Культурная жизнь в середине 40-х — начале 60-х годах

1. “Оттепель” в советской культуре

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX Съезде партии в 1956 г.

культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами – все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х гг. (от появления в 1954 г. повести И. Эренбурга с названием “Оттепель” и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 г.) вошло в историю СССР под названием “оттепель”, хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х гг.

· Само понятие “оттепель” в социокультурном плане имело два смысла:

Обратите внимание

o символический – оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

o реальный – ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности.

Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия.

Все чаще поднимается проблема ответственности “отцов” за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях “отцов и детей”.

В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX Съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза.

Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности “отцов” за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности.

Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников – сталинистов.

· Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы:

o Какова роль советской интеллигенции в обществе?

o Каковы ее взаимоотношения с партией?

o Как следует оценивать культурное прошлое СССР?

Важно

Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства наэлитарное и массовое с идеей их диффузии).

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф. Кочетов – журналы “Октябрь”, “Нева”, “Литература и жизнь” и примыкавшие к ним журналы “Москва”, “Наш современник” и “Молодая гвардия”) и демократов (А.

Твардовский – журналы “Новый мир”, “Юность”). Журналу “Новый мир”, главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован “Один день Ивана Денисовича” А.

Солженицына.

Большую роль в закреплении идеологии “оттепели” сыграли пьесы В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского, кинофильм М. Хуциева “Застава Ильича”. Правду о сталинизме несли труды А. Солженицина, Е. Гинзбург, В. Шаламова и мн.др.

Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов “Современника” и “Таганки”.

Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма.

Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный “самиздат” конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

“Самиздат” возник в конце 50-х гг. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности.

В “самиздат” попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов.

Совет

Начало “оттепельного” “самиздата” положили списки поэмы Твардовского “Теркин на том свете”, написанной в 1954 г., но не разрешенной к публикации и попавшей в “самиздат” вопреки воле автора.

Первый “самиздатовский” журнал “Синтаксис”, основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 г. эстафету “самиздата” подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и др.).

Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б. Пастернака (М.Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в 30-е гг.

), опубликовавшего на Западе роман “Доктор Живаго”, где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

советский культура застой оттепель

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/3453

Оттепель в культурной жизни общества (1953 год — середина 60-х годов)

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Емким, образ­ным определением новых веяний времени стало название романа И.Эренбурга “Оттепель”, изданного в 1954 г. и вызвавшего в те годы бурные дискуссии.

Потепление не было устойчивым, идео­логические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов “оттепель” сошла на нет. Но значение “оттепели” выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, начались возвращение культур-ного наследия эмиграции, восстановление культурной преем­ственности и международного культурного обмена.

В годы “оттепели” сформировались “шестидесятники”, поколение интел­лигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в пере­стройке. Большие последствия для общественного сознания име­ло возникновение альтернативных источников информации – са­миздата, передач зарубежных радиостанций.

Крупная реформа системы руководства культурой была про­ведена в марте 1953 г., вскоре после похорон Сталина. Создава­лось союзно-республиканское Министерство культуры, объеди­нявшее несколько министерств и комитетов – высшего образова­ния, кинематографии, трудовых ресурсов, радиовещания и ра­диоинформации, по делам искусств.

По пути укрупнения пере­страивались и партийные органы – так, отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС вошел в состав отдела науки и культуры. Очевидно, что решение о создании нового министер­ства готовилось заранее.

Само содержание реформы – усиление централизации управления – подтверждает ее связь со сталинс­ким руководством.

Новый управленческий орган оказался чересчур громоздким. С 1954 г. началось разукрупнение Министерства культуры – из него выделились Министерство высшего образования, комитеты по культурным связям с зарубежными странами, по радиовеща­нию и телевидению, по кинематографии.

Обратите внимание

Первым министром  культуры  СССР  был  назначен П.К.Пономаренко, секретарь ЦК, ” занимавший до этого долж­ность министра заготовок.

После смены нескольких таких же случайных лиц во главе Министерства культуры была поставлена Е.А.Фурцева, занимавшая этот пост с 1960 по 1974 г.

По пути разукрупнения была проведена и реорганизация партийных орга­нов – отдел науки и культуры был разделен на два. Во главе отде­ла культуры был поставлен Д.А.Поликарпов.

Хотя Министерство культуры и отдел культуры ЦК были не­посредственными преемниками ранее существоваших органов руководства культурой, в их деятельности происходили опреде­ленные перемены.

Лозунгами дня стали “восстановление ленинс­ких норм партийно-государственного руководства” и преодоле­ние “последствий культа личности”. Была объявлена борьба бю­рократизму, волоките.

Сужались функции управленческих ор­ганов, расширялась самостоятельность творческих коллективов.

Возросла роль творческих союзов. Регулярно стали собирать­ся съезды художественной интеллигенции. Крупными событиями в культурной жизни страны явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей, Первый Всесоюзный съезд художников (1957 г.

; на нем завершилось оформление Союза ху­дожников СССР), Второй Всесоюзный съезд композиторов (1957). В 1958 г. состоялся Первый съезд писателей РСФСР, на котором был образован Союз писателей Российской Федерации. Состоялись Всесоюзные совещания строителей и архитекторов (1954), историков (1962). В 1957, 1962 и 1963 гг.

были организо­ваны встречи творческой интеллигенции с руководителями партии и правительства.

Важно

Вместе с тем демократизация системы управления культурой носила формальный характер. Творческие союзы действовали как иерархические бюрократические организации, подчиненные партийно-государственному руководству. Концепция культур­ной политики не изменилась.

Культура рассматривалась как “участок коммунистического строительства”, а деятели культуры были “бойцами идеологического фронта”.

Расширяя самостоя­тельность творческих союзов, партийное руководство стремилось возложить на них задачи идеологического контроля, прорабо­ток и наказания виновных.

Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение пре­ступников, орудовавших в органах государственной безопаснос­ти, и реабилитация тех, кто безвинно пострадал в годы массовых репрессий. Постепенно преодолевались настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.

Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, лите­ратуры и искусства, ставших жертвами беззакония: Н.И.Вави-лова, В.Э.Мейерхольда, Б.А-Пильняка, О.Э.Мандельштама, И.Э.Бабеля и многих др. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. В 1958 г. на экраны вышел фильм Л.Д.

