Ярослав Мудрый: внешняя и внутренняя политика
Содержание
- 1 Внешняя политика
- 2 Внутренняя политика
Киевский князь Ярослав Мудрый сын Владимира Великого и полоцкой княжны. В 9 лет становится ростовским князем, а после новгородским.
После смерти отца вступает в борьбу за киевский престол. В 1019 году становится киевским правителем, и лишь после смерти брата Мстислава (1036 году) единоличным правителем всей Руси.
Времена княжения Ярослава Мудрого стали периодом укрепления и возвышения Древнерусского государства. Благодаря успешной внутренней политике и дипломатии добился повышения международного авторитета Руси.
Внешняя политика
При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.
В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.
Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к Киевской Руси.
Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.
Укрепление международного авторитета стало одной из главных задач во внешней политике. Достигалось она не только военными действиями, но и заключением взаимовыгодных политических соглашений. Династические браки дома Ярослава и европейских монархов Польши, Франции, Норвегии, Венгрии, Швеции, Германии стали основой « семейной дипломатии».
Внутренняя политика
Ярослав Мудрый, желая не допустить междоусобных войн между сыновьями, провел административную реформу. Принцип наследования стал походить на принцип европейского сеньората – наследование по старшинству.
Желая установить порядок и законность в государстве, князь становится основателем русского законодательства. В 1016 году при нем была принята «Русская Правда» — первый писаный свод законов на Руси.
Мозаика собора святой Софии 11 века
Поддерживал дальнейшее распространение и укрепление христианства. При Ярославе Владимировиче был назначен впервые митрополит киевский – Илларион. Это положило начало отделение русской церкви от византийской. Была восстановлена десятина- 1/10 часть доходов населения на церковные нужды.
Началось строительство каменных церквей и храмов. Прекрасным подобием константинопольской Св. Софии стал Софийский собор — жемчужина древнерусской архитектуры. Он был построен в 1037 году на месте победы над печенегами в Киеве.
К временам правления Ярослава относят и появление Печерского монастыря.
Происходит расширение и укрепление столицы. Золотые ворота, златоглавые церкви поражали приезжих гостей. Анна, дочь Ярослава, став королевой Франции, называла Париж — «городишко», сравнивая с Киевом.
Ярослав Мудрый считал, что расцвет государства возможен лишь при повышении образованности и грамотности населения. Для этого открывались новые школы, училища. При Софийском соборе была создана величайшая библиотека. Появлялись книгописные мастерские.
Продолжив политику отца, Ярослав Мудрый возвысил Киевскую Русь.
Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/knyazya/yaroslav-mudryj-vneshnyaya-i-vnutrennyaya-politika.html
ЕГЭ. История. КРАТКО. Ярослав Мудрый (1019-1054)
ЕГЭ. История.
КРАТКО
Ярослав Мудрый (1019-1054)
Ярослав Мудрый ( 1019-1054) | |
Внутренняя политика | Внешняя политика |
1016- свод законов « Русская правда» ( был принят в Новгороде, до великого княжения Я.Мудрого). | 1036 — разгром печенегов Ярославом Мудрым. Однако появились новые враги — половцы. |
1021— появление первых русских святых — Бориса и Глеба.1024- битва у Лиственя. Братья Ярослав и Мстислав разделили власть.1036— начало единоличного правление Я.Мудрого1036- создание киевской митрополии, во главе — грек ФеопемтОк. 1040- «Слово о законе и благодати» Иллариона1037-1041- построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, олицетворявшие силу и мощь страны.1045-1050 – Софийский собор в НовгородеК концу правления Я.Мудрого было построено около 400 храмов.1051- избран первый русский митрополит – Илларион1051- основан Киево- Печерский монастырь1054- «Завещание» Ярослава МудрогоСоздавались новые города: Ярославль, Юрьев ( Дерпт), Волок Лямский( Волоколамск) и др.Шло строительство в уже имеющихся городах, особенно в Киеве.Развивалось просвещение, открывались школы, была открыта первая библиотека в Софийском соборе.Уделялось большое внимание воспитанию детей. «Завещание» Я.Мудрого.Началась чеканка золотых и серебряных монет. | 1046— мирный договор с Византией.Династические браки сыновей и дочерей Я.Мудрого ( Польша, Византия, Норвегия, Франция, Венгрия). Сам Я.Мудрый был женат на дочери норвежского короля- Ингигерде ( в православии — Ирине).« Ходил войной»:1038- на ядвигов1040- на Литву1042- на южную Финляндиюв 1043-1045 вёл войну с Византией. Это была последняя война с данным государством. Повод- убийство в Константинополе русских купцов. Война не была успешной ни для одного государства. После мирного договора был заключён династический брак, укрепивший отношения. |
Итоги правления
|
|
ЛИЧНОСТИ | |
Борис и Глеб — братья Ярослав Мудрого, убитые в междоусобной войне Святополком ОкаяннымИлларион- первый митрополит русского происхождения.Мстислав Тмутараканский ( Мстислав Удалой)- брат Ярослава Мудрого, с которым он сначала боролся за власть, а затем поделил территорию.Святополк Окаянный — брат Ярослава Мудрого, княжил в 1015-1019. Ярослав вёл с ним борьбу за власть в 1018-1019г. | |
ТЕРМИНЫ | |
Вира — штраф«Завещание» Ярослава Мудрого – было написано незадолго до смерти. Призывал своих детей любить друг друга, не допускать междоусобиц, называл их бедствием не только для сыновей, но и всей Руси. Только мир и согласие сделают страну могущественной.Лествичная система передачи власти — власть Великого князя переходила по старшинству- старшему по роду ( что в будущем станет одной из причин феодальной раздробленности)«Русская правда» — свод законов, регулирующих отношения между людьми в обществе, что приводило в порядок общественную и государственную жизнь. Закон ещё допускал кровную месть, но мстить могли только близкие родственники. Закон защищал администрацию, имущество, рабочее население. За преступления- штраф( вира).По вире можно было понять о сущестовании социального неравенства. Например, за убийство огнищанина (управителя) — штраф 80 гривен, а смерда или холопа- 5 гривен. Были установлены штрафы за кражу, запашку чужой земли и пр.«Слово о законе и благодати» Иллариона- в нём митрополит утверждал равенство всех народов, прославлял Русскую землю, её, по мнению автора , должны знать во всех уголках земли . |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Powered by Warp Theme Framework
Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/terminy/105-istoriya-ege-teoriya/1052-ege-istoriya-kratko-yaroslav-mudryj-1019-1054
Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого
С 1019 по 1054 года киевский престол занимал один из сыновей Владимира Великого – князь Ярослав, прозванный в народе Мудрым.
Его политика была направлена, в общем, на культурное развитие государства и образованность народа. Немало деяний и преобразований совершил он.
В частности, благодаря его стараниям, Русь процветала, как культурно, так и духовно. Он способствовал более глубокому внедрению христианской веры.
Прозвище Мудрый заслужил князь благодаря как своей любви, и стремлению к просвещению, так и тем, что он действительно принимал мудрые решения. А касались они и внутриполитических вопросов, и отношений с другими государствами.
Его действия самым положительным образом сказывались на международных отношениях, и на жизни древнерусского общества тоже. За время его правления киевская земля стала сильнейшей среди других княжеств.
Внутренняя политика
Внедряя в народные массы христианство, Ярослав заботился о обеспечении народа духовной литературой и его образованности. Открывались школы при церквях. Переводились иностранные летописи, послужившие основой для учебников. Переводилась как духовная литература, так и историческая. Ведь сам князь был человеком образованным, грамотным.
Специально для обучения церковному делу была открыта Ярославом в Новгороде школа для мальчиков.
Развивалось и градостроительство. Немало было возведено за годы правления князя соборов, храмов, монастырей, и других значимых архитектурных построек. Помимо того, формировался и свой индивидуальный культурный стиль Руси. По красоте своей киевские строения не уступали византийским и даже превосходили их.
Основывал Ярослав и новые города. К их числу принадлежат Ярославль и Юрьев. Активно развивались живопись, зодческое искусство.
Ярослав был создателем «Русской правды» — первого письменного свода законов Древней Руси. Этот свод представлял собой сборник норм, регулирующих отношения народа в разных сферах: экономических, социальных и других.
Внешняя политика
А что касается международных отношений, то и тут Ярослав старался действовать мудро. Так, в целях укрепления безопасности своих земель, действовал он в основном мирными путями.
Он всячески укреплял взаимоотношения с соседними государствами и княжествами, заключал мирные договоры. Но, не обходилось, конечно и без завоевательных походов, в результате которых владения князя расширялись.
Так же, был нанесен им решительный удар по кочевым племенам печенегов, разорявшим русские княжества.
Еще одной особенностью его правления стало заключение династических браков. Сам он был женат на дочери правителя Швеции. И дети его, следуя примеру отца, так же заключали подобные союзы.
Дочерей своих он сам выдал замуж за иностранных принцев. Сыновья взяли в жены принцесс Византии и Польши. И, даже сестра князя вступила в такой брак с польским королем.
Конечно же, это способствовало укреплению отношений с другими государствами.
Так же, возвысилась за время его правления Русь и на общей международной арене. Она стала центром экономическим и культурным. Помимо этого, и в христианском мире возросло ее значение. Именно при Ярославе появился первый киевский митрополит – Илларион. Деятельность этого человека, так же, принесла немало плодов. Так, он боролся за независимость киевской епархии от Константинополя.
В общем, князь Ярослав Мудрый внес огромный вклад в общее развитие Руси во многих сферах, возвысил ее значимость и влияние среди государств-соседей. И, бесспорно, при нем Киевская Русь процветала. Огромен его вклад и в просвещение народа, и в развитие христианства, культуры.
6, 10 класс. Реформы
- Творчество и жизнь Джека Лондона
Джек Лондон – известный американский писатель, который в своих произведениях изображал мужественных, сильных духом людей, высоко ценящих дружбу, любовь, преданность. - Иглокожие — сообщене доклад (3, 7 класс Биолоия. Окружающий мир)
Иглокожие – морские беспозвоночные животные, численностью около 7000 видов. К ним относятся как свободноподвижные животные (морские звезды, морские ежи, голотурии, змеехвостки), так и прикрепленные виды (морские лилии). - Природные ресурсы Индии
Природные ресурсы являются неким фундаментом любого развития в экономике. В них входят различные составляющие: из воды, земли, лесные, из минералов и рекреационные. Все эти составляющие присутствуют на территории - Жаба — сообщение доклад (1, 2, 3, 7 класс Окружающий мир)
Жабы – бесхвостые Земноводные. Они хладнокровны, а их температура зависит от среды. Размеры меняются от 2 до 25 сантиметров - Доклад Подорожник 2, 3, 6 класс сообщение
Подорожник – многолетнее растение семейства Подорожниковые. Своё название он берет от латинского слова Plantago, что означает «подошва ноги».
Источник: http://sochinite.ru/otvety/istoriya/vneshnyaya-i-vnutrennyaya-politika-yaroslava-mudrogo
Внутренняя политика Ярослава Мудрого
Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее.
Платон
Начало 11 века было для Руси временем междоусобных войн и усиления феодального сепаратизма. Законы, принятые князем Ярославом Мудрым, усилили центральную власть, стабилизировали социальные отношения.
Княжеская поддержка образования и церкви ускорили культурное развитие страны. Поэтому внутренняя политика Ярослава Мудрого это один из важнейших вопросов функционирования Руси раздробленного периода.
Особенности развития Руси в начале 11 века
Отец Ярослава Мудрого, Владимир Святой, объединил под своей властью земли восточнославянских, прибалтийских и финно-угорских племён. Обширность территории создавала сложности для управления ею. Примитивные коммуникации в виде немощёных дорог, гатей и бродов не позволяли быстро перебрасывать войска в случае нападения врагов или народных восстаний.
Власть киевского князя опиралась на племенную знать, которая часто действовала бесконтрольно, по собственным законам. Владимир пытался укрепить законность, назначая своих сыновей правителями крупных земель. Смерть князя положила начало десятилетней усобице между его наследниками.
Лидером в этой борьбе выступал 37-летний Ярослав, правивший в Новгороде. Права на киевский престол принадлежали его сводному брату Святополку. Ярослав разбил войска брата под Любечем, и в 1019 году занял Киев.
Меры по укреплению государственной власти
Главным фактором, создававшим условия для междоусобиц, был нечёткий порядок престолонаследия на Руси. Владимир Святой использовал старинную систему передачи власти любому из родственников мужского пола. Великим князем мог стать не только старший сын правителя, но и брат, дядя, и любой другой мужчина.
Ярослав Мудрый заменил этот уклад наследственной лествицей (лестницей). Князь распределил княжества по значимости в порядке убывания. Пятеро сыновей Ярославичей получили уделы по старшинству:
- Владимир — Новгород;
- Святослав — Чернигов;
- Всеволод — Переяславль;
- Вячеслав — Смоленск;
- Игорь — Владимир-Волынский.
Старший сын должен был после смерти Ярослава получить киевский престол. Младшие князья обязывались беспрекословно подчиняться киевскому. Уделы не были вечными владениями. Наследником киевского князя считался второй брат, правящий в Чернигове. Князья как бы перемещались вверх по лестнице наследования. Порядок распространялся и на их потомков.
Второстепенные земли прикреплялись к главным княжествам — Новгород находился в подчинении у Киева, Тмутаракань и земли вятичей относились к Чернигову. Система Ярослава Мудрого на 30 лет избавила Русь от междоусобных войн.
Это было главным направлением внешней политики Ярослава Мудрого – наведение порядка в плане наследования престола. Формально эта задача была решена, но возникла другая сложность – феодальная раздробленность только усугублялась.
Подавление социальных движений
Укрепляя государственную власть, Ярослав Мудрый лично участвовал в усмирении народных волнений. Летописи сообщают о бунтах, охвативших Суздальское княжество в 1024 — 1026 годах. Зачинщиками были волхвы, жрецы языческих культов, сохранявшихся в отдалённых местах Руси. Мятежи, вызванные голодом и подстрекательством волхвов, приводили к убийствам и грабежам зажиточных людей.
Ярослав Мудрый с дружиной явился в Суздальскую землю. Он восстановил порядок, приказав схватить и казнить инициаторов восстания. Летописи сообщают, что для предотвращения дальнейших волнений князь вызвал из-за моря варягов.
Укрепление статуса Киева
Для укрепления позиций «стольного города» Ярослав Мудрый предпринял следующие меры:
- строительство оборонительных насыпей вокруг столицы;
- сооружение Золотых Ворот;
- строительство храмов — Благовещенья Богородицы и Св.Софии;
- основание монастырей Св.Георгия и Св.Ирины;
- возведение дворцовых комплексов князей — Ярослава, Мстислава, Брячислава.
Образцом для подражания служила архитектура Константинополя, но при этом сохранялись черты славянского стиля.
Площадь Киева в правление Ярослава Мудрого составляла 400 гектаров. Численность населения достигала 65 000 человек — всего на 35 000 меньше, чем в Париже, крупнейшем городе Европы.
Покровительство культуре и церкви
Ярослав укреплял свою власть, распространяя влияние христианской церкви. Он добился утверждения в Киеве митрополии с первым славянским митрополитом Илларионом.
Русская церковь благодаря этому стала более независимой от Константинопольского патриархата. Духовным центром Руси при Ярославе стал основанный в 1051 году Киево-Печерский монастырь.
Храмы возводились во всех крупных городах страны — так, в 1045 году был заложен собор св. Софии в Новгороде.
Ярослав Мудрый назначил грамотных специалистов для перевода и переписки книг, создав при Софийском соборе первую русскую библиотеку. Поддержка князя способствовала созданию новых литературных произведений — «Слова о законе и благодати» Иллариона, «Сказания о Борисе и Глебе». Книжный фонд монастырских и частных библиотек при Ярославе Мудром составлял около 140 000 книг.
Покровительство князя распространялось и на образование — при его дворе была открыта школа, готовившая переписчиков, хронистов, переводчиков. Ярослав приказал учредить в Новгороде школу для детей зажиточных горожан и священников. Школы были открыты также при всех крупных монастырях.
Издание «Русской Правды»
Важнейшим шагом по усилению государственной власти было составление первого письменного свода законов. Правовые нормы до правления Ярослава Мудрого определялись христианскими положениями и обычаями предков. Каждое из племён, населявших русское государство, имело свои законы, и этот фактор усугублял сепаратизм.
Юридический сборник Ярослава получил название «Русская Правда». Он составлялся поэтапно и включал в себя следующие документы:
- «Правда Ярослава» (1015-1016 годы);
- «Устав мостником»;
- «Покон вирный».
Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление аппарата власти. Она способствовала консолидации государства и складыванию раннего феодализма.
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/vnutrennyaya-politica-yaroslava-mudrogo.html
Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого |
История России / Князь Ярослав Мудрый / Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого
В период правления Ярослава Мудрого славянское государство Киевская Русь достигло своего максимального рассвета, став одним из самых мощных в Европе. Внешняя и внутренняя политика данного правителя были направлены на укрепление стольного города и государства в целом. При Ярославе было воздвигнуто много новых городов.
Благодаря стратегическому уму и разумной внешней политике князь Ярослав Мудрый смог поднять авторитет Киевской Руси. Военные походы предпринятые киевским князем (польский поход, поход в Литовское княжество, а также к финнам) были очень удачны, однако самой важной его победой, открывшей второе дыхание Руси, была победа над печенегами от 1036 года.
Кроме этого, при Ярославе Киевская Русь столкнулась последний раз с Византией. Данный военный конфликт смогли решить мирно, подписав договор, подкреплённый династическим браком. Византийская принцесса Анна вышла замуж за Всеволода, сына киевского князя.
Необходимо отметить, что сам Ярослав использовал такие династические браки неоднократно для укрепления мира. Сыновья князя Игорь, Вячеслав и Святослав также были женаты на принцессах, но немецких.
Также были выданы замуж и дочери князя Елизавета, Анна и Анастасия.
Новаторские внутренние реформы Ярослава Мудрого охватили каждую область общества. Великий киевский князь придавал огромное значение культурному просвещению народных масс, а его внутренняя политика была направлена на повышение грамотности и образованности общества.
Во времена правления князь приказывает построить училище, где позже мальчики обучались «церковному делу». Также стоит отметить, что именно в период правления Ярослава Мудрого на Руси появляется славянский митрополит. Для того чтобы укрепить позиции церкви во владениях князь возобновляет выплату так называемой «десятины», которая до этого была установлена Владимиром Великим.
Такая активная княжеская деятельность сильно изменила Киевскую Русь. В это время возводились каменные храмы и монастыри, благодаря чему бурно развивалась живопись и зодчество.
Большое значение имеет и издание Ярославом первого свода законов, который был назван «Русская правда». Данный документ регулировал размер виры (дани), а также наказания за различные нарушения.
Спустя некоторое время появляется и свод церковных законов, называющийся «Номоканон» или же «Кормчая книга».
Видео-лекция по теме: внешняя и внутренняя политики князя Ярослава Мудрого
Интересные материалы:
Источник: http://student-hist.ru/knaz-yaroslav-mudriy/vnesnaya-i-vnutrennaya-politika-yaroslava-mudrogo/
Внутренняя политика Ярослава Мудрого: основные моменты
Образование 24 января 2015
Внутренняя политика Ярослава Мудрого — вопрос, достойный отдельного внимания. История Киевской Руси пошла бы по совершенно другому пути, если бы не действия этого правителя. В чем же была особенность его внутренней политики? На этот и другие вопросы мы ответим ниже.
Восхождение Ярослава на престол
В 1015 году умирает князь Владимир. Естественно, началась борьба между наследниками за престол. За четыре года братоубийственных распрей погибли Глеб, Святополк, Борис и Святослав.
В Киеве на престол взошел Ярослав. Примечательно.
что с 1024 по 1036 год в Киевской Руси было два князя, которые не воевали между собой, а княжили вместе из двух административных центров — Киева и Чернигова.
Как отмечают летописцы, внутренняя политика Ярослава Мудрого, кратко если ее описывать, представляла собой политику просветителя и строителя централизованного государства. Но обо всем по порядку.
Внутренняя политика Ярослава Мудрого в отношении церкви
Ярослав Мудрый, желая выйти из-под «опеки» Византии, назначает в 1051 году митрополитом церковного деятеля Иллариона. Это становится началом полного и окончательного утверждения христианства на Руси.
Как было сказано выше, Ярослав в основном прославился не завоеваниями, а работой по благоустройству Киевской Руси. В частности, он сделал очень много для христианской церкви, продолжив дело Владимира — внедрение христианства.
Помимо этого, с распространением новой веры возникла возрастающая потребность в священнослужителях. Еще Владимир приказывал учить боярских детей грамоте, чтобы потом сделать из них священнослужителей, столь необходимых Киевской Руси.
Матери этих детей плакали по ним, так как еще не укрепились в вере. Ярослав продолжил эту традицию, организовав впоследствии в Новгороде духовное училище для 300 мальчиков, сыновей старост и священников.
Князь отличался любовью к книгам и нанимал писцов для переписывания болгарских рукописей. Иногда он даже поручал исправлять болгарские переводы или переводить прямо с греческого. Летопись гласит, что он сам переписывал некоторые книги, а затем принес их в дар храму Святой Софии. Именно при Ярославе Мудром начали появляться монашеские общины, которые занимались переписыванием книг.
Видео по теме
Правовое законодательство Руси — заслуга Ярослава
Именно внутренняя политика Ярослава Мудрого ознаменовалась созданием первого свода законов — «Русской Правды». Князь серьезно подошел к вопросу реформирования правовой системы государства. Историки связывают появление древнейшей части «Русской Правды» именно с именем Ярослава Мудрого.
И даже называют примерное место ее издания — Новгород. До нас, к сожалению, первоначальный вариант свода не дошел. Достоверно известно, что в 11-12 веке сыновья Ярослава изменили текст писания и назвали его «Правдой Ярославичей».
С введением христианства языческие понятия о морали, преступлении и наказании начали заменяться нормами и правилами христианской морали.
Преступление в «Русской Правде» определялось не как нарушение воли князя или кого бы то ни было, а как нанесение ущерба.
То есть, уголовное нарушение не отличалось от гражданско-правового, поскольку виновник должен был уплатить определенную компенсацию пострадавшей стороне. Таким образом, в основном на укрепление государства была направлена внутренняя политика Ярослава Мудрого.
Описание наказаний за то или иное преступление в «Русской Правде» четко показывает, что Ярослав стремился создать систему единого для всех законодательства.
Культура и градостроительство Киевской Руси во время княжения Ярослава
Правление этого князя-просветителя часто называется историками «золотым веком» развития культуры и наук Киевской Руси. Помимо развития христианства и переписи книг, внутренняя политика Ярослава Мудрого характеризовалась небывалым расцветом градостроительства.
Была возведена церковь Святой Софии — жемчужина средневековой архитектуры, а также другие большие и малые храмы. Причем, если до принятия христианства все постройки в городах были деревянными, то с новой верой на Русь пришла и каменная архитектура.
В основном строились храмы, так как развивающееся христианство остро нуждалось в местах поклонения. В Киевской Руси самой популярной моделью храма была крестово-купольная, поскольку храмы представляли собой крест из двух сводов, увенчанный куполом.
В двух словах, такова была внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица представлена ниже.
Культура | Перепись книг, создание переводов рукописей, строительство храмов |
Наука | Организация учебных заведений для детей старост и священников |
Правовая сфера | Издание первого свода правовых норм — «Русской Правды» |
Как видим, Ярослав действовал в трех основных направлениях. Довольно сложная тема — внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица поможет в ней лучше разобраться.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/187410/
Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого
Ярослав Мудрый — правитель, который сыграл огромную роль в истории Киевской Руси. Сын Владимира сумел одновременно наладить внешние отношения и отношения внутри государства.
За то время, когда правил Ярослав Мудрый, если рассматривать отношения русского государства с другими странами, князь сумел добиться признания ими Киевской Руси. Большую роль сыграл сын Владимира и в становлении внутренней политики.
Словом, признание страны, ее развитие и расцвет, заслуживает того, чтобы мы познакомились со внешней и внутренней политикой Ярослава Мудрого и вкратце рассмотрели принципы, которых придерживался князь за время своего правления.
Внутренняя политика краткий обзор
Если рассматривать внутреннюю политику за время правления Ярослава Мудрого в нашем кратком обзоре, то стоит отметить, что она была целенаправлена на укрепление экономических связей и развитие культуры между отдельными княжествами в государстве. Он старался своими действиями обеспечить настоящую мощь государству.
К главным его решениям, что касаемо политики Руси, относится составление письменного свода законов. Это первый правитель, который стал упорядочивать правовые нормы, записывая их и издавая в виде законов под названием Русская правда или как еще ее называли Устав Ярослава.
С помощью законов регулировались отношения внутри государства между княжествами. Проще говоря, Русская правда стала неким кодексом, что знаком нам и в наше время. Он регулировал административные, уголовные и гражданские нормы.
Конечно, документ не был совершенен, но все равно благодаря ему решались вопросы правопорядка среди общества, законодательная база защищала от насилия и беззакония, что господствовало в то время.
Принятые законы, которых все должны были придерживаться, позволили государственной машине набрать оборотов. Князю удалось упорядочить законы и начать борьбу с нигилизмом.
Однако внутренняя политика князя — это не только решение правового вопроса. Правитель страны большое внимание уделил и духовной стороне жизни. Он делал все возможное, чтобы избавиться от попечительства Византии. Так при Ярославе на киевскую митрополию назначается уже не греческий, а русский митрополит Илларион.
За время правления нового князя, строятся храмы, в том числе был заложен главный храм Руси триннадцатиголовый собор святой Софии. Князь заботится о просвещении, открывая училища. К тому же Ярослав привлекал книгописцев и переводчиков, что позволило приумножить книги в государстве, которые стали всем доступны.
Детей начинают учить грамоте.
Внешняя политика краткий обзор
Большую роль Ярослав сыграл и в становлении внешних отношений, уделяя большое внимание внешней политике. Если обратиться к событиям, что происходили во внешней политике, то Ярослава Мудрого не назовешь завоевателем, между тем это не помешало ему установить мир с Византией, укрепить южные и западные рубежи.
Все вопросы он старался, как и его отец, решать дипломатическим путем. К тому же при Ярославе наблюдаются династические браки, с помощью которых и укрепляется авторитет Киевской Руси. Лидеры же европейских государств были не против породниться с князем.
Так, сам он женится на дочери норвежского короля, его сестра заключает брак с польским князем, Один из сыновей берет в качестве жены сестру польского князя, а другому сыну в жены была предназначена греческая царевна. Еще два сына женятся на немецких княгинях. Были у Ярослава и дочки.
Одну из них он выдает замуж за норвежского короля, другую — за венгерского, третью дочь отдает замуж французскому королю. Это позволяет наладить хорошие отношения с другими государствами и дает возможность укрепить международный авторитет Руси.
Изучив внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, можно подвести итоги. Ярослава не спроста прозвали Мудрым и своим правлением он это доказал, ведь это была настоящая эпоха расцвета Киевской Руси.
Источник: http://sochinyshka.ru/vneshnyaya-i-vnutrennyaya-politika-yaroslava-mudrogo.html
Кратко: правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.)
Киевский князь Ярослав приходился сыном великому киевскому князю Владимиру Святославичу и его жене, полоцкой княжне Рогнеде. Ещё в отрочестве, в 987 году отец назначает Ярослава князем Ростова, а к 1010 году, после кончины Вышеслава, который являлся старшим сыном Владимира, Ярослав садиться княжить в Новгороде.
Борьба за киевский престол
После кончины Владимира начинается период междоусобной войны его сыновей за великий киевский престол. Вначале власть переходит к Святополку, который для достижения этого пошёл на братоубийство Святослава, Глеба и Бориса.
После победы над Святополком Ярослав был вынужден бороться за власть в Киеве с ещё одним братом, Мстиславом, который являлся на тот момент тмутараканским князем. В данной борьбе Мстислав победил брата.
Однако, уже к 1036 году он скончался и с этого момента вся Киевская Русь была в руках Ярослава Мудрого.
Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром
В годы правления данного правителя Киевская Русь смогла достичь своего расцвета, преобразившись в одно из самых мощных европейских государств. Для того чтобы укрепить границы Ярослав приказывает возвести несколько городов, а столица Руси Киев была обнесена при нём каменной стеной.
Внешняя политика Ярослава Мудрого
Во внешней политике Ярослав Мудрый проявил себя как сильный и достойный монарх. Он совершил несколько военных походов увенчавшихся успехом, укрепив авторитет государства, а в 1036 году он окончательно покончил с набегами печенегов, построив на месте сражения церковь святой Софии.
Также, в период правления этого князя состоялось последнее противостояние между Византией и Русью. Его итогом стало подписание мирного договора, который был скреплен династическим браком (сын Ярослава женился на принцессе Анне, греческой принцессе).
Внутренняя политика Ярослава Мудрого
Внутренняя политика князя носила просветительный характер. Он развивал народное образование, возводил города и храмы, а во главе русской церкви впервые оказался славянский митрополит Иларион.
Благодаря строительству церквей и храмов появляются живопись и зодчество, а для большего укрепления церкви была возобновлена так называемая церковная десятина, согласно которой десятая часть дани передавалась на церковные нужды.
Ещё одним великим достижением периода правления Ярослава Мудрого стала «Русская правда», представляющая собой первый в славянской истории написанный сборник законов. Также, при этом князе появляется «Номоканон» – сборник церковных законов.
Ярослав Мудрый скончался в возрасте 76 лет в 1054 году.
Видео-лекция: Киевская Русь при Ярославе Мудром
Проверь себя! Тест по теме: “Краткая история правления Ярослава Мудрого”
Источник: https://fox-calculator.ru/history/kratko-pravlenie-yaroslava-mudrogo-1019-1054-gg/
Ответы@Mail.Ru: Ярослава Мудрого. Внутренняя и внешняя политика ?
Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом.
На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах.
Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом.
При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией.
Обратите вниманиеФактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен.
В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство. Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г.
при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения.
Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью» .
С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками. Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники. http://top50.nameofrussia.ru/person.html?id=81
Сначала Древней Руси не было единой народности, а были восточнославянские племена: кривичи, вятичи, поляне (самые главные ), древляне и т. д.
Сама древнерусская нация появилась благодаря общей письменности (Кирилл и Мефодий) , принятию православия, активной торговле между многочисленными городами, общими военными походами, централизованная власть в Киеве. Появился общий язык (древнерусский) , общая культура.
Однако при раздробленности, а потом и при монгольском иге, произошло постепенное исчезновение древнеруссого языка и народности, и русы разделились на 3 больших народа: русские, украинцы, белорусы. Разделение завершилось к середине 15 века.
тоже этот же вопрос задали по истории всемирной 7 класс
Укреплением культурных и экономических связей отдельных государственных территорий отличалась внутренняя политика Ярослава Мудрого. Во многом благодаря его усилиям и прозорливости «стольной град» Киев достигает удивительного расцвета.
Великий князь первым из русских правителей взялся за упорядочение правовых обычаев на Руси, в течение его периода правления велась и борьба с правовым нигилизмов, как выразились бы уже наши современники.
Ярослава Мудрого можно считать инициатором появления первого свода, в котором сосредоточены все узаконения, с помощью этих документов в то время началось регулирование взаимоотношений внутри отдельных княжеств.
Общий свод назывался «Русской правдой» или «Устав Ярослава» и был дан Новгороду, с точки зрения современных правоведов он представлял собой сводный кодекс, это и гражданский, уголовный и административный. Касается данный правовой документ общественного порядка, решая при этом вопросы насилия, драк или каких либо других бесчинств.
Внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной и с точки зрения его современников и историков, главным ее направлением было укрепление мощи государства. При этом Великий князь серьезно относился к значению христианского просвещения, а с помощью книг боролся против язычества.
При его правлении трудом переводчиков и книгописцев произошло значительное увеличение книжных библиотек на Руси, и они стали употребляться и появляться повсеместно. Своей созидательной политикой прославился Ярослав Мудрый среди потомков и благодаря этому заслужил свое особое место в истории России. Великого князя не относят к разряду завоевателей, но именно он стал правителем, который начал по участкам собирателем Всея Руси, что продолжали осуществлять в более поздние эпохи уже другие цари и императоры России. Про Ярослава Мудрого нередко говорят как о последнем властителе того народа, потомки которого выбрали именно его портрет для украшения совсем не самых полновесных денежных знаков.
Сначала Древней Руси не было единой народности, а были восточнославянские племена: кривичи, вятичи, поляне (самые главные ), древляне и т. д.
Сама древнерусская нация появилась благодаря общей письменности (Кирилл и Мефодий) , принятию православия, активной торговле между многочисленными городами, общими военными походами, централизованная власть в Киеве. Появился общий язык (древнерусский) , общая культура.
Однако при раздробленности, а потом и при монгольском иге, произошло постепенное исчезновение древнеруссого языка и народности, и русы разделились на 3 больших народа: русские, украинцы, белорусы. Разделение завершилось к середине 15 века.
Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом.
На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах.
Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом.
При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией.
Обратите вниманиеФактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен.
В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство. Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г.
при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения.
Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью» .
С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками. Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.
Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом.
На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах.
Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом.
При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией.
Обратите вниманиеФактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен.
В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство. Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г.
при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения.
Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью» .
С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками. Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и
Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом.
На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах.
Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом.
При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией.
Обратите вниманиеФактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен.
В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство. Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г.
при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения.
Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью» .
С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками. Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/30367405