Русская культура в первой половине xix века

Развитие русской культуры в первой половине XIX века

Характерными чертами культуры первой половины XIX в. были: ее демократизация; увеличение числа деятелей культуры из непривилегированных сословий; тесное взаимодействие русской культуры с мировой, в первую очередь с европейской; начало мирового признания лучших достижений русской культуры.

Просвещение

В начале века, с образованием Министерства народного просвещения, в России впервые создается единая государственная система народного образования.

Вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых предполагалось иметь университет. Было создано четыре типа учебных заведений.

Начальное образование дети получали в одноклассных школах, которые создавались при церковных приходах (отсюда и их название — приходские), а также в двухгодичных уездных училищах (они создавались в уездных городах).

В приходских школах чтению, письму, арифметике и Закону Божию учились, как правило, дети крестьян; в уездных училищах начальное образование получали преимущественно дети купцов, мещан, мелких чиновников. Дворянские дети первоначальное образование обычно получали дома под руководством иностранцев — французов или немцев.

В губернских городах создавались средние учебные заведения — гимназии с четырехлетним сроком обучения — для детей дворян и чиновников. Окончание гимназии давало право поступления в высшие учебные заведения — университеты.

Обратите внимание

Кроме действовавшего с 1755 г. Московского, в первой четверти XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский университеты. По уровню даваемых Знаний близко к университетам стояли лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.

Это были привилегированные учебные заведения, предназначенные исключительно для детей дворян, готовившие молодых людей к государственной службе. 

Однако во второй четверти XIX в. по новому уставу учебных заведений каждый тип школы становился сословно обособленным.

Так, приходские одноклассные школы предназначались для детей «самых низших состояний», трехклассные уездные училища — для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей».

Для детей дворян, чиновников, крупных купцов были предназначены семилетние гимназии, окончание которых давало право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения.

Книгопечатание и книготорговля

Во второй четверти XIX в. в стране увеличилось число образованных людей. Этому во многом способствовал рост печати, расширение книготорговли, открытие публичных библиотек.

Несмотря на ограничительные меры и строгость цензуры, росло число издаваемых книг, открывались новые газеты и журналы. В конце 50-х гг. в России ежегодно издавалось около 2 тысяч книг.

Число же периодических изданий за полвека увеличилось более чем в 3,5 раза.

Литература

Большое значение в развитии русской национальной культуры и духовной жизни, в развитии общественной мысли и осознании окружающей действительности имела литература. На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческогопути к этому направлению пришел Г. Державин. Основоположником сентиментализма в русской литературе был Н.

Карамзин («Бедная Лиза»).Однако сентиментализм просуществовал недолго. Война 1812 г. вызвала к жизни новое направление — романтизм. Наиболеевидным представителем раннего романтизма был В. Жуковский (баллады «Людмила», «Светлана»). Отдал дань романтизму и А. Пушкин (поэма «Цыганы»). Но и романтизм как ведущее литературное направление был не долог.

На смену ему пришел реализм, представителями которого были А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и И. Крылов. Утверждение этого направления в 30-е годы связано с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. Основоположником реализма, который прочно утвердился в русской литературе, по праву считается А.

Важно

Пушкин («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.).

И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Худ. Г. Чернецов

Пушкин создал классические образцы литературы всех жанров, существующих и поныне: рассказ и поэму, повесть и трагедию, лирику и роман, сказку и публицистику, рецензию и эпиграмму, очерк и путевые записки. «Он у нас — начало всех начал»,—верно сказал о нем Горький. Пушкин был вольнолюбец. Он часто повторял слова М. Ломоносова: «Не только царю, но и самому Господу Богу холопом быть не хочу!»

Эпоха правления Николая I, несмотря на политическую реакцию, не была временем духовной спячки. Она стала поистине «золотым веком» русской художественной литературы. Во второй четверти XIX в. писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь. В это время начинают свое творчество И. Тургенев, Ф. Достоевский и Л. Толстой.

Литература в условиях отсутствия свободы слова и печати имела особое значение. Она была ведущей областью духовной жизни в России. «Литература у народа, не имеющего политической свободы,— писал А. Герцен,— единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Именно в XIX в. появляется такая профессия, как писатель.

Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в качестве традиционных черт русской литературы неразрывно связано с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. К реалистическому направлению принадлежали вступившие в литературу в 40—50-е гг. Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве в первой половине XIX в. также происходит последовательная смена трех основных направлений: классицизм постепенно сменяется романтизмом, а затем уступает место реализму. Крупнейшими представителями классицизма были архитекторы А.

Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Захаров (Адмиралтейство), К. Росси (ансамбль Дворцовой площади и др.), О. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве), скульптор И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве).

Все эти памятники русского классицизма по праву входят в число мировых шедевров.

Казанский собор в Петербурге. Архитектор А. Н. Воронихин

Большой театр. Литография с оригинала И. Вивьена 

Карл Павлович Брюллов

Хотя в первой половине XIX в. официальным стилем живописи продолжал оставаться классицизм, выражавшийся в преобладании религиозной и мифологической тематики, в портретах О. Кипренского и В. Тропинина, в живописи К. Брюллова, А. Иванова преобладает романтическая теплота и мягкость.

Подлинным шедевром русской романтической живописи стало полотно Брюллова «Последний день Помпеи». Кисти О. Кипренского принадлежит лучший прижизненный портрет А. Пушкина. Написанный с натуры в 1827 г. по заказу А.

Дельвига, лицейского товарища Пушкина, портрет этот не только исторически конкретен, но в нем чувствуется стремление художника дать собирательный образ идеальной творческой личности. Не случайно сам Пушкин, увидев этот портрет законченным, заметил:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский

Бытовые сельские идиллические картины А. Венецианова («На пашне», «Утро помещицы») стали шагом к развитию реалистической живописи, которую представлял П. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора»).

Музыка

В начале XIX в. замечается оживление русской музыкальной жизни. В 1802 г. открывается первое «Филармоническое общество». Многие вельможи и богатые помещики заводят оркестры из крепостных. Открываются музыкальные магазины. Композиторы все чаще стали обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям.

Получает развитие и русская опера (композиторы Кавос, Верстовский). Однако реализм и народность в русской опере связаны с именем М. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), который по праву считается не только создателем национального направления русской музыки, но и основоположником национальной русской оперы.

Последователем Глинки был другой выдающийся русский композитор А. Даргомыжский (опера «Русалка» и др.).

Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки

Совет

В первой половине XIX в. русская культура развивается в постоянном взаимодействии с культурой Западной Европы. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.

К середине XIX в. завершается в основных чертах процесс формирования национальной культуры (русский литературный язык, музыка, театр, живопись и др.). Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1836 г. Н. Гоголь опубликовал комедию «Ревизор» — нечто вроде, по определению Герцена, «полного курса патологической анатомии русского чиновника». В иронической, даже забавной форме Гоголь вскрыл порочность николаевской бюрократии. Сам Николай I после премьеры «Ревизора» признал: «Всем досталось, а мне — более всех».

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/razvitie-russkoy-kultury-v-pervoy-polovine-xix-veka

Культура России в первой половине 19 века: национальная основа, европейские виляния на культуру России

Необычайный подъем русской культуры в I половине XIX в. позволил назвать это время «Золотым веком».

Проникновение капиталистических отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 г.

В начале XIX в. уровень образованности общества был невысок. Поэтому просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики.

В правление Александра I создавалась система государственного образования: одногодичные приходские школы; трехклассные уездные училища; семиклассные гимназии. Развивалось и высшее образование.

В начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Казанский, Харьковский, Петербургский. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Строительный в Москве и др. Увеличилось число гимназий и лицеев.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Основывается ряд научных обществ — Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Математик Н.И. Лобачевский создал теорию «неевклидовой геометрии». Физик Б.С. Якоби в 1834 г.

сконструировал электромоторы. Академик В.В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицине достиг хирург Н.И.

Читайте также:  Цусимская битва и судьба эскадры рожественского

Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.

Обратите внимание

Мореплаватели И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803 — 1806 гг.), а Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В конце 40-х гг. начал свои исследования историк С.М. Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен».

Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.

Именно расцвет литературы позволил определить I половину XIX в. как «Золотой век» русской культуры. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин.

Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В.А.

Жуковского проявился «салонный» романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине.

Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм — стремление правдиво отображать действительность.

Основоположником реализма стал А.С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»). В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.

Важно

Смена стилей и направлений происходила и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, ярким представителем которого был О.А. Кипренский.

В русской живописи становится популярен бытовой сюжет.

Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, изображавший картины из быта крестьян. Картины П.А. Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора») отличались реализмом и носили сатирический характер.

Особенно поразили современников полотна К.П. Брюлова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу».

Влияние реализма складывалось и в музыке. Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И. Глинка. Он писал оперы («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), романсы, этюды, хоры. М.И. Глинка был родоначальником классической музыки. Крупным представителем реализма был А.С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»).

Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитектора К.И. Росси (здание Генерального штаба) и А.А. Монферран (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади.

Здание Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А.А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым — здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И.

Жилярда (перестройка здания Московского университета).

В первой половине XIX в. в целом завершился процесс формирования национальной культуры.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history/27.shtml

Культура России 1 половины 19 века

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Русская культура первой половины XIX века. Презентация к уроку истории России в 10 классе. Подготовила учитель истории г. Новомосковска Тульской области Эсаулова Вера Владимировна
2 слайд Описание слайда:

План. Особенности культурного развития. Основные направления культуры России первой половины XIX века.

Просвещение и образование: — системы образования; — характер и особенности образования. Наука и техника: — ученые и изобретатели; — основные открытия и достижения.
3 слайд Описание слайда:

Совет

План. Литература: — основные жанры и направления; — поэты, писатели и их творчество.

Театр: — виды театров; — крупнейшие российские театры; — выдающиеся актеры и реформаторы русского театра.
4 слайд Описание слайда:

План. Живопись: — основные жанры; — выдающиеся художники и их творчество. Архитектура и скульптура: — основные стили и направления; — характерные черты; — крупнейшие архитектурные сооружения.

Музыка — особенности музыкального развития в первой половине XIX века; — ведущие композиторы и их творчество.
5 слайд Описание слайда:

Особенности культурного развития. Быстрая смена направлений и стилей. Подъем после Отечественной войны 1812 года. Усиление интереса к спектаклям, музыкальным вечерам, собиранию книг и картинам.

Самобытность и отход от европейского влияния. Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры.


6 слайд Описание слайда:

Направления культуры в первой половине 19 века
7 слайд Описание слайда:

Сентиментализм Сентиментальная идеализация действительности; Чувствительность; Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.

Романтизм противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории; Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности Классицизм Идея служения государю и Отечества; Обращение к образам античной литературы и искусства; Интерес к русской летописной истории Реализм Правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоёв; Истинная, а не показная народность; Широкая постановка социальных и нравственных проблем;
8 слайд Описание слайда:

Просвещение и образование.
9 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Просвещение и образование В России оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных. Для государственных крестьян были предусмотрены приходские училища(1 год). Образцовым заведение стал Царскосельский лицей.(Пушкин, Пущин, Дельвиг)

10 слайд Описание слайда:

Системы образования. Широко была распространена система домашнего образования. Отсутствовало женское образование, только несколько закрытых институтов. В политике правительства доминировали консервативные тенденции в отношении начального и среднего образования. Однако открывались новые университеты ( В Петербурге, Харькове, Казани). Но у университетов не было автономии и была высокая плата. Университеты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Складывался слой русской интеллигенции.(поэт Кольцов, публицист Полевой.)
11 слайд Описание слайда:

Наука и техника. Ученые и изобретатели. Математик Н.И. Лобачевский создал теорию «неевклидовой геометрии». Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы. Академик В.В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицине достиг хирург Н.И. Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.
12 слайд Описание слайда:

Наука и техника. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В конце 40-х гг. начал свои исследования историк С.М. Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен». Основывается ряд научных обществ — Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Мореплаватели И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803 — 1806 гг.), а Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.
13 слайд Описание слайда:

Литература Именно расцвет литературы позволил определить I половину XIX в. как «Золотой век» русской культуры. Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.

14 слайд Описание слайда:

Основные жанры и направления. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин. Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В.А. Жуковского проявился «салонный» романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине. Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм — стремление правдиво отображать действительность. Основоположником реализма стал А.С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»). В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.
15 слайд Описание слайда:

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН «МАРФА ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА», «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», «БЕДНАЯ ЛИЗА»
16 слайд
17 слайд Описание слайда:

Произведения: басни, которыми зачитывался весь Петербург и вся Россия.
18 слайд
19 слайд
20 слайд Описание слайда:

Театр Виды театров: -крепостные; -государственные; -частные; -балетные. Крупнейшие российские театры в первой половине XIX века: В Петербурге — дворцовый театр в Эрмитаже, Большой, Малый Александрийский и Михайловский театры. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра
21 слайд Описание слайда:

Важно

В театре главным лицом стал Павел Мочалов, который слыл ярким приверженцем романтизма.

22 слайд
23 слайд Описание слайда:

Живопись Основные жанры С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян.
24 слайд Описание слайда:

А. Г. Венецианов.
25 слайд Описание слайда:

«Крестьянские дети в поле»
26 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Деятельность горчакова александра михайловича

Живопись Основные жанры Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова — пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в.
27 слайд Описание слайда:

К.П.Брюллов Автопортрет
28 слайд Описание слайда:

«Последний день Помпей»
29 слайд Описание слайда:

Живопись Основные жанры 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления — реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему «маленького человека», ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.
30 слайд
31 слайд Описание слайда:

«Сватовство майора»
32 слайд Описание слайда:

Живопись Основные жанры Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном «Явление Христа народу», вложив в него глубокое философско-этическое содержание.

33 слайд Описание слайда:

«Явление Христа народу»
34 слайд Описание слайда:

Архитектура и скульптура Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта — создание крупных ансамблей.
35 слайд
36 слайд
37 слайд Описание слайда:

Ампир: характер построек — массивность, богатые украшения по примеру архитектуры древнего Рима.
38 слайд
39 слайд
40 слайд
41 слайд
42 слайд
43 слайд
44 слайд Описание слайда:

Храм Христа Спасителя
45 слайд
46 слайд
47 слайд Описание слайда:

Музыка Влияние реализма складывалось и в музыке. Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И. Глинка. Он писал оперы («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), романсы, этюды, хоры. М.И. Глинка был родоначальником классической музыки.
48 слайд
49 слайд Описание слайда:

Совет

Музыка Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, французской и итальянской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев). Крупным представителем реализма был А.С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»).

50 слайд
51 слайд Описание слайда:

Итоги Первая половина вошла в историю России как начало «Золотого века» художественной культуры. Ее отличали смена стилей и направлений. Самобытность и отход от европейского влияния. Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры.


Бесплатно

Краткое описание документа:

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=116528

Культура России в первой половине XIX века

Конспект по истории России

Развитие культуры России в первой половине XIX века ознаменовалось крупными достижениями, ставшими вкладом в мировую культуру.

Признанных высот достигла наука, особенно в естественнонаучной области и технике. Лисянский и Крузенштерн совершают первое русское кругосветное путешествие (1803-1806 годы). В 1819 году Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. В 1819 году начинает работу Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом.

Гениальный прорыв в математике совершил разработкой неэвклидовой геометрии профессор Казанского университета Лобачевский. В области физики электричества крупные открытия принадлежат Петрову и Ленцу. В органической химии прославился Зинин, основатель школы русских химиков. Выдающимся медиком стал Пирогов, участник обороны Севастополя.

Исследования в области обезболивания принесли ему мировую известность.

Среди технических достижений России известны электромагнитный телеграф, созданный Шиллингом в 1832 году – раньше, чем Морзе.

Прославился в области электрохимии и электротехники Якоби, который в 1849 году построил первый в мире электроход.

Одна из первых в мире и первая в России паровая железная дорога построена в 1834 году на Урале отцом и сыном Черепановыми. В 1837 году железная дорога соединила Петербург с Царским Селом.

В явном противоречии с развитием науки и потребностями страны пребывало просвещение. Хотя в первой половине XIX века было открыто 5 новых университетов, образование оставалось типично сословным.

Обратите внимание

В ВУЗах могли учиться только представители привилегированных сословий, в высшей и начальной школе господствовал жёсткий административный и идеологический контроль.

Царило религиозно-монархическое воспитание, насаждалась идеология уваровской триады – теория «официальной народности».

Развитие русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь, в 40-50-х годах в ней окончательно утвердился реализм.

Важнейшим её представителем был баснописец Крылов, поднявшийся до политической и социальной сатиры. Основоположником русской литературы нового времени стал величайший поэт А.С.Пушкин. Его появлению предшествовало творчество поэтов-романтиков Жуковского и Батюшкова. Пушкинская традиция была продолжена Лермонтовым.

Его «Герой нашего времени» открыл серию русского классического романа XIX века.

Крупным литературным явлением было творчество Кольцова и Тютчева. 40-е годы стали «гоголевским периодом» русской литературы. К гоголевской реалистической школе принадлежат крупнейшие авторы – Салтыков-Щедрин, Гончаров, Достоевский. Усиливается демократическая направленность литературы, очевидная в творчестве Некрасова. К середине XIX века относится начало творчества Тургенева.

В первой половине XIX века в России формируется оригинальная музыкальная школа. В 20-30-е годы развернулось творчество ярких композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова, Верстовского.

Их искания подготовили появление Глинки – основоположника русской музыкальной классики (оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»).

Младшим современником Глинки был Даргомыжский, создавший оперы «Русалка», «Каменный гость» и другие.

Важно

Всё более заметную роль в жизни общества играл театр. Классическими произведениями драматургии стали «Ревизор» Гоголя и «Горе от ума» Грибоедова, а в начале 50-х годов первые пьесы Островского. Особую известность приобрёл Малый Московский театр – во многом благодаря сценическому дарованию М.С.Щепкина, сына крепостного крестьянина.

В изобразительном искусстве господствовала академическая живопись, связанная с императорской Академией художеств. Ее блестящими представителями были Брюллов («Последний день Помпеи») и Иванов.

Вместе с тем появляются новые имена, не связанные с академизмом (Венецианов, Воробьёв, Федотов). Важную роль сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 году.

Прославились портретами своих современников из разных слоёв общества Кипренский и Тропинин. Широкое признание получил маринист Айвазовский.

Зодчество первой половины XIX века развивалось в русле классицизма. Русские архитекторы, обогащая общеевропейский стиль самобытными и оригинальными чертами, создают так называемый русский ампир.

В Петербурге возводятся Казанский собор (А.Н.Воронихин), Адмиралтейство (А.Д.Захаров), здание Главного штаба (К.И.Росси), ансамбль Александринского театра, новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве – Голицынская больница, Большой театр (О.И.Бове), Большой Кремлёвский дворец (К.А.Тон).

Появляются памятники в честь выдающихся деятелей России: в Москве установлены памятники А.В.Суворову (М.И.Козловский), К.Минину и Д.Пожарскому (И.П.Мартос), в Петербурге М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли (В.А. Орловский). П.К.Клодт создаёт знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И.А.Крылову.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria44.html

Русская культура в первой половине XIX века

Русская культура в 
первой половине XIX века.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства.

В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы.

Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.  

Просвещение

Совет

Социально-экономическое 
развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало 
коренных изменений в области 
народного просвещения.

В годы царствования Александра I была создана система 
образования, включавшая на начальной 
ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.  

Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения — лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.  

В эти годы образование 
в России сделало существенный шаг 
вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.  

Заметно выросло 
в стране число библиотек, среди 
которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и 
журналы, издание которых заметно 
расширилось («Северная пчела», «Губернские ведомости», «Вестник Европы», «Сын отечества» и др.).  
 

Наука и техника

В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история.

Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную «История государства Российского», созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным.

Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.  

Обратите внимание

Значительных успехов 
добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.  

Читайте также:  Интервенция николая i в венгрии

В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым 
положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» (1803-1806).

Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым 
экспедиция к Южному полюсу на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла 
Антарктиду. В 1845 г.

начало работать Русское 
географическое общество,  

В 1839 г. благодаря 
усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная 
крупнейшим телескопом.  

Мировую известность 
получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.  

Успешно работали в 
области электричества русские 
физики. В.В.Петров открыл электрическую 
дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.

С.Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие — гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

 

Над изучением структуры 
металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой 
известностью пользовались биологи 
К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).  

Важно

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному 
перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург — Царское Село.

Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.

Университеты, гимназии, школы. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных 
округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был 
открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский.

При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом 
университете, Московском, в 1811 г. училось 
всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень 
знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.

Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная 
армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт.

Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба.

Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные 
заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало 
только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43.

Совет

В Сибири стали действовать 
три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах 
или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью.

После 
окончания Отечественной войны 
пленные французские офицеры 
вернулись домой, а солдаты “Великой армии”пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II.

Новые институты 
для дворянских дочерей были открыты 
в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.

Перед этими 
институтами ставилась цель воспитывать 
“добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек”.

Сильно отставало 
развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные 
ведомства (например, Министерство государственных 
имуществ) открывали кое-где школы 
для детей из народа.

Но общей 
системы начального образования 
не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные 
встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции. 
 

Литература

Обратите внимание

Русская литература первой половины XIX в. — одно из наиболее ярких явлений в истории мировой 
культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и «высоким 
штилем» постепенно вытеснялся новым 
литературным течением — сентиментализмом. Основоположником этого направления 
в русской словесности был 
Н.М.Карамзин.

Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.

Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи».  

Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального 
самосознания вызвал к жизни такое 
литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях 
В.А.

Жуковский часто обращался 
к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и 
сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское 
общество с шедеврами мировой 
литературы — творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др.

Высоким 
гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов — декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.  

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. «…через эпоху Державина, а потом Жуковского, — писал один из выдающихся представителей отечественной философской мысли В.В.

Зеньковский, — приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь — не чуждаясь Запада… но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией». В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.

Важно

Пушкина — М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении «На смерть поэта» общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.

Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.  

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях 
Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное 
влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е 
годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.

Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 — начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева.

Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.  
 

Театр

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» — государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в.

их было несколько — дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники.

В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне — театр им. А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра (ныне — Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I — великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г.

завершилось строительство Большого театра.  

С большим успехом 
шли на сцене такие драматические 
произведения как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского.

Совет

В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты — В.А.Каратыгин — премьер столичной сцены, П.С.

Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.  
 

Значительных успехов 
в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами 
знаменитых французских постановщиков 
Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.  
 

Музыка

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки.

Созданные им оперы «Жизнь за царя» (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась «Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки.

К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев — автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения — в особенности романсы.

По мотивам песен и обрядов была создана его опера «Русалка» — лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского «Каменный гость», написанная на текст А.С.Пушкина.  
 

Источник: http://stud24.ru/history/russkaya-kultura-v-pervoj-polovine/33557-106631-page1.html

Ссылка на основную публикацию