Лукова “Большая жизнь” (2-я серия), осужден­ный постановлением ЦК 1946 г. После долгого перерыва были изданы сборники А.А.Ахматовой, М.М.Зощенко. Однако одиоз­ные ждановские постановления не были отменены.

Напротив, предложения некоторых писателей отменить их были расценены как политически ошибочные, а в партийных журналах появились статьи, обосновывавшие безупречность классовой партийной ли­нии в литературе и искусстве. Лишь в 1958 г. было принято по­становление ЦК КПСС “Об исправлении ошибок в оценке опер •Великая дружба», 'Богдан Хмельницкий* и 'От всего сердца» .

Это было связано с реабилитацией народов Северного Кавказа, реп­рессированных в годы войны. (В постановлении 1948 г. “Об опере 'Великая дружба* В.Мурадели” содержались уничижительные высказывания в адрес представителей этих народов.)

Совет

В годы “оттепели” широкая аудитория наконец получила дос­туп к произведениям, незаслуженно забытым или ранее неизвес­тным. Публиковались стихи С.А.Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках.

Стали исполнять­ся почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов конца XIX – первой половины XX в. На выставке, посвященной 30-летию МОСХа, в 1962 г. были широко пред­ставлены работы 20-30-х годов, долгие годы пылившиеся в запас­никах.

Оживлению культурной жизни общества способствовали публикация новых и возобновление издания некоторых старых литературно-художественных журналов, таких, как “Нева”, “Юность”, “Иностранная литература”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Дон”, 'Вопросы литературы”, Творчество”, “Советский экран”, 'Музыкальная жизнь”.

По мере улучшения международной обстановки активизиро­вались международные связи советской культуры. В 1954-1955 гг. ЦК партии принял ряд постановлений о расширении куль­турных контактов с Италией, Францией, Англией. За ними пос­ледовали фестивали зарубежных фильмов, гастроли театральных трупп.

Событиями в культурной жизни страны стал первый фес­тиваль итальянских фильмов и гастроли “Комеди Франсез” в 1954 г. Был возобновлен и стал регулярным Московский кинофести­валь (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музы­кальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И.

Чайковского, проводимый в Москве (первый из них со­стоялся в 1958 г.).

Начался культурный обмен с США. Первыми пробили брешь в “железном занавесе” советские музыканты-исполнители Э.Ги-лельс, Д.Ойстрах, М.Ростропович, которые гастролировали за океаном в 1955-1956 гг. (После концертного турне С.С.Про­кофьева в 1921 г. и гастролей МХАТа в 1923-1924 гг. никто из русских в Америке не выступал.)

Советские люди получили возможность познакомиться с зару­бежным изобразительным искусством. Была восстановлена экс­позиция Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, ко­торая перед войной была переведена в запасники. Стали прово­диться выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, Франции. Широкий общественный резо­нанс получила выставка П.Пикассо в 1956 г.

Укреплению культурных контактов способствовал Междуна­родный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. Для многих советских людей фестиваль дал возможность впервые познако­миться с современной музыкой и изобразительным искусством зарубежных стран.

Обратите внимание

Значительно расширилось участие советских ученых в работе международных научных организаций и печатных органов, в международных научных конгрессах и совещаниях. В 1953 г. в СССР стали издаваться реферативные журналы с обзорами ми­ровых научных изданий. Преодоление пренебрежительного от­ношения к западным научно-техническим достижениям благо­приятно сказывалось на развитии советской науки.

Читайте также:  Внешняя политика александра i в первые годы xix века

Однако инерция старых привычных методов руководства была велика. При поддержке сверху в биологической науке сохраня­лось монопольное положение Т.Д.Лысенко и его сторонников. Непривычные по форме и содержанию произведения литературы и искусства с трудом пробивали дорогу к читателям и зрителям. Случались рецидивы публичных проработок, как это было с Б.Л.

Пастернаком в связи с публикацией на Западе его романа “Доктор Живаго”. В 1958 г. выдающийся поэт был несправедливо исключен из Союза советских писателей (восстановлен в 1987 г. посмертно). С резкой критикой молодых тогда поэтов и худож­ников выступал Н.С.Хрущев.

Оценки, данные руководителем партии и правительства, воспринимались как непреложные ука­зания вышестоящих органов.

В конце 50-х годов усилился административный нажим на церковь. Религия была объявлена самым вредным пережитком в сознании людей. Это было связано с разработкой новой партий­ной программы, рассчитанной на построение коммунистического общества. Под разными предлогами стали закрываться церкви и монастыри.

Консервативные и либеральные тенденции были тесно пере­плетены в политике и культурной жизни периода “оттепели”. Противостояние шло не по линии интеллигенция – власть, а внутри интеллигенции и среди высшего партийного руководства.

Либеральная и сталинистская интеллигенция в борьбе друг с дру­гом искали поддержки наверху, так же и цековские “кон­серваторы” и “реформаторы” искали союзников в интеллигентс­кой среде. Размежевание интеллигенции углублялось в поворот­ные моменты “оттепели”.

Важно

Власть, напротив, консолидировалась по мере углубления либеральных настроений в обществе.

Первая волна “оттепели” относится к 1953 -1954 гг., когда в ряде журнальных статей были подняты острые вопросы положе­ния дел в литературе и искусстве. Эти публикации вызвали большой общественный резонанс, так как вопросы выходили за рамки литературной жизни. В центре полемики оказалась статья В.

Померанцева “Об искренности в литературе” (“Новый мир” 1953, № 12). Мнение читателей, поддержавших автора, корен­ным образом разошлось с позицией критики, обвинившей его в забвении принципа партийности литературы. Результатом дис­куссии стали закрытое решение ЦК об ошибках журнала “Новый мир” и отстранение А.

Твардовского от должности главного ре­дактора в августе 1954 г.

Вторая волна “оттепели” была связана с общественной реакцией на доклад Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС о культе личнос­ти Сталина.

Часть интеллигенции, поддержавшая курс на пре­одоление последствий культа и выступавшая за его последова­тельное осуществление во всех сферах политической и культур­ной жизни, невольно оказалась главной мишенью партийной критики. Брожение умов после XX съезда партии было расцене­но как “праворевизионистские шатания”. В 1957 г.

по стране прошла волна арестов, направленных на ликвидацию зарожда­ющихся диссидентских групп. В Ленинграде были арестованы группа Р.Пименова “Союз коммунистов”, в Москве “Союз рево­люционного ленинизма” и группа аспиранта исторического фа­культета МГУ Л.Краснопевцева. Организационно разрозненные, они были объединены общими идеями.

