Законы екатерины ii

Законодательство Екатерины II (некоторые историко-правовые аспекты)

Статья посвящена государственно-политической деятельности русской императрицы Екатерины ІІ. Она составила собственный Наказ из 22 глав и 655 статей.

Императрица опиралась в своих суждениях на сочинения выдающихся мыслителей эпохи Просвещения (Монтескье, Беккариа, Гельвеция и др.). Справедливо отметить, что императрица в данном документе опираясь на труды вышеназванных мыслителей, учитывала российские реалии.

Содержание данного Наказа охватывает практически все вопросы государственного и общественного устройства, судопроизводства, законотворчества, положения сословий, воспитания юношества, охраны порядка и благочиния в стране.

Императрица изложила свои принципиальные установки об идеи общего блага, естественного права, верховенства единых для всех подданных законов, защищающих их.

XVIII век дал России сразу двух монархов, деятельность которых внесла существенные изменения в жизнь страны, оказала влияние на ее международное положение.

Император Петр I ввел в Россию в круг европейских держав, «европеизировав ее», хотя история показывает, что это происходило варварскими методами. Петр был велик в своих революционных начинаниях, преобразованиях и свершениях.

Обратите внимание

Императрица Екатерина II тоже была великим реформатором, но если Петр I строил новую Россию, то Екатерина II Россию благоустраивала.

Екатерина 2, как и Петр 1, была «вечной работницей» на троне. У них было много общего.

И не случайно именно Екатерина 2 заказала прекрасную скульптуру Фальконе памятник своему знаменитому предшественнику.

Без ложной скромности она приказала выбить на «медном всаднике»: «Петру I – Екатерина II». Великому от Великой.

За Екатериной II тянулся шлейф обвинений в узурпации власти, мужеубийстве, разврате. Но в мировой истории она осталась как великий политик и законодатель, много и плодотворно работавший на благо России.

Россия встретила 1762 при новом императоре Петере 3 Федоровиче. Он был сыном голштинского герцога и дочери Петра Великого Анны. Одновременно новый царь приходился внуком шведскому королю Карлу XII.

Являясь наследником российского престола, Петр в 1745 году женился на принцессе Ангальт-Цербстской, получившей в России имя Екатерины Алексеевны. Установлено, что родословная этой княжны из небольшого немецкого государства была весьма внушительной и древней. В ней значились короли, герцоги и другие коронованные особы почти всей Европы.

Среди них были и русские князья рода Рюриковичей.[1]

Пышные торжества бракосочетания молодых (жениху – шестнадцать, невесте – пятнадцать лет) остались памятными, но счастья супругам не принесли. Слишком разными людьми они были. Для Петра III Россия так и осталась чужой страной, которую он презирал, даже вступив на престол великой державы.

Раболепное преклонение перед прусским королем Фридрихом II сыграло во многом роковую роль в его судьбе. Иначе вела себя Екатерина, став женой наследника престола, она решила, что Россия будет ее новой родиной.

Екатерина прилежно изучала русскую действительность, стремилась постигнуть нравы, обычаи, состояние общества и, разумеется, придворные порядки. Если супруг подчас демонстративно подчеркивал свои склонности к лютеранству, то Екатерина всячески высказывала почтение к православному вероучению. Она много читала и размышляла.

Подобное занятие никогда не привлекало ее мужа, увлеченный военными играми, он и молодую супругу заставлял выполнять разные экзерции под его команды. Став уже вполне взрослым человеком, Петр продолжал играть в солдатики даже в постели. С годами из-за пристрастия наследника к вину и табаку у него появились почти нетерпимые черты характера.

Кроме того, что он был постоянно проспиртованный и прокуренный, от него несло псиной: в комнатах дворца неотлучно находились собаки хозяина.[2]

Важно

Достаточно меткую характеристику Петра III дала Е.Р. Дашкова: «Он не был зол, но ограниченность его ума, воспитание и естественные наклонности выработали из него хорошего прусского капрала, а не государя великой империи».[3]

Со временем Екатерина все более утверждалась в мысли, что способна занять трон Российской империи, заменив на нем непопулярного мужа. К тому же отношения супругов предельно обострились после воцарения Петра III. Для этого накопилось немало причин и общего, и личного характера.

Как известно, Россия участвовала в Семилетней войне против Пруссии и внесла самый большой вклад в борьбу с Фридрихом II, который уже подумывал о капитуляции после тяжелых поражений от русских войск. Императрица Елизавета Петровна до последних своих дней оставалась непримиримым противником прусского короля, ненавидела его. Как только императрица скончалась, Петр III поспешил прийти на помощь своему кумиру. Россия не только вышла из Семилетней войны, но и по воле нового монарха вернула Фридриху II занятые русскими войсками территории Восточной Пруссии, усеянными тысячами могил русских воинов. Более того, Петр III уже готовился к войне за чуждые России интересы Голштинии. Позорный мир с Пруссией вызвал широкое негодование во всех слоях русского общества, а патриотически настроенные офицеры, дворянство не могли простить императору столь безрассудного шага. На этой волне возник заговор против Петра III, во главе которого оказалась Екатерина. Ее сторонниками были, прежде всего, сплоченная группа гвардейских офицеров, куда входили братья Орловы. В семейной жизни супругов, как было отмечено выше, обозначился большой разлад, внебрачные отношения имели оба супруга. Но наиболее явно выраженным выглядело поведение Петра 3, который афишировал свои отношения с Елизаветой Воронцовой. Он всячески требовал жену, публично оскорблял, называя ее дуррой. Сестра императорской любовницы Екатерина Романовна Дашкова тогда всемерно помогала Екатерине и входила в число ближайших заговорщиков. В окружении Петра III стало известно о существовании заговора, но было уже поздно. 28 июня 1762 года в ночные часы совершилась придворная революция, которая прошла без кровопролития. Гвардейские и армейские части, выступив на стороне Екатерины, провозгласили ее императрицей России. Состоялась присяга новой правительнице с участием духовенства. Верхом на коне, в гвардейском мундире Екатерина возглавила поход верных ей полков против супруга, которого тогда не было в Петербурге. Петр III смирился и подписал отречение освободив тем самым трон. Местопребывание Петра III после отречения от престола было определено местечко Ропша в окрестностях столицы. Москва довольно прохладно встретила известие об отрешении Петра III от трона, а также прохладно приняла новость о том, что Екатерина провозглашена императрицей. Отношение москвичей переменилось, когда она приехала на коронацию. Императрица осталась довольна оказанным ей приемом, к тому же она посетила Троице-Сергиев монастырь, совершила паломничество в Ростов – Великий, т.е. продемонстрировала свою приверженность православным святыням и русским традициям.

Таким образом, необходимо отметить, что формальных прав на российский престол Екатерина не имела, но событие состоялось и последующая история показала, что к власти пришла правительница, во многих отношениях отвечающая национальным интересам огромного государства России. 34 года она правила на российском престоле, которую составила целая эпоха во всех сферах жизни государства.

А вскоре после Манифеста о восшествии на престол правительству пришлось издать другой манифест, в котором подданных извещали о кончине Петра III от «геморроидальных колик». Обстоятельства последнего часа бывшего императора так и остались загадкой.

Ходили слухи о том, что она был убит по распоряжению супруги. Подозрения о причастности матери к убийству отца обуревали и их сына Павла. Только после внезапной кончины Екатерины II в его руки попала секретная шкатулка матери, в которой обнаружилось письмо Алексея Орлова, относящееся к трагедии в Ропше.

Взволнованные, сумбурные строки письма идут по живым следам события. Алексей Орлов сообщает государыне, что Петра III «нет на свете»; все свершилось в пьяной драке: Петр III «заспорил за столом с князем Федором.

Не успели мы разнять, а его уже и не стало».[4]

По –видимому, позволительно полагать, что Петр и тут не изменил своему давнему пристрастию к крепким напиткам и ссорам по малейшему поводу.

Хотя, конечно смерть Петра III отвечала интересам Екатерины. Однако, можно полагать, что весьма сомнительно, что она распорядилась напрямую убить собственного мужа.

Но ее фавориты, в частности Алексей Орлов мог вполне учинить расправу по собственной инициативе, зная , что его покровительница вряд ли его осудит.

История показывает, что Алехан ( так его звала Екатерина) достиг высших постов России во времени правления Екатерины II.

«Екатерина Малая» (Дашкова) решительно отметала версию об участии императрицы в этом деле.

Павел I не любивший матушку, тоже признал это и отказался от подозрений в ее адрес. [5]

Екатерина II став императрицей не отменила некоторые важные законоположения Петра III, которые относились к внутренней политике.

Она признала Указ Петра III «О вольности дворянской», согласно которому первенствующее сословие освобождалось от государственной службы, военной и гражданской. За это она получила поддержку помещичьего класса.

Так как, владельцы крепостных душ при желании могли целиком посвятить себя хозяйственной деятельности в своих имениях. Жизнь властно требовала экономической предприимчивости, участия в товарно-денежных отношениях. Недаром, Петр I издал указ о единонаследии, чтобы избежать оскуднения дворян в результате семейных разделов.

Так как многие дворяне жили не по средствам, что нередко приводило их к разорению. Постепенно складывались предпосылки более радикальных мер для «раскрепощения» господствующего сословия.

Ярким событием в общественной жизни и законотворчестве первых лет правления Екатерины II можно считать подготовку, созыв и деятельность Комиссии для сочинения проекта нового Уложения.

Старательно готовилась к заседаниям Комиссии Екатерина II. Она составила собственный Наказ из 22 глав и 655 статей. Императрица опиралась в своих суждениях на сочинения выдающихся мыслителей эпохи Просвещения (Монтескье, Беккариа, Гельвеция и др.).

Совет

Справедливо отметить, что императрица в данном документе опираясь на труды вышеназванных мыслителей, учитывала российские реалии.

Содержание данного Наказа охватывает практически все вопросы государственного и общественного устройства, судопроизводства, законотворчества, положения сословий, воспитания юношества, охраны порядка и благочиния в стране.

Императрица изложила свои принципиальные установки об идеи общего блага, естественного права, верховенства единых для всех подданных законов, защищающих их. В данном документе императрица аргументирует: «Лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим».

Также в документе можно проследить положения рассуждений о равенстве, вольности, о том, чтобы «один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все законов».

Екатерина II тщательно изучала опыт зарубежных государств, а также их обычаев. Так, императрица в своем Наказе ссылается на примеры китайцев, японцев, греков, римлян, испанцев.

В тоже время она критикует некоторые внешнеторговые порядки в Англии, а также в колониях Португалии и Испании. Императрица в своем Наказе в несколько неопределенной форме высказывается о преимуществах частной собственности на землю.

Переход земли в руки иностранцев Екатерина II считает вполне возможным, поскольку вексельные отношения приобрели международный характер и их запретить нельзя. В Наказе первейшей обязанностью дворянства почитаются военная служба, защита Отечества и, разумеется, «послушание и верность государю».

В условиях мира дворяне должны выполнять еще одну обязанность – осуществлять «правосудие», без которого государство разрушится.

Добронравие и трудолюбие, а также наличие «вольности», то есть личной свободы должны быть присущи к лица, относящимся к «среднему (или третьему) роду людей» о городских обитателях – не дворянах, ее круг занятий – художества, науки, мореплавание, торговля и ремесле. А в ряде нарушений значатся: вероломство, неисполнение своих обещаний, «особливо есть ли тому причины лень или обман» (ст.383).

В Наказе нельзя найти отдельно главы, которое было бы посвящено к самому многочисленному и угнетенному классу – крестьянству, которому в документе места не нашлось.

В данном документе императрица его называет «нижний род»: «Сей род составлен из полезных сынов Отечества, но при том, и того скрыть не можем, что оным иногда обременен бывает».

Читайте также:  Форсирование вислы и наступление на дрогобычском направлении

Екатерина рекомендовала в своем Наказе поразмыслить по поводу облегчения «их бремени», называла статьи Наказа, где обращено внимание на случаи чрезмерных поборов с «мужиков» в пользу помещиков. [6]

В Наказе можно усмотреть намерение императрицы провести разделение полицейской и судебной власти. В соответствии с чем, в обязанности полиции войдет раскрытие преступлений, но степень вины и наказаний является прерогативой соответствующей судебной инстанции. Более подробно данный аспект мы рассмотрим в следующей публикации (от автор.)

Обратите внимание

Таким образом, Наказ Екатерины II вызвал большой интерес за рубежом, о чем свидетельствовали его переводы на немецкий, голландский, английский и другие языки.

  1. Международная конференция. Екатерина Великая: эпоха российской историю Тезисы докладов. Спб., С.154-157
  2. Чистяков О.И. Законодательство Екатерины 2, М., 2000С.-91
  3. Дашкова Екатерина. Записки. 1743-1810. Л., , С.-47
  4. Переворот 1762г. Сочинения и переписка участников и современников. М., С. 142
  5. Дашкова Екатерина. Указ. Соч. С.55-56]
  6. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах Т.V. курс русской истории. М., С.60

Фамилия автора: А.А. Сабитова

Источник: https://articlekz.com/article/19302

Екатерина II как законодательница России (стр. 1 из 5)

ВВЕДЕНИЕ

В июне 1762 года очередным в тогдашней России государственным переворотом на престол была возведена императрица Екатерина II От своих предшественников – Елизаветы и Петра III – она наследовала ворох государственных проблем: требования дворянства о расширении своих привилегий, крестьянские волнения, недовольство армии, бюджетный дефицит, апатию высшей и безудержное своеволие местной администрации, паралич судебной системы, в недрах которой было не редкость, по выражению современника, “проволочить дело лет с 20 и правосудия не сыскать”, неупорядоченность, а иногда и простое отсутствие законов.

Еще лет за десять до того, в правлении Елизаветы, правительство с видным государственным деятелем Петром Шуваловым во главе стало осознавать, что большие и малые проблемы – во многом порождение общего кризисного состояния, в котором оказалась власть и страна к середине 18 века.

Были предприняты административные, финансовые, военные и правовые реформы. Власть начала искать новые, не диктаторско-полицейские (как то было в России, начиная с ПетраI) формы политического взаимодействия с дворянством и торгово-промышленным классом.

В этой новой политике важная роль отводилась реформированию законодательства: оно должно было стать и более упорядоченным, и более современным, заботится не только о совершенстве репрессий в государстве, но и об интересах общества, главным образом дворянства, все более явно заявлявшего о своих “вечных и неотъемлемых правах”.

В поисках путей государственной реформы закон и его качество выходили на первый план. Это отвечало духу времени, новым веяниям, которые принесла с собой в 18 в. Эпоха просвещения.

Установление абсолютизма, ярче всего знаменованное в России правлением Петра 1, утвердило и идею строгой законности: изданные монархом законы суть незыблемые и неукоснительные правила поведения поданных, “фортеция правды”, гарантия правильной государственной деятельности.

Для самого Петра 1 тот закон бал наилучшим, в котором возможно прямее и непосредственнее была высказана его монаршая воля.

Важно

Со временем, однако, в это понимание отношений власти монарха и законности включилось новое требование: монарх – отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства (как о том декларировал и сам Петр), то должен и сам повиноваться законом своей страны.

“Кто хранит законы и владеет народами, – писал Ф. Фенелон в своей знаменитой тогда философскими и моральными сентенциями книге “Приключения Телемака”, – сами должны повиноваться законам; всегда подобает закону царствовать, а не человеку”.

Еще позднее пером французских просветителей понимание смысла закона углубилась: для блага общества недостаточно, чтобы государь был слугой им же изданного закона, надо, чтобы и сам закон был непроизволен по содержанию (тиран вполне свободен наиздавать тиранских законов и тирански же по ним управлять, как это следовало из древнегреческой истории и правления знаменитого Драконта). Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении – дело разумного, понимающего свои границы своей власти монарха. Такова была государственная идея нового, правового, или “просвещенного”, абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II .

Спустя два года после восшествия на престол, упорядочив некоторые наиболее жгучие государственные проблемы, Екатерина вплотную задумалась над глобальной реформой российских законов. А через это – и всего общества, согласно с представлениями того времени.

Сделать она это решила путем собственной законотворческой работы.

“Впервые три года царствования моего, – напишет она на склоне лет, – вывела у себя в уме заключение, что образ мысли вообще, да и самый гражданский закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех вообще вещей правил, мною писанных и утвержденных.

И для того я начала читать, потом писать Наказ Комиссии уложения. Два года я и читала, и писала, не говоря о том полтора года ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи, и чтоб довести до высшей степени благополучия всякого рода живущих в ней – как всех вообще, так и каждого особенно”…

1 ЗАКОНЫ, ОСНОВАНИЕ ДЕРЖАВЫ СОСТОВЛЯЮЩИЕ

1,1 “НАКАЗ” ОДОБРЕН

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственную работу над законодательным проектом, в котором она хотела сформулировать и закрепить самые основные принципы организации государства и правовой политики – своего рода философско-правовую конституцию общества. С самых первых набросков работы была своеобразной.

Первоначальный текст будущего “Наказа” (в большинстве – выписки из Монтескье, Люзака, “Энциклопедии”, Беккариа) был написан по французик. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трех раз, внося дополнения, переставляя тексты местами.

Все рукописи и Екатерины, и ее секретарей, относящихся к “Наказу”, сохранились доныне – вплоть до маленьких листочков с поправками букв или цифр.

К маю 1766 года был готов, почти завершенный текст – в нем было свыше полутора десятков глав и более 400 сот статей. Набело переписанный “Наказ” был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М.И. Воронцову. В.Г. Баскакову, А.П. Сусарокову, высшим церковным иерархам.

Совет

Все они, безусловно, одобрили “Наказ”, хотя и порекомендовали некоторые исправления. (Только поэт и драматург Сумароков относился с иронией к законодательным замыслам автора). Исправления были учтены Екатериной при окончательной доработки текста летом 1766 года.

Так же она сделала некоторые сокращения в разделах о крепостном крестьянстве и церковной политике, а также прибавила две главы о городах и правах так называемого “среднего рода людей” (не дворян и не крестьян).

Завершив свой труд, Екатерина, решила созвать из представителей основных сословий тогдашней России особое Собрание по выработке свода новых законов – своего рода Земский собор. Ее труд должен был стать сводом общих правил работы Собрания и принципами будущего законодательства, которое конкретно разработает это Собрание представителей.

В июле 1767 года в Москве собрались с выше 500 выбранных на местах депутаты, образовавших и “Комиссию о составлении проекта нового уложения”, которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, “Наказ” был официально обнародован, и все депутаты получили свежеотпечатанные тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст “Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения” состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, вторичной, заимствованной.

Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение.

Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на “разумной снисходительности”, на гарантию гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование текущего и правовой системы в духе этих начал.

1,2 “СТРЕМЛЕНИЕ ЗАКОНА К БЛАЖЕНСТВУ КАЖДОГО И ВСЕХ…”

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, “фундаментальные” начала жизни общества вообще.

(В “Наказе” было и небольшое введение, где Екатерина развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения). Одна из самых первых статей “Наказа” провозглашало Россию европейской державой.

Обратите внимание

У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на ее особую обширность.

Главная из таких закономерностей – ” Государь в России самодержавный
; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства” (ст. 8). А “всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно” (ст. 11).

Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей “направить к получению самого большого ото всех добра” (ст.13), способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве (это показывает, что “Наказ” вполне сохранял абсолютизм монархии).

Источник: http://MirZnanii.com/a/332994/ekaterina-ii-kak-zakonodatelnitsa-rossii

Статьи

Екатерина Вторая

Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок ,дать им точные “пределы и законы”.Исполнение этой мысли явилось в осторожном преобразовании Сената. Н.И. Панин подал императрице обстоятельно мотивированный проект учреждений императорского совета(1762г.

),доказывая несовершенства прежнего управления допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного ”верховного места”,состоящего из немногих лиц с законодательным характером деятельности, по словам Панина действие этого совета смогло “оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной”, т.е. временщиков.

Но он предлагал старое средство : в России существовали “верховные места”(Верховный тайный совет и Кабинет),которые, однако не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности .С другой стороны ,”верховное место” ,усвоив законодательную функцию, стесняло бы верховную власть.

Таким образом Екатерине указали ,что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась ,может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию ,управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта.

Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план упорядочивания законодательного материала ,в её планы входило создание новых законодательных норм ,которые содействовали установлению порядка и законности в государстве .

Её мысль о выработке нового законодательства привела Екатерину к знаменитой “Комиссии для сочинения проекта нового Уложения”,по поводу ,которой императрица впервые заявила о своих широких реформаторских планах. О старых русских законах , действовавших при ней ,она отзывалась резко ,считала их вредными и систематизировать их не хотела.

Она желала прямо установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала ,что это ей удастся.”Можно легко найти общие правила – писала она Вольтеру в 1767 г. – но не подробности. Это почти все равно ,что создать целый мир”.

Екатерина отказалась от помощи чиновничества и “легкое “,как она думала, дело установления принципов будущего кодекса Екатерина взяла на себя. Трудности установления подробностей она нашла всего приличнее возложить на земских представителей ,нуждам которых должны были удовлетворить новые законы.

Уже с 1765года Екатерина усидчиво принялась за изложение законодательных принципов.”Два года я читала и писала ,не говоря о том полгода ни слова”- говорит сама императрица. Статьи ,заготовленные Екатериной ,были её Наказом. Главнейшие литературные источники это: L` Esprit des Lois Монтескье ,Institutions politigues Бифельда и вышедшее в 1764 г.

Важно

Сочинения итальянца Беккариа “О преступлениях и наказаниях .Добрая половина статей Наказа есть пересказ “Духа законов”(Монтескье).Таким образом, свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско – публицистических умствований современной европейской литературы .

Читайте также:  Карта: война с буржуазно-момещичьей польшей и разгром войск врангеля 1920 года

Эти принципы ,были в высшей степени либеральны, с другой стороны чужды русской жизни .В своём Наказе Екатерина утверждает ,что единственной возможной для России формой власти является самодержавие как по обширности страны ,так и потому ,что одной власти лучше повиноваться ,чем многим господам и “Россия есть европейская держава.

”Итак ,по мнению Екатерины, древняя Россия жила с чуждыми нравами ,которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россия – страна европейская .После осуждения Наказа , напечатано было менее четверти того, что она составила Возражения избранных её цензоров направлены были на то ,что было либерально, и не соответствовало русским нравам.

Цензура заставила Екатерину отказаться от напечатания весьма важных для неё частностей .Уступчивость Екатерины в деле составления Наказа доказывает её зависимость от окружения в первые годы правления и несоответствия её личных воззрений взглядам , которые она высказывала официально.

Наказ ,сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины ,после опубликования произвел сильное впечатление и в России и за границей .Во Франции он был даже запрещен .Наказ содержит 20 глав(две главы 21,22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году и более 500 параграфов .Наказ ,как того и хотела Екатерина ,есть только изложение принципов ,какими должен руководится государственный человек ,пишущий законы.

Деятельность комиссии

Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства .Для составления нового кодекса манифестом 14декабря 1766г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест .Их собрание получило название “Комиссии для сочинения проекта нового уложения”.

Основания представительства были различны :одни части населения посылали представителей уезда, другие – от провинции ,третьи- от отдельного племени ,четвертые от присутственного места, одни избирали посословно (дворяне и крестьяне),другие -по месту жительства(горожане -домовладельцы ,инородцы.)Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства .

Не было и прямых представителей духовенства. Депутат обеспечивался на время пребывания в комиссии казенным жалованьем и должен был в Москву привезти инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний .Эти инструкции получили названия депутатских наказов ,а Наказ Екатерины стал называться “большим Наказом”.

Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание.30июля 1767 года с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве .

Всех представителей ,явившихся в Комиссию ,было 565.

Одна треть из них были дворяне ,другая треть -горожане ,из сельского класса до 100 и от присутственных мест было 28.Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии ,которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы .Одна из комиссий ,дирекционная ,руководила занятиями как частных комиссий ,так и общего собрания .

А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены , то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности . Так несовершенство внешней организации дела , её сложность и неопределённость создавали первое препятствие для успешного ведения дела. В ходе занятий Комиссии найдём и другие препятствия.

Общее собрание прежде всего прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлечённые принципы деятельности , которые ему ставила Екатерина. Вместе с тем члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов , должны были ознакомиться с ними и уяснить те нужды и желания русского общества , какие в них находились.

Совет

Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс . Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему всё их содержание . Этот кропотливый труд мог быть совершён только специальной комиссией , потому что был неудобен для собрания в 500 человек .

Наряду с систематизацией депутатских наказов существовала другая подготовительная работа , не доступная общему собранию – систематизация или простое собрание старых законов . Пока обе эти работы не были исполнены , общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения и затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами .

Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания.

Екатерина на общее собрание возлагает обязанность “читать законы , в поправлении которых более состоит нужды” , и “читать наказы , разобрав по материям и сделав выписку”.

В этом скрывается отсутствие ясного представления о том , что подготовительные законодательные работы недоступны для обширного собрания , не имеющего в них достаточного навыка . Так , рядом с несовершенствами внешней организации и неумелая постановка самих задач , смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела .

Прочтя наказ Екатерины , она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов . Не окончив этого дела , она перешла к чтению законов о дворянстве , затем о купечестве . Потратив на это около 60 заседаний , Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела , как не кончила прежних . В конце 1767 г.

Комиссию перевели в Петербург , где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла . В конце 1768 г. члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией . Частные комиссии работали немногим лучше . Екатерина чувствовала неуспех дела , старалась ему помочь , посылала наставления Комиссии и не добилась ничего .

Так рядом с другими препятствиями неумение ближайших руководителей (маршал Бибиков) дела мешало его успеху . Екатерина оценив обстановку распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года.

Общее собрание было распущено на время. Подготовительные работы не прекратились ,но их обсуждение в общем собрании было отсрочено. Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия. Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились ,затея нового законодательства не удалась.

Вследствие:

Обратите внимание

1.Отсутсвия подготовительных работ. 2.Непрактичности и неопределенности внешней организации дела. 3.Практического неумения руководителей.

Комиссия не только не совершила всего своего дела ,не только не обработала какой -ни будь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов. Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией ,прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того ,нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий. Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей , и можно ручаться ,что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 года. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом мнения как сословий ,так и отдельных избранных ими лиц о предметах ,интересовавших Екатерину ,были высказаны. Сохраняя свои принципы ,она овладела теперь мнениями и желаниями русского общества и могла их изучать обстоятельно. По её собственному признанию ,Комиссия подала “свет и сведения о всей империи и с кем дело имеем и о ком пешись должно”. На почве отвлеченной философии и ясно высказанных земских желаний ей предстояла возможность строить законодательные реформы, которые могли быть ответом на земские желания .С неудачей Комиссии не умирало её дело .Если оно не удалось депутатам ,то могло быть по силам императрице. Созывая Комиссию ,Екатерина имела только принципы ;Комиссия показала ,что именно надо исправить ,к чему нужно приложить эти принципы ,о чем прежде всего “пещись должно”.Она принялась по частям выполнять свой план ,дала ряд отдельных законоположений ,из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года.

Источник: http://www.worldofnature.ru/stati/istoriya/1731-zakonodatelnaya-deyatelnost-

«НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II

«НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II – cо­чи­не­ние российской им­пе­рат­ри­цы, на­пи­сан­ное в ка­че­ст­ве на­став­ле­ния для де­пу­та­тов Уло­жен­ной ко­мис­сии 1767-1768/1769 годов (смотри в статье Уло­жен­ные ко­мис­сии).

Со­сто­ял из 20 ос­нов­ных и 2 до­пол­нительных глав. По под­счё­там ис­сле­до­ва­те­лей (Н.Д. Че­чу­ли­на и др.), бо́льшая часть тек­ста – за­им­ст­во­ва­ния (от пря­мо­го ци­ти­ро­ва­ния до пе­ре­ска­за мыс­ли) из трак­та­тов Ш.Л. Мон­тес­кьё «О ду­хе за­ко­нов» и Ч. Бек­ка­риа «О пре­сту­п­ле­ни­ях и на­ка­за­ни­ях».

По сло­вам Ека­те­ри­ны II, в «Наказе» ей при­над­ле­жит толь­ко «рас­пре­де­ле­ние со­дер­жа­ния и то тут, то там строч­ка или сло­во», она «обоб­ра­ла» Мон­тес­кьё «для бла­га сво­ей им­пе­рии». Со­став­ле­ние «На­ка­за» в ис­то­рио­гра­фии при­ня­то оце­ни­вать как по­пыт­ку Ека­те­ри­ны II по­ло­жить в ос­но­ву российского за­ко­но­да­тель­ст­ва идеи эпо­хи Про­све­ще­ния.

В «Наказе» обос­но­вы­ва­лась иде­аль­ная фор­ма прав­ле­ния для Рос­сии – са­мо­дер­жав­ная мо­нар­хия. По мыс­ли Ека­те­ри­ны II, ни­ка­кая дру­гая власть «не мо­жет дей­ст­во­вать сход­но с про­стран­ст­вом столь ве­ли­ко­го го­су­дар­ст­ва», бу­дет «вред­на» и да­же «в ко­нец ра­зо­ри­тель­на» для не­го.

За­да­ча мо­нар­ха – не от­ни­мать у под­дан­ных «ес­те­ст­вен­ную воль­ность», а на­прав­лять их дей­ст­вия к «по­лу­че­нию са­мо­го боль­шо­го ото всех до­б­ра». Главным ин­ст­ру­мен­том государственного управ­ле­ния Ека­те­ри­на II счи­та­ла за­кон.

Она раз­де­ли­ла по­ня­тия «за­ко­ны» (не­из­мен­ны, при­ни­ма­ют­ся в ма­лом ко­ли­че­ст­ве, в чёт­ких и про­стых фор­му­ли­ров­ках, что­бы ка­ж­дый под­дан­ный ис­пол­нял пред­пи­са­ния за­ко­но­да­те­ля) и «ука­зы» (под­за­кон­ные ак­ты, со вре­ме­нем мо­гут от­ме­нять­ся).

В об­лас­ти уго­лов­но­го пра­ва в «Наказе» гла­вен­ст­во­ва­ли идеи о не­об­хо­ди­мо­сти пре­ду­пре­ж­де­ния пре­сту­п­ле­ния, а не на­ка­за­ния пре­ступ­ни­ка; не­из­беж­но­сти на­ка­за­ния и со­раз­мер­но­сти его со­вер­шён­но­му пре­сту­п­ле­нию; вред­но­сти для об­ще­ст­ва смерт­ной каз­ни и про­ти­во­ес­те­ст­вен­но­сти пы­ток; пре­зумпции не­ви­нов­но­сти; под­чёр­ки­ва­лась гу­ма­ни­стическая цель на­ка­за­ния – ис­прав­ле­ние лич­но­сти пре­ступ­ни­ка. Ека­те­ри­на II за­яв­ля­ла так­же о ра­вен­ст­ве всех «гра­ж­дан» пе­ред за­ко­ном и трак­то­ва­ла сво­бо­ду как «спо­кой­ст­во ду­ха» ка­ж­до­го от соз­на­ния собственной безо­пас­но­сти. С её точ­ки зре­ния, за­ко­ны, с од­ной сто­ро­ны, долж­ны пре­дот­вра­щать зло­упот­реб­ле­ния по от­но­ше­нию к за­ви­си­мо­му на­се­ле­нию, с дру­гой – пре­ду­пре­ж­дать «опас­но­сти», ко­то­рые мо­гут от не­го ис­хо­дить.

Ека­те­ри­на II обо­зна­чи­ла со­слов­ную струк­ту­ру российского об­ще­ст­ва: дво­рян­ст­во, «сред­ний род лю­дей» (ли­ца, за­ни­мав­шие­ся ре­мёс­ла­ми, тор­гов­лей, нау­кой, искусством и пр.), кре­сть­я­не («хле­бо­паш­цы», «зем­ле­дель­цы»).

Важно

От­ме­ну кре­по­ст­но­го пра­ва, по её сло­вам, «вдруг» счи­та­ла не­свое­вре­мен­ной.

Обос­но­ва­ла так­же на­след­ст­вен­ные при­ви­ле­гии дво­рян: «из­древ­ле» при­ня­то, что лю­ди, ко­то­рые «доб­ро­де­тель­нее дру­гих» и «за­слу­га­ми от­ли­ча­лись», поль­зу­ют­ся «раз­ны­ми пре­иму­ще­ст­ва­ми».

Од­но­вре­мен­но Ека­те­ри­на II под­чёр­ки­ва­ла, что дво­рян­ское дос­то­ин­ст­во мож­но по­лу­чить от го­су­да­ря бла­го­да­ря гражданским и во­енным «доб­ро­де­те­лям» или ут­ра­тить его, со­вер­шив различные пре­сту­п­ле­ния (государственная из­ме­на, раз­бой, во­ров­ст­во, лже­сви­де­тель­ст­во и др.).

В об­лас­ти фи­нан­сов вы­сту­па­ла за ак­тив­ный внеш­не­тор­го­вый ба­ланс и про­фи­цит бюд­же­та (в дей­ст­ви­тель­но­сти был де­фи­цит­ным). Государственные до­хо­ды, по её мне­нию, сле­ду­ет фор­ми­ро­вать главным образоом из на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний.

От­ме­ча­ла эко­но­мическую не­эф­фек­тив­ность об­ро­ка по срав­не­нию с бар­щи­ной, кри­ти­че­ски оце­ни­ва­ла прак­ти­ку рас­про­стра­не­ния от­ход­ни­че­ст­ва.

Ека­те­ри­на II оп­ре­де­ли­ла по­ря­док зна­чи­мо­сти рас­хо­дов на государственные ну­ж­ды: обес­пе­че­ние обо­ро­но­спо­соб­но­сти го­су­дар­ст­ва (ар­мия, флот), под­дер­жа­ние внутреннего по­ряд­ка (по­ли­ция, су­ды), соз­да­ние ин­фра­струк­ту­ры (бла­го­ус­т­рой­ст­во го­ро­дов, строи­тель­ст­во до­рог, ка­на­лов и пр.) и со­дер­жа­ние императорского дво­ра.

Читайте также:  Эволюция декабристского движения в начале xix века

«Наказ» стал ос­но­вой для Ус­та­ва бла­го­чи­ния 1782 года, Жа­ло­ван­ной гра­мо­ты го­ро­дам 1785 года, Жа­ло­ван­ной гра­мо­ты дво­рян­ст­ву 1785 года.

За­ко­но­дательным ак­том не яв­лял­ся, од­на­ко на «Наказ» на­рав­не с за­ко­на­ми ссы­ла­лись государственные и об­щественные дея­те­ли (например, Н.С.

Морд­ви­нов, вы­сту­пая про­тив вы­не­се­ния смерт­но­го при­го­во­ра де­каб­ри­стам).

Совет

В XVIII веке «Наказ» пе­ре­ве­дён на латинский, английский, немецкий, французский (од­на­ко во Фран­ции был за­пре­щён), но­во­гре­че­ский и другие язы­ки. Мно­го­крат­но (пол­но­стью и час­тич­но) из­да­вал­ся в Рос­сии и за ру­бе­жом (1-е издание – 1767-1768 годы).

Исторический источник:

На­каз им­пе­рат­ри­цы Ека­те­ри­ны II, дан­ный Ко­мис­сии о со­чи­не­нии про­ек­та Но­во­го уло­же­ния / Под редакцией Н.Д. Че­чу­ли­на. СПб., 1907.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Вол­ко­ва Л.А. «На­каз» Ека­те­ри­ны II в оте­че­ст­вен­ной до­ре­во­лю­ци­он­ной ис­то­рио­гра­фии // Ис­то­ри­че­ский еже­год­ник. 2005. Омск, 2006
  • Омель­чен­ко О.А. Власть и за­кон в Рос­сии XVIII в.: Ис­сле­до­ва­ния и очер­ки. М., 2004
  • Ма­да­риа­га И. Рос­сия в эпо­ху Ека­те­ри­ны Ве­ли­кой. М., 2002
  • Пла­вин­ская Н.Ю. «На­каз» Ека­те­ри­ны II во Фран­ции в кон­це 60 – на­ча­ле 70-х гг. XVIII в.: пе­ре­во­ды, цен­зу­ра, от­кли­ки в прес­се // Рус­ско-фран­цуз­ские куль­тур­ные свя­зи в эпо­ху Про­све­ще­ния. М., 2001
  • Зо­тов В.Д. Им­пе­рат­ри­ца Ека­те­ри­на II и ее «На­каз» // Вест­ник Рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та друж­бы на­ро­дов. Сер. По­ли­то­ло­гия. 2000. № 2
  • Дру­жи­нин Н.М. Про­све­щен­ный аб­со­лю­тизм в Рос­сии // Дру­жи­нин Н.М. Из­бран­ные тру­ды. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская ис­то­рия Рос­сии. М., 1987
  • Че­чу­лин Н.Д. Об ис­точ­ни­ках «На­ка­за» // Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. 1902. № 4

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/nakaz_iekatieriny_ii_1767

Русская история

Законодательство Екатерины о пространстве помещичьей власти над крепостными людьми отличается той же неопределенностью и неполнотой, как и законодательство ее предшественников. Вообще оно было направлено в пользу землевладельцев.

Каменец-Подольский

Мы видели, что Елизавета в интересах заселения Сибири законом 1760 г.

предоставила помещикам право «за предерзостные поступки» ссылать крепостных здоровых работников в Сибирь на поселение без права возврата; Екатерина законом 1765 г.

превратила это ограниченное право ссылки на поселение в право ссылать крепостных на каторгу без всяких ограничений на какое угодно время с возвратом сосланного по желанию к прежнему владельцу.

Далее, в XVII в. правительство принимало челобитья на землевладельцев за жестокое их обращение, производило сыски по этим жалобам и наказывало виновных.

В царствование Петра был издан ряд указов, запрещавших людям всех состояний обращаться с просьбами на высочайшее имя помимо правительственных учреждений; эти указы подтверждались преемниками Петра. Однако правительство продолжало принимать крестьянские жалобы на помещиков от сельских обществ.

Эти жалобы сильно затрудняли Сенат; в начале царствования Екатерины он предложил Екатерине меры для полного прекращения крестьянских жалоб на помещиков.

Екатерина утвердила этот доклад, и 22 августа 1767 г.

, в то самое время как депутаты Комиссий слушали статьи «Наказа» о свободе и равенстве, издан был указ, который гласил, что если кто «недозволенные на помещиков своих челобитные наипаче ее величеству в собственные руки подавать отважится», то и челобитчики, и составители челобитных будут наказаны кнутом и сосланы в Нерчинск на вечные каторжные работы с зачетом сосланных землевладельцам в рекруты. Этот указ велено было читать в воскресные и праздничные дни по всем сельским церквам в продолжение месяца. Предложение Сената, утвержденное императрицей, было так составлено, что прекращало крестьянам всякую возможность жаловаться на помещика.

Далее, и при Екатерине не были точно определены границы вотчинной юрисдикции. В указе 18 октября 1770 г.

было сказано, что помещик мог судить крестьян только за те проступки, которые по закону не сопровождались лишением всех прав состояния; но размер наказаний, каким мог карать за эти преступления землевладелец, не был указан.

Обратите внимание

Пользуясь этим, за маловажные проступки землевладельцы карали крепостных такими наказаниями, которые полагались только за самые тяжкие уголовные преступления.

В 1771 г. для прекращения неприличной публичной торговли крестьянами издан был закон, запрещавший продажу крестьян без земли за долги помещиков с публичного торга, «с молотка». Закон оставался без действия, и Сенат не настаивал на его исполнении. В 1792 г.

новый указ восстановил право безземельной продажи крестьян за помещичьи долги с публичного торга только без употребления молотка. В «Наказе» Екатерина припомнила, что еще при Петре был издан указ, по которому безумных или жестоких помещиков отдавали «под смотрение опекунов».

Екатерина говорит, что этот указ исполнялся, насколько он касался безумных, но его постановление о жестоких помещиках не приводилось в исполнение, и она выражает недоумение, почему было стеснено действие указа.

Однако она не восстановила его в прежней полной силе. Наконец, в жалованной грамоте дворянству 1785 г.

, перечисляя личные и имущественные права сословия, она также не выделила крестьян из общего состава недвижимого дворянского имущества, т. е. молчаливо признала их составной частью сельскохозяйственного помещичьего инвентаря.

Так, помещичья власть, лишившись прежнего политического оправдания, приобрела при Екатерине более широкие юридические границы.

Источник: http://redstory.ru/education/klychevsky5/62.html

Наказ Екатерины II

«Наказ» Екатерины II — концепция просвещённого абсолютизма, изложенная Екатериной II в качестве наставления для кодификационной (Уложенной) комиссии. В «Наказе», первоначально состоящем из 526 статей, были сформулированы основные принципы политики и правовой системы.

«Наказ» является не только важным правовым документом XVIII столетия, но и типичным философским трудом эпохи «просвещённой монархии».

Причины создания «Наказа»

Манифестом от 14 декабря 1766 года Екатерина II объявила созыв депутатов для работы в Уложенной Комиссии. Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное Уложение 1649 года.

Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской Империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов.

Ещё в эпоху правления Елизаветы Петровны была сделана попытка наладить работу Комиссии по составлению нового Уложения. Однако этим начинаниям помешала Семилетняя война.

Важно

Екатерина II, сознавая необходимость в законотворческой деятельности, не только объявила о созыве Комиссии, но и написала для этой Комиссии свой «Наказ».

В нём были изложены современные, прогрессивные принципы политики и правовой системы.

Этим «Наказом» императрица направляла деятельность депутатов в нужное русло и, кроме того, декларативно подчёркивала свою приверженность идеям Дидро, Монтескье, Д`Аламбера и прочих «просветителей».

  • Фотография титульного листа «Наказа».

Источники «Наказа»

Таким образом, Екатерина Великая всего лишь воспользовалась уже имеющимся материалом, что, однако, не умаляет значимости её произведения.

Содержание

Текст «Наказа» состоял из 20 глав и 526 статей.

В 1768 году текст «Наказа» был дополнен Гл. XXI, содержавшей основы административно-полицейского управления , и Гл. XXII — о регулировании финансовых вопросов.

Монархия — идеальная форма правления

«Наказ» обосновывал политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» права одних повелевать, а других — подчиняться. Екатерина, обосновывая эти постулаты, делала ссылки на русскую историю.

Монархия признавалась идеальной формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной власти: он консолидирует общество, создаёт и толкует законы.

Подразумевалось наличие и так называемой «власти средней», подчинённой монарху и помогающей ему управлять обществу. Это было некое подобие исполнительной власти, «правительства», которое исполняет свои функции «именем монарха». Роль монарха во взаимоотношении с «властями средними» — надзирать за их деятельностью.

Монарх обязан обладать не только управленческими талантами, но и проявлять «кроткость и снисходительность», стремиться обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Никаких ограничений, кроме этических, для верховной монаршей власти «Наказ» не предусматривал.

По мнению императрицы, абсолютная власть существует не для того, чтобы отнять у людей свободу, а для того, чтобы направлять их действия на достижение благой цели.

Понятие свободы

Под свободой «Наказ» понимал «спокойствие духа», проистекающее от сознания собственной безопасности. Свобода — право делать то, что разрешено законом.

Общее понятие свободы ассоциировалось с политической, но не личной свободной.

Сословная структура общества

Сословная структура соотносилась с «естественным» делением общества на тех, кто по праву рождения может (и должен) повелевать и тех, кто призван с благодарностью принимать заботу правящего слоя.

Помимо дворянства и «нижнего рода людей», то есть крестьян, существовал ещё и «средний род», то есть мещане.

Отмена сословного неравенства в обществе, по мнению Екатерины, губительно и совершенно не подходит для русского народа.

Закон — главный инструмент управления

По примеру Фридриха Великого, Екатерина II желала видеть в подвластном ей государстве торжество Закона. Закон рассматривался ею, как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовывать с «духом народа», иначе говоря, с менталитетом. Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.

Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.

Финансы и бюджет

В Дополнении к «Наказу» 1768 года была проанализирована система финансового управления, перечислялись основные цели государства в этой сфере. Финансы должны были обеспечить «общую пользу» и «великолепие престола». Для решения этих задач требовалась правильная организация государственного бюджета.

Уголовное право

Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.

В Наказе отмечалось, что нет необходимости наказывать голый умысел, не причинивший реального вреда обществу. Впервые в росскийском законодательстве была озвучена мысль о гуманистических целях наказания: об исправлении личности преступника. И только потом — о воспрепятствовании ему в дальнейшем причинять вред. Наказание, согласно «Наказу», должно быть неизбежным и соразмерным преступлению.

Юридическая техника

В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

  1. Законов нужно совсем немного и они должны оставаться неизменными. Это в значительной степени делает жизнь общества более стабильной.
  2. Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках. Все подданные должны понимать язык законодателей для успешного исполнения предписаний.
  3. Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными в зависисмости от изменившейся обстановки.

Значение «Наказа»

«Наказ» Екатерины II стал основой для таких нормативных актов, как Жалованная грамота дворянству 1785 года, Жалованная грамота городам 1785 года, Устав благочиния 1782 года.

Нового Уложения Комиссия так не создала: сказались и войны, которые вела Россия в 1770-е годы, и Пугачёвский бунт. Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу.

Однако «Наказ» был не только наставлением для депутатов. Это был тщательно разработанный философский труд человека, досконально знающего историю и все достижения современной правовой мысли. К тому же, это просто поучительное чтение.

Цитаты:

  • Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.
  • Россия есть Европейская держава.
  • Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое.Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.
  • Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.
  • Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений.
  • Человека не должно и не можно никогда позабывать.

Ссылки

Литература

  • Исаев И.А. История государства и права России. — М.: 2006.
  • Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. — М.: 2006.

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/3b091e3d2bb32b7c.html

Ссылка на основную публикацию