Кредитная реформа 1930 г. принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью.. Шпаргалка по истории государства и права России. Читать онлайн

1930-е гг. – период окончания НЭПа.

Эти годы ознаменовались коренным изменением хозяйственной политики в СССР, проводилась политика коллективизации и индустриализации – это и стало причиной внесения изменений в государственный аппарат управления народным хозяйством.

Главный принцип хозяйства СССР – Госплан.

Система органов управления экономикой страны.

В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата и занималась разработкой планов на ближайшие «пятилетки».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г.

был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности.

Обратите внимание

Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

Ликвидировались коллегии наркоматов, которые позднее были восстановлены.

При народных комиссариатах формировались специальные советы в количестве 40–70 человек, в их полномочия входило решение текущих вопросов организаций и предприятий (это временные органы).

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг. была проведена кредитная реформа.

Сущность кредитной реформы: возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Практически только ему принадлежало право кредитования и получения вкладов от населения.

Хозяйственные органы и учреждения не могли осуществлять взаимное кредитование, это было исключительным правом Государственного банка. В его полномочия входил контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций.

В 1930-е гг.

наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г.

Вводилась новая производственная и производственно-территориальная система управления. С этого момента в хозяйственной среде запрещались объединения, тресты, все более расширялась связь центральных хозяйственных органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями.

Промышленность СССР расширялась, получала большую специализацию. Руководство этой сферой осуществляли специально сформированные новые комиссариаты.

Промышленность работала в рамках государственных планов всеобщей индустриализации.

Аграрная сфера экономики также претерпела изменения, но сохранился ряд общих принципов социалистической модели общества:

1) собственность на землю, недра, воды и леса могла быть только государственная;

2) запрещение всех видов сделок с землей, кроме «трудовой аренды» земли, т. е.

для возделывания ее собственным трудом;

3) запрещение использования наемного труда для обработки земли;

4) виды землепользования: общинный, участковый и товарищеский.

Важно

В аграрном хозяйстве страны главное место занимала политика коллективизации. Формировались колхозы повсеместно. 1 марта 1930 г.

СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР был утвержден первый «Примерный устав сельскохозяйственной артели», определяющий деятельность колхозов.

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг

Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую собственность, дезорганизующих нормальную работу промышленности и подрывающих трудовую дисциплину в СССР и т. д.

Принципы уголовного процесса:

1) неприкосновенность личности;

2) гласность;

3) участие защитника и представителей общественности в судебном разбирательстве (только на стадии судебного разбирательства);

4) всестороннее и объективное исследование обстоятельств по делу;

5) свободная оценка судом доказательств.

Стадии уголовного процесса:

1) возбуждение уголовного дела;

2) дознание и предварительное следствие;

3) предание суду;

4) судебное разбирательство;

5) вынесение приговора;

6) кассационное рассмотрение;

7) исполнение приговора.

Основания прекращения уголовного дела:

1) смерть обвиняемого;

2) примирение сторон (только по частным делам);

3) истечение срока давности.

Особенность уголовно-процессуального законодательства в 1930-е гг. – возможность заочного рассмотрения уголовных дел. В 1930-е гг. действовал УК СССР, принятый 1 июня 1922 г.

Преступление (по УК 1922 г.) – это всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку.

Формы вины: умысел и неосторожность.

Цели уголовного наказания:

1) приспособление нарушителей к условиям социалистического общежития;

2) предупреждение новых преступлений (общая и частная превенция);

3) лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

Уголовное наказание могло быть назначено не только судом (приговор), но и иными судебными органами. Условием освобождения от наказания являлась необходимая оборона. К уголовной ответственности не привлекались лица, не достигшие 14 лет.

Виды наказаний:

1) изгнание за пределы РСФСР (на определенный срок или бессрочно);

2) лишение свободы (со строгой изоляцией от общества или без таковой);

3) принудительные работы без содержания под стражей;

4) условное осуждение;

5) конфискация имущества (полная или частичная);

6) штраф;

7) увольнение от должности;

8) общественное порицание и возложение обязанности загладить вред;

9) высшая мера наказания – расстрел.

Первое место среди преступлений занимали государственные. К ним относились: контрреволюционные преступления; вооруженные восстания; вторжение на территорию страны; шпионаж; террористические акты и др.

Помимо этого, упоминались также преступления:

1) против порядка управления;

2) должностные, хозяйственные, имущественные;

3) против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан;

4) воинские;

5) против публичного порядка и общественной безопасности.

Уголовные наказания в 1930-е гг. исполнялись в соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1924 г., который регулировал деятельность мест лишения свободы и организацию принудительных работ, устанавливал виды мест заключения, учреждений для применения мер социальной защиты:

1) исправительного характера;

2) медико-педагогического характера;

3) медицинского характера.

83. Конституция СССР 1936 г

Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.

Предпосылки создания Конституции 1936 г.:

1) СССР все более превращался в мощную промышленную державу, утрачивались черты аграрно-индустриального государства;

2) капиталистические черты экономики были заменены социалистическими;

3) социалистическая собственность на орудия и средства производства окончательно утвердилась;

4) исчезли эскплуататорские классы;

5) образовалось колхозное крестьянство;

6) наметилась дальнейшая демократизация избирательной системы.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

Совет

1) это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;

2) нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:

Источник: https://bzbook.ru/Shpargalka-po-istorii-gosudarstva-i-prava-Rossii.83.html

Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

1930-е гг. – период окончания НЭПа.

Эти годы ознаменовались коренным изменением хозяйственной политики в СССР, проводилась политика коллективизации и индустриализации – это и стало причиной внесения изменений в государственный аппарат управления народным хозяйством. Главный принцип хозяйства СССР – Госплан.

Система органов управления экономикой страны.
В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата и занималась разработкой планов на ближайшие «пятилетки». Постановлением Ц�К и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности. Постановлением Ц�К СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

Ликвидировались коллегии наркоматов, которые позднее были восстановлены. При народных комиссариатах формировались специальные советы в количестве 40–70 человек, в их полномочия входило решение текущих вопросов организаций и предприятий (это временные органы).

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг.была проведена кредитная реформа.
Cущность кредитной реформы: возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Практически только ему принадлежало право кредитования и получения вкладов от населения. Хозяйственные органы и учреждения не могли осуществлять взаимное кредитование, это было исключительным правом Государственного банка. В его полномочия входил контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций.
В 1930-е гг.наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления Ц�К и СНК СССР от 15 марта 1934 г. Вводилась новая производственная и производственно-территориальная система управления. С этого момента в хозяйственной среде запрещались объединения, тресты, все более расширялась связь центральных хозяйственных органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями. Промышленность СССР расширялась, получала большую специализацию. Руководство этой сферой осуществляли специально сформированные новые комиссариаты. Промышленность работала в рамках государственных планов всеобщей индустриализации.

Аграрная сфера экономики также претерпела изменения, но сохранился ряд общих принципов социалистической модели общества:

1) собственность на землю, недра, воды и леса могла быть только государственная; 2) запрещение всех видов сделок с землей, кроме «трудовой аренды» земли, т. е. для возделывания ее собственным трудом; 3) запрещение использования наемного труда для обработки земли; 4) виды землепользования: общинный, участковый и товарищеский.

В аграрном хозяйстве страны главное место занимала политика коллективизации. Формировались колхозы повсеместно. 1 марта 1930 г.

СНК СССР и Президиумом Ц�К Союза ССР был утвержден первый «Примерный устав сельскохозяйственной артели», определяющий деятельность колхозов.

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.008 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/7-104114.html

Читать онлайн Шпаргалка по истории государства и права России страница 31. Большая и бесплатная библиотека

Милиция была административно-исполнительным органом советской власти.

Основной задачей милиции являлась охрана революционного порядка и общественной безопасности.

Компетенция милиции:

1) проведение в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти в пределах своей компетенции;

2) борьба с преступностью и расследование уголовных дел;

3) защита и охрана государственного и общественного имущества;

4) обеспечение личной безопасности и имущества граждан.

Система рабоче-крестьянской милиции:

1) главные управления милиции союзных республик – главные органы милиции (они формировались при СНК республик);

2) управления милиции: краевые, областные, автономных республик, районные и городские – местные органы. При милиции формировались добровольные общества, которыми руководила милиция.

В зависимости от компетенции органы милиции подразделялись на: общие; ведомственные.

80. Конституция СССР 1924 г

Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.

Планы союзного объединения:

1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к конфедерации;

2) Сталин напротив: союзу будет проще противостоять врагам, если государство будет унитарным.

Конституция 1924 г. констатировала факт создания нового союзного Советского государства и включала 2 раздела:

Читайте также:  Реформы первой четверти xviii века

1) Декларация об образовании СССР;

Обратите внимание

2) Договор об образовании СССР, подписанный вначале РФ, Украиной, Белоруссией, Закавказской республикой, а позднее к нему присоединились Узбекистан и Туркменистан.

Принципы объединения советских республик в единое государство (по Декларации):

1) добровольность;

2) равноправие;

3) сохранение суверенности республик и право их свободного выхода из СССР; право республик на обязательное их согласие в случае изменения их территорий.

Договор содержал основные положения организации власти и устройства СССР, образующие 11 глав: о предметах ведения верховной власти органов власти СССР, о съезде Советов, о Центральном исполнительном комитете, о Верховном Суде СССР и др.

Система высших органов власти по Договору:

1) высший орган власти СССР – съезд Советов СССР (временный; в период между его съездами высший орган власти СССР – ЦИК);

2) ЦИК СССР (формировался из Союзного Совета, избранного съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, формируемого из представителей союзных и автономных республик и представителей автономных областей; Президиум ЦИК в период между съездами обладал полномочиями высшего законодательного и исполнительного органа власти СССР);

3) Совет Народных Комиссаров СССР – исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР (формировался ЦИК СССР, в его состав входили Председатель СНК, его заместители и 10 наркомов; в структуре СНК формировались наркоматы, которые осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями государственного управления);

4) наркоматы (5 из них – общесоюзные: иностранных дел, военных, морских, внешней торговли, путей сообщения, почты и телеграфов; и 5 – объединенные: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ).

Предметы исключительного ведения СССР по Договору об образовании СССР:

1) международные отношения и внешняя торговля;

2) решение вопросов войны и мира;

3) руководство вооруженными силами;

4) общее руководство и планирование экономики и бюджета;

5) разработка основ законодательства для всех республик.

Компетенция союзных республик:

1) внутренние дела;

2) сельское хозяйство;

3) образование;

4) юстиция;

5) социальное обеспечение и здравоохранение.

Выделяются 2 редакции декларации и договора:

1) СССР – конфедеративное государство;

2) СССР – федеративное государство.

СССР – федерация суверенных равноправных республик (формально). (Реально) СССР – унитарное государство с центром в Москве.

Сталин внес изменения в Договор об образовании СССР:

Важно

1) сохранилось право выхода союзных республик, но согласия других республик теперь не требовалось, т. е. был уничтожен механизм выхода;

2) вопрос о расширении СССР был передан в ведение СССР.

81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

1930-е гг. – период окончания НЭПа. Эти годы ознаменовались коренным изменением хозяйственной политики в СССР, проводилась политика коллективизации и индустриализации – это и стало причиной внесения изменений в государственный аппарат управления народным хозяйством.

Главный принцип хозяйства СССР – Госплан.

Система органов управления экономикой страны.

В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата и занималась разработкой планов на ближайшие “пятилетки”.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности.

Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

Ликвидировались коллегии наркоматов, которые позднее были восстановлены. При народных комиссариатах формировались специальные советы в количестве 40–70 человек, в их полномочия входило решение текущих вопросов организаций и предприятий (это временные органы).

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг. была проведена кредитная реформа.

Cущность кредитной реформы: возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Практически только ему принадлежало право кредитования и получения вкладов от населения.

Хозяйственные органы и учреждения не могли осуществлять взаимное кредитование, это было исключительным правом Государственного банка. В его полномочия входил контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций.

В 1930-е гг. наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г.

Вводилась новая производственная и производственно-территориальная система управления. С этого момента в хозяйственной среде запрещались объединения, тресты, все более расширялась связь центральных хозяйственных органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями.

Промышленность СССР расширялась, получала большую специализацию. Руководство этой сферой осуществляли специально сформированные новые комиссариаты.

Промышленность работала в рамках государственных планов всеобщей индустриализации.

Аграрная сфера экономики также претерпела изменения, но сохранился ряд общих принципов социалистической модели общества:

1) собственность на землю, недра, воды и леса могла быть только государственная;

2) запрещение всех видов сделок с землей, кроме “трудовой аренды” земли, т. е. для возделывания ее собственным трудом;

3) запрещение использования наемного труда для обработки земли;

Совет

4) виды землепользования: общинный, участковый и товарищеский.

В аграрном хозяйстве страны главное место занимала политика коллективизации. Формировались колхозы повсеместно. 1 марта 1930 г. СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР был утвержден первый “Примерный устав сельскохозяйственной артели”, определяющий деятельность колхозов.

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг

Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую собственность, дезорганизующих нормальную работу промышленности и подрывающих трудовую дисциплину в СССР и т. д.

Принципы уголовного процесса:

1) неприкосновенность личности;

2) гласность;

3) участие защитника и представителей общественности в судебном разбирательстве (только на стадии судебного разбирательства);

4) всестороннее и объективное исследование обстоятельств по делу;

5) свободная оценка судом доказательств.

Стадии уголовного процесса:

1) возбуждение уголовного дела;

2) дознание и предварительное следствие;

3) предание суду;

4) судебное разбирательство;

5) вынесение приговора;

6) кассационное рассмотрение;

7) исполнение приговора.

Основания прекращения уголовного дела:

1) смерть обвиняемого;

2) примирение сторон (только по частным делам);

3) истечение срока давности.

Особенность уголовно-процессуального законодательства в 1930-е гг. – возможность заочного рассмотрения уголовных дел. В 1930-е гг. действовал УК СССР, принятый 1 июня 1922 г.

Преступление (по УК 1922 г.) – это всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку.

Источник: https://dom-knig.com/read_232241-31

Шпаргалка по “Теории государства и права”

1) международные отношения и внешняя торговля;

2) решение вопросов войны и мира;

3) руководство вооруженными силами;

4) общее руководство и планирование экономики и бюджета;

5) разработка основ законодательства для всех республик.

Компетенция союзных республик:

1) внутренние дела;

2) сельское хозяйство;

3) образование;

4) юстиция;

5) социальное обеспечение и здравоохранение.

Выделяются 2 редакции декларации и договора:

1) СССР – конфедеративное государство;

2) СССР – федеративное государство.

СССР – федерация суверенных равноправных республик (формально). (Реально) СССР – унитарное государство 
с центром в Москве.

Сталин внес изменения в Договор об образовании СССР:

1) сохранилось право выхода союзных республик, но согласия других республик теперь не требовалось, т. е. был уничтожен механизм выхода;

2) вопрос о расширении СССР был передан в ведение СССР.

81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

1930-е гг. – период окончания НЭПа. Эти годы ознаменовались коренным изменением хозяйственной политики в СССР, проводилась политика коллективизации и индустриализации – это и стало причиной внесения изменений в государственный аппарат управления народным хозяйством.

Главный принцип хозяйства СССР – Госплан.

Система органов управления экономикой страны.

В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата и занималась разработкой планов на ближайшие «пятилетки».

Постановлением ЦИК и СНК 
СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности.

Постановлением ЦИК СССР, СНК 
СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

Ликвидировались коллегии наркоматов, которые позднее были восстановлены. При народных комиссариатах формировались специальные советы в количестве 40–70 человек, в их полномочия входило решение текущих вопросов организаций и предприятий (это временные органы).

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг. была проведена кредитная реформа.

Cущность кредитной 
реформы: возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Практически только ему принадлежало право кредитования и получения вкладов от населения.

Обратите внимание

Хозяйственные органы и учреждения не могли осуществлять взаимное кредитование, это было исключительным правом Государственного банка.

В его полномочия входил контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций.

В 1930-е гг. наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г.

Вводилась новая производственная и производственно-территориальная 
система управления. С этого момента 
в хозяйственной среде запрещались 
объединения, тресты, все более расширялась 
связь центральных хозяйственных 
органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями.

Промышленность СССР расширялась, получала большую специализацию. Руководство 
этой сферой осуществляли специально сформированные новые комиссариаты.

Промышленность работала в рамках государственных планов всеобщей индустриализации.

Аграрная сфера экономики также 
претерпела изменения, но сохранился ряд общих принципов социалистической модели общества:

1) собственность на землю, недра, воды и леса могла быть только государственная;

2) запрещение всех видов сделок с землей, кроме «трудовой аренды» земли, т. е. для возделывания ее собственным трудом;

3) запрещение использования наемного труда для обработки земли;

4) виды землепользования: общинный, участковый и товарищеский.

В аграрном хозяйстве страны главное 
место занимала политика коллективизации. Формировались колхозы повсеместно. 1 марта 1930 г. СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР был утвержден первый «Примерный устав сельскохозяйственной артели», определяющий деятельность колхозов.

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг

Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую собственность, дезорганизующих нормальную работу промышленности и подрывающих трудовую дисциплину в СССР и т. д.

Принципы уголовного процесса:

1) неприкосновенность личности;

2) гласность;

3) участие защитника и представителей общественности в судебном разбирательстве (только на стадии судебного разбирательства);

4) всестороннее и объективное исследование обстоятельств по делу;

5) свободная оценка судом доказательств.

Стадии уголовного процесса:

1) возбуждение уголовного дела;

2) дознание и предварительное следствие;

3) предание суду;

4) судебное разбирательство;

5) вынесение приговора;

6) кассационное рассмотрение;

7) исполнение приговора.

Основания прекращения 
уголовного дела:

1) смерть обвиняемого;

2) примирение сторон (только по частным делам);

3) истечение срока давности.

Особенность уголовно-процессуального 
законодательства в 1930-е гг. – возможность заочного рассмотрения уголовных дел. В 1930-е гг. действовал УК СССР, принятый 1 июня 1922 г.

Важно

Преступление (по УК 1922 г.) – это всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку.

Читайте также:  Действия северного флота на коммуникациях в заполярье

Формы вины: умысел и неосторожность.

Цели уголовного наказания:

1) приспособление нарушителей к условиям социалистического общежития;

2) предупреждение новых преступлений (общая и частная превенция);

3) лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

Уголовное наказание могло быть назначено не только судом (приговор), но и иными судебными органами. Условием освобождения от наказания 
являлась необходимая оборона. К 
уголовной ответственности не привлекались лица, не достигшие 14 лет.

Виды наказаний:

1) изгнание за пределы РСФСР (на определенный срок или бессрочно);

2) лишение свободы (со строгой изоляцией от общества или без таковой);

3) принудительные работы без содержания под стражей;

4) условное осуждение;

5) конфискация имущества (полная или частичная);

6) штраф;

7) увольнение от должности;

8) общественное порицание и возложение обязанности загладить вред;

9) высшая мера наказания – расстрел.

Первое место среди преступлений занимали государственные. К ним относились: контрреволюционные преступления; вооруженные восстания; вторжение на территорию страны; шпионаж; террористические акты и др.

Помимо этого, упоминались также преступления:

1) против порядка управления;

2) должностные, хозяйственные, имущественные;

3) против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан;

4) воинские;

5) против публичного порядка и общественной безопасности.

Уголовные наказания в 1930-е гг. исполнялись 
в соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1924 г., который регулировал деятельность мест лишения свободы и организацию принудительных работ, устанавливал виды мест заключения, учреждений для применения мер социальной защиты:

1) исправительного характера;

2) медико-педагогического характера;

3) медицинского характера.

83. Конституция СССР 1936 г

Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.

Предпосылки создания Конституции 1936 г.:

1) СССР все более превращался в мощную промышленную державу, утрачивались черты аграрно-индустриального государства;

2) капиталистические черты экономики были заменены социалистическими;

3) социалистическая собственность на орудия и средства производства окончательно утвердилась;

4) исчезли эскплуататорские классы;

5) образовалось колхозное крестьянство;

6) наметилась дальнейшая демократизация избирательной системы.

Особенности Конституции 
СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

1) это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;

2) нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:

Источник: http://turboreferat.ru/state-theory/shpargalka-po-teorii-gosudarstva-i/263771-1505406-page22.html

Реформы 1930-1960-х гг

Реформы 1930-х годов (кредитная реформа, реорганизация управления промышленностью, налоговая реформа) озна­чали окончательную ликвидацию нэпа.

Постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. пред­усматривало превращение синдикатов в объединения и передачу им управления промышленностью. Тресты теря­ли хозрасчетную самостоятельность.

Вместе с тем провозглашался перевод предприятий, входящих в тресты, на хозрасчёт, который по существу сводился к учёту себестоимости и стимулированию её снижения. Ни собственных оборотных средств, ни права участвовать в распределении прибыли предприятия не получили.

Совет

Кредитная реформа последовала непосредственно за реорганизацией управления промышленностью.

Реформа строилась на следующих теоретических пред­посылках. Предполагалось, что ликвидация многоукладности, отказ от нэпа делают излишними товарно-денежные отношения, реальное функционирование кредитно-денежной системы.

Поэтому купля-продажа между пред­приятиями внутри государственного сектора должна превратиться в плановое распределение, оплата товаров – в простую формальность, кредитование предприятий – в разновид­ность финансирования, всецело подчинённого плановым заданиям. В этих условиях нет места для взаимной задо­лженности предприятий (т. е.

для коммерческого кредита), внепланового перераспределения средств, разделения со­бственных средств предприятий и кредитов банка.

Реформа предусматривала новый порядок кредитования, расчётов и организации оборотных средств предприятий.

Негативные последствия кредитной реформы обнару­жились уже в 1930-1931 гг. Реформа, оторванная от реаль­ности в силу своих идеологических и организационных принципов, создавала ситуацию, в которой хозяйство не могло функционировать нормально.

Резко возросли незаконные, некомплектные поставки, катастрофически нарастала масса кредитов и денег в обращении.

Темп обо­рота общественного «капитала» резко замедлился, приро­сты промышленного производства, полученные ценой жертв и лишений, были заморожены в запасах и не давали реального расширения ресурсов для дальнейшего роста.

Обратите внимание

В 1931-1932 гг. были внесены «исправления» в кредит­ную реформу. Предприятия стали наделяться собственны­ми оборотными средствами. Для этой цели Госбанк пред­оставлял кредит, который погашался выплатами из гос­бюджета в течение 1932-1938 гг.

Собственные и заёмные средства разграничивались на расчётном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предприятию. Вместо автоматической оплаты поставщиком в качестве основной формы расчётов сводился акцепт (перечисление средств на счёт поставщика после согласия покупателя оплатить отгруженный товар).

Отменялось кредитование «под план», представляющее собой на практике неограниченное предоставление хозяйствам кредитов.

Эти исправления кредитной реформы не озна­чали восстановления кредитно-денежной системы 20-х годов. Они сохраняли основные черты сложившейся на рубеже 20-х и 30-х годов кредитно-денежной системы, но прида­вали ей устойчивость, способность функционировать, не вызывая немедленных разрушительных последствий.

Налоговая реформа 1930 г. установила, что в бюджет должно перечисляться не менее 81% прибыли.

Однако скоро обнаружилось, что автоматическое пере­числение прибыли в бюджет задевает оборотные средства, ухудшает положение предприятий без вины с их стороны.

В годы войны (1941-1945 гг. резко возросла эмиссия на­личных денег: произошло перераспределение денежных до­ходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли рыночные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Последствия войны в денежном обращении ликвидировала денежная реформа 1947 года.

Реформы 50-х годов отличались от урегулирования 30-х годов и денежной реформы 1947 года качественными изме­нениями: происходило постепенное правовое выравнивание городского и сельского населения и соответственно складывалось принципиально новое равновесие в денежном обращении (значительно выросли денежные доходы и в городе и в деревне, была создана система пенсионного обеспечения рабочих и служащих, отменены принудительные займы).

Однако кредитно-финансовая система, сложившаяся в 30-х годах, просуществовала без качественных изменений до реформы 1965 года.

Характерные черты этой системы: сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли; отсутствие твёрдых критериев при распределении прибыли между предприятиями и бюджетом; широкие полномочия вышестоящих инстанций (министерств, совнархозов) перераспределять между подведомственными предприятиями прибыль, оборотные средства; централизация не только основной массы прибыли, но и амортизации (за исклю­чением амортизации на капитальный ремонт); определе­ние норматива оборотных средств предприятию вышесто­ящими инстанциями; постоянное замораживание собственных оборотных средств и восполнение их за счёт кредита.

Несовершенство сложившейся кредитно-финансовой системы было связано с объективными проти­воречиями:

Важно

попытки установить единые нормативы распределения прибыли и единый норматив отчислений в стимулирую­щий фонд (фонд директора, позднее – фонд предприятия) наталкивались на огромную дифференциацию рентабель­ности, не зависящую от работы предприятия;

самофинансирование за счёт оставляемой у предпри­ятия части прибыли ограничивалось несовпадением (по отдельным предприятиям и годам) доли оставляемой при­были и плановой потребности в капиталовложениях. Отсю­да – централизация практически всех финансовых источ­ников капитальных вложений и широкое использование бюджетного финансирования;

попытки ограничить безвозмездное финансирование, разви­вать долгосрочный кредит сталкивались с узким ис­пользованием долгосрочного кредита, с большой проблематичностью его возврата. Там же, где долгосрочный кредит применялся широко (в сельском хозяйстве), он фактически превращался в безвозмездное финансирование;

ужесточению условий кредитования (постановление о Госбанке 1954 года) мешали объективные процессы вос­производства, обусловливающие постоянную нехватку оборот­ных средств.

Перед реформой 1965 года стояла задача разрешить эти противоречия. Для этого цены и платежи из прибыли (введение фиксированных рентных платежей) перестраивались так, чтобы рентабельность отражала реальные усло­вия предприятия и могла служить основой для стимулиро­вания и развития производства.

Были расширены возмож­ности финансирования капитальных вложений за счёт прибыли, амортизации, долгосрочного кредита.

Предприятия полу­чили самостоятельность в определении норматива оборот­ных средств и право получать эти средства за счёт сверхплановой прибыли, временного сокращения отчислений в стимулирующие фонды, долгосрочного кредита.

Упорядочивались взаимоотношения предприятий с бюджетом, вво­дились заранее определённые платежи, в частности, плата за фонды. Была расширена доля прибыли, направляемая на материальное стимулирование и социальное развитие, выделены специальные фонды на эти цели, формируемые по определённым нормативам.

Совет

В соответствии с реформой 1965 года доля прибыли, оставляемая у предприятий, по-прежнему определялась с помощью индивидуального норматива. На деле самофи­нансирование на основе индивидуальных нормативов ни­чем не отличалось от безвозвратного бюджетного финан­сирования. Экономические последствия те же – раздутый спрос на капиталовложения, неэкономное, неэффективное их использование.

В ходе реформы 1965 года предполагалось, что в резуль­тате роста рентабельности будет исключено авансирование хозяйством бюджета. Однако формы и сроки перечислений в бюджет прибыли и налога с оборота не были изменены, сохранилась возможность изъятия в бюджет оборотных средств хозяйства и формируемых предприятием финан­совых фондов, которая и была вскоре реализована.

Новая экономическая политика с 1985 г. получила название «курс ускорения». Основной целью объявлялась интенсифика­ция общественного производства за счёт приоритетного разви­тия научно-технического прогресса, структурной перестрой­ки, эффективной системы управления, организации и стиму­лирования труда.

Спустя год понятие «ускорение» выходит из употребления и заменяется термином «перестройка».

В 1987 г. была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривали её социальную пе­реориентацию, структурные преобразования, реформу ценообра­зования, перестройку финансово-кредитной системы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике.

Важной особенностью периода до 1989 г. следует считать массированную атаку на, так называемую, «командно-админист­ративную систему». В результате возникла ситуация хозяйственно­го безвластия, приведшая в конечном итоге к распаду СССР.

После августа 1991 года был выбран монетаристский путь ре­формы в шоковом варианте (достижения рыночного равновесия посредством одноразового размораживания цен, сокращения де­фицита бюджета и удорожание кредита). Предполагалось, что бы­стрый переход к свободным рыночным отношениям автоматичес­ки создает стимулы для структурной перестройки и преодоления кризиса.

Развал СССР привел к разрушению налаженных связей. Это усугубилось войной цен и повлекло развал рублевой зоны и гиперинфляцию.

[1] Ретроспективный – посвящённый рассмотрению прошлого, обращённый назад, к прошлому.

[2] См.: Forester T. High-Tech Society. The Story of the Information Technology Revolution. Cambridge (Ma.), 1988. P.2.

[3] См.: Gates B. The Road Ahead. N. Y.-L., 1996. P. 36.

[4] Суперкомп’ютер в Індії // Урядовий кур’єр. –2003. – 14 травня (№ 86). – С. 14.

[5] Деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных знаков по определенному соотношению старых денежных знаков на новые де­нежные единицы.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1391; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s39722t1.html

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России

Часть уголовных преступлений регулировалась специальным законодательством, среди которого можно назвать:1) постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г.

Общественная собственность (по Постановлению) – основа советского строя и подлежит особой охране. Лица, покушавшиеся на общественную собственность – враги народа.

Хищение общественной собственности наказывалось расстрелом с конфискацией имущества либо при наличии смягчающих обстоятельств – лишением свободы на срок не менее 10 лет, но конфискация имущества обязательна;2) Указ «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство» ПВС СССР 10 августа 1940 г.

Читайте также:  Внешняя политика царизма в 1815 - 1825 гг. священный союз реакционных монархий. конгрессы

Мелкие кражи наказывались лишением свободы на срок не менее года;3) постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Устанавливал возраст уголовной ответственности – 12 лет за тяжкие преступления (кража, убийство, насилие, физическое увечье).

Обратите внимание

Устанавливало уголовную ответственность за подстрекательство или привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, за принуждение к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством;4) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16 октября 1924 г.

^ :

1) для применения мер социальной защиты исправительного характера;2) для применения мер социальной зашиты медико-педагогического характера;3) для применения мер социальной защиты медицинского характера.

^

Период НЭПа связывается с распространением хозяйственных обществ. Появилась потребность в законодательном регулировании их правового положения. Это и было сделано Положением «О трестах» 10 апреля 1923 г.Положение допускало учреждение государственных трестов.

Трест – простейшая форма хозяйственного общества. Тресты учреждались в промышленном хозяйстве.

Государственные тресты в СССР обладали статусом юридического лица. Положение о трестах устанавливало, что трест является объединением родственных промышленных предприятий и одновременно – основным производственным и хозяйствующим субъектом гражданских правоотношений в РСФСР.

^ :

1) права и обязанности юридических лиц (например, право от своего имени выступать в гражданском обороте, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже);2) обособленное имущество треста, но не входящее в объем собственности треста;3) право собственности на произведенную продукцию и свободное распоряжение ею.Положение закрепляло принципы государственных хозяйственных учреждений – коммерческий расчет при наличии цели извлечения прибыли.Общая политика НЭПа (и Положение) предоставляла часть национализированных средних и мелких предприятий кооперативным объединениям граждан и частным лицам на правах аренды, т. е. появлялись черты капиталистической системы экономики с определенными социалистическими особенностями (предприятия по-прежнему находились в собственности государства) – государственного капитализма.

^ :

1) договор аренды предприятий включал в себя только те условия (в том числе и определяющие права и обязанности арендатора), которые устанавливало государство;2) государство было вправе заключать с гражданами и их кооперативными объединениями договоры коммерческой концессии, т. е. передавать хозяйственные объекты (предприятия) в аренду иностранцам, при этом концессионеры должны были подчиняться условиям договора, определенным Советским государством, например размер заработной платы рабочим этих предприятий должен быть установлен не ниже законодательно закрепленного в РСФСР, а рабочее время – не более 40-часовой рабочей недели, при обязательном предоставлении отпусков рабочим и всех установленных в тот момент в РСФСР гарантий и компенсаций работникам.Главное право по условиям договора Советского государства с трестами о предоставлении имущества предприятия – право хозяйственного ведения, т. е. все имущество предприятия не могло быть собственностью треста, который лишь имел права на улучшение этого имущества, его увеличение и затраты на содержание предприятия.Имущество предприятия включало в себя: собственно производственный объект, прилегающую необходимую территорию, техническое оборудование и т. д.

^ :

1) государство не отвечало по долгам трестов, но и тресты не отвечали по долгам государства;2) вся прибыль треста должна была отчисляться в доход казны, в собственность треста (на счет резервного капитала) переходило только 20 % от прибыли и отчисления в фонд улучшения быта рабочих и фонды материального поощрения.

^

Среди первых в числе правоохранительных органов можно выделить прокуратуру, деятельность которой регулировалась Положением «О прокурорском надзоре», утвержденным ПВС СССР 28 мая 1922 г.

^ : отдел наркомата юстиции, прокуратура не была независимой, местные прокуроры были подотчетны местным исполкомам.

Собственно прокуратура СССР была образована 17 декабря 1933 г. по Положению «О Прокуратуре СССР». ^ :

1) прокурор СССР, его заместители – высшее должностное лицо прокуратуры, ему подотчетны все иные прокуроры, назначался ЦИК СССР;

2) прокуроры республик – высшие должностные лица прокуратуры республики, наркомы юстиции;

3) местные прокуроры (городов, районов) – подчинены прокурору республики, назначались на должность также прокурором республики.

^ :

1) надзор за законностью действий всех органов власти, организаций и частных лиц (общий надзор);2) надзор за органами дознания, следствия, ГПУ;3) поддержание обвинения в суде;4) надзор за местами лишения свободы.

^ :

1) внесение представления об отмене незаконных актов;2) внесение протестов в вышестоящие органы на незаконные действия органов власти и незаконные приговоры судов в кассационном м надзорном порядке;3) возбуждение уголовных дел;4) давать указания и разъяснения органам дознания и следствия;5) утверждение обвинительных заключений;6) освобождение незаконно содержащихся под стражей.Положение «Об Объединенном государственном политическом управлении» Президиума ЦИК 15 ноября 1923 г. – основа образования СОГПУ. На местах формировались местные органы СОГПУ.

^  – конституционный орган на правах народного комиссариата.

Компетенция ОГПУ: борьба с контрреволюционными выступлениями, вредительскими организациями, бандитизмом.

^ :

1) оперативно-розыскная деятельность;2) расследование уголовных дел в пределах своей компетенции;3) применение репрессий.ОГПУ было одним из судебных органов (Судебная коллегия), не являющихся судами.

Постановление ЦИК и СНК СССР от ^  ликвидировало народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. Теперь (25 мая 1931 г.) действовало Положение «О рабоче-крестьянской милиции».

^  была административно-исполнительным органом советской власти.

Основной задачей милиции являлась охрана революционного порядка и общественной безопасности.

