Судьбоносный для руси «путь из варяг в греки»

Путь из варяг в греки

Путь «из варяг в греки» — водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Само выражение «путь из варяг в греки» взято из Повести временных лет и звучит на самом деле немного не так. У Нестора-летописца написано: «путь из варяг в греки и из грек…».

То есть, подразумевалось двустороннее движение — не только из Скандинавии в Византию, но и из Византии на север.

Сам путь без конкретных деталей описан в летописи во введении, рассказывающем о полянах и путешествии легендарного апостола Андрея, побывавшего у северных народов: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепр, а в верховьях Днепра волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское». Как мы знаем, река Волхов впадает в Ладожское озеро, которое соединено с Финским заливом рекой Невой. Но в те времена Нева была не просто рекой, а гораздо более широким водным протоком. Поэтому некоторые письменные источники X-XI веков вообще не разделяли Ладожское озеро и Финский залив, у них озеро Нево — это просто часть Финского залива и Ладоги одновременно.

Обратите внимание

Маршрут из варяг в греки для скандинава мог начинаться и на острове Готланд (Висбю), и в одном из древних торговых центров Скандинавии (Сигтуна, Бирка) и южного берега Балтики (Винета, Старигард, Ральсвик, Щецин).

Начало путешествия с севера на юг в большинстве случаев приходилось на весну и лишь иногда на осень — в таком случае путешественникам приходилось на время прерывать свой путь и зимовать, оставаясь, например, в Ладоге до следующей весны.

2Финский залив

По Балтийскому морю скандинавы плыли к Финскому заливу. Путешествие по морю могло осуществляться на корабле (ладье) довольно больших размеров — не менее 16 метров в длину при ширине более 2 метров. Такая ладья имела не менее 8−10 пар весел и обязательно парус.

3Волхов

Из Финского залива суда попадали в Неву, преодолевали там пороги, а затем оказывались в штормовом Ладожском озере. Из Ладоги ладьи попадали в реку Волхов. До низовьев Волхова варяги могли плыть на тех же больших кораблях, что они использовали для плавания по морю.

Но морские ладьи не могли проходить по речкам: они были слишком большие и тяжелые. Поэтому в Ладоге скандинавские торговцы или воины пересаживались на ладью меньшего размера. Речные ладьи также могли иметь парус, но количество гребцов было меньшим.

Их размер был не больше 10−12 метров в длину, а осадка — не более полуметра.

Двигаясь от Ладоги вверх по Волхову, судам надо было преодолеть Волховские и Пчевские пороги, которые сильно затрудняли передвижение по воде в общей сложности на протяжении почти 20 километров.

Из Волхова через Рюриково городище суда попадали в озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр.

5Путь от Ловати до Днепра

Как именно проходил путь от Ловати до Днепра точно неизвестно. Возможно, маршруты были разными. Один из возможных вариантов пути пролегал через Западную Двину: из Ловати волоком через водораздел до озёр Усвятское и Узмень, откуда по реке Усвяче в Западную Двину.

Наиболее удобные переходы из Западной Двины к Днепру были на участке между Витебском и Суражем, с одной стороны, и Смоленском и Оршей, с другой стороны, где расстояние между Днепром и Западной Двиной доходит до 80 км, а притоки этих рек подходят друг к другу на расстояние до 7−15 км, что делало возможным переправлять суда и грузы волоком.

Предполагается, что существовало два главных пути между Западной Двиной и Днепром. Первый — через реку Касплю и одноименное озеро, по рекам Удре и Клец, волоком через деревню Ермаки, через озеро Купринское и реку Катынку. Второй — через реку Касплю в реку Рутавечь, через озеро Большое Рутавечь, волоком через деревню Переволочье и по реке Березине до Днепра.

6Днепр

Днепр в верхней части течет с востока на юго-запад, и плыть по нему можно было относительно спокойно до того места, где он резко поворачивает на юг (примерно в районе Орши), вблизи этого места располагаются Кобеляцкие пороги.

А в низовьях Днепра было еще девять серьезных порогов, описанных византийским императором Константином Багрянородным в середине X века.

Достаточно выразительны имена этих порогов, приведенные императором: Не спи, Сверкающий, Бушующий, Ненасытный и т. д.

7Черное море

Путь по Днепру выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. Перед тем как выйти в море, судам требовалась дополнительная оснастка. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Выходя в море, суда двигались на запад, шли вдоль черноморского побережья (Румелийского берега).

8Константинополь

Таким образом варяги прибывали в Константинополь. Скандинавские торговцы везли туда железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, янтарь. Из Северной Руси они везли меха, льняные ткани, лес, мёд, воск, кожи, смолу. Обратно из Византии везли вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, иконы, книги.

Источник: https://diletant.media/excursions/36908055/

Торговый путь из варяг в греки

Этот военно-торговый маршрут считается длиннейшим из известных (общая протяженность более 3000 км). Его существование способствовало расцвету городов и стран и обуславливало их значение для соседей. Его наименованием пользуются как нарицательным обозначением долгого пути, не зная часто, что же это был за маршрут на самом деле.

Балтика и малоазийская Греция

Карта торгового пути из варяг в греки

Варяг – древнерусское наименование скандинавского воина-наемника и скандинава вообще.

«Греками» на Руси называли представителей Византии, поскольку «государственным языком» империи был греческий (как видим, никакого отношения к Элладе данный маршрут не имеет).

Торговый маршрут известен более по русским источникам, почему и терминология используется соответственная.

Очевидно: «путь из варяг в греки» – маршрут, по которому можно было более-менее удобно добираться из Византии в Скандинавию и наоборот. Столь же очевидно, что основная его часть проходила по русским землям. Путь соединял Балтийское и Средиземное моря.

Первооткрывателями маршрута считаются скандинавы: саги называют имена Ивара Широкие Объятия и Эрика Путешественника. Он активно действовал с IX по XII века, когда изменение расстановки сил в Европе перенесла и направления потоков людей и грузов.

Маршрут пути из варяг в греки

Главная особенность маршрута – подавляющая часть его протяженности приходится на водные пути. Это его главное достоинство – ведь нормальных сухопутных дорог в то время не было вовсе. На суше также был больше риск подвергнуться нападению врагов или разбойников. Такое путешествие требовало больше расходных грузов (лошадей надо кормить, а реки и озера сами кормят путешественников).

Наверняка путь из варяг в греки имел много разных вариаций, но можно назвать несколько основных его пунктов.

Начинался он в одном из торговых центров Скандинавского полуострова (Бирка, Сиггуна); затем маршрут выглядел так: Балтийское море – Финский залив – и реки: Нева – Ладога – Волхов – Ильмень – Ловать.

Важно

Затем следовал длинный волок (то есть перетягивание кораблей по суше) в Западную Двину. Из нее волок вел к Днепру, а им можно было справляться до Черного моря, обходя по суше только пороги.

Некоторые специалисты предполагают, что путь из Балтики в Днепр мог пролегать и через Вислу и Буг. Очевидно одно: Днепр – основная часть древнего торгового маршрута.

Этапы большого пути

Ошибочно думать, что любой, ставший на путь из варяг в греки, проходил его целиком. В письменных источниках скандинавские купцы не упоминаются вовсе. В набеги на византийские берега варяги чаще ходили морем (чему есть доказательства).

Резоннее предположить, что маршрут использовался логическими частями. Следовательно, товар мог добраться из Скандинавии в Византию, но привозил его уже русский купец или византиец, приобретший нужное в Киеве (перекупщики появились не вчера). То же верно и в обратном направлении.

В военном деле наблюдаем то же самое. Олег Вещий пользовался путем из варяг в греки в военных целях; но первый раз (в 882 году) он шел из Новгорода в Киев, а второй (в 907 году) – из Киева в Византию, проходя, мягко скажем, не весь маршрут. Игорь Старый поступал точно так же.

Гаральд Смелый (в будущем зять Ярослава Мудрого) проходил из Норвегии в Киев. Русские послы из Киева ездили в Скандинавию; тем же путем Гаральд вез свою жену Елизавету Ярославну.

Доказательством этого положения может стать факт, что более других от существования пути выиграли «промежуточные станции» маршрута: варяги и греки ковали процветание Киева и Новгорода.

Что до товаров, то они могли быть разными. Обычно из Византии шли хорошие ремесленные изделия (ткани, посуда, оружие, украшения), из Скандинавии – наемные солдаты и рабы, а с Руси – хлеб.

В XII веке ситуация изменилась. Византия переживала не самые лучшие времена, Русь вошла в период раздробленности, зато на Западе укрепились другие государства – Англия, Франция. И торговые потоки переместились туда.

Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/vnutrennyaya-politika/torgovyj-put-iz-varyag-v-greki.html

Путь из варяг в греки: истоки, особенности, значение

Путь из варяг в греки: истоки, особенности, значение

Путь из варяг в греки: истоки, особенности, значение

Самый опасный и продолжительный торговый маршрут Европы, дорога святого Андрея — «варяжский» или путь из варяг в греки, как его называли на Руси. Он существовал и активно использовался в IX – XII веках. Это был речной торговый маршрут, соединивший бассейн Балтийского моря с Черным морем был проложен для торговли Северной Европы с неприлично разбогатевшей Византией.

Рассмотрим кратко основную историческую версию этого понятия , его значение для Древней Руси, почему он так называется ,а также другие вопросы, которые непременно возникнут при сдаче экзамена.

Дорога апостола Андрея

Название «путь из варяг в греки» появилось с легкой руки летописца Нестора. Он же привел первое письменное описание этого маршрута. В его хронике , в не датированной части это звучало как, «путь из варяг в греки и из грек в…».

По свидетельству летописца, апостол Андрей, проповедуя святое Евангелие проплыл по воде от Черного моря по Днепру, речке Ловати, Ильмень-озеру, Волхов-реке, через Ладожское озеро и Неву к Балтийскому Морю.

Совет

Нестор пишет и о том, что часть дороги от верховьев Днепра до Ловати лодку пришлось тащить по суше волоком.

Это событие могло произойти в только в I веке нашей эры, что немного снижает достоверность этого повествования.

Волоком к Днепру

Если читать летопись, то все кажется простым в этом торговом пути. Но, когда начинаешь, прокладывать маршрут на карте, приходит осознание, насколько тяжелы и опасны были эти путешествия.

Ведь только, расстояние от устья Невы и до Константинополя составляет почти 3500 километров, из которых, относительно пригодных для плавания, на небольших парусных лодках не больше половины.

Начиная, с устья широкой и полноводной Невы путешественников подстерегали опасности. Это и огромное Ладожское озеро с его морскими штормами и ураганными ветрами, пороги на реке Волхов, общей протяженностью почти 19 километров.

Чтобы пройти Волховские пороги, надо было разгрузить судно и высадить людей, а потом тянуть его против течения, по бурной речке. И всё это по местам безлюдным, лесистым и болотистым.

Карта-схема пути

Потом озеро Ильмень, с его быстрым и непредсказуемым течением и мелкая, узкая речка Ловать, по которой надо плыть с особой осторожностью. После этого начинался сухопутный участок пути. Десятки километров, до верховьев Днепра, большие и тяжелые лодки тащили по суше (по волоку) при помощи бревен или деревянных катков.

Относительно спокойное плавание было по Днепру, где до низовьев можно было передохнуть от тягот путешествия.

Но в низовьях подстерегали, знаменитые днепровские пороги, которые удостоились описания самим византийским императором Константином Багрянородным, как бушующие и ненасытные.

Обратите внимание

Всего порогов было девять и чтобы их пройти без потерь, нужно было не только выгрузить весь груз и тянуть лодку веревками, но и беречься от степных кочевников, которые, постоянно, в этих местах устраивали засады на проплывающих. Для безопасности ладьи собирались в караваны от 5 и более единиц.

После прохождения самого опасного участка, обычно проходил ремонт судов, переоборудование их для морского прибрежного плавания. И вдоль берега Черного моря караваны судов наконец попадали в Константинополь.

Читайте также:  Русская православная церковь. преподобный серафим саровский и митрополит московский филарет

Такое плавание занимало обычно 3-4 месяца, причем многие участки маршрута были проходимы только весной, при половодье или осенью, в период дождей. Часто, плывущим, в Византию и обратно, приходилось делать длительные остановки, поджидая высокого уровня воды. Поэтому плавание, вполне могло затянуться и на год. 

Думаю, вы также понимаете, почему путь так назывался. Потому что по нему в основном торговали варяги с греками.

От рабов до икон

С VII века, еще до принятия Христианства на у славян, по низовьям Днепра начинают плавать воинственные викинги, совершающие грабительские набеги на богатые города южного побережья Черного моря.

Вплоть до начала XI века у водного маршрута, проложенного поперек Европы, было в основном военное значение.

Дружины викингов, а позже и варяжские отряды русских князей по «пути из варяг в греки» плыли для грабежа Византии и подвластных ей племен.

Варяги

Торговым, его тоже сделали викинги. И первоначально, основным товаром, поставляемым в Константинополь стали славянские рабы, столь ценимые на невольничьих рынках Византийской Империи. В обратную сторону шло серебро в монетах, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной монеты, а скандинавские вожди нуждались в собственной казне.

В начале XI века, когда дорога по рекам, в Византию была уже хорошо изучена, а вдоль маршрута появились многочисленные поселения, жители которых привлекались для обслуживания проплывающих кораблей, направление от Ладоги в Константинополь, становится основной транспортной и торговой артерией, которая соединила моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая элита и купцы Древнерусского государства нуждаются в товарах, поставляемых из Византии и Малой Азии.

Это в основном, предметы роскоши, ювелирные украшения, виноградные вина, пряности, дорогие ткани. От Новгорода до Киева снаряжаются купеческие корабли, которые везут для продажи на черноморских рынках: лес, лён, мёд, невыделанные кожи, смолу, керамику. Торговцы Северной Европы, активно пользуются речным маршрутом, чтобы сбыть богатым византийцам, награбленное викингами, во время походов. Везут в Константинополь и в другие крупные города, ценимый в империи янтарь с Прибалтики, качественное шведское железо и оружие, моржовую кость, меха.

Благодаря развитию торговли, стали развиваться и территории, по которым проплывали караваны с товарами. Возникали поселения,строились пристани, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была возведена крепость Олешье, которая стала опорным пунктом в торговле с Южной Европой и Малой Азией.

Важно

Со стороны Византии этим путем в Древнерусское государство прибывали первые священники, иконы, книги.

Первые послы тоже прибывали на Русь по Днепру.

Академик Лихачев в своих трудах, высказывал теорию, что речной путь из «варяг в греки» в X-XII веке был основным европейским транспортным коридором с севера на юг, с очень большим оборотом и его значение для всей европейской торговли было уникальным.

Благодаря транзитному положению в это время очень разбогатели древнерусские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные суда, называемые ладьями. На карте-схеме Древней Руси легко проследить ,что государство расширялось по маршруту варяжского пути.

В течении почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался — развивал торговые, религиозные, культурные связи между Северной и Южной Европой.

Но в первой половине XIII века движение по нему прекратилось.

На это есть несколько причин: нашествие кочевников в среднее и нижнее Приднепровье, начинающийся затяжной кризис Византийской Империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

Запомни главное

  • «из варяг в греки» – это основной торговый, транспортный и культурный коридор, который связывал Русь со всей Северной Европу с Византией в X — XII веках.
  • маршрут проходил из Балтийского Моря до Черного, по рекам, в том числе самый протяженный участок, по Днепру.
  • Название пути дал летописец Нестор в своей «Повести Временных Лет»
  • Хотя, «путь из варяг в греки» активно просуществовал, чуть более 250 лет, но за это время дал колоссальное развитие Древнерусскому Государству.

Стоит сказать, что на наших курсах подготовки мы разбираем углубленно все эти темы.

Именно поэтому наши ребята получают не меньше 90 баллов за одну дисциплину на реальном егэ. Узнай больше о наших курсах подготовки здесь.

Источник: http://ege59.ru/2018/09/05/put-iz-varyag-v-greki-istoki-osobennosti-znachenie/

Путь «из варяг в греки»

Русская земля лежала на перекрестках водных и сухопутных путей. Для развития страны была важна торговля с соседями. А соседями Руси были скандинавы — северяне и южане — греки.

Нападение викингов

В I тыс. хорошие дороги в Европе сохранились только на западе, там, где некогда существовала мощная Римская империя. Главными путями тогда были реки. И воины, и купцы двигались на своих ладьях по рекам с севера, из Скандинавии, на юг.

Путь, ведший из Скандинавии в Византию, так и назывался — «из варяг в греки», потому что варяги в большинстве своем пришли из Скандинавии, а основу Византийской империи составляли греческие земли. И начинался этот путь там, где сегодня расположился город Санкт-Петербург, в устье Невы.

Совет

В те времена всю реку называли Невским устьем, или устьем озера Нево. Это озеро сегодня называется Ладожским. Из Ладоги путешественники попадали в реку Волхов, а из Волхова — в озеро Ильмень.

Не удивительно, что именно неподалеку от этого озера вырос богатеющий на торговле Новгород, где сходились купцы из разных племен и вели оживленный торг. Но до Черного моря было еще очень далеко. В Ильмень впадала река Ловать, и по ней ладьи двигались на юг. Это был нелегкий путь — все время на веслах против течения.

Но главные трудности ожидали людей впереди. Их целью были верховья Днепра, впадающего в Черное море, но путь к Днепру шел через Западную Двину. И тогда корабельщики волоком по суше перетаскивали свои ладьи в эту реку.

Подойдя по ней и ее притокам как можно ближе к Днепру, они снова выбирались на сушу и достигали цели, перетягивая свои корабли волоком. На Днепре купцы и воины устраивали привал, чинили и смолили свои ладьи. Местные жители издавна добывали и гнали смолу для этих целей. Со временем там вырос город, который теперь носит имя Смоленск.

Трогаясь в дальнейший путь, путешественники знали, что впереди, за Киевом, их ждет серьезная опасность — Днепровские пороги. Из-за этих каменных выступов, преграждавших путь ладьям, суда приходилось снова перетягивать волоком. Сегодня Днепровских порогов пет — они были затоплены в 1920-х гг. при строительстве Днепрогэса. Но в те времена, только миновав пороги, ладьи могли вниз по течению Днепра спуститься к Черному морю.

Таким был торговый путь «из варяг в греки».

Так поддерживали связь между собой растущие государства Северной Европы и старые центры цивилизации, где некогда существовала блестящая античная Эллада, повлиявшая на весь ход мировой истории и уступившая свое место новой христианской культуре Византии. Постепенно росли города и на Руси, ставшей перекрестком дорог между севером и югом, востоком и западом.

Что такое волок?

Участок суши между двумя реками, через который в старину перетаскивали суда для продолжения пути по воде, назывался волоком.

Перетягивание корабля волоком было тяжелым трудом, требующим неусыпного внимания и немалой силы. На пути, по которому тащили ладью, выкладывали бревна, наподобие шпал. С помощью крепких веревок корабль вытаскивали на сушу и катили по этим бревнам.

Волоки охранялись. Люди, жившие в тех местах, нанимались к корабельщикам в помощь. Таким образом там вырастали поселения, становившиеся городами и селами. Некоторые из них сохранились до наших дней (города Вышний Волочёк в Тверской области, Волоколамск в Московской области, деревни Волоковая и Переволочье в Смоленской области).

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/istoriya_rossii/put_iz_varyag_v_greki.html

Путь из варяг в греки

древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в IX—XII ва. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией.

Источник: Словарь исторических терминов

древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Проложен от Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р.

Ловать, волоком до р. Западная Двина, волоком до р. Днепр и далее в Черное м. На этом пути находились крупнейшие города: Новгород Великий, Смоленск, Киев и др.

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Обратите внимание

древнейший торговый путь, соединявший Балтийское и Черное моря, был ответвлением от Великого шелкового пути и связывал Византию с Сев. Европой. Проходил от Балтийского моря по р. Неве, Ладожскому озеру, р. Волхов, оз. Ильмень, р.

Ловать, далее волоком под Смоленском в Днепр и далее по Днепру, обходя его пороги волоком, в Черное море. В «Повести временных лет» этим путем прошел с юга на север апостол Андрей Первозванный.

Источник: История России словарь-справочник.

Учебно-практич. пособие

название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в к. IX — н. X вв. Наибольшее значение имел в X — 1-й трети XI вв. Южную его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (X в.), кривичи и др.

подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30-40 чел.) долбленые ладьи — «однодревки», которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру.

Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место «Крарийскую переправу» (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на о. Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами в днепровском лимане, плыли вдоль западного берега Черного моря до Царьграда.

Северная часть пути, по сообщению «Повести временных лет», через волок, соединявший Днепр и Ловать, шла по Ловати, Ильменскому оз., Волхову, Ладожскому оз., Неве в Варяжское (Балтийское) море. Однако, судя по расположению кладов арабских, византийских и западноевропейских монет, главный путь шел от Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку и от Днепра на р.

Касплю к Витебску и далее по Западной Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Великими Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутреннее значение. Путь из «варяг в греки» был связан с другими водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в арабский Халифат.

С юга по пути возили: из Византии — вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т.д.; с Волыни — шиферные пряслица и др.

Важно

С севера по пути возили: из Скандинавии — некоторые виды оружия и художественного ремесла, из Северной Руси — лес, мех, мед, воск, из Прибалтийских стран — янтарь. Во 2-й пол. XI-XII вв. усилились связи с Западной Европой и путь из «варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Читайте также:  Первая мировая война и ее влияние на судьбу россии

Л. Алексеев

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

назв. водного торг. пути Киевской Руси, связавшего Сев. Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в кон. 9 — нач. 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 — 1-й трети 11 вв. Юж. его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), кривичи и др.

подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30-40 чел.) долбленые ладьи — «однодревки», к-рые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру.

Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место «Крарийскую переправу» (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на о. Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами в днепровском лимане, плыли вдоль зап. берега Черного м. до Царьграда. Сев.

часть пути, по сообщению «Повести временных лет», через волок, соединявший Днепр и Ловать, шла по Ловати, Ильменскому оз., Волхову, Ладожскому оз., Неве в Варяжское (Балт.) м. Однако, судя по расположению кладов араб., визант. и зап.-европ. монет, гл. путь шел от Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку и от Днепра на р.

Касплю к Витебску и далее по Зап. Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Вел. Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутр. значение. П. из «в. в г.» был связан с др. водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Зап. Европу, и Волжским, выводившим в араб. Халифат. С Ю.

по пути возили: из Византии — вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева — хлеб, различные ремесл. и художеств. изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни — шиферные пряслица и др. С С. по пути возили: из Скандинавии — нек-рые виды оружия и художеств. ремесла, из Сев.

Руси — лес, мех, мед, воск, из Прибалт. стран — янтарь. Во 2-й пол. 11-12 вв. усилились связи с Зап. Европой и П. из «в. в г.» уступил место Припятско-Бужскому, Зап.-Двинскому и др. Лит.: Брим В. A., Путь из Варяг в Греки, «ИАН СССР. Серия 7. Отделение обществ. наук», 1931, No 2; Бернштейн-Коган С. В., Путь из Варяг в Греки, «ВГ», сб. 20, М.

, 1950; Алексеев Л. В., Полоцкая земля (Очерки истории Сев. Белоруссии). IX-XIII вв., М., 1966. Л. В. Алексеев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/put-iz-varjag-v-greki.html

Что такое «Из варяг в греки»

Карта пути из варяг в греки

Из варяг в греки — переносн. от и до, с начала до конца, далеко и сложно.
Ист., геогр. — путь, маршрут международной торговли от Балтийского моря в Черное.

Сильвестр — игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, а затем епископ Переяславский, пополнивший летопись Нестора, то есть сам вошедший в историю летописцем, упоминал сей путь как «из Грек в Варяги»:

«Бе путь по Дънепру и вьрх Дънепра волок до Ловати и по Ловати вънити в Илмерь езеро великое, из негоже езера потечеть Вълхов в вътечеть в езеро великое Нево и того езера вънидеть устие в море Варяжьское.

И по тому морю ити доже и до Рима…»

А вот наоборот, из Варяг в Греки, Сильвестром рассказано, что путь лежал морским объездом Европы, когда купцы сначала попадали в Рим, а потом только в Византию.

Впрочем, вряд ли киевские торговые люди, везшие товары на Север, потом, чтобы вернуться, шли на кораблях вокруг Европы. Был и обратный путь из Новгорода: так называемая

Волховско-Днепровская магистраль

  • Восточная оконечность Финского залива
  • Нева («устье озера Нево»)
  • Юго-западная часть Ладожского озера
  • Река Волхов,
  • Озеро Ильмень,
  • Река Ловать
    (переход из Балтийского бассейна в Черноморский)
  • Речка Усвяч,
  • Речка Каспля,
  • Речка Лучеса,
  • Верхнее течение Западной Двины
  • Системе волоков на Днепр в районе Смоленска
  • Днепр, до Киева

Ну а там, от Киева было «рукой подать» в Черное море.

«Ладьи сходились к Киеву, Витичеву и, по всей вероятности, к Родню на устье Роси. Затем они с трудом и опасностью проходили пороги, непрерывно осаждаемые печенегами. Миновав пороги, русы на острове Хортице приносили жертвы своим языческим богам.

Выплыв из Днепра на морской простор, русские корабли прибывали к островку Березань, имя которого сохранилось в сказках: остров Буян. «Пристав к этому острову, они отдыхают там два-три дня и опять снабжают
свои однодревки недостающими принадлежностями: парусами, мачтами и реями, которые привозят с собой».

«Оттуда они уходят к реке Днестру и, благополучно достигнув его, снова отдыхают…(затем они)приходят к Селине, так называемому рукаву реки Дуная… и, вступив на Болгарскую землю, входят в устье Дуная. От Конопа — в Константию на реке Варне (?).

От Варны к реке Дичине — все, эти места находятся в Болгарии — от Дичины достигают области Месемврии». Далее вдоль болгарского побережья — в Константинополь. (Рыбаков Б.А. «Мир истории»)

Альтернативная история

Волок

Описанный путь сложен, так имеет два волока: между Ловатью и Западной Двиной и между Западной Двиной и Днепром — и возможно он связывал только русские города Киев и Новгород.
Ученые же отыскали на географической карте два иных пути «Из варяг в Киев» с одним волоком

Балтийское море-Западная Двина через города Рига, Полоцк и Смоленск.
-волок в Верхнее Поднепровье (река Друть)-вниз по Днепру в Чёрное море.

Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева

Путь «Из варяг в греки» был востребован и наиболее использовался в Х — ХI веках, а потом уступил по важности связям Киевской Руси со странами Западной Европы

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/iz-varyag-v-greki.html

Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки — древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Проложен от Балтийского м. по р.

Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Западная Двина, волоком до р. Днепр и далее в Черное м. На этом пути находились крупнейшие города: Новгород Великий, Смоленск, Киев и др.

Территория коми была расположена на великом речном пути, связывающую Северную Европу с Северной Азией, известную с глубокой древности.

Совет

Путь этот на Югру (через Урал, который назывался «Камень»), начиная от Устюга, шел вверх и по притоку Вычегды Выми поднимался до волока, соединявшего верховья Выми с рекой Ухтой, притоком Ижмы, впадающей в Печору.

Далее, правым притоком Печоры — Усой и ее притоком Собью можно было подойти к верховьям другой Соби, впадающей в Обь. Этот путь долгое время был основной артерией, по которой происходили все сношения с Северным Зауральем.

Путь из варяг в греки

На юго-западе Коми край исторически и географически был тесно связан с Устюгом, а оттуда с Сухоной и районом Белоозера, из которого по реке Вытегре открывался путь к Онежскому озеру и далее кЛадожскому озеру и к Балтийскому морю, а по реке Шексне — путь на Волгу.

С падением Великого Новгорода (1478) печорский путь в Зауралье тоже оказался в руках Москвы, которая торопилась воспользоваться им, чтобы подчинить зауральскую Югру.

Исходным пунктом военных экспедиций, снаряжаемых Москвой за Урал, был Устюг и тесно связанный с ним Коми край.
В 1483 г. произведен был большой поход на пелымского князя Асыку «да и в Югру на Обь великую реку».

Под начальством великокняжеских воевод шли, кроме устюжан и вологжан, вычегжане, вымичи, сысоличи, пермяки. Разбив Асыку на реке Пелым, ратные люди по реке Тавде проехали в Сибирскую землю и дальше спустились «воюючи» вниз по Иртышу в Обь и «воевали» князей югорских.

Военное поражение заставило князей югорских пойти на заключение мира с Москвою. В 1484 г. вымские князьяПетр и Федор заключили с ними мир «под владычним городом Усть-Вымским».

Древний Чрезкаменный путь в Сибирь в связи с появлением более удобных дорог через Урал в начале XVIII в. был официально закрыт, но местные жители еще продолжали им пользоваться.
В 1806 г. на Урале работала экспедиция полковника Попова, намеревавшаяся проложить канал между Обью и Печорой.

Обратите внимание

Но выяснилось, что трасса канала оказалась спроектирована очень неудачно, намного выше уровня обеих рек, и работы были прерваны. Через несколько лет ведомство водных коммуникаций принялось разрабатывать проект Румянцевского канала, и снова безуспешно. Идею о соединении Печоры и Оби надолго забросили.
В 1850 г.

за проект Обско-Печорского канала взялся видный русский металлург П.П.Амосов, однако и его начинание не имело каких-либо значительных последствий.

Позднее, уже в 50-70-х г. XIX в. над возможностью соединения притоков Печоры и Оби путем строительства канала через Урал задумывался известный исследователь Печорского края П.И.Крузенштерн. Определенную помощь оказал ему в этом ижемец И.Артеев, нарисовавший карту истоков рек и указавший наиболее удобное для постройки канала место в верховьях Усы.

Источник: http://russiahistory.ru/put-iz-varyag-v-greki/

«Торговый путь из варяг в греки»

Урок окружающего мира

Тема урока: «Торговый путь из варяг в греки»

Цели урока: создание условий для формирования у учащихся представления о торговых путях, возникновении городов и их названий, раскрыть исторический смысл понятия «путь из варяг в греки»; через использование приёмов критического мышления формировать навык осознанного чтения, учить воспринимать смысл познавательного текста; формирование универсальных учебных действий.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений о торговых путях, возникновении городов, их названий, познакомить с наукой топонимикой, учить читать историческую карту.

Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности. 

Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

УУД:

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни;

Познавательные:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Выполнила: Антонова Н.А.

Ход урока

Мир прекрасен и удивителен.

Сколько событий, сколько открытий!

Отправляйся смело в путь,

Ум, смекалку не забудь!

— Каким способом можно путешествовать? (по земле, по воздуху, по воде)

— Отгадайте загадку и узнаете к какому путешествию я вас сегодня приглашаю.

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

С горы пришла, в море ушла.

(река)

II. Актуализация опорных знаний.

1. В в о д н а я б е с е д а.

– Что ты знаешь о торговых путях на Руси? (Древние славяне обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения хозяйства, а кроме того, реки использовались и как торговые пути.

Читайте также:  Феодальная война на руси в xv веке

Через Древнюю Русь проходил один из старинных торговых путей «из варяг в греки». Реки были той единственной дорогой, используя которую славяне могли обмениваться товарами как между собой, так и с другими народами.

)

– О чем бы вы хотели сегодня поговорить? Что узнать? (О торговле. О пути «из варяг в греки».)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по торговому пути «из варяг в греки».

III. Изучение нового материала.

На доске написаны слова «варяги» и «греки».

– Можете ли вы сказать, кто такие варяги и греки?

За морем Балтийским жили в те времена храбрые витязи – варяги. Оттого и само Балтийское море нередко называлось Варяжским. Отправлялись варяги на крепких ладьях грабить и воевать не только соседние, но и дальние страны.

Славяне называли народ, живущий за Варяжским морем, варягами, а другие называли этот народ норманнами.

Земля у норманнов не хлебородная, обрабатывать ее тяжело, а море близко. Вот они с давних пор и привыкли плавать по морю и грабить, кто им на море или на берегах попадался.

А потом из моря стали они по рекам и внутрь разных земель пробираться и навели такой страх на те земли, что там даже в церквах особая молитва была – «Спаси меня, Господи, от норманнов».

Норманны так любили воевать, что придумали, будто на том свете, в раю, только и будут делать, что биться и пировать. Были у них даже такие охотники биться между собой, которые огонь глотали, железо грызли.

– Покажите на карте, где жили греки. (Империя Греческая, звали ее также империей Византийской.) Лежала эта империя там, где ныне Турция, – за Черным морем. Главным городом православных греков был в то время Царьград, или Константинополь, который после завоевания Византии турками в 1453 году был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

– Как же пробирались варяги к Царьграду? Как плыли они из Балтийского моря в Черное? Через какие земли лежал их путь? (Финские и славянские земли лежали на пути варягов.)

Дети смотрят по исторической карте.

– Плыли варяги по реке Неве, по которой корабли входили в Ладожское озеро. Из Ладожского озера по реке Волхов плыли до озера Ильмень, на берегу которого находился Новгород, один из древнейших русских городов.

От Новгорода по реке Ловать двигались дальше. Но Ловать вскоре поворачивает на восток, а купцам надо было на юг. Поразмышляйте, что делали купцы, чтобы попасть в Днепр.

(Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра.)

– На этом испытания не заканчивались.Опасности, которые подстерегали купцов на Днепре.

…Длинная вереница людей, в такт ударяя по воде веслами, движется по Днепру. Это торговый караван. Цель – Константинополь, столица Византийской империи, или Царьград, как называли этот город на Руси. Впереди – около шести недель плавания.

Важно

Внимательно приглядевшись, можно заметить, что торговцы больше похожи на воинов. Все они хорошо вооружены и всегда готовы дать отпор незваным гостям. Но пока все спокойно. Вот издалека слышится неясный шум. По мере приближения он нарастает.

«Первый порог!» – кричит опытный лоцман на носу первой лодки. Начинаются испытания.

Первый порог скандинавы именуют Эссули, что означает «не спи». Он узок и коварен. Посредине русла выступают обрывистые высокие скалы, торчащие множеством островков. Не меньше их, готовых пропороть борт корабля, скрывается и под водой. Клокочущая меж скал и низвергающаяся вниз вода издает страшный гул.

Караван причаливает недалеко от порога. Воины, слуги и рабы высаживаются на сушу, чтобы облегчить корабли и уменьшить их осадку. Некоторые, раздевшись, становятся у бортов в воду и, ощупывая ногами дно, медленно волокут ладьи, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень.

В это время на кораблях с носа, кормы и средней части оставшиеся отталкиваются шестами.

Благополучно миновав препятствие, караван движется дальше. Второй порог по-скандинавски называется Улворси – «островок порога», третий – Геландри – «шум порога». Их преодолевают сходным способом. Но главные тревоги еще впереди. Самый опасный порог – четвертый, который называется Аифор – «ненасытный».

Именно здесь чаще всего подстерегает купцов засада. Чтобы избежать неожиданностей, как только корабли причалят, первыми на берег прыгают воины-стражи. Выгружаются все вещи, выводятся в цепях рабы, предназначенные для продажи. Ладьи – одни волоком, другие на плечах – тащат несколько километров до безопасной воды.

Наконец самое главное препятствие преодолено. Впереди еще три порога («Большая заводь», «Кипение воды», «Малый порог»). Но они не настолько опасны. Когда порожистый участок пройден, самое время сделать остановку. Вдали показывается остров Святого Георгия (современный остров Хортица).

На нем стоит огромный раскидистый дуб, которому приносят жертвы в благодарность за то, что удалось счастливо миновать пороги и кочевников-грабителей.

– Сколько времени занимал путь по Днепру до Царьграда?

– Какие испытания преодолевали торговцы?

– Почему четвертый порог назван «Ненасытный»? В чем таилась опасность?

– Какой обряд совершали путешественники после прохождения всех порогов Днепра?

Совет

В устье Днепра, где река впадает в Черное море, торговцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания.

Представьте, что вы торговцы. Какие предметы надо запасти для морского плавания? (Ответы детей.)

– Главное было поставить больше парусов и много вязанок хвороста. Зачем нужен хворост? (Ответы детей.)

– Мы сказали, что длиннейший торговый путь проходил через славянские земли. Чем такое расположение было выгодным для славян?

1. Удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Киевской Руси с другими государствами Европы и Азии. Ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии.

Русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю.

Вот почему уже к концу Х века новгородские гости – так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, – освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.

2.

Такое расположение было очень выгодным для славян, так как часто встречаемые варяжские и греческие суда останавливались у берега какой-нибудь славянской реки, чтобы обменяться различными товарами как между собой, так и с местными жителями (показ на исторической карте). На этом пути там, где купцы делали остановки, выросли большие города. Подумайте, чем занималось население этих городов. (Там жили ремесленники, которые чинили корабли, крестьяне привозили в города съестные припасы.)

– Городов было много, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали крупными. Назовите их по карте. (Новгород, Смоленск, Чернигов.)

Э т о и н т е р е с н о.

 Особенно активно торговали с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который приплыл к ним из-за моря.

 Иноземные купцы плохо говорили по-русски, и поэтому народ иронически прозвал их немцами, то есть немыми. Только с конца ХVII века это название прочно связалось с теми, кто приезжал на Русь из Германии.

– Какое место вам кажется наиболее надежным для ведения торговли с местными жителями? Обоснуйте свой выбор.

По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные места складирования товаров и обмена ими. Товары нужно было огораживать, охраняя их от врагов. Так торговая площадь становилась главным местом, вокруг которого разрастался город. Подобным образом на славянской территории возникали многочисленные города: Новгород, Смоленск, Киев и другие.

В городах для охраны товаров на складах создавались военные дружины, в состав которых входили самые сильные мужчины (витязи) разных народностей, чаще всего варяги.

Во главе таких дружин стояли обычно варяжские предводители – князья. Они или сами торговали, охраняя с оружием свои товары, или нанимались на службу в города для охраны товарных складов.

Обратите внимание

Наконец, бывало, что князья захватывали силой власть в городах и становились их правителями.

– При каких обстоятельствах Рюрик стал князем?

– Русская летопись ХI века рассказывает такую историю: «…Новгородские славяне и кривичи, устав от споров и беспорядков, решили найти себе князя за морем. Надеялись, что «чужаку» удастся установить мир и порядок в славянских землях.

Отправились славяне к варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; придите княжить и владеть нами».

И вызвались три брата: Рюрик, Трувор, Синеус – со своими родами и дружинами. И стали они княжить: Рюрик – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года Трувор и Синеус умерли, Рюрик остался полновластным правителем, а его потомки правили уже всей Русью».

IV. Закрепление.

— Чем торговали купцы? Что везли из Византии?

Варяги везли с севера оружие и доспехи, полотно, кожи, стеклянные бусы и драгоценный янтарь. Русская земля торговала дорогими мехами (соболя, горностая, куницы, рыси), мёдом, воском, пенько‘й (прядильное волокно из стеблей конопли), скотом. 

С юга на север купцы везли главным образом па‘волоки.

Это греческие шёлковые ткани с золотом или без него. Па‘волоки очень ценились как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком обязательно шил себе одежду из па‘волок. Греки торговали южными плодами, винами, пряностями, восточными сладостями, драгоценными камнями.

Деньги в это время на Руси были кожаные: «ку‘ны» (мордочки куниц), «ре‘заны» (отрезки) и «нога‘ты» — лапки и ушки белок. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялись арабские серебряные монеты – дирхе‘мы.

— Какое значение имел торговый путь «из варяг в греки»?

Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель, по которым проходит. Вдоль такого пути возникают города. Это не были города в современном значении. Слово «град» означало огороженное место. Такие поселения стали возникать вдоль всего пути «из варяг в греки».

От них пошло скандина‘вское название Древней Руси – Гарда‘рика – страна городов.

Важно

Первым в списке городов стоит Старая Ла‘дога, основанная норма‘ннами в 730 году.

В города тянулись окрестные жители, развивались различные производства.

Путешественники – купцы (в те времена их называли гости) знакомили население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями о мире.

К XI веку на Руси насчитывается около 90 городов, в XII веке – 224, а к середине XIII в. – около 300 (академик М.Н. Тихомиров)

— Заселяя новые земли, люди давали названия рекам, городам, посёлкам. Географические названия изучает наука ТОПОНИМИКА (по — гречески топос– место, местность, онома – имя), наука, которая раскрывает их исторические тайны и связывает историю и географию.

— Объясните происхождение г. Волоколамск, Вышний Волочёк, Белгород, Новгород.

( Белгород – грунт местности – белый; Вышний Волочёк – здесь тащили волоком ладьи из одной реки в другую; Волоколамск – первоначально город находился на месте волока между реками Лама и Волоˊшня; Новгород — новый город, Рюриково городище)

VII. Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какое открытие совершили?

Источник: https://infourok.ru/torgoviy-put-iz-varyag-v-greki-985771.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector