Кавказская Албания — древнейшее государство на территории Кавказа и России
Общественные и гуманитарные науки
• ••
21
УДК 94
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ — ДРЕВНЕЙШЕЕ ГОСУДАРСТВО
НА ТЕРРИТОРИИ КАВКАЗА И РОССИИ
CAUCASIAN ALBANIA, THE MOST ANCIENT STATE ON THE TERRITORY OF THE CAUCASUS AND RUSSIA
© 2014 Гасанов М. Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Gasanov M. R.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена одной из актуальных проблем истории Кавказа. В ней освещаются вопросы возникновения Кавказской Албании, расселения племен, социально-экономического, политического развития страны. В статье раскрыта борьба албанцев против иноземных завоевателей. При написании статьи использованы античные и средневековые источники, археологические материалы, а также литература.
Abstract. The article deals with the actual problem in the history of the Caucasus. It highlights the issues of occurrence of Caucasian Albania, resettlement tribes, socio-economic, political development of the country. The article considers the struggle of the Albanians against foreign invaders. The article used the ancient and medieval sources, archaeological materials and literature.
Rezjume. Stat'ja posvjashhena odnoj iz aktual'nyh problem istorii Kavkaza.
V nej osveshhajutsja voprosy voz-niknovenija Kavkazskoj Albanii, rasselenija plemen, social'no-jekonomicheskogo, politicheskogo razvitija strany.
V stat'e raskryta bor'ba albancev protiv inozemnyh zavoevatelej. Pri napisanii stat'i ispol'zovany antichnye i sredne-vekovye istochniki, arheologicheskie materialy, a takzhe literatura.
Ключевые слова: Кавказская Албания, Страбон, Плиний, Птоломей, албаны, гелы, леги, гаргареи, удины, таваспары, Рим, Тигран.
Keywords: Caucasian Albania, Strabo, Pliny, Ptolemy, Albanians, Gels, Legs, Gargarians, Udi, Tavaspars, Rome, Tigran.
Kljuchevye slova: Kavkazskaja Albanija, Strabon, Plinij, Ptolomej, albany, gely, legi, gargarei, udiny, tavas-pary, Rim, Tigran.
Албанское государство, занимавшее часть территории Дагестана и Азербайджана, сыграло большую роль в истории народов Кавказа. К этой теме обращались различные авторы ХУШ-ХХ вв. Наибольший интерес к истории этого государства проявили историки XX — нач. XIX вв.
Одним из спорных является вопрос о границах Албании, которые в зависимости от внутренней обстановки и международного положения на Кавказе менялись.
В обосновании вопроса о бесспорности вхождения Дагестана в Албанию значительный интерес представляет сообщение Страбона о 26 различных племенах Албании — это албаны, леги, гелы, гаргары, каспии, андаки, соды, таваспары, удины и др. [7. С. 6]. Этническая пестрота, многоязычие в античную эпоху засвидетельствованы учеными именно на территории Дагестана.
В период усиления в его состав входила территория Дагестана до реки Сулак. Поэтому есть все основания полагать, что наибольшее число албанских племен занимали территорию Дагестана.
Сведения античных авторов о вхождении Дагестана в состав Албании подкрепляются и данными этнографии, археологии, фольклора.
Исследования археологов показали поразительное единство археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана в эпоху Албанского государства.
Материальная культура народов Дагестана с III в. до н. э., как указывают археологические материалы, в основе своей является местной, албанской, ибо формирование ее происходило в составе Кавказской Албании.
Основным занятием населения Албании было земледелие и садоводство. Как сообщают античные авторы, природные условия Албанского государства были благоприятными для успешного развития земледельческого хозяйства.
На территории Дагестана при раскопках обнаружено немало сельскохозяйственных орудий, свидетельствующих о развитии земледельческих культур. Страбон отмечает, что в Албании росли всякие растения; есть даже вечнозеленые.
22
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
Албанское население занималось также и скотоводством. Страбон пишет: «Точно так же и животные у них как домашние, так и дикие, имеют хороший рост». В Дагестане разводили самые различные породы скота: овец и коз, быков, лошадей, свиней и ослов. Уделялось большое внимание и коневодству.
Об уровне развития промыслов и ремесел в Албании свидетельствуют сообщения античных авторов о превосходном для этой эпохи военном снаряжении, а также археологические материалы [5. С. 110-150].
Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, торгово-ремесленного производства, усиление внутреннего и внешнего обмена -все это создало условия для возникновения городов — центров торговли в Албании [7. С. 11].
Подробное описание городов и значительных населенных пунктов Албании дает Птолемей, который перечисляет их до 29. Упоминаемое у Птолемея количество намного превышает количество населенных пунктов соседних государств.
Ряд городов по его карте локализуется на приморской равнине Дагестана, у устьев рек.
Крупным политическим и торгово-экономическим центром Албанского государства был город Албана, который, видимо, не случайно назван по имени страны.
Археологические раскопки на территории Топрах-Калы, где локализовалась Албана, показали, что это крупный город античной эпохи.
В III-II вв. до н. э. Урцекское поселение вырастает в город, планировка которого отражала классовую структуру общества [6. С. 138].
Укрепленная цитадель занимала возвышенности, по склонам ее были возведены жилые, хозяйственные и общественные постройки. «Городище Урцеки, — пишут Дж. А. Халилов, И. А. Бабаев, — отождествляется с раннесредневековым городом, упоминаемым у Моисея Каганкатваци, столицей царства гуннов в Дагестане — Варачаном.
Нет сомнения, что до этого город был одним из крупных городов Албании» [26. С. 93-94]. Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, а также торговли способствовало углублению имущественной и социальной дифференциации, выделению «царей».
О социальном строе Албании на первом этапе его существования Страбон писал: «Прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя».
В III-II вв. до н. э. Албания выступает уже как государство, имеющее крепкую центральную власть. Это нашло отражение и в религии. Исторические, этнографические материалы дают целый пантеон богов, во главе которых стоят боги центральной власти страны.
На социально-экономическое развитие Албании в IV-III вв. до н. э. не мог не повлиять такой фактор, как связи ее с древнейшими рабовладельческими государствами Востока и Закавказья — Урарту, Иберией (Картлией) и др. Известно, что огромное влияние Урарту оказало не только на Закавказье, но и на Северный Кавказ [17. С. 233].
Касаясь общественного строя Албании, следует отметить, что к царю были представлены различные социальные группы.
Самым близким к царю лицом Албании был жрец, о котором Страбон сообщает следующее: «Жрецом служит наиболее уважаемое после царя, лицо, стоящее во главе управления священной землей, обширной и хорошо населенной, а также во главе служителей храма, из которых многие вдохновляются и пророчествуют».
Термин жрец, которым Страбон обозначает господствующий слой в Албании, был широко распространенным социальным термином на эллинистическом Востоке. Поэтому Страбон, сам являясь по происхождению малазийцем, албанских жрецов представлял более сходными по социальному положению с жрецами восточных стран.
Жречество в Кавказской Албании, как и в рабовладельческих государствах Древнего Востока, играло значительную роль в экономической и политической жизни страны.
К господствующему сословию принадлежали и «царьки» 26 народов, о которых писал Страбон. Позже о них пишут и древнеармянские авторы Егише и Ф. Бузанд.
Атрибутом сложившегося государства являются и военные силы. У албанов уже в IV в. до н. э. существовало войско. Арриан (II в. н. э.), повествуя о битве при Гавгамеле в 331 г. до н. э., сообщает, что в составе Ахеменидской армии был албанский отряд. В IV в. до н. э.
в первый период, когда в Албании на основе племенного союза начала складываться государственная единица, сформировалось войско.
Страбон свидетельствует, что «войска они (ал-баны) выставляют больше, чем иберы: они вооружают шестьдесят тысяч пехоты и двадцать две тысячи всадников, — с таковыми силами выступали в борьбу с Помпеем».
Плутарх сообщает, что снаряжение большинства сражавшихся с римлянами албанов было изготовлено из звериных шкур. Можно полагать, что главную военную силу в Албании представляли воины-горцы [19. С. 25].
О высоком уровне вооружения албанов в I в. до н. э. говорят и сравнительные данные их вооружения с армянским и иберийским.
В результате археологических раскопок на территории Дагестана добыты разные виды вооружения.
Не меньший интерес при изучении социального строя Албании представляет сопоставление уровня его развития с соседней Иберией «Подобный социальный процесс имел место и в соседней Албании», — пишет
Н. Адонц.
Основной социальной единицей Албанского государства являлась сельская община со всеми специфическими чертами восточной общины.
Для обозначения общины в дагестанских языках существуют термины: в аварском «бо», в даргинском «хГуреба» (литерат. хГуреба), которые, по мнению исследователей, возникли еще в эпоху военной демократии.
Безусловно, эти термины в албанский период имели другое содержание. Сельская община Албании у Моисея Каганкатваци названа «ми-
Общественные и гуманитарные науки
23
• ••
ром», а общинники — «мирянами». Для обозначения общинников в Дагестане у Иакута находим термин «хамашира», который в переводе
В. Ф. Минорского обозначает «свободный».
Общинники, пользовавшиеся самоуправлением сохраняли, конечно, известную независимость, однако не были избавлены от эксплуатации со стороны государственной власти Албании. Независимость их была номинальной.
К зависимому населению Албанского государства относились и рабы. «До арабского завоевания, — пишет проф. С. В. Юшков, — рабство в Дагестане не имело ярко выраженный характер». В то же время оно было патриархальным. Следует полагать, что при определении общественного строя у албанцев главную роль играло не абсолютное количество рабов, а какое они имели значение в производстве.
Подозревать Страбона и других античных авторов в искажении фактов в вопросе о рабстве в Албании нет оснований. Но вполне возможно, что они под впечатлением сильно развитых у себя рабовладельческих отношений уменьшали их роль в Албании, как и в соседней Иберии, и оставили лишь скудные данные. Следует иметь в виду и тенденцию античных авторов подчеркивать отсталость других народов.
Известные из античных источников храмовые служители (гиеродулы), о которых, в частности, сообщает Страбон, полагают, являлись рабами.
В армянском источнике категория зависимого населения, обозначенная термином «простолюди», вероятнее всего следует отнести к рабам.
У арабских авторов служители дагестанского владения Лакз обозначены термином «м шак». Подобным термином обозначались рабы в древней Армении.
Лингвистический анализ социальных терминов в дагестанских языках позволяет судить, что рабство в Дагестане своими корнями уходит в глубь веков.
Наличие в словах «лук!» и «лагъ» (которыми в дагестанских языках обозначается раб) звуков, характерных для иберийско-кавказских языков, по мнению лингвистов, дает основание предполагать, что они относятся к одной основе исконно дагестанского лексического фонда и являются древними социальными терминами [20. С. 156].
Основными источниками рабства в Албании, видимо, были рабы, появившиеся в результате войн.
В греко-римскую эпоху Албания не платила Римской империи столько дани, сколько она обязалась участвовать в совместных походах, в результате которых немалая доля пленных доставалась албанской военной знати, превращавшей их в рабов.
Эллинистический период — это время широкого распространения пиратства. Древнеармянский историк Ф. Бу-занд (V в. н. э.) отмечает: «Но когда персидские войска пошли походом на армян, то с ними был также и албанский царь Урнайр со своим отрядом.
Албанский царь вступил в разговор с теми, кто находился при нем, и сказал: «Ныне же я вас предупреждаю, чтобы вы помнили,
что когда мы заберем в плен греческие войска, то многих из них надо оставить в живых, мы их свяжем и отведем в Албанию и заставим их работать как гончаров, каменотесов и кладчиков для наших городов, дворцов и других нужд». Довольно любопытные сведения о пиратстве северокавказских племен сообщает Страбон.
Труд рабов использовался в основном на стройках. Античные города и другие сооружения воздвигались рабами, строительство которых требовали необычайных усилий.
В связи с дальнейшим развитием производительных сил, ростом ремесленного производства, торговли, а также возникновением городов -торгово-ремесленных центров, определенный процент населения Албании составляли ремесленники, которые специализировались по производству предметов роскоши, военного снаряжения [5. С. 120-125].
Большой интерес для раскрытия социальных отношений, господствовавших в Албании, представляет выяснение вопроса о земельных отношениях. Сопоставляя известное об Албании с государственным устройством соседней Иберии, можно предположить, что в Албании существовала «царская земля».
Крупными земельными собственниками в Албании, как и в других переднеазиатских государствах, выступали храмы, которым принадлежали обширные земельные владения. Земля, которой владели жрецы, у Страбона названа «священной». Она была населена в основном рабами (иеродулами).
Землей была наделена и военная знать. У арабского географа Иакута встречается термин, который в переводе А. Караулова обозначает «ал-акра», а у проф. В. Ф. Минорского — «ака-ра». Термином «агарак» обозначалось частновладельческое хозяйство в древней Армении. Он восходит к шумеро-аккадскому
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/kavkazskaya-albaniya-drevneyshee-gosudarstvo-na-territorii-kavkaza-i-rossii
История.ру
Так же как и Боспор, некоторый подъём снова переживает с середины I в. и во II в. Скифское царство.
Раскопки его столицы Неаполя (в Крыму, близ Симферополя) показывают, как оживились там в это время строительная деятельность, ремёсла и искусство, представленное росписью на стенах склепов и каменных домов, принадлежавших местной знати.
Значительное развитие получила торговля, которая велась через зависимую от скифов Ольвию и укреплённые пункты на Чёрном море.
Население Неаполя состояло из землевладельцев, осевших в городе кочевников — владельцев табунов коней, из царских дружинников, купцов.
Об имущественном неравенстве свидетельствует различие между богатыми домами и склепами знати и жалкими землянками, юртами и могилами бедноты.
Подробнее »
Голова Деметры. Центральный медальон росписи плафона склепа Деметры в Керчи. Первая половина I в. н.э.
Характерным для Северного Причерноморья явлением было распространение религиозных союзов, так называемых фиасов.
Некоторые из них были посвящены издавна почитавшимся на Боспоре богам, но большая часть их состояла из поклонников нового бога, обозначавшегося как «высочайший», «всемогущий», «милостивый» и т. п.
По-видимому, это было божество, впитавшее черты Зевса греков и Яхве иудеев, а может быть, и других богов.
Распространение его культа свидетельствует о развитии монотеистических представлений в Северном Причерноморье.
Подробнее »
Во II в. боспорские цари почувствовали себя самостоятельнее и свободнее.
Нуждаясь в войске, императоры начали выплачивать им денежную субсидию, за которую получали в свое распоряжение боспорских солдат.
Римские войска с территории Боспора были выведены.
Постепенно боспорское войско, перенимая сарматское вооружение и тактику, становилось всё более значительной силой.
Сo II в. Боспор самостоятельно ведет войны с сарматскими и тавроскифскими племенами; последние в конце столетия вынуждены были признать власть боспорских царей.
Ряд побед над сарматскими племенами боспорские цари одержали в начале III в., расширив свои владения.
Надписи царей конца II — начала III в.— Нотиса II и Савромата II — говорят об их победах над скифами и сираками, о присоединении к их царству Таврики Рескупорид III (210—227) называл себя «царём всего Боспора и тавроскифов».
Подробнее »
Политическая история Северного Причерноморья в этот период в значительной мере определялась его взаимоотношениями с Римской империей.
Так, Херсонес тяготился зависимостью от Боспорского царства и обращался в Рим за помощью. «Свобода» была дарована Херсонесу Августом в 25 г. до н. э.
Вначале Август пытался подчинить своему контролю и Боспорское царство.
С 47 г. дон. э. царём там стал Асандр, восставший против сына Митридата Эвпатора — Фарнака, поручившего ему управление царством на время своего похода против Цезаря.
Асандр женился на дочери Фарнака Динамии, и Август признал его царём.
После его смерти (18 г. до н. э.) правила три года одна Динамия.
В 15 г. до н. э. Скрибоний, называвший себя внуком Митридата, женился на Динамин и провозгласил себя царём.
Подробнее »
Винодельня в Мирмекии (близ Керчи). III в. до н.э. переделана в I — II вв. н.э.
В рассматриваемый период на территории Северного Причерноморья наблюдается дальнейшая эволюция рабовладельческого способа производства.
Здесь этот процесс осложняется тем, что Северное Причерноморье было одним из узловых пунктов борьбы племён Восточной Европы против рабовладельческой цивилизации Средиземноморья.
В первые века нашей эры наиболее важным и определяющим явлением в жизни верного Причерноморья была всё возраставшая роль сарматских племён.
Подробнее »
О внутренней жизни Албании в первые века нашей эры известно очень мало. Можно предполагать, что в это время происходит укрепление рабовладельческого государства.
В связи с развитием ремесла и торговли появляются укреплённые города: свыше двух десятков албанских городов и поселений перечислены у Птолемея.
Главным городом была Каба-лака (Хабала— у Птолемея), расположенная в Ширванской степи.
В городах, как и в Армении, жили значительные группы пришельцев — греков, армян, сирийцев, иудеев.
В целом по уровню развития Албания ещё значительно отставала от своих западных соседей — Иберии и Армении.
Подробнее »
Золотой медальон с подвеской-флаконом из погребения в Армазисхеви, близ Мцхеты. II в. н.э.
Художественные изделия, найденные в погребениях I — III вв. н. э., свидетельствуют о высоком уровне местного ремесла и культуры.
В гробницах знати находят украшения из золота и серебра, оружие в художественной оправе, перстни с сердоликом, альмандином, бирюзой, из которых наиболее интересны так называемые геммы с портретами питиахшей.
Наряду с предметами местного производства встречаются в большом количестве и привозные: художественные изделия из областей Римской империи, римские и парфянские монеты и т. д.
Подробнее »
Серебряное блюдо из погребения в Армазисхеви, близ Мцхеты. II в. н. э.
Во II в. внешнее положение Иберии ещё более укрепляется. После того, как римский император Адриан отказался от завоевательной политики на Востоке, Иберия стала ещё более самостоятельной.
Иберский царь Фарасман II организовал в конце правления Адриана грандиозный набег аланов, опустошивших Албанию, Мидию и угрожавших Армении и Каппадокии. Адриан, возможно, именно в это время предложил Фарасману явиться в Рим, но тот отказался.
Подробнее »
Серебряное блюдо с изображением коня перед алтарём.
Найдено в Бори (Грузия). II в. н. э.
По сравнению с Колхидой зависимость Иберии от Рима была гораздо менее прочной.
В I—II вв. Иберия расширяется территориально и переживает период расцвета.
Иберскпй царь считался «другом и союзником римского народа» и «другом кесаря»; фактически это был равноправный союз.
Рим имел на Кавказе в основном военно-стратегические интересы: Иберское и Албанское царства (албанский царь также считался «другом и союзником» римлян) были важны для Рима потому, что, с одной стороны, они помогали держать под ударом Армению и западные области Парфии, а с другой — контролировали важнейшие горные проходы, которые вели с Северного Кавказа в Закавказье.
Подробнее »
В целом период римского владычества был для Колхиды временем упадка.
Гнёт римского господства ставил в тяжёлое положение население Колхиды.
Греческие города приходят в упадок.
Поверхностное политическое единство, существовавшее, возможно, ещё в начале эллинистического периода, окончательно исчезает.
Страна была разделена на отдельные племенные княжества, причём преобладание получили теперь более отсталые племена, из которых многие ранее были вообще неизвестны.
С этими процессами связано появление примерно с I—II вв. н. э. на территории Колхиды новых этнических наименований, продолжающих затем фигурировать в истории Западной Грузии на протяжении всего раннего средневековья, а иногда и позже.
Имя колхов сохранилось только за населением окрестностей Трапезунта.
Подробнее »
Источник: http://www.istoriia.ru/category/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/rabovladelcheskie-imperii-narody-i-plemena-evropy-perednej-i-srednej-azii-i-iii-vv-n-e/razvitie-i-nachalo-razlozheniya-rabovladelcheskogo-stroya-v-srednej-i-zapadnoj-azii-v-zakavkaze-i-severnom-prichernomore
Особенности образования древнейших рабовладельческих государств
Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н. э. — IV в. н. э.)
Первые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III-V вв. н. э.
Предпосылки создания государственности складывались на протяжении сотен лет. Форма первых цивилизационных отношений могла быть различна: в одних условиях — рабовладельческой, в других — феодальной.
Процесс перехода от первобытно-общинных отношений к цивилизации растянулся на несколько тысяч лет; у народов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н. э., а у некоторых народов он начался только в XIX в. н.
э.
На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные рабовладельческие государства, предшествующие появлению феодального общества и оказавшие влияние на ход мировой истории.
В рабовладельческом и феодальном обществах существовали как свободные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли главной хозяйственной роли.
Различие между этими обществами состояло в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господском хозяйстве труда людей, полностью являющихся собственностью их господина и не имевших своих средств производства, а феодализм — на принудительной эксплуатации труда людей (крестьян), ведущих свое хозяйство и обладающих средствами производства (кроме земли, принадлежащей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытного общества рабство имело значительное место (патриархальная форма рабства).
Развитию рабовладельческой цивилизации способствовало наличие ряда условий:
- 1) организация крупного господского хозяйства (при примитивной технике);
- 2) контроль племенной знати, а впоследствии и государства над жизненно важными средствами ведения общинного хозяйства (оросительными каналами, рудными разработками и др.);
- 3) расширение источников получения новых рабов.
Несмотря на крайнюю жестокость рабства, рабовладельческая цивилизация была значительным шагом вперед по сравнению с первобытным обществом:
- получило развитие специализированное ремесло;
- завязывались широкие торговые связи;
- возникали города с высокой для того времени культурой;
- появилась письменность, которая сохранила имена народов и драгоценные сведения об их языке и образе жизни.
Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказывает нам о превращении в XI в. до н. э. союза племен в государство Урарту.
Оно просуществовало около трех столетий и было разгромлено около 590 г. до н. э. милянами, южными соседями урартцев. Десятки племен были подчинены и объединены в одно значительное государство, ставшее в VIII в. до н.
э. соперником Ассирийской державы и крупной силой Древнего Востока.
В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах — полукочевое (эйлажное) скотоводство.
Возделывались разные сорта пшеницы, ячменя, проса, выращивались виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы.
Постепенно расширялось коневодство, имевшее большое значение для потребностей царского войска. Разводились верблюды.
Урартские ремесленники были опытными мастерами, постигшими технику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дерева и т. д. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к рабам.
Главным рабовладельцем Урарту был царь, стоявший во главе большого войска. Он владел многими городами, крепостями, каналами и многочисленными рабами.
Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Жители Урарту приносили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях — людей.
В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытного общества: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки.
У населения Урарту была своя письменность (клинопись), возникла математическая наука, были созданы свои меры, своя цифровая система.
В Средней Азии к середине I тысячелетия до н. э. произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, который привел к возникновению рабовладельческих отношений.
Созданный индоевропейскими народами Средней Азии древний эпос («Авеста») упоминает Хорезм — «страну солнца» (по нижнему течению Амударьи), Согдиану — «богатую людьми и стадами» (в долине Зеравшана), Бактрию — «страну с высоко поднятыми знаменами» (в верховьях Амударьи).
Особенность развития этих стран, как и других стран Древнего Востока, состояла в сохранении элементов родоплеменного строя.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/2_15312_osobennosti-obrazovaniya-drevneyshih-rabovladelcheskih-gosudarstv.html
Племена Закавказья в период гегемонии Урарту
Племена Закавказья в период гегемонии Урарту
Возникновение и развитие рабовладельческого общества на территории Армянского нагорья оказали влияние на жившие к северу от него племена Закавказья. Здесь процесс разложения первобытно-общинного строя идет в это время особенно быстрым темпом. Непосредственное соприкосновение с рабовладельческими государствами Востока ведёт к ускорению формирования здесь классового общества.
Племена Закавказья в начале I тыс. до н.э.
Клинообразные надписи урартских царей вместе с археологическими памятниками дают возможность представить жизнь племён Закавказья в это время. В Закавказье урарты застали отличное от них по культуре, а в известной мере и по языку население, находившееся уже на довольно высокой ступени развития.
В это время Северный Кавказ, часть Черноморского побережья и, вероятно, Восточное Закавказье были, по-видимому, заселены племенами, говорившими на языках абхазо-черкесской и северо-восточной (дагестанской) групп кавказских языков.
Восточная часть Южного Причерноморья и, вероятно, часть внутренних районов Западного Закавказья были уже тогда заселены племенами, говорившими на языках картвельской группы. В Западном и Центральном Закавказье были распространены также племена, близкие по языку к хуррито-урартам.
Лишь к концу периода, а частично даже позже начинается проникновение на территорию Кавказа индоевропейских элементов как с севера (киммерийцы, скифы), так и с юга (армяне, мидяне).
Закавказские племена в то время занимались земледелием и скотоводством. Об этом говорят сельскохозяйственные орудия (зернотёрки, серпы, вилы), найденные при раскопках поселений и в могилах, а также скелеты домашних животных, положенных вместе с покойником. Многочисленные сообщения урартских царей говорят об угоне больших количеств скота с территории Закавказья.
Из ремёсел, развивавшихся в этот период на территории Закавказья, особенно высоко стояла бронзовая металлургия; данные археологических раскопок показывают, что на территории Закавказья существовали различные типы секир, мечей, кинжалов, наконечников стрел и копий, а также других видов оружия. Но железо в Закавказье ещё не было распространено.
По своему общественному строю население Закавказья находилось на стадии разложения первобытно-общинного строя. Оно делилось на племена, которые жили самостоятельной жизнью и обладали каждое своей территорией, обычно очень небольшой. Урартские цари в своих надписях упоминают десятки “царей”, через земли которых им приходилось проходить.
Разумеется, эти “цари” были не более как племенными вождями.
В религиозных представлениях племён Закавказья в этот период фантастически отражаются крупнейшие общественные и хозяйственные сдвиги в их жизни; наряду с представлениями, восходящими к примитивной охотничьей магии и тотемизму, развиваются культы неба и солнца, а также почитание домашних животных, например быка, переплетающееся с астральными представлениями. Все это, разумеется, было связано с развитием земледелия и скотоводства, с разложением первобытно-общинного строя.
Урартское завоевание. Начало железного века в Закавказье.
Урартские походы сопровождались громадными опустошениями, систематическим угоном скота и порабощением населения. О походе в страну Эриахи, у подножия горы Арагац, Сардури II сообщает в одной летописи: “О 436 юношей я увёл, 15 553 женщины угнал, всего 21 989 человек, некоторых убил, некоторых живыми увел.
1 013 коней, 115 верблюдов, 16 529 голов крупного рогатого скота я угнал, 37 085 овец я угнал”. Наряду с военным грабежом страна подвергалась и систематической эксплуатации.
На территории Закавказья урарты строили крепости, которые служили не только административными центрами и опорными пунктами обороны, но и центрами сбора дани. Одной из наиболее значительных была упоминавшаяся уже ранее крепость Тейшебаини.
Здесь, вокруг цитадели, где жил урартский наместник, находился город, в котором обитали ремесленники, возможно насильственно сюда переселенные и перерабатывавшие собираемые и виде дани с земледельческой округи продукты, которые вслед за тем отсылались в Биаинили.
В урартский период в Закавказье начинается быстрое освоение железа. На Кавказ железо проникает на рубеже II и I тысячелетия, а окончательно утверждается здесь во второй четверти 1-го тысячелетия до н.э.
Помимо Урарту и, может быть, Ирана третьим очагом металлургии, откуда железо могло проникать на Кавказ, был восток Малой Азии; жившие здесь халибы и обитатели гор Тавра племена, частично, вероятно, родственные картвельским, а частичноиндоевропейским хеттским племенам, славились в древности как кузнецы железа.
Изготовление из железа сельскохозяйственных орудий в Закавказье, которое началось в период урартского владычества, двинуло вперед земледелие. Совершенствовалась ирригационная система, разводились сады и виноградники. Всё это не могло не способствовать экономическому прогрессу южных областей Закавказья.
В этот период отдельные представители местной знати начинают сосредотачивать в своих руках иногда по несколько десятков рабов. В кургане на берегу Севана мужской скелет, вероятно скелет племенного вождя, окружён 14 другими скелетами, по-видимому, рабов. Подобные захоронения известны и в Азербайджане.
Они показывают, что племена Закавказья находились в это время уже на заре рабовладельческого общества.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы мате
Источник: https://www.studsell.com/view/115619/