Онлайн-курс Отечественной истории. Видео курс по отечественной истории. лекции по отечественной истории
Курс «Отечественная история» — один из федеральных компонентов обязательного цикла общегуманитарных учебных дисциплин высшего и среднего профессионального образования.
В предлагаемых лекциях рассматриваются основные этапы российской истории с древнейших времен до наших дней, освещаются проблемы российских реформ в разные периоды истории, раскрывается внешняя политика России.
Целью изучения курса «Отечественная история» является формирование исторического сознания как важной части мировоззрения бакалавров, как принципиальной характеристики его образованности и уровня культуры.
Своими проблемами история не только уходит «вглубь времен», но и самым тесным образом связана с сегодняшним днем. Яркие образы прошлого формируют ценностные ориентиры настоящего.
Понимание особенностей российской цивилизации, героического и трагического в истории нашей страны, осознание исторических корней большинства современных проблем стимулирует развитие гражданственности, патриотизма, гуманизма, развивает политическую культуру.
Изучение тысячелетней истории Отечества — нравственный и гражданский долг любого студента.
Курс предназначен для студентов высших учебных заведений неисторического профиля заочной формы обучения с использованием дистанционных методов образования. Содержание охватывает историю России в период с древнейших времен до наших дней.
Материалы для изучения:
Методические материалы
Конспект лекций
Книга: Семин В.П. История России
Книга: Ключевский В.О. Курс русской истории
Книга: Верт Н. История Советского государства 1900-1991 гг.
Книга: Скрынников Р.Г. Иван Грозный
Отечественная история. Лекция 1. Формирование государственности.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 1
Лекция 2.
Общественно-политическое развитие киевской Руси. Ч. 1
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 2
Лекция 3.
Общественно-политическое развитие киевской Руси. Ч. 2
Скачайте лекцию 3
Лекция 4.
Принятие христианства
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 4
Лекция 5.
Особенности социально-экономического развития 12-15 вв.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию
Лекция 6.
Создание единого русского государства. Иван Грозный
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 6
Лекция 7.
Россия конца 16 — начала 17 вв. Борис Годунов. Лжедмитрий.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 7
Лекция 8.
Россия в начале 18 века. Петр I.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 8
Лекция 9.
Реформы Петра I.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 9
Лекция 10.
Просвещенный абсолютизм. Екатерина II.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию
Лекция 11.
Российская имеперия 19 века. Павел I. Александр II.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 11
Лекция 12.
Российская империя 19 века. Николай I.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 12
Лекция 13.
Реформы середины 19 века. .
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 13
Лекция 14.
Россия начала 20-го века. Русско-японская война
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 14
Лекция 15.
Россия начала 20-го века. Столыпинские реформы
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 15
Лекция 16.
Россия 1917-й год
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 16
Лекция 17.
1-я мировая война
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 17
Лекция 18.
Гражданская война
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 18
Лекция 19.
Организация СССР
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 19
Лекция 20.
Советская Россия 30-е годы 20-го века
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 20
Лекция 21.
Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 21
Лекция 22.
Итоги второй мировой войны
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 22
Лекция 23.
Советское государство в 40-50-е годы 20-го века
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 23
Лекция 24.
Советское государство под руководством Хрущева, Брежнева
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 24
Лекция 25.
Внешняя и внутренняя политика в 60-80-е годы 20-го века
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 25
Лекция 26.
Россия в годы Перестройки
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 26
Лекция 27.
Россия в 90-е годы
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 27
Лекция 28.
Россия в современный период Ч. 1
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 28
Лекция 29.
Россия в современный период Ч. 2
Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 29
Для допуска к сдаче зачета необходимо выполнить задания контрольной работы.
Выполненную контрольную работу необходимо отправить тьютору.
Скачать контрольную работу по Отечественной истории.
Для итоговой аттестации по изучаемой дисциплине необходимо сдать тест
Источник: http://bipars.ru/kursyi/pravo/video-kurs-otechestvennoy-istorii.-onlayn-kurs-otechestvennaya-istoriya
Лекции по дисциплине История России
Лекция№9
Тема 2.2. Россия и мир в 20-21 веке
«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усугубляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.
Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую мобилизацию — достижение баланса между платежеспособным просом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политик стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера и новом правительстве.
Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи государства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономическую жизнь.
Однако серьезным специалистам в области экономики было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать.
Факторами, осложнявшими реформы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.
Уверенность команде реформаторов придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от международных финансовых институтов — Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены.
С целью сбалансировать бюджет правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ.
Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.
Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался безудержный рост инфляции.
Приватизация и ее особенности в России. Важным направлением в структурной политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс.
промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью.
Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в обновлении производства.
Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.
Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться.
Но в условиях обнищания и экономической безграмотности многие граждане либо продавали ваучеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдававшие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий доход.
Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли национальное богатство.
Результаты приватизации. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропроизводители утратили контроль над 50 % национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.
Вместо задуманной социальной модернизации общества, в результате которой было бы снято отчуждение личности от собственности, приватизация привела к глубокому расколу общества.
Лишь 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппарата, распоряжавшиеся приватизацией.
По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики и криминала.
Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн. человек каждый год.
К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддерживать экономику и социальную устойчивость в стране. Однако правительству удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997— 1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось оживление.
Однако 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, вызвавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способствовав росту отечественного производства.
Дополнительным благоприятным фактором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 — 2004 гг. наблюдался подъем в промышленности и сельском хозяйстве.
Однако рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.
Общественно-политическое развитие в 1991 — 1993 гг. Экономическая политика не могла не привести к росту социальной и; напряженности в обществе и обострению политической борьбы. Весной 1992 г. соотношение политических сил решительно меняется.
Трудности реформирования страны приводят к лишению правительства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растем. Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял президент Ельцин. Призрак гражданской войны стал витать над Россией. 21 сентября 1993 г.
Ельцин приостановил деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вышел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г.
признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции.
В Москве оппозицией были организованы демонстрации. Поскольку телевидение тенденциозно освещало события, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Останкинским телецентром. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти.
Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован. 4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Совета.
В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.
Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти сверху донизу. Был подготовлен проект новой Конституции, существенно увеличивший власть президента.
В соответствии с новой Конституцией, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., Россия становилась президентско — парламентской республикой.
Президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам.
Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состоит из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.
Общественно-политическое развитие в 1994 — 2004 гг. В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. Блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром выдвигал либеральную программу.
Поскольку в России основным носителем либерального сознания был неустойчивый слой собственников, а интеллигенция, это определило некоторые своеобразные черты российского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потребления.
В своей избирательной кампании блок «Выбор России» опирался на поддержку административных структур, банков. Блок имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парламент.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/liektsii-po-distsiplinie-istoriia-rossii
Курс лекций по Истории России (стр. 1 из 65)
Раздел I. Русь Древняя и средневековая
Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.
Вопрос 1. Русь изначальная.
Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.
Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.
Тема: Русские земли в XII—XIV вв.
Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.
Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—XIIIвв.).
Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.
Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.
Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.
Тема: Образование единого Российского государства
.
Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.
в единое государство.
Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.
Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.
Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV—XV в. Образование единого государства России.
Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI — начале XVII в.
Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.
Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
Вопрос 14. Опричнина.
Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV—XVI вв.
Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время.
Раздел II. Россия в новое время (XVII в. — до конца XIX в.).
Тема: Исторические судьбы России в XVII в.
Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.
Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.
Вопрос 19. Церковный раскол.
Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.
Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.
Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.
Тема: Эпоха Петра
I
. Рождение империи
.
Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.
Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.
Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.
Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.
Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.
Вопрос 28. Северная война 1700—1721 гг.
Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.
Тема: Российская империя в XVIII столетии
.
Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.
Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.
Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.
Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Вопрос 34
. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.
Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIIIв.
Тема: Российская империя в первой половине XIX в.
Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.
Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812 гг. Реформы М. Сперанского.
Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.
Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812—1825 гг. Движение декабристов.
Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855).
Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 — 50-е годы).
Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.
Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.
Тема: Россия во второй половине XIX в.
Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.
Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.
Вопрос 47. Общественное движение в 60 — начале 80-х годов XIX в. Народничество.
Вопрос 48. Внешняя политика России в 60—70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.
Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.
Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).
Раздел I. Русь древняя и средневековая
Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси
Вопрос 1. Русь изначальная
ПЛАН ОТВЕТА:
А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.
Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения.
В. Религия восточных славян.
А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.
1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии.
Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы.
К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.
2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в.
Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями.
Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять.
Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».
3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке.
Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре.
Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:
> западные славяне — поляки, чехи, словаки;
> южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;
> и самая большая, третья ветвь — восточные славяне —
это русские, украинцы, белорусы.
Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения
1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.
2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:
> поляне — по среднему течению Днепра;
> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;
> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;
> дреговичи — между реками Припять и Березина;
> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;
> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;
> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;
> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;
> радимичи — на Соже и Десне;
> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;
> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;
> белые хорваты — в предгорьях Карпат.
3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.
4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом.
У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху.
Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.
Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.
Источник: http://MirZnanii.com/a/342207/kurs-lektsiy-po-istorii-rossii
Лекции по Истории России. 9 класс
Развитие революции весной-осенью 1917 года
Новое правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию. Поэтому Национальный отдел министерства внутренних дел выступил с идеей введения культурно-национальной автономии. Эсеры хотели предоставить нациям право на самоопределение. На окраинах начали возникать партии националистического толка.
В этих условиях полякам пообещали в будущем независимость, был отменен «ценз оседлости» для евреев, была восстановлена автономия Финляндии. Но попытка провозгласить ее независимость была решительно пресечена. На Украине 4 марта было объявлено о создании Центральной Рады во главе с М. Грушевским.
Были образованы постоянно действующие Малая Рада и генеральный секретариат. Временное правительство признало их, и в ответ Рада признала Временное правительство. Созданная в Белоруссии Рада начала добиваться предоставления Белоруссии автономии.
Большевики активного участия в революции не принимали, т.к.
их лидеры находились в эмиграции в Швейцарии, а сама партия была немногочислена. 3 апреля Ленин и его соратники возвратились в Россию. На следующий день он выступил перед членами ЦК И ПК с «Апрельскими тезисами», в которых изложил план действий.
Он призвал — отказаться от поддержки Временного правительства, критиковать действия руководителей Советов.
На фронте в это время не происходило важных стратегических изменений. Комиссары Временного правительства призывали солдат защищать завоевания революции от германского империализма. Эта идеология называлась «революционным оборонничеством» и какое-то время находила отклик у солдат. Но к весне во фронтовых и тыловых воинских частях начался разброд.
Падение дисциплины и дезертирство были вызваны приближением весеннего сева и усталостью от окопной жизни. Большую роль в развале армии сыграл принятый 1 марта по инициативе Совета Приказ № 1. Согласно этому документу солдаты получали те же гражданские права, что и остальное население, создавались выборные солдатские комитеты, ограничивавшие власть офицеров.
Все это снижало боеспособность вооруженных сил.
Двоевластие или двоебезвластие? Черты анархии проявлялись и в тылу, особенно в провинции. В части губерний бразды правления у царской администрации перехватили земства, комиссары Думы и Временного правительства.
В других областях власть перешла к стихийно создаваемым Советам, которые проводили радикальную политику, вплоть до конфискации и передела помещичьих земель.
На заводах и фабриках возникали собственные органы самоуправления – фабзавкомы, которые осуществляли контроль за администрацией и явочным порядком вводили восьмичасовой рабочий день. Началось центробежное движение на национальных окраинах.
Полной независимости потребовали Польша, Финляндия, Латвия и Литва. В целом существовавшая исполнительная вертикаль власти была нарушена, что привело к перемещению властных полномочий из центра в провинции.
Нестабильность экономического развития.
Стабилизации хозяйственной жизни мешали многие обстоятельства: продолжение войны, которая не давала сосредоточиться на внутренних проблемах; отказ Временного правительства, ссылавшегося на отсутствие полномочий, решать самые насущные вопросы о земле, мире, форме политического устройства, затягивание выборов в Учредительное собрание; деструктивная деятельность радикальных партий, в первую очередь большевиков и анархистов, взявших с апреля 1917 г. курс на захват власти и немедленное введение социализма.
Апрельский кризис Временного правительства. Среди главных событий периода с февраля по октябрь 1917 г. нужно выделить следующие. Апрельский кризис Временного правительства был вызван опубликованием министром иностранных дел П.Н.
Милюковым ноты, обращенной к странам Антанты, в которой подтверждались обязательства России перед союзниками о ведении войны до победного конца. 20–21 апреля в Петрограде прошли выступления как сторонников позиции правительства, так и противников продолжения войны.
В ходе столкновений между участниками альтернативных демонстраций впервые начали действовать созданные большевиками отряды Красной гвардии. Не желая дальнейшего обострения ситуации, П.Н. Милюков и военный министр А.И. Гучков подали в отставку.
5 мая было образовано новое (первое коалиционное) правительство, в которое вошли представители социалистических партий. Князь Львов остался во главе правительства.
Позиция меньшевиков и эсеров. Социалистические партии меньшевиков и эсеров пытались занять центристскую позицию, сыграть роль «третьей силы», примирить интересы труда и капитала, отстоять идею социального партнерства.
Они пришли к власти через Советы, в которых видели важнейший рычаг революции, но считали, что Советы должны отойти от власти, стать органами местного самоуправления, как только будет «достроено здание революции».
Оказывая через Советы давление на Временное правительство, они сами вошли в его состав, создали коалицию с кадетами и промышленниками, а осенью 1917 г. заняли большинство министерских постов.
Слабость этих партий состояла в рыхлом организационном строении. Лишь в августе 1917 г. различные группы меньшевиков провели в Петрограде объединительный съезд, представлявший интересы 200 тыс. членов партии. Объединение состоялось в борьбе с опасностью «изоляции рабочего класса», к чему, по мнению лидера партии Ю. О.
Мартова, стремились большевики.
Эсеры (лидер — В. М. Чернов) были самой многочисленной российской партией. Летом 1917 г. она насчитывала более 500 тыс. членов, имела организации в 63 губерниях, на флотах, фронтах Действующей армии.
Однако в руководстве партии не было согласия, на чем умело играли кадеты, поощряя прокадетские настроения Керенского и Авксентьева и критикуя Чернова. Летом 1917 г.
за нежелание покончить с помещичьим землевладением руководство партии подверглось жесткой критике со стороны левых оппозиционеров, которые в ноябре вышли из партии эсеров и оформились в отдельную партию левых эсеров (лидер — М. А. Спиридонова).
Главным соперником либералов и демократов в борьбе за власть стали большевики (лидер — В.
И. Ленин). Порвав с социал-демократическими традициями, они перешли на коммунистические позиции, открыто провозгласив себя непримиримым врагом капитала и их полномочных представителей в политике — кадетов. Они прямо называли свою партию классовой и строили ее на жестко централизованных началах.
По мере обострения революционного кризиса в стране, политический вес и численность большевиков быстро росли. Если в феврале 1917 г. их насчитывалось около 24 тыс. членов, то к октябрю произошел почти 15-кратный рост, и численность партии достигла 350 тыс. На ее стороне были столичные Советы, поддержка рабочих, солдатских, крестьянских масс.
Источник: https://nsportal.ru/user/568857/page/lektsii-po-istorii-rossii-9-klass
История Ч. 1. История Ч. Учебное пособие Курс лекций по истории России IX xxi вв
на учебное пособие «Курс лекций по истории России IX – XXI вв.»,
под редакцией Т.В. Беловой,
подготовленное коллективом кафедры Отечественной истории КГТУ
Учебное пособие написано как ряд самостоятельных лекций, каждая из которых отличается авторской самостоятельностью, своеобразным стилем. В то же время все они объединены единой концепцией, методикой и методологией, написаны на высоком научном уровне.
Современная жизнь общества всегда опирается на вековые культурные традиции народа, духовное наследие прошлого.
Для студентов, не только историков, очень важно изучать и ценить свою историю, с уважением относиться к прошлому своей страны. Данное учебное пособие, на мой взгляд, решает проблему подготовки студентов, т.к. содержит материал по основным темам курса истории России, в котором представлены точки зрения современных историков на многие спорные вопросы нашего прошлого.
Доктор исторических наук,
Профессор кафедры истории России
КГУ им. Н.А. Некрасова Веселов В.Р.
Рецензия
на учебное пособие «Курс лекций по истории России IX – XXI вв.»,
под редакцией Т.В. Беловой,
подготовленное коллективом кафедры Отечественной истории КГТУ
Учебное пособие содержит основной материал по курсу «История России», написано на высоком научном уровне. Пособие содержит новые концептуальные и методологические подходы по ряду вопросов курса отечественной истории.
Обращение к историческим корням помогает понять не только духовное наследие народа, но и ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем? Пособие написано, как курс лекций, простым, понятным для студентов языком.
Так как единого учебника по курсу «История России» не существует, данное пособие способно оказать большую помощь студентам, особенно не исторических специальностей, в подготовке к занятиям, зачетам, экзаменам.
Кандидат исторических наук, доцент,заведующий кафедрой истории РоссииКГУ им. Н.А. Некрасова Шипилов А.Д.Рецензия утверждена на заседании кафедры истории России КГУ им. Н.А. Некрасова, протокол №___________ от _________________ Костромской государственный технологический университетКафедра отечественной истории
IX – XIX вв.
ЧАСТЬ I
Кострома, 2005 г.
УДКИстория России IX – XIX вв.: курс лекций, часть I. Авторский конспект лекций подготовлен преподавателями кафедры отечественной истории Костромского государственного технологического университета под редакцией кандидата исторических наук, доцента Т.В. Беловой – Кострома. Из-во КГТУ, 2005.
Содержание данного учебного пособия отражает новые концептуальные подходы, современные научные оценки и выводы по основным периодам истории отечества, по роли и месту России в мировом историческом пространстве. Учебное пособие адресовано студентам I курса всех специальностей.
Назначение его в том, чтобы оказать методическую помощь при подготовке к занятиям и экзаменам по курсу «История России».
Источник: http://topuch.ru/uchebnoe-posobie-kurs-lekcij-po-istorii-rossii-ix-xxi-vv/index.html
Образовательный портал |Пять лекций по истории россии ХХ века (Дополнения к курсу �стория России ХХ века)
Название | Пять лекций по истории россии ХХ века (Дополнения к курсу �стория России ХХ века) |
страница | 1/25 |
Дата конвертации | 04.03.2013 |
Размер | 3.37 Mb. |
Тип | Лекция |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 25
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-Т�ХОНОВСК�Й ГУМАН�ТАРНЫЙ УН�ВЕРС�ТЕТ Филиппов Б.А.ПЯТЬ ЛЕКЦ�ЙПО �СТОР�� РОСС�� ХХ ВЕКА(Дополнения к курсу �стория России ХХ века)
ОглавлениеВступлениеЛекция 1.Антицерковная политика большевиков 1917-1939 гг. Православная Церковь, государство и общество в начале XX векаЦерковь и Февральская революции. Антицерковная политика Временного правительства. Поместный собор. Церковь и Гражданская война.Основы советской антицерковной политикиБольшевики и Церковь в годы Гражданской войны.Предыстория обновленческого расколаГолод 1922 г. Ленин, Троцкий и Церковь.Методы антицерковной политики Дело патриарха ТихонаАнтирелигиозная пропагандаМитрополит Сергий (Страгородский) и советская власть. Декларация лояльности 1927 г.Церковь и общество. 1922-1928 гг.Новое наступление на Церковь.Антицерковное законодательство 1929 годаЦерковь и власть в годы коллективизации«Безбожная пятилетка».Последний решительный бой с религиейПриложение: Документы и материалыЛекция 2. Общество и власть. Сопротивление советскому режиму. 1920-1941 гг.Советская власть и общество.Проблема Сопротивления сталинскому режиму Формы СопротивленияОрганизованное Сопротивление. Крестьянство и коллективизацияСопротивление верующихМоральное Сопротивление. Отношение к власти как к чужойВерность профессиональному долгу как форма Сопротивления�сточники ЛитератураПриложение: Документы и материалыЛекция 3. Власть и Церковь в годы Отечественной войны (1941-1945)Власть и Церковь в первые годы Отечественной войны. Перелом в антицерковной политике. Церковь на оккупированной территории.�сточники ЛитератураПриложение: Документы и материалыЛекция 4.Власть и Церковь 1945-1991.Неустойчивое равновесие: 1945-1958.Антицерковная кампания 1958-1964 гг. Церковь, перестройка и крах СССР.Лекция 5. М.С. Горбачев и кризис системы: 1985-1991. Попытка выхода из системы или попытка ее реформы?�сточники ЛитератураПриложение: Документы и материалыПриложение. О моих учителяхПосвящается моим учителям ВступлениеПосле стольких лет идеологически мотивированной истории Отечества и десятилетия истории разоблачительной настало время трезво взглянуть на ее узловые моменты. Наша история – не черная дыра, где все исчезает, не оставляя следа. Ее трагические страницы должны обрести смысл. Наступило время осмысления истории, главным субъектом которой будет не государство, не государственные институты и борьба лидеров за власть, а история человека и общества, в том числе и в их противостоянии государству.�менно потому, что прежняя история концентрировалась на истории государства, классовой борьбе и борьбе за власть мы так мало знаем о жизни общества и так много о классовой борьбе.Но, пытаясь создавать новое понимание (прочтение) отечественной истории, необходимо помнить, что наша история – это неразрывная часть истории европейской цивилизации, а, следовательно, она во многом подвержена тем же закономерностям развития, что и история Западных стран. Еще более важно не забывать, что большевистская концепция построения социализма, включая индустриализацию, урбанизацию и культурную революцию, имела огромную социальную поддержку, прежде всего молодежи нашей страны.Для нового прочтения и переосмысления истории Отечества в советский период необходима единая ценностная основа. Ценностная основа (в нашем случае вера и патриотизм) может определять направление исследования, но может определять и искажение исторической картины. Любовь к Родине не должна вести к искажению истории.В пособии представлены отсутствующие в учебниках или представленные схематично темы: антицерковная политика советской власти (1917–1991), сопротивления общества советской власти в довоенный период (1920-1941) и «реформа или выход из системы» (1985-1991).Лекция 1Антицерковная политика большевиков 1917-1939 гг. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 25
РџРѕС…РѕР¶РёРµ:
Литература для подготовки Рє семинарским занятиям РїРѕ РєСѓСЂСЃСѓ «Отечественная история»Аксёнов Р’. Р‘. Краткий РєСѓСЂСЃ лекций РїРѕ Отечественной истории. Р§. РћС‚ складывания древнерусского суперэтноса РґРѕ РїРѕРёСЃРєР° путей обновления… | Поурочные разработки РїРѕ истории Р РѕСЃСЃРёРё. Учебно-методическое РїРѕСЃРѕР±РёРµ Рє учебнику Рђ. Рђ. Данилова, Р›. Р“. Косулиной Р�стория Р РѕСЃСЃРёРё. XX начало XXI века. 9 классЕ. Р’. РЎРёРјРѕРЅРѕРІР°. Поурочные разработки РїРѕ истории Р РѕСЃСЃРёРё. Учебно-методическое РїРѕСЃРѕР±РёРµ Рє учебнику Рђ. Рђ. Данилова, Р›. Р“. Косулиной В«Р�стория… |
Учебник Н. В. Загладина «�стория России XX начало XXI века». Тема «Великий перелом. Коллективизация: как это было»Программа Н. В. Загладина «�стория России», учебник Н. В. Загладина «�стория России XX начало XXI века» | Абдулатипов Р. Г. и др. Федерализм в истории России. В 3 кнАрхипова Т. Г., Румянцева М. Ф., Сенин А. С. �стория государственной службы в России. XVIII — XX века: Учебное пособие. М., 1999 |
Учебник «�стория России с древних времен до XVI века 6 класс» Автор Т. В. Черникова Разработала учитель истории первой категории Годованец Татьяна Алексеевна Тема: «Русская Правда-начало письменного законодательства на Руси»Учебник «�стория России с древних времен до XVI века 6 класс» Автор Т. В. Черникова | Серия документальных фильмов нa dvd�стория России XX века. Русско-японская война. Фильм 1 Начало 20 века, Фильм 2 Накануне войны |
РЈСЂРѕРєР° СЃ использованием СЌРѕСЂ тема: Культура Р СѓСЃРё IX начала XII векаБазовый учебник: Данилов Рђ. Рђ., Косулина Р›. Р“. Р�стория Р РѕСЃСЃРёРё. РЎ древнейших времён РґРѕ конца XVI века. «Просвещение». 2009 Рі | Р�стория СЂРѕСЃСЃРёРёРљРѕРЅСЊРєРѕРІ Рќ. Р›., Останина Р›. Р’. Р�стория СЂРѕСЃСЃРёРё СЃ древнейших времен РґРѕ конца XVI века: Методические рекомендации Рё планы практических… |
Данилов Рђ., Косулина Р’. Поурочные разработки Рє учебнику В«Р�стория Р РѕСЃСЃРёРё РҐРҐ века»Данилов Рђ., Клокова Р’. В«Р�стория государства Рё народов Р РѕСЃСЃРёРё СЃ древнейших времён Рё РґРѕ наших дней», 2004, Алексашкина Р›. «Всеобщая… | Программа вступительных испытаний магистерская программа В«Р�сторическое образование»Периоды РІ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ средневековья. Начало РЅРѕРІРѕР№ истории РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Время перехода РѕС‚ средневековья Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ времени РІ Р РѕСЃСЃРёРё,… |
п»ї
Источник: http://1piar.ru/folio/folio-20769.php
Курс лекций по истории России часть III история россии от второй мировой войны доначала 80-х годов XX века
Министерство образования
Российской Федерации
Кемеровский технологический институт
пищевой промышленности
60-летию Кемемеровской области
посвящается
С.А. Васютин
в. м. гаврилов
в.п. литовченко
Г.А. МАКУРИНА
в.а. мирошник
т.а. реховская
курс лекций по истории России
часть III
история россии
от второй мировой войны
доначала 80-х годов xx века
Учебное пособие
Кемерово 2002
УДК : 947(075)
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности.
Рецензенты: докт. ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории России Кемеровского государственного университета СВ. Макарчук; канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой Отечественной истории Кемеровского государственного университета В.А. Волчек.
Курс лекций по истории России. Часть III. История России от Второй мировой войны до начала 80-х годов XX века. Учебное пособие / Васютин С.А., Гаврилов В.М., Литовченко В.П., Макурина Г.А., Ми-рошник В.А., Реховская Т.А. — Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. — Кемерово, 2000. — 132 с.
ISBN 5-89289-102-Х
Учебное пособие является третью частью курса лекций по отечественной истории, разработанного преподавателями кафедры истории России КемТИПП. Данное издание охватывает важнейшие проблемы исторического развития России от начала Второй мировой войны до начала 80-х годов XX века. Пособие предназначено для студентов технических вузов.
© Кемеровский
технологический
институт пищевой
промышленности
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция № 1. Международные отношения, внешняя и внутренняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны (В.А. Мирошник). |
.…4 |
Лекция № 2. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (Г.А. Макурина). |
…14 |
Лекция № 3.Послевоенное возрождение СССР. Начало кризиса сталинизма (1946 – март 1953 г.) (В.А. Мирошник). |
…28 |
Лекция № 4. Хрущевское десятилетие (1953 — 1964 гг.) (В.М. Гаврилов). |
…36 |
Лекция № 5. Экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг. Попытки реформ (В.П. Литовченко). |
…59 |
Лекция № 6. Общественно-политическое развитие СССР в 1960-е – первой половине 1980-х гг. (Т.А. Реховская). |
…69 |
Лекция № 7. Внешняя политика СССР во второй половине 1940-х – начале 1980-х гг. (С.А. Васютин). |
…87 |
ЛЕКЦИЯ № 1
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ,
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СССР
НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
- Начало второй мировой войны. Расширение границ СССР. Советско-финская война.
- Успехи и просчеты в укреплении обороноспособности СССР накануне Великой Отечественной войны
Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчиля, Ш. де Голля, Д. Эйзенхауэра. — М., 1990.
Год кризиса: 1938 – 1939: Документы и материалы. — М., 1990.
Исаев С.И., Романычев Н.М., Чевелева П.П. Советский Союз накануне Великой Отечественной войны. — М., 1990.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. — М., 1960.
Канун и начало войны: Документы и материалы. — Л., 1991.
Оглашению не подлежит: СССР – Германия. 1939 – 1941 гг. — М., 1991.
Орлов А.С. СССР – Германия: август 1939 – июль 1941 гг. — М., 1991.
Полпреды сообщают: Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией. Август 1939 – август 1940 гг. — М., 1990.
Сиполс В.Д. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. — М., 1979.
1939: уроки истории. — М., 1990.
1.1. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
На следующий день после ратификации Верховным Советом СССР советско-германского пакта о ненападении (1 сентября 1939 г.) Германия без объявления войны напала на Польшу. Связанные с Польшей договором 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. Таким образом, в Европе начались открытые военные действия, которые вскоре охватили весь мир. Так началась вторая мировая война.
Польша, несмотря на отчаянное сопротивление быстро капитулировала. Тем более что Англия и Франция ничего кроме моральной поддержки Польше не предоставили. Сами же они вели с Германией так называемую «странную войну», когда ни Германия, занятая в Польше, ни Англия и Франция, надеявшиеся, что после Польши Гитлер двинет на СССР, никаких активных военных действий на западном фронте не вели.
Покончив с Польшей, весной 1940 г. Германия захватывает Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург и, наконец, летом осуществляет разгром вооруженных сил Франции и оккупирует половину ее территории вместе с Парижем. Лишь на юге сохраняется марионеточное профашистское правительство Франции.
После нападения Германии на Польшу, согласно секретному протоколу войска Красной армии 17 сентября входят на территорию Польши под предлогом защиты белорусского и украинского населения проживавшего в этой стране.
Граница присутствия советских войск проходила по рекам Западный Буг и Сан. Военные действия не велись, польские войска Красной армии не сопротивлялись и сдавались в плен.
Местное население, преимущественно украинцы и белорусы приветствовали Красную армию.
Тем не менее значительная часть населения была депортирована в восточные районы СССР, а по решению политбюро ЦК ВКП(б) около 22 тыс. арестованных польских солдат и офицеров были расстреляны. Подлинные документы этого так называемого Катынского дела были опубликованы в России лишь в 1993 году.
Так же в соответствии с секретными протоколами Красная армия вошла на территорию Эстонии, Латвии, Литвы и Бессарабии. Хотя советский воинский контингент имел строгое предписание не вступать в контакты с местным населением, присутствие его заметным образом сказалось на политических процессах в этих странах.
Здесь открыто начали действовать коммунистические партии, обычным явлением стали митинги и забастовки просоветской направленности. В итоге летом 1940 г. народные сеймы Литвы и Латвии и Государственная Дума Эстонии приняли декларации о провозглашении в своих странах Советской власти. Вскоре они были приняты в состав СССР.
А перед самой войной по решению сталинского руководства началось выселение части коренного населения Прибалтики, так называемого «классово-чуждого элемента», в восточные регионы СССР. Всего в июне-июле 1941 г. из Прибалтики было выслано 26 тыс. человек.
В условиях обострившейся военно-политической обстановки в Европе важной задачей для СССР стало обеспечение безопасности северо-западных границ и подступов к Ленинграду. Близость к городу финской границы (32 км.) требовала особого такта во взаимоотношениях двух стран.
По инициативе советской стороны данная проблема обсуждалась между Москвой и Хельсинки на переговорах с октября 1938 по октябрь 1939 гг.
СССР предложил Финляндии сдать ему в аренду порт Ханко для устройства военно-морской базы и обменять финскую территорию на Карельском перешейке, там где граница вплотную подходила к Ленинграду, на равноценную советскую территорию в Карельской советской республике.
Прогермански настроенное руководство Финляндии предложения отвергло и прервало переговоры. Советское руководство, имея ввиду, что по секретным протоколам Финляндия была в сфере интересов СССР, решило продемонстрировать силу. 26 ноября 1939 г.
на границе у деревни Майнила произошел инцидент, связанный с обстрелом с финской территории советских позиций. Несмотря на то, что финская сторона отрицала свою причастность к инциденту, советское руководство предъявило ультиматум: либо Финляндия принимает советские предложения, высказанные на переговорах, либо война.
Финское правительство заявило о готовности отвести свои войска на такое расстояние от Ленинграда, при котором нельзя было говорить об угрозе для него. Но Москва уже приняла решение и 30 ноября объявила о начале военных действий.
Советско-финская война продолжалась с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г.
Советское руководство было уверено в успешности и краткосрочности военных действий. Поэтому войска даже не были вовремя переведены с летнего обмундирования на зимнее. Успешность действительно не вызывала сомнений, ибо силы были неравными. А вот с краткосрочностью вышла промашка.
Финская армия оказалась более приспособленной к местности и климатическим условиям. Да и боеспособность Красной армии оставляла желать лучшего. За 105 дней войны с нашей стороны потери составили 333 тысячи человек, в том числе убитыми – 65 тыс., пропавшими без вести и пленными – 20 тыс., ранеными и обмороженными – около 200 тыс.
, заболевшими – 51 тыс. Потери Финляндии: 23 тыс. убитыми, 44 тыс. ранеными. Таким образом, очевидно, что в значительной степени Красная армия воевала больше числом, чем умением.
12 марта 1940 г. в Москве был заключен мирный договор.
По нему Финляндия отодвинула границу до 150 км, Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе, небольшая территория с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний отошли к СССР.
На 30 лет в аренду был передан полуостров Ханко с правом создания военно-морской базы.
1.2. УСПЕХИ И ПРОСЧЕТЫ В УКРЕПЛЕНИИ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Советско-финская война, хоть и обезопасила границы СССР на северо-западе, не снискала лавров для СССР. Лига наций осудила агрессию Советского Союза и исключила его из своих рядов. Мировая общественность также негативно расценила действия СССР. Гитлер, который фактически одобрил действия нашей страны, проверил боеспособность Красной армии.
Летом 1940 г. генеральный штаб сухопутных войск Германии на основе ранее принятых высшим руководством страны решений уже вел напряженную работу по подготовке агрессии против СССР. А 18 декабря 1940 г.
Гитлер утвердил директиву № 21, согласно которой германские вооруженные силы должны были разбить Советский Союз в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война с Англией (вариант «Барбаросса»).
Противостояние первого в мире социалистического государства и всего остального мира заставляло Советское государство с самого начала своего существования постоянно заботиться об укреплении своей обороноспособности. Сталинская идеология «осажденной со всех сторон врагами крепости» многократно усиливала это обстоятельство.
Поэтому все планы народнохозяйственного строительства всегда учитывали необходимость развития военной отрасли. В условиях международной обстановки, предшествующей второй мировой войне это было еще более актуально.
Традиционно военно-промышленная база страны была сконцентрирована в европейской части СССР на линии Ленинград – Москва –Тула – Брянск – Харьков – Днепропетровск. В годы первой и второй пятилеток, в ходе индустриализации и реконструкции экономики страны эта база была значительно укреплена.
Однако она была в зоне досягаемости авиационных бомбардировок потенциального противника. Поэтому в планах третьей пятилетки было предусмотрено создание второй военно-промышленной базы в Поволжье, на Урале и в Сибири. Здесь было начато масштабное строительство военно-промышленных объектов.
В целом выпуск военной продукции осуществлялся более высокими темпами, чем гражданской. Так к 1938 г. при общем увеличении промышленного производства страны на 11,8 процента, выпуск военной продукции увеличился на 36,4 процента. Заводы и фабрики, выпускавшие гражданскую продукцию, проектировались так, что за короткое время могли быть перепрофилированы на выпуск военной продукции. Так, тракторные заводы уже через несколько дней могли производить танки, машиностроительные заводы – артиллерийские орудия, стрелковое вооружение и т.д.
Расширялась железнодорожная сеть, строились новые дороги, причем с твердым покрытием, особенно в районах близких к границам. Особое внимание уделялось так называемым рокадным дорогам, то есть тем, которые располагались параллельно предполагаемой линии фронта. Это делалось для того, чтобы быстро можно было перебрасывать значительные силы с одного участка фронта на другой.
Развитие военно-промышленной базы создало условия для технического перевооружения армии и флота. Прежде всего, это касалось авиации, бронетанковых войск и артиллерии, которые становились решающими в грядущей войне. В течение 1939-40 гг.
в конструкторских бюро Туполева, Петлякова, Яковлева, Илюшина, Сухого, Лавочкина были созданы более скоростные, маневренные, с большей дальностью полета, оснащенные современным вооружением самолеты Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, «летающий танк» Ил-2 и другие.
Конструкторы Котин, Кошкин, Морозов, Кучеренко создали суперсовременные танки, среди которых особо выделялся средний танк Т-34, признанные позже лучшим танком второй мировой войны. Учеными Грабиным, Ивановым, Петровым, Дегтяревым и другими были разработаны новейшие образцы артиллерии и стрелкового оружия.
Накануне войны была испытана первая в мире реактивная артиллерийская установка (знаменитая «Катюша»). К лету 1941 г. была выпущена первая партия автоматов Дегтярева и Токарева.
Серьезные изменения произошли в строительстве вооруженных сил. В 1939 г. был осуществлен переход от смешанной (территориально-кадровой) системы комплектования войск к кадровой.
В сентябре был принят закон о всеобщей воинской обязанности. Резко увеличилась сеть военных учебных заведений. В 1940 г. их стало в 3 раза больше, чем в 1937 г.
Все это позволило укрепить личный состав вооруженных сил.
Таким образом, за годы первых пятилеток СССР превратился в мощную военную державу.
Почему же Гитлера не остановила военная мощь СССР и опасность войны на два фронта? Почему он рассчитывал на молниеносную победную войну? Почему его не смутило преимущество СССР в военной технике?
Общее соотношение СССР и Германии накануне войны выглядело следующим образом:
Источник: http://www.uverenniy.ru/kurs-lekcij-po-istorii-rossii-chaste-iii-istoriya-rossii-ot-vt.html