Культ личности сталина для общества

Культ личности Сталина — для чего и зачем он был нужен?

«–Не пристало так судить о Боге, пусть и по молодости. Нам не дано познать предвечного Творца. Он существует вне нас. Даже материализм признаёт, что мир существует вне нашего сознания. А Бог и подавно.

– Простите, владыка, но лучше называть вещи своими именами. Вне нашего сознания Бога нет.»

Чингиз Айтматов

Эпиграфом к сегодняшней статье стала цитата из произведения «Плаха» советского и киргизского писателя Чингиза Айтматова.

Она как никто лучше, на мой взгляд, показывает истинную сущность и фундамент в первую очередь психологического, а потом уже социального и политического явления, возникшего в 30-е годы  ХХ века, поразившего все сферы жизни общества. И имя данному явлению — «Культ личности Сталина».

Этот феномен и по сей день трактуется неоднозначно. Величайшие люди оценивают его значение в кардинально разных плоскостях субъективизма.

Обратите внимание

Что и порождает кучу мифов, загадок и тайн, которые словно паразиты присасываются к имени Сталина уже на протяжении 60 лет.

Так что же такое «Культ личности Сталина»? Для чего он был так нужен? Кто его породил и кто стал палачом данному явлению? На эти вопросы я постараюсь найти ответы в данной статье, полную версию которой вы сможете прочитать по адресу WebHistoryRussia.ru.

Что же такое культ личности Сталина?

Культ личности — это возвеличивание значения личности в различных сферах общественной жизни. Конечно же, данное явление не рождается на пустом месте — человек, которого все идеализируют, должен обладать в той или иной сфере яркими профессиональными качествами. В этом деле Сталин не был исключением.

Давайте перенесемся в 30-е годы ХХ века, переходную эпоху от аграрного к индустриальному обществу, эпоху больших надежд, мечтаний.

Это время было особенным для всего мира, хотя бы по причине того, что на планете зарождаются попытки построения абсолютного, идеального, утопического общества, цель которого в будущем —  поглощение всего мира в свое идеальное нутро.

В это время главой этого общества является человек очень противоречивой и неоднозначной натуры, тот, кому предстоит войти в мировую историю гордым и смелым шагом — Иосиф Виссарионович Сталин. Именно тогда в социалистическом обществе зарождаются предпосылки и связи для создания колоссального проекта возвеличивания и обожествления одной лишь только личности.

Итак, давайте попробуем понять, в чем смысл данного феномена.

Культ — это вера во что-то сильное, что тебя может защитить. Потребность в культе идеалистического возвеличивания того или иного объекта восхищения является естественной, с точки зрения человеческой психологии. Вера в бога, вера в отца, вера в любимого музыканта или выдающегося знакомого необходима человеку для создание идеальной цели, в которую он верит и на которую он равняется.

Как правило, в теократических государствах этим «отцом» является бог или боги, вера в которых придает человеку силы и уверенности в его дальнейшей жизнедеятельности.

В атеистическом русском обществе 30-х годов государство убило всемогущего отца, великого православного Бога, давая взамен веру в вождя, который сможет всех защитить и обезопасить.

Важно

На месте данного вождя на начальном этапе попытки построение социализма стоял товарищ Ленин, вера в которого была, не побоюсь этого слова, божественно непоколебима. Когда Ленин умер, соответственно, нужно было передать эту роль кому-то другому. И это место история преподнесла товарищу Сталину.

На просторах Интернета существует мнение о том, что один человек не способен контролировать и держать в своих дланях полмира.

Это лишь подтверждает мою точку зрения о том, что Сталин лишь давал людям то, что они психологически желали.

Важную роль в построении культа личности Сталина сыграла его честолюбие и жажда власти, которую не раз подмечали его современники. Ярким подтверждением будет цитата из письма Ленина к съезду партии:

« Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».

Что касается масштабов данного явления, то оно было весьма обширно и затронуло  как психологическую, социальную, так и политическую сферы общества. Сталин сделал себя богом, по сравнению со Сталиным, большинство абсолютных монархов кажутся прототипом наших органов местного самоуправления).

Сила этого культа была настолько велика, что даже и сейчас, в век «срыва покровов» и всевозможных исторических «развенчаний», когда каждая вторая передача по ТВ стремится раскрыть обывателям загадки истории, порой в весьма нелепых предположениях, но в основном все-таки давая ответы на многие сокровенные вопросы, о которых наши предшественники и мечтать на могли, даже в это время, когда историки безжалостно топчут славу «великого мужа» в голых и беспристрастных свидетельствах его бесчеловечных деяний все равно  многие закрывают глаза на бесспорные и жестокие преступления данного человека, аргументируя это его личностью и достижениями.

Итоги по анализу культа личности Сталина

В 1956 году состоялся знаменитый на весь мир ХХ съезд КПСС. Дебютом данного собрания был доклад Никиты Хрущева об осуждении культа личности, в котором новый лидер обвинил во всех радостях и падениях советского народа Сталина. Отчасти весь доклад был правдив, но для предания шарма и эффекта прошлого генсека облили грязью с ног до головы.

Многие могут сказать, что это была финальная точка в жизни «Культа личности Сталина», но, если анализировать  историческую ситуацию нашей страны, напрашивается вывод, что Сталин до сих пор живет в нашем сознании и наших сердцах.

Его политика, деятельность настолько глубоко засела в сознание нашего народа, что избавиться от нее мы сможем очень нескоро.

Завершить свою статью я хотел бы высказыванием Шарля Де Голля:

«Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем»

Источник: https://webhistoryrussia.ru/stati/104-kult-lichnosti-stalina-dlya-chego-i-zachem-on-byl-nuzhen

Культ личности Сталина

Не прошло еще и 60 лет, как страна распрощалась с «Великим вождем народа» Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Младшее поколение знает его по учебникам истории и передачам, которые то и дело проходят в различных эфирах и раскрывают тайны и подробности его жизни.

Старшее же поколение, вернее те, кто остался в живых, до сих помнят времена репрессий и страха, а некоторые и вовсе до сих пор почитают его и готовы пасть перед ним на колени.

Так почему же мнения о бывшем правителе нашей страны разнятся, и почему сложился культ личности Сталина? Психология этого явления весьма непростая.

Причины появления культа личности Сталина

Само по себе понятие культа личности Сталина появилось сразу же после смерти вождя в 1953 году. Оно получило широкое распространение после появление доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде ЦК КПСС. Но обо всем по порядку.

Формирование культа личности Сталина началось еще 20-х годах ХХ века.

В то время распространенным явлением было применение титулов к различным лидерам государства. Например, С.М. Кирова называли «Ленинградским вождем». Однако вождь должен быть один и этот титул достался Иосифу Виссарионовичу. В 1936 году в газете «Известия» появились первые стихотворения прославляющие «Вождя народа», автором которых является Борис Пастернак.

В то же время именем Сталина активно начинают называть различные объекты, заводы, улицы и культурные центры. Тема вождя постоянно появляется в литературе, художественных произведениях, скульптуре и живописи. Усилиями творцов в середине 30-х годов был создан миф о том, что Иосиф Сталин является «отцом народов» и «великим учителем», а также «гением всех времен».


Совет

Немалую роль в формировании и развитии этого мифа сыграло массовое переселение крестьян в города и их трудоустройство на различные Советские стройки и производства. Для большинства граждан 30-40-х гг. ХХ века Сталин в социальном отношении действительно стал более значимым, чем родные отцы. Все дело в том, что сталинский режим был основан на истерии.

Немало этому способствовало сексуальное вытеснение и репрессирование почти всех проявлений сексуальности. По этой причине вся сексуальная энергия народа направлялась на самого Сталина.

Также росту культа личности Сталина в СССР способствовало и разрушение в обществе религиозных представлений и верований.

Отказ от веры порождал в психике граждан агрессию и разрушал гармонию между разумом и бессознательным. В итоге опустевшую нишу стала занимать не религия и мораль, а культы руководителей страны – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и наконец, И.В. Сталина.

Разоблачение культа личности Сталина

Смерть «Вождя народа» 5 марта 1953 года положила начало изменению отношения к руководителю страны, к его личности и ко всему периоду его правления.

Уже спустя два месяца после кончины Сталина прекратилось издание его произведений, через год были отменены его премии за укрепление мира и дружбы между народами, а также в области литературы, науки и искусства, которые впоследствии стали государственными.

Кроме того, состав руководства КПСС и Советского правительства был изменен и секретариат партии возглавил известный деятель Н.С. Хрущев. Именно ему выпало одно из центральных мест в работе по развенчанию культа личности Сталина.

Началась реабилитация жертв репрессий, обновление кадров в органах госбезопасности и внутренних дел, а в печати все чаще стала появляться критика культа личности Сталина. Основную же роль сыграл доклад Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» в феврале 1956 г.

Основными тезисами доклада стали сведения о массовых репрессиях, переосмысление его деятельности как руководителя страны и негативных чертах характера «вождя народа». Фактически Хрущев сформировал миф, скрывающий настоящие мотивы действий руководителей страны. Делегаты ХХ съезда КПСС согласились с оценками периода культа личности Сталина, которые высказал Хрущев. Таким образом, своим докладом и последующими действиями Никита Сергеевич фактически уничтожил отца народа в общественных глазах. Ярким тому примером послужило вынесение тела «вождя» из мавзолея на Красной площади.

Поскольку миф о Сталине как отце народа прочно укрепился в общественном сознании, после его смерти и доклада Хрущева сформировался так называемый «Эдипов комплекс», который характеризовался с одной стороны уничтожением «отца народов», а с другой стороны глубоким чувством вины перед ним. Отказ от культа личности Сталина привел к вынужденному формированию аргументов, оправдывающих такое символическое уничтожение «Вождя народа». И в массовом сознании таким аргументом стала ненависть к И.В. Сталину и всему, что было им создано в период его правления. Последствия такого уничтожения культа личности Сталина привели к тому, что большинство граждан Советского Союза получили тяжелую психическую травму, от которой не могут оправиться и последующие поколения, которые выросли под воздействием родителей, живших при сталинском режиме. Пострадали и руководители власти, которые под действием того же «Эдипова комплекса» стали не способны к адекватной политической деятельности в плане развитии общества, экономики и государственного управления. Это привело к регрессу и коррупции практически во всех сферах деятельности. Таковы итоги культа личности Сталина. И пока граждане России и не смогут реально осмыслить, что стоит за мифологическими образами «вождя народа», в стране не появится настоящая стратегия развития и улучшения конкурентоспособности.

Источник: http://kak-bog.ru/kult-lichnosti-stalina

Культ личности Сталина

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Читайте также:  Карта: сибирская экспедиция ермака

Проявления культа личности

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника.

Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака.

По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

«А в те же дни на расстояньи За древней каменной стеной Живёт не человек, — деянье: Поступок ростом с шар земной. Судьба дала ему уделом Предшествующего пробел. Он — то, что снилось самым смелым, Но до него никто не смел. За этим баснословным делом Уклад вещей остался цел. Он не взвился небесным телом, Не исказился, не истлел.. В собраньи сказок и реликвий, Кремлём плывущих над Москвой, Столетья так к нему привыкли, Как к бою башни часовой. Но он остался человеком, И если, зайцу вперерез Пальнёт зимой по лесосекам,Ему, как всем, ответит лес»

Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил, Нас вырастил Сталин — на верность народу,На труд и на подвиги нас вдохновил!

Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.

Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.

Обратите внимание

Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров.

После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами».

Существовал даже проект переименования Москвы в город Сталинодар.

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и еще с большей силой возвышенный после смерти Сталина.

Никита Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей.

Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д.

В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».

Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню.

На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус».

В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.

Важно

В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина:

Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского культа равенства.

Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н.

Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».

В Советской России до 1929 года было распространено выражение «вожди партии». Но после 1929 года это выражение практически исчезло. Конечно, к лидерам государства и партии применялись аналогичные титулы.

Так, «Ленинградским вождём» называли С. М. Кирова. Но истинный вождь в «вождистком» обществе всегда и везде может быть только один. Титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель» по отношению к И. В.

Сталину были почти обязательны в официальных публицистике и риторике.

Мифологизация картины истории

Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)».

Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г. — катастрофического по своим последствиям отказа С. М.

Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:

«Что касается войск Южного фронта, стоявших у ворот Львова и теснивших там поляков, то этим войскам „предреввоенсовета“ Троцкий воспретил взять Львов, и приказал им перебросить конную армию (…) далеко на северо-восток, будто бы на помощь Западному фронту, хотя не трудно было понять, что взятие Львова было бы единственно возможной и лучшей помощью Западному фронту. (…) Таким образом, вредительским приказом Троцкого было навязано войскам нашего южного фронта непонятное и ни на чем не основанное отступление — на радость польским панам. Это была прямая помощь, но не нашему западному фронту, а польским панам и Антанте»

Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года (см. День защитника Отечества).

К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер. Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.

Разоблачение культа личности в СССР

XX съезд КПСС

Самым известным разоблачителем культа личности был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

1961

В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина — Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина).

1962

В срочном порядке паровозы ИС (Иосиф Сталин) были переименованы в ФДп (ФД, пассажирский вариант).

Культ вне СССР

Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина на время остались только в Албании, Китае и КНДР.

Источник: https://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=191

Государство и культура в эпоху «культа личности» И.В. Сталина

Во второй половине 20-х гг. руководство СССР выдвинуло задачу реконструкции народного хозяйства: от НЭПа (новой экономической политики) к индустриализации и коллективизации.

Для оправдания чрезвычайных мер раздувался миф о военной опасности: официальная пропаганда сравнивала международное положение СССР с осажденной крепостью, находящейся во враждебном окружении. Был пущен в ход тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Начались массовые репрессии, складывался политический режим диктатуры вождя с жестким контролем над всеми сферами жизни и деятельности общества, ограничением доступа к информации, наличием обязательной для всех идеологии.

С 30-х гг. началось утверждение культа личности И.В. Сталина. Сталин становится единственным и непогрешимым теоретиком марксизма, мудрым вождем и «отцом народов».

Совет

1929 год стал переломным в отношениях советской власти и церкви. Церковь была обвинена в поддержке кулачества (зажиточных крестьян). Государственные органы получили широкие права контроля за деятельностью религиозных организаций: на-

?

чалось массовое закрытие церквей, монастырей и приходов. Резко усилилась антирелигиозная пропаганда.

На рубеже 20-х и 30-х гг. усилились репрессии по отношению к интеллигенции: в 1928 году состоялся процесс над группой технических специалистов из города Шахты (Шахтинское дело); в 1930 году – процесс над промышленной партией; стали создаваться исправительно-трудовые лагеря; затем, после убийства С.М. Кирова, было сфабриковано «дело врачей».

В 1934 году был образован ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений), входящий в НКВД. Термин ГУЛАГ вошел в литературу как синоним всех лагерей и тюрем, где содержались в период сталинщины жертвы массовых репрессий и произвола.

Политический поворот конца 20-х гг. сказался и на художественной жизни страны. Перед деятелями культуры были выдви-

(

нуты задачи «активизации борьбы против враждебной идеологии», «консолидации сил и единства», «усиления партийного влияния в творческих организациях». Социальный заказ стал более прямолинейным и жестким —- «отражение успехов социалистического строительства». Подчинены этой цели были и средства: искоренение инакомыслия за счет ужесточения цензуры. Определяющим художественным методом был провозглашен в 1934 году социалистический реализм. И несмотря на это в те жестокие времена были созданы такие произведения искусства и литературы, которые не утратили своей ценности и по сей день.

Читайте также:  Нарастание политического кризиса. временное правительство

В классику советской литературы вошли романы М. Горького («Жизнь Клима Самгина»), М. Шолохова («Тихий Дон»), Н. Островского («Как закалялась сталь»). В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Была создана советская детская литература (С. Маршак, К. Чуковский).

На театральной сцене утвердилась советская пьеса: «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского в Камерном театре под руководством А. Таирова, пьесы М. Горького в Вахтанговском театре. Новым явлением было открытие детских театров (первый детский театр был основан Н.И. Сац). К концу 30-х гг. их было более семидесяти. Росту популярности кинематографа способствовало появление звуковых фильмов, первым из которых был «Путевка в жизнь» Н. Экка. Народным стал фильм С. и Г. Васильевых «Чапаев», повествующий о трагических событиях гражданской войны.

Обратите внимание

С начала 30-х гг. стали проводиться всесоюзные выставки изобразительного искусства. Появилась официальная, «парадная», живопись. Из работ на революционные темы выделялись полотна К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, М. Грекова. В портретном жанре утвердились как подлинные мастера М. Нестеров, П. Корин, П. Кончаловский. Символом времени стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. Были созданы музыкальные коллективы, прославившие впоследствии этот жанр искусства: Большой государственный симфонический оркестр, квартет имени Бетховена.

Вместе с тем были,подвергнуты критике и обвинениям в «формализме» Б. Пастернак, Н. Заболоцкий, И. Бабель, С. Эйзенштейн,

А. Довженко, В. Мейерхольд, А. Таиров, А.-Лентулов. Перенесенные тяготы военного времени рождали надежды, что после победы в Великой Отечественной войне жизнь будет устроена намного лучше. Но надеждам на ослабление командно-административных методов руководства страной не суждено было реализоваться.

Усилились репрессии. В последние годы войны были проведены репрессии уже против целых народов — чеченцев, ингушей, калмыков, крымских татар — обвиненных в предательстве поголовно. В лагеря и ссылку отправлялись бывшие советские военнопленные и граждане, угнанные на работу в Германию.

Само существование сталинского режима требовало насаждения в обществе страха и подозрительности, установления жесткого контроля за умами и творческой деятельностью их носителей.

Идеологическая пропаганда была направлена исключительно на прославление успехов советской экономики, сельского хозяйства, культуры, достигнутых под «мудрым» руководством «гениального вождя всех времен и народов». Распространялись облегченные представления о коммунизме, который будет построен через два-три десятка лет. Пропаганда принимала все более шовинистический и антисемитский характер. В 1949 году началась кампания против «безродных космополитов», в результате которой пострадали тысячи ученых, врачей, деятелей культуры. Раскол мира на два лагеря положил начало «холодной войне». Изоляционная политика Сталина подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Восхвалялось все отечественное, русское и советское.

Каковы плюсы и минусы эпохи правления Иосифа Сталина?

Плюсы заключались в следующем: —

проведена индустриализация страны; —

одержана победа в Великой Отечественной войне; —

укрепился международный авторитет СССР.

Отрицательных моментов, к сожалению, было больше: —

коллективизация деревни носила насильственный характер; —

культивировался страх в обществе; —

ГУЛАГ, репрессии; —

неподготовленность ко второй мировой войне и как следствие этого необоснованно большое количество жертв; —

насаждение изоляционизма во внешней политике. Большое значение для духовной атмосферы советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступников в органах государственной безопасности, реабилитация безвинно пострадавших в годы репрессий. Постепенно преодолевались настроения подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата. Улучшение международной обстановки, прежде всего налаживание взаимоотношений между СССР и США, привело к началу культурного обмена.

Важно

Консервативные и либеральные тенденции в социокультурном пространстве страны сосуществовали. Первая волна «оттепели» с 1953 по 1954 годы связана с общественным резонансом на доклад Н.С.Хрущева на XX съезде коммунистической партии Советского Союза о культе личности Сталина, Вторая волна «оттепели» с 1957 года — брожение умов, закончившееся арестами диссидентских групп (в Ленинграде — группа Р. Пименова, в Москве — «Союз революционного ленинизма» и группа аспиранта исторического факультета МГУ Л. Краснопевцева).

Что положительного и что отрицательного дал этот исторический отрезок времени ?

Среди п о л ожите л ь н ы х моментов: —

восстановлено доброе имя деятелей науки и культуры, ставших жертвами беззакония (Н. Вавилов, В. Мейерхольд, Б. Пильняк, И. Бабель и другие); —

издание ранее запрещенных произведений (сборники А. Ахматовой, М. Зощенко, С. Есенина, выставки работ художников-аван- гардистов, выход на экраны «полочного кино», в частности, запрещенного в 1946 году фильма «Большая жизнь»); —

расширение международных связей — фестивали кино и молодежи, знакомство с зарубежными произведениями литературы и кинематографа

Отрицательными моментами были: —

рецидивы публичных проработок («Доктор Живаго» Б. Пастернака, «бульдозерная выставка» молодых художников); —

усиление а дм и н и страти в н о го нажима на церковь: «религия есть вредный пережиток в сознании»); —

продолжение борьбы с «ревизионизмом» и «очернительством советской действительности»; —

победа консервативных тенденций и конец надеждам на перемены.

Литература «оттепели« не пережила своего времени даже в своих лучших образцах: роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», повесть Д. Гранина «Собственное мнение», поэма С. Кирсанова «Семь дней недели». Писатель в эти годы, по выражению Б. Слуцкого, «был учителем в школе для взрослых, а современный читатель эту школу уже закончил». Художественные произведения ставили проблемы, жизненно важные для общества, которые нельзя было обсуждать открыто из-за идеологических запретов. Особое место среди событий в области литературной жизни заняла публикация романа В. Дудинцева «Не хлебом единым», который явился манифестом либеральной интеллигенции.

Совет

Основным направлением поисков писателей стали попытки показать жизнь такой, какая она есть, без нарядности и шумихи, иными словами, жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. Как сказал В. Аксенов о первой повести А. Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурс- кого», «влюбленный неудачник впервые потеснил плечом розовощеких роботов комсомольского энтузиазма». Особое звучание в период «оттепели» приобрела проблема молодежи, ее идеалов и места в обществе. Как бы от имени всего поколения, вступающего в жизнь, прозвучали слова одного из героев популярной в то время повести В. Аксенова «Коллеги»: «Мы поколение людей, идущих с открытыми глазами. Мы смотрим вперед и назад, и себе под ноги… Мы смотрим ясно на вещи и никому не позволим спекулировать тем, что для нас свято».

Пришедшие в литературу молодые писатели и поэты: В. Аксенов, Б. Ахмадулина, к. Вознесенский, А. Гладилин, Е. Евтушенко впоследст&мй были названы «шестидесятниками», причем этот термин относится и к другим представителям творческой интеллигенции.

В театре с трудом пробивала себе дорогу тема сталинских репрессий. После XX съезда коммунистической партии появились пьесы, где главными героями были реабилитированные коммунисты, как, например, в пьесе А. Штейна «Гостиница «Астория» (театр имени В. Маяковского в Москве). По-новому стала звучать тема Великой Отечественной войны. На смену героически возвышенным образам пришла правда, которую некоторые критики презрительно й несправедливо называли «окопной». Программным стал спектакль о войне «Вечно живые» драматурга В.

Розова в постановке О. Ефремова в театре «Современник» в Москве.

В изобразительном искусстве начались отход от помпезного стиля, реабилитация авангарда 20-х гг., появление «сурового стиля» — подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям.

Жесткая цензура не могла удержать в своих рамках творческий всплеск периода «оттепели». Получил распространение самиздат (самостоятельное издание авторами своих произведений). В самиздат попадали как произведения советских авторов, например, альманах «Метрополь», так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. Начало же «оттепельного» самиздата положила поэма А. Твардовского «Теркин на том свете», написанная в 1954 году.

Основные исторические факты:

1922 год — образование СССР.

1941 “ 1945 годы — Великая Отечественная война. 1953 — 1954 годы — первая волна «оттепели».

1957 — середина 60-х — вторая волна «оттепели»

Источник: https://uchebnikfree.com/russia-history/gosudarstvo-kultura-epohu-kulta-lichnosti-20762.html

Культ личности Сталина. Причины. Проявления

Возвеличивание личности Сталина

Культ личности Сталина — чуждое принципам марксизма-ленинизма искусственно созданное преувеличение и возвеличивание роли личности И.В. Сталина.

Во времена сталинского правления советской пропагандой был создан вокруг него полубожественный ореол непогрешимого вождя. Культ личности Сталина начался в середине 20-х — и продлился до начала 50-х годов XX века.

Сталинизм — характеризуется господством авторитарно-бюрократических методов управления страной и обществом, практическим отождествлением партийных и государственных органов, отсутствием контроля за политическим руководством, подавлением свободомыслия, ликвидацией национального равенства, массовым террором и репрессиями, а в теоретическом плане догматизацией марксизма.

Страна в период формирования культа личности

В 1930-е гг. в Советском Союзе была однопартийная система власти.

Курс на ускоренный переход к социализму, жесткая централизация, сращивание партийных и государственной власти — все эти факторы на долгое время определили вектор политического развития советского общества.

Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима стало утверждение культа личности Сталина. Он был на вершине пирамиды власти, все ниженаходящиеся звенья которой имели лишь исполнительные функции.

Обратите внимание

Сталинизм характеризуется господством авторитаризма, усилением государственных карательных функций, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жестким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества.

Некоторые исследователи считают сталинизм одной из форм тоталитаризма. Сталинские репрессии — массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма. Количество непосредственно жертв сталинских репрессий (лиц, приговоренных за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Сталин и власть

Сталин еле смог приподнять руку, чтобы подозвать к себе. В глазах были ужас, страх и мольба…

Овации во славу себе Сталин поощрял и, бывало и такое что, расстреливал тех, кто мало ему аплодировал. Сталин упивается своей властью.

Он проявлял такие темные страсти, свойственные его натуре как личная мстительность, злопамятство, садизм и прочие, при этом не считаясь ни с какими классовыми интересами и действовал даже вопреки этим интересам — проявляя исключительную личную жестокость, личное коварство и личную жажду власти.

Кульминацией стал 1937 год, когда Сталин смог ликвидировать всех своих мнимых и реальных противников партии.

Сталинская иррациональность была заключена в том, что сажали и расстреливали вчерашних героев революции, расстреливали своих, самых преданных членов партии, которые умирали порой с клятвой верности Сталину на устах. Это кажется безумием.

И существует версия, что вождь народов попросту был сумасшедший, который все это устроил и организовал, вопреки своим собственным партийным интересам.

В действительности Сталин поступал абсолютно логично со своей точки зрения, и даже в чем-то придерживаясь ленинской политики. Но если все-же допустить, что И. Сталин был безумцем, который правил страной на протяжении нескольких десятилетий, не встречая никаких помех и сопротивления, то значит само государство, созданное Лениным, давало ему такую возможность.

Единственный актер-режиссер, а сцена вся страна

В сталинские времена всякое высказывание, которое выражало легкую критику государства и Сталина, рассматривалась как буржуазная агитация и пропаганда. Да по сути и высказываться было не обязательно. Хватало и подозрения, что человек мыслит как-то не так. Достаточно было случайной оговорки или опечатки.

Читайте также:  Российская экономика в начале xx века

Вождь всех народов очень умело подходил к подбору кадров. Людей которые были талантливы или самостоятельны в руководстве он уничтожил и окружил себя исполнителями, которые никак не могли с ним конкурировать да и боялись этого пуще огня.

Террор в России начался задолго до Октябрьской революции. Еще с…

Кроме этого, удивительно разбираясь в людях, он мог так умело их расставлять и стравливать между собой, что в результате это шло на пользу ему одному.

Важно

В итоге его жертвы располагались как бы цепями, порой предварительно сыграв роль палачей. Сталин умел очаровывать людей своими мягкими и обходительными манерами.

Умело сохранял маску непроницаемости, за которой скрывалось нечто непредсказуемое…

Сама власть его привлекала, кроме всего прочего, как игра человеческими жизнями. Хорошо зная людей и глубоко их презирая, глава государства к ним относился как к сырому материалу, с которого можно лепить что угодно, осуществляя в истории какой-то замысел своей личности и судьбы.

Он был в собственных глазах единственный актер-режиссер, а сценой было все государство и шире — весь мир. В этом смысле он был по натуре художник. Отсюда, в частности, и многие отклонения Сталина от Ленина в сторону культа собственной личности.

Отсюда же и его капризный деспотизм, а также подготовка и развертывание судебных процессов как сложно-увлекательных детективных сюжетов и красочных спектаклей.

«При Сталине был порядок!»

Когда в наши дни слышишь: «При Сталине был порядок!», то хочется задать вопрос — а какой ценой был достигнут этот «порядок». И был ли это в действительности «порядок».

За десятки лет своего функционирования сталинская бюрократия доказала, что она может «наводить порядок» только одним единственным способом: вначале общество или отдельный его «участок» приводили в социально-аморфное состояние, разрушая все его связи, всю сложную структуру, а после вносят в него «элемент организации», как правило взяв за образец военную организацию. При этом военную организацию опять-же совершенно особого типа, где, к примеру, «красноармеец должен бояться карательных структур новой власти больше, чем пуль врага».

Однако такой способ социальной организации можно назвать наведением порядка лишь в весьма условном смысле. Как там у А.Толстого? «Такой навел порядок — хоть покати шаром».

Совет

Там, где все многообразие взаимоотношений между людьми сводится к одной единой зависимости казарменного характера, ценой «порядка» становится беспорядок, социальная дезорганизация не преодолевается, а только загоняется вглубь.

Для поддержания такого рода «порядка» надо искусственно создавать в государстве обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней или даже внешней войны.

Теперь об «ускоренной модернизации» промышленности и сельского хозяйства, осуществление которой кое-кто ставит в заслугу этой тоталитарной бюрократии, считая ее основным героем ликвидации вековой отсталости России.

Первоисточник этой концепции возможно найти в докладах И.

Сталина, который завораживающими цифрами — миллионами тонн угля, чугуна, стали вытеснял из сознания людей даже повод думать о других миллионах — о миллионах изгнанных из родных мест, умерших от голода, расстрелянных или догнивающих в лагерях.

В результате раскрытия советских архивов было найдено множество документов за подписью Сталина, которые могут свидетельствовать, как считают современные исследователи, что именно им были санкционированы почти все массовые политические репрессии.

Но самым страшным было то, что среди раздавленных были такие, которые…

Вождь партии

Сталин мог умело использовать не только веру людей в социализм, но и нерушимый авторитет Маркса и Ленина, добиваясь роста своего авторитета как их соратника.

Формирование культа личности в государстве, где отсутствовали демократические традиции, во многом определялся и атмосферой страха перед репрессиями.

Обратите внимание

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник “История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс”, который был опубликован в 1938 году. В нем Сталин изображается вождем партии с момента ее образования. Культ И.

В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру. По всей стране культ И.В.Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

Разоблачение культа личности Сталина

Культ личности Сталина был разоблачен Н. Хрущевым в ходе XX съезда КПСС в 1956 г., 25 февраля. Он длился с 14-го по 25 февраля 1956 г. Разоблачение культа личности Сталина Никитой Сергеевичем было изложено в закрытом докладе «О культе личности и его последствиях».

В нем Хрущевым озвучивалась точка зрения на недалекое прошлое государства, а также перечислялись многочисленные факты истории второй половины 1930-х начала 1950-х гг., он интерпретировал их как преступления, где на Сталина за них возлагалась вина. Проблема военных и партийных деятелей, репрессированных при Сталине, тоже была поднята.

Доклад, несмотря на эту условную закрытость, распространили по всем партийным уголкам Советского Союза.

ред. shtorm777.ru

Источник: http://shtorm777.ru/kult-lichnosti-stalina-prichiny-proyavleniya.html

1.Факторы формирования и развития культа личности Сталина

В сознании большинства российских граждан представления о Сталине составляют развитый и хорошо освоенный миф, образы которого до настоящего периода позволяют этому большинству оценивать и объяснять окружающую социальную реальность, политику и экономику.

Этот миф начал формироваться еще в первой трети ХХ в. Он так и не был разрушен, более того – как ни парадоксально, получил дополнительные образы и оценки после проведения ХХ съезда КПСС. Этот миф остается значимым и в сознании многих современных российских граждан и значительной части элиты нашей страны.

Уже к середине 30-х гг. XX в.

усилиями отечественных и даже зарубежных писателей и других деятелей культуры при направляющей роли ВКП(б) был сформирован миф о Сталине, образами которого в общественном сознании стали представления о нем как об «Отце народов», «Учителе», «Гении всех времен», величайшем руководителе великого Советского Союза [8, с. 98].

Существовало много разнородных факторов, определивших формирование комплексов общественного сознания, соответствующих мифу о Сталине, а также их превращение в устойчивые, привычные и естественные схемы мышления, оценки и объяснения окружающей действительности.

Сумма этих факторов пока не описана системно, это задача будущих исследований.

Но некоторые значимые факторы оказалось возможным выявить в ходе современных социологических исследований, по воспоминаниям современников Сталина, произведениям художественной литературы, кино- и телефильмам.

При анализе этих данных приходилось учитывать, что и свидетельства очевидцев, и содержание документов никогда не могут объективно отражать исторические события и факты, потому что восприятие и – особенно – описание социальной реальности индивидами всегда структурируются их социальными идентичностями, социальными позициями и социальными статусами. В современном обществе существенное влияние на свидетельства очевидцев и содержание документов оказывают также средства массовой информации, которые формулируют проблемы и определяют представления о социальных явлениях, навязывая своим аудиториям определенное видение социального мира. Такое воздействие средств массовой информации на сознание индивидов было заметно уже в 20-е-30-е гг. ХХ в., а в настоящее время существенно усилилось в результате массового использования телевизионных и иных современных информационных технологий. Поэтому для понимания и объяснения мифа о Сталине было необходимо, учитывая известные данные исследований, текстов документов и свидетельств очевидцев, выйти за пределы этого мифа и сформировать теоретическую концепцию его происхождения и силы его влияния на современников Сталина. Ниже приводятся основные положения гипотезы, основанной на результатах социального анализа мифа о Сталине и последствий ХХ съезда КПСС.

Формированию и развитию мифа о Сталине существенно способствовали массовое переселение крестьян в города и новая для них работа на стройках и производствах [8, с. 99].

Важно

Сознание бывших крестьян под воздействием государственной пропаганды усваивало рациональные основания устройства нового советского общества, но в их коллективном бессознательном продолжал существовать архетип отца как основы их прежнего деревенско-патриархального уклада жизни. Этот архетип эффективно использовался Сталиным и его ближайшим окружением: он проецировался на мифический образ вождя с соответствующими массовыми аффективными проявлениями преданности, любви, поклонения, восхищения и т.п.

Успешное распространение и устойчивость мифа о Сталине в общественном сознании периода правления «вождя народов» во многом подкреплялись целенаправленным разрушением в советском обществе религиозных представлений и верований, начатым еще в период революции 1917 г.

Культ личности во многом был порожден агрессивным разумом большинства, потому что отказ от религиозной веры происходил только рационально, в то время как бессознательное сохраняло свои позиции в психике людей.

Отречение от веры нарушило равновесие разума и бессознательного в социуме, позволив бессознательному проявлять нередко разрушительные асоциальные инстинкты поведения индивидов. Бессознательное не регулировалось и не могло в силу своей природы регулироваться нормами культуры, морали, нравственности и другими общепринятыми социальными институтами.

В результате в общественном сознании место религиозной веры, норм традиционной морали и нравственности стали занимать культы руководителей государства: сначала В. Ленина, потом сравнительно недолго Л. Троцкого, а затем – Сталина.

Кстати, разрушенная большевиками Русская православная церковь после обращения к ней Сталина в годы Великой Отечественной войны поддержала советскую власть, стала с ней активно сотрудничать. Русская православная церковь фактически подтвердила миф о «божественности» власти Сталина, что также способствовало замене культа разума культом его личности [8, с. 99].

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/13680

ЕГЭ. История. Термины. Культ личности

 Культ личности

Культ личности – это возвеличивание какой-либо личности, преувеличение её заслуг. Чаще всего это происходит с личностями государственного масштаба.

Термин «культ личности» возник в СССР в 1950-е годы  в связи с политикой Н.С.

Хрущёва по развенчанию роли Сталина И.В. в  истории СССР.

Культ правителя существовал ещё с древности, когда божественными чертами наделяли фараонов, императоров, правителей государств, представителей духовенства. Им приписывалась способность и право творить историю по своему усмотрению и произволу.

Однако с течением времени началась настоящая борьба с такими взглядами. Особенно это было свойствен марксизму, идея которого заключалась в том, что движущей силой истории является народ. Личности играют значительную роль в руководстве, организации революционной борьбы, но  не в истории, считали марксисты.

Основные признаки культа личности:

  • Стремление руководителя любыми способами усилить собственную власть в стране.

  • Возвеличивание роли личности, приписывание ему черт непогрешимости

  • Стремление руководителя единолично принимать решения, пренебрежение мнениями других руководителей и общества в целом.

  • Субъективность в проведении политики, волюнтаризм ( доведение свободы до вседозволенности)

  • Командно-административный стиль руководства

  • Борьба против оппозиции, любой критики в свой адрес, проведение репрессивных мер.

  • Бесправие народа, отсутствие фактических прав и свобод, беззаконие.

  • Решение проблем в обществе насильственным методом.

  • Идеологическое воздействие на масс, внушение им важности деятельности лидера, его идеальности.

Культ личности – это один их важнейших признаков тоталитаризма в стране, то есть полного контроля за всеми сторона жизни общества. Таким в истории СССР был период правления И.В.Сталина. На 20 съезде КПСС в 1956 году впервые Хрущёвым Н.С. была произнесена критика в адрес культа личности И.В.Сталина

Демократическое, правовое государство несовместимо с культом личности руководителя.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/814-ege-istoriya-terminy-kult-lichnosti

Ссылка на основную публикацию