Концепция внешней политики россии в 21 веке

Президентом РФ утверждена новая Концепция внешней политики России

Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»

Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешней политики РФ.

Отмечается, что современный мир переживает перемены, связанные с формированием полицентричной международной системы. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике.

Приоритетными направлениями внешней политики РФ являются укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.

Обратите внимание

Россия считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции в рамках Евразийского экономического союза.

Россия также будет расширять стратегическое взаимодействие с Беларусью в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах.

Россия рассматривает борьбу с международным терроризмом в качестве важнейшей государственной задачи и:

— выступает против любого использования государствами террористических организаций для достижения политических, идеологических или иных целей;

— стремится к объединению всего международного сообщества в целях борьбы с терроризмом без политизации и предварительных условий в соответствии с Уставом ООН, нормами и принципами международного права;

— выступает за консолидацию коллективных усилий под эгидой ООН в целях борьбы с иностранными террористами-боевиками посредством блокирования любых форм материальной поддержки террористических организаций.

Отмечается, что осуществляемая НАТО и ЕС геополитическая экспансия при нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества, вызвали серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада.

Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, реальным шагам по обеспечению общего пространства мира, безопасности и стабильности.

Отмечается, что важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах является активизация взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Испанией и другими государствами Европы.

Россия выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями при обязательном учете неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами.

РФ исходит из того, что переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только с учетом всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность.

Важно

Россия рассматривает создание глобальной системы ПРО США как угрозу своей национальной безопасности и оставляет за собой право принятия адекватных ответных мер.

Россия наращивает взаимодействие с партнерами в рамках «Группы двадцати», БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Россия также продолжит курс на выстраивание добрососедских связей и осуществление взаимовыгодного сотрудничества с Японией.

Ранее действовавшая Концепция внешней политики РФ (утв. Президентом РФ 12.02.2013 N Пр-251), признана утратившей силу.

Перейти в текст документа »

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/48054.html/

Василий Лихачев объяснил цели новой концепции внешней политики РФ

Путин утвердил новую концепцию внешней политики России

Его принятие — отражение геополитической ответственности РФ за прогрессивное развитие миропорядка.

Составная часть такого интеллектуально-содержательного подхода, воплощающего гармонию, диалектику интернациональных и национально-суверенных интересов, — международно-правовая позиция Российской Федерации.

Ее присутствие логично, объективно востребовано, исходя из того, что международная Повестка дня включает комплекс стратегических проблем, которые эффективно могут быть урегулированы лишь на основе принципов, институтов права и демократии.

Запрос объясняется и тем, что международное право для нашей страны, вопросы его эффективного развития всегда были и остаются в перспективе одним из важнейших внешнеполитических приоритетов. С этой точки зрения российский документ существенно позитивно отличается от аналогичных актов зарубежных государств, включая США и членов Европейского Союза.

Главный и отправной лейтмотив закреплен в п. 21 Концепции; «Россия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, который продиктован ее национальными интересами и основой которого является безусловное уважение международного права».

Этот креативный и прагматичный тезис раскрывается в ней посредством разнообразного терминологического и нормативно-практического лексикона.

Глоссарий включает, в частности, такие конструкции, как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, конвенции и соглашения, верховенство международного права, эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, Устав ООН, нормы и принципы Всемирной торговой организации, прочная правовая база международной антитеррористической коалиции, международная легитимность, международная законность, добросовестное соблюдение международно-правовых обязательств, правовые основы межгосударственных отношений, прогрессивное развитие международного права и его кодификация, единообразное толкование и применение международных договоров ООН, правовые основы режима нераспространения ядерного оружия, нормы международного морского права, общепризнанные стандарты в области прав человека, всеобъемлющее выполнение государствами-участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур, Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества, законодательное обеспечение внешнеполитического курса страны и выполнения международных обязательств Российской Федерации.

В Кремле выразили сожаление в связи с санкционной риторикой США

Совет

Следующий значимый блок Концепции внешней политики 2016 г. — представление в ней на деле контуров специфической Национальной программы совершенствования и эффективного применения международного права. Блок имеет исключительное значение.

Он ориентирован на оптимизацию правового регулирования международных отношений, повышение качества международного нормотворчества, гармонизацию национальных и международных систем, преодоление накопившихся в последних «критической массы», в частности фактов юридического нигилизма.

В специальном разделе «Верховенство права в международных отношениях» закреплены принципиальные подходы России в этой сфере, имеющие стратегическое для судеб международного сообщества призвание.

Среди них — укрепление правовых основ международных отношений добросовестное соблюдение международно-правовых обязательств, поддержание режима международной законности, содействие верховенству права в миропорядке. Изложенные декларации и целевые установки, соответствующие духу и букве Конституции РФ, транспортируются в более конкретные положения Концепции внешней политики.

Они охватывают весьма существенную часть намерений и объектов поведения России на международной арене как демократической и юридической личности.

