Действия северного флота на коммуникациях в заполярье

Северный Краснознаменный часть 3

Северный Краснознаменный…

Раздел создан на основании книги «Северный Краснознаменный флот» Козлова Ивана Александровича, Шломина Владимира Семеновича и других материалах.

Часть 3

Часть 1

Часть 2

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Суровое испытание

В грозные дни

22 июня 1941 г. немецко-фашистские войска, заранее отмобилизованные и сосредоточенные на западных границах СССР, без объявления войны внезапно напали на Советский Союз. Фашистская Германия ставила своей целью, сокрушив в молниеносной войне Красную Армию и Военно-Морской Флот. Началась Великая Отечественная война. На огромном фронте от Баренцева до Черного моря развернулась ожесточенная, невиданная в истории битва. В упорных оборонительных сражениях на приморских направлениях важную роль играли действия Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Надежно обеспечивая стратегические фланги Красной Армии, ведя совместно с сухопутными частями длительную оборону военно-морских баз, островов и побережий, советские моряки сковывали крупные силы противника, причиняли ему большие потери в людях и технике. Это замедляло темп наступления немецко-фашистских войск на главных стратегических направлениях, способствовало срыву фашистского плана молниеносной войны, рассчитанного на достижение решительной победы до наступления зимы.

Силы Северного флота к началу Великой Отечественной войны составляли: отдельный дивизион эскадренных миноносцев.(5 новых кораблей типа «Гремящий» и 3 старых типа «Новик»);

«Гремящий» — советский эскадренный миноносец проекта 7. Самый известный эсминец в серии, удостоенный звания «гвардейский».

Заложен 23 июля 1936 года на заводе № 190 в Ленинграде, спущен на воду 12 августа 1937 года, введён в строй 28 августа 1939 года, в сентябре ушёл по Беломоро-Балтийскому каналу на север, 8 ноября 1939 года прибыл в Полярный и был включён в состав СФ Водоизмещение  1939 год:  1612/2215 т ; 1943 год: 1820/2350 т;  Двигатели   2 ? ПТУ ГТЗА-24, 4 котла ; Скорость хода 38 узлов (70,4 км/ч) ; Дальность плавания   722—770 миль (полным хо­дом), 1670 миль (экономическим ходом) ; Экипаж  246 человек.

бригада подводных лодок (15 больших, средних и малых лодок); соединение сторожевых кораблей (типа «Гроза»), тральщиков, заградителей и сторожевых катеров (типа МО-4) охраны водного района (ОВР) главной базы флота.

Обратите внимание

Помимо Полярного корабли базировались на Мурманск, Архангельск и другие порты. Военно-воздушные силы флота (командующий генерал-майор авиации А. А.

Кузнецов) насчитывали 116 самолетов — бомбардировщиков, истребителей и разведчиков.

Кузнецов Александр Алексеевич (23.04.1904 — 07.08.1966) Герой Советского Союза,  начальник Главного управления Северного морского пути (Главсевморпути) при Совете Министров СССР, генерал-майор авиации

Береговая и противовоздушная оборона состояла из нескольких десятков батарей калибром до 180 мм. Флот располагал базами, аэродромами и подразделениями береговой обороны во всех важнейших пунктах, имел налаженную службу наблюдения и связи.

В предвоенные годы североморцы довольно основательно освоили морской театр, получили определенный боевой опыт во время войны с Финляндией. Флот в целом был подготовлен к решению задач современной войны. Однако ему многого еще недоставало: у него была слабой ремонтная база, не хватало аэродромов и некоторых видов оружия.

Авиация состояла в основном из устаревших типов самолетов, причем в ее составе насчитывалось мало бомбардировщиков и вовсе не было торпедоносцев. Отдельные недостатки имелись в боевой подготовке кораблей и частей.

На случай развязывания империалистами войны против СССР с участием в ней на стороне агрессора Финляндии предусматривалось решение Северным флотом следующих задач: уничтожение флота противника при его появлении в Баренцевом и Белом морях; содействие 14-й армии в занятии Петсамо; совместная с 14-й армией оборона побережья полуостровов Средний, Рыбачий и Кольский; недопущение прохода кораблей противника в Белое море; совместная с частями Архангельского военного округа оборона побережья Белого моря; действия крейсерских подводных лодок на морских сообщениях противника у западного побережья Норвегии и пролива Скагеррак.

Командовал флотом один из наиболее способных и энергичных советских флотоводцев контр-адмирал А. Г. Головко. Членом Военного совета флота был опытный политработник дивизионный комиссар А. А. Николаев, начальником штаба — контр-адмирал С. Г. Кучеров,

Важно

Степан Григорьевич Кучеров (13 августа 1902 — 30 марта 1973, Москва) — советский военно-морской деятель, адмирал.

начальником политического управления — дивизионный комиссар Н. А. Торик.

С началом войны силы Северного флота существенно увеличились. Он пополнился переоборудованными из торговых и промысловых судов сторожевыми кораблями, тральщиками и минными заградителями.

По решению Государственного Комитета Обороны из состава Краснознаменного Балтийского флота по Беломорско-Балтийскому каналу в Заполярье было переведено восемь подводных лодок и несколько сторожевых и торпедных катеров.

В дальнейшем североморцы непрерывно получали новые боевые корабли и самолеты, поступавшие от отечественной промышленности, от союзников и с других флотов.

Расположение финских, немецких и советских войск к началу войны.

В 1942 г. по Северному морскому пути впервые в истории советского Военно-Морского Флота из Владивостока на Северный морской театр за одну навигацию прошел отряд боевых кораблей. В него входили лидер «Баку» (командир капитан 3 ранга Б.П.Беляев),

«Баку»(лидер эскадренных миноносцев) был заложен по проекту 38 за номером 267  15 января 1935 года на судостроительном заводе №198 в Николаеве. Через год, 10 марта 1936 года  был перезаложен на заводе №199 Комсомольске-на-Амуре, где получил название «Киев» 25 июля 1938 года лидер был спущен на воду  и переименован в «Серго Орджоникидзе».

  25 сентября 1940 года лидер был переименован в «Баку». Водоизмещение  стандартное 1 952 т ;  полное 2 708 т ; Длина  127,5 м ;  Ширина  11,7 м ; Осадка  4,18 м  ; Бронирование  нет ; Двигатели  3 турбозубчатых агрегата  ; Мощность  66 900 л. с.

; Движитель  3 винта ; Скорость хода  20 узлов ; экономическая  40 узлов ;  (полная)  43,5 узла ;  Максимальная  дальность плавания     5 030 миль на 20 узлах  Экипаж     311 человек.

эскадренные миноносцы «Разумный» (командир капитан-лейтенант В. В. Федоров)@ razumnij.jpg
и «Разъяренный» (командир капитан-лейтенант Я. И. Никольский).

Эскадренный миноносец проекта 7 «Разъяренный»  был заложен на заводе № 198 как «Передовой», перезаложен на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре 17 сентября 1937 года. 25 сентября 1940 года переименован в «Развитой», а 16 мая 1941-го – в «Разъяренный».

Официально вошел в состав Тихоокеанского флота 14 декабря 1941 год.

Водоизмещение нормальное, т   1657  ; Водоизмещение полное, т     2039 ; Длина наибольшая, м 113,0 ;  Ширина наибольшая, м  10,2  ; Осадка максимальная, м  3,27 ; Паротурбинная установка общей мощностью, л.

с  50500 ;  Винтов, шт  2 ; Скорость хода полная, узлов 39  ; Скорость хода экономическая, узлов  20 ;  Дальность плавания экономическим ходом, миль  2800  ; Топливо (нормальный запас), т мазута   350 ; Топливо (наибольший запас), т мазута  535 ; Экипаж в мирное время, чел.     197.

Проводкой отряда руководил капитан 1 ранга В. Н. Обухов, имевший опыт плавания в Арктике. Обеспечивали переход несколько ледоколов и транспортов, на корабли в качестве консультантов были выделены опытные полярные капитаны В. И. Воронин и Т. А. Калинич.

Совет

Отряд вышел из Владивостока 15 июля 1942 г. и 30 июля прибыл в бухту Провидения, где пополнил запасы, произвел мелкий ремонт, затем корабли направились в Чукотское море.

Эсминец «Разумный» во льдах. Экспедиция ЭОН-18 по переходу кораблей с Дальнего Востока на Северный флот. 1942 г.

17 августа они, следуя за ледоколом «Микоян», вошли в сплошное ледяное поле. Специальные устройства в виде деревянно-металлических «шуб» предохраняли корпуса кораблей от повреждений.

В течение многих дней экипажи эскадренных миноносцев и сопровождавших их ледоколов вели героическую борьбу с ледяной стихией Арктики. Преодолению ими ледовых полей активно способствовала полярная авиация. Известный полярный летчик И. И.

Черевичный проявил большое мастерство в поиске свободных проходов во льдах.

Источник: http://www.moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/205-s-3?showall=1

Разгром фашистов в Заполярье | СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

В результате успешного наступления Советских Вооруженных Сил летом 1944 г. были разгромлены группировки немецко-фашистских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Карельском перешейке, в Карелии и Эстонии. 4 сентября 1944 г. финские войска прекратили военные действия.

Правительство Финляндии приняло условия, выдвинутые Советским правительством, о разрыве с Германией и выводе немецких войск с территории Финляндии не позднее 15 сентября. Оставшиеся после 15 сентября немецкие войска Финляндия должна была разоружить.

Положение гитлеровских войск в Заполярье резко ухудшилось, так как они лишились поддержки финских войск и кратчайших сообщений с Германией через Финляндию.

Над группировкой немецких войск на Севере нависла угроза изоляции и окружения (единственная шоссейная дорога вдоль норвежского побережья могла быть перерезана нашими войсками).

Советское командование разработало план освобождения Заполярья, по которому войска Карельского фронта должны были нанести главный удар из района южнее оз.

Чапр в обход южного фланга и частями морской пехоты Северного флота в обход северного фланга окружить и уничтожить группировку противника в районе р. Титовка.

В дальнейшем войска фронта должны были развивать наступление в западном направлении по дорогам на Петсамо, Киркенес, Луостари, Никель и разгромить отступавшие части.

Обратите внимание

Утром 7 октября 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление. При наступлении были разгромлены части 2-й горно-стрелковой немецкой дивизии. Одновременно наши войска совершили глубокий обход открытого правого фланга обороны противника по труднопроходимой местности и вышли в район южнее Луостари.

Вечером 9 октября со стороны Мотовского залива была произведена высадка десанта. Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении. Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника.

Читайте также:  Царизм и революция 1848 г.

После того как определился успех десанта в губе Малая Волоковая, начался прорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний. Опасаясь окружения, немцы в ночь на 11 октября начали отход с перешейка полуострова Средний.

Для замедления продвижения наших частей противник устраивал каменные завалы (россыпи) на дорогах, минировал их, разрушал мосты. Днем, чтобы затруднить ориентировку и наблюдение, на отдельных рубежах противник ставил дымовые завесы.

Вечером 12 октября два торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними с интервалом 7 минут вышли еще две группы катеров с десантом на борту под командованием капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина.

При подходе к Петсамской губе на расстояние 20-30 каб. катера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли интенсивный огонь.

Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использовать не простреливаемое пространство, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы 52 десантника.

Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моряков в составе 660 человек под общим командованием майора И.А. Тимофеева. Высаженный же в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт.

Важно

На рассвете 13 октября противник двумя ротами пехоты контратаковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в результате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорный пункт и батарея были заняты.

15 октября войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели г. Петсамо. В дальнейшем наступление сухопутных войск развивалось в направлении Никель, Наутси и по дороге Петсамо – Киркенес. К 24 октября 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для содействия сухопутным войскам в овладении городом было решено высадить десант в заливе Хольменгро-фьорд.

Утром 25 октября отряд высадки в составе 12 торпедных катеров, 2 малых и 1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина высадил два батальона морской пехоты. Двигаясь вдоль Бек-фьорда на Якобснес, десант помог войскам армии овладеть г. Киркенес.

Побережье от Линахамари до Бек-фьорда было очищено от противника.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков.

В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. 1 ноября, завершили полное освобождение Печенгской области от немецких захватчиков.

В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.

Участвуя в разгроме гитлеровских войск на суше, Северный флот одновременно действовал на морских сообщениях противника. Противник прилагал все усилия, чтобы защитить единственный путь, по которому он мог осуществлять эвакуацию и получать подкрепления из ближайшего тыла.

Конвои и отдельные суда шли в охранении большого числа кораблей и под прикрытием истребительной авиации. Успешные действия Северного флота на вражеских коммуникациях сорвали планы немецко-фашистского командования по эвакуации из Северной Финляндии.

Совет

Действия на коммуникациях имели и самостоятельный оперативный результат: тысячи эвакуируемых на транспортах солдат и офицеров противника, много техники не достигли портов назначения и погибли в море.

Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье имел важное военное и политическое значение. Красная Армия положила начало освобождению Норвегии от фашистской оккупации.

Была разгромлена крупная группировка вражеских войск. Промышленность Германии лишилась значительной доли стратегического сырья – никеля.

Северный флот получил новые базы и аэродромы в Варангер-фьорде, а немецко-фашистский флот лишился баз в Северной Норвегии.

Высоко оценив заслуги личного состава Северного флота, Военно-Воздушных Сил, частей Красной Армии, моряков торгового и промыслового флотов, работников Северного морского пути и арктических станций, всех трудящихся северных районов нашей страны в защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 5 декабря 1944 г. учредил медаль «За оборону Советского Заполярья», которой был награжден весь личный состав Северного флота, принимавший участие в боевых действиях.

И сегодня североморцы помнят и чтут имена героев-подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Федора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья.

Источник: Великая Отечественная война

Источник: http://cpacibodedu.ru/article/97-razgrom_fashistov_v_zapolyarbe

Читать

Дмитрий Дёгтев, Михаил Зефиров, Николай Баженов

Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев

Предлагаемая работа является логическим продолжением ранее вышедшей книги «Цель – корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота». И речь в ней пойдет об операциях германской авиации уже против советского Северного флота, а также союзных конвоев, направлявшихся в Мурманск и Архангельск.

Боевые действия в Заполярье неоднократно освещались в отечественной историографии. Однако каждый раз это было описание некой узкой темы: воздушных боев между истребителями, боевой судьбы какого-нибудь эсминца, биографии отдельно взятого летчика-аса и так далее.

При этом вообще не брался в расчет или уходил даже не на второй, а на третий план тот факт, что главной задачей истребителей ВВС Северного флота все же были не схватки с «Мессершмиттами» как таковые, а надежное прикрытие кораблей и судов, портов и военно-морских баз от налетов немецких бомбардировщиков, а функцией боевых кораблей – обеспечение безопасного судоходства в зоне ответственности того же Северного флота.

Что же касается союзных полярных конвоев, сыгравших огромную роль в деле Победы, то их неоднократные описания в отечественной и зарубежной историографии тоже имели один и тот же серьезный, но прямо противоположный предыдущему недостаток.

Обратите внимание

В них, наоборот, эта тема рассматривалась в общем, когда все: воздушные удары Люфтваффе, атаки подводных лодок, пресловутый немецкий линкор «Тирпиц», мнимые и действительные козни британского Адмиралтейства, непростые отношения Черчилля со Сталиным и тому подобное – сваливалось в одну кучу.

При этом многие мелкие только на первый взгляд детали просто терялись.

Данная книга призвана восполнить все эти изъяны. В ней показана общая и в то же время подробная картина борьбы германской авиации против советского Северного флота и союзных конвоев.

Читатели узнают о малоизвестных страницах боев за полуостров Рыбачий, налетов на Мурманск, Архангельск, другие города и базы, о деталях бомбовых и торпедных атак кораблей и различных судов, начиная от огромных морских транспортов и кончая небольшими рыболовными мотоботами.

В книге впервые приводится наиболее полный список кораблей Северного флота и советских судов, а также союзных транспортов, погибших и поврежденных в ходе атак вражеской авиации в Заполярье в 1941–1945 гг. Также указаны и все потери Люфтваффе в описываемых операциях.

Авторы выражают благодарность за помощь в работе над книгой Андрею Кузнецову, Олегу Иваницкому и Александру Шмуратову, а также Вальтеру Вайссу (Германия).

Отзывы и пожелания авторам можно направлять на электронный адрес: [email protected]

Глава 1

На Севере дальнем

Заводы, Гольфстрим и прочее

К началу 40-х годов ХХ века Советский Север, и прежде всего нынешние Мурманская и Архангельская области, приобрел важнейшее стратегическое значение.

В первую очередь это объяснялось стремительно возросшим экономическим значением этого региона. В процессе геологоразведочных работ, проводившихся в конце 20-х – начале 30-х годов, там были открыты богатейшие месторождения апатита, нефелина, кианита, медно-никелевой и железной руды, слюды и других полезных ископаемых.

Так, лишь запасы одного апатита – источника для получения фосфорной кислоты, – найденные в горном массиве Хибин, оценивались в размере около одного миллиона тонн. Этого было достаточно для производства 207 млн тонн фосфорной кислоты, имевшей широчайшее применение в различных отраслях.

Важно

Нефелин служил сырьем для стекольной промышленности, для выделки соды и окиси алюминия, кианит имел высокие кислото‑ и огнеупорные свойства, а слюда использовалась в широких пределах, начиная от различных электроприборов и кончая производством взрывчатых веществ.

О значении же меди, никеля и железа и говорить не стоит.

В годы так называемых сталинских пятилеток на территории Мурманской и Архангельской областей был возведен ряд крупных промышленных центров. В предгорье Хибин возник город Кировск, ставший центром апатитовой промышленности Советского Союза.

В Мончегорске построили медно-никелевый комбинат, в Кандалакше – алюминиевый и химический комбинаты, в Мурманске и Молотовске[1] – судоремонтные и судостроительные заводы, а в Архангельске – судостроительный завод и деревообрабатывающий комбинат.

Надо отметить, что это все стало возможно только благодаря использованию рабского труда многих десятков тысяч заключенных. Так, например, строительство судостроительного завода № 402 в Молотовске с 1 августа 1938 г.

велось исключительно силами заключенных из специально созданного Ягринского исправительного трудового лагеря (Ягринлага). К осени 1939 г. там работали около 28 тысяч человек, а к июню 1941 г.

их число достигло уже 40 тысяч.

Второе обстоятельство, обуславливавшее стратегическое значение Советского Севера, состояло в том, что он имел открытые выходы на океанские коммуникации, по которым осуществлялись международные перевозки. К тому же порт Мурманска, находившийся за Полярным кругом, из-за влияния Гольфстрима – теплого течения в северо-западной части Атлантического океана – не замерзал даже в самые суровые зимы.

Читайте также:  Итоги выполнения первой пятилетки

Вообще сочетание теплого океанского течения, циклонов, регулярно возникающих в районе Исландии, а также льдов Арктики накладывало своеобразный отпечаток на характер климата этого региона. Если на западе, над побережьем Баренцева моря, он был еще относительно мягким, то далее к востоку – над Белым морем – очень суровым.

Снег и дождь здесь обычно имеют вид зарядов, то есть осадков, выпадающих чрезвычайно интенсивно в течение короткого времени. Как правило, заряды длятся 10–15 минут, когда видимость падает практически до нуля. Зимой на поверхности Баренцева моря при температуре воздуха ниже –5 °C происходит так называемое курение воды.

Совет

Это приводит к образованию низовых туманов, затрудняющих выход кораблей из узкого Кольского залива и плавание вблизи берегов.

Понятия дней и ночей в этом регионе тоже имеют относительное значение. В летний период стоит полярный день, когда солнце вообще не заходит, а зимой, наоборот, – полярная ночь, когда все Заполярье постоянно находится во мгле.

На параллели Мурманска полярный день длится с 20 мая по 25 июля, а полярная ночь – с 1 декабря по 10 февраля.

Кроме того, в течение месяца до и после полярного дня вечерние и утренние сумерки сливаются, образуя так называемые белые ночи.

Третьим фактором, значительно поднявшим значение портов Мурманска и Архангельска, стало открытие и освоение Северного морского пути, связавшего их с Дальним Востоком. Первый сквозной проход по нему с запада на восток, из Архангельска в Тихий океан, за одну навигацию 1932 г.

успешно совершил ледокольный пароход «Сибиряков». 28 июля он вышел из Архангельска и спустя 65 дней – 1 октября – достиг Берингова пролива.

Через два года уже с востока на запад по Северному пути прошел ледокол «Литке», что окончательно подтвердило его пригодность для использования обычных грузовых судов, конечно, при условии их проводки мощными ледоколами.

Крайнюю привлекательность использования Северного морского пути для советского руководства легко понять, если сравнить всего пару цифр. Для доставки грузов из Одессы на Колыму, с проходом через Суэцкий канал, судам требовалось преодолеть свыше 22 тысяч километров, а из Мурманска – всего 5200 км.

Обратите внимание

Уже в 1935 г. началась коммерческая эксплуатация Северного пути. В плавании по нему участвовали 130 судов и было перевезено 230 тысяч тонн грузов. Тогда же весь путь сквозным рейсом в одну навигацию с востока на запад и с запада на восток прошли по два корабля.

На следующий год перевозки составили 271 тысячу тонн, а из 160 судов, участвовавших в навигации, сквозными рейсами прошли уже четырнадцать. В том же, 1936 г.

было подтверждено и военное значение Севморпути, когда по нему из Баренцева моря в Тихий океан были переведены эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=113078&p=1

Путешествие в Мурманск. Военно-морской музей Северного флота. Часть 1

fotoflota

Начну и этот пост с пары слов про мечту. Мечтаю я много и о многом, и связанных с Мурманском мечтаний не мало. Среди них не только посещение атомного ледокола «Ленин», но и посещение музея военно-морского флота Северного флота. И я туда сходил.

Музей находится в исторической части города Мурманска, на территории района Роста, север Мурманска. Он был открыт 16 октября 1946 года в здании Дома офицеров города Мурманска. Первой открытой экспозицией была «Оборона Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 год». Экспозиция музея охватывает период с 1693 года по настоящее время.

Она располагается в восьми залах и раскрывает следующие разделы:1. «Зарождение военно-морских сил на севере России. 1693 год – 1922 год».2. «Создание и становление Северного флота. 1923 год – июнь 1941 года».3. «Северный флот в Великой Отечественной войне 1941 год – 1945 год»4. «Краснознамённый Северный флот на страже морских рубежей Родины.

1945 год – по настоящее время».Чтобы все посмотреть нужно часа три или даже пять. А мне пришлось это всё просмотреть за час, из-за того что внизу ждали друзья, которые после музея меня повезли на Абрам-Мыс и другие достопримечательности Мурманска, которых я напишу в следующих постах фотофлота.

Здание дома офицеров, в котором на трёх этажах находится военно-морской музей Северного флота! Зимняя фото мне не понравилось, поэтому спасибо за летнюю фотографию неизвестному автору.

Как только вошел в музей, увидел кучу интересного:  различные пушки, бюсты, различное корабельное оборудование и железо.Но про пушки и бюсты позже, а первым напишу про освоение Арктики. Первым делом в музее я задал вопрос смотрителю: «Есть ли у Вас что-нибудь связанное с ледокольным пароходам «Георгий Седов?». Напомню, на нём мой прадед Ушаков Борис Ефимович был капитаном, поэтому мне очень интересна эта тема. Она, как только узнала что я его внук, сразу убежала за научным сотрудником, а меня оставила в зале посвящённом освоению Арктики. В этом зале я увидел спасательный круг, колокол, кренометр и протрактор с ледокола «Георгий Седов».

Дорогие мне экспонаты, с «Георгия Седова».

Кренометр — прибор для измерения угла крена корабля. Состоит из сектора, разбитого на градусы, и указателя стрелки, свободно подвешенной в его геометрическом центре.

Колокол громкого боя — электрический звонок на корабле для подачи сигнала, согласно корабельному уставу

Протрактор — корабельный (судовой) навигационный инструмент, предназначенный для нанесения на морскую карту места корабля.

О ледокольном пароходе «Георгий Седов» напишу в одном из следующих постов, а сейчас продолжу про самый «молодой» флот России!  Самый «молодой» из всех военных флотов России был создан 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. Постоянный регулярный Северный флот берет свое начало с 1933 года. 15 апреля 1933 года Народный комиссар обороны СССР подписал приказ согласно которому на Север совершили переход эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», а также подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец». Эти корабли составили экспедицию особого назначения (ЭОН-1).  

Доска с эскадренного миноносца «Куйбышев» и «Карл Либкнехт», а так же бортовая надпись сторожевого корабля «Гроза»

Модель эскадренного миноносца «Куйбышев».

Крышка от торпедного аппарата с эсминца «Куйбышев»

Модель сторожевого корабля «Ураган».

Первый командующий Северным Флотом в 1937-1938 годах Душенов Константин Иванович.

Командующий Северным Флотом в 1940 -1946 годах. Головко, Арсений Григорьевич.

В музее очень много личных вещей командующих Северным флотом, в том числе их форма, удостоверения, сфотографировал шинель, фуражку и удостоверение Арсения Григорьевича Головко. 

Фуражка Арсения Григорьевича Головко.

Головко бессменно командовал Северным флотом на протяжении всей Великой Отечественной войны. Под его руководством флот участвовал в обороне Мурманска и всего Советского Заполярья, в обеспечении проводки северных морских конвоев союзников и внутренних конвоев, в борьбе на коммуникациях германских войск у Северной Норвегии, в Петсамо-Киркинесской наступательной операции. 

Его же удостоверение личности.

Не буду забывать и о кораблях, поэтому чуть-чуть о эсминце «Разумный».  «Разумный» — эскадренный миноносец проекта 7. Заложен 7 марта 1936 года на заводе № 200 в Николаеве под именем «Прочный», перезаложен 15 августа 1937 года на заводе № 202 во Владивостоке. Спущен на воду 30 июня 1939 года, 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный». Вступил в строй 20 октября 1941 года и 7 ноября 1941 года включён в состав ТОФ 

Звезда Победы с эсминца «Разумный». О том, какую подводную лодку потопил «Разумный» я не нашёл данных, к сожалению.

В связи со слабостью Северного флота и необходимостью его срочного усиления, командование решило перебросить несколько кораблей с Дальнего Востока в Мурманск. Для этого были выбраны лидер «Баку» и эсминцы «Разъярённый», «Разумный» и «Ревностный». Эти корабли вошли в состав Экспедиции особого назначения ЭОН-18, которой предстояло пройти Северным морским путём. В 1933 году, в состав гидрографического отряда Северной военной флотилии вошло гидрографическое судно «Метель». Участвовало в Советско-Финляндской и Великой Отечественной войнах, обеспечивало боевые действия и навигационную безопасность плавания кораблей флота.

Бортовая надпись с гидрографического судна «Метель».

К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская».  Лодка была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде, на Заводе N°194 (им. А. Марти), спущена на воду 16 августа 1939 года. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в город Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота. В первом же боевом походе К-21 ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, уже утром 27.11.1941 здесь подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim» (тоннаж 1774 брт.).

Слева от крышки кусочек вала горизонтального руля от К-21.

Ярким эпизодом службы ПЛ К-21 стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск. Но это уже отдельная и очень большая история…23 октября 1942 года лодка была награждена орденом Красного Знамени. Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова. 

Читайте также:  Культ личности сталина для общества

Телефон с подводной лодки К-21.

За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение еще трёх мотоботов.После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть, а весной 1981 года была поставлена в ТПД-12 на заводе города Полярный для преобразования в музей боевой славы. После переделки 3-х кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение было принято в 1981 году. Музей открыт в 1983 году. В конце 1990-х был проведен ремонт лодки (подводная часть). В 2008—2009 годах проводится ремонт музея и обновление экспозиции. В настоящее время Подводная лодка К-21 является филиалом Военно-морского музея Северного флота.

Подводная лодка К-21 поставленная на постамент в качестве музея в Североморске. Автор фото не известен.

С-51 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, типа С — «Средняя», времён Второй мировой войны.Лодка была заложена в апреле 1937 года года в Ленинграде на заводе № 189 «Балтийский завод» под стапельным номером 284. В виде секций была перевезена во Владивосток и достроена на заводе № 202 «Дальзавод». Спущена на воду 30 августа 1940 года, была зачислена в состав Тихоокеанского флота 30 ноября 1941 года, была сдана в эксплуатацию 16 декабря 1941 года. 

Один из залов музея посвящённый Великой Отечественной войне. Центральное место занимает часть рубки и приборы с подводной лодки С-51.

Телеграф, тахометр, электромагнитный лаг с подводной лодки С-51, а так же часть её рубки.

Подводной лодко С-51 я закончу первую часть поста, рассказывающего о военно-морском музее Северного Флота. Следующая часть будет уже про вторую половину 20 века и 21 век.

Источник: https://armyreporter-ru.livejournal.com/220514.html

Военная история. совершенствование противолодочной обороны на внутренних морских коммуникациях северного флота в годы великой отечественной войны

Семченко Владимир Дмитриевич Даты рождения и смерти неизвестны г. Клинцы, Брянской области Общая информация Меcт о призыва: Дат а призыва: Москва 1940 Звание: матрос Част ь: Учебный отряд морской авиации Подробнее

Аннотация Война в Заполярье 1939 1940 гг. К вопросу об оперативном планировании на Северном флоте Павел В. Петров Россия, Санкт-Петербург Март 11, 2012 В данной работе исследуется процесс оперативного Подробнее

Помощь союзников СССР во Второй мировой войне Авторы проекта: Хзмалян Давид, Малышев Павел, Дудкина Анна, Едукова Юлия. Руководитель: Мамаджанян Жанна Георгиевна. Проблема В средствах массовой информации Подробнее

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» Контр-адмирал В.Н. Обухов

Подробнее

Много лет назад смелые люди впервые покинули берег и отправились в плавание в неведомые страны. Тогда-то и родилась профессия отважных мореходов. Есть много умных книжек: энциклопедий, словарей, учебников, Подробнее

УДК 947.085.1 ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Фирсов О. (СКГУ им. М. Козыбаева) К началу войны в состав ВМФ входили Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский Подробнее

75 ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ТОФ В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ. 1945 г. Юрий Михайлович ЗАЙЦЕВ, кандидат исторических наук, капитан 1 ранга В 1939 г. на случай развязывания Японией войны с СССР перед Тихоокеанским Подробнее

Важно

УДК 94(47).084.8 ББК Т3(2)722.9-4-612 КОРАБЕЛЬНЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ ДЛЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ А.Ю. Комарков Рассматриваются англо-американские поставки боевых кораблей для советского Военно-морского

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской федерации по научной работе доктор военных наук, профессор генерал-майор «г- 1> С.В.Чварков ЗАКЛЮЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО Подробнее

ÓÄÊ 623.822.3(47+57) ÁÁÊ 68.54-19 Â îôîðìëåíèè ïåðåïëåòà èñïîëüçîâàíà èëëþñòðàöèÿ õóäîæíèêà À. Çàèêèíà -19 àïëûãèí, Àíäðåé Âèêòîðîâè. Êðåéñåð «Êèðîâ» / Àíäðåé àïëûãèí. Ìîñêâà : Ýêñìî : ßóçà, 2018. 64 ñ. Подробнее

УДК 656.612:93/99 Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2016. Вып. 2 О. И. Вербовой ЗАЩИТА СЕВЕРНЫМ ФЛОТОМ СВОИХ АРКТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 1945 гг. В годы Великой Отечественной Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2011 N 1013) В целях реализации

Подробнее

Жители Севера узнали о нападении фашисткой Германии на нашу Родину из сообщения Советского правительства, переданного по радио в 12 часов 22 июня 1941 года. Прервав воскресный отдых, все жители города Подробнее

ПВО поздравит русских моряков с профессиональным праздником 25 июля, в преддверии Дня ВМФ, Петербургское отделение ПАРТИИ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО проведёт пикет на Васильевском острове. Активисты ПВО поздравят Подробнее

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Проектно-исследовательская работа «Целый век под водой» Выполнил: Шипов Роман, ученик 7 класса Объединение: Подробнее

«И имя есть у этого героя Российской Армии солдат» И имя есть у этого героя Российской Армии солдат Пусть светит солнце в мирном небе И не зовет труба в поход. Чтоб только на ученьях Солдат в атаку шел Подробнее

Совет

Орден Отечественной войны Статут Ордена Отечественной войны: Орденом Отечественной войны награждаются лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских

Подробнее

Бой в Жёлтом море 10 августа 1904 года (28 июля по старому стилю) Презентацию подготовила Дубровская Полина, учащаяся 10 класса Бой в Желтом море — второе морское сражение Русско-японской войны между русской Подробнее

Ткачева Г.А. ОБОРУДОВАНИЕ МИННО-ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ НА ПОДХОДАХ К ВОЕННО-МОРСКИМ БАЗАМ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА В 1941 1945 гг. Геополитическая и военно-стратегическая расстановка сил в Азиатско-Тихоокеанском Подробнее

В МГТУ ГА в САО прошла встреча ветеранов Военно-морского флота СССР со студентами вуза 28.04.2017 27 апреля 2017 года в Музее Московского государственного технического университета гражданской авиации Подробнее

История История УДК 93/94; 359.3 Создание флотилии Северного Ледовитого океана и ее участие в обеспечении коммуникаций в Арктике в Первой мировой войне Б. М. Амусин 1, доктор военных наук, А. И. Алексеенко

Подробнее

УДК 94(47).084.6 Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 2 П. В. Петров ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА КРАСНОЗНАМЕННОМ БАЛТИЙСКОМ ФЛОТЕ В КОНЦЕ 1930-х годов Уровень боевой подготовки (БП) личного состава Подробнее

USSR BAKU Destroyer leader, 1939 БАКУ Лидер эскадренных миноносцев «БАКУ», СССР, 1939 1:350 Ordered:…………………. 1936 Builder:……….Dalzavod, Komsomolsk-on-Amur Laid down:…………………… Подробнее

Минченко Сергей Владимирович 04.10.1923-03.05.2008 Смоленская область Общая информация Меcт о призыва: Дат а призыва: Ленинград 1941 Звание: Старший лейтенант Сражения: Битва за Ленинград; Сталинградская Подробнее

Обратите внимание

IJN Protected Cruiser, 1904 NIITAKA Бронепалубный крейсер НИИТАКА Япония, 1904 1:700 Displacement:…3420 t Length:…104.10 m Beam:…13.44 m Draught:…4.92 m Installed power:…9500 shp Speed:… 20

Подробнее

«О деятельности Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и морских советов приморских регионов по реализации Морской доктрины Российской Федерации (к 15-летию образования Морской коллегии Подробнее

Ïîðòðåò.p65 465 03.03.2009, 15:09 465 ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ ХОЛМЯНСКИЙ Михаил Аркадьевич Родился 27 сентября 1936 г. в Ленинграде. Ведущий российский специалист в области морской электроразведки, Подробнее

МБУ «Школа 86» СП Детский сад «Веста» ПОМНИМ, ЧТИМ, ГОРДИМСЯ! Презентация: «Медали и ордена Великой Отечественной Войны» Выполнила: Николаева Н.А. педагог-психолог Общее количество награжденных: За время Подробнее

Профессор Юрченко А.В. Общеуниверситетский факультатив Института проблем безопасности НИУ «Высшая школа экономики» ВОЕННЫЕ МЕТОДЫ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ Возможные плюсы и очевидные минусы тема 6 Боевые Подробнее

Ïîðòðåò.p65 225 225 ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КОЛОТИЛО Леонид Григорьевич Родился 16 декабря 1958 г. в Ленинграде. Инженер-гидрограф, кандидат географических наук (1999 г.), исследователь озера Байкал,

Подробнее

Ïîðòðåò.p65 169 169 ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ ЕРЕМИН Юрий Прокопьевич Родился 28 сентября 1956 г. в поселке Леонидово Поронайского района Сахалинской области. Начальник Морского корпуса Петра Великого Подробнее

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ИМ. Л.Б. КРАСИНА История возникновения Дня Защитника Отечества История возникновения Дня защитника Отечества Принято было считать, что Подробнее

Управление культуры Министерства обороны Российской Федерации Центральный военно-морской музей Представительство Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленобласти Совет ветеранов атомной подводной лодки Подробнее

Важно

Состояние и тенденции развития подводных сил Часть 2 (продолжение) Россия. Столкнулась с острейшей проблемой финансового и технологического обеспечения процесса утилизации функционально устаревших пла.

Подробнее

ИСТОРИЯ ОДНОГО КОРАБЛЯ Исполнитель работы: Саблина Татьяна (3 курс СПХФА) Постройка. Балтийский флот. Северный флот (1927 1939 гг.) В 1925 году встал вопрос о проектировании и постройке подводных лодок Подробнее

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Черкасский Михаил Борисович, контр-адмирал 26 сентября 1882 г. 1919 г. Фонд 759 Опись 2 1914 1917 2 Предисловие Черкасский Михаил Борисович, родом Подробнее

Источник: WarSpot // Василий Гончаров В английском языке выражение «white elephant» означает нечто впечатляющее, величественное и в то же время совершенно бесполезное. Первая мировая война дала новое значение Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/52462349-Voennaya-istoriya-sovershenstvovanie-protivolodochnoy-oborony-na-vnutrennih-morskih-kommunikaciyah-severnogo-flota-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

Ссылка на основную публикацию