Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА
Подготовка реформы
3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.
) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы.
Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.
В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками.
Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета).
Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения
Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову.
В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения.
Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».
4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления.
В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым.
Основные положения новой программы были следующими:
* получение крестьянами личной свободы
* обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)
* утверждение переходного («срочнообязанного») состояния
В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов.
Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности.
Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.
19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.
Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.
Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.
Основные положения реформы
Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям – членству в сельском обществе и владению надельной землей.
* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.
Размер наделов
Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности.
Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю.
Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.
В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья.
Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий.
Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.
Повинности временнообязанных крестьян
Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен.
Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи.
На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.
Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год.
Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны.
Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.
Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.
Освобождение дворовых крестьян
«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.
Выкупные платежи
Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников.
Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж.
Основную сумму помещик получал у государства.
Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды.
В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей.
Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму.
Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.
«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта).
Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.).
Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.
Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г.
в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко.
За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.
Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.
Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг.
цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов).
В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс.
, 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом.
Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.
Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы.
Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г.
, после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.
Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании.
По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку.
Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.
Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.
Источник: https://www.pravmir.ru/krestyanskaya-reforma-1861-goda-spravka/
Крестьянская реформа 1861 г. и пореформенное развитие России
Вначале 50-х гг. XIX в. Россия представлялась современникам мощной в военно-политическом отношении державой. Высшие правительственные чиновники рассчитывали на якобы неограниченные военно-экономические ресурсы страны.
Однако глубокий кризис крепостнической системы оказывал губительное воздействие на экономику страны и её военный потенциал. Поражение в Крымской войне обнаружило в глазах общества несостоятельность не только политики Николая I, но и всего режима в целом.
Между тем убеждения нового царя Александра II (на престоле с февраля 1855 г.)не предвещали преобразований: по ряду вопросов Александр был ещё большим консерватором, чем его отец.
Однако ход вещей фактически заставил Александра проводить реформы.
Уже через год после воцарения он произнёс знаменитую фразу: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу».
В 1857 г. в лучших традициях прошлого царствования очередной Секретный комитет приступил к разработке освобождения 35 % подданных империи из рабского состояния. Однако многие высшие сановники и бюрократия всячески тормозили этот проект.
Тогда дворянам было предложено избрать комитеты по губерниям для обсуждения условий отмены крепостного состояния крестьян.
Александр преобразовал Секретный комитет в Главный губернский комитет, придав ему гласный характер, и он стал рассматривать проекты и предложения местных комитетов дворянства. Деятельное участие в разработке крестьянской и других реформ приняли братья Д.А. и Н.А. Милютины, Я.И.
Ростовцев, С.С. Ланской и др. Большую роль в проведении либеральных преобразований сыграли великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Елена Павловна, оказавшие сильное влияние на императора и на сам ход реформ.
Различия условий хозяйствования в губерниях нашли своё отражение в проектах дворян. Дворяне нечернозёмной полосы получали основной доход в виде денежного оброка с крестьян.
Земля в таких губерниях давала небогатые урожаи, и большинство крестьян там занимались торговлей и разнообразными промыслами, с которых и платили оброк.
Поэтому дворянство нечернозёмной полосы готово было освободить своих крестьян с большими земельными наделами, но с таким выкупом, чтобы он компенсировал утрату помещиками высоких оброков.
В чернозёмных губерниях, где земля давала богатые урожаи и была широко распространена барщина, помещики получали основной доход с земли. В этих губерниях дворянство было готово освободить своих крестьян даже без выкупа, но и без земельных наделов, чтобы сохранить основное богатство – землю – за собой.
Наконец, в степной полосе было много земли, но она была относительно слабозаселённой. Здесь помещики стремились удержать за собой рабочую силу. Поэтому дворянство степной полосы предлагало установить после отмены крепостного права длительный (10–12 лет) переходный период, во время которого сохранялись бы феодальные повинности крестьян.
Следует иметь в виду, что довольно значительная часть помещиков вообще выступала против отмены крепостного права, и это также повлияло на окончательный вариант крестьянской реформы, которая носила характер компромисса между правительством и землевладельцами (отметим, что освобождение рабов в США в это же время привело к длительной и ожесточённой Гражданской войне).
