Быт и обычаи во второй половине XVIII века
При Петре І начались масштабные изменения в быту населения России. Они продолжались и при его преемниках, и во второй половине 18 века. За короткое по историческим меркам время (около 100 лет) быт многих сословий российского общества изменился до неузнаваемости.
При Петре I нововведения приходилось вводить силой. Но ко второй половине 18 века мода на всё новое распространилась среди дворянства. Новизна стала частью жизни дворян России.
Пример во всём по-прежнему подавал императорский двор. Состояние двора подчёркивало престиж монарха и монархии.
Неслучайно дворцы российских правителей и их фаворитов стали примерами для жилья остального дворянства.
Во второй половине 18 века господствовало два стиля: барокко и классицизм. В соответствии с их канонами строилось, украшалось и обставлялось жильё высшего сословия.
Основной резиденцией императорской семьи в зимнее время был Зимний дворец в Петербурге. Это здание было построено к 1762 году. Его общая площадь составляла около 60.000 квадратных метров. В нём насчитывалось 1500 комнат. Дворец отличался пышной отделкой фасадов и помещений.
В тёплое время двор перебирался в Царское Село. Там располагался Большой Екатерининский дворец. Построенный к 1756 году, он поражал современников своими размерами и роскошью.
Ещё одной летней резиденцией российских монархов был Петергоф.
Во внутреннем убранстве дворцов большое внимание уделялось комфорту и роскоши. Комнаты были обставлены дорогой мебелью. Стены украшены лепниной и росписями, зеркалами и картинами.
Дворцы фаворитов не уступали императорским дворцам. Для графа Григория Орлова, по приказу Екатерины ІІ был построен Мраморный дворец. Для Григория Потёмкина – Таврический дворец.
Жильё дворян, купцов, промышленников также являлось показателем их статуса и богатства. Из подобных дворцов следует выделить особняк Демидовых, Строгановский дворец.
Российские вельможи соперничали друг с другом в роскоши обстановки своих жилищ. Поэтому в таких домах можно было встретить экзотических зверей и птиц, коллекции произведений искусства, новинки техники.
Во второй половине 18 века значительная часть российских дворян стала постоянно проживать в своих поместьях. Это было связано с отменой ранее обязательной для них государственной службы.
Ввиду этого, следуя собственным потребностям в комфорте и веяниям моды, дворяне стали перестраивать свои усадьбы.
Часто вид усадьбы в той или иной мере копировал дворцы столичной знати.
Во второй половине 18 века особую значимость приобрёл придворный этикет. Во многом копируя манеры парижского двора, бывшего в 18 веке эталоном для «просвещённых» монархий, российский императорский двор своими манерами поддерживал статус России как Великой державы.
Церемонии стали строго регламентированными. Знание правил поведения при дворе стало одной из обязанностей настоящего дворянина.
Ко второй половине 18 века изменилась одежда российского дворянства. Во многом она подражала французской моде.
Мужской парадный костюм состоял из рубашки, сшитой из дорогих тканей и украшенной кружевами. Коротких штанов (кюлотов) и чулок, камзола, одежды надеваемой поверх рубашки. Верхней одеждой был кафтан.
Он шился из дорогих тканей (шёлка, атласа, бархата), обильно украшался вышивкой. На ногах носили башмаки, в соответствии с модой, украшенные массивными пряжками.
В соответствии с модой мужчины носили парики различной формы, которые, как и лицо было принято пудрить.
Обязательным дополнением к дворянскому костюму стали шпага, перчатки, карманные часы.
Женские парадные платья 18 так же были роскошными. В основном они состояли из пышной юбки, укреплённой на специальном каркасе и узкого лифа с глубоким вырезом. Под платьем носили корсет.
Он был нужен для придания фигуре необходимого вида. Нередко корсет поддерживал пышное платье. Обязательной принадлежностью такого платья был веер.
Женские наряды шились из самых дорогих тканей, были украшены орнаментом, драгоценностями, кружевами.
Во второй половине 18 века в моду вошли огромные и сложные по исполнению женские причёски. Фантазии парикмахеров не было предела. Именно в это время появились такие причёски как «Фрегат» и «Мария-Антуанетта».
Питание дворян стало таким же изысканным, как и их наряды. Блюда русской кухни теряли популярность. На торжественных мероприятиях предпочитали угощения из европейских стран. Выписанные в Россию французские повара готовили блюда, популярные при дворе королей Франции.
Русским дворянам полюбились изысканные десерты, различные соусы, французские вина, экзотические для России морепродукты (устрицы, омары, креветки).
За столом обязательными стали вилка и нож, сменные тарелки. Застольный этикет стал таким же строгим, как и придворный.
Для дворянина практически всё время свободное от служебных дел превращалось в досуг. Поэтому именно во второй половине 18 века в дворянскую среду России активно проникают новые развлечения. Но досуг стал не просто приятным времяпрепровождением, а практически «службой» для многих дворян.
Увеселительные мероприятия давали возможность получить авторитет в среде высшего сословия, показать себя с лучшей стороны, блеснуть знаниями. Своё богатство дворяне показывали, устраивая грандиозные фейерверки, маскарады и карнавалы. Изысканные манеры – организовывая балы, званые обеды.
Просвещённость – посещая театральные представления, выступления оперных певцов, музыкантов.
Примечательным фактом в российской истории стала постройка в 1740 году Ледяного дома. Он предназначался для шутов Анны Иоанновны, свадьбу которых она устроила для своего развлечения. Дворец был полностью выстроен изо льда. Его обстановка (мебель, посуда, убранство) так же была ледяной. На постройку Ледяного дома, простоявшего 4 месяца, ушло несколько десятков тысяч рублей.
Популярным занятием в дворянской среде второй половины 18 века стало коллекционирование. Собрания картин, книг, иных предметов искусства стали повсеместным явлением. Порой на их основе возникали настоящие музеи.
Видя пример в привычках европейского дворянства, в среде российской знати распространилось увлечение игрой на музыкальных инструментах. Самыми популярными из них были фортепиано и клавесин.
Таким же занятием стало обучение вокалу.
Во второй половине 18 века претерпевают изменения понятия о «дворянской чести». Ввиду иностранного влияния в России получает распространение дуэль. Однако видя опасность в таком новшестве, в 1787 году Екатерина ІІ издала «Манифест о поединках», который назначал за дуэли строгое наказание.
Быт горожан во второй половине 18 века не претерпел таких изменений как дворянский. Тем не менее, перемены произошли и здесь.
Богатые жители городов (кроме дворян, которые жили своей отдельной жизнью, ими являлись купцы, торговцы, промышленники) старались подражать знати. Однако в городском обществе сильными оставались русские традиции.
В итоге это привело к частичному смешению европейских и русских традиций в городах России.
Например, большая часть купечества и простых горожан носила длинный русский костюм. Ввиду старых традиций считалось, что длинная одежда придает её владельцу степенность. Но в этом костюме появились детали, заимствованные у дворянской одежды (европейский фасон, отделка).
Женщины продолжали носить традиционные юбки, сарафаны, «душегреи», но к ним прибавлялась модная на то время обувь, головные уборы, украшения.
Такая же ситуация была и в питании. Горожане предпочитали блюда русской кухни. Но на столе всё чаще стали появляться колбасы, салаты, чай и другие «заморские» продукты и блюда из них.
Одежа же городской бедноты почти не отличалась от крестьянской. Таким же оставался их быт и питание.
Во второй половине 18 века улучшились бытовые условия жизни в городах России. В Москве и Петербурге были построены водопроводы (правда, преимущественно они обслуживали дворцы знати).
Так же в этих городах получило развитие уличное освещение.
Во второй половине 18 века в крупных городах зародились учреждения общественного питания. Стали моститься улицы.
Во многих городах появились общественные бани, открылись городские больницы.
Так же в городах появляются цирюльни. Цирюльник был и парикмахером, и лекарем.
Развлечениями для горожан, преимущественно Москвы и Петербурга, служили устраиваемые за счёт властей фейерверки, праздничные гулянья, катание с ледяных гор.
Быт основной массы крестьян во второй половине 18 столетия оставался практически неизменным.
Крестьянским жильём служила курная изба. Основной пищей – щи, каши, хлеб. Одеждой – рубахи, порты, зипуны. На ногах носили лапти.
Но во второй половине века в части крестьянских домов появились деревянные полы и потолки. Избы стали топиться «по-белому» — то есть дым из печи выходил через трубу на улицу. Однако обстановка жилища оставалась прежней. Основной мебелью в доме оставались лавки, стол, сундук для вещей.
И только небольшая часть крестьян, ввиду личных способностей и экономических послаблений со стороны государства, смогла изменить свой быт.
Такие семьи строили добротные избы. Покупали добротную одежду и обувь, посуду и мебель. Разнообразили своё питание.
Таким образов во второй половине 18 века быт населения России претерпел серьёзные изменения.
Они коснулись прежде всего дворянства. Знать переняла европейскую моду на роскошное жильё и одежду, пищу и развлечения.
В среду горожан частично проникли и смешались с русскими традициями европейские обычаи. Это отразилось в одежде, пище, развлечениях. Города России стали благоустраиваться.
Быт крестьян оставался таким же, как и раньше. Исключение составили немногочисленные хозяйства, которые могли позволить себе новшества.
Источник: https://videouroki.net/video/30-byt-i-obychai-vo-vtoroi-polovinie-xviii-vieka.html
Культура и быт России XVIII века
Тема урока: «Культура и быт России XVIII века».
Цель урока:
— выявить связь культуры второй половины XVIII века с историческими условиями её развития, углубить знания об особенностях российской культуры изучаемого периода,
— развивать умения, учащихся делать выводы, анализировать, обобщать, использовать информационные технологии при публичной защите своего проекта, формировать культуру делового общения у учащихся,
— способствовать расширению кругозора десятиклассников при изучении произведений великих мастеров XVIII века, формированию ценностного отношения к достижениям отечественной культуры.
Оборудование урока:
Учебники, презентации к уроку, портреты выдающихся учёных, архитекторов, художников второй половины XVIII века.
План урока:
1. Исторический фон развития культуры второй половины XVIII века.
2. Представители великой культуры.
3. Быт населения Российской культуры.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Поисковый этап.
-
Рефлексивный момент. Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Организационный момент.
Учитель вместе с учащимися формулирует тему и цели урока.
1. Исторический фон развития культуры XVIII века.
В ходе беседы выявляются особенности российской культуры.
Учащиеся отвечают на вопросы:
— Какие изменения произошли в России во второй половине XVIII века? Как эти изменения могли повлиять на культуру?
— Какой политики в области культуры придерживалась Екатерина II?
— Как отразилась политика просвещённого абсолютизма на развитии культуры данного периода?
Затем учащиеся знакомятся с текстом учебника на странице 281-284 и записывают в тетради особенности российской культуры данного периода:
-
Россия превращалась в просвещённое европейское государство.
-
Идеи Просвещения проникали в российскую жизнь.
-
Возникли противоречия между новыми явлениями в культуре и старыми феодальными отношениями.
-
Происходило взаимопроникновение достижений русской культуры XVII века и новых культурных веяний.
-
Российская культура всё больше приобретала светский характер.
-
Культура способствовала дальнейшему формированию национального самосознания.
-
Интернациональный характер культуры.
-
Влияние иностранцев на становление российской цивилизации.
2. Представители великой культуры.
Изучение этого вопроса проходит в форме пресс-конференции. Группа делится на две подгруппы. В первую группу входят представители образования, науки, литературы, искусства России второй половины XVIII века.
Вторую группу составляют «журналисты», которые задают вопросы «деятелям культуры».
«Деятели культуры», отвечая на вопросы, используют подготовленные презентации, что позволяет повысить наглядность и эффективность рассмотрения нового материала.
Затем «журналисты» оформляют записи в виде журнальной статьи или газетной заметки.
Цель подобной формы работы не только погружение в эпоху, умение представить свой жанр, но и в формировании культуры делового общения у учащихся, самовыражения и самоутверждения.
3. Быт населения Российской культуры.
Этот вопрос изучается в форме практикума. Учащиеся работают с текстом учебника и сравнивают быт россиян XVIII века с их бытом в XVII веке, записывая в тетради отличия и новшества.
При необходимости и наличии времени учитель добавляет информацию по данному вопросу:
Вельможные дворяне детей воспитывали дома. Воспитателями зачастую были учителя-иностранцы. Главным педагогическим средством воспитания были розги. Немки воспитывали с детства точность, аккуратность; англичанки – сдержанность, этикет; француженки – галантность, представление о французской литературе, танцевальном искусстве, моде. И от каждого воспитателя юные дворяне получали знание языка.
Провинциальное дворянство подражало столичному. Что из этого получилось, широко известно из произведений русской классической литературы. Выражение «смесь нижегородского с французским» характеризует это явление.
Купцы, обладая деньгами, чувствовали сословную неполноценность.
Многие из них требовали привилегий дворян, но статуса не получали. Тогда они выставляли напоказ своё богатство – возводили пышные хоромы, носили роскошные шубы, выезжали в свет, демонстрируя поражающее воображение обывателя мотовство.
Именно тогда появились такие выражения в русском языке, как «разоделась как купчиха», «купеческие замашки», «купеческий приём» и др.
В светское общество стремилась и ещё одна пока ещё не многочисленная часть населения – нарождающаяся буржуазия, одним из представителей которой являлся известный горнозаводчик П.А. Демидов.
По воспоминаниям современников, Демидов был чудаком. Когда в моду вошли очки, у него очки носили не только домочадцы, но также лошади, собаки.
А слуг в доме он нарядил так: одна сторона в сермяге и онучах, а другая – в золоте и модной европейской обуви.
В этом поступке можно увидеть одно из чудачеств миллионера Демидова, а можно увидеть образ России XVIII века.
-?-
Какую характеристику России XVIII века подтверждает этот факт из частной жизни одного человека?
(Учащиеся отвечают, делают выводы).
Рефлексивный момент. Подводятся итоги урока, учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Домашнее задание: учебник истории § 46.
2
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/kultura-i-byt-rossii-xviii-veka.html
Культура России в середине и во второй половине XVIII века. — презентация
1 Культура России в середине и во второй половине XVIII века
2 Главные изучаемые разделы темы Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.
3 Культура – достижения в материальной и духовной жизни. Культура Наука Искус ство Быт людей Просве щение
4 Проверка знаний предыдущей темы Работа с документом – 3 студента Рассказ об основных идеях века Просвещения, какое они имели значение для развития народовластия и Свободы? Термины «абсолютизм», «Просвещенная монархия» Почему ее воплощала именно Екатерина Вторая?
5 1. Русская культура в середине XVIII века: характеристики Формирование национальной культуры России Формирование наук на базе накопления знаний Образование литературного русского языка и появление национальной литературы Увеличение количества печатных изданий Шедевры зодчества, живописи и скульптуры
6 Русская культура в середине XVIII века: характеристики Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер Также характерная черта русской культуры – ее восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.
7 2. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами.
8 Крестьянское свидетельство об окончании училища
9 Училища Училище при Академии художеств Коммерческое училище Медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц Горное училище в Петербурге Пушкарская школа Навигацкая школа
10 Здание бывших ремесленных мастерских города Петрозаводска. Для какого завода кадры?
11 Московский университет Главным центром научной деятельности была Академия наук (по указу 1724 г. создана в Петербурге) В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян).
12 Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
13 Российская Академия В 1783г. была учреждена Российская Академия, председателем которой стала сподвижницы Екатерины Великой княгиня Екатерина Романовна Дашкова ( ). Женщина- академик! Академией был подготовлен шеститомный «Словарь Российской Академии», содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.
14 М.В. Ломоносов. Задание: презентация о Ломоносове на след. Урок! Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель ( )
15 «Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна…»
16 Великая Северная экспедиция Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо- запада Америки. Карта 1745 года, Дальний Восток
17 В. Беринг прошел между Чукоткой и Аляской, ответив на вопрос Петра – соединяется ли Азия с Америкой? — Фотография со спутника
18 Техническая мысль в России Механик-самоучка, «русский Леонардо да Винчи», Иван Петрович Кулибин ( ) усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора (так называемый «зеркальный фонарь»), семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм.
19 Проект одноарочного моста – не реализован
20 «Самобеглая» велоколяска Кулибина. Прототип прожектора. «Более сорока лет времени занимался я во изыскании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются»
21 Из описания часов Кулибина «Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. По завершении часа в яйце отворялись створчатые дверцы, открывая золоченый чертог. Против дверей стояло изображение гроба Господня, в который вела затворенная дверь. По сторонам гроба стояли два воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь, ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены-мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос воскресе!», исполнявшийся трижды. Во второй половине дня ежечасно исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус из гроба». В полдень часы играли гимн, сочиненный самим Кулибиным. Фигурки ангелов, воинов и жен- мироносиц были отлиты из золота и серебра».
22 И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя (1763). Проект был отправлен Екатерине и получил премию в 400 рублей.
23 Литература Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»). В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.
24 Гаврила Романович Державин ( ). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.
25 Алмазна сыплется гора С высот четыремя скалами Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу и бьет буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит, Шумит, и средь густого бора Теряется в глуши потом; Луч чрез поток сверкает скоро; Под зыбким сводом древ, как сном Покрыты, волны тихо льются, Рекою млечною влекутся.
26 В это время развивается стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Баро́кко (итал. barocco «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca «жемчужина неправильной формы»итал.порт. Второй популярный стиль – классицизм – строгие формы без излишеств Архитектура
27 Зимний дворец. Петербург. Архитектор Растрелли Общий вид
28 Архитектор Ухтомский. Красные ворота. Не сохранились.
29 Ухтомский. Дом-комод в Москве
30 М.Ф.Казаков. Петровский путевой дворец
31 В.И.Баженов. Дом Пашкова
32 Русская живопись Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). Родоначальники пейзажной живописи — С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко. Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин — мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
33 Дм. Левицкий
34 Вл. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной Портррет Алексея Александровича Лобанова-Ростовского ( ) и его жены Александры Григорьевны, ур.Кушелевой ( )
35 Ф. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. Портрет неизвестной.«Ее глаза, как два тумана…»
36 Шубин. Портрет князя Голицына.Портрет Паниной.
37 Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества В эпоху Петра I ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами. Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.
38 Юлианский календарь
39 Попытки реформирования системы образования Екатерина II, считая себя » просвещенным монархом», задумала создать «новую породу людей». Основываясь на идеях французских просветителей, в те времена считали, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Проектом было создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к годам.
40 В Смольном институте
41 Российская интеллигенция К концу ХVIII века появляется слой людей с высоким уровнем умственных интересов, материальных и духовных потребностей, идейных и нравственных запросов. Формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и многие другие. Конечно, таких людей было не так уж много. Масса чиновников и дворян (особенно провинциальных) была лишена всяких высших интересов. Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным вкусам, модам, презрение к родному языку, религии, «отечественным нравам». В книжной лавке
42 Начало изучения крестьянской культуры Русский издатель Николай Иванович Новиков ( ) в своих журналах развивал крестьянскую тему. В театрах начинают ставиться комедии и комические оперы на крестьянскую тему. Живописец М. Шибанов показывал человеческое достоинство крестьян, нравственность их семейных отношений. Параллельно с появлением образа крестьянина в литературе и искусстве возник и постепенно углублялся интерес к крестьянской культуре. Публиковались сборники пословиц, песен, сказок, былин.
43 М. Шибанов. Крестьянский обед.
44 Свадебный сговор
45 Итоги развития русской культуры в XVIII в. Культура России развивалась под влиянием петровской реформации и идей Просвещения, в эту эпоху носила светский характер. Культурное развитие достигло высокого уровня. Культура России отличалась демократизмом и гуманизмом. В эту эпоху были заложены основы современной системы просвещения.
46 Задание дома: Скачать презентацию, «Сегодня на уроке» Закрепление. С. 232 – что значит термин»европеизация русской культуры»?
47 Источники polovine-18-veka/ polovine-18-veka/
Источник: http://www.myshared.ru/slide/269092
Русская культура 18 века
Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни.
Начался процесс европеизации русской культуры.
Прорубив “окно в Европу”, молодой и энергичный русский царь начал проводить крупномасштабные реформы.
Многие начинания и нововведения Петра I носят название “первых” в России (первая школа, первая газета и т. д.).
Большое значение Петр I придавал изменению всего образа жизни и быта русского дворянства в западном духе.
Многие реформы имели прогрессивное значение и приобщали Россию к общеевропейской культуре. С другой стороны, насильственное внедрение чужой культуры часто приводило к уродливым проявлениям.
В 1706 г. позорно провалилась попытка Петра I создать в России первый публичный театр – “комедиальную храмину”.
Характерные особенности культуры петровской эпохи:
- европеизация;
- просвещение;
- светский характер культуры.
Среди великих деяний Петра особое место занимает основание Санкт-Петербурга, который стал культурной столицей России.
16 мая 1703 г. Петр I в устье Невы заложил крепость “Санкт-Питер-Бурх”, что стало днем рождения города. Уже в начале 20-х гг. XVIII века в Петербург переезжает императорский Двор, центральные административные учреждения и дипломатический корпус. Фактически город становится новой столицей империи.
Рис. 1. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев.
В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.
Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.
Рис. 2. Петропавловский собор.
Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.
В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.
Кратко о русской культуре 18 века рассказывает следующая таблица:
Область культуры | Ведущие стили и жанры | Представители | Работы |
Литература | Классицизм; ода, басня, комедия | В. К. Тредиаковский | “Телемахида” |
М. В. Ломоносов | “Слово похвальное Петру Великому…” | ||
Д. И. Фонвизин | “Недоросль” | ||
Архитектура | Барокко, классицизм | Д. Трезини | Петропавловский собор, Летний дворец Петра I |
В. Растрелли | Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе | ||
Дж. Кваренги | Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе | ||
Живопись | Историческая и портретная живопись | А. Матвеев | “Автопортрет с женой” |
И. Н. Никитин | “Портрет Петра I” | ||
А. П. Лосенко | “Прощание Гектора с Андромахой” | ||
В. Л. Боровиковский | “Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны” | ||
Д. Г. Левицкий | “Портрет Екатерины II” |
Рис. 3. Портрет Петра I. И. Н. Никитин.
Вся русская культура XVIII века складывалась под воздействием реформ Петра I. Самый яркий образец европеизации – Санкт-Петербург. Во второй половине XVIII века ведущим направлением русской культуры становится классицизм.
Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 316.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/russkaya-kultura-18-veka-kratko-tablica.html
«Культура России второй половины XVIII века» (стр. 1 из 12)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«Культура России второй
половины
XVIII
века».
Введение.
Так сложилось, что человек живёт в обществе и не может существовать без него, поэтому всё связанное с обществом влияет на нашу жизнь. Каждому известно, что всё, что нас сегодня окружает, появилось не просто так, не из воздуха.
В течение многих веков, прикладывая колоссальные усилия, человек преобразовывал мир вокруг себя, стараясь сделать свою жизнь лучше. Постепенно происходило изменение облика каждого государства, в том числе России. Менялись ценности, привычки, вкусы, а также взгляды на мир.
Результатом этих изменений стало то, что мы сегодня видим вокруг нас. Но в настоящее время многие люди живут лишь сегодняшним днём, предпочитают думать о будущем. Мало кого интересуют проблемы, имевшие место там, в далёком прошлом.
Мало кто знает истоки русской культуры, этапы её развития, периоды застоя и процветания, какие-то переломные моменты. Одним из таких моментов стал XVIII век, особенно его вторая половина.
На мой взгляд, тема культуры второй половины XVIII столетия имеет большое значение, поскольку именно в этот период происходят радикальные изменения во многих областях науки, в том числе химии и биологии.
Развивается театральное искусство, которое постепенно отступает от традиций классицизма, игра актёров становится более естественной. Происходят перемены и в прикладном искусстве, которое теперь ориентировано на потребности более широкого круга людей.
Список новшеств можно продолжать и продолжать. На мой взгляд, именно изменения, имевшие место во второй половине XVIII века, заложили некоторые основы современного искусства.
Это и говорит о том, что выбранная мною тема не только имеет большое значение, но и является актуальной, потому что основы культуры своего народа нужно знать всегда.
Главной задачей моей работы было достаточно подробное рассмотрение основных областей русской культуры второй половины XVIII столетия с целью составления наиболее полной картины. В связи с этим возникла другая задача – внимательно ознакомиться со всеми источниками, чтобы выбрать самые важные положения.
Для выполнения работы я использовала пособие для подготовки к экзаменам по истории, а также такие книги, как «История русской культуры» (Берёзовая Л. Г., Берлякова Н. П.), «История русского искусства», а также «Очерки русской культуры XVIII века».
Эта литература содержит большое количество информации по выбранной мною теме, поэтому позволяет в доступной форме преподнести материал. Также стоит сказать о том, что в перечисленных источниках рассматривается культура России в процессе развития, что помогает определить, какие же перемены произошли в той или иной её области.
Я также пользовалась Толковым словарём Ожегова и словарём Зеновича, так как они позволили объяснить некоторые непонятные термины, которые использовались в книгах.
Приступим к рассмотрению русской культуры во второй половине XVIII столетия.
Архитектура.
Вторая половина XVIII века внесла в архитектуру России некоторые новые элементы. Необходимость изменений в строительстве была обусловлена успехами в развитии науки, ростом торговли и промышленного производства, а также урбанизационными процессами, то есть увеличением числа городов и их размеров.
Перед архитекторами того времени стояло несколько задач, причём одной из важнейших являлась необходимость радикального изменения во внешнем облике зданий. Дело в том, что принципы архитектуры, имевшие место в середине XVIII века и ориентированные на дворцовые и церковные сооружения, не подходили для масштабного строительства.
Вспомните уникальные формы таких творений Растрелли, как Екатерининский дворец (1752 – 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754 – 1762), Смольный монастырь (1748 – 1764) в Петербурге. Во второй половине XVIII века требования несколько изменились.
Теперь зодчие стали обращаться к наследию античной классики, в первую очередь древнеримской, от которой они брали ордера[1] , воспроизводимые с соблюдением правильности соотношений и деталей. Именно эти сочетания несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции стали основным средством тектонического[2] решения и фасадов, и интерьеров.
Архитекторы того времени должны были также соблюдать гармоничность пропорций в отношении не только общих объёмов, но и отдельных элементов тех или иных сооружений. Впоследствии разработанная на основании обращения к античности совокупность архитектурных приёмов стала называться русским классицизмом.
Уже с начала 1760-х годов в ряде русских городов, особенно крупных, развернулись масштабные градостроительные работы.
Говоря о Петербурге, стоит отметить, что достаточно большое значение имели работы, связанные с регулированием берегов Невы и других рек, проведением новых каналов, строительству набережных и каменных мостов. Не меньшее внимание уделялось разработке системы площадей в центре города.
В той части Москвы, где раньше располагались старые крепостные стены Белого города, появилось несколько широких бульваров. Немалое строительство было развёрнуто в Ярославле и в Твери, где был реконструирован весь центр города.
Наряду с масштабным строительством в русских городах, в том числе небольших по размеру, имело место и сооружение зданий нового назначения. Примером может послужить огромное здание Академии художеств (1764 – 1772), возведённое на берегу Невы А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Вален-Деламотом. В Москве же было построено обширное здание Воспитательного дома.
Несмотря на наличие в схемах решений этих зданий большого числа элементов, напоминающих прежние дворцовые сооружения, нельзя сказать, что архитекторы не разрабатывали какие-то новые приёмы, не создавали более рациональные, а значит, и удобные, планы. Наоборот, в зданиях второй половины XVIII века было много нового.
Их внешний облик решён по-другому, что проявляется в строгих и простых формах.
Вообще своеобразная сдержанность и простота являются характерными чертами многих других сооружений того времени. Вспомните, например, построенный архитектором Ринальди Мраморный дворец (1768 – 1785), расположенный в центральной части Петербурга. Фасады этого здания отличаются гармоничностью пропорций, чёткостью архитектоники.
Стоит отметить, что то, что было намечено в работах шестидесятых годов восемнадцатого столетия, впоследствии раскрылось в творчестве ведущих архитекторов той эпохи – Баженова, Казакова, Старова, Чарльза Камерона, а также уроженца Северной Италии Джакомо Кваренги. Рассмотрим, какой вклад сделали эти именитые зодчие в развитие русской архитектуры.
Крупные постройки и проекты Василия Ивановича Баженова связаны в основном с Москвой. Особенно большое значение принадлежит проекту Кремлёвского дворца и проводимому в Царицыне строительству.
С 1768 по 1773 год Баженов возглавлял Модельный дом, где и велась работа над проектом нового Кремлёвского дворца, который предположительно должен был охватить весь кремлёвский холм.
Разрабатывая план, архитектор выдвигает на первое место решение общих задач планировки, намечает создание на территории кремлёвского холма системы площадей и проездов, которые бы объединяли отдельные участки, при этом учитывает особенности местности.
Были задуманы в связи с новым зданием дворца и корпуса административных учреждений Москвы. Хотя проект Баженова так и не осуществился, созданная им модель сильно повлияла на дальнейшее развитие архитектуры конца XVIII века.
Что касается строительства ансамбля в Царицыне, то и в этом случае Баженов попытался по-новому решить поставленную перед ним задачу.
В качестве черты, которая отличает данный архитектурный ансамбль от дворцовых сооружений середины века, предстаёт «живописный пейзажный парк с размещёнными в нём небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены».[3] Зодчий, разрабатывая планы, пытался развивать прежние (древние) традиции московского зодчества.
Среди московских построек, выполненных по проектам Баженова, особенно выделяется бывший Пашков дом (1784 – 1786), сейчас старое здание Библиотеки имени Ленина.
Помимо Баженова в Москве работал Матвей Фёдорович Казаков, начавший свою деятельность в Твери. Его самостоятельная работа началась в середине семидесятых годов XVIII века.
Одной из самых выдающихся построек было здание Сената в Кремле (1776 – 1787), которое во времена Советского Союза являлось зданием Верховного Совета СССР.
Архитектор сумел учесть и использовать особенности треугольного участка, на котором должно было располагаться сооружение, и смог создать такую постройку, в которой сочетаются «монументальность общего облика и парадность композиции»[4] с удобным и рациональным ланом.
Впоследствии Казаков построил в Москве множество других зданий, среди которых наиболее примечательны университет и Голицынская больница – первая крупная городская московская больница. Второе сооружение относится к числу последних работ мастера и выполнено в наиболее строгом стиле.
В отличие от Баженова и Казакова, которые работали преимущественно в Москве, Иван Егорович Старов проектировал в основном для Петербурга, где и находятся его важнейшие постройки, крупнейшей среди которых является Таврический дворец (1783 – 1789).
В конце XVIII века участок, на котором расположено данное здание, не входил в черту города, чем и обусловлено свободное размещение дворца и наличие при нём большого парка.
Таврический дворец был предназначен для различных приёмов и торжеств по случаю присоединения Крыма к России, поэтому изначально в плане предполагалось присутствие в здании парадных зданий.
Таврический дворец, одновременно строгий и торжественный, являлся одним из самых значительных сооружений конца XVIII столетия. Поистине выдающимся архитектурным сооружением является и Троицкий собор Александро-Невской лавры, который также выполнен по проекту Старова.
Источник: http://MirZnanii.com/a/286651/kultura-rossii-vtoroy-poloviny-xviii-veka
урок 19 культура и быт России во второй половине XVIII веке. — копия.docx — разработка урока истории на тему «Культура и быт России во второй половине XIXв.» (10класс история)
Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
×
Название предмета: История РоссииКласс: 10УМК: учебник А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов.
История России 1719 века ,часть 2.М.:«Русское слово», 2004 год.Уровень обучения: базовыйТема урока: Культура во второй половине XVIII века.Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1часМесто урока в системе уроков по теме: четвертый урок в разделе Россия в XVIII в.Цель: познакомить с достижениями русской культуры второй половины XVIIIв.
, еедеятелями; Развивать умения характеризовать достижения отечественной культуры. Выявлять ееособенности;Формировать художественный вкус учащихся, эстетическое воспитание, осуществлениетворческого сотрудничества педагогов и учащихся. Планируемые результаты:знать особенности развития русской литературы;знать достижения в области науки.
архитектуры, живописи;характеризовать жанры литературного творчества:сравнивать быт россиян 18 в с их бытом в 17 веке.Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.Форма проведения: круглый стол.Основные понятия6 барокко, классицизм, сентиментализм, реализм, народное творчество.
Даты: 1730е годы – открытие Сухопутного шляхетского корпуса, 1750егг. открытиеМорского шляхетского корпуса, 1755г, открытие Московского университета, 1767г, открытие Института благородных девиц ( Смольный институт)., 1780ег. введениесистемы народного образования.Выдающиеся личности: М.В.Ломоносов, И.И.Шувалов, И.И.Ползунов, И.П.Кулибин,А.И.Чириков, Н.М.
Карамзин, В.В.Растрелли, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, Ф.С.Рокотов,Д.Г.Левицкий.Оборудование: картины, иллюстрации памятников архитектуры и живописи, портреты,выставка книг по теме.Эпиграф:« О незабываемое столетие! Радостным смертным даруешь Истину, вольность и свет. А.Н.Радищев.I. Организационный момент.II.Фронтальное обсуждение изучаемого материала.
План обсуждения материала Внимание учащихся обращается на эпиграф урока, им предлагается объяснить, как онипонимают слова, что XVIII столетие «идолов свергло к земле…», почему эта эпоха дарует«истину, вольность и свет». Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что XVIII в. –очень важная веха в истории России и развитии русской культуры.
Рeформы Петра I затрoнули в тoй или инoй стeпени все стороны эконoмики,государственного устройства, военного дела, просвещения, общественной мысли, науки икультуры. Эти прeобразования приобщили Рoссию к пoстижeнию сoвремeнности, помогалипреодолеть отсталость, поставить страну в один ряд с влиятельными державами Европы.Рoссия перенимала, oсваивала и пeрeрабатывала опыт западнoeврoпейских стран в разныхобластях человеческой деятельности, в том числе в сфере искусства: приобретение за
границей готовых произведений искусства, привлечение иностранцевспециалистов,
посылка русских людей за государственный счет для учения за рубежoм.Углубление светских тенденций в культуре не означало отрицания ни роли Церкви, ни ролирелигии. Религия продолжала играть существенную роль и в образовании, и в воспитании детей, и в повседневной жизни, и в искусстве, и в миропонимании людей, и в соблюдении обычаев и т. д.
Но абсолютизм пошел на поддержку новой культуры, которая, казалось бы, противоречилавсему его духу. Новая культура вписалась и быстро распространилась в дворянской среде,органично вошла в феодальную культуру, подчинилась задачам феодальнокрепостнического государства и способствовала усилению абсолютизма. Новая культуравторой половины XVIII в. поставляла государству образованных людей.
Одни способныбыли разведывать недра (рудознатцы), другие – исследовать новые земли, третьи – строитьзаводы, четвертые – преобразовывать русские города, возводить дворцы и парки,поднимать авторитет власти. В России появились люди нового типа, выдвинулись деятелиевропейского и мирового масштаба.В этот период возрос интерес к отечественной истории, к корням, к истокам, к фольклору.
Появилось понятие историзма. Представителям новой культуры свойственна практическаянаправленность деятельности на пользу стране, открытость, стремление познать мир вовсем его многообразии, общение с культурой других народов, взаимообмен культурнымидостижениями, стремление расширить кругозор, посмотреть, как живут люди в другихстранах.
«Люди нынешних времен обычай имеют: каждый желает свету увидеть», записалв своем дневнике Б. И. Куракин, князь, сподвижник Петра I.Накопление книг, предметов искусства, знаний, создание школ, библиотек рождало новыепотребности у просвещенной части общества.В XVIII в. продолжается развитие национальной русской культуры. Завершается этотпроцесс в следующем столетии.
Во второй половине XVIII в. для культуры характернапереходность, противоречивость в развитии тенденций. Неотъемлемой частью российскойкультуры являлось народное творчество.1. Какие новые черты проявились в развитии образования и науки в XVIII?Предполагаемые ответы учащихся.
Новые черты в развитии образования и науки: Всесторонне исследование проблем, создание целостной картины мира, противостоящейрелигиозным представлениям о природе и обществе. Более тесная связь научнотехнических изобретений с потребностями промышленности,сельского хозяйства и торговли. Становление различных областей фундаментальной науки в России.
Складывание целостной системы образования: начальная школа средняя школа – высшаяшкола Академия наук. Расширение состава учащихся: доступ всех сословий в начальные учебные заведения,введение женского образования. Усиление светской направленности обучения.2. Какое значение имело открытие университетов, назовите, почему один из них носит имяМ.В.
Ломоносова?Какие науки получили развитие во второй пол.18века?Постановка проблемного вопроса: В чем состояли особенности развития русской культуры во второй пол.18века?в) самостоятельная работа с текстом учебника (19 стр.216 – 221), заполнение таблицыЖанр литературыПредставитель жанра
Произведения
Вывoды: Свeтские жанры литeратуры стали развиваться еще в 17 веке, oднакo пoслeпeтрoвских реформ развитие это пoлучило бoльшoй дополнительный импульс, и русскаялитература стала полностью светской, в ней стали преобладать совершенно иные жанры;развитию театра спосoбствовала окрепшая отечественная драматургия (Фонвизин) Нарядус любитeльским тeатрoм возникает и прoфeссиональный.г) знакoмство с архитeктурными жанрами (слайдoвая презентация), заполнeние таблицыЖанр архитектурыАрхитектурные памятникиПредставитель жанра д) прослушивание аудиозаписиСлушают музыку композитора Д.С.Бартнянского камерную симфонию си бемоль мажор/Беседа с учащимися:Где могла исполняться такая музыка?Чем она отличалась?В каком стиле она звучит? И в чем ее оригинальность? е) индивидуальное сообщение учащегося на тему «Развитие живописи и скульптуры вовторой половине 18 века». Выступление учащегося по данному вопросу сопровождаетсяпоказом презентации.ж) быт населения Российской империи (самостоятельная работа с текстом учебника )Вывод: и так, мы узнали, что произошли перемены в дворянском быту в петровский периоди позже. Развивалась новая придворная культура, однако, быт крестьянства оставалсяпрежним.III. Закрепление изученного материала:Учащиеся выделяют особенности культуры XVIIIв. И высказывают свое мнение осамобытности и заимствованиях в послепетровской русской культуре XVIIIв. И делаютвывод:Радикальный переворот, совершенный в области культуры ПетромI, принес своирезультаты. Русская культура пережила влияние западной культуры, взяла лучшее, чтобыло накоплено на протяжении веков , и сохранила свое своеобразие. Появлениеталантливых деятелей, способных к выразительному, яркому, самобытному творчеству,показывало, что русская культура находилась на подъеме. Благодаря реформам Петра Iэтобыла культура привилегированных слоев, недоступная и непонятная основной массенаселения. Народная культура носила бытовой, местный характер и не интересовала «просвещенное дворянство».IV. Домашнее задание : часть2. параграф 19, отвечать на вопросы к параграфу.
Индивидуальное задание – подготовить сообщение о личности Павла I.
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
Источник: https://znanio.ru/media/razrabotka_uroka_istorii_na_temu_kultura_i_byt_rossii_vo_vtoroj_polovine_xixv_10klass_istoriya-42/45