Система советской власти в 20-40-е года xx века

Советское государство 30-40-е гг. XX века

Описание: Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. на XVII съезде партии позиции Сталина окончательно укрепились. XVII съезд коммунистической партии объявил что главная цель построение социализма достигнута.

Дата добавления: 2014-07-07

Размер файла: 12.39 KB

Работу скачали: 8 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция 9. Советское государство 30-40-е гг. XX в.

  1.  Деформация политической системы и государственного аппарата.
  2.  Реконструкция народного хозяйства.

1. Тоталитарная система власти сложилась в СССР на рубеже 20—-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918г., когда РКП(б)—ВКП(б) стала единственной правящей партией в стране. 

К 30 годам партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

 В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов.

Обратите внимание

 Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавший места в партийных, советских, военных, хозяйственных и репрессивных органов.

Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти.  После ликвидации внутрипартийных оппозиций, 1934г. на XVII съезде партии, позиции Сталина окончательно укрепились.

 К этому времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливается уголовная ответственность для семей репрессированных. 1935г.

 сторонники Сталина занимают все ключевые посты государства. 

XVII съезд коммунистической партии объявил, что главная цель- «построение социализма» достигнута. Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии (И.В. Сталина), ставшего одновременно главой государства, стало характерным признаком советской государственно-политической системы вплоть до середины 50-х годов.

2.  Сталин и его окружение объявили 1929г. годом великого перелома, был взят курс на форсирование темпов коллективизации и индустриализации.

В июне 1929г. началась массовая коллективизация сельского хозяйства. Была объявлена политика ликвидации кулачества как класса. Реализация этой политики нанесла серьезный удар по экономике сельского хозяйства.

 Были репрессированы тысячи кулаков, середняков и членов их семей. Коллективизация проходила с нарушением принципа добровольности в отношении крестьян, которые не хотели вступать в колхозы. К осени 1929 г.

 заготовительная кампания приняла насильственный характер, а рыночные механизмы были сломаны.

Важно

В ноябре 1929г. Пленум ЦК ВКП (б) постановил решить вопрос о сроках коллективизации. В январе 1930г. специальная комиссия Наркомзема разработала график коллективизации. В соответствии с этим графиком на Северном Кавказе, в Нижнем и Среднем Поволжье коллективизация должна была завершиться к осени 1930г. Другие районы планировалось коллективизировать к концу 1931г.

На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования была признана сельскохозяйственная артель.

Итоги коллективизации были закреплены в двух актах —Примерных уставах сельскохозяйственной артели (1930 и 1935 гг.).

Государство контролировало размеры посевных площадей и урожаев. Открытие колхозных рынков ставилось в зависимость от результатов выполнения обязательных государственных заготовок. Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам при СНК.

В 1932г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чистка госаппарата в связи с актами «саботажа хлебозаготовительной работы» ситуация усугублялась массовым голодом в ряде районов страны.

В начале 1935г. на II съезде колхозников было провозглашено, что 99% всех обрабатываемых земель в стране стали социалистической собственностью. 

На XIV  съезде коммунистической партии был провозглашен курс на индустриализацию. Быстрыми темпами шло развитие промышленности. Главным инструментом управления экономикой стало планирование. В 1929г. был принят первый пятилетний план развития. В 1933г. было заявлено, что пятилетний план  выполнен досрочно. Рыночную экономику заменила административно-командная система.

С 1929г. усилились тенденции к централизации в управлении промышленностью. Региональные власти утрачивали свои права в области управления местной промышленностью. Устраняются элементы хозрасчета, усиливается налоговое бремя на частные предприятия, ликвидируются концессии.

Совет

В 1927г. реформированию подвергся ВСНХ. Вместо единого центрального управления государственной промышленностью образовывались отраслевые главные управления, на которые и опиралось планово-экономическое управление. 

В 1934г. на XVII съезде партии были сформулированы основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений и т. п.

Вместо функциональной системы управления экономикой устанавливалась производственно-территориальная система, при которой усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.

Основным итогом формирования командно-административной системы стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых инструментов хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

Литература и источники: 

1.  Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О.И. Чистякова. –М., 1997.

2.  Исаев И.А. История государства и права России. –М. : Юрист, 2005.

   3. История отечественного государства и права. Ч. 2 / под. ред. О.И.Чистякова. –М.: Юрист, 2001.

4. Курицын В.М. История государства и права России. 1929 –гг. Учебн. пособие для высшей школы. –М., 1998.

Источник: http://refleader.ru/polatypolbew.html

Тема 17. СССР в 20-40 годы XX века. СССР во Второй мировой войне (1939-1945) и Великой Отечественной войне (1941-1945)

Понятия и термины: СССР (Союз Советских Социалистических Республик), НЭП (Новая экономическая политика), продналог, индустриализация, пятилетка, коллективизация, раскулачивание

СССР в 20-30 годы XX века

 После окончания гражданской войны, в мирной обстановке продолжилось строительство социалистического государства. Большевики во главе с В. И. Лениным провели экономические, социальные и политические реформы. Была введена новая экономическая политика (НЭП), которая позволила вывести страну из постреволюционного кризиса.

В 1922 году был образован СССР (Союз Советских Социалистических Республик). В. И. Ленин являлся одним из основателей Советского государства. Процесс образования СССР продолжался с 1922 по 1940 г.

За это время большевикам удалось собрать заново почти все части распавшейся царской империи, за исключением Польши и Финляндии. В конечном итоге Советский Союз объединил 15 республик с государственным статусом.

 В 1924 году умер В.И. Ленин. Во главе правящей партии стал Иосиф Сталин (Джугашвили). Он был у власти с 1922 по 1953 годы. Во время его правления за короткий срок была проведена индустриализация (создана тяжелая промышленность).

Обратите внимание

В конце 30-х годов СССР вышел на 2-е место в мире после США по объему промышленной продукции. В 30-е годы в СССР была создана командно-административная система управления хозяйством. Была проведена коллективизация в сельском хозяйстве: созданы колхозы (коллективные хозяйства по совместной обработке земли).

Ликвидирована безработица и неграмотность. Ценой огромных жертв и страданий людей страна вышла на новый уровень экономического развития. Это позволило подготовиться к грядущей войне с гитлеровской Германией. В начале 1939 года стало ясно, что мир стоит на пороге новой мировой войны.

В августе 1939 года СССР заключил договор с Германией о ненападении, но этот договор был нарушен Германией.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие мероприятия провела Советская власть после окончания гражданской войны?

Задания (с привлечением текста для доп. изучения)

1. Слушайте, читайте, поставьте вопросы к словам и словосочетаниям:

конец – окончание – кончиться

занятие – заниматься – заниматься предпринимательством

нация – национальный – национально-государственное устройство

декларация – декларировать

пропаганда – пропагандировать

индустриализация – индустриальная страна

коллективизация – коллективное хозяйство – колхоз

грамотность – безграмотность – безграмотный человек

безработица – безработный человек.

Источник: https://studopedia.net/4_19880_tema–sssr-v—godi-XX-veka-sssr-vo-vtoroy-mirovoy-voyne—i-velikoy-otechestvennoy-voyne–.html

Политическая ситуация в Советской России в 20-ые годы XX века. Борьба за власть в ВКП(б) и государстве

Итоги внутренней политики начала 20-х годов.

Нэп обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введения первые успехи сменились новыми трудностями.

Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

Необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь, тяжелой промышленности. Приоритет промышленности над сельским хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики.

На промышленные товары сбытовые цены искусственно завышались, закупочные цены на сырье и продукты занижались («ножницы» цен). Сложность налаживания нормального товарообмена между городом и деревней порождало также неудовлетворительное качество промышленной продукции. Осенью 1923 г.

разразился «кризис сбыта», затоваривание дорогими и плохими промтоварами, которые население отказывалось покупать. В 1924 г. к нему добавился «кризис цен», когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке.

Попытки заставить крестьян сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания (в Амурской области, Грузии и других районах). В середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья.

Это снизило возможность экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей.

Важно

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания нэпа.

Новое направление внутренней политики вызывалось стремлением разрешить все экономические и социальные трудности одним ударом, не вырабатывая механизма взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов хозяйства.

Свою неспособность преодолеть кризисные явления хозяйственными методами и использование командно-директивных сталинское руководство партии объясняло деятельностью классовых «врагов народа» (нэпманов, кулаков, агрономов, инженеров и других специалистов).

Это служило основанием для развертывания репрессий и организации новых политических процессов.

Внутрипартийная борьба за власть.

Экономические и социально- политические трудности, проявившиеся уже в первые годы нэпа, стремление построить социализм при отсутствии опыта реализации этой цели породили идеологический кризис. Все принципиальные вопросы развития страны вызывали острые внутрипартийные дискуссии.

В.И. Ленин, автор нэпа, предполагавший в 1921 г., что это будет политика «всерьез и надолго», уже через год на XI съезде партии заявил, что пора прекратить «отступление» в сторону капитализма и необходимо переходить к построению социализма. Он написал ряд работ, названных советскими историками «политическим завещанием» В.И. Ленина.

В них он сформулировал основные направления деятельности партии: индустриализация (техническое перевооружение промышленности), широкая кооперация (в первую очередь в сельском хозяйстве) и культурная революция (ликвидация неграмотности, повышение культурного и образовательного уровня населения). При этом В.И.

Ленин настаивал на сохранении единства и руководящей роли партии в государстве. В «Письме к съезду» он дал весьма нелицеприятные политические и личностные характеристики шести членам Политбюро (Л.Д. Троцкому, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву, Н.И. Бухарину, ГЛ. Пятакову, И.В. Сталину). В.И.

Совет

Ленин также предостерегал партию от ее бюрократизации и возможности возникновения фракционной борьбы, считая главной опасностью политические амбиции и соперничество Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина.

Болезнь В.И. Ленина, в результате которой он был отстранен от решения государственно-партийных дел, а затем и его смерть в январе 1924 г. осложнили ситуацию в партии. Еще весной 1922 г. был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП(б). Им стал И.В. Сталин.

Он унифицировал структуру партийных комитетов разных уровней, что привело к усилению не только внутрипартийной централизации, но и всей административно-государственной системы. И.В.

Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры.

Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции (Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е.

Зиновьева и других представителей «старой гвардии», обладавшей значительным большевистским дооктябрьским стажем), их неприятие сталинских методов руководства — все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати.

Читайте также:  Личность императора николая i

Теоретические разногласия о возможности построения социализма или в одной стране (В.И. Ленин, И.В. Сталин), или только в мировом масштабе (Л.Д. Троцкий) сочетались со стремлением занять в партии и государстве руководящее положение.

Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов. Л.Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

Обратите внимание

Первый камень в фундамент культа личности И.В. Сталина закладывался в ходе внутрипартийных дискуссий 20-х годов под лозунгом выбора верного, ленинского пути строительства социализма и установления идеологического единства.

Источник: https://students-library.com/library/read/16982-politiceskaa-situacia-v-sovetskoj-rossii-v-20-ye-gody-xx-veka-borba-za-vlast-v-vkpb-i-gosudarstve

В 20-40-е годы в ссср, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую. – презентация

1

2 В е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полу средневековую сословность, разделявшую общество на “народ” и “верхи”, то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей.

3 Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране “культуры нового типа”, уже в 20- е годы получило “марксистское” теоретическое обоснование. Были “установлены” эти “основные черты”; коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство КПСС и советского государства планомерным развитием культуры. Именно это и объявлялось “новым шагом в духовном развитии человечества”, его “вершиной”. В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с “пороками старой культуры” привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции.

4 В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников. Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале 1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно- урочная система.

5 Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты. В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции.

6 Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма.

7 Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦКВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

8 Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны.

Важно

9 В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

10 Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В.Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой – несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений.

11 Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г. В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием.

12 Отличительной чертой в области театра было становление новаторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольда работал в под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театре существовала специальная школа, сменившая несколько названий (с 1923) Государственные экспериментальные театральные мастерские ГЭКТЕМАС). Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе 1922) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского (1924); игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второй половине 1920-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко (1925) и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926) В театр был подвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938 решением Комитета по делам искусств закрыт.

13 Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского (“Веселые ребята”, 1934, “Цирк” 1936, “Волга-Волга” 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева (“Трактористы”, 1939, “Свинарка и пастух” 1941) создают атмосферу ожидания “счастливой жизни”. Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» – своеобразный псевдоним) Г. Н. и С. Д. Васильевых – «Чапаев» (1934 г.).

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1064328/

Общество и власть в 30-е гг. XX века

К началу тридцатых годов советское общество оказалось в ситуации, когда дальнейшее развитие было невозможно без снятия целого комплекса противоречий, накапливавшихся в нём ещё со времен гражданской войны.

Проблема выбора исторических альтернатив обострялась переходом к развёрнутой социально-экономической модернизации. С одной стороны курс на форсированное развитие означал возврат к наиболее авторитарным методам военного коммунизма.

Но с другой стороны общество, уставшее от потрясений, требовало социального замирения. В своё время переход к нэпу, смягчив конфронтационность в экономике, не смог ликвидировать в обществе атмосферу и идеологию революционного натиска.

Совет

Хотя именно это и помогло Сталину одержать победу в “год великого перелома”, теперь пережитки революционной психологии разрушения угрожали стабильности любого политического режима.

Читайте также:  Xvii век в россии – время смуты

Другой внутриполитической задачей, решаемой в тот период руководством страны, был поиск социальной базы для проводимых широкомасштабных реформ. Модернизация, осуществлявшаяся на базе унитарной, а именно государственной собственности, неизбежно укрепляла позиции бюрократии.

Однако, в силу своих специфических черт, таких, как инертность и консерватизм, бюрократия не могла обеспечить мобилизации всех здоровых сил общества на достижение быстрого прогресса в экономике.

С другой стороны опора на демократические рычаги управления в дальнейшем так же не гарантировала сохранения выбранных партийной верхушкой темпов перевода страны на новую, индустриальную ступень развития.

Неоднозначность, а часто и противоречивость тенденций, влиявших на положение в государстве, предопределяло и тактическое многообразие принимаемых в тот период Сталиным и его окружением решений. В арсенале его политики были как сугубо административные, так и направленные на широкий общественный компромисс меры.

К числу первых относится введение с февраля 1931 г. трудовых книжек для работающих в промышленности. Теперь переход рабочих с одного предприятия на другое в поисках лучших условий труда был затруднён. Другой ограничивающей свободу рабочих мерой явился закон от 15 ноября 1932 г., по которому отсутствующий на рабочем месте в течение одного дня мог быть уволен.

Вслед за увольнением рабочий терял и все свои права, которые давала работа: на бесплатное жильё, продовольственную карточку, бесплатный отдых и т. д. 4 декабря 1932 г.

СНК и ЦК ВКП (б) издают ещё один указ, направленный на устранение пережитков “революционной вольницы” в трудовых отношениях: продовольственное снабжение рабочих ставилось в зависимость от соблюдения ими дисциплинарных норм и отдавалась под контроль дирекции.

Обратите внимание

Но наибольшую критику у нынешнего поколения историков вызывает восстановление 27 декабря 1932 г. системы внутренних паспортов.

Этот шаг некоторые сравнивали со вторым изданием крепостничества: якобы колхозникам, как правило, паспорта не выдавались, без них же невозможно было ни устроить на работу, ни поступить учиться, ни поменять место жительства (правда становится совершенно непонятно, как при всём при том почти 20 млн крестьян переехало жить в города и стало горожанами, в том числе, учёными, деятели искусства, политиками!). Наконец, с целью сбить волну недовольства, 8 июня 1934 г. появляется закон об “измене Родине”. Среди его ключевых положений смертная казнь за государственные преступления и коллективная ответственность членов семей “врагов народа”.

Однако к концу первой пятилетки репрессивные и сугубо административные меры стабилизации внутриполитической ситуации показали свою неэффективность. С началом же второго пятилетнего плана с его относительным либерализмом в области экономики и отказом от наиболее одиозных военно-коммунистических методов хозяйствования, потребовались новые подходы и в политической сфере.

Уже в 1931 г. секретным решением ограничивались гонения на беспартийных специалистов. Отныне по отношению к инженерному персоналу, говоря словами Сталина, стала осуществляться “политика привлечения и заботы”. Постепенно послабления начинают распространяться и на деревню. Так, 27 мая 1934 г.

была объявлена частичная амнистия и возвращение прав бывшим “кулакам”. Год спустя справедливость восстанавливается в отношении целой категории населения: детей раскулаченных. Для этого оказалось достаточно одной реплики, оброненной Сталиным на совещании комбайнёров в 1935 г. Когда колхозник из Башкирии А.

Гильба под аплодисменты зала заявил: “Хотя я и сын кулака, но я буду честно бороться за дело рабочих и крестьян”, — Сталин произнёс: “Сын за отца не отвечает”. Эта получившая весомый политический резонанс фраза в одночасье ликвидировала статус отщепенцев общества, который имели дети крестьян, пострадавших в годы коллективизации.

В середине тридцатых ликвидируются введенные Октябрём социальные ограничения в области образования для выходцев из бывших господствовавших классов.

Новым во внутриполитическом маневрировании властей становится попытка создать своеобразную “иерархию потребления” и опереться на новые привилегированные слои.

Важно

С возвращением в годы второй пятилетки к хозяйственному расчёту и личной заинтересованности в результатах труда, начинается рост социальной дифференциации, подчас достигавшей внушительных размеров. Так, если в середине 1930-х среднемесячная зарплата рабочего колебалась от 125 до 200 руб.

, а мелкого служащего от 130 до 180 руб. в месяц, то оплата труда ответственных работников и специалистов часто превышала 1500–5000 руб. в месяц. По свидетельству же Л. Седова, управленческий персонал, например на преуспевающих предприятиях угольной промышленности, мог получать до 8 600 руб.

Дополнительным источников манипулирования материальными средствами служил так называемый “директорский фонд”, средства из которого часто шли на удовлетворение личных потребностей начальства предприятий.

Из письма в “Правду” писателя А. Толстого и драматурга В. Вишневского, написанного с целью “рассеять недоразумение о чрезмерно высоких якобы заработков авторов, о фантастике гонораров”, видно, что социальное расслоение коснулось и интеллигенции.

Согласно их данным, доход 14 российских писателей превышал 10 000 руб., у 11-ти — колебался от 6 000 до 10 000, а у ещё 39-ти — от 2 000 до 5 000. В то же время основная масса литературных работников получало в месяц не многим более 500 руб.

Средний заработок врача в то время так же приближался к 400 руб. Месячный оклад учителя был ещё ниже. Поскольку обычный костюм стоил 800 рублей, хорошие туфли — 200–300 руб., метр драповой ткани — 100 руб.

, представителям нижнего звена интеллигенции приходилось искать работу по совместительству, чтобы обеспечивать сколько-нибудь сносный уровень существования.

Не последнюю роль в жизни общества тридцатых годов играло постепенное имущественное расслоение советского рабочего класса. Его численность за первые 12 лет индустриализации увеличилась с 9 до 20 млн человек. Официальной пропагандой рабочий класс провозглашался победителем в революции, классом-гегемоном.

Его внутренняя консолидация могла реально ослабить позиции бюрократии. Поэтому дезинтеграционные процессы в среде рабочих всячески поддерживалась верхушкой партии и лично Сталиным.

Обличая принципы “уравниловки”, он заявлял, что в их основе лежит примитивное крестьянское мировоззрение, ничего общего с “подлинным марксизмом” не имеющее.

Важным инструментом борьбы с “уравниловкой” в руках правительства выступала сдельщина. После введения пятилетних планов, число промышленных рабочих, получающих сдельную оплату, резко возросло: в 1930 г. их было всего 29%, а к 1931 г. — уже 65%.

Совет

Другим рычагом, позволявшим поддерживать различия в оплате труда рабочих, являлось социалистическое соревнование. Со второй пятилетки оно всё больше ориентировалось на коммерческую заинтересованность рабочих в результатах труда. 2 сентября 1935 г.

“Правда” сообщила, что забойщик шахты “Центральная-Ирмино” Алексей Стаханов за смену добыл 102 т угля вместо 7 т по норме. Вскоре этот рекорд превзошли шахтёры Дюканов, Позняков, Концедалов, Изотов, а затем и сам Стаханов.

Быстро стахановское движение распространилось на всю страну и все отрасли производства. Стахановцы получали заметный прибавок к зарплате, льготы и привилегии.

Тем самым руководство страны пыталось использовать искренний порыв народа для создания “советской” рабочей аристократии и тем самым расширить свою социальную базу. Но когда в стахановское движение стали вливаться всё новые и новые тысячи людей, бюрократия не смогла наладить условий для их планомерной работы, и стахановское движение пошло на спад.

Социальную базу режима расширяли и другие внутриполитические акции советского руководства. В частности идёт постепенное возрождение традиционной российской морали, восстановление в правах русского патриотизма.

Соответствующие коррективы вносились в учебные программы, в которые после десятилетия замалчивания исторического прошлого страны возвращается изучение отечественной истории. Резкой критике за русофобию в изложении событий прошлого подверглась так называемая “школа Покровского”.

После десятилетий гонений восстанавливаются в правах историки-патриоты Готье, Тарле, Платонов. Справедливой критике подверглись произведения литературы, в которых в неуважительной форме изображался русский народ и его прошлое. Состоявшийся в 1934 г.

Первый Всероссийский съезд Союза писателей так же берёт курс на возрождение классических канонов русского искусства.

Изменения происходили и на бытовом уровне. По мнению русского философа-эмигранта Г.

Обратите внимание

Федотова, это проявилось в запрещении абортов, утверждении культа семьи и нового морального кодекса, основой которого являются порядок и соблюдение предписываемых обществом норм.

Соответственно видоизменяется и природа общности, с которой должен идентифицировать себя советский гражданин. Если раньше такой общностью были рабочий класс или партия, то теперь ими становятся “нация, родина, отечество, которые объявлены священными”.

Параллельно с этими процессами шла реставрация некоторых порядков и институтов царской России. Так, 20 апреля 1936 г. было принято постановление ЦИК о снятии с казачества ограничений по службе в Красной Армии. Следом за этим был издан приказ наркома обороны К.Е.

Ворошилова о комплектовании территориальных и кадровых казачьих частей. Восстанавливались и некоторые прежние привилегии казачества, включая ношение казачьей формы. Генерал НКВД А.

Орлов вспоминал, с каким изумлением участники празднования в честь очередной годовщины ОГПУ встретили присутствие в Кремле казачьих старшин в дореволюционной форме с золотыми и серебряными аксельбантами. В сентябре 1935 г.

советская печать опубликовала правительственное постановление о восстановлении в РККА иерархии прежних воинских званий. Как замечает Орлов, всё это делалось для того, что бы показать народу, что революция со всеми её иллюзиями закончилась, и сталинский режим достиг полной стабильности.

В целом, политика власти в 30-е гг. XX в. была направлена на преодоление негативных моментов предшествующего времени, связанных с разрушением отечественной государственности и расколом общества в годы второй русской смуты. Эта политика проводилась непоследовательно, имелись существенные перегибы, некоторые применяемые методы носили недопустимый характер.

Однако следование выбранной политической линии способствовало консолидации разных социальных групп, что может быть оценено самым позитивным образом, учитывая какое страшное испытание предстояло пройти нашей стране в самом ближайшем будущем. Единство народа, достигнутое дорогой ценой в тот период, стало важнейшим условием Победы в Великой Отечественной войне.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://portal-slovo.ru/history/39061.php

Эволюция советской политической системы в 20-е – 30-е годы XX века

Лекция 1.

Эволюция
советской политической системы в 20-е – 30-е годы
XX
века.

1. Объективные   условия   и  субъективные  факторы   становления
  в  СССР авторитарной политической системы.                                                                          
2.

Переход   к    тоталитарному   политическому   режиму,   к    единовластию              
И. В. Сталина.                                                                                                                 3.

Политические  репрессии  –  непременный  атрибут тоталитарной системы.

Читайте также:  Государственные реформы ивана грозного

Основная
масса СССР была безграмотной, умела лишь писать и читать, в складывании тоталитарной
системы также была виновата безграмотность и низкий уровень грамотности.

Важно

В
чрезвычайных ситуациях тоталитарная система обеспечивает порядок лучше, чем
демократия. Все неудачи с трудностями строительства социализма стали
объясняться происками врагов. В 1920-1930 годах не были благоприятны для развития
советской демократии.

Народу внушалась мысль, что страна находится в положении
осаждённой крепости. Это состояние поддерживалось мощью идеологической машины,
а также Сталины и его окружением. Из деспотического режима произошло
превращение в культ личности. В осаждённой крепости может появиться «пятая
колонна».

Это и усилило превращение из авторитарной системы в тоталитарную, а
так же политические репрессию.

После
смерти В. И. Ленина возвысился И.В. Сталин и Л.Д. Троцкий, Ленин в своём посмертном
завещании называет эти две фигуры.

Причём характеристика Сталина более негативная,
чем Троцкого, но в силу ряда обстоятельств, удалось одолеть Троцкого, но
Сталин, опираясь на партию, ему помогли стать, так как он был генеральный
секретарь.

Сталин
использовал шантаж, иезуитские борьбы за власть, натравлял одну группу бывших
товарищей на других. Но Троцкий проявлял самостоятельность в суждениях, даже
перечил Ленину и Ленин за это не церемонился. Да и то, что Троцкий был еврей,
сыграло роль.

«Хитрый»
Сталин выступил как защитник Ленина. Сам Сталин не любил, когда говорили
Сталинизм, говорил, что он ученик Ленина. Но Сталин даже на пике славы не мог чувствовать
себя уверенно, пока жив был Троцкий и старая гвардия Ленина. В 1934 году Сталин
взялся активно за уничтожение масс.

Весной 1934 года был съезд, который был
назван съезда «победителей», так как не было оппозиции, но были интересные
выступления оппозиционеров – Каменев, Зиновьев, Бухарин. Оппозиционеры каялись
перед партией в содеянном, превозносили до небес Сталина как мудрого.

Бухарин
публично на съезде сказал, что над СССР возникла опасность с приходом к власти
Гитлера.

Совет

Вся
страна говорила об успешном выполнении первой пятилетки, а через 20 лет этот
съезд будет «Съездом расстрелянных», почти все были репрессированы, а избранные
на этом съезде почти все расстреляны.

На
этом съезде и прошло закрепление личной власти Сталина. Сталин становится
полубогом. В те годы любое выступление против Сталина могло быть воспринято как
выступление против народа и коммунистической партии. Особенно в 1929 – 1934
годах выступали против режима.

В 1929 году на заседании совнаркома Сырков
подверг резкой критике индустриализацию, посредством крестьянства и в 1930 г.
Сырков планировал попытку смещения Сталина. И на одном из заседаний Сырков
сказал, что политбюро стало совещательным органом при Сталине и в 1930 г.

было
принято совместное постановление ЦК и ЦКК, и Сырков был исключён из партии. А в
1934 году Сыркова тоже расстреляли. Осенью 1932 года Рютин тоже выступил против
политики Сталина, Рютин подготовил документ для создания бывшими партийными
лицами союза марксистов-ленинистов. Поражала острота критики против Сталина.

«С
помощью клеветы, насилий и террора Сталин устранил от управления самые лучшие
лица, большевиков».

Киров
резко выступил против смертной казни Рютина, даже Каганович воздержался, и
Рютина посадили на 10 лет (но в 1937-38 всё равно расстреляли).

Потом
против Сталина стала формироваться группа Смирнова. Эйсмонта, Толмачёва. Но
ОГПУ прекратила её действие в 1933 г.

Была
придумана машина массового террора, и нужно было найти повод – повод нашёлся 1 декабря
1934 года Кирова. Адская машина большая террора была запущена в первый же день
убийства Кирова.

Насчёт
убийства различные точки зрения:

1) 
Приказ
Сталина;

2) 
Косвенная
причастность Сталина;

3) 
Непричастность
Сталина к убийству.

В
декабре 1990 г. верховный суд СССР постановил, что в смерти Кирова был повинен
только Николаев.

Обратите внимание

В
декабре 1936 года была принята демократичная конституция (главным автором был
Бухарин).

На
февральско-мартовском пленуме И. В. Сталин даёт объяснение большому террору.

Суть
– классовая борьба будет сопровождаться по пути построения социализма и
репрессии – необходимое дело для существования системы.

Источник: https://vunivere.ru/work15260

Отечественная психология в 20-40-е годы XX века

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Отечественная психология в 20-40-е годы XX века
Рубрика (тематическая категория) Психология

Советская психология, которая формировалась в начале 20-х годов XX в., развивалась не на пустом месте, она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, естествознания, педагогики и философии. Интенсивное развитие экспериментальной психологии продолжалось и после 1917 г., так как в отличие от философов ведущие психологи не эмигрировали и не были высланы из страны. Однако уже в первые годы советской власти появились новые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения инои̌, марксистской психологии. Именно в данном видели свою цель П.П.Блонский, К.Н.Корнилов, М.Я.Басов, А. Б.Зал-кинд, Л. С. Выготский и другие психологи.

Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии, активных поисков её методологических основ и путей развития. Необходимо было пересмотреть основные открытия дореволюционной психологической науки и, выделив из них главное, нужное для новой науки, соединить с теорией марксизма.

В отечественной психологии в этот момент было несколько школ и направлений, сторонники которых резко расходились во взглядах на многие проблемы. Поэтому в первые 6-7 лет своего развития она переживала трудный этап формирования, становления.

Отсюда и неизбежный в этот период отрыв теоретических исследований от психолого-педагогической практики и большое количество конференций, широких дискуссий по основным теоретическим проблемам психологии.

Значение психологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед новым обществом, – необходимостью воспитания нового человека, гражданина.

Поиски объективного метода исследования, являющегося основой материалистического подхода к психике, привели к увлечению биогенетическими теориями (теория рекапитуляции, психоанализ).

В тоже самое время задача формирования нового человека заставляла вглядываться в значение среды, её роли в ускорении и изменении развития психики. Поэтому главные дискуссии 20-х годов проходили в борьбе этих подходов.

Так как направление, ориентированное на немарксистскую философию, не могло полноценно развиваться в новой социальной действительности, ведущими течениями, которые в это время развивались в России, стали учение о поведении,основы которого были заложены Сеченовым, а также педология и психотехника,ориентированные на практическое использование психологии в новой школе и на новом производстве.

Важно

Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П.Павлов(1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности(поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшее физиологию и обогатившее психологию, медицину, педагогику и другие науки о человеке.

Павлов исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма как целостной системы, главным регулятором деятельности которой является нервная система (принцип ʼʼнервизмаʼʼ).

Начав с исследования кровообращения и пищеварения, он перешел к исследованию поведения целостного организма, механизмов ᴇᴦο адаптации к окружающей среде и факторов, которые определяют приобретение им новых форм, адекватных задачам адаптации.

Отечественная психология в 20-40-е годы XX века – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Отечественная психология в 20-40-е годы XX века” 2015, 2017-2018.

Читайте также

  • – Часть V. КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ

    Предлагаемый читателю раздел является во многом эксперимен­тальным. Со времени издания «Курса лекций по истории Кореи» про­шло уже более 5 лет. Кроме того, в Курсе специально не описывались события корейской истории после 2000 г. Несмотря на то, что в сравне­нии с… [читать подробнее].

  • – Часть V. КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ

    Предлагаемый читателю раздел является во многом эксперимен­тальным. Со времени издания «Курса лекций по истории Кореи» про­шло уже более 5 лет. Кроме того, в Курсе специально не описывались события корейской истории после 2000 г. Несмотря на то, что в сравне­нии с… [читать подробнее].

  • – Тема 7. Россия и мир в XX веке.

    1. Началом первой революции в России стало: А. «Кровавое воскресенье»; Б. издание Манифеста 17 октября; В. Московское вооруженное восстание. 2. Автор Манифеста 17 октября 1905 г.: А. Витте С.Ю.; Б. Столыпин П.А.; В. Николай II. 3. Манифест 17 октября 1905 г. способствовал: А…. [читать подробнее].

  • – ТЕМА 16. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР В 50-60 ГГ. XX В. ПОПЫТКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

    ПЛАН СЕМИНАРА 1. Политическое развитие страны в послевоенный период. Усиление бюрократизации партийно-государственного механизма. 2. Экономические реформы постсталинского периода, их не­последовательность и незавершенность. Библиографический список … [читать подробнее].

  • – Сравнительно-историческое исследование в исторических теориях XVIII-XX вв.

    Мы условились, что нас интересует сравнительно-историческое исследование как метод построения метанарратива. По этой причине мы не будем возвращаться к историческим трудам эпохи Просвеще­ния, задача которых была дать нравоучительные примеры и посему «события и деяния»… [читать подробнее].

  • – Русская монетная система в XVIII — начале XX в.

    Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен… [читать подробнее].

  • – Русская метрология XVIII–XX вв.

    Так как к началу этого периода русская система мер в основных своих чертах уже сложилась, основной задачей стала унификация мер и их уточнение, а также организация специальной службы надзора в области метрологии. В 1753 г. были ликвидированы внутренние таможни, что… [читать подробнее].

  • – Россия на рубеже XIX – XX вв.

    Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода… [читать подробнее].

  • – Россия в конце XX – начале XXI века.

    СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники. Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько,… [читать подробнее].

  • – Российской империи в конце XIX — начале XX в.

    Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/46772_otechestvennaya_psihologiya_v_20_40_e_gody_xx_veka

    Ссылка на основную публикацию