Культура России xix и начала xx века — история России
В истории тысячелетней культуры Руси XIX в. занимает особое место. Это время небывалого развития классической художественной культуры, имеющей всемирное значение.
На формирование этого типа культуры оказали влияние следующие события:
- Отечественная война 1812 г.;
- реформы Александра II;
- отмена крепостного права;
- «хождение» в народ;
- западноевропейские революции и их отражение в российском сознании;
- распространение марксизма.
«Золотой век» этой культуры начался рождением А.С. Пушкина, дав великую неоантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева. Между «золотым» и «серебряным» веками русской культуры находится этап, который может быть охарактеризован социокультурной доминантой «народ и социум» (60-70-е гг.).
В этот период небывалое развитие получили все основные виды искусства (живопись, музыка), но универсальной формой общественного самосознания становится литература.
Именно литература задает систему ценностей, образцов поведения, жизненных приоритетов (между тем здесь необходимо помнить, что сказанное относится прежде всего лишь к небольшой части общества, поскольку, согласно переписи населения, в России 1897 г. грамотных было чуть более 20%).
Вопрос о национальной самобытности и шире о пути развития России был центральной идеей, широко обсуждавшейся передовой частью общества. Этот вопрос стал основой оформившегося идеологического противостояния западников и славянофилов. На европейские образцы развития ориентировались западники: А.Н. Герцен, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, В.П. Анненков.
Славянофилы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др. в русском народе видели мирового лидера, должного спасти человечество, и полагали, что Россия должна развиваться самостоятельно от Запада, идти своим собственным путем.
Оптимальным государственным устройством для Росси они считали самодержавие, которое имеет возможность наилучшим образом организовать существование государства.
Надежды на возрождение России славянофилы связывали с православной верой как формой единения людей на основе духовной общности как условием достижения соборности.
Идея соборности стала центральной идеей творчества А.С. Хомякова. Соборность философ считал основным признаком крестьянской общины, построенной на принципе подлинного братства, где дух обладает высоким нравственным самосознанием и стремится к свободному творчеству.
Западная же цивилизация подвергалась славянофилами критике как излишне рациональная, опирающаяся в управлении государством внешними законами и правилами в ущерб внутренней справедливости. Позже славянофильство преобразовалось в почвенничество, а в 70-х гг.
данная идеология развивалась в рамках панславизма.
В начале века в искусстве и литературе России данного периода существовали три художественные направления: классицизм, сентиментализм и романтизм.
Русская культура развивалась в тесной связи с западноевропейской культурой, поэтому представляется закономерным расцвет в России романтического направления, имевшего, однако, свою национальную основу, определившую его специфические черты. Такими особенностями русского романтизма стали:
- национальная тематика (к примеру, русская опера развивалась преимущественно как жанр сказочного, былинного и комического характера, в частности, опера Верстовского, а также баллады В. Жуковского),
- пафос высокой гражданственности и патриотические темы родины и служения отечеству (творчество И. Козлова, А. Дельвига, Н. Языкова),
- интерес к духовному миру человека и его сокровенным чувствам (В. Жуковский, К. Батюшков),
- мифологическая, сказочно-фантастическая сюжетика (романтические балеты К.А. Кавоса, А.А. Алябьева, отличающиеся красочностью постановок и фееричностью).
Таким образом, той разорванности сознания, той «мировой скорби», которая так характерна для западного крыла течения, русский романтизм не знал.
И только после разгрома декабристов, с наступлением реакции, когда разочарование охватило значительную часть русского общества, в литературе усилились настроения пессимизма, получили распространение элегические мотивы (Е. Баратынский, Ф. Тютчев, В. Одоевский).
Вершиной русской культуры первой половины XIX в. стало творчество А.С. Пушкина (1799-1837) — родоначальника новой русской литературы, создателя русского литературного языка.
Раннее творчество Пушкина, его свободолюбивая лирика стали проявлением романтизма в русской литературе, зрелое же творчество поэта, его драма «Борис Годунов», роман в стихах «Евгений Онегин», прозаические произведения «Повести Белкина», «Капитанская дочка» и др. принадлежат к реалистическому направлению в искусстве.
Если обратиться к русской живописи начала века, то здесь романтизм отозвался слабым эхом, сочетаясь с ярко выраженными тенденциями классицизма, одним из ярких представителей которого был Ф.А. Бруни («Смерть Камиллы», «Медный змий», «Портрет писательницы княгини З.А. Волконской»).
В героике классицизма находил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 г. Победа над великим противником, подчинившим ранее всю Европу, подняла веру в великую Россию, где государство и народ могут быть сплочены и едины.
Однако с наступлением аракчеевщины в начале 20-х гг. иллюзии стали убывать, а после разгрома декабрьского восстания колорит времени изменился. Государство стало нуждаться особо остро в искусстве, поддерживающем государственность концепции, прославляющем власть.
Таким искусством было искусство классицизма.
Кроме того, для распространения классицизма в живописи была и иная причина.
Живопись стала единственным из видов творчества, считавшимся недворянским делом, в то время как революционное движение, литература, поэзия, философия были дворянскими и создавались дворянской интеллигенцией.
Академия же художеств воспитывала детей с восьми-девятилетнего возраста, причем только из низших сословий, воспитывала в духе покорности традициям классицизма, к индивидуализму романтизма не имевшего ни малейшего отношения.
И если неоклассицизм в архитектуре и скульптуре в начале века был еще плодотворным течением (в частности, Мартос в 1818 г. закончил памятник Минину и Пожарскому), то в живописи неоклассицизм становился тормозом развития искусства. Однако романтизму следовали интуитивно О.А. Кипренский, С.Ф. Щедрин, В.А.
Тропинин, выразившие полнее не бурный романтизм, а романтизм чувства, близкий сентиментализму. Наиболее яркое воплощение романтизированного академизма представляет творчество К.П. Брюллова.
Он не произвел решительных преобразований в искусстве, но остался в русле традиции, однако силой своего таланта достиг большего, чем все последователи «благородной натуры» классической школы.
Его большие парадные портреты («Всадница», «Портрет графини Ю.П.
Самойловой, удаляющейся с бала») проникнуты восхищением и преклонением перед молодостью, красотой и обольстительностью, а в большом полотне «Последний день Помпеи» есть и драматическое переживание катастрофы, и классическая стройность эффектно расположенных в стройном ритме фигур и групп. Мировую известность приобрели романтические пейзажи мариниста И.К. Айвазовского и особенно его картина «Девятый вал».
Уникально творчество А.А. Иванова, квинтессенцией которого стало полотно «Явление Христа народу», где нашли своеобразное претворение традиции классицизма. Народный бытовой жанр зарождается в творчестве А.Г. Венецианова («Гумно») и находит блестящее продолжение у П.А.
Федотова («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Вдовушка»), которому Брюллов незадолго до смерти сказал: «Вы меня обогнали…» Именно Федотова критические реалисты пореформенной России признали своим родоначальником. В это время, в 30-40-е гг., в литературе и искусстве утверждаются реалистические тенденции.
С этого времени господствующим направлением во всех областях искусства становится реализм, основоположниками которого в русском искусстве были Пушкин и Гоголь. В музыке острая социальная направленность нашла отражение в творчестве А.С.
Даргомыжского, опиравшегося в своих исканиях на традиции основоположника русской классической музыки М.И. Глинки.
Источник:
Культура России в конце 19-нач.20 вв
«Конец века» — «fin de siecle» особое состояние мира и человека на рубеже XIX и XX веков. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире..Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующего конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи.
Конец XIX — начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием.
«В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, — писал Н.А.Бердяев. — Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души». Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
, Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 — 22 гг.
Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Выражение и название «серебряный век» придумали сами представители серебряного века. У А.
Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…».
Особым явлением этого периода стало появление большого количества художественных объединений, которые возникали вокруг каждой выставки, вырастали из кружков, группировались вокруг литературных, художественных публичных периодических изданий, меценатов.
Самыми крупными объединениями этого периода рубежа XIX — XX веков стали «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и «Бубновый валет». СИНТЕЗ ИСКУССТВ — органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.
Литература .Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений.
Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н.
Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/kultura-rossii-xix-i-nachala-xx-veka-istoriya-rossii.html
Культура России XIX – начала XX в. (стр. 1 из 6)
Каждое развитое общество представляет собой динамичное единство культуры и цивилизации. В российском обществе вплоть до конца XIX в. культура прогрессировала значительно быстрее цивилизации.
Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной и художественной жизни, достигшей невиданного дотоле расцвета. Взлет русского демократического искусства, философски глубокого литературного творчества увенчался созданием эталонных классических образцов, обогативших мировую культуру.
Это произошло, прежде всего, благодаря великим произведениям А.С. Пушкина, М-Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Знакомство с их творениями явилось для славянского мира и всей Европы настоящим открытием, духовным откровением.
Их огромный успех, вызванный глубокой любовью соотечественников, способствовал возвышению авторитета высокой русской культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.
Неповторимо оригинальные, насыщенные многообразными творческими и нравственно-гуманистическими исканиями живопись и музыка вместе с превосходной поэзией и прозой «золотого» и «серебряного века» достигли таких высот, которые впоследствии стали казаться придирчивым искусствоведам недосягаемыми. «Культурный взрыв», произошедший в цивилизационно отсталой России на пике духовности, до сих пор является в определенной степени загадкой для многих исследователей.
Что касается материальной культуры, ее видов и производственно-технических, социально-экономических (цивилизационных) основ, то здесь достижения России были более скромными. Конечно, и в этих областях имелись определенные успехи. В частности, уже в первой половине XIX в.
в России интенсивно развивалось машиностроение, широкое распространение получили паровые двигатели. Появился первый пароход (1815), Москву и Петербург связала первая железная дорога (1851). Основу крепнувшей промышленности составляла быстро прогрессировавшая металлургия. Росли заводы Демидовых на Урале.
Успешно развивалась текстильная промышленность. Общий рост тяжелой и легкой промышленности способствовал увеличению числа городов и численности их населения; город все больше доминировал над селом. Тем не менее, темпы развития цивилизации и материальной культуры в России долгое время сдерживались реликтовым крепостным правом.
Полуфеодальные производственные отношения препятствовали развитию производительных сил капитализма.
В XIX в. Россия в области культурного развития догнала передовые европейские государства и стала страной, в которой вопреки феодально-самодержавным препонам происходил подлинный расцвет образования, науки, искусства.
Наука и техника
. Успехи в области образования и просвещения в первой половине XIX в. способствовали дальнейшему прогрессу всех отраслей российской науки. Расширение внешних экономических связей, международной торговли обусловило развитие географических исследований. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия.
В 1803–1806 г. Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн совершили кругосветное плавание. В 1820 г. русская научная экспедиция М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена проникла на новый материк – Антарктиду. Русские ученые тщательно исследовали острова Тихого и Ледовитого океана, Аляску, нижнее течение Амура.
Не оставалось ни одной области естествознания, математики, техникознания, обществознания, где бы русские ученые не сказали своего слова.
Настоящим переворотом в геометрических представлениях стало открытие профессором Казанского университета Н.И. Лобачевским новой системы, получившей название неэвклидовой геометрии (1826).
Научные идеи Лобачевского намного опередили свое время и только после смерти ученого получили всемирное признание.
В 1839 г. была создана Пулковская обсерватория, сыгравшая большую роль в развитии астрономической науки.
Важные исследования проводились в области электротехники. Профессор Медико-хирургической академии В.В. Петров, продемонстрировавший в 1802 г.
действие вольтовой дуги, выдвинул идею о практическом применении электрической дуги для сварки и плавления металлов. П.JI. Шиллинг в 1832 г.
сконструировал и привел в рабочее состояние в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С. Якоби успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники.
Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины. Русские врачи приступили к использованию наркоза. Н.И. Пирогов впервые применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях. Он также создал своеобразный атлас «Топографическая анатомия», получивший мировую известность. Н.В. Склифосовский предложил применение антисептического метода при операциях.
Успешно развивались общественные науки, ведущей среди которых была история. Особое внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории.
Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского», которая имела небывалый успех и не раз переиздавалась. Крупным и авторитетным историком был С.М. Соловьев. Его перу принадлежит «История России с древнейших времен» в 29 томах, содержащих богатый фактический материал. Академик В.О.
Ключевский написал «Курс русской истории», а также работы по историческим вопросам крепостного права, сословий, финансов. Получили широкую известность труды Н.Я. Данилевского, Т.Н. Грановского, Л.И.
Мечникова, которые зарекомендовали себя и как способные культурологи, стремившиеся выявить устойчивые закономерности и циклы в историческом развитии культур и цивилизаций.
Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли в XIX в. была тема выбора Россией пути развития. Похожая тема и сегодня глубоко волнует мыслящих людей новой России. Столкновение исторических взглядов западников (В.Г. Белинский, А.И.
Герцен, Т.Т. Грановский, И.С. Тургенев) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.
Самарин) со временем переросло в затяжной идейный конфликт, который переосмыслили представители «почвенничества» и «евразийства».
Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали, что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно проводя в жизнь принципы парламентаризма, гуманности, свободы и прогресса, и указывает правильный путь всему остальному человечеству.
Задачу России – отсталой, невежественной, полуварварской страны, лишь во времена Петра Великого вступившей на магистральный путь общечеловеческого культурного развития, – они видели в том, чтобы она как можно скорее изжила свою косность и азиатчину и, примкнув к европейскому Западу, слилась с ним в единую культурную семью.
Славянофильство было инспирировано дискуссией вокруг «Философических писем» П.Я. Чаадаева (1794–1856), отражавших его обеспокоенность судьбой отечества.
Исходным пунктом рассуждения мыслителя была идея об исключительном положении России в мировой цивилизации: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку». Он также говорил об отсталости российской «отклонившейся» цивилизации, которая оказалась на обочине мирового развития.
Чаадаев был убежден в том, что «если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторять у себя все воспитание человеческого рода».
«Философические письма» послужили могучим стимулом к развертыванию полемики между западниками и славянофилами; на стороне первых первоначально и выступил Чаадаев, который, тем не менее, в своих сочинениях проводил мысль об особом пути развития России, о предначертанной ей исторической миссии.
Одним из лидеров славянофильства стал религиозный философ и поэт А.С. Хомяков (1804–1860). Все мировые культуры и религии он делил на две большие группы: кушитскую и иранскую. Принцип деления базировался на соотношении в культуре и религии свободы и необходимости.
Кушитство он определял как культовую доктрину несвободы, покорной необходимости, а иранство – как противоположную идейную стратегию свободы, выступающую на стороне личности человека, дающую ему возможность выбирать между добром и злом.
Аутентичное христианство, по его мнению, стало венцом иранской религиозной ветви, поэтому истинный характер русской истории заключается в православии как единственном источнике просвещения и единственном пути, ведущим к созданию самобытной национальной культуры.
Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ (или группа близких народов) живет самостоятельной, самобытной жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало, «народный дух», пронизывающий все стороны социального бытия.
Для России этим исконным идейным началом является гуманная и истинная православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы.
Другие религии уступают ей по разным причинам: католицизм – потому, что чрезмерно авторитарен (в нем используется догмат о непогрешимости Папы Римского); протестантизм – потому, что абсолютирует индивидуализм и буржуазное стяжательство, фактически отчуждая тем самым человека от религии.
Воплощением добродетельных начал славянофилы считали крестьянскую общину, представлявшуюся им добровольным производственно-бытовым союзом, создаваемым для взаимной помощи и поддержки. В нем людей связывает взаимная любовь, скрепляемая православной церковью.
Морально-религиозной основе русской жизни противостоит западный мир, который строит свою жизнь на принципах формально-юридического равноправия и внешней организации. По мнению славянофилов, западные принципы и организационные формы общественно-государственной жизни не нужны и не приемлемы для России.
Их политическим идеалом была патриархальная демократическая монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа. «Сила мнения» народа должна была бы выражаться в совещательном Земском соборе. Когда-то такой собор уже созывался московскими царями.
В представлении славянофилов, Московское царство гораздо более соответствовало духу и характеру русского народа, нежели петербургская бюрократическая монархия, созданная Петром Великим по европейским образцам. Земство и соборы полагались в качестве основных опор народовластия. Община мыслилась ими и весьма широко – как «естественно-исторический» орган сплочения, внутренней солидарности православных людей, иначе говоря, как институциональное выражение соборности, «первичное органичное единство мы».
Источник: http://MirZnanii.com/a/130965/kultura-rossii-xix-nachala-xx-v
Русская культура во второй половине XIX — начале XX века
Отмена крепостного права, реформы 60—70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма — все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.
Просвещение
В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование.
Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств.
К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.
К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%).
После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.
Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).
В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.
Литература
В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением.
Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы.
Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость — вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.
В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.
Лев Николаевич Толстой
Театр
Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда.
Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А.
Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).
Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра. Худ. В. Серов
Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского.
Музыка
С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории.
Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен.
Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского.
Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.
Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета
Живопись
На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И.
Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок.
Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В.
Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).
Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.
Начало XX века — «серебряный век» русской культуры
Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.
Начало XX века — это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение.
Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения.
Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.
Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления.
Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.
Александр Александрович Блок
Музыка
Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А.
Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А.
Нежданова.
Живопись
Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг.
ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.
Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию.
В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля.
Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.
Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.
Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.
Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.
Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель
Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906—1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.
Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов».
Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:
И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.
Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/russkaya-kultura-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka
Культура России в конце XIX начале XX вв. И развитие межкультурного общения
А.В. Карева
КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ Х1Х — НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
И РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
Рубеж Х1Х — ХХ вв. — удивительный период в русской истории и русской культуре.
Это целостный историко-культурный комплекс, характеризующийся, с одной стороны, выдающимися открытиями и достижениями, сильными личностями и талантами, экономической модернизацией и подъемом, а с другой стороны — социальными катастрофами и политическими ошибками, войнами и революциями.
Это время необыкновенного духовного расцвета и масштабного культурного движения, широкого выхода русской культуры на международную арену и усиления процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру, а также время невероятного распространения контактов в области науки, литературы и искусства.
Современники справедливо отмечали: «Границы между странами стали открытыми, межкультурное общение — нормой.
Этот фактор свободы, как и всегда бывало, пробудил и в России, и в Западной Европе творческую энергию не только в искусстве, но и в науке, что привело к невероятным открытиям, совершив-тттим переворот в жизни человечества»1.
Этому способствовали складывающаяся международная обстановка, новые тенденции мирового развития, международное положение России, внутренняя и внешняя политика царского правительства. Кроме того, на развитие интенсивных международных контактов повлиял и необычайный подъем мировой культуры.
Международное положение России определялось ее ролью в разделе мира и расстановкой сил в Европе и Азии. В экономическом разделе мира место страны было достаточно скромным. Несмотря на заметные успехи промышленного развития, Россия не принадлежала к числу индустриальных и финансовых гигантов. В территориальном разделе мира роль страны была значительнее.
«При взаимодействии с другими державами России приходилось преодолевать и давний антирусский настрой Запада, проистекавший из цивилизационных и социально-политических отличий, страха перед колоссальными размерами страны и силой ее армии, а на рубеже XIX — ХХ веков и быстрым ее экономическим ростом.
В истории самой России тоже имели место периоды антифранцузских, ан-
тиавстрийских и более длительных антианглийских настроений, но с XVIII в. никогда не преобладал антизападный настрой в целом.
Тем не менее, сближение с республиканской Францией, а затем с традиционным противником — Англией было для России не простым делом, как одновременно и отход западных держав от привычной им русофобии, что являлось знамением уже иного времени» .
В своей внешней политике Россия использовала все методы, принятые в международных отношениях. Своеобразие ее внешнеполитического курса проявлялось, возможно, в большей опоре на силу, компенсируя тем самым недостаток экономических возможностей.
В тоже время России была свойственна верность международным договорам и данному слову. Хотя касалось это, преимущественно, отношений с европейскими «цивилизованными» государствами3.
Во внутренней политике, особенно в области культуры, царское правительство также стремилось более или менее придерживаться цивилизованных норм и методов, прислушиваясь к мнению Европы.
Проводимый правительством либеральный курс по отношению к культуре способствовал значительным преобразованиям в культурной жизни, не мешал творческим начинаниям4. Во многом это объяснялось тем, что «… правящая элита России восприняла западные институты и ценности и от них не желала отказываться.
Воспитанная в западном духе, правящая элита. избегала чересчур жестких мер, опасаясь осуждений цивилизованного мира»5.
В этой связи необходимо обратиться к вопросу, имеющему давнюю историю — к вопросу взаимоотношений России и Запада. Без него невозможно понять суть и значение межкультурного общения и взаимодействия культур. Этот вопрос особенно остро вставал в переходные эпохи. Рубеж XIX — ХХ вв. и был такой эпохой, когда конфликт Россия — Запад приобрел особый смысл.
Вопрос о месте России в Европе или вне ее, — не только русский вопрос. Но нигде он не ставился и не обсуждался с такой болезненной остротой. В России его ощущали как основной вопрос исторического бытия. Все предлагавшиеся решения отличались чрезмерной крайностью, односторонностью и еще больше запутывали его, представляя неразрешимым.
Теоретики заведомо неверной постановкой вопроса противополагали Россию и Запад, отделяли Россию от общеевропейского культурного целого. Сама историческая действительность постепенно решала этот вопрос6. В богатейшем наследии Серебряного века явно прослеживается давний конфликт славянофильской и западнической тенденций.
Но выдающиеся достижения этой эпохи убедительно подтверждают, что культура Серебряного
века смогла преодолеть извечный конфликт соперничавших установок и осуществила их сочетание, результатом чего и стал блестящий культурный феномен под названием «Серебряный век».
Конфликт Россия — Запад получил своеобразное преломление в творческих исканиях русской интеллигенции. Характеризуя ее двойственность, И.В. Кондаков отмечает, что русская интеллигенция «…
подражательна и вторична в своих начинаниях, ориентируясь на Запад, и в то же время самобытна, отталкивается от Запада и демонстративно противостоит
ему, будучи к тому же преисполнена национальной гордыни и мессианских на- 7
строений» .
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-rossii-v-kontse-xix-nachale-xx-vv-i-razvitie-mezhkulturnogo-obscheniya
Русская культура начала 20-го века
Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Необходим был поиск новых методов и художественных приемов.
К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.).
Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства.
Система образования включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).
Развитие начального образования стало происходить по инициативе демократической части общества. Начали возникать школы нового типа — культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.
Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений — к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.
), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С.
Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве.
На рубеже веков развивались традиционные и новые области науки. В физике И.Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания.
Работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А.
Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков.
Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов.
Этот период стал серебряным веком русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм).
Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, A. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О.
Мандельштам, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, B. Маяковский).
Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма.
В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф. Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В. Рахманинов, И.
Ф. Стравинский, Н.А. Римский-Корсаков) выдающихся произведений.
В изобразительном искусстве талантливые художники (И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов) продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин, пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин.
Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых зданий (Ф.О. Шехтель — Ярославский вокзал, А.В. Щусев — Казанский вокзал, В.М. Васнецов — Третьяковская галерея).
> Поделитесь с нами своим заданием!
Источник: http://historynotes.ru/russkaya-kultura-nachala-20-veka/
Материальная культура России конца XIX— начала XX века
Последние десятилетия XIX века характеризуются интенсивным развитием капиталистических производственных отношений.
Громадный прилив отечественных и иностранных капиталов обеспечил развитие металлургической, горнозаводской, керамической промышленности. Создаются новые отрасли, связанные с электротехникой и машиностроением.
Заводы по производству двигателей для электрического освещения действуют в Санкт-Петербурге, Риге, Варшаве, Москве, Одессе. С 1905 года введен в действие беспроволочный телеграф.
Новые процессы медленно, но неуклонно определяют основу формирующейся материальной культуры: значительные размеры концентрации производства, быстрый рост городов и городского населения, увеличение числа промышлененых центров и территориальное расширение сферы господства промышленного капитала. Но наряду с теми показателями, которые характеризуют большинство капиталистических стран, новой материальной культуре России присущи свои, специфические особенности. Стране был отпущен минимальный исторический срок для решения двух взаимосвязанных задач: ломки отживающих феодальных отношений, опорой которых было земледелие, и формирования новых капиталистических отношений. Сложность состояла в том, что, включившись в систему капитализма, Россия решает обе эти задачи в условиях серьезного кризисного состояния.
С конца 1899 года на Западе наблюдается поворот к кризису. В России первые признаки кризисного состояния финансов и промышленности появились еще раньше. Летом 1899 года терпят крах многочисленные предприятия Фон-Дервиза и Мамонтова.
Падение курсов акций, сужение внутреннего рынка, падение цен, несомненно, указывали на наступивший промышленный кризис.
Таким образом, за время своего капиталистического существования, включая первое десятилетие XX века, Россия впервые пережила и настоящий подъем со всеми его противоречивыми процессами, и настоящий кризис с разрушительными последствиями. Необходимость неотложных мер была очевидна. К их разработке привлекались авторитетные деятели русской науки.
В сентябре 1898 года И. А. Вышнеградский, министр финансов России, предложил Д. И. Менделееву пересмотреть и выработать новые таможенные тарифы. Речь шла о благоприятствованиивнутреннему рынку, а следовательно, о будущем российской экономики. В «Толковом тарифе» Д. И.
Менделеев представил комплексную программу экономического развития страны, разработав, по существу, новую систему материальной культуры России. Эту работу Д. И. Менделеев продолжает и в апреле 1902 года по просьбе О. Ю. Витте готовит записку «О нуждах русского сельского хозяйства».
Главная цель ее — разработать механизмы развития производительных сил в деревне, перевести сельское хозяйство на новый уровень экономической культуры.
В 1914 году член Государственного Совета, известный в России экономист Иван Христофорович Озеров, публикует статью «К экономическому положению России» Несмотря на хронологический разрыв и некоторые различия, экономический анализ и принципы формирования материальной культуры России в документах Менделеева и статье Озерова совпадают по существу.
И Менделеев, и Озеров считают, что «дорога среди пшеничных полей» не сможет вывести Россию в число экономически независимых государств.
Они видят новые формы труда в фабрично-заводской деятельности, глубоко аргументируют необходимость окончательной ломки феодальных отношений и формирования капиталистического производства, а желание некоторой части русской интеллигенции «перескочить через капитализм» называют утопией.
Объективные условия благоприятствуют капиталистическому развитию России, создавая в то же время проблемы, неизвестные западному капитализму. Например, велики сырьевые источники экспорта.
Среди них — лес, продукция сельского хозяйства и горнорудной промышленности, главная статья российского экспорта — хлеб. Но известно: вывоз сырья допустим только для стран, стоящих на самых низких ступенях культуры. Россия «и богата и бедна».
«Только богатой» Россия будет тогда, когда начнет вместо сырья вывозить обработанную продукцию.
И Менделеев, и Озеров видят в подобной структуре экспорта угрозу народному благосостоянию. Классической стала фраза И. А. Вышнеградского, говорившего про вывоз хлеба: «Сами не доедим, а вывезем».
Как же можно вывести страну на новый уровень развития? Менделеев выступил убежденным сторонником государственной политики протекционизма — покровительства промышленности и торговле, считая, что можно «покровительством создавать в России новый класс людей и новую чуткость». И в 90-е годы в основе государственной экономической политики действительно лежит протекционизм, приведший, однако, в условиях русской действительности к серьезным негативным последствиям.
Протекционизм реализовывался в двух направлениях: краткосрочные кредиты или ссуды и распределение государственных заказов. В самое короткое время эти два направления способствовали возникновению жесткой монополизации. Необычные размеры приобретают внеуставные ссуды.
И. X.
Озеров публикует работу с красноречивым названием: «Как расходуются в России народные деньги», в которой замечает: «Государственное казначейство начинает напоминать у нас игорный дом, куда стекаются авантюристы со всего света»
Политика государственных заказов дала монопольное право на использование заказов только 15 предприятиям. Другими словами, меры правительства предпринимались даже не в интересах промышленности в целом, а в интересах группы промышленников, на которых распространялась «политика заднего крыльца».
Ведущие экономисты России обращают внимание на то, что эта политика подрывает основы культурного ведения промышленного хозяйства, создает для промышленности тепличную атмосферу, убивавшую дух живой инициативы, для которой общие политические условия были и без того достаточно неблагоприятны.
К концу первого десятилетия XX века в промышленности России наблюдается определенное оживление. Однако общий подъем промышленного производства испытывают и другие капиталистические страны, и сравнительная характеристика России с Германией, Великобританией, Францией и особенно Соединенными Штатами не в ее пользу.
Ведущие экономисты страны вынуждены признать: «пропасть, отделяющая Россию от других стран, все растет и растет, несмотря на тот промышленный подъем, при котором мы присутствуем в настоящее время». Иностранные фирмы прибирали к рукам русские промыслы, и в 1916 году в горной и нефтяной промышленности иностранный капитал составил 91%.
Таковы были объективные условия и приоритетные направления формирования капиталистической культуры в сфере материального производства.
Выдвигаемые экономические программы предназначались не столько для тогдашних промышленников и купцов, сколько для нового поколения инициативных, энергичных людей. Поставленные задачи призваны решать как демократически настроенная интеллигенция, так и «главная фигура новой организации производительных сил» — купец-предприниматель (И. X. Озеров).
Интеллигенция, если захочет занять подобающее ей место, должна возглавить многие дела, связанные с развертыванием промышленности, с изучением и использованием природных богатств России.
Без активной и целеустремленной деятельности ученых и инженеров страна не достигнет «ни внутренней силы, ни свободы, ни определяемого ими благосостояния и условий для дальнейшего развития», — утверждал Д. И. Менделеев.
Уже к концу XIX века было ясно, что развитие российских производительных сил невозможно без тесного союза науки и производства.
Этот союз подтверждался процессами, происходящими в капиталистических странах Западной Европы.
События в них показали, что союз естественнонаучных знаний с промышленностью при должном уважении к материальному и духовному труду «стал мировой и мирной силой» (Д. И. Менделеев).
В России формирование такого союза шло гораздо медленнее, чем в западных странах. Выдвинулись действительно талантливые инженеры-предприниматели. Инженер Г. В. Осипов возглавляет завод Русского общества «Всеобщая компания электричества», М. П. Прокунин, талантливый химик, строит первый в России завод по переработке картофеля.
Переустройство Тульского оружейного завода связано с именем знатока железобетонного строительства А.А. Же-лябужского. Л. И. Додон, получивший известность строительством 152-метрового моста в Гори, — горный инженер-строитель, владелец железобетонного предприятия в Тбилиси. Это представители иного типа культуры.
Но их явно не хватало для масштабного формирования новой материальной культуры.
Кроме объективных социально-политических условий в стране и экономической политики государства, два существенных фактора тормозят развитие российского предпринимательства: во-первых, уровень образования, во-вторых, психология русской общественности. Российское образование не отвечает потребностям нового времени.
Наша школа, отмечали современники, — это «фабрика для изготовления рабов-инвалидов, уже утомленных жизнью прежде, чем они вступят в жизнь»
Обратим внимание на второй фактор. Чем характеризуется национальный характер и общественная психология россиян? С одной стороны, русский человек «сметлив и предприимчив».
С другой — русские обладают такими чертами национального характера, которые не способствуют развитию культуры предпринимательства. «Мы не умеем вдуматься в чужую мысль, в чужое настроение, не понимаем друг друга, не заботимся о своем «духовном я», о его красоте. Мы любим говорить о деле, об объединении, но, начиная дело, расходимся», — вынужден признать И. X.
Озеров
Некоторые противоречия коренятся и в общественном сознании русской интеллигенции. Российский интеллигент болеет за обездоленных и униженных, он искренне жалеет, чтобы человек действительно был счастлив, а в обществе царила справедливость. Однако ясно, что материальные блага можно разделить по справедливости только тогда, когда они произведены.
Нужен труд и организаторы этого труда, но русский интеллигент видит едва ли не в каждом таком организаторе разбойника, расхищающего общественное достояние.
Вот эта психологическая характеристика русского общества является преградой на пути развития производительных сил страны, и роль интеллигенции здесь трудно переоценить. Если интеллигент проповедует отречение от материальных благ — значит эта система ценностей входит в жизнь.
Эта «идеализация нищеты» имеет объективные основания: среди представителей интеллигенции конца XIX — начала XX века большинство выходцев из беднейших слоев. Нужно учесть, что немало представителей купечества и промышленных кругов строили свое благосостояние на эксплуатации бесправных масс населения.
Однако время требует деятелей, внедряющих другие формы организации труда, с другой психологией и системой ценностей.
Еще одна черта общественного сознания, утверждаемого русской интеллигенцией, — культ равенства, стремление к нивелированию личностных характеристик. Однако забота о том, чтобы «люди не переросли друг друга», — путь гибели высокой материальной культуры, в которой так нуждался молодой российский капитализм.
Конечно, развитию экономики страны мешали не только указанные факторы. «Не вписывалось» в новую культуру и русское изобретательство.
Капитализм требовал особой чуткости к техническим новшествам, быстрого внедрения их в производство.
Русские предприниматели, обладающие капиталами, действовали по старинке: медленно и осторожно
Две войны — русско-японская и первая мировая — приостановили движение России к новому типу материальной культуры.
Источник: https://students-library.com/library/read/41770-materialnaa-kultura-rossii-konca-xix-nacala-xx-veka