Гибель броненосца «петропавловск»

Как были найдены останки погибших на броненосце «Петропавловск»

31 марта 1904 года недалеко от Порт-Артура взорвался эскадренный броненосец «Петропавловск». На нем погибли командующий флотом в Тихом океане вице-адмирал С. 0. Макаров (о его жизни и смерти мы рассказали в этой статье), начальник его штаба контр-адмирал М. П. Молас, ряд высших офицеров русской эскадры и известный художник В.В.Верещагин.

В числе немногих спасшихся оказались командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Н. М. Яковлев (впоследствии начальник Главного морского штаба и член Адмиралтейств-совета) и капитан 2 ранга великий князь Кирилл Владимирович, возглавлявший военно-морской отдел штаба Макарова.

Спустя несколько лет после окончания русско-японской войны события, связанные с гибелью броненосца, получили неожиданное продолжение. В 1909 году корпус затонувшего корабля, лежащий на расстоянии около 2,5 миль от берега на глубине около 150 футов, приобрел предприниматель Сакурая Цериносукэ, рассчитывавший обнаружить судовую кассу и другие ценности.

Обратите внимание

Однако результаты водолазных работ по обследованию «Петропавловска» оказались иными.

В октябре 1911 года появились первые сообщения об обнаружении внутри корпуса корабля останков русских моряков, в том числе и вице-адмирала Макарова. Официальные японские власти эти известия сразу же опровергли.

Менее чем через два года, летом 1913-го, поступила более достоверная информация: из кают, находившихся по левому борту кормовой части броненосца на средней и нижней палубах, действительно были извлечены останки шести человек. Об этом 2 июня 1913 года в МИД России сообщил консул в г. Дайрен (бывший Дальний) В.В. Траутшольд.

По его словам, Сакурая «выразил готовность передать нам извлеченные им прахи… а также обещал с таким же благоговением и впредь относиться к останкам наших моряков, если таковые будут обнаружены».

Вместе с тем японский предприниматель в беседе с консулом откровенно признался, что лишь поиски судовой кассы заставили его тратиться на обследование жилых помещений корабля, и поэтому «дальнейшие розыски и собирание прахов он мог бы принять на себя не иначе, как по особому на то поручению и при условии возмещения расходов».

Траутшольд обратил особое внимание на необходимость опознания обнаруженных останков, для чего просил предоставить подробные сведения о личном составе «Петропавловска», расположении офицерских кают и «прочие данные, могущие оказаться полезными».

По просьбе помощника начальника Главного морского штаба старший лейтенант запаса К. А.

Унковский, спасшийся при гибели «Петропавловска», представил в Главный морской штаб подробный рапорт, в котором по памяти описал расположение кают на нижней и средней палубах и указал, кем эти каюты могли быть заняты в момент взрыва корабля. Сведения о расположении кают на броненосце сообщили другие спасшиеся офицеры.

Однако сделать однозначные выводы об идентификации останков не удалось. С высокой степенью вероятности были опознаны лишь останки М. П. Моласа. Основанием для этого послужили местонахождение останков в каюте контр-адмирала и его бумажник с визитными карточками, обнаруженный между ребрами найденного в адмиральской каюте скелета на левой стороне груди.

Bo всеподданнейшем докладе от 9 июня 1913 года указывалось:
«По имеемым в Морском генеральном штабе сведениям о расположении офицерских кают на «Петропавловске», а также из показаний спасшихся с означенного броненосца офицеров можно с достаточной точностью предположить, что извлеченные из броненосца прахи суть: флагманского артиллериста капитана 2 ранга Мякишева, старшего офицера броненосца капитана 2 ранга Лодыгина, мичмана Бодиско, мичмана Окунева и полковника Генерального штаба Агапеева (заведующий делами по сухопутной части штаба командующего флотом в Тихом океане. — А. Б.)».

Один из более поздних документов, справка Распорядительного строевого отделения Главного морского штаба, составленная 24 августа 1913 года, то есть уже после похорон останков, вместо А. Н. Лодыгина, А. К. Окунева и С. Д. Бодиско называет другие фамилии: капитана 2 ранга Н. А. Кроуна, флагманского минного офицера штаба С. О. Макарова, капитана 2 ранга К. Ф.

Важно

фон Шульца и флагманского штурмана подполковника Корпуса флотских штурманов А. А. Коробицына, в то же время оговариваясь, что речь идет не о «несомненной достоверности» этих данных, а о «вероятном предположении».

Согласно высочайшему повелению от 9 июня 1913 года, представителем от Морского министерства на будущих похоронах стал бывший командир «Петропавловска», член Адмиралтейств-совета вице-адмирал Н. М. Яковлев, находившийся в то время на Дальнем Востоке с целью инспекции Сибирской и Амурской флотилий.

Особое мнение по поводу предстоящих похорон высказал морской агент (атташе) в Японии капитан 2 ранга А. Н. Воскресенский.

«Создавать из этого события особый церемониал и снова тревожить старые начинающие заживать раны нашего самолюбия, давая повод японцам лишний раз гордиться своими победами и великодушием, являлось бы нежелательным, — писал он в Морской генеральный штаб, — и потому наилучшим было бы по возможности похоронить кости скромно и без шуму в печати».

Однако руководство морского ведомства решило провести похороны в торжественной обстановке, со всеми возможными почестями.

За три дня до этого вице-адмирал Яковлев прибыл в Дайрен, где был встречен Воскресенским и консулом Траутшольдом. В тот же день для участия в похоронах прибыли помощник военного агента в Китае подполковник В. В. Блонский и генерал-майор С. А.

Добронравов, командированный по высочайшему повелению в Маньчжурию для надзора за работами по благоустройству русских воинских кладбищ. Он и принял на себя общее распоряжение похоронами, для организации которых морское ведомство выделило 1500 рублей. 23 июня в 8 часов 30 минут останки погибших офицеров в ящиках были доставлены в православную церковь Дайрена.

По словам Яковлева, «останки представляли собой хорошо промытые кости скелетов, причем череп сохранился в целости только в 1-м ящике, в котором были кости, найденные в помещении адмирала Моласа, у остальных черепа были разбиты на куски». На литии и панихиде присутствовали все русские, находившиеся в тот день в Дайрене. В 7 часов вечера была отслужена вторая панихида.

Как указал в своем донесении Яковлев, «благодаря выписанному для этого церковному хору и двум священникам из Харбина церемонии совершались при подобающей обстановке». После панихиды на гробы были возложены венки.

Утром 24 июня в присутствии всех высших представителей японских властей состоялась заупокойная литургия и панихида, по окончании которой русские офицеры перенесли гробы на четыре траурные колесницы. На двух других колесницах везли около 50 венков, возложенных на гробы русскими и японскими жителями Дайрена и Порт-Артура.

Совет

Между прочими находились венки от японского морского министра, генерал-губернатора Квантунской области, правления Маньчжурской железной дороги, представителей всех японских ведомств и от команды стоявшего в те дни в Порт-Артуре японского крейсера с надписями: «Доблестным русским морякам», «Павшим героям»… Во время церемонии присутствовали английский, немецкий и французский консулы.

Погребальная процессия, предшествуемая конным нарядом полиции, в сопровождении священнослужителей и хора проследовала на вокзал, где гробы были поставлены на катафалк в вагоне экстренного поезда, специально предоставленного для этого случая японскими властями.

По всему пути следования процессии к вокзалу стояли местные жители, учащиеся и наряды полиции.

В Порт-Артур поезд прибыл в 2 часа 30 минут пополудни. На вокзале в Порт-Артуре его встретили войска и власти, гробы перенесли на лафеты артиллерийских орудий. Три лафета везли солдаты крепостной артиллерии, три других — матросы с японского крейсера во главе с офицерами. В таком порядке шествие направилось на кладбище в Порт-Артуре.

Вечером того же дня, после возвращения из Порт-Артура в Дайрен, вице-адмирал Яковлев посетил магазины Сакурая Цериносуке, ведшего водолазные работы на «Петропавловске», где осмотрел предметы, поднятые с броненосца, а 25 июня отбыл во Владивосток. Между тем Сакурая не оставлял надежды извлечь какую-нибудь выгоду из дорогостоящих работ, проведенных им на «Петропавловске».

Однако его неоднократные предложения о продаже русскому правительству корпуса броненосца и о подъеме личных вещей погибших не встретили поддержки в России.

Когда Министерство иностранных дел запросило заключение по этому вопросу Морского министерства, ответ морского министра адмирала Григоровича был твердым и определенным: он «не признал нужным приобретать корпус упомянутого броненосца» и специально подчеркнул, что «вообще считает лишним входить в какие-либо сделки с японцем Сакураем по этому вопросу».

В личном фонде вице-адмирала Макарова, хранящемся в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ), есть несколько фотографий, поступивших в 1950-е годы от Николая Павловича Кирьякова, русского эмигранта, жившего в Маньчжурии. По его словам, он получил эти снимки от бывшего помощника военного агента в Китае В. В. Блонского, умершего в эмиграции в Мукдене в 1947 году.

Как утверждал Кирьяков, фотографии изображают «церемонию перенесения гроба с прахом адмирала Макарова С. О. из Порт-Артура в вагон ж/дороги для следования в Россию». В своем дарственном письме, датированном 10 февраля 1953 года, он далее пишет: «Я не могу точно указать даты, когда происходила церемония перенесения праха знаменитого адмирала, но, насколько я помню со слов полковника Блонского В. В., это событие происходило летом 1907 года, после того, как японцы пытались поднять со дна остатки взорвавшегося на мине 31 марта 1904 г. броненосца «Петропавловск»…

У меня нет сведений, был ли поднят весь броненосец, но, во всяком случае, прахи адмирала Макарова С. О., его начальника штаба адмирала Моласа и известного художника Верещагина В. В. были опознаны водолазами и извлечены из остатков затонувшего корабля».

С этими утверждениями невозможно согласиться. Известно, что тела Макарова и Верещагина не были обнаружены ни сразу после гибели «Петропавловска», ни в дальнейшем. Водолазные работы на корпусе затонувшего броненосца, как мы уже знаем, начались только в 1909 году. Каких-либо достоверных сведений об обнаружении тел погибших до 1913 года не появлялось. Содержание документов, о которых рассказывалось выше, позволяет точно датировать хранящиеся в фонде С. О. Макарова фотографии: они относятся к 1913 году и изображают церемонию перевозки гробов с прахом погибших на «Петропавловске» шести русских офицеров из Дайрена (Дальнего) в Порт-Артур и их захоронения на русском военном кладбище.

Обратите внимание

Удалось установить и имена некоторых изображенных на фотографиях участников церемонии.

Алексей Бочаров
Фотографии из фондов Российского Государственного архива Военно-морского флота (РГАВМФ).

Источник: http://history-paradox.ru/petropavlovsk.php

Эскадренный броненосец «Петропавловск» найден при поддержке Китая

Морской поисково–исследовательский центр Тихоокеанского флота «Искра» поставил своей целью найти место гибели эскадренного броненосца «Петропавловск» – флагмана 1-й Тихоокеанской эскадры России на Дальнем Востоке, и определить точку, в которой покоятся останки корабля.

Предыстория

Изучая материал, касающийся гибели эскадренного броненосца «Петропавловск» – флагмана 1-й Тихоокеанской эскадры России на Дальнем Востоке (он затонул в начале русско-японской войны в акватории внешнего рейда порта Люйшунь, в то время носившего название Порт-Артур), мы постоянно наталкивались на противоречия и загадки, покрывающие таинственным ореолом историю его гибели. На минном заграждении, выставленном японцами на внешнем рейде Порт-Артура, вместе с “Петропавловском” погиб командующий Флотом Тихого океана адмирал Степан Осипович Макаров, который первый в мире применил самодвижущуюся мину (торпеду) в боевых условиях.

Описанию самой гибели «Петропавловска» и причин, вызвавших её, посвящено огромное множество докладов очевидцев, аналитиков и протоколов соответствующих комиссий.

Факт гибели был засвидетельствован не менее четырьмя фотоснимками, хотя корабль ушел на дно за считанные мгновенья, но, как ни странно, официально установленные причины катастрофы до сих пор подвергаются сомнению, и выдвигаются все новые версии, вплоть до организованной на броненосце диверсии.

Мы ставили перед собой задачу приподнять завесу загадочности над таинственной гибелью одного из лучших кораблей Российского флота того времени.

Читайте также:  Действия северного флота на коммуникациях в заполярье

Вот что писал один из очевидцев этой трагедии:

31 марта 1904 г. при маневрировании по выводу русской эскадры на боевую позицию для отражения японского флота в 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал.

Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью.

Важно

Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду.

Шлюпки с других кораблей бросились подбирать плававших в воде людей. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом Тихого океана контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II).

Поиски командующего флотом вице-адмирала Макарова не принесли результатов. Он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М.П.

Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются) и известным художником-баталистом Василием Верещагиным – другом адмирала Макарова.

В результате переговоров, при активной поддержке проекта со стороны Посольства России в Китае, нам был определен китайский партнер, который должен был взять на себя выполнение функций по подготовке к выполнению экспедиционных работ. Этим партнером стал Центр подводной археологии Национального музея Китая, которым руководил господин Чжао Цзябин.

Китайской стороной было принято решение проводить поиск совместными силами, используя для этой цели суда Военно-морского флота НОАК.

Поиск новых материалов по «Петропавловску» продолжался одновременно с подготовительными работами.

Одной из загадок было то, что нет никаких данных, находится ли корпус «Петропавловска» на дне, или был утилизирован? А если это действительно так и есть, то кто предпринял такие действия? Возможно, он был разрезан и поднят японцами во время Второй Мировой войны, а может быть, сама китайская сторона таким образом освободила проход на внешнем рейде, которому препятствовал затонувший корабль. Так или иначе, надежда найти сам корпус корабля перед поиском была минимальной. Мы надеялись найти хотя бы фрагменты корпуса, оставшиеся на дне, и установить точные координаты места гибели корабля и его экипажа. Перед проведением работ мы объехали побережье полуострова Люйшунь, беседовали со старыми рыбаками, задавали вопрос: «Есть ли на дне рядом с проходом во внутренний рейд большой корабль или нет?». Один рыбак с полной уверенностью сказал: «Да есть, мы даже туда ходим ловить рыбу на удочку. Называем мы его – Две пушки». Но показать место на карте этот рыбак не смог. Так или иначе, данные рыбака вселяли некоторый оптимизм.

Между Центром «Искра» и Научно-исследовательским институтом подводного культурного наследия Китая был подписан Договор о совместной работе. Договор подписал господин Лю Шугуан – директор НИИ. Начало работ было спланировано на 10 октября 2011 г. Непосредственно перед стартом проекта к нему подключилась нефтяная компания «Роснефть», президент которой Эдуард Худайнатов с большим желанием откликнулся на обращение Посольства России в Китае об оказании финансовой помощи нашему проекту. Благодаря этому все условия китайской стороны были выполнены своевременно, и можно было приступать к фактической работе.

Реализация проекта

Перед проведением поисковых работ были проработаны материалы, указывающие на место гибели броненосца. Абсолютно достоверных карт с нанесенной точкой гибели броненосца обнаружено не было. При дополнительном анализе информации было выделено два наиболее достоверных, на наш взгляд, источника:

  • фотография, сделанная штабс-капитаном В. Ручьевым в момент гибели корабля. Место съемки – г. Золотая;
  • карта минных тралений 1904 г., с указанием места нахождения корабля.

Исследовательская группа сопоставила фотографии, сделанные в момент гибели “Петропавловска” с современными спутниковыми картами. По данным источников было обозначено четыре предполагаемых точки возможного нахождения корабля.

Итак, работа началась.

Необходимо было на практике проверить все аналитические расчеты, которые были предварительно проведены по данным различных источников.

Согласно заключенному контракту с китайской стороной наша делегация 9 октября прибыла в г. Далянь. Первый рабочий выход в море состоялся 21 октября.

Он был организован на водолазном судне водоизмещением около 80 тонн.

В этот день в южной части района была обнаружена цель, по характеристикам напоминающая корабль: длина около 110 метров, ширина 22 метра, курс цели 120.

На следующий день, буквально через 10 минут после входа в район буксируемая часть прибора попала в рыболовные снасти и вышла из строя с повреждениями на судне-носителе.

Совет

26 октября состоялся очередной выход в море. В районе также по нашему проекту работало большое спасательное судно ВМФ НОАК. После спуска приборов и водолаза все-таки были получены данные показаний гидролокатора кругового обзора и видео запись подводного робота, совместно были проанализированы результаты этой работы. Вывод не дал положительных результатов.

Следующий выход 30 октября происходил уже с использованием промерного эхолота, который предоставили военные. Показания эхолота дали информацию о низком возвышении цели, обнаруженной на первом выходе, и практически не оставили надежду в том, что найденный объект является «Петропавловском».

2 ноября был организован выход в море только с магнитометром, он подтвердил то, что цель, ранее обнаруженная в южной части района, не является «Петропавловском», так как в этом месте на дне нет ни одного металлического объекта,

Следующий выход 4 ноября был уникальным по комплексному использованию приборов, одновременно использовались:

  • гидролокатор бокового обзора Klein 4200,
  • магнитометр GEOMETRICS G-882sx,
  • профилограф EDGETECH 3100P.
  • Координирование работ осуществлялось по DGPS.

С технической стороны одновременное использование такого количества приборов является уникальным фактом. Это было достигнуто благодаря высокому профессионализму операторов приборов, но, главным образом, благодаря умению экипажа судна маневрировать в сложных условиях.

На выходе отмечалась высокая организованность и слаженность в работе всех членов международной команды, особенно представителей Китая в лице ВМФ НОАК.

Выход в море был нацелен на дообследование ранее обнаруженных целей.

После прохода сомнительных объектов, все внимание было сосредоточено на цели, которая единственная на всей площади района поиска дала характерный магнитный сигнал, т.е. была массивным металлическим объектом. Цель эта располагалась в северо-западной части района, и первоначально не обратила на себя внимания, т.к.

не давала особенно характерного изображения на экране гидролокатора бокового обзора, имея геометрические характеристики по размерам менее целого корпуса корабля.

На различных галсах цель была обследована более 10 раз, что позволило определить достоверно ее геометрические характеристики.

Осредненные данные показали следующий результат:

  • длина объекта около 90 метров,
  • возвышение объекта практически по всей длине составляет чуть более 2-х метров,
  • ширина объекта порядка 10 метров.
  • Координаты центра объекта:
  • Ш = 38°46’,565 С
  • Д = 121°16’,188 В

Нанеся точку на карту, получили почти полное совпадение с точками, полученными аналитическим путем, из чего сделали окончательный вывод, что данный объект является останками эскадренного броненосца «Петропавловск».

Поскольку найденный объект не может быть идентифицирован как целый корпус броненосца, а только его фрагмент, версия о том, что сам корпус был утилизирован, подтвердилась. Вероятнее всего, это произошло во время Второй Мировой войны.

Заключительным, и самым торжественным моментом проведенной экспедиции стало возложение венков к месту гибели эскадренного броненосца.

Обратите внимание

Хотя мы нашли точку гибели корабля, нами были раскрыты не все тайны гибели «Петропавловска». Возможно, совместно с китайскими партнерами мы продолжим этот проект, и доведем его до логического завершения.

Журнал “Россия и Китай” №7

Источник: http://www.ruchina.org/china-article/china/77.html

Этот день в истории: 1904 год — гибель броненосца «Петропавловск»

13 апреля 2017
09:37

13 апреля 1904 года во время русско-японской войны (1903−1905) на рейде осажденного Порт-Артура на японской мине подорвался и затонул флагман русской Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск». В числе погибших были командующий вице-адмирал Степан Осипович Макаров и известный художник-баталист Василий Верещагин.

Осадив Порт-Артур, японский адмирал Хэйхатиро Того разработал план по блокаде и уничтожению русского флота. Суть его заключалось в том, чтобы скрытно поставить напротив выхода из гавани минное заграждение, а затем выманить на него русскую эскадру отрядом — «приманкой» из крейсеров.

▼ читать продолжение новости ▼

В ночь на 13 апреля 1904 года японские минные заградители провели постановку мин под прикрытием четырёх отрядов эсминцев. Японский отряд был обнаружен, однако командующий флотом С. О.

Макаров посчитал, что подозрительные корабли — русские миноносцы, направленные им в дозор.

Накануне вечером командующий флотом решил провести ночной поиск в районе островов Эллиот и в случае обнаружения противника атаковать его торпедами.

Вскоре после выхода в море миноносцы «Смелый» и «Страшный» отстали от своего отряда, а затем и вовсе разлучились, и действовали самостоятельно. Дойдя до Эллиота и не обнаружив там противника, отряд повернул обратно. Шесть кораблей благополучно вернулись в Порт-Артур.

Отставший «Страшный» наткнулся на один из отрядов японских миноносцев, прикрывавших постановку. На рассвете русский миноносец был атакован и после неравного боя потоплен. Вышедший ему на помощь броненосный крейсер «Баян» был обстрелян подошедшими крейсерами противника.

Важно

Подняв из воды 5 матросов, уцелевших из экипажа погибшего миноносца, «Баян» полным ходом направился в базу.

Не ожидая выхода всех кораблей и не отдав приказа протралить рейд, С. О. Макаров в 7 часов повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного», успешно миновав минное поле.

«Петропавловск» открыл огонь по японским крейсерам; японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру. Здесь к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего С. О.

Макаров вновь пошёл на сближение с противником, не подозревая, что на этот раз курс вёл прямо на мины.

13 апреля 1904 года в 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал.

Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью.

Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду.

▼ читать продолжение новости ▼

Шлюпки с других кораблей бросились подбирать плававших в воде людей. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М.

Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане капитана II ранга Великого Князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II). Но поиски командующего флотом не принесли результатов.

Совет

Вице-адмирал С. О. Макаров погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа.

Погибли также 18 корабельных офицеров, 652 матроса. Кроме того, среди погибших был известный художник-баталист В. В. Верещагин, делавший наброски для будущих картин во время похода.

Гибель «Петропавловска» крайне отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры. Флот потерял не только один из броненосцев, но и талантливого руководителя и организатора обороны Порт-Артура вице-адмирала С. О. Макарова, пользовавшегося у личного состава любовью и уважением.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2017/04/13/etot-den-v-istorii-1904-god-gibel-bronenosca-petropavlovsk

31 марта – годовщина гибели броненосца «Петропавловск»

С небольшим опозданием, но все таки! 😉

Эскадренный броненосец «Петропавловск», построенный в Петербурге в 1892-1898 гг., при водоизмещении около 11400 т способен был развивать скорость более 16 узлов. В его вооруженный арсенал входили:

— четыре 305-мм и двенадцать 152-мм орудий;

Читайте также:  Святополк окаянный - братоубийца на престоле

— шесть торпедных аппаратов;

— противоминная артиллерия калибром 37 и 47 мм, которая к началу русско-японской войны считалась недостаточной для того, чтобы отражать атаки миноносцев.

На броненосце был огромный запас мин: 18 боевых мин Уайтхеда, а также несколько десятков якорных мин заграждения. Каждая из них была снабжена 55 кг пироксилина.

Погреб, в котором хранились мины, находился недалеко от крюйт-камеры 305-мм башни, где располагались 120 боевых зарядов, упакованные в шелковые картузы и медные пеналы.

Наличие на броненосце разнообразного вооружения – даже ручного огнестрельного и абордажного оружия, десантных пушек и минных катеров – отражало стремление командирования сделать из броненосца универсальный корабль, который можно бы было использовать для разных целей. Именно поэтому наличие мин считалось закономерной и общепринятой нормой вооружения, которую пересмотрели лишь после горького опыта русско-японской войны.

Начало конца

В середине XIX века Япония, открыв свои границы и наладив торговые и политические отношения со многими европейскими странами, начала активно вести борьбу за экономическое влияние в Азии. Первым под удар попало китайское государство династии Цин. После этого Япония обратила свой взгляд на Корею, рассчитывая использовать ее в качестве «трамплина» для вторжения в Азию.      

С Россией у Японии возник конфликт из-за соперничества за влияние в Маньчжурии и Корее.

Основной целью японского плана войны было уничтожение российской Маньчжурской армии, а также завершение военной кампании до того, как из Центральной России подойдет подкрепление.

Именно поэтому японское командование решило установить господство на Желтом море, а для этого нужно было нанести внезапный удар по российскому флоту, который на тот момент находился в Порт-Артуре.

Трагедия броненосца «Петропавловск»

В конце марта 1904 года вице-адмиралу С.О.

Макарову — командующему Тихоокеанским флотом – удалось заполучить информацию о том, что в районе островов Эллиот будут собираться японские транспортные суда, которые перебросят вражеские войска на Квантунский полуостров. Макаров решил отправить на перехват десанта группу миноносцев, а утром 31 марта вывести в открытое море из Порт-Артура эскадру, чтобы окончательно уничтожить противника.

Адмирал Х. Того, который потерпел неудачу в своих попытках заблокировать выход русским судам из Порт-Артурской гавани, разработал новый план, как уничтожить пароходы-брандеры противника. Суть плана заключалась в том, чтобы тайно поставить напротив выхода из гавани заграждение из мин, а потом выманить на это место русскую эскадру с помощью «приманки» из крейсеров.

Обратите внимание

Мины были поставлены в ночь на 31 марта минным заградителем под названием «Корю Мару», которого наспех переделали из транспорта под прикрытием 4-х отрядов миноносцев. С. О.

Макарову доложили о подозрительных кораблях на выходе из гавани, но он ошибочно принял их за своих.

Дело все в том, что накануне вечером командующий русским флотом, решив провести ночной поиск противника в районе островов Эллиот, отправил в дозор несколько миноносцев.

Отряд успешно доплыл до островов и, не обнаружив там врагов, повернул в обратную сторону. Миноносец «Страшный» немного отстал от отряда и ночью наткнулся на корабли японцев, которые прикрывали постановку мин. Он принял врагов за своих, поэтому спокойно присоединился к ним.

У японцев «чужак» также был принят за своего, поэтому не вызвал опасений. А на рассвете, когда «Страшный» подал опознавательные сигналы, был незамедлительно атакован. После короткого боя русский корабль был потоплен. На помощь миноносцу вышел броненосный крейсер «Баян», но его также встретили шквалом огня.

Подняв из воды уцелевших из утонувшего миноносца 5 матросов, крейсер на полном ходу направился в базу.

Не ожидая, пока все корабли выйдут, в 7 часов С. О. Макаров отдал приказ немедленно атаковать. Он повел броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и еще 4 крейсера к месту, где утонул «Страшный», успешно проплыв минное поле. «Петропавловск» открыл огонь по японцам.

Те, в свою очередь, отступили на восток, где располагались основные силы их флота. Русский отряд вынужден был повернуть к Порт-Артуру, где к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет». После этого С. О. Макаров снова пошел в атаку.

Правда, в этот раз курс был выбран неправильно, так как отряд шел прямо на мины.

Важно

Вскоре на мачте «Петропавловска» взвился сигнал, оповещающий о том, что всем миноносцам следует войти в гавань, поэтому крейсер начал поворачивать вправо. В 9.

43 раздался взрыв, который пришелся на район носовой башни главного калибра, в результате чего боезапас сдетонировал. Сила взрыва выбросила за борт носовую 305-мм орудийную башню, дымовые трубы вместе с кожухами.

Буквально через минуту броненосец своей носовой частью погрузился в воду. После этого взорвались котлы и «Петропавловск», разломившись на две части, полностью утонул.

Из всего экипажа броненосца удалось спасти только 80 человек, в том числе командира корабля капитана первого ранга Н. М. Яковлева, начальника военно-морского отдела штаба командующего Тихоокеанским флотом контр-адмирала Кирилла Владимировича.

А вот поиски командующего флотом были безуспешными — вице-адмирал С. О. Макаров погиб вместе с 10 штабными офицерами, 18 корабельными офицерами и примерно 650 матросами. На крейсере также находился известный художник-баталист В. В.

Верещагин, который во время похода делал наброски своих будущих картин. Ему также не удалось выжить.

Моряки посчитали, что «Петропавловск» потопила подводная лодка, поэтому они открыли беспорядочную стрельбу по воде и по плававшим обломкам корабля. Положение еще больше усугубилось из-за подрыва на мине броненосца «Победа», который вынужден был срочно повернуть в гавань.

Какой бы парадоксальной не выглядела ситуация, но Того не стал наступать, а просто бездействовал, наблюдая за тем, как русский флот терпит неудачу.

Совет

Несмотря на существенные преимущества, японский командующий, желая минимизировать собственные потери, не рисковал вступать в бой.

Кроме того, он ожидал от русских ожесточенное сопротивление, поэтому примерно в три часа дня Соединенный флот полностью скрылся за горизонтом.

Последствия гибели броненосца «Петропавловск»

Гибель крейсера «Петропавловск» крайне негативно повлияла на боевую деятельность всей Тихоокеанской эскадрильи. Флот вместе с одним из броненосцев, потерял и талантливого руководителя – вице-адмирала С. О. Макарова, который пользовался большим авторитетом у личного состава.

После смерти адмирала, моральный дух русских офицеров и матросов в значительной степени подорвался, что в конечном итоге привело к гибели Порт-Артурской эскадры. При этом японцы понесли меньшие потери, позволив Того встретить при Цусиме и полностью разгромить 2-ю эскадру Тихого океана.

Последующие обследования затонувшего броненосца

В 1909 году корпус затонувшего броненосца, который лежал на расстоянии примерно 2,5 миль от берега на глубине около 36 м, купил предприниматель Сакурая Цериносукэ.

Он рассчитывал обнаружить на затонувшем корабле судовую кассу и другие ценные предметы. Лишь спустя 2 года появились первые слухи о том, что внутри корпуса крейсера были обнаружены останки русских моряков, включая и тело вице-адмирала С. О.

Макарова. Японские власти же официально данную информацию опровергли.

В 1913 году стали известны новые данные о том, что из кают, которые находились по левому борту кормовой части корабля на средней и нижней палубах, были извлечены останки 6-ти человек. Из них был опознан только один – это начальник штаба первой Тихоокеанской эскадры контр-адмирал М.П. Молас.

Его прах через некоторое время был переправлен в Санкт-Петербург для погребения. Тела остальных моряков были захоронены японцами со всеми требуемыми воинскими почестями на русском военном кладбище в Порт-Артуре 24 июня 1913 года.

Обратите внимание

Сакурая Цериносукэ в свою очередь предложил правительству России приобрести у него корпус броненосца, но вскоре получил отказ.

Позже специально назначенная комиссия, после проведенных исследований, установила, что «Петропавловск» быстро погиб из-за взрыва одной или нескольких японских мин, которые были связаны между собой одной цепью. Вслед за этим последовала детонация боевых зарядных отделений торпед, а также якорных мин и боезапаса в крюйт-камере 305-мм зарядов. Последним аккордом стал взрыв цилиндрических котлов.

Источники:

http://en.coolreferat.com/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=2

http://tsushima.su/RU/libru/i/Page_7/page_18/page_19/page_29/page_29_001/

http://clubs.ya.ru/sea-legend/replies.xml?item_no=5184

http://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=1296103

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/rjvminen/05.htm

http://keu-ocr.narod.ru/Petropavlovsk_sunk/

Источник: http://mreen.org/day-in-history/31-marta-godovschina-gibeli-bronenosca-petropavlovsk.html

Трагедия тихоокеанской гавани

13 апреля 1904 года тихоокеанская эскадра потеряла флагманский корабль, Порт-Артур — мощный козырь в обороне, а российские морские силы — талантливого флотоводца. Гибель броненосца «Петропавловск» стала настоящей трагедией для страны и послужила толчком к созданию нового типа кораблей.

В ночь на 13 апреля 1904 года японские морские силы скрытно установили минное заграждение на выходе из гавани Порт-Артур — российской базы Тихоокеанского флота. До этого все попытки японцев запереть российские корабли в гавани заканчивались неудачей.

Накануне, 12 апреля, командующий тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Осипович Макаров отправил в рейд к островам Эллиот два отряда из восьми миноносцев: «Сторожевого», «Смелого», «Страшного», «Расторопного», «Бесшумного», «Боевого», «Выносливого» и «Грозового». Предполагалось, что у островов будут сосредоточены транспортные суда с японскими войсками, которые готовятся для переброски на Квантунский полуостров. Задача наших морских сил — не допустить переброски.

«Севастополь», «Полтава» и «Петропавловск» в восточном бассейне Порт-Артура

Приближаясь к островам, корабли для маскировки выключили кильватерные огни и продолжили путь в темноте. Так отстали и потерялись два миноносца — «Смелый» и «Страшный».

Основная группа, не обнаружив у островов Эллиот ни одного вражеского судна, устремилась к островам Шантасао. На рассвете моряки заметили мощную группировку неприятельских кораблей, по всем параметрам превосходившую наш отряд, и повернули назад, на базу. Туда же вскоре направился и «Смелый».

Второй отставший от группы миноносец — «Страшный» — наткнулся на отряд вражеских кораблей. Приняв в темноте японские миноносцы за свои, «Страшный» приблизился к ним. Японцы увидели опознавательные знаки российского миноносца и открыли огонь.

Завязался бой: один корабль против почти десятка японских. Всего через несколько минут «Страшный» пошел ко дну.

Миноносец «Страшный»

Вскоре к месту баталии прибыл броненосный крейсер «Баян». Он принял на борт спасшихся матросов и поспешил вернуться в Порт-Артур. Тогда на место боя отправился сам командир флота, адмирал Макаров. Броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и крейсеры «Аскольд», «Диана», «Новик» и «Баян», минуя минное заграждение, вышли к месту гибели «Страшного».

Важно

Несколько успешных атак — и вражеские корабли стали отступать на восток, где к ним присоединились основные силы японского флота. В это время пополнился и отряд Макарова — у Порт-Артура в него вошли броненосцы «Победа» и «Пересвет». Степан Осипович взял курс на сближение с противником.

Было около 10 утра, когда в носовой части «Петропавловска» с правого борта раздался мощный взрыв — броненосец наткнулся на минное заграждение.

Всего через минуту под воду ушла носовая часть корабля, а после взрыва котлов, буквально разломившего броненосец на две части, корабль полностью ушел под воду — вместе с командующим.

Адмирал Макаров

После гибели броненосца взявший на себя командование эскадрой контр-адмирал Павел Ухтомский развернул корабли к базе. Японцы, наблюдавшие за происходящим, не стали атаковать. Через несколько часов они покинули Порт-Артур.

Из 650 членов экипажа «Петропавловска» удалось спасти лишь 80 моряков. Остальные находившиеся на борту, включая адмирала Макарова, погибли.

По стечению обстоятельств в тот день на броненосце находился и известный художник-баталист Василий Верещагин.

Незадолго до событий он прибыл в Порт-Артур по приглашению Макарова и работал над зарисовками морских баталий.

Потерять в один день и флагманский корабль, и несколько сотен человек, и командующего флотом — это была настоящая трагедия.

Совет

Все бы мы перенесли легко, — писал в дневнике мичман И. Ренгартен, — но гибель командующего — это уж слишком громадное несчастье. Мы теперь похожи на туловище умнейшего человека, которому отрубили голову.

Через 8 лет после трагедии в России построили подлодку «Краб» — первый в мире подводный минный заградитель, спроектированный участником обороны Порт-Артура Михаилом Налетовым: «Мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели броненосца „Петропавловск“. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели».

Читайте также:  Правление тимура и государство тимуридов

Источник: https://defendingrussia.ru/a/tragedija_tihookeanskoj_gavani-2018/

Броненосец “Петропавловск”: история, описание конструкции, характеристики. Гибель броненосца “Петропавловск”

«Петропавловск» – эскадренный броненосец, некогда принадлежащий Российскому Императорскому флоту. Он был флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры, которая принимала участие в русско-японской войне. В конце марта 1904 г. корабль затонул вблизи Порт-Артура, подорвавшись на вражеской мине. Его гибель стала одной из самых трагических страниц в истории российского флота.

Предпосылками для принятия программы по ускоренному развитию Балтийского флота России в 1890 г. стало небывалое усиление германского ВМФ.

За пять последующих лет планировалось построить 50 миноносцев, 10 броненосцев, а также несколько крейсеров и канонерских лодок. Было решено назвать все броненосные корабли в честь сражений армии и флота России в XVIII и XIX веках.

В частности, название «Петропавловск» было связано с победой русских войск, защищавших Петропавловский порт на Камчатке.

Броненосец «Петропавловск» начали строить 19 марта 1892 г., а официальная его закладка состоялась 7 мая в Санкт-Петербурге. На ней присутствовал сам император Александр III. Уже спустя два с половиной года, а именно 28 октября 1894, его спустили на воду. Испытания броненосца проходили с конца 1897 по начало 1899 г.

После того как корабль был полностью оснащен необходимым вооружением, он вышел в свое первое плавание на Дальний Восток, где и продемонстрировал свои отличные мореходные качества.

В общем, броненосец «Петропавловск» по тем временам считался хорошо вооруженным военным судном с довольно высокой максимальной скоростью в 16,86 узла.

Броненосец «Петропавловск»: описание конструкции

Данный корабль, как и остальные броненосцы типа «Полтава», имел довольно необычную форму корпуса: борта, находящиеся над главной палубой, были как бы завалены внутрь.

Такая особенность в основном характерна именно для французских кораблей. Она позволяла значительным образом облегчить вес надводной части корпуса.

Длина судна по ватерлинии составляла 112,5 м, ширина – 21,3 м, осадка в груженом виде – 8,6 м.

Обратите внимание

У корабля имелась скругленная корма и три палубы: верхняя, главная, или батарейная, и нижняя. Корпус имел прямой форштевень и таран, выдававшийся вперед на 2 м. Он подкреплялся шпироном снаружи и броневой палубой внутри.

У корабля было три мачты: грот- и фок-мачта, а также вентиляционная, располагавшаяся между двумя дымовыми трубами. Последняя из них была ниже, что являлось главной отличительной особенностью этого судна (см.

фото броненосца «Петропавловск»).

Бронирование

В этом плане данное судно практически ничем не отличалось от других кораблей такого же класса.

У него имелся основной броневой пояс высотой 2,29 м и длиной 73,15 м, располагавшийся по ватерлинии, который защищал котлы, машины и низ орудийных башен. Он составлял около 65 % всей длины корпуса.

Толщина брони в разных частях корабля значительно отличалась. Так, центр судна был защищен броней в 406 мм, а башни главного калибра оснащались 305-миллиметровыми плитами.

Над основным броневым поясом находился верхний, который доходил до башен главного калибра. Его толщина составляла 127 мм, высота – 2,29 м, а длина – примерно 50 м. Кроме того, башни и барбеты главного калибра также были укреплены броней толщиной в 254 мм, а среднего – 127-миллиметровыми плитами. А вот четыре 152-мм орудия и вовсе не имели никакой защиты, кроме стандартной бортовой обшивки.

Артиллерия

Орудия главного калибра броненосца представляли собой четыре пушки, располагавшиеся парами в кормовой и носовой башнях.

Их поворот и вертикальная наводка производилась при помощи гидравлических, а подача боеприпасов – посредством электрических приводов.

Важно

Орудия среднего калибра состояли из двенадцати пушек Канэ, восемь из которых находились в двухорудийных башнях, а остальные располагались между ними.

Противоминная артиллерия была представлена 38 пушками Гочкиса и была разбросана по всей территории корабля. На вооружении десанта имелись две пушки Барановского. В зависимости от ситуации, их можно было устанавливать как на колесные, так и на тумбовые лафеты.

Русско-японская война

Ночью 27 января 1904 г. броненосец «Петропавловск» вместе с остальными кораблями, входящими в состав Тихоокеанской эскадры, находился на рейде вблизи Порт-Артура.

Внезапно русский флот был атакован японскими миноносцами, которые выпустили в его сторону 16 торпед.

Как оказалось впоследствии, эскадра была совершенно не готова к такому повороту событий и не смогла эффективно отразить атаку противника.

В возникшей неразберихе, заключавшейся в том, что адмирал Спарк никак не мог поверить в то, что началась война с японцами, и почти в течение часа приказывал передавать сигналы с флагманского «Петропавловска» с требованием не открывать огонь. А в это время вражеские торпеды успели подбить российский крейсер «Паллада» и броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич».

К утру главные силы японцев, состоящие из девяти крейсеров и шести броненосцев, в число которых входили и корабли адмирала Х. Того, появились вблизи Порт-Артура. Они завязали бой с российской эскадрой, который длился не более 40 минут. После этого японцы отступили.

Данный бой не принес существенных результатов ни одной из противоборствующих сторон, хотя несколько кораблей и получили повреждения. В их числе оказался и броненосец «Петропавловск».

В него угодило несколько снарядов, однако они не нанесли большого урона, поэтому никак не повлияли на боеспособность судна.

Новый командир эскадры

В первые дни войны в результате бездарного руководства адмирала Спарка российский флот потерял несколько своих кораблей. После его отставки командующим эскадрой назначили вице-адмирала С. О. Макарова, который прибыл в Порт-Артур в конце февраля 1904 г. Он поднял свой флаг сначала на крейсере «Аскольд», а затем перенес его на эскадренный броненосец «Петропавловск».

В течение следующего месяца корабль под командованием С. О. Макарова несколько раз выходил в море, чтобы отработать план совместного маневрирования.

Совет

В один из таких дней между японской и русской эскадрами произошла двухчасовая перестрелка, однако из-за слишком большого расстояния снаряды не долетали до цели и падали в воду.

Лишь один раз залпом с корабля «Победа», на борту которого имелись дальнобойные орудия, удалось повредить вражеский броненосец «Фудзи».

Хитрый замысел

Японским адмиралом Х. Того был разработан план по блокировке российского флота в гавани Порт-Артура посредством пароходов-брандеров. Суть его замысла заключалась в том, чтобы незаметно установить минное заграждение и после этого выманить прямо на него русскую эскадру, причем приманкой должен был стать отряд, состоящий из нескольких крейсеров.

Этот план был осуществлен ночью 31 марта. Русские заметили японский отряд кораблей, но так и не атаковали его. Они приняли их за свои же миноносцы, отправленные С. О. Макаровым в дозор накануне вечером в район островов Эллиота.

Вскоре после выхода в море два корабля – «Страшный» и «Смелый» – каким-то образом отстали от основного отряда, а затем, разделившись, и вовсе стали действовать самостоятельно.

Дойдя до искомых островов и не обнаружив в этом месте противника, шесть русских миноносцев вернулись в Порт-Артур. Отставший от них «Страшный» в темноте принял японский отряд кораблей за свой и примкнул к нему.

Но когда настало утро, и русский миноносец был обнаружен неприятелем, его немедленно атаковали. В ходе непродолжительного боя он был подбит и потоплен. К нему на помощь был послан крейсер «Баян», которому удалось спасти всего нескольких матросов.

Гибель броненосца «Петропавловск»

Не дождавшись выхода всей эскадры и не приказав протралить рейд, С. О. Макаров на броненосце в сопровождении «Полтавы» и еще четырех крейсеров с самого утра отправился к месту затопления миноносца «Страшный». На этот раз ему удалось без проблем обойти вражеское минное заграждение.

В это время на горизонте показались несколько японских крейсеров, по которым из «Петропавловска» был открыт огонь. Неприятель начал отступать на восток, но вскоре к нему на помощь пришли его главные силы. Увидев это, русские корабли повернули к Порт-Артуру. Уже по пути к ним присоединились два броненосца – «Пересвет» и «Победа». После этого С. О.

Макаров принял решение опять пойти на сближение с врагом и взял курс прямо на заминированный японцами участок.

Обратите внимание

В 9 ч. 43 мин. 31 марта 1904 г. при развороте корабля «Петропавловск» с его правого борта прогремел взрыв. Он повредил носовую башню главного калибра, вследствие чего сдетонировал боезапас. Взрыв был такой мощности, что за борт выбросило носовую 305-миллиметровую орудийную башню, кожухи и дымовые трубы.

Кроме того, произошло обрушение фок-мачты, которая полностью разрушила ходовой и командирский мостики. Броненосец стал медленно погружаться в воду своей носовой частью, а вскоре прогремел и последний мощный взрыв – это взлетели на воздух котлы. После этого корабль распался на две части и быстро ушел под воду.

Последствия

Шлюпкам, которые были посланы спасти оставшихся в живых людей, удалось подобрать лишь около 80 человек. В их числе оказались командир корабля Н. М. Яковлев и двоюродный брат Николая II великий князь Кирилл Владимирович. А вот С. О. Макаров с десятью штабными и восемнадцатью корабельными офицерами погибли.

Взрыв унес также жизни более шестисот матросов. Кроме того, было установлено, что на борту корабля в тот момент находился и В. В. Верещагин – известный художник, погибший на броненосце «Петропавловск» вместе с остальными членами экипажа.

В его обязанности входило делать наброски во время похода, которые затем пригодились бы для написания будущих картин.

Взрыв броненосца «Петропавловск» имел весьма неблагоприятные последствия, которые отразились на боевой деятельности всей Тихоокеанской эскадры. Мало того что флот потерял один из лучших броненосцев, так он еще лишился и талантливого организатора и руководителя обороны Порт-Артура – адмирала С. О.

Макарова, которого очень уважали и любили его подчиненные. Ему так и не смогли найти равноценной замены до самого конца русско-японской войны. Так случилось, что свидетелем гибели броненосца был инженер-изобретатель М. П. Налетов.

Именно это событие и натолкнуло его на мысль о создании такого подкласса кораблей, как подводные минные заградители.

Память

В конце июня 1913 года в присутствии императора Николая II в Кронштадте торжественно открыли памятник С. О. Макарову. Автором этого проекта стал скульптор Л. В. Шервуд, который изобразил на постаменте гибель броненосца «Петропавловск».

К 100-летию этой трагедии в Петербурге была установлена мемориальная доска, на которой запечатлены имена всех 635 членов экипажа этого корабля. Кроме того, в часовне св. Николая Чудотворца при морском храме Спас-на-Водах имеется памятная латунная плита.

А для тех, кто интересуется кораблями, есть возможность своими руками сделать броненосец «Петропавловск», модель которого можно легко найти на специализированных ресурсах.

Поиски

В конце 2011 года была организована совместная российско-китайская поисковая экспедиция, целью которой было установление точного места гибели знаменитого корабля. Поиски броненосца «Петропавловск» проводились на территории Китая в районе Люйшуня (бывшего Порт-Артура).

Членами экспедиции в Желтом море был обнаружен металлический массив, имеющий длину около 90 и ширину до 13 м. Специалисты склонны считать, что это и есть затонувший во время русско-японской войны броненосец «Петропавловск».

На дне были обнаружены некоторые предметы, которые могли бы подтвердить эту догадку, однако они пока что так и не подняты на поверхность.

Источник: https://2qm.ru/obrazovanie/istorija/bronenosec-petropavlovsk-istoriia-opisanie-konstrykcii-harakteristiki-gibel-bronenosca-petropavlovsk.html

Ссылка на основную публикацию