Дальнейшее укрепление реализма в русской художественной литературе

Утверждение реализма в русской литературе

Обличительные задачи русского реализма способствовали развитию критических тенденций этого художественного метода, что наблюдается уже в творчестве А. С. Пушкина. В нашем литературоведении понятие «критический реализм» имеет различные значения.

Иногда так называют реалистический метод досоциалистического искусства, чтобы отличить этот метод от реализма социалистического, В противоположность этому, слишком широкому, употреблению термина некоторые придают ему чрезмерно узкое значение, обозначая им только то реалистическое направление, в котором критическое начало определяет собой весь метод изображения действительности, как это было, например, в реалистических произведениях Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Более пра вильным следует признать то понимание интересующего нас термина, которое свободно от этих крайностей. Если реализм прошел длительный процесс становления, который завершился в XIX в. образованием законченного, наиболее отвечающего жизненной правде, художественно совершенного реалистического метода, то именно реализм XIX в. и следует обозначать понятием реализма критического. Литература по своему художественному методу достигла в эту эпоху высшей ступени развития, доступной для досоциалистического искусства. Такое понимание критического реализма свойственно М. Горькому, глубоко раскрывшему это понятие.

Критический реализм не сводится к критике, к отрицанию изображаемой действительности.

Обратите внимание

Критический реалист, исходя из своих идеалов, может искать и находить в действительности положительные явления, положительные характеры, может создавать положительные образы.

Творчество Пушкина вполне соответствует такому пониманию критического реализма. Великий поэт-реалист, уделяя основное внимание критической оценке изображаемой действительности, не отказывался от создания положительных образов.

Исторические условия, сложившиеся после разгрома движения декабристов, выдвинули перед художественной литературой новые задачи. Следовало глубже всмотреться в пороки и противоречия общественно-политической системы, выдержавшей революционный натиск.

Дальнейшая борьба с этой системой требовала от литературы .острой, непримиримой критики крепостничества, абсолютизма, бюрократии, сословности и всех других свойств и проявлений старого строя.

Необходимо было в художественных образах раскрыть сущность тех социальных сил, на которых держался этот строй. С другой стороны, интерес передовых людей эпохи к исторической роли народных масс привлекал творческое внимание художников к теме народа.

Перед прогрессивными писателями стало раскрываться нравственное достоинство и социальное значение человека, принадлежащего к демократическим низам: крепостного крестьянина, городского труженика.

Так возникла потребность в создании типических образов представителей различных классов, различных общественных слоев самодержавно-крепостнической России. На этот запрос времени русская литература ответила быстрым’ ростом реализма как художественного метода, наиболее пригодного для решения поставленных задач.

Начальную дату изучаемого периода, 1825 год, можно назвать переломным годом. Это определяется возникновением реалистического направления, перед которым открывалось большое будущее.

Важно

Но за это будущее основоположникам нового направления нужно было бороться. Нужно было одержать победу над господствующим литературным направлением – романтизмом.

Начинается борьба за утверждение реализма в русской литературе.

Русский реализм, утвердившись на основе более глубокого, чем это было у романтиков, постижения закономерностей развития действительности, по своей природе был выражением демократической идеологии, формирование которой протекает в период после 14 декабря 1825 г.

Изображение русской действительности без прикрас, без идеализации отвечало интересам угнетенных классов. Русский реализм в целом явился одним из важнейших элементов той демократической культуры, которая складывалась в борьбе с культурой помещичьей и буржуазной. Но в период 1825-1842 гг.

демократическая идеология в России не стала еще революционно-демократической. Реалистическое творчество писателей в данный период развивается на общедемократической основе. Произведения, способствовавшие утверждению реализма в литературе, стали появляться в 30-е годы.

Начало было положено пушкинскими «Повестями Белкина» (1830). Полемически направленные против живучих традиций сентиментальной и романтической прозы, эти повести были сознательным и последовательным утверждением художественных принципов реализма. За ними последовали «Пиковая дама» (1834) и «Капитанская дочка» (1836).

В 1835 г. появились реалистические повести Гоголя, напечатанные в его сборниках «Арабески» и «Миргород», а в 1836 г. был поставлен на сцене и напечатан «Ревизор».

Те же в основном задачи реального изображения и критической оценки современности и современников по-своему решались в реалистическом творчестве Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова. Ближайшие преемники Пушкина, они усилили и развили критические начала, заложенные в реализме пушкинских произведений: Гоголь – начало социально-критическое, Лермонтов – социально-психологическое.

Рекомендуем почитать ►

Сатира в знаменитой сцене ученья Митрофана

Источник: http://www.getsoch.net/utverzhdenie-realizma-v-russkoj-literature/

Особенности реализма в русской литературе рубежа XIX-XX веков

В 1880-е годы в реалистической литературе отмечается истощённость: нас покидают Ф. Достоевский, И. Тургенев, Н. Некрасов, сложнейший период переживает и сам Л. Толстой. Только начинается зрелое творчество А. Чехова, только входят в литературу М. Горький и И. Бунин. Но значительных произведений в эту эпоху не появилось.

Это понимали и сами писатели. А. Чехов как-то сказал И. Бунину: «Вот Толстой умрет и все пойдет к черту!» — «А литература?» — «И литература».

Некоторый застой в реалистическом искусстве закономерно вызывает необходимость в его обновлении, поиске новых форм. Возникают объективные условия для становления модернизма (modern — «новый»).

Его первыми идеологами стали литературные деятели Н. Минский и Д. Мережковский, твердившие, что литература растеряла свою глубину, в ней закрепились материализм и гражданская направленность, обоснованная в 1860-е годы Н. Чернышевским, Н. Добролюбовым, Д. Писаревым, поэтому литература пришла в упадок, изжить который помогут новые подходы.

Русский модернизм был крайне неоднородным и существенно повлиял на развитие реализма.

Совет

Именно в конце 1900-х — начале 1910-х годов возникает термин «новейший реализм». К неореалистам можно отнести почти всех писателей начала ХХ века — от А. Белого и Ф. Сологуба до И. Бунина и А. Куприна.

Предметом их изображения становится повседневная жизнь, в которой нет места героическому событию, предмет их изображения — просто человек. Это относится, например, к главному герою в рассказе И.

Бунина «Господин из Сан-Франциско», не имеющему даже имени, живущему ради денег, положения в обществе и вещей.

Характерной чертой неореалистической литературы становится сближение прозы с поэзией, что проявилось в становлении лирической прозы (А. Чехов, И. Бунин).

В неореализме наблюдается небывалое разнообразие стилей, методов и жанров. Поколение «младших» реалистов (И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, М. Горький и др.), продолжая гуманистические традиции русской классики (идея согласия и гармонии всех сословий, гуманизм, свобода и ценность каждого человека), вносит в реализм новые темы, жанры, стили.

В рассказах зрелого А. Чехова, у И. Бунина и Б. Зайцева проявляются черты импрессионизма. Например, в «Антоновских яблоках» И. Бунина практически исчезает сюжет, зато присутствует лиричность повествования, насыщенность художественными деталями (запах антоновских яблок, стук падающих яблок в саду и др.), большое внимание уделяется передаче ощущений.

Резкая критика существующей власти, большая роль символов и условности в произведениях Л. Андреева позволяют определить его художественный метод как экспрессивный реализм.

В раннем творчестве Горького, Куприна, Короленко особо заметно воссоединение романтизма и реализма. Данные писатели усилили сюжетное начало, в свои произведения они внесли романтический пафос.

Творчество Д. Мамина-Сибиряка определяют как социальный реализм, где большое внимание уделялось обличению пороков российского капитализма.

Обратите внимание

В недрах реализма зарождается литература пролетариата, объединившая поэтов-самоучек (В. Князев, Д. Бедный и др.), которые показывали жизнь рабочих. Отличительными чертами этого направления были исторический оптимизм, злободневность, призывность, условно-романтические образы, социальная заостренность, использование жанров фельетона, эпиграммы, политической басни.

1905 год — рождение социалистического реализма, связанное с выходом в США романа «Мать» М. Горького. Сам термин «социалистический реализм» войдет в употребление только после 1934 года, но тенденциозное отражение мира, герой-революционер, жертвующий личной жизнью ради всеобщего блага, стали отличительными чертами нового течения в реалистической литературе.

В реалистической литературе начала ХХ века преобладают малые жанры: рассказ, новелла, очерк, часто объединяемые в циклы, что позволяло писателям быстро реагировать на события, откликаться на злобу дня.

В реалистической литературе появляются новые темы:

  • — исчезновение русской деревни, патриархальной России, «дворянских гнезд» («Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол» И. Бунина; «В овраге», «Мужики» А. Чехова);
  • — взаимоотношения интеллигенции и народа («Без дороги», «На повороте» В. Вересаева);
  • — капиталистический труд и жертвы капитализма (романны Д. Мамина-Сибиряка, «Молох» А. Куприна);
  • — разрушение гармонии между человеком и природой (М. Горький, В. Короленко);
  • — антивоенная тема («Красный смех» Л. Андреева, «Гамбринус» А. Куприна и др.).

Идет процесс объединения писательских сил вокруг М. Горького и издательства «Знание» (с 1902 года М. Горький — глава этого издательства). «Знание» поставило главной задачей популяризацию литературы среди всех слоев населения. В этом издательстве печатаются в небольших и удешевленных брошюрах классики и современники, книжки распространяются в основном среди рабочего и крестьянского класса.

С 1899 года у Н. Телешова по средам («телешовские среды», или кружок «Московская литературная среда») собираются прогрессивно настроенные интеллигенты: писатели (М. Горький, Л. Андреев, В. Вересаев, А. Серафимович, В. Зайцев, А. Куприн), художники (И.

Левитан, В. Васнецов), артисты (Ф. Шаляпин, В. Качалов). На заседаниях кружка обсуждались преимущественно неопубликованные произведения, которые часто читали сами авторы.

Впоследствии многое, что обсуждалось на «средах» было напечатано в сборниках издательства «Знание».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/osobennosti-realizma-rubezha-19-20-vekov-v-russkoy-literature.html

Расцвет реализма во второй половине XIX века

Реалисты XIX века широко раздвинули границы искусства. Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические. Действительность вошла в их произведения со всеми своими социальными контрастами, трагическими диссонансами.

Николай Гуляев

К середине XIX столетия в мировой культуре окончательно утверждается реализм. Давайте вспомним, что это такое.

Реализм – художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.

Термин “реализм” впервые был предложен французским писателем и литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX столетия. В 1857 году он издает сборник статей под названием “Реализм”. Интересен тот факт, что почти одновременно это понятие стали использовать и в России.

Важно

И первым, кто это сделал, был известный литературный критик Павел Анненков. Вместе с тем понятие “реализм” и в Западной Европе, и в России, и в Украине стало широко употребляться лишь в 60-х годах XIX столетия.

Постепенно слово “реализм” вошло в лексикон людей разных стран применительно к различным видам искусства.

Реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он и развился.

Особенность этого направления – постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление дать свою, часто критическую, оценку негативным явлениям окружающей жизни.

Поэтому в центре внимания реалистов находятся не просто факты, события, люди и вещи, а общие закономерности действительности.

Рассмотрим, каковы же были предпосылки становления реализма в мировой культуре. Стремительное развитие промышленности в XIX веке требовало точных научных знаний. Писатели-реалисты, внимательно изучая жизнь и стремясь отобразить ее объективные законы, интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.

Среди множества научных достижений, оказавших серьезное влияние на развитие общественной мысли и культуры во второй половине XIX столетия, следует особо выделить теорию английского натуралиста Чарльза Дарвина о происхождении видов, естественно-научное объяснение психических явлений основоположником физиологии Ильей Сеченовым, открытие Дмитрием Менделеевым периодического закона химических элементов повлиявшее на последующее развитие химии и физики, географические открытия, связанные с путешествиями Петра Семенова и Николая Северцова по Тянь-Шаню и Средней Азии, а также исследование Николаем Пржевальским Уссурийского края и первые его поездки в Центральную Азию.

Научные открытия второй половины XIX в. меняли многие устоявшиеся взгляды на окружающую природу, доказывали ее взаимосвязь с человеком. Все это способствовало рождению нового способа мышления.

Совет

Быстрый прогресс, происходивший в науке, увлекал писателей, вооружая их новыми представлениями об окружающем мире. Главная проблема, поднимаемая в литературе второй половины XIX века, – отношения личности и общества. В какой мере общество влияет на судьбу человека? Что нужно делать, чтобы изменились человек и мир? Эти вопросы рассматривают многие писатели этого периода.

Читайте также:  Русская культура на рубеже xix-xx веков

Для реалистических произведений характерно такое специфическое художественное средство, как конкретность образов, конфликта, сюжета. Вместе с тем художественный образ в таких произведениях не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретной личности.

“Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Мое дело только в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком”, – писал Антон Павлович Чехов.

Целью реализма было правдиво показать и исследовать жизнь. Главным при этом, как утверждают теоретики реализма, является типизация. Об этом точно сказал Лев Николаевич Толстой: “Задача художника… извлечь из действительности типичное… собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ.

Человек, скажем, за свой рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности, другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь”.

Отсюда и объективность этого художественного направления.

Русская литература второй половины XIX века продолжает реалистические традиции Пушкина, Гоголя и других писателей. Вместе с тем в обществе ощущается сильное влияние критики на литературный процесс.

Особенно это касается работы “Эстетические отношения искусства к действительности” известного русского писателя, критика Николая Гавриловича Чернышевского.

Его тезис о том, что “прекрасное есть жизнь”, станет идейной основой многих художественных произведений второй половины XIX века.

Новый этап развития реализма в русской художественной культуре связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни.

Обратите внимание

Произведениям искусства, созданным в этот период, свойственен историзм – отображение явлений в их исторической конкретности.

Писатели ставят перед собой задачу вскрыть причины социального зла в обществе, показать в своих произведениях жизненно достоверные картины, создать такие исторически конкретные характеры, в которых будут запечатлены важнейшие закономерности эпохи.

Поэтому отдельная личность ими рисуется, в первую очередь, как существо социальное. В результате действительность, как отмечает современный российский литературовед Николай Гуляев, “представала в их творчестве как “объективный поток”, как самодвижущаяся реальность”.

Таким образом, в литературе второй половины ХIХ века главными становятся проблемы личности, давления на нее окружающей среды, исследование глубины человеческой психики. Предлагаем вам самим узнать и осмыслить, что же происходило в русской литературе второй половины XIX века, прочитав произведения Достоевского, Толстого и Чехова.

Расцвет реализма во второй половине XIX века

Источник: https://home-task.com/rascvet-realizma-vo-vtoroj-polovine-xix-veka/

Тема сочинения: реализм Льва Толстого и его влияние на развитие русской литературы

В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов, беспощадное обличение эксплуататоров, страстная защита угнетенных, чувство уважения к трудовому народу. Толстой выдвинул новые принципы изображения человека в литературе. Он нашел оригинальные способы передачи внутреннего мира человека во всей его сложности, в противоречивом, диалектическом развитии. Толстой придавал громадное значение стихийным, эмоциональным началам в психике человека, но это вовсе не означало умаления разума. Напротив, стремление к добру, истине, справедливости — важнейшие проявления именно сферы сознания.

Чистота нравственного чувства, отмеченная еще Чернышевским, находится у Толстого в неразрывной связи с тончайшим анализом «диалектики души» человека. Большим художественным достижением Толстого-реалиста было глубокое постижение им «текучести», подвижности человеческой натуры (люди как реки…

»). Его привлекали не только законченные, уже сформировавшиеся характеры, но и герои, не останавливающиеся в своем развитии, способные к нравственным кризисам, духовному возрождению. Преодолевая рационалистическое объяснение человеческого характера, Толстой не соглашался с мыслью о непреодолимом влиянии среды на человека.

Великий художник всячески стремился пробудить самосознание людей. И не случайно любимые его герои так настойчиво искали самостоятельные ответы на самые важные, самые насущные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. Писатель был убежден, что человек должен сам нести нравственную ответственность за свои поступки, за всю свою жизнь.

И вполне закономерно растущее сопротивление его героев тем обстоятельствам, которые препятствуют наиболее полному проявлению их духовной сущности.

Реализм Толстого, основанный на творческом использовании лучших традиций русской класической литературы, оказал громадное воздействие на процесс ее дальнейшего развития.

Младшие современники Толстого — Чехов, Гаршин, Мамин-Сибиряк, Короленко, Куприн, Бунин, Максим Горький не могли пройти мимо художественных достижений Толстого.

Следуя за своим гениальным предшественником, косвенно или даже прямо полемизируя с ним, они ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы невозможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича». Толстой выдвинул важнейшее методологическое положение, объясняя суть и причины мирового значения гениального русского писателя:

  • «…Л. Толстой сумел поставить в своих произведениях столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» .

Именно поэтому творчество Толстого оказывает благотворное воздействие на развитие мировой культуры. Выдающиеся зарубежные писатели Р.

Роллан, Ф. Мориак, Р. Мартен дю Гар (Франция), Т. Драйзер, Э. Хемингуэи, Т. Вулф (США), Б. Шоу, Дж.

Голсуорси (Англия), А. Стринберг и А. Лундквист (Швеция), М. Садовяну (Румыния), Э. Ожешко, Б. Прус, Я.

Ивашкевич (Польша), И. Вазов (Болгария), М. Пуйманова (Чехословакия), писатели Индии, Японии, Китая, Африки, Латинской Америки — все признавали громадный литературный и нравственный авторитет гениального представителя русской литературы, отмечали первостепенное значение его художественных открытий в мировом литературном процессе.

В литературе традиции Толстого широко используются, начиная с первых шагов ее формирования и на всех последующих этапах ее развития.

Важно

Обращение к бесценному опыту Толстого способствует постановке в новейшей литературе острых проблем нравственности, разработке «вечных вопросов» о смысле жизни, месте человека в обществе, о его моральной ответственности за себя и за все, что совершается в мире.

Как писал Л. Леонов, «все в нашей духовной жизни содержит след его творческого наследия. Велико значение Толстого в развитии литератур всех народов нашей страны. Творчество русского классика способствовало демократизации национальных литератур.

Художественный опыт Толстого помогал многим писателям воспринимать мир в его кричащих противоречиях, усиливал их обличительный пафос. Произведения великого писателя стали школой гуманизма, правдивости, высокого мастерства и гражданской ответственности. Толстой сыграл важную роль в истории русско-украинских культурных связей.

Он искренне сочувствовал страданиям украинского народа, с возмущением писал о жестоких репрессиях царского правительства против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. В ряде его произведений с большой симпатией нарисованы образы украинских крестьян, рядовых солдат.

Как и многие другие русские писатели, Толстой с большим уважением относился к истории украинского народа, его культуре, народным песням, языку. Толстой был знаком с поэзией Шевченко.

Среди его произведений он особенно ценил поэму «Наймичка», в которой русского писателя особенно поразила разработка вечной темы — самоотверженной материнской любви.

Шевченко также знал ранние произведения Толстого, с одобрением отзывался о его педагогической деятельности. Эта деятельность интересовала также и Марко Вов-чок, которая была знакома с Толстым.

Среди деятелей украинской культуры наибольшее внимание Толстого привлек Григорий Сковорода, которого он называл мудрецом. Ему было близко учение украинского философа о самоусовершенствовании, его простота, презрение к мирским благам, богатству, роскоши. Л.

Толстой встречался с выдающимися представителями украинского театрального искусства — М. Заньковецкой, М.

Совет

Кропивницким и высоко ценил их актерское мастерство. Вокруг истолкования творчества Толстого в украинской дооктябрьской литературе и журналистике шла напряженная борьба.

Буржуазно-националистическая критика предпринимала попытки принизить значение критического реализма Толстого, поставить под сомнение ценность его наследия для украинской литературы или выделить в его произведениях преимущественно религиозные мотивы. Эти тенденции резко критиковал Франко в статье «Щиристь тону щиршть переконань» (1905). Как показано в исследованиях многих литературоведов (И. Я.

Заславского, Н. Е.

Крутиковой, В. Ф. Осмоловского, М. М. Пархоменко, А. А. Сахалтуева, Ю.

3. Янковского и др.), творчество Толстого помогло украинским писателям демократического лагеря углубить реалистическое понимание действительности, понять общественные конфликты эпохи.

Под воздействием великого русского писателя в украинской литературе укреплялось психологическое направление в реализме, усваивались принципы анализа «диалектики души», обогащалось представление о сложных связях человека и общества.

Для восприятия важнейших творческих уроков Толстого нужна была соответствующая почва. Она уже существовала в последней трети XIX в., когда в результате внутреннего развития украинская литература достигла больших идейно-творческих достижений.

В этих условиях художественные открытия Л.

Толстого приобретали для украинских писателей огромную притягательность.

Творчески воспринятый опыт Толстого не только не отрывал их от прогрессивных национальных традиций, но, напротив, нередко способствовал более вдумчивому обращению к этим традициям, к глубокому изучению жизни своего народа, к органическому сочетанию эпического размаха и пристального внимания к судьбам отдельных людей. В популяризации Л. Толстого очень большую роль сыграл И. Я.

Франко. Он издал на Западной Украине ряд произведений классика русской литературы («Смерть Ивана Ильича», «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Воскресение»), посвятил ему несколько литературно-критических статей.

Не все конкретные суждения Франко были справедливы.

Порою он, борясь с толстовской проповедью непротивления злу насилием, с призывами к всепрощению, не замечал той «мысли народной», которая определяла пафос многих произведений гениального писателя и прежде всего роман «Война и мир», явно недооцененный Франко.

Обратите внимание

Но в общей оценке реализма Толстого, в суждениях о ряде его произведений украинский писатель проявил большую проницательность. Непримиримо отвергая реакционные тенденции в философских взглядах Толстого, Франко подчеркивал мировое значение его творчества.

Источник: http://historylib.net/tema-sochineniya-realizm-lva-tolstogo-i-ego-vliyanie-na-razvitie-russkoj-literatury/

Русский реализм и литературно-художественные традиции прошлого

Реализм не пришел в русскую литературу откуда-то извне. Он сложился в ходе русского литературного процесса, и притом в его основном движении, как результат его передовых достижений. Так, в творчестве прогрессивных деятелей русского классицизма, от М. В. Ломоносова до Г. Р.

Державина, несмотря на свойственную их художественному методу идеализацию, находили отражение некоторые черты реальной русской действительности. Это особенно ярко проявилось в поэзии Державина.

Классицизм как прогрессивное для своего времени литературное направление стал для русского реализма «наследством», критическое усвоение лучших достижений которого было необходимо и полезно. Подтверждением этого является творчество Пушкина.

Сентиментализм, отражая прогрессивное развитие русской действительности, в пору «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина сумел сделать некоторые шаги в сторону сближения литературы и жизни. Прогрессивные тенденции и этого литературного направления должны занять свое, хотя и скромное, место в предыстории русского реализма.

Наибольшее значение для становления реализма имело, разумеется, романтическое направление. Романтизм В. А. Жуковского и К. Н.

Батюшкова обогатил русскую литературу художественно-психологическими открытиями, что имело непосредственное значение для реалистической постановки проблемы характера в литературе.

Революционный романтизм обратил внимание литературы на острые проблемы общественно-политической жизни и выдвинул принцип народности, тем самым сделав новый шаг по пути к реализму.

Важно

Этому же способствовало и свойственное революционным романтикам критическое отношение к своей современности, устранявшее для них возможность ее романтической идеализации. Особенно близко к реальной действительности декабристы подходили в лирической поэзии, непосредственно выражавшей мысли и чувства дворянских революционеров в канун 14 декабря 1825 г.

Читайте также:  Сша во второй половине xx века — начале xxi века

Так на протяжении первой четверти XIX в. внутри различных романтических течений складывались необходимые предпосылки реалистического художественного метода.

Большое значение для утверждения реалистического направления имел и тот процесс становления реализма, который начался еще в XVIII в. и не прерывался в период господства сентиментализма и романтизма. Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, И. А.

Крылов — достаточно вспомнить хотя бы эти имена, чтобы представить себе значительность этой линии движения русской литературы к действительности, к реализму.

Возникновение и развитие реализма в русской литературе связано с возникновением и развитием критического отношения к самодержавно-крепостническому строю со стороны передовых общественных сил, позволявшего им подойти к верному пониманию его существенных сторон и к сознанию необходимости его изменения.

В той или иной мере это наблюдается и в сатирических журналах Новикова, и в комедиях Фонвизина, и в прозе Нарежного, и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, и в баснях Крылова.

У этих писателей глубокое понимание существенных сторон русской действительности, социальных отношений, общественных задач стало основой реалистических тенденций творчества.

А это понимание русской феодально-крепостнической действительности стало доступно им как просветителям, как инициаторам и пропагандистам передового идейного течения, порожденного коренными сдвигами, наметившимися в русской социально-экономической жизни.

Совет

От идеализации, воспевания существующего общественно-политического строя, пусть даже представляемого в форме просвещенного абсолютизма, к его критике, к попыткам обнажить его пороки — вот начало того поворота в литературе, который в дальнейшем должен был привести к пушкинскому реализму. Несмотря на наличие общих тенденций в художественном методе этих писателей, они не могут рассматриваться как представители единого литературного течения. Реализм автора революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» и реализм радикально настроенного баснописца — не одно и то же. Далеко отстоит от социального реализма А. Н. Радищева бытовой реализм А. Е. Измайлова или В. Т. Нарежного. Становление русского реализма (как и его дальнейшее развитие) было процессом сложным, не лишенным серьезных противоречий.

Реалистическое направление русской литературы развивало не только национальные традиции, но унаследовало и богатства, накопленные зарубежными литературами.

Особенно большое значение в этом отношении имели те этапы становления реализма, через которые прошли передовые страны Западной Европы: Возрождение и Просвещение. Автор «Бориса Годунова» признавал своим учителем в художественном методе Шекспира, этого великого представителя английского Ренессанса.

Общеизвестно знакомство Пушкина с идеями французских просветителей, отразившееся и в его творчестве. Однако к 20-м годам XIX в.

процесс становления реализма на Западе еще не завершился, и реалистический художественный метод в его зрелой форме сложился здесь несколько позднее — в творчестве Бальзака и Стендаля, Диккенса и Теккерея. Независимо от основоположников реализма XIX в.

во французской и английской литературе Пушкин одним из первых в Европе на основе исторического и художественного развития своей страны во второй половине 20-х годов утверждает законченную форму реалистического метода в искусстве. Своеобразие русских исторических условий привело к тому, что в художественном методе русских писателей, начиная с Пушкина, ярко выступили черты критического реализма.

Итак, реалистическое направление, возникшее в русской литературе в середине 20-х годов XIX в., было подготовлено предшествующим развитием литературы в ее различных направлениях и течениях.

Однако при всей значительности генетических связей с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом и, наконец, с допушкинским реализмом художественный метод нового литературного направления был качественно новым явлением в литературе.

Обратите внимание

Как бы ни были исторически значительны реалистические тенденции в русской литературе, реализм как эстетическая система и как художественный метод вполне сложился только в творчестве Пушкина.

Гоголевское направление — литературное направл, начало которому положил Гоголь петербургскими повестями, Ревизором и Мертвыми душами и которое определилось в 40-х г как натуральная школа. Белинский подчеркивал ее связь с идейно-художественными принципами гоголевского реалистического творчества, утверждая плодотворное влияние гоголевской школы на современную русскую литературу.

Термин возник в 50-х г 19 в в полемике между революционно-демократической и либеральной критикой как обозначение социально-критической, сатирической линии в рус литер. Демократ. критика выступила с обоснованием «гоголевского направл» в совр. литературе. Этой цели был посвящен труд Чернышевского Очерки гоголевского периода русской литературы, печатавшийся в Современнике в 1855.

Против идей Черныш. выступил Дружинин, напечатавший в Библиотеке для чтения статью Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения, в кот. сталкивал гоголевское и пушкинское начала в русской литературе, ратовал за артистическое понимание искусства.

Критика либеральная (Дружинин, Анненков, Дудышкин) и славянофильская (Григорьев, Филиппов, Эдельсон) писала о необходимости преодоления гоголевского одностороннего критицизма (Анненков О значении художественных произведений для общества 1856) и о победе пушкинского направления, чистой художественной поэзии, «здорового» отношения к жизни.

Подтверждение этого тезиса пытались найти в творчестве Островского, Писемского, Тургенева, Гончарова, односторонне характеризуя некоторые стороны творчества этих писателей.

Историко-литературное сопоставление П и Г как художников и сравнительная оценка их социального значения для определенного периода развития русского общества превратились у либеральных критиков 50-х г в метафизическое противопоставление их творческих принципов, в связи с чем термины гоголевское направл и пушкинское направл приобрели антиисторический характер, отвлеченный от конкретных стадий развития реализма – от П к Г. Пушкинское направл объявлялось либеральной критикой единственным подлинно поэтическим выражением якобы «чистого искусства». Гоголевское направл истолковывали как искусство «грубое», даже низменное. В противовес подобному искажению действительного смысла эволюции русского реализма критики революционно-демократического лагеря всемерно подчеркивали общественное значение критического пафоса именно гоголевского направл. Продолжая точку зрения Белинского, Чернышевский и Добролюбов справедливо утверждали, что для совр жизни нужна поэзия действительности, идея отрицания ее, составляющая пафос творчества Гоголя. Вместе с тем революционно-демократическая критика понимала, что гоголевское направл не может просто повторять Гоголя. Чернышевский в Очерках гоголевского периода говорит о необходимости «более полного и удовлетворительного развития идей, которые Гоголь обнимал только с одной стороны, не сознавая вполне их сцепления, их причин и следствий». Вскоре он отметил в Губернских очерках Щедрина отсутствовавшее у Гоголя ясное понимание связи отдельных безобразных фактов со всею обстановкою нашей жизни. Таким образом, в основе литературно-эстетической полемики был вопрос об отношении к русской действительности, об общественной роли литературы, ее задачах и путях развития; в конечном счете это был спор о том, по какому пути пойдет русская литература – по пути «чистого» искусства или по пути прямого, открытого служения народу, то есть по пути борьбы против крепостничества и самодержавия. С точки зрения методологической противопоставление пушкинского направл гоголевскому направл связано с известной утратой русской критикой того времени целостного восприятия явлений искусства, которое отличало критические выступления Белинского. В целом же влияние гоголевского направл на дальнейшие судьбы русской литературы свидетельствовало о победе материалистической эстетики над идеалистической, что благотворно сказывалось на развитии русского реалистического искусства.

Театр

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» — государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в.

Важно

их было несколько — дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники.

В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне — театр им. А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра (ныне — Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I — великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 г.

открылся Малый театр, а в 1825 г.

завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского.

В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты — В.А.Каратыгин — премьер столичной сцены, П.С.

Мочалов, царивший на сцене Московскаго

драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица

А.И.Истомина.

Источник: https://studopedya.ru/2-5367.html

Презентация на тему: Становление реализма в русской и мировой литературе

Презентация на тему: Становление реализма в русской и мировой литературе

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

Становление реализма в русской и мировой литературе

№ слайда 2

Описание слайда:

Рассмотреть влияние реализма на творчество писателей: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов.

№ слайда 3

Описание слайда:

Выяснить значение термина “ реализм.”Ознакомиться с произведениями писателей-представителей реализма.Определить какие черты этого литературного направления нашли отражение в их творчестве.Определить черты реализма у Лермонтова.Определить черты реализма у Пушкина.

№ слайда 4

Описание слайда:

Реализм – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.

№ слайда 5

Описание слайда:

Существует версия, что реализм зародился в глубокой древности во времена Древних Народов. Существует несколько видов реализма:

№ слайда 6

Описание слайда:

Совет

Реализм – литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

№ слайда 7

Описание слайда:

Под словом «реализм» в этой работе подразумевается то направление, которое сделалось господствующим в русской литературе второй половины XIX века.

В более общем плане реализм рассматривается как тенденция развития художественной культуры человечества, продолжающая лучшие традиции мирового искусства, которое рассматривается как способ духовно-практического познания действительности.

Мерой реалистичности произведения в этой связи считается мера проникновения в жизнь, отражения ее важных сторон в художественной форме.

№ слайда 8

Описание слайда:

Представители реализма

№ слайда 9

Описание слайда:

Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа.Типизация персонажей.Изображение характеров и событий в развитии.Исторически конкретное общество, события, эпоха.В центре внимания конфликт: герой – общество.

№ слайда 10

Описание слайда:

Литературные жанры КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения.

Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки обществаЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных эмоциях.ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя и др.

№ слайда 11
№ слайда 12

Описание слайда:

Стилистическая черта: Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.

Лермонтов в романе возвращается к «исповеди»-это исповедь Печорина, высказанная как в форме дневника и записок, так и форме прямых признаний другому лицу- таков рассказ Печорина о себе Максиму Максимычу в «Бэле».

Читайте также:  Эпоха правления ивана iii

Сложные приемы построения повествования нужны ему потому, что он хочет дать в своем романе обобщенную объективную историю своего современника.

№ слайда 13
№ слайда 14

Описание слайда:

Обратите внимание

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году в эпоху становления реализма.

В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т.к.

Пушкин пишет, что оно основано на реальных событиях: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине». Реалистический герой – обобщенный образ, типичный представитель конкретной эпохи. Евгений – бедный, заурядный, «человек,

№ слайда 15

Описание слайда:

В поэме «Медный всадник» Пушкин передает буйство Невы во всей сложности, что характерно для реалистического произведения: Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг как зверь остервенясь, На город кинулась.

№ слайда 16

Описание слайда:

Пушкин использует много эпитетов, сравнивает реку со зверем и вором: Эти средства художественной выразительности подчеркивают эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия.

Также Пушкин ярко и реалистично описал следующий день после наводнения, когда люди, оправившись от беды, живут своей жизнью, идут на службу, подсчитывают убытки. Лишь Евгений не может оправиться после потрясения.

Он уходит из квартиры, живет на пристани, питается тем, что подадут, и вскоре умирает.

№ слайда 17

Описание слайда:

Б.В. Томашевский писал: «Основными чертами пушкинского реализма являются передовые гуманистические идеи, народность и историзм. Эти три части в их неразрывной связи и характеризуют своеобразие пушкинского творчества в его наиболее зрелом выражении». Для зрелого Пушкина нет истории вне народа и нет народа вне истории. Если народ творит историю, то история, в свою очередь, творит народ.

Важно

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/stanovlenie-realizma-v-russkojj-i-mirovojj-literature0.html

Своеобразие русского реализма начала 20 века

…для меня воображение всегда было выше сущего, и самую сильную любовь я испытал во сне.
Л.Н. Андреев

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения.

Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм — первое модернистское направление в русской литературе — резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления.

Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма.

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира.

 Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства.

Совет

Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию.

Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев.

Отсюда — появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм — термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев — в контексте пользы для человечества («Мать» М. Горького, а впоследствии — большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса «Улисс», а в русской литературе начала 20 века — повесть «Иуда Искариот» Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной («Яма» А.И. Куприна, «Санин» М.П. Арцыбашева, «Записки врача» В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма. 

Обратите внимание

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму. 

Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели — поиску высшей истины — в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Источник: http://mosliter.ru/ruslit/20vek/razvitie_russkoj_literatury_v_20_veke/svoeobrazie_russkogo_realizma_nachala_20_veka/

Тема 2. Кризис реализма в русской литературе второй половины XIX в

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Тема 2. Кризис реализма в русской литературе второй половины XIX в.

Рубрика (тематическая категория) Литература

Писатели демократической и народнической ориентации. Приоритет ʼʼправды жизниʼʼ и бытописания над художественным обобщением и творческим переосмыслением жизни; позитивизм в русской литературе.

Размежевание ʼʼправдивостиʼʼ и ʼʼхудожественностиʼʼ. Возникновение натуралистических тенденций в русской демократической литературе, в т.ч. и манифестируемых как новое художественное направление в русской литературе (П.Боборыкин).

Сближение литературы, беллетристики и публицистики; жанров повести (рассказа) и журналистского очерка. Отличие русского ʼʼнатурализмаʼʼ от соответствующего литературного направления в западноевропейских литературах (французской, немецкой и др.).

Кризис русского реализма; исчерпание тематики и проблематики, методов и средств художественной типизации; разочарование в просветительских, воспитательных и преобразующих социально-политических возможностях реалистической литературы. Вырождение реалистического повествования в поверхностное бытописание, дидактизм или речевую стилизацию, в изучение психопатологии личности и общества.

Символизация русской литературы. Усиление роли подтекста и интертекста͵ символических деталей, углубление и утончение психологизма, открытие “диалектики души” и “потока сознания”, интеллектуализация литературы, ее сближение с философией и психологией, публицистикой и эссеистикой. Формирование неореализма в России.

Раздвоение представлений о типическом и типизации. Типическое как наиболее массовидное и распространенное в жизни (социально-характерное).

И типическое как наиболее обобщенное, идейно и философски осмысленное, закономерное, ставшее частью культуры. Расхождение социальной и культурной рефлексий действительности в русской литературе. Противоречия в творчестве Л.

Толстого, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Лескова, Г. Успенского и др.

Возникновение модернистских тенденций в рамках реалистической литературы (с одной стороны, – натурализм; с другой, – символизм). Предвосхищение литературного символизма и авангарда в позднем творчестве Ф.Тютчева, Н.

Некрасова, И.Тургенева, И.Гончарова, А.Фета͵ Л.Толстого, Ф.Достоевского, Г.Успенского, А.Чехова. Столкновение символизма и натурализма в творчестве А. Чехова, М. Горького, В. Короленко, А. Куприна, И. Бунина, Л. Андреева, М. Арцыбашева и др.

Творчество А.

Важно

Чехова как яркое проявление кризиса русского реализма (черты импрессионизма и символизма в чеховской поэтике; ассоциативность сюжета͵ ʼʼразмытостьʼʼ авторской точки зрения, усиление роли подтекста и читательской инициативы в восприятии, интерпретации и оценке текста͵ значение чеховских юмора и иронии для понимания авторского отношения к изображаемым реалиям жизни и др.). Черты кризиса реализма, различно проявляющиеся в творчестве В.Короленко, И.Бунина, А.Куприна, В.Вересаева, Л.Андреева, М.Горького и др.
Размещено на реф.рф
русских писателœей-неореалистов рубежа XIX – XX вв.

Тема 2. Кризис реализма в русской литературе второй половины XIX в. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Тема 2. Кризис реализма в русской литературе второй половины XIX в.» 2017, 2018.

Читайте также

  • — Третий этап развития златоустовского художественного оружия 50 — 60-е гг. XIX в.

    Второй, «русский», этап развития 1820 — 1830 гг. Первый этап развития златоустовского художественного оружия Немного об истории. Златоустовская гравюра на стали, родилась как искусство украшения холодного оружия. На первом месте стояло само… [читать подробнее].

  • — Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль — классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более… [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,… [читать подробнее].

  • — Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию… [читать подробнее].

  • — XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт… [читать подробнее].

  • — Консерватизм в России XIX столетия

    Москва 2007 Методические рекомендации к изучению курсов КОНСЕРВАТИЗМ В РОССИИ XIX СТОЛЕТИЯ Кафедра истории и политологии Московский государственный институт электроники и ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО… [читать подробнее].

  • — Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк — жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в… [читать подробнее].

  • — Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX — XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно… [читать подробнее].

  • — С двумя крыльями (сер. XIX в.).

    Клыка, изображающая воина в доспехе МАЭ, № 668–8. Воспроизведено по: Антропова 1957: 220, рис. 33 единке. Сначала нападал один противник, второй оборонялся, затем наоборот (Меновщиков 1950: 17 (эскимосы); Стебницкий 1994: 54 (коряки); Милянская, Карахан 1987: 134). Причем воин мог… [читать подробнее].

  • — Російська холодна зброя XVIII – XIX ст.

    До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/124558_tema_2_krizis_realizma_v_russkoy_literature_vtoroy_poloviny_xix_v

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector