Феномен григория распутина в отечественной истории

Григорий Распутин: какую роль он сыграл в истории России?

Ровно 146 лет назад родился знаменитый Григорий Ефимович Новых, известный как Григорий Распутин.

Друг последних Романовых, лекарь больного сына царской семьи, тайный советник и легендарный кутила: «старец» славился на всю Российскую Империю своими сверхъестественными способностями, и даже после его убийства личность Распутина не была забыта, а лишь обрастала новыми слухами.

Впоследствии в разгар революции именно ему приписывали и серьезные политические решения императора Николая. Какую же роль играл этот мистический, но все же реальный исторический персонаж в истории России? Diletant. media выяснял у экспертов

1

Алексей Уминский

Сегодня, в 21 веке, оглядываясь назад, кажется, что его роль была очень опасной, очень соблазнительной.

Обратите внимание

Это был человек, который брал на себя роль некого пророка и толкователя воли Божьей в царской семье, и во многом его собственное присутствие в семье государя во многой степени напрягло атмосферу перед Первой Мировой войной.

О нем, конечно, много распущено слухов, его имя стало притчей во языцех, но его фигура была такой странной и мутной.

Герман Лукьянов

Эту историческую фигуру всегда немного демонизируют, считая, что он что-то там определял. На самом же деле он мог определять только незначительные моменты в истории. Он не мог повелевать событиями и предопределять коренные события. Я глубоко убежден, что своими действиями он, конечно, вошел в историю России, но с таким минусом, что нельзя говорить об его плюсах.

2

Алексей Уминский

На него ссылается императрица в своих письмах. Распутин, конечно, влиял не только на царскую семью, но и на структуру церкви, ее кадровую политику, и тех людей, которые были настроены против него, он пытался убрать из окружения государя.

Герман Лукьянов

Иногда это приписывают ему, но я считаю, что влиять на политические события он не мог, как внутри страны, так и во внешнем мире. Это не было ему дано, в том числе, в силу существующего политического режима. Конечно, на какие-то решения он мог влиять, но играл там незначительную роль. Мог рекомендовать кого-то на какие-то должности, но последнее слово — за монархом.

3

Алексей Уминский

Это подтверждено достаточно достоверными вещами. Но какая была составляющая этой силы — неизвестно. У него была особенная сила, особенное обаяние, которое позволяло привлекать к себе внимание и властвовать над умами и душой тех людей, которые ему доверяли. Не могу сказать, что его одаренность была светлой и Богом дарованной, но она была.

Он собирал вокруг себя целый круг почитателей и почитательниц в основном, которые ему сильно доверяли. А вот слухи о нем как о человеке развратном, устраивающем какие-то оргии — конечно, надуманные обвинения. Часть священнослужителей очень поддерживала Распутина, епископ Феофан ввел его в царскую семью.

Но очень резко к его влиянию относилась преподобная Елизавета Федоровна.

Герман Лукьянов

Естественно, он обладал незаурядными способностями, это известный факт. Известно, что он останавливал кровь у царского наследника, как-то он успокаивал родительские сердца в отношении их больного сына. Да, он был близок к членам царской семьи и тесно общался с ними, но не более того.

4

Алексей Уминский

Важно

Государь был недоволен тем влиянием, которое Распутин оказывал на его семью, но ничего с этим сделать не смог, очевидно, потому что Распутин обладал способностью останавливать кровь цесаревича Алексея, таким образом, влияя на царскую семью.

Герман Лукьянов

Потому что император понял, какую роль он занял при дворе, и принял решение, чтобы Распутин был удален от императорского двора.

Николай уже неоднократно высылал Распутина, однако ему каким-то образом удавалось вновь представать перед царскими очами.

Он обладал незаурядной способностью , обучался гипнозу, но это все были искусственные приемы, так что он был немного авантюристом, решал свои собственные задачи.

5

Алексей Уминский

Сложно об этом говорить, но мне кажется, у русской революции были более глубокие корни. Но вот само появление Распутина в такой сложный период оказалось значимым и неслучайным, в этом есть определенный знак, в том, что такая фигура неоднозначная и во многом лживая оказалась в центре царской семьи и получила какие-то рычаги управления.

Герман Лукьянов

Я не думаю. Он мог влиять только на физиодинамическую часть истоири влиять, но вообще историю делает народ, историю делают нации. Там были замешаны глобальные силы, на которые личность этого одного человека повлиять не могли. Не может один человек без полиции, без аппарата, без масс сделать историю.

Источник: https://diletant.media/duels/27409654/

Какова роль Григория Распутина в падении Российской империи

До столетней годовщины Великой русской революции остался год. А 1917-й, от которого мы отсчитываем современную историю нашего государства, во многом остается загадкой.

Особенно Февраль – стремительное, происшедшее всего за несколько дней крушение империи.

Как ни странно это звучит, но глубинные причины, пружины и весь ход стремительной Февральской революции, сокрушившей монархию и империю, остаются неисследованными.

Совет

Мы долго удовлетворялись простыми объяснениями советской историографии: созрела революционная ситуация, самодержавие себя исчерпало, верхи не могут, низы не хотят… Потом во всем стали видеть заговоры, влияние темных сил и чужих денег. Настало время спокойного, серьезного и глубокого анализа. Хотя трудно остаться беспристрастным, когда речь идет о таких драмах и трагедиях такого масштаба.

Не правильным ли будет сказать, что революция началась в декабре 1916 года, когда в столице был убит Григорий Ефимович Распутин?

Если бы он сам так вдохновенно не рассказывал о том, как тайно управляет Россией, как вертит императрицей и самим самодержцем. Если бы ему так безоговорочно не поверили.

Если бы общество не было буквально заворожено экзотически-диковатым безумием этого сумрачного чудодея. Если бы ему не приписывали сверхъестественные способности и невероятные мужские достоинства.

Он сам точно избежал бы страшной и мучительной смерти во время ночного ужина в одном из питерских дворцов. И возможно, жизни многих других людей тоже были бы спасены.

Тобольскому крестьянину Распутину приписывают особую роль в судьбе последнего императора и его семьи, в истории династии Романовых, да и всей России. Убили Распутина, рухнула монархия.

Как это произошло?

В Гатчине представили коронационный альбом Александра III

Императрица родила четырех дочерей. А от нее требовали наследника, будто родить мальчика зависело только от ее желания. 30 июля 1904 года, в разгар Русско-японской войны, императрица разрешилась от бремени долгожданным мальчиком. Но родительское счастье оказалось недолгим. Наследник русского престола был неизлечимо болен.

Гемофилия – наследственное заболевание. Генный дефект мешает крови свертываться. Любая травма вела к кровотечению, которое не удавалось остановить. За одну ночь император состарился на десять лет. Болезнь цесаревича Алексея изменила судьбу России в ХХ столетии. Императорская семья замкнулась в своем кругу.

Все мысли – о больном мальчике.

Обратите внимание

Императрица не пожелала покориться судьбе. Глубоко набожная, она была мистиком, это позволяло надеяться на чудо. И оно явилось в облике крестьянина Григория Распутина. Его привел во дворец духовник Николая II и Александры Федоровны ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Феофан. Он восторгался Распутиным:

– Есть еще Божьи люди на свете. Вот ими-то и держится еще святая Русь.

Несколько раз цесаревичу Алексею становилось легче в момент появления Распутина. Едва ли Григорию Ефимовичу под силу было остановить кровотечение. Скорее, его появление удачно совпадало с окончанием очередного приступа. Но успокоить, снять у мальчика напряжение и страх он точно мог.

Появление Распутина возле трона принесло императорской семье некоторое облегчение и вернуло надежду. Но общество словно оскорбилось близостью тобольского мужика к престолу.

В петроградских салонах заговорили о любовном треугольнике – Николай, Александра и Григорий. В народном представлении царь повенчан с Россией, то есть личной жизни у него быть не должно.

И потому общество возненавидело его жену, которую он действительно любил и любовь к которой скрывать не хотел.

В чем только не обвиняли императрицу! В том, что у нее роман с Распутиным. Что она пустила старца в спальню великих княжон. Что пыталась отравить собственного сына, поэтому цесаревич Алексей такой больной. Что Александра Федоровна вознамерилась свергнуть мужа, занять трон и сама править Россией. И все эти небылицы изо дня в день повторяли самые разные люди! Происходило унижение власти.

А в 1914 году началась война. Неудачи на фронтах породили слухи о немецком заговоре.

Пошли разговоры о том, что императрице немецкая кровь дороже русской! Императрица – немецкий агент! Помешательство? Глупость? Продуманная атака на правительство с дальней целью – взять власть в свои руки? Впору говорить об информационной войне.

Важно

Императрица-немка превратилась в самую удобную мишень. Слухи о немецком заговоре в дворцовых кругах подорвали не только репутацию императора, но и боевой дух вооруженных сил.

Почему император не отвечал на нападки оппозиции? Во-первых, он был занят делом, которое считал более важным: войной. Во-вторых, считал ниже своего достоинства отвечать на оскорбления личного свойства. Не на дуэли же ему с ними драться…

В Екатеринбурге предложили канонизировать приближенных семьи Романовых

16 декабря 1916 года Распутина убили. Это сделали великий князь Дмитрий Павлович – двоюродный брат Николая II, князь Феликс Юсупов, женатый на племяннице царя, и монархист Пуришкевич. Это был страшный удар для несчастной матери – императрица верила, что только Распутин способен уменьшить страдания ее больного сына.

Если здраво рассуждать: что дурного сделал России Григорий Ефимович Распутин? И не смешно ли вообще говорить, что он погубил империю. Ну что же, приехал в Петербург тобольский крестьянин – и рухнула империя?

Теперь установлено документально: ничего из того, что он рассказывал о себе и что о нем говорили другие, не было! Просто были люди, которые завидовали положению Распутина у трона, были те, кто использовал его в своих политических целях, и те, кто его ненавидел. Они убили Распутина. Эта история получила грандиозный резонанс! Тем самым они расшатали трон. Монархия рухнула, большевики пришли к власти, началась Гражданская война, и Россия умылась кровью.

Программа Леонида Млечина “Вспомнить все” выходит на ОТР по понедельникам.

Источник: https://rg.ru/2016/04/28/kakova-rol-grigoriia-rasputina-v-padenii-rossijskoj-imperii.html

Влияние Григория Распутина на развитие России в начале ХХ века

Каждый период Смуты на Руси рождает своего Распутина. Написано о нем достаточно много. Почти все жизнеописания имеют оттенок бульварного романа. В них больше стремления к сенсации, нежели желания разобраться в этом странном и зловещем феномене российской жизни начала века.

А для чего обращаться сегодня к событиям почти вековой давности? Так сложилось, что каждая смута рождает своего Распутина. Смуты на Руси, увы, повторяются, поэтому иметь представление о феномене Распутина нелишне и нам, встречающим ХХI век.

Распутин родился в 1869 году1 в сибирском селе Покровское Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Ефима Распутина. Благочестивый отрок с 15 лет превратился в блудодея, вора и хулигана, которого даже наказывали розгами.

Так продолжалось до 25 лет, потом нрав Распутина вдруг резко переменился (сам он объяснял это сильным впечатлением, которое произвел на него монах Мелетий Заборовский,- Распутин однажды вез его от Покровского до Тюмени).

Совет

В 1893 году, оставив жену и детей, Григорий отправился странствовать по святым местам. За несколько лет он посетил Лавры и многие видные монастыри, побывал в Верхотурье, Сарове, в Одессе, Киеве, Казани, Москве, Петербурге.

Добрался до святого Иоанна Кронштадтского и был им принят очень хорошо.

По возвращении Распутина в Покровское слава его стала распространяться далеко за пределы родного села. В 1903 году Григорий впервые посетил Петербург, а в 1905 году поселился здесь.

Его необычно яркая личность и феноменальные способности очень скоро обратили на себя всеобщее внимание. Слух о «святом старце», который пророчествует и излечивает болящих, быстро достиг самого высшего общества.

Он очень успешно справлялся с различными нервными расстройствами, снимал тики, останавливал кровь, легко снимал головные боли, прогонял бессонницу. Но многие современники считали причиной феноменального воздействия Распутина на окружающих его огромную гипнотическую силу.

Многие слабые  люди, в особенности истеричные женщины, уже через короткое время совершенно подчинялись его воздействию и теряли собственную волю.

Скоро Распутин стал модным и известным человеком в столице, вхожим в самые великосветские гостиные. Великие княгини Анастасия и Мелиса познакомили его с царской семьей. Первая встреча с Распутиным произошла в начале ноября 1905 года и оставила у императорской четы очень приятное впечатление. Затем такие свидания стали проходить регулярно.

Император и императрица относились к своему гостю по-разному. Для Николая Распутин был прежде всего «русским мужиком». Для императрицы Александры Федоровны Распутин значил гораздо больше. Это было связано с ее глубокой личной драмой. В августе 1904 года2 у императорской четы родился долгожданный сын – цесаревич Алексей.

Однако радость родителей была непродолжительной. Прошло несколько недель, и они узнали, что малютка болен тяжелой и неизлечимой болезнью – гемофилией (несвертываемость крови). Тяжелые страдания и постоянное болезненное состояние вызывали синяки и кровотечения в суставах.

Обратите внимание

Мучения горячо любимого сына разрывали сердца родителей. Особенно тягостно сказалась болезнь Алексея на императрице, которая с годами стала страдать истерией. Она все свои надежды возложила на милость Божию. Распутин с его умением останавливать кровь оказался для нее настоящим «Божьим посланником».

В способностях Распутина прежде всего надо искать причину огромного влияния на императрицу. Его    вид, ласковый голос очень благотворно влияли на Алексея. Несколько раз он был обязан жизнью Распутину. Так, в 1912 году3, во время пребывания царской семьи в Спале, Алексей едва не умер после сильнейшего кровоизлияния.

С этого времени авторитет Распутина в глазах императрицы стал безграничным.

Каждый день Распутин принимал множество людей. Многие приходили к нему, чтобы выхлопотать повышение по службе или другие льготы, иные с жалобами или доносами, было немало и таких, которые искали в беседе с ним совета и душевного облегчения. Через руки Распутина проходили огромные суммы, задерживалось у него не так уж много – финансовые дела по большому счету его не занимали.

С 1915 года Николай лично руководил армией. Императрица с рвением взялась помогать мужу, но больше навредила ему. Она советовалась во всем с Распутиным, а затем добивалась от мужа нужных ей государственных решений.

  Распутин был для императрицы главным советником в вопросах внешней и внутренней политики, и в семейных делах царской фамилии. Распутин был не просто советником, но и эталоном для оценки других людей. Александра не особенно заботилась, чтобы будущий министр имел специальную подготовку.

Значение имело то, чтобы он был приемлим для божьего человека. По советам Распутина назначались и смещались даже самые высшие лица государственного и церковного управления.

Читайте также:  Внешняя политика россии в эпоху дворцовых переворотов

За 16 месяцев с июля 1915 года4 Россия пережила министерскую чехарду: за это время сменилось 4 премьер-министра, 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства и 3 военных министра.

Переходя к изучению влияния Распутина на ход верховного управления, на смену и назначения министров и церковных иерархов, мы должны подчеркнуть, что описанные явления развернулись на фоне маразма не только бюрократии и самодержавия, но и всего русского буржуазного общества: маразма дворянства, повторявшего лишенные всякого содержания формулы; духовенства, утратившего всякую связь с народом; интеллигенции, уклонявшейся от воинской повинности.

Важно

В разной тональности выдержаны воспоминания о Распутине. Наиболее объективными исследованиями  представляются спустя годы после их первой публикации книги С.П.Белецкого5 и Н.Н.Евреинова6. Впрочем, С.П.

Белецкому, бывшему директору Департамента полиции, трудно быть объективным по всем позициям, да и писал он на основе личных воспоминаний, но знал много. Что же касается Н.Н.

Евреинова, то этот блиставший в начале века литератор, публицист, искусствовед предложил не только собственную версию «феномена» Распутина, но и анализ большого числа свидетельств его фантастического возвышения при российском императорском дворе.

Мемуаристы и исследователи, обращаясь к личности Распутина, более всего пишут о Распутине-гипнотизере, шарлатане, актере-лицедее, развратнике и т.п., — так или приблизительно так раскрывается «тайна» Распутина такими мемуаристами, как С.П.Белецкий, Морис Палеолог. Но, как справедливо замечает Н.Н.

Евреинов7, были и ранее при императорском дворе всевозможные гипнотизеры, шарлатаны-целители, юродивые, но никто из них не сумел добиться «положения»8, равного распутинскому. В Распутине не только сосредоточились все качества, которыми обладали временные или постоянные фавориты дома Романовых, но и нечто, присущее лишь ему одному. Н.Н.

Евреинов видит сугубо распутинское в своеобразной «маске» — в первоначально-культовом значении маски в смысле личины божества. В этом, по мнению автора, и состоит тайна распутинского лицедейства.

Распутин был, по мнению Евреинова, эпилептиком, страдавшим явной религиозной манией, в результате гипноза своей «мифологической маски»9 покорившим слабую волю и императорской четы, и царского двора, а благодаря природной сметке, добившимся исключительного материального положения и власти в государстве Российском накануне смутного времени.

А что влекло к Распутину государя? Тут уже другая его способность выходит на передний план. Морис Палеолог10 цитирует самого Николая II: «Когда у меня забота, сомнение, неприятность, мне достаточно пять минут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почувствовать себя укрепленным и успокоенным.

Совет

Он всегда умеет сказать мне то, что мне нужно услышать»11. Стало быть, говоря современным языком, экстрасенс? А если и так, в чем укорить здесь уставшего на государственной службе императора? У каждого уважающего себя государственного деятеля сегодня есть курирующий его психолог, а то и психотерапевт.

Лишь бы сугубо медицинские консультации не оказывали влияния на жизнь государства.

Сколь бы ни была условна роль личности в российской истории, стоит изучать страницы этой истории. Конечно же, не распутины делают историю. Обычно они появляются в нужный момент. И потому каждая смута на Руси имеет своего Распутина…

Авторы: Запорожцева Ю.Е., Сафронов О.С.

Примечания:

  1. Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2000. — С.435.
  2. Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991: Пер. с фр. – М.: Прогресс – Академия, 1992. – С.300.
  3. Миронов Г.Е. История государства Российского. ХIХ век. – М.: Книжная палата,1995. – С.611.
  4. Сидоров А.Л. Последний временщик последнего царя.//Вопросы истории. — №12,1964. – С.90.
  5. Белецкий С.П. Григорий Распутин. – П.: Былое,1923. – С.58.
  6. Евреинов Н.Н. Тайна Распутина. – М.: Былое,1924. – С.150.
  7. Там же. – С.155.
  8. Там же. – С.162.
  9. Там же. – С.170.
  10. Палеолог М. Распутин. – М.: Былое,1923. – С.112.
  11. Переписка Николая и Александры Романовых. T. III. – М.; Л., 1917. —   С.207.

Источник: http://vrnbiz.ru/vliyanie-grigoriya-rasputina-na-razvitie-rossii-v-nachale-xx-veka

Необъяснимый феномен Распутина

Среди множества неоднозначных личностей, подаренных нам русской землей, был Григорий Распутин. Практически неграмотный уральский мужик обрел такую необъяснимую известность, которой не было ни у царей, ни у великих полководцев, ни у власти держащих. Даже сегодня не стихают споры о его способностях, странной кончине. Кто же ты Гришка Распутин? Провидец или демон?

Григорий Ефимович Распутин жил в ту пору, когда Россия пребывала в ситуации, что было необходимо что-то перестраивать, очевидцем и действующим лицом этих изменений он и был.

Григорий Распутин родился 21 (по старому стилю — 9) января 1869 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. Прародителей Распутина можно считать пионерами Сибири.

Тогда-то они и получили фамилия Изосимовы, в честь Изосима, который покинув Вологодский край ради Урала. Распутиными стали два сына Насона Изосимова — и далее их дети.

Григорий Распутин был пятым ребенком в семье, правда все предыдущие дети умерли еще в детстве. Назвали Григория по имени святителя Григория Нисского. При описании детских лет Распутина, его зачастую описывали как богатыря, подковы гнущего, а в реалии рос он мальчиком хиленьким и был плох здоровьем.

С одной стороны, Распутина описывают, как набожного человека, который, молился как о людях, так и о животных. Ему приписывали разные чудодейственные дарования, в частности он умел поладить с домашней скотиной.

А с другой стороны, многие описывают молодые года Распутина как череду преступных и безнравственных лет, в которых присутствовали прелюбодеяния и воровство.

Обратите внимание

Григорий Ефимович на плясках повстречал свою будущую жену. Женился как он, говорил по любви. Её имя Прасковья Фёдоровна Дубровина. По началу все в их жизни шло гладко.

Но вот родился первенец …Жизнь его оборвалась через несколько месяцев. Не было предела горю его родителей. Распутин усматривал в этом трагическом событии какой-то знак свыше. Он постоянно молился, боль его стихала в молитвах.

Вскоре у пары родился второй ребенок — опять мальчик, позже еще две дочери.

Близкие потешались над ним. Он перестал есть мясо и сладкое, ему слышались голоса, от Сибири до Петербурга и назад он ходил пешком, жил на подаяния. Все его откровения призывали к покаянию.

Иногда эти предсказания чисто случайно могли совпасть (пожары, падеж скота, гибель людей) — и простой люд поверил, что полоумный — провидец. К нему потянулись ученики, и ученицы.

Это длилось примерно 10 лет.

В 33 года Григорий решал ехать Петербург. Его протежировал ректор Духовной академии епископ Сергий представляя его как «божьего человека».

Главным пророчеством старца оказалось предречение погибели нашего флота при Цусиме. Скорее всего, все его пророчество была банальная аналитика прочитанного в газете, и про устаревшие корабли, про разрозненное руководство, отсутствие секретности. Николай II был человеком безвольным и суеверным.

Под стать себе он выбрал и жену. Она питала доверие к мистике, прислушивалась к «народным старцам». Поражение в русско-японской войне, смута внутри государства, гемофилия наследника в полной мере расшатало их психическое состояние. Поэтому появление в царском дворце Распутина вполне ожидаемо.

Впервые чета Романовых и Распутин встретились 1 ноября 1905 года. Мало образованный мужлан навсегда поселился в царском доме, захватил их дух и головы. Со временем его назначили духовником Романовых, после этого двери дворца и супружеских покоев были для него открыты всегда. В это же время он произносит свою сакральную фразу: «Пока я жив, будет жить и династия».

Важно

Все увеличивающееся влияние Распутина пугала двор. С ним пытались побороться законным путем, расследуя его деятельность, религиозным, Синод пытался развенчать его личность. Все бесполезно. Феномен Распутина непонятен до сих пор.

Он на самом деле мог облегчить приступы гемофилии наследника, стабилизировать психику императрицы.

Что он для этого делал? Как утверждали очевидцы Распутин был обладателем странного взгляда, это заключалось в глубоко посаженных серых глазах, которые как будто излучали свет изнутри и сковывали волю царского семейства.

Этот оборотень, обосновавшийся во дворце назначал и снимал чиновников по телефону, решал судьбу России на международной арене, порывался поехать на фронт, рекомендовал царю встать главнокомандующим, что из этого вышло известно.

Распутин вершитель судеб, чьи приказы не могли быть не исполнены, так как неисполнение приравнивалось к самоубийству. Этот мужик не знал грамоты, научившись писать со временем лишь какие-то каракули. А уж о моральном облике даже не стоит упоминать.

Вереница пьянок, оргий, проституток до конца жизни.

Первое покушение на него состоялось 29 июля 1914 года, ненормальная Хиония Гусева бросилась на старца с ножом и ранила того в живот. Он выжил.

В ночь на 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Романов и депутат Пуришкевич позвали в гости Распутина в Юсуповский дворец.

Когда не удалось его отравить цианидом, Юсупов стреляет в Распутина из револьвера в спину, но и это не убило провидца, тогда Пуришкевич трижды стреляет в Распутина, тело связали и бросили в Неву.

Совет

Самое удивительное, что когда выловили труп и провели вскрытие, в легких обнаружили воду, то есть он утонул. Мистика. Царица была вне себя от злости, но по требованию императора участников заговора не тронули. Распутина погребли в Царском Селе.

Вскоре пророчество Гришки сбылись. Династия рухнула. Тело Распутина решили эксгумировать и сжечь.

Кто же ты, мужик Распутин? Со временем православные круги предлагали канонизировать личность Гришки Распутина. Предложение не поддержали. Но это все равно не помешало появиться религиозным ученикам Распутина. Семейство Распутина, кроме дочери Матрены, которая уехала во Францию, а потом в Америку, было раскулачено и отправлено в Сибирь, где след их теряется.

Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/grigorij-rasputin-vsya-pravda-i-lozh.html

К исследованию жизни и смерти сибирского опытного странника г. е. распутина-новых

Впервые в историографии Калмыкии процесс христианизации калмыков рассмотрен как один из факторов их интеграции в политическое, экономическое и социокультурное пространство Российской империи (Т. 3. С. 259 -291).

К событиям в Калмыкии были причастны многие знаменитые личности – политические и общественные деятели, военные, представители культуры (Аюка-хан, Д. Тундутов, С. Тюмень, А. Амур-Санан, Х.М. Джа-лыков, Э.Т. Деликов, О.И. и Б.Б. Городовиков и многие другие). Было бы полезно дать больший иллюстративный материал, в том числе фотографии.

К сожалению, в трехтомнике отсутствует указатель географических названий, а также использована единственная работа на калмыцком языке, что отнюдь не умаляет значимость коллективной работы.

Без преувеличения можно сказать, что коллективная монография «История Калмыкии с древнейших времен до наших дней» вносит существенный вклад не только в монголоведение и калмыковедение, но и шире – в историческую науку России.

К.В. Орлова

Коцюбинский А.П., Коцюбинский ДА. Григорий Распутин: Тайный и явныт: Житие опыгтного странника сквозь призму его личности. Дневник Распутина. СПб.: Лимбус Пресс, 2003. – 480 с.

К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНИ И СМЕРТИ СИБИРСКОГО «ОПЫТНОГО СТРАННИК А» Г.Е. РАСПУТИНА-НОВЫХ

«Распутин не шутит!» – гласит рекламный лозунг интерактивного шоу «Ужасы Петербурга», которое с середины 2000-х гг. проводится в ТРК «Нептун» в нашей северной столице – «действа, происходящего в пространстве стереоэффектов, видеопроекций, голографических инсталляций и хитроумнейших мультимедийных трюков».

А еще: водка “Rasputin” (Германия), пиво “Old Rasputin” (США) и – просто “Rasputin” (Нидерланды), сигареты “Rasputin black” и “Rasputin white” (США), магазин “Rasputin International Food” в Энсио (США), музыкальный магазин “Rasputin” в Сан-Франциско (США), водочный бар “Rasputin” в Торонто (Канада), круп-

ная русскоязычная дискотека «Распутин» в Дюссельдорфе (Германия), мужской клуб «Распутин» в Москве, мужской эротический журнал «Распутин», выходящий один раз в месяц на русском и английском языках, ну и, конечно же, песня очаровательных мулаток из группы “Вопеу-М”… Шутка ли, но о такой, поистине мировой, славе Григорий Распутин-Новых, крестьянин села Покровского Тобольской губернии, и мечтать не мог!

Обратите внимание

Быть в центре внимания – главная страсть Распутина при жизни воплотилась и в его историографической истории, на протяжении которой его образ не избежал изрядной мифологизации, превратившись из исторической темы в продукт массового потребления, «рецепты изготовления» которого зависят от общественного заказа, падкого на «сенсации» и «разоблачения». «Загадка российской истории», «святой грешник» и даже – «святой демон», – «сумасшедший монах», «адъютант Господа Бога» – как только не крестили Распутина в исторической и около-исторической литературе.

Однако, как справедливо отметила дочь Распутина – Матрена, – «Распутин был по преимуществу человеком». Скорее всего, это действительно было так.

А исследование «человека», как справедливо отмечают в своей монографии доктор медицинских наук А.П. Коцюбинский и кандидат исторических наук Д.А. Коцюбинский, предполагает иной способ анализа – не фактов, а дискурса.

Невозможно «исторически» понять Григория Распутина-Новых, не исследовав «сибирскую природу» распутинского характера – культурную среду, его воспитавшую, – историю формирования его личности и характера.

Так же невозможно понять «феномен Распутина» и природу раскола общества на его сторонников и противников, не исследовав мир столичного бомонда начала XX в.

с его салонной культурой, вечеринками «с гитарой» и цыганскими романсами, балами в «старорусском стиле», славянофильской рефлексией и поисками «Русской Души», «рафинированным» православием, склонным к самобичеванию, не исследовав принципы нравственного дворянского воспитания.

До сих пор в историографии не поставлен вопрос о связи «феномена Распутина» с культурой (кстати, вполне русской и православной) старчества, юродства, странничества и преклонения перед «Божьими людьми».

Невозможно понять и истоки заговора против Распутина, не исследовав биографии и дискурсивный опыт каждого заговорщика.

Важно

Только полноценное исследование биографии – среды, в которой вырос и сформировался человек, круга общения, круга интересов, свойств характера, убеждений, нравственных принципов, личной и личностной истории, стиля поведения, культуры общения – может позволить приблизиться к пониманию личности и ее дискурса. И это методологическое правило должно

быть применимо не только в отношении Распутина, но и в отношении каждого из заговорщиков.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

А между тем, «распутинская» историография предлагает широкий спектр «гипотез» и «версий», основанных либо на личном отношении к «Распутину», либо на несуществующих источниках, либо на стремлении во что бы то ни стало «разоблачить» и «открыть глаза».

Читайте также:  Ольвия и тира

Серьезной заслугой Коцюбинских на пути к обозначенному ими в качестве цели «комбинированному историко-психологическому анализу» Григория Распутина представляется попытка исследования его характера, который с медицинской позиции оценивается как «истероидная психопатия» и в основе которого лежала склонность к бродяжничеству, вызванная психологической неспособностью планомерно продуктивно трудиться и удерживаться на каком-то одном месте.

По мнению авторов, на формирование такого типа характера оказала влияние родовая травма и первый сексуальный опыт, имевший место в 16-летнем возрасте и содержащий половое извращение, которое учинила над молодым Распутиным жена престарелого армейского генерала – И.Д. Кубасова – с шестью своими служанками и которое сформировало в Распутине модель интимных отношений.

Другой важной чертой личности Распутина, по мнению авторов исследования, было стремление постоянно быть в центре внимания, связанное с замкнутостью Распутина в детском и подростковом возрасте, результатом чего был недостаток к нему внимания со стороны сверстников.

Именно стремление быть в центре всеобщего внимания, по версии Коцюбинских, было основным личностным устремлением во всех его делах – в планомерности достижения внимания со стороны царственных особ, в его паломничестве в Иерусалим, немало поспособствовавшем его возвышению, в «министерской чехарде», где не последнюю роль играли «личные счеты», в гипнотических занятиях, дарующих власть над волей человека, в «банных оргиях» и «радениях» Распутина, дающих возможность почувствовать себя чуть ли не Богом, укрощая гордыню великосветских барынь. Исследование характера «старца» позволяет говорить о том, что Распутина бесполезно оценивать с позиции однозначных определений (хлыст, «старец», мужик, святой или грешник). Реализуя свою личностную стратегию, он брал «от твари по паре» – от хлыстовства, православия, монашества, крестьянства и т.д. то, что позволяло личностно самореализоваться.

Авторами в исследовании также заявлена перспектива анализа «феномена Распутина» в рамках ситуации тотального кризиса, провоцирующего неуверенность и безволие на разных уровнях российского общества в начале XX в. Коцюбинские фактически подводят читателя к мысли, что

успех и популярность сибирского мужика с железной волей и способностью подчинять себе людей стала результатом многочисленных «стрессов»: политического стресса, вызванного революцией 1905-1907 гг.

, неудачей в Русско-японской войне, Манифестом 17 октября, ставшего одновременно и личным стрессом для Николая II, общественного стресса, вызванного страхом перед освободительным движением и ощущением отсутствия политической воли, а значит и социальной защищенности, и выразившегося в склонности к мистицизму, к поиску ощущения защищенности в области чувственных переживаний (напоминает ситуацию начала 1990-х гг.), стресса традиционной духовности и кризиса Русской православной церкви как ее оплота. Немаловажен в этом ряду и личный стресс императрицы Александры Федоровны, вызванный болезнью единственного и долгожданного наследника. В условиях глобальной неуверенности, отсутствия политической и императорской воли, расшатанности традиционных общественных основ «старец», знающий, что нужно делать и как нужно делать, был обречен на популярность и реализацию простейшей личностной программы – быть в центре внимания.

Совет

В то же время, несмотря на наличие ряда достоинств, в исследовании Коцюбинских наблюдается приверженность к сенсационности в не меньшей степени, чем в большинстве «распутинской» литературы.

В частности, авторы исследования идут на поводу у популярной «версии» о гомосексуальной природе ненависти заговорщиков к «старцу». Серьезный «научный» вывод, открывающий широкую перспективу для «дискуссий», но абсолютно не обоснованный данными источников.

«Процент лиц с нетрадиционной половой ориентацией среди заговорщиков явно превышал среднесоциальную норму» – утверждают Коцюбинские.

Более того, они рассматривают «порок» в качестве основы союза заговорщиков как лиц, «привыкших жить в условиях двойной морали, навязанной гонофобским обществом», продолжив таким образом «нескончаемый поток фактологических ошибок и явно фантастических деталей».

Историографическая ситуация замкнутого круга стала возможной из-за крайней секретности, в которой зрел заговор, что понятно, имея в виду авторитет, которым обладал Распутин в глазах императорской семьи, и политическое влияние «старца». Два участника заговора – С.М. Сухотин и С.С.

Лазоверт – остались абсолютно неизвестными для историографии, поскольку факт участия их в заговоре скрывался остальными заговорщиками.

В следственных материалах фамилии Сухотина и Лазоверта отсутствуют, поскольку для следствия Феликс Юсупов придумал историю о вечеринке в его доме в ночь убийства, на которой присутствовали «друзья и знакомые», в числе которых были великий князь Дмитрий Павлович, Владимир Пуришкевич, «несколько дам и офицеров».

Позиция Юсупова понятна: и он сам, и великий князь Дмитрий Павлович принадлежали к императорской семье, поэтому могли уповать на милость императора или даже на безнаказанность.

Пуришкевич как член Государственной думы был защищен депутатской неприкосновенностью.

А вот поручик Сухотин и доктор Лазоверт не были защищены от наказания никакими «иммунитетами» и именно поэтому понесли бы всю тяжесть вины.

Обратите внимание

Об участии в убийстве Сухотина и Лазоверта стало известно только после опубликования воспоминаний Пуришкевича (Дневник. Киев, 1918) и Юсупова (Конец Распутина. Париж, 1927). Причем интересен тот факт, что в 1918 г. Пуришкевич не называет полную фамилию Сухотина, именуя его «поручиком С.».

Полностью она появляется только в воспоминаниях Юсупова, причем предисловие к «Концу Распутина» было написано им в 1926 г. в Париже, где 4 июня того же года умер Сухотин.

Таким образом, очевидно, что фамилия Сухотина стала известной только после его смерти и появилась в истории заговора последней.

Изначальная секретность и практически полное отсутствие в историографии информации о Сухотине и Лазоверте приравнивает их положение в «распутинской» (и не только) историографии к чистому листу, на котором можно нарисовать все, что угодно душе автора.

И именно по этому незамысловатому пути следуют в своей монографии Коцюбинские. Строить далеко идущие выводы о морали людей, участвовавших в заговоре, только на основании воспоминаний Матрены Распутиной с позиции Коцюбинских – научно несостоятельно.

Матрена не могла знать об интимной жизни заговорщиков хотя бы потому, что ошибается в более «простых» вещах.

Например, ее знания о Сухотине крайне поверхностны: он никогда не служил в «насквозь гомосексуальном» Преображенском полку, а служил в лейб-гвардии 1-м стрелковом Его Императорского Величества полку, и звали его не Иваном, а Сергеем.

Ошибки Матрены неудивительны: она не скрывает, что информирована о заговоре со слов некоего человека, «имя которого я не решаюсь открыть и теперь». Удивительна позиция ученого, принимающего за истину свидетельства, источник которого совершенно неясен.

О Лазоверте исторические свидетельства вообще отсутствуют: он известен только благодаря Дневнику Пуришкевича и воспоминаниям «Конец Распутина» Юсупова.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Важно

И, наконец, выводы о нетрадиционной сексуальной ориентации Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича также строятся на свидетельствах, далеко не однозначных. Например, на том, что Феликс переодевался в женское платье.

Этот «факт» действительно можно расценить как склонность к гомосексуализму, если не принимать в расчет, что он расценивался самим Феликсом как «розыгрыш».

С подросткового возраста Феликс со своим старшим братом Николаем устраивали такие «розыгры-

ши» для петербургской молодежи, которые были для них естественны именно как розыгрыши: кутежи, костюмированные балы, рестораны и театры окружали их с детства.

«Розыгрыш» – не факт, а «как бы» факт, – стиль общения столичной молодежи, образ жизни, теперь не совсем понятный.

В данном случае задача ученого – исследовать этот образ жизни и культурную среду, им формируемую, а не идти на поводу у сенсации.

Как на основании столь иллюзорных «свидетельств», которые и сви-детельствами-то не являются, можно строить выводы о морали заговорщиков (а тем более «двойной»!)?

Более того, общеизвестным фактом является то, что Юсупов был счастливо женат и имел дочь. Его «любовник», по версии Коцюбинских, а на самом деле, близкий друг как минимум с 1908 г., – С.М. Сухотин – женат был дважды.

У него было двое детей, причем крестными родителями его дочери были Феликс и Ирина Юсуповы.

Совет

Более того, Феликс очень тепло относился к его жене – Ирине Горяиновой, вместе с которой Сухотин часто бывал в доме матери Юсупова – Зинаиды Юсуповой, где они оба были желанными гостями.

Корни ненависти заговорщиков к Распутину – в качественно иной, нежели сексуальная, сфере. А именно: в сфере воспитания и представлений об офицерском долге. Узнав об убийстве Распутина, Т.Л. Сухотина-Толстая (вторая жена отца С.М. Сухотина) записала в своем дневнике 20 декабря 1916 г.

: «Давно уже многие говорили о необходимости «устранить» эту темную силу и вот нашлись новые декабристы, которые пожертвовали собой для того, что они считают пользой для Родины… Никакой пользы не принесет нашему несчастному Отечеству, а ляжет на совести свершивших это дело кровавым несмываемым пятном… «Застрелили собаку».

Да разве от этого наш правитель станет мудрее и выучится выбирать своих советников? Разве истеричные, развращенные женщины станут разумными и целомудренными?»

Именно в позиции «многих», а не одного и не пятерых, – разгадка и феномена Распутина и причин ненависти к нему. Убийство Распутина -это «культурное явление», это результат столкновения принципиально различных сред – сибирской крестьянской и петербургской дворянской, офицерской и бюрократической.

У каждой из них – свой «кодекс чести», законы поведения и личностного выбора.

Исследование жизни Распути-на-Новых, сибирских корней его личности, «феномена Распутина» и убийства Распутина в данном ключе немало поспособствует выходу за рамки «пространства стереоэффектов, видеопроекций, голографических инсталляций и хитроумнейших мультимедийных трюков», исторически сложившегося в историографии, так или иначе касающейся сибирского «странника».

М.С. Свидзинская

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/k-issledovaniyu-zhizni-i-smerti-sibirskogo-opytnogo-strannika-g-e-rasputina-novyh

Баллада о «старце». Как Григорий Распутин изменил Россию

«Царевич будет жив, покуда жив буду я», – эти слова стали для Григория Распутина охранной грамотой. Благополучие наследника престола интересовало императрицу Александру Федоровну больше всего, и объяснить ее зависимость от «старца», который действительно мог облегчить страдания цесаревича Алексея, можно.

Но история судит монархов куда строже, чем обычных людей. Фактически подчинив себе царскую чету, Распутин в немалой степени способствовал падению монархии в России. Подлинная история «старца» – на АиФ.

ru

Отчего вдруг образованные и умные люди начинают верить косматому крестьянину с сомнительной биографией? Этот феномен скорее по части психологии и психиатрии, а не исторической науки.

Западный символ России

В российской истории начала XX века нет фигуры более занятной, чем Григорий Распутин. Невесть откуда взявшийся крестьянин сумел достичь невероятного положения, фактически подчинив себе царскую чету, чем в немалой степени поспособствовал падению монархии в России.

Если для отечественных историков советского периода Распутин всё-таки являлся фигурой второстепенной, то на Западе ему охотно посвящали целые тома исследований.

Обратите внимание

Но харизма «святого старца» подействовала не только на учёных — образ бородатого мужика в красной русской рубахе оказался востребованным и в западной культуре. Фильмы, мультфильмы, спектакли, песни — Распутин для западного мира стал таким же символом России, как матрёшка, водка и балалайка.

В нашей стране фигура Распутина ажиотажа не вызывала. Разве что пьющих российских мужичков в 1990-х возбуждала одноимённая немецкая водка, где старец был дважды «изображён на бутылке».

На пороге «реабилитации»

Однако в последнее время наметилась тенденция к пересмотру сложившегося образа Распутина как сомнительной личности и успешного афериста. «Рассекреченные документы» будто бы свидетельствуют, что вёл «старец» весьма аскетический образ жизни, никакой «великой машиной любви» не являлся и был праведником.

По правде говоря, такого поворота событий следовало ожидать. Нынешняя «историческая реабилитация» Григория Распутина виделась делом неизбежным ещё несколько лет тому назад.

Чудесное превращение Распутина в праведника изрядно бы позабавило его современников. Наверное, также были бы удивлены россияне XXI века, узнай они, что их потомки в веке XXII восхваляют «чудеса» Григория Грабового.

Но кем на самом деле был Григорий Ефимович Распутин и какую в действительности роль он сыграл в русской истории?

Источник: https://7lostworlds.ru/blog/43804272740/next

Происхождение Распутина – 7 Октября 2014 – Ufospace.net

История России знает много таинственных личностей но, пожалуй, никто другой не вызывал такого огромного интереса, как Григорий Распутин.

Одни говорят, что он был шарлатан и мошенник, пользовавшийся благорасположенностью царской семьи, другие — что он был выдающийся медиум, умевший предсказывать будущее, и целитель, способный излечить неизлечимые болезни.

В любом случае Распутин заслуживает внимания хотя бы уже потому, что своей деятельностью создал мир, в котором мы с вами сегодня живем.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСПУТИНА

Время правления Николая II часто называют временем Распутина. Однако Распутин был лишь одним (хотя и самым популярным) из целого ряда медиумов, окружавших российский трон. До Распутина «магическим фаворитом» двора был некий Низьер Вешаль из Лиона, больше известный как магистр Филипп. По слухам, вера в чудодейственную силу магистра доходила до того, что он… возлежал на супружеской кровати рядом с царствующими сановниками, «дабы обеспечить правильность зарождения наследника». Не дожидаясь разоблачении, Филипп в звании генерала добровольно покинул Россию, и на освободившееся место накинулись с десяток новых колдунов. Прежде всего ученик Филиппа — Папюс, — венский профессор шенк и знахарь Бадмаев. Был среди них и весьма экзотичный тип — блаженный Коляба Козельский. Он не произносил ни одного членораздельного слова, в свое время гдето «потерял» руки до локтей, но тем не менее очень ловко бегал на четвереньках и постоянно издавал какието звуки. При нем состоял специальный толкователь этих «пророчеств», он в свое время и доставил юродивого во дворец прямо из толпы нищих. Почти четыре месяца Коляба Козельский издевался над всеми как хотел. Показательное зрелище: калека чтото долго жует, а потом кладет пережеванную пищу прямо в рот… царя и царицы. Однажды Александра Федоровна рухнула рядом с эпилептиком и тоже задергалась в припадке. После этого блаженного убрали с глаз долой, а на его место пришли: Матренабосоножка, «странник» Вася, Митька Колымский — один «чародей» сменял другого. Но «истинно святого» так и не нашли. В 1895 году в Департамент полиции пришел донос от некоего мещанина, сообщавшего, что в районе Саровской обители, в тамбовских лесах, во второй половине XVIII века жил пророк, который предрек характер царствования Николая II. Дескать, сначала будут трудности, несчастья и беды народные, проигрышная война, поднимется великая смута, отец пойдет на сына, брат на брата, но все это только в начале царствования, а потом наступит мир и благоденствие, и «помазанники Божии» будут жить долго и счастливо… Этим пророком был некий Прохор Мошнин, сын купца, нареченный в монашестве Серафимом Саровским. Умер старец сразу же после событий 1825 года. Николай был настолько поражен и обрадован пророчеством, что предложил оберпрокурору Синода тут же возвести Серафима Саровского в ранг святого. Через 8 лет две экспедиции в Саровскую пустынь дали результат — нашлись «святые мощи». Только сейчас стали известны все отвратительные подробности назначения «российского Христа» — хотя сам старец Серафим тут совершенно ни при чем. Тайные агенты жандармского управления изображали калек, которых «излечило» прикосновение к «святым мощам». Беспрерывным чередом шло организованное народное ликование. Наконец, сам царь решил почтить своим присутствием святые места. Все было обставлено весьма шикарно. От Петербурга до Арзамаса через каждые 100 метров поставили по солдату, по деревням собрали баб со слезами умиления на лицах, на станциях непременные хлеб с солью и стопка водки, разговоры «за жизнь» с местными старшинами, наказы и целования. Гроб с костями преподобного царь взялся перенести сам. И как заключительный этап всего процесса — визит к местной знаменитости по имени Паша. Юродивая спокойно всех отматерила, потыкала в царя кривым пальцем, показала несколько срамных мест на теле, а затем простодушно облегчилась на глазах восторженной толпы. Так что к явлению Распутина при дворе российского императора все было готово: нового пророка и чудотворца там ждали. Итак, весной 1903 года в СанктПетербург прибыл крестьянин Григорий Ефимович Распутин. К тому времени он уже был широко известен в Сибири и в Казани. О нем рассказывали следующую легенду. Будто бы после смерти единственного ребенка Распутин, призванный видением Девы Марии, отправился паломником в Грецию, к горе Афон. Вернувшись, он снискал репутацию святого человека, но местный священник обвинил его в организации оргий. Приглашенный епископ провел следствие, но не нашел никаких нарушений. В ходе последующих странствий Распутин развил в себе силу целителя молитвами и преклонением колен у постелей больных. Осенью 1903 года его приметил Иоанн Кронштадтский. Этому великому деятелю принадлежит странное предупреждение, обращенное к Распутину: «Смотри, чтобы твое имя не отразилось на твоем будущем…» В 1905 году слава о Распутине дошла до ушей царицы. Ее сын Алексей страдал гемофилией, но к 1907 году был вылечен Распутиным. После этого у сибирского крестьянина практически не осталось конкурентов при дворе. Вся царская семья верила ему и молилась на него. Царица еще с юности проявляла интерес ко всему таинственному, а Григорий ее просто заворожил. Он внушил ей, что обладает какимито Христовыми качествами, благодаря чему все предметы, которых он касается, несут благодать. Надо сказать и о другом. По заключению профессора Бехтерева, Александра Федоровна страдала припадками в тяжелой форме. Они возникли, повидимому, еще в детстве на почве тяжелого душевного потрясения. Николай был в отчаянии, когда узнал об этом. Услуги врачей жене практически не помогали. Душевное равновесие после приступов достигалось лишь в присутствии Распутина. С болезнью царицы связана и ее крайняя религиозность, желание видеть при дворе как можно больше святых и странников. И когда во дворце появился Григорий, она назвала его «другом». Им он в действительности и был. Помимо своих сверхъестественных талантов, Распутин мог утешить и успокоить царицу, которая не понимала нравов дворцовой жизни и вскоре оказалась в полной изоляции среди враждебного окружения родственников мужа. Ей нужен был скорее психоаналитик, способный разобраться в детективе ее детства, в импульсах, подавленных жестким воспитанием, травмой, нанесенной ранней смертью матери и разлукой с отцом. Распутин, утвердившись при дворе, чувствовал себя здесь вольно. Вокруг влиятельного «друга», который еще недавно пришел в столицу в засаленном пиджаке, образовался свой круг лиц: жены высших сановников, банкиры и офицеры вошли в это необычное объединение, возглавляемое мужиком. Дамы видели в нем чуть ли не эротического мессию, способного на небывалые половые подвиги, другие посетители — особого персонажа, имевшего власть над монаршей четой, третьи хотели уяснить у него тайну гипнотического воздействия и, если возможно, обучиться этой непонятной им, но действенной силе. «Если кто и хотел бы понимать все, что известно относительно покорения дам высшего общества грубым мужиком Распутиным с точки зрения гипнотизма, то он должен не забывать, что, кроме обыкновенного гипнотизма, есть еще „половой“ гипнотизм, каким, очевидно, обладал в высокой степени старец Распутин», — писал Бехтерев в «Петроградской газете» 21 марта 1917 года.

Читайте также:  Крестьянское движение в ответ на реформу 1861 года

ФЕНОМЕН РАСПУТИНА

Лохматый русский мужик в косоворотке и хромовых сапогах вошел в жизнь Петербурга как знак времени, как политик из народа, оснащенный не только прозорливостью, но и даром гипноза. Распутин знал мысли своих собеседников, он читал их судьбу, как открытую книгу. Но всех этих необычных свойств ему было мало. Он стремился увеличить свою власть, сделать ее тотальной. Кроме гипноза и умения заговаривать раны, Распутин обладал выраженными магнетическими способностями. Он както умел концентрировать волю и через прикосновение направлять магический волевой поток по телу своего пациента. Сила этого воздействия зависела от напряжения. Обычно Распутин пальцами, собранными в щепотку, слегка дотрагивался до посетителя — и почти мгновенно достигал результата. Славился он и другими своими особенностями. В сфере петербургской элиты ходил по рукам труд Гофштетера, утверждавший, что Григорий Ефимович принадлежит к секте хлыстов. Вождь религиозного кружка, он часто устраивал для своих чад радения, похожие на мусульманский зикр. Как и хлысты, «распутиниане» входили в состояние экстаза после необычных прыжков и долгого бега по кругу под истеричные выкрики и монотонную громкую музыку. Встречавшийся с Распутиным специалист по русским сектам БончБруевич считал, что кудесник был действительно близок к хлыстовству, но имел собственное учение. За годы странствования по Сибири Григорий Ефимович усвоил опыты многих русских сект, интересовался их духовными практиками. Ему были известны и хлыстовское учение, и учение странников­бегунов, и еще очень многие таинственные обряды. Сочинение Гофштетера, призванное, по мнению автора, изобличить кудесника, только привлекло к нему новых почитателей и почитательниц. Царской четой оно было расценено как попытка ошельмовать святого. Для них Распутин был спасителем сына Алексея. Да, он действительно мог исцелять недуги и пороки петербургского высшего света. Недаром у его порога на Гороховой толпились не только просители должностей, но и пациенты, и среди них однажды возник Феликс Юсупов. После потери первого сына мать и отец князя были особенно обеспокоены его пороками. И так как весь Петербург тогда говорил о чудотворце с Гороховой улицы, исцелявшем прямо на глазах, то они решили определить к нему свое чадо. Последствия это шага отразились на дальнейшей судьбе Юсупова. Так как Феликс был гомосексуалистом, то родители пытались вылечить его с помощью Распутина. Лечение, которому подвергался Феликс, состояло в том, что Распутин укладывал его через порог комнаты, порол и гипнотизировал. Терапия поркой только спровоцировала у Феликса тягу к мазохизму. А то, что его интимные пороки теперь открылись Распутину, стало для Юсупова серьезной неприятностью. Близкий ко двору кудесник не удержался и сообщил о них царю с самыми живописными подробностями. Он не пощадил ранимого пациента. Распутин оправдывал свою предупредительность тем, что его особенно беспокоила судьба племянницы Николая II красавицы Ирины, дочери великого князя Александра Михайловича. Григорий советовал Николаю «не выдавать Ирину замуж за Феликса, так как он вообще не может быть мужем». Именно Феликс Юсупов впоследствии сумеет организовать заговор против Распутина и собственноручно будет стрелять в него.

ЧУДЕСА РАСПУТИНА

Несмотря на неудачу с Юсуповым, Григорий Распутин исцелял и исцелил многих людей. Об одном таком случае рассказывает начальник департамента полиции Степан Петрович Белецкий. Речь в отчете Белецкого идет об излечении фрейлины Анны Александровны Вырубовой, слывшей покровительницей Распутина и попавшей в железнодорожную катастрофу. О несчастном случае с А. А. Вырубовой Распутин узнал только на второй день, когда положение Вырубовой было признано очень серьезным и она, находясь все время в забытьи, была уже молитвенно напутствована глухой исповедью и причастием святых тайн. Будучи в бредовом горячечном состоянии, не открывая все время глаз, А. А. Вырубова повторяла лишь одну фразу: —Отец Григорий, помолись за меня! Ввиду настроения матери А. А. Вырубовой, решено было Распутина к Вырубовой не приглашать. Узнав о тяжелом положении Вырубовой со слов графини Витте и не имея в ту пору в своем распоряжении казенного автомобиля, Распутин воспользовался любезно предложенным ему графинею Витте ее автомобилем и прибыл в Царское Село в приемный покой лазарета, куда была доставлена Вырубова женщиноюврачом этого лазарета княжною Гедройц, оказавшей на месте катастрофы первую медицинскую помощь пострадавшей. В это время в палате, где лежала Вырубова, находились государь с государыней, отец А. А. Вырубовой и княжна Гедройц. Войдя в палату без разрешения и ни с кем не здороваясь, Распутин подошел к Вырубовой, взял ее руку и, упорно смотря на нее, громко и повелительно сказал ей: —Аннушка! Проснись, поглядь на меня!.. И, к общему изумлению всех присутствовавших, Вырубова открыла глаза и, увидев наклоненное над нею лицо Распутина, улыбнулась и сказала: —Григорий — это ты? Слава Богу! Тогда Распутин, обернувшись к присутствовавшим сказал: —Поправится! И, шатаясь, вышел в соседнюю комнату, где и упал в обмороке. Придя в себя, Распутин почувствовал большую слабость и заметил, что он был в сильном поту. Помимо вышеописанных способностей, Распутин обладал невероятной жизнестойкостью. Его смерть стала легендой. Стравленный цианидом (хотя яда в его теле обнаружено не было), затем застреленный, он какимто чудом вырвался через запертую дверь. В него выстрелили еще раз, ударили железным прутом и бросили в ледяную прорубь. После, когда тело обнаружили, выяснилось, что Распутин погиб не от пулевых ранений или яда — он захлебнулся.

ПРОРОЧЕСТВА РАСПУТИНА

За свою долгую жизнь Распутин заслужил славу пророка. Он действительно неоднократно делал предсказания о будущем, на основе которых впоследствии была выпущена книга «Благочестивые размышления». Считается, что Распутин предсказал революцию и последующие за этим события, в том числе — гражданскую войну и свержение монархии. «…Я вижу стольких людей, огромные людские толпы и горы трупов. Среди них много великих князей и графов. И кровь их обагрит воды Невы… Не будет покоя живым, и не будет покоя мёртвым. Через три луны после моей смерти я снова увижу свет, и свет станет огнём. Вот тогдато смерть будет вольно парить в небесах и падёт даже на правящее семейство». В1912 году Распутин так описывал в книге «Благочестивые размышления» будущее России: «Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой и в России, и во Франции, и в Италии… Человечество будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи… А потом большая часть людей поверит власть имущим, но разуверится в Боге… Кара Божья будет не скора, но ужасна. А случится это до конца нашего века. Затем, наконец, мудрость будет освобождена от цепей, и человек вновь полностью доверится Богу… Под знаком Тельца будет Западная Европа. А под знаком Орла будет Святая Русь…» Описание страшных и злых катастроф у Распутина занимает большую часть книги. Он перечисляет с подробностями: наступление «вечных снегов», время ветра, тридцатидневный туман «из дыма и боли», землетрясения, «часть земли дымится, треть семян сгорит», исчезновение Солнца на 3 дня, купающиеся в крови чудовища, три молнии и три голодные змеи в Европе, соленая вода по всей Земле, наступающий на города потоп, заболачивание и опустынивание полей и, наконец, приходящее «с Полярной звезды» время и счастье!.. А вот еще одно предсказание, которое, возможно, касается нашего времени. «…На Петербург опустится мгла. Когда его имя будет изменено, тогда кончится империя. А когда его имя будет вновь изменено, над всей Европой разразится гнев Божий. Петербург возвратится тогда, когда солнце перестанет плакать, а Казанской Божьей Матери не будет более. Петербург будет столицей новой России, и из ее утробы будет извлечено сокровище, кое разнесется по всей земле…» Однако самое знаменитое пророчество Распутина содержится в его письме царю Николаю II. «Дух Григория Ефимовича РаспутинаНовых из села Покровского. Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что еще до первого января я уйду из жизни. Я хочу Русскому Народу, папе, русской маме, детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на твоем троне и царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати лет не будет в стране дворянства. Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т. е. детей и родных, не проживет дольше двух лет. Их убьет русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, все учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоем спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоем избранном роде».

Важно

Теперь известно, что спустя два месяца после того, как князь Юсупов с заговорщиками убили Распутина, Николай II был свергнут с престола, а еще через год расстрелян большевиками в Екатеринбурге вместе с семьей и близкими.

Источник: https://ufospace.net/news/proiskhozhdenie_rasputina/2014-10-07-3558

Ссылка на основную публикацию