Речь идет о: 1) поддержании коллективных усилий по укреплению правовых основ межгосударственных отношений; 2) противодействии попыткам отдельных государств или групп государств подвергать ревизии общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных наций, от 24 октября 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.; попыткам осуществляемого в угоду политической конъюнктуре и интересам отдельных государств произвольного толкования важнейших международно-правовых норм и принципов, таких как неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров, уважение суверенитета государств и их территориальной целостности, права народов на самоопределение; попыткам выдать нарушение международного права за его творческое применение; попыткам вмешательства во внутренние дела государств в целях осуществления неконституционной смены власти, в том числе посредством поддержки негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации; 3) недопущении осуществления под предлогом реализации концепции «ответственность по защите» военных интервенций и прочих форм стороннего вмешательства, нарушающих нормы международного права, в частности принцип суверенного равенства государств; 4) содействии прогрессивному развитию международного права и его кодификации, прежде всего осуществляемым под эгидой ООН, их единообразному толкованию и применению; 5) продолжении усилий по совершенствованию механизма применения санкций, исключении из практики международного взаимодействия незаконных односторонних принудительных мер, принимаемых в нарушение Устава ООН и других норм международного права; 6) активизации процесса международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, а также границ морских пространств, в пределах которых Россия осуществляет суверенные права и юрисдикцию, при безусловном обеспечении ее национальных интересов, прежде всего в сфере безопасности и экономики, исходя из важности укрепления доверия и сотрудничества с сопредельными государствами.

Лавров заявил об эрозии системы безопасности в Европе

Модернизированная Концепция внешней политики России декларирует и другие, важные с политико-правовой, прикладной точки зрения, позиции.

В соответствии с ее целями, общими и специальными, РФ в сфере международной безопасности неукоснительно соблюдает свои международные обязательства в отношении контроля над вооружениями, добиваясь того же от своих партнеров; придает важное значение выполнению Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 2010 г.; придерживается курса на упрочение политических и правовых основ режима нераспространения ядерного оружии, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки; выступает за соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 г., Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., а также за их универсализацию; содействует скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г, участвует на основе принципов равноправия и неделимости безопасности в разработке новых договоренностей в области контроля над вооружениями; ведет работу по заключению международного договора по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, выступает за совершенствование международно-правовых механизмов укрепления технической и физической ядерной безопасности; добивается выработки под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности; рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны; применяет в соответствии с международным правом и российским законодательством все необходимые меры по предупреждению терроризма и противодействия ему, защите государства и своих граждан от террористических актов, борьбе с распространением идеологии терроризма и экстремизма. Аналогичный подход присутствует и в разделе «международное экономическое и экологическое сотрудничество Российской Федерации» Концепции 2016 г. В соответствии с ее установками, РФ принимает, основываясь на международных нормах и принципах, необходимые меры в области торговой политики, в сфере международного регулирования климатической политики (с акцентом на Парижское соглашение, принятое на базе Рамочной конвенции ООН 1992 г.), добивается соблюдения норм международного морского права, в том числе в части, касающейся борьбы с международным терроризмом и противодействия морскому пиратству. Россия намерена установить в соответствии с международным правом внешние границы своего континентального шельфа, расширяя тем самым возможности для разведки и добычи его минеральных ресурсов.

Обратите внимание

В разделе — «международное гуманитарное сотрудничество и права человека» Концепции ставятся иные, связанные с международным порядком, внешнеполитические задачи.

Так, РФ будет обеспечивать защиту прав и законных интересов российских граждан за рубежом, соотечественников проживающих за рубежом на основе норм международного права и международных договоров Российской федерации; наращивать взаимодействие с международными и неправительственными правозащитными организациями в целях укрепления общепризнанных норм в области прав человека.

Сергей Рябков обвинил Запад в трусости и политическом бессилии

Существенные установки по применению международного права, включая инициативы по его прогрессивному развитию, содержит раздел «региональные приоритеты внешней политики Российской Федерации».

Читайте также:  Денежная реформа 1922-1924 гг.

Среди них — совершенствование международно-правовых инструментов защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих в государствах — участниках СНГ, в образовательной, языковой, социальной, трудовой, гуманитарной и иных сферах; перевод в юридически обязывающую форму политических деклараций о неделимости безопасности вне зависимости от членства государств в военно-политических союзах; совершенствование договорно-правовой базы взаимодействия с Евросоюзом; обеспечение соблюдения НАТО принципов и норм международного права, в частности, в рамках Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г., непризнание РФ экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права; достижение на международно-правовой основе всеобъемлющего, справедливого, долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах; политическое решение ситуации в Сирийской Арабской Республике на основе резолюций Совета Безопасности ООН и другие приоритеты.

Подчеркивая актуальность и содержательность новой Концепции внешней политики Российской Федерации, следует обратить внимание на такую, в принципе, новеллу документа, как отражение в нем ряда вопросов, относящихся к международно-правовой субъектности государств и международных организаций. Ее появление неслучайно.

Ведь совершенно очевидно, что, с одной стороны, развитие международного права требует эффективной политической воли его основных субъектов, согласования их позиций, некоего правотворческого единства. С другой стороны, конфликты, коллизии, разломы, которые существуют в современном миропорядке и на которые четко указывает Концепция — 2016 г.

, также связаны с проявлениями (субъективными, агрессивными, алогичными) воли отдельных государств или группы государств. Подтверждение тому внешняя политика стран «золотого миллиарда», с присущими ей элементами эгоизма, юридического нигилизма, отказа от императивов Устава ООН, общепризнанных принципов международного права.

Естественно, российский документ не мог не отреагировать на эти тенденции. В итоге в нем появились реально важные положения. Среди них — определение существенных факторов влияния государств на международную политику (военная мощь, экономические, правовые, технологические, информационные и др.

); указание на навязываемые извне идеологические ценности и рецепты модернизации политической системы государств, которые усиливают негативную реакцию общества на вызовы современности; констатация роли ООН, наделенной международной легитимностью, в качестве центра регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке; задача всемерного укрепления потенциала ООН в целях рациональной адаптации к новым мировым реалиям при сохранении ее межгосударственной природы; запрет на поддержку негосударственных субъектов, включая террористические и экстремисткие организации; призыв противодействовать попыткам использования правозащитных концепций в качестве инструмента политического давления и вмешательства во внутренние дела государств, в том числе в целях их дестабилизации и смены законных правительств. Практический интерес, вне всякого сомнения, вызывают и другие аспекты, относящиеся к области субъектности. В их числе — российское содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций; всеобъемлющему решению приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья, урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта; разработка Устава ОБСЕ. В этом же духе поддержания международной законности следует расценивать и российское ожтдание (п.74) о том, что США в своих действиях на мировой арене будут строго соблюдать нормы международного права, прежде всего закрепленные в Уставе ООН. Их глубокая осмысленность особенно актуальна на фоне прихода в Белый дом избранного Президента США Д.Трампа и выработки им внешнеполитической стратегии страны. Думается, вопрос о реформировании международного правопорядка, в рамках двусторонней и многосторонней дипломатии, должен стать одним из центральных в переговорах Москвы и Вашингтона. В этом заинтересованно все международное сообщество.

Матвиенко: РФ заинтересована во взаимодействии с Советом Европы

Таким образом, новая Концепция внешней политики Российской Федерации — свод актуальных и стратегически важных идей и предложений реформирования международных отношений XXI века в соответствии с критериями демократии и справедливости, требованиями общепризнанных принципов международного права и Устава ООН.

Важно

Их реализация — зона ответственности властных структур РФ (Федеральное Собрание, Правительство, МИД, Минюст, Россотрудничество и др.). Совершенно очевидно, что в ближайшее время практически необходимо запустить процесс подготовки Национальной программы оптимизации и прогрессивного развития международного права.

Один из важных ее элементов — мониторинг выполнения международно-правовых обязательств России. Другой — составление прогнозного перечня международно-правовых инициатив РФ (по вектору многосторонней и двусторонней дипломатии), и их реализация в международных отношений, включая международные организации с участием Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что подобная продукция, например крайне важна для СБ ООН, Комиссии международного права, VI (по правовым вопросам) комитета Генеральной Ассамблеи, других структур Организации Объединенных Наций.

В практических и имиджевых смыслах целесообразно проведение силами МИД РФ, российских загранучреждений, российских СМИ (RT, РИА Новости, ТАСС, «Интерфакс», Спутник и др.

), через структуры соотечественников, проживающих за рубежом, презентации Концепции внешней политики Российской Федерации, с акцентом, в том числе, на стратегию и практику России в сфере правового регулирования международных отношений.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере «РГ»

Источник: https://rg.ru/2016/12/08/vasilij-lihachev-obiasnil-celi-novoj-koncepcii-vneshnej-politiki-rf.html

Что нового в концепции внешней политики России

30 ноября президент РФ Владимир Путин утвердил концепцию внешней политики России. И хотя в значительной степени текст документа цитирует и повторяет предшествующий — его тональность серьезно изменилась.

Она стала более конкретной, стало меньше обтекаемых конструкций, в концепции прямо проговариваются разногласия, которые за последние три года возникли у Москвы с западными державами. Зафиксирован интерес к более интенсивному сотрудничеству с азиатскими государствами.

В концепции изменилась позиция по Украине и впервые упоминается Сирия.

Новые задачи: упрочнение и укрепление

Были названы две новые задачи России на внешнеполитическом направлении. Во-первых, это «упрочение позиций России как одного из влиятельных центров современного мира». Во-вторых, «укрепление позиций российских СМИ и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведения до широких кругов мировой общественности российской точки зрения».

Фактор силы. Повышение

Раньше обговаривалось, что «Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях». Теперь в концепции с сожалением отмечается, что «повышается роль фактора силы в международных отношениях» и «возрастают риски региональных конфликтов и эскалации кризисов». Россия «готова к новым вызовам».

Против «смены режимов»

Москва впервые декларирует намерение противодействовать «попыткам вмешательства во внутренние дела государств в целях осуществления неконституционной смены власти, в том числе посредством поддержки негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации». При этом «видит свои задачи в том, чтобы не допускать осуществления под предлогом реализации концепции «ответственность по защите» военных интервенций и прочих форм стороннего вмешательства, нарушающих нормы международного права, в частности принцип суверенного равенства государств».

Отношение к расширению НАТО — негативное

И в старой, и в новой версиях документа отмечено, что «Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству».

Раньше отдельным пунктом фиксировалась также «стратегическая общность целей со всеми государствами Евро-Атлантического региона, в том числе со странами — членами НАТО, по поддержанию мира и стабильности, противодействию общим угрозам безопасности: международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения, морскому пиратству, незаконному обороту наркотиков, природным и техногенным катастрофам». Сейчас этот пункт исчез. Также исчез пункт о взаимодействии с НАТО в Афганистане.

Вместо него появились тезисы о «геополитической экспансии» НАТО и «нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества».

США. Разворот над Атлантикой

Оценка роли США и характер отношений с Вашингтоном поменялись кардинально. Раньше в концепции говорилось о «взаимовыгодном сотрудничестве», «подлинно партнерском взаимодействии» и «особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом».

Сейчас документ фиксирует, что «проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность».

Есть очень жесткий пункт про то, что «Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права» и требует от Штатов «соблюдения норм международного права».
 

Европа. Похолодание

В предыдущей версии концепции Россия была названа «неотъемлемой, органичной частью европейской цивилизации». В новую версию этот тезис не попал, хотя и сохранились пункты о важности экономического, политического и культурного сотрудничества с ЕС. Великобритания в новой концепции вообще не упоминается, хотя до этого обговаривалась «активизация взаимовыгодных двусторонних связей».

Китай и Индия. Историческая дружба

Если раньше Китай достаточно дежурно упоминался как «партнер» и никаких разъяснений характера этого партнерства не делалось, то теперь вместе с Пекином Москва нацелилась на «противодействие новым вызовам и угрозам, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в международных организациях и многосторонних объединениях». То же самое касается Индии. Раньше это просто «член БРИКС» и «партнер». Согласно же новой версии концепции Россия выступает «за дальнейшее углубление особо привилегированного стратегического партнерства с Республикой Индией, основанного на совпадении внешнеполитических приоритетов, исторической дружбе и глубоком взаимном доверии».

Украина. Больше не приоритет

Раньше Москва обозначала намерение «выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам». Сейчас говорится лишь о заинтересованности в развитии «многообразия связей», а также что «Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта».

Сирия. За политическое урегулирование

В новой версии документа впервые упоминается Сирия и то, что Россия «выступает за политическое урегулирование ситуации» в этой стране. При этом Москва поддерживает «единство, независимость и территориальную целостность» республики «как светского, демократического, плюралистического государства».

«Невиданный уровень жестокости»

Отдельный пункт концепции посвящен террористической организации «Исламское государство» (организация запрещена в России. — Прим. ТАСС), «поднявшей насилие на невиданный уровень жестокости», и необходимости создания широкой международной антитеррористической коалиции «без политизации и двойных стандартов».
 

Новые горизонты ЕАЭС

В концепции впервые упоминаются Армения и Киргизия как страны, вступившие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

При этом тоже впервые отмечается способность ЕАЭС «сыграть важную роль в деле гармонизации интеграционных процессов» не только в Евразийском регионе, но и собственно в Европейском.

Тут стоит вспомнить, что недавно ЕАЭС начал переговоры с Сербией об унификации торгового режима.

Андрей Веселов

Источник: https://tass.ru/politika/3835736

Trojden | Внешняя политика России в начале XXI в.: Горинов М. М

Каковы были основные принципы внешней политики России в начале XXI в.?

1. Разработка новой внешнеполитической стратегии. В июне 2000 г. Президент В. В. Путин подписал Концепцию внешней политики Российской Федерации.

Было отмечено, что главным принципом, которым Россия руководствуется в современных условиях на международной арене, является обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе.

Читайте также:  Внешняя политика александра i в первые годы xix века

Руководство страны исходило из того, что Россия продолжает сохранять статус великой державы. В связи с этим ставилась задача обеспечить воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка.

Особое значение придавалось отношениям с ближайшими соседями. Ставились задачи формирования пояса добрососедства по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряжённости и конфликтов в прилегающих к России регионах.

Отмечалось значение всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также содействия позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России.

2. Усиление борьбы с терроризмом. В начале XXI в. первоочередной задачей для России была борьба с международным терроризмом.

На территории России представители международных террористических центров действовали наиболее активно на Северном Кавказе. Территорию Чечни они превратили в плацдарм для развала Российской Федерации.

Сюда поступала финансовая и военная помощь из-за рубежа, а в составе бандформирований действовали наёмники из других стран.

После терактов 11 сентября 2001 г. в США Россия присоединилась к западным странам в борьбе против международного терроризма.

Совет

Воздушное пространство и железные дороги Российской Федерации были открыты для поставок военных грузов в Афганистан для антитеррористической коалиции.

Россия согласилась с размещением американских военных баз в Средней Азии. Руководство России шло на это в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей.

По признанию лидеров НАТО, без этих шагов российского руководства успех контртеррористической операции в Афганистане был бы невозможен. В течение короткого времени режим талибов в Афганистане был свергнут. Началась нормализация обстановки и на Северном Кавказе.

3. Отношения России с США и Западом. Отношения с США оставались важнейшим направлением внешней политики России. Исходя из идеи однополярного мира, где сохранилась лишь одна сверхдержава в лице США, администрация президента Дж. Буша-младшего взяла курс на изменение баланса сил на мировой арене в свою пользу. Было объявлено о выходе США из договора 1972 г.

по противоракетной обороне (ПРО), о создании национальной системы ПРО. Это разрушало систему стратегической стабильности, которая существовала в течение 30 лет. Лишь под давлением со стороны российского руководства США пошли на сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений, заключив с Россией в 2002 г.

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Однако США продолжили свою политику по изменению стратегического баланса. Важнейшим в этом процессе стало расширение НАТО. В 2004 г. в эту организацию были приняты Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. В 2009 г. в НАТО вошли Албания и Хорватия. Было объявлено о грядущем вступлении в НАТО Украины и Грузии.

С началом вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 г. Россия решительно выступила против этой агрессии, назвав повод для нападения надуманным, что в дальнейшем подтвердили сами американцы.

Вскоре США начали искать поводы для нападения на Иран. Для борьбы с «иранской угрозой» Дж. Буш объявил о развёртывании американской системы ПРО в Польше и Чехии, что создало прямую военную угрозу России.

Подобные действия мало согласовывались с публичными заявлениями лидеров Запада о стремлении к партнёрству с Россией и в итоге вызвали ответные шаги с её стороны. В апреле 2007 г.

Обратите внимание

Россия объявила о моратории на исполнение подписанного ранее Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ).

4. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Политика России в отношении стран СНГ и Прибалтики определялась процессами, имевшими место в этих странах.

Вступление в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, их территориальные и материальные претензии к России, переписывание общей истории, нарушение прав русскоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны не могли оставить равнодушными граждан и руководство России. Экономические и культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились.

В ряде стран СНГ при прямой поддержке из-за рубежа произошла смена политического руководства. Осенью 2003 г. в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Э. Шеварднадзе. Ему на смену пришёл президент М. Саакашвили, поставивший в качестве главной задачи вступление

Грузии в ЕС и НАТО. В 2004 г. была спровоцирована кампания непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В. Ф.

Януковича, выступавшего за укрепление отношений с Россией, к власти был приведён В. А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в НАТО. Эти события получили название «оранжевой революции». Попытки нового руководства Украины провести на её территории военные учения с участием войск НАТО вызывали массовые протесты населения.

Правительство Украины отказывалось перейти на расчёты за российский газ по рыночным ценам, в результате чего неоднократно возникали перебои со снабжением европейских стран энергоносителями из России.

Украинские власти, игнорируя интересы миллионов собственных граждан, усиленно вытесняли русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования. Из года в год сворачивались культурные контакты с Россией.

В 2005 г. в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии А. А. Акаев. Вскоре в Узбекистане была предпринята попытка свержения президента И. А. Каримова. Все эти события заставили руководство России уделить большее внимание отношениям со странами СНГ, расширить сотрудничество с ними.

5. Россия и русская диаспора за рубежом. В начале XXI в. значительно усилились контакты России с российской диаспорой в других странах. К этому времени за пределами нашей страны проживало около 30 млн россиян.

Важно

Был взят курс на поддержку возвращения соотечественников на Родину. Специальная программа на 2007—2012 гг.

предусматривала материальную помощь желающим переехать в Россию, выделение ипотечных кредитов, упрощённое получение российского гражданства.

Впервые за многие годы российское общество стало вновь ощущать общность, единство с соотечественниками за рубежом.

6. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Руководство России предприняло усилия по развитию союзнических отношений с ближайшими соседями на Востоке. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Позже к ним присоединился Узбекистан.

ШОС последовательно выступала за укрепление стратегической стабильности, поддержание международного правопорядка. Ежегодные встречи лидеров стран, совместные военные учения, крепнущее экономическое сотрудничество превратили ШОС в одну из динамично развивающихся международных организаций.

В качестве наблюдателей в её работе стали участвовать Индия, Иран, Пакистан, Монголия.

Особенно устойчивыми и эффективными становились отношения между Россией и Китаем. В 2001 г. между ними был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В нём было отмечено отсутствие территориальных претензий друг к другу и провозглашено стратегическое партнёрство. Позднее были урегулированы и пограничные вопросы между странами.

Значительно вырос товарооборот, объёмы научно-технического и гуманитарного сотрудничества. В России прошёл «Год Китая», а в Китае — «Год России», ещё более сблизившие народы двух стран.

Переговоры В. В. Путина с Председателем КНР Ху Цзиньтао

Совет

Самыми динамично развивающимися странами мира в те годы были признаны Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК). Это способствовало их сотрудничеству в условиях растущей мировой экономической интеграции.

Если отношения с Китаем и Индией для России были давней традицией, то устанавливать контакты со странами Латинской Америки приходилось едва ли не с чистого листа. Регулярными стали встречи Президента России с лидерами Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы, Перу, Боливии, Никарагуа. В 2008 г.

состоялся первый официальный визит главы Российского государства в страны Латинской Америки. Впервые традиционные экономические и культурные связи были дополнены военно-политическим сотрудничеством. Осенью 2008 г.

в Венесуэлу прибыл отряд военных кораблей ВМФ России, а также группа стратегических бомбардировщиков для проведения совместных военных учений. Был отменён визовый режим для россиян, выезжающих в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, подписаны контракты на разработку месторождений полезных ископаемых в Латинской Америке.

Всё это создавало дополнительные возможности для реализации идеи многополярного мира.

7. Укрепление позиций России на международной арене. Открытое провозглашение национальных интересов руководством России, твёрдое отстаивание самостоятельности внешнеполитического курса не могли не вызвать укрепления авторитета нашей страны в мире.

Международный размах приняло празднование в 2003 г. 300-летия Санкт-Петербурга, на которое съехались высшие руководители многих стран мира. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. в Москве приняли участие лидеры ведущих мировых держав.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала в Петербурге лидеров «Большой восьмёрки».

В 2007 г. Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

8. Итоги внешней политики России. Главным итогом внешней политики России в начале XXI в. стала разработка и реализация концепции внешней политики, исходящей из национальных интересов страны на современном этапе.

Обратите внимание

Усилиями силовых структур, всего общества России удалось внести важный вклад в борьбу с международным терроризмом, предотвратить угрозу территориальной целостности страны.

В отношениях с США Россия последовательно отстаивала свои национальные интересы, выступала против диктата в международных отношениях.

Попытки западных партнёров изолировать Россию от ближайших соседей посредством «оранжевых» и иных «революций» привели к большей координации действий между странами СНГ.

Участие России в ШОС и других международных организациях, развитие её отношений со странами Европы, Азии, Африки, Латинской Америки во многом способствовали становлению многополярной модели современного мира.

Всё это вело к укреплению международного авторитета и роли России в мировых делах.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В начале XXI в. авторитет и влияние России в мире заметно выросли.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как изменилась внешнеполитическая стратегия России в начале XXI в. по сравнению с предыдущим периодом? 2. Какую роль играла Россия в борьбе с международным терроризмом? 3.

Как складывались отношения России с США и странами Запада? 4. Какова была политика России по отношению к странам ближнего зарубежья? 5.

Назовите факты, свидетельствующие об укреплении позиций России на международной арене.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. С помощью фактов (используйте Интернет) докажите, что изменение внешнеполитической стратегии способствовало росту авторитета России в мире. 2. Подумайте, почему произошло обострение отношений между Россией и США.

Важно

Почему Россия активно выступает против идеи однополярного мира? 3. Почему стратегия обеспечения национальной безопасности является ключевой для России? 4.

С помощью текста учебника и дополнительной информации подготовьте небольшой реферат на тему «Россия в мире».



Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-10-class-part-3-gorinov-2016/15

Путин утвердил новую концепцию внешней политики России :: Политика :: РБК

Востребована «сетевая дипломатия», которая предполагает гибкие формы участия в многосторонних структурах и «инструментов мягкой силы», таких как возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие методы и технологии, говорится в документе.

Читайте также:  Внешняя и внутренняя политика павла i (1796 - 1801)

О том, что МИД России по поручению президента разрабатывает новую концепцию внешней политики, в апреле этого года сообщил глава ведомства Сергей Лавров. Он говорил, что в основе новой концепции будет «переход к полицентричной» системе международных отношений, которые должны будут опираться на взаимодействие ведущих «центров силы в интересах совместного решения глобальных проблем.

Как изменились приоритеты

Как и в документе трехлетней давности, в новой концепции приоритетным названо развитие сотрудничества со странами СНГ и Европейского союза.

Из стран СНГ отдельно упомянуты Украина, Молдавия и Грузия. «Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта», говорится в документе. В 2013 году Украина была названа приоритетным партнером в СНГ.

В документе зафиксировано, что Россия заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона. При этом Россия также продолжит содействовать становлению Абхазии и Южной Осетии как современных демократических государств.

Территориальную целостность Молдавии Москва поддерживает, но при определении особого статуса Приднестровья, указано в документе.

В числе основных партнеров в ЕС в новом документе названы Германия, Франция, Италия и Испания. В 2013 году концепция зафиксировала стремление России развивать также связи с Великобританией, однако сейчас эта страна упомянута не была.

Совет

Подходы России к отношениям с НАТО не изменились. Москва будет выстраивать отношения с альянсом с учетом степени его готовности к равноправному партнерству, говорится в новой Концепции внешней политики.

В документе подчеркивается, что Россия «негативно относится к расширению НАТО, приближению военной инфраструктуры альянса к российским границам и наращиванию его военной активности в приграничных с Россией регионах».

Россия, отмечается в концепции, относится к этим действиям как к «нарушающим принцип равной и неделимой безопасности и ведущим к углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе».

