Изобразительные искусства и архитектура

История.ру

Накануне мировой войны в изобразительных искусствах усилились глубоко упадочные явления.

В 1907 г. возник кубизм, подвергший формы реальной натуры геометрической схематизации, а затем и полному расчленению; в течение ближайших последующих лет появились футуризм в Италии, разные формы примитивизма, абстрактное искусство и т. д.

; все эти резко враждебные реальной жизни и живым человеческим чувствам, по существу антихудожественные течения отражали в себе неверие в человеческий разум и красоту природы, перераставшее в циническое и издевательское отрицание гуманистических ценностей.

Вначале все это воспринималось некоторыми художниками и критиками как вызов устоям буржуазного общества, но вскоре формалистические течения растеряли свое анархическое бунтарство и оказались лишь удобной формой ухода от трудных и сложных проблем общественной жизни.

Обратите внимание

Чисто буржуазный и глубоко реакционный смысл этого «современного движения», или «авангарда», по выражению его апологетов, раскрылся уже в годы мировой войны, когда новая мода заменила старое салонное искусство и томное эстетство «модерна».

Подробнее »

Эйфелева башня. Фотография.

В последней трети XIX в. разлад между новой строительной техникой и искусственными попытками поверхностной, эклектической стилизации архитектурных сооружений привели к упадку архитектуры как искусства во всех странах Европы и Америки.

Как правило, новые по своей строительной технике сооружения в течение долгого времени декорировались всевозможными подделками под старые архитектурные стили, замененными на короткий срок вычурной стилизацией «модерна».

Благодаря тесной, чисто коммерческой застройке городов, архитектура в значительной степени свелась к пышной и безвкусной обработке фасадов уродливых доходных домов.

Новый тип чисто инженерных архитектурных конструкций нашел свое выражение в Бруклинском мосте, построенном в Нью-Йорке отцом и сыном Реблингами, и в железной башне, сооруженной инженером А. Г. Эйфелем в Париже для всемирной выставки 1889 г.

Подробнее »

Демон. М.А. Врубель. 1890 г.

Реалистическому искусству XIX в. сопутствовали в конце этого столетия такие течения, сторонники которых для выражения жизненной правды искали новые художественные средства, способные обострить и углубить образный строй искусства.

У одних художников эти поиски действительно обогащали реалистическое искусство, у других приводили к неудачам и срывам, к отходу от жизненной правды в сторону самодовлеющей формы. Среди новых художественных открытий тех лет были и подлинные, и мнимые, и это расхождение впоследствии резко обострилось.

Подобного рода искания особенно ярко проявились в конце XIX — начале XX в. в искусстве Франции, где ход истории привел к трагическому разладу с действительностью, развившемуся в среде, враждебной буржуазным принципам и буржуазным художественным вкусам, но ищущей выход из исторических противоречий на путях пересмотра (нередко очень субъективного) старых традиций.

Подробнее »

У фабричных ворот. Офорт Кэте Кольвиц

Важно

Реалистические мастера этого времени всецело опирались в своем творчестве на прочные традиции своих предшественников, таких, как Гойя и Констебль, Домье или Э. Манэ, Александр Иванов, Федотов или Перов.

Но они решали теперь уже новые задачи своей эпохи и поэтому непрестанно обогащали реалистический метод новыми художественными открытиями.

Прогрессивно-демократические и революционные идеи прямо или косвенно пронизывали собой творчество многих выдающихся художников. Разные страны и народы находились тогда на различных исторических этапах, но общей для всех закономерностью стало то, что именно высший подъем реализма раскрывал наибольшее национальное своеобразие их искусства.

Подробнее »

Кризис буржуазной культуры, ясно определившийся к концу XIX в., нашел свое отражение и в изобразительных искусствах, породив вереницу художественных явлений, отмеченных печатью упадка и вырождения.

Но в то же самое время поднялась новая волна мощного реалистического искусства, нередко проникнутого открытой и острой критикой нравов и порядков собственнического буржуазного общества неизменно связанного с утверждением подлинно гуманистических и демократических идей.

В эту напряженную борьбу полярно противоположных художественных направлений так или иначе втягивались все разноречивые и подчас путаные, быстро сменявшие друг друга, промежуточные художественные течения.

Существенно изменилась в эти десятилетия роль различных национальных школ.

Резко возросло значение русского искусства; впервые приобрело мировое значение реалистическое искусство Соединенных Штатов Америки, ряда художников Скандинавских стран и Центральной и Восточной Европы — Чехии, Венгрии, Румынии, Польши; возродилось с новой силой в творчестве некоторых больших мастеров искусство Голландии и Бельгии, пребывавшее в состоянии упадка и застоя еще с конца XVII в.

Подробнее »

Источник: http://www.istoriia.ru/category/konec-xix-v-nachalo-xx-v/nauka-i-kultura/literatura-i-iskusstvo-v-1871-1917-gg/izobrazitelnye-iskusstva-i-arxitektura

Изобразительное искусство и архитектура

Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств.

Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей.

Для египетской

архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей.

Совет

Уже с самых ранних времен существования государственности, восходящей к IV тысячелетию до н. э.

, сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного

Ритуальный бег фараона, часть церемонии праздника хеб-сед. Рельеф из храма в

Абидосе

бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи.

Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов.

Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства.

Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и Ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бах-Ри).

Исходной формой для разработки классического типа пирамиды как усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож.

Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды.

Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 000 куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м).

После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со времени Среднего царства пирамиды строятся довольно редко.

Обратите внимание

Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, ве-

Осирис в виде царя. Рисунок из гробницы Нахт. Новое

Царство

ликолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами. Длина гробницы Сети I около 100 м.

Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы).

Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий. Их гигантские размеры, органичная вписанность в окружающую местность, продуманность композиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека.

Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма.

Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель —15 м в обхвате.

На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток.

Из других известных храмов можно назвать расположенных на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще ска-

Важно

лы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой.

Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма.

Первый зал соответствовал открытому храмовому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище.

Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец.

Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню бла­гоустройства не уступали прославленным храмам.

Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов.

Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция.

Совет

Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э.

сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица

фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика.

Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство дви­жения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период).

Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Обратите внимание

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы.

Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др.

Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальности являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.

Научные знания

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйств, строительства, военное дело, управление страной.

Гос­подство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний.

Читайте также:  История после середины 20 века

В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в замерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений.

Важно

Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила — с другой. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств.

К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды — Сириуса.

Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длин­ными, ночные—короткими, зимой наоборот).

Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры

которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов.

Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян.

Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики.

Совет

Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды.

Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. A.C.

Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.

По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой

врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов.

Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м).

Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни».

Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе.

«Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии.

Обратите внимание

Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что приводило к созданию своего рода исторических сочинений.

Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча).

Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии.

Тщательно обработан­ной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагается история его многочисленных походов.

Своего рода сводом научных достижений являются древнейшие энциклопедии — словники.

Собрания терминов, объясненных в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки.

Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменемопе, сын Аменемопе, он составил свой труд в конце Нового царства (наиболее полный список этого труда хранится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 715; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s60887t1.html

Общая характеристика изобразительного искусства и архитектуры России XVIII века

Подробности Категория: Искусство России XVIII века Опубликовано 10.02.2018 18:52 Просмотров: 1670

XVIII век для России – эпоха перемен, связанных с реформами Петра I. Эти реформы затронули практически все сферы жизни страны:

экономику, государственное устройство, военное дело, просвещение, общественную мысль, науку и культуру. Из «окна в Европу», которое прорубил Пётр Великий, в Россию буквально хлынули все достижения современности.

Русское искусство различными путями осваивало и перерабатывало западноевропейский опыт: за границей покупались готовые произведения искусства, создавались собственные произведения отечественными и иностранными специалистами, которые очень активно привлекались в то время в Россию.

Талантливых людей отправляли в Европу для обучения за государственный счёт. 

Особенности художественного творчества XVIII века

Новое время создавало и новую культуру, которая пришла на смену Средневековью. Менялось представление о красоте и формах её воплощения.В то же время нельзя забывать о том, что искусство петровского времени ещё не установилось окончательно, иностранное не фильтровалось, но и не имело преобладающего значения в русском искусстве.

Сама жизнь расставляла всё на свои места, и в русской культуре оставалось только то, что приживалось на русской почве и отвечало национальным интересам. Именно этот процесс вывел русское искусство из замкнутого пространства Средневековья и соединил его с общеевропейским, дав при этом образцы шедевров мирового уровня.

Нельзя забывать и о том, что менялось общественное мировоззрение – Россия встала на путь абсолютизма. Развивались наука, образование. Была создана Академия наук, активно развивалось книгопечатание, культура выходила на светский путь развития. Особенно ярко эти изменения проявились в изобразительном искусстве и архитектуре.

Изменились принципы градостроительства – они касались планировки, определённых типов зданий, композиций фасадов, декора, интерьера и т.д.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришёл классицизм, базировавшийся на принципах античности. Но в русской архитектуре черты классицизма стали заметны уже в первой половине XVIII в.

: простота, уравновешенность и строгость форм. В связи с развитием промышленности и торговли появилась необходимость в строительстве зданий промышленного, государственного и общественного значения: банков, бирж, рынков, гостиных дворов, присутственных мест.

А развитие культуры и просвещения привело к строительству зданий библиотек, театров, университетов, академий. Расширялись привилегии дворянства, а это привело к росту дворянских усадеб в сельской местности.

Живопись

В первой половине XVIII в. формируется жанр светского портрета. Эту эпоху называют «портретом петровского времени». Жанр портрета становится преобладающим в живописи. Он уже сильно отличается от парсуны конца XVII в. композицией, колоритом, индивидуализацией личности изображаемого.

И. Г. Таннауэр. Портрет Петра IХудожники стали использовать прямую перспективу, которая создаёт глубину и объемность изображению на плоскости. Искусству петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения, именно поэтому центральной темой его становится человек, а основным жанром – портрет.

Но вопрос авторства в петровскую эпоху оставался сложной проблемой. Художники иногда не подписывали свои произведения. Кроме того, существовала и проблема опознания модели, т.к.

заказные портреты обычно создавались с большой долей приукрашивания портретируемого, тем более, что таковыми обычно являлись император и члены его семьи и их приближённых.

Важно

И. Никитин. Портрет канцлера Головкина
Парсуна постепенно вытесняется, но ещё некоторое время продолжает существовать даже в творчестве передовых художников эпохи: И. Никитина, И. Вишнякова, А. Антропова, А.

Матвеева, И. Аргунова и других художников, что свидетельствует о ещё не завершившемся переходе от средневековой к новой манере. Следы парсунности встречаются и во второй половине XVIII в.

, особенно в работах крепостных и провинциальных мастеров, самоучек.

И. Вишняков. Портрет Ксении Ивановны Тишининой (1755)
В русской живописи второй половины XVIII в. преобладали два художественных стиля: классицизм и сентиментализм.
Дальнейшее развитие получил жанр портрета. Художники В. Боровиковский и Ф. Рокотов работали в стиле сентиментализма и создали ряд лирических и одухотворённых портретов.

В. Боровиковский. Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796)
Целую галерею образов незаурядных людей создал портретист Д. Левицкий.

Архитектура

Первая половина XVIII в. ознаменована в архитектуре стилем барокко. Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, а с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко, основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко, этот этап назвало «петровское барокко», который ориентировался на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Но лишь первые памятники архитектуры данного периода (например, Петропавловский собор в Петербурге) практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа.

Архитектура петровского времени отличалась простотой объёмных построений, чёткостью членений и сдержанностью убранства, плоскостной трактовкой фасадов. Первые архитекторы Петербурга: Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М.

Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они работали в России по приглашению Петра I. Каждый из них вносил в облик сооружаемых зданий традиции той архитектурной школы, которую он представлял.

Традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, например, Михаил Земцов.

Зимний дворец – один из самых известных памятников елизаветинского бароккоВ эпоху правления Елизаветы Петровны получает развитие новое елизаветинское барокко. Оно связано с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

Но данный стиль более связан не с петровским, а с московским барокко. Растрелли спроектировал дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях: Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф.

Совет

Его творения характеризуют громадные масштабы, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII в.

В елизаветинском барокко важное место принадлежит и творчеству московских архитекторов середины XVIII в. во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.

В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.

Расцвет строгого классицизма связан с творчеством М.Ф. Казакова (1738- 1812). Почти все монументальные здания Москвы конца XVIII в. созданы им: Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицынский дворец, Бутырка и др.

Старые корпуса Московского университета на Моховой улице. Архитектор М.Ф. КазаковВ 1812 г. во время пожара Москвы здание почти полностью сгорело. Все перекрытия, которые были сделаны из дерева — утрачены. Библиотека, включавшая в себя множество эксклюзивных материалов, уничтожена. Коллекция музеев, архивы исчезли. До 1819 г. Доменико Жилярди работал над воссозданием старого здания.

Читайте также:  Второй этап смуты. двоевластие василия шуйского и лжедмитрия ii

Ныне здесь располагается институт стран Азии и Африки при МГУ.

Мастерами раннего классицизма были А.Ф. Кокоринов (1726-1772) и француз Ж.Б. Вален-Деламот (1729-1800). Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Они являются авторами проекта здания Императорской Академии художеств в Петербурге.

А Вален-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа.

И.Е. Старов (1745-1808) – крупнейший зодчий второй половины XVIII в. Среди его работ – Таврический дворец в Петербурге (1783-1789). Это огромная городская усадьба Г.А, Потемкина, носившего титул князя Таврического.
В 80-90-е годы первенство перешло к зодчим Кваренги и Камерону. Д. Кваренги (1744-1817), итальянец по происхождению, в основном работал в Петербурге. Характерная для Кваренги постройка – здание из трех частей: центральный корпус и два флигеля, соединенных с ним галереями. Центр композиции выделялся портиком. Кваренги построил здание Академии наук, здание Ассигнационного банка. Затем он создаёт Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском Селе. Здания Смольного института – также работа Кваренги.
Камерон – автор дворца-усадьбы в Павловске.

Здание Смольного института. Архитектор Д. Кваренги

Скульптура

Во второй половине XVIII в. наивысшие достижения в области скульптуры связаны с творчеством Ф.И. Шубина (1740-1805). Шубин – мастер русского скульптурного портрета. В этом жанре в России у него не было предшественников. Галерея созданных им скульптурных портретов (А.М. Голицына, П.

А. Румянцева, М.В. Ломоносова, Павла I и др.) отличается реалистичностью и выразительностью.
Монументальная скульптура второй половины XVIII в. представлена множеством работ, крупнейшей из которых является «Медный всадник» Э.-М. Фальконе – конный памятник Петру I.

Ярким представителем классицизма в скульптуре был М.И. Козловский. Образ современного героя он воплотил в памятнике А. Суворову, хотя без портретного сходства. Скорее, это обобщённый образ героя-полководца. М.И.

Козловский – автор знаменитой скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе.

Памятник Суворову в Санкт-Петербурге (1801). Надпись под памятником: Князь Италiйской Графъ Суворовъ Рымникской

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka/782-obshchaya-kharakteristika-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury-rossii-xviii-veka

Виды изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства :

Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы – все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию.

Благодаря им мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься.

Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Поэтому полезно разбираться в этом вопросе.

Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство является пространственным. То есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.

Их можно разделить на несколько категорий. Например, по времени появления. До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров.

Живопись

Рисование – это вид изобразительного искусства, в котором образы передаются с помощью красящих веществ. Их наносят на твердую поверхность: холст, стекло, бумагу, камень и многое другое.

Для живописи используют разные краски. Они могут быть масляными и акварельными, силикатными и керамическими. При этом существует восковая роспись, эмалевая и прочие. Это зависит от того, какие вещества наносят на поверхность и как они закрепляются там.

Есть в живописи и два направления: станковая и монументальная. Первое объединяет в себе все те работы, которые созданы на различных полотнах. Его название происходит от слова «станок», которым обозначают мольберт. А вот монументальная живопись – это изобразительное искусство, которое воспроизводится на различных архитектурных сооружениях. Это всевозможные храмы, замки, церкви.

Архитектура

Строительство – монументальный вид изобразительного искусства, цель которого состоит в постройке зданий. Это практически единственная категория, обладающая не только эстетической ценностью, но и выполняющая практические функции. Ведь архитектура подразумевает строительство зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Она не воспроизводит действительность, а выражает желания и потребности человечества. Поэтому история изобразительного искусства лучше всего прослеживается именно по ней. В разные времена уклад жизни и представления о красоте сильно отличались. Именно по этой причине архитектура дает возможность проследить полет человеческой мысли.

Также этот вид отличается высокой степенью зависимости от окружающей среды. Например, на форму архитектурных сооружений влияют климатические и географические условия, характер ландшафта и многое другое.

Скульптура

Это древнее изобразительное искусство, образцы которого имеют объёмный вид. Выполняют их путем литья, долбления, тесания.

В основном для изготовления скульптур используют камень, бронзу, дерево или мрамор. Но в последнее время не меньшую популярность приобрели бетон, пластик и другие искусственные материалы.

Обратите внимание

Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной. При этом второй вид разделяют на высокий, низкий и врезной.

Как и в живописи, в скульптуре есть монументальное и станковое направления. Но отдельно также выделяют декоративное. Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. А декоративные украшают быт как маленькие предметы мелкой пластики.

Графика

Это декоративно-изобразительное искусство, которое состоит из рисунков и художественных печатных изображений. От живописи графика отличается используемыми материалами, техниками и формами.

Для создания гравюр или литографий применяются специальные станки и оборудование, позволяющие печатать изображения.

А рисунки выполняют тушью, карандашом и прочими подобными материалами, которые позволяют воспроизводить формы предметов, их освещенность.

Графика бывает станковой, книжной и прикладной. Первую создают благодаря специальным приспособлениям. Это гравюры, рисунки, наброски. Вторая украшает страницы книг или их обложки. А третья – это всевозможные этикетки, упаковки, марки.

Первыми произведениями графики считаются наскальные рисунки. Но наивысшим ее достижением является вазопись в Древней Греции.

Декоративно-прикладное искусство

Это особый вид творческой деятельности, который состоит в создании различных бытовых предметов. Они удовлетворяют наши эстетические потребности и часто имеют утилитарные функции. Более того, раньше их делали именно из практических соображений.

Не каждая выставка изобразительного искусства может похвастаться наличием предметов декоративно-прикладного характера, но зато они есть в каждом доме. Это ювелирные и керамические изделия, расписное стекло, вещи с вышивкой и многое другое.

Изобразительно-прикладное искусство более всего отображает национальный характер. Дело в том, что его важная составляющая – это народно-художественные промыслы. А они, в свою очередь, основываются на обычаях, традициях, верованиях и способе жизни народа.

От театрально-декорационного искусства до дизайна

На протяжении всей истории появляются все новые и новые виды изобразительного искусства. С образованием первого храма Мельпомены возникло театрально-декоративное искусство, которое состоит в изготовлении бутафории, костюмов, декораций и даже грима.

Изобретение фотокамеры добавило к этому списку еще один пункт. Изобразительное искусство фотографии, которое сегодня активно развивается вместе с техническими средствами для его реализации.

А дизайн, как один из видов искусства, хоть и появился еще в древности, только недавно был выделен в отдельную категорию со своими законами, техниками и особенностями.

Жанры изобразительного искусства

Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Ведь, создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или даже сюжет. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства.

Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры.

К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму – связанные с повседневностью вещи.

Важно

Это люди, предметы, природа.

Жанры – это формы отображения жизни в изобразительном искусстве. И они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи изобразительного искусства, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор.

История и мифология

К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.

К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.

Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.

Война и быт

Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке.

Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Называют произведения искусства на эту тему батальным жанром.

Само слово имеет французские корни и переводится как «война». Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами.

Совет

В противовес существует бытовой жанр в изобразительном искусстве. Он представляет собой произведения, в которых отражается повседневная жизнь.

Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он принялся запечатлевать свои суровые будни.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с теми событиями, которые происходили тысячи лет назад.

Люди и природа

Портрет – изображение человека в искусстве. Это один из самых древних жанров. Интересно, что изначально он имел культовое значение. Портреты отожествляли с душой умершего человека. Но культура изобразительного искусства развивалась, и сегодня этот жанр позволяет нам увидеть образы людей прошедших эпох. Что дает представление об одежде, моде и вкусах того времени.

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным объектом является природа. Возник он в Голландии. Но сама по себе пейзажная живопись очень разнообразна.

Может отображать как реальную, так и фантастическую природу. В зависимости от типа изображения выделяют сельский и городской пейзажи. В последний входят такие подвиды, как индустриальный и ведута.

Кроме того, говорят о существование панорамного и камерного пейзажей.

Также выделяют анималистичный жанр. Это произведения искусства с изображением животных.

Морская тематика

Морские пейзажи представляют прежде всего раннюю голландскую живопись. Изобразительное искусство этой страны дало начало самому жанру марина. Для него характерно отражения моря во всех ипостасях.

Художники-маринисты рисуют бурлящую стихию и безмятежную водную гладь, шумные сражения и одинокие парусники. Первая картина этого жанра датируется шестнадцатым веком.

На ней Корнелис Антонис изобразил португальский флот.

Хотя марина и является больше жанром живописи, найти водные мотивы можно не только на картинах. Например, декоративно-изобразительное искусство часто используют элементы морских пейзажей. Это могут быть гобелены, украшения, гравюры.

Предметы

Натюрморт – главным образом тоже жанр живописи. С французского его название переводится как «мертвая природа». На самом же деле героями натюрмортов являются различные неодушевленные предметы. Обычно это повседневные вещи, а также овощи, фрукты и цветы.

Основной характеристикой натюрморта можно считать его кажущуюся бессюжетность. Тем не менее это философский жанр, который во все времена отображал связи человека и внешнего мира.

Прообразы натюрмортов можно найти еще в монументальной живописи Помпеи. Позже этот жанр стал частью других картин. К примеру, религиозных полотен. А вот название за ним утвердилось только в XVI веке.

Обратите внимание

Изобразительное искусство является способом познания действительности и места человека в ней. Оно позволяет воссоздать реальность с помощью различных зрительных образов.

Произведения этого искусства находят себе место не только в музеях или на выставках, но и на улицах городов, в домах и библиотеках, книгах и даже конвертах. Они вокруг нас.

Читайте также:  Массовое движение 30-х годов

И меньшее, что мы можем сделать, научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох.

Источник: https://www.syl.ru/article/166192/new_vidyi-izobrazitelnogo-iskusstva-vidyi-i-janryi-izobrazitelnogo-iskusstva

Архитектура, как вид искусства Архитектура – тоже летопись мира… Н.В.Гоголь Цивилизованный человек – тот, который умеет так образовать и облагородить себя, — презентация

1 Архитектура, как вид искусства Архитектура – тоже летопись мира… Н.В.Гоголь Цивилизованный человек – тот, который умеет так образовать и облагородить себя, что весь мир вокруг него наполняется поэзией, становится произведением искусства … Из журнала «Модное ежемесячное издание»,1979, Н.И.Новикова.

2 Архитектура возникла… Из двух древнегреческих слов: «архи» («старший») и «тект» («строить») – «архитектон» («начальник строительных работ») Римляне переделали его в «архитектор», а разные здания, возведенные архитекторами, стали называть архитектурой. Таким образом, архитектура – это искусство строить и украшать здания.

3 Немного из истории… Греки придавали мало значения архитектуре частных домов, которые обычно были простыми постройками из глины и кирпича. Но на общественные здания не жалели средств и труда. Самыми важными из них были храмы, которые воплощали в себе гражданскую гордость и религиозное почитание.

4 Архитектурный ордер Именно для строительства храмов греки разработали так называемый ордер – принцип архитектурной композиции с определенными элементами и пропорциями. Существует три ордера: дорический, ионический, коринфский.

5 Дорический ордер Самый древний – дорический, колонны которого равномерно утолщались к низу, что создавало впечатление мощи. Верхняя часть – капитель – выполнялась простой, без украшений. Мощь дорических колонн сравнивалась с мужской фигурой.

6 Ионический ордер Этот стиль более изысканный, чем дорический. Колонны этого ордера были стройнее и тоньше (их сравнивали с женским изяществом и мягкостью), а капители имели украшения в виде двух завитков — волют.

7 Коринфский ордер Самая нарядная, кокетливая и стройная колонна коринфского ордера. Она украшалась капителью из резных листьев и цветов, являясь позднейшим вариантом ионической капители. Легкость и грацию этой колонны сравнивали с юностью девушки. Греческий ордер не является застывшим каноном, а свободно изменяется и используется в архитектуре и по сей день следуя современным тенденциям моды.

Важно

8 Средние века Произведения архитектуры, созданные в разные исторические эпохи, отличаются друг от друга. В средние века античная культура постепенно перерождается в сельскую, чуждую блеска и утонченности. Приметами новой жизни становятся скудный, суровый быт, соответствующие ему законы и нравы. Роскошью считаются надежный кров, обильная еда и проверенное в деле оружие.

9 Романский стиль Архитектурные постройки раннего средневековья сходны с культовыми зданиями Рима, поэтому европейское искусство X XII вв. условно принято называть романским (т.е. римским). Это было время феодальных междоусобиц, и каменные здания служили защитой от нападений. Поэтому романские постройки имеют вид крепостей: у них широкие стены, узкие окна, высокие башни, с которых можно наблюдать за приближающимся врагом. Для романского стиля характерны полуциркульные своды, массивность конструкций, приземистость пропорций.

10 Готика В конце XII века романское искусство сменяет готический стиль. Это время расцвета городов, когда основными произведениями в архитектуре становятся городские соборы. Готический стиль отличают высокие окна и легкие арки, заостренность и устремленность всей конструкции здания вверх. Чем выше поднимается взгляд, тем более легким становиться здание, тоньше и ажурнее каменная резьба. Готические храмы щедро украшались произведениями скульптуры

11 Эпоха Возрождения Барокко Этим словом в Португалии называли неправильной формы жемчужину. Буквально оно означает «странный, вычурный, причудливый». Для барокко характерна изогнутость форм, величие, декоративность. В барочных зданиях вместо идеальных прямоугольников или окружностей возникают резко выступающие или западающие объемы. В различное время дня солнце по разному освещает их и возникает беспрерывная игра света и тени, рождается удивительное впечатление движения, тихого «дыхания» здания.

12 Эпоха Возрождения В середине XYIII в. завершением барокко является рококо – стиль подчеркнуто прихотливый и усложненный. Главным образом декоративный и измельченный. Рококо стремилось нарушить всякую логику и ясность восприятия. Привычные со времен Возрождения декоративные элементы обретают совершенно иные причудливые формы

13 Век Просвещения Классицизм в переводе с латинского «classikus» означает «образцовый». Это художественное направление в искусстве, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка. В качестве источника используется античное наследие. Расцвет классицизма в России приходится на правление Екатерины II. Подобно античным зодчим архитекторы классицизма пытаются вписывать здания в окружающую природу – загородные резиденции окружают ландшафтным парком.

14 Век Просвещения В начале XIX в. классицизм вступает в завершающий период, получивший название «ампир» от французского «империя». Архитектура ампира служит прославлению успехов государства, утверждению и демонстрации величественной мощи и воинской славы. Ему присущи: военная эмблематика, воинские доспехи, лавровые венки, тяжелые гирлянды, массивные геометрические объемы, египетские орнаменты, стилизованные сфинксы.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/334163

Архитектура как вид изобразительного искусства Отражение идеи

Архитектура как вид изобразительного искусства

Отражение идеи

Виды архитектуры

Основные характеристики польза (назначение здания) Социальнофункциональное назначение прочность (особенности постройки) Инженерноконструктивная основа красота (организация архитектурн ой формы) Художествен ные качества

Социально-функциональное назначение 1. Общественные здания (школы, стадионы, торговые центры, административные сооружения, театры и т. д. ) 2. Жилые дома 3. культовые сооружения (церкви, часовни, храмы) 4. Промышленные постройки

Инженерно-конструктивная основа 1. Зависит от уровня строительной техники 2. Учитывает характер строительных материалов (физические свойства – сопротивление, прочность, а главное — вес) 3. Тесно связана с природноклиматическими условиями (климат определяет тип фундамента и крыши)

Совет

Художественные качества 1. Форма здания (принцип симметрии или асимметрии) 2. Масштаб (не величина!) 3. ритм – закономерное повторение соразмерных элементов 4. пропорциональность разных частей сооружения 5. декоративные элементы 6. свет и цвет

Стили архитектуры Древний Египет (3 тыс. до н. э. – 1 в. н. э. ) Цель: Подчеркнуть незыблемость социального строя и сверхчеловеческое величие фараона 1. подавление человека объемом, грандиозность 2. статичность образа 3. четкая симметрия с ориентацией на стороны света 4. ритмичное повторение однообразных элементов 5. типы колонн: лотосовидная, папирусовидная, гаторическая 6. использование рельефов и росписей для декора стен

Древняя Греция (6 в до н. э. -2 в н. э. ) Цель: Дать представление о силе и красоте человека, который находится в тесном единстве и гармоническом равновесии с природой и обществом 1. создание ордерной системы – разделение элементов на несущие (балки, столбы) и несомые (антаблемент) 2. разновидности ордера: дорический, ионический, коринфский 3. в основу пропорций храма заложены пропорции человеческого тела 4. ориентация на восприятие храма снаружи, а не изнутри (идея кругового обзора) 5. размеры храмов и украшающих их барельефов соответствуют особенностям зрительного восприятия 6. полная симметрия 7. простота, ясность и гармоничность композиций

Древний Рим (2 в. до н. э. – 5 в. н. э. ) Цель: Подчеркнуть государственную мощь всемирной Римской империи 1. изобретение и применение арочной конструкции 2. развитие системы греческого ордера и создание смешанного ордера 3. изобретение и использование бетона 4. пышная отделка зданий, множество украшений 5. строгая симметрия 6. создание и применение сводов и куполов 7. интерес к утилитарным сторонам архитектуры

Византия (6 – 13 вв. н. э. ) Цель: Господство строгих норм и канонов, красота материального мира рассматривается как отблеск неземной, божественной красоты 1. крестово-купольная система (помещение кирпичного купола над квадратным основанием) 2. использование барабана для поднятия купола на определенную высоту 3. вынесение алтаря в апсиду (полукруглая пристройка с восточной стороны здания) 4. использование мозаик с золотым фоном и фресок для украшения интерьера 5. продуманное использование света при создании общего декоративного эффекта 6. синтез античных и восточных элементов

Деревянное зодчество Руси Цель: Отразить красоту и правду русской жизни, дать ощущение спокойствия и умиротворения 1. в основе конструкции сруб в виде четырехугольника (четверик) или восьмиугольника (восьмерик) 2. двучкатные, шатровые (высокая восьмигранная пирамида), бочкообразные (двускатное криволинейное покрытие с острым гребнем) или луковичные покрытия 3. сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом 4. соизмеримость с размерами человека 5. использование резьбы по дереву 6. покрытие крыш деревянной «чешуей» 7. многоярусность построек 8. наличие разного рода пристроек

Романский стиль (11 – 13 вв. ) Цель: Дать ощущение незыблемости и защищенности от внешней опасности 1. массивные стены 2. полуциркулярные арки 3. циллиндрические или крестовые своды 4. толстые столбы для поддержки большой массы камня 5. капители колонн имеют геометрическую форму и украшены рельефными изображениями 6. узкие окна-бойницы 7. высокие башни 8. простота и строгость

Готика (12 – 16 вв. ) Цель: Создать мистическое состояние устремления к Богу 1. перенесение тяжести сводов с помощью аркбутанов на внешние опоры – контрафорсы 2. предельно облегченная за счет распределения нагрузки стена здания 3. стрельчатые арки 4. нервюрный свод 5. пучки тонких колонн 6. огромные окна, застекленные витражами 7. треугольные вимперги 8. круглое витражное окно-роза 9. скульптурный и резной декор 10. угловые башенки-фиалы

Обратите внимание

Ренессанс (14 – 16 вв. ) Цель: Стремление найти и раскрыть гармоничные закономерности бытия 1. переработка античных традиций и ордерной системы применительно к местным материалам и конструкциям 2. уравновешенная симметричная композиция 3. правильное центрическое замкнутое пространство 4. ясно выявленный каркас здания 5. возвращение купола главенство горизонталей 6. полуциркулярные арки 7. четко выраженная этажность

Барокко (16 -17 вв. ) Цель: Подчеркнуть торжественность, пышность, парадность 1. волнообразные фасады 2. пучки колонн на углах зданий 3. ритмическое разнообразие и насыщенность 4. синтез искусств, объединенных замыслом и стилем (живопись, скульптура, архитектура) 5. пышные декоративные детали, обилие золота, деревянной и каменной резьбы 6. богатая игра цвета и света

Классицизм (17 – 18 вв. ) Цель: Показать торжество разума, мудрость государя, разумность государственного устройства, спокойствие и стабильность общества 1. ориентация на архитектуру Древней Греции 2. полная симметрия 3. строгий ритм портиков и колоннад 4. отсутствие богатых лепных украшений 5. логичность планировки, целесообразность форм 6. пастельные тона 7. зрительное выделение ордера

Ампир (кон. 18 – нач. 19 вв. ) Цель: Подчеркнуть торжественность, пышность, парадность 1. ориентация на архитектуру Древнего Рима 2. декоративные мотивы – символы воинской славы и мифологические сюжеты 3. четкая симметрия

Эклектика (вторая половина 19 в) Стремление освободиться от стилевых схем 1. отказ о т ордерной системы 2. смешение элементов разных стилей 3. обращение к восточным мотивам (Китай, Индия, Египет) 4. появление эркеров 5. использование рустовки, богато украшенные наличники, фигуры атлантов и кариатид 6. декоративная лепнина, рельефы и статуи 7. крыши с куполами или островерхими покрытиями

Модерн (нач. 20 в. ) Цель: Создание синтеза искусств, общее оформление всех составляющих элементов внутреннего и внешнего убранства здания 1. проектирование начинается не с внешних объемов, а с внутренних помещений для удобства их расположения 2. основная тема орнамента – изгибающаяся линия (лиана, набегающая волна) 3. абстрактные придуманные формы 4. асимметрия 5. свободное подвижное пространство 6. использование для декора разнообразных нетрадиционных материалов 7. одновременное использование разных цветов на внешних стенах

Конструктивизм (20 -40 гг. 20 в. ) Цель: Подчеркнуть демократичность и смягчить социальные контрасты 1. четкий рациональный план 2. железо-бетонный каркас 3. массовая застройка 4. отсутствие декора 5. простые формальные элементы 6. огромные окна в виде сплошных горизонтальных прорезей

Функционализм (модернизм) (40 -70 гг. 20 в. ) Цель: Рациональное размещение и экономичная планировка жилых массивов, интернациональный характер 1. лаконизм архитектурного облика 2. простота форм 3. однообразие, схематизм, Монотонность 4. отсутствие украшений 5. каркасно-металлические и железобетонные блочные конструкции

Важно

Постмодернизм( 70 г 20 в – 21 в. ) Цель: Вернуть эстетические функции архитектуры, увязать новые постройки и историческое городское окружение 1. много стекла, часто зеркального 2. нетипичность размеров (нет привязки к человеческому росту) 3. использовние нестандартных геометрических форм 4. использование новых строительных материалов и технологий

Хай-тек (70 г. 20 в. -21 в. ) Цель: Радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса, отражение «высоких технологий» 1. применение технических конструкций и инженерных систем в качестве декоративного украшения 2. окрашивание конструктивных элементов здания в яркие цвета 3. вынос несущих конструкций наружу 4. использование тросовых элементов 5. применение наружных металлических ограждающих конструкций

Источник: https://present5.com/arxitektura-kak-vid-izobrazitelnogo-iskusstva-otrazhenie-idei/

Ссылка на основную публикацию