Исаврийская и аморийская династии. иконоборчество (717-867)

Византия. Исаврийцы (717 — 802)

Лев III Исавр (717-741 гг.) — византийский император. Род его происходил, вероятно, из малоазиатской области Исаврии. Анастасий II дал ему титул патриция и назначил правителем области в Малой Азии.

Когда войсками был провозглашен императором Феодосий III, Лев Исавр отказался признать его и поднял восстание. Феодосий отрекся от престола, получив обещание, что останется невредим. В марте 717 г.

, получив престол, Лев Исавр энергично принялся за оборону государства от арабов.

Брат дамасского халифа Сулеймана переправился через Геллеспонт и двинулся к Константинополю с сухопутным войском.

Обратите внимание

В то же время из Египта и Сирии приплыл громадный арабский флот и началась осада Константинополя, длившаяся целый год и окончившаяся неудачей для арабов, благодаря применению ромеями «греческого огня» и помощи болгарского хана Тервела.

Борьба с арабами продолжалась все царствование Льва и нашла себе блестящее завершение в победе, одержанной им в 739 г. в битве у Акрониона.

Солид, 720 г., золото (4,35 г.). Аверс — Лев III, dNO LEON PA MUL, реверс — Константин, dN CONSTANTINUM, (Константинополь).
Милиарисий, 717-741 гг., серебро (1,51 г.). Аверс — крест, IHSUS XRISTUS NICA, реверс — надпись LEON / S CONST/ANTINE E / C QEU bA/SILIS, (Константинополь).

В период иконоборчества, начавшийся с правления Льва III дальнейшее использование изображения Христа на монетах было прекращено на полтора столетия. Только при Михаиле III (842-867 гг.) аверс солида вновь был украшен портретом Господа.

В годы иконоборчества (726-842 гг. с перерывами), когда почитание святых изображений было запрещено законом, типы монет отражали веяния времени, концентрируясь на императорских портретах.

Ярким примером может служить солид времен Константина VI и его матери Ирины, на аверсе которого были их портреты, а на реверсе изображения трех предшествующих правителей — Льва IV, Константина V и Льва III.

Портреты исполнялись в одинаковом стиле, использовавшимся и после окончания периода иконоборчества. Искусство оформления византийских монет было в загоне до времен Македонской династии (конец девятого века).

Лев III ввел в обращение новую серебряную монету — милиарисион — с крестом на ступенях на аверсе и надписью в несколько строк (в основном в пять) на реверсе. Этот тип продержался около трех столетий, хотя в десятом и одиннадцатом аверс часто дополнительно украшали одним или двумя императорскими портретами. Милиарисион, в отличие от гексаграммы, был тонким и широким.

Типы медных монет, которые не выпускались в больших объемах почти весь период иконоборчества, следовали золотым, неся на аверсе множественные портреты членов императорской фамилии. Традиционные буквенные обозначения номинала (М, К и т.д.) использовались как основное оформление реверса, но после правления Константина V (741-775 гг.) в использовании осталась только буква «М».

В начале восьмого столетия год исчезает с монет.

В конце седьмого века Карфаген был взят арабами. Новый монетный двор был к этому времени открыт на Сардинии и проработал около сорока лет, пока остров также не был захвачен арабами. Позже, в восьмом столетии во времена правления Константина V (741-775 гг.) ломбардцы стали угрожать Риму и Равенне.

Важно

Последняя пала в 751 г., и Папа вместо императора обратился за помощью в защите Рима к франкскому королю Пипину. Произошло это из-за религиозных противоречий — иконоборчество, набравшее силу в Константинополе, к этому времени было объявлено Папой ересью.

Так закончилось влияние и чекан монет Византии в Риме.

В течение восьмого столетия полфоллиса и декануммий исчезли из обращения. В течение последних трех столетий своего существования фоллис был единственной медной монетой в обращении, кроме выпуском меньших монет Херсонского монетного двора, номиналы которых неизвестны.

1/8 силиквы, 717-731 гг., серебро (0,26 г.). Аверс — Лев III, IHSUS XRISTUS NICA, реверс — монограмма папы Грегория III G R E O, (Константинополь).
Фоллис, 720-741 гг., бронза (1,29 г.). Аверс — Лев III, реверс — номинал М, ANNO [X/X/X?] , RAV (Равенна).

Правление Льва Исавра существенно изменилось устройство империи. Существенно развилось византийское право.

Появился первый по настоящему византийский, но вместе с тем и сохраняющий элементы римского права законодательный документ, получивший название «Эклога».

Лев Исавр считал, что поклонение иконам есть поклонение идолам, положив начало периоду иконоборчества, во времена которого было уничтожено огромное количество священный изображений.

Константин V Копроним (741-775 гг.) — византийский император. Сын Льва III. Иконоборец. созвал Иконоборческий собор в 754 г. Был талантливым полководцем. Преследовал и казнил многих монахов. Этот образ основывается на источниках победивших иконопочитателей. Само прозвище Копроним («Дерьмоимённый»), также как и второе — Каваллин («Кобылятник») дали ему религиозные противники.

Солид, 741-751 гг., золото (4,45 г.). Аверс — Константин V, A CONSTANTINU NC, реверс — Лев IV, G LEON PA MUL, (Константинополь).
Семиссис, 751-757 гг., золото (2,0 г.). Аверс — Константин V и Лев IV, COnSTAnTInOS S LEOn On, реверс — Лев III, C LE On PA MUL, (Константинополь).

Артавазд (741-742 гг.) — узурпатор, византийский император. Зять Константина, который поднял восстание против императора в защиту икон, принудил его покинуть столицу и заставил провозгласить себя императором.