В новой концепции больше внимания уделено борьбе с терроризмом. В ней отдельно упомянуто «Исламское государство» (ИГИЛ; террористическое движение, запрещенное в России). Россия выступает за борьбу с терроризмом в рамках международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, говорится в документе. Этих формулировок не было в версии 2013 года.

Отношения с США

В новой концепции ужесточилась риторика по отношению к США.

«Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права, не приемлет попыток оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия…», отмечается в документе. Из концепции исчезло стремление России работать над либерализацией визового режима с США, которое содержалось в документе трехлетней давности. Американская ПРО названа в концепции угрозой национальной безопасности России.

Однако Россия продолжает придавать «важное значение» выполнению Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) от 8 апреля 2010 года, говорится в тексте.

Россия также намерена противодействовать военным интервенциями в другие страны, осуществляемые в рамках концепции «ответственности по защите».

Концепция 2016 года большее внимание уделяет цивилизационному соперничеству и попыткам «навязывания другим государствам собственной шкалы ценностей» — это названо одним из дестабилизирующих факторов для международных отношений.

В новой концепции меньшее внимание уделено «мягкой силе» и использованию гражданского общества для решения внешнеполитических вопросов.

Обратите внимание

В новой концепции нет обязательства расширять участие России в международных договорах в области прав человека.

Вместо этого концепция предписывает наращивать взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях укрепления общепризнанных норм в области прав человека.

Концепция 2016 года постулирует, что Россия будет отстаивать право каждого человека на доступ к объективнойинформации о событиях в мире, а также к различным точкам зрения на эти события.

Авторы: Мария Лейва, Александр Ратников

Источник: https://www.rbc.ru/politics/01/12/2016/5840282d9a7947314d65e9fa

Основные приоритеты внешней политики России

В конце XX – начале XXI вв. международное положение России претерпело серьезные изменения.

Распад социалистического лагеря и СССР привел к уничтожению «пояса безопасности» на рубежах страны, Россия утратила многие коммуникации, важные порты, на сотни тысяч километров ее граница оказалась не защищена и даже не демаркирована.

Прекращение «холодной войны» принесло, безусловно, положительные результаты – разрядку международной напряженности, отказ от обескровливавшей экономику «гонки вооружений», значительное расширение контактов России с миром.

Но нельзя не отметить и то, что Россия лишилась статуса «сверхдержавы», потеряла право решающего слова в многих вопросах международной политики, утратила свой престиж в глазах некоторых стран. Кроме того, экономический кризис второй половины 1980–1990-х гг. привел к тому, что наша страна оказалась в финансовой зависимости от ряда государств и международных организаций.

Для современной России во внешней политике приоритетными являются такие направления, как:

1) расширение международного сотрудничества. Не скованная идеологическими рамками, наша страна может налаживать контакты на взаимовыгодной основе с любыми странами.

Россия возобновляет интенсивные отношения и со своими старыми партнерами – Китаем, Кубой, странами Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, арабскими государствами, и укрепляет отношения со странами Запада, Японией, южной Кореей, Израилем и др.;

Важно

2) укрепление позиций России в мире. Современная Россия старается вернуть себе статус одного из мировых лидеров не с помощью ядерного превосходства, а путем взвешенной дипломатии.

Наша страна участвует в процессе урегулирования на Ближнем Востоке, оказывает помощь государствам, пострадавшим во время стихийных бедствий, активно участвует в международных форумах и конференциях.

Несомненным свидетельством значительного статуса России являются встречи «Большой восьмерки», в которой с 1997 г. наша страна занимает место наравне с сильнейшими мировыми державами.

В русле укреплений мировых позиций России развиваются и переговоры о вступление нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию) и Совет Европы. Способствовала укреплению авторитета России и твердая позиция, занятая президентом В.В. Путиным по отношению к Иракской войне (2003 г.);

3) борьба с международным терроризмом. Россия, имеющая огромный опыт борьбы с терроризмом в Чечне, является одной из стран, ранее других заметивших, что наибольшую угрозу миру на рубеже XX–XXI вв. представляет международный терроризм. Российское руководство прилагает все усилия к тому, чтобы объединить мировое сообщество в противостоянии этому злу;

4) консолидация СНГ. Бывшие советские республики (для России – страны ближнего зарубежья) являются естественными экономическими партнерами России. Прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва), не входящие в СНГ, долгое время дистанцировались от России, опасаясь возрождения экспансионистских намерений и великодержавных тенденций.

Однако в последнее время контакты с ними оживились, и наметилось определенное потепление отношений, хотя и осложненное их вступлением в НАТО. Продолжает развиваться партнерство со странами СНГ. С 1997 г. между Россией и Белоруссией ведутся переговоры о создании союзного государства.

Страны СНГ являются главными экономическими партнерами России, укрепляется и сотрудничество по многим политическим вопросам.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 8410; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s10188t1.html

Новая концепция внешней политики: какой мир нужен России

2016-12-01T23:40Z

2016-12-02T06:36Z

https://ria.ru/20161201/1482661931.html

https://cdn21.img.ria.ru/images/148249/65/1482496552_0:46:3259:1895_1036x0_80_0_0_547be5d02df63aed8e4b8090831f82d7.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Дмитрий Косырев

https://cdn24.img.ria.ru/images/91056/41/910564151_162:0:1038:876_100x100_80_0_0_fc817097c5955e90cca80f1fd5260ca4.jpg

1 декабря 2016, 23:40

23042

Дмитрий Косырев

Новая концепция российской внешней политики подразумевает содействие нашей «мягкой силе», которая могла бы воздействовать на иные страны и цивилизации, чтобы игра на информационном поле не шла в одни ворота, замечает Дмитрий Косырев

Совет

Новая Концепция внешней политики, которая подписана и публикуется буквально через несколько часов после оглашения президентского ежегодного послания Федеральному собранию, не могла не быть не связана с этим посланием.

И это было предельно интересно – как буквально в нескольких фразах президент обозначит суть происходящего в мире, если в концепции на это ушло 38 страниц. Владимир Путин, кстати, это сделал, в том числе не упомянув Европу (или Евросоюз) вообще, а только страны Востока и США.

Итак, понятно, что концепция и послание разрабатывались одновременно, и между ними есть связь. В концепции, конечно, не только есть Европа – там, как и положено, перечисляются чуть не все страны мира (или хотя бы их регионы) и суть отношений России с ними.

Документ этот – не роман, ему положено быть тяжеловесным, зато точным. И ясно, что такие документы направлены на вполне определенную аудиторию.

Внутреннюю, которой интересно, чего и зачем мы добиваемся за пределами наших национальных границ, и какой мир нам нужен.

И, естественно, концепция рассчитана и на внешнюю аудиторию, которой тоже хочется, наверное, понять, как мы формулируем задачи нашей дипломатии.

Здесь важна точка отсчета – то есть те концепции, которые были раньше. Заметим, одна (пред-предыдущая) концепция была принята 15 июля 2008 года. То был совсем другой мир и другая внешняя политика. Еще не было нападения войск Михаила Саакашвили на наших миротворцев в Южной Осетии. Не было мощнейшего экономического кризиса, который ударил только в сентябре. Не было неудавшейся «перезагрузки» наших отношений с США, и еще много чего не было.

Затем возник следующий такой документ – от 12 февраля 2013 года. Тоже, в общем, другой мир. Хотя в нем еще не было направленного против России переворота на Украине, до такового оставался еще год, и не было провала попытки задушить Россию санкциями.
Вот этот документ и отменен сегодня, вместо него есть новый. Более жесткий и лишенный прекраснодушных призывов.

Самое интересное в нем – это «философская» часть, насчет того, что происходит в мире. А именно: усложнение структуры международных отношений, смещение центра мирового развития в сторону Тихоокеанского региона. И еще — мировая конкуренция, приобретающая форму соревнования ценностных ориентиров – это когда другим государствам навязывают шкалу чужих ценностей.

И снова – сила и правда

А вот и вывод, который выглядит если не главным во всем документе (в нем много чего – главное), то заметным новшеством и ориентиром. А именно: «борьба за доминирование в формировании ключевых принципов организации будущей мировой системы становится главной тенденцией современного этапа мирового развития».

То есть идет не только и не столько за то, чтобы отнять нефть, газ, рынки и т.д. Не за физическое выживание, в общем. Борьба идет чаще за то, кто имеет моральное право вырабатывать правила игры на мировой арене.

Помните, как в начале украинского кризиса и ухода Крыма из Украины нам пытались сказать, что мы нарушаем «правила игры». А мы отвечали: ничего себе правила, когда вам можно свергать правительства и еще много чего другого можно, а нам нельзя ничего, в том числе невозможно возражать. Вот об этом речь.

А дальше в документе есть несколько интересных положений насчет того, в чем сила. С одной стороны, признается, что, хотя «большая война» маловероятна, зато есть риск столкновений через втягивание в региональные конфликты. Но далее обозначены факторы иного влияния – экономические, правовые, технологические, информационные.

Обратите внимание

Последние, конечно, интереснее всего, особенно после нестихающего американского визга насчет того, как «Москва подыгрывала Дональду Трампу», и он победил. Мы-то думали, что это Россия (и не только она) годами оказывалась жертвой информационных войн, а оказывается, что бывает и наоборот? И как же это нам удалось?

Соответственно, концепция российской внешней политики подразумевает содействие нашей «мягкой силе», которая могла бы воздействовать на иные страны и цивилизации, чтобы игра на информационном поле не шла в одни ворота.

Впрочем, это только одно направление нашей нынешней внешней политики, цель и смысл которой в документе обозначается, в том числе, и так: участие страны в «формировании справедливого мироустройства».

Но, если возвращаться к смыслу президентского послания Федеральному Собранию, то внешняя политика, которая хорошо понимает, насколько усложняется мир, какими глубокими будут начавшиеся в нем перемены – она не подведет. Важно, чтобы внутри наших границ российское общество оставалось здоровым, способным выдержать этот долгий глобальный переход.

Источник: https://ria.ru/20161201/1482661931.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector