Конституция рф 1993 г. развитие россии на современном этапе

3.2 Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Современный этап конституционного развития России связан, прежде всего, с ныне действующей Конституцией 1993 года. В рамках данной главы мы считаем целесообразным кратко остановиться на истории принятия этого важнейшего документа.

Необходимость принятия нового Основного закона, как уже упоминалось нами ранее, была провозглашена еще в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, впоследствии же начинала ощущаться и реальная потребность в совершении этого действия. Провозглашенный в Декларации принцип разделения властей не был оформлен конституционными нормами, что, в свою очередь, приводило к разночтениям, ведь Советы все еще продолжали сохранять основную власть.

Не смотря на то, что Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным была создана еще 22 июня 1990 года, работа ее продвигалась достаточно медленно, в результате чего новая Конституция была принята по истечении более чем трех лет.

Обратите внимание

С другой стороны, на работу Комиссии оказывали влияние и нараставшие в обществе негативные тенденции, и происходившие в то время исторические события. Кроме того, первично разработанные проекты не получили поддержку в обществе.

Отдельными общественными кругами начали выдвигаться собственные альтернативные проекты, а также огромное количество поправок к обсуждаемым образцам.

Разработанный Комиссией проект Конституции был одобрен VI Съездом народных депутатов лишь в апреле 1992 года, но принят он так и не был в связи с острыми противоречиями между законодательной и исполнительной ветвями власти. Так как указанные разногласия касались, прежде всего, разделения полномочий этих двух ветвей власти, то без их разрешения принятия нового Основного закона не представлялось возможным.

В мае 1993 года проект Конституции РФ, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина.

Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления См.: Баглай, М.

В. Указ. соч. — С. 104..

В целях доработки проекта Конституции в соответствие с политикой Президента России, 5 июня 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое изначально позиционировалось в качестве масштабного форума, сочетающего представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности.

В результате работы Совещания, конституционный проект, представленный Президентом, был полностью опровергнут. На основе поступивших в адрес Конституционного совещания поправок и пожеланий, им был составлен окончательный проект, утвержденный 12 июля 1993 года.

При этом многие положения принятого проекта дублировали соответствующие нормы проекта Комиссии.

Важно

Следующие несколько месяцев были связаны с известными историческими событиями, происходившими на фоне сильнейшего конституционного кризиса. Б.Н.

Ельцин издавал промежуточные президентские акты, регулировавшие отдельные вопросы конституционного значения (например, Положение о федеральных органах власти на переходный период).

По завершении указанного кризиса было принято решение о проведении референдума с целью утверждения разработанного ранее проекта Конституции.

Такой референдум был проведен 12 декабря 1993 года по результатам которого была принята современная Конституция Российской Федерации, вступившая в силу с 25 декабря того же года. Стоит отметить, что конституционное развитие нашей страны, как уже отмечалось ранее, не завершается на этой дате.

Оно осуществляется и в наши дни. По мнению отдельных авторов, современное конституционное развитие свидетельствует о широком применении конституционных учреждений и институтов в российской правовой и политической действительности.

В этой связи конституционную историю России следует рассматривать как сложный и неоднородный, но вместе с тем единый процесс, сочетающий в себе ряд последовательных и взаимосвязанных реформ и революций См.: Кравец, И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: учеб. пособие / И.А.

Кравец. — M.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2011. — С. 5..

В рамках настоящего пункта также целесообразно указать наиболее характерные для современной Конституции особенности:

Совет

1) этим актом была учреждена новая модель российского государства, базирующаяся на общепризнанных демократических ценностях;

2) демократические основы были закреплены в качестве основ государственного строя РФ;

3) глава 2 Конституции утвердила универсальную концепцию прав и свобод человека с признанием приоритета естественных прав;

4) Конституцией РФ была учреждена новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей;

5) была установлена новая модель федеративных отношений в РФ;

6) местное самоуправление получило статус важнейшего института народовластия, осуществляемого в негосударственных формах;

7) были установлены гарантии обеспечения стабильности Конституции.

В заключение стоит отметить, что конституционное развитие России в наши дни характеризуется одной важнейшей особенностью — политическая власть вернулась в рамки конституционного поля, а общество получило возможность развиваться в условиях оформленного конституционного компромисса.

Конституционализма в современном понимании представляет собой набор идей, принципов и правил, совокупность которых имеет дело с решением вопроса о том, как развивается правовая и политическая система, которая исключала бы произвол, насколько это возможно, и гарантировала бы основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида См.: Кутафин, О.Е. Указ. соч. — С. 28..

Говоря же о понимании конституции, следует обратиться к двум смыслам, которые вкладываются в это понятие: материальному и формальному.

Обратите внимание

В материальном смысле конституция представляет собой акт или совокупность актов или конституционных объектов, регулирующих важнейшие общественные отношения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, основ государственного строя, формы правления и территориального устройства, организации центральных и местных органов власти, а также основы внешней политики государства. Конституция в формальном смысле — это акт или совокупность актов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, действующим в государстве См.: Конституционное право в Российской Федерации в 9 томах. Т. 1. Основы теории конституционного права: курс лекций / М.П Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев и др. — М.: Издательство «Весь Мир», 2013. — С. 216 — 217.. Подобное теоретическое понимание вопросов конституционного права также свидетельствует о прогрессе в конституционном развитии нашей страны.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/38137

Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Интересно? Расскажите друзьям   

Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.

Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.

Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций
писаная неписаная
существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции) существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)
реальная фиктивная
адекватно отражает реальное конституционное строение не соответствует фактическим условиям, является декларативной
народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.) октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Наименование функции Ее сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права
Читайте также:  Военная реформа ссср

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

Смена политического режима в государстве Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства Образование нового государства

=> Принятие новой конституции
 

Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Этапы Год принятия Основной закон российского государства
I 1906 Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)
II 1918  Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)
1925 Конституция РСФСР
1937 Конституция РСФСР
1978 Конституция РСФСР
1989—1993 Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.
III 1993 Конституция Российской Федерации (РФ)

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_4

Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст.

65 Конституции РФ в упрощенном порядке — указом Президента РФ.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст.

137 Конституции РФ28 и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Приведем пример поправок в Конституцию РФ.

5 ноября 2008 года, выступая 
в Кремле с ежегодным Посланием к Федеральному собранию, Президент Российской ФедерацииДмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет, а Госдумы с 4 до 5 лет.

Кроме того, он также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной Думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной Думой.

Так, 31 декабря 2008 года в Российской газете, Парламентской газете опубликованы Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». В них предусмотрено, что они вступают в силу со дня официального опубликования после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Согласно первому был увеличен срок полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной думы до пяти (со следующих выборов). Согласно второму Правительство обязано представлять Государственной думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

Важно

7 октября 2013 года президент 
РФ В. В. Путин внёс в Государственную 
думу законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединениеВерховного суда и Высшего арбитражного суда, а также расширяет полномочия Президента РФ по кадровым назначениям в прокуратуре.

22 ноября 2013 года законопроект 
был принят Государственной Думой, а 27 ноября 2013 года одобрен Советом Федерации.

К 5 февраля необходимое число субъектов Российской Федерации ратифицировали конституционную поправку. 6 февраля 2014 года закон о поправке был официально опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации и вступил в силу.

При этом был установлен шестимесячный переходный период, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации должен быть упразднён, а вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, должны быть переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации (часть 2 статьи 2 закона).

Также были внесены поправки о вхождении АО Крым и города Севостополя в состав РФ, от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ в ст.

1 говорится, что республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Основаниями принятия в Российскую Федерацию Республики Крым являются: результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения.

Совет

В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия  Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти.

Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71).

Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.

Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ.

Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).

Установлено, что положения глав 1,2, и 9 – «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотры Конституции» — не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Источник: http://referat911.ru/Teoriya-gosudarstva-i-prava/harakternye-osobennosti-konstitucii-rossijskoj-federacii/405862-2935453-place4.html

Конституция Российской Федерации 1993 г

Содержание

Введение. 3

1.Конституция и государство. 5

1.1. Понятие конституции. 5

1.2. Основные черты Конституции РФ.. 8

1.3. Юридические свойства Конституции РФ.. 9

2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.. 16

2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. 16

2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений  18

3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ   23

Заключение. 28

Библиографический список литературы.. 30

 

Введение

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции.

Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений.

Обратите внимание

Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.

Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Читайте также:  Внешняя политика россии во второй половине xviii века

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства.

За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства.

Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности.

Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Важно

Основной целью курсовой работы является изучение сущности конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию Конституции.

2. Раскрыть основные черты Конституции РФ.

3. Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.

4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.

5. Проанализировать конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ.

1.Конституция и государство

 

1.1. Понятие конституции

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция — обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма.

Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы — социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями.

Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни — государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Конституция — это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя,  права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство».

[1]

Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.

Совет

Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Приоритет Конституции — не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.[2]

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.

Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием.

При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.

Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Обратите внимание

Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.

Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.

Всё сказанное характерно и для Конституции России.

Поэтому можно говорить, что Конституция России — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

1.2. Основные черты Конституции РФ

 Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.

[3]

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения.

  Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным  отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования.

Важно

В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие  наиболее  важные  общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина  в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).[4]

1.3.   Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции — это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

— учредительный характер,

— легитимность,

— верховенство,

— стабильность,

Читайте также:  Установление власти татаро-монгольского ига на руси

— прямое действие,

— база текущего законодательства,

— реальность,

— программность.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм  их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Источник: http://diplomba.ru/work/121745

Конституция РФ 1993 года и ее развитие

Курсовая: Конституция РФ 1993 года и ее развитие

Содержание

Введение

1. Предпосылки и особенности 
принятия конституции Российской 
Федерации 1993 года

1.1. Исторические условия 
принятия конституции Российской 
Федерации 1993г.

1.2. Структура и основное 
содержание Конституции РФ

2. Характерные особенности 
Конституции Российской Федерации 
1993 года и ее

развитие на современном 
этапе

2.1. Общие черты, свойства 
Конституции РФ

2.2. Изменение и пересмотр 
Конституции РФ

Заключение

Список используемой литературы

                                    Введение                                   

Конституция для России сегодня 
значит очень много. В Конституции 
и через нее

российское общество реализует 
свое видение обновляемой государственности, а в

известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция 
— это не

собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со

своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой

юридический акт со всеми 
чертами и свойствами, присущими 
Основному закону.

Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В

ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые

принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и 
права. И

Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она

ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.

Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не

говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может

иметь никаких шансов на понимание 
и на его признание со стороны 
общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь 
страны и, что

особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы

взаимоотношений человека и 
государства. В конституции закрепляются исходные

принципы права, функции 
и основы организации государственных 
органов, формы и

методы их деятельности. Конституция 
устанавливает пределы и характер

государственного регулирования 
во всех основных сферах жизни страны: в

экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция 
определяет

основные начала внешней 
политики государства, соотношение 
международного и

внутригосударственного 
права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и

структуру государства, функции 
и полномочия важ­нейших государственных

органов, основы правового 
статуса человека и гражданина. Но такое определение

в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления 
о

Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки

ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию 
справедливо называют главным, основным законом

государства. Если представить 
себе многочисленные правовые акты, действующие

в стране в виде определенного 
организованного и взаимосвязанного целого,

некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и

одновременно вершина 
всего права, фундамент всего 
его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается

тем, что ее отдельные положения 
носят декларативный характер и 
фиксируют

скорее принципы, цели, чем 
существующие реальности. Речь идет как 
бы об

эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели 
не учли

сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная

сторона дела. Авторитет Конституции 
используется для того, чтобы ускорить

продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы,

общественные организации, всех граждан возлагается обязанность 
действовать в

соответствии с положениями 
Конституции, реализовывать ее установления.

Конституция призвана также 
направлять и стимулировать развитие всего права в

заданном направлении. И 
тот факт, что этот процесс начался 
с самой

Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью 
данной работы является характеристика основных

положений Конституции Российской Федерации 1993 года.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия

Конституции РФ в сложившихся 
исторических и политических условиях, а также

тех предпосылок, которые 
послужили основной причиной ее принятия

Во-вторых, необходимо рассмотреть 
характерные особенности Конституции

Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном 
этапе.

В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых

призвана изучить соответствующую 
проблему.

1. Предпосылки и особенности 
принятия конституции Российской 
Федерации 1993 года

1.1. Исторические условия 
принятия конституции Российской 
Федерации 1993г.

Необходимость принятия новой 
Конституции была осознана всеми

политическими силами еще 
в ходе принятия Декларации о государственном

суверенитете от 12 июня 1990 г.

На 1 Съезде народных депутатов 
была образована Конституционная комиссия,

председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли

представители всех республик, краев, областей, национальных автономий

(102 человека). Поначалу работа 
комиссии проходила довольно 
быстро и уже

через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен,

но и опубликован для 
всеобщего обсуждения. Пробудившиеся 
общественные

круги стали выдвигать 
один за другим альтернативные проекты 
и различные

поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на

пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и 
снова был

опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил 
общую

концепцию конституционной 
реформы. Верховному Совету и Конституционной

комиссии было поручено после 
доработки внести проект на рассмотрение

очередного Съезда народных депутатов.

Однако два последующих 
Съезда оказались не в состоянии 
принять

Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной 
и

исполнительной ветвями 
власти. Седьмой съезд постановил вынести основные

положения проекта новой 
Конституции на всероссийский референдум, но

восьмой Съезд отменил 
это решение.

Возникшие разногласия практически 
не затрагивали положений о правах и

свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым

вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное

большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические

интересы, твердо заняло позицию 
недопущения сильной исполнительной

власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса

использовали левые силы, все решительнее противодействуя 
реформам и с

этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной

власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны 
Президент все

решительнее ставил вопросы 
о необходимости укрепления исполнительной

власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений

проекта. Работа Конституционной 
комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был

опубликован. Он существенно 
исправлял многие пороки старой Конституции,

содержал демократические 
положения о правах и свободах человека и

гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти

доминировали прежние 
подходы. Принцип разделения властей 
трактовался в

сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все 
та же

советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но,

игнорируя отсутствие для 
него условий в современной России, авторы

проекта упорно утверждали ведущую 
роль парламента в системе высших

органов государственной 
власти. Явно в нарушение принципа разделения

властей Верховный Совет 
наделялся «контрольными полномочиями», а также

правом принимать решения 
по основным направлениям внутренней и внешней

политики России. Верховный 
Совет приобрел право не только принимать

федеральный бюджет, но и 
контролировать его исполнение. Среди 
членов

Правительства, которые могли 
назначаться только президентом

исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель

и его заместители, но также 
министры экономики, финансов, внутренних

дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его

представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении

внутренней и внешней 
политики, выполнении федеральных программ.

Подчиненное Президенту Правительство 
также обязывалось ежегодно

представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений

существенно ограничивали права 
Президента и исполнительной власти,

закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей.

Решившись на принятие Конституции 
на основе своего проекта,

оппозиционное большинство 
Верховного Совета назначило для 
этого дату

созыва Съезда народных депутатов 
и начало подготовку к его проведению. В

самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении

Президента от власти, что 
планировалось осуществить на предстоящем

Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный 
поворот к отказу

от проведения демократических 
реформ. Оппозицию не остановило даже то,

что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство

избирателей, принявших в 
нем участие, поддержали легитимность

Президента.

12 мая 1993 г. Президент 
РФ издал указ № 669 «О мерах 
по завершению

подготовки новой Конституции 
Российской Федерации», согласно которому

для завершения подготовки проекта 
Конституции 5 июня в Москве созывалось

Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718)

был определен состав Конституционного совещания. Оно включало

представителей федеральных 
органов государственной власти Российской

Федерации; органов государственной 
власти республик в составе РФ, краев,

областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и

Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий,

профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых

движений и религиозных 
концессий, товаропроизводителей и

предпринимателей.

Предусматривалось, что в 
состав Конституционного совещания 
также должны войти

народные депутаты РФ члены 
Конституционной комиссии Съезда

народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда,

Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры РФ.

Таким образом, Конституционное 
совещание было задумано как широкий

форум, сочетающий представительство 
всех высших органов государственной

власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя

ряд приглашенных членов Конституционной 
комиссии, народных депутатов, а

также политических партий участия 
в его работе не приняли. 24 июня 1993

г. Верховный Совет отказался 
сотрудничать с Конституционным 
совещанием

под предлогом причастность к делам о коррупции некоторых 
его

координаторов и участников.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но

призвал участников к выработке 
компромиссного текста на базе этого

проекта и проекта Конституционной 
комиссии. Многие положения

президентского проекта 
были подвергнуты критике участниками

Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал

характеристики Российского 
государства как социального. В 
нем не был

выдержан принцип равноправия 
субъектов Российской Федерации 
– в Совете

Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и

национальным образованиям. Президент по проекту обладал 
чрезмерными

правами по роспуску Государственной 
Думы. Были и другие основания,

вызывавшие обоснованную критику проекта.

Однако в отношении 
механизма власти этот проект в целом 
выдерживал

принцип разделения властей 
и устанавливал определенный баланс

законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики

президентского типа. В 
нем содержался ясный отказ от бесплодного

советского парламентаризма 
в пользу сильной исполнительной власти.

Именно поэтому созванное 
Верховным Советом в конце 
мая – начале июня

совещание двух тысяч депутатов 
Советов всех уровней полностью 
отвергло

президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного

совещания, Верховный Совет 
предложил свой порядок согласования и

принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр 
всей работы

Конституционную комиссию.

Конституционное совещание 
работало больше месяца. В его адрес 
поступило более

50 тысяч замечаний и 
предложений. В результате их 
обсуждения в первоначальный

проект было внесено свыше 
пятисот поправок, около четырех

десятков принципиально 
новых норм – фактически все статьи были изменены.

Источник: http://turboreferat.ru/state-theory/konstituciya-rf-1993-goda-i/224212-1110215-page1.html

Ссылка на основную публикацию