Власть и общество в годы войны

Советское общество и власть в годы Великой Отечественной войны

В начале войны общество было дезорганизовано, массовые репрессии в вооруженных силах в 1937-1938 годах лишили ее более 40 тысяч командиров, политработников, военных инженеров и специалистов. Были репрессированы многие ученые, преподаватели военных академий и училищ.

Это оказало пагубное влияние на ее моральное состояние, усилилась атмосферу недоверия, упала дисциплина, наметился определенный отрыв командного состава от рядовых красноармейцев.

Наряду с глубоким патриотизмом, самопожертвованием, верой в правильность своего дела, советский народ испытывал чувство страха, неуверенности и скрытого неуважения к власти.

Обратите внимание

Важнейшим элементом политической системы, накануне войны, стала партия, слившаяся с властью в единый партийно — государственный аппарат.

Война вызвала необходимость коренным образом изменить методы управления обществом, которые перестраивались по правилам минимального количества звеньев сверху донизу, а также простоты, оперативности и надежности процедур управления.

В годы войны не практиковались длинные речи, доклады, формальные заседания и совещания. Все делалось экономно, сжато и с большой определенностью. Партия продолжала оставаться главным идеологом борьбы советского народа против фашизма. Идеологическая пропаганда КПСС велась через радио, газеты, плакаты.

Партия сумела вдохновить наших людей на героизм и победу над врагом любой ценой.

Начавшаяся война вызвала серьезные изменения и в официальной религиозной политике. За одну ночь немецкое вторжение превратило Русскую Православную церковь в приверженца режима.

Был восстановлен патриархат, создано несколько семинарий. Однако на самом деле подчинение государству осталось прежним, разве только оно приняло более мягкие формы. В годы войны были восстановлены офицерские и генеральские звания, погоны. Введены ордена Суворова, Кутузова, Невского.

Советская армия в годы Великой Отечественной войны. Коллаборационизм.

Коллаборационизм — это сотрудничество во время войны с неприятелем. В 1942 г.

в нацистской Германии по предложению ряда бывших белогвардейских генералов начала формироваться так называемая Русская национальная народная армия, а в 1944 г по инициативе генерала Власова был учрежден Комитет освобождения народов России cуществовали в Германии Украинская и Белорусская Рады, национальные комитеты северокавказский, азербайджанский и т. п.

Всего, по некоторым подсчетам, в германских вооруженных силах служили от 700 тыс до 1 млн советских граждан, в основном из числа военнопленных, кроме того, от 200 до 300 тыс. служили в полицейских формированиях. К ним следует отнести и тех, кто служил на оккупированных территориях в органах местной администрации

Причины: наличие в стране большого числа людей, пострадавших от красного террора в годы Гражданской войны, от сталинских репрессий и преследований, крестьяне, подвергшиеся насильственной коллективизации, ссылкам, жертвы сталинских чисток в армии и госаппарате, десятки тысяч людей из национальных регионов, пострадавших от насильственной депортации, составляли значительный слой людей, недовольных советским режимом. И многие из них, оказавшись в плену или на оккупированной территории, примкнули к противнику, к сотрудничеству с ним в разных формах и областях. Многие военнопленные перешли на службу к немцам из-за угрозы физической смерти в концлагерях. Тысячи советских солдат и офицеров попали в плен в результате беспорядочного отступления Красной Армии, наступления вермахта и просчетов советского военного командования.

Все это, вместе взятое, и составило базу для советского коллаборационизма, который во многих случаях был следствием сталинской системы, сопровождавшейся террором, преследованиями и чистками.

Антигитлеровская коалиция.

Важно

Одной из главных задач внешней политики Советского Союза явилось создание антигитлеровской коалиции. Предпосылками для ее образования явились: освободительные цели в войне для большинства стран; общая опасность, находившая от фашистского блока.

22 июня 1941 года премьер-министр Англии Черчилль, а 24 июня президент США Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в его борьбе против Германии

12 июля 1941 года было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии, СССР и Англия обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, а так же не вести переговоры, не заключать перемирия или мирный договор, кроме как с обоюдного согласия. Предложение СССР об открытии фронта на севере Франции было отклонено.

В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль, встретившись в Атлантическом океане у берегов Канады, подписали так называемую хартию, которая излагала официальные цели США и Великобритании. Хартия была сформулирована в демократическом духе.

Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка.

Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции: военная, войне — и стала одним из программных документов антигитлеровской коалиции.

материальная помощь, политическая.

С целью материализации всех ресурсов союзные страны в Москве (29 сентября-1 октября 1941 года) состоялась конференция трех держав – Советский Союз, США и Великобритания, принявших решение об англо-американских поставках вооружения и стратегических материалов на ближайшие девять месяцев. Вскоре правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов, и распространил на СССР действие закона о «ленд – лизе».

Победа под Москвой (декабрь 41 года) содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал так же сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны.

Вместе с тем, между участниками антифашисткой коалиции существовали глубокие расхождения относительно целей войны и программы послевоенного устройства мира.

Совет

Советский Союз видел цели войны в разгроме фашистской Германии, освобождении порабощенных народов, восстановлении демократии, создании условий для прочного мира. США и Великобритании считали главной целью войны ослабление Германии и Японии как основных конкурентов. В то же время Западные державы стремились сохранить Германию и Японию как военную силу для борьбы против СССР.

На протяжении всей войны СССР строго соблюдал взятые на себя союзнические обязательства. В ходе советско-английских и советско-американских переговоров была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 году.

После битвы под Сталинградом и тем более под Курском правящие круги США и Англии пришли к выводу, что СССР может один разгромить Германию и освободить Европу.

В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта в мае-июне 1944 г.

, которое было явно запоздалым, т.к. исход войны был предрешен.

СССР в войне понес наибольшие потери, но с другой стороны наступление союзнических войск ускорило разгром фашистской Германии, приковав к себе до 1/3 ее сухопутных войск.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a37901.html

Власть и общество в годы Великой Отечественной войны

Рубцовский Колледж Права

Регистрационный номер______________________

_____________________2006 г.

Реферат

По дисциплине: История

Тема: Власть и общество в годы Великой Отечественной Войны

Выполнила студентка ___________ группы

Специальность Правоведение

Котенко Ирина Александровна

Домашний адрес:______________________

_____________________________________

_____________________________________

Телефон: ____________________________

Преподаватель________________________

_____________________________________

_____________________________________

Оценка______________________________

___________________2006 г.

Подпись_____________________________

Рубцовск 2006 г.

Содержание

Введение

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

Заключение

Список литературы

Введение

Совет

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал Дортмунд, по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР.

Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спящие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч.

Обратите внимание

Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война.

По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многое томные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Мы же остановимся на показе основных направлений деятельности советского тыла и боевых действий советских Вооруженных Сил в военно-стратегических операциях на фронтах войны.

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

Первостепенную роль в войне сыграло Советское социалистическое государство с разветвленной системой общественных организаций, то есть советский политический строй.

Война есть продолжение политики средствами насилия. Политика пронизывает и определяет все содержание войны ее цели, направление, источники сил.

В годы войны внутри классов советского общества произошли существенные перемены.

Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Более трети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться, остались на временно занятой врагом территории.

Среди нового пополнения рабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на производстве значительно увеличился.

Изменилось и географическое размещение рабочих и служащих. В связи с эвакуацией промышленных предприятий 30-40 процентов кадровых рабочих, занятых на этих предприятиях, из европейской части СССР перебазировались за Урал и в районы Средней Азии. Это повысило роль рабочих среди местного населения.

Читайте также:  В чем заключается сущность цивилизационного подхода к истории россии?

Происшедшие в рабочем классе перемены не снизили его трудовой и политической активности. Коммунистическая партия провела огромную работу по воспитанию нового пополнения рабочих и служащих.

Опорой партии в этом важном деле и костяком заводских коллективов были старые кадровые рабочие, имевшие хорошую революционную закалку, высокую квалификацию и большой жизненный опыт.

Важно

Под их руководством вновь пришедшие на производство быстро овладевали специальностью и показывали образцы самоотверженного труда.

Существенные изменения произошли и в колхозном крестьянстве. Большинство мужского населения деревни было мобилизовано в армию. Многие колхозники ушли на фабрики и заводы. Общая численность трудоспособного крестьянского населения в 1944 г. сократилась по сравнению с 1940 г. почти на 14 млн. человек.

Особенно резко уменьшилось число трактористов, комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированных специалистов. Основная тяжесть работы легла на женщин, подростков и стариков, составлявших четыре пятых всех работавших в колхозах и совхозах.

Между тем труд в сельском хозяйстве требовал огромного физического напряжения, так как техническая его вооруженность в связи с войной стала намного слабее.

Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство Вооруженными Силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хозяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требов�

Источник: https://www.studsell.com/view/25632/

Реферат: Власть и общество в годы Великой Отечественной войны

По дисциплине: История

Тема: Власть и общество в годы Великой Отечественной Войны

Выполнила студентка ___________ группы

Специальность «Правоведение»

Котенко Ирина Александровна

Возможно вы искали — Контрольная работа: Власть и общество в эпоху Николая I (1825-1855)

Домашний адрес:______________________

_____________________________________

_____________________________________

Телефон: ____________________________

Преподаватель________________________

Похожий материал — Реферат: Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе

_____________________________________

_____________________________________

Оценка______________________________

«___»________________2006 г.

Подпись_____________________________

Рубцовск 2006 г.

Содержание

Очень интересно — Контрольная работа: Влияние варягов на становление русской государственности

Введение

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

Заключение

Список литературы

Введение

Совет

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

Вам будет интересно — Реферат: Влияние войн и революций на крестьян

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские вой­ска получили условный сигнал «Дортмунд», по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нане­сен артиллерийский удар, а через несколько минут вра­жеские полчища вторглись в пределы СССР.

Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спя­щие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч.

Для советского народа нача­лась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечествен­ная война.

По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многое томные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Мы же остановимся на показе основных направлений деятельности советского тыла и боевых действий советских Вооруженных Сил в во­енно-стратегических операциях на фронтах войны.

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

Первостепенную роль в войне сыграло Советское социалистическое государ ство с разветвленной системой общественных организаций, то есть советский политический строй.

Война есть продолжение политики средствами насилия. Политика пронизывает и определяет все содержание войны — ее цели, направление, источники сил.

В годы войны внутри классов советского общества произошли существенные перемены.

Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Более трети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться, остались на временно занятой врагом территории.

Среди нового пополнения рабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на производ­стве значительно увеличился.

Похожий материал — Реферат: Влияние Григория Распутина на судьбу России

Обратите внимание

Изменилось и географическое размещение рабочих и служащих. В связи с эва­куацией промышленных предприятий 30-40 процентов кадровых рабочих, занятых на этих предприятиях, из европейской части ССС Р перебазировались за Урал и в районы С редней Азии. Это повысило роль рабочих среди местного населения.

Происшедшие в рабочем классе перемены не снизили его трудовой и политиче­ской активности. Коммунистическая партия провела огромную работу по воспита­нию нового пополнения рабочих и служащих.

Опорой партии в этом важном деле и костяком заводских коллективов были старые кадровые рабочие, имевшие хоро­шую революционную закалку, высокую квалификацию и большой жизненный опыт.

Под их руководством внов ь пришедшие на производство быстро овладевали специаль­ностью и показывали образцы самоотверженного труда.

Существенные изменения произошли и в колхозном крестьянстве. Большинство мужского населения деревни было мобилизовано в армию. Многие колхозники ушли на фабрики и заводы. Общая численность трудоспособного крестьянского населения в 1944 г. сократилась по сравнению с 1940 г. почти на 1 4 млн. человек.

Особенно рез­ко уменьшилось число трактористов, комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированных специалистов. Основная тяжесть работы легла на женщин, подростков и стариков, составлявших четыре пятых всех работавших в колхозах и совхозах.

Между тем труд в сельском хозяйстве требовал огромного физического напряжения, так как техническая его во­оруженность в связи с войной стала намного слабее.

Перестройка всей жизни страны на военный лад нача­лась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осу­ществлять высшее стратегическое руководство Вооружен­ными Силами.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-vlast-i-obshchestvo-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny.html

Человек, власть и общество в годы войны

Скачать документ

Тема: Человек, власть и общество в годы войны.

Хурматуллина Фания Султановна

I квалификационная категория

Республика Башкортостан,

Уфимский район,

МОБУ СОШ д. Дорогино.

Цели урока:

  1. выявить истоки массового героизма на фронте и в тылу;

  2. определить роль власти, партии и церкви в годы войны;

  3. воспитать у обучающихся уважение к старшему поколению, которое принесло нам Великую Победу.

Задачи урока:

  1. развить навыки работы с документами, дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал;

  2. умение общаться , отстаивать собственную позицию.

Оборудование урока: карта «Вторая мировая война», компьютер, выставка книг о войне, документы.

Форма урока: семинар.

Клянемся мы памятью павших,

Клянемся мы счастьем детей

Россию любимую нашу

Беречь больше жизни своей.

С.Щипачев

План изучения нового материала:

1.Человек на войне и в тылу.

2.Создание слаженного военного хозяйства.

3.Роль КПСС в войне.

4.Власть и церковь.

5.Нацистский геноцид в СССР, странах Европы.

6.Движение Сопротивления, его участники, герои.

Проблемное задание: в чем истоки массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Сегодня мы поговорим о некоторых аспектах Второй мировой и Великой Отечественной войн. Ведь эта война была самой разрушительной, самой продолжительной и тяжелой, требовала неимоверных человеческих усилий. Мы должны понять как удалось людям той поры одержать победу над фашизмом, выявить истоки массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Вопрос 1.

Работа с документами №1, №2 и №3.(Приказ № 227).

1.Какая цель стояла в этой войне перед немецким солдатом?

2.Какая цель стояла в этой войне перед советским солдатом?

3.В чем сходства и отличия?

4.Когда и при каких обстоятельствах появился приказ №227?

5.Перечислите основные меры , которыми И.В.Сталин намеревался исправить положение на фронте?

6.Насколько они, по вашему мнению , отвечали сложившейся обстановке и были необходимы?

Важно

7.Как приказ повлиял на дальнейшее развитие событий ?Можно ли говорить о решающей роли приказа в победах под Сталинградом и Курском?

8.приведите примеры массового героизма советских людей на фронте и в тылу?

ВЫВОД: для советских людей эта война была Отечественной, они боролись за свободу и независимость своей Родины, за своих матерей, жен, детей.

Чтобы разгромить врага , они должны были беспощадно истреблять всеми возможными способами: кто-то на фронте, кто-то в тылу.

Вопрос 2.

1.Что делалось советским руководством для того, чтобы создать слаженное военное хозяйство?

Вопрос 3.

1.Покажите руководящую и объединяющую роль КПСС во время Великой Отечественной войны. Какой вклад несли в победу партийные организации?

ВЫВОД: партийные организации на фронте и в тылу вели работу по укреплению морального духа бойцов , повышению уровня их подготовки. В годы ВОВ в партию вступило 4 миллиона человек.

Вопрос 4.

1.Как складывались взаимоотношения власти и церкви в годы ВОВ? Как церковь помогала фронту?

Совет

ВЫВОД: смягчилось отношение атеистического руководства страны к церкви, усилилась тяга населения страны к вере, она спасала и поддерживала многих людей, было восстановлено патриаршество и т.д..

Вопрос 5.

1.Что такое геноцид? Расскажите о нацистском геноциде в СССР. Покажите на карте места массового истребления советских людей.

2.Расскажите о нацистском геноциде в странах Европы. Покажите на карте места массовых истреблений людей.

Вопрос 6.

1.Что такое оккупационный режим? Какой там устанавливался порядок?

2.Когда началась партизанская борьба на оккупированной территории СССР? Кто руководил?

3 Что такое движение Сопротивления ? Кто участвовал и в каких странах? Участвовали ли представители нашей республики в движении Сопротивления?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:Я уверена, что ваша подготовка к сегодняшнему уроку и его проведение дали вам возможность соприкоснуться с той далекой историей нашей Родины, о которой мы не имеем прав забывать. Я думаю, вы посмотрите на малочисленных сегодня ветеранов с глубоким уважением, в полной мере оцените их вклад в Великую Победу.

Документ №1.

Памятка советского бойца

За наших матерей, жен, детей! За нашу честь, свободу и любимую Родину! Вперед на полный разгром фашистских захватчиков! Вперед на Запад! Там ждут нас советские люди, временно оказавшиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая победа над немецко-фашистскими .захватчиками.

Не давайте фашистам покоя ни днем , ни ночью! Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их везде и всюду.

Обратите внимание

Сила армии – в дисциплине. Крепкая воинская дисциплина – залог победы в бою. Будьте дисциплинированными бойцами. Помните, что приказ командира — закон.

Документ №2

Памятка немецкого солдата.

Помни и выполняй: нет нервов, сердца и жалости – ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце – для детей твоих, для жены, для Великой Германии, а сейчас ты действуй решительно, без колебаний.

У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, мальчик или девочка. Убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки.

Ты –германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном – о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмет ни пуля, ни штык.

Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.

3

Источник: http://eduboss.ru/chelovek-vlast-i-obshhestvo-v-gody-vojny/

Власть и общество во время войны

Глава 11 СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

§ 4. Власть и общество во время войны

Тыл.Борьба с нацизмом вызвала в СССР значительные морально-психологические сдвиги. Несмотря на сохранение тоталитарного режима, в экстремальных условиях фронта и тыла многие люди чувствовали себя более свободно, чем ранее. Росло самоуважение людей, усилиями которых достигались победы.

По мере военных успехов рос авторитет Коммунистической партии. К июню 1941 г. в рядах ВКП(б) насчитывалось около 4 млн человек. За годы войны в нее вступили 5,3 млн человек, из них 3 млн погибло.

В тяжелых условиях войны власть сделала шаги навстречу нуждам населения, отойдя от жесткого проведения коммунистических принципов. В 1943–1944 гг.

были расширены рыночные отношения – крестьяне получили права на приусадебные участки. Власть разрешила рынки-толкучки, а также коммерческие магазины, где цены были выше, но выбор товаров – шире.

Важно

Все это напоминало НЭП, хотя большинство людей продолжали получать скудные пайки по карточкам.

Чувствуя изменение настроений в обществе, важность патриотизма, Сталин восстановил некоторые дореволюционные традиции страны.

Было признано право на существование Русской православной церкви и других конфессий. Вернувшись из эвакуации в Москву 31 августа 1943 г., митрополит Сергий встретился со Сталиным.

На этой встрече были согласованы важнейшие меры по восстановлению церковной жизни, монастырей и храмов. 8 сентября Сергий был избран патриархом. После смерти Сергия 15 мая 1944 г. патриархом 2 февраля 1945 г.

был избран Алексий I.

В 1943 г. в армии были введены погоны и традиционные офицерские звания, которые существовали до революции. Лучшие части Советской армии стали именоваться гвардейскими. Официальная пропаганда поднимала на щит военачальников, защищавших Родину во времена самодержавия, – Суворова, Кутузова, Нахимова и др. В 1944 г.

был принят новый патриотический гимн СССР, заменивший Интернационал. Наряду с восхвалением Ленина и Сталина он содержал слова «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь». Связь русских национальных традиций и нынешней борьбы против нацизма подчеркивалась в произведениях литературы и кинематографа.

В то же время репрессии обрушились на целые народы, по тем или иным причинам казавшиеся Сталину опасными. Формальным основанием для этого являлось сотрудничество отдельных представителей народов с фашистами. Применяя коллективное наказание, государство не уделяло внимания выяснению индивидуальной вины коллаборационистов, карая людей в большинстве своем невиновных.

Еще 28 августа 1941 г. была ликвидирована Автономная Республика Немцев Поволжья. В восточные регионы СССР было выселено свыше 1 млн немцев Поволжья. В 1943 г. НКВД в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР и постановлением СНК СССР от 28 октября 1943 г. провел переселение калмыков в восточные районы страны. Была ликвидирована их государственность.

Совет

Такая же участь постигла в начале ноября 1943 г. карачаевцев, в феврале 1944 г. чеченцев и ингушей, в марте 1944 г. балкарцев, в мае 1944 г. крымских татар, а также представителей других национальностей. Из пограничных районов Грузии в 1944 г. было выселено несколько тысяч турок, курдов, хемшилов.

Людям даже не дали взять с собой основную часть своего имущества, и многие по дороге умерли от голода и холода.

Вооруженное сопротивление УПА и «лесных братьев», развернувшееся на западе Украины и в странах Прибалтики, также подавлялось с помощью депортаций населения, подозревавшегося в поддержке повстанцев. Из западных областей Украины и Белоруссии было депортировано в Азию около 300 тыс. человек, из Литвы – 400 тыс., Латвии – 150 тыс., Эстонии – 50 тыс., Молдавии – несколько тысяч.

Культура.Великая Отечественная война вызвала мощный подъем во всех областях художественного творчества. Основными же видами искусства стали кино и музыка.

Первой реакцией на войну явились «Боевые киносборники». Они состояли из двух-трех коротких сюжетов. «Чапаев с нами» появился буквально на третий день после начала войны.

В нем легендарный командир оказывался живым и, перебравшись на другой берег Урала, призывал бойцов Красной армии бить врага. Вслед за этим на экраны вернулись киногерои 30-х гг.

: Максим из «Трилогии о Максиме», Стрелка из «Волги-Волги», медсестра Чижик из «Фронтовых подруг» и др.

Какое-то время по инерции продолжали выходить фильмы, упрощавшие тяжелую реальность (первая картина о войне режиссера Ф. М. Эрмлера «Она защищает Родину»).

В 1942 г. на экраны вышел фильм «Секретарь райкома» И. А. Пырьева с более реалистичным, чем обычно, главным героем – партийцем. Таким же по духу стал фильм Л. Д. Лукова «Два бойца» (1943), его герои в исполнении Б. Ф. Андреева и М. Н. Бернеса мгновенно стали всенародными любимцами.

Простыми человеческими чувствами были проникнуты кинокартины «Жди меня» А. Б. Столпера и Б. Г. Иванова (1943), «Радуга» М. С. Донского (1943). Новое по духу советское кино достигло своей вершины в фильме С. А. Тимошенко «Небесный тихоход» (1945).

Лента подвергалась в прессе критике за безыдейность, но с проката ее не снимали.

Обратите внимание

В фильме В. М. Петрова «Кутузов» (1943) была продолжена тема биографий дореволюционных полководцев, теперь еще более актуальная. Роль современного полководца-победителя подчеркивалась в фильме Ф. М. Эрмлера «Великий перелом» (1945).

Вторым по значимости видом искусства войны была песня. Огромное значение имела первая песня о войне «Священная война» (музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева-Кумача). Вскоре появились совсем иные – лиричные, задушевные – песни: «В землянке» (музыка К. Я. Листова, слова А. А. Суркова), «Жди меня» (музыка М.

И. Блантера, слова К. М. Симонова). Своеобразным социальным феноменом стала песня «Катюша» (музыка М. И. Блантера, слова М. В. Исаковского). Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Огромной популярностью пользовалась песня «Случайный вальс» (музыка М. Г.

Читайте также:  Гуннское объединение в забайкалье

Фрадкина, слова Е. А. Долматовского) в исполнении Л. О. Утесова. Солдаты распевали замечательные песни «В лесу прифронтовом» (музыка М. И. Блантера, слова М. В. Исаковского), «Огонек» (музыка М. И. Блантера, слова М. В. Исаковского), «Вечер на рейде» (музыка В. П. Соловьева-Седого, слова А. И.

Фатьянова) и многие другие.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты Симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского, Ансамбля песни и пляски Советской армии под руководством А. В. Александрова, Русского народного хора им. М. Е. Пятницкого, солистов К. И. Шульженко, Л. А. Руслановой, Л. О. Утесова, И. С. Козловского и др.

Музыкальным триумфом стала Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича. Наряду с песней «Священная война» это гениальное произведение стало символом борьбы и победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Важную роль в годы войны играл плакат. Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 г., был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший красноармейца, вонзившего штык в голову Гитлера. Символом Сопротивления стал плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Среди многих искренних работ тех дней – лист В. Б.

Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Тогда же, в июне, В. Б. Корецкий создал композицию «Будь героем!». Бесспорным шедевром стал плакат Н. Н. Жукова и В. С. Климашина «Отстоим Москву!» (осень 1941 г.). Защитников Ленинграда вел в бой плакат В. А.

Серова «Наше дело правое – победа будет за нами».

Важно

Художники показывали трагедию войны, героями их листов были женщины и дети, например плакат В. Б. Корецкого «Воин Красной армии, спаси!» (август 1942 г.).

Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н. Н. Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», А. А. Кокорекина «Когда бронебойщик стоит на пути…».

Несгибаемую силу бойцов и мощь Красной армии выразил плакат В. Н. Дени и Н. А. Долгорукова «Сталинград» (1942).

Самые лирические образы героев войны создал А. А. Кокорекин. Работы художника мысленно приближали советских людей к скорой встрече с героями-воинами (плакат «Воину-победителю – всенародная любовь!», 1944).

На плакате В. Б. Корецкого «Не унесут фашистов ноги – добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимость расплаты врага за все причиненные народам страдания.

В годы войны писатели и поэты широко обращались к национальным ценностям, размышляли о природе советского патриотизма. А. Н. Толстой написал цикл военных новелл под общим названием «Русский характер». Подлинно народное стихотворное произведение создал А. Т.

Твардовский – «Василий Теркин». Замечательные пьесы были написаны драматургами Л. М. Леоновым («Нашествие»), К. М. Симоновым («Русские люди»), А. Е. Корнейчуком («Фронт»). Многие писатели ушли на фронт военными корреспондентами.

Их впечатления впоследствии воплотились в романы и повести о войне.

Источник: https://compendium.su/history/zemcov/67.html

XI. Власть и общество в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)

  1. Единение власти и народа.
  2. «Воюющая партия» глазами населения.
  3. Верность и предательство. Патриотизм и феномен коллаборационизма.
  4. «Открытие» Европы для советского солдата.

Основная литература:

Авторский базовый учебник и ридер.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: Учебное пособие. М., 2001. С. 537-538,570-577.

Дополнительная литература:

Алексеев А.Б. Патриотизм и его влияние на политическое поведение народа России // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. Сборник научных статей. СПб., 2001. С. 17-22.

Горинов М.М. Будни осажденной столицы: жизнь и настроения москвичей (1941-1942 гг.) // Отечественная история. 1996. № 3. С. 3-28.

Козлов Н.Д. Общественное сознание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). СПб.: ЛОИУУ, 1995. 140 с.

Кондакова Н.И. Война, государство, общество 1941-1945. М.: Изд-во МГФ «Ветеран Москвы», 2002. С. 321-462.

Кудряшов С.В. Предатели, освободители» или жертвы войны?: Советский коллаборационизм (1941-1942) // Свободная мысль. 1993. № 14.

Невежин В.А. Синдром наступательной войны. Советская пропаганда в преддверии священных боев, 1939 — 1941 гг. М., 1997.

Никонова О.Ю. Советское общество и польская кампания 1939 г.: «романтическое ощущение войны» // Человек и война (Война как явление культуры). Сборник статей. М., 2001. С. 399-418.

О политических настроениях населения г. Москвы в связи с уменьшением нормы выдачи хлеба // Служба безопасности. 1993. № 3. С. 32-33.

Семиряга М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М.: РОССПЭН, 2000. 863 с.

Сенявская Е.С. Героические символы: реальность и мифология войны // Отечественная история. 1995. № 5. С. 30-44.

Сигачев Ю.В. Общественные настроения в период Сталинградской битвы // Армагеддон. М., 1999. Книга пятая. С. 104-109.

Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение: Историко-психологическое исследование. М., 1995. 220 с.

Токарев В.А. Война и труд: стереотипы гражданской войны в организации трудовых отношений в СССР в 1941-1945 гг. // Человек и война (Война как явление культуры). Сборник статей. М., 2001. С. 419-441.

Чехлов В.Ю. Движение белорусских националистов: истоки, идеология, практика (1941-1944 гг.) // Армагеддон. М., 2000. Книга восьмая. С. 86-101.

Широкорад И.И. Центральная печать СССР в начальный период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) // Армагеддон. М., 1999. Книга вторая. С. 99-107.

  1. «Железный занавес» и формирование нового образа врага в послевоенный период.

  2. Борьба с космополитизмом и становление «государственного антисемитизма».
  3. «Вторая коллективизация»: власть и крестьянство.

Основная литература:

Авторский базовый учебник и ридер.

Дополнительная литература:

Безнин М.А., Димони Т.М. Крестьянство и власть в России в конце 1930-х — 1950-е годы // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.). Материалы международной конференции. М., 1996. С. 155-166.

Евсеева Е.Н. СССР в 1945-1953 гг.: экономика, власть и общество // Новый исторический вестник. М., 2002. № 1(6). С. 179-214.

Евсеева Е.Н., Красовицкая Т.Ю. СССР в 1945-1953 гг.: духовная жизнь // Новый исторический вестник. М., 2002. № 1(6). С. 214-230.

Зима В.Ф. Послевоенное общество: голод и преступность (1946-1947 гг.) // Отечественная история. 1995. № 5. С. 45-59.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999. 229 с.

Климович Г.С. Сопротивление в ГУЛАГе (заметки бывшего узника) // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппозиция и репрессии: Материалы научно-практических конференций. Пермь, 1998. С. 64-66.

Козлов Н.Д. Феномен доноса: (Анализ документов 1944-1953 гг.) // Свободная мысль. 1998. № 4.

Прищепа А.И. О начальном периоде диссидентства в СССР (на примерах Урала) // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппозиция и репрессии: Материалы научно-практических конференций. Пермь, 1998. С. 56-64.

Пыжиков А.В., Данилов А.А. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 годы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 156-207.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. М., 1999.

Шуткова Е.Ю. Молодежная оппозиция сталинизму в послевоенное время // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппозиция и репрессии: Материалы научно-практических конференций. Пермь, 1998. С. 71-73.

Dissent in USSR: Politics, Ideology and People. London, 1976.

  1. Разоблачение культа личности Сталина и политическая реабилитация.
  2. Лозунг «Догнать и перегнать Америку!» как национальная идея.
  3. Парадоксы хрущевской «оттепели» и массовое сознание.

Основная литература:

Авторский базовый учебник и ридер.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: Учебное пособие. М., 2001. С. 509-516,540-541,578-582.

Дополнительная литература:

Аксютин Ю.В., Родина О.В. Общественные настроения 1954-1964 гг. По письмам «снизу вверх» // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппозиция и репрессии: Материалы научно-практических конференций. Пермь, 1998. С. 97-102.

Данилов А.А. Участие граждан в конституционной реформе начала 60-х гг. // Армагеддон. М., 2000. Книга шестая. С. 197-203.

Долинин В.Э. НТС в Ленинграде. 1950-70-е гг. // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппозиция и репрессии: Материалы научно-практических конференций. Пермь, 1998. С. 92-97.

Зезина М.Р. Шоковая терапия: от 1953-го к 1956 году // Отечественная история. 1995. № 2. С. 121-135.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

Иоффе В.В. Ленинград. История сопротивления в зеркале репрессий (1956-1987) // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппозиция и репрессии: Материалы научно-практических конференций. Пермь, 1998. С. 76-84.

Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.). Новосибирск, 1999.

Морозов Н.А. Сопротивление в особых лагерях Коми АССР (1953-1956 гг.) // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991 гг.: оппозиция и репрессии: Материалы научно-практических конференций. Пермь, 1998. С. 66-68.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/politicheskaya-kuletura-rossii-hh-veka.html?page=6

Ссылка на основную публикацию