Они считали, что стали­низм исказил природу социалистического строя, и видели выход в возрождении революционного коммунистического идеала.  Но ни аресты, ни кампания борьбы с “ревизионизмом” и с “очернительством советской действительности” не смогли полно­стью задавить ростки свободомыслия.

Из-за невозможности от­крытого обсуждения накопившихся  общественных проблем большая социальная нагрузка ложилась на литературу и искусст­во. Литературно-художественные дискуссии периода “оттепели”, вовлекавшие не только профессионалов , но и массового читате­ля, играли роль трибуны для выражения гражданской позиции.

По мере укрепления личной власти Хрущева консервативные тенденции в культурной политике усиливались. На июльском пленуме ЦК 1963 г. прозвучало требование “привести в боевой порядок все виды идейного оружия”. Политика нового руковод­ства, пришедшего после отставки Хрущева, окончательно похо­ронила надежды либеральной интеллигенции на перемены.

Источник: https://magref.ru/ottepel-v-kulturnoy-zhizni-obshhestva-1953-god-seredina-60-h-godov/

План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: СССР в середине 60-х – середине 80-х годов

СССР в середине 60-х – середине 80-х годов

повторительно-обобщающий урок в 9 классе

Цели урока: обобщить и конкретизировать знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; сформировать у учащихся знания о том, как жили люди в тот период; систематизация  и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Оборудование урока: портреты политических лидеров и деятелей культуры, кассета с песнями того времени, фотографии родителей учащихся того периода, варианты проверочной работы для каждого ученика.

Оформление доски: тема урока, кроссворд, стенд «Страна от середины 60-х к середине 80-х годов».

Форма проведения урока:  урок-консультация.

Ход урока:

        Урок начинается со вступительного слова учителя.

        Мы видели, как в 50-начале 60-х гг.

Совет

во всех сферах жизни общества проявились две разнонаправленные тенденции: демократическая, ведущая к утверждению новых для нашего общества процессов, идей, взглядов и возможностей, и консервативная, стремящаяся сохранить «достояние» сталинской эпохи.

В начале 60-х годов демократический импульс в политической и духовной сфере ослабевает (процесс десталинизации не был завершен; тоталитарное общество, по мнению большинства современных историков, сохранилось; демократизация общества проходила, в основном, «сверху» и носила «дозированный» характер, власть жестоко расправилась с выступлением в Новочеркасске; закончилась «оттепель» и началась борьба с инакомыслием; «административная лихорадка» не принесла успеха, экономика в начале 60-х годов вернулась к «испытанной» модели 30-40-х гг.). Смещение Н.С.Хрущева не изменило направления политического развития страны.

        Период в истории нашей страны, изучение которого мы сегодня заканчиваем, острословы назвали «эпохой докладов и анекдотов».  «Докладов» – потому,  что  это было время четырех пятилеток, нескольких крупных юбилеев.

Страна отмечала 50-летие и 60-летие Великого Октября, 50-летие и 60-летие образования СССР и другие юбилейные даты. Воистину народными праздниками среди них были годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

К каждому юбилею начинали готовиться заранее, встречали дату новыми достижениями в труде, обязательным торжественным заседанием и докладом, текст которого появлялся в печати. Самые важные выступления, наряду с материалами партийных съездов, изучали на специальных политзанятиях, конспектировали в школах и вузах.

На них положено было ссылаться в научных работах, рефератах, дипломах и сочинениях.

        «Анекдотов» – потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления ведущих политических деятелей.

        Во внешней политике нашей страны в этот период отчетливо прослеживаются две линии: борьба за мир, за стабилизацию международных отношений, разрядку и сотрудничество – и участие в развязывании международных конфликтов, стремлению  к доминированию в международных отношениях.

Вспомним основные этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г.

(Звучит музыка того периода)

Выступления учащихся:

1964 год: это год расцвета советского кино («Я шагаю по Москве», «Родная кровь», «Живет такой парень» и др.), это год театрального бума – в Москве «Таганка», «Современник», «Ленком», в Ленинграде – БДТ. В 1964 г. страну захватила волна битломании.

Группа «Битлз» становиться настолько популярной, что даже в СССР (несмотря на «железный занавес») появилась группа «Сокол», подражавшая западному ансамблю. В 1964 г. продолжалось освоение космоса.

Обратите внимание

Тогда в космос полетели впервые сразу 3 человека на многоместном корабле «Восход».

        Поворотным событием года стало смещение Н.С.Хрущева. Это был государственный переворот.

1965 год: советская наука добилась потрясающих успехов. В 1965 г. тогда еще никому не известный  хирург С. Федоров в городе Чебоксары совершил первую свою операцию с искусственным хрусталиком из пластмассы.

Его первой пациенткой была Лена Петрова, которой было возвращено зрение. Операции запретили, но врач уехал в Архангельск и продолжал их делать. Всемирно известный хирург С. Федоров (трагически погибший летом 2000 г.

) вернул зрение 25 млн. советских людей.

1965 г. иногда называют годом реформ. Тогда вернулись к старой системе управления экономикой, т.е. министерствам, обслуживающим отрасли. Создали госкомитеты – Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Стало ли лучше экономике СССР от этих новшеств? В октябре 1965 г. приняли постановление о планировании экономики и о предприятии. Его цель – расширить автономию предприятий.

Была создана знаменитая фирма «Мелодия», которая стала выпускать пластинки. Простая пластинка стоила 1 рубль 60 копеек, а стереофоническая – 3 рубля.

Первая пластинка включила материалы журнала «Коммунист» и «Партийная жизнь». В 1965 г.

исполнилось 20 лет со дня победы в Великой Отечественной Войне, и лишь с этого времени праздник Победы официально стал считаться выходным днем. И 8 марта тоже.

Важно

1966 год: в апреле 1966 г. на XXIII съезде КПСС Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Л. И. Брежнев. К власти пришла так называемая «Днепропетровская группировка» (Днепропетровск – горд, где еще до войны Л. Брежнев начал свою политическую карьеру). В нее входили К. У. Черненко, Д. А. Кунаев, В.В. Щербицкий  и др. Наступил «золотой век» партийно-государственного аппарата.

В апреле 1966 г. в г. Ташкенте произошло землетрясение силой 7,5 баллов. В момент землетрясения многие всерьез подумали, что началась «атомная война». Рушились дома, летели кирпичи, образовывались трещины, и в этих домах жить уже было нельзя – их разрушали потом специально.

Всего погибло 40 – 50 человек, 8 человек умерли от стрессов и переживаний. В Ташкент приехали Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин, город стал «открытым». Вся страна устремилась сюда. Привозили продукты, фрукты, хлеб – все это раздавали бесплатно. На улицах были видны котлы для приготовления пищи, палатки.

Вот как писал А. Вознесенский в мае 1966 г.:

И как буквы Анкеты

В нашу ночь зажжены

Абажуры ташкентских палаток…

Будет полный порядок.

Спи, Ташкент,

Ты любимый ребенок страны.

1967 год:  этот  год был юбилейным для СССР – годом 50-летия советской власти. В честь этого события появились кинотеатр «Октябрь» на Калининградском проспекте, Вечный огонь у  Кремлевской стены, Телецентр  в Останкино, начали выпускать даже печенье «Юбилейное», и др.

Благодаря строительству Телецентра  в Останкино появилось цветное телевидение. Телецентр  был сооружением замечательным. Центр тяжести здания находится внизу, а наверху, на расстоянии 337 метров от земли, – ресторан «Седьмое небо».

В 1967 г.

 в СССР проводился знаменитый Щекинский эксперимент.

Был определен стабильный фонд заработной платы на 1967 – 70 гг., которым Щекинский химкомбинат должен был распоряжаться. Экономия этого фонда за счет сокращения 870 человек рабочих и повышения производительности труда других привела к значительному повышению заработной платы. В 1969 г. 200 предприятий работали по этому методу.

В апреле 1967 г. произошло печальное событие – погиб космонавт В.М. Комаров. Это случилось при испытании нового корабля «Союз». Это был первый запуск после смерти С. П. Королева. Гибель космонавта потрясла всю страну и мир.

В СССР в 1967 г. вышли кинофильмы « Война и мир», «Кавказская пленница», «Старшая сестра», «Вертикаль», «Начальник Чукотки», «Неуловимые мстители» и др.

Совет

1968 год:  критик А. И. Кондратович писал: «Более мрачного года, чем 68-й, я не знаю. Был 37-й, но он был скрыт для многих. Был 52-й, но 53-й унес Сталина и забрезжила надежда. 68-й – крах последних иллюзий и надежд».

1968 г. был годом важнейших событий в мировой политической жизни. В Америке Вьетнамская война расколола общество надвое. Прошли демонстрации протеста, сжигали военные билеты. Мартин Лютер Кинг и сенатор Роберт Кеннеди пали от рук убийц.

В политической жизни Чехословакии началась знаменитая «весна». В обращении 1968 г. «Две тысячи слов» было написано: «мы должны выполнить нашу цель – гуманизовать этот режим. В противном случае реванш старых сил будет жестоким. Эта весна, как время после войны, – великий шанс, который нам дан.

»  «Пражской весне» была противопоставлена «брежневская доктрина». Советские войска и войска союзников вторглись в Чехословакию якобы для оказания «братской помощи». Приказ: первыми огонь не открывать, действовать по обстановке.

Танки в городе встречены лозунгами: «Брежнев одурел!», «Ленин, проснись!», «Иван, возвращайся домой!» Для советских солдат эта операция стала постыдным делом.

Читайте также:  Сельскохозяйственное развитие в конце xix века

25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась демонстрация семи человек с протестом против вторжения в Чехословакию.

Немногочисленные   активисты-диссиденты передавали гласности многочисленные случаи произвола и нарушения прав человека через машинописные листовки брошюры, журналы, так называемые «самиздат» и «тамиздат».

О «самиздате» тогда ходили такие шутки: «Сам пишу, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это».

1969 год: В январе 1969 г. произошло событие неизвестное тогда никому. Младший лейтенант советской армии В.Ильин совершил покушение на Л.И.Брежнева и А.Н.Косыгина. Правительство и космонавты направлялись в Кремль по случаю успешного завершения космического полета В.А.Шаталова, Волынцева, Е.В.

Хрунова, А.С. Елисеева. Когда вторая по счету машина свернула (там и находились Брежнев с Косыгиным), то вторым в колонне стал автомобиль с космонавтами А.А. Леоновым, В.В.Терешковой, А.Г. Николаевым, Г.Т. Береговым. Они-то и подверглись обстрелу при въезде в Кремль. Шофер машины был убит.

Обратите внимание

        Конфликт 60-х гг. между Китаем и СССР в марте 1969 г. завершился открытым столкновением на границе у о.Даманский. 2 марта китайцы расстреляли советских пограничников. 15 марта состоялся настоящий бой.

1970-1982 годы: Началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет – залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система ПВО.

Значительно выросли численность и боевая мощь авиации и флота. С 1976 года в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни советских людей, а порой и подрывали его.

        В условиях диссидентского движения в стране, проявления социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова (1967 г.) борьбе с инакомыслием стало уделяться еще больше внимания.

        Принятая 7 октября 1977 года Конституция СССР стала четвертым за 60 лет советской власти Основным Законом. В ст.6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе.

        Уже в 70-е годы в некоторых областях стала вводится карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966-1970 гг. упал до 2,1% 1981-1985 гг. По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77 место в мире.

        Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства стала война в Афганистане. 25 декабря 1979 г. по решению высшего руководства на территорию Афганистана были введены советские войска. По официальным данным в этой необъявленной войне погибло около 14 тыс.

Важно

советских солдат, ранено – 35 тыс., пропало без вести или попало в плен – более 300. А начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия.

В 1980 году Москва встречала гостей и участников Олимпийских игр; в этом году из Афганистана приходят первые цинковые гробы; умирает В.Высоцкий.

        После смерти Брежнева (10 ноября 1982 г.) во главе партии и государства встал Ю.В.Андропов, приход которого в народе был встречен с симпатией и породил надежды на перемены к лучшему. Но в феврале1984 г.

Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К.У.Черненко, человек старый и больной, сторонник Брежневской системы. 10 марта 1985 года Черненко умер.

Менее чем через сутки Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем ЦК  М.С. Горбачева.

Учитель: Мы совершили мысленное путешествие по 60-80-м годам. Итогом нашего путешествия станут вопросы, которые мы обсудим на этом уроке. Итак, в путь!

Как изменилась политическая ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/01/18/sssr-v-seredine-60-kh-seredine-80-kh-godov

Культурная жизнь общества с середины 40-х до середины 50-х годов

17.3. Культурная жизнь общества с середины 40-х до середины 50-х годов

В первое послевоенное десятилетие происходит усиление административно-командных методов руководства культурой, усилие регламентации в культуре.

Идеологическая и культурная жизнь общества регламентировалась партийными постановлениями, которые касались широкого круга проблем: работы редакций газет и журналов, преподавания общественных наук в вузах, репертуара драматических театров, оценки отдельных фильмов и опер.

Существовала мелочная опека над авторами, которые порой вынуждены были доделывать или переделывать свои произведения в соответствии с рекомендациями вышестоящих инстанций. В конце 40-х годов широкие масштабы приняла борьба с космополитизмом и формализмом.

Совет

В партийных постановлениях обвинялись в аполитичности, безыдейности, формализме наиболее талантливые из работавших в ту пору писателей, композиторов, деятелей кино Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, В.И. Мурадели, А.А. Ахматова, М.М. Зощенко. Исполнение так называемых формалистических произведений было запрещено.

В те годы появилось немало бесконфликтных, лакировочных произведений. В музыке это были преимущественно кантаты и оратории на злободневные тексты. Главные сюжеты литературных произведений той эпохи – это конфликт новатора с консерватором, превращение отсталого колхоза в передовой.

Выход из трудностей связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого.

Разумеется, художественная жизнь страны не исчерпывалась бесконфликтными произведениями. В этот период было создано много прекрасных художественных произведений. Это романы К.Г. Паустовского “Далекие годы”, Л.М. Леонова “Золотая карета”, К.А.Федина “Первые радости” и “Необыкновенное лето”, кинофильмы С.А. Герасимова “Молодая гвардия” и Б.В. Барнета “Подвиг разведчика”; картины П.Д. Корина, В.А. Фаворского, П.П. Кончаловского, музыкальные произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Н.Я. Мясковского, А.И. Хачатуряна.

Архитектура

В развитии архитектуры в послевоенный период существовали две тенденции. Первая тенденция была связана с развитием типового проектирования, унификацией строительных конструкций и изделий.

Благодаря этому была решена задача восстановления жилищного фонда страны. Огромный размах приобрело и новое строительство. Было построено и введено в действие около 6 тысяч крупных промышленных предприятий.

Вторая тенденция рассматривала архитектуру как искусство и выдвигала на первый план художественно-образные задачи, в решении которых опиралась на классическое архитектурное наследие.

Это проявлялось даже в тех сферах, которые, казалось бы, не имеют отношение к искусству – промышленном зодчестве и транспортном строительстве. Как дворцовые ансамбли проектировались здания отдельных заводоуправлений.

В 50-е годы в больших масштабах велось транспортное строительство. В 1952 году открылось движение по Волго-Донскому каналу, соединившему в единую водотранспортную систему Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское моря.

Судоходный Волго-Донской канал представлял собой грандиозный комплекс, простершийся на 300 км, из которых 101 км занимают непосредственно сооружения канала со шлюзами, плотинами, дамбами.

При строительстве Волго-Донского канала вместе со сложными техническими проблемами пришлось решать и идейно-художественные задачи. Они были связаны с отражением в архитектуре канала темы победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Обратите внимание

Решая эту проблему, архитекторы обратились к наследию русского классицизма, широко используя в качестве основной художественной темы триумфальные арки и монументальные башни.

Какие важные культурные события происходят в этот период в наших крупнейших городах – Москве и Ленинграде? В Ленинграде началось сооружение первой очереди метрополитена, введенного в эксплуатацию в 1955 году. Архитектурно-художественные принципы строительства и оформления станций ленинградского метро близки к московской практике этих лет, но декор отличается большей сдержанностью.

Важную роль в формировании архитектурного облика Москвы той эпохи сыграло принятие в 1947 году решения о строительстве в Москве высотных зданий.

Это решение было во многом продиктовано заботой о возрождении живописного, запоминающегося силуэта столицы, снивелированного в результате многоэтажного строительства в Москве в 30-40-е годы.

В высотных зданиях Москвы советские архитекторы в какой-то степени пытались продолжить традиции древнерусских зодчих, столь умело располагавших свои постройки в ландшафте.

Крупнейшим в системе высотных зданий Москвы стал ансамбль новых зданий университета (1949-1953), расположенный на Ленинских горах. Он занимает наиболее высокую точку на территории города, и его выразительный силуэт с 28-этажным корпусом в 170 метров высотой доминирует с тех пор в пейзаже значительной части столицы.

При строительстве высотных зданий приоритет отдавался архитектурно-художественным задачам. Важное место во внешнем облике и интерьерах высотных зданий отводилось архитектурному и скульптурному декору. Например, в высотном здании МГУ он достигает почти четверти общей площади учебных помещений.

Архитектурный стиль, в котором построены высотные здания, получил название “сталинский ампир”.

Важно

Со смертью И.В.Сталина многое меняется в нашем обществе, в том числе и в области культуры. В 1955 году было принято партийное постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. “Сталинский ампир” был подвергнут критике, и к концу 50-х годов от него отказались.

С 60-х годов происходит переход к типизации и стандартизации архитектуры и строительства, к развитию массового индустриального строительства. Новые архитектурные решения проявили себя в создании массовых общественных зданий (школы, больницы, кинотеатры) и комплексов (стадионы).

Наиболее значительным общественным комплексом второй половины 50-х годов стал Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках в Москве (1956). Расположенный в излучине Москва-реки у подножия Ленинских гор, ансамбль стадиона включает арену на 103 тысячи зрителей, другие спортивные сооружения.

В целом архитектура стадиона уже новая, ясная, опирающаяся на достижения строительной техники и требования экономической целесообразности.

Скульптура

В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы и бюсты героев войны.

Крупнейшее произведение этого плана – памятник советским воинам в Трептов-парке в Берлине (архитектор Я.Б. Белопольский, скульптор Е.В. Вучетич, 1946-1949). Центральное место в этом ансамбле занимает созданная Е.В.

Вучетичем 13-метровая бронзовая статуя советского воина с ребенком на руках и с мечом, рассекающим фашистскую свастику. Темы торжества и победы, разгрома фашизма, спасения народов Европы от гибели, воинской доблести и милосердия получают в скульптуре Вучетича предметно-аллегорическое выражение.

В 50-е годы создаются монументы историческим деятелям и деятелям культуры: памятник Юрию Долгорукому в Москве перед зданием Моссовета (скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, 1953 – 1954); памятник А.С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея (скульптор М.К. Аникушин, 1957); памятник В.В.

Маяковскому (скульптор А.П. Кабальников, 1958).

Живопись

Совет

В живописи тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из которых они вышли победителями, остается одной из самых актуальных. Нередко она дается “в бытовом ключе”. Пример тому полотно Ю.М.

Непринцева “Отдых после боя” (1951) или картина А.И. Лактионова “Письмо с фронта” (1947). Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в тылу люди, стал основной темой бытового жанра. Это картины “Хлеб” Т.Н. Яблонской, 1949; “Ужин трактористов” А.А. Пластова, 1951. Пейзажной живописью занимаются М.С.

Сарьян (цикл пейзажей 50-х годов он назвал “Моя Родина”), Н.М. Ромадин (серия “Времена года”, 1953; “Северная серия”, 1954). Певцом новой Москвы, ее новостроек стал Ю.И. Пименов, исполнивший несколько серий черной и цветной акварелью. Его образ столицы всегда очень лиричен, овеян поэтичностью.

В портретном жанре в послевоенные годы интересно работают И.Э. Грабарь, М.С. Сарьян, П.Д. Корин, Р.Р. Фальк.

Используются технологии uCoz

Источник: http://ya-simkina.narod.ru/R17-3.htm

Развитие культуры в середине 40-х – середине 60-х гг

После войны возобновлён переход к семилетнему, а в городах и промышленных центрах – к десятилетнему всеобучу. Резко возрос контингент казахских детей в неполных средних и средних школах. Развивались вечерние (сменные) школы, школы-интернаты. В марте 1959г.

законом КазССР начальная четырёхлетняя школа заменялась трёхлетней, введён восьмилетний всеобуч, десятилетняя школа преобразована в 11-летнюю с производственным обучением.

Приближение школы к жизни, её политехнизация облегчили пополнение народного хозяйства рабочими кадрами, но учебные программы оказались перегружены, снизился уровень общеобразовательной подготовки. Создаются школы и классы с продлённым днём, развиваются заочные сезонные школы в сельской местности, экстернат.

Появились новые предметы: обществоведение, история Казахской ССР, различные практикумы. В 1962/63 г. действовало 9 717 школ (против 7 869 в 1945/46 г.). Обучалось 2 млн. 150 тыс. учащихся. Работало около 117 тыс. учителей.

Все профессиональные учебные заведения преобразованы в единый тип профессионально-технических училищ. На январь 1963г. функционировало 302 ПТУ, училось свыше 100 тыс. чел. Расширялась система среднего специального образования: в 167 ссузах обучалось 170 тыс. чел.

Читайте также:  Русь и особенности её исторического развития

С окончанием войны из Казахстана реэвакуирован ряд вузов, уехала большая группа преподавателей, что осложнило положение в высшей школе. В 1947г. Совмин СССР принял постановление, намечавшее создание в Казахстане новых вузов и факультетов, увеличение набора студентов, укрепление материальной базы вузов.

Открыты пединституты в Усть-Каменогорске (1952), Гурьеве, Целинограде (бывш. Акмолинске), Павлодаре, Кокчетаве; часть учительских институтов преобразована в педагогические.

Обратите внимание

Организованы медицинские институты в Караганде, Семипалатинске, Актюбинске, Целинограде, зоотехническо-ветеринарный в Семипалатинске, сельскохозяйственные в Целинограде, Уральске, Алма-Атинский институт народного хозяйства.

Создан целый ряд втузов: Карагандинский политехнический институт, Джамбулский технологический институт лёгкой и пищевой промышленности, Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (1958, 1-ый ректор Д.Серикбаев), Павлодарский индустриальный, Джамбулский гидромелиоративно-строительный, Целиноградский инженерно-строительный институты.

В ряде городов возникли филиалы и общетехнические факультеты вузов. Среди студентов значительно возросло число казахов. Устанавливался ежегодный план посылки казахской молодёжи в вузы за пределы республики. Преимущества при поступлении в вузы стали предоставляться передовикам производства, лицам, имеющим производственный стаж, и демобилизованным из армии. Обучалось 163,1 тыс. студентов.

Крупное событие культурной жизни – открытие 1 июня 1946г. Академии наук КазССР в составе 4-х отделений (минеральных ресурсов, физико-математических наук, биологических и медицинских наук, общественных наук). Президент АН – К.И.Сатпаев, 1-ые академики: М.О.Ауэзов, А.К.Жубанов, Н.Г.Кассин, М.П.Русаков, химики А.Б.Бектуров, М.И.

Горяев, паразитолог И.Г.Галузо, ботаник Н.В.Павлов, астрономы Г.А.Тихов, В.Г.Фесенков, языковеды-тюркологи С.К.Кенесбаев, Н.Т.Сауранбаев, историк С.В.Юшков. На развитии науки 2-й половины 40-х – начала 50-х гг.

тяжело отразились диктатура в духовно-идеологической сфере, ограничение тематики исследований, утверждение «единственно правильной» научной линии, борьба «против растленной и гнусной буржуазной идеологии», «преклонения перед всем западным», «безыдейности» и «аполитичности» в науке, стремление «приручить» интеллигенцию и укрепить авторитет Сталина как «корифея всех наук». Характер политических кампаний приняли дискуссии по философии, биологии, физиологии, языкознанию, политической экономии и др. Некомпетентное идеологическое вмешательство в науку часто именуют «лысенковщиной» (по фамилии акад. Т.Д.Лысенко, возглавившего разгром генетики). Искажение отдельных проблем истории Казахстана инкриминировалось в специальном постановлении ЦК КП(б)К авторам «Истории Казахской ССР» 1943г. издания. «Проработке» и административным мерам подверглись многие исследователи в различных областях знания. Более благоприятные условия для развития науки создали реформы периода «оттепели». Многие деятели науки реабилитированы, вернулись к работе. Свёрнуты репрессивные идеологические кампании. Расширены международные связи советской науки. Пересмотрены некоторые догматические подходы в общественных науках, но инерция и косность мышления зачастую брали верх. Под негласным запретом находились многие темы и имена. Необходимая науке «конкуренция умов» могла подменяться партийно-бюрократическими оценками, но теперь они были избирательными и менее суровыми, чем прежде.

Вступление СССР в эпоху НТР требовало расширения сети исследовательских центров.

В Казахстане открыты новые отраслевые институты: экономики, астрофизики, гидрометеорологический, ядерной физики, минерального сырья, микробиологии и вирусологии, философии и права, языкознания, литературы и искусства, онкологии и радиологии, экспериментальной биологии в Алма-Ате, нефти – в Гурьеве, угля – в Караганде, Всесоюзный научно-исследовательский институт цветных металлов и Алтайский горнометаллургический институт в Усть-Каменогорске, ВНИИ зернового хозяйства в Шортанды (директор – один из авторов почвозащитной системы земледелия А.И.Бараев) и др. В сер. 60-х гг. имелось ок. 160 научных учреждений. Изучались газопылевые туманности, структура и динамика звёздных систем, физика ионосферы, составлены таблицы яркости дневного неба. Основатель астроботаники Г.А.Тихов разрабатывал проблему существования жизни на др. планетах. Велись исследования по физике космических лучей, физике частиц высокой энергии, ядерной спектроскопии, физике полупроводников, физике твёрдого тела, применению изотопов, кристаллооптике, спектральному анализу. Разработана теория ползучести горных пород. Математики занимались теорией дифференциальных уравнений; положено начало вычислительной машинной математике. Впервые в Союзе составлены прогнозные металлогенические карты. Разработаны новые технологии добычи руд и типы буровых машин. Учёные металлурги внедряли процесс циклонной плавки. Химики уделяли внимание теории и практике органического катализа, созданию синтетических материалов, химии полимеров. Выведены новые породы сельскохозяйственных животных, выявлены ценные земельные и растительные ресурсы. Подготовлена монография «Флора Казахстана» (9т.). Проводилась работа по лечению эндемического зоба (А.Н.Сызганов), хирургии сердца, диагностике и лечению злокачественных опухолей, гематологии, предложена противошоковая жидкость.

Расширены масштабы проблематики и повышен теоретический уровень исторических исследований. Пересмотрена периодизация истории дореволюционного Казахстана. Развёрнута дискуссия о сути и специфике общественных отношений в казахском обществе. Вышли в свет обобщающие труды «История Казахской ССР» в 2 т. (1957-59), «Очерки истории Коммунистической партии Казахстана» (1963).

Важно

Археологические изыскания охватили время от палеолита до средневековья. В 1958г. археологи под руководством Х.А.Алпысбаева впервые обнаружили в Казахстане раннепалеолитические орудия и пещерные стоянки. В 1960г. издана археологическая карта Казахстана, первая в СССР. Вёлся сбор материалов для «Историко-этнографического атласа народов Средней Азии и Казахстана».

Экономисты изучали вопросы развития отдельных отраслей и планирования народного хозяйства. Опубликована работа по истории народного хозяйства Казахстана в 3 т. Юристы выпустили трёхтомник по истории государства и права. Философы рассматривали проблемы диалектики, логики, теории познания, истории региональной философской мысли; положено начало социологическим исследованиям.

Литературоведы проделали работу по сбору и публикации казахского фольклора, выпустили «Историю казахской литературы», «Очерк истории казахской советской литературы». Лингвисты изучали фонетику, лексику, морфологию и синтаксис, историю казахского языка, издавали учебники, учебные пособия, словари. В 1963г. на АН КазССР возложена координация научных исследований.

Созданы научные проблемные советы. Преодолевалась разобщённость сил, налаживалось сотрудничество смежных наук.

Первые послевоенные годы прошли под жёстким идеологическим контролем над творчеством художественной интеллигенции. В 1947-53 гг.

ЦК Компартии Казахстана принял постановления по вопросам литературы и искусства: «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР», «О ходе выполнения постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О крупных ошибках и недостатках в работе Союза советских писателей Казахстана, о мерах по их устранению», «О новом издании антологии казахской литературы» и др., в которых в категорической форме отвергнуто (как феодально-реакционное, религиозное) наследие ряда поэтов ХVIII – нач. ХХ вв., памятники устного народного творчества, за националистические и политические ошибки, бессодержательность осуждались произведения многих советских писателей Казахстана. С либерализацией общественно-политической жизни идеологическое воздействие на художественную культуру ослабло, хотя консервативные тенденции полностью не преодолены. Реабилитировались деятели литературы и искусства. Повышена роль творческих союзов и коллективов, их самостоятельность. Расширены интернациональные связи казахской литературы. Подверглась критике надуманная теория бесконфликтности. Литераторы стремятся отойти от плакатности, схематизма, придать своим произведениям психологизм, жизненность, остроту проблематики. В 1958г. состоялась 3-я декада казахской литературы и искусства в Москве. Стали выходить сатирический журнал «Ара – Шмель», журнал для детей «Балдырган» («Росток»).

Написаны поэмы Х.Ергалиева («Исповедь отца», «Курмангазы»), Т.Жарокова («Лес в пустыне зашумел»), Х.Бекхожина («Мария, дочь Егора», «Сказание о Соколе»), А.Тажибаева («Любовь»), Ж.Мулдагалиева («Красный галстук», «Родная земля», «Я казах»), Ж.Сыздыкова («Жемчужная гора»), С.Бегалина, К.Аманжолова, Д.Абилева, А.Сарсенбаева, С.Мауленова и др. Появились 1-ые произведения О.

Сулейменова («Аргамаки», «Земля, поклонись человеку»). Создан ряд прозаических произведений: «Сыр-Дарья», «Школа жизни» С.Муканова, «Пробуждённый край» Г.Мусрепова, «Миллионер», «Караганда», «После бури», «Очевидец» Г.Мустафина, «Племя младое» М.Ауэзова, «Курляндия» («Долгожданный день») А.Нурпеисова, «Грозные дни» Т.Ахтанова, «Приволье», «Буйное русло» Г.Сланова, «Токаш Бокин», «Темиртау» З.

Совет

Шашкина, трилогия «Яик – светлая река» Х.Есенжанова, «За нами Москва» Б.Момышулы, «Из когтей смерти» К.Кайсенова и др. Самое крупное произведение этого периода – социально-историческая тетралогия М.Ауэзова «Путь Абая» (Ленинская премия 1959г.). Драматургия пополнилась пьесами «Чокан Валиханов» С.Муканова, «Дружба и любовь», «Кто мой отец» А.Абишева, «Одно дерево – не лес», «Единомышленники» А.

Тажибаева и др. Плодотворно трудились русские писатели И.П.Шухов («Золотое дно»), Н.И.Анов («Ак-Мечеть», «Крылья песни»), П.Н.Кузнецов («Человек находит счастье»), Д.Ф.Снегин («В городе Верном»), И.П.Щеголихин («Снега метельные»), М.Д.Симашко («Повести Чёрных песков», «Искушение Фраги»), уйгурские (Х.Абдуллин («Под небом Турфана»), Ж.Босаков (дилогия «Водоворот»), З.

Самади), корейские (Ким Дюн, Ким Хван Хен) и др.

Крупное сценическое достижение – спектакль «Абай» Казахского театра драмы (режиссёр Ш.Айманов, артисты К.Куанышпаев, Е.Умурзаков, С.Кожамкулов, К.Бадыров, Х.Букеева, Р.Койчубаева), удостоенный Государственной премии СССР (1952).

В дальнейшем театральная жизнь отличалась активными творческими поисками, расширением диапазона, разнообразием жанров и направлений, овладением классическим и современным репертуаром. В 1957-58 гг. прошёл смотр областных театров «Театральная весна». Признанные мастера сцены – Е.Я.Диордиев, Ю.Б.Померанцев, М.К.Бакиев, Ли Хам Дек, Ким Дин и пр.

Организованы областные русские драмтеатры в Павлодаре, Целинограде, Чимкенте, казахская труппа ТЮЗа, Кзыл-Ординский областной казахский театр драмы. С областными театрами слились колхозно-совхозные театры.

В 1945г. выпущена 1-ая самостоятельная работа Алма-Атинской студии художественных фильмов (с 1960г. – «Казахфильм») «Песни Абая», но за 9 послевоенных лет поставлено лишь 3 фильма: «Золотой рог», «Джамбул» (1952, 1-ый цветной полнометражный), «Поэма о любви». После периода малокартинья, с 1955г. начался подъём казахстанского кинематографа.

На экран выходили кинокартины, посвящённые современности, и историко-революционные, историко-биографические: «Мать и сын», «Дочь степей», «Ботагоз», «Его время придёт», «Мы здесь живём», «Мы из Семиречья», «Если бы каждый из нас», «Перекрёсток», «Следы уходят за горизонт» и др.

1-ый фильм, удостоенный международной награды (почётный диплом кинофорума в Карловых Варах), – «Сказ о матери» (1963; в главной роли А.Умурзакова). В жанре кинокомедии сняты ленты «Девушка-джигит», «Беспокойная весна», «Наш милый доктор», «Возвращение на землю», «Песня зовёт», «Мальчик мой», «И в шутку и всерьёз», «Алдар Косе» («Безбородый обманщик»).

Обратите внимание

Детский фильм «Меня зовут Кожа» награждён поощрительным дипломом Каннского кинофестиваля. В создании фильмов участвовали режиссёры Е.Е.Арон, Г.Л.Рошаль, Е.Л.Дзиган, А.И.Медведкин, Э.И.Файк, М.С.Бегалин, С.Х.Ходжиков, А.Я.Карпов, А.Карсакбаев и др. Неоценимый вклад в кинопроизводство внёс художественный руководитель студии народный артист СССР, актёр и режиссёр Ш.

К.Айманов. Первые роли в кино сыграли Н.Жантурин, З.Шарипова, А.Ашимов, Р.Мухамедьярова, Ф.Шарипова, Н.Аринбасарова.

Развиты все жанры профессиональной музыки – от песен до сюит, сонат, кантат, ораторий, симфонических произведений. Созданы оперы «Биржан и Сара» М.Тулебаева, «Тулеген Тохтаров» А.Жубанова и Л.Хамиди, «Джамбул» Л.Хамиди, «Дударай» и «Наследники» Е.Г.Брусиловского, «Назугум» К.Кужамьярова (1-ая уйгурская опера), «Золотые горы» Н.Тлендиева и К.

Кужамьярова, «Красавица Камар» Е.Рахмадиева, «Айсулу» С.Мухамеджанова, оперетта Хамиди «Медовый родник». Развитие музыки связано с деятельностью певцов А.Умбетбаева, Р.Баглановой, Р. и М. Абдуллиных, Р.Джамановой, Е.Серкебаева, Б.Тулегеновой, Б.Досымжанова, дирижёров Ф.Мансурова, Г.Дугашева, Ш.Кажгалиева.

Организован Государственный симфонический оркестр КазССР. Поставлены лучшие русские, советские и зарубежные балеты, созданы национальные балеты «Камбар и Назым» В.В.Великанова, «Дорогой дружбы» Н.Тлендиева, Л.Степанова и Е.Манаева, работали балетмейстеры М.Ф.Моисеев, Д.Абиров, артисты И.И.Манская, А.Бекбосынов, З.Райбаев, С.Кушербаева и др. Хореограф Л.

Д.Чернышёва организовала ансамбль песни и танца КазССР.

Развивались все виды изобразительного искусства, работали художники К.Тельжанов, М.Кенбаев, Н.Нурмухаммедов, С.Мамбеев, А.Галимбаева (1-ая художница-казашка), Г.Исмаилова, У.Ажиев, Р.Сахи, А.М.Черкасский, Л.П. Леонтьев, А.М.Степанов, В.И.Антощенко-Оленев, Н.С.Гаев, Е.М.Сидоркин, скульпторы И.Я.Иткинд, Х.Наурызбаев (1-ый профессиональный скульптор- казах) и др.

Выросло число периодических изданий (газет, журналов, бюллетеней, периодических сборников). Широкий размах получил выпуск художественной, научной, учебной литературы.

Функционируют крупные издательства: «Казахстан» (бывший Казгосиздат), «Жазушы» («Писатель»), «Наука», «Мектеп» («Школа», ранее – Казучпедгиз), «Кайнар» («Родник»). Казахстан стал республикой сплошной радиофикации. С марта 1958г. работает Казахское телевидение.

Важно

В крупных городах созданы телецентры (1-ый в Усть-Каменогорске), растёт сеть ретранслирующих центров. Действовали общество «Знание» (образовано в 1947г.), университеты марксизма-ленинизма. При культурно-просветительных учреждениях возникли общественные советы.

Новая форма расширения кругозора и культурного роста трудящихся – народные университеты культуры и школы эстетического воспитания. Ок. 600 тыс. чел. участвовало в художественной самодеятельности.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s3845t7.html

Ссылка на основную публикацию