Установление строя народной демократии. участие болгарии в войне

Болгария в XX веке. Очерки политической истории. М., 2003

Ответственный редактор Е. Л. Валева.

В сборнике освещены наиболее дискуссионные и малоисследованные вопросы истории Болгарии в XX в.

, дано новое прочтение уже известных ее страниц на принципиально новой источниковой базе – недавно рассекреченных документах и материалах из архивов России и Болгарии, что вносит значительные коррективы в существовавшие ранее оценки и выводы.

Анализируются становление и функционирование государственного и общественного строя Болгарии, пришедшего на смену социалистическому после антитоталитарной революции 1989 г., освещается социально-политический и экономический кризис 80-х годов, не нашедший разрешения при живковском режиме.

Для историков и более широкого круга читателей.

Содержание

Предисловие (Е. Л. Валева)

На пути к национальной независимости. Балканские войны

Болгарское общество на рубеже веков. Политическая система (Н. Н. Червенков)

К истории «македонского вопроса» (Г. Д. Шкундин)

Провозглашение независимости и объявление Болгарии царством (Н. Н. Червенков, Г. Д. Шкундин)

Балканские войны (Н. Н. Червенков, Г. Д. Шкундин)

Болгария в годы первой мировой войны (Г. Д. Шкундин)

Болгарские военно-политические цели в начальный период войны

«Болгарское лето» 1915 года

Победы болгарского оружия и маневры софийской дипломатии

В «объятиях» германского союзника

На пути к военно-политической катастрофе

Послевоенная Болгария: от Салоник до Нейи

Салоникское перемирие – пролог мирного договора с Болгарией (Г. Д. Шкундин)

Формирование нового облика власти: «широкая коалиция» (Т. Ф. Маковецкая)

Полевение политического Олимпа (Т. Ф. Маковецкая)

Горе побежденным! (Г. Д. Шкундин)

Диктат в Нейи-сюр-Сен (Г. Д. Шкундин)

Режим БЗНС и Тырновская конституция (1920–1923). Проблема сосуществования (Т. Ф. Маковецкая)

Установление режима БЗНС

Внешнеполитический статус и экономическая конъюнктура в период правления «земледельцев»

«Земледельческий» эксперимент и Тырновская конституция

Государственный переворот 9 июня 1923 года и его последствия (Р. П. Гришина)

Приход к власти правительства Александра Цанкова

Болгарская коммунистическая партия и крестьянское восстание в сентябре 1923 года

Подготовка «левого» контрпереворота

Политические «качели» 1926–1935 годов (Р. П. Гришина)

Кризис режима Цанкова

Динамика политического процесса в 1926–1931 годах. Правительство Андрея Ляпчева

От правительства «блока демократии» до утверждения авторитарной власти царя

На перекрестке геополитических интересов великих держав (1939–1941) (Е. Л. Валева)

Развитие болгаро-советских отношений в 1939 году

«В ногу» с Германией

Обострение противоборства за внешнеполитическую ориентацию Болгарии. Миссия Соболева

Присоединение к Тройственному пакту

Болгария в годы второй мировой войны (Е. Л. Валева)

К вопросу о политическом режиме в стране. Оппозиция правительству

Обратите внимание

ВКП(б) – Коминтерн – БРП: корреляция стратегии и тактики. Начало вооруженной борьбы

Создание Отечественного фронта

Государственный кризис 1943–1944 годов

Приход к власти Отечественного фронта

Болгария па этапе народной демократии (1944–1948) (Т. В. Волоки­тина)

Складывание коалиционной системы власти. Формирование правительства Отечественного фронта

Первые мероприятия нового кабинета

Партнеры или соперники: проблема взаимоотношений партий в коа­лиции

Раскол многопартийной системы и создание «лояльной оппозиции». Парламентские выборы 1945 года

Оппозиция и власть. Выборы в Великое Народное собрание 1946 года

Начало «холодной войны» и перспективы коалиции в Болгарии. Ликвидация оппозиции

Создание Коминформа. Свертывание народно-демократической мо­дели: причины и следствия

На пути к социализму «по Сталину» (1949–1953) (Т. В. Волокитина)

Проблема социально-политических «носителей власти» на новом эта­пе и ее решение

Функционирование механизма государственной власти и управления

Политические репрессии – важное звено в механизме утверждения режима советского типа

«Реальный социализм» в болгарском варианте: от «сталинизма» к «живковизму» (социально-политические аспекты) (Ю. Ф. Зудинов)

Становление и утверждение «живковизма»

Этнорелигиозный фактор в жизни болгарского общества

От стабильности к крушению

Становление постсоциалистического общественного строя (Ю. Ф. Зудинов)

Попытки модернизации коммунистической власти. Формирование антикоммунистической оппозиции

Приобщение оппозиции к власти. Первые демократические выборы

Принятие новой конституции и политические «рокировки»

Первые правительства без БСП

Новый «лево-правый» цикл

Смена внешнеполитических приоритетов

Список сокращений

Указатель имен

Источник: https://inslav.ru/publication/bolgariya-v-xx-veke-ocherki-politicheskoy-istorii-m-2003

Становление в Европе государств народной демократии

Образование народно-демократических правительств

В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и буржуазные партии.

Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя общенациональной цели — освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демократических свобод.

Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления.

Важно

В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.

В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалиционные правительства.

Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, стоявших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций.

Необходимость расширение социальной базы и признания западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Польши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не принимали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами[39].

Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: ликвидацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушенной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии.

Был уничтожен созданный оккупантами государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фашистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность за национальные катастрофы, была запрещена.

Восстанавливались демократические конституции, упраздненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты.

Читайте также:  Становление русского государства в xv веке

Наряду с прежними структурами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, национальные комитеты, советы.

Совет

Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в результате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего землевладения и наделение крестьян землей.

В основу начатых в некоторых странах еще до полного освобождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает”. Конфискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату крестьянам в собственность, а частично переходила к государству.

В Польше, Чехословакии и Югославии были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Германии.

Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистической собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за национальное предательство, в результате чего под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.

Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший тогда название народной демократии.

В политической сфере его характерной чертой была многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии.

В Румынии не только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор.

Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйстве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.

Обратите внимание

Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года).

Над Болгарией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совместно с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союзные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры[40].

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками

В Албании и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.

Источник: http://biofile.ru/his/31177.html

Установление народно-демократической власти в странах Центральной и Восточной Европы

Важной вехой в развитии революций стало установление народно-демократической власти в странах Центральной и Восточной Европы, которое произошло при разных обстоятельствах.

Относительно сходным путем пришли к установлению новой власти народы Албании, Югославии и в известной мере Болгарии, где сопротивление фашизму приняло форму партизанской войны.

В Болгарии объединение всех антифашистских сил в Отечественный фронт началось в 1942 г.

, в том же году был сформирован Национальный комитет, руководящий центр Отечественного фронта, в который наряду с коммунистами вошли представители группы «Звено», состоящей из патриотически настроенных кругов интеллигенции, чиновничества, Болгарский земледельческий народный союз (БЗНС), левое крыло Социал-демократической партии (СДП) и др.

В стране была создана партизанская армия, которая в 1944 г. насчитывала 40 тыс. человек. 9 сентября 1944 г. здесь произошло антифашистское восстание, результатом которого явилось не только создание правительства Отечественного фронта, но и выступление болгарской армии против фашистской Германии.

Конгресс Отечественного фронта, состоявшийся в марте 1945 г., прошел под знаком сплочения демократических сил страны. Им были одобрены основные направления политики и деятельности правительства Отечественного фронта. Состоявшиеся в 1945 г. первые выборы в Народное собрание принесли внушительную победу демократическим силам.

Национально-освободительная борьба в Югославии началась сразу же после оккупации страны в 1941 г. в форме выступлений многочисленных партизанских отрядов.

Тогда же стали складываться первые организации Единого национально-освободительного фронта Югославии (ЕНОФ), ставшего массовой организацией, объединившей представителей всех патриотически-настроенных слоев югославского народа.

Важно

Наряду с партизанскими отрядами началось формирование будущей регулярной народно-освободительной армии Югославии (в момент освобождения страны от фашистских захватчиков ее численность достигала 800 тыс. человек). В середине 1941 г.

появились первые освобожденные от оккупантов территории Югославии, на которых стали формироваться новые органы власти, народно-освободительные комитеты. В ноябре 1942 г. было создано Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ), избран исполком вече, ставший политическим и организационным ядром национально-освободительных сил, объединившим представителей антифашистских политических партий и массовых организаций.

На второй сессии в ноябре 1943 г. АВНОЮ взяло на себя функции высшего законодательного органа страны, тогда же был создан Национальный комитет освобождения Югославии.

На сессии было принято решение о создании после освобождения страны демократического федеративного Югославского государства, которое «обеспечит полное равноправие сербов, хорватов, македонцев и черногорцев, всем народам Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины».

III сессия АВНОЮ в августе 1945 г., объявив себя Временной народной скупщиной, приняла Закон о проведении всенародных выборов и созыве Учредительного собрания.