^ :

1) проведение в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти в пределах своей компетенции;2) борьба с преступностью и расследование уголовных дел;3) защита и охрана государственного и общественного имущества;4) обеспечение личной безопасности и имущества граждан.

^ :

1) главные управления милиции союзных республик – главные органы милиции (они формировались при СНК республик);2) управления милиции: краевые, областные, автономных республик, районные и городские – местные органы. При милиции формировались добровольные общества, которыми руководила милиция.В зависимости от компетенции органы милиции подразделялись на: общие; ведомственные.

^

Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.

Планы союзного объединения:

1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к конфедерации;2) Сталин напротив: союзу будет проще противостоять врагам, если государство будет унитарным.

Важно

Конституция 1924 г. констатировала факт создания нового союзного Советского государства и включала 2 раздела:

1) Декларация об образовании СССР;2) Договор об образовании СССР, подписанный вначале РФ, Украиной, Белоруссией, Закавказской республикой, а позднее к нему присоединились Узбекистан и Туркменистан.

^ :

1) добровольность;2) равноправие;3) сохранение суверенности республик и право их свободного выхода из СССР; право республик на обязательное их согласие в случае изменения их территорий.Договор содержал основные положения организации власти и устройства СССР, образующие 11 глав: о предметах ведения верховной власти органов власти СССР, о съезде Советов, о Центральном исполнительном комитете, о Верховном Суде СССР и др.

^ :

1) высший орган власти СССР – съезд Советов СССР (временный; в период между его съездами высший орган власти СССР – ЦИК);2) ЦИК СССР (формировался из Союзного Совета, избранного съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, формируемого из представителей союзных и автономных республик и представителей автономных областей; Президиум ЦИК в период между съездами обладал полномочиями высшего законодательного и исполнительного органа власти СССР);3) Совет Народных Комиссаров СССР – исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР (формировался ЦИК СССР, в его состав входили Председатель СНК, его заместители и 10 наркомов; в структуре СНК формировались наркоматы, которые осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями государственного управления);4) наркоматы (5 из них – общесоюзные: иностранных дел, военных, морских, внешней торговли, путей сообщения, почты и телеграфов; и 5 – объединенные: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ).

^ :

1) международные отношения и внешняя торговля;2) решение вопросов войны и мира;3) руководство вооруженными силами;4) общее руководство и планирование экономики и бюджета;5) разработка основ законодательства для всех республик.

^ :

1) внутренние дела;2) сельское хозяйство;3) образование;4) юстиция;5) социальное обеспечение и здравоохранение.

^ :

1) СССР – конфедеративное государство;2) СССР – федеративное государство.СССР – федерация суверенных равноправных республик (формально). (Реально) СССР – унитарное государство с центром в Москве.

Сталин внес изменения в Договор об образовании СССР:

1) сохранилось право выхода союзных республик, но согласия других республик теперь не требовалось, т. е. был уничтожен механизм выхода;2) вопрос о расширении СССР был передан в ведение СССР.

^

1930-е гг. – период окончания НЭПа. Эти годы ознаменовались коренным изменением хозяйственной политики в СССР, проводилась политика коллективизации и индустриализации – это и стало причиной внесения изменений в государственный аппарат управления народным хозяйством.

Главный принцип хозяйства СССР – Госплан.

^

В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата и занималась разработкой планов на ближайшие «пятилетки».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности.Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г.

были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

^ , которые позднее были восстановлены.

При народных комиссариатах формировались специальные советы в количестве 40–70 человек, в их полномочия входило решение текущих вопросов организаций и предприятий (это временные органы).

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг. была проведена кредитная реформа.

^ : возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Практически только ему принадлежало право кредитования и получения вкладов от населения.

Обратите внимание

Хозяйственные органы и учреждения не могли осуществлять взаимное кредитование, это было исключительным правом Государственного банка.

В его полномочия входил контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций.

Совет

В 1930-е гг. наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г.

Вводилась новая производственная и производственно-территориальная система управления. С этого момента в хозяйственной среде запрещались объединения, тресты, все более расширялась связь центральных хозяйственных органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями.

Промышленность СССР расширялась, получала большую специализацию. Руководство этой сферой осуществляли специально сформированные новые комиссариаты.Промышленность работала в рамках государственных планов всеобщей индустриализации.

Аграрная сфера экономики также претерпела изменения, но сохранился ряд общих принципов социалистической модели общества:

1) собственность на землю, недра, воды и леса могла быть только государственная;2) запрещение всех видов сделок с землей, кроме «трудовой аренды» земли, т. е. для возделывания ее собственным трудом;3) запрещение использования наемного труда для обработки земли;4) виды землепользования: общинный, участковый и товарищеский.В аграрном хозяйстве страны главное место занимала политика коллективизации. Формировались колхозы повсеместно. 1 марта 1930 г. СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР был утвержден первый «Примерный устав сельскохозяйственной артели», определяющий деятельность колхозов.

^

Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую собственность, дезорганизующих нормальную работу промышленности и подрывающих трудовую дисциплину в СССР и т. д.

Источник: http://www.userdocs.ru/pravo/643/index.html?page=15

Ссылка на основную публикацию