3.2 Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия
Современный этап конституционного развития России связан, прежде всего, с ныне действующей Конституцией 1993 года. В рамках данной главы мы считаем целесообразным кратко остановиться на истории принятия этого важнейшего документа.
Необходимость принятия нового Основного закона, как уже упоминалось нами ранее, была провозглашена еще в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, впоследствии же начинала ощущаться и реальная потребность в совершении этого действия. Провозглашенный в Декларации принцип разделения властей не был оформлен конституционными нормами, что, в свою очередь, приводило к разночтениям, ведь Советы все еще продолжали сохранять основную власть.
Не смотря на то, что Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным была создана еще 22 июня 1990 года, работа ее продвигалась достаточно медленно, в результате чего новая Конституция была принята по истечении более чем трех лет.
С другой стороны, на работу Комиссии оказывали влияние и нараставшие в обществе негативные тенденции, и происходившие в то время исторические события. Кроме того, первично разработанные проекты не получили поддержку в обществе.
Отдельными общественными кругами начали выдвигаться собственные альтернативные проекты, а также огромное количество поправок к обсуждаемым образцам.
Разработанный Комиссией проект Конституции был одобрен VI Съездом народных депутатов лишь в апреле 1992 года, но принят он так и не был в связи с острыми противоречиями между законодательной и исполнительной ветвями власти. Так как указанные разногласия касались, прежде всего, разделения полномочий этих двух ветвей власти, то без их разрешения принятия нового Основного закона не представлялось возможным.
В мае 1993 года проект Конституции РФ, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина.
Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления См.: Баглай, М.
В. Указ. соч. — С. 104..
В целях доработки проекта Конституции в соответствие с политикой Президента России, 5 июня 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое изначально позиционировалось в качестве масштабного форума, сочетающего представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности.
В результате работы Совещания, конституционный проект, представленный Президентом, был полностью опровергнут. На основе поступивших в адрес Конституционного совещания поправок и пожеланий, им был составлен окончательный проект, утвержденный 12 июля 1993 года.
При этом многие положения принятого проекта дублировали соответствующие нормы проекта Комиссии.
Следующие несколько месяцев были связаны с известными историческими событиями, происходившими на фоне сильнейшего конституционного кризиса. Б.Н.
Ельцин издавал промежуточные президентские акты, регулировавшие отдельные вопросы конституционного значения (например, Положение о федеральных органах власти на переходный период).
По завершении указанного кризиса было принято решение о проведении референдума с целью утверждения разработанного ранее проекта Конституции.
Такой референдум был проведен 12 декабря 1993 года по результатам которого была принята современная Конституция Российской Федерации, вступившая в силу с 25 декабря того же года. Стоит отметить, что конституционное развитие нашей страны, как уже отмечалось ранее, не завершается на этой дате.
Оно осуществляется и в наши дни. По мнению отдельных авторов, современное конституционное развитие свидетельствует о широком применении конституционных учреждений и институтов в российской правовой и политической действительности.
В этой связи конституционную историю России следует рассматривать как сложный и неоднородный, но вместе с тем единый процесс, сочетающий в себе ряд последовательных и взаимосвязанных реформ и революций См.: Кравец, И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: учеб. пособие / И.А.
Кравец. — M.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2011. — С. 5..
В рамках настоящего пункта также целесообразно указать наиболее характерные для современной Конституции особенности:
1) этим актом была учреждена новая модель российского государства, базирующаяся на общепризнанных демократических ценностях;
2) демократические основы были закреплены в качестве основ государственного строя РФ;
3) глава 2 Конституции утвердила универсальную концепцию прав и свобод человека с признанием приоритета естественных прав;
4) Конституцией РФ была учреждена новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей;
5) была установлена новая модель федеративных отношений в РФ;
6) местное самоуправление получило статус важнейшего института народовластия, осуществляемого в негосударственных формах;
7) были установлены гарантии обеспечения стабильности Конституции.
В заключение стоит отметить, что конституционное развитие России в наши дни характеризуется одной важнейшей особенностью — политическая власть вернулась в рамки конституционного поля, а общество получило возможность развиваться в условиях оформленного конституционного компромисса.
Конституционализма в современном понимании представляет собой набор идей, принципов и правил, совокупность которых имеет дело с решением вопроса о том, как развивается правовая и политическая система, которая исключала бы произвол, насколько это возможно, и гарантировала бы основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида См.: Кутафин, О.Е. Указ. соч. — С. 28..
Говоря же о понимании конституции, следует обратиться к двум смыслам, которые вкладываются в это понятие: материальному и формальному.
В материальном смысле конституция представляет собой акт или совокупность актов или конституционных объектов, регулирующих важнейшие общественные отношения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, основ государственного строя, формы правления и территориального устройства, организации центральных и местных органов власти, а также основы внешней политики государства. Конституция в формальном смысле — это акт или совокупность актов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, действующим в государстве См.: Конституционное право в Российской Федерации в 9 томах. Т. 1. Основы теории конституционного права: курс лекций / М.П Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев и др. — М.: Издательство «Весь Мир», 2013. — С. 216 — 217.. Подобное теоретическое понимание вопросов конституционного права также свидетельствует о прогрессе в конституционном развитии нашей страны.
Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/38137
Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ
Интересно? Расскажите друзьям
Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.
Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.
Отличия конституции от других правовых актов
— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.
Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.
Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.
— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.
— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.
Виды конституций | |
писаная | неписаная |
существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции) | существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии) |
реальная | фиктивная |
адекватно отражает реальное конституционное строение | не соответствует фактическим условиям, является декларативной |
народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.) | октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.) |
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.
Функции конституции
Наименование функции | Ее сущность |
Политическая | Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие |
Правовая | Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства |
Гуманистическая | Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права |
Учредительная | Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти |
Мировоззренческая | Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права |
Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:
Смена политического режима в государстве | Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства | Образование нового государства |
=> Принятие новой конституции
Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.
Этапы конституционного развития России
Этапы | Год принятия | Основной закон российского государства |
I | 1906 | Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция) |
II | 1918 | Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) |
1925 | Конституция РСФСР | |
1937 | Конституция РСФСР | |
1978 | Конституция РСФСР | |
1989—1993 | Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г. | |
III | 1993 | Конституция Российской Федерации (РФ) |
Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.
Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_4
Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст.
65 Конституции РФ в упрощенном порядке — указом Президента РФ.
Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст.
137 Конституции РФ28 и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.
Приведем пример поправок в Конституцию РФ.
5 ноября 2008 года, выступая
в Кремле с ежегодным Посланием к Федеральному собранию, Президент Российской ФедерацииДмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет, а Госдумы с 4 до 5 лет.
Кроме того, он также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной Думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной Думой.
Так, 31 декабря 2008 года в Российской газете, Парламентской газете опубликованы Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». В них предусмотрено, что они вступают в силу со дня официального опубликования после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Согласно первому был увеличен срок полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной думы до пяти (со следующих выборов). Согласно второму Правительство обязано представлять Государственной думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.
7 октября 2013 года президент
РФ В. В. Путин внёс в Государственную
думу законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединениеВерховного суда и Высшего арбитражного суда, а также расширяет полномочия Президента РФ по кадровым назначениям в прокуратуре.
22 ноября 2013 года законопроект
был принят Государственной Думой, а 27 ноября 2013 года одобрен Советом Федерации.
К 5 февраля необходимое число субъектов Российской Федерации ратифицировали конституционную поправку. 6 февраля 2014 года закон о поправке был официально опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации и вступил в силу.
При этом был установлен шестимесячный переходный период, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации должен быть упразднён, а вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, должны быть переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации (часть 2 статьи 2 закона).
Также были внесены поправки о вхождении АО Крым и города Севостополя в состав РФ, от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ в ст.
1 говорится, что республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Основаниями принятия в Российскую Федерацию Республики Крым являются: результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации.
Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения.
В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти.
Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71).
Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.
Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ.
Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).
Установлено, что положения глав 1,2, и 9 – «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотры Конституции» — не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Источник: http://referat911.ru/Teoriya-gosudarstva-i-prava/harakternye-osobennosti-konstitucii-rossijskoj-federacii/405862-2935453-place4.html
Конституция Российской Федерации 1993 г
Содержание
Введение. 3
1.Конституция и государство. 5
1.1. Понятие конституции. 5
1.2. Основные черты Конституции РФ.. 8
1.3. Юридические свойства Конституции РФ.. 9
2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.. 16
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. 16
2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений 18
3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ 23
Заключение. 28
Библиографический список литературы.. 30
Введение
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции.
Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.
Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений.
Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.
Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.
Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства.
За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства.
Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности.
Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.
Основной целью курсовой работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию Конституции.
2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.
3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
5. Проанализировать конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ.
1.Конституция и государство
1.1. Понятие конституции
Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция — обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма.
Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы — социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями.
Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни — государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Конституция — это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство».
[1]
Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.
Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.
Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
Приоритет Конституции — не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.
Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.[2]
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.
Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием.
При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления.
Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.
Всё сказанное характерно и для Конституции России.
Поэтому можно говорить, что Конституция России — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.2. Основные черты Конституции РФ
Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.
[3]Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения.
Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования.
В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).[4]
1.3. Юридические свойства Конституции РФ
Юридические свойства конституции — это правовые признаки ее как основного закона государства.
К юридическим свойствам Конституции относятся:
— учредительный характер,
— легитимность,
— верховенство,
— стабильность,
— прямое действие,
— база текущего законодательства,
— реальность,
— программность.
Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.
Источник: http://diplomba.ru/work/121745
Конституция РФ 1993 года и ее развитие
Курсовая: Конституция РФ 1993 года и ее развитие
Содержание
Введение
1. Предпосылки и особенности
принятия конституции Российской
Федерации 1993 года
1.1. Исторические условия
принятия конституции Российской
Федерации 1993г.
1.2. Структура и основное
содержание Конституции РФ
2. Характерные особенности
Конституции Российской Федерации
1993 года и ее
развитие на современном
этапе
2.1. Общие черты, свойства
Конституции РФ
2.2. Изменение и пересмотр
Конституции РФ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Конституция для России сегодня
значит очень много. В Конституции
и через нее
российское общество реализует
свое видение обновляемой государственности, а в
известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция
— это не
собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со
своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой
юридический акт со всеми
чертами и свойствами, присущими
Основному закону.
Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В
ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые
принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и
права. И
Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она
ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.
Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не
говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может
иметь никаких шансов на понимание
и на его признание со стороны
общества.
Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь
страны и, что
особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы
взаимоотношений человека и
государства. В конституции закрепляются исходные
принципы права, функции
и основы организации государственных
органов, формы и
методы их деятельности. Конституция
устанавливает пределы и характер
государственного регулирования
во всех основных сферах жизни страны: в
экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция
определяет
основные начала внешней
политики государства, соотношение
международного и
внутригосударственного
права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и
структуру государства, функции
и полномочия важнейших государственных
органов, основы правового
статуса человека и гражданина. Но такое определение
в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления
о
Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки
ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию
справедливо называют главным, основным законом
государства. Если представить
себе многочисленные правовые акты, действующие
в стране в виде определенного
организованного и взаимосвязанного целого,
некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и
одновременно вершина
всего права, фундамент всего
его развития.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается
тем, что ее отдельные положения
носят декларативный характер и
фиксируют
скорее принципы, цели, чем
существующие реальности. Речь идет как
бы об
эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели
не учли
сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная
сторона дела. Авторитет Конституции
используется для того, чтобы ускорить
продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы,
общественные организации, всех граждан возлагается обязанность
действовать в
соответствии с положениями
Конституции, реализовывать ее установления.
Конституция призвана также
направлять и стимулировать развитие всего права в
заданном направлении. И
тот факт, что этот процесс начался
с самой
Конституции, играет важную роль.
И поэтому основной целью
данной работы является характеристика основных
положений Конституции Российской Федерации 1993 года.
В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:
Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия
Конституции РФ в сложившихся
исторических и политических условиях, а также
тех предпосылок, которые
послужили основной причиной ее принятия
Во-вторых, необходимо рассмотреть
характерные особенности Конституции
Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном
этапе.
В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых
призвана изучить соответствующую
проблему.
1. Предпосылки и особенности
принятия конституции Российской
Федерации 1993 года
1.1. Исторические условия
принятия конституции Российской
Федерации 1993г.
Необходимость принятия новой
Конституции была осознана всеми
политическими силами еще
в ходе принятия Декларации о государственном
суверенитете от 12 июня 1990 г.
На 1 Съезде народных депутатов
была образована Конституционная комиссия,
председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли
представители всех республик, краев, областей, национальных автономий
(102 человека). Поначалу работа
комиссии проходила довольно
быстро и уже
через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен,
но и опубликован для
всеобщего обсуждения. Пробудившиеся
общественные
круги стали выдвигать
один за другим альтернативные проекты
и различные
поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на
пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и
снова был
опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил
общую
концепцию конституционной
реформы. Верховному Совету и Конституционной
комиссии было поручено после
доработки внести проект на рассмотрение
очередного Съезда народных депутатов.
Однако два последующих
Съезда оказались не в состоянии
принять
Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной
и
исполнительной ветвями
власти. Седьмой съезд постановил вынести основные
положения проекта новой
Конституции на всероссийский референдум, но
восьмой Съезд отменил
это решение.