В оккупированных Польше и Чехословакии коммунистам не удалось сразу завоевать ведущих позиций. Здесь значительное влияние на массы имели эмигрантские правительства этих стран, действовавшие в Лондоне.

Национально-освободительный фронт Чехословакии стал складываться в 1943 г. Кульминационным этапом национально-освободительной борьбы в этой стране стали Словацкое национальное восстание в августе 1944 г., в котором участвовало 80 тыс. вооруженных бойцов, и Пражское восстание в мае 1945 г., поднявшее на баррикады около 100 тыс. чехов.

Дальнейшее развитие событий поставило перед лидерами народно-демократических сил, чехословацкой эмиграцией во главе с бывшим президентом Бенешем вопрос о создании демократического правительства с участием коммунистов. В апреле 1945 г. на освобожденной территории в г.

Совет

Кошице всеми партиями, вошедшими в новое демократическое правительство, была принята программа национального, демократического возрождения страны.

Читайте также:  Восстание матросов в киле – конец войны для германии

Кошицкая программа провозгласила создание правительства широкого народного фронта чехов и словаков, составленного из представителей всех групп и политических направлений, участников национально-освободительной борьбы против фашистских захватчиков.

Закрепляя со ссылкой на старую чехословацкую Конституцию 1920 г. принцип народного суверенитета, демократические права и свободы, программа предусматривала создание избираемых народом новых органов власти — национальных комитетов, которым «под постоянным контролем народа» вверялось управление «всеми общественными делами».

Особое место в программе занял вопрос о национальных отношениях чехов и словаков.

Основываясь на принципах демократической национальной политики, программа признавала в качестве законного представителя «самостоятельной словацкой нации» — носителя государственной власти на территории Словакии — Словацкий национальный совет.

Предусмотрела программа и широкие преобразования в экономике: новую аграрную реформу, конфискацию предприятий, принадлежащих германскому рейху, военным преступникам, предателям.

С необходимостью «успешного выполнения тяжелых задач экономического обновления» в программе связывался ряд таких экономических требований, как подчинение всеобщему государственному управлению всей денежной и кредитной системы, предприятий основных отраслей промышленности, природных и энергетических источников.

В демократическом правительстве, созданном в Кошице, коммунисты были в меньшинстве. Им принадлежало лишь 9 мест, 13 мест принадлежало другим партиям, беспартийным. С целью сплочения Национального фронта в июле 1945 г. было заключено соглашение между ведущими партиями страны на платформе претворения в жизнь Кошицкой программы.

Усиление движения Сопротивления в Польше было связано с возрождением во время войны и гитлеровской оккупации в 1942 г. Польской рабочей партии (ПРП), поставившей в качестве ближайшей задачи создание широкого национального фронта всех патриотических и демократических сил, готовых бороться против немецко-фашистских захватчиков. В 1943 г.

в Варшаве был принят Манифест демократических общественно-политических и военных организаций, подписанный представителями ПРП, левого крыла Рабочей партии польских социалистов (РППС), Крестьянской партии (Страництво людове — СЛ), подпольных профсоюзов, других демократических объединений. В начале 1944 г.

Обратите внимание

на подпольном заседании представителей этих партий и организаций был сформирован руководящий центр антифашистской, национально-освободительной борьбы — Крайова рада народова (Национальный совет Польши — КРН), которому принадлежала главная роль в создании Армии Людовой (Народной армии), насчитывающей в 1944 г. около 65 тыс. человек.

КРН стала действовать на освобожденной территории летом этого же года в качестве временного законодательного органа. В июле 1944 г.

КРН было создано временное правительство Польши — Польский комитет национального освобождения (ПКНО) из представителей ПРП, Польской социалистической партии, Крестьянской партии (СЛ), Демократической партии и Союза польских патриотов в СССР.

22 июля 1944 г. ПКНО опубликовал Манифест — программу строительства народно-демократического государства. Он призвал польский народ продолжать борьбу до победоносного окончания войны, отвергал антидемократическую Конституцию 1935 г.

, провозглашал демократические свободы, закрепляя положение КРН как высшего властного органа, призывал к созданию народного административного аппарата, милиции, объявлял о мобилизации молодежи призывного возраста в армию.

Вместе с тем Манифест провозглашал проведение социально-экономических реформ — неотлагательную экспроприацию земли у помещиков и передачу ее трудовому крестьянству, а также передачу в руки государства крупных промышленных и торговых предприятий, банков, транспорта и лесов.

Одновременно было создано единое Войско Польское (в которое вошли польская армия, сформированная ранее в СССР, и Армия Людова).

На развитие политических событий в Польше оказывало большое влияние и эмигрантское правительство, созданное в Лондоне, продолжавшее пользоваться поддержкой значительной части населения страны, а также располагавшее боевой силой в лице главным образом регулярной Армии Крайовой и некоторых вооруженных отрядов.

Обстановка, сложившаяся в самой Польше и вокруг нее, потребовала заключения соглашения между КРН и эмигрантским правительством о создании правительства национального единства Польши, в которое вместе с бывшим главой эмигрантского правительства С.

Важно

Миколайчиком вошли 4 представителя буржуазных партий, а коммунисты занимали лишь половину из 14 мест.

На особенности процессов установления народно-демократической власти в Румынии и Венгрии оказало влияние то обстоятельство, что в годы второй мировой войны эти страны были вовлечены в гитлеровский блок.

Национальный фронт — широкая коалиция антифашистских социально-политических сил был создан в Венгрии лишь в декабре 1944 г., когда Советская Армия приблизилась к ее государственной границе и начал разваливаться гитлеровский блок. Тогда же в г. Дебрецене открылось Временное национальное собрание, создавшее Временное национальное правительство.

Патриотический антифашистский фронт в Румынии был создан в 1943 г. В него вошел наряду с коммунистами и ряд других партий и организаций: Союз патриотов, объединивший городскую мелкую буржуазию и интеллигенцию, Фронт земледельцев — крестьянская организация, возглавляемая П. Гроза, и др.

Более широкая политическая коалиция, в которую наряду с вышеназванными политическими партиями и организациями вошли социал-демократы и так называемые исторические — национал-цэронистская и национал-либеральная партии, была создана летом 1944 г.

Эти партии обязались бороться за заключение перемирия, за установление в стране демократического строя, свержение военно-фашистской диктатуры Антонеску. После восстания 23 августа 1944 г. против правящего режима и освобождения страны советскими войсками в Румынии началось установление народно-демократической власти. В стране первое время сохранялась монархия.

Значительно позднее и при других обстоятельствах народно-демократическая власть утвердилась в восточной части Германии, будущей ГДР.

Важнейшей особенностью развития Германии после освобождения явилась острая борьба различных социально-политических сил вокруг вопроса о создании единого независимого демократического государства, на которую мощное и разноплановое воздействие оказывали внешние факторы, интересы оккупационных держав.

Совет

Образование Германской Демократической Республики в восточной части страны явилось ответом на осуществленное ранее создание Федеративной Республики Германии. 7 октября 1949 г. Немецкий народный совет, представлявший политические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил себя временной Народной палатой и ввел в действие Конституцию ГДР.

Источник: https://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/vseobschaya-istoriya-gosudarstva-i-prava/ustanovlenie-narodno-demokraticheskoy-vlasti-v-stranah-tsentralnoy-i-vostochnoy-evropy

Установление строя буржуазной демократии (1832-1880) » История Англии

22 февраля началась давно назревавшая революция во Франции, а через три дня Франция была провозглашена республикой.

Читайте также:  Англо-французское соглашение с гитлером

Власть попала в руки буржуазного Временного правительства, но сам факт победы народа в вооруженном восстании и свержения монархии оказал глубокое влияние на революционное движение в других странах.

На чартистских митингах принимались приветственные адреса французским революционерам и выбирались делегации, которые отправлялись в Париж. «Час пробил последовать примеру французских братьев!», — писала «Норзерн стар», опубликовавшая в эти дни «Марсельезу» в переводе Эрнста Джонса.

Далее…

К 1875 г. финансовое положение Египта ухудшилось настолько, что страна была на грани банкротства. Египетский хедив запутался в кабальных займах лондонских и парижских банкиров. Государственный доход составлял всего 10 млн. ф.ст., а 6 млн.

приходилось ежегодно выплачивать в виде процентов иностранным финансистам. В поисках выхода хедив решил продать принадлежавшие ему акции Суэцкого канала.

Когда это стало известно Дизраэли, он решил приобрести эти акции и тем самым получить контроль над столь важным стратегическим пунктом на путях в Индию.

Далее…

Кабинет Дизраэли вынужден был считаться с существованием сильной оппозиции, тем более, что и в самом правительстве были противники войны.

Обратите внимание

Но все-таки Дизраэли, опираясь на прочное большинство в парламенте и на поддержку значительного большинства буржуазии, а также используя разожженные им шовинистические настроения в массах, провел до конца свою политику и вышел победителем.

Настояв при поддержке других держав на созыве международного конгресса, он добился пересмотра условий Сан-Стефанского договора.

Далее…

Расширение избирательных прав, усиление роли палаты общин в ущерб влиянию палаты лордов, либеральные реформы конца 60 — начала 70-х годов и неизбежные дальнейшие преобразования в духе буржуазной демократии — все это создавало беспокойство в буржуазных кругах. Вынужденные под давлением снизу идти на расширение демократии, буржуазные политики изыскивали пути для укрепления своего контроля над нею.

Далее…

Между тем угнетенные турецкими феодалами южные славяне в 1875 г. начали вооруженную борьбу за независимость. Сначала восстали Босния и Герцеговина, затем последовало восстание в Болгарии, в войну против Турции вступили Сербия и Черногория.

Зверская расправа с болгарскими повстанцами и мирным населением вызвала возмущение во всем мире.

Русский царизм пытался использовать обстановку на Балканах и симпатии демократического общественного мнения России и других стран для расширения своего влияния на подступах к проливам.

Далее…

Среди уступок, на которые оказалась вынужденной пойти буржуазия, не последнее место занимала реформа образования, проведенная в 1870 г.

В конце 60-х годов примерно половина детей школьного возраста (2 млн.) не посещали школу.

Важно

Но развитие капиталистической промышленности требовало элементарно грамотных рабочих, из которых можно было бы выдвигать и низовых организаторов производства — мастеров.

Решающую роль в проведении реформы сыграли соображения политического характера: необходимо было взять под контроль духовное развитие народа, обеспечить идейное влияние на массы при помощи такого мощного оружия, как начальная школа.

Далее…

Вся история билля Дизраэли — это история вынужденных уступок со стороны правительства. Сначала он внес не билль, а лишь «резолюции», содержавшие только общие черты будущего законопроекта. Но взрыв негодования в массах заставил Дизраэли поспешно внести сам билль.

Однако условия его были отвергнуты Лигой реформы, а также радикальными кругами. В феврале — марте 1867 г. на митингах заговорили о применении «физической силы». Лига вместе с тред-юнионами грозила всеобщей политической стачкой. Тогда последовал новый билль, но и он был лишь незначительно улучшен.

И снова — в течение апреля — массовые митинги заставили правительство сделать еще один шаг вперед. 6 мая, вопреки запрету, состоялся массовый митинг в Гайд-парке, вызвавший особую тревогу в правящих кругах.

Наконец, когда Дизраэли сделал очередную уступку, руководители Лиги, вопреки своим прежним решениям о всеобщем избирательном праве, согласились на сохранение ценза.

Оживление английского рабочего движения в начале 60-х годов происходило одновременно с активизацией рабочего класса на континенте, прежде всего во Франции и в Германии. На состояние рабочего движения во всех странах оказывали влияние такие события, как гражданская война в США (1861 — 1865), польское восстание 1863 г.

, успешные действия итальянских демократов во главе с Гарибальди.

В этих условиях в развитии международного рабочего движения и, следовательно, вообще в истории человечества произошло событие огромного исторического значения — образование Международного Товарищества Рабочих, или Первого Интернационала (1864) во главе с Марксом и Энгельсом.

Далее…

Совет

Парламентская реформа 1867 г. (или вторая парламентская реформа) предоставляла право голоса владельцам или съемщикам отдельных домов либо квартир, либо комнат, если арендная плата составляла не меньше 10 ф.ст. в год. Примерно в таких условиях и жила в то время высокооплачиваемая категория рабочих. Об остальных реформистские вожди не желали думать.

В результате реформы количество избирателей в городах возросло на 825 тыс. человек — мелких буржуа, ремесленников и квалифицированных фабричных рабочих. В графствах количество избирателей возросло всего на 270 тыс. человек. Всего же в 1868 г.

в Англии было зарегистрировано 2456 тыс. избирателей при населении в 30 млн. человек. И все же реформа 1867 г.

при всей ее ограниченности была важным завоеванием рабочего класса, значительным шагом на пути к установлению буржуазно-демократического строя.

Далее…

Борьба английского рабочего класса в конце XVIII и на протяжении XIX в. привела к установлению буржуазно-демократического строя.

Но если, например, во Франции и в США буржуазная демократия установилась в ходе революций, то в Англии она вводилась медленно, постепенно, в ходе реформ. Эти реформы были отдаленным последствием буржуазной революции XVII в.

, но они проводились под непосредственным воздействием рабочего движения, навязывались буржуазии рабочим классом.

Далее…

Источник: http://www.breedscat.ru/category/ustanovlenie-stroya-burzhuaznoj-demokratii-1832-1880

Ссылка на основную публикацию