1812 г. поворот к реакции

Российское самодержавие в первой четверти XIX в

Внутренняя политика Александра I (18011825) характеризуется борьбой двух направлений: либерального и консервативного.

Первый – либерально-реформаторский – период царствования (18011812) начался с отмены большинства распоряжений Павла I (проведена амнистия, восстановлены Жалованные грамоты 1785 г.

, отменены регламентации в быту, восстановлена торговля с Англией) и подготовки реформ по крестьянскому вопросу, в сфере государственного управления и образования. Решение крестьянского вопросасвелось к ряду частных мер:

1803 г. – указ «о вольных хлебопашцах» разрешивший освобождение крестьян за выкуп;

18041805гг. – ограничение крепостного права в Прибалтике;

18081809 гг. – указы, запрещавшие продавать крестьян на ярмарках, давать объявления об их продаже в газетах, ссылать крестьян в Сибирь и др.

Наиболее радикальные преобразования произошли в государственном управлении:

18021811гг. – министерская реформа. Вместо коллегий образовано 8 (затем 11) министерств;

1809 г. – М.М. Сперанским разработан проект государственного преобразования России, основанный на принципе разделения властей. Власть императора дополнялась выборной Государственной Думой, Сенат приобретал судебные функции;

1 января 1810 г. был создан Государственный совет с совещательными функциями.

Значительно изменилась система образования:

1803г.– Положение об устройстве учебных заведений внесло новые принципы в систему образования: бессословности, бесплатности обучения на низших ступенях, преемс­твенности учебных программ;

– создано 5 новых университетов – в Дерпте (ныне Тарту), Вильно (Вильнюс), Казани, Харькове и Петербурге (1819). Университетский устав (1804) предоставлял им значительную автономию;

– страна была разделена на 6 учебных округов;

1804 г. – принят либеральный «Устав о цензуре»;

1811 г. – основан Царскосельскийлицей – привилегированное среднее учебное заведение.

Отечественная война 1812 г. приостановила проведение реформ, но после ее окончания либеральные реформы были продолжены:

1815г.– Царство Польское получило конституцию, закреплявшую широкие автономные права;

1819г.– Н.Н. Новосильцев подготовил Государственную Уставную грамоту – прообраз российской конституции (проект так и не был опубликован);

– секретно разрабатывались проекты отмены крепостного права.

Рост революционного движения в Европе, волнения крестьян и солдат в России, отсутствие поддержки реформ со стороны дворянства стали причиной поворота Александра I к консервативному курсу. Проведение консервативной политики было связано с А.

Обратите внимание

А.Аракчеевым, по имени которого последние годы правления Александра I стали называть «аракчеевщиной».

Второй – консервативно-охранительный – период правления (18131825) характеризуется:

1816-1817гг. – созданием военных поселений, в которых военная служба совмещалась с занятием сельскохозяйственным трудом (первые появились еще в 1810 г.);

1817 г. – преобразованием Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения;

– восстановлением части указов, ухудшающих положение крепостных крестьян (начало 1820-х);

18201821 гг. началом гонений на просвещение и печать;

1821-1822гг. – введением в армии тайной полиции и запрещением тайных организаций и масонских лож;

Поворот Александра I к реакции стал причиной возникновения первых тайных дворянских организаций («Союз спасения» «Союз благоденствия»). В 1821 г. возникли Южное общество во главе с П.И.

Пестелем на Украине (программный документ – «Русская правда») и Северное общество, руководимое Н.М. Муравьевым, С.П. Волконским, К.Ф.

Рылеевым, в Петербурге (программный документ – «Конституция»). Главной задачей обществ стало свержение самодержавия и введение гражданских свобод. Используя ситуацию междуцарствия, возникшую после смерти Александра I, 14 декабря1825 г.

члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь Петербурга часть гвардейских полков. Вечером того же дня войска, верные императору Николаю I, подавили восстание декабристов.

Внешняя политика Александра I была направлена

– на расширение влияния России в Закавказье и на Балканах

– на борьбу с наполеоновской Францией.

Усиление позиций России на востоке привело к столкновению с Ираном и Турцией:

18041813 гг. – в результате русско-иранской войны в состав России окончательно вошли Грузия и Северный Азербайджан. Россия получила право держать военный флот на Каспийском море;

18061812 гг. – в результате русско-турецкой войны России отошла Бессарабия, получили автономию Дунайские княжества, Турция сохранила нейтралитет в войне 1812 г.

Менее удачными были действия России на западе:

1805 г. – русско-австрийские войска были разбиты Наполеоном у Аустерлица;

25 июня 1807 г. Александр I был вынужден подписать невыгодный для России Тильзитскиймир (Россия присоединилась к невыгодной ей континентальной блокаде Англии);

1808-1809 гг. – в результате успешной русско-шведской войны Россия получила Финляндию.

Главными событиями этого периода стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813-1814 гг. Основные события:

12 июня 1812 г. – вторжение наполеоновских войск в Россию;

4-6 августа 1812 г. – поражение русских войск под командованием М. Барклая-де-Толли и П. Багратиона в битве под Смоленском;

26 августа 1812 г. – генеральное сражение у деревни Бородино, после которого верховный главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов отдал приказ оставить Москву (совет в Филях);

3 сентября – 7 октября 1812 г. – пребывание войск Наполеона в Москве;

12 октября 1812 г. – победа под Малоярославцем вынудила французов начать отступление;

14-16 ноября 1812 г. – в ходе переправы через р. Березину французская армия потеряла больше половины оставшегося состава. 23 ноября Наполеон оставил свою армию и уехал в Париж;

25 декабря 1812 г.– Александр I издал Манифест об окончании Отечественной войны;

1 января 1813 г. – начало Заграничных походов русской армии (1813–1814);

4-7 октября 1813 г. – в сражении под Лейпцигомбитва народов») Наполеон потерпел поражение от союзных армий;

16 марта 1814 г.– капитуляция Парижа, последующее отречение Наполеона от престола;

18 мая 1814 г.– заключение Парижского мирного договорамеждуФранцией и участниками антинаполеоновской коалиции – Россией, Великобританией, Австрией и Пруссией;

14 сентября 1815 г. – Россия, Австрия и Пруссия заключили «Священный Союз», для борьбы с революционным движением в Европе и обеспечения решений Венского конгресса (1814-1815).

Важно

Отечественная война 1812 г. и удачное завершение заграничных походов значительно повысили международный авторитет России и принесли ряд территориальных приобретений.




Источник: https://infopedia.su/13x11ac6.html

Поворот к реакции. Контрреформы 1880 года

19.
Поворот к реакции. Контрреформы 1880 г.

После
убийства Александра II, новый российский император Александр III не стал
продолжать политику либерального преобразования общества, начатую отцом.
Главной идеей внутренней политики самодержавия стало утверждение стабильности в
обществе путем укрепления сословного строя и самодержавия.

Социальной
опорой самодержавия вновь провозглашалось дворянство.

Для поддержки помещичьего
хозяйства в 1885 г. был учрежден Дворянский банк. Демократические элементы
общественного самоуправления постепенно переводились на права госучреждений.
Положение 1889 г. об участковых земских начальниках и 1890 г.

о земских
учреждениях предоставляли возможность помещикам-дворянам занимать влиятельное
положение в губерниях, а крестьянство было поставлено в подчиненное от
дворянства положение. Таким образом земства становились частью государственной
власти на местах, а принцип всесословного представительства в земских органах
нарушался.

Из дворян-помещиков назначались земские начальники, подчиненные
непосредственно губернатору. По новому избирательному закону большинство
гласных в земствах получало дворянство. Число гласных от крестьян резко
сокращалось, и они назначались губернатором только по рекомендации земского
начальника. Ликвидировались мировые судьи.

Частично их дела передавались на
рассмотрение земским начальникам, что противоречило принципу разделения
судебной и административной властей. Изменение статуса земств, с другой
стороны, улучшило положение самих земцев, которые становились государственными
служащими: им присваивались чины, назначались пенсии.

1
Крестьянская реформа реализовывалась медленными темпами.

Большинство крестьян,
не имея средств, неохотно переходили на обязательный выкуп. С зелью ускорения
этого процесса в 1883 г.было объявлено о переводе крестьян обязательный выкуп.
-Государство учредило Крестьянскийбанк, который предоставлял для этого ссуды.
Капитализация общины закономерно приводила «дальнейшему расслоению в
крестьянской среде, а община тормозила развитие.

Этого процесса. Опасаясь
разорения крестьянского хозяйства, правительство проводило ошибочный курс на
консервацию общины, которая, по его мнению, (Должна была препятствовать
дальнейшему расслоению крестьянства. Законопроекты 1890 г. еще более
затрудняли выход крестьян из общины.


Совет

Мероприятия,
проведенные в области народного просвещения, оцениваются многими историками как
реакционные. Министерство народного просвещения, во главе которого находился
граф Толстой, провело законопроект о лишении университетов автономии. Любые
возмущения студентов могли караться 1 службой в армии.

От принципа
бессословности в получении образования был осуществлен поворот к сословному
принципу. Знаменитый рескрипт, получивший в обществе название «о кухаркиных
детях», практически делал невозможным поступление в гимназии детей дворников,
кучеров, кухарок и т.д.

Ухудшилось
положение печати. В августе 1882 г.

были изданы дополнительные Временные
правила, ужесточавшие цензурные требования к печатным изданиям. Сумели выжить
только отдельные либеральные издания, например: I «Вестник Европы», «Русская
мысль», «Русские ведомости».

Все
перечисленные мероприятия оцениваются многими историками как контрреформы, т.е.

мероприятия, направленные на снижение действенности проведенных в 1860-1870 гг.
либеральных преобразований общества.

К
концу XIX столетия изменился не только облик российского государства, но и
общества в целом.

Развитие промышленности сопровождалось быстрым ростом городов
и городского населения, хотя преобладало сельское (70%)-Население городов
увеличивалось не за счет естественного прироста, а за счет переселенцев из
сельской местности. Не редкостью стали города с численностью в 100 000 жителей,
а столичные центры насчитывали до 1 млн. человек. Города обустраивались, начало
развиваться коммунальное хозяйство, наряду с конкой, появился транспорт,
символизирующий начало новой индуэпохи – трамвай и автомобиль. Начала
распространяться телефонная связь.

Наиболее
состоятельные граждане проводили для освещения своих домов электричество.
Россия деревянной сохи и плуга встала на новый путь, становления городской
цивилизации. И это уже был не только новый век, но и новая эпоха в развитии
государства и общества.

Источник: https://vunivere.ru/work51303

Особенности внутренней политики Александра I после 1812 г

Особенности внутренней политики Александра I (после 1812 г. ) Доклад подготовила студентка 1 -го курса ПСПб. ГМУ имени академика И. П. Павлова стоматологического факультета Мышляева Анна 178 группа

Источники: • http: //www. openclass. ru/ • http: //interpretive. ru/ • http: //www. youtube. com/watch? v=3 ir. Z 5 re. A 2 wc – видео с сайта университета Синергия

• Портрет Царя кисти Джорджа Доу/ Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей -заповедник «Петергоф»

Периоды в правлении Александра I : • I период- до 1812 года- период реформ. • II период- после 1812 года- переход к реакции.

«Аракчеевщина» Такое название получила внутренняя политика Александра I после войны 1812 г. (по фамилии приближённого к императору А. А. Аракчеева) • Портрет Алексея Андреевича Аракчеева работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт. Петербург)

Меры «аракчеевщины» : • Гонения на университеты. • Усиление цензуры на печать. • Помещикам вернули право ссылать крестьян. • Крестьянам запретили жаловаться на помещиков. • Создание военных поселений- крестьяне, проживающие на территории Северо-Запада и Юга становились солдатами.

Военные поселения: • Система организации войск в России в 1810— 1857 гг. , сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным. А. Моравов. Военные поселения.

Обратите внимание

Вопрос о конституции: • В марте 1818 г. , в речи на открытии польского сейма, император сообщил о намерении дать конституционное устройство всей России. • К 1821 г. работа над «Государственной уставной грамотой Российской империи» была закончена. • Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. • В 1820— гг. произошел революции в Испании и Италии, началась война за независимость в Греции. • Проект “Уставной грамоты” был положен в дальний ящик стола и забыт

Заключение • Последнее десятилетие царствования Александра – это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который, несмотря на попытки возвращения к либеральной политике, окончательно утвердился к началу 1820 -х годов. • Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к радикализации позиции прогрессивной части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность. Но в целом, господствующие слои в подавляющем большинстве отвергали шедшие сверху либеральные реформы и новации, что, в итоге, предопределило поворот к реакции.

Источник: https://present5.com/osobennosti-vnutrennej-politiki-aleksandra-i-posle-1812-g/

Конспект урока в 8 классе на тему:

Урок №6. Тема: Политика правительства Александра I в 181 5—1 825 гг.

Цель урока: Формирование представления о внутренней политики Александра I и характере преобразований.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомиться с основными направлениями политики Александра 1 в 1815—1 826 гг.,
  • Выяснить причины отказа от дальнейших реформ;

2. Развивающие:

  • Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point».

Демонстрационный материал: презентация «Внутренняя политика Александра I»

Раздаточный материал:

Новые понятия и даты: Конституция Царства Польского, сейм, военные поселения, аракчеевщина (поворот к реакции), возрастной и имущественный ценз, «Уставная грамота Российской империи».

План урока:

1. Русское общество после Войны 1812г.;

2. Конституция Царства Польского;

3. Либеральные проекты Александра 1;

4. Отказ от либеральных преобразований. Военные поселения;

5. Закрепление материала.

Ход урока

Тема и цели урока (слайды 1)

II. Русское общество после войны 1812г. Беседа с учащимися

— Какие настроения и надежды на будущее были в российском обществе после отечественной войны 1812г.? (слайд 2)

Общее для всех слоев Российского общества настроение может быть передано словами А. С. Пушкина.

Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права.

Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.

Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.

Таким образом, можно сделать.

— Какие две основные проблемы пыталось решить правительство Александра I до войны? (Крестьянский вопрос — указ о вольных хлебопашцах; проект государственного переустройства Сперанского — государственный совет; рассуждения о возможном введении сословно-представительного учреждения.)

III. Конституция Царства Польского

15 ноября 1815г. Александр I утвердил Конституцию Королевства Польского (слайд 3)

Запись в тетради:

1815г. — Александр I дарует Конституцию Царству Польскому.

– Каким образом Королевство (Царство) Польское оказалось в составе Российской империи? (По результатам Венского конгресса.)

Учитель показывает на карте Царство Польское и сообщает: (слайд 3)Согласно Конституции Российский император становился королем польским. Законодательная власть принадлежала Сейму — сословно-представительному учреждению.

Избирательное право в него было ограничено возрастным и имущественным цензом.

За императором закреплялось право законодательной инициативы, Населению предоставлялись свобода печати, вероисповедания, право неприкосновенности личности, вводился равный для всех сословный суд.

Имущественный ценз — требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы.

Работа с документами

1) Прочитать отрывки из речей Александра I польскому сейму и отклики на них

Беседа с учащимися по вопросам к документам:

— Как объяснил Александр 1 причины введения конституции в Царстве Польском?

— Каковы были дальнейшие намерения Александра I относительно конституционного устройства?

— Как восприняло общество речь Александра 1?

Выводы

IV. Либеральные проекты Александра I

В 1818г. АлександрI дал министру юстиции Н. Н. Новосильцеву секретное поручение подготовить «Государственную уставную грамоту» (проект конституции) для России, К 1820г. текст документа был готов и одобрен царем. Тогда же царь поручил А. А. Аракчееву подготовить проект отмены крепостного права (слайд 4)

Работа с учебником

Важно

Прочитать в учебнике о проекте конституции Н. Н. Новосильцева и отмене крепостного права А. А. Аракчеева. (ДК—2003, с. 37, 42 (первый абзац).

Беседа с учащимися по прочитанному:

— Как назывался проект конституции Н. Н. Новосильцева? ( Уставная грамота Российской империи) (слайд 5)

— Какие гражданские свободы даровались по «Уставной грамоте» населению? (Свобода слова, вероисповеданий равенство всех перед законом, неприкосновенность личности.)

— Появлялось ли по проекту в России сословно-представительное учреждение? Что это такое?

— Если бы проект конституции Н. Н. Новосильцева был принят, можно ли было тогда говорить о ликвидации самодержавия? (Необходимо напомнить учащимся, что самодержавие — это неограниченная, абсолютная власть монарха в России.)

(Отчасти. Без одобрения парламента царь не мог издать закон. Однако законодательная инициатива — право внесения проектов законов для их обсуждения в парламенте — принадлежало императору. Поэтому последний мог не предлагать парламенту не устраивавшие его законопроекты. Законодательная власть делилась между представительным учреждением и императором.)

— Был ли принят проект конституции Н. Н. Новосильцева? Почему? (Конституция так и не была утверждена. Во время разработки проекта произошли революции в Италии и Испании, которые встревожили Александра I. После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределенное время.)

— Чьи интересы защищал в первую очередь проект отмены крепостного права А. А. Аракчеева? (Помещиков. Продажа крестьян была для помещиков делом добровольным, необязательным.)

Крестьяне по проекту освобождались бы с землей? (Количество земли — 2 десятины которые давались освобожденным крестьянам — было столь мало, что они были бы вынуждены арендовать дополнительную землю у бывшего помещика.)

— Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти ХIХ века? (слайд 6)

«Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812г., привел к резкому упадку помещичьего хозяйства.

Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживал и, проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян.

Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предлагал выделять на покупку крепостных 5 млн. руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в этом деле.

Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае — неизвестно. Но главное даже не в этом.

Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решили расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет Двигаясь такими темпами, правительство ве освободило бы всех крепостных и к 2018г. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго».

(Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. М, 1990. С. 69—70.)

— Был ли принят проект Аракчеева? Почему? (Проект не был принят. Министр финансов заявил, что денег на выкуп крестьян нет, К тому же в результате войны государство оказалось в тяжелом финансовом положении.

Расходы на войну составили более 200 млн. рублей, общая сумма материальных потерь — более 1 млрд. рублей.

Революционные события в Италии, Испании, боязнь, что реформы принесут революцию и в Россию, заставили отказаться от задуманных изменений.)

— Почему проекты конституции и отмены крепостного права составлялись в обстановке секретности? (Конституция и проект освобождения крестьян готовились в величайшей тайне, т. к. верховная власть опасалась как мощного противодействие дворянства, так и крестьянских волнений.)

В результате беседы учащиеся должны, в частности, сделать вывод о том, что ни один из вопросов, на решение которых надеялась часть российского общества, не был решен.

Следовательно, у этой части общества наступает разочарование в способности власти что – либо изменить. Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818г. выразил А. С.

Пушкин в своем стихотворении «Сказки» (Nоеl):

От радости в постели

Распрыгалось дитя:

«Неужто в самом деле?

Неужто не шутя?

А мать ему: «Бай-бай!

Закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки».

(слайд 7)

Причинами отказа Александра I от намеченных реформ являлось:

— мощное сопротивление подавляющей части дворянства, которое не желало никаких перемен;

— революции в ряде стран западной Европы пугали и заставляли отказаться от радикальных преобразований, которые, по мнению многих, могли привести к революции в России;

— кроме того, сам Александр 1 считал, что крестьянство не готово к свободе.

V. Отказ от либеральных преобразований. Военные поселения

Учитель дает задание учащимся прослушать рассказ, записать в тетради определение понятия военные поселения, схематично изобразить данное определение.

Рассказ учителя

Совет

Военные поселения (слайд 8,9) массово начали вводиться в 1817—1818 гг. с целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время.

Инициатива учреждения военных поселений исходила от Александра I, который поручил их разработку, учреждение и управление А. А. Аракчееву.

Первоначально Аракчеев возражал против их введения, но как только этот вопрос был окончательно решен царем, стал самым рьяным и последовательным проводником этой меры.

Решено было часть армии перевести на «самоокупаемость»: посадить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

Формирование военных поселений проходило следующим образом. Жители мест, предназначенных под военные поселения, обращались в военных поселян и получали наименование «поселян-хозяев», К ним подселялись солдаты действующей армии — по два солдата на семейство.

Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени.

Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводило к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание военных поселян летом 1819г. в Чугуеве). Несмотря на то, что инициатива создания военных поселений исходила от Александра 1, общество связывало их с именем Аракчеева.

С устройством военных поселений во многом было связано появление термина «аракчеевщина», символизирующего все реакционное и жестокое. Отношение общества к Аракчееву и проводимому им курсу нашло яркое отражение в эпиграмме А. С. Пушкина:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А дарю он — друг и брат.

Полон злобы, полол мести,

Без ума, без чувств, без чести.

Кто ж он? Предан без лести, грошовый солдат.

Обратите внимание

Обратите внимание на организацию труда в военных поселениях. Как вы думаете, была ли она эффективной? (Труд военных поселян не был эффективен, так как большая часть времени посвящалась военной муштре, что отрывало их от работы на земле. Сельскохозяйственные работы проводились по указке офицеров, которые ничего не понимали в этом деле.)

VI. Закрепление материала Беседа с учащимися

— Какие реформы пыталось провести правительство Александра I после войны?

— В чем причины отказа от проведения реформ?

— дайте общую оценку внутренней политики Александра I.

Вывод: Стремление Александра к реформам и осознание их необходимости очевидно. Польская конституция, отмена крепостного права в Прибалтике доказывает, что власть была готова проводить реформы, но при их поддержке большей частью населения. Сопротивление дворянства, являвшегося опорой царской власти, а также события в Европе привели к отказу от политики реформ и усилению реакции.

Домашнее задание

ДК—2001 — §5, с. 35—38, §6 (до с. 43).

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka___v_8_klasse_na_temu-22624.htm

Царствование Александра I

К началу XIX в. Россия по-прежнему представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе стоял император, все больше сосредоточивавший все нити управления в своих руках.

Основной социально-политической силой оставалось привилегированное дворянство, служившее опорой самодержавию. Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне.

Жители городов, купцы и мещане, составляли всего несколько процентов населения.

В экономическом развитии возникают явления, свидетельствующие о складывании капиталистического уклада: расширение товарно-денежных отношений, применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Однако хозяйственное обновление сочеталось с натурально-патриархальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, рутинным состоянием техники.

В целом в первой половине XIX в. политический строй и социальная система сдерживали развитие производительных сил и модернизацию экономики России.

Владение дворянством большей частью земельного фонда страны, денежными средствами и другими формами собственности, сохранение отживших методов хозяйствования были основными причинами экономической отсталости страны.

Государство в лице самодержавной монархии в своей внутренней и внешней политике всеми средствами поддерживало поместное дворянство и мало заботилось об интересах других слоев населения.

Эпоха Александра I (1801–1825) характеризуется борьбой двух противоречивых тенденций во внутренней политике: либеральной и консервативной.

Важно

Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Вдохновителем либерального направления, господствовавшего в 1801–1810 гг., был М. М.

Сперанский, сын бедного сельского священника, сделавший блестящую карьеру благодаря своим исключительным административным способностям и энциклопедическим знаниям, полученным постоянным самообразованием. Он был сторонником идеи правового государства, ограничения самодержавия рамками законности [120].

Сам Александр I, окруженный друзьями молодости, так называемым Негласным комитетом (1803–1804), серьезно задумывался над правомерностью самодержавия и крепостного права. Члены Негласного комитета и М. М. Сперанский вдохновили молодого царя на проведение ряда мер по реформированию системы государственного управления. Так, в 1802–1811 гг.

была проведена министерская реформа: вместо коллегий были образованы министерства, в которых лично министры, а не коллегии, принимали решения и несли за них ответственность. Высшим органом исполнительной власти стал Кабинет министров.

В 1808–1810 гг. Сперанский разработал «Введение к уложению государственных законов» – проект конституционной реформы, в основу которой был заложен принцип разделения властей. Предполагалось, что население будет избирать на три года местные думы (волостные, окружные и губернские) – органы местного самоуправления.

Члены местных дум должны были избирать своих представителей в вышестоящие думы вплоть до центральной – Государственной Думы, законодательного собрания страны. Избирательное право было неполным: оно не предоставлялось крепостным крестьянам.

Но даже такое, пусть непоследовательное, реформирование политической системы России было бы большим шагом вперед.

Однако из-за противодействия консервативных сановников в ходе реализации проекта удалось учредить лишь Государственный Совет (1810 г.) – прообраз назначаемой царем верхней палаты парламента.

Совет

Он стал законосовещательным органом при царе. Сенат же, выполнявший при Петре I эту функцию, стал высшим органом судебной и контрольной власти, надзирающим за правильностью исполнения законов в стране.

Реформы 1802–1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью [1, c. 210-211].

Также традиционным недостатком государственного управления был низкий образовательный уровень и слабый профессионализм российских чиновников. Важной мерой в борьбе с этим явлением стало принятие в 1809 г. по инициативе Сперанского указа Александра I об «экзамене на чин».

Отныне все чиновники, не имевшие университетского образования, обязаны были сдавать специальным комиссиям серьезный экзамен по вопросам права, экономики, истории, естествознания. Престиж университетского образования резко возрос.

Заботой о формировании новой, блестяще образованной управленческой элиты было продиктовано создание новых закрытых учебных заведений – лицеев (в Царском Селе, Одессе, Ярославле).

Этой же причиной было обусловлено создание новых университетов: в Казани, Харькове, Петербурге, Вильно (ныне – Вильнюсе) и Дерпте (ныне – Тарту). Причем, в университеты теперь могли быть приняты представители всех сословий. На низших ступенях образование было бесплатным.

Ввиду угрозы войны с Наполеоном преобразования в системе государственного управления были приостановлены, а Сперанский из-за интриг консерваторов в 1812 г. был отправлен в ссылку в Нижний Новгород. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних.

Непоследовательность либерализма в реформационной политике Александра особенно ярко проявилась в сфере социально-экономических отношений. Осознавая необходимость их реформирования, Александр I, опасаясь негативной реакции российского дворянства, не решился на отмену крепостного права. Он решился лишь на частичную либерализацию аграрных отношений. В 1801 г.

Обратите внимание

недворянам было предоставлено право покупать землю (в нарушение дворянской монополии на землю). Указ 1803 г. «о вольных хлебопашцах» легализовал практику отпуска крестьян на волю с землей (по обоюдному согласию крестьянина с помещиком). За время действия указа волю получили лишь около 0,5 % крепостных. В 1801–1805 гг.

крепостное право было ограничено в прибалтийских губерниях.

Активная внутриполитическая деятельность Александра I была прервана войнами с наполеоновской Францией.

Оказавшись один на один со столь сильным противником, от которого, по мнению многих современников, Россия значительно отставала как в военном, так и в общественно-политическом и социально-экономическом плане, она добилась самых масштабных за всю свою историю военных успехов.

Значительно возросли международный авторитет России, ее роль в большой европейской политике. Именно при Александре I Россия стала той великой европейской державой, которая долгое время сохраняла ведущие позиции в мировой политике, несмотря на общее цивилизационное отставание.

Но самое главное, победа в Отечественной войне 1812 г., одержанная силой народа, дала мощный импульс росту национального самосознания россиян.

По окончании войны с Наполеоном в 1815 г. в состав России вошла значительная часть польских земель, на территории которых было сформировано Царство Польское.

Александр, принимая корону польского короля, даровал Польше самую либеральную в Европе конституцию. В Польше был свой законодательный орган – сейм, а исполнительную власть возглавлял король в лице наместника царя.

Александр не стал восстанавливать крепостное право в Польше.

В 1818 г. министру юстиции Н. Н. Новосильцеву была поручена подготовка проекта конституции, переносившего принципы польской конституции на всю Российскую Империю.

Важно

Передовая общественность ждала от Александра I указа об освобождении всех крепостных. По указанию царя к 1820 г. секретными комиссиями были подготовлены крайне осторожные проекты освобождения крестьян.

Но и проект конституции, и проекты крестьянской реформы так и остались на бумаге.

Остановка курса реформ была вызвана рядом причин. Во-первых, реформационная деятельность Александра не нашла поддержки в широких слоях российского общества.

Сам факт победы отсталой России над передовой Францией внушал консервативному большинству дворянства сомнения в необходимости отказа от традиционных устоев и внедрения в стране европейских порядков.

Во-вторых, сказалось разочарование Александра в способностях большинства окружавших его сановников вести реформационную деятельность. В-третьих, на изменения настроений царя оказали европейские революции 1820–1821 гг.

в Испании и Италии (и возможность подобных событий в реформированной России), рост в стране волнений крестьян и восстание солдат. Все это обусловило отказ царя от политики «просвещенного абсолютизма» и поворот к реакционному курсу [1, c. 212; 42].

В последние годы своей жизни Александр I увлекается религиозным мистицизмом и практически удаляется от дел государственного управления, фактически передоверив управление страной убежденному реакционеру генералу А. А. Аракчееву. Указом 1822 г.

было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. В университетах начались гонения на либеральных профессоров. Ужесточилась цензура. Аракчеев подсказал царю идею создания военных поселений как формы «удешевления» армии.

Солдаты, неся военную службу, должны были, как в допетровские времена, сами себя обеспечивать сельским трудом. Все стороны жизни поселенцев подвергались мелочной уставной регламентации. Волнения военных поселенцев жестоко подавлялись.

Совет

Система военных поселений, несмотря на протесты передовой общественности, сохранялась царскими властями до 1857 г.

Отказ Александра I от курса реформ, поворот к реакции побудили передовую часть общественности, настаивавшей на продолжении и углублении преобразований, перейти в оппозицию к царизму, и во многом подтолкнули будущих декабристов к идее цареубийства и насильственного переворота.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/26950.html

Ссылка на основную публикацию