Армения в составе мидии и ахеменидского государства

Образование армянского государства

Категория: История Армении Просмотров: 328

Спустя 60 – 70 лет после падения Урарту в знаменитой Бехистунской трёхъязычной надписи персидского царя Дария I, относящейся к 520 г. до н. э.

, в двух её — персидском и эламском — вариантах упоминается страна Армина, название которой в третьем — вавилонском — варианте надписи передано как Урарту (точнее Урашту, согласно фонетическим правилам вавилонского диалекта аккадского языка). Итак, Урарту превратилось в Армину.

Если ранее Урме (в действительности произносилось как «Орме» или «Арме») обозначало лишь один из уголков Армянского нагорья, то теперь происходящее от него название Армина применяется для обозначения территории Урарту, т. е. большей части Армянского нагорья.

Таким образом, в 520 г. до н. э. мы встречаем упоминание армянского государства Армины, или, как именовали ее древние греки, — Армении. Однако, судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI в. до н. э., заменив собой государство Урарту, поскольку территория последнего уже была вовлечена в процесс образования армянского народа.

Обратите внимание

Это армянское царство вышло на историческую арену в качестве союзника могущественной тогда Мидии. Но такой союз просуществовал недолго: Мидия стремилась овладеть наследием Урарту.

Борьба завершилась в пользу Мидии, и Армения попала под её верховное владычество с условием выплаты дани, предоставления военной помощи и отказа от сооружения укреплений.

Территория Армении в этот период на юго‐востоке была сопредельна с Мидией, а на северо‐востоке достигала земель причерноморских халдейских племён.

Подробные сведения об армянском государстве дошли до нас в предании, сохранившемся в историко‐нравоучительном произведении греческого историка V – IV вв. Ксенофонта «Киропедия». Из него явствует, что это армянское царство оказалось столь сильным, что вскоре прекратило выплату дани и отказалось от прочих обязательств.

В распоряжении армянского царя были огромные богатства, 40 тысяч пехоты и 8 тысяч конницы.

Имени царя Ксенофонт не упоминает, но называет его сыновей — Тиграна и Сабариса, одного из военачальников — Эмбаса; при этом Тигран представлен однокашником и товарищем по охоте Кира, будущего основателя персидской Ахеменидской державы.

То обстоятельство, что эти сведения Ксенофонта имеют подлинную историческую основу, подтверждается параллельным преданием, сохранившимся в труде «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци, героем которого выступает Тигран, опять‐таки друг и союзник Кира. Это предание донесло до нас и имя отца Тиграна армянского царя Ерванда Кратковечного.

Как известно, Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил мидийскую державу и основал новое, ещё более обширное государство, которое охватывало почти всю Переднюю Азию. Его сын Камбис вторгся также в Египет, где, однако, нашёл свою смерть.

Важно

В борьбе за трон победителем оказался Дарий, сын Гистаспа, представитель другой ветви того же рода Ахеменидов.

Армения, вошедшая ранее в состав державы Кира, вероятно, как полузависимое царство, с приходом к власти Дария восстала против него подобно большинству стран, составлявших державу Ахеменидов.

В 522 – 520 гг. Дарий был занят подавлением этого мощного движения. Именно прославлению этих его деяний и посвящена упомянутая выше Бехистунская надпись. Против восставшей Армины, т. е.

Армении, Дарий направил два удара с обоих флангов. Одну из армий вёл полководец Дадаршиш, родом армянин («арминиец»), другую — перс Вахумиса.

Лишь после нескольких сражений с армянскими войсками удалось подавить восстание, и Армения вошла в состав персидской Ахеменидской державы.

Это продолжалось около двух столетий. Согласно древнегреческим источникам, территория Армении была распределена между двумя административными единицами — сатрапиями.

Однако в надписях самих ахеменидских царей она постоянно выступает как отдельная единица. Армения выплачивала весьма большую дань золотом и конями, её войска принимали участие в.походах персидских царей.

Так, например, в составе войск царя Ксеркса, направлявшихся в Грецию, был и армянский отряд.

Правившие Арменией сатрапы, за отдельными исключениями, принадлежали к одному и тому же роду, в котором распространено было имя Ерванд (в греческих источниках— Оронт). Вероятно, по своему происхождению они были связаны с династией, правившей в армянском государстве VI в., один из представителей которой, как отмечалось, именовался Ервандом.

В 401 г. до н. э. Армению, по пути из Месопотамии к Чёрному морю, пересёк десятитысячный отряд греческих наёмников. Отряд отступал после поражения и смерти своего вождя, брата персидского царя, пытавшегося завладеть короной. Через Армению отряд вёл вышеупомянутый выдающийся греческий писатель и историк Ксенофонт, автор «Киропедии».

Свои впечатления о походе Ксенофонт изложил в книге «Анабасис», которая является ценнейшим первоисточником по истории ряда стран Востока и, особенно, Армении. Правителем Армении в эту пору был Ерванд (Оронт), сын Артасуры. Женатый на царской дочери, он занимал важное положение при персидском дворе.

Совет

Часть Армении, именовавшаяся «Западной Арменией», управлялась Тирибазом, также значительной фигурой при дворе.

Границы Армении в это время примерно совпадали с границами бывшего урартского государства: на юге они проходили по реке Тигр, на севере включали Высокую Армению и тянулись по предгорным районам Гугарка; на западе шли по излучине Евфрата, на востоке — от озера Урмия к среднему течению Аракса и Куры.

Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений и прокладывая свой путь через беззащитные деревни, которые и удостоились особого внимания Ксенофонта.

Он описывает деревенские дома и жизненный уклад древних армян. В описанной Ксенофонтом деревне можно узнать черты сельской общины.

