Духовная и повседневная жизнь в новой россии

Духовная и повседневная жизнь в 20 -е гг

Духовная и повседневная жизнь в 20 -е гг. ©

Особенность развития культуры в 20 -е гг. – это культурная революция Культурная революция в СССР – коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20 -30 -е гг. XX в. (Теория культурной революции была разработана В. И. Лениным. ) Была направлена: на преодоление культурного неравенства, на приобщение трудящихся к сокровищам культуры. на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.

Культурная революция предусматривала: и, • создание социалистической системы народного образования и просвещения, • формирование новой, социалистической интеллигенции, • перестройку быта, • развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Быт и досуг советских граждан

Изменения • В 1920 -е годы общество, вышедшее из двух войн, испытывало острую необходимость в физическом и духовном отдыхе. Однако изменившиеся условия привели к существенной трансформации представлений об отдыхе и досуге. Одной из главных тенденций в изменении этих представлений стала коллективная форма отдыха и досуга. Ведь массовость мероприятий способствовала ритуализации общественного сознания.

Обратите внимание

Идеологическая подоплека • Советское правительство прекрасно понимало, что досуг народа необходимо занять, и занять подчистую тем, что согласуется с советской идеологией, чтобы у населения не было времени на ранее популярные среди интеллигенции кружки и общества, в которых могла бы созреть новая революция. Поэтому организация досуга граждан была государственной задачей и во многом носила идеологический характер.

демонстрации • Наиболее ярким примером являются праздничные демонстрации, призванные пропагандировать идеи новой власти и вытеснить привычные религиозные празднования и обычаи. В идеологически целях организовывались кампании солидарности с «братьями по классу» , всевозможные митинги, праздничные демонстрации. В украшении городов к этим событиям участвовали известные художники – например, Кустодиев, Шагал.

демонстрации

Курорты • С 1917 по 1924 гг. СНК РСФСР было принято около 30 декретов и постановлений, заложивших основы санитарно-курортной помощи трудящимся. Открывались санатории, дома отдыха, пансионаты, курорты. Крым становится «Всесоюзной здравницей» , принимая сотни тысяч туристов. Санаторно-курортные путевки и проведение отпуска в домах отдыха были материальным и моральным поощрением за качественный и добросовестный труд. Выделение путевок на южные курорты было делом, скорее, исключительным: большинство рабочих отдыхали на курортах местного значения

физкультура • Формой активного отдыха стали занятия спортом. Физкультурное движение охватывало учащихся, военнослужащих, молодых рабочих. Во всю шла пропаганда физкультуры.

«семейное торжество» турпоход

Большевики и церковь Борьба с религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы. В конце 1917 г. Ленин восстановил патриаршество , но Тихон занял антисоветскую позицию , что обострило отношения церкви и государства.

Большевики и церковь. • 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. • 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. • 23 января 1918 г. – опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты • Повсеместное закрытие храмов; • Конфискация имущества церкви для революционных нужд; • Аресты священнослужителей; • Лишение их избирательных прав; • Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование. В январе 1918 г патриарх Тихон предал большевиков анафеме.

Важно

Большевики и церковь Взрыв Храма Христа Спасителя • В 1922 г. -имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г. в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены , а Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр , взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки

Храм Дворца Христа Проект. Христа Спасителя Взрыв Храма Советов на состояние декабря на месте храма Христа Спасителя 5 5 декабря 1931 года Спасителя. 1931 года. Патриарх Московский и Всея Руси Тихон. Репрессирован в 1922 году.

Главным итогом борьбы с церковью, как одним из методов контроля над людскими умами и душами , было. Борьба выражалась в насаждении атеизма. (неверия в потусторонние силы). Конфискация церковного имущества «для революционных нужд» . Ответ церкви: предание большевиков анафеме. (отлучению от церкви). Помощь церкви голодающим в Поволжье. Столкновения верующих с отрядами Красной армии. Ответ Советской власти: арест и ссылка в лагеря церковных служащих и закрытие церквей. В одних случаях церкви превращаются в клубы или амбары. В других церкви уничтожаются.

Просвещение , образование и идеология

Борьба с неграмотностью « Неграмотный человек стоит вне политики» В. И. Ленин В 1919 году СНК принял декрет “О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке ( по желанию).

«Долой неграмотность!» • В 1923 году было учреждено добровольное общество “Долой неграмотность” под председательств ом М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Ликвидация неграмотности Наркомпроссу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 -ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями

Пропагандистские плакаты ликбеза.

Народное образование. . 30 сентября 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» -школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону – отменялись уроки, парты, домашние задания , отметки и т. д.

Радикальные эксперименты в сфере образования : • В декабре 1917 г. была проведена реформа русского языка – были исключены буквы: – фита, i – “и” краткое и Ђ – ять. • В январе 1918 г. церковь отделена от школы и отменено преподавание в школах “Закона божьего”. • В феврале 1918 г. проведена национализация школ и учебных заведений всех видов при подчинении их Наркомпроссу. • В 1918 -1934 гг. – отменено преподавание истории в школах и заменено обществознанием. • В 1922 г. была введена 9 -летняя школа из 2 -х ступеней: 1 -я ступень – пятилетняя начальная школа и 2 -я ступень – 4 года. • В 1925 г. принято решение о постепенном переходе ко всеобщему начальному образованию.

Подготовка кадров Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право при поступлении в ВУЗы пользовалась беднота. Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. К 1925 г. половина абитуриентов составляли выпускники рабфаков. Так началось создание новой интеллигенции. Б. Иогансон. Рабфак идет!

Совет

Борьба с беспризорниками • В 1920 году приоритетным направлением политики стала борьба за грамотность населения. • Одним из направлений была борьба с беспризорниками. Этим занимался ВЦИК во главе с Дзержинским. Задержанных беспризорников отправляли в трудовые лагеря, основным принципом работы колоний являлось вовлечение в общественно полезный труд.

Наука под идеологическим прессом. Развитие науки было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). • В конце 20 -х гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. • Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20 -х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Научная жизнь • Общественные и гуманитарные науки ценились больше. Поэтому в 1924 году был создан институт мирового хозяйства и политики под руководством Е. С. Варги. • Хоть развитие науки в России отставало от мирового, но русские старались открывать новое, так например мировое признание получила Кондратьева по теории длинных волн экономического развития.

Развитие науки Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых, т. к. от их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали , что работать надо на благо Родины и поэтому не разделяли идеологию большевиков. В 20 – е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, И. Мичурина , Н. Жуковского , К. Циолковского , Н. Зелинского , В. Вернадского и др. К. Циолковский

• Большое значение имело развитие электрификации страны в том числе гидроэнергетики, котлостроения и т. д. В связи с этим Вернадский организовал Радиевый институт.

• Так же активно работали: Павлов в области физиологии, Зелинский (нефтехимия), Ферский (геология), Чаплыгин (аэродинамика)

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. • За границей оказались: С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. • Понижение духовноинтеллектуального уровня 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др

«Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков – это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия. . . разве это не символ передовой интеллигенции? Правда, большевики не произносят слова “Божья”, они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь. Озлобление интеллигенции против большевиков на поверхности. Оно, кажется, уже проходит. Человек думает иначе, чем высказывается. Наступает примиренность, примиренность музыкальная. . . » Может ли интеллигенция работать с большевиками? – Может и обязана. (А. А. Блок)

В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов : П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др. была выслана из страны.

«Сменовеховство» • идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920 -х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника “Смена вех”, вышедшего в Праге в июле 1921 году. • Сменовеховцы ставили перед собой задачу пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. • Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

«Сменовеховство» (результаты) • Возвратились на Родину: • А. Н. Толстой • С. С. Прокофьев • М. Горький • М. Цветаева • А. И. Куприн • Отношение большевиков: • Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.

Остались на Родине В. М. Бехтерев Н. Д. Зелинский Н. И. Вавилов Н. Е. Жуковский В. И. Вернадский К. А. Тимирязев И. П. Павлов К. Э. Циолковский

Читайте также:  Экономическое развитие национальных районов российской империи

Остались на Родине М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

Обратите внимание

Классовой подход к культуре Партия и государство после гражданской войны начинает устанавливать контроль над духовной жизнью общества: • 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры были объявлены её участниками и расстреляны (Н. Гумилев, М. Тихвинский). • 1922 г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов (Н. Бердяев, С. Булгаков, А. Кизеветтер , П. Сорокин и др. )

Партийная цензура. В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензура всей печатной продукцией. В 1923 г. создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 г. в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась – началась идеологизация художественного творчества.

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

. «Новое искусство» . В 20 -е г. в начала складываться «пролетарская культура» . Пролеткульт охватил около 400000 человек и ставил задачу сформировать новую культуру. Он создает различные художественные клубы и студии. В 1920 г. возникает Театр рабочей молодежи (С. Эйзенштейн , И. Пырьев , М. Штраух , Э. Гарин) В 1925 г. – создается Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Ей передали ряд цензорских функций. Появилась плеяда талантливых писателей – М. Шолохов, К Тренёв , И. Бабель и другие Группа «Серпантиновы братья» , С. Эйзенштейн, «Литературный центр И. Пырьев, конструктивизма» , «Левый фронт искусств» , Ассоциация художников М. Штраух, революционной России, Общество Э. Гарин. московских живописцев и др. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. .

«Новое искусство» Д. Шостакович, В. Маяковский, В. Мейерхольд работают над пьесой «Клоп» . Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней» . Студия М. Грекова работает над военной тематикой , А. Герасимов , И. Бродский – уделяли внимание «будням великих строек » . И. Шадр , А. Матвеев творили в жанре революционной романтики. В. Татлин спроектировав « Башню III Интернационала» , заложил основы современного индустриального дизайна.

Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях: • Мандельштам, • Клюев, • Бабель, • Мейерхольд, • Пильняк, • Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А. А. Ахматова).

Новая власть-Новое искусство… И. Шадр «Булыжник- орудие пролетариата» . Б. Иогансон. Рабфак идет.

Источник: https://present5.com/duxovnaya-i-povsednevnaya-zhizn-v-20-e-gg/

Презентация к уроку истории “Духовная и повседневная жизнь в послереволюционные годы”

Духовная и повседневная жизнь в послереволюционные годы

Декрет СНК РСФСР “О рабочих факультетах” от 17 сентября 1920 года .

В 20-е годы прошли четыре вузовские “чистки”: в 1922, 1924, 1925 и 1929 годах.

17 % слушателей были отчислены, а официально объявленными причинами этого, была принадлежность студентов к “непролетарской среде”, отсутствие рабочего стажа, академическая неуспеваемость. Студенты последнего курса рабфаков не подлежали отчислению и не подвергались ни “классовым”, ни академическим проверкам, ведь в те времена чувствовался недостаток специалистов, кроме того, их подготовка была довольно дорогим удовольствием для властей.

  • Физический институт им. П.Н.Лебедева и Математический институт им. В.А. Стеклова
  • Оптический институт во главе с Д.С.Рождественским, Радиевый институт во главе с В.И.Вернадским, Институт физико-химического анализа во главе с Н.С.Курнаковым, Институт по изучению платины во главе с Л.А.Чугаевым.

ГОЭРЛО-Государственная комиссия по электрификации России

  • В 1920 г. около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО. В связи с потребностями производства началась разведка нефти в районе между Волгой и Уралом, изучение недр Курской магнитной аномалии (под руководством И.М.Губкина), геологические изыскания на Урале, Дальнем Востоке, Кольском полуострова (возглавляемые А.Е.Ферсманом). Успешно трудились в эти годы А.Ф.Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития), Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин (аэродинамика), Н.Ф. Гамалея (микробиология), В.И. Вернадский (биохимия и учение о биосфере) и др.
  • Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони, И.В. Мичурин, А.Н. Бах, В.Я. Брюсов и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.
  • В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы (философский пароход), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены уехать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключение в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н.С. Гумилева, А.П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С.А. Есенина.

Культура русского зарубежья оставалась составной частью отечественной культуры .

  • Представители зарубежной России были рассеяны по разным странам и континентам. Центрами Русского зарубежья в Западной Европе были прежде всего Берлин, Париж, Прага, а также Белград, Рига, София. За пределами Европы центрами расселения русской эмиграции стали Китай (особенно Харбин), США, Канада, страны Латинской Америки, Африки.
  • В результате эмиграции и высылки из Советской России сотен и тысяч выдающихся представителей интеллигенции и ученых, за рубежом оказались люди, чьи научные достижения имели мировое значение.

Гуманитарные науки развивали историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, С.С. Ольденбург, социолог П. Сорокин. Из 7038 работ российских ученых-эмигрантов, опубликованных в 1918-1927 гг. за рубежом, около двух третей составляли работы по богословию, праву, истории.

  • Новые произведения создавались представителями религиозно-философской мысли. Н.А. Бердяев, организовавший в Берлине Свободное религиозно-философское общество, редактировал главный религиозный журнал эмиграции Путь, сыгравший чрезвычайно важную роль в развитии русского богословия .

Здание церкви преподобного Сергия Радонежского. Берлин.

Русская художественная культура за рубежом

Композиторы

Н.Рерих

А.Бенуа

  • “Азбука в картинках” 1904 года выпуска – это труд русского художника-графика, живописца, театрального художника, издателя, литератора, историка искусства Александра Николаевича Бенуа (1870-1960). Изысканная графика Бенуа — непревзойденный образец книжной иллюстрации. Каждая страница “Азбуки” — удивительный, завораживающий, сказочный мир.

К.Коровин

М.Шагал

Кандинский

Писатели и поэты

  • Во время революции Шмелев уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Единственный сын Шмелева, Сергей, как офицер царской армии арестован и без суда расстрелян. Ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, привели Шмелева к тяжелой душевной депрессии. В ноябре 1922 он выезжает в Берлин, а с 1923 живет в Париже. Картина гибели всего живого в Крыму в период красного террора открывается в эпопее “Солнце мертвых” (1924), рисующей торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мертвого солнца: “Бога у меня нет. Синее небо пусто…” Эпопея Шмелева, с огромной художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, принесла автору европейскую известность.

Зинаида Гиппиус

  • русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы
  • Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрирует за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в эмиграции, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине приводят его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Публикует очерк “Москва родная”. Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака пищевода.

Марина Цветаева

  • В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, в Чехию, затем снова в Берлин. Поэзия Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца». В 1925 году у нее рождается сын Георгий. Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. В биографии Цветаевой во время эмиграции большее признание получает проза.
  • Прожив 1930-е года в бедственном состоянии, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают, Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой.
  • Новой формой политико-воспитательной работы стала монументальная пропаганда. В соответствии с ленинским планом (весна 1918 г.) в первые годы после революции развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры (за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи как не имевших художественного значения). В осуществлении этой программы приняли участие Н.А. Андреев, Л.В. Шервуд, С.Д. Меркуров, В.И. Мухина и др. скульпторы, приобретшие известность до революции. В 20-е гг. они создавали новые произведения, проникнутые революционным романтизмом и характеризовавашиеся монументализмом.
  • В духе героического реализма (ставшего позже основой социалистического реализма) в скульптуре работал также И.Д. Шадр (Булыжник-оружие пролетариата, Рабочий, Крестьянин) и др.
  • Н. А. Андреев. Обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве. Бетон. 1918 — 1919 гг. Не сохранился. Архитектор Д. Н. Осипов
  • А. Матвеев. Октябрьская революция. 1927. Бронза.
  • В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов – Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими проектами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы (И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, А. Таманян и др.). В эти годы начал осуществляться план реконструкции Москвы (под руководством Жолтовского и Щусева).
  • Ведущим направлением новой советской архитектуры стал конструктивизм. Братья Веснины, М.Я. Гинзбург, П.А. Погосов, И.И. Леонидов и др., продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного обществнно-полезного искусства. Создавались новые функциональные типы зданий, созвучные эпохе, в частности, фабрики-кухни, дома культуры и т.д. Конструктивистские идеи были использованы при разработке теории и практики дизайна, проявились в живописи, графике, театре.
  • В 20-е гг. ведущие архитекторы в той или иной степени использовали конструктивистские принципы, в т.ч. А.В. Щусев. Идеи конструктивизма развивали и члены объединения АСНОВА, называвшие себя рационалистами (К.С. Мельников, Н.А. Ладовский). Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.

Театр и кинематограф.

  • Декретом СНК от 26 августа 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью (27 августа национализирована киноиндустрия). Театр являлся важным участком борьбы за народное искусство. Здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли театр им. Е.Б. Вахтангова, Большой драматический театр в Ленинграде, Театр имени Моссовета. Среди театральных деятелей, работавших в эти годы – А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, А.И. Южин, М.Н. Ермолова, В.П. Качалов и др.
  • В конце 1920 г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа Театральный Октябрь, воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР. Эта программа, близкая идеям Пролеткульта, была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля (однако это направление не получило поддержки). В середине 20-х гг. были поставлены первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: Шторм В.Биль-Белоцерковского (1925); Любовь Яровая К.А. Тренева (1926), Бронепоезд 14-69 Вс. Иванова (1927), Разлом Б. Лавренева (1928), Клоп и Баня В.В. Маяковского (1928-1929).
  • С.М. Эйзенштейн (автор фильмов Броненосец Потемкин, Октябрь) положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.
Читайте также:  Состав политбюро ркп (б) - вкп (б) - кпсс (таблица)

Музыка.

  • В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связано с песенным творчеством. Зучали как старые (гимн Интернационал, Смело, товарищи, в ногу, Варшавянка), так и новые пролетарские песни (Марш Буденного, Проводы, Песня о Красной Армии), созданные молодыми композиторами – участниками Гражданской войны Д. Покрассом, А. Александровым и др. Подчас популярность приобретали старые песни с новым текстом, такие как За власть советов, переделанная из гимна юнкеров.
  • Первые симфонические и оперные сочинения, посвященные революции, были написаны в эти годы Н. Мясковским (3-я симфония), Р. Глиэром (балет Красный мак), О. Рябовым (оперетта Свадьба в Малиновке) и др. У истоков развития советского музыкального искусства стояли А. Глазунов, К. Игумнов, М. Ипполитов-Иванов.
  • Здесь также шла борьба сторонников массового пролетарского искусства (Росийская ассоциация пролетарских музыкантов – РАПМ) и тех композиторов, дирижеров и исполнителей, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики.

Восстановление Соловецкого лагеря, 1923 год.

  • Многих организаторов, имевших отношение к созданию Соловецкого лагеря, расстреляли
  • Человек, который предложил собрать лагеря на Соловках, архангельский деятель Иван Васильевич Боговой — расстрелян.
  • Человек, который поднял красный флаг над Соловками — попал в Соловецкий же лагерь как заключённый.
  • Первый начальник лагеря Ногтев получил 15 лет, вышел по амнистии, не успел прописаться в Москве, умер.
  • Второй начальника лагеря Эйхманс — расстрелян как английский шпион.
  • Ещё один начальник лагеря Апатер — расстрелян.
  • В то же время, например, заключённый СЛОНа Нафталий Аронович Френкель, предложивший новаторские идеи развития лагеря и являвшийся одним из «крёстных отцов» ГУЛАГа, продвинулся по служебной лестнице и ушёл на пенсию в 1947 г. с должности начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства в звании генерал-лейтенанта НКВД

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-k-uroku-istorii-dukhovnaya-i-povsednevnaya-zhizn-v-poslerevolyutsionnye-gody.html

Тематический доклад на тему: “Духовная жизнь России к началу XXI в.”

Духовная жизнь России к началу XXI в.

В культуре 21 века можно выделить несколько основных направлений: народная культура, классическая и массовая.

Период после распада СССР для культуры был самым сложным. Бюджет выделял на развитие культуры, науки и образования мизерные суммы. Несмотря на сложности с финансированием, стала действовать государственная программа по сохранению и реставрации культурного наследия прошлого – памятников, музеев, исторических зданий. Особое внимание было уделено восстановлению разрушенных церквей и храмов.

Вследствие этого культуру следовало заново формировать самому народу, в том числе и создавать новый стержень. Естественно, все это явилось причиной многих разногласий. В итоге мнения разделились на два лагеря:  одни считали, что отсутствие общей идеи у культуры – это кризис, другие же говорили обратное – это естественное явление.

Важно

Духовная культура переживала в 90-е острый кризис, поскольку объективно нуждалась в поддержке государства. А этой поддержки  из-за кризиса не было.

Одновременно резкое разделение происходило между элитарной и массовой современной российской культурой, а также между старшим поколением и младшим. Так что же все-таки представляет собой современная российская культура?

Русская православная Церковь в Новой России.

Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство.

Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями; но, по мнению экспертов, внесённые в июле 2008 года поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, могут свидетельствовать о готовящемся создании соответствующего «уполномоченного органа исполнительной власти».

Общее число верующих

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы.

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм.

Совет

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2013 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам.

По данным всероссийского опроса, в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:

  • Православие — 75 %
  • Ислам — 5 %
  • Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %
  • Неверующие — 8 %

Кроме того, 3 % респондентов высказали мнение о том, что являются верующими, но не причисляют себя к какой-либо конкретной конфессии. В то же время религиозные обряды соблюдают лишь 66 % россиян, и то только по праздникам или эпизодически.

Соблюдение православными церковных обрядов

Согласно проведённому в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни.

При этом 36 % отметили, что православие является для них традицией предков.

Согласно опросу, проведённому Фондом Общественное Мнение в январе-феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещают храм и причащаются.

По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года, в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс.

в 1992—1994), то есть около половины одного процента фактического населения города. В пасхальных богослужениях в ночь на 19 апреля 2009 года приняли участие 4,5 миллионов россиян. При этом кладбища на Пасху посетили 5,1 миллионов человек.

В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 миллионов россиян.

Православие

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году, согласно традиционной историографии.

Ислам

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство.

Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии.

Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного.

По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке – это город в Саудовской Аравии; он якобы получил от бога ряд “откровений”, записанных в священной книге Коране, и передал их людям.

Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Обратите внимание

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние.

Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран (“чтение”).

Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу.

В исламе можно выделить следующие главные предметы веры:

  1. вера в Аллаха (ат-Таухид)

  2. вера в ангелов Аллаха (маляикат)

  3. вера в Писания Аллаха (китаб)

  4. вера в Пророков и Посланников Аллаха (анбийа)

  5. вера в предопределение Аллаха (къадр)

  6. вера в будущую жизнь (ахъират)

Обязательны для мусульманина следующие пять «столпов ислама»— основные предписания, обязательные для всех мусульман :

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);

  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;

  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;

  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;

  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины (“закят”).

Католицизм

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве.

Наибольшее распространение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара. Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский».

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство.

Особенностью католицизма является также возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии.

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания

Протестантизм

Одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства.

Протестантизм представляет из себя совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и сект, связанных только своим происхождением.

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом.

В настоящее время насчитывается до 600 млн. последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира

Иудаизм

Иудаизм — религия, возникшая в 1-м тысячелетии до нашей эры в Палестине. Распространена среди евреев. О числе верующих (иудаистов) достоверных статистических данных нет. Большинство верующих сосредоточено в Израиле и США.

Иудеи — этнорелигиозная группа, включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм.

В 2010 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:

  • о священных книгах,
  • о сверхъестественных существах,
  • о пророках (прорицатель) — в общем смысле, человек, контактирующий со сверхъестественными или божественными силами и служащий посредником между ними и человечеством,
  • о душе,
  • о загробной жизни,
  • о пищевых запретах,
  • о субботе.

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы.

В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита – “Закон”).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах.

В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Буддизм

Распространённая во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Древней Индии в 65 вв. до н. э.

Основатель буддизма имел четыре имени. Первое: Гаутама. Второе его имя: Сиддхартха. С оно переводится как “Выполнивший своё назначение”.

Третье его имя: Шакьямуни (“Мудрец из племени Шакья”). И четвертое его имя: Будда (“Просветлённый высшим знанием”).

Важно

Поскольку в дальнейшем в буддизме слово “будда” стали использовать для обозначения особой группы богов.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Всего в буддизме более 200 конфессий.

В частности, множество конфессий существует в Японии.

Согласно официальной версии, родился будущий Будда в семье раджи на севере Индии, у подножия великих Гималаев. По второй легенде, его отец был не правителем, а членом правления города. Мать, Майя, была царского рода.
При рождении мальчик получил имя Сиддхаартха Гаутама.

Как утверждает легенда, еще младенцем Сиддхаартха перенес глубокое горе – его мать умерла сразу же после родов. Пришедший благословить ребенка отшельник сказал пророческие слова – если мальчик будет жить во дворце, он станет могущественным царем, если же покинет его – ему уготована участь отшельника-святого, Будды.

  Отец мальчика, конечно же, желал видеть своего сына великим правителем и сделал все, чтобы оградить его от внешнего сурового мира. Царевич рос во дворце, окруженный заботой и лаской, до 29 лет. У него была жена и сын, когда Сиддхаартха впервые покинул пределы дворца.

Увиденное вокруг настолько отличалось от жизни, которую царевич считал единственно правильной, что привело к полной переоценке его личности.

Нет ничего вечного, жизнь полна страданий – к этому выводу пришел Гаутама после увиденных вне стен дворца нищих, больных и умирающих.

Он решил искать способ помочь людям и ушел из дома в странствие, оставив жену и сына.

Много лет Сиддхаартха путешествовал и учился медитации и просветлению у самых известных учителей и отшельников, но, достигнув вершин обучения, отправлялся дальше.

В конце концов, он пришел к роще и сел под дерево, дав себе зарок не вставать до тех пор, пока не найдет ответ, что же такое Истина. Через 49 дней медитаций, в свой 35 день рождения, Сиддхаартха достиг состояния Пробуждения или нирваны. После этого события его и стали называть Пробудившимся или Буддой.

Всю свою оставшуюся жизнь, все 45 лет, Будда провел в странствиях по Индии в сопровождении своих учеников. Он рассказывал всем желающим о своем учении и давал наставления. Умер великий мудрец в возрасте 80 лет в городе Кушинагар (небольшой город на севере Индии).

Общий религиозный итог XX века оказывается противоречивым: окончательная победа светского над религиозным в “европейском” христианском мире совпала с возвращением религии в жизнь современного общества, хотя и в новых формах.

Религия бессмертна, потому что говорит человеку о самом важном: о Боге, о смерти, о вечной жизни, о смыслах и энергиях, которые по ту сторону обыденности и прагматики временного существования. Можно предположить, что в XXI веке мы станем свидетелями если не религиозного возрождения, то, по крайней мере, дальнейшего роста религиозного присутствия в обществе.

А потому настал “момент истины” для христианства. XXI век даст христианам полную, абсолютную свободу. “Христианский тоталитаризм” в любом случае не пройдет. Но религиозная свобода предоставляет христианству, наряду с другими религиозными традициями, возможность показать, что оно эффективно и значимо — прежде всего, в духовном плане, а может быть, и в социальном. Как сказал апостол: бывает болезнь к смерти, но бывает болезнь к жизни.

Источник: https://infourok.ru/tematicheskiy-doklad-na-temu-duhovnaya-zhizn-rossii-k-nachalu-i-v-1298045.html

Презентация “Духовная жизнь в Российском обществе”

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Что такое ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ?

  • Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека. «Духовный» означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью.

Чем характеризуется духовная жизнь России в конце XX – начале XXI века? Чем характеризуется духовная жизнь России в конце XX – начале XXI века? Особенности нового этапа жизни:

положительные отрицательные
  • Россия – часть мирового информационно-культурного пространства
  • Глобальная сеть – ИНТЕРНЕТ
  • знакомство с продукцией зарубежной «фабрики грез»
  • доступ к зарубежной литературе
  • низкий уровень культурной продукции
  • сокращение государственной поддержки
  • сократилась средняя продолжительность жизни
  • упало качества образования
  • проблема беспризорных и бездомным детей
  • проблемы с организацией досуга детей и молодежи
  • утечка высококвалифицированных специалистов за границу

Конец 1990-х начало 2000-х годов Поддержка культуры, науки и просвещения:

  • Государство
  • Руководители Русской православной церкви, духовные лидеры мусульман России и других религиозных концессий.
  • Российский бизнес

Телеканал

  • 1997 г. – указ президента РФ о создании телеканала «Культура»
  • Создатель телеканала
  • Д.С. Лихачев

Д.С. Лихачев – академик, историк культуры

(1906-1999)

Живопись, скульптура и архитектура

направления

Традиции

Авторский замысел

Зураб Константинович Церетели

  •  род. 4 января 1934 г.
  • советский и российский художник и скульптор
  • Президент Российской академии художеств.
  • автор многих композиций представленных в Москве, Санкт-Петербурге и других городах

Илья Сергеевич Глазунов

  • советский и российский художник-живописец, педагог.
  • Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.

Илья Сергеевич Глазунов Вечная Россия (сто веков) Александр Максович Шилов

  • советский и российский художник-живописец и график
  • автор портретов

Ветеран Черноморского флота В. А. Стратанович

Вячеслав Михайлович Клыков

Памятник Г. К. Жукову в Москве

Михаи́л Миха́йлович Шемя́кин  

  • род. 4 мая 1943,
  • художник и скульптор.

Памятник Петру Первому Новые направления

  • Компьютерная графика
  • Видео-арт
  • Дизайн
  • Ландшафтная архитектура

Реставрация памятников культуры

храм Христа Спасителя

Литература

Массовая

Классика Писатели, которые приобрели известность в прошлые десятилетия

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев 

(1924— 2001) 

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин

род. 15 марта 1937

Фази́ль Абду́лович Исканде́р

 (род. 1929)

Возвращаются из-за границы

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын 

(1918— 2008)

Нашли почитателей за рубежом

Виктория 

Самойловна 

Токарева 

(1937) 

Серге́й Дона́тович Довла́тов 

(1941—1990)

Детектив и фантастика

Бори́с Аку́нин 

настоящее имя

Григо́рий Ша́лвович

Чхартишви́ли

(род. 1956 года,) 

Алекса́ндра Мари́нина 

настоящее имя — Мари́на Анато́льевна Алексе́ева

(род. 1957)

Искусство кино Никита  Сергеевич  Михалков 

Пётр 

Ефи́мович 

Тодоро́вский

Станисла́в 

Серге́евич 

Говору́хин 

Театральное искусство Театр драмы и комедии на Таганке Музыкальная жизнь Марии́нский теа́тр  (с 1935 по 1992 год — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) — один из известнейших и крупнейших в России и мире театров оперы и балета. Музыкальная жизнь Вале́рий Абиса́лович Ге́ргиев  ( 1953) — советский и российский дирижёр. Художественный руководитель  Мариинского театра  (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Росси́йский национа́льный орке́стр  академический музыкальный коллектив, созданный в 1990-м году  пианистом Михаилом Плетнёвым. РНО

Источник: http://uchitelya.com/mhk/86349-prezentaciya-duhovnaya-zhizn-v-rossiyskom-obschestve.html

Духовная и повседневная жизнь в послереволюционные годы в России? (октябрьская революция)

Алинка2904 / 13 дек. 2013 г., 9:28:58

названных лиц считается автором “Повести временных лет”:

1) Владимир Мономах

2) Ярослав Мудрый

3) Монах Нестор

4) Аввакум

3Как в древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань:

1) оброк

2) полюдье

3) выход

4) ясак

4.Что из названного было причиной петровских преобразований:

1) необходимость преодоления отставания России от запада

2) стремление получить финансовую помощь от Англии и Голландии

3) необходимость отмены местничества и кормлений

4) стремление к объединению всех русских земель

5. В 13 в. произошло событие:

1) сражение на Калке

2) взятие Казани

3) Стояние на Угре

4) Переход Суворова через Альпы

6. Кто из названных лиц был архитектором Успенского собора Московского Кремля:

1) Алевиз Новый

2) Аристотель Фиораванти

3) Василий Баженов

4) Варфоломей Растрелли

7. В правление какого древнерусского князя был заключен выгодный для Руси договор с Византией:

1) Всеволода Большое Гнездо

2) Ярослава Мудрого

3) Олега Вещего

4) Святополка Окаянного

8. Что из названного стало следствием Московского восстания 1648 г.:

1) отмена медных денег

2) введение Соборного Уложения

3) введение Юрьева дня

4) введение заповедных лет

9. Право на княжение в период Ордынского ига давала ханская грамота:

1) ясак

2) число

3) ордынский выход

4) ярлык

10. Законодательный акт, положивший начало закрепощению крестьян:

1) «Русская правда»

2) «Судебник Ивана III»

3) «Судебник Ивана IV»

4) «Соборное Уложение»

11.. Отметьте, какие функции получил Государственный Совет, созданный в 1810 г.:

1) законодательные

2) законосовещательные

3) исполнительные

4) судебные

12. В каком году Россия подписала с Турцией Адрианопольский мирный договор:

1) в 1828 г.

2) в 1829 г.

3) в 1833 г.

4) 1856 г.

13.Герасим Курин, Архип Семенов, Александр Фигнер, Василиса Кожина были:

1) партизанами в 1812 г

2) крупными реформаторами

3) высокопоставленными чиновниками

4) крепостными актерами

14. Выберите черты внутренней политики Николая 1:

1) кодификация законов Российской империи

2) создание системы военных поселений

3) введение суда присяжных

4) введение всеобщей воинской повинности

15. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф. Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого сообщает автор.

«Прошлое царствование началось в того, что в один морозный день на Дворцовой площади облетел лучший цвет целого поколения…»ъ

1)Павел Петрович

2) Александр Павлович

3) Константин Павлович

4) Николай Павлович

16.Государственные крестьяне – это:

1) лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях

2) крепостные крестьяне

3) крестьяне, владевшие землей на правах собственности

4) крестьяне, приписанные к мануфактурам

17. Свод законов Древней Руси назывался:

1) Русская Правда

2) Соборное уложение

3) Стоглав

4) Судебник

18.Первый в истории России Земский Собор был созван в царствование:

1) Ивана Грозного

2) Ивана III

3) Петра I

4) Алексея Михайловича

19.Кому из российских государей посвящены слова А.С. Пушкина?

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник

1) Ивану III

2) Петру I

3) Борису Годунову

4) Павлу I

20.Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.:

1) Смута

2) Медный бунт

3) «поход за зипунами»

4) чумной бунт

21. В результате церковной реформы патриарха Никона:

1) была открыта Славяно-греко-латинская академия

2) религиозным центром Руси стал Великий Новгород

3) церковные книги были исправлены по единым греческим образцам

4) был создан Синод.

22. В каком ряду указаны даты царствования Екатерины Второй:

1) 1682-1725

2) 1725-1741

3) 1762-1796

4) 1801-1825

23. Какое из названных событий было в XVII веке:

1) учреждение патриаршества

2) принятие Соборного Уложения

3) поход Ермака в Сибирь

4) выход в свет книги Ивана Федорова «Апостол»

24. Чем знаменателен в истории России 1649 год:

1) освобождением от власти Золотой Орды

2) провозглашением Российской империи

3) присоединением к России Казанского ханства

4) принятием “Соборного Уложения”

25. Законодательный акт 18 века о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях назывался:

1) “Строевое уложение”

2) “Русская правда”

3) “Табель о рангах”

4) “Духовный регламент”

Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/2793347_duhovnaa-i-povsednevnaa-zizn-v-poslerevolucionnye-gody-v-rossii-oktabrskaa-revolucia/

Ссылка на основную публикацию