Степан Разин
Степан Тимофеевич Разин — атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.
Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году.
Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.
Портрет Степана Разина
Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней.
В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.
Смутное время
В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем Алексеем Михайловичем Романовым, на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет.
После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.
Картина Сергея Иванова «В Смутное время»
Наступило смутное время.
Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством.
Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.
Молодые годы
В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы Ю. А.
Долгорукова догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.
Картина Б.М.
Кустодиева «Степан Разин»
С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Он никогда не шел напролом, а использовал дипломатию и хитрость, поэтому уже в молодом возрасте он входит в состав важных делегаций от казачества в Москву и Астрахань. Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело.
Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Но Степан Тимофеевич так убедительно пообщался с царским воеводой Львовым, что тот отпустил все войско домой, снарядив новым оружием, и одарил Степана иконой Богородицы.
Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.
Восстание
В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя.
В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.
Карта восстания Степана Разина
В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца.
Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот.
Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.
Крестьянская война
1670 год начался подготовкой войска Степана Разина к походу на Москву. Атаман пошел вверх по Волге, захватывая прибрежные селения и города. Для привлечения местного населения на свою сторону Разин использовал «прелестные письма» – особые грамоты, которые он распространял среди городского люда.
В письмах говорилось о том, что гнет боярщины можно скинуть, если примкнуть к армии мятежников.
На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск.
После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.
Картина В.И.
Сурикова «Стенька Разин»
Степан Разин распространял слух, что в стане казаков скрывается пропавший царевич Алексей Алексеевич, а также ссыльный патриарх Никон. Тем самым атаман привлекал на свою сторону все больше недовольных действующей властью.
За год на сторону разинцев перешли жители Царицына, Астрахани, Саратова, Самары, Алатыря, Саранска, Козмодемьянска. Но в бою под Симбирском флотилия казаков была разбита войсками князя Ю. Н. Барятинского, а сам Степан Разин после ранения вынужден был отступить к Дону.
Арест Степана Разина
Полгода Степан укрывался с приближенными в Кагальницком городке, но местные зажиточные казаки тайно приняли решение о сдаче атамана правительству. Старейшины опасались гнева царя, который мог лечь на все русское казачество. В апреле 1671 года после короткого штурма крепости Степан Разин попал в плен и был вывезен в Москву вместе с близким окружением.
Личная жизнь
О частной жизни атамана в исторических документах сведений не сохранилось, но известно только то, что в Кагальницком городке проживала супруга Разина и его сын Афанасий. Мальчик пошел по стопам отца и стал воином. Во время стычки с азовскими татарами юноша попал в плен к противнику, но вскоре вернулся на родину.
Степан Разин бросает персидскую царевну в Волгу
В легенде о Степане Разине упоминается персидская княжна. Предполагается, что девушка попала в плен к казакам после знаменитого боя на Каспийском море. Она стала второй женой Разина и даже успела родить казаку детей, но от ревности атаман утопил ее в пучине Волги.
Смерть
В начале лета 1671 года охраняемые воеводами стольником Григорием Косаговым и дьяком Андреем Богдановым Степан и его брат Фрол были доставлены в Москву для суда. Во время следствия Разиных подвергали жестоким пыткам, а через 4 дня повели на казнь, которая состоялась на Болотной площади.
После оглашения приговора Степана Разина четвертовали, но его брат не выдержал увиденного и попросил пощады в обмен на тайные сведения. Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана.
Казнь Степана Разина
После смерти лидера освободительного движения война продолжалась еще полгода. Казачество возглавили атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. Новым предводителям не хватило харизмы и мудрости, поэтому восстание было подавлено.
Народная борьба привела к неутешительным итогам: крепостничество было ужесточено, отменены дни перехода крестьян от хозяев, разрешено проявлять крайнюю степень жестокости в отношении к неповинующимся крепостным.
Память
История о восстании Степана Разина надолго осталась в памяти народа. Национальному герою посвящено 15 народных песен, в том числе «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес», «Ой, то не вечер».
Биография Стеньки Разина вызывала творческий интерес у многих литераторов и историков, таких как А. С. Пушкин, А. А. Соколов, М. И. Цветаева, В. А. Гиляровский, Е. Евтушенко.
Памятник Степану Разину в г.
Волгодонск
Сюжет о подвигах героя Крестьянской войны использовался при создании первого российского фильма в 1908 году. Кинолента называлась «Понизовая вольница».
В честь Разина названы улицы Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска и других населенных пунктов.
События XVII столетия легли в основу опер и симфонических поэм русских композиторов Н. Я. Афанасьева, А. К. Глазунова, Д. Д. Шостаковича.
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/5084-stepan-razin.html
Кто такой казак Стенька Разин: краткая биография ревнивого разбойника и речного пирата
Едва ли хоть кто-то не слышал песни о том, как буйный разбойник Стенька Разин, приревновав персидскую княжну, решает выбросить ее из челна за борт, прямиком в пучину волжских волн. На самом деле, образ Степана Тимофеевича Разина оброс слухами, сплетнями, мифами и легендами еще при его жизни.
Потому ученые и исследователи никак не могут разобраться где правда, а где вымысел по сей день. В советских историографических записях он фигурирует в качестве народного борца за справедливость, предводителя восстания за социальную справедливость для каждого, против засилья власть имущих.
Однако кем же Стенька был на самом деле?
Степан Тимофеевич Разин: краткая биография будущего атамана
В советские времена его именем называли улицы, проспекты, кинотеатры, парки и другие объекты, наряду с остальными борцами за освобождение народа от гнета. При этом об откровенно разбойничьих и даже бандитских замашках атамана и его речном пиратском войске принято было умалчивать.
Исследователи предпочитали не говорить о том, что на его счету множество грабежей, убийства и насилие, поломанные судьбы и оставленные сиротами дети. Это как-то не вписывалось в романтический образ народного мстителя, своего рода Робина гуда русских земель.
Давайте же вместе разберемся, кем же на самом деле являлся Стенька Разин, как и почему пошел по скользкой дорожке и чем завершился его жизненный путь.
Считается, что отцом будущего казачьего атамана и одного из самых известных разбойников на Руси, был беглый крестьянин Тимофей Разя.
Из воронежской губернии он отправился пытать счастья в станицах, что были на то время расположены по течению Дона. Таких пришлых из других мест и только поступивших в казаки называли тогда голытьбой, так как своего они ничего не имели.
Потому лучшим решением для них были походы на Волгу, где речные разбойники и ранее грабили купеческие лодки и ладьи.
Рождение мятежника: версии происхождения и юность
Разобраться кто такой Степан Разин будет не так и просто, так как достоверных сведений ни о его происхождении, ни о его предках в исторических источниках не сохранилось. Можно опираться только на разрозненные данные, которые высказывал сам Стенька, к примеру, путешественнику из Нидерландов Яну Янсену Стрейсу.
Тимофей Разя бежал из воронежских земель, то ли от притеснений помещиков, то ли с голодухи. Он приехал на Дон и остановился в станице Зимовейской, что сегодня носит название Пугачевская и принадлежит к Котельниковскому району Волгоградской области.
Причем интересно, что спустя почти сто лет, выходец из этой же станицы снова поднимет восстание против власти и звать его будут Емельяном Пугачевым.
Тимофей был крепким, предприимчивым, смелым и сильным, потому быстро обжился, женился на плененной им турчанке, выстроил красивый дом и завел троих отпрысков: Ивана, Степана и Фрола.
К тому времени его уже называли «домовитым», то есть он был уже довольно зажиточным, имел собственных лошадей и нескольких коров. Многие поговаривали, что заработал все это Тимошка не просто так, а занимаясь речным пиратством, но это опять же не имеет под собой документального подтверждения.
Средний сын Степан родился у него предположительно в 1630 году, так как при встречах со Стрейсом, ему уже как раз было около сорока.
Однако многие считают, что место и события описываются неправильно, а историк и инженер Александр Ригельман, который впервые озвучил подобные данные, просто ошибался.
Все дело в том, что станица Зимовейская возникает в источниках только в 1672 году, в то время как сам Степан Разин скончался в 1671-м, что ставит под сомнение его происхождение именно из этого поселения.
Русский историк Алексей Попов, еще задолго до Ригельмана исследовавший этот вопрос, считал, что родился будущий атаман разбойников в городке, под названием Черкасск, что ныне называется станица Старочеркасская Аксайского района, что в Ростовской области.
Той же версии придерживался русский историк более позднего периода В. Быкадоров в 1907 году. В народных песнях и преданиях звучат разные названия, от Раздора и городка Кагальницкого, до станицы Есауловской. Но чаще всего называется, конечно же, все тот же городишко Черкасск.
Путь донского казака и разбойника к восстанию
Многие интересуются, при каком царе Степан Разин творил свои беззакония или же действительно боролся за права народа на всевозможные свободы. Правил на то время второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович, сын Михаила Федоровича, получивший за покладистый и добрый нрав прозвище Тишайший.
Нужно сказать, что спокойным и тихим он бывал часто, но отлично знал военное дело и умел управляться с державой и собственной армией.
Теме не менее, вся его прозорливость и ум, все равно так и не подсказали ему, какой потенциал кроется в волжском пирате и казачьем атамане Степане Разине, отчего он долгое время и не обращал на регулярные грабежи никакого внимания.
Первые исторические сведения о Степане Разине относятся к 1652 году. На то время он уже был атаманом, так как вел переговоры с калмыками о заключении мира. Его самого, а также его старшего брата Ивана чрезвычайно уважало казачество, потому и выдвинули на руководящие должности.
- В 1661 году Стенька Разин, а вместе с ним и Федор Будан договариваются с калмыками о совместном походе на крымских татар и ногайцев.
- В 1663 году поход на ногайцев и татар был осуществлен. Вместе с донскими казачьими войсками были задействованы еще и запорожские, а также калмыки, что значительно увеличило шансы и они привезли богатую добычу из-под Перекопа.
- В 1665 году впервые возникла конфликтная ситуация по поводу братьев Разиных и власти. Во время русско-польской войны казаки хотели ненадолго вернуться к себе на Дон, чтобы проведать семьи и обеспечить их, однако командующий царскими войсками князь Юрий Долгоруков запретил им отлучаться.
Тогда упрямый Иван Разин взял свое войско и отправился восвояси, но рать Долгорукова догнала беглецов и брат Стеньки был на месте казнен за ослушание без суда и следствия.
Это трагическое событие оставило в душе Степана глубокий отпечаток, он искренне любил брата, уважал его и не желал прощать никому его смерть. Он не боялся смерти в бою, но расправу самодура-правителя без повода показалась ему неприемлемой.
Говорят, именно тогда в голове среднего Разина и засела мысль о мести за старшего брата, которую осуществить, пусть и не сразу, но ему все же удалось.
Победоносное восстание
Атаман Степан Разин прекрасно понимал, что ситуация накаляется ввиду принятия Соборного уложения от 1649 года, что практически полностью закрепостило крестьян. Они скопом ломанулись в бега, оседая на Дону, в Запорожье и других местах, где их не стали бы искать помещики и феодалы.
Новоприбывший автоматически становился казаком, однако ни дома, ни семьи, ни пожитков еще не имел, потому считался голытьбой.
Чтобы помочь таким беглецам обжиться и заработать, старожилы показывали и рассказывали, куда идти в походы и как поступать, а совместные вылазки сплачивали голытьбу, превращая ее в настоящую армию, покорную своему атаману, но неудержимую относительно противника.
В 1667 году неподалеку от Волго-Донской переволоки, а также городков Качалина и Паньшина, собралось около шести-восьми сотен казаков. Через недолгое время численность их возросла до двух тысяч. Военный поход, как акт неповиновения московскому правительству и лично князю и царю Тишайшему, расползался все дальше на Волгу, Яик, а также даже и в Персию.
- 15 мая, по рекам Камышинке и Иловле, разбойники Разина прошли до самой Волги, где чуть ниже Царицына ограбили суда патриарха Иоасафа. Не побрезговали они и кораблями гостя его Владимира Шорина. Но это никого не удивило, так как было характерно для казачьих налетов.
- В июне или июле 1667 года разинцы вышли за рамки обычных своих действий и умудрились разгромить на голову отряды высланных из Черного Яра стрельцов, под предводительством настоящего воеводы. Это были своего рода регулярные войска, потому попахивало настоящим конфликтом с властями. За этим последовало взятие Уральска, что ранее назывался Яицким городком. Тут решено было и перезимовать, так как лед встал на реках, толщиной в метр, а то и больше.
- В 1668 году отряды казаков Степана Разина вышли в Каспийское море. У персидского городка, с удивительным названием Решта, произошло тяжелое сражение с войсками шаха Сулеймана. Он даже решил заключить мир, но потом получил весточку от московских князей о том, что это воры и их нужно уничтожить. Тогда всех пленных перековали, а одного даже бросили на растерзание псам.
- В отместку шаху разинские казаки взяли Фарабат, разбили вокруг него хорошо укрепленный лагерь и снова переждали зиму.
- Ранней весной 1669 года они выиграли несколько битв на полуострове Миян-Кале, где погиб соратник и ближайший друг Стеньки Кривой.
Далее, неподалеку от Баку произошла битва у Свиного острова, в плен к Степану попали сын и дочь командующего персидским флотом. Именно эту девушку, скорее всего, в народной песне называют персидской княжной. После этого казаки вернулись на Дон к привычной жизни.
Крестьянская война под предводительством Стеньки Разина
Весной 1670 года, когда с рек сошел лед, атаман Степан Разин повел свои войска на Волгу и больше не прятался. Он рассылал «прелестные» письма, в которых обещал кров, еду, питье и всяческие «достатки» всем, кто желает служить ему верой и правдой и многие соглашались.
Он говорил, что не собирается свергать царя, но всех его должностных лиц, а в особенности ненавистного Долгорукова, он объявил изменниками и предателями.
Захватить удалось Самару, Царицын, Саратов и Астрахань, но 3 октября того же года в окрестностях Симбирска царские войска нанесли Разину сокрушительное поражение.
13 или 14 апреля 1671 года домовитые казаки, во главе с Корнилой Яковлевым, схватили Степана Разина и выдали его царским властям, вместе с его младшим братцем Фролкой.
Они были доставлены в Москву уже 2 июня и подвергнуты жесточайшим пыткам.
6 июня, не дав возможность ни распрощаться с родными, лишенного права покаяния, Степана Тимофеевича Разина четвертовали в Москве на Болотной, а по другим сведениям, на Красной площади.
Когда ему стали отрубать ноги и руки, младший хотел признаться во всем, то Стенька пресек его словами «Молчи, собака!», которые и стали для него последними.
Останки его надели на «пали» острые шесты и вступили у стен Кремля, чтобы иным неповадно было, а туловище и вовсе бросили собакам. Фрол во всем признался и это отсрочило его казнь. Но голова его была все равно отрублена, спустя четыре или пять лет.
Это не остановило крестьянских волнений, а воины Стеньки были полностью разбиты только 27 ноября 1671 года.
Личность предводителя донского казачества и народная память
Восстание Степана Разина не могло оставить равнодушными ни местные власти, ни западный мир, которого чрезмерно беспокоили торговые пути по Волге, более чем что-либо иное. Во время восстания и крестьянской войны в Англии, Нидерландах и Германии даже появились книги, зачастую пестрящие фантастическими подробностями о подвигах и походах Стеньки.
В 1674 году в Виттенбергском университете даже состоялась защита диссертации Иоганна Юстуса Марция, как раз на тему восстания Разина, коей сильно интересовался впоследствии Пушкин. Этот казак и атаман стал героем множества народных песен, преданий и баллад.
Современникам было свойственно превратить его образ в легенду, и советская пропаганда это всячески поддерживала.
Современный взгляд на историю восстания Разина несколько иной. Основными причинами провала его так удачно начавшейся миссии, можно считать плохую организацию и низкий уровень доверия и связи, разрозненность действий, крестьянское непонимание целей движения.
Ведь зачастую они ограничивались разграблением исключительно собственного помещика, на чем и успокаивались. До сих спорят историки и с определением, так как одни называют события тех лет крестьянской войной, а другие восстанием.
Советская идеология однозначно прославляла этого человека, немало не интересуясь ни его зверствами, ни собственным обогащением.
Память о народном герое Стеньке Разине и интересные факты
Этот удивительный человек, которого описывали как честного, волевого и справедливого, а по внешности красивого, серьезного и несколько мрачноватого, оставил действительно глубокий след в истории родной страны. Возможно, он не до конца понимал, за что борется, не знал, каких целей пытается достичь, но просто идя впереди, он поднял за собой тысячи людей.
Да и отомстить за брата ему удалось в полной мере, хотя для этого пришлось пожертвовать собственной. О нем писал Пушкин в своих стилизованных под народные «Песнях о Стеньке Разине».
О Степане писал Хлебников, Евтушенко и Цветаева, Логинов и Гиляровский и много кто еще.
В 1908 году было снято первое кино «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова, которое тоже было о нем, а Николай Афанасьев даже посвятил ему целую оперу.
- Интересно, что многотысячные клады Разина, которые по легенде у него и его казаков были, так никто и не нашел. Есть много мест, которые указывают, как место захоронения клада, к примеру, Бугор Стеньки Разина, Дурманная гора, села Печ и Михайловка. Однако ничего подобного на золото, слитки, монеты или украшения нигде обнаружено не было. Многие пытались и сейчас стараются найти клады Разина, но пока безрезультатно.
- Поход разинского воинства на персидские владения называют «походом за зипунами». Сперва шах Сулейман, опасаясь, что казаки действуют по приказу царя и видя их мощь, одарил их щедрыми подарками. Впоследствии они сами захватили город и привезли на Дон кучу персидского добра. Именно потому эту вылазку и назвали таким интересным образом.
- История с персидской княжной, которую Стенька якобы из ревности бросил в пучину речную, достаточно темная. В том же персидском походе он захватил сына и дочь командующего флотом. Мальчика он подарил Прозоровскому, а девушку взял себе в наложницы или любовницы. Считается, что однажды он решил ублажить духа реки, что дал ему много богатств и подвигов, и потому бросил ее в воду.
Историк и путешественник Стрейс, которому удалось увидеть Стеньку своими глазами, пишет свою версию произошедшего. Он говорит, что княжна была всем хороша, одета в богатые одежды, приветлива, скромна и очень красива.
Однако, по всей видимости, атаман Степан Разин на то время был женат и имел деток, потому привести домой зазнобу никак не мог, опасаясь гнева благоверной. Но и отдавать кому-то такой бриллиант он не желал, потому и решил просто бросить ее за борт.
Причем не исключено, что девушка, хорошо умеющая плавать, вполне могла добраться до берега и выжить.
Источник: https://perstni.com/magazine/biografii/kto-takoy-kazak-stenka-razin-kratkaya-biografiya-revnivogo-razboynika-i-rechnogo-pirata.html
Биография Степана Разина
Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671) – известный донской казак и предводитель наиболее крупного восстания на территории России.
Детство
Данных о детстве Степана Тимофеевича крайне мало. Из сочинений нидерландского путешественника Стрейса известно, что родился Разин приблизительно в 1630-м году, так как на момент встречи с мореплавателем мужчине, по мнению Стрейса, было около сорока лет.
Место рождения будущего бунтовщика тоже доподлинно неизвестно. Тем не менее доминирующей является версия о том, что родился он в станице Зимовейской (впоследствии именовалась Пугачевской и располагалась на территории Волгоградской области).
Присутствуют в истории и версии о том, что родиной является Черкасск. Об этом впервые заявил ученый и историк Ригельман, утверждая, что Зимовейск был впервые упомянут в летописях только спустя год после смерти Степана.
Что же касается Черкасска, версия о нем была подтверждена не только Ригельманом, но и другим донским историком Быкадоровым.
Если же говорить о народных преданиях и поверьях, то родиной Стеньки Разина в разное время называли станицу Раздоры, а также деревеньки под названием Есауловская и Кагальницкая. Однако подтвержденных данных о том, что Разин родился именно там, пока не найдено. К слову, сведений о том, кем были его родители и чем они занимались, также обнаружено не было.
Юность
О том, как развивалась судьба Разина, становится известно, согласно рукописям лишь к 1652 году. На тот момент Степан и его старший брат Иван уже командуют несколькими отрядами донских казаков и имеют немалый авторитет на принадлежащих им территориях (они, к слову, были огромны).
В 1661 году, заручившись поддержкой другого видного атамана – Фёдора Будана, – Степан вместе со старшим братом начинает выступление против крымских татар и ногайцев.
Между враждующими кланами происходит двухдневное сражение, после чего уполномоченный Иван заключает мир и отводит отряды обратно на родную территорию.
В это же время князь Долгоруков посылает своего посла к Разиным для того, чтобы напомнить им об обязательном несении воинской службы на реке Дон. Напоминание царской администрации лишь разжигает стремление казаков к независимости, о чем и сообщает возвратившийся к князю посол. В ответ Долгоруков приказывает своему отряду арестовать и казнить одного из главных казаков.
По версии ученых, им должен был оказаться сам Степан Разин, однако не переговорах в дискуссии яро проявлял инициативу Иван, в результате чего посланный отряд решил казнить не того главаря. Потеря брата стала серьезной причиной для Разина и дальше не подчиняться царской власти, и даже больше – стремиться сделать казаков независимыми от любых царских указов и повелений.
Восстание Степана Разина
В 1649 году было принято так называемое Соборное уложение, по которому крестьяне становились еще более зависимыми от своих помещиков. В результате начало расти недовольство, выливающееся в частые побеги подневольных на казачью территорию.
Однако из-за того, что беглые крестьяне не обладали ни собственным имуществом, ни жильем на территории донских казаков, они принадлежали не к «старожилам», а к голытьбе, которая ежедневно пополнялась десятками новоприбывших недовольных крестьян.
И, естественно, в поисках пропитания голытьба всё чаще совершала разбойничьи нападения на села и города, обирая тех же помещиков.
Ситуация с разгорающимся недовольством со стороны подневольных была лишь на руку Разину и другим донским казакам.
Они всё чаще снабжали голодных и злых крестьян оружием, советовали наиболее уязвимые места для атак и ждали, пока «войско» станет представлять серьезную угрозу для царской администрации.
К 1667 году отряд самих казаков насчитывал около двухсот человек, не считая многотысячной армии из голытьбы, которая почитала Стеньку Разина и готова была разорвать царей и князей в клочья, чтобы оказаться на долгожданной свободе.
15 мая 1667 года началось знаменитое восстание Степана Разина. Войско под командованием казаков вышло к Волге и ограбило несколько торговых судов, приняв к себе всех тех крестьян, которые были на борту подневольными.
По мнению библиографов, вплоть до зимы того же года восстание носило лишь разбойничий характер и ничуть не отличалось от многочисленных казачьих набегов в прошлом.
Но к зиме Стенька Разин успешно разгромил отряд стрельцов Беклемишева, а затем взял с боем Яицкий городок, что могло означать лишь одно – восстание обрело антиправительственный характер и грозит свержением существующей власти.
В 1669 году казаки, несмотря на проведение многодневных боев, выигрывают несколько сражений. Находясь около Свиного острова, они встречаются с войсками Мамед-хана Астаринского, с которым и вступают в схватку, позже наименованную «Боем у Свиного острова».
Сефевиды, мнившие себя отличными стратегами, сцепили свои корабли цепями, для того чтобы максимально быстро и без потерь взять весь казачий флот под контроль.
Однако Стенька Разин, почувствовав, что именно в этом и кроется ошибка противника, приказал потопить флагманский корабль Мамед-хана, влед за которым пошли ко дну остальные суда.
В качестве трофея Разин берет в заложники дочь и сына шаха, которых публично бросает с корабля после потопления Сефевидской армады.
Крестьянская война
В 1670 году Степан Тимофеевич отваживается на еще один военный поход. В отличие от предыдущего, который до последнего момента держался под строжайшим секретом, этот, наоборот, сразу же обретает публичный характер.
Идя по деревням и селам, Разин открыто призывает народ к восстанию и освобождению от крепостной власти, при этом заявляя, что его конечной целью не является свержение существующего правителя Алексея Михайловича (тем не менее противником всей власти он себя всё-таки объявляет).
Призывы приводят к тому, что во многих селах и станицах начинаются смуты, появляются последователи Разина (в частности, Алёна Арзамасская), которые хотят поскорее обрести свободу и волю.
После успешной агитации, Стенька штурмом берет Самару, Царицын, Астрахань и Саратов, намереваясь добавить к ним и город Симбирск. Однако последний становится для него непреодолимой крепостью, поэтому осенняя осада проваливается.
В это же время на восстановление порядка царь посылает 60-тысячное войско, которое после непродолжительной схватки наносит серьезный урон казакам и сильно ранит самого Разина. Того увозят в Кагальницкий город, где военачальник планирует оправиться и заново броситься на противника.
Но его судьба определяется другим казаком – Корнилой Яковлевым, который, побоявшись гнева со стороны царя на всех его соплеменников, решает похитить Разина и сдать его на царский суд.
Последние дни жизни
2 июня 1671 года Степана Разина доставляют в Москву, где ему через час выносят смертный приговор путем четвертования. Параллельно с ним осуждают и его младшего брата Фрола.
6 июня того же года на Болотной площади при огромной толпе Степана Разина подвергают сперва пыткам, а затем отсекают голову. Всё это проводится на глазах Фрола, который, не выдержав увиденного, кается в содеянном и просит помилования. Это продлевает его жизнь ровно на пять лет: в 1676 году его казнят там же, на Болотной площади.
Источник: https://stories-of-success.ru/stepana-razina
РАЗИН, СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ
Содержание статьи
- ПРИЛОЖЕНИЕ.«ПРЕЛЕСТНЫЕ ГРАМОТЫ» СТЕПАНА РАЗИНА
РАЗИН, СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ (ок. 1630–1671) – предводитель Крестьянской войны 1670–1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.
Родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем – его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.
В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662–1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.
В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел.
, отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «поход за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства». «Ватага» быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах.
Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске «воровское полчище» и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.
Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками.
Всех, кто встречался его «ватаге» и не хотел идти с нею, распоряжался «жечь огнем и заколачивать до смерти». Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных.
Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».
В 1667–1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент.
Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль.
Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.
В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе «со товарищи» крепость на острове – городок Кагальник. На нем разинская «ватага» и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.
В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем».
Летом 1670 поход превратился в мощную крестьянскую войну. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превращал похода в событие, получившее благословение церкви и власти.
Под Симбирском в октябре 1670 Степан Разин был ранен, ушел на Дон. Там его вместе с братом Фролом 9 апреля 1671 «домовитые казаки» во главе в Корнилом Яковлевым выдали властям.
Привезенный в Москву, Степан был допрошен, пытан и четвертован 6 июня 1671.
Образ Разина вдохновил В.И.Сурикова на написание полотна Степан Разин (1907, Русский музей). Разина запечатлела народная память в названии утеса, урочищ на Волге. Его личность отображена в романах С.Злобина (Степан Разин), В.Шукшина (Я пришел дать вам волю…).
Наталья Пушкарева
ПРИЛОЖЕНИЕ.«ПРЕЛЕСТНЫЕ ГРАМОТЫ» СТЕПАНА РАЗИНА
1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить.
И мои казаки како промысь станут чинить, и ва[м] бы итигь к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в по[л]к к моим казакам.
2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве.
Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича (т), и за благоверных царевичев, и за веру православных християн.
А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет.
А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск.
А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть.
А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.
3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску.
Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.
И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.
Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет.
А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/RAZIN_STEPAN_TIMOFEEVICH.html
Краткая биография Степана Разина самое главное
Казак Степан Тимофеевич Разин вошел в историю как борец за свободу. Рожден он был в 1630 году. Отец его был казаком состоятельным и влиятельным. О месте рождения Степана ведутся споры. Одни историки считают местом его появления на свет станицу Зимовейскую, другие – город Черкасск.
Характером он отличался свободолюбивым и упрямым. Среди донских казаков занимал он место почетное и пользовался их уважением. Были у него еще два брата – Иван, который был казнен, и Фрол, который позже будет участвовать с ним в повстанческом движении.
Походы Степана Тимофеевича
В 1662 году Разин возглавил войско казаков, участвующее в военном походе на османов и крымчан. А в 1663 он выступал против татар. Несколько раз ездил Степан в Москву в качестве посла. Участвовал и в переговорах с калмыками, так как владел их языком.
Оба брата его, так же, были командирами войск. И, после казни Ивана, Разин сильно озлобился на аппарат царской власти. Он не имел ничего против царя Алексея Михайловича, находившегося тогда у власти. Но считал Степан, что окружают его тираны и предатели.
Этот период ознаменовался ужесточением феодальной власти и усугублением положения крепостнического сословия. Были повышены сроки поиска беглых крестьян. Страну периодически охватывали волны бунтов.
Их подавляли. А зачинщиков и участников жестоко наказывали. Крепостничество стало наследственным.
И в таком положении народа видел виноватыми Степан воевод, бояр и церковнослужителей, занимавших высокое положение.
И вот в 1667 году он собирает войско для похода на Волгу. Там он блокирует путь торговым движениям. Были разграблены караваны, освобождены каторжники. Такое положение там продлилось до 1669 года.
Восстание под предводительством Разина
В Кагальницком занялся Степан, после завершения грабительского похода, формировкой войска повстанцев.
Подтягивались туда к нему и казачьи атаманы, и беглые крепостные – все те, кто был недоволен своим положением. А в 1670 война с правящей верхушкой началась.
Повстанцы занимали города, в числе которых оказались Астрахань, Царицын и другие. Свергалась казаками правящая верхушка и устанавливались там ими свои порядки.
Но, через год таких действий, ход войны нарушили мятежи в самом казачьем войске. Этот же год и ознаменовался взятием царскими властями Степана. Его казнили, отрубив голову. Произошло это 2 июня 1771 года.
7, 8 класс
Краткая биография Степана Разина
Степан Разин родился в 1630 году в семье казака Тимофея Разина. Мать его была турчанкой, привезённой его отцом из военного похода. Она родила Тимофею трёх сыновей. Степан был их средним сыном. Так же, как и отец, сыновья поступили на службу.
Грамоты Степан не знал, но были у него дипломатические способности. Если нужно с кем-то договориться, посылали Степана. Также он отличался храбростью и смекалкой. Не зря ещё молодым казаком выбрали его атаманом.
Вместе со своими казаками ходил он на Перекоп воевать с крымскими татарами. Ряды казаков постоянно пополнялись беглыми крестьянами. Их принимали в казаки, но не было у них ни дома, ни семьи. Тогда они сбивались в отряды и плавали по Волге, занимаясь грабежом.
После таких походов они делились награбленным добром с коренными казаками, так как те снаряжали эти воровские походы.
На такие воровские походы царские воеводы смотрели сквозь пальцы. Но случилась беда в семье Тимофея Разина. Его старший сын Иван в 1665 году участвовал в войне с поляками. Измотанные кровопролитными сражениями, казаки под предводительством Ивана Разина решили вернуться на Дон, чтобы отдохнуть и набраться сил.
Разгневанный воевода Юрий Долгоруков повелел казнить Ивана и его ближайшее окружение, обвинив их в дезертирстве. Вот тогда и поклялся Степан отомстить царским воеводам за смерть брата. В 1667 году он собрал больше 2000 казаков и отправился с ними по Волге. Казаки грабили купеческие суда, нападали на отдельные сёла.
Степан Разин считал, что воеводы, попы, купцы грабят простой народ, отбирают у них последнее. Перезимовав в станице уральских казаков, Степан со своей дружиной отправился к Каспийскому морю. По дороге они продолжали нападать на купеческие и посольские корабли.
Разгневанные воеводы слали жалобы царю с просьбой остановить казачий произвол.
В Каспийском море возле Свиного острова на казаков напала персидская флотилия. Чтобы окружить их корабли, командующий персидским флотом приказал сцепить каждый из своих кораблей цепью. Тем самым вынес своему флоту смертный приговор.
Казаки не сделали попыток вырваться из этого кольца. Они просто уничтожили флагманский корабль, который, потонув, потянул все остальные корабли на дно Каспийского моря.
Одержав эту победу, казаки вернулись в Астрахань, а потом дальше, на Дон.
А волнения в Российском государстве продолжались. Узаконивание крепостного права царём Алексеем Фёдоровичем Романовым привело к обнищанию простого народа. Большинство беглых крестьян примыкало к казакам. Восстания вспыхивали один за другим.
Степан Разин со своим войском опять двинулся на Волгу. Его целью не было свержение царя. Всю вину за нищенскую и бесправную жизнь народа он возложил на воевод и на их окружение.
Поэтому они продолжали нападать на торговые суда, грабили богатые поместья, убивали представителей власти, а документы сжигали.
Весной 1670 года вся нижняя и средняя Волга была охвачена восстанием, которое историки назовут Крестьянской войной. Чтобы подавить народное волнение, кроме царских солдат, были привлечены наёмники с Польши и Прибалтики.
Восстание крестьян было разгромлено. Разин с ближайшими соратниками скрылся в Астрахани.
Но богатые казаки, боясь ответственности за эти волнения, напали на город и выдали Степана Разина и его младшего брата Фрола царским воеводам.
В июне 1681 года после жестоких пыток Степана Разина четвертовали на Базарной площади в Москве.
7 класс, 8 класс
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Вавилов Николай Иванович↑ БиографииДойл Артур Конан →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/razin-stepan
Разин Степан Тимофеевич
Государственный деятель Бенито Муссолини
Весь уклад Руси XVII века — свирепость законов, бесправие народа, закрепление кабалы крестьян, — все давало пищу для народного недовольства.
Городки и села были обнесены бесчисленными повинностями, более того, любые народные промыслы и ремесла были обложены множеством разнообразных пошлин.
Корыстолюбие воевод и произвол чиновников увеличивали тягостное положение народа.
В русском судопроизводстве все зависело от произвола властей. Осужденные или обобранные чиновниками люди бежали к вольным казакам, им сочувствовали и в них видели надежду.
В 1665 году князь Юрий Долгорукий был в походе против поляков. В его войске имелись отряды донских казаков. Наступала осень. Атаман одного из казачьих отрядов, Разин, явился к князю, ударил челом и попросил отпустить донцов на вольный Дон. Князь приказал ему остаться на службе.
Никто из ратных людей не смел уходить со службы без разрешения начальника, но казаки даже на службе считали себя вольными людьми. Атаман самовольно ушел со своей станицей, но их догнали, и Долгорукий осудил атамана на смерть. У него было двое братьев. Степан, или Стенька, и Фрол, или Фролка.
Они видели, как повесили старшего брата.
В. И. Суриков. «Стенька Разин»
Неизвестно, ушел ли Стенька тотчас же или дослужил положенный срок, но в следующем году он решил не только отомстить за брата, но и задать страху всем боярам и знатным людям Московского Государства, которых казаки вообще терпеть не могли.
Стенька посадил на 4 струга свою ватагу и в апреле поплыл вверх по Дону. По пути ватага грабила богатых казаков и разоряла их дома.
Между рек Тишини и Иловни Стенька выбрал высокое место и там заложил свой стан.
«Стоит Стенька на высоких буграх, а кругом его полая вода: ни пройти, ни проехать, ни проведать, сколько их там есть, ни языка поймать никак не можно, а, кажись, человек тысячу будет, а, може быть, и поболе».
В скором времени по Царицыну разнесся слух, что на Дону собираются казаки-воры и хотят перейти на Волгу, напасть на Царицын, взять там суда и поплыть вниз по Волге. Это оказалось не пустым слухом.
Вскоре «воровское полчище» снялось со своего стана и перешло на Волгу. Войско Степана Разина было разделено на сотни и десятки; над сотней начальствовал сотник, над десяткой — десятник.
Сам Разин был над ними атаманом.
По весне ватага Разина начала грабить караваны. Грабил атаман с причудливой жестокостью: иного без причины убьет, другого без причины пощадит; в одном месте все заберет, в другом — ничего не тронет. Добыв судовых ружей и набрав припасов, Разин направился по воде к Царицыну.
Город сдался без единого выстрела. В последних числах мая Стенька направился к Яику. У него было 30 стругов и до 1300 человек войска, — хитростью он захватил Яик и казнил 170 человек.
Там же он пополнил войско из местного населения, тех же, кто не хотел идти с ним, Стенька «жег огнем и заколачивал до смерти».
Б. М. Кустодиев. «Степан Разин»
Морем казаки направились к берегам Дагестана. Казаки безжалостно издевались над дагестанскими татарами — сжигали села и деревни, убивали жителей, разоряли их имущество. Так достигли они Баку, здесь им удалось разорить город, перебить множество жителей, набрать пленных и потерять не более семи человек убитыми и двух ранеными.
Тем временем в Персии построили флот, чтобы утихомирить Стеньку. Завязалась битва. Персидские суда были потоплены и взяты в плен, только три судна ушли с ханом, но казаки полонили его сына и красавицу дочь. Стенька взял себе в жены царевну-персиянку. Однако победа досталась казакам нелегко — в морской битве около 500 человек были убиты.
Нужно было возвращаться на Дон.
Казаки возвращались по Волге обратно через Астрахань. Астраханское начальство готовилось встретить казаков гораздо милостивее, чем следовало по заслугам.
Воеводы заранее выправили от имени царя грамоту, которая давала прощение казакам, если они принесут повинную.
Получалось так, что Стенька некоторым образом отплатил Персии за оскорбления, нанесенные России, Россия же не нарушила соглашения с Персией, а разорение ее берегов свалила на своевольных казаков.
Стенька с верными своими сподвижниками прибыл в Астрахань и в приказной избе положил, в знак послушания, свой бунчук — символ власти. Казаки отдали властям пять медных и 16 железных пушек, отдали ханского сына, одного персидского офицера и трех персидских вельмож.
Сказания говорят, что Стенька, в порыве своей преданности великому государю, говорил, что казаки преподносят его царскому величеству острова, которые завоевали саблей у персидского шаха.
Отправившись на Дон, Разин выбрал место между Кагальницкой и Ведерниковской станицами, на острове. Там устроил он городок Кагальник и приказал обнести его земляным валом. Казаки построили себе земляные избы.
Степан Разин бросает персидскую царевну в Волгу
Повсюду разнеслась молва о его славе; отовсюду бежала к нему голытьба; бежали к нему казаки верховных станиц и с Волги гулящие люди; дошла его слава и до Украины. Через месяц в войске его было 2700 человек. Он был щедр и приветлив, оделял бедных и голодных. Его называли батюшкой, считали колдуном, верили в его ум, силу и счастье.
Он никого не грабил, и это было гораздо страшнее.
«И приказывает Стенька своим казакам беспрестанно, чтоб они были готовы, а какая у него мысль, про то казаки ведают, но молчат». Стенька говорил, что настало время идти против бояр, и звал войско с собой на Волгу. Бояр ненавидели многие, но имя царя было священным. Стенька пошел дальше всех — он сделался врагом церкви.
«На что нужны церкви? К чему вам попы? — говорил Стенька. — Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева да попляшите вокруг него — вот и повенчались!»
В мае Стенька поплыл вверх по Дону к Царицыну и взял его штурмом.
Горожанам он говорил: «Мы бьемся против изменников-бояр, за великого государя!»
Астраханские воеводы начали собирать войско против бунтовщика. На этот раз в войске у Разина было уже от 8 до 10 тысяч сабель.
Стенька приближался к Астрахани, и зловещими предзнаменованиями грозила природа. Пошли проливные дожди с градом; наступил холод, а в небе радужным цветом играли три столпа — наверху их были круги, наподобие венцов.
«Быть беде! Быть гневу Божию!» — говорили люди.
С помощью астраханских предателей Стенька без потерь взял город Астрахань.
441-го человека приказал казнить Разин, одних рубили мечом, других бердышами, иных закалывали копьями. Мимо церкви до самой приказной избы текла рекой кровь человеческая.
С. А. Кириллов. «Степан Разин»
Астрахань была обращена в казачество, жителей Разин заставил совершить обряд присяги «великому государю и атаману Степану Тимофеевичу, войску служить и изменников выводить».
Следующей добычей Разина стал Саратов. Таким образом в первых числах сентября Стенька дошел до Симбирска.
Агенты Разина рассеялись по Московскому Государству, достигали они берегов Белого моря, прокрадывались в столицу. В своих воззваниях и речах Стенька извещал, что идет истребить бояр, дворян, приказных людей, искоренить всякую власть, установить во всей Руси казачество и учинить так, чтоб всяк всякому был равен.
Поправший церковь и верховную власть, Разин тем не менее сознавал, что в русском народе к ним сохраняется уважение, и решил прикрыться личиной этого уважения.
Он изготовил два судна: одно было покрыто красным, другое — черным бархатом. О первом он распространил слух, будто в нем находится сын Алексея Михайловича, царевич Алексей, умерший в том же году 17 января, якобы убежавший от злобы бояр.
В другом судне находился низверженный патриарх Никон.
Под Симбирском Стенька впервые потерпел поражение. Это уронило его в глазах народа. В продолжении зимы мятеж Разина был задушен воеводами.
Титульный лист диссертации И. Ю. Марция «Стенко Разинъ Донски козакъ изменникъ id est Stephanus Razin Donicus Cosacus perduellis» (Виттенберг, 1674)
Неизвестны подробности ареста атамана. В государевых грамотах говорится об этом по-разному: в одной — что Стенька был связан цепью железной донскими казаками, которые выдали его царским войскам «от злоб своих», в другой — что Стенька был схвачен обманом.
Стенька и Фролка были привезены в Черкаск.
Предание говорит, что казаки очень боялись, чтоб Стенька не ушел из неволи: уверяли, что он был чернокнижник; никакая тюрьма не удержала бы его, никакое железо не устояло бы против ведовства.
Поэтому его сковали освященною цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только сила святыни уничтожит его волшебство. В конце апреля обоих удалых братьев повезли в Москву.
История жизни Степана Тимофеевича Разина
4 июня по Москве распространилась весть, что казаки везут Стеньку. Толпы народа посыпали за город смотреть на чудовище, имя которого столько времени не сходило с уст всего русского люда. За несколько верст от столицы поезд остановился.
Стенька все еще был одет в свое богатое платье; там с него сняли богатые одежды и одели в лохмотья. Из Москвы привезли большую телегу с виселицей. Тогда Стеньку поставили на телегу и привязали цепью за шею к перекладине виселицы, а руки и ноги прикрепили цепями к телеге.
За телегою должен был бежать, как собака, Фролка, привязанный цепью за шею к телеге.
В такой триумфальной колеснице въехал атаман воровских казаков в столицу московского государя, которую он грозил сжечь дотла.
Он следовал с хладнокровным видом, опустив глаза, как бы стараясь скрыть, что у него было на душе. Одни смотрели на него с ненавистью, другие — с состраданием.
Без сомнения, были и такие, кто желали бы иного въезда этому человеку, бывшему столько времени идолом черни.
Их привезли прямо в Земский приказ, и тотчас начали допрос. Стенька молчал.
Его повели на пытку. Первой пыткой был кнут — толстая ременная полоса в палец толщиной и в пять локтей длиною.
Преступнику связывали назад руки и поднимали вверх, потом связывали ремнем ноги; один палач садился на ремень и вытягивал тело так, что руки выходили из суставов и становились вровень с головою, а другой палач бил по спине жертвы кнутом. Тело вздувалось, лопалось, открывались язвы, как от ножа.
Стенька получил таких ударов около сотни, и уж, конечно, палач не оказывал сострадания к такому подсудимому. Но Стенька не испустил стона. Все, стоявшие около него, дивились его выдержке.
Стенька Разин. Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года
Тогда ему связали руки и ноги, продели сквозь них бревно и положили на горящие уголья. Стенька молчал.
Тогда по избитому, обожженному телу начали водить раскаленным железом. Стенька молчал.
Ему дали роздых и принялись за Фролку. Более слабый, он от боли начал вопить.
«Экая ты баба! — сказал Стенька. — Вспомни наше прежнее житье; долго мы прожили со славой, повелевали тысячами людей: надобно теперь бодро переносить и несчастье. Что, это разве больно? Словно баба уколола!»
Стеньку принялись мучить другой пыткой. Ему обрили макушку и оставили виски.
«Вот как! — сказал Стенька брату. — Слыхали мы, что ученым людям венцы на голову кладут, а мы, брат, с тобой простаки, да нам такую почесть воздают!»
Ему начали лить на макушку по капле холодной воды. Это было мучение, против которого никто не мог устоять; самые твердые натуры теряли присутствие духа. Стенька вытерпел и эту муку и не издал ни одного звука.
Все тело его представляло безобразную, багровую массу волдырей. С досады, что его ничто не донимает, начали Стеньку колотить со всего размаха по ногам.
Â
Стенька молчал.
Предание говорит, что, сидя в темнице и дожидаясь последних смертных мучений, Стенька сложил песню и теперь повсюду известную, в которой он, как бы в знамение своей славы, завещал похоронить его на распутье трех дорог земли русской:
«Схороните меня, братцы, между трех дорог:
Меж московской, астраханской, славной киевской;
В головах моих поставьте животворный крест,
Во ногах мне положите саблю вострую.
Кто пройдет, или проедет — остановится,
Моему ли животворному кресту помолится,
Моей сабли, моей вострой испужается:
Что лежит тут вор удалый добрый молодец,
Стенька Разин Тимофеев по прозванию!»
6 июня 1671 года его вывели на лобное место вместе с братом. Множество народа стеклось на кровавое зрелище. Прочитали длинный приговор, где изложены были все преступления обвиненных.
Стенька слушал спокойно, с гордым видом. По окончании чтения палач взял его под руки.
Стенька обратился к церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), перекрестился, потом поклонился на все четыре стороны и сказал: «Простите!»
Его положили между двух досок. Палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Стенька при этих страданиях не издал ни одного стона, не показал знака, что чувствует боль.
Он, по словам современника, как будто хотел показать народу, что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием.
Ужасные истязания брата окончательно лишили мужества Фролку, видевшего то, что ожидало его самого через несколько минут.
«Я знаю слово государево!» — закричал он.
«Молчи, собака!» — сказал ему Стенька.
То были последние его слова. Палач отрубил ему голову. Его туловище рассекли на части и насадили на колья, как и голову, а внутренности бросили собакам на съедение.
Источник: https://tunnel.ru/post-razin-stepan-timofeevich