В дальнейшем наследственное право власти над Арменией было временно изъято у рода Ервандаканов (Оронтидов). До 336 г. здесь правил Кодоманн из рода Ахеменидов, который затем занял персидский престол под тронным именем Дария III. После этого власть Ервандаканов в Армении восстановилась, и правителем стал новый Ерванд, сын или внук предшествующего, описанного Ксенофонтом Ерванда.

Итак, хотя армянское государство, сложившееся на развалинах Урарту, далее попало под верховное владычество Мидии, а затем — под власть Ахеменидского Ирана, тем не менее, оно, имея устойчивую основу — консолидирующийся армянский народ, даже пребывая в составе упомянутых держав, сумело сохранить своё единство и территорию, вероятно, и правящую династию. Когда же при Дарии III Ахеменидская держава, уже с начала IV в. до н. э. вставшая на путь деградации и распада, пала под ударами Александра Македонского, то Армения восстановила свою независимую государственность.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Источник: https://ArmenianSite.ru/istoriya-armenii/175-obrazovanie-armyanskogo-gosudarstva.html

Мидия — краткая история мидийского царства

В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все население Ирана упоминается под общим названием мидян.

Мидия как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.

Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития производительных сил.

Начиная с IX в. до н.э., ассирийцы, граничившие с Мидией, стали совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII в. до н.э.

Обратите внимание

мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот.

Эта экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление государственных образований.

Территория занимаемая Мидийским царством на пике могущества

Борьба за независимость и возвышение Мидии

С VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром Мидийской державы VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.

Наряду с Маной и более мелкими царствами существовал союз мидийских племен, длительное сохранение которого объясняется необходимостью солидарности мидийских племен в борьбе с внешней агрессией. Согласно сообщениям древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) большую объединительную роль среди мидийских племен играл некий Дейок.

К началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху — начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.

VIII в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий, первый — с 834 по 788 г. и второй — с 744 по 678 гг., которые сильно разрушили и опустошили страну на определенное время.

Ассирия формально подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей.

В различных мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.

На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию.

Важно

В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии.

Руководил восстанием один из мидийских вождей — Каштарити.

Восстание охватило значительную территорию — всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям. Восстание имело полный успех.

Каштарити — один из вождей мидийского восстания — объединяет все мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. К середине VII в. до н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.

Скифское завоевание Мидии и изгнание скифов

Ассирия не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против мидян в лице скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 — 625 гг. до н.э. установилось скифское господство.

Для мидян скифское господство имело определенное значение.

С одной стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на территории собственно Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское господство не затрагивало основ мидийской государственности, а выражалось только в откупе от скифских набегов определенной данью.

В 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын Каштарити. Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в частности, персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и военную силу.

Киаксар, следуя примеру своих соседей — ассирийцев, у которых армейская структура была тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию, делящуюся на стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из племенных связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также упорядочил деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути оформления государственности в Мидии.

Период наивысшего могущества Мидии

После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье. Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет против своего исконного врага Ассирии.

Киаксар даже породнился с вавилонским царствующим домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта антиассирийская коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э.

ей удалось полностью разгромить Ассирию.

Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию, Каппадокию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.

Совет

Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.

Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.

Читайте также:  Духовная и повседневная жизнь в новой россии

К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г. до н.э.

Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств.

Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак).

Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 — 550 гг. до н.э.

), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии.

Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.

Кир Великий — внук последнего властителя Мидии и по совместительству — завоеватель этой страны

Гибель Мидийского царства

Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н.э. была довольно рыхлой.

Были непрочные военно-административные объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности военных успехов или поражений. Ядром державы была Мидия.

Это была территория, управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.

Обратите внимание

В результате территориального роста колоссально возросло богатство мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще сохранялись. В VII — начале VI в. до н.э.

здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному человеку, который обязался их кормить.

Бедные переходили в положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.

В целом в Мидии VI в. до н.э.

основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было создано могущество Мидийской державы.

Захват колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения общества и быстрого нагнетания противоречий.

В период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная аристократия — потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.

Все эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели.

В 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II Великий (558 — 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов (не чужой, кстати, человек — с большой вероятностью, Кир был внуком Астиага — прим.), покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.

Источник: http://ageiron.ru/armii-i-soldatyi/armii-i-soldatyi-armii-i-soldatyi/blizhniy-vostok/midiya-kratkaya-istoriya-midiyskogo-tsarstva

Ахемениды — Государства Ахеменидов — Подробная История Ахеменидов

     В середине VI в. до н. э. образуется сильное Персидское государство Ахеменидов.

Античные авторы единогласно называют его основателем Кира II, который провозгласил себя «царем Аншана», а также «царем Персу», т.е. Персии.

Кир присоединил к своему государству Мидию, Армению, Лидию, Вавилон (вся эта территория представляла конгломерат различных народов), после чего он совершил поход в Среднюю Азию против племен массагетов (529 г. до н.э.).

Решающая битва произошла на восточном берегу реки Амударьи. Массагетами руководила женщина по имени Тимирида, ставшая царицей после смерти мужа. На стороне массагетов сражались племена саков и дербиков, царь которых Аморей и два его сына погибли.

Важно

Народы, населяющие Среднюю Азию, продемонстрировали исключительную сплоченность и солидарность в борьбе с захватчиками.

Персы, имея лучшую армию в мире, обладающую громадным военным опытом, одерживающую победы в сражениях над армиями стран Востока, здесь натолкнулись на отчаянное сопротивление.

Большая часть персидской армии (10 тысяч) была уничтожена. Погиб и сам Кир, процарствовавший почти 30 лет.

Дарий I (521-485гг.)

Его место заступил сын Гистаспа Дарий Iи продолжил завоевательную политику Кира.

Он одержал 19 побед и взял в плен 9 иноземных царей, подавил волнения в стране, и вновь Персия превратилась в могущественную державу с единой административной системой, единым арамейским языком, единой армией, единой денежной системой. Ее владения простирались от устья Инда до Египта.

Бывшие некогда могущественные государства превратились в сатрапии (внутренние провинции). Всего их насчитывалось – 24:  Вавилон, Иудея, Египет, Сирия, Финикия, Палестина, Киликия, Лидия, Малая Азия и другие.

Прежние цари и правители стали сатрапами персидского царя, который назывался теперь «царь царей» (в переводе на перс.- «хшатрапан» — «блюститель страны»). С целью развития торговли и укрепления внутренних экономических связей между отдельными частями государства, Дарий провел знаменитую денежную реформу.

По всей стране была введена единая денежная единица – дарик (8,416г. чистого золота). 3 тысячи дариков составляли высшую денежную и весовую единицу – талант. Персидский царь брал на себя гарантию точности веса и чистоты сплава общегосударственной монеты. Все подати и налоги должны были измеряться и определяться в этой денежной системе.

Все государство было соединено единой системой дорог, одна из них главная рассекала государство от Эгейского моря до границ Индии и Бактрии.

Она называлась «Царской дорогой», другая, не менее важная, шла от Эгейского моря, проходила через Малую Азию и доходила до Синопа. По этим дорогам мчались царские курьеры, беспрерывно шли торговые караваны и потоки податей в царскую казну.

Совет

Через каждые 20км были построены станции с царской гостиницей, где держались постоянно наготове запасные лошади.

В 517г. до н.э. Дарий совершил поход в Среднюю Азию. Ему удалось одержать несколько побед над племенами саков, но покорить окончательно страну не удалось. По всей видимости, в состав Персидского государства вошли — Бактрия, оба побережья Амударьи, некоторая территория между Амударьей и Сырдарьей, часть Хорезма.

     Он наложил на народы Средней Азии огромную дань. Так саки и каспии, составившие 15-ю сатрапию, должны были платить 250 талантов, а парфяне и хоразмии, согды и ареи, входившие в16-ю  сатрапию – 300 талантов

Персы научились использовать ирригационную систему для регулирования стока воды в Амударье и закрывали шлюзы в период полевых работ, заставляя население платить большой выкуп за воду.

Геродот писал: «…Я знаю по рассказам, что царь сверх обычной подати взимает большие деньги за открытие шлюзов».

В соответствии с существовавшими в персидской монархии правилами, подвластные сатрапии должны были в качестве повинности выставлять для персидской армии войска для участия в крупных походах персидского царя.

Имеются сведения о постоянных восстаниях в среднеазиатских сатрапиях, где основную силу в движении сопротивления персам составляли саки. Борьба  с персами была ожесточенной и самоотверженной.

Один из них конюх по имени Сирак, вызвался истребить персидское войско и, договорившись с царями саков, предложил персам свои услуги в качестве проводника, утверждая, что он желает отомстить сакским царям за нанесенное ему оскорбление. Персидский монарх поверил веским доводам и повел войско за Сираком.

Пастух завел его многочисленное войско в пустыню, откуда невозможно было пройти ни вперед, ни назад. Ему отсекли голову, но войско саков было спасено. Дарию удалось выбраться из пустыни, но он без всякого сражения потерял половину своей армии, лошадей и оружие.

В 512г. Дарий, проиграв войну с причерноморскими скифами, устремился на запад и завоевал греческие области, Фракию, Византию, Само и ряд греческих островов.

Приемник Дария I – Ксеркс (486-465гг.)

Задумавший завершить планы своего предшественника по установлению полного господства персов во всем бассейне Средиземного моря, круто меняет взаимоотношения с народами Средней Азии и нанимает их к себе на военную службу для похода против греков.

В армии, отправившейся на покорение Греции, были парфяне, хоразмии, каспии, бактрии, но самыми боеспособными, видимо, были саки. Личная гвардия главнокомандующего персидскими войсками, так называемые «бессмертные», состояла только из персов, мидян и саков.

Огромная многонациональная лоскутная империя Ахеменидов нуждалась в глубоких внутренних связях, которые превратили бы ее в единое государство.

Обратите внимание

К наиболее универсальным средствам относились: создание единого языка, который связал бы все народы в единую этническую общность; распространение единой культуры, создавшей основы духовной жизни и  единой религии, которая обосновала бы божественное происхождение царской власти в Персии и господство правящего класса.

Официальным языком ахеменидской державы стал язык древних арамейских племен, населявших в глубокой древности Месопотамию. Он был общепринятым  народным зыком Ассирийского государства и получил широкое распространение не только на всем Ближнем Востоке, но проник далеко на восток — до Средней Азии и Монголии. Арамейский алфавит был доступнее, чем древнеперсидская клинопись.

     Культура империи Ахеменидов

Лучшие традиции ассиро-вавилонской культуры покоренных народов.

У вавилонян была заимствована техника изготовления многокрасочной поливной глазури, кирпичей, при помощи которых создавалась прекрасная орнаментация и внешнее украшение зданий, нашедших впоследствии столь замечательное развитие при строительстве в Средней Азии; из Малой Азии перенята техника кладки кирпичей. Все культуры прошедших эпох и разных стран нашли свое отражение в замечательных памятниках периода Ахеменидов.

Персеполь (древнеиранский город — Парса) является самым замечательным памятником культуры того периода. Город был не только одной из столиц Ахеменидов, но и местом проведения торжественных ритуалов.

Здесь совершались празднования священного Нового года персов (Науруза), проходила коронация царей.

Все здесь состояло из определенных символических композиций, которые должны были подчеркивать божественное происхождение царской власти, могущество царей и величие империи.

ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»

Историк-востоковед Хидоятов Г.М

(в сокращении, адаптировано)

читать далее…>>> часть 2 >>> Ахемениды

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ ПО ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА

Источник: http://alsamarkand.com/akhemenidi/

Бехистунская надпись 2500-летней давности как предмет армянских претензий и фальсификаций

Продолжая тему источников в армянской науке и идеологии, мы решили коснуться еще одного исторического памятника, часто приводимого армянами, как доказательство их «архидревности».

Речь идет об одном из важнейших письменных документов Древнего Востока, надписи, высеченной по приказу царя Дария I (522-486 до н. э.

) на скале у деревни Бехистун (Бисутун) недалеко от города Хамадана на западе современного Ирана (Южный Азербайджан).

В Бехистунской надписи, возраст которой 2500 лет, в частности, перечислены 25 покорных царю Дарию народов, и сообщаются сведения о размерах подвластных ему земель.

В ней, в том числе упоминается и Армения, в связи с чем армянская пропаганда выдвигает территориальные претензии ко многим государствам Малой Азии и Южного Кавказа. По версии армянской стороны, Бехистунская надпись дает чуть ли не юридическое право хайскому народу, переселившемуся некогда с Балкан в географическую область Армения в Малой Азии, претендовать на земли соседних народов.

Однако для прояснения ситуации приведем цитату из Бехистунской надписи царя Дария I, где написано: «Следующие страны мне достались, по воле Ахура Мазды я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, [страны у моря], Лидия, Иония, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Сака, Саттагидия, Арахозия, Мака: всего 23 страны».

Как видно из текста надписи, в нем упоминается и Мидия, являвшаяся одним из сильнейших государств Древнего мира. Именно у мидян — мидийцев переняли персы свои религиозные взгляды, мировоззрение и систему построения государства. Многое у мидийцев переняли и другие соседние народы, в том числе армяне (не путать с хаями, попавшими в регион намного позже).

Важно

Заимствования армян из культур других этносов дало античному историку Страбону основание заметить: «Обычаи мидийцев большей частью те же, что и у армян, по причине сходства их стран. Мидийцы, однако, являются родоначальниками обычаев армян и еще раньше персов» (Страбон, XI:13/9.).  

Историческим ареалом государства Мидия была территория Азербайджана. Топоним «Азербайджан» происходит от названия древнего государства Атропатена или Мидия Атропатена (также Малая Мидия).

Мидией Атропатеной (перс. Мад-и-Атурпаткан‎) или просто Атропатеной после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии, Атропат (Атурпатак). Другое ее название у античных авторов — Малая Мидия.

От названия «Атурпаткан» через среднеперсидское «Адербадган» (перс. Âzarâbâdagân‎) происходит современное название Азербайджан (Всемирная история, т.3, М.. 1957, стр. 132). Впоследствии, в результате народной этимологии, название стали толковать как «место, защищаемое богом огня» («Адор Бад Аган»).

Читайте также:  Внутренняя политика русского государства

Географически Мидия Атропатена была расположена на территории нынешнего Южного Азербайджана в Иране, и ограничивалась Аразом (Атропатены. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах», (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.). 

А в III в. до н. э. власть Атропатены распространилась и на территорию современной Азербайджанской Республики. Расположение Мидии Атропатены на территории нынешнего Азербайджана указывается и в фундаментальной работе «Восток в древности» («Восток в древности» Глава XXIX, Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма).

При этом согласно научным данным, мидийцы являются предками нынешних азербайджанцев. Энциклопедия Британника отмечает, что «мидийцы, возможно, были одними из предков азербайджанцев» (Azerbaijani. Article from the Encyclopædia Britannica).

В древности территория Южного Азербайджана входила в состав государства Манна, первого государственного образования на территории современного Азербайджана, которое было завоевано вновь образованной Мидийской державой. Мидия, как самостоятельное государство, возникла в Х в. до н. э. В составе Мидии (и позднее Ахеменидской империи) территория Манны часто именовалась Малой Мидией.

Совет

Следует отметить, что недавно проведенные археологические раскопки в Шамкирском районе Азербайджана с участием американских, европейских специалистов опровергли доселе бытующее мнение о вассальном отношении древнего Азербайджана к Ахеменидской державе.

С 2006 года в селе Гараджамирли Шамкирского района Азербайджана международные археологические экспедиции обнаружили уникальные артефакты ахеменидского периода. Доктор Флориан Кнаусс из Мюнхенского музея, руководивший в то время экспедицией, заявил тогда, что результаты раскопок превзошли все ожидания ученых.

Был опубликован ряд научных статей в азербайджанских, российских и немецких журналах, прочитаны многочисленные доклады на международных конференциях, а результаты этих работ широко освещались прессой и телевидением.

Недавно археологам удалось обнаружить недалеко от села Гараджамирли фрагменты дворцового комплекса Ахеменидской державы, который по своим размерам и величественности превосходит дворцовые постройки в столице Ахеменидов в городе Персеполе (Иран).

По мнению участника экспедиции, директора Мюнхенского музея Флориана Класса, памятник у села Гараджемирли является уникальным для всего Кавказа и представляет собой административное здание империи Ахеменидов, превышающее по размерам даже дворец ахеменидских царей в Персеполе.

По мнению экспертов, после консервационных работ этот памятник вполне может быть включен в Список всемирного наследия UNESCO (Газета «Каспий»).

Фактически раскопки в Шамкире поставили под сомнение бытовавшую многие годы в академической науке идею о принадлежности Ахеменидской державы сугубо к персоязычным этносам и нахождении ее центров только на территории нынешнего Ирана.

Тем более что Ахемениды являются наследниками Мидийского государства, которое они свергли и создали свою империю на основе административного, военно-политического и духовного наследия мидийцев.

Азербайджанцы — один из народов, имеющих древнейшие в мире традиции государственности. История государственности азербайджанского народа насчитывает примерно 5 тысяч лет. На территории Азербайджана первые племенные объединения и государственные образования зародились еще в конце IV — начале III тыс. до н.э. С I тысячелетия до н.э.

— начала I тысячелетия н.э. на территории Азербайджана существовали такие сильные государства как Маннейское, Искитское (Скитское, Скифское) и Массагетское царства, Албания и Атропатена.

Эти государства с доминантой тюркских этносов сыграли важную роль в этнополитической истории Азербайджана и в процессе формирования на территории страны единого народа.

В III в. Азербайджан был завоеван Иранской Сасанидской империей, а в VII в. — Арабским халифатом. Сведения арабских источников подтверждают, что «Азербайджан издревле был страной тюрков». Эти данные одновременно совпадают с историческими фактами в дастанах «Китаби-Деде Горгуд», которые являются героическим эпосом азербайджанского народа.

Обратите внимание

После падения Ахеменидской империи, Мидией-Атропатеной или просто Атропатеной после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии Атропат (Атурпатак). Другое её название у античных авторов — Малая Мидия.

В Древнем Мире одной из колоний Мидии являлась и Персия вплоть до периода правления Кира Великого. С древнейших времен Мидия также именовалась Страной Магов по названию жреческого племени Магов, обладавших таинствами культа и древних наук.

Маги оказали сильнейшее влияние на культуру, мировоззрение и систему построения государственности персов. К тому же культура Мидии и ее магов-жрецов, являющихся ровесниками Древнего Египта, воздействовали и на античный мир. До сих с именем магов в европейской культуре связано слово волшебство – магия. («Мидия – историческая предшественница Персидской империи»).

Племя магов и его наследие неразрывно связаны с Азербайджаном и его народом.

В надписи указано, что Дарий покорил Мидию, также представлен рассказ о последовавшем перевороте мидийского мага Гауматы («гам» значит — кам, шаман, камлание; «ата» значит — отец, имя Гам-ата тюркского происхождения, что многое говорит о корнях мидийцев и племени магов-мугов) и его свержении Дарием I.

Затем рассказывается о другом восстании, во главе с другим мидянином Фравартишем и приведены дополнительные сведения о Мидии, являвшейся и после ее покорения Персией, центром державы Ахеменидов. То есть мидийцы отчаянно боролись с целью вернуть утраченную власть и государство.

Политические, идеологические и философские разногласия мидийской и персидской линий власти еще во времена династии Ахеменидов резко обострили отношения между магами-зерванитами и ортодоксальными зороастрийцами.

Гонения на магов-мистиков, почитающих помимо Ахурамазды также и Зервана – абстрактное божество времени и пространства, породившее все сущее, вынуждало адептов тайного учения мигрировать в Тибет, Индию и Аравию. Следы учения магов отчетливо прослеживаются в тибетском ламаизме (школы ваджраяны), религии Бон, индуистских религиях и учениях других древних народов.

Вынужденные вести «подпольный» образ жизни, привыкшие к гонениям и притеснениям еще во времена царских династий, исповедовавших зороастризм, маги с наступлением ислама выработали свой особый символический язык, понятный только им и нарекли себя суфиями («Гурджиев Георгий Иванович», (2-ая часть) Валяев А.Л).

Название жреческого племени магов или мугов, запечатлено в местности Мугань (переводится как «место мугов»), являющейся центральной областью Азербайджанской Республики.

Культурно-историческое наследие магов-мугов оставило глубокий след в знаменитой на весь мир национальной музыке — азербайджанском мугаме, построенном на религиозных и культовых напевах мугов.

Отменными исполнителями мугамов были древние дервиши и жрецы-маги.

Важно

Слово мугам происходит от слова муг-маг (огонь). Из истории известно, что маги были искусными мастерами песнопений. Не зря специалисты, изучающие азербайджанский мугам называют его генетическим кодом азербайджанцев. В 2003 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Продолжение следует…

Ризван Гусейнов

Источник: https://www.rizvanhuseynov.com/2011/09/2500.html

Государство ахеменидов — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э. На основе карты из книги «История Древнего Мира», т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе. М.:Издательство «Наука», 1983. Работа Антона Гуцунаева, Википедия

Ахемениды, древнеперсидская царская династия (558 г. до н.э — 330 г. до н.э.)

Династия Ахеменидов ведет начало от легендарного Ахемена (лат. Achaemenes, др.-перс. Хахаманиш), вождя союза персидских племен.

Персия первых Ахеменидов входила в состав Мидийской державы (мидийцы были близкородственным народом), и вместе с Мидией участвовала в разгроме Ассирийской империи. Потомок Ахемена Кир II Великий, правивший с 559 г. до н.э.

в области Парса и г. Аншане (Северный Элам), основал огромную империю, объединившую большинство стран Передней Азии: в 550 г. до н.э.-549 г. до н.э. была захвачена Мидия, в течение последующих трех лет были завоеваны все страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы; в 546 г. до н.э. — Лидийское царство и греческие города Малой Азии; между 545 г. до н.э. и 539 г. до н.э.

— значительная часть Средней Азии; в 539 — Вавилония (Кир II был коронован как царь Вавилона). В 525 г. до н.э. персидский царь Камбиз II после битвы при Пелусии подчинил Египет; между 519 г. до н.э. и 512 г. до н.э. при Дарии I были покорены острова Эгейского моря, Фракия, Македония и северо-западная часть Индии.

В начале V в. до н.э.

, при Дарии I, начинается период противостояния Персидской державы и греческих полисов, боровшихся за свою независимость. В этот период, известный как Греко-персидские войны, как персы, так и греки активно вмешиваются в внутренние дела Греции и Персидской державы, соответственно. К концу V в. до н.э.

греческие наемники составляли важнейшую часть персидского войска; а, например, условия Анталкидова мира, завершившего Коринфскую войну, были, фактически, составлены персидским царем.

Греко-персидские войны, пришедшиеся на период расцвета демократических Афин и древнегреческой цивилизации, способствовали объединению греческих городов перед лицом внешнего врага и экспансии греческой культуры на Ближний восток, с одной стороны; с другой стороны, выявили противоречия как в самой Греции, так и в Персии, а также способствовали созданию эллинистических государств, в которых древнегреческая культура сочеталась с персидской политической системой. Период Греко-персидских войн прекрасно отражен в сочинениях древнегреческих историков.

Греческим городам удалось остановить экспансию Ахеменидов, и, начиная с конца V в. до н.э. империю сотрясают постоянные смуты: после смерти каждого царя начинаются династические войны за престол, постоянно происходят восстания в различных сатрапиях, некоторые регионы получают фактическую независимость (например, Египет).

В 334 г. до н.э. царь Александр Македонский вторгается в пределы государства Ахеменидов; последний персидский царь Дарий III терпит поражение. В 331 г. до н.э. происходит решающая битва при Гавгамелах, после которой империя Ахеменидов прекращает свое существование. Почти все страны бывшей империи входят в состав державы Александра Македонского.

Совет

Управление империей Ахеменидов, представлявшей собой восточную деспотию, осуществлялось при помощи сложной бюрократической системы, оформившейся при Дарии I. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы); они обязаны были собирать с населения и платить персидскому царю подати (деньгами и натурой).

По этническому составу и социальному укладу империя Ахеменидов была неоднородна. В городах Малой Азии, в Вавилонии, Финикии и Египте в сельском хозяйстве и ремесле широко применялся труд рабов, в то же время отсталые области Фракии, Македонии, кочевые арабские и скифские племена находились на стадии разложения родового строя. Персидская администрация сохраняла в завоеванных странах старые местные законы, религии, денежные системы, письменность и языки. Сами персы были освобождены от податей и принудительных работ. Персидские цари, их родственники, сатрапы и вельможи имели крупные рабовладельческие хозяйства.

Основными представителями династии были:

  •  Ахемен (др.-перс. Хахаманиш, правил в период до 675 г. до н.э.)
  •  Теисп (др.-перс. Джишпиш или Чишпиш, 675-640)
  •  Кир I (др.-перс. Куруш, 640-580)
  •  Камбиз I (также Камбис, др.-перс. Камбуджия, 580-559)
  •  Кир II Великий (559-530)
  •  Камбиз II (530-522)
  •  Дарий I (Дараявауш, 522-486)
  •  Ксеркс I (Хшаярша; 486-465)
  •  Артаксеркс I (Артахшатра, 465-424)
  •  Ксеркс II (424)
  •  Согдиан (424-423)
  •  Дарий II (423-404)
  •  Артаксеркс II (404-358)
  •  Артаксеркс III (358-338)
  •  Артаксеркс IV (338-336)
  •  Дарий III (336-330)

Столицей первых Ахеменидов был г. Аншан в Северном Эламе. В правление Кира II столицей были Пасаргады. Дарий I строит новую столицу империи — величественный Персеполь, которой оставался официальной столицей до конца империи. Другими столицами империи были Вавилон, Сузы и Экбатана.

Литература

  • Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961
  • Дандамаев М.А., Иран при первых Ахеменидах, М., 1963
  • Струве В. В., Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии, Л., 1968
  • Olmstead А. Т., History of the Persian empire, Chi., [1948]
  • Huart С 1., Delaporte L., L'lran antique Elam et Perse…, P., 1943

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/20849.html

Ахемениды (550–330 до н.э.). История — Путеводитель по Израилю

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

К концу VI века до н. э. границы Ахеменидской державы простирались на востоке от реки Инд до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере.

Флаг  Ахеменидов Sodacan, GNU 1.2

Административное деление

Территория Персидской империи при Ахеменидах охватывала территории от Греции и Ливии до Индии.

Население Ахеменидской империи составляло от 25 до, предположительно, 50 млн человек, что соответствовало половине населения Земли в V—IV вв. до н. э.

В 521 г. до н. э. государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий — от др. -перс. xšaθra), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы — др. -перс. xšaθrapāvan).

Персеполь Hansueli Krapf, CC BY-SA 3.0

Покорённые персами империи (Мидийская, Лидийская, Нововавилонская, Египетская, Бактрийская). Покорённые же царства получали статус основных сатрапий. Их устойчивые внутренние подразделения получали статус малых сатрапий.

Кир II Великий.Рисунок с барельефа. Ernst Wallis et al, Public Domain

Часть сатрапий, например, сатрапии Саков, часть индийских сатрапий, Нубия, Фракия, Колхида, причисляемых к провинциям империи, в действительности персами никогда не управлялись, и представляли собой декларации о намерениях мировой державы.

Список сатрапий (с указанием количества ежегодной дани) приводится в следующей таблице.

Читайте также:  Декабристы: 14 декабря 1825 г.
ОбластьСатрапии или народыГодичная дань
I. Ионийцы, анатолийская Магнезия, Эолия, Кария, Ликия, Памфилия 400 талантов серебра
II. Лидия, мизийцы, лаконяне, кавалияне, хитенияне 500 талантов серебра
III. Племена южнее от Геллеспонта, Фригия, азиатские Фракийцы, Пафлагония, марияндинийцы, малоазиатские сирийцы 360 талантов серебра
IV. Киликия 360 белых коней (один за каждый день в году) и 500 талантов серебра; из них: 140 талантов на содержание местной конницы, остальные 360 — Царскому дворцу Державы,
V. Владения от города Посидиума (на киликийско-сирийской границе), включая Сирию, Самарию, Кипр и Палестину, до древнеегипетской границы 350 талантов серебра
VI. Древний Египет и Ливия с городами Кирении и Барки (~3 300 000) 700 талантов серебра и 120 000 бушелей зерна (для содержания военного гарнизона в городе Мемфисе)
VII. Саттагидия, Гандхара, дадийцы, апариты 170 талантов серебра
VIII. Сузиана 300 талантов серебра
IX. Месопотамия (Вавилония и Ассирия) ~3 000 000 1000 талантов серебра и 500 слуг-евнухов
X. Экбатаны и остальная Мидия 450 талантов серебра
XI. Каспии, паусикийцы, пантиматы, дариты 200 талантов серебра
XII. Бактрия и соседние народы (~1 500 000) 360 талантов серебра
XIII. Урарту (Армения), в составе которого Пактия (Пактика) и остальные народы до Черного моря (~1 000 000) 400 талантов серебра
XIV. Сагартия, Дрангияна, утийцы, Мийцу и другие 600 талантов серебра
XV. Скифы, саки и северные каспийцы 250 талантов серебра
XVI. Парфяне, Хорезм, Согдиана и сатрапия Ария (~2 000 000) 300 талантов серебра
XVII. Париканиянцы и Эфиопия (~2 000 000) 400 талантов серебра
XVIII. Матиянцы, саспейры, алароды 200 талантов серебра
XIX. Мушки, тибарены, макроны, мосинойки, марезы 300 талантов серебра
XX. Индия (самый многочисленный из древних народов, ~35 000 000 (5 000 000 в пределах границ Персии) 360 талантов золотом (самая большая сумма)
(+) Арабы (~1 000 000) 1000 талантов тимьяна ползучего.

Экспансия и гибель Державы Ахеменидов

  • Около 549 до н. э. — персами была завоёвана вся территория Элама.
  • В 549 — 548 до н. э. — персам подчинились Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения, ранее входившие в состав Мидии.
  • 547 до н. э. — лидийские войска, под предводительством Крёза, были разбиты Киром. Столица Лидии — Сарды, располагавшаяся на труднодоступной территории, пала. Лидия, Ликия и Иония становятся отдельными провинциями.
  • 539 до н. э. — вблизи города Описа, на реке Тигр, вавилонские войска, под командованием сына царя Вавилонии Набонида, Бел-шар-уцура были разбиты персами. Вавилонское царство формально было сохранено, а Вавилон стал одной из резиденций персидского царя. Кир II принимает титул «царь Вавилона, царь стран». Первым персидским наместником Вавилона становится его сын Камбиз II.
  • 525 до н. э. — около египетского города Пелусий произошла крупная битва межу персидскими и египетскими войсками. В результате этой битвы египтяне были разбиты. Командиром египетского флота, персам был сдан город Саис и флот Египта. Камбиз II был официально признан царём Египта и принял титул «царь Египта, царь стран».
  • 484 и 482 до н. э. — восстания против персидской власти в Вавилоне. Царем Вавилона провозглашен Шамаш-эрибу, однако вскоре восстание подавлено персидской армией. Вылитая из 12 талантов чистого золота статуя идола Бэла-Мардука вывозится персами из Вавилона и переплавляется. Ликвидируют автономию Вавилонии и вавилонское гражданство. Вавилон становится частью Ассирийской сатрапии, а Палестина и Сирия, являвшиеся зависимыми территориями, образуют ещё одну сатрапию.
  • 480 до н. э. — вторжение в Грецию армий Ксеркса, Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческого военного искусства и героизм воинов Эллады.
  • 404 до н. э. — отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404—343 до н. э.).
  • 401—400 до н. э. — династическая борьба в Персидской империи между царем Артаксерксом II Мнемоном и претендентом на персидский трон — братом Артаксеркса, воспитанным в греческих традициях Киром Младшим, располагавшим греческими наемниками во главе с Клеархом. Поражение Кира Младшего в битве при Кунаксе ещё сильнее углубили кризис.
  • В 334 до н. э. македонский царь Александр Великий вторгся в пределы государства Ахеменидов. Царь Дарий III стал терпеть поражения.
  • В 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила свое существование. Страны и народы бывшей империи покорились Александру Великому.

Армия Ахеменидской державы

В образовании и существовании державы Ахеменидов огромную роль сыграла армия, созданная Киром II.

Изображение на монете Дария I,стреляющего из лука.   Jastrow, CC BY-SA 2.5

Страна была разделена на военные топархии. Войско было образовано из кавалерии (asabara) и пехоты (pasti). Боевые колесницы использовались в виде небольших подразделений специального назначения.

Ядро армии составляли отряд «бессмертных» и конная гвардия царя. Личной охраной царя была тысяча «бессмертных». Предполагается, что своё начало «бессмертные» вели от персидских отрядов, поддержавших Дария I во время его борьбы за престол.

Обратите внимание

Построенные по десятичной системе, подразделения армии распределялись на кавалеристов, копьеносцев и лучников.

Источник: https://guide-israel.ru/history/29093-axemenidy-550-330-do-n-e/

Мидия: Тайны и загадки истории

Мидийцы спасли своё царство хитростью?

Мидия была плодородной страной, располагавшейся к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией на севере и Персией на юге. Её северная часть называлась греками Атропатеной, или Малой Мидией, а южная — Большой Мидией.

Главными городами были Рагес на севере и Экбатана — на юге. После долгого рабства под игом Ассирии мидийцы восстали и добились независимости в 7-м веке до нашей эры. Они оставались независимыми до соединения с Персией в царствование Кира.

Так возникла Мидо-Персидская мировая держава. С этого времени у обоих народов наблюдалось стремление к единообразию обычаев, богослужения и культуры.

Из древних письменных источников можно заключить, что мидийцы, персы и бактры когда-то составляли один народ с общим наречием и одной религией, поклонялись высшему существу в образе огня, чтили звёзды, но больше — солнце и луну.

«Тёмная» история

«История мидян темна и непонятна» — именно эта фраза открывала главу, посвящённую истории Мидии, в одном из учебников по древней истории 19-го века. Она оказалась пророческой.

Дело в том, что в течение 19-20 веков существовало мнение, что Древняя Мидия представляла собой огромную империю, которая включала в себя Верхнюю Месопотамию, коренную территорию Ассирии, Персию, Элам, Дрангиану, Парфию, а также Малую Азию до реки Галис.

Согласно античным источникам, она существовала с 612 до 550 года до нашей эры, то есть от времени разрушения ассирийской столицы Ниневии и до победы персов над мидийцами. Однако в конце прошлого века историки стали перекраивать карту Ближнего Востока 1-го тысячелетия до нашей эры.

Некоторые из них начали исключать из состава Мидии Персию, Элам, Ассирию, Армению, Каппадокию, Парфию и другие её предполагаемые провинции и вассальные царства. По их мнению, Мидия являлась примитивным государственным образованием, влияние и контуры которого ограничивались территорией города Экбатаны с прилегающей областью.

Но другие историки до сих пор придерживаются традиционных представлений, основанных на античной традиции. Действительно, как можно игнорировать надписи ассирийских и вавилонских царей, Библию и труды Геродота, Бероса, Страбона, Ктесия и других античных историков?

Доказано, что в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до нашей эры на территории Северного Ирана расселились ираноязычные племена, которые впоследствии мирно ассимилировались с местным населением.

Важно

Уже с 9-го века до нашей эры ассирийские клинописные тексты упоминают все население Ирана под общим названием «мадаи» («мидийцы»). С ними ассирийцы вели упорную войну, совершая многочисленные грабительские походы.

В конце 9-го — начале 8-го века до нашей эры Мидия была завоёвана Ассирией.

Однако иноземная экспансия ускорила консолидацию мидийских племён и привела к появлению первых государственных образований.

В этот период начинают образовываться мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Манна. Мидийское общество вступает в новую эпоху классообразования и создания рабовладельческого общества.

Около 673 года до нашей эры мидийцы, которых возглавил некий Кашта-рити (Геродот называет его Фраортом), восстали и обрели независимость.

Съеденный ученик и изгнание скифов

По Геродоту, самостоятельное мидийское царство существовало 150 лет, при 4 царях (другие историки называют 10 царей). При Фраорте была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, под стенами которой он и погиб.

Его преемником стал Киаксар (625-585 годы до нашей эры) — наиболее могущественный мидийский царь. При нем Мидия превратилась в первую страну Древнего Востока.

Он объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатане, создал сильную регулярную армию, реорганизовав её по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), и опять пошёл на Ниневию.

Но на этот раз она была спасена скифами, которые выступили союзниками ассирийцев и разбили мидян. Над страной на 28 лет установилось скифское господство. За это время скифы своей наглостью и бесчинством привели страну в полное расстройство.

Совет

Всеобщее разорение и страх перед новыми скифскими набегами поставили местное население на грань выживания. Казалось, что этот жестокий народ ещё столетия будет властвовать в регионе. Но Киаксар решил проблему в духе своего времени. Он пригласил на пир самых знатных скифских вождей. Столы ломились от еды и вина.

Когда же захмелевшие скифы утратили остатки осторожности и затянули боевые песни, прославляющие свои подвиги, охрана дворца неожиданно набросилась на них и перебила неспособных уже обороняться гостей. Так, свидетельствует Геродот, мидиицы спасли своё царство.

После этой вероломной резни они быстро предприняли несколько военных акций, в результате которых деморализованные скифы потерпели полное поражение.

Ослабленное Скифское царство было вынуждено признать свою зависимость от Мидии. Часть скифов осталась служить у Киаксара, часть ушла обратно в причерноморские степи. Легенда гласит, что месть скифов за вероломство была достойной. Царь Мидии поручил им царскую охоту и даже доверил обучение стрельбе из лука своих сыновей.

Однажды скифы вернулись без дичи, и рассерженный Киаксар обрушился на них с оскорблениями. Скифы не снесли унижений. В отместку они убили одного из учеников, разрезали тело на куски и подали царю под видом освежёванной дичи.

Прежде чем Киаксар узнал страшную правду, они бежали к лидийскому царю Алиатту, что привело к войне между Мидией и Лидией. Она вспыхнула в 590 году до нашей эры и окончилась только через пять лет, когда решающее сражение было прервано солнечным затмением.

Большинство уцелевших скифов бежало за Кавказский хребет, разграбив предварительно земли Урарту. С их уходом переднеазиатские народы избавились от непредсказуемого и агрессивного соседа.

Великая страна зороастриицев

Киаксар, расширив Мидию до её крайних пределов, умер в 585 году до нашей эры. Большая и могущественная держава досталась по наследству его сыну Астиагу (584-550 годы до нашей эры), ставшему её последним царём. Мидия, по-видимому, была довольно рыхлым государством, в котором значительную роль играла племенная аристократия.

Обратите внимание

Потомки мидийских вождей сильно ограничивали царскую власть, проводившую прогрессивную политику объединения страны. Персидский царь Кир поднял мятеж против Астиага и после трёхлетней войны овладел всем Мидийским царством, основав державу Ахеменидов (550 год до нашей эры).

При Дарий Мидия вошла в состав 2-й персидской сатрапии, и персы заимствовали от мидян многие элементы культуры. Например, географ Страбон считал персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочные шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горного севера.

Мидийцы имели длинные волосы и бороды; как персы, да и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — короткий меч-акинак, отличительный признак свободного мужчины.

Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетёными,
обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей и использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие всадников и коней. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя на ассирийской колеснице, — обычай, перенятый впоследствии персами.

О мидийской культуре известно мало. Ещё совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь же в 70 км от современного Хамадана (древние Экбатаны) найден храм огня 8-го века до нашей эры, построенный в форме ромба.

Среди мидийцев был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией. Недаром зороастрийские священнослужители-маги происходили из мидийского племени. Из их среды (как предполагают, ещё до Кира) явился Заратустра (или Зороастр), как реформатор старинного, но забытого служения свету.

Вероятно, в тот период зороастризм и начал делать успехи среди западных иранцев.

Источник: http://taynikrus.ru/zagadki-istorii/midiya-tajny-i-zagadki-istorii/

Ссылка на основную публикацию