комиссара по военным и морским делам был назначен герой гражданской войны, боевой соратник Сталина и Фрунзе — К. Е. Ворошилов.

В декабре 1925 г. открылся XIV съезд партии.

Товарищ Сталин в своём докладе поставил перед партией ближайшую за­дачу— превратить нашу страну из аграрной в индустриальную.

Съезд одобрил предложения вождя и постановил:

«Обеспечить за СССР экономическую самостоятельность, оберегающую СССР от превращения его в придаток капиталистического мирового хо­зяйства, для чего держать курс на индустриализацию страны, раз­витие производства средств производства…». 

Обратите внимание

XIV съезд партии вошёл в историю партии и в историю нашей страны как съезд индустриализации. В связи с образованием СССР съезд постановил переименовать Российскую Коммунисти­ческую партию (большевиков) во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков).

Источник: http://sovetunion.moy.su/blog/kurs_na_socialisticheskuju_industrializaciju/2012-10-20-41

Попытки преодоления кризиса в СССР и перестройки Советского общества в 1985

Процессу начала перемен в СССР послужила долголетняя разбалансированность советского хозяйства по основным пропорциям (группам «А» и «Б»), между потреблением и накоплением, доходами и материальными ресурсами и т.д., что в конечном счете привело к ухудшению экономической ситуации в стране.

До середины 80-х годов этой разбалансированности не придавалось должного экономического значения, поскольку командно- административная система «амортизировала» ее отрицательные последствия путем поддержания низкой заработной платы основной части населения, жестким контролем над ценами, проведением денежных реформ, реализацией практически замороженных займов, распродажей нефтяных, газовых и других богатств страны и т.д. Это привело к созданию условий снижения темпов социально-экономического развития советского государства. Отрыв от наиболее развитых стран мира в повышении эффективности производства и качества продукции, в научно-техническом развитии, в производстве и освоении современной техники и технологии стал увеличиваться.

Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным за «нефтедоллары».

Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и сырьевых товаров использовалась в основном на решение текущих задач, а не на модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания.

Застойные явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества, прежде всего на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и нравственные ценности.

Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена высшего руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. – февраль 1984 г.), К.У.Черненко (апрель 1984 г.

– март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС сталМ.С. Горбачев.

Это означало, что часть партаппарата стремилась к переменам.

Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, как об этом заявлял М.С.Горбачев, однако в повестке дня Пленума стоял вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны.

Важно

Считалось, что большинство проблем можно решить путем преодоления темпов снижение экономических развития и усовершенствования структуры управления народным хозяйством.

Реформа, предложенная Горбачевым, началась под лозунгами «ускорение»,«перестройка», «гласность».

Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста(не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т.д.).

Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины;

Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм, которая не была подкреплена научно-техническим прогрессом. Мало эффективные капитальные вложения и социально-экономические преобразования. Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство.

Перестройка (1987 — 1991 гг.) – это радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. Автор этой концепции академик Л.Абалкин.

1). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале (1987-1988 гг.) — радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии.

2). Состояние экономики: снижение объемов производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный и др.).

3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении), представивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам (1987 г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое — май 1987 г. — советско-венгерское).

Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся кооперативном секторе, 1 млн.

получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность.

Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми, снабженческими, психологическими трудностями.

Совет

Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования).

Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов. Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные проблемы (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и значительной части населения.

Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая — сочетание плана и рынка (Л.Абалкин-Н.

Рыжков), была изложена в постановлении ВС СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990 г.). Вторая — альтернативная программа — 500 дней.

Она предполагала создание основы рынка, поэтапной приватизации производства, формирования частной собственности, сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин); Третья — попытка объединить программы (Горбачев).

На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в СССР и др.. Однако многие из них не работали.

Положение экономики становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4%, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%.

Обстановка в стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался «черный рынок».

Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым подает в отставку. Новый председатель Совмина В.С.Павлов предпринял попытку оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков.

Обратите внимание

В 1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то время, как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н.Ельцин выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во благо советских граждан.

Политическое развитие.

В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система. Одной из основных предпосылок широкомасштабных политических преобразований явилось обсуждение новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии (1986 г.).

Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала вытесняться идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности, открытого и свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни. Идея перестройки политической системы советского общества впервые была обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции.

конституционной реформы. В резолюции конференции закреплялась модель «гуманного, демократического социализма с человеческим лицом». Предлагалось создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда.

Этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989 г.) и переход к правовому государству (1990-1991 гг.).

Первый этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого был избран М.С.Горбачев.

На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев.

Коммунистов- реформаторов представляли Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд наметил пути выхода страны из кризиса.

Второй съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) рассмотрел этапы экономической реформы, дал политическую и правовую оценку советско- германским договоренностям 1939 г. и решению прежнего руководства страны о вводе войск в Афганистан и др.

Второй этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей этого этапа явилось создание президентской системы власти в стране и переход к многопартийности. В марте 1990 г. на 3 съезде народных депутатов Союза ССР М.С.Горбачев был избран Президентом СССР. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти.

Важно

3-й съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами- ортодоксами, центристами, социал-демократами и др.

Начинается процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 1989- 1990 гг. — из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. — создана компартия РСФСР. В июле 1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС, на котором была одобрена платформа демократического социализма. Апрельский (1991 г.

) Пленум ЦК КПСС выявил значительные идейные разногласия в руководстве компартии.

Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/9_klass/perestroyka_v_sssr_1985-1991/lecture_popyitki_preodoleniya_krizisa_v_sssr_i_perestroyki_sovetskogo_obschestva_v_1985_-_1991_gg_.html

Ссылка на основную публикацию