Осенью 1860 г. редакционные комиссии закончили составление проекта по крестьянской реформе, в основном отразив пожелания дворянства различных губерний. 19 февраля 1861 г.Александр подписал «Положения» и Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
По Манифесту крестьяне сразу же получали личную свободу и ряд гражданских прав. Они могли заключать имущественные и гражданские сделки, переходить в другие сословия, открывать промышленные и торговые предприятия.
В «Положениях» были детально разработаны условия освобождения крестьян в различных губерниях России.
Следует учитывать, что отмена крепостного права не являлась единовременным актом 1861 г. Это был процесс, который растянулся на десятилетия. В течение двух лет после опубликования Манифеста (до 1863 г.) крестьяне должны были оставаться на положении «временообязанных» (см. «Временнообязаданные крестьяне.») и выполнять те же самые повинности, хотя и в несколько ограниченном виде.
Закон исходил из того, что вся земля, в том числе и крестьянские наделы, принадлежала помещику. Крестьяне считались лишь пользователями этой земли. Чтобы стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить его у помещика. Причём наделение землёй носило принудительный характер. Финансовые условия выкупа были для крестьян крайне тяжёлыми.
Сумму выкупа составлял доход от феодальных повинностей, а не рыночная цена земли. Так как у крестьян денег на выкуп не было, государство выплачивало помещику 80 % выкупной суммы сразу, а остальную часть суммы крестьяне платили помещику, как правило, в рассрочку. Выкупная сумма, выплаченная помещикам государством, затем взыскивалась с крестьян в казну в течение 49 лет (в 1905 г.
это условие было отменено).
Размеры крестьянского надела учитывали природные и экономические условия губерний, и вся территория Европейской России была разделена на три полосы: чернозёмную, нечернозёмную и степную. В первых двух полосах устанавливались «высшая» и «низшая» нормы крестьянских наделов, в степной – «указная».
Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если надел превышал установленную в данной местности норму. И наоборот, если крестьянский надел не дотягивал до минимальной нормы, закон предусматривал прирезку земли.
В большинстве случаев действовала практика отрезков земли от крестьянских наделов. В итоге помещики сохранили огромные земельные владения, а крестьяне получили в своё распоряжение наделы, размеры которых не позволяли зачастую вести хозяйство, обеспечивающее прожиточный минимум.
Следует отметить, что реформа не затронула организацию крестьянского общества – общину, которая сохранила свой порядок землепользования и круговую поруку.
С тех пор как началась подготовка к реформе, крестьяне терпеливо ждали воли, надеясь, что получат «полную волю», т. е. сразу же падёт власть помещиков, они безвозмездно получат свои наделы, а может, и землю помещиков.
Тем сильнее было разочарование, повсеместное недовольство крестьян. В ряде губерний правительство применило силу, чтобы усмирить крестьян. Самый известный и самый кровавый случай подобного рода произошел в селе Бездна Пензенской губернии, где солдаты стали стрелять в крестьян.
По официальным, явно заниженным данным, погибли 55 человек.
События в Бездне вызвали резкий протест демократических слоёв общества. В Казани студенты во главе с профессором А.П. Щаповым демонстративно отслужили панихиду. С 1861 г. стали появляться антиправительственные прокламации. В центре прокламационной кампании стоял Н.Г. Чернышевский. Летом и осенью 1861 г.
в Санкт-Петербурге и Москве распространялись три номера нелегального листка «Великорусс». Авторы листовок критиковали крестьянскую реформу, требовали введения конституции, суда присяжных, свободы слова и печати. Затем в Санкт-Петербурге появилась прокламация «К молодому поколению», написанная Н.В. Шелгуновым и напечатанная в лондонской типографии А.И. Герцена.
Ещё раньше, в мае 1861 г., большое впечатление на современников произвела прокламация «Молодая Россия». Её автором был московский студент П.Г. Заичневский. В прокламации он утверждал неизбежность «кровавой и неумолимой» революции. Правительство ответило репрессиями: в 1862 г.
были закрыты журналы радикального направления «Современник» и «Русское слово», арестованы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьёвич, Д.И. Писарев.
Реформы 1860–1870 гг.
О тмена крепостного права вызвала необходимость проведения ряда других социально-экономических реформ. Земская реформа. С 1864 г.в европейской части России вводились земства – бессословные органы местного самоуправления.
В компетенцию земств входили вопросы местного здравоохранения, образования, местных путей сообщения, торговли и промышленности. Политические права земств были ограничены, они могли обращаться к правительству только с ходатайствами, но не обладали законодательной инициативой. В 1870 г. подверглось реорганизации и городское самоуправление.
Судебная реформа. Наиболее последовательной и продуманной была реформа судопроизводства (1864).Судебная реформа ввела в действие бессословный, открытый, гласный, состязательный процесс. Появился также институт присяжных заседателей, избираемых из представителей всех сословий.
Предварительное следствие изымалось из ведения полиции и передавалось специальным судебным следователям. Финансовая реформа. Ещё в 1860 г. был учреждён Государственный банк, упорядочен государственный бюджет. Единственным распорядителем доходов и расходов стал министр финансов.
Начались публикации для всеобщего сведения росписи доходов и расходов государства. Была отменена система откупов. Во всех губерниях учреждались независимые от местных властей контрольные палаты, следившие за доходами и расходами всех губернских учреждений. Военные реформы (1864–1874).
Поражение в Крымской войне показало военно-техническую отсталость России от ведущих европейских стран. Реорганизация армии во многом зависела от уровня развития промышленности и транспорта. Поэтому военные реформы растянулись на длительное время. Главным идеологом и организатором реформ был военный министр Д.А.
Милютин – высокообразованный и прогрессивный государственный деятель. Под его руководством была реорганизована система военного управления, расширена сеть военно-учебных заведений, изменена структура управления войсками. Центральное место в реформах заняла новая система комплектования армии и флота – замена рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью.
Введение всеобщей воинской повинности давало эффект лишь при быстрой мобилизации находившихся в запасе резервистов. Однако только рост железнодорожного строительства в 60—70-е гг. XIX в. позволил перейти в 1874 г.на новую систему комплектования армии.
Воинская повинность распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. От действительной службы освобождались лица, имевшие льготы (единственный сын, единственный кормилец в семье и т. п.). Значительно сокращался срок службы в зависимости от образовательного ценза. Так, полный срок срочной службы в армии составлял 6 лет, а для лиц, имевших высшее образование, – всего полгода.
Были также проведены реформы в области среднего и высшего образования, печати.
Значение реформ
О тмена крепостного права и другие реформы значительно изменили социальный и экономический уклад России. Реформирование страны, её модернизация вели к устранению сословных перегородок.
Постепенно падало экономическое и культурное значение землевладельческого дворянства, и одновременно увеличивались численность и влияние в обществе представителей средних классов, которых называли разночинцами.
Только после ликвидации крепостного права началось медленное, но неуклонное превращение России в страну с современной капиталистической промышленностью. Безусловно, реформы носили противоречивый, непоследовательный характер, особенно крестьянская.
Во всех сферах жизни сохранялись крепостнические черты. Самодержавие как основа политического строя изменений не претерпело. Незавершённый характер реформ 60-70-х годов во многом способствовал революционному взрыву в начале ХХ столетия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: https://zdamsam.ru/a23541.html
Крестьянская реформа 1861 года (курсовая) — Дипломы и курсовые
СОДЕРЖАНИЕ
Основные положения крестьянской реформы 1861 годавведение 31. крестьянская реформа 1861 года: предпосылки и механизмы осуществления 62. общая характеристика крестьянского движения в ответ на реформу 1861 года 133. изменения, вызванные крестьянской реформой 1861 года 253.1. изменения в общественном строе 253.2. изменения в государственном строе 27заключение 33
список использованной литературы 35
ВВЕДЕНИЕ
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие.
Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.
Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767-1768 гг. (И.
Чупров, Ф. Полежаев, А.Д. Маслов, Г. Коровьин), просветители (Н.И. Новиков, С.Е. Десницкий, А.Н. Радищев), первые русские революционеры — декабристы, либералы (славянофилы и западники), а также радикально настроенные общественные деятели.
Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями[1].
Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса – следует упомянуть проекты М.М. Сперанского, Н.Н.
Новосильцева, деятельность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян 1837-1841 гг.
Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.
К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок.
Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.
Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. К безоговорочному освобождению крестьян призывали А.И. Герцен в «Колоколе», Н.Г. Чернышевский и Н.А.
Добролюбов в журнале «Современник».
Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса[2].
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что крестьянское движение в ответ на реформы 1861 года являлось значимым событием отечественной истории, давшим толчок последующему развитию революционных настроений в российском обществе, которые предопределили развитие страны на долгие годы.
Объектом исследования является Крестьянская реформа 1861 года.
Предметом исследования являются основные положения Крестьянской реформы 1861 года.
Целью данной работы является исследование Крестьянской реформы 1861 года, а также реакции общества и государства на эту реформу.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
— изучить предпосылки реформы 1861 года и механизмы ее осуществления;
— исследовать реакцию крестьянства на реформу 1861 года;
— проанализировать изменения в общественном и государственном строе, вызванные реформой.
1. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 ГОДА: ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Первые шаги к отмене крепостного права были сделаны Александром I в 1803 году подписанием «Указа о свободных хлебопашцах», в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян. В прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия) крепостное право было отменено ещё в 1816-1819 гг.
Вопреки существующему ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным — 45% со второй ревизии до восьмой (то есть с 1747 до 1837 год), а к десятой ревизии (1857 год) эта доля упала до 37% [3].
Согласно переписи населения 1857-1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоего пола) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю.
Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1,17% (Бессарабская область) до 69,07% (Смоленская губерния)[4].
В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство пошло на отмену крепостного права.
Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову.
Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки)[5].
В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками.
Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.
В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления.
Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии.
Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей[6].
Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в
[1] Орлов, А.С. История России. Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина.- М.: Проспект.- 2006.- С. 280. [2] История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник./ Под ред. О.И. Чистякова.- М.: Юристъ.- 2004.-С. 427. [3] Федоров, В.А. Падение крепостного права в России: Документы и материалы / В.А. Федоров.- М.: Политиздат.- 1966.- С. 23. [4] Там же, С. 25. [5] Орлов, А.С. История России. Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.- М.: Проспект.- 2006.- 284 с. [6] Там же, С. 286.Заказать реферат
Источник: http://diplomkurs.ru/istoriya/krestyanskaya-reforma-1861-goda-kursovaya.html
Крестьянская реформа 1861 года
08.12.2017 Категория: Образование и наука Подкатегория: История Популярность
1861 год считается знаковым в истории России — именно тогда императором Александром II было упразднено крепостное право.
Произошло это не внезапно — предпосылки к ликвидации крепостничества появились уже давно. На протяжении девятнадцатого века росли волнения в среде самих крестьян, и предшественники императора пытались хоть как-то решить вопрос, постепенно улучшая и облегчая положение класса.
Таким образом, Александру II выпало завершить начатый уже давно процесс.
Как подготавливалась реформа?
Законопроект о решении наболевшего вопроса создавался не лично императором. По его указанию был учрежден особый комитет, в состав которого вошли видные дворяне той эпохи — Муравьев, Панин, Орлов, Милютин и другие.
Некоторые из членов комитета были настроены по отношению к собственной работе скептически, другие искренне верили в необходимость облегчить крестьянскую долю.
Так или иначе, с 1857 по 1861 год были разработаны основные положения для грядущей реформы, ее суть.
- Крестьянам планировалось даровать личную свободу, при этом не вынуждая оплачивать ее получение деньгами.
- Крестьян планировали обеспечить собственной землей, пусть и небольшой — чтобы обретенная воля не лишила их средств к существованию.
- Также фактическое «раскрепощение» должно было состояться постепенно, в течение нескольких лет — чтобы не пострадала экономика страны, в одночасье лишившаяся массы основных работников.
Ход реформы и ее последствия
В 1861 году императором был оглашен соответствующий Манифест, а также выпущен законодательный акт, содержавший разъяснения к этому манифесту. Начиная с 19 февраля, все крестьяне считались лично-свободными гражданами империи и получали полные права.
Их дома и прочие постройки переходили в разряд их личного имущества, помещики были обязаны предоставить небольшой земельный надел освободившимся крестьянам.
Вместе с тем в течение нескольких лет бывшие крепостные по-прежнему были обязаны трудиться на благо помещика и только потом получали право оставить надел и покинуть привычное место.
Реформа имела немало плюсов и минусов.
К последним можно отнести тот факт, что на практике при сохранении барщины и оброка жизнь крестьян еще долго оставалась почти неизменной. Однако теперь никто не мог посягнуть на их личную свободу — и это несомненно стало важным и долгожданным достижением для Российской империи.
Поделиться в соцсетях:
Случайная статья
Источник: http://infoogle.ru/krestyanskaya_reforma_1861_goda.html
Ответы на вопрос «29.Крестьянская реформа 1861 года» — Конспектов.Нет
Манифест об освобождении крестьян
Крестьянская реформа 1861, главная из реформ 1860-70-х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом.
Помещики сохраняли собственность на принадлежащие им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать, что в ряде мест встретило сопротивление крестьянства (см. Бездненские волнения). До выкупа крестьяне назывались временно обязанными и несли повинности в пользу помещика.
На местах реформу проводили мировые посредники, контролировавшие составление уставных грамот на каждое имение.
Крестьянская реформа 1861, законодательный акт, отменивший крепостное право в России. По своему значению и последствиям эта радикальная реформа фактически означала перестройку самого фундамента государственной власти и государственной системы в целом. Отмена крепостного права воспринималась современниками и оценивалась исследователями как «перевал», «поворотный пункт» русской истории.
Причины реформы
Отмена крепостного права произошла не в результате массового крестьянского движения или революции, а мирно, «сверху», после 100 лет обсуждений и попыток решения крестьянского вопроса в различных комиссиях и комитетах, главным образом секретных.
Объективные социально-экономические, демографические, общественно-политические причины вызревали постепенно, однако непосредственным толчком к реформе «сверху», силой самодержавной власти послужила тяжелая и бесславная для России Крымская война 1853-56.
Завоевания Петра I и Екатерины II, блестящие победы русского оружия в течение почти полутора столетий — все было поставлено на карту.
В ходе войны обнажилась отсталость России: парусный флот не мог противостоять паровому; рекрутская система комплектования армии, основанная на крепостном праве, устарела и не соответствовала новой организации вооруженных сил в Европе; отсутствие железных дорог задерживало переброску войск, доставку боеприпасов и продовольствия (8 дней скакал фельдъегерь из Крыма в Петергоф к Николаю I, чтобы сообщить об обстоятельствах поражения на реке Альма, и столько же обратно, чтобы доставить главнокомандующему инструкции самодержца). Одиннадцатимесячная осада Севастополя, закончившаяся его падением в августе 1855, подвела черту поединку России с Западом — Англией и Францией, воевавшими на стороне Турции. «Севастополь ударил по застоявшимся умам», — этим крылатым афоризмом В. О. Ключевский точно определил тот перелом в общественном сознании, оценках реального соотношения сил в войне, внутреннего положения страны и перспектив ее дальнейшего развития, который вынудил Александра II и правящие верхи начать радикальные реформы после заключения Парижского мира 1856.
Положение 19 февраля 1861
Крестьянская реформа 1861 — это процесс переворота, начальная стадия которого — освобождение помещичьих крестьян от личной крепостной зависимости, конечная — превращение их в мелких собственников-хозяев, при сохранении значительной части дворянского землевладения и крупногопомещичьего хозяйства.
Осуществление этой цели мыслилось мирным путем, минуя революционные потрясения, характерные для стран Западной и Центральной Европы. Механизм осуществления этого процесса заключался в самом законодательстве. Крестьяне получали по закону личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Им предоставлялось право выкупа усадьбы.
Полевой надел крестьяне получали в постоянное (неотъемлемое) пользование за повинность (конкретные условия определялись уставными грамотами), а по требованию помещика или по соглашению с ним — в собственность за выкуп (выкупные акты).
Хотя помещики не обязывались переводить крестьян на выкуп, внутренние пружины закона вынуждали их к этому (постоянное пользование крестьян наделами и неизменность повинности в течение 20 лет). Крестьяне, не перешедшие на выкуп, назывались временнообязанными. К началу 1880-х годов их оставалось всего 15%, и с 1 января 1882 для них был введен обязательный выкуп.
Крестьяне, вышедшие на выкуп, назывались крестьянами-собственниками. Цена выкупа определялась капитализированным из 6% оброком, 20-25% которого крестьянин должен был единовременно уплатить помещику (в случае добровольного соглашения с ним). Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет (выкупная операция).
Стоимость земли по выкупу фактически превышала ее действительную ценность. Поэтому крестьяне ряда губерний переходили на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа). В результате реализации реформы землепользование крестьян значительно сократилось, отрезки составили до 1/5 надельной земли.
Сохранение общины. Крестьянское самоуправление
Особенностью реформы 1861 было сохранение общины, надельная земля передавалась крестьянам на правах коллективной формы общинного пользования, а после выкупа — общинной собственности. Выход из общины не был закрыт, но очень затруднен. Законодатели в абсолютном большинстве (за исключением Ю. Ф.
Самарина) не были сторонниками сохранения общины, однако пошли на ее сохранение, как им тогда казалось, временно.
Они исходили из того, что община «представляет на первый раз самый твердый оплот против последних усилий помещиков сохранить за собой сильную власть помещика над крестьянами, не привыкшими быть еще свободными хозяевами своей только что создающейся собственности».
Кроме того, община представлялась мощным препятствием процессу пролетаризации крестьянства и назреванию социальных взрывов. Были и фискальные соображения — облегчение для власти в сборе повинностей и платежей.
Однако в перспективе законодатели видели неизбежность постепенного выхода из общины, переход от коллективной крестьянской собственности к индивидуальной, создание самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства наряду с сохранением крупного помещичьего по примеру Пруссии и Австрии.
Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении.
Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода. «Положение» и Манифест об отмене крепостного права были опубликованы великим постом — с 7 марта по 2 апреля; в Петербурге и Москве — 5 марта. Крестьянская реформа 1861 распространялась на помещичьих крестьян Европейской части России. Для национальных окраин были разработаны аналогичные законодательные акты в последующие десятилетия. Принципы крестьянской реформы были положены в основание законов, принятых для удельной и государственной деревни (1863,1866 и 1886). Из Манифеста 19 февраля 1861 г. Из «Положений о крестьянах» от 19 февраля 1861 г.
Источник: http://www.konspektov.net/question/642011
Крестьянская реформа 1861
Положение о выкупе устанавливало
его размер по величине денежного оброка. При принципе под видом выкупа за землю устанавливался выкуп крестьянских повинностей, и таким образом помещик, потеряв крестьян, фактически сохранял почти полный доход с них (за исключением всяческих поборов).
Помещику было выгодно получить всю сумму единовременно, но крестьянин не мог ему её предоставить, поэтому были введены выкупные операции. Государство предоставляло помещику 75 – 80% всей суммы, остальные проценты крестьяне должны были платить по договоренности.
Сумма, вносимая государством, считалась ссудой крестьянину, которую он должен погасить в течение 49 лет с 6% годовыми.
Помещики, взяв деньги, получили возможность
развивать своё хозяйство и погасить долги. При этом и крестьяне получили маленький выигрыш: были ликвидированы
повинности, и сама величина выкупных платежей была меньше величины оброка. Размер выкупа был больше реальной цены полученной земли.
В целом переход
крестьян на выкуп был все же прогрессивным
шагом. Помимо указанных черт выкуп
способствовал развитию товарно-денежных отношений.
Больше всего выгод получили зажиточные крестьяне. Для них сумма
выкупа была совсем невесомая.
А бедняки
вынуждены были искать средства на выкуп.
Удельные и государственные
крестьяне получили наделы такие
же, как и до реформы, с небольшими изменениями. Особые Положения были приняты о поземельном устройстве казаков. Их земли были разделены
на три разряда: войсковые, наделы офицеров и пан казачьих станиц. У них
сохранился средневековый принцип
наделения землей за военную службу.
Итак, правительство вынуждено
было идти на уступки помещикам, без
чего мирное освобождение крестьян было невозможно. Следствием этих уступок
являются множественные недостатки реформы и её явная непоследовательность.
4.4.Отношение к отмене крепостного права российского общества
Российское
общество во второй половине XIX века состояло из трех основных групп: это правящий класс, дворяне и крепостники, рабочий класс, крестьяне и “прочий люд” и общественно-политические слои, журналисты, писатели и общественные деятели. Свое мнение о крестьянской реформе высказывали все.
Подъем крестьянского
движения 1861 – 1862 годов был ответом
крестьян на несправедливость реформы 19 февраля, содержание которой обмануло надежду крестьян на “полную волю”.
В 1861 году революционная
ситуация продолжалась и достигла своего апогея в марте – мае, в период самого высокого крестьянского движения.
Сам период роста крестьянского
движения можно разбить на два
этапа. Первый этап отразил отношение
крестьян к самому принципу освобождения. Крестьяне считали землю своей, вопреки официальному утверждению
о принадлежности всей земли помещикам, поэтому они и не мыслили, что
у них отнимут землю и заставят платить за нее.
Крестьяне продолжали уповать на доброго царя-освободителя, одни крестьяне считали реформу
поддельной, которую составили помещики, спрятав настоящею “царскую волю”. Другие пытались отыскать эту “волю” в некоторых непонятных статьях.
За первые пять месяцев после обнародования
реформы произошло 1340 массовых волнений, которые приходилось подавлять
военной силой. Фактически не было ни одной губернии, в которой не проявился бы протест крестьян против невыгодных условий дарованной воли.
Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально -черноземных губерниях, где вопрос о земле стоял наиболее остро.
К осени 1862 года борьба крестьян приняла менее масштабный характер и иные формы: отказы в уплате оброка и крестьянский саботаж барщинских работ.
Второй этап крестьянского движения связан с
реализацией реформы, с выработкой конкретных условий в уставных грамотах, которые народ считал “новым крепостным правом”.
Царизм убедился, что никаких
“полюбовных соглашений” не будет. Реализация реформы вызвала рост классовых противоречий и усилила раскол в деревне.
Александр II осенью 1862 года в Крыму говорил: “иной воли не будет, кроме той, которая дана”.
Крестьянское
движение 1861 – 1862 годов, несмотря на его
размах и массовость, выливался в
стихийные и разрозненные бунты, легко подавимые правительством. С 1863 года крестьянское движение резко пошло на убыль. Изменился и его характер. Теперь крестьяне отстаивали интересы общины и стремились добиться наилучших условий для организации труда. Современники описывали те времена всеобщим разочарованием, горечью и возмущениями крестьянской массы
Отличительной чертой общественной жизни
России была политическая инертность широких народных масс и буржуазии. Это давало почву для торжества
воинствующего консерватизма и
обуславливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.
Впрочем, увидев рост крестьянских выступлений, революционеры стали надеяться
на возможность революции. Летом и осенью 1861 года они распространили ряд прокламаций с призывами готовиться к борьбе против самодержавия.
В 1862 году образовалась конспиративная организация “Земля и воля”, состоявшая из Михайлова М. Л., Щелгунова Н. В., Обручева Н. Н., Серно-Соловьевич Н. А., Слепцова А. А. Активисты “Земли и воли” вели подготовку к восстанию.
После ареста руководителей, провалились вооруженные выступления в Поволжье и комитет “Земли и воли” решил приостановить свою деятельность.
Реформа 1861 года “ударила одним концом по барину, другим – по мужику”. Помещики были недовольны, столкнувшись с необходимостью самим хозяйствовать на собственной земле без рабочих рук и сельскохозяйственного оборудования. Реформа заставила отдать крестьянам их наделенную землю.
Велико было нравственное потрясение “бар-последышей”, привыкших бесконтрольно распоряжаться крестьянами.
Помещичьи протесты нашли свое выражение в дворянских губернских комитетах, на которых раздавались протесты против нарушения “священной дворянской собственности” и оговаривались предложения о изменении в пользу дворян изданного закона. Это обстоятельство повлияло на перестановки в правительственных кругах.
Был снят с поста министра внутренних дел С. С. Ланской. Еще раньше был снят Н. А. Милютин, которого отправили в длительный заграничный отпуск. По мнению большинства российских помещиков, царская администрация отнеслась с недоверием и пренебрежением к дворянам.
Получается так, что ни в одном
из слоев российского общества реформой никто не был доволен, и все
хотели в какой-то степени её изменить. Но добиться удовлетворения всех жителей
страны в тот момент было невозможно.
4.5.Значение и последствия крестьянской реформы для развития России.
Каждая реформа или новый
закон, на мой взгляд, двойственное значение и последствия: отрицательные
и положительные. Так и крестьянская реформа 1861 года в России очень важное значение и большие последствия.
Крестьянская
реформа явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения, явилась
гранью между двумя эпохами: феодализмом и капитализмом, Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства.
К моменту
реформы в России уже довольно развит был капиталистический уклад. Но после неё резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, появились новые социальные слои – пролетариат и промышленная буржуазия. Появился новый слой людей интеллектуального труда. Это дало начало формированию рынка свободной рабочей силы.
Реформа привела
к смене формы эксплуатации, принципу общественно-экономической формации.
Переход крестьян на выкуп способствовал проникновению
товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство и окончательно отделил
его от помещичьего хозяйства.
Реформа оказала
большое прогрессивное влияние
на развитие крестьянского хозяйства, особенно на развитие зажиточных хозяйств, и на развитие промышленности.
Замечу, что
реформа спасла помещиков от финансового
краха; государство погасило долги
помещиков за счет вычета их из выкупных платежей.
Великой назвали
современники реформу 1861 года. Она принесла личную свободу многим миллионам
крепостных крестьян и внесла нравственное спокойствие в их жизнь.
Проведение
реформы крепостниками определило её половинчатый, недостаточно последовательный характер. Реформа явилась сложным
компромиссом между государством и
всем обществом, между двумя основными
сословиями.
Крестьянская
реформа позволила сохранить
помещичье землевладение, обрекла
российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость
от помещика.
Она сохранила
сословное деление общества и
не сняла аграрный вопрос с России, который оставался центральным
и наиболее острым во второй половине XIX – начале XX веков.
Старая буржуазная система была только подорвана, но не уничтожена, и в России осталось много пережитков феодализма.
В целом реформа
была прогрессивной, поскольку открыла
простор развитию производственных сил, привела производительные отношения
к определенному, хотя и не оптимальному соответствию им.
Отмена крепостного
права и последующие реформы
Александра II обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.
Заключение.
Проделав определенную работу по теме “Крестьянская реформа в России 1861 года”, пришли к следующим выводам:
- попытки отменить крепостное право были во время правления Екатерины II, Александра I и Николая I;
- Александр II решился на проведение реформ, потому что достаточно большая часть правящего класса готова была его поддержать;
- необходимость принятия реформы действительно существовала. Она была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками развития России;
- особенности решения крестьянского вопроса в России были множественные уступки помещикам, следствием которых явились недостатки реформы;
- отношение к отмене крепостного права в российском обществе было одинаковое – никто не был доволен ею, но характер этого недовольства был различен;
- значение реформы было, несомненно, прогрессивное. Личная свобода, нравственное спокойствие и проникновение капитализма в Россию – вот основные положительные черты отмены крепостного права.
Характер реформы крепостного права определил её роль в истории России – реформа явилась гранью между двумя эпохами: Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства.
Список литературы:
- Головатенко А. История России: спорные проблемы: пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. – Изд. 2, испр. и доп. М.: Школа-пресс, 1994 г.
- Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – “Кристалл”, 2000 г.
- Федоров В.А. Конец крепостничества в России ( документы, письма, мемуары, статьи). – М.: Изд-во МГУ, 1994 г.
- Эйдельман Н. Я. “Революция сверху”, / ж-л “Наука и жизнь” № 11, 12. 1988 г.
- Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. / под. ред. В. Бутромеева. – М. “Деконт +”, 2000 г.
Источник: http://student.zoomru.ru/history/krestyanskaya-reforma-1861/210665.1705063.s3.html