В течение года, когда Артавазд правил государством, иконопочитание было восстановлено. Однако, Константину удалось свергнуть Артавазда и вернуть себе трон. Главные виновники восстания понесли жестокие кары.

Солид, 742-743 гг., золото (4,41 г.). Аверс — Артавазд, G APTAUA-SDOS MULT, реверс — Никифор, G NIChFORUS MULTU A, (Константинополь).
Милиарисий, 742-743 гг., серебро (1,8 г.). Аверс — крест, IhSUS XRIS TUS nICA, реверс — шестистрочная надпись ARTAUASDOS S NIChFOROS EC Q EU bASILIS, (Константинополь).

Лев IV Хазар (775-780 гг.) — византийский император Исаврийской династии. Был сыном императора Константина V. В его короткое царствование гонения на иконы почти прекратились. Показал себя благочестивым любителем Богородицы и монахов. Лишь незадолго до смерти он вновь изменился и возобновил гонения на иконопочитателей.

Вскоре после этого карбункулы покрыли его голову, он впал в жестокую горячку и умер. Причиной заболевания, согласно хронологии Феофана, стало его желание обладать короной Маврикия, которая была погребена вместе с телом императора Ираклия.

Корона была извлечена из могилы и Лев, надев её на свою голову, получил отравление от трупного яда.

Солид, 776-778 гг., золото (4,39 г.). Аверс — Лев IV и Константин VI, LEON VS EGGON CONSTANTINOS O NEOS Q, реверс — Лев III и Константин V, LEON PAPS CONSTANTINOS PATHR, (Константинополь).

Константин VI Слепой (780-797 гг.) — византийский император. При жизни отца в 776 г. был коронован как соправитель Льва IV. Был обручён с дочерью франкского короля Карла Великого, но в 788 году свадьба расстроилась. Его мать Ирина организовала так называемый смотр невест, впервые введённый в практику византийского двора. Для сына в жёны была выбрана юная незнатная армянка Мария Амнийская.

Солид, 790-792 гг., золото (4,31 г.). Аверс — Константин VI и Ирина, CONSTANTINS, реверс — Лев III, Константин V и Лев IV, SV IRIN I AGў M' AVTOV, (Константинополь).
Фоллис, 751-775 гг., бронза (2,29 г.). Аверс — Константин VI и Ирина, NKA, реверс — Лев III, Л, (Сиракузы).

В 789 году был устроен неудачный заговор с целью передать всю власть Константину. В 790 году Ирина попыталась отстранить своего сына от престола, заставив войска присягнуть ей. Но вспыхнул бунт, Ирина уступила силе и лишилась титула августы.

После ряда военных неудач в походах против болгар и арабов Константин под влиянием сановников решил вернуть матери в 792 году титул августы. Восстановив своё положение, Ирина всё же желала прежней самодержавной власти. В течение пяти лет она тщательно готовила смещение своего сына, дискредитируя его в глазах народа, армии и церкви.

Ирина поспешила ускорить ход событий, когда в 796 году у Константина родился сын Лев. Младенец вскоре умер, но заговор вполне созрел.

17 июня 797 года военачальники столичного гарнизона выступили против Константина, однако тому удалось бежать через залив, где к нему стали стекаться верные войска.

Но заговорщики схватили Константина, переправили в Константинополь, выкололи ему глаза по воле его матери и ее советников.

Свергнутый император Константин умер если не сразу во время переворота, то вскоре после него. С его смертью пресеклась Исаврийская династия. Его вторую жену Федоту отправили в монастырь, где она родила сына, внука Ирины.

Ирина (797-802 гг.) — византийская императрица из Исаврийской династии. Была первой женщиной в истории Византии, правившей от своего имени. Жена императора Льва IV Хазара. После его смерти стала регентом при своём сыне Константине VI, ослепив которого, захватила власть в Империи. За восстановление иконопочитания на Втором Никейском соборе канонизирована Православной церковью.

Солид, 797-802 гг., золото (4,36 г.). Аверс — Ирина, EIRINH bASILISSH, реверс — Ирина, EIRINH bASILISSH Q, (Константинополь).

Ирина стала первой единодержавной женщиной на византийском престоле. В изданных ею Новеллах она величает себя по-мужски: «Ирина, великий василевс и автократор римлян», на монетах и парадных портретах изображается в пышных императорских одеждах. На Западе не признали за Ириной право на титул, посчитав, что престол наследия Римской империи стал вакантным.

С самого начала своего правления Ирина щедро одаривала монастыри, снизила налоги и таможенные пошлины, устраивала благотворительные заведения для бедных, чем завоевала любовь подданных. Многочисленные льготы, предоставленные монастырям, сделали Ирину в глазах монахов-хронистов благочестивой царицей, несмотря на ослепление ею сына.

Римская церковь решила не воспринимать Ирину как законную главу Империи, благодаря чему появилась возможность передать императорский титул на Запад. 25 декабря 800 года Карл Великий был коронован в соборе Святого Петра папой Львом III и провозглашён римским сенатом императором. Карл, убеждённый уговорами зависимых от него римских пап, считал, что стал императором единой Римской империи.

Совет

На Востоке титул Карла не признавали до 811 года, его коронацию рассматривали как одну из попыток возмущения против законного государя. На Западе также не признавали императорский титул за правителями Византии.

Карл решил утвердить свой статус браком с императрицей Ириной, что повлекло бы за собой возрождение Римской империи.

Сама Ирина открыто не возражала против брака, но планы Карла не были реализованы по причине государственного переворота, свергшего императрицу Ирину как раз в то время, когда франкские послы находились в Константинополе.

Заговор, организованный логофетом Никифором, ответственным за финансы империи («главный счётчик»), увенчался успехом в октябре 802г.

Никифор I (802-811 гг.) — византийский император. По происхождению — араб. Пришел к власти, свергнув императрицу Ирину — последнюю представительницу Исаврийской династии. До прихода к власти руководил финансовым ведомством империи.

Проводил жесткую фискальную политику. Переселял крестьян из Малой Азии в европейскую часть империи. Пытался ограничить могущество церкви, хотя и придерживался иконопочитания.

Читайте также:  Сталинградская наступательная операция 1943 года (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.)

При этом Никифор терпимо относился к иконоборцами и павликианам, что вызывало недовольство православной партии и особенно монахов. Погиб в битве с болгарским ханом Крумом.

Из черепа императора хан сделал чашу для пиров, отделанную серебром.

Солид, 803-811 гг., золото (4,39 г.). Аверс — Никифор I, NICIFOROS, реверс — Ставракий, STAVRACIS dESPOIX, (Константинополь).

Ставракий (803-811 гг.) — византийский император, соправитель в 803-811 гг. и единовластный в 811 г. Был сыном императора Никифора I (Геника). В 811 г.

во время неудачного похода в Болгарию, когда от рук болгар пал сам Никифор и с ним множество других знатных людей, Ставракий был сам сильно ранен в шею и едва живой вышел из сражения.

Сильно страдая от раны он добрался до города Адрианополя, и здесь был провозглашён императором, несмотря на то, что не видом, не силой, не разумом был годен для столь высокого назначения.

Фоллис, 803-811 гг., бронза (3,3 г.). Аверс — Никифор I, I/K/H, реверс — Ставракий, T/A/V, (Сиракузы).

Вскоре против Ставракия возник заговор в пользу его зятя, Михаила Рангави, женатому на сестре императора. Ставракий узнав об этом, приказал ослепить Михаила. Но приказ опоздал, 2 октября 811 г.

заговорщики собрали легионы на ипподроме и уговорили солдат признать императором Михаила. Сенат и патриарх также поддержали Михаила. Ставракий, услышав о своём низложении, тотчас надел монашеское платье.

Михаил сохранил Ставракию жизнь и позволил ему остаться в столице, где он и умер 11 января 812 г.

Обратите внимание

Михаил I Рангави (811-813 гг.) — византийский император. Был женат на Прокопии, дочери императора Никифора I. В октябре 811 г. захватил власть, низложив больного сына Никифора, императора Ставракия. По словам Феофана, Михаил был добр, но не искусен в управлении и рабски предан Феоктисту и другим военачальникам.

Как человек великодушный и не сребролюбивый, он утешил и наградил всех обиженных Никифором, подарками привлек к себе сенат и войска. Он обогатил патрициев, сенаторов, архиереев, иереев, монахов, военных и нищих как в столице, так и в провинциях, так что сокровища, собранные императором Никифором, были растрачены в несколько дней.

Милиарисий, 811-813 гг., серебро (2,19 г.). Аверс — крест, IhSUS XRIS TUS nICA, реверс — пятистрочная надпись MIXA HL S QEOFV LACTE ECQ' bASILIS RO MAIOn, (Константинополь).
Фоллис, 811-813 гг., бронза (6,35 г.). Аверс — Михаил I и Феофилакт, MIXXHL TOEOFI, реверс — М, крест, XXX, NNN, A, (Сиракузы).

На долю Михаила выпала тяжелая война с болгарами, начатая его тестем. В 812 г. болгары взяли Месемврию, подошли к стенам Константинополя, но были отбиты. 22 июня 813 г.

ромейское войско встретилось с болгарским ханом Крумом под Версиниками, неподалеку от Андрианополя, и потерпело от него жестокое поражение. Михаил вернулся в Константинополь. Во главе армии он оставил своего полководца, Льва Армянина.

Узнав вскоре, что тот провозгласил себя императором страны, Михаил немедленно сложил с себя власть и постригся в монахи .

Лев V Армянин (813-820 гг.) — император Византийской империи. Происходил из знатного армянского рода Арцруни, отразил нападение болгар на Константинополь, иконоборец. Полководец при императорах Никифоре I Фоке и Михаиле I Рангави.

Солид, 813 г., золото (4,38 г.). Аверс — Лев V, LEOn bASILEU, реверс — Лев V, LEON dESPOTIS *X, (Константинополь).
Милиарисий, 813-820 гг., серебро (2,09 г.). Аверс — крест, IhSUS XRISTUS nICA, реверс — пятистрочная надпись LEOn / S CONSTAn / TInE ECQEU / bASILIS RO / MAIOn, Лев V и Константин, (Константинополь).
Фоллис, 813-820 гг., бронза. Аверс — Лев V и Константин, реверс — AK, (Сиракузы).

Получил власть после поражения от болгарского хана Крума в битве у Версиникии. В 815 г.

он сместил константинопольского патриарха Никифора, созвал поместный церковный собор, на котором был провозглашён возврат к постановлениям поместного иконоборческого собора в Гиерии в 753 г.

В 816 году заключил 30 летнее перемирие с болгарским ханом Омуртагом, преемником и сыном Крума. В декабре 820 года Лев V был убит приверженцами Михаила Аморианина во время рождественской службы в соборе Святой Софии.

Источник: http://manetya.blogspot.com/p/717-802.html

rulibs.com

Государи с 802 по 867 год и их происхождение. Время с начала IX века до вступления на престол Македонской династии, т. е.

до 867 года, рассматривалось обычно историками лишь как переход от эпохи оживления империи при императорах-исаврийцах к блестящей эпохе императоров Македонского дома.

Но новейшие исследования показывают, что данный период представляет собой не простой эпилог и гораздо большее, чем пролог; он имеет свое самодовлеющее значение и знаменует новую фазу в византийской культуре. [666]

Происшедшая революция в 802 году свергла императрицу Ирину и возвела на престол Никифора I (802–811). По свидетельству восточных источников, Никифор был арабского происхождения, [667] т. е. происходил от пограничных с империей арабов; вероятно, один из его предков переселился в малоазиатскую область Писидию, где и родился Никифор.

Важно

Революция, произведенная в пользу последнего, является по своему характеру одним из очень редких примеров в летописях византийской истории. Громадное большинство государственных переворотов в Византии совершалось военными людьми, вождями армии. В лице же Никифора на престол было возведено гражданское лицо, так как он стоял во главе финансового ведомства, т. е.

был министром финансов. После того как Никифор в 811 году пал в битве с болгарами, в течение нескольких месяцев того же 811 года правил тяжелораненый в той же войне сын его Ставракий.

Но еще до своей смерти он был низложен в пользу куропалата Михаила I, принадлежавшего к греческой фамилии Рангаве и женатого на Прокопии, сестре несчастного Ставракия и дочери Никифора I. Но и Михаил I царствовал недолго (811–813).

Он был низложен, особенно ввиду его неудачной борьбы с болгарами, военачальником Львом, по происхождению армянином, который и известен в истории как Лев V Армянин (813–820).

В 820 году Лев V был убит, и на престол был возведен один из начальников гвардии Михаил II (820–829), с прозванием «Косноязычный», родом из укрепленного города Амория из малоазиатской провинции Фригии, почему и его династия, давшая трех представителей, называется Аморийской, или Фригийской (820–867).

Он был грубым, невежественным провинциалом, проведшим свои молодые годы во Фригии «среди еретиков, евреев и полуэллинизованных фригийцев». [668] Один поздний сирийский источник утверждает даже, что дед Михаила был обращенный еврей.

[669] После смерти Михаила II царствовал его сын Феофил (829–842), женатый на знаменитой восстановительнице православия Феодоре, из малоазиатской провинции Пафлагонии. Последним представителем этой династии является их сын, развратный и бесталанный Михаил III (842–867), вошедший в историю с презрительным прозвищем «Пьяница».

Ни об одном византийском императоре не отзывались так плохо в византийской исторической традиции и последующей литературе, как о Михаиле III «Пьянице», «византийском Калигуле». Его невероятное легкомыслие, постоянное пьянство, ужасающее отсутствие благочестия (impiety), отвратительное шутовство и непристойность (scurIIIity) описывались многократно.

В последнее время, однако, А. Грегуар предпринял значительные усилия для восстановления репутации Михаила. Он обращал внимание на многие факты времени Михаила и особенно на энергичную и успешную борьбу с восточными арабами.

Он объявил, что этот последний правитель Аморийской династии обладал темпераментом гения и что он на деле начал (inaugurated) триумфальную фазу византийской истории (843–1025). [670] Нельзя идти так далеко, как это делает Грегуар, характеризуя Михаила гением. Однако ввиду того, что он был убит в возрасте 28 лет, может быть, он просто недостаточно прожил, чтобы достаточно показать размах своей энергии. Хотя он обладал некоторыми весьма нежелательными качествами, нужно признать, что он обладал энергией и инициативой и к тому же – и это, пожалуй, даже более важно – ему удавалось выбирать и сохранять рядом с собой талантливых и способных советников и исполнителей. Грегуар справедливо подчеркивал глубокое впечатление, оставшееся в народной традиции и народных песнях, от успешных военных действий Михаила против восточных арабов. Его победа на севере над русскими в 860–861 годах также оставила глубокий след. [671]

Совет

В малолетство Михаила его мать Феодора в течение четырнадцати лет управляла государством, передав главное руководительство делами своему любимцу Феоктисту. Когда Михаил достиг совершеннолетия, он, приказав убить Феоктиста и постричь в монахини свою мать, начал сам править государством. В этом перевороте главную роль сыграл дядя императора и брат Феодоры Варда, который, быстро достигнув высших званий византийского двора, куропалата и кесаря, стал очень влиятельным во всех правительственных делах. Один арабский посол, имевший аудиенцию у Михаила, оставил интересную зарисовку его полного безразличия к государственным делам. Посол писал: «Я не слышал ни единого слова с его губ со времени моего прихода до ухода. Говорил один переводчик, а император слушал и выражал свое согласие или несогласие движениями головы. Его дядя управлял всеми делами». [672] Варда являл собой тип в высшей степени талантливого человека, с успехом воевавшего с внешними врагами, понимавшего интересы церкви и искренно заботившегося о просвещении. Однако, и Варда был предательски умерщвлен благодаря проискам нового любимца императора, Василия, будущего основателя Македонской династии, об удивительной судьбе которого будет сказано ниже. Василий после убийства Варды был усыновлен бездетным Михаилом и коронован императорской короной. Но такое совместное императорство продолжалось немногим более года. Василий, заподозрив Михаила в злом умысле против него, после одного пира убедил товарищей убить его благодетеля. После этого Василий (в 867 году) сделался единодержавным правителем государства, основав наиболее известную династию в византийской истории.

Таким образом, в период с 802 по 867 год на престоле сидели два араба, т. е. семита; один грек, а именно Михаил I, женатый на дочери Никифора I, т. е. арабке; один армянин и, наконец, три фригийца, можно сказать, полугрека. Впервые на византийском престоле появились представители семитской расы. Итак, и в данный период восточные элементы играли значительную роль в управлении государством.

Источник: http://rulibs.com/ru_zar/sci_history/vasilev/a/j131.html

Васильев Александр Александрович. История Византийской империи. Т.1

   В момент восшествия Льва на престол Византия переживала один из критических периодов своей истории.

Помимо ужасающей внутренней смуты, вызванной борьбой императорской власти с представителями византийской аристократии, особенно давшей себя почувствовать со времени первого низвержения Юстиниана II, арабская опасность с востока приближалась к столице, напоминая, но в гораздо более угрожающих формах, семидесятые годы VII века при Константине IV.

Читайте также:  Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.

   Арабские сухопутные войска, еще при двух предшественниках Льва III, прошли через всю Малую Азию на запад и заняли Сарды и Пергам, недалеко уже от побережья Эгейского моря. Несколько же месяцев спустя после вступления Льва в Константинополь, т.е.

в 717 году, арабы, двинувшись из Пергама на север, дошли до Абидоса на Геллеспонте и, переправившись через него на европейский берег, быстро оказались под стенами столицы. В то же время сильный арабский флот, из 1800 судов различного типа, как сообщают византийские хроники, пройдя через Геллеспонт и Пропонтиду, приблизился к столице с моря. Началась настоящая осада Константинополя.

Однако Лев, высказав блестящие военные способности, сумел прекрасно подготовить столицу к осаде. «Греческий огонь», как и прежде, при искусном пользовании производил опустошения среди судов арабского флота, а необыкновенно суровая зима с 717 на 718 год и голод окончательно расстроили мусульманские войска.

В силу договора со Львом III и ввиду собственной опасности болгары также боролись во Фракии с арабами и наносили им тяжелый урон.   Год с небольшим после начала осады арабы удалились из-под Константинополя, который был спасен энергией и талантом Льва III. Первое упоминание о цепи, преграждавшей путь в Золотой Рог вражеским судам, сделано в связи с этой осадой.

   Историки придают очень большое значение неудаче мусульман в попытке захватить Константинополь. Лев III своим успехом спас не только Византию и восточно-христианский мир, но также всю западноевропейскую цивилизацию. Английский историк Дж.Б. Бьюри называет 718 г. «вселенской датой» (an oecumenical date).

Греческий историк Ламброс сравнивает эти события с персидскими войнами в Древней Греции и называет императора Льва Мильтиадом средневекового эллинизма. Если Константин IV остановил арабов под Константинополем, то Лев III окончательно заставил их повернуть. Это было последнее нападение арабов на «богохранимый» город. Если посмотреть с этой точки зрения, победа императора Льва приобретает всемирно-историческое значение. Экспедиция арабов против Константинополя, также как и имя Масламы, оставили значительный след в позднейшей исламской легендарной традиции. Имя последнего связывается также с мечетью, которую, как говорит традиция, он построил в Константинополе[556].

   Это, однако, была одна из самых блистательных эпох в истории раннего Халифата. Могущественный халиф Валид I (705—715), современник периода анархии в Византийской империи, мог соперничать с императорами в своих строительных достижениях. В Дамаске была возведена мечеть, которая, подобно Св. Софии для христиан, оставалась долгое время самым блистательным архитектурным памятником мусульманского мира. Могила Мухаммеда в Медине была столь же блистательна, как Святой Гроб в Иерусалиме. Интересно отметить, что в мусульманском мире эти здания ассоциировались с легендами, относящимися не только к Мухаммеду, но и к Христу. Первый призыв Иисуса, когда он вернется на землю, объявляет мусульманская традиция, произойдет с одного из минаретов мечети в Дамаске, а свободное пространство рядом с могилой Мухаммеда в Медине будет служить могилой Иисуса, когда Он умрет после Своего второго пришествия[557].
   Постепенно борьба между империей и халифатом приобретала характер Священной войны. Результаты же были неудовлетворительными и для греков, и для арабов, ибо греки не овладели Иерусалимом, а арабы не смогли взять Константинополь. «Под влиянием этого, — писал В.В. Бартольд, — среди христиан, так как и среди мусульман, идея триумфа государства была вытеснена идеей покаяния; и с одной, и другой стороны ожидали конца света. Обоим противникам казалось, что было бы справедливым достижение как раз перед концом света финальной цели государств. В латинском мире, как и в греческом, распространилась эта легенда, что перед концом света христианский государь (франкский король или византийский император) войдет в Иерусалим и передаст свою земную корону Спасителю, тогда как мумульмане ожидали, что концу света будет предшествовать падение Константинополя»[558]. И не случайно, что царствование «единственного благочестивого» омеййадского халифа Омара II (717—720) увидело столетие хиджры (около 720 года), когда конец мусульманского государства и одновременно конец света ожидались после неудачной осады Константинополя, во времена предшествующего халифа, Сулеймана[559].
   Четырнадцатью годами позже, в 732 году, арабское продвижение из Испании в Западную Европу было успешно остановлено при Пуатье Карлом Мартеллом, всемогущим майордомом слабого франкского короля[560].[науч.ред.47]   После поражения 718 года, арабы при Льве III уже не предпринимали серьезных военных действий против империи, тем более что им стала грозить с севера, по-видимому, со стороны Кавказа, хазарская опасность. Известно, что Лев III устроил брак своего сына и наследника Константина с дочерью хазарского кагана, который и стал поддерживать своего нового родственника. Итак, Лев III в борьбе с арабами нашел себе двух иноземных союзников: сначала болгар, позднее хазар. Но тем не менее, арабы не были спокойны и, производя свои нападения в Малой Азии, все еще иногда глубоко заходили на запад, даже, например, до Никои, т.е. почти что до берегов Пропонтиды. В конце своего правления Льву удалось нанести арабам сильное поражение при Акроиноне, во Фригии (теперь город Афиун Кара Хиссар на железной дороге в Конию). Арабы вынуждены были после этого очистить западную часть Малой Азии и отступить к востоку.

   С битвой при Акроиноне мусульмане связывают легенду о турецком национальном герое Саййиде Баттал Гази, борце за веру, могилу которого показывают даже сегодня в одной из деревень на юг от Эскишехра (средневековая Дорилея). Историческим прототипом этого героя был борец за веру Абдаллах ал-Баттал, который пал в битве при Акроиноне[561]. Задача борьбы с арабами была блестяще разрешена Львом III.

   В середине VIII века в арабском халифате вспыхнули тяжелые внутренние смуты в связи с переменой династии: Омайяды были свергнуты Аббасидами. Последние перенесли столицу и центр всего управления из Дамаска в далекий от византийской границы Багдад, на р. Тигр. Все это позволило преемнику Льва III Константину V рядом успешных походов продвинуть границу империи далее на восток на всем протяжении Малоазиатского полуострова.   Однако во времена Ирины, при халифе аль-Махди, арабы снова начали успешные наступательные действия в Малой Азии, и в 782—783 годах императрица была вынуждена начать переговоры о мире. Итоговое соглашение, заключенное на три года, было очень унизительным для империи. Императрица взяла на себя обязательство платить арабам ежегодную дань в размере девяноста или семидесяти тысяч динаров (денариев) в полугодовых взносах. Весьма вероятно, что войска, посланные Ириной в Македонию, Грецию и Пелопоннес в том же году (783) для подавления славянского восстания, были взяты с восточного фронта. Это ослабляло положение Византии в Малой Азии. В 798 году, после успешных операций арабской армии при халифе Харун ар-Рашиде, был заключено новое мирное соглашение с Византийской империей, сводившееся к уплате дани, как при халифе аль-Махди. Очень активные отношения были между императорами исаврийской династии и болгарами. Последние, недавно утвердившись на нижнем Дунае, должны были прежде всего отстаивать свое еще мало устроенное политическое существование против попыток Византии уничтожить дело Аспаруха. Условия же внутренней жизни Болгарии в VIII веке были в этом смысле очень затруднительны: с одной стороны, отдельные болгарские орды и их вожди соперничали друг с другом из-за верховной власти хана и создавали династические смуты; с другой стороны, пришлые победители, тюркские болгары, должны были вести борьбу с покоренными ими славянами полуострова. Болгарские ханы конца VII и начала VIII века искусно действовали по отношению к своему самому опасному врагу, Византии. Как уже было замечено выше, болгары помогли Юстиниану II снова овладеть престолом, а Льву III оказали существенную помощь при отражении им арабов от Константинополя. После этого в течение тридцати с лишком лет византийские писатели ничего не говорят о болгарах. Во всяком случае, при Льве III болгары сумели сохранять с Византией выгодный мир, причем последняя выплачивала им даже некоторую сумму денег.

Обратите внимание

   При Константине V отношения обострились. При помощи переселенных во Фракию с восточной границы сирийцев и армян император построил против болгар укрепления. Болгарский посол был презрительно встречен Константином, после чего болгары открыли военные действия.

Константин совершил восемь или девять кампаний, сухопутных и морских, против болгар, поставив себе целью уничтожение болгарского ханства. Однако, войны шли с переменным успехом, и Константину не удалось добиться своей цели.

Тем не менее, его энергичная борьба и ряд возведенных им против болгар укреплений позволяют некоторым историкам называть Константина «первым Болгаробойцей»[562].

   В самой Болгарии в конце VIII века династические смуты прекращаются; резкий антагонизм между болгарами и славянами сглаживается. Одним словом, там созидается, мало-помалу, Болгария IX века, когда она, постепенно ославянившись, стала представлять собой мощное государство с определенными наступательными планами против Византии. Эта наступательная политика болгар сказалась уже в конце VIII века, при Константине VI и матери его Ирине, когда Византия после военной неудачи должна была согласиться платить Болгарии дань.

   Когда в VIII веке идет речь о военных столкновениях между империей и болгарами, то под последними надо разуметь не только болгар, но и славян, вошедших в состав их ханства. Происходившее в VII веке заселение Балканского полуострова славянами продолжалось и в VIII веке.

Один западный паломник к святым местам, современник Льва III, прибыв в пелопоннесский город Монемвасию, пишет, что последний находился в славянской земле (in Slawinia terrae)[563]. Есть известие о славянах в VIII веке у Диррахиума и Афин[564].

Ко времени Константина V относится упомянутое уже выше знаменитое место в сочинении «О фемах» Константина Багрянородного: «ославянился весь Пелопоннес и сделался варварским, когда чума распространилась по всей вселенной»[565]. Здесь речь идет о страшной эпидемии 746—747 годов, занесенной из Италии и опустошившей особенно юг Греции и Константинополь.

Желая пополнить уничтоженное чумой население, Константин V переселил в столицу жителей из различных провинций.

Таким образом, Пелопоннес в середине VIII века в глазах самих жителей империи уже был ославянившимся; к этому же времени надо отнести прилив новых поселений в Грецию на место жителей, погибших от чумы и отозванных императором для заселения столицы[566].

Важно

В конце VIII века императрица Ирина отправила специальную экспедицию против «славянских племен» в Фессалонику, Грецию и Пелопоннес. Наконец, греческие славяне заявили себя участием в заговоре против Ирины. Из этого видно, что славяне на Балканском полуострове, включая всю Грецию, в VIII веке не только плотно и крепко утвердились, но стали даже принимать участие в политической жизни империи и, конечно, оказывали своими принесенными обычаями влияние на социальные условия местной жизни. Болгары и славяне к IX веку сделались для Византии двумя очень серьезными врагами.

Читайте также:  Модернизация при александре i и николае i

Источник: http://TheLib.ru/books/vasilev_aleksandr_aleksandrovich/istoriya_vizantiyskoy_imperii_t_1-read-27.html

�саврийская» династия и 1-й период иконоборчества

В 717–718 гг., при халифе Сулеймане, арабы предприняли новую попытку овладеть визант. столицей. �х армия высадилась на европ.

берегу и обложила город с суши, флот блокировал Босфор и запер визант. эскадру в бухте Золотой Рог.

Незадолго до этого престол занял стратиг фемы Анатолик Лев III �савр (717–741), к-рый организовал оборону столицы и вел активные действия против арабов на суше и на море.

Осада города, продолжавшаяся в течение года, не принесла арабам успеха.

�х флот понес значительные потери, а в сухопутном лагере при наступлении необычайно суровой зимы начался голод и падеж скота; экспедиции за продовольствием пресекались болгарами, к-рые были в союзе с империей. В авг. 718 г. остатки войска и флота арабов отступили.

Победа над арабами подняла авторитет и популярность нового имп.

Льва III и послужила решающим фактором прекращения внутренней борьбы в империи.

Совет

Вскоре были прекращены мятежи на Сицилии и в Фессалонике и имп. Лев установил свою власть на всей территории Византии.

До нач. XV в. мусульмане ни разу не предпринимали попыток захватить К-поль. В традиции ислам.

мистики этот город приобрел особое эсхатологическое значение; его будущее подчинение религии Мухаммада со временем стало связываться с представлениями об окончательном торжестве ислама накануне конца света. Араб. вторжения в Анатолию продолжались еще в течение неск. десятилетий; их жертвами нередко становились крупные визант. города (�коний, Кесария и др.). Однако арабам уже не удавалось надолго закрепляться западнее гор Тавра. В 726 г. они осаждали Никею, но под стенами города потерпели тяжелое поражение от войск Льва III и его сына и соправителя Константина V. В 740 г. император одержал еще одну решающую победу над мусульманами в битве при Акроине, после чего их вторжения в Анатолию почти прекратились. К сер. VIII в. граница между Византией и халифатом надолго установилась по линии гор Тавра и далее к северо-востоку в районах М. Армении и Понта. Победа при Акроине совпала с началом междоусобной борьбы в халифате, к-рая завершилась переходом власти к династии Аббасидов, переносом столицы из Дамаска в Багдад и общей перестройкой исламской державы. В этот период византийцы перешли к активным действиям против арабов. В 746 г. империи был возвращен Кипр. В 40–50-х гг. имп. Константин V совершил неск. походов на Восток, уничтожил араб. приграничные крепости Феодосиополь, Мелитину и Самосату. Во 2-й пол. VIII в. активность противостояния на Востоке резко упала. Важным условием успехов Льва III в противоборстве с арабами стал союз В. и. с Хазарским каганатом, закрепленный династическим браком Константина V и дочери кагана, принявшей в Крещении имя �рина (733). имп. Лев стал основателем новой, т. н. �саврийской (или Сирийской), династии. Крайний недостаток источников не позволяет подробно говорить об особенностях жизни визант. общества и о деталях внутренней политики в VIII в. Тем не менее в ряду важнейших преобразований �саврийской династии известны: 1) развитие фемной системы (образование новых фем Фракисий и Вукелларии, их укрепление, позволившее поддерживать на должном уровне военной силы в борьбе с арабами); 2) издание нового свода законов («Эклоги»); 3) попытка переосмысления духовных основ визант. общества, выразившаяся в иконоборческом и антимонашеском движении.

�мп. Лев III объявил о запрете икон эдиктом ок. 726 (или 730) г., начался 1-й период иконоборчества (726/30–787). О к.-л.

конкретных последствиях иконоборческого эдикта и о проведении его в жизнь при имп. Льве достоверных сведений нет. За отказ следовать политике императора в 730 г.

был низложен Патриарх К-польский свт. Герман I. В 731 г. Римский Собор во главе с папой Григорием III осудил иконоборческую деятельность имп.

Льва, что привело к фактическому разрыву отношений между К-полем и Римом. В связи с этим имп. Лев III или его сын Константин V отделили Юж.

�талию и Сицилию от Равеннского экзархата и передали их, как и �ллирийский диоцез во главе с Фессалоникой, под церковную юрисдикцию К-поля.

Обратите внимание

Сын и преемник Льва Константин V Копроним вскоре после воцарения был вынужден бороться за престол со своим шурином, стратигом Артаваздом, к-рый был провозглашен в К-поле императором и венчан на царство Патриархом Анастасием. Однако в 743 г. Константин сумел вернуть себе престол и столицу. Выступая продолжателем политики отца, Константин решил придать иконоборчеству статус официально утвержденного Церковью учения и в 754 г. организовал «Вселенский» Собор в �ерии, азиат. пригороде К-поля. На Соборе, проходившем в отсутствие всех Патриархов (отсюда его название — Безглавый) под председательством еп. Феодосия Эфесского, было принято определение (орос) с осуждением почитания икон и мощей святых; были осуждены как «еретики» свт. Герман К-польский и прп. �оанн Дамаскин. Наиболее суровые гонения иконопочитателей, начавшиеся в 762 г., сопровождались комплексом мер, направленных против монашества; были закрыты мн. мон-ри в К-поле и др. городах, монахи подвергались публичным осмеяниям и принуждались к вступлению в брак. При имп. Константине значительно увеличилось количество мучеников и исповедников из числа иконопочитателей, из к-рых наиболее известен прмч. Стефан Новый.

С нач. VII в. империя почти полностью лишилась контроля над Балканами, сохранив за собой лишь неск. пунктов вдоль побережья.

С этого времени началось массовое переселение славян на Балканы, к-рые вскоре колонизовали большую часть полуострова, включая Ср.

Грецию и Пелопоннес, и полностью изменили этнический состав его населения. На этих землях образовались союзы слав. племен — «склавинии».

Они могли вступать в договорные отношения со стратигами местных визант. фем, а также с Аварским каганатом и протоболгарами, образовавшими в 80-х гг. независимое гос-во на территории бывш.

рим. провинций Скифия и Мёзия. Болгария, где в VIII–IX вв. шли процессы взаимодействия тюркских и слав. этнических элементов, стала основным соперником Византии на Балканах.

Константин V первым среди визант. императоров последовательно проводил политику военного давления на болгар. В 60–70-х гг. VIII в.

он совершил ряд походов и морских экспедиций на север Балканского п-ова, одержав ряд крупных побед над болгарами (755 у Длинных стен во Фракии, 773 в Лифосории), и стремился поддерживать на болг.

Важно

престоле сторонников сближения с Византией. Политика Константина позволила приостановить продвижение болгар и установить твердую границу империи в юж. предгорьях Балканского хребта.

Однако в то же время происходило постепенное подчинение болг. ханами «склавиний» в зап. и юго-зап. частях полуострова.

Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 86 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

�. С. Чичуров | Политическая система и государственная идеология В. и. | Административная структура. | А. А. Чекалова, �. С. Чичуров | Эпоха Комнинов. | Период децентрализации империи (1204–1261). | П. �. Жаворонков | От Константина Великого до Юстиниана Великого (311–565). | Окончание христологических споров. | Эпоха иконоборческих споров (717–843). |

mybiblioteka.su — 2015-2019 РіРѕРґ. (0.008 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/9-19099.html

История Византийской империи. Т.1 — Васильев Александр :: Режим чтения

К переизданию цикла общих работ А.А. Васильева по истории Византии

Глава 1
Очерк разработки истории Византии

Краткий очерк разработки истории Византии на Западе

От середины девятнадцатого века до настоящего времени

Глава 2
Империя от времен Константина до Юстиниана Великого

Константин Великий и христианство

«Обращение» Константина

Арианство и первый Вселенский собор

Основание Константинополя

Реформы Диоклетиана и Константина

Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века

Констанций (337—361)

Юлиан Отступник (361—363)

Церковь и государство в конце IV века

Германский (готский) вопрос в IV веке

Национальные и религиозные интересы эпохи

Аркадий (395—408)

Разрешение готского вопроса

Иоанн Златоуст

Феодосий II Малый, или Младший (408—450)

Богословские споры и третий Вселенский собор

Стены Константинополя

Маркиан (450—457) и Лев I (457—474). Аспар

Четвертый Вселенский собор

Зенон (474—491), Одоакр и Теодорих Остготский

Акт единения

Анастасий I (491—518). Решение исаврийского вопроса. Персидская война. Нападения болгар и славян. Длинная стена. Отношения к Западу.

Общие выводы

Литература, просвещение и искусство

Глава 3
Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518—610)

Царствование Юстиниана и Феодоры

Войны с вандалами, остготами и вестготами; их результаты. Персия. Славяне

Значение внешней политики Юстиниана

Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан

Церковная политика Юстиниана

Закрытие афинской школы

Церковные проблемы и пятый Вселенский собор

Внутренняя политика Юстиниана. Восстание «Ника»

Налогообложение и финансовые проблемы

Торговля в царствование Юстиниана[науч.ред.23]

Косма Индикоплов

Защита византийской торговли

Непосредственные преемники Юстиниана

Война с персами

Славяне и авары

Религиозные дела

Формирование экзархатов и переворот 610 г.

Вопрос о славянах в Греции

Литература, просвещение и искусство

Глава 4
Эпоха династии Ираклия (610—717)

Внешнеполитические проблемы. Персидские войны и кампании против авар и славян

Значение персидских кампаний Ираклия

Арабы

Мухаммед и ислам

Причины арабских завоеваний VII века

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя

Славянское продвижение на Балканском полуострове и в Малой Азии. Основание Болгарского царства

План переноса столицы империи

Религиозная политика династии. Монофелитство и «Изложение веры» (экфесис)

«Образец веры» Константа II

Шестой Вселенский собор и церковный мир

Возникновение и развитие фемного строя

Смута 711—717 годов

Литература, просвещение и искусство

Глава 5
Эпоха иконоборчества (717—867)

Исаврийская, или Сирийская, династия (717—802)

Отношения к арабам, болгарам и славянам

Внутренняя деятельность императоров Исаврийской, или Сирийской, династии

Религиозные противоречия первого периода иконоборчества

Коронование Карла Великого и значение этого события для Византийской империи

Итоги деятельности Исаврийской династии

Преемники Исаврийского дома и время Аморийской, или Фригийской, династии (820—867)

Внешние связи Византийской империи

Первое русское нападение на Константинополь

Борьба с западными арабами

Византия и болгары в эпоху Аморийской династии

Второй период иконоборчества и Восстановление Православия. Разделение церквей в IX веке

Литература, просвещение и искусство

Глава 6
Эпоха Македонской династии (867—1081)

Вопрос о происхождении Македонской династии

Внешняя деятельность государей Македонской династии. Отношения Византии к арабам и к Армении

Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами

Византийская империя и Русь

Печенежская проблема

Отношения Византии к Италии и Западной Европе

Социальное и политическое развитие. Церковные дела

Законодательная деятельность македонских императоров. Социальные и экономические отношения в империи. Прохирон и Эпанагога

Василики и Типукит

Книга Эпарха

«Властели» и «бедные»

Провинциальное управление

Смутное время (1056—1081)

Турки-сельджуки

Печенеги

Норманны

Просвещение, наука, литература и искусство

Указатель имен

Византийские императоры

Императоры Латинской империи, и правители мелких независимых государств, существовавших на территории Византии после 1204 г.

Источник: https://royallib.com/read/vasilev_aleksandr/istoriya_vizantiyskoy_imperii_t1.html

Ссылка на основную публикацию