Возникшие разногласия практически
не затрагивали положений о правах и
свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым
вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное
большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические
интересы, твердо заняло позицию
недопущения сильной исполнительной
власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса
использовали левые силы, все решительнее противодействуя
реформам и с
этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной
власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны
Президент все
решительнее ставил вопросы
о необходимости укрепления исполнительной
власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений
проекта. Работа Конституционной
комиссии постепенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был
опубликован. Он существенно
исправлял многие пороки старой Конституции,
содержал демократические
положения о правах и свободах человека и
гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти
доминировали прежние
подходы. Принцип разделения властей
трактовался в
сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все
та же
советская форма правления.
Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но,
игнорируя отсутствие для
него условий в современной России, авторы
проекта упорно утверждали ведущую
роль парламента в системе высших
органов государственной
власти. Явно в нарушение принципа разделения
властей Верховный Совет
наделялся «контрольными полномочиями», а также
правом принимать решения
по основным направлениям внутренней и внешней
политики России. Верховный
Совет приобрел право не только принимать
федеральный бюджет, но и
контролировать его исполнение. Среди
членов
Правительства, которые могли
назначаться только президентом
исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель
и его заместители, но также
министры экономики, финансов, внутренних
дел, иностранных дел, обороны, безопасности.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его
представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении
внутренней и внешней
политики, выполнении федеральных программ.
Подчиненное Президенту Правительство
также обязывалось ежегодно
представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений
существенно ограничивали права
Президента и исполнительной власти,
закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей.
Решившись на принятие Конституции
на основе своего проекта,
оппозиционное большинство
Верховного Совета назначило для
этого дату
созыва Съезда народных депутатов
и начало подготовку к его проведению. В
самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении
Президента от власти, что
планировалось осуществить на предстоящем
Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный
поворот к отказу
от проведения демократических
реформ. Оппозицию не остановило даже то,
что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство
избирателей, принявших в
нем участие, поддержали легитимность
Президента.
12 мая 1993 г. Президент
РФ издал указ № 669 «О мерах
по завершению
подготовки новой Конституции
Российской Федерации», согласно которому
для завершения подготовки проекта
Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718)
был определен состав Конституционного совещания. Оно включало
представителей федеральных
органов государственной власти Российской
Федерации; органов государственной
власти республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий,
профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых
движений и религиозных
концессий, товаропроизводителей и
предпринимателей.
Предусматривалось, что в
состав Конституционного совещания
также должны войти
народные депутаты РФ члены
Конституционной комиссии Съезда
народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда,
Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры РФ.
Таким образом, Конституционное
совещание было задумано как широкий
форум, сочетающий представительство
всех высших органов государственной
власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя
ряд приглашенных членов Конституционной
комиссии, народных депутатов, а
также политических партий участия
в его работе не приняли. 24 июня 1993
г. Верховный Совет отказался
сотрудничать с Конституционным
совещанием
под предлогом причастность к делам о коррупции некоторых
его
координаторов и участников.
Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но
призвал участников к выработке
компромиссного текста на базе этого
проекта и проекта Конституционной
комиссии. Многие положения
президентского проекта
были подвергнуты критике участниками
Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал
характеристики Российского
государства как социального. В
нем не был
выдержан принцип равноправия
субъектов Российской Федерации
– в Совете
Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и
национальным образованиям. Президент по проекту обладал
чрезмерными
правами по роспуску Государственной
Думы. Были и другие основания,
вызывавшие обоснованную критику проекта.
Однако в отношении
механизма власти этот проект в целом
выдерживал
принцип разделения властей
и устанавливал определенный баланс
законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики
президентского типа. В
нем содержался ясный отказ от бесплодного
советского парламентаризма
в пользу сильной исполнительной власти.
Именно поэтому созванное
Верховным Советом в конце
мая – начале июня
совещание двух тысяч депутатов
Советов всех уровней полностью
отвергло
президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного
совещания, Верховный Совет
предложил свой порядок согласования и
принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр
всей работы
Конституционную комиссию.
Конституционное совещание
работало больше месяца. В его адрес
поступило более
50 тысяч замечаний и
предложений. В результате их
обсуждения в первоначальный
проект было внесено свыше
пятисот поправок, около четырех
десятков принципиально
новых норм – фактически все статьи были изменены.
Источник: http://turboreferat.ru/state-theory/konstituciya-rf-1993-goda-i/224212-1110215-page1.html