Судьбы кораблей. Годовщине цусимского сражения
Ночью 13 мая 1905 года, с японского крейсера «Синано-Мару» были обнаружены огни госпитального судна «Орел» по какой-то причине не соблюдавшего маскировку. Приблизившись, японец обнаружил и другие суда 2-ой тихоокеанской эскадры — около 40 вымпелов, направляющиеся во Владивосток. Немедленно весь японский флот, около 90 вымпелов, направился на перехват эскадры.
Так началось Цусимское сражение.
Годовщины бывают разные — не только великих побед, но и поражений, ведь каждое из них — урок, который необходимо выучить наизусть. Но, сегодня, предлагаю без моралей, лишь сухие факты статистики — судьба 2-ой тихоокеанской эскадры в цифрах. Чтоб помнить.
Один из серии «Бородино» в бою
Эскадренные Броненосцы
Князь Суворов
Экипаж по штату: 867
Погибшие в бою: 925 (включая штаб эскадры)
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Новейшие броненосец, флагман эскадры. 5 часов отражал атаки, в итоге перевернулся и затонул. Не спасся ни один человек.
Князь Суворов
Александр III
Экипаж по штату: 867
Погибшие в бою: 867
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Новейшие броненосец, в ходе боя перевернулся и затонул. Не спасся ни один человек.
Бородино
Экипаж по штату: 867
Погибшие в бою: 865
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Новейшие броненосец, в ходе боя перевернулся и затонул. Спасся 1 матрос
Орёл
Экипаж по штату: 867
Погибшие в бою: нет данных
Судьба корабля: Сдан японцам
Примечания: Новейшие броненосец.
На момент сдачи корабль лишился всей артилерии, получил значительные повреждения и не мог продолжать бой. адмирал Небогатов принял решение сдать остатки эскадры (5 судов), чтоб предотвратить дальнейшие жертвы.
Цусима
Ослябя
Экипаж по штату: 778
Погибшие в бою: 494
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: «Облегченный» броненосец, фактически броненосный крейсер со слишком тяжелыми для крейсера и слишком легкими для броненосца защитой и оружием, первый погибший корабль 2-ой ТЭ.
Сисой Великий
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: 59
Судьба корабля: Затонул от повреждений
Примечания: Устаревший броненосец. Избитый до крайности и тонущий, он подал сигнал о помощи японским судам, однако японцам так и не удалось спустить русский флаг и поднять японский — механизмы гафеля были заклинены командой.
Едва сняли последних матросов, корабль ушел под воду.
Наварин
Экипаж по штату: 681
Погибшие в бою: 678
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Устаревший броненосе.
Николай I
Экипаж по штату: 616
Погибшие в бою: 11
Судьба корабля: Сдан японцам
Примечания: Устаревший броненосец.
Не мог продолжать бой в виду недальнобойности собственной артилерии.
Адмирал Нахимов
Экипаж по штату: 572
Погибшие в бою: 54
Судьба корабля: Затоплен командой
Примечания: Устаревший броненосец.
Благодаря слаженным действиям команды корабль долго сопротивлялся противнику, но ввиду обширных повреждений, дабы не допустить сдачи в плен, затоплен командой.
Броненосцы береговой обороны
Генерал-адмирал Апраксин
Экипаж по штату: 418
Погибшие в бою: 2
Судьба корабля: Сдан японцам
Примечания: Устаревший броненосец, фактически броненосец береговой обороны.
Ушаков
Экипаж по штату: 406
Погибшие в бою: 93
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Устаревший броненосец, фактически броненосец береговой обороны.
Сенявин
Экипаж по штату: 406
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Сдан японцам
Примечания: Устаревший броненосец, фактически броненосец береговой обороны.
Гибель броненосца
Крейсеры первого ранга
Олег
Экипаж по штату: 576
Погибшие в бою: 41
Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт
Примечания: Нет данных
Аврора
Экипаж по штату: 570
Погибшие в бою: 17
Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт
Примечания: Та самая «Аврора»!
Светлана
Экипаж по штату: 456
Погибшие в бою: 171
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Нет данных
Дмитрий Донской
Экипаж по штату: 512
Погибшие в бою: 59 (+25 с других судов)
Судьба корабля: Затоплен экипажем
Примечания: Героический корабль. Спас 200 человек, подбил два вражеских крейсера, когда японцы настигли старый корабль, команда бросила его на скалы.
Один из старых крейсеров под обстрелом
Владимир Мономах
Экипаж по штату: 502
Погибшие в бою: 1
Судьба корабля: Затоплен экипажем
Примечания: Настигнутый японскими крейсерами, сражался пока крен не стал так силен, что противник видя близкий конец судна перестал стрелять. Команда открыла кингстоны.
Крейсеры второго ранга
Жемчуг
Экипаж по штату: 344
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт
Примечания: Нет данных
Изумруд
Экипаж по штату: 354
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Взорван экипажем
Примечания: До Владивостока крейсеру не хватило угля. Бросив корабль на скалы, команда подорвала его.
Крейсера
Алмаз
Экипаж по штату: 295
Погибшие в бою: 6
Судьба корабля: Прорвался во Владивосток
Примечания: Фактически это просто вооруженная посыльная яхта.
Вспомогательные крейсеры
Урал
Экипаж по штату: 510
Погибшие в бою: 22
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Нет данных
Днепр
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Нет данных
Примечания: Нет данных
Рион
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Нет данных
Примечания: Нет данных
Последние минуты Суворова
Кубань
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Нет данных
Примечания: Нет данных
Терек
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Нет данных
Примечания: Нет данных
Эсминцы
Бедовый
Экипаж по штату: 66
Погибшие в бою: 0
Судьба корабля: Сдан японцам
Примечания: На корабле находился сам адмирал З. Роженственский, раненый, и капитан корабля видимо не стал рисковать его жизнью. Кстати корабль не имел боевых потерь.
Блестящий
Экипаж по штату: 66
Погибшие в бою: 3
Судьба корабля: Затоплен экипажем
Примечания: Спасая моряков «Осляби» корабль получил большие повреждения и дабы не сдавать корабль, команда затопила его.
Безупречный
Экипаж по штату: 66
Погибшие в бою: 73
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Нет данных
Бодрый
Экипаж по штату: 66
Погибшие в бою: 1
Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт
Примечания: Нет данных
Буйный
Экипаж по штату: 66
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Затоплен экипажем
Примечания: Нет данных
Быстрый
Экипаж по штату: 66
Погибшие в бою: 2
Судьба корабля: Взорван экипажем
Примечания: Нет данных
Аврора в Тихоокеанской окраске
Бравый
Экипаж по штату: 66
Погибшие в бою: 5
Судьба корабля: Прорвался во Владивосток
Примечания: Один из трех кораблей которые дошли до цели пути — Владивостока.
Громкий
Экипаж по штату: 68
Погибшие в бою: 23
Судьба корабля: Затоплен экипажем
Примечания: Нет данных
Грозный
Экипаж по штату: 72
Погибшие в бою: 4
Судьба корабля: Прорвался во Владивосток
Примечания: Один из трех кораблей которые дошли до цели пути — Владивостока.
Транспорты и ремонтные суда
Камчатка
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: 510
Судьба корабля: Погиб в бою
Примечания: Нет данных
Анадырь
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: 0
Судьба корабля: Вернулся на Балтику
Примечания: Счастливый корабль — прошел через Цусиму, не получил ни одного попадания, так ещё и не попался на глаза японцам и своим ходом вернулся на Балтику.
Иртыш
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: 14
Судьба корабля: Затонул от повреждений
Примечания: Нет данных
Корея
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт
Примечания: Нет данных
Буксируемые пароходы
Русь
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Нет данных
Примечания: Нет данных
Свирь
Экипаж по штату: 35
Погибшие в бою: 1
Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт
Примечания: Нет данных
Госпитальные суда
Орел
Экипаж по штату: 87
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Захвачен в плен
Примечания: Нет данных
Кострома
Экипаж по штату: Нет данных
Погибшие в бою: Нет данных
Судьба корабля: Захвачен в плен, отпущен.
Примечания: Нет данных
В общей сложности эскадра потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен взяты 7282 человека. На кораблях ушедших в нейтральные порты остались 2110 человек. Во Владивосток прорвались 870 человек.
Личный состав 2-ой тихоокеанской эскадры перед сражением составлял 16 170 человек.
Погибли в бою или взорваны экипажем: 21 судно.
Сдались в плен или были захвачены: 7 судов.
Интернированы в нейтральных портах до конца войны: 6 судов.
Прорвались во Владивосток: крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», транспорт «Анадырь».
Источник: https://dnevniki.ykt.ru/MELFISBLOODY/455305
Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П. Рожественского
14-15.05.1905 (27-28.05). — Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П. Рожественского
Броненосец «Император Александр III», погибая, закрывает собой броненосцы «Бородино» и «Орёл»
Цусимское сражение в ходе русско-японской войны произошло 14–15 мая 1905 г. в проливе Цусима, и в этот день русский флот в составе 30 боевых кораблей, атакованный японским флотом (120 кораблей), потерпел тяжёлое поражение.
Осенью 1904 г. русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского вышла из порта Ревель в Балтийском море. Её целью было снятие блокады с осажденного Порт-Артура. Эскадра вышла в Атлантику, обогнула Африку.
Однако 2 января 1905 г. во время этого перехода Порт-Артур был сдан, и тогда эскадра получила приказ прорваться во Владивосток. У берегов Индокитая к ней присоединилась 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Н. Небогатова.
Рожественский решил прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Зная, что японский флот намного сильнее русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятельского флота.
Через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики шел походным порядком без ведения разведки и даже не произвел затемнения на кораблях, чем помог дозорным судам японцев обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот в наиболее благоприятной для атаки позиции.
Японские силы под командованием адмирала Того легко одержали верх, ибо имели многократное превосходство в крейсерах и особенно в миноносцах.
Японские корабли имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра, которые превосходили русскую артиллерию в скорострельности, а снаряды – во взрывной мощности.
Броненосные корабли японского флота обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера.
Большим преимуществом японского флота было и то, что он имел боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после длительного перехода должна была с ходу вступить в бой с противником. Японцы были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях.
К концу дневного сражения японцы потопили броненосцы «Ослябя», «Князь Суворов», «Бородино», «Император Александр III «, вспомогательный крейсер «Урал», транспорт «Камчатка».
С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и приказал массированно атаковать русскую эскадру торпедами. Были потоплены броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», миноносец «Безупречный».
Своими командами, чтобы не сдавать окруженные и поврежденные корабли врагу, были затоплены крейсер «Светлана», броненосцы «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах», миноносцы «Блестящий», «Буйный», «Громкий».
Большая вина за поражение русской эскадры лежит на адмирале Рожественском, который как командующий допустил ряд серьезных ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры в боях с японцами, отказался от разведки и вел эскадру вслепую, не организовал должного управления силами в бою.
Рождественский не воспользовался даже ошибками японцев: адмирал Того неправильно рассчитал свое маневрирование в начале боя, не смог охватить голову русской эскадры при ее обнаружении и подставил свои корабли под ее удар, неоднократно терял из виду русскую эскадру из-за тумана.
Тем не менее японцы взяли и количеством, и качеством вооружения.
К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли ночью разошлись по всему Корейскому проливу. Сохранившимся кораблям не оставалось ничего иного как по одиночке пытаться самостоятельно прорваться во Владивосток.
Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они смело вступали с ними в бой до последнего снаряда. Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» под командованием капитана 1-го ранга Миклухо-Маклая и крейсера «Дмитрий Донской», которым командовал капитан 2-го ранга Лебедев.
Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом.
Несмотря на героизм русских моряков, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Кронштадта до Цусимы и вступивших в бой с ходу, потери для них были катастрофическими: было потоплено или затоплено своими экипажами 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, лишь 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока.
Из 14 тысяч человек личного состава эскадр погибло более 5 тысяч. Четыре броненосных корабля и миноносец вместе с Рожественским (вследствие ранения он находился без сознания) и Небогатовым сдались в плен.
Японцы же потеряли в этом сражении одну тысячу человек и 3 миноносца, хотя многие их корабли (в том числе крейсер «Асама») получили серьезные повреждения.
Цусимское поражение стало шоком для всей России, а слово стало нарицательным. Оно использовалось в революционной пропаганде для дискредитации власти как «недееспособной».
И следует признать, что в этой неудачной войне командующий состав русских вооруженных сил слишком часто не был на должной высоте. Неудачи военных умножались антигосударственной либеральной пропагандой.
Плодом их совместных усилий стал Портсмутский мирный договор, который ухудшил положение России на Дальнем Востоке.
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25052705 Оставить свой комментарий
Источник: https://rusidea.org/25052705
Иной взгляд на Цусимское сражение. (13 фото)
Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении.
А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий.
Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.
В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами.
А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях.
А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков.
А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.
Госпитальное судно «Орёл».
Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.
Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две.
Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры.
Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.
Адмирал Того
Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов.
В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала.
Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.
Схема начала Цусимского сражения.
Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом.
Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения.
Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.
Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей
Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность.
За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток.
Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию.
С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.
Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.
Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции.
Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо.
Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей.
В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.
Повреждения русского и японского броненосца в сражении.
Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий.
А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд.
И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке.
В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны.
Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр.
Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.
Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»
И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры.
Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них.
Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан.
И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы.
В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.
Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте
Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев.
Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя.
В конце концов, оказавшись в плену у японцев.
Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.
Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд.
Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров.
Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам.
И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.
Макет снаряда 45мм
Источник: https://nlo-mir.ru/bezrubriki/26686-inoj-vzgljad-na-cusimskoe-srazhenie-13-foto.html
Самое интересное в истории Российского флота
З.П. Рожественский
14-15 (27-28) мая 1905 года состоялось Цусимское сражение.
В череде праздничных и торжественных мероприятий, которых особенно много в первые две недели мая, мы не должны и не сможем забыть об этой самой большой трагедии Российского флота.
Героическая, но совершенно бессмысленная гибель 2-й Тихоокеанской эскадры стала прямым следствием невнимания к флоту, игнорирования государственным руководством его самых насущных нужд. Этот тяжелый урок истории весьма актуален и в наши дни.
Парадоксально, но чем дальше уходим мы от этого трагического события, тем больше появляется теорий, легенд и версий, о его причинах, истоках и последствиях.
Во многом это объясняется безусловной уникальностью события, а также отсутствием полных и достоверных данных о действиях и потерях сторон.
Все это делает причины поражения русской эскадры в Цусимском сражении далеко не однозначными, что и создает почву для продолжения дискуссии.
Аргументы сторон
Первоначально, все исходили из того, что японские корабли были более быстроходными, лучше защищены броней, их снаряды были лучше наших, а комендоры стреляли быстрее и точнее.
Если к этому добавить ряд тактических «ошибок» Рожественского, то, казалось бы, причины поражения русской эскадры совершенно понятны.
Однако, тщательный анализ хода сражения показывает, что наши снаряды по своей поражающей способности не уступали японским.
Количество погибших и раненых на японских кораблях свидетельствует, что наши комендоры стреляли не хуже японских, броня наших кораблей тоже не уступала японской. Наша эскадра при определенных условиях могла бы дать почти такую же скорость, как и японская.
Сторонники адмирала Рожественского не только нашли разумные объяснения многих его решений, но и сложили красивую легенду о его гениальном тактическом маневре, который в начальный период Цусимского сражения поставил японскую эскадру в очень опасное положение.
Надежды и реалии
Цусимское сражение было крупнейшим в истории войн сражением артиллерийских кораблей. Это был кульминационный эпизод русско-японской войны.
Поражение России в этой войне было связано с тяжелейшими политическими и экономическим последствиями, как на международной арене, так и внутри страны.
Чтобы в полной мере представить всю тяжесть этого поражения, необходимо посмотреть, в какой обстановке проходили проводы эскадры и какие надежды на нее возлагались. Столичная пресса тех дней была полна эйфории по поводу предстоящих побед.
Писали, что эскадра отомстит японцам за вероломное нападение на Порт-Артур, за неудачи русской армии и флота. Преисполненные оптимизма авторы статей мечтали, что корабли Рожественского соединятся с 1-й Тихоокеанской эскадрой, вместе они завоюют господство на море. После этого японские войска в Китае, отрезанные от метрополии, начнут сдаваться.
Безысходность
Первые предупреждения специалистов о бесперспективности посылки эскадры раздавались еще до ее выхода из Кронштадта, но выступать с такими заявлениями было очень трудно, поскольку в ответ сразу же градом сыпались обвинения в трусости и пораженческих настроениях.
Совершенно очевидной бессмысленность похода 2-й Тихоокеанской эскадры стала после падения Порт-Артура. Эскадра З.П. Рожественского находилась в это время в Индийском океане, и ее вполне можно было бы вернуть обратно, сохранив при этом тысячи жизней российских моряков.
Однако это стало бы крупным политическим поражением.
Но и продолжение похода не сулило ничего хорошего. Даже прорвавшись во Владивосток, эскадра не смогла бы оказать существенного влияния на ход войны. Этот порт слишком далеко отстоял от японских коммуникаций.
Сложился редкий по своей очевидности пример стратегической безысходности. Все это прекрасно понимал Рожественский и очень ждал приказ о возвращении эскадры, но такого приказа не поступило.
Вместо этого он получил указание: «Всецело восстановить наше положение на море и препятствовать сообщению неприятельской действующей армии со своей страной».
Действия сторон в Цусимском сражении
В этих условиях Рожественский потерял всякую надежду на разгром японского флота и планировал только прорыв эскадры во Владивосток. При этом он избрал пассивную оборонительную тактику похода эскадры, в кильватерной колонне на малой скорости, что полностью противоречило самой идее прорыва.
Схема Цусимского сражения
Того в этом сражении устраивал только полный разгром русской эскадры, поэтому он действовал очень активно и решительно.
В составе его эскадры было несколько отрядов, каждый из которых вел сосредоточенную и централизованную стрельбу по одному из флагманов русской эскадры, добиваясь его гибели или полного подавления, после чего огонь переносили на следующий в строю корабль.
Подобную тактику боя применял еще адмирал Ф.Ф. Ушаков, читайте здесь. В результате им удалось потопить три новейших броненосца и лишить боеспособности четвёртый, что и предопределило поражение русских.
Разбирая действия русской эскадры, необходимо подчеркнуть героизм, самоотверженность и стойкость русских моряков. Это главное достояние Цусимского сражения. Подвигами его участников мы должны гордиться и передавать память о них из поколения в поколение. Это же относится и к подвигам защитников Порт-Артура. Посмотрите, например, статью о миноносце «Стерегущий» Читайте подробнее.
Несмотря на всю грандиозность, огромное влияние на дальнейшее развитие военно-морского искусства и кораблестроения, Цусимское сражение ничего не изменило в стратегии войны и не имело решающего значения для ее исхода.
Оно всего лишь дало японцам определенный психологический перевес, который сразу же был использован ими для выхода из войны.
Уже через два дня после Цусимы Япония, обратилась к президенту США Рузвельту с отчаянной просьбой — помочь заключению мира с Россией.
С картины В.С. Емышева
К этому времени было уже совершенно ясно, что японский план молниеносной войны провалился. Русская армия полностью сохранила свою боеспособность, она организованно отошла на хорошо укрепленные позиции и готовилась к новым боям. Пропускная способность Транссибирской магистрали была увеличена в 10 раз.
По ней непрерывным потоком шли подкрепления, военная техника и снаряжение. Для крейсерских операций на океанских просторах были мобилизованы пароходы Добровольного флота, а суда РОПиТ — для переброски войск и военных грузов. Подробности в статье РОПиТ — крупнейшая пароходная компания России.
Фактически Россия только вступала в войну.
Япония, по существу, исчерпала все свои военные, экономические и людские возможности. Боевой дух японских солдат падал. К лету 1905 г. Англия и США отказали Японии в очередных займах, были прекращены поставки сырья и материалов.
Добившись ослабления России, эти страны стали блокировать дальнейшее усиление Японии. Ее финансовое состояние стало катастрофическим. Таким образом, война была прекращена, когда все преимущества России лишь начали проявляться.
Непосредственным следствием Цусимского сражения стала потеря престижа империи. Из страны, имевшей третий флот в мире, Россия превратилась во второстепенную морскую державу. Зато Япония стала шестой по величине морской державой.
Победа оказала глубокое влияние на японскую культуру и национальное самосознание.
Вместе с тем, в умах части японского военного и политического руководства, она породила мысль, что похожие победы могут быть одержаны над любой державой.
После русско-японской войны в России начался период тяжелых потрясений. Надвигалась первая мировая война. В срочном порядке была принята большая кораблестроительная программа.
К руководству флотом пришли новые офицеры, в большинстве, участники русско-японской войны. Это позволило избежать многих ошибок Порт-Артура и Цусимы.
Полностью позор этого поражения был смыт решительными, наступательными действиями нашего Тихоокеанского флота в 1945 году. Читайте статью «Победа над Японией».
Но главный урок Цусимского сражения носит гораздо более долговременный характер. Он состоит в том, что нельзя пренебрегать военно-морским флотом. История в очередной раз показала, что даже могущественные державы терпят поражение в результате утраты своей морской мощи.
Часовня на месте храма Спаса на водах
После Цусимского сражения на Адмиралтейском канале в Санкт-Петербурге было закончено строительство храма Спасения на Водах. На его стенах поимённо были названы погибшие русские моряки за всё время существования российского флота, в том числе и погибшие в Цусимском сражении. В советское время храм был уничтожен. Сейчас на его месте стоит часовня в память о храме и его предназначении.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Клоков Н.Н. «Предыстория русско-японской войны». Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 6 за 2004 г.
- Кириллов Ю. «Тотальная Цусима как закономерность. 105 лет окончанию русско-японской войны — извлечены ли все уроки?» Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 21 за 2010 г.
- Михайлов Ю. «Предпосылки для поражения». «Морской сборник» № 6 за 2005 г.
- Сахаров А.Н. «Размышления о русско-японской войне 1904-1905 гг.». Журнал «Вопросы истории» № 4 за 2007 г.
Тема Цусимского сражения представляет большой интерес, она постоянно присутствует в нашем сознании и часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!
Источник: https://korvet2.ru/tsusimskoe-srazhenie.html
Цусимская битва
Цусимское поражение – страшнейшее в истории ВМС России. Вся эскадра была разгромлена меньше чем за сутки. Большая часть кораблей была потоплена, несколько кораблей капитулировали перед противником и лишь 3 корабля пришли во Владивосток.
Атаки японцев на Порт-Артур усиливались с каждым днем. 1-я Тихоокеанская эскадра была очень слаба и не могла долго сдерживать натиск. Все это заставило Николая II отправить к ним на подмогу вторую эскадру.
Однако вскоре император узнает о взятии порта, но не отзывает флот назад, а, напротив, приказывает им держать прежний курс. На встречу отправился отряд кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова.
Силы противников
Ужасающую катастрофу можно было предотвратить. Ведь задолго до начала боя было известно о превосходящих силах. У японцев было:
- 6 охранных броненосцев – против 3 русских;
- 8 крейсерных броненосцев – 1 у русских;
- 16 крейсеров – против 8;
- 24 военных судна – против 5;
- 63 миноносца – против 9 российских.
Адмирал Х. Того, командовавший японским флотом, был искусным командиром. Японские стрелки могли поразить корабль даже на дальних дистанциях. Богатый опыт и численное превосходство сыграли большую роль.
2-я эскадра
Перед вице-адмиралом Рожественским, принявшим командование, стояла одна задача – захватить Японское море. Выбрав короткий путь во Владивосток через Цусимский пролив, он сам подписал всей эскадре приговор. Еще одной ошибкой командира стал отказ от разведки, которая могла предупредить о японском флоте.
Проблемы у флота начались буквально в начале плавания. Англия, в которой они рассчитывали остановиться для дозаправки топлива, закрыла для них порты. Однако, даже не смотря на разразившуюся бурю у мыса доброй Надежды, корабли продолжили путь.
Стоянка у Мадагаскара показала, что большинство были неспособны к военным действиям, но Рожественский продолжил плавание через Сингапур и Корею.
Утром 14 мая 1905 года русский флот вошел в Цусимский пролив.
Предсказанное Цусимское поражение
Ни император, ни командиры не обратили внимания на события, предшествовавшие отплытию кораблей. Броненосцы, которые должны были плыть к Владивостоку, вели себя, словно одушевленные предметы. Они тонули, садились на мель, застревали, словно подавая людям знаки, что не следует идти на Дальний Восток.
Модель броненосца «Император Александр III» сгорел прямо в мастерской. Когда же спускали на воду сам броненосец, в воду упал флагшток, а сам спуск стал причиной гибели многих людей.
Однако главнокомандующие словно забыли о приметах или просто не хотели их видеть.
Ход сражений
Всего через полчаса после начала боя японцы потопили броненосец «Ослябя». Вскоре был атакован корабль «Князь Суворов». Через несколько часов из оружия на нем остались лишь винтовки, которыми до конца отстреливались русские матросы. После попадания торпед броненосец пошел ко дну.
Спасти с него удалось 23 человека, в том числе и раненого Рожественского. После затопления броненосца «Петропавловск» погиб замечательный художник Василий Верещагин и адмирал Макаров.
Вслед за ними один за другим российские корабли пошли под воду. До самого конца матросы надеялись, что смогут дойти до берегов Владивостока. Но их судьба была предопределена.
С наступлением ночи в ход пошли японские миноносцы. Всего за ночь было выпущено 75 торпед. 15 мая сопротивление могло оказывать лишь несколько русских кораблей. Наутро 15 мая уцелевшие корабли под командованием Небогатова сдались японцам. Сдался и эсминец «Буйный», на котором находился раненый Рожественский.
К Владивостоку вышли всего лишь три корабля: крейсер «Алмаз» и миноносцы «Бравый» и «Грозный». Небольшой отряд крейсеров смог уйти в нейтральные воды. Остальные корабли ушли ко дну вместе с несколькими тысячами моряков. В Петербурге был построен в 1910 г храм Спас-на-Водах, в память о погибших в Цусимском сражении, но в 30 гг. XX века он был разрушен
Цусимское поражение – страшнейшее в истории ВМС России. Причинами их послужили превосходящие силы противника. Японцы превзошли русских как в количестве, так и в скорости кораблей, а также в их огневой мощи.
Видео – Цусимское сражение. Ход истории
Источник: http://DarkBook.ru/tsusimskoye-srazheniye-1905-istoriya
Роковая буква и другие загадки Цусимы
С дня Цусимского сражения минуло 110 лет. Юбилей своей крупнейшей победы на море японцы встретили без патриотических фанфар
Адмирал Того |
В тот майский день 1905 года старенький русский крейсер «Владимир Мономах» погибал долго и мучительно.
Во время атаки японских миноносцев он получил торпеду в носовую часть правого борта, и заделать пробоину никак не удавалось. Командир корабля хотел дойти до корейского берега, но дотянул только до острова Цусима.
Там «Владимира Мономаха» настигли два японских корабля, но расстреливать не стали — было ясно, что подбитый крейсер уже не жилец.
Спускать флаг тем не менее русские не стали — на «Мономахе» открыли кингстоны, он быстро затонул, а команда пересела в шлюпки. Четыре из них достигли берега Цусимы, где толпились японские крестьяне.
В шлюпках были 143 русских моряка, включая раненых. Японцы первым делом их напоили — команда погибшего «Мономаха» умирала от жажды. Раненым помогли, перевязали.
Наконец, вражеских русских моряков жители Цусимы распределили по своим домам, накормили и положили спать.
Об этом было доложено адмиралу Хэйхатиро Того, командующему Объединенной эскадрой императорского флота Японии, которая только что разгромила российский флот, направленный на Дальний Восток с Балтийского моря.
Того пришел в восторг и по-самурайски в коротком стихотворении воспел доброту жителей Цусимы. Свиток с этими четырьмя иероглифами адмирал направил им в подарок, и их потом выбили на скромном монументе, посвященном милосердию к врагам.
Спустя долгие десятилетия монумент уже с помощью посольства России дополнили еще одним памятником — с именами всех погибших в Цусимском сражении.
С мая 1905 года прошло ровно 110 лет — есть что отметить. Однако японцы юбилей своей крупнейшей военно-морской победы встретили без патриотических фанфар и правительственных заявлений.
На острове Цусима прошла поминальная церемония в память о доброте местных жителей.
А в порту Йокосука, где у причала навечно поставлен флагманский броненосец «Микаса» адмирала Того, состоялись научные симпозиумы, посвященные не разгаданным до сих пор загадкам знаменитой битвы.
Вице-адмирал Зиновий Рожественский |
Мистика и разгромные цифры
Еще до первых орудийных залпов 27 мая 1905 года командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Зиновий Рожественский приказал подать офицерам шампанского. У входа в цусимские воды японские корабли могли появиться с минуты на минуту, однако бутылки откупорили не для того, чтобы поднять настроение перед битвой.
Русские моряки отмечали годовщину коронации Николая II — той самой кровавой давки на Ходынке, которую многие посчитали зловещим предзнаменованием не только для Романовых, но и для всей России. Приключившийся сразу же после шампанского разгром под Цусимой намертво впечатал эту черную метку в историю.
Унизительное поражение русского флота вслед за Ходынкой и Кровавым воскресеньем стало прологом к тому, что произошло 12 лет спустя.
Цусимское сражение вообще богато на символы и мистику — чего стоит одна только судьба двух командующих эскадрами в том бою. Японский адмирал Того самый горячий отрезок битвы по собственной прихоти простоял на открытом мостике броненосца «Микаса», в который попало больше всего русских снарядов.
Командующий был забрызган кровью погибших и раненых, но получил лишь царапину от осколка. Рожественский встретил сражение в бронированной рубке своего флагмана «Князь Суворов», но не помогло. Уже в первые минуты боя японские снаряды дважды попали в командный пункт вице-адмирала.
Он получил осколочные ранения в голову и ноги, потерял сознание и больше в бою участия не принимал.
27 мая адмирала Того словно поддерживали таинственные мистические силы: наблюдатели, например, заметили, как в одну и ту же точку на левом борту русского броненосца «Ослябя» с непостижимой точностью угодили подряд два японских снаряда, проделав огромную пробоину размером с телегу.
Вероятность такого попадания при стрельбе с дистанции несколько километров, по оценкам экспертов, исчислялась ничтожными долями процента. Еще пример: через 50 минут после начала боя русский снаряд пробил броню кормовой башни японского броненосца «Фудзи». Раскаленные осколки подожгли пороховой запас, взрыв был неминуем.
Однако мистика опять сработала в пользу японцев — осколки перебили трубу гидравлики, и хлынувшая жидкость погасила огонь.
Впрочем, и без всякой мистики бой к востоку от острова Цусима полон тайн, о которых недавно опять спорили на симпозиумах в порту Йокосука.
Без каких-либо сомнений можно говорить лишь о чудовищном исходе сражения — из 38 кораблей эскадры Рожественского не были потоплены или захвачены противником пять крейсеров, три миноносца и вспомогательное судно.
Были потеряны все броненосцы — главная сила русского флота. К цели похода — во Владивосток прорвался лишь крейсер «Алмаз» с двумя миноносцами и транспортом. Остальные спасшиеся корабли укрылись в иностранных портах, где были интернированы. Погибли около пяти тысяч русских моряков, 6106 человек оказались в плену. Японские потери были ничтожны — всего три крохотных миноносца, 117 убитых.
У Рожественского, конечно, почти с самого начала не было шансов выполнить задачу, поставленную Николаем II, — подавить японский флот и перерезать линии снабжения японской армии в Маньчжурии, что должно было обеспечить там победу русских сил.
2-я Тихоокеанская эскадра была собрана из разношерстных кораблей — вместе с четырьмя лучшими броненосцами типа «Бородино» в нее входили допотопные тихоходы береговой обороны.
Немногочисленные попытки Рожественского научить свою громоздкую армаду слаженно выполнять маневры и вести меткую стрельбу результата не дали.
«Вижу неприятеля»
Конечно, подвигом был сам беспрецедентный семимесячный переход эскадры из Балтийского моря в воды Дальнего Востока — вокруг Африки, через Индийский и Тихий океаны, с угольными дозаправками в открытом море, с постоянным страхом перед налетами вражеских миноносцев.
Британия, владычица морей, была союзницей Японии, и даже Франция, разрешавшая эскадре делать остановки в ее колониальных портах, передавала Токио информацию о передвижениях Рожественского.
Положение 2-й Тихоокеанской эскадры стало отчаянным после того, как пал Порт-Артур и погибла стоявшая там 1-я Тихоокеанская эскадра.
У адмирала Того был большой перевес в огневой мощи. Японская группировка развивала скорость более 15 узлов, а русская из-за наличия устаревших тихоходов и транспортов могла давать 9, максимум 11 узлов.
И все же у Рожественского был шанс уйти от полного уничтожения. В первую очередь адмирала упрекают в страшной ошибке с выбором курса — зачем он пошел в Цусиму, в этот узкий, пристрелянный японцами пролив, где его давно поджидал Того?
Японский командующий рисковал, сосредоточив весь флот империи в этом районе. Историки уверяют, что русские крейсера имели все возможности свободно атаковать из Владивостока даже гавань Токио.
Однако Того был уверен: Рожественский пойдет через Цусиму, то есть выберет кратчайший путь прорыва. Альтернатива у русского командующего была — он мог обогнуть Японию с востока и подойти к Владивостоку с севера.
Сторонники этого маршрута уверяли, что в открытом океане будет легче затеряться и обмануть Того.
Однако, как считают некоторые исследователи, у Рожественского была веская причина выбрать именно Цусиму. Эта причина — уголь.
Броненосцы его эскадры могли нести топлива примерно на 1380 миль хода. Последнюю заправку боевых кораблей с транспортов Рожественский провел в море напротив Шанхая (отсюда до Владивостока — 1000 миль).
Путь через пролив Лаперуза требовал новых перегрузок угля в открытом море в непосредственной близости от японских берегов. Боевые корабли были бы в этом положении беспомощны.
Эскадре Рожественского грозила бесславная гибель и в том случае, если бы японцы потопили его угольные транспорты. Короче говоря, путь к Владивостоку был один — мимо Цусимы.
В 04.45 утра 27 мая японский разведывательный корабль «Синано-мару» первым заметил русскую эскадру. По радио был послан кодированный сигнал: «Вижу неприятеля в пункте 456». Сигнал «Синано-мару», как уверяют в Токио, стал первым в истории использованием радио в реальных действиях на море.
«Пусть каждый сделает, что сможет»
На русских кораблях рации тоже были, но Рожественский их не жаловал, предпочитая сигнальщиков. Особо мощная установка находилась на вспомогательном крейсере «Урал» — его командир при виде «Синано-мару» предложил Рожественскому сильным импульсом забить японское донесение.
Конечно, эскадру все равно бы обнаружили, но даже небольшая задержка, да еще в условиях сильного тумана могла увеличить шансы на прорыв. Но адмирал запретил глушить переговоры японского разведчика — и причины такого решения некоторые японские историки считают одной из главных загадок сражения.
Получив шифровку, адмирал Того дал приказ о выступлении, и в 13.39 основные силы двух эскадр увидели друг друга. На японском флагмане «Микаса» был поднят знаменитый сигнал-приказ: «Жизнь и смерть империи зависят от этого сражения, пусть каждый сделает, что сможет». В приказе Рожественского, напротив, не было никакой патетики — что бы ни случилось, идти курсом «норд-ост 23», на Владивосток.
Русская эскадра накануне сражения была построена в две параллельные колонны: в правой шли самые мощные и современные броненосцы во главе с «Суворовым», в левой — старье во главе со вторым флагманом, броненосцем «Ослябя».
Отечественные историки традиционно усматривают в подобном боевом порядке тактическую нелепость. Однако, по мнению некоторых экспертов, Рожественский попытался устроить Того ловушку. Японская эскадра сближалась с русской на расходящихся курсах — юго-запад против нашего «норд-ост 23».
Казалось, Того хочет первым делом выйти против слабой левой колонны, расстрелять ее и тем самым решить исход сражения. Но перед самым столкновением Рожественский приказал кораблям выстроиться в одну линию.
Для этого четыре лучших броненосца правой колонны стали обгонять левую, чтобы неожиданно встретить японцев мощным огнем. Плохая выучка не позволила выполнить задачу — строй смешался, приказ Рожественского не был выполнен.
Напротив, адмирал Того совершил фантастический маневр, который и погубил 2-ю Тихоокеанскую эскадру России.
«Мы набрасывались на них, как собаки»
Уже в Х1Х веке стало аксиомой: в морском бою победит тот, кто сумеет перерезать путь кильватерной колонне противника своими кораблями, развернутыми поперек в виде верхней палочки в букве «Т».
Тогда они могут сосредоточить огонь на идущем впереди флагмане, вывести его из строя и потом последовательно «вышибать» другие корабли врага.
Возможности противника при этом будут резко ограничены — он сможет использовать только носовые пушки, а задние корабли вообще лишаются возможности вступить в бой без риска нарушить строй. Сражения по схеме «Т» случались нечасто — все знали об опасности такой фигуры и стремились избежать западни.
Однако Того это удалось — на расстоянии артиллерийского попадания (8 тысяч метров) его эскадра стала выполнять невообразимый вираж на 160 градусов, используя большой перевес в скорости. При этом все корабли последовательно совершали петлю и разворачивались в одной точке, где они были крайне уязвимы для артиллерийского огня.
По словам очевидцев, один из русских офицеров даже воскликнул: «Того сошел с ума!» Рожественский, спохватившись, приказал открыть огонь. Целиться было приказано только в «Микасу», чтобы вывести из строя флагман. В 14.12 корабль Того получил первое попадание.
Потом подсчитали: за время боя в «Микасу» угодили 48 русских снарядов, и 40 из них пришлись на первые минуты сражения, на тот самый роковой разворот.
Но из опыта прошлых боев Того знал, что русские плохо стреляют на расстоянии 7—8 тысяч метров. Риск оправдался — японская эскадра прочно встала в виде верхней черты над «Т», и начался разгром. Уже в 14.
43 оба русских флагмана — «Суворов» и «Ослябя» были сильно повреждены, охвачены пожаром и покинули строй. В 15.10 «Ослябя» перевернулся и затонул, порядок русской эскадры был полностью нарушен, и бой вылился в многочасовое преследование и уничтожение кораблей Рожественского поодиночке.
«Мы набрасывались на них, как охотничьи собаки на раненых медведей», — писал один из японских исследователей.
Некоторые эксперты утверждают, что Того совершил свой знаменитый поворот по внезапному наитию. Он, мол, в последний момент разгадал «ловушку Рожественского», которая могла поставить японцев под огонь лучших русских броненосцев.
Однако большинство историков в Токио уверяют в обратном: «поворот Того» был заранее спланированной операцией, основанной на великолепной выучке моряков и техническом превосходстве его эскадры.
Успеху способствовала централизованная система управления огнем: японские исследователи считают, что их артиллеристы при Цусиме стреляли в три раза быстрее и были в три раза точнее русских. Свою роль в бою сыграла и знаменитая «шимоза» — начинка фугасных снарядов, на которые сделал ставку Того.
Изобретение профессора Симосэ
На основе пикриновой кислоты эту взрывчатку разработал профессор Масатика Симосэ, от перевранной фамилии которого русские и произвели слово «шимоза». Снаряды такого типа рвались от малейшего сотрясения — даже от удара об воду.
Каждый из них давал более трех тысяч осколков и клубы удушливого газа, раскаленного до трех тысяч градусов. От этой температуры на палубах немедленно вспыхивали пожары.
Снаряды с «шимозой» не пробивали основную броню, но этот недостаток Того компенсировал невероятной интенсивностью меткого огня — только «Суворов» за первые 15 минут боя получил более сотни попаданий. «Шимоза» превратила его в гигантский костер.
Русские бронебойные снаряды со слабым запасом взрывчатки и замедленным взрывателем не причинили японцам большого ущерба — иногда они не взрывались вообще.
«Русские проиграли в тактике и технике, но не в боевом духе, — пишет историк Масатака Исэ. — Большинство их кораблей сражались до самой гибели: белый флаг подняли только пять». Вот лишь один пример: флагман «Суворов» по состоянию на 16.20 пылал от кормы до носа, у него были разбиты орудия, нарушена система управления.
Но корабль пытался маневрировать и отстреливался из единственной оставшейся 75-мм пушки в кормовом каземате. Обреченный броненосец отражал атаки до 19.29, когда разъяренный его упрямством Того бросил на «Суворова» группу миноносцев, которые добили его четырьмя торпедами в упор.
На трех затонувших при Цусиме новейших броненосцах «Бородино», «Князь Суворов» и «Александр III» погибли все матросы и офицеры — 2700 человек.
28 мая бойня продолжилась — за разрозненными русскими кораблями охотились миноносцы и скоростные крейсера. В 10.38 принявший командование эскадрой адмирал Небогатов капитулировал с броненосцами «Орел», «Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин». В 17.05 сдался сам Рожественский, которого с флагмана накануне снял миноносец «Бедовый».
Броненосец «Орел» после окончания Цусимского сражения
Учитель японского адмирала
Рожественского и Небогатова доставили на японскую базу Сасебо. 6 июня командующий погибшей эскадрой направил Николаю II телеграмму с разъяснениями. И получил благожелательный ответ: «Вы выполнили свой долг».
На телеграмму Небогатова император не ответил, и в июле поднявшего белый флаг адмирала с позором уволили с военной службы. Японцы были озадачены и пришли к выводу, что держать гражданского человека в плену они оснований не имеют.
Небогатова освободили и на обычном пароходе отправили в Россию.
5 сентября 1905 года при посредничестве президента США Теодора Рузвельта в Портсмуте был подписан мирный договор, и русских пленных стали партиями отсылать домой. Рожественскому разрешили воспользоваться частным пассажирским судном, но он решил вернуться со своими подчиненными — и сильно раскаялся в этом.
На вышедшем из японского порта Кобе пароходе «Воронеж» нижние чины разгромленной эскадры буянили и грозились выкинуть офицеров за борт. В каюту еще не оправившегося от ран Рожественского ворвались матросы, взбудораженные рассказами о бунтах в России. Пришлось срочно заходить в Нагасаки, где на усмирение мятежа была брошена жандармерия.
Дальнейший путь до Владивостока «Воронеж» проделал под конвоем японского миноносца, под прицелом торпедных аппаратов.
Ровно через неделю после подписания Портсмутского мирного договора на броненосце «Микаса» по непонятной причине взорвался боезапас (еще один мистический эпизод?). Когда затонувший корабль подняли, на столе в каюте Того нашли испещренную пометками книгу. Это были «Рассуждения по вопросам морской тактики» русского адмирала Степана Макарова, погибшего при обороне Порт-Артура.
Токио
Источник: https://www.novayagazeta.ru/comments/68658.html