Читать онлайн Киммерийцы и скифы страница 1. Большая и бесплатная библиотека
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 19 7 4
М. И. Артамонов Киммерийцы и скифы(от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета
Письменные известия о киммерийцах и скифах скудны, отрывочны и частично недостоверны.
Исследуя археологические данные и критически анализируя письменные сообщения, автор восстанавливает историю киммерийцев и скифов: происхождение, этническую принадлежность, переселение их в Переднюю Азию, возвращение в Северное Причерноморье и возникновение и расцвет Скифского царства.
Автор гипотетически связывает достоверные факты истории Северного Причерноморья внутренней логикой исторического процесса и представляет предскифский и скифский периоды в совершенно новом и ярком свете, разъясняющем смысл и значение важных явлений прошлого нашей страны.
Написанная в живой, доступной форме, книга предназначается не только для специалистов — историков и археологов, но и для широкого круга читателей. Рецензенты:д-р истор. наук А. Д. Столяр,канд. истор. наук Л. С. Клейн Рукопись подготовил к изданию канд. истор. наук Я. В.
Доманский Издательство Ленинградского университета 1974 От редакции Происхождение скифов Киммерийцы и скифы в Азии Скифская культура Киммерийцы на Кубани Скифы-царские Земледельческое население Скифии Скифы-пахари Скифское царство Синды и Боспор Этническая принадлежность населения Прикарпатья в скифское время.
Скифы во Фракии Общественный строй скифов Список сокращений Список литературы
При исключительной широте исследовательских интересов Михаила Илларионовича Артамонова в области древней истории и археологии, скифской проблеме в его научной биографии всегда принадлежало особое место.
Выдающийся советский археолог отдал ей более тридцати лет настойчивого исследовательского поиска, внесшего существенный вклад в познание многих страниц древнейшей истории нашей Родины.
Эта проблема поглощала внимание Михаила Илларионовича, волновала его своими нераскрытыми загадками вплоть до последних дней так внезапно оборвавшейся жизни, полной больших замыслов и начинаний. Скифской проблеме посвящена эта книга М. И.
Артамонова — итог долгих размышлений, упорной напряженной работы, труд, который, увы, самому автору не суждено было увидеть изданным. С той смелостью, которая была органической чертой М. И.
Артамонова, он подверг на страницах книги всестороннему анализу всю совокупность источников, пересматривая некоторые устоявшиеся точки зрения (в том [5] числе и собственные) и приходя к новым утверждениям, предположениям, гипотезам.
Киммерийцы и скифы… Нелегко сейчас специалистам взяться за труд, охватывающий столь сложную тему в ее полном историческом диапазоне. Возросшая дифференциация знаний неизбежно создает препятствия на пути ее разработки. Обширная, глубокая эрудиция позволила М. И. Артамонову преодолеть эти сложности.
Естественно, что в таком исследовании немало дискуссионных моментов, что разные его аспекты в разной степени обосновываются имеющимися источниками.
Объективное положение таково, что труд такого масштаба, при такой постановке цели конкретно-исторической реконструкции не может иметь ничего общего с математической задачей, характеризующейся элементарной однозначностью решения. Сам М. И. Артамонов всегда считал, что лишь дальнейшее развитие науки даст оценку степени достоверности тех или иных положений.
Но можно также предположить, что многое новое в этом труде послужит основой последующих смелых исканий, а весь труд в целом будет служить успехам науки и сохранит свое почетное место в отечественной литературе о скифах.[6]
Происхождение скифов
Древнейшим известным по имени народом на территории СССР был киммерийский. Сведения о нем сохранились не только в «Истории» Геродота, написанной в третьей четверти V в. до н. э., но и в современных с этим народом ассирийских клинописях.
В отличие от Геродота, сообщающего дошедшие до него предания, в клинописях говорится о весьма важных для Ассирии событиях, в которых этот народ принимал непосредственное участие. Согласно сведениям, содержащимся в ассирийских источниках, киммерийцы появились в 20-х годах VIII в. до н. э.
на северо-западной границе с Ванским царством (Урарту), а в дальнейшем занимали северо-восточную часть Малой Азии — Каппадокию. До своего вторжения в Азию они, по Геродоту, жили в Северном Причерноморье, откуда были изгнаны другим древним народом этой страны — скифами.
Этим последним Геродот посвящает четвертую книгу своего сочинения, описывая их страну, нравы и обычаи, а также другие народы, окружавшие [7] населенную скифами землю.
Сведения о скифах содержатся в трудах других античных авторов, не только пересказывавших Геродота, но сообщавших дополнительные данные, относящиеся к последующему, послегеродотовскому времени. Наибольшее значение среди них принадлежит «Географии» Страбона, написанной в I в. до н. э.
Со второй половины XIX в. источником сведений о древних народах нашей страны выступают археологические памятники. По мере их накопления и изучения открываются все новые и новые данные, касающиеся скифов и их окружения.
Хотя многое в истории скифов остается еще не выясненным, основные линии развития этого народа прослеживаются со значительной долей достоверности.
Археологические данные не только конкретизируют и уточняют сведения древних авторов, но и дают ответы на ряд вопросов, вовсе не освещенных в древней письменности.
Важную роль в разработке истории скифов играет лингвистика. Именно этой наукой установлено, что они принадлежали к иранской языковой семье. Далее оказалось, что ираноязычными были не только скифы, но и их восточные соседи савроматы и следующие за ними на востоке среднеазиатские саки, с чем связана отмеченная археологией близость их культур.
Вместе с тем обнаружилось, что однородные археологические памятники распространены не только на территории известных по сообщениям древних авторов ираноязычных народов, но простираются далеко на восток на области, совсем неизвестные средиземноморскому античному миру.
Сходные с северочерноморскими и среднеазиатскими археологические памятники открыты в Центральном и Восточном Казахстане, на Алтае, в Саянах, в Минусинской котловине и даже в Центральной Азии вплоть до Северного Китая, в Ордосе.
О том, что это сходство не случайное или конвергентное, а того же порядка, что между Северным Причерноморьем, Поволжьем и Средней Азией, т. е. обусловленное этническим родством населения этих областей, свидетельствуют сообщения, содержащиеся в древнекитайских исторических сочинениях.
Китайцам был известен центрально азиатский народ юэчжи, являвшийся частью народа сэ, т.е саков. Таким образом, оказывается, что саки жили не только в Средней Азии, а и дальше на восток за Тянь-Шанем в степях, в пустынях Северо-Западного Китая — в Джунгарии и Западной Монголии, а временами доходили до Северного Китая — Ордоса.
Из этого вытекает, что и в других областях распространения культуры, получившей в археологии название скифской или скифо-сибирской, о населении которых нет письменных данных, обитали родственные сакам и скифам ираноязычные народы. Это подтверждается топонимикой — наукой, изучающей географические названия. В Южной Сибири такого рода названия встречаются вплоть до Енисея. [8]
Столь широкое распространение ираноязычного населения от Дуная, составлявшего, по Геродоту, западную границу заселенной скифами страны — Скифии, до Енисея на востоке, по всей полосе степного, лесостепного, а также горного ландшафтов Евразии относится еще к эпохе бронзы, когда по всей этой территории выступают сходные андроновско-срубные археологические культуры, со времени которых и начинается продолжительный иранский период истории, охвативший в дальнейшем, кроме Южной Евразии, значительные части Передней Азии, Пакистана и Индии. Историческое значение этого периода огромно; в течение его сформировался ряд современных народов с восходящими к нему традициями, определяющими их национальные особенности. Культурные элементы этого периода вошли в национальное достояние и многих других народов, относящихся к иным, неираноязычным лингвистическим семьям, как проживающим на территории, ранее населенной иранцами, так и по соседству с ней, но формировавшимся под иранским влиянием.
Источник: https://dom-knig.com/read_331919-1
Киммерийцы и скифы на Руси
Киммерийцы и скифы в Южной Руси [91]
Для истории Южной Руси в первом тысячелетии до н.э. имеются не только археологические материалы, но также некоторые письменные источники. Поэтому эта эпоха более не относится к доистории, а скорее принадлежит древней истории.
Основание многочисленных греческих колоний на северных берегах Черного моря не способствовало поддержанию коммерческих отношений между греками и скифами, оно давало также возможность греческим ученым наблюдать условия жизни в скифских степях.
Одним из наиболее выдающихся авторитетов по Скифии был Геродот (около 484 – 425 гг. до н.э.). Он не только собрал информацию о современном ему скифским государстве и обществе, но также был очень заинтересован историей как скифов, так и их предшественников – киммерийцев.
Позднее греческие географы (например, Страбон, около 62‑63 гг. до н.э.) широко использовали как повествования Геродота, так и иные источники, утерянные с тех пор. Эпиграфический материал так же важен. Многообразные надписи на камне были найдены на месте греческих городов на побережье Черного моря.
Они передают обильные свидетельства о жизни этих городов и до определенного предела также и об их скифских соседях. Не менее полезны греческие монеты, обнаруженные в скифских курганах и в этих греческих городах.
Обращаясь к истории киммерийцев и скифов, прежде всего сталкиваешься с проблемой их этнического происхождения. Этот вопрос остается спорным. В то время как народы, осевшие в Южной Руси, обозначаются в различные эпохи несхожими именами, мы не можем быть уверены, что каждое изменение имени сопряжено с миграцией целой этнической группы.
Оказывается, что время от времени новые правящие роды захватывали контроль над страной, и несмотря на то, что некоторые группы эмигрировали, большинство местного населения оставалось, лишь принимая примесь крови пришельцев. Южная Россия впервые была политически организована киммерийцами (1000 – 700 гг. до н.э.), затем скифами (700 – 200 гг.
до н.э.) и сарматами (200 г. до н.э.– 200 г. н.э.), затем последовали готы (200 – 370 гг. н.э.), смененные гуннами (370 – 454 гг. н.э.). В большинстве случаев подавляющая масса местного населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома или же селилась вновь неподалеку от прежних мест обитания.
В свою очередь, каждая вновь прибывшая группа добавляла новый этнический штрих к множеству уже существующих.
Итак, кроме начальной массы местного населения Южной Руси, которую Николай Map назвал яфетидами, постепенно сформировалась этническая надстройка варьирующейся природы, но в целом присутствовала определенная последовательность расового напряжения.
Возвращаясь к киммерийцам, можно принять мнение, что они составляли лишь правящий класс страны. Проблема их этнического происхождения, таким образом, более узка, нежели вопрос об этническом базисе населения Южной Руси как целого. Недавно А.Б. Башмаков предположил, что киммерийцы схожи с черкесами, народом Северокавказского ареала[92]. Однако мнение, выраженное ранее М.И.
Ростовцевым, может до сих пор рассматриваться как авторитетная гипотеза о происхождении киммерийцев: именно, что они принадлежат к той же этнической группе, что и фракийцы[93]. Характерно, что некоторые боспорские цари имели фракийские имена.
Итак, именно в регионе на обоих сторонах Керченского пролива люди киммерийского происхождения должны были остаться даже в скифский период, а сам пролив был известен как Киммерийский Боспор. С археологической точки зрения, долота, обнаруженные в Бесарабии, т.е.
в зоне местной экспансии фракийцев, схожи с теми, что обнаружены в Северокавказском ареале, к востоку от Керченского пролива. Фракийцы лингвистически принадлежат к индоевропейской семье. Поэтому киммерийцы могут сами рассматриваться как арийцы.
Киммерийцы должны были контролировать некоторое время все северное побережье Черного моря от Днестра до Керченского пролива. В середине VIII века до н.э.
основные провинции, находящиеся под их владычеством, были в крымском, азовском и кубанском регионах. Отсюда киммерийцы распространились в транскавказский район и к середине столетия атаковали царство Ван (Урарту).
Позднее они заключили союз с народом Урарту против Ассирии. Они упоминаются в ассирийских источниках под именем гимиры.
Для борьбы с киммерийскими набегами ассирийский царь Ассаргадон заключил союз со скифами, которые жили тогда в Туркестане и Казахстане. Миграция скифов, равно как и некоторых других кочевых народов Центральной Евразии, может быть объяснена политическими событиями на границах Китая.
Со стародавних времен китайцы развернули затяжную борьбу с евразийскими кочевниками, которых они называли «северными варварами». Эти варвары стали позднее известны в Китае как хьюнг‑ну (гунны). В правление императора Сиуэна, принадлежащего династии Чу (827 – 782 гг. до н.э.), китайцы нанесли серию сокрушительных поражений кочевникам.
В результате этого хьюнг‑ну повернули на запад и там началась общая миграция кочевников к Каспийскому морю. Скифская миграция может рассматриваться как один эпизод этого общего движения кочевников на запад. Геродот говорит по поводу одного события, что именно массагеты оказывали давление на скифов[94].
В другом фрагменте своей работы, базирующемся на более раннем свидетельстве (поэме Ариста, шестой век до н.э.) он упоминает в данной связи скорее исседонов, нежели массагетов[95]. Сами исседоны испытывали давление аримаспов.
Хотя скифы отступали перед своими восточными соседями, их орда была достаточно сильна для атаки киммерийцев, в особенности в скоординированных действиях с ассирийцами. Выясняется, что под давлением скифского наступления киммерийцы разделились на две части.
Одна группа осела в Крыму и в Северокавказском регионе, где они смешались с местными племенами, известными как синды. Другая группа киммерийцев отошла на запад и в конце концов была разбита скифами на реке Днестр.
Согласно Ростовцеву, сцена скифско‑киммерийской войны отображена на скифском колчане для стрел, найденном в кургане Солоха[96]. Два киммерийца изображены сражающимися пешими со скифским всадником. Один сражается боевым топором, другой – кинжалом.
Киммерийцы имеют арийский тип лица, в то время как черты скифов более схожи с алтайским типом.
Расовое происхождение скифов принадлежит к дискутируемым вопросам. Противоположные мнения выражались по этому поводу разными учеными.
Некоторые – например, Ньюман – считали скифов монголами; другие, подобно Меленхофу, Томашеку, Ростовцеву, развивали теорию иранского происхождения скифов; в то же время ряд русских исследователей – Григорьев, Забелин, Илаовайский – предполагают, что они должны были быть славянского происхождения[97].
Каждая из этих теорий должна иметь в себе по крайней мере зерно истины, поскольку представляется вероятным, что во многих случаях под именем «скифы» подразумевались племена различного этнического происхождения.
Правящая скифская орда была, возможно, иранского происхождения; некоторые второстепенные орды могли состоять из угров и монголов; и таким же образом не исключено, что другие группы, известные под именем скифов – как, например, скифы‑пахари – были протославянского происхождения.
Имена скифских царей, цитированные Геродотом и некоторыми другими писателями очевидно иранского происхождения. Следует принять также во внимание, что персы называли скифов «саками». Более точно, саки представляли собою ветвь скифов, которая осталась в Туркестане даже после миграции других орд в черноморские степи. А туркестанские саки были без сомнения иранцами.
В течение первой части седьмого века до н.э. скифы сломили сопротивление киммерийцев и распространили свое владычество от Волги до Днестра. В конце столетия скифское государство в степях приняло определенные очертания.
Их царство было одним из серии кочевых империй, которые сменяли друг друга в евразийских степях, скифская империя не являлась централизованным государством. Авторитет царя главной орды признавался предводителями более мелких орд, но царь не был абсолютным правителем.
Скифское государство было скорее конфедерацией сильных кочевых родов. Как социально, так и по легальному статусу оно соответствовало государству, базировавшемуся на родовом законе.
Кавалерия была главным оружием скифской военной организации. Скифские всадники, как позднее сарматские, использовали седло, которое давало им очевидное преимущество над западной кавалерией, поскольку ни греки, ни римляне не использовали седел. Не ясно, имели ли скифы шпоры.
На вазе, найденной в кургане Чергомлык, имеется картинка оседланного коня, а ремень, свисающий с подпруги, выглядит как кожаная шпора. В скифских могилах не было обнаружено, однако, никаких железных шпор. Между прочим, что касается западных народов, лишь после прихода аваров в шестом веке н.э. шпоры стали использоваться франкской кавалерией[98].
Лук был самым опасным оружием скифских всадников. Короткий (около 2,5 фута), с двойным искривлением скифский лук, был хорошо приспособлен для стрельбы с коня[99]. Стрелы изготовлялись из дерева или тростника; наконечники стрел были бронзовыми, хотя иногда в курганах обнаруживаются каменные, костяные и железные наконечники.
Дальность полета стрел составляла около 400 футов. Колчан для стрел или gorytus, как его называли греки, делался из дерева или кожи, и обычно богато украшался. Колчан скифского предводителя покрывался золотыми или серебряными пластинками и крашенными – врезным путем и барельефом – рисунками, представлявшими военные сцены.
В дополнение к луку скифский воин использовал также бронзовый или железный меч и кинжал. Типичная скифская тактика состояла в атаке врага в различных местах одновременно маленькими кавалерийскими отрядами. После первого столкновения скифские всадники бежали, с тем чтобы завлечь армию врага на свою территорию, где было легко его окружить и уничтожить.
Неудачная кампания персидского царя Дария, описанная Геродотом, может рассматриваться как классический пример скифской военной тактики[100].
Скифская империя социологически может быть описана как власть кочевой орды над соседними земледельческими племенами. Хазарское государство (VII ‑X вв. н.э.), как и монгольская Золотая Орда (XIII – XV вв. н.э.), были устроены по одному образцу. Скифы основной орды являлись типичными кочевниками. Разведение лошадей было фундаментом их образа жизни. Они жили в кибитках на колесах.
Такая подвижная телега имела четыре или шесть колес и приводилась в движение двумя или тремя парами быков. Вареное мясо и кобылье молоко составляли основу их рациона питания. Одежда состояла из кожуха, кафтана и брюк. Большое внимание уделялось кожаному и украшенному орнаментированными металлическими пластинками поясу.
Женщины носили просторное платье (сарафан) и высокий головной убор (кокошник).
В то время как большинство скифов были скотоводами и кочевниками, местные племена под их контролем занимались в основном земледелием. Известно, что зерно экспортировалось из Скифии в Грецию в больших количествах. Одежда сельскохозяйственных народов была, возможно, того же типа, что и у скифов.
Что же касается религиозных верований скифов, то они представляли смесь иранских и алародианских культов. Высший мужской бог скифов соответствует персидскому Ахуромазде; он обычно изображался на коне. С другой стороны объектом почитания было женское божество – Великая Богиня или Мать Богов.
Геродот также упоминает скифский культ меча.
Основная орда была известна как царские скифы. Геродот говорит, что это были лучшие и сильнейшие и что они рассматривали других как своих рабов[101]. Царские скифы жили «на другой стороне» (т. е. на восток) от реки Герхос, распространившись на восток до Азова и на юг до Тавриды[102].
Согласно предположению Ф.К. Брюна[103], которое весьма вероятно, река Герхос может быть опознана как Конка или Конская, основной рукав которой вливается в Днепр с востока напротив Никополя, в то время как множество других нитей идут параллельно Днепру по его восточному берегу вплоть до устья Ингульца.
Итак, мы можем сказать, что основная территория царских скифов находилась в Северной Таврии[104]. Важно, что там было обнаружено большое количество богатых курганов.
Однако царские скифы должны были также контролировать правый берег Днепра, поскольку несколько богатых курганов также расположены между Днепром и Бугом.
Вблизи от царских скифов и берега моря скиталась другая орда, названная Геродотом скифами‑кочевниками[105]. Их место жительства находилось между устьем Ингульца и Перекопским перешейком. Согласно историку, они не сеяли и не пахали.
К западу от них, между реками Ингулец и Ингул жили скифы‑георгои (земледельцы), которых греки называли борисфенитами[106] от имени реки Борисфен, под которым тогда был известен Днепр.
Часть их смешалась с греческими поселенцами и была известна как «полугреки» (Mixhellenes)[107] к западу от скифов‑земледельцев, в нижнем регионе Буга были места пребывания каллиппидов, которых Геродот называет греко‑скифами. К северу от каллиппидов в северной части бассейна Буга жили алазоны[108].
По указанию Геродота, образ жизни каллиппидов и алазонов был схож со скифами, за исключением того, что они сеяли злаки и ели хлеб, а также лук, чеснок, чечевицу и просо.
К западу от каллиппидов на нижнем Днестре находились места обитания тиритов. К западу от них на нижнем Дунае жили геты, а агатирсы в Трансильвании.
Как геты, так и агатирсы должны были принадлежать к фракийской этнической группе.
К югу от территории царских скифов, в горах Тавриды жили тавры, воинственные люди, склонные к разбою. Мэоты были ближайшими соседями царских скифов на юго‑востоке. Их имя связано с «озером Мэотис» (Азовское море).
Они контролировали степи между нижним Доном и Нижней Волгой, равно как и восточные берега Азовского моря и регион Кубани на Северном Кавказе. Мэоты рассматриваются как остатки местных племен, которые выжили в течение киммерийского и скифского периодов.
Они представляли собою социальную организацию, поскольку женщины обладали решающей ролью в родовой жизни. Это было общество матриархата. Именно мэотийский матриархат дал основание легенде об амазонках, широко распространенной среди греков и записанной Геродотом[109].
Среди мэотийских племен здесь могут быть упомянуты синды и савроматы. Первые жили в Азово‑кубанском ареале, а вторые – на нижнем Дону и нижнем Донце.
Скифское владычество обеспечило мир для Западной Евразии в течение трех столетий. Скифский мир имел колоссальное значение в поддержании торговли и благосостояния не только самих скифов, но также и других племен, контролируемых ими. Именно греки воспользовались в наибольшей степени благоприятными торговыми условиями.
Среди греческих городов, возникших как грибы на северном побережье Черного моря, наиболее ведущими были следующие: Ольвия в устье Буга; Херсонес (Херсон)[110] в Крыму близ современного Севастополя; Пантикапей, современная Керчь, на Киммерийском Боспоре (Керченский пролив).
Греки покупали рабов, скот, шкуры, меха, рыбу, лес, воск и мед в Скифии; в обмен они продавали текстиль, вино, оливковое масло и различные предметы искусства и роскоши. Устья больших рек, подобных Днестру, Бугу, Днепру и Дону, использовались греками как их торговые базы, с которых они посылали в глубь территории караваны.
Еще не известно, как далеко на север решались путешествовать греческие купцы. В любом случае, им было известно лишь нижнее течение Днепра; Геродот ничего не говорит о днепровских порогах. Речные пути по Дону и Волге были очевидно лучше изучены греками.
Геродот упоминает город Гелон, находящийся в глубине суши по направлению на северо‑восток. Он, возможно, был расположен на нижнем Дону или на реке Донец.
Судя по тому факту, что в регионе Камы были найдены предметы, произведенные в Ольвии, мы можем предположить существование живых коммерческих отношений между регионом Урала и Ольвией.
Очевидно, товары из Ольвии транспортировались по земле на нижний Дон, затем переправлялись вверх по течению к точке, где Дон ближе всего подходит к Волге; оттуда они перетаскивались волоком и сплавлялись далее по рекам Волге и Каме. Можно добавить, что речной путь Дон‑Волга был также важен для кавказско‑уральской торговли. Греческий город Танаис в устье Дона был важным пунктом по транспортировке товаров, идущих морем с Кавказа через Керченский пролив к речным судам для переправки на север.
История древней Руси. Оглавление.
Источник: http://www.protown.ru/information/hide/6659.html
Читать
Михаил Артамонов
Киммерийцы и скифы. От появления на исторической арене до конца IV века до н. э
Происхождение скифов
Древнейшим известным по имени народом на территории СССР был киммерийский. Сведения о нем сохранились не только в «Истории» Геродота, написанной в третьей четверти V века до н. э., но и в современных с этим народом ассирийских клинописях.
В отличие от Геродота, сообщающего дошедшие до него предания, в клинописях говорится о весьма важных для Ассирии событиях, в которых этот народ принимал непосредственное участие. Согласно сведениям, содержащимся в ассирийских источниках, киммерийцы появились в 20‐х годах VIII века до н. э.
на северо-западной границе с Ванским царством (Урарту), а в дальнейшем занимали северо-восточную часть Малой Азии – Каппадокию. До своего вторжения в Азию они, по Геродоту, жили в Северном Причерноморье, откуда были изгнаны другим древним народом этой страны – скифами.
Этим последним Геродот посвящает четвертую книгу своего сочинения, описывая их страну, нравы и обычаи, а также другие народы, окружавшие населенную скифами землю.
Сведения о скифах содержатся в трудах других античных авторов, не только пересказывавших Геродота, но сообщавших дополнительные данные, относящиеся к последующему, послегеродотовскому времени. Наибольшее значение среди них принадлежит «Географии» Страбона, написанной в I веке до н. э.
Со второй половины XIX века источником сведений о древних народах нашей страны выступают археологические памятники. По мере их накопления и изучения открываются все новые и новые данные, касающиеся скифов и их окружения.
Хотя многое в истории скифов остается еще не выясненным, основные линии развития этого народа прослеживаются со значительной долей достоверности.
Археологические данные не только конкретизируют и уточняют сведения древних авторов, но и дают ответы на ряд вопросов, вовсе не освещенных в древней письменности.
Важную роль в разработке истории скифов играет лингвистика. Именно этой наукой установлено, что они принадлежали к иранской языковой семье. Далее оказалось, что ирано- язычными были не только скифы, но и их восточные соседи савроматы и следующие за ними на востоке среднеазиатские саки, с чем связана отмеченная археологией близость их культур.
Вместе с тем обнаружилось, что однородные археологические памятники распространены не только на территории известных по сообщениям древних авторов ираноязычных народов, но простираются далеко на восток на области, совсем неизвестные средиземноморскому античному миру.
Сходные с северочерноморскими и среднеазиатскими археологические памятники открыты в Центральном и Восточном Казахстане, на Алтае, в Саянах, в Минусинской котловине и даже в Центральной Азии вплоть до Северного Китая, в Ордосе.
О том, что это сходство не случайное или конвергентное, а того же порядка, что между Северным Причерноморьем, Поволжьем и Средней Азией, то есть обусловленное этническим родством населения этих областей, свидетельствуют сообщения, содержащиеся в древнекитайских исторических сочинениях.
Китайцам был известен центральноазиатский народ юэчжи, являвшийся частью народа сэ, то есть саков. Таким образом, оказывается, что саки жили не только в Средней Азии, а и дальше на восток за Тянь-Шанем в степях, в пустынях Северо-Западного Китая – в Джунгарии и Западной Монголии, а временами доходили до Северного Китая – Ордоса.
Из этого вытекает, что и в других областях распространения культуры, получившей в археологии название скифской или скифо-сибирской, о населении которых нет письменных данных, обитали родственные сакам и скифам ираноязычные народы. Это подтверждается топонимикой – наукой, изучающей географические названия. В Южной Сибири такого рода названия встречаются вплоть до Енисея.
Столь широкое распространение ираноязычного населения от Дуная, составлявшего, по Геродоту, западную границу заселенной скифами страны – Скифии, до Енисея на востоке, по всей полосе степного, лесостепного, а также горного ландшафтов Евразии относится еще к эпохе бронзы, когда по всей этой территории выступают сходные андроновско-срубные археологические культуры, со времени которых и начинается продолжительный иранский период истории, охвативший в дальнейшем, кроме Южной Евразии, значительные части Передней Азии, Пакистана и Индии. Историческое значение этого периода огромно; в течение его сформировался ряд современных народов с восходящими к нему традициями, определяющими их национальные особенности. Культурные элементы этого периода вошли в национальное достояние и многих других народов, относящихся к иным, неираноязычным лингвистическим семьям, как проживающим на территории, ранее населенной иранцами, так и по соседству с ней, но формировавшимся под иранским влиянием.
В археологии южной половины Восточной Европы различаются три периода эпохи бронзы: ранний, средний и поздний, которые по господствующей в каждом из них культуре иначе называются ямным, или древнеямным, катакомбным и срубным.
Не знакомясь с каждым из них детально, отметим, что, хотя в культурном развитии интересующей нас части Европы каждый из этих периодов был более прогрессивным сравнительно с предшествующим, чередование характерных для них культур было связано с катаклизмами, со сменой представляющего эти культуры населения.
На большей части южной половины Восточной Европы древнеямная культура вынуждена была уступить свое место катакомбной, не связанной с ней своим происхождением, возникшей где‐то на стороне, с другими традициями и с иным физическим типом населения. Свое название катакомбная культура получила по характерным для нее могилам в виде подземной камеры.
Она занимала степную и частично лесостепную полосы Северного Причерноморья от Днестра до Волги.
Население предшествующей ей древнеямной культуры в процессе своего дальнейшего развития создало срубную культуру и в свою очередь обратилось против катакомбного населения, к концу эпохи бронзы оно не только возвратило ранее принадлежавшую ему территорию, но и распространилось далеко за ее пределы. Одновременно со срубной культурой в лесостепном пограничье между Европой и Азией сформировалась сходная с ней во многих отношениях андроновская культура, экспансия которой направилась на восток – в Южную Сибирь и в Среднюю Азию.
Население всех этих культур по языковой принадлежности было индоевропейским, причем в части срубно-андроновской имеются основания относить его к индоиранской семье.
В Азии андроновцы выступают, по‐видимому, не первыми представителями индоевропейцев, так как еще до них в нее проникла группа населения с языками тохарского типа, известная по тохарскому языку в Китайском Туркестане и, возможно, по современным с катакомбной культурой Северного Причерноморья поздним фазам афанасьевской культуры Минусинского края.
Однако более или менее сплошное заселение индоевропейцами Южной Сибири до Енисея и Средней Азии связывается с распространением разных вариантов андроновской культуры.
Овладевая просторами Средней Азии и смешиваясь с аборигенами, население с позднейшими вариантами андроновской культуры, преодолев встреченную на пути естественную горную преграду, расселилось по современному Ирану, Афганистану и северной части Пакистана и Индии, после чего только в двух последних из этих стран возникли отличные от иранских индусские языки. В письменных данных древнее ираноязычное население современного Ирана выступает под именами мидян и персов.
Ираноязычные имена в ассирийских письменных источниках появляются в XI – X веках до н. э. и связываются с областями Западного Ирана, находившимися в сфере политической активности Ассирийского царства. Что в это время происходило дальше на восток – в Центральном и Восточном Иране, – в этих источниках не отражено.
Тем не менее некоторые современные историки, основываясь на данных ассирийской письменности, полагают, что ираноязычное население сначала проникло в Западный Иран. Они ведут его туда из степей Восточной Европы через Кавказ, хотя никаких следов движения иранцев этим путем в Азию археологическими памятниками не засвидетельствовано.
Вероятнее полагать, что ираноязычное население явилось в области, пограничные с Ассирией, не с севера, а с востока, из Средней Азии.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=266445&p=1
Ученые рассказали о происхождении киммерийцев, скифов и сарматов
Фото из открытых источников
Представители международного коллектива ученых, образованного археологами и генетиками из шести стран, рассказали о происхождении сарматов, скифов и киммерийцев. Материал, посвященный предкам славян, появился на страницах научного издания Science Advances.
Сарматы и часть скифов, по словам ученых из Стокгольмского университета, были генетически близки к народам, которые сейчас живут на территории Северного Кавказа. У киммерийцев и сарматов, при этом, были общие предки. Однако говорить о том, что какая-то из трех групп была прямым предшественником другой, нельзя.
«Примерно четыре — три с половиной тысячи лет назад в Понтийско-Каспийской степи появилась т.н. срубная культурно-историческая общность. Люди, которых мы относим к ней, жили в компактных поселениях, которые были распространены от Днепра до Урала.
Примерно три тысячи лет назад на западной стороне степи стали появляться кочевники, среди которых были и киммерийцы.
2700 лет назад последних вытеснили скифы, которые сохраняли лидерство в степи на протяжении нескольких веков», — говорит Андерс Гетерстром, ведущий автор исследования.
Кочевники, как решили ученые по итогам исследования, не были прямыми потомками людей, которых относят к срубной культурной общности, однако у них были общие предки.
Интернет и СМИ
Главное за сутки Мигрантов запретили брать на работу в Якутии Глава Якутии Айсен Николаев в среду подписал указ, который расширил список отраслей, куда нельзя принимать на работу мигрантов; документ опубликован на сайте правительства республики.
Среди видов экономической деятельности, к которым… В Украине создано электромагнитное оружие Новое оружие способно вывести из строя любую технику или объекты инфраструктуры, которые оснащены электронными системами.
Сообщается, что предприятия оборонного комплекса разработали и освоили производство электромагнитного оружия, предназначенного для поражения различных… Сотрудники роддома в Башкирии рассказали о своих зарплатах После скандала в Башкирии, где медики одного из родильных домов отреагировали на статистику о своих зарплатах смехом, общественность обратила пристальное внимание на заработную плату в сфере здравоохранения. Корреспонденты издания ufa1.ru…
Читайте также В центре Млечного Пути обнаружили гигантские «мосты» «Мосты», по которым энергия и вещество переносятся из центра Галактики к пузырям Ферми, обнаружила международная группа исследователей, изучавшая данные, полученные при помощи орбитальной рентгеновской обсерватории XMM-Newton. Природа таинственных структур, обнаруженных… Ученые: Психологические травмы меняют структуру мозга ребенка Депрессивные расстройства, развивающиеся во взрослом возрасте, часто обусловлены психологическими травмами, полученными в детстве. Детские психотравмы, как удалось выяснить ученым из Германии, могут быть причиной структурных изменений, фиксируемых в головном мозге.…
Фото
Опрос
Анекдот дня
Тупым американцам не понять, что человек по фамилии Мюллер в принципе не сможет раскрыть нашего агента!
Еще »
Источник: https://planet-today.ru/novosti/nauka/item/93338-uchenye-rasskazali-o-proiskhozhdenii-kimmerijtsev-skifov-i-sarmatov
Киммерийцы и скифы
Начало:
«Русско-арийское» ИГО в древнем Междуречье. https://cont.ws/@id275979478/7…
Скифо-арийское нашествие в предгория Загроса из Средней Азии. https://cont.ws/@id275979478/7…
Урарту, Манна, Мидия, Ассирия. https://cont.ws/@id275979478/7…
Освоенная ассирийцами западная окраина будущей Мидии к 700 г.
в значительной степени лишилась своего коренного населения и была заселена пленными переселенцами – из Сирии, Палестины, Вавилонии и других стран.
Языком взаимного понимания был для них, вероятно,как и в других частях Ассирийской державы, арамейский – язык Сирии и Северной Месопотамии. Впоследствии эта территория называлась Сиромидией.
На рубеже VIII и VII вв. до н. э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена конников – киммерийцев, треров и скифов, проникавшие из Причерноморья в западную Азию.
В «Одиссее» герои попадают по дороге с мифического острова Эи в столь же мифическую страну северного мрака, «у пределов глубокотекущего Океана»: «Там народ (dēmos) и полис (polis) мужей киммерийских (? – или «зимних»), окутанные мглою и тучами, и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним лучами». Здесь находился, по поэме, вход в царство мертвых.
Нет никаких реальных данных о том, чтобы киммерийцы когда-либо составляли всю основную массу населения Северного Причерноморья. Более поздние авторы называют город Киммерик, или Киммериду (на Тамани и в Крыму), гору Киммерий и т. п. (Strabo , XI, 1, 5; «Перпегесис» анонима (Скимна Хиосского)).
Не исключена, конечно, возможность, что и на Крымском полуострове имелись, наряду с основной частью местного населения – таврами, – также и киммерийцы. Однако греки во время своей колонизации Крыма их там уже не застали.
Вот основные указания, которые дает Страбон:«. . . во времена Гомера или немного раньше его, как говорят, произошло вторжение киммерийцев до Эолиды и Ионии» (Strabо, III, 2,12).
Эолида – северная, Иония – центральная часть малоазийского побережья Эгейского моря.
Геродот (I, 103; IV, 11 и сл.
) знает традицию о том, что киммерийцы ранее жили у так называемого Киммерийского Боспора (Керченского пролива), были оттуда будто бы вытеснены скифами и ушли в Переднюю Азию; однако, сообщая эту легенду, Геродот тут же приводит противоречащую ей, но, как мы увидим, совершенно правильную традицию о том, что скифы шли (якобы «преследуя» киммерийцев) другим путем, нежели последние: киммерийцы двигались по Черноморскому побережью, а скифы – по Каспийскому.
Если не считать сомнительного упоминания киммерийцев в «хеттской» иероглифической надписи из Каркемиша середины VIII в. до н. э., древнейшие сведения о киммерийцах дают нам донесения ассирийских шпионов из Урарту, относящиеся к периоду 722–715 гг. до н. э.
Они сообщают о тяжелом поражении, нанесенном Русе I урартскому во время его похода в страну Гамирра, которая, согласно разъяснению агентов, отделена от Урарту областью (nagiu) Гурианиа (урартск.
Куриани), локализуемой на северо-западных границах распространения урартского влияния.
Возможно, что в битве с киммерийцами погиб в 705 г, до н. э. ассирийский царь Саргон II. В 679/78 г. до н. э.
, по данным вавилонской хроники, киммерийцы вторглись в Ассирию, но их «царь» Теушпа был разбит ассирийским царем Асархаддоном, повидимому, в Малой Азии.
Царь Асархад-дон. С ассирийского рельефа. VII в. до н. э.
Но в том же году мы встречаем киммерийцев в качестве наемных войск в Ассирии.
Около 676–674 гг., согласно античным данным, раскрытым с помощью урартских источников, киммерийцы разгромили расположенное в центре Малой Азии государство Фригию (как выясняется, при участии урартов).
Киммерийцы совершали набеги на Малую Азию (Фригию, Пафлагонию, Вифинию, Мисию, Лидию, Эолиду, Ионию) еще во времена Гомера (не позже VIII в. до н. э.). Они приняли, по-видимому, участие в разгроме Фригийского царства, последний царь которого, Мидас, умер около 676–674 гг. до н. э.
Они взяли Сарды впервые при Гиге, около 654 г. Тогда же, видимо, был ими взят и Эфес. Сарды – столица западно-малоазийской страны Лидии. «… Лигдамис, руководя своими воинами (имеются в виду киммерийцы.
), дошел до Лидии и Ионии и взял Сарды, но погиб в Киликии» (I, 3, 21).
Союз между Русой II, царем Урарту, еще какими-то правителями и киммерийцами продержался некоторое время и позже этих событий и вызывал беспокойство в Ассирии, где опасались нападения «с того места, где они (т. е. урарты и киммерийцы) находятся», на приобретенную в 673 г. в Сасунских горах (в западной части Армянского Тавра) область Шубрию.
Около 660 г. Лидия на западе Малой Азии и Табал на ее юго-востоке прибегают к помощи ассирийцев против киммерийской угрозы; около 654 г. Гуггу (Гиг), царь Лидии, пал в битве с киммерийцами.
Первоначальной базой киммерийцев в Азии являлась, по-видимому, восточная Малая Азия, а затем уже они продвинулись в северо-западные ее части; в течение некоторого времени киммерийцы, по-видимому, вообще господствовали в Малой Азии. Лишь после их падения, произошедшего вскоре после 645 г. до н. э., господство в Малой Азии перешло к Лидии.
У нас нет никакой гарантии, что под названием «киммерийцев» в ассиро-вавилонских текстах не скрываются иной раз треры или скифы, обозначенные именем, более знакомым ассирийцам или вавилонянам, подобно тому как персы всех кочевников называли знакомым им термином «саки», а греки – термином «скифы». Хотя скифы появились в Азии, как полагают, приблизительно одним или двумя поколениями позже киммерийцев, все же тех и других мы можем рассматривать как современников. Следует учитывать то, что киммерийцы, имея в виду конкретное кочевое племя, рано исчезнув и рассосавшись среди азиатских народов, оставили своим внезапным появлением и роковыми последствиями его сильное впечатление в народной памяти; древние грузины называли gmiri богатырей сказочной древности; такое же положение, возможно, было и у некоторых скифских племен, поэтому-то скифы показывали Геродоту курганы «киммерийских царей» на Днепре.
Киммерийцы(?). Рисунок с «понтинской» (этрусской) вазы середины VI в. до н. э.
Киммерийцы (?). Изображение с ионийского саркофага на Клазомен. Середина VI в. до н. э. или несколько ранее.
О киммерийской оккупации Вифинии (между Пафлагонией и Мисией) сообщал Арриан [FGH, II, А, 156, fragm., 60 (37)=Eu s t a t h. Dion. Per., 322; ср. также: fragm. 76 (47)], причем, по его словам, киммерийцы ушли с проникновением сюда с Балкан фрако- фригийских племен финов и вифинов, что в свою очередь, быть может, стоит в связи с нашествием треров.
Очень важным для решения вопроса о том, отличались ли этнически киммерийцы от скифов, был бы вопрос о их языке, так как о языке сако-скифов мы имеем довольно ясное представление. К сожалению, для суждения о языке киммерийцев единственным источником являются три сохранившихся имени:
Теušрâ, Tugdammī (греч. Lugdamis) и Sanda-kšatru (Санда-кшатрий?) (что может, однако, быть прочтено также и Sandakkurru).
Если бы можно было признать вероятной гипотезу, отождествляющую имя Теушпы с именем Теиспа-Чишпиша, предка Кира Персидского (а академик В. В. Струве на этом основании даже вообще считает «киммерийцев» ассирийских источников предками персов), то был бы доказан иранский характер киммерийцев.
Наиболее вероятным кажется объяснение имени Teušpā (в ассирийской передаче) как Tav-āspa от скифского tava— – «мощь» и aspa— – «конь», т. с. «мощноконный».
Элемент —kšatr— настолько специфичен, что определение его может считаться бесспорным: это иранское слово χšаϑrа— – «власть», «участь», «удел», «надел», «область», столь часто встречающийся во всех иранских языках и, в частности, в собственных именах и некогда не встречающийся в других ветвях индоевропейской семьи, а тем более – в неиндоевропейских языках.
Сложнее обстоит дело с первым элементом – Sanda-. Следует учесть, что данный элемент весьма распространен в малоазийских именах.
В частности, примерно в той же местности, где ассирийский царь Ашшурбанапал имел дело с Tugdammī и его сыном Sandakšatru, этот же царь имел дело также с киликийским царем Sandašarmē, а отец Ашшурбанапала, Асархаддон, полонил киликийского царя Sandu-arri.
В малоазийских именах элемент Sand-, Sanda— вполне ясен: данные имена являются теофорными и включают имя малоазийского бога Сан-дона, который пользовался поклонением в Киликии и других частях Малой Азии как много раньше, так и много позже рассматриваемого времени.
Имея в виду, что в древности господствовало воззрение, согласно которому каждый бог покровительствует своей общине и своей местности и что на чужбине необходимо поклоняться и жертвовать местным богам, нет ничего невероятного в том, что киммерийцы, поселившись в Малой Азии, стали поклоняться малоазийским богам. Поэтому имя
Sandakšatru или, лучше, Sandaχšаϑrа можно объяснить как «власть бога Сандона» – имя, полностью параллельное таким именам, как
Arta-χšaça
Источник: https://cont.ws/post/738303
Киммерийцы и скифы
В конце VIII в. на Кавказе происходят значительные перемены. Как уже говорилось, урарты оказываются в это время перед лицом нового врага. Племена киммерийцев, а затем и скифов, населявшие степи Восточной Европы, вторгаются в Закавказье, наносят тяжелые удары Урарту и проникают в Переднюю Азию.
Развитие кочевого хозяйства в степях Восточной Европы и Средней Азии
В начале 1 тысячелетия до н. э. в связи с развитием земледель ческого и скотоводческого хозяйства (в частности, в связи с дальнейшим развитием коневодства) на большой территории от Черного моря до степей Средней Азии ускоряется процесс разделения племен на земледельцев и кочевников-скотоводов.
В то время как в приречных низменностях (например, в Приднепровье) продолжает развиваться мотыжное земледелие, дающее уже значительное количество продукта, в степных районах с целью расширения возможности пастьбы скота и увеличения стада население постепенно переходит от оседлого к кочевому скотоводству.
Возможность перехода на кочевое скотоводство обеспечивалась не только большей подвижностью племен, которую создало приручение лошади и изобретение кибитки-юрты на колесах, но и ростом межплеменного обмена, что позволяло удовлетворять некоторые нужды кочевников за счет продуктов, создаваемых земледельцами.
В то же время подвижные и воинственные племена кочевников могли обеспечивать свои нужды — в той мере, в какой они не покрывались собственным кочевым хозяйством,— и путем набегов на земледельческие области, а иногда даже путем установления более постоянной зависимости этих областей.
Заманчивым объектом для набегов кочевников являлись, конечно, области древних цивилизаций, откуда издавна в степи Северного Причерноморья доходили различные культурные изобретения. Отдельные группы кочевников, сдвинутые, как полагают, со своих мест перемещениями каких-то племен, проникают через Кавказский хребет и устремляются к странам Передней Азии.
Киммерийцы в Передней Азии.
Первое такое крупное нашествие из известных в истории совершили киммерийцы. Впоследствии греческие авторы называли киммерийцами вообще всех жителей Северного Причерноморья. Это были, по всей вероятности, племена, родственные иранским, а возможно, .и фракийским племенам, жившим и впоследствии по берегам Черного моря. Конечно, не все население Причерноморья двинулось на юг через Кавказ.
Киммерийцами древневосточные памятники называют лишь одно сильное племя или племенной союз, обитавший первоначально, повидимому, в Прикубанье и Крыму. Греческие источники говорят, что киммерийцы якобы были согнаны со своих мест скифами, которых в свою очередь вытеснили из Закавказья племена массагетов или исседонов.
Возможно, что киммерийцы двинулись на юг вдоль Кавказского побережья Черного моря, хотя некоторые исследователи считают более вероятным их продвижение через перевалы. Движение этих племен началось в V111 в. до н. э. В 30-х годах VIII в. мы застаем их в Западном Закавказье или в восточной части Малой Азии.
Киммерийское войско, состоявшее сплошь из конницы, обладавшее большой подвижностью, владело незнакомой дотоле народам древнего Востока массовой коннострелковой тактикой. Оно представляло серьезную угрозу для древневосточных рабовладельческих государств. Подвергая полнейшему разграблению захваченную территорию, киммерийское войско внушало ужас жителям соседних стран.
Длительные успехи небольшой группы кочевников, проникших в Переднюю Азию, можно объяснить только предположив, что к ним присоединялись некоторые полукочевые скотоводческие племена и ранее уже обитавшие в Закавказье и Малой Азии на периферии больших государств.
Кроме того, к ним, вероятно, примыкали также земледельцы и рабы, которые бегством из своей страны спасались от эксплуатации; таких беглецов было немало в эти времена в державах Востока.
В 20-х годах VIII в. до н. э. поражение от киммерийцев потерпел Руса I, царь Урарту. Урартское государство киммерийцы не смогли разрушить, но им удалось стать хозяевами восточной части Малой Азии.
Есть предположение, что именно в битве с ними погиб в 705 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II. Около 679 г. киммерийцы попытались проникнуть на ассирийскую территорию, но были отбиты. Часть киммерийцев в это время появилась и на территории нынешнего Южного Азербайджана, где приняла участие в восстании мидян против Ассирии.
Однако возможно, что в данном случае восточные источники под общим названием киммерийцев понимают скифов, о проникновении которых в Мидию в начале VII в. до н. э. точно известно.
В начале 70-х годов VII в. вожди основных племен киммерийцев вступили в соглашение с Ассирией и Урарту. В ассирийских памятниках встречается упоминание «начальника киммерийского (очевидно, наемного) полка».
Есть основания предполагать, что киммерийцы выступали и вместе с Урарту в качестве союзников или наемников.
Наиболее тяжело пострадала от киммерийцев Фригия. В первой четверти VII в. до н. э это государство было разрушено, невидимому, совместными действиями Урарту и киммерийцев. Центральная часть Малой Азии стала добычей кимморийских племен. В течение первой половины VII в.
почти все области Малой Азии подвергаются разрушительным набегам киммерийцев, которые нападают и на столицу Лидии — Сарды и на греческие города побережья Эгейского моря. Угроза для Лидии стала еще более серьезной в связи с тем, что киммерийцы, повидимому, соединились с трерами — скотоводческим фракийским племенем, проникшим с Балкан в Малую Азию через Босфор и Дарданеллы.
Треры были поддержаны также горным народом — ликийцами, жившими на юго-западе Малой Азии и сохранившими многие древние порядки, в том числе сильные пережитки матриархата. Повидимому, только после того, как Лидия дважды получила помощь от Ассирии, а киммерийцы были ослаблены столкновениями со скифами, лидийпы одержали победу. Мощь киммерийцев была сломлена.
Остатки киммерийцев осели в северовосточной части Малой Азии, где постепенно слились с местным населением.
Скифы в Передней Азии
Через 50—60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгается другое кочевое ираноязычное племя или группа племен — скифы.
Первоначально это название принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на ее западный берег и на Северный Кавказ. Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана.
Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.
Восточные памятники называют вождей скифов «парями» и их область — «царством».
Вероятно, оно было расположено в низменной части междуречья Куры и Аракса, хотя некоторые исследователи склонны считать, что это царство находилось на территории Маны, в районе Урмийского озера.
Скифы столкнулись с ассирийпами впервые в 70-х годах VII в. до н. э.; в борьбе с ассирийпами погиб скифский вождь Ишпакай. Затем около 673 Р.
скифы поддержали восстание мидян против ассирийской власти, но в конце кондов вождь скифов Партатуа заключил союз с ассирийским царем Аеархаддоном, который, невидимому, выдал за него замуж свою дочь. G этих пор скифы умело используются ассирийцами против своих врагов. В 50-х годах VII в.
Мадий, сын Партатуи, возглавил поход скифов в Малую Азию — по всей вероятности, с ведома Ассирии, которую просил тогда о помощи против киммерийцев парь Лидии Ардис. Киммерийцы в это время представляли серьезную угрозу и для ассирийских границ,—-это ясно видели в Ассирии. Столкновение друг с другом двух групп кочевников привело к разгрому киммерийцев.
Зато скифы выросли в большую политическую силу, с которой древневосточные цари не смогли справиться. Так, Мадий добился подчинения скифам новообразованного Мидийского царства в Северном Иране и Южном Азербайджане. Правда, это подчинение было, вероятно, более или менее формальным; скифы ограничивались лишь получением определенного выкупа от Мидии.
Возможно также, что этот конфликт скифов с Мидией был спровоцирован ассирийцами, желавшими ослабить Мидию как своего опасного соседа.
После смерти ассирийского царя Ашшурбанапала около 633г. дон. э., когда Ассирия была охвачена внутренними смутами, скифы, повидимому, вторглись на контролировавшиеся Ассирией территории, в частности в Сирию и Палестину.
Во время своих походов скифы доходили тогда до границ Египта.
Значительной силой скифы оставались в Передней Азии во времена падения Ассирийской и Урартской держав, но из-за скудости источников нам не ясна их роль в событиях, развернувшихся в конце VII в. Во всяком случае в то время скифы уже потеряли влияние в Мидии.
Судя по древнееврейским данным, Скифское царство еще существовало в конце 90-х годов VI в. до н. э. После этого времени источники о нем уже не упоминают.
Основная часть скифов в это время, повидимому, постепенно уходила обратно на Северный Кавказ и проникала в Северное Причерноморье, населенное в то время родственными им частью кочевыми, частью земледельческими племенами различных наименований.
В науке эти племена также получили общее название «скифов»; так их впервые стали называть греки (начавшие около этого времени появляться на северных берегах Черного моря), повидимому, по имени уже известного им племени, вторгавшегося в Малую Азию.
Часть скифов, как и киммерийцы, однако, осталась в Закавказье, а может быть, также и в Малой Азии.
Археологические данные о раннем железном веке в Закавказье показывают наличие там значительных элементов скифской культуры.
Историческое значение скифского нашествия в Переднюю Азию
Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.
Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами — скифами, причем элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII—VI вв. до н.э., как сказано, можно отчетливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские. На Северном Кавказе памятники VIII—V вв. имеют в своем инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем скифская культура в это время сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в еще большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад. Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый «скифский звериный стиль»), распространившийся в последующий период в степной полосе от Черного моря до Монголии, имеет определенные связи с искусством горных племен Западного Ирана. Влияние древнего Востока, преломленное сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей.
С другой стороны, скифское нашествие оказало определенное влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранеными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С VII в. до н. э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.
Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших рабовладельческих держав — Мидийской и Персидской.
Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 1. (1956 г.)
Источник: http://interpretive.ru/termin/kimmeriicy-i-skify.html