Кризис рабовладельческой системы в северном причерноморье

Государства Северного Причерноморья

�ыми структурами. Определенную полисную самостоятельность они сохранили и после включения их к Боспорского царства..

На этапе высочайшего подъема государства (IV ст. к н.э.

) его территория включала Керченский и Таманский полуострова, Восточное Приазовье, понизовье Кубани, а также дельту Дона здесь было основано поселение для греко-варварской торговли, а со временем и город Танаис.

Во главе государства стоял царь монарх упомянутых племен и архонт греческих городов (итак, по меньшей мере к III ст. до н.э. здесь сохранялась античная форма правления). По своей структуре Боспор напоминал варварскую монархи. еллинистического времени.

В середине II ст. до н.э. государство переживает экономический кризис, который в конце столетия обостряется восстанием рабов под руководством Савмака (107 г. к н.э.). В эти дела вмешивается Митридат VI Евпатор, вследствие чего Боспор подпадает под правление Понтийського царства. В 63 г. до н.э. Фанагория восстает против Митридата.

К ней присоединяются Пантикапей, Нимфей, Феодосия, Херсонес. Боспор побеждает, однако здесь же оказывается в зависимости от Рима. Политическая ситуация теряет стабильность: при императоре Нероне (54-68 гг. н.э.) имела место попытка сделать Боспор римской провинцией, а в последней четверти І ст. н.э. он становится вассалом Рима.

Обратите внимание

Были ликвидированы автономия и полисные формы правления отдельными античными городами; вся власть сосредотачивается в руках царя. С того времени вплоть до середины III ст. н.э. наблюдается экономический подъем Пору-босса-пору, после чего снова начинает военно-политический и экономический кризис, который завершается с гунским нашествием (375-376 гг.

) гибелью Боспора как государства. Со временем в Пантикапее, Феодосии и других городах распространяются влияния Византии.

Заключение

Общий кризис рабовладения в II-ІІІ ст. н.э. обозначился и на судьбы античных государств Северного Причерноморья, экономический упадок которых начался в первой половине III ст. н.э.

Сократились торговые связи, уменьшилась товарность сельского хозяйства и ремесла, и соответственно сократились прибыли городов, которые испытать больших финансовых трудностей. Происходила постепенная натурализация всего хозяйства.

Тем не менее в городах Северного Причерноморья в социально-экономическом развитии этого периода проходили и положительные процессы. Работа рабов постепенно вытеснялась работой зависимых людей, подобный колонам Римской империи. Однако в 40-х годах III ст. н.э.

в Северное Причерноморье вторглись готские племена и города в результате экономического послабления не смогли защитить себя. Гуннское нашествие IV ст. н.э. привела к окончательной гибели античных государств Северного Причерноморья, которая совпала с крахом всей рабовладельческой системы хозяйства.

Список использованной литературы

  1. Бойко В. Історія України. К., 1999.
  2. Борисенко В. Курс української історії. З найдавніших часів до ХХ ст. К., 1999.
  3. Борисовский П. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979
  4. Гладилін В. Поселення мільйон років // Наука і культура: Україна: Щорічник. К. Вип. 20. 1986
  5. Кормич Л. Історія України. Харків, 2001.
  6. Кравченко С. Археологія та стародавня історія України. К., 1989
  7. Полонська-Василенко Н. Історія України. К., 1993.
  8. Субтельний О. Україна. Історія. К., 1993.

Источник: https://www.studsell.com/view/34194/40000

1.2. Рабовладельческие города – государства Северного Причерноморья и их право

Греческие города-колонии появились в VII в. до н. есть. (Истрия в Подунавье, Борисфен на о. Березань), VI в. до н. есть. (Ольвия, на Бугском лимане, Феодосия, Пантикапей, в Восточном Крыму), а также в I в. до н.

есть. (Херсонес, вблизи Севастополя, Тира, близ современного Белгород-Днестровского и много других). Они существовали на протяжении почти тысячелетия, были рабовладельческими полисами и мало чем отличались от метрополий.

На первом этапе (VII-I вв. до н. есть.) города-государства, выполняя функцию греческой колонизации Северного Причерноморья, формально были независимыми образованиями. На втором (I в. до н. есть. – III в. н.

Важно

есть.) – подчинились Рима. Упадок городов-государств состоялся на рубеже III-IV вв. н. есть.

вследствие кризиса рабовладельческой формации, обострение внутренних классовых противоречий и наступления кочевых племен.

Греческие города имели развитую экономику, ремесленное производство, земледелие, рыболовство. Так, значительных успехов достигли ольвійські мастера в изготовлении изделий из бронзы, меди; славились их керамическое, ювелирное, деревообрабатывающее, ткацкое производства.

Велась оживленная заморская торговля. Экспортировались хлеб, скот, кожа, соль, рыба. Торговали и рабами. Предметом импорта были ткани, металлические, мраморные изделия, вино и оливковое масло. Греческие города имели высокую культуру.

Строились каменные дома, украшенные скульптурой, росписью и мозаикой.

Вступая во взаимоотношения как с грозными степняками, так и земледельцами украинского Полесья и Лесостепи, города-государства устанавливали с ними тесные экономические связи.

Хотя метрополии и усматривали в них, прежде всего, источник поступления доходов и рабов с “варварского мира”, существование таких городов на Северном берегу Черного моря заметно стимулировало процесс социально-экономического развития племен, которые их окружали.

Общественный строй характеризуется выразительным социально-классовым расслоением. Господствующий класс – судовладельцы, купцы, землевладельцы, хозяева производств и мастерских.

Среди населения преобладали свободные земледельцы, ремесленники, свободные торговцы. Но свободными, полноправными гражданами были только мужчины – граждане города. Женщины считались свободными, но не имели политических прав.

Социальные отношения между гражданами строились на принципе равноправия.

Значительной социальной группой были также оседлые чужеземцы, выходцы из “варварского мира”, которые проживали в городах. Они не имели гражданских прав, не принимали участия в политической жизни городов, а приобрести гражданство могли только за большие заслуги перед полисом.

На самых низких ступенях социальной иерархии находились бесправные рабы – объекты права. Источниками рабства были покупка на невольнических рынках, захват или покупка в племен “варварского мира”, военный плен, рождение от рабыни. Невольничья труд широко использовалась в домашнем и сельском хозяйстве, в ремесленничестве, соледобуванні и т.д.

Совет

Иногда рабов отпускали на волю, совершив обряд посвящения божеству. В этом случае религиозная община становилась покровительницей их. За мужественные действия во время войны городская власть также давала рабам свободу. Свидетельством этого является решение властей Ольвии предоставить рабам гражданство, когда 331 г. до н. есть.

войска Александра Македонского осадили город.

Государственный строй мост строился на тех же принципах рабовладельческой формации, что и устройство античных полисов Греции. По форме правления это были демократические (V-II вв. до н. есть.) или аристократические (начиная с I в. до н. есть.) республики.

Высший законодательный орган государственной власти – народное собрание, которые, например, в Ольвии, сокращенно назывались “Народ”. Практически это были собрание городской общины с участием только полноправных граждан города – греков в возрасте 25 и более лет.

Остальное население (рабы, чужеземцы, женщины) не имели права участвовать во властных органах. Собрание решали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, выбирали должностных лиц и контролировали их деятельность.

Они также оказывали гражданство, торговые привилегии иностранцам, чествовали граждан, имеющих заслуги перед городом. В Ольвии, например, за развитие города и пожертвования в городскую казну граждан награждали золотым венком или устанавливали их статуи.

Народным собранием ежегодно избирался постоянно действующий исполнительный орган – Совет города, которую возглавлял председатель; избирался также секретарь. Совет организовывал подготовку и предварительное рассмотрение решений, декретов и постановлений народного собрания. Поэтому законодательные акты городов выдавались от имени Совета и народа”.

Отдельным звеном городского управления были выборные коллегии – магистратуры или должностные лица – магистраты, которые избирались из числа полноправных граждан города. Они управляли финансами, судебными учреждениями, военными делами и другими сферами жизнедеятельности города.

Среди городских магистратур немалое значение имела коллегия архонтов. Она руководила другими коллегиями и в случае необходимости созвала народные собрание. ее возглавлял первый архонт, которому также принадлежало право командовать войсками города.

Решением юридических вопросов занималась коллегия продиків.

Обратите внимание

В городах-государствах Северного Причерноморья функционировали суды. В судопроизводстве принимали участие судьи, обвиняемые, свидетели. Судебный процесс должен был состязательный характер, приговор суда был окончательным.

Право строилось на системе Афинской полисной демократии, а его основными источниками считались обычай и закон, которые не-изредка отождествлялись. Законы народных собраний, декреты советов городов, постановления коллегий должностных лиц принимались с учетом обычаев и традиций.

Развитой правовой регламентации подлежали отношения собственности. Право защищало частную собственность на жилье, движимое имущество, скот, личные вещи. Земля и рабы могли быть как в частной, так и государственной собственности.

Оживленная внешняя и внутренняя торговля обусловили развитие обязательственного права. Заключались договоры купли-продажи, займа, дарения и др. Важные сделки осуществлялись в государственных учреждениях при свидетелях, в присутствии чиновников. Регламентировалось право аренды земли, наемного труда.

В уголовном праве считались самыми тяжелыми преступления против государства (заговор, попытки свержения демократического строя, государственная измена, разглашение государственной тайны). В отношении этих преступлений применялись смертная казнь, штрафы, конфискация имущества.

Источник: https://banauka.ru/2385.html

открытая библиотека учебной информации

Скифы.К северу от цветущих рабовладельческих цивилизаций

древности на территории Северного Причерноморья жили много-

численные кочевые племена, переживавшие стадию разложения

первобытно-общинного строя. Наиболее быстро данный процесс шел

у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество.

Отец истории Геродот (V в. до н. э.) называл скифами всœе населœе-

ние, живущее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно,

что в число скифов включали и часть славян, обитавших в Сред-

нем Приднестровье (скифы-пахари, или борисфеняне, от древнего

названия Днепра — Борисфсн). В нашем языке с тех времен сохра-

12______ Глава 1 Народы и древнейшие государства на территории нашей страны

нились слова, заимствованные из иранского,— 6oi, юпор, собака

и др. Важно заметить, что для скифов было характерно развитие патриархального (до-

машнею) рабства, связанною с первобытно-общинными отношения-

ми. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных

размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курга-

нах — захоронениях скифских царей.

В VI—IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной

союз, В III в. до н. 1. на ею базе сложилось сильное Скифское го-

сударство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя).

При раскопках Неаполя Скифскою архсолоти обнаружили значшсль-

ные запасы зерна. Скифы-зсмлсдсЛьцы выращивали «лучшую в мире

пшеницу» (Геродот). Зерно из Скифии вывозилось в Грецию.

Греческие города-колонии.Посредниками в торговле хлебом

были греческие города — рабовладельческие государства на побере-

жье Черного моря. Наиболее известными из них были Ольвия (неда-

леко от Николаева), Херсонсс (на территории нынешнею Севастопо-

ля), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа),

Диоскурада (Сухуми), Фасис (Поти), Танаис (близ Ростова-на-Дону),

Ксркинитида (Евпатория) и др.

Города Северного Причерноморья во многом копировали уст-

ройство и образ жизни греческого мира. Античное рабство в отли-

чие от рабства в восточных деспотиях и патриархального рабс!ва

народов, находившихся на стадии разложения первобытно-общин-

ного строя, основывалось на высоком уровне развития товарного

производства. Активная морская торговля стимулировала специа-

лизацию производства. Сложились крупные земельные латифун-

дии, производившие зерно, вино, масло. Значительное развитие

получило ремесло. В результате войн умножилось число рабов,

которыми имели право владеть всœе свободные граждане.

Почти всœе города-государства Причерноморья были рабовла-

дельческими республиками. Свободные граждане играли большую

роль в управлении страной в античных государствах. За крепостной

стеной возвышались величественные храмы, жилые и общественные

здания. Через удобные гавани греческие корабли увозили в сосу-

дах-амфорах из Причерноморья зерно, вино, масло, произведенные

трудом рабов или купленные у сосœедних племен. Вывозились также

рабы. Половина хлеба, которым питались афиняне, привозилась из

Пантикапея (Керчи). В V в. до н. э. Пантикапей стал центром

крупной рабовладельческой державы — Боспорского царства (V в.

до н. э.— IV в. н. э.).

Боспорское царство вело непрерывные войны с сосœедними коче-

выми народами. В 107 ᴦ. до н. э. в Боспоре произошло восстание

ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Сав-

мака. Савмак был провозглашен царем Боспора. С помощью войск

Мигридата͵ царя Понта (государство в Малой Азии), восстание было

Желœезный век_______________________ _______________13

подавлено, а Савмак казнен. Восстание Савмака — первое известное

крупное выступление народных масс на территории нашей страны.'

В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства

Причерноморья попали в зависимость от Рима. К III в. н. э. отчетли-

во проявился кризис рабовладельческою строя, а в IV—V вв. н. э. ра-

бовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

Рабский труд в условиях перехода к желœезным орудиям стано-

вился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило паде-

ние рабовладельческой цивилизации.

Источник: http://oplib.ru/random/view/40295

Рабовладельческие государства в Северном Причерноморье и Крыму

Государственные объединения племен киммерийцев и тавров

В начале I тысячелетия до н.э. население Восточной Европы вступило в новую историческую эпоху – железный век.

Читайте также:  Российские сословия xix века

Научившись добывать железо, изготовлять и применять железные” орудия труда, более крепкие, чем медные и бронзовые, первобытные люди достигли значительного повышения производительности своего труда. У старейшин родов и вождей племен стали накапливаться богатства. Воцарились имущественные неравенство и несправедливость. Появились богатые и бедные, эксплуатация одних людей другими.

Первобытнообщинный строй начал приходить в упадок, отступал в прошлое и давал дорогу классовому обществу. “Рабовладельцы и рабы, – писал В. И. Ленин, – первое крупное деление на классы”.

Именно в это время в степях Северного Причерноморья и на Крымском полуострове жили племена киммерийцев и тавров, быт, обычаи и общественное устройство которых описали древнегреческие писатели и ученые. В поэме Гомера “Одиссея” говорится: “Зашло солнце, и покрылись темнотой все пути, а судно наше достигло границ океана. Там народ и город людей киммерийских, окутаны мглою и тучами…”

Киммерия занимала огромнейшую территорию от Днестра до Дона, Таманский и Керченский полуострова. На Керченском полуострове в Крыму был город Киммерик. Киммерийские племена издавна занимались скотоводством и земледелием, орудия труда и оружие изготавливали из бронзы и железа Киммерийские цари собирали военные отряды и совершал! походы против соседних стран – Урарту, Лидии, Фригии и др.

захватывали и превращали в рабов пленных. Власть в Киммерии принадлежала царям и рабовладельческой знати, а государство киммерийцев, созданное из племенных объединений, было рабовладельческим.В VII в. до н.э. Киммерия распалась под натиском более могучего и многочисленного объединения скифских племен, которые вытеснили киммерийцев из Причерноморья.

Часть их ассимилировалась (смешалась) со скифами.

Почти одновременно с киммерийцами на юге Крыма проживало коренное население – тавры (от греческого слова “таброс” – тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова – Таврида, принятое царским правительством после присоединения Крыма к России в 1783 г.

Древнегреческий историк Геродот в своей книге “История” рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек – земледелием, а на черноморском побережье – рыболовством. Они занимались также и ремеслами – были искусными гончарами, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы.

Важно

Со второй половины I тысячелетия до н.э. первобытнообщинный строй у тавров начал приходить в упадок; появилось имущественное неравенство, стала формироваться родовая аристократия. Их государство – Таврика, также развивалось как рабовладельческое. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления.

Сообща с соседями – скифами они воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал земли Таврики. Судьба Таврики, как и Киммерии, была трагической: вначале во II в. до н.э. ее покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска.

В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавшими Крым после распада в XV в. н.э. монголо-татарского феодального государства Золотой Орды. Самобытная культура тавров была утрачена.

Рабовладельческие государства Скифия и Сарматия

В те далекие времена передвижение целых народов на тысячи верст с востока на запад было обычным явлением. В VII в. до н.э. из центральной Азии в Северное Причерноморье вторглись многочисленные племена скифови господствовали там 400 лет.

Древнегреческий ученый Гиппократ свидетельствовал: “Так называемая “Скифская пустыня” представляет собой равнину, богатую травой, но лишенную деревьев Гидрия – скифский сосуд и умеренно орошенную; по ней текут для воды. Бронза. V в. большие реки, уносящие воду из степей, до н.э.

Там и живут скифы: называются они кочевниками, так как у них нет жилищ, а живут они в кибитках… В таких кибитках находятся женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними идут их стада овец и коров, табуны лошадей”.

Значительная часть скифов была земледельцами-пахарями и проживала севернее степей Причерноморья.

В скифском обществе формировалось рабовладельчество: рабами становились покоренные племена или пленные из далеких стран.

Совет

Большинство же населения Скифиис оставляли общинники-скотоводы и земледельцы, находившиеся в зависимости от богатой знати, платили им и царям дань, служили в войске.

Скифское государство занимало огромнейшую территорию Северного Причерноморья и часть Крыма, где скифы построили и свою столицу Неаполь (теперь городище на окраине Симферополя). Территория делилась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Скифы славились как искусные воины. Вооруженные луками и короткими копьями, они были неутомимыми в походах и стойкими в битвах. Когда в 512 г. до н.э.

на Скифию двинулось огромнейшее войско персидского царя Дария I, скифы применили тактику изматывания вражеских сил: вначале беспрерывно отступали, а затем нанесли внезапные удары с флангов и тыла. В крупные сражения, как правило, не вступали. Войско Дария I понесло непоправимые потери и оставило страну.

В небольших, но ожесточенных стычках разгромили скифы и 30-тысячное войско греческого царя Александра Македонского, который в 331 г. до н.э. напал на их страну.

Скифами создана высокая на то время материальная и духовная культура, обогащавшаяся опытом при общении с греческими колонистами, славянами, а также народами Кавказа, Востока, Греции и др. Они плавили железо, занимались кузнечным ремеслом, делали оружие, железные орудия труда.

В скифских курганах найдено много украшений из золота и серебра (греческого происхождения). Скифы украшали щиты и чаши, на костяных пластинках вырезали фигурки людей и животных, изображали бытовые сцены.

В кургане Толстая Могила на Днепропетровщине археологи нашли много золотых, серебряных и бронзовых предметов высокой художественной ценности, среди них нагрудное золотое украшение – пектораль IV в. до н.э.

Обратите внимание

Скифы обожествляли солнце, луну, явления природы – дождь, гром и молнию, устраивали праздники в честь животворной земли и скота. На высоких курганах устанавливали каменные статуи (“бабы”) – символы культа предков.

Обострение внутренних противоречий, постоянные изнурительные войны привели к ослаблению скифского царства. В результате под ударами соседних сарматских племен Скифия распалась (III в. до н. э).

Многочисленные племена сарматов или савроматов (от иранского слова “саоромант” – опоясанный мечом) господствовали там 600 лет (III в. до н.э. – III в. н. э). Их язык, как и скифский, относился к иранским языкам. Быт и обычаи обоих народов были также близкими.

Поэтому-то скифы и сарматы уживались в одном государстве в Причерноморье.

Чем занимались сарматы? В степях Северного Причерноморья они нашли благоприятные условия для скотоводства и кочевого способа жизни: разводили стада крупного рогатого скота, овец, табуны лошадей, занимались охотой на степных зверей и птиц, ловили рыбу в реках и озерах. Жили в кибитках, устроенных на телегах.

Небольшая часть сарматов жила оседло и занималась земледелием на равнинах и в долинах рек Дона, Днепра, Дуная и др. Кроме того, сарматы занимались различными ремеслами: кузнечным, бронзолитейным, обработкой кожи, деревообделочным, ткацким, изготовлением керамики, войлочных изделий, одежды, обуви, украшений, оружия.

Сарматские женщины занимали видное положение в общественной жизни, отличались смелостью и воинственностью.

Сарматы вели значительную торговлю с соседними странами. Важным торговым и политическим центром Сарматиибыл город Танайсв устье Дона.

С распадом первобытнообщинного строя и разделением общества на классы, появлением в нем богатых и бедных у сарматов создается государство – Сарматия, носящее, как и скифское, рабовладельческий характер.

Важно

Оно имело значительное влияние в международных отношениях того времени. Сарматские цари вели захватнические войны и держали в повиновении ряд племен. С Сарматией граничили земли славян, которые отстаивали свою независимость.

Сарматские цари и знать во время войн захватывали большое количество рабов, широко использовавшихся в хозяйстве.

Греческие рабовладельческие города-государства и колонии

В истории Северного Причерноморья и Крыма видное место занимала греческая колонизация, которая привела к образованию там рабовладельческих городов-государств. “В древних государствах, в Греции и Риме, – писал К. Маркс, – вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя” (Маркс К.

, Энгельс Ф. Соч. – Т.8. – С.567). На территории современной Украины в VII в. до н.э. – V в. н.э. существовали греческие города-государства: Борисфенйда (на о. Березань), Тира (в устье Днестра), бльвия (на правом берегу Бугского лимана), Херсонёс (в пределах современного Севастополя), Боспор (на берегах Керченского пролива), Феодосия (в восточном Крыму) и др.

В рабовладельческих городах-государствах были разнообразные формы правления: монархии, аристократические или даже демократические республики, но классовая сущность их оставалась одна и та же – богатства и власть принадлежали рабовладельцам, а рабы находились в угнетенном положении. В народных собраниях все вопросы решали аристократы.

Как пример, возьмем Ольвию. Главную роль в ее экономике играли ремесленное производство и торговля, второстепенную – земледелие, скотоводство, рыболовство.

В этой рабовладельческой республике власть принадлежала народному собранию, но гражданскими правами пользовались только свободные жители. Фактическая власть сосредоточивалась в руках рабовладельческой знати.

В Ольвии развивались ремесла – кузнечное, плотническое, гончарное, ткацкое, каменотесное и др.

Продукция ремесленников сбывалась скифам, сарматам, славянам и другим соседним племенам. В Ольвии чеканилась золотая, серебряная и медная монета.

Совет

На территории города-государства были сооружены здания государственных учреждений, гимнасий (спортивных школ), театра, храмы и святилища, каменные жилые дома, действовал водопровод. Широко использовался труд рабов, находившихся в собственности аристократии.

Ольвия славилась своими богатствами и могуществом, а ее крепость не раз выдерживала осаду вражеских войск.

Среди рабовладельческих государств в Крыму выделялось Боспорское царство, образовавшееся в результате объединения около 20 греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах. Основой его хозяйства было земледелие, садоводство и виноградарство, с применением труда рабов – выходцев из местного населения. Развивались также ремесленное производство и торговля.

Жестокая эксплуатация была причиной крупного восстания рабов-скифов под предводительством Савмака (107 г. до н. э). Центрами восстания стали города Пантикапей (на месте современной Керчи) и Феодосия. Восставшие овладели городами и военным флотом, свергли царя и поставили Савмака правителем Боспора.

Рабовладельцы подавили восстание при помощи войск других греческих городов-государств и понтийского царя.

В греческих городах-государствах Северного Причерноморья и Крыма была развита античная культура. Значительная часть вольных жителей владели грамотой. Дети учились в школах и занимались спортом в гимнасиях, обнаруженных, например, в Ольвии. Распространялась литература, в частности произведения Гомера, музыка (игра на лирах, флейтах, трубах и др.

)” театральные представления (театры археологи обнаружили в Ольвии, Херсонесе и Пантикапее). Из причерноморских античных городов вышло немало известных историков и философов. Там развивались изобразительное искусство, скульптура, графика, архитектура. Эти виды искусства оказались под влиянием местной культуры скифов, сарматов, славян.

В результате культурного общения сформировался новый вариант античной культуры.

Вследствие общего упадка рабовладельческого строя и натиска соседних племен к V в. н.э. греческие города-государства прекратили свое существование.



Источник: http://biofile.ru/his/28124.html

Кризис рабовладельческой системы хозяйствования

В народных движениях III—V вв. активно участвуют не только рабы, но и колоны, мелкие земельные собственники, городской плебс, иногда и средние слои общества — куриалы. Эти движения переплетаются с внутриполитической борьбой и вторжениями иноземцев, сепаратистскими выступлениями провинциальной знати и конфессиональными конфликтами.

 Наряду со старыми 
формами сопротивления — бегством 
рабов от своих господ и 
налогоплательщиков от государственных 
чиновников — в этот период 
наблюдаются и более активные 
формы, в том числе восстания, 
направленные как против латифундистов, 
так и государства в целом. 
Самое крупное из этих восстаний 
связано с движением багаудов (от кельтского «бага» — борьба), охватившим Северо-Западную Галлию, особенно Арморику, позднее также 
Северо-Восточную Испанию. Выступления 
багаудов продолжались с перерывами 
с III по V в. и были особенно интенсивными в 30—50-е годы V в. Это были мелкие землевладельцы, в основном, видимо, кельтского и иберийского происхождения, а также рабы и арендаторы, пытавшиеся отложиться от Рима, установить свои порядки и жить никому не подвластными самоуправляющимися общинами.

 Активизируется и социальный 
протест городского плебса, требовавшего 
теперь не только хлеба и 
зрелищ, но и защиты от злоупотреблений 
местных магнатов, все чаще контролирующих 
город­скую администрацию. Защиты 
добивались и куриалы. Это побудило 
Валентиниана I учредить в 365 г.

Обратите внимание

должность дефенсора (защитника) города, призванного оберегать простой народ от притеснений, разбирать жалобы и наблюдать за отправлением правосудия. Первоначально дефенсоры назначались из Рима, затем их стали выбирать сами горожане, обычно отдававшие предпочтение кому-то из именитых сограждан, например епископу.

Очень скоро поэтому пост дефенсора оказался в руках городской верхушки и к середине V в. лишился прежнего значения.

 Достаточно часто народные 
движения облекались в одежды 
религиозного протеста или сочетались 
с ним. В языческий период 
истории Римской империи сопротивление 
рабовладельческому обществу и 
государству чаще всего проявлялось 
в исповедании христианского 
вероучения.

С превращением христианства 
в государственную религию эту 
функцию стали выполнять различные 
ереси, иногда также язычество. 
Ереси IV—V вв. по преимуществу питали не народные истолкования Евангелия, а богословская мысль, тонкости которой простому люду обычно были недоступны.

Тем не менее многие массовые движения того времени происходили под знаменем того или иного еретического учения: арианства, несто-рианства, монофиситства на Востоке (см. гл. 5), донатизма и пелагианства на Западе.

Пелагианство, названное 
так по имени священника Пелагия (начало V в.), отвергавшее один из основных догматов христианской церкви о греховности человеческого рода, делало из этого далеко идущий вывод о противоправности рабства и других форм социального угнетения.

Читайте также:  Окружение будапештской группировки вражеских войск

Получив значительное распространение, особенно в Галлии, пелагианство послужило одним из важных источников еретической мысли средневековья, но не породило массового народного движения. Иначе было в Северной Африке, где действовали донатисты — последователи жившего в начале IV в. епископа Доната.

Они ратовали за очищение церкви от мирской скверны, настаивали на вторичном крещении грешников, выступали против вмешательства государства в церковные дела. Дона-тистов поддержали различные слои населения Северной Африки, от сепаратистски настроенной части знати до рабов, мелких арендаторов и городских низов, видевших в донатистском учении отрицание ненавистных им порядков как безбожных.

К середине IV в. в рамках донатизма оформилось течение так называемых агонис-тиков («борющихся»), иначе цирку мцеллионов («блуждающих вокруг хижин»).

Важно

Они отвергали существующий мир как неправедный и стремились либо добровольно уйти из него через аске­тизм или самоубийство, либо преодолеть его неправедность силой, изгоняя католических священников и сборщиков налогов, освобождая рабов, уничтожая долговые расписки и т. д. Подобные действия вызывали осуждение со стороны донатистского духовенства и карательные меры со стороны государства, нередко воспринимавшиеся агонистиками как возможность уйти в мир иной.

 Народные движения 
эпохи домината немало способствовали 
расшатыванию основ рабовладельческого 
общества, но уничтожить его не 
могли. Эксплуатируемые массы 
империи представляли собой конгломерат 
множества социальных групп, разделенных 
сословными перегородками и несовпадающими 
интересами.

Мелкие земельные собственники, арендаторы и даже колоны нередко 
сами являлись рабовладельцами. 
Городской плебс, существовавший 
в значительной мере за счет 
государства, оказывался соучастником 
эксплуатации налогоплательщиков. «Для всех этих элементов, — 
писал Ф. Энгельс, — абсолютно 
не существовало какого-либо общего 
пути к освобождению».

 Не могли 
его автоматически принести и 
вторжения варваров, которые нередко 
сами были не прочь захватить 
рабов, обложить данью землевладельцев. 
Отношение обездоленных слоев 
населения римского государства 
к варварам было неоднозначным: 
иногда они приветствовали их, помогая овладеть городом (как 
случилось в 410 г.

 в Риме), в 
других случаях вместе с регулярными 
войсками оказывали им сопротивление. 
Союз низших слоев империи 
с варварами в реальной истории 
не имел места.

 Крушение рабовладельческого 
способа производства произошло 
в результате длительного процесса 
социальной революции, растянувшегося 
на несколько столетий.

Глава 3. Причины гибели рабовладельческой системы

В III-IVвв. н.э. хозяйство Древнего Рима начинает приходить в упадок.

Причиной кризиса стало 
обострение внутренних противоречий.

Рабовладельческая система 
хозяйствования исчерпала себя.

Кризис выразился в снижении объемов 
сельского хозяйства и ремесленного производства, сферы товарного обращения, усилении разорения хозяйств мелких производителей – свободных крестьян и ремесленников, упадке крупных 
рабовладельческих хозяйств.

В наиболее развитом виде данный процесс проходил в Римской империи. Жесткая эксплуатация рабов, а также невозможность 
бесконечного пополнения их рядов в 
связи с прекращением крупных 
победоносных войн, сделали проблему воспроизводства рабочей силы в 
Риме очень острой.

Дешевый и вместе с тем 
низкоэффективный труд рабов сдерживал 
технический прогресс. Абсолютная власть над рабами ограничивалась. Запрещалось 
их убивать, передавать рабов в сельской местности без земли. Рабы получили право защиты со стороны церкви. Выросло значение небольших хозяйств.

Совет

Ведущей формой производственных отношений 
стал колонат. Колонат – это новый 
способ производства. Большие земельные 
наделы делились на более мелкие, к 
которым стали прикреплять колонов 
– мелких землевладельцев и рабов, выпущенных на волю.

Колоны занимали промежуточное 
положение между свободными и 
рабами и имели определенный интерес 
в результате своего труда.

В последние столетия царствования Рима его территория была охвачена народными восстаниями, в которых 
участвовали не только рабы, но и 
свободные крестьяне, ремесленники.

В результате в V в. н.э. Древний Рим пал под ударами варваров. На его руинах со временем возникла европейская христианская цивилизация.

В античных государствах невозможно было получить достаточно большой прибавочный 
продукт в пользу правящей группы общества, отобрать его у непосредственных производителей.

В оросительных сооружениях 
здесь не было необходимости, поэтому 
не было общественной трудовой повинности, посредством которой можно было бы подчинить свободных земледельцев.

Заставить крестьян отдавать прибавочный 
продукт силой оружия тоже было невозможно: оружие было пока довольно простым 
и доступным самим крестьянам. Поэтому эксплуатировать чужой 
труд можно было, только захватывая пленных и превращая их в рабов.

Но необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства 
были постоянные победоносные войны. Чтобы 
вести такие войны, необходимо было вооружить все население. Каждый мужчина был воином и изучал военное 
искусство.

Обратите внимание

А это, в свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римских 
императорах не очень ассоциируются 
с демократией.

Однако эти императоры действовали обычно от имени народа.

И еще одно важное обстоятельство: классический рабовладельческий строй, такой, как в античных государствах, не мог быть сразу у всех народов. В самом деле, побежденные и 
покоренные Римом народы или находились на стадии доклассового общества, или 
относились к азиатскому способу 
производства.

Но во II—III вв. н. э. наступил кризис рабовладельческой системы: рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходил возврат от интенсивных 
отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или 
превращались в пастбища.

Завоевательные войны кончались — Рим уже 
захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились 
дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать 
методами прямого принуждения.

Дорогого раба приходилось беречь и добиваться повышения производительности его труда не методами принуждения, а методами материальной заинтересованности.

Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима.

Агроном Катон (II в. до н. э.) рассматривал раба как “говорящее орудие” — 
традиционно для рабовладельческого способа производства.

Он рекомендовал следить, чтобы раб не оказался без 
работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход; свести расходы на содержание рабов до минимума (кормить 
самой дешевой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при этом отбирать, чтобы сделать из нее 
для тех же рабов одеяла) и т. д.

Важно

Совсем другие методы предлагал 
агроном Варрон (I в. до н. э.). Он говорил, что для того, чтобы привязать 
раба к имению, надо разрешать ему 
жениться и иметь детей, иметь 
собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог накопить некоторое 
имущество, тогда он будет лучше 
работать.

Еще дальше в этом направлении 
пошел агроном Колумелла (I в. н. э.). Он запрещал у себя в имении телесные наказания, считал, что с рабами нужно 
советоваться по всем хозяйственным 
вопросам, и т. д.

Как мы видим, эти изменения 
начались еще до начала кризиса рабовладельческой 
системы, до начала деградации хозяйства. Далее возникли новые формы эксплуатации.

Чтобы материально заинтересовать раба, ему теперь все чаще выделяли пекулий — самостоятельное хозяйство. Это могла быть ремесленная мастерская, участок земли.

Раб в пекулии 
вел хозяйство самостоятельно, только определенную часть доходов должен был отдавать хозяину, платить ему 
оброк.

Рабу теперь разрешалось 
иметь собственность, которая не ограничивалась в размерах, поэтому 
он мог разбогатеть и купить собственных 
рабов. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или разрушить его семью (т. е.

продавать членов семьи в 
разные руки), но нельзя было даже отобрать у раба пекулий. Крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин-арендатор назывался колоном.

Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения, потому что пекулий и колонат были уже формами, соответствующими феодальным отношениям.

Совет

Но это уже не могло 
спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне, а римские крестьяне 
были разорены, и их разорение началось еще при переходе к крупным 
рабовладельческим хозяйствам. Разоренные крестьяне шли в города, но не для того, чтобы найти там работу.

Рабовладельческие отношения воспитывали 
представление, что свободному человеку трудиться стыдно, что труд — 
занятие для рабов. И в городах 
росло число люмпен-пролетариев, людей, не работавших и живших на подачки 
знати. Только в одном Риме, уже 
в I в. до н. э.

, их насчитывалось около 
полумиллиона.

С крестьянством исчезла 
и победоносная римская армия. Теперь солдаты набирались преимущественно 
из тех же варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать. Им нечего было защищать.

Заключение

Рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства.

Происходил возврат от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища.

Завоевательные войны кончались — Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов.

Для победы феодальных отношений 
нужны были крестьяне, а римские 
крестьяне были разорены, и их разорение 
началось еще при переходе к крупным 
рабовладельческим хозяйствам.

Рим приходил в запустение. И когда с севера стали надвигаться 
новые варвары, Рим не мог устоять 
и пал под их ударами. Это произошло 
в V в. н. э.

Список используемой литературы

  1. Конотопов М. В. История экономики. М., 2000г.
  2. Кузнецова О. Д. История экономики. М.,2004 г.
  3. http://www.gumfak.ru/econom_html/his_econ2/index.shtml

(электронный учебник 
«История экономики»)

  1. Шевчук Д.А. История экономики. (Учебное пособие) М.,2009
  2. Щербина Л.В. История экономики. Конспект лекций. М., 2008

Источник: http://student.zoomru.ru/history/krizis-rabovladelcheskoj-sistemy-hozyajstvovaniya/160713.1310000.s2.html

Упадок рабовладельческих государств Северного Причерноморья

Примерно с середины III в. н. э. античные государства Северного Причерноморья вступают в период общего экономического и социально-политического упадка, через сто с лишним лет приведшего их к окончательной гибели.

Процесс разложения рабовладельческого общества и вызревание внутри него новых производственных отношений длился несколько столетий.

Нерентабельность рабского труда заставляла самих рабовладельцев частично переходить к новым формам эксплуатации; широко распространяется обычай отпускать рабов на волю с установлением экономической зависимости вольноотпущенника от его бывшего господина или от общины.

Обратите внимание

В частности, на Боепоре и в Херсонесе, как свидетельствуют надписи, практиковался отпуск рабов на волю в форме посвящения раба какому-нибудь божеству, причем храм или религиозная община становились как бы покровителями вольноотпущенника.

Кризис рабовладельческого общества в Северном Причерноморье выразился также в резком сокращении внешней и внутренней торговли и денежных отношений, в натурализации хозяйственной жизни.

Каждый хозяин стремился произвести все необходимое для удовлетворения своих потребностей, не обращаясь к рынку.

У нас почти нет сведений об усилении социальной борьбы в северочерноморских рабовладельческих государствах, которое, несомненно, должно было иметь место в период распада рабовладельческих отношений.

В начале III в. н. э. в Северном Причерноморье создается сильный союз племен, объединяющий различные этнические группы. Во главе его становятся готы. Готы ведут длительную и упорную борьбу с римлянами на Дунае.

Ольвия к этому времени превратилась уже в небольшое укрепленное поселение, не игравшее почти никакой роли в экономической жизни Причерноморья. В первой трети III в. н. э. прекращается ольвпй-ская монетная чеканка. Дальнейшая судьба города почти неизвестна.

Ольвия попала в руки «варваров». Поселение на месте Ольвии существовало до IV или V в. н. э.

В середине III в. н. э. готы и предводимые ими племена обрушиваются на Боспорское царство. Первым пострадал самый северный город Боспора — Танаис, который был полностью уничтожен и сожжен.

Важно

Боспорское царство уже не имело достаточно сил, чтобы отразить натиск «варварских» племен, и боспорские правители были вынуждены пойти на какое-то соглашение с вождями подступивших к Боспору племен боранов и герулов, принадлежавших, вероятно, к готскому союзу.

Бос-порцы обеспечили боранам и другим «варварам» возможность проходить на ладьях через Керченский пролив из Азовского в Черное море и предоставили в их распоряжение боспорский флот, который бораны использовали для пиратских набегов на различные районы Причерноморья и Средиземноморья.

В 50—70-х годах III в. н. э. отряды боранов, остготов, герулов, пользуясь боспорскими гаванями как базой, совершают грабительские набеги на греческие прибрежные города. Они грабят такие крупные центры, как Афины, Коринф, Эфес, Ки-зик, Синопа, Гераклея.

Для боспорской экономики эти набеги были весьма неблагоприятны, так как -оказались разоренными все те торговые центры, с которыми Боспор -еще продолжал поддерживать связи. Следствием такого положения было почти полное прекращение внешней торговли Боспора.

К этому времени относится гибель многих мелких боспор-ских поселений, приходят в упадок и крупные города Боспора.

Глубокий экономический кризис государства нашел яркое отражение в боспорской чеканке: первоначально золотые боспорские монеты, качество металла которых все время ухудшалось, ко второй половине III в. н. э. стали просто медными.

В 30-х годах IV в. н. э. монетная чеканка Боспора совершенно прекращается. С середины III в. н. э. прерываются и связи Боспора с Римом.

Последний удар по Боспорскому царству был нанесен гуннами. Кочевые орды гуннов и подчиненных им племен вторглись на Боспор в последней четверти IV в. н. э. и учинили здесь страшный погром.

Совет

Жители боспороких городов были либо перебиты, либо угнаны, жилища разрушены и сожжены. Бос-порские города, уже давно пришедшие в упадок, были теперь окончательно уничтожены, превращены в груды развалин.

Бос-порское государство перестало существовать.

Херсонес, лежавший в стороне от основной дороги гуннов, не претерпел такого жестокого разгрома. Город жил и в последующие века, когда он перешел под власть Византийской империи.

Конечно, «варварские» нашествия не были главной причиной гибели рабовладельческих государств Северного Причерноморья. Они послужили лишь последним толчком, окончательно разрушившим уже совершенно обессилившие и разложившиеся государственные образования, покоившиеся на изживших себя рабовладельческих отношениях.

Гибель античных государств была предрешена всем ходом исторического процесса, ибо дальнейшее развитие производительных сил было невозможно без замены рабовладельческих отношений новыми, более прогрессивными.

И такие общественные отношения сформировались в новых раннефеодальных «варварских» государствах, возникших на развалинах античного мира.

Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-3143

Шелов Д. Б. Античный мир в Северном Причерноморье : Гибель античного рабовладельческого общества в Северном Причерноморье

Глава восьмая

Гибель античного рабовладельческого общества в северном причерноморье

Примерно с середины III в. н. э. античные государства Северного Причерноморья вступают в период общего экономического и социально-политического упадка, через сто с лишним лет приведшего их к окончательной гибели.

Упадок этот был лишь одним из проявлений того общего кризиса рабовладельческой системы, который охватил в это время весь античный мир и конечным результатом которого было падение рабовладельческой Римской империи и создание на ее обломках варварских государств — провозвестников новых феодальных отношений.

Рабовладельческие отношения, бывшие когда-то наиболее прогрессивными производственными отношениями, к этому времени уже становятся тормозом для дальнейшего развития производительных сил, соответствие между уровнем последних и существующими производственными отношениями нарушается, и гибель рабовладельческой системы становится исторически неизбежной. Процесс разложения рабовладения и вызревания внутри рабовладельческого общества новых производственных отношений длился несколько столетий. Нерентабельность рабского труда заставляла самих рабовладельцев частично переходить к новым приемам эксплуатации; широко распространяется обычай отпускать рабов на волю с установлением экономической зависимости вольноотпущенника от его бывшего господина или от общины. Рабы теперь часто получают земельные участки, которые они обязаны обрабатывать. В хозяйстве все большее значение

185

приобретает труд не рабов, а различных других групп населения, находящихся на разных ступенях крепостной зависимости от государства или от отдельных крупных магнатов.

Кризис рабовладельческой системы крайне обострил социальную борьбу. Основным противоречием остается противоречие между рабами и рабовладельцами, но оно осложняется многообразной борьбой между различными группами внутри самого класса рабовладельцев, борьбой за доходы, за власть, за влияние.

Читайте также:  Начало северной войны

Непрерывно следующие одно за другим в разных частях античного рабовладельческого мира восстания рабов и других угнетенных групп населения, постоянные мятежи, военные перевороты, заговоры, междоусобицы были различными проявлениями общего обострения классовых противоречий в обстановке кризиса всего рабовладения.

Обратите внимание

Внутренний упадок и разложение рабовладельческих государств сочетались со все усиливающимся нажимом варваров извне.

Наступает такой момент, когда расшатанная изнутри и атакуемая извне Римская империя теряет возможность успешно сопротивляться и рушится под ударами варваров, знаменуя своим падением окончательную гибель рабовладельческого строя и очищая место для создания новых, более прогрессивных общественнопроизводственных отношений.

Северное Причерноморье было частью античного средиземноморского рабовладельческого мира, и хотя большая часть его формально не входила в состав Римской империи, судьбы северочерноморских государств были тесно связаны с общим состоянием всего этого мира. В античных государствах Северного Причерноморья можно проследить, насколько позволяют имеющиеся источники, те же процессы нарастания кризиса рабовладельческой системы, что и в других областях античного мира.

Боспорские и херсонесские надписи говорят о практиковавшемся здесь в первые века н. э. отпуске рабов на волю. Обычно такой отпуск осуществлялся в форме посвящения раба какому-нибудь божеству, причем храм или религиозная община становились как бы покровителями вольноотпущенника. О посвящении раба составлялся официальный акт — манумиссия, высекавшийся на каменной плите.

186

Имеются сведения о применении на Боспоре также труда зависимого населения, посаженного на землю, в частности в храмовом хозяйстве.

Кризис рабовладельческого общества в Северном Причерноморье выразился также в резком сокращении внешней и внутренней торговли и денежных отношений, в натурализации хозяйственной жизни. Каждый хозяин стремился произвести все необходимое для удовлетворения своих потребностей, не обращаясь к рынку.

Конечно, торговый обмен продолжал существовать, но в очень сокращенном объеме. Характерно в этом отношении появление в городских центрах земледельческих хозяйств. Города в значительной степени утрачивают характер торгово-ремесленных центров и все более напоминают сельские поселения.

Городское население сокращается.

У нас почти нет сведений об усилении социальной борьбы в северочерноморских рабовладельческих государствах, которое несомненно должно было иметь место в период распада рабовладельческих отношений. Зато сравнительно хорошо известны взаимоотношения этих государств с окружающими племенами, известно и о нашествии варваров.

В начале III в. н. э. в Северном Причерноморье появляются племена, получившие в античных источниках общее наименование готов. Собственно готы принадлежали к германской группе племен. Они пришли в Причерноморье с берега Балтийского моря, где находилась их первоначальная родина.

В своем движении они увлекли многие иные племена Восточной Европы и образовали сильный союз племен, который в III—IV вв. н. э. играет большую роль в политической жизни Причерноморья. Уже с начала III в. начинается длительная и упорная борьба готов с римлянами на Дунае.

Во время этой борьбы римляне, стремясь обеспечить себе опорные пункты и в северо-западном Причерноморье, окончательно подчиняют себе Ольвию, включив ее в состав Римской провинции Нижней Мезии. Ольвия к этому времени уже превратилась в небольшое укрепленное поселение, не игравшее почти никакой роли в экономической жизни Причерноморья.

Об упадке города говорит прекращение чеканки в нем монеты в первой трети III в. н. э. Дальнейшая судьба Ольвии нам почти неизвестна. Римляне были

187

вынуждены вскоре вывести свой гарнизон из Ольвии, и она попала в руки варваров; поселение на месте Ольвии, повидимому, существовало в течение еще одного-двух веков, и жизнь здесь прекратилась в IV или в V в. н. э.

Бурные события разыгрались в другом конце Северного Причерноморья, на северо-восточных границах Боспорского царства. От конца II и первой половины III в. н. э.

до нас дошел ряд надписей из Танаиса, свидетельствующих о том, что в городе в это время происходило усиленное строительство оборонительных сооружений; видимо, город спешно укреплялся в ожидании нападения какого-то опасного врага. Но не известно ни одной надписи из Танаиса позже 236 г.

; очевидно, город все-таки был разрушен неприятелем, в котором скорее всего можно видеть готов или какие-то возглавляемые ими племена. Следы огромного пожара, уничтожившего город около середины III в. н. э., были прослежены при раскопках Танаиса.

Важно

В середине III в. Боспор уже не имел сил, чтобы успешно отражать натиск готов и других варварских племен.

В этих условиях боспорские правители вынуждены были пойти на какое-то соглашение с вождями подступавших к Боспору племен боранов и герулов, принадле: жавших, вероятно, к готскому союзу.

Боопорцы обеспечили боранам и другим варварам возможность проходить на ладьях через Керченский пролив из Азовского в Черное море и предоставили в их распоряжение свой флот, который бораны использовали для пиратских набегов на различные районы Причерноморья и Средиземноморья.

В 50—70-х годах III в. н. э. отряды боранов, остготов, герулов, пользуясь боспорскими гаванями как базой, на судах боспорского флота совершают грабительские пиратские набеги на многие греческие прибрежные города.

Они высаживаются в разных пунктах побережья Черного, Мраморного, Эгейского морей или на островах, грабят и опустошают все на своем пути, захватывают пленных и ценности, сжигают города и затем с богатой добычей возвращаются на Боспор.

Римский флот и небольшие римские гарнизоны не имели возможности помешать этим пиратским набегам, встреч же с большими войсковыми римскими силами пираты избегали.

188

В течение несколькик лет пиратствующие отряды боранов и других племен разграбили и разорили города Причерноморья, Пропонтиды и Эгейского моря, в том числе такие крупные центры, как Афины, Коринф, Эфес, Кизик, Калхедон, Синопу, Гераклею, Трапезунт и многие другие.

Для боспорской экономики эти набеги были весьма неблагоприятны. В результате пиратских набегов были разрушены или разорены все те торговые центры, с которыми Боспор еще продолжал поддерживать экономические связи.

Следствием такого положения было почти полное прекращение уже и без того сильно сократившейся внешней торговли Боспора.

Совет

К 50—60-м годам III в. н. э., т. е. к периоду господства на Боспоре боранов, относится прекращение жизни многих мелких боспорских поселений. Крупные города Боспора, продолжавшие еще существовать, приходят в упадок.

Хотя территориальная целостность Боспорского царства, как показывают надписи, все еще сохранялась, само государство находится в состоянии глубокого экономического упадка. Очень ясное отражение этот упадок нашел в истории боспорской чеканки.

Первоначально золотые боспорские статеры, качество металла которых все время постепенно ухудшалось, ко второй половине III в. стали просто медными.

Боспорское государство в это время переживает также тяжелый политический кризис. Письменные источники, монеты и надписи говорят о появлении на Боспоре во второй половине III и в начале IV в. н. э. каких-то царей-узурпаторов, не принадлежавших к правящей династии.

Так, в середине III в. в течение нескольких лет чеканит монету некий Фарсанз, правивший одновременно с законным правителем Рискупоридом V. В 70-х годах того же столетия в надписи упоминается какой-то загадочный царь Хедосбий, который даже не сумел начать свою монетную чеканку.

Вероятно, узурпаторами были и боспорские цари начала IV в.— Радамсад и Фофорс.

Необычные имена всех этих царей, стиль их монет и некоторые другие признаки позволяют предполагать, что появление этих правителей на боспорском престоле было связано с преобладанием на Боспоре того или иного племени.

Связи Боспора с Римом фактически прерываются. Правда, на лицевой стороне боспорских медных «стате-

189

ров» все еще помещается очень грубо исполненный и совершенно неузнаваемый портрет римского императора, но практически Боспор в это время был не только совершенно независим от Римской империи, но, вероятно, даже не получал уже от Рима субсидий на содержание армии и не имел с ним постоянных сношений.

К 30-м годам IV в. прекращается чеканка монеты на Боспоре, осуществлявшаяся непрерывно в течение 900 лет.

Можно было бы думать, что Боспорское государство перестало существовать, если бы надписи не говорили нам, что оно продолжало жить еще несколько десятилетий.

Обратите внимание

Очевидно, прекращение боспорской чеканки было следствием не политической катастрофы, а глубокого экономического упадка, сделавшего дальнейший выпуск монеты невозможным, а денежное обращение в значительной степени ненужным.

Общий упадок экономики и благосостояния населения заметно проявляется и в археологических памятниках. В конце III и в IV в. уже совсем не встречается богатых могил; в погребениях этого времени обычно находят вещи недорогие и грубо исполненные.

Но основные черты погребального обряда и характер инвентаря остались те же, что были и в предыдущую эпоху. Готское нашествие никак не отразилось на культуре Боспора, в которой продолжают преобладать традиции все того же греко-сарматского стиля с его полихромными украшениями.

Повидимому, готы в культурном отношении, так же как и в этническом, не смогли сохранить своей самобытности и полностью растворились в сармато-аланской среде Причерноморья.

При сохранении общих традиций в культуре и искусстве продолжается усиление местных элементов. В этом отношении очень показательна роспись поздних боспорских склепов IV в. н. э. В ней уже ничего не остается от красочного античного реализма; она приобретает условно-схематический характер.

Обычно на стенах склепа, не оштукатуренных, одноцветной краской нанесены очень примитивные, плоскостные и схематизированные рисунки — изображения людей, животных, птиц, гирлянд и т. п. Часто встречаются символические геометрические фигуры. Вся роспись имеет явно культовый характер (рис. 72).

190

Рис. 72. Роспись боспорского склепа IV в. н. э.

Новостью по сравнению с предыдущим периодом является проникновение в погребальный инвентарь христианской символики. На отдельных вещах, а также на надгробиях теперь нередко встречается знак креста или монограмма из букв имени Христа.

Христианство проникло в Северное Причерноморье, видимо, в конце III в. н. э. из Малой Азии. Распространение его было облегчено существованием здесь монотеистического культа единого «бога высочайшего». Уже в IV в. н. э.

Боспор выделился в самостоятельную епископию.

Последний удар по боспорскому рабовладельческому государству нанесло вторжение гуннов. Кочевые орды гуннов, вторгшиеся в Восточную Европу из степей и пустынь Центральной Азии, как смерч прошли по Северному Причерноморью, все разрушая на своем пути.

Важно

В своем движении гунны, как ранее готы, увлекали за собой другие племена и народности, в том числе и сармато-аланское население Причерноморья.

Готы были сметены этим гунноаланским потоком и отброшены далеко на запад, только небольшая горсточка их уцелела в горах Крыма.

На Боспоре гунны появились в 70-х годах IV в. н. э.; одна группа их прошла по северокавказским степям,

191

переправилась через Керченский пролив по льду в Крым и затем в Поднепровье соединилась с основными силами, направлявшимися на запад по северному берегу Азовского моря. Ворвавшись на Боспор, гунны учинили здесь страшный разгром.

Жители были либо перебиты, либо угнаны, жилища разрушены и сожжены. Следы этого погрома обнаружены при раскопках боспорских городов в виде обширных пожарищ.

Некогда цветущие боспорские города, уже давно пришедшие в упадок, теперь были окончательно уничтожены, превращены в груды развалин, Боспорское государство перестало существовать.

Херсонес, лежавший в стороне от основной дороги гуннов, не претерпел столь жестокого разгрома. Надписи свидетельствуют, что город существовал еще в самом конце IV в. В это время там находился даже римский гарнизон — легион баллистариев.

Но и Херсонес очень пострадал от вражеских нашествий,— это видно по следам разрушений его стен и зданий. В V в. н. э.

всякие свидетельства о Херсонесе прекращаются, повидимому, и этот город перестает существовать как значительный экономический и политический центр.

Конечно, варварские нашествия не были главной причиной гибели рабовладельческих государств Северного Причерноморья. Они были лишь последним толчком, окончательно разрушившим уже совершенно обессилевшие и разложившиеся государственные образования, покоившиеся на изживших себя рабовладельческих отношениях.

Совет

Гибель античных государств была предрешена всем ходом исторического процесса, ибо дальнейшее развитие производительных сил было невозможно без замены рабовладельческих отношений более совершенными, более прогрессивными общественными отношениями.

Внутренний социально-экономический кризис обрек античные государства Средиземноморья и Причерноморья на неизбежную гибель и уничтожение.

Варварские племена Европы и Азии, племенные союзы германцев и сармато-аланов, славян и даков были той могучей силой, которая была призвана осуществить это уничтожение, которая несла в себе зачатки новых, прогрессивных общественных отношений, которая «вдохнула новую жизненную силу в умирающую Европу».

Источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/shelov_antichniy_mir_v_prichernomorje/9.htm

Ссылка